автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Кошкарова, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России"

На правах рукописи

КОШКАРОВА Юлия Александровна

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

4853881

1 О ФЕВ 2011

Краснодар - 2010

4853881

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Лях Валентина Ивановпа

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Волкова Полина Станиславовна

кандидат культурологии, доцент Зассдателева Анна Григорьевна

Ведущая организация: Пермский государственный институт

искусств и культуры

Защита состоится 2011 г. в « /г » часов

на заседании диссертационного совета Д.210.007.02 по специальности 24.00.01 - «Теория и история культуры» в Краснодарском государственном университете культуры и искусств по адресу:

350000, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Текст автореферата размещен на сайте Краснодарского государственного университета культуры и искусств http: //www.kguki.info « JU »ß(> ¿-¿ZtTlJ* 2010 г.

Автореферат разослан « » ЗжаМА 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В.И.Лях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется социокультурной ситуацией, сложившейся в современном мире, и обусловлена возросшим интересом к культуре России как феномену, сущность и истоки которого скрыты в глубинах исторического прошлого страны.

Архетипический образ медведя занимает важное место в духовном наследии народов России, что объясняет повышенный интерес к нему как общенациональному символу страны. Изучение этого концепта актуально для углубленного осмысления проблем современного российского общества и его культуры.

Выявление сущностной характеристики предмета исследования актуализировано в силу того, что он как символическое выражение архаических установок определяет особенности мировоззрения, мироощущения и миропонимания народа, имеет непосредственную связь с формированием психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе, входит в структуру системы его ценностей. Исследуемый концепт содержит архетипические черты, формирующие ментальность россиян и образ России в целом, как внутри, так и за ее пределами.

Чтобы понять суть исследуемой проблемы, надо «заглянуть» в историю, следы которой скрыты глубоко. Они фрагментарны, не раскрывают всего многообразия исследуемого феномена и заставляют обращаться к его гипотетическим реконструкциям в теории и истории культуры.

Актуальность темы работы обусловлена также необходимостью обращения к жанрам народного творчества древнего населения России: охотничьим культам и верованиям, сказкам, традициям почитания языческих богов и православных святых, описания их содержания и раскрытия интегративной основы в контексте современных этнокультурных и социально-политических процессов.

Вышеизложенное актуализировало недостаточную изученность смысловых, структурных оснований и механизмов функционирования архетипического образа медведя в духовной культуре народов России и определило необходимость его культурологического осмысления.

Степень изученности проблемы. Образ медведя издавна привлекает ученых различных направлений гуманитарного знания, о чем свидетельствует обширная источниковая база диссертационной работы.

Так, в исследовании использованы идеи Ф. Боаса, Р. Бенедикт, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского,

Э. Тайлора, Дж. Фрезера, К. Хюбнера, М. Элиаде и др., касающиеся первобытной культуры и религии.

Поворотным моментом в осмыслении изучаемого концепта стало обращение к работам ученых в области аналитической психологии, в частности, к теории архетипов коллективного бессознательного, разработанной К. Юнгом и его последователями. Определенное место данной проблематике уделяется в трудах историко-философского, религиоведческого и этнопсихологического направлений, а также в политических и маркетинговых публикациях. В частности, роль и место архетипов в России описаны Г. Гачевым, К. Касьяновой, И. Мостовой, А. Квакиным, А. Скориком, В. Сторчаком и др.

Особое значение в формировании культурологического аспекта проблемы принадлежит исследованиям современных отечественных культурологов С. Аверинцева, М. Бахтина, Н. Гашевой, П. Гуреви-ча, Г. Драча, М. Кагана, С. Лурье, Э. Маркаряна, В. Найдыша, А. Фли-ера и др., а также диссертационным работам Т. Солониной, И. Цы-реновой и др.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесли историки и этнографы, зафиксировавшие и описавшие культ медведя у народов Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока (И. Авдеев, Е. Алек-сеенко, Н. Гондатти, В. Ионов, А. Каннисто, Е. Крейнович, В. Кулем-зин, Р. Митусова, А. Немтушкин, В. Новицкий, Г. Новицкий, И. Остроумов, Э. Пекарский, И. Смирнов, 3. Соколова, И. Таксами, В. Цветков, М. Шатилов, Л. Штернберг и др.).

Отдельные аспекты образа медведя в древних и современных культурах Сибири, Севера и Дальнего Востока изучены Н. Алексеевым, А. Бадмаевым, А. Бауло, Ф. Болоневым, В. Бутанаевым, А. Ким, П. Косинцевым, С. Мезенцевой, Н. Соломоновой, А. Табаревым, Т. Троицкой, М. Тэминой, Н. Федоровой, Е. Фурсовой, Л. Чиндиной, В. Широковым и др.

В осмыслении сущности, генезиса, особенностей формирования и развития архетипического образа медведя определенный вклад внесли общетеоретические работы отечественных ученых по этнографии (С. Арутюнов, В. Богораз-Тан, Ю. Бромлей, Л. Гумилев, С. Токарев, К. Чистов и др.), семиотике (М. Евлезин, В. Иванов, Ю. Лотман, Е. Мелетинский, Л. Морина, В. Топоров др.), фольклористике (А. Афанасьев, Д. Зеленин, В. Пропп и др.).

Религиозные верования и традиции, связанные с почитанием образа медведя у русского народа изучались по работам Г. Глинки, В. Даля, М. Забылина, А. Кайсарова, А. Коринфского, А. Терещенко и др.

Эмпирическая база диссертации формировалась на материалах, собранных российскими археологами в разные периоды истории: в XIX в.: Н. Новокрещенных, С. Сергеевым, А. Спицыным, Ф. Тепло-уховым и др.; в советский период О. Бадером, В. Генингом, Р. Голди-ной, Л. Голубевой, Л. Грибовой, А. Збруевой, Б. Кониковым, К. Корепа-новым, Н. Мажитовым, В. Матгошенко, В. Могильниковым, В. Моло-диным, В. Мошинской, И. Мягковым, В. Обориным, А. Окладниковым, Ю. Поляковым, Э. Савельевой, А. Сидоровым, А. Смирновым, С. Студзитской, М. Талицким, В. Чернецовым, Г. Черновым, Л. Чин-диной, Д. Эдингом и др.; в настоящее время О. Даниловым, Л. Ли-пиной, Е. Ложкиной, А. Майничевой, И. Октябрьской, Л. Тойдыбе-ковой, М. Чемякиной и др.).

Работы Г. Дзенискевича, В. Кернера, Н. Новикова, Э. Померанцевой, Л. Танкиевой, Б.Успенского и др. по анализу и интерпретации образа медведя в произведениях фольклора (сказки, мифы, обрядовые песни и др.) помогли выделить архетипические черты исследуемого концепта.

Важную лепту в изучение предмета исследования в рамках философско-психоаналитического подхода внесли работы Б. Дороши-на, Л. Ермолаевой, С. Коваленко, А. Куликова и др.

Однако анализ публикаций по выбранной проблеме показал, что степень разработанности ее в рамках теории и истории культуры пока недостаточна, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.

Объект диссертационного исследования — духовная культура России.

Предмет исследования - охотничьи культы и верования народов России, русские народные сказки, традиции почитания языческих богов и православных святых как универсальные мифологемы, реконструирующие архетипический образ медведя.

Цель исследования - разработка модели интегрального архе-типического образа медведя, отражающей трансформацию этого концепта в истории духовной культуры России.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность, генезис и особенности формирования архетипического образа медведя в духовной культуре народов России;

2. охарактеризовать основные направления и подходы к изучению архетипического образа медведя в культурологическом знании;

3. выделить и сопоставить основные модели и мотивы-компоненты интегрального архетипического образа медведя в исследовательском дискурсе культурологии;

4. выявить архетипические основы почитания образа медведя в охотничьих культах и верованиях народов России;

5. осуществить культурологический анализ основных компонентов архетипического образа медведя в русских народных сказках;

6. определить место архетипического образа медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась в результате анализа источников и литературы, методологический статус которых позволил выявить сущностные характеристики архетипического образа медведя в духовной культуре народов России.

Теоретический каркас исследования составили идеи преемственности в развитии истории, философии и культурологии, рассмотренные в их системности, конкретности, историчности, целостности.

Логико-методологические принципы изучения выбранного концепта сформировались под влиянием идей и теорий М. Бахтина, Л. Гумилева, А. Флиера, М. Элиаде, К. Юнга и др.

Историко-философский подход к исследованию образа медведя опирался на работы А. Анисимова, М. Турова, историко-культурный аспект сложился на основе трудов И. Винокуровой, 3. Соколовой, И. Цыреновой, А. Черных, Б. Шойнжонова и др.

Структуралистский подход в исследовании обоснован трудами В. Иванова, В. Топорова, Е. Шмидт.

Компаративистский подход в изучении образа медведя доказывается концепциями российских ученых Б. Васильева, Н. Харузина, Н. Ядринцева и английского этнографа Дж. Фрэзера. Социологический подход обоснован в работах К. Жигульского и др.

Комплексный подход раскрывался в контексте трудов С. Астапова, Т. Волошиной, Н. Воронина, А. Гуры, Д. Зеленина, Ю. Криво-шеева, Е. Левкиевской, Л. Мирончикова, Н. Никольского, В. Петру-хина, В. Проппа, Б. Рыбакова, С. Токарева, В. Чернецова, В.Чичеро-ва и др.

Комплексный и системный подходы позволили расширить исследовательское поле за счет включения в его инструментарий деятель-ностного, аксиологического, семиотического, историко-генетическо-го, структурно-функционального, структурно-типологического, герменевтического подходов. Исследовательская база диссертации формировалась посредством применения методов причинно-следственных связей, аналогии, сравнения, анализа и синтеза, моделирования и реконструкции, а также метода пережитков.

Сформированная теоретико-методологическая основа диссертационной работы конкретизировала и уточнила ее исследовательский аппарат, научную и практическую компетентность.

Эмпирическую базу исследования составили этнографические заметки, описания традиций почитания медведя и проведения медвежьего праздника у народов Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока, произведения фольклора народов России (мифы, легенды, предания, сказки, обрядовые песни и т.д.), результаты археологических раскопок.

Научная новизна диссертационного исследования подтверждается новыми научными результатами, полученными соискателем, которые обусловлены:

1. комплексным и многоаспектным исследованием выбранной проблемы в концептуальной постановке культурологии;

2. выявлением и введением в научный оборот материалов и источников, представляющих конкретно-исторический потенциал теоретических изысканий в рамках обозначенной проблемы в области культурологического знания;

3. использованием интегративного подхода, позволившего осуществить анализ и синтез философско-культурологических, психоаналитических, фольклорно-этнографических, исторических, филологических теорий и концепций с целью определения сущностных характеристик архетипического образа медведя;

4. обоснованием идеи о выделении четырех хронологических этапов в изучении образа медведя, а также определением направлений и подходов в его исследовании с целью систематизации массива источников и научной литературы по проблеме;

5. описанием и анализом охотничьих культов и верований, народных сказок, традиций почитания языческих богов и православных святых у народов России как универсальных мифологем, раскрывающих архетипический образ медведя;

6. выделением алгоритмов и построением модели интегрального архетипического образа медведя, сформировавшейся в процессе трансформации этого концепта в истории развития духовной культуры России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культурологический подход, в силу своего комплексного характера, позволил обобщить, систематизировать и осмыслить результаты исследования архетипического образа медведя, определить его сущность, генезис, выявить особенности формирования в духов-

ной культуре народов России и дать содержательную характеристику этому концепту, сложившуюся на основе синтеза тотемических воззрений и промысловых культов, женских архетипов матери и мудрой старухи, которые, по мере разложения материнского родового строя, заменялись мужскими архетипами отца и мудрого старца, приобретая антропоморфные черты.

2. Анализ источников и научной литературы впервые в культурологическом знании доказал необходимость выделения четырех хронологических этапов в изучении архетипического образа медведя (X - XVIII вв.; XIX в. - начало XX в.; 20-80-е гг. XX в.; 90-е гг. XX в. - начало XXI в.) с целью определения их характерных особенностей, направления развития. Актуальным и перспективным, с нашей точки зрения, стал интегративный подход, позволивший осмыслить процесс формирования архетипического образа медведя и этапы его изучения.

3. Результаты исследования позволили сделать вывод, что структура архетипического образа медведя многоаспектна и включает пять пластов, каждый из которых содержит комплекс архетипических и семантических представлений об этом концепте:

- первый пласт - древнейший глубинный слой, включающий представления о медведе/медведице как генезисе жизни, божестве, породившем эту жизнь;

- второй пласт - включает представления о медведе как тотеме - общем предке - прародителе людей и животных в целом;

- третий пласт связан со слоем рода, в котором медведь -мифический предок и символ рода, духов предков, мертвых;

- четвертый пласт - это слой уровня семьи, в котором медведь является родителем (отец, мать), супругом или ребенком;

- пятый пласт содержит поверхностный слой, где медведь выступает уже как субъект социальных отношений, обладающий определенным социальным статусом и ролью: герой, жрец, царь, судья.

4. В диссертации выделены три модели архетипического образа медведя, впитавшие особенности основных этапов его формирования и развития:

- «классическая» обско-угорская модель;

- «переходная» пермская модель;

- итоговая «трансформированная» русская модель.

Сопоставление мотивов-компонентов образа медведя на примере представленных моделей доказывает, что культ медведя издавна

существовал у предков русского народа. Можно сделать вывод, что интегральный архетипический образ медведя в итоговой «трансформированной» русской модели подвергся значительным изменениям и деформации, пройдя путь от тотемного предка - зверя до христианского святого.

5. В работе дано авторское определение понятию «культ медведя», под которым понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположение» медведя к человеку.

Основными мотивами-компонентами культа медведя являются представления о нем как о зверином предке - потомке небесного отца и мифической земной матери, брачном партнере, существе со сверхспособностями, которое может принимать как облик зверя, так и человека; данные мотивы — компоненты восходят к архетипам отца/ матери, анимы/анимуса, частично тени и мудрого старца. Представления о медведе как хозяине, герое, духе-покровителе, главе духов -предков, восходят к более поздним архетипам дитя, хозяина-царя, героя.

6. Модель интегрального архетипического образа медведя представляет собой многослойный идеальный конструкт, целостную систему, включающую базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс соприкасающихся и тесно переплетающихся мотивов-компонентов, среди которых:

- небесный медведь - организующее начало (божественный прародитель и/или его потомок, он связан с первыми тремя пластами в структуре образа медведя и восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи);

- земной медведь - оборотень (брачный партнер, хозяин и охранитель сферы (лес, горы, дом), медведе - человек, он связан с четвертым и пятым пластами, восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи, анимы/анимуса, героя, хозяина, Тени);

- подземный медведь - хтоническое существо (представитель/ божество нижнего мира или его потомок, он связан с первыми тремя пластами и восходит к архетипам Матери/Отца, мудрого старца/старухи, Тени).

Эта модель представляет собой концентрированное отражение картины мира древнего человека, соединяющая пространство (все

миры и сферы), время (медведь выступает и родителем-предком, и сыном-Героем, и как последующая реинкарнация зверя или человека), а также самость человека как синтез природного, социального и гипостазированного.

На формирование модели интегрального архетипического образа медведя и ее модификаций оказывали влияние процессы, происходящие в духовной жизни народов России. Основные структурные элементы этой модели сложились в процессе культурогенеза и определили особенности материальной и духовной культуры России, в том числе религии, верований, традиций и обычаев, фольклора, менталитета, национального характера, уклада жизни и т.д.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении периодизации, направлений и подходов к изучению архетипического образа медведя на основе анализа и систематизации научной литературы; разработке структуры архетипического образа медведя и выделении составляющих ее пластов, а также формировании модели интегрального архетипического образа медведя как многослойного идеального конструкта, содержащего базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс мотивов-компонентов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекционных курсов по культурологии, философии, отечественной истории, религиоведению, этнологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на международных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: III Международной научно-практической конференции «XX век в истории России: актуальные проблемы» (г.Пенза, 2007 г.); V международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства» (г.Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI в.» (г.Новороссийск, 15-16 июня 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Прошлое, настоящее и будущее России и российского общества» (г.Москва, 2010 г.); межвузовской научной конференции «Культура. Цивилизация. Личность» (г.Краснодар, 2004 г.); межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современности: научные подходы и внедренческие технологии» (г.Новороссийск, 17 мая 2007 г. и 16 октября 2007 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры КГУКИ (Протокол № 4 от 24.11.2010 г.).

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, проводится анализ степени ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, дается характеристика основных теоретико-методологических принципов и подходов, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, формулируется новизна и положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования образа медведя в культурологическом знании» посвящена осмыслению архетипической сущности образа медведя, определению этапов, направлений и подходов в его изучении отечественными и зарубежными исследователями. Также автор выделяет и исследует модели и мотивы-компоненты интегрального архетипического образа медведя.

В первом параграфе первой главы «Архетипический образ медведя: сущность, генезис, особенности формирования» рассмотрены сущностные основы интегрального архетипического образа медведя. Автором выявлены важнейшие базовые архетипы коллективного бессознательного, формирующие первичное ядро архетипического образа медведя. Также выделены архетипические составляющие более позднего происхождения, наслоившиеся на первоначальные компоненты или частично вытеснившие их в процессе развития и трансформации образа медведя.

По мнению диссертанта, генезис и формирование архетипического образа медведя восходит к периоду древнейшей охотничьей культуры, начало почитания образа медведя автор связывает с медвежьими пещерами эпохи палеолита. Отмечая дискуссионный характер вопроса о культовом характере «медвежьих» пещер, автор, для обоснования своей позиции, выделяет архаические черты, берущие начало в палеолитической эпохе и сохранившиеся в традиции почитания медведя в России, к которым отнесены: избирательность сохраняемого остеологического материала; размещение костей в специально оборудованном месте; способ ритуального убийства медведей.

Исследование генезиса и особенностей формирования интегрального архетипического образа медведя показало, что становление данного образа связано с синтезом тотемических воззрений и промысловых культов.

Первооснову образа медведя составляют древнейшие архетипы матери и мудрой старухи, впоследствии вытесненные мужскими архетипами отца и мудрого старика. К центральным компонентам образа медведя также относятся архетипы: тени, анимуса/анимы. В дальнейшем, в ходе историко-культурного развития происходит наслоение на древнейший образ медведя-тотема и покровителя промысла образа духа-хозяина зверей. Период разложения родового строя связан с появлением в структуре образа медведя архетипов жреца, царя и героя.

Особо в структуре исследуемого концепта автором выделен архетип дитя, выступающий в качестве переходного, соединительного звена, синтезирующего старые и новые компоненты в процессе формирования интегрального архетипического образа медведя. Так, архетип дитя, с одной стороны, связан с появлением медвежьего сына в результате священного брака тотема-зверя и человеческого родителя, а, с другой стороны, он тесно переплетается с архетипами героя, жреца и вождя-царя.

Завершающий этап в процессе формирования архетипического образа медведя связан с переходом от присваивающего к производящему типу хозяйства, от охотничье-промыслового типа культуры к аграрной. В результате этого процесса происходит усложнение образа медведя, получившего на этой стадии связь с солярным и растительными культами. Медведя - зооморфного предка (божества) вытесняют его антропоморфные манифестации в образах демонических существ, языческих богов и православных святых.

Автор отмечает, что архетипический образ медведя в мифологии, обрядах и верованиях народов России выступает как образ умирающего и воскресающего тотемного предка - зверя (человеко-зверя) или Бога (богочеловека), отражающий саму природу, с ее логикой и законами развития. Диссертант приходит к выводу, что образ медведя - это центральный интегрирующий компонент картины мира древнего человека, соединяющий пространство (все миры и сферы) и время (медведь выступает и родителем-предком, и сыном-Героем, и как последующая реинкарнация зверя или человека).

Особое внимание в работе обращено на важнейшую гуманистическую составляющую исследуемого концепта, которая связана с

определением места и роли человека в окружающем мире. Тотеми-ческая основа образа медведя позволяет рассматривать зверя и человека как два проявления одного начала (человека-медведя), подчеркнуть в человеке природную составляющую. При этом, образ медведя, соединяя одновременно черты бога и предка, позволяет человеку ощутить собственную причастность к божественному. Диссертант резюмирует, что через образ медведя человеко-зверь трансформируется в богочеловека. По мнению автора, архетипический образ медведя уникален, поскольку представляет собой мировоззренческую квинтэссенцию для древнего человека через синтез пространства, времени, природного, социального и гипостазированного, связывая воедино зверя, Бога и человека.

Во втором параграфе первой главы «Основные направления и подходы к формированию исследовательского поля культурологии в изучении образа медведя» на основе анализа и систематизации работ отечественных и зарубежных исследователей диссертантом выявлены основные направления в изучении образа медведя и определены доминирующие исследовательские подходы. Кроме того, автор выделяет и обосновывает четыре хронологических этапа в истории исследования рассматриваемого концепта.

Периодизация в изучении образа медведя отечественными и зарубежными исследователями включает четыре основных этапа, характеризующихся различной степенью научного интереса к данному концепту, типом исследовательских работ и применяемыми подходами исследования: 1 этап (X - XVIII века) характеризуется сбором фактических сведений о дохристианских верованиях народов России; 2 этап (XIX - начало XX века) связан с появлением отдельных, узкоспециализированных исследований по осмыслению и интерпретации образа медведя, опирающихся на анализ летописей, результаты археологических и фольклорно-этнографических экспедиций; 3 этап (20-80-е гг. XX века) ознаменовал начало применения комплексного подхода к исследованию образа медведя, в этот период осуществляются попытки реконструкции древних верований и обрядов, связанных с почитанием образа медведя на основе компаративной методологии исследования; 4 этап (90-е гг. XX века - начало XXI века) характеризуется появлением работ обобщающего характера, с попытками переосмысления и новой интерпретации образ медведя, в том числе с позиций теории архетипов коллективного бессознательного.

Диссертантом на основе анализа и систематизации массива работ по исследуемой проблеме выделены следующие направления в изучении образа медведя отечественными и зарубежными авторами: этнографическое, археологическое, историческое, культурологическое, фольклорное, философско-религиоведческое, психоаналитическое, лингвистическое, социально-политическое и экономико-психологическое.

Анализ научной литературы позволил автору сделать вывод, что преобладающими подходами в исследовании образа медведя являются: дескриптивный, историко-философский, сравнительный, социологический, семиотический, герменевтический, структурный, комплексный, культурологический, философско-психоаналитический. При этом автор отмечает, что в настоящее время наибольшее количество работ, посвященных исследуемому концепту, представляют собой дескриптивные исследования. Диссертант особо выделил комплексный подход в качестве наиболее перспективного в исследовании архетипического образа медведя как феномена культуры.

В третьем параграфе первой главы «Сущностная характеристика моделей интегрального архетипического образа медведя в контексте культурологического знания» автор выделяет три модификации модели интегрального архетипического образа медведя (классическую, переходную и трансформированную), отражающие основные историко-культурные этапы в развитии данного концепта. Анализ моделей осуществляется через сопоставление набора мотивов-компонентов архетипического образа медведя, характерных для каждой из моделей.

Автор рассматривает синтетическую комплексную модель архетипического образа медведя как результат наслоения и синтеза архе-типических компонентов разного исторического возраста. Под моделью интегрального архетипического образа медведя диссертант понимает многослойный идеальный конструкт, целостную систему, включающую базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс соприкасающихся и тесно переплетающихся мотивов-компонентов.

Диссертант выделяет в структуре модели интегрального архетипического образ медведя несколько пластов, содержащих представления о медведе как: а) истоке жизни и природы; б) тотеме; в) мифическом предке рода; г) члене семьи; д) субъекте социальных отношений.

Автором условно выделено и проанализировано три модификации модели архетипического образа медведя, позволяющих выявить основные этапы развития этого концепта в духовной культуре России. В качестве базовой «классической» модели был взят образ медведя у обских угров, «переходной» моделью послужил образ медведя у пермских финнов, итоговой «трансформированной» моделью стал образ медведя у русского народа. Все модели образа медведя состоят из комплекса мотивов-компонентов (их группировка представлена на основе дополненной и расширенной концепции образа медведя Е.Шмидт).

Сопоставление трех моделей-модификаций интегрального архетипического образа медведя показало, что в каждой из них присутствуют следующие базовые мотивы-компоненты: «брачный партнер», «хозяин леса», «хозяин медвежьего вида», «медведе-человек» (оборотень), «человек и сверхчеловек», «человекоподобное животное», «мифический герой», «благодетель», «охранитель дома». При наложении данных мотивов-компонентов на схему компонентов-архетипов интегрального образа медведя, становится очевидным, что их устойчивость обусловлена архетипической сущностью.

Образ медведя во всех трех, выделенных и рассмотренных диссертантом моделях (классической, переходной и трансформированной), сложен, многокомпонентен и, в силу процессов деформации, трансформации, множественных наслоений, эклектичен. Некоторые мотивы-компоненты образа медведя, характерные для классического медвежьего культа, в пермской и русской моделях утрачены, либо представлены недостаточно четко (потомок небесного божества, потомок лесного существа, потомок человеческой матери, реинкарни-рующая медведица, предок фратрии, реинкарнация человека, дух-покровитель, потомок земного божества и т.д.). Однако вместо них появляются новые мотивы-компоненты: святой, охранитель домашнего скота, хозяин нижнего мира, бог мертвых, проводник в мир мертвых, чёрт.

Автор обращает внимание на важность пермской «переходной» модели в процессе осмысления процесса трансформации архетипического образа медведя в духовной культуре России.

Во второй главе «Трансформация архетипического образа медведя в мифопоэтическом созпании народа» архетипический образ медведя исследуется через его преломление в охотничьих культах и верованиях народов России и сопоставление с более поздней

моделью, отраженной в русских народных сказках, а также в традициях почитания языческих богов и православных святых.

В первом параграфе второй главы «Образ медведя в охотничьих культах и верованиях народов России» автор выявляет архе-типические черты образа медведя в традиционных культах и верованиях. Основное внимание диссертанта сосредоточено на культе медведя у охотничьих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, сохранявшимся у них вплоть до начала XX века и хорошо известном из описаний отечественных и зарубежных исследователей.

Автор определяет культ медведя как поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой на медведя, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположение» медведя к человеку. Помимо обрядовых действий культ медведя включает в себя: ритуальные предметы, изображения медведя; места, где совершаются обряды, связанные с почитанием медведя; тотемические и другие представления о взаимоотношениях людей с медведем, отраженные в фольклоре (мифах, легендах, преданиях).

Основное внимание диссертантом уделено анализу обрядности медвежьего праздника как центрального элемента культа медведя.

Автор отмечает, что изначально культ медведя носил характер тотемического родового обряда. Являясь тотемом, медведь мыслился прародителем, существом близким к человеку, связанным с ним родственными узами. Осознанием высокого «социального» положения медведя была вера в его небесное (божественное) происхождение. Образ медведя на этой стадии воспринимается как божественный предок, мифический и культурный герой, посредник между богом и людьми, призванный следить за порядком на земле и сохранением статус кво. В то же время образ медведя имеет вполне «земные» корни, поскольку, его матерью является земное (подземное) существо (иногда богиня), либо представитель среднего мира.

Зародившись как тотемический, медвежий культ продолжал развиваться как родовой и охотничье - промысловый, как культ плодородия, возрождения и умножения животных, в рамках которого с выделением духов-хозяев образ медведя усложняется, и для охотника он предстает одновременно и зверем, и существом высшего порядка.

С появлением и распространением шаманизма формируется мотив медведя как духа-помощника шамана, который выполнял функции хозяина и главы духов-предков. При этом роль медведя изменяется, становится менее значительной, что связано с подчиненным положением медведя не только хозяину, но и человеку-шаману.

Автор заострил внимание на идеологическом стержне образа медведя - древнейшем мифе об умирающем и воскресающем медведе (звере/Боге). Анализ мифа, содержащего, по сути, базовую модель образа медведя/медведицы, позволяет автору выделить первичные и вторичные архетипические компоненты в структуре этого концепта.

Второй параграф второй главы «Архетипический образ медведя как составной элемент русских пародных сказок» посвящен исследованию трансформации образа медведя через анализ в русских народных сказок.

Архетипический образ медведя по материалам русских сказок предстает несколько противоречивым. Во многом это связано, с различным возрастом сказок о медведе и множеством наслоений возникших под влиянием социальных, экономических, религиозно-идеологических факторов.

Исследование русских сказок и легенд указывает на особую связь человека и медведя, на их родство. Автор отмечает, что в них четко фиксируется связь медведя с человеком. В русских сказках медведь часто выступает как оборотень, человеко-медведь. Сказочные сюжеты, где героями выступают человеко-медведи, отражают древние тотемические воззрения.

Наиболее древними сказками, раскрывающими сущностные основы образа медведя, являются сюжеты о медведе на липовой ноге, восходящие к медвежьему празднику архаических охотников и культу медвежьих лап. В этой сказке медведь выступает как гарант и хранитель традиций, карающий людей за их нарушение.

Автор подробно освещает древнейший мифический сюжет «священного брака», связанный с идеей плодородия и воспроизводства, сохранившийся у русского народа (сюжет сказки «Девушка и медведь»). Медведь в этой сказке воплощает в образной форме архетипы анимы/анимуса в сознании русского человека. Автор обращает внимание на тесную связь этой сказки с ее логическим продолжением в сюжете о чудесном появлении медвежьего героя - Ивашки-Медвежьего Ушка, противостоящего звериному отцу и являющемуся носителем характеристик архетипа Героя.

Изменение роли медведя в хозяйственной жизни народа приводит к утрате некоторых элементов в его образе, что явно прослеживается на примере сказок о животных. Диссертант отмечает, что в сказках о животных образ медведя продолжает сохранять внешнее величие, однако его внутренние качества уже совершенно иные, это приводит к резкому отличию образа медведя - героя мифа от медведя - персонажа сказки о животных. В результате он становится более похожим на человека, чем на божественного предка: из всевидящего и всеслышащего существа медведь превращается в глупое, злое, завистливое, иногда абсолютно наивное существо, решающее все проблемы с позиции силы.

В некоторых сказках о животных медведь продолжает сохранять и ряд традиционных черт своего образа: благородный даритель, мудрый и справедливый судья в спорах животных (в образе медведя -судьи просвечивает архетип Мудрого Старца).

В русских сказках о животных медведь как хозяин леса, покровитель диких и домашних животных, хозяин медвежьего вида (в облике медведя-лешего) сохраняет черты архетипа Хозяина-Царя. Автор обращает внимание на взаимозаменяемость в сказках образов медведя и лешего (воплощающего архетип Тени), что свидетельствует о присутствии в этих образах сходных архетипических черт.

В третьем параграфе второй главы «Мотивы архетипичес-кого образа медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России» автором исследована трансформация архетипического образа медведя в контексте изменения религиозных верований русского населения, особенно с принятием христианства.

Автор отмечает, что архетипический образ медведя прошел через длительный процесс трансформации, подвергся сильному влиянию языческих верований и православия. Образ медведь, воплощая в себе архетип самости, гармонично соединял светлые положительные и отрицательные потусторонние характеристики. Мотивы-компоненты архетипического образа медведя нашли проявление в образах некоторых представителей русской демонологии (лешего, домового) и в почитании языческого бога Велеса. Образы медведя и языческого бога Велеса тесно переплетаются. Их близость проявляется во внешних характеристиках, в имени самого бога как иносказательного названия медведя, в способности Велеса обращаться в медведя. Оба образа смыкаются и в функциональной области: покровительство охотникам и животным, обеспечение плодородия и воспроизводства материаль-

ных благ, связь с подземным миром - миром мертвых, выступление в качестве гарантов клятвы и т.д.

Восприятие образа Велеса-медведя значительно изменилось после принятия христианства на Руси и определялось отрицательным отношением официального православия к языческим верованиям. Тем не менее, некоторые черты языческого Велеса-медведя были ассимилированы образами христианских святых с сохранением, в большей или меньшей мере, их первоначальных функций.

Сопоставление основных мотивов-компонентов, характерных для образа Велеса (как манифестации образа медведя) и православных святых показывает, что процесс трансформации этого образа сопровождается дифференциацией и глубокой специализацией его функций, распределяемых между православными святыми.

Автор обращает внимание, что основной функцией Велеса-медведя, воспринятой православными святыми, являлась охранительная, связанная с идеей покровительства домашним животным. Так, покровителями разных видов домашнего скота стали святые: Власий, Флор и Лавр, Агафья, Спиридоний, Мамонт, Медост, Амвросий, Георгий, Илья, Козьма и Демьян.

По мнению автора, святым, наиболее близким к образу медведя по своим сущностным и функциональным характеристикам является образ Николая Угодника. Мотивы-компоненты интегрального архети-пического образа медведя как духа-покровителя, хозяина леса, охранителя границы сферы, проявляются в функциях святого Николая как покровителя охоты, скотоводства, хозяина диких зверей. Подобно почитанию медведя-Велеса, культ святого Николая в российской православной традиции сложен и противоречив. Он связан с небесным божественным миром, с одной стороны, и миром мертвых, с другой. При этом особый интерес представляет, как ни парадоксально на первый взгляд для православного святого, «потусторонняя» и «демоническая» стороны образа святого Николая Угодника, выступающего в качестве «проводника в мир мертвых». Амбивалентность образа святого Николая как защитника от нечистой потусторонней силы, с одной стороны, и ее представителя - лесного духа, с другой, по мнению диссертанта, восходит к мотиву «хозяина леса», развившегося в мотив «духа-покровителя».

В Заключении диссертации подводятся итоги, обобщаются результаты, формулируются основные выводы работы, проблемы и направления дальнейшего научного поиска.

Основные положения диссертационного исследования

отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ

1.Кошкарова, Ю.А. Концепции образа медведя в фольклоре Прикамья [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Научная мысль Кавказа. Приложение. - Ростов - на - Дону. - 2003. - №7 (48). - С. 176 - 180 (0,2 пл.).

2. Кошкарова, Ю.А. К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. -Белгород, 2009. - № 9 (64). Вып.11. - С. 97 - 102 (0,4 пл.).

3. Кошкарова, Ю.А. Концепции образа медведя в русской мен-тальности [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2010. № 2. Шифр Информре-гистратора: 0421000093\0069. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru /index, php/ 2010-2/212-kulturologia/475-2010-07-01-21-06-09 (0,3 пл.).

4. Кошкарова, Ю.А. Современные подходы к исследованию феномена ментальное™ в отечественной науке [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов - па - Дону. - 2010. - №5. - С.57 - 61 (0,4 пл.).

Другие публикации

5. Кошкарова, Ю.А. Охранительные обряды зоофагических праздников. На примере культа медведя [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Вестник ИМСИТа. - Краснодар. - 2004. - №1-2.- С. 86 - 92 (0,6 пл.).

6. Кошкарова, Ю.А. Святые - заместители Велеса в русской православной народной традиции [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Культура. Цивилизация. Личность. Сборник научных статей межвуз. науч. конференции. Вып. 6. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2004. - С. 129 -137 (0,4 пл.).

7. Кошкарова, Ю.А. Эволюция образа медведя [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Язычество восточных славян: история и современность. Монография. Научное издание / А.И. Данилова, А.Г. Заседателева, А.Ф. Зырянов, Ю.А. Кошкарова; под общ. ред. А.Ф.Зырянова. -Краснодар, 2007. - Гл.2. - С. 89 - 121 (1,4 пл.).

8. Кошкарова, Ю.А. Архетипические образы в современной политике России (на примере образа медведя) [Текст] / Ю.А. Кош-

карова // Актуальные проблемы современности: научные подходы и внедренческие технологии. Сборник статей к межвуз. науч.-практ. конференции (г.Новороссийск 17 мая 2007 г.). - Вып. 1. - Новороссийск: НФ ИМСИТ, 2007. - С. 28 - 37 (0,4 пл.).

9. Кошкарова, Ю.А. Архетипический образ медведя как символ современной России [Текст] / Ю.А. Кошкарова // XX век в истории России: актуальные проблемы: сборник материалов III Междунар. науч.-практ.конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007. - С. 78 - 79 (0,1 пл.).

10. Кошкарова, Ю.А. К вопросу о связи образа медведя с некоторыми представителями нечистой силы в русской народной традиции [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Актуальные проблемы современности: научные подходы и внедренческие технологии. Сборник статей к науч.-практ. конференции (г.Новороссийск 16 октября 2007 г.) / Под общ. ред. В.Шеманина - Вып 2. - Новороссийск, 2007. - С. 30 - 42 (0,6 пл.).

И. Кошкарова, Ю.А. Сакральная символика сюжета сказки «Маша и медведь» [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Семиотика культуры и искусства: Материалы Пятой Междунар. науч.-практ. конференции: В 2 т. (г.Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.). - Краснодар: КГУКИ, 2007. - Т. 1. - С. 47 - 49 (0,2 пл.).

12. Кошкарова, Ю.А. «Русская ментальность» в трудах российских ученых и философов XIX в. [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Вестник ИМСИТа. - Краснодар. - 2009. - №3-4. - С. 25 - 28 (0,3 пл.).

13. Кошкарова, Ю.А. Миф как форма проявления архетипов коллективного бессознательного: теоретико-методологические подходы к исследованию [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI в.: Материалы к междунар. науч.-практ. конференции (г.Новороссийск, 15-16 июня 2010 г.) / Под общ.ред. профессора В.Г. Шеманина. - М.: Изд-во «Этносоци-ум», 2010. - С. 155 - 161 (0,4 пл.).

14. Кошкарова, Ю.А. Архетипический образ медведя в традиционной русской обрядности и обрядовом фольклоре [Текст] / Ю.А. Кошкарова // Прошлое, настоящее и будущее России и российского общества: сб. научных трудов по итогам Междунар. науч.-практ. конференции. - М.: ИД «АТИСО», 2010. - С. 28 - 41 (0,6 пл.).

Всего - 6,3 п.л.

ЗАО «Альфа-Полиграф +» Бумага офсетная 80 г/м2. Формат бумаги 60*841/16 Заказ № 501. Тираж 110 экз.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Кошкарова, Юлия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МЕДВЕДЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ.

1.1 Архетипический образ медведя: сущность, генезис, особенности формирования.

1.2 Основные направления и подходы к формированию исследовательского поля культурологии в изучении образа медведя.

1.3 Сущностная характеристика моделей интегрального архетипического образа медведя в контексте культурологического знания.

ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЕДВЕДЯ В МИФОПОЭТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА.

2.1 Образ медведя в охотничьих культах и верованиях народов России.

2.2 Архетипический образ медведя как составной элемент русских народных сказок.

2.3 Мотивы архетипического образа медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по культурологии, Кошкарова, Юлия Александровна

Актуальность темы исследования определяется социокультурной ситуацией, сложившейся в современном мире, и обусловлена возросшим интересом к культуре России как феномену, сущность и истоки которого скрыты в глубинах исторического прошлого страны.

Архетипический образ медведя занимает важное место в духовном наследии народов России, что объясняет повышенный интерес к нему как общенациональному символу страны. Изучение этого концепта актуально для углубленного осмысления проблем современного российского общества и его культуры.

Выявление сущностной характеристики предмета исследования актуализировано в силу того, что он как символическое выражение архаических установок определяет особенности мировоззрения, мироощущения и миропонимания народа, имеет непосредственную связь с формированием психических реакций человека в процессе социализации и идентификации в обществе, входит в структуру системы его ценностей. Исследуемый концепт содержит архетипические черты, формирующие ментальность россиян и образ России в целом, как внутри, так и за ее пределами.

Чтобы понять суть исследуемой( проблемы, надо «заглянуть» в историю, следы которой скрыты глубоко. Они фрагментарны, не раскрывают всего многообразия-исследуемого феномена и заставляют обращаться к его гипотетическим реконструкциям в теории и истории культуры.

Актуальность темы-работы обусловлена также необходимостью обращения, к жанрам народного творчества древнего населения России: охотничьим культам и верованиям, сказкам, традициям почитания языческих богов и православных святых, описания их содержания и раскрытия интегра-тивной основы в контексте современных этнокультурных и социально-политических процессов.

Вышеизложенное актуализировало недостаточную изученность смысловых, структурных оснований и механизмов функционирования архетипи-ческого образа медведя в духовной культуре народов России и определило необходимость его культурологического осмысления.

Степень изученности проблемы. Образ медведя издавна привлекает ученых различных направлений гуманитарного знания, о чем свидетельствует обширная источниковая база диссертационной работы.

Так, в исследовании использованы, идеи Ф. Боаса, Р. Бенедикт, Э. Кас-сирера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Э. Тайлора, Дж. Фрезера, К. Хюбнера, М. Элиаде и др., касающиеся первобытной культуры и религии.

Поворотным моментом в осмыслении изучаемого концепта стало обращение к работам ученых в области аналитической психологии, в частности, к теории архетипов коллективного бессознательного, разработанной К. Юнгом и его последователями. Определенное место данной проблематике уделяется в трудах историко-философского, религиоведческого и этнопсихологического направлений, а также в политических и маркетинговых публикациях. В частности, роль и место архетипов в России описаны Г. Гачевым, К. Касьяновой, И. Мостовой, А. Квакиным, А. Скориком, В. Сторчаком и др.

Особое значение в формировании культурологического аспекта проблемы принадлежит исследованиям современных отечественных культурологов С. Аверинцева, М. Бахтина, Н. Гашевой, П. Гуревича, Г. Драча, М. Кагана, С. Лурье, Э. Маркаряна, В. Найдыша, А. Флиера и др., а также диссертационным работам Т. Солониной, И. Цыреновой и др.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесли историки и этнографы, зафиксировавшие и описавшие культ медведя у народов Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока (И. Авдеев, Е. Алексеенко, Н. Гондатти, В. Ионов, А. Каннисто, Е. Крейнович, В. Кулемзин, Р. Митусова, А. Немтуш-кин, В. Новицкий, Г. Новицкий, И. Остроумов, Э. Пекарский, И. Смирнов, 3. Соколова, И. Таксами, В. Цветков, М. Шатилов, Л. Штернберг и др.).

Отдельные аспекты образа медведя в древних и современных культурах Сибири, Севера и Дальнего Востока изучены Н. Алексеевым, А. Бадмае-вым, А. Бауло, Ф. Болоневым, В. Бутанаевым, А. Ким, П. Косинцевым, С. Мезенцевой, Н. Соломоновой, А. Табаревым, Т. Троицкой, М. Тэминой, Н. Федоровой, Е. Фурсовой, Л. Чиндиной, В. Широковым и др.

В осмыслении сущности, генезиса, особенностей формирования и развития архетипического образа медведя определенный вклад внесли общетеоретические работы отечественных ученых по этнографии (С. Арутюнов, В. Богораз-Тан, Ю. Бромлей, Л. Гумилев, С. Токарев, К. Чистов и др.), семиотике (М. Евлезин, В. Иванов, Ю. Лотман, Е. Мелетинский, Л. Морина, В. Топоров др.), фольклористике (А. Афанасьев, Д. Зеленин, В. Пропп и др.).

Религиозные верования и традиции, связанные с почитанием образа медведя у русского народа изучались по работам Г. Глинки, В. Даля, М. За-былина, А. Кайсарова, А. Коринфского, А. Терещенко и др.

Эмпирическая база диссертации формировалась на материалах, собранных российскими археологами в разные периоды истории: в XIX в.: Н. Новокрещенных, С. Сергеевым, А. Спицыным, Ф. Теплоуховым и др.; в советский период О. Бадером, В. Генингом, Р. Голдиной, Л. Голубевой, Л. Грибовой, А. Збруевой, Б. Кониковым, К. Корепановым, Н. Мажитовым, В: Ма-тюшенко, В. Могильниковым, В. Молодиным, В. Мошинской, И. Мягковым, В. Обориным, А. Окладниковым, Ю. Поляковым, Э. Савельевой, А. Сидоровым, А. Смирновым, С. Студзитской, М. Талицким, В. Чернецовым, Г. Черновым, Л. Чиндиной, Д. Эдингом и др.; в настоящее время О. Даниловым, Л. Липиной, Е. Ложкиной, А. Майничевой, И. Октябрьской, Л. Тойдыбековой, М. Чемякиной и др.).

Работы Г. Дзенискевича, В. Кернера, Н. Новикова, Э. Померанцевой, Л. Танкиевой, Б.Успенского и др. по анализу и интерпретации образа медведя в произведениях фольклора (сказки, мифы, обрядовые песни и др.) помогли выделить архетипические черты исследуемого концепта.

Важную лепту в изучение предмета исследования в рамках философ-ско-психоаналитического подхода внесли работы Б. Дорошина, Л. Ермолаевой, С. Коваленко, А. Куликова и др.

Однако анализ публикаций, по выбранной проблеме показал, что степень разработанности ее в рамках теории и истории культуры пока недостаточна, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.

Объект диссертационного исследования — духовная культура России.

Предмет исследования - охотничьи культы и верования народов России, русские народные сказки, традиции почитания языческих богов и православных святых как универсальные мифологемы, реконструирующие архе-типический образ медведя.

Цель исследования — разработка модели интегрального архетипического образа медведя, отражающей трансформацию этого концепта в истории духовной культуры России.

Задачи исследования:

1. раскрыть, сущность, генезис и особенности формирования архетипического образа медведя в духовной культуре народов России;

2. охарактеризовать основные направления и подходы к изучению архетипического образа медведя в культурологическом знании;

3. выделить и сопоставить основные модели и мотивы-компоненты, интегрального архетипического образа медведя в исследовательском дискурсе культурологии;

4. выявить архетипические основы почитания образа медведя в охотничьих культах и верованиях народов России;

5. осуществить культурологический/ анализ; основных компонентов архетипического образа медведя в русских народных сказках;

6. определить место архетипического образа, медведя в традициях почитания языческих богов и православных святых в России.

Теоретико-методологическая основа исследования сложилась в результате анализа источников и литературы, методологический статус которых позволил выявить сущностные характеристики архетипического образа медведя в духовной культуре народов России.

Теоретический каркас исследования составили идеи преемственности в развитии истории, философии и культурологии, рассмотренные в их системности, конкретности, историчности, целостности.

Логико-методологические принципы изучения выбранного концепта сформировались под влиянием идей и теорий М. Бахтина, Л. Гумилева, А. Флиера, М. Элиаде, К. Юнга и др.

Историко-философский подход к исследованию образа медведя опирался на работы А. Анисимова, М. Турова, историко-культурный аспект сложился на основе трудов И. Винокуровой, 3. Соколовой, И. Цыреновой, А. Черных, Б. Шойнжонова и др.

Структуралистский подход в исследовании обоснован трудами В.- Иванова, В. Топорова, Е. Шмидт.

Компаративистский подход в изучении образа медведя доказывается концепциями российских ученых Б. Васильева, Н. Харузина, Н. Ядринцева и английского этнографа Дж. Фрэзера. Социологический подход обоснован в работах К. Жигульского и др.

Комплексный подход раскрывался в контексте трудов С. Астапова, Т. Волошиной, Н. Воронина, А. Гуры, Д. Зеленина, Ю. Кривошеева, Е. Левки-евской, Л. Мирончикова, Н. Никольского, В. Петрухина, В. Проппа, Б. Рыбакова, С. Токарева, В. Чернецова, В.Чичерова и др.

Комплексный и системный подходы позволили расширить исследовательское поле за счет включения в его инструментарий деятельностного, аксиологического, семиотического, историко-генетического, структурно-функционального, структурно-типологического, герменевтического подходов. Исследовательская база диссертации формировалась посредством применения методов причинно-следственных связей, аналогии, сравнения, анализа и синтеза, моделирования и реконструкции, а также метода пережитков.

Сформированная теоретико-методологическая основа диссертационной работы конкретизировала и уточнила ее исследовательский аппарат, научную и практическую компетентность.

Эмпирическую базу исследования составили этнографические заметки, описания традиций почитания медведя и проведения медвежьего праздника у народов Урала, Сибири, Севера'и Дальнего Востока, произведения фольклора народов России (мифы, легенды, предания, сказки, обрядовые песни и т.д.), результаты археологических раскопок.

Научная новизна диссертационного исследования подтверждается новыми научными результатами, полученными соискателем, которые обусловлены:

1. комплексным и многоаспектным исследованием выбранной проблемы в концептуальной постановке культурологии;

2. выявлением и введением в научный оборот материалов и источников, представляющих конкретно-исторический потенциал теоретических изысканий в рамках обозначенной проблемы в области культурологического знания;

3. использованием интегративного подхода, позволившего осуществить анализ и синтез философско-культурологических, психоаналитических, фолыслорно-этнографических, исторических, филологических теорий и концепций с целью определения сущностных характеристик архетипического образа медведя;

4. обоснованием идеи о выделении четырех хронологических этапов в изучении образа медведя, а также определением направлений и подходов в его исследовании с целью систематизации массива источников и научной литературы по проблеме;

5. описанием и анализом охотничьих культов и верований, народных сказок, традиций почитания языческих богов и православных святых у народов России как универсальных мифологем, раскрывающих архетипический образ медведя;

6. выделением алгоритмов и построением модели интегрального архе-типического образа медведя, сформировавшейся в процессе трансформации этого концепта в истории развития духовной культуры России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Культурологический подход, в силу своего комплексного характера, позволил обобщить, систематизировать и осмыслить результаты исследования архетипического образа медведя, определить его сущность, генезис, выявить особенности формирования в духовной культуре народов России и дать содержательную характеристику этому концепту, сложившуюся на основе синтеза тотемических воззрений и промысловых культов, женских архетипов матери и мудрой старухи, которые, по мере разложения материнского родового строя, заменялись мужскими архетипами отца и мудрого старца, приобретая антропоморфные черты.

2. Анализ источников и научной литературы впервые в культурологическом знании доказал необходимость выделения четырех хронологических этапов в изучении архетипического образа медведя (X - XVIII вв.; XIX в. -начало XX в.; 20-80-е гг. XX в.; 90-е гг. XX в. - начало XXI в.) с целью определения их характерных особенностей, направления развития. Актуальным и перспективным, с нашей точки зрения, стал интегративный' подход, позволивший осмыслить процесс формирования архетипического образа медведя и этапы его изучения.

3. Результаты исследования позволили сделать вывод, что структура архетипического образа медведя многоаспектна и включает пять пластов, каждый из которых содержит комплекс архетипических и семантических представлений об этом концепте:

- первый пласт - древнейший глубинный слой, включающий представления о медведе/медведице как генезисе жизни, божестве, породившем эту жизнь;

- второй пласт - включает представления о медведе как тотеме - общем предке - прародителе людей и животных в целом;

- третий пласт связан со слоем рода, в котором медведь — мифический предок и символ рода, духов предков, мертвых;

- четвертый пласт - это слой уровня семьи, в котором медведь является родителем (отец, мать), супругом или ребенком; I

- пятый пласт содержит поверхностный слой, где медведь выступает уже как субъект социальных отношений, обладающий определенным социальным статусом и ролью: герой, жрец, царь, судья. 4. В диссертации выделены три модели архетипического образа медведя, впитавшие особенности основных этапов его формирования и развития:

- «классическая» обско-угорская модель;

- «переходная» пермская модель;

- итоговая «трансформированная» русская модель.

Сопоставление мотивов-компонентов образа медведя на примере представленных моделей доказывает, что культ медведя издавна существовал у предков русского народа. Можно сделать вывод, что интегральный архети-пический образ медведя в итоговой «трансформированной» русской модели подвергся значительным изменениям и деформации, пройдя путь от тотемного предка - зверя до христианского святого

5. В работе дано авторское определение понятию «культ медведя», под которым понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположение» медведя к человеку.

Основными мотивами-компонентами культа медведя являются представления о нем как о зверином предке - потомке небесного отца и мифической земной матери, брачном партнере, существе со сверхспособностями, которое может принимать как облик зверя, так и человека; данные мотивы -компоненты восходят к архетипам отца/матери, анимы/анимуса, частично тени и мудрого старца. Представления о медведе как хозяине, герое, духепокровителе, главе духов - предков, восходят к более поздним архетипам дитя, хозяина-царя, героя.

6. Модель интегрального архетипического образа медведя представляет собой многослойный идеальный конструкт, целостную систему, включающую базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс соприкасающихся и тесно переплетающихся мотивов-компонентов, среди которых:

- небесный медведь - организующее начало (божественный прародитель и/или его потомок, он связан с первыми тремя пластами в структуре образа медведя и восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи);

- земной медведь - оборотень (брачный партнер, хозяин и охранитель сферы (лес, горы, дом), медведе - человек, он связан с четвертым и пятым пластами, восходит к архетипам Отца/Матери, мудрого старца/старухи, ани-мы/анимуса, героя, хозяина, Тени);

- подземный медведь — хтоническое существо (представитель/божество нижнего мира или его потомок, он связан с первыми тремя пластами и восходит к архетипам Матери/Отца, мудрого старца/старухи, Тени).

Эта модель представляет собой концентрированное отражение картины мира древнего человека, соединяющая пространство (все миры и сферы), время (медведь выступает и родителем-предком, и сыном-Героем, и как последующая реинкарнация зверя или человека), а также самость человека как синтез природного, социального и гипостазированного.

На формирование модели интегрального архетипического образа медведя и ее модификаций оказывали влияние процессы, происходящие в духовной жизни народов России. Основные структурные элементы этой модели сложились в процессе культурогенеза и определили особенности материальной и духовной культуры России, в том числе религии, верований, традиций и обычаев, фольклора, менталитета, национального характера, уклада жизни и т.д.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении периодизации, направлений и подходов к изучению архетипического образа медведя на основе анализа и систематизации научной литературы; разработке структуры архетипического образа медведя и выделении составляющих ее пластов, а также формировании модели интегрального архетипического образа медведя как многослойного идеального конструкта, содержащего базовые человеческие архетипы, проявляющиеся через комплекс мотивов-компонентов.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекционных курсов по культурологии, философии, отечественной истории, религиоведению, этнологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на международных и межвузовских научных и научно-практических конференциях: III Международной научно-практической конференции «XX век в истории России: актуальные проблемы» (г.Пенза, 2007 г.); V международной научно-практической конференции «Семиотика культуры и искусства» (г.Краснодар, 2-6 ноября 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI в.» (г.Новороссийск, 15 - 16 июня 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Прошлое, настоящее и будущее России и российского общества» (г.Москва, 2010 г.); межвузовской научной конференции «Культура. Цивилизация. Личность» (г.Краснодар, 2004 г.); межвузовских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современности: научные подходы и внедренческие технологии» (г.Новороссийск, 17 мая 2007 г. и 16 октября 2007 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры КГУКИ (Протокол № 4 от 24.11.2010 г.).

Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С глубокой древности и до наших дней образ медведя занимает видное место среди мифологических героев, это один из самых распространенных и наиболее древних образов религиозных верований, обрядности и фольклора в культурном пространстве России.

Данный концепт издавна привлекает к себе внимание ученых. Его научное исследование насчитывает более чем двухвековую историю. Образ медведя являлся объектом фольклорно-этнографических, археологических, историко-культурных, религиоведческих, искусствоведческих, лингвистических, психоаналитических исследований.

Преобладающими подходами в исследовании образа медведя являются: дескриптивный, историко-философский, социологический, семиотический, компаративный, герменевтический, структурный, комплексный, культурологический, философско-психоаналитический.

Исследование образа медведя как феномена культуры предполагает применение интегративного и комплексного подходов, позволяющих наиболее полно раскрыть архетипическую сущность этого концепта.

Формирование архетипического образа медведя уходит корнями в глубокую древность, в доязыковую эпоху. Начало почитания образа медведя связано с медвежьими пещерами палеолита, в которых в значительных количествах найдены останки пещерных медведей, в том числе захороненных с применением специальных ритуалов.

Генезис архетипического образа медведя связан с синтезом тотемиче-ских воззрений и промысловых культов. Поклонение медведю издревна носило характер зоофагического культа.

Центральным элементом культа является медвежий праздник как комплекс обрядов, связанных с убийством медведя, поеданием его туши, ритуальным уходом за костями и черепом животного с целью последующего возрождения медвежьей особи, а так же с совершением различного рода умилостивительных обрядов с целью обеспечения благоприятного расположения медведя. Идеологическим стержнем культа медведя являлся древнейший миф об умирающем и воскресающем звере/Боге.

Архетипический образ медведя, рассмотренный нами на примере охотничьих народов России, формируется в рамках тотемических верований, переплетающихся с идеями плодородия и умножения животных промыслового культа. Основными мотивами-компонентами образа медведя у охотничьих народов России являются представления о нем как о зверином предке — потомке небесного отца и мифической земной матери, брачном партнере, существе со сверхспособностями, которое может принимать как облик зверя, так и человека. Данные мотивы-компоненты восходят к архетипам Отца/Матери, анимы/анимуса, частично Тени и Мудрого Старца. Отметим, что первоначальную базовую модель интегрального архетипического образа медведя составляют женские архетипы матери и мудрой старухи, которые, по мере разложения материнского родового строя, заменяются соответственно мужскими архетипами отца и мудрого старца.

Представления о медведе как хозяине, мифическом и культурном герое, духе-покровителе, главе духов — предков, восходящих к архетипам хозяина-Царя, Героя, являются более поздними пластами в образе медведя. Так, на образ зооморфного хозяина медвежьего вида, выросшего из образа тотема-покровителя охотничьего промысла, наслаиваются архетипы жреца, царя и героя, у которых преобладают антропоморфные черты, а от старых архетипов остаются сверхъестественные возможности и способность к оборотниче-ству.

Архетип дитя, в силу своей специфики, выступает в качестве переходного, соединительного звена, синтезирующего старые и новые архетипы в процессе формирования интегрального архетипического образа медведя. Не случайно легенды, главным героем которых выступает медведе-человек, в качестве предистории содержат сюжет его чудесного рождения в результате священного брака тотема-зверя и человеческого родителя, а, в дальнейшем, архетип «дитя» сращивается с архетипами героя, жреца и вождя-царя.

Постепенный отход роли охоты на второй план, вытеснение родовых охотничье-промысловых культов аграрными приводит к антропоморфизации и усложнению образа медведя, получившего на этой стадии связь с солярным и растительными культами. Архетипические идеи круговорота жизни и смерти в природе, плодородия, возрождения животных - важнейшие характеристики образа медведя как нельзя лучше были востребованы у народов, основой хозяйства которых становится земледелие и скотоводство.

Наиболее явно это представлено в «пермской» и «русской» моделях архетипического образа медведя. Пермская «переходная» модель образа медведя, на наш взгляд, представляет собой важное для исследователя промежуточное звено в процессе трансформации интегрального образа медведя. Впрочем, и «классическая» обская модель была взята нами за некий эталон, точку отсчета достаточно условно, поскольку исследование ее этнографами и фольклористами началось уже в несколько деформированном виде. Сопоставление классического и переходного вариантов почитания медведя с фольклорными данными, археологическим материалом и представлениями о медведе у русских, позволяет предположить, что культ медведя некогда в древности существовал у славянского населения - предков русского народа.

Интегральный архетипический образ медведя в итоговой русской модели является результатом длительной трансформации, он подвергся значительным изменениям, наслоениям, деформации, пройдя путь от тотемного предка - зверя до христианского святого.

Архетипический образ медведя, анализируемый по материалам русских сказок, предстает несколько противоречивым, поскольку в нем переплетены отголоски былого могущества, величия и силы с сатирическим подходом к персонажу сказок о животных.

Наиболее древними сказками, раскрывающими сущностные основы образа медведя, являются сюжеты о медведе на липовой ноге, восходящие к медвежьему празднику архаических охотников и культу медвежьих лап. В этой сказке медведь выступает как гарант и хранитель традиций, карающий людей за их нарушение.

К древнейшему мифическому сюжету «священного брака», связанного с идеей плодородия и воспроизводства, восходит сюжет сказки «Девушка и медведь», воплощающий в образной форме архетипы анимы/анимуса в сознании русского человека. Ее традиционным продолжением являлся сюжет о появлении медвежьего героя (Ивашка-Медвежье Ушко), противостоящего звериному отцу, выполнявшего защитные функции в обществе, являющемся носителем характеристик архетипа Героя. Древние тотемические воззрения и идеи оборотничества отражают сказки, героем которых является медведе-человек.

Изменение роли медведя в хозяйственной жизни народа приводит к утрате некоторых элементов в образе самого медведя, что ясно прослеживается на примере сказок о животных. В сказках о животных образ медведя, как и в мифах, продолжает сохранять внешнее величие, однако внутренние качества его уже совершенно иные, что приводит к резкому отличию образа медведя -героя мифа от медведя - персонажа сказки о животных. Он становится более похожим на человека, чем на божественного предка.

В русских сказках о животных медведь как хозяин леса, покровитель диких и домашних животных, хозяин медвежьего вида сохраняет черты архетипа Хозяина-Царя и Мудрого Старца. В то же время взаимозаменяемость в сказках образов медведя и лешего (воплощающего архетип Тени) свидетельствует о присутствии в этих образах сходных архетипических черт.

Огромный пласт русского фольклорно-этнографического материала указывает на то, что медведь связан в народных представлениях с нечистой силой. Леший и домовой отождествлялись с медведем внешне и функционально; вероятно, оба духа-хозяина являются результатом дифференциации образа некогда единого мифического (медвежьего) существа — тотемного предка, покровителя рода и хозяйственной деятельности.

Образы, медведя и языческого бога Белеса тесно переплетаются. Их близость проявляется во внешних характеристиках, в имени самого бога и как иносказательного названия медведя, в способности Белеса обращаться в медведя. Оба образа смыкаются и в функциональной области: покровительство охотникам и животным, обеспечение плодородия и воспроизводства материальных благ, связь с подземным миром - миром мертвых, выступление в качестве гарантов клятвы и т.д. /

С принятием христианства и возникновением на Руси феноменам двоеверия, полного поглощения всего многообразия функций Велеса-медведя каким-либо одним православным святым не; произошло;: его функции; и черты наследуются и распределяются между целым рядом святых. Наиболее четко характерные мотивы архетипического образа медведя просвечивают сквозь лики святых Власия, Флора и Лавра,. Николая Угодника, Георгия и Ильи.

Изменения в образе медведя были тесно связаны с изменением форм хозяйственной жизни народов (переход от охоты к скотоводству и; земледелию), определявших изменение в их духовной сфере; Однако общая символическая составляющая данного концепта сохранилась,^поскольку в ее основе лежат важнейшие универсальные архетипы коллективного бессознательного.

Сопоставление моделей-модификаций интегрального архетипического образа медведя у народов, почитавших его, но находящихся на разных стадиях социально-экономического развития, позволяет восстановить «недостающие» компоненты•, образа медведя, что позволяет понять, осмыслить, а, по возможности, реконструировать его культ, проследить основные направления и этапы трансформации данного образа в духовном пространстве России.

Полифункциональность и устойчивость , архетипического; образа.' медведя свидетельствует о его важном месте в духовной культуре и ментально-сти народов России. Образ медведя популярен в России до сих пор: медведь -герой множества сказок и песен, он присутствует на гербах российских городов и в топонимике. Более того, не случайно известная политическая партия современной России сделала медведя своим символом.

Архетипический образ медведя в современной России, по сути, является проекцией исторической народной памяти об архетипическом «идеальном» медведе-первопредке, медведе-богочеловеке, поэтому в отношении к нему присутствует огромная симпатия и уважение. Медведь, в полной мере, выступает одновременно как внешний и внутренний образ россиянина, поэтому архетипический образ медведя «обречен» на длительное существование в качестве символа общероссийского масштаба.

 

Список научной литературыКошкарова, Юлия Александровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Источники и научная литература

2. Аарне, А. Этюды в области финских сказок Текст. / А. Аарне // Этнографическое обозрение. 1892. - № 2. - С. 125-126.

3. Абрамян, Л. Первобытный праздник и мифология Текст. / Л. Абрамян. Ереван: Изд-во Академии Наук Армянской ССР, 1983.

4. Авдеев, И.И. Песни народа манси Текст. / И.И. Авдеев. Омск: Обл-гиз, 1936.

5. Аверинцев, С.С. «Аналитическая психология» К.- Г. Юнга и закономерности творческой фантазии Текст. / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. 1970. - №3. - С.113-143.

6. Аверинцев, С.С. Архетипы Текст. / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980.-Т. 1.-С.110- 111.

7. Аврорин, В.А. Орочские сказки и мифы Текст. / В.А. Аврорин. Новосибирск: Наука, 1966.

8. Аврорин, В.А. Представления орочей о вселенной, о переселении душ и путешествиях шаманов, изображенные на «карте» Текст. / В.А. Аврорин, И.И. Козьминский // Сборник Музея Антропологии и Этнографии Л.: Наука, 1949. - Т. 11. - С. 324 - 334.

9. Айхенвальд, А.Ю. реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов Текст. / А.Ю. Айхенвальд, В.Я. Петрухин, Е.А. Хелимский // Балто-славянские исследования 1981. М.: Наука, 1982.-С. 162-192.

10. Акцорин, В.А. Марийский фольклор. Мифы, легенды, предания Текст. / Составитель В.А. Акцорин, под ред. С.С. Сабитовой. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1991.

11. Алексеев, A.A. Забытый мир предков (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья) Текст. / A.A. Алексеев. -Якутск: КИФ «Ситим», 1993.

12. Алексеев, H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. Текст. / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1975.

13. Алексеенко, Е.А. Культ медведя у кетов Текст. / Е.А. Алексеенко // Советская этнография. i960. - №4. - С.90 - 103.

14. Алексеенко, Е.А. Мифы, предания, сказки кетов Текст. / Е.А. Алексеенко М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

15. Алексеенко, Е.А. Представления кетов о мире Текст. / Е.А. Алексеенко // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.). Отв. ред. И.С. Вдо-вин. - Л.: Наука, 1976. - С.67-105.

16. Андреев, А.Л. Национальный менталитет и политика Текст. // Политическая психология / А.Л. Андреев. М.: Весь мир, 2002. - Гл. 5.

17. Андреева, Е.Г. Древние млекопитающие по археологическим материалам Среднего Поволжья и Верхнего Прикамья Текст. / Е.Г. Андреева, А.Г. Петренко // Из археологии Волго Камья. - Казань, 1976.19,20,21