автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун
Полный текст автореферата диссертации по теме "Архитектурные особенности буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун"
На правах рукописи УДК: 726.03
ЮЙ БО
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКИХ
И ДАОССКИХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН
Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
2 7 НОЯ 20К
005555875
Санкт - Петербург 2014
005555875
Работа выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры живописи Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Анчуков Сергей Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник отдела античного мира Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж» Петракова Анна Евгеньева
кандидат архитектуры, архитектор, доцент кафедры истории и теории архитектуры Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета Гранстрем Мария Александровна
Ведущая организация:
Российская академия художеств Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина»
Защита состоится 24 декабря 2014 года в 13.00 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.11, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.48, корп.6, ауд.49.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5 и на сайте университета по адресу:
http://disser.herzen.spb.ru/Preview/Karta/karta 000000107.html
Автореферат разослан « ^ Уг " ' ^ -. 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного cobs' / Сечин Александр Георгиевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертационное исследование посвящено изучению архитектуры буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун (Китайская Народная Республика). Работа направлена на выявление этноконфессиональных и географических особенностей распределения и расположения храмовых комплексов, сопоставление принципов и приемов организации храмового пространства, сравнение региональных особенностей скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун.
Актуальность исследования
Система китайской архитектуры формировалась на протяжении многих тысяч лет, и сегодня она по праву считается важной частью мирового архитектурного наследия.
Можно констатировать заметно возрастающий интерес российских и китайских исследователей к храмовой архитектуре. Растет число научных работ, освещающих проблематику связи архитектуры с окружающей средой, что указывает на актуальность этой темы. Однако не существует комплексного исследования, посвященного различным вопросам истории создания, сегодняшним проблемам сохранения и реставрации буддийских и даосских храмовых комплексов приморских районов провинции Шаньдун.
Изучение особенностей архитектуры буддийских и даосских храмовых комплексов и истории их создания представляется особенно важным из-за трудностей, с которыми сталкиваются специалисты при реставрации исторических сооружений, при восстановлении первоначального вида архитектурного объекта, утратившего часть элементов, а также для поддержания изменяющегося со временем естественным образом ландшафта. Выявление закономерностей расположения храмовых комплексов и описание их художественной уникальности, установление видового своеобразия конструктивных и декоративных элементов буддийских и даосских храмовых комплексов позволяют воспроизвести первоначальный художественный замысел строителей даже при значительной руинизации объектов, а помимо этого позволяют поддерживать архитектурный объект в соответствии с первоначальной концепцией его создания.
Поставленная зодчими прошлого задача создания целостного пространства храмового комплекса, где человек ощущает себя гармонично с природой, архитектурой и скульптурным и декоративным убранством, актуальна и в наши дни, так как современная архитектурная среда зачастую не только не обладает гармонизирующим воздействием на человека, но, наоборот, деформирует личность.
Утрачиваются культура и опыт создания буддийских и даосских храмовых комплексов как произведений китайской религиозной архитектуры. Поэтому в данном исследовании храмовый комплекс в искусстве храмовой архитектуры рассматривается не только как памятник, обладающий истори-
з
ческой и типологической ценностью, но и как система гармонизации храмового пространства, в которой акцентируются религиозные, этические и эстетические чувства монахов и паломников.
Состояние и степень изученности проблемы
Каждая система мировидения в любую эпоху состояла из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, правильное понимание которых необходимо для адекватного восприятия разнородных обществ. В Китае среди этих элементов ключевое место занимают идеи о пространстве, на основе которых построена теория китайской традиционной архитектуры. Именно поэтому адекватное понимание пространственных представлений необходимо для продуктивного анализа и четкого воссоздания духовной культуры данного народа. Вот почему исследование даосской и буддийской архитектурных традиций приобретает еще большую важность и ценность.
Изучение китайской религиозной архитектуры является необходимым условием адекватного понимания китайской культуры в целом. В связи с этим многие исследователи в Китае и за его пределами интересовались вопросами именно китайской архитектуры. Сведения, имеющие существенную значимость для освещения данной темы, приводятся в работах таких российских исследователей, как Е. А. Ащепков, Е. А. Блинова, Н. А. Виноградова, О. Н. Глухарева, М. А. Козлова, М. Е. Кравцова, Б. Н. Куликов и др.
При написании данной работы также использовались доступные автору научные статьи. Наиболее значимыми оказались статьи М. Ю. Шевченко «Восточное Чжоу - эпоха формирования вековых архитектурных традиций Китая», С. В. Филонова «Даосский монастырь как невербальный текст китайской культуры», П. Приходько «Типизация и сборность в архитектуре Китая» и др.
Кроме того, очень полезными при написании работы оказались общие труды по культуре, религии и истории Китая российских и западных китаеведов, среди которых такие выдающиеся ученые-китаеведы, как В. М. Алексеев, В. И. Еремеев, А. И. Кобзев, Ю. JI. Кроля, В. В. Малявин,
A.C. Мартынов, А. В. Меликсетов, О. Е. Непомнина, JI. С. Переломов,
B. Я. Сидихменов, Г. А. Ткаченко, Е. А. Торчинов, С. П. Фицджэральд Ч. Уильяме и многие другие. Из российских исследований нужно особенно отметить труды А. С. Мартынова «Время и история в императорском Китае» и «Представление об истории в древнем и ханьском Китае»; работы Ю. JI. Кроля, посвященные анализу различных философских категорий в трактате Хуан Куаня «Рассуждения о соли и железе». Немалую помощь оказали статьи А. И. Кобзева в первом томе «Философия» энциклопедии «Духовная культура Китая» и его переводы на русский язык классических китайских философских трактатов.
На данный момент сделан большой шаг вперед в изучении культуры Китая. Свидетельством тому является выход в свет энциклопедии «Духовная культура Китая» в 6-ти томах под редакцией известного исследователя ду-
ховной культуры Китая M. JI. Титаренко. Незаменимым при написании диссертации оказался один из этих томов - «Архитектура».
Среди западных работ необходимо выделить сборник «Chinese symbolism and art motifs» под редакцией видного востоковеда С. A. S. Williams. В этой книге освещены вопросы традиционной архитектуры, скульптуры и художественных мотивов в декоре зданий. Необходимо упомянуть книгу «East Asia. The Great Tradition», написанную профессорами Гарвардского университета Е. О. Reischauer и J. К. Fairbank. Стоит также отметить масштабный труд американского синолога Джона Б. Хендерсона «The Developement and Décliné of Chinese Cosmology», который описал историю подъема и упадка космологических принципов в традиционном Китае. В исследовании подробно изучены модели восприятия пространства и происходящих внутри него процессов на разных исторических этапах, начиная с династии Чжоу (1045 г. до н.э. - 221 г. до н.э.) и заканчивая поздней Цин (1644—1911 гг.).
Помимо китаеведческой литературы в диссертации были использованы труды современных ученых-архитектуроведов, в частности, многочисленные словари и альбомы по архитектуре. Например, терминологический словарь Н. А. Виноградовой «Традиционное искусство Китая», альбом Б. П. Денике «Архитектура Китая», энциклопедический словарь «Китайская философия» под ред. M. JI. Титаренко и др. Однако следует заметить, что на сегодняшний день как в российской, так и в западной синологии нет специальных работ, посвященных непосредственно сопоставлению буддийской и даосской храмовой архитектуры. Частично информацию по этим вопросам можно найти в работах современных китайских исследователей.
В Китае внимание этому вопросу уделял китайский архитектор и историк архитектуры Лян Сычэн (1901-1972). Для данного диссертационного исследования было использовано полное собрание сочинений по архитектурному искусству Лян Сычэна. Кроме того, активно пользовались собраниями сочинений таких китайских архитектуроведов, как Дин Чэнлинь, Цао Чанчжи и др.
Чрезвычайно полезными оказались материалы конференций, прошедших в Аньхойском университете в 2006 г. и в Тяньцзиньском университете в 2008 г. Например, вышедший под редакцией видного китайского ученого I Wfà «ifeJlïtïjÉmSiÎISf^EiÀ1^» (Ван Юйлинь, «Сборник исследований по особенностям архитектуры в зависимости от географического месторасположения») и сборник Sitllài» (Гуань Синь, «Художественный замысел компоновки пространства китайских буддийских монастырей»).
Основными для написания данной диссертации были следующие работы: йл^1!1 «ФВШзЙЗ^Ш&^рЙ», (Лю Чжипин, «Типы и структуры китайской архитектуры»), lîfà^F «^ШШШШт£.Ш>> (Сюэ Линьпин, «Путешествие по памятникам китайской даосской архитектуры»), «ФИШэЙ2
(Сяо Mo, «Архитектурное искусство Китая»), ЙШ® ЩШ» (Чжао Пугэнь и Чжу Чи, «Монастыри и пагоды в провинции Шань-
дун»), ЗЕШ «ФШЖШШШЖШЯрЯЩШ» (Ван Юань, «Особенности выбора места строительства древних буддийских храмов в Китае»), и«еГЙ Ш^кШт^йЩЖШ^ШЫЪЛШ» (Люй Янь, «Начальное исследование структуры и группировки пространства даосской архитектуры в Циндао»).
Отдельного описания заслуживают труды китайскоязычных авторов, посвященные вопросам религии и раскрывающие, таким образом, идеологическую составляющую храмовой архитектуры. Среди них выделим книги ЗШ «й'ЯШШШ-^-11| » (Юань Сюли, «Исследование лаошаньского
даосизма и записей о горе Лаошань»), «ШШШШЖЖЖУкт^Ш
(Ли Лисинь, «Проникновение буддизма и цель его развития»), # Ц Й «ФВНЙЙХ^к» (Сун Чанъу, «Китайская буддийская культура»), {ЯШЙ «Ф НзЙ1&5Ё» и « Ф » (Жэнь Цзиюя, «История даосизма в Китае» и
«История буддизма в Китае»), ЫЖШШР (Ни Бо и Бао
Цзяшэна, «Энциклопедия китайского буддизма»).
Особенно следует отметить, что для написания данной работы автор черпал информацию не только из литературы и источников, но также совершал полевые исследования и брал интервью. Исследования храмовых комплексов в горах Лаошань, Фулайшань, Пэнлай, Чишань, Шэнцзиншань, Ку-ньюйшань и других районах позволили сделать большое количество фотографий с натуры и составить карту местности, на которой были обозначены храмы и монастыри. Обобщению информации о буддийской и даосской архитектуре приморских районов провинции Шаньдун способствовали собранные материалы по истории монастырской архитектуры, а также интервью, взятые у сотрудников Управления по охране памятников материальной культуры, специалистов Архитектурно-строительного университета и членов религиозных обществ. В беседах с учеными обсуждались вопросы исторических периодов, в которые строилась храмовая архитектура, проблемы состояния, в котором сейчас находятся храмы, условия сохранения зданий. Посещение исторических мест, беседы с буддийскими монахами позволили изучить традиционные методы и технологии строительства храмовой архитектуры, познакомиться с народными легендами, традиционными обычаями, нравами и религиозными обрядами.
График натурных исследований памятников буддийской и даосской архитектуры приморских районов провинции Шаньдун:
7 сентября 2011 г. — поездка вдоль побережья провинции Шаньдун в Яньтай, Пэнлай и Циндао с целью сбора материала о памятниках даосской и буддийской архитектуры.
Декабрь 2011 - февраль 2012г.— исследование храмового комплекса Пэнлайгэ, сбор исторических, литературных источников и фотоматериалов.
Июль-август 2012 г. - сбор материала, изучение и фотографирование даосских храмовых комплексов Чишань, Куньюйшань, Шэншуйгуань и Фахуаюань.
в
Декабрь 2012 - январь 2013 г. - изучение исторических материалов в Циндао (гора Лаошань), в монастыре на горе Чжаньшань и во дворце Шан-цин.
Февраль 2013 г. - изучение исторического материала, интервьюирование, сбор материала о приморской религиозной архитектуре на горе Фулай-шань.
Объект исследования — буддийские и даосские храмовые комплексы провинции Шаньдун.
Предмет исследования — архитектурно-художественные композиции буддийских и даосских храмовых комплексов провинции Шаньдун.
Цель исследования — установление и сопоставление подходов к распределению и расположению комплексов, принципов организации архитектурно-ландшафтных композиций, типов сооружений, особенностей скульптурно-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов провинции Шаньдун.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
• изучить этноконфессиональные особенности распределения буддийских и даосских храмовых комплексов на побережье провинции Шаньдун;
• рассмотреть и сопоставить принципы организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов;
• проанализировать и систематизировать приемы организации связи с окружающей средой в буддийских и даосских храмовых комплексах;
• выделить основные типы храмовых сооружений и подробно рассмотреть особенности объемно-пространственных решений буддийских и даосских храмовых комплексов;
• выявить видовое своеобразие конструктивных и декоративных элементов;
• сопоставить типы декора;
• рассмотреть особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется основными идеями, разработанными в таких гуманитарных науках, как искусствоведение, история и теория архитектуры, философия искусства, культурология, эстетика, история Китая, история религии.
Методологическим основанием исследования является осмысление своеобразия архитектуры буддийских и даосских храмовых комплексов через синтез буддизма и даосизма в храмовой архитектуре провинции Шаньдун.
Методы исследования включают сравнительно-исторический метод (изучение литературы), метод композиционного анализа (анализ планировок храмовых комплексов), метод художественного анализа (анализ выразительных средств — элементов декора), метод комплексного сравнения.
Новизна исследования заключается в том, что впервые в китайском и российском архитектуроведении:
• выявлены и сопоставлены принципы объемно-пространственной организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов;
• раскрыты приемы организации связи с окружающей средой в буддийских и даосских храмовых комплексах;
• проведен комплексный анализ планировок буддийских и даосских храмовых комплексов;
• систематизированы основные типы буддийских и даосских храмовых построек;
• выявлено видовое своеобразие конструктивных и декоративных элементов буддийских и даосских храмовых построек;
• сопоставлены типы декора в буддийских и даосских храмовых комплексах;
• изложены особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов.
Теоретическая значимость диссертации обусловливается изучением древней буддийской и даосской храмовой архитектуры, которое широко проводится в Китайской Народной Республике в настоящее время. Буддийские и даосские храмовые комплексы в прибрежных районах провинции Шаньдун хорошо сохранились. Принципы объемно-пространственного решения, связи с окружающей средой, особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства храмовых комплексов могут быть введены в научный обиход искусствоведения. Диссертация содержит положения, которые по своей актуальности и значимости могут получить еще более глубокую разработку в последующих историко-искусствоведческих и теоретико-архитектурных исследованиях.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование сходства и своеобразия архитектуры буддийских и даосских храмовых сооружений, расположенных в прибрежных районах провинции Шаньдун, проясняет многие проблемы, связанные с систематизацией и анализом храмовых комплексов, что имеет важное значение для искусствоведения. Введение в научный оборот новых документальных материалов, выявленных в китайских архивах и при проведении натурных исследований и интервьюировании сотрудников Управления по охране памятников материальной культуры, специалистов Архитектурно-строительного университета, буддийских и даосских монахов определяет особенности изучения подобных комплексов.
Проведенное исследование может быть использовано исследователями с целью изучения и систематизации других архитектурных сооружений.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Буддийские и даосские храмовые комплексы — это две архитектурно-художественные концепции (имеющие сходства и различия) создания целостной системы гармонизации храмового пространства, поддерживающей художественный образ единства архитектуры, скульптурного и декоративного убранства, природы и человека, в которой концентрируются религиозные, этические и эстетические чувства монахов и паломников.
2. Указанные архитектурно-художественные концепции поддерживаются неодинаковыми принципами организации храмового пространства буддийских и даосских храмовых комплексов. К принципам организации буддийских храмовых комплексов относятся: отсутствие привязки к определенному типу рельефа; строгая планировка и симметричность; универсальность внутренней организации и пантеона; связь с индийской архитектурой. Принципами организации даосских храмовых комплексов являются: расположение в горной местности; нестрогое соблюдение симметрии; синтез черт буддийской и конфуцианской традиции; вариации в пантеоне; регионализм и связь с даосскими представлениями о мироздании; превалирование малого стандарта, для которого характерны небольшие размеры и традиционная дворовая структура внутреннего пространства; вариативность организации пространства в зависимости от особенностей рельефа.
3. Основными принципами организации буддийской архитектуры являются вовлеченность в традиционные китайские и буддийские представления о мироздании; преобладание рационального начала, стремление к симметрии. Основными принципами организации даосской архитектуры являются вовлеченность в природный рельеф, преобладание естественного начала, подтверждающее народное происхождение религии.
4. При создании буддийских и даосских храмовых комплексов используются различные приемы связи с окружающей средой. При строительстве буддийских храмовых комплексов наиболее значимыми были следующие приемы: баланс между удобством постройки и особенностями рельефа; соответствие законам древнекитайских натурфилософских практик; баланс между расположением в уединенных местах и наличием доступа к скоплению людей. В даосской храмовой архитектуре применяется целый комплекс приемов: расположение в горах и игра с перепадом высот; эффект «опасности» и «спрятанности»; подчеркивание природных достопримечательностей; астрономический фактор (расположение построек в соответствии с астрономической картой).
5. Композиция гармонизации храмового пространства буддийских и даосских комплексов представлена различным набором основных типов сооружений. Композицию буддийских храмовых комплексов составляет более значительный состав сооружений, чем даосских: входные ворота, внешняя стена, зал Небесных владык, зал Будды, павильоны, зал сутр Трипитака, ко-
9
локольная и барабанная башни, пагоды, площадка перед залом Будды, зал чтения сутр, зал архатов, служебные помещения, каменная стела и павильон над ней, галереи и флигельные постройки, заповедный водоем, каменные светильники. Композицию даосских храмовых комплексов составляют следующие сооружения: входные ворота, внешняя стена, зал Четырех чиновников, зал Трех Чистых, зал Яшмового императора, павильоны, колокольная и барабанная башни, служебные помещения, каменная стела и павильон над ней, галереи и флигельные постройки.
6. Своеобразие конструктивных и декоративных элементов, типы декора, особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов различаются и являются важной составляющей художественно-архитектурного решения храмового комплекса.
Структура и объем диссертации.
Диссертация включает в себя два тома. Первый том состоит из введения, трех глав (восьми разделов), заключения, представленных на 169 страницах, библиографического списка, состоящего из 205 наименований, в числе которых 98 — на китайском языке, 104 — на русском языке и 3 наименования - на английском языке. Второй том содержит три приложения (1. Карта; 2. Таблицы; 3. Иллюстрации).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается выбор темы, определяются ее актуальность и новизна, ставятся цели и формулируются задачи исследования, характеризуются объект и предмет, анализируется степень изученности проблемы.
В первой главе «Распределение и расположение буддийских и даосских храмовых комплексов в прибрежных районах провинции Шаньдун» исследуются общие вопросы, связанные с буддийскими и даосскими храмовыми комплексами: их географическое расположение и распределение, принципы организации связи с окружающей средой.
В разделе 1.1. «Этноконфессиональные особенности распределения буддийских и даосских храмовых комплексов в прибрежных районах»
разбираются причины, по которым приморская зона провинции Шаньдун представляет наибольший интерес для исследователей буддийской и даосской архитектуры, а также, почему в определенных частях провинции сконцентрированы именно буддийские или даосские храмовые комплексы.
В провинции Шаньдун имеется огромное количество буддийских и даосских храмов, поскольку здесь сложились очень хорошие условия для развития и распространения религиозных учений. В древности на территории провинции находилось царство Ци (1046-221 гг. до н.э.), которое выделялось ю
экономической мощью и открытой развитой культурой. В царстве мирно уживались представители различных, а иногда и диаметрально противоположных учений: конфуцианцы, легисты, натурфилософы, а впоследствии и буддисты. В первом тысячелетии нашей эры этот регион стал связующим звеном между Корейским полуостровом, Японией и Китаем. Кроме того, провинция Шаньдун издревле занимала особое место в китайской мифологии. Именно здесь, по преданиям, находились священные горы, на которых жили бессмертные. Китайские императоры постоянно посылали в провинцию экспедиции на поиски эликсира бессмертия. Все эти факторы повлияли на формирование идеальных условий для развития буддийской и даосской религии и архитектуры.
В целом, если нанести на карту провинции Шаньдун все известные буддийские и даосские храмы, то станет очевидно преобладание первых на западе, а вторых - на востоке. Для этого существует множество транспортных, политических, экономических и культурных причин, развернуто описанных в разделе 1.1.
В разделе 1.2. «Принципы организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов» излагаются и сопоставляются принципы организации буддийских и даосских храмовых комплексов. Эти принципы связаны с идеологией и историей вероучений, а также с древнейшими представлениями китайцев о мироустройстве.
Огромное значение для организации как буддийских, так и даосских комплексов имела структура традиционной китайской усадьбы — сыхэюаня, с центральным двором и постройками со всех четырех сторон, с фасадами, обращенными внутрь. Стены зданий, таким образом, были обращены наружу, и жизнь внутри сыхэюаня оказывалась отделена от внешнего мира. Структура традиционной усадьбы повлияла на такие характерные особенности храмовых комплексов, как наличие строгой иерархии построек, тенденции к симметричной организации пространства храмовых комплексов и дворовой структуры внутреннего пространства.
Традиционная натурфилософия также играла большую роль в организации храмовых комплексов: в соответствии с принципами фэн-шуй, багуа и инь-ян выбирались так называемые благоприятные места для постройки будущего комплекса и вырабатывался план для его внутреннего пространства. Случайностей, продиктованных эстетическим чутьем, не было - каждый шаг соответствовал древним китайским учениям об устройстве мира и течении энергии.
В разделе 1.3. «Приемы организации связи храмовой архитектуры с окружающей средой» дается представление о приемах, с помощью которых создавалась и поддерживалась связь между храмовыми комплексами и окружающим миром.
Буддисты и даосы стремились вписать храмовые комплексы в окружающую среду эстетически, экологически и метафизически, причем разделить
и
эти три стремления было очень непросто. Эстетический эффект усиливался посредством грамотного использования рельефа, при этом постройки не должны были вредить окружающей среде. Весь процесс создания комплекса - от выбора места до укрепления последней декоративной фигурки на коньке крыши - происходил в соответствии с традиционными натурфилософскими практиками: усин, инь-ян, багуа, фэн-шуй. Эти практики диктовали форму, цвет и расположение тех или иных элементов комплекса.
Устанавливая связь с окружающей средой, буддисты и даосы ставили перед собой разные цели. Буддисты воспринимали весь материальный мир и природу, в том числе, как ступень на пути к просветлению, т. е. установление связи с природой было лишь шагом на пути к главной цели. Для даосов же важен был сам факт слияния с природой, это было для них и задачей, и целью.
Во второй главе «Особенности структуры архитектурных композиций и пространств буддийских и даосских храмовых комплексов прибрежных районов провинции Шаньдун» исследуются и типы сооружений, и их объемно-пространственная организация внутри буддийских и даосских комплексов.
В разделе 2.1. «Основные типы буддийских и даосских сооружений»
описываются и систематизируются основные типы сооружений в храмовых комплексах. Развиваясь, буддизм и даосизм многое заимствовали друг у друга, и между постройками этих двух учений можно найти много общего. В разделе последовательно приводится описание всех основных типов сооружений, встречающихся в буддийских и даосских храмовых комплексах; если какой-либо элемент буддийского комплекса аналогичен элементу даосского комплекса, то они описываются вместе с последующим разъяснением отличий.
На материале раздела можно проследить наличие строгой иерархии сооружений в буддийских и даосских храмовых комплексах, а также различия и сходства между ними.
В разделе 2.2. «Особенности объемно-пространственных решений буддийских и даосских храмовых сооружений. Сопоставление планировки сооружений» разбираются правила, в соответствии с которыми организовано пространство внутри храмовых комплексов и отдельных сооружений.
Китайской архитектуре в целом свойственна четкая ориентация по сторонам света и симметрия, что особенно проявляется на примере буддийских и даосских храмовых комплексов. Это связано с древнейшими добудцийски-ми и додаосскими представлениями китайцев об устройстве мира и о поддержании в нем порядка. В соответствии с ними, только правильное расположение и взаимодействие различных элементов системы могло обеспечить ее правильную и бесперебойную работу, будь то дом, храм, город или страна. 12
Именно поэтому организация традиционного китайского дома, императорского дворца и храмового комплекса имеют много общего.
Помимо ориентации по сторонам света и симметрии, наиболее очевидной и важной особенностью объемно-пространственного решения буддийских и даосских храмовых комплексов является их дворовая структура. Храмовые комплексы состоят из серии пустых дворов, вокруг которых выстроены здания. Расположение зданий при этом четко регламентировано и отражает их статус, а также статус божеств, которым в них поклоняются. Эти же правила - ориентация по сторонам света, симметрия и чередование пустоты и наполненности (дворов и зданий в случае храмового комплекса в целом) — можно проследить в организации пространства внутри сооружений.
В третьей главе «Региональные особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых построек прибрежных районов провинции Шаньдун» исследуются конструкции, декор и скульптурное убранство сооружений в буддийских и даосских храмовых комплексах.
В разделе 3.1. «Видовое своеобразие синтеза конструктивных и декоративных элементов. Типы конструкций буддийских и даосских сооружений. Сопоставление типов крыш и декора» рассматривается сразу несколько вопросов. Во-первых, исследуется такая особенность буддийских и даосских храмовых комплексов, как выполнение одними и теми же элементами декоративной и конструктивной функции. Это связано с деревянной конструкцией сооружений, выдерживающей относительно небольшую нагрузку, что приводит к максимальному использованию видимых частей конструкции в качестве украшений. Среди этих частей особенно выделяется доугун - уникальный конструктивный узел, с помощью которого перераспределяется нагрузка на несущие столбы. Во-вторых, в разделе приводится типизация конструкций буддийских и даосских сооружений и дается описание их основных частей, а также цзяней - своеобразных модулей одинакового размера, из которых собирались здания разной величины и этажности. В-третьих, детально описываются различные виды крыш и их декора. Крыши — наиболее крупная и заметная часть здания, а в случае китайских храмовых комплексов - еще и напрямую указывающая на статус постройки.
В разделе 3.2. «Типы декора и особенности конструкций прилегающих построек буддийских и даосских сооружений» представлено подробное описание основных типов прилегающих построек в храмовых комплексах. Эти, на первый взгляд, малозначительные элементы в действительности имеют огромное значение. Именно в прилегающих постройках наиболее ярко проявляются конфессиональная принадлежность храмового комплекса, его статус и, наконец, изобретательность создателей: декор и устройство основных залов более кодифицированы, и простор для фантазии остается, в основном, во второстепенных постройках.
Особенно много об искусстве Китая в целом и архитектуре храмовых комплексов в частности может поведать декор прилегающих построек: исследованные в разделе росписи, работы по камню и дереву, искусно украшенные ворота и окна воплощают в себе уникальную и самобытную художественную систему, малоисследованную на Западе.
В разделе 3.3. «Скульптурное убранство в буддийских и даосских храмовых комплексах» исследуются буддийская и даосская скульптурные традиции в провинции Шаньдун.
Нельзя сказать, что буддийская скульптура в провинции имеет ярко выраженные региональные черты: буддийская церковь и буддийское искусство вообще отличаются высокой степенью централизованности. Эта особенность прослеживается со времен зарождения китайской буддийской скульптуры, которая возникла из слияния греко-буддийской и местной скульптурной традиций. Первая попала на территорию Китая по Шелковому пути в Ш-1У вв. н.э. и проявила себя в таких элементах, как одежда и проработанные симметричные складки на ней, кудрявые волосы средиземноморского типа, греческие мотивы (венки, вьющиеся цветы), прически. Некоторые образы в китайской буддийской скульптуре - это видоизмененные образы из греческой мифологии (например, прослеживается связь между изображением буддийского бога-охранителя и греческого Геракла; вначале Геракл со своей дубиной стал сопровождающим Будды в среднеазиатском буддизме, а затем попал в Китай).
Даосизм многое позаимствовал у буддизма — это касается и устройства пантеона, и организации храмовых комплексов, и скульптуры. Однако, несмотря на тесную связь с буддизмом, даосские скульптуры невозможно спутать с буддийскими: даосские божества имеют китайское происхождение и даже региональную принадлежность. Так, в провинции Шаньдун распространен культ Лунвана - Царя драконов, и его статуи можно увидеть во многих храмовых комплексах. Лунван - повелитель морской стихии и поэтому особенно важен для шаньдунских рыбаков; в других регионах Китая его культ не столь популярен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование осуществлялось в четырех направлениях: изучение причин и особенностей расположения буддийских и даосских храмовых комплексов; выявление основных принципов организации пространства внутри буддийских и даосских храмовых комплексов; изучение конструкций и декора построек буддийских и даосских храмовых комплексов; осмысление воздействия пространства храмовых комплексов на посетителей.
Ниже приведены выводы, сделанные на основе изученного и описанного материала.
1. Изучены этноконфессиональные особенности распределения буддийских и даосских храмовых комплексов на побережье провинции Шаньдун.
14
Если нанести на карту провинции Шаньдун все известные буддийские и даосские храмовые комплексы, то станет очевидна главная особенность их распределения: на юге и западе доминируют буддийские комплексы, на востоке, в приморском районе, - даосские. Объяснение этому можно найти в истории провинции. Благодаря приморскому расположению, Шаньдун еще в эпоху Тан (618-907 гг. н.э.) превратился в открытый порт и центр религиозного обмена, откуда буддизм и идеи даосизма проникли в Корею и Японию. На тот момент наибольшей поддержкой императорского двора пользовался буддизм, чье влияние распространилось на столицу Цзинань с окрестностями и на район горы Тайшань — важнейший конфуцианский центр. Восточная область, несмотря на свою близость к Корее и Японии, служила скорее перевалочным пунктом на пути в столицу и, кроме того, из-за особенностей рельефа была не слишком пригодна для возведения крупных буддийских комплексов. Однако труднодоступность этой территории, морские виды, суровые горы и близость даосских идей к мировоззрению простых людей (в данном случае, шаньдунских рыбаков) стали причиной появления здесь большого количества даосских храмовых комплексов.
2. Рассмотрены и сопоставлены принципы организации буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов.
Буддийские и даосские архитектурно-ландшафтные комплексы - это усложненные традиционные китайские дворы с пристройками по четырем сторонам, так называемые сыхэюани. Главная черта сыхэюаня - его закрытость, ориентация всех построек фасадами вовнутрь. Храмовые комплексы точно так же ориентированы внутрь себя, исключение составляют только высокие пагоды. Внутри комплексов, на центральной осевой линии, расположены важные залы; на линиях, параллельных центральной — второстепенные постройки.
Несмотря на сходство буддийских и даосских архитектурно-ландшафтных комплексов, принципы их организации все же различаются.
Буддийские комплексы вовлечены не в рельеф и природу, а ориентированы на китайские традиционные представления о мироздании. В буддийской архитектуре, преобладает рациональное начало, абсолютная симметрия, гармония, упорядоченность и стабильность. Поэтому большинство буддийских комплексов имеет форму прямоугольника, вытянутого строго по линии север-юг. Другая важная особенность буддийских комплексов — строжайшее соблюдение пропорций.
Даосским комплексам свойственна вовлеченность в природный рельеф, связь с природой, которая всячески подчеркивается, вплоть до того, что обломок скалы причудливой формы или особенно примечательное своей естественной кривизной дерево оказываются внутри комплекса в качестве его важной части.
3. Изучены и систематизированы приемы организации связи с окружающей средой в буддийских и даосских храмовых комплексах.
Храмовый комплекс выступал как образец гармонии между человеческой преобразовательной деятельностью и природой, причем гармония под-
15
разумевши не только эстетический баланс, но и соответствие некоторым строгим правилам. Храмовые комплексы, как буддийские, так и даосские, отвечали следующим требованиям: 1) расположение в тихом и живописном месте, что способствует работе над собой - как монахов, так и прихожан; 2) расположение должно полностью отвечать законам традиционной геомантии и других традиционных натурфилософских учений (фэн-шуй, инь-ян, багуа); 3) возведение и функционирование храмовых комплексов не нарушает сложившийся экологический и эстетический баланс.
Большое количество ранних храмовых комплексов в Китае буквально вырублено в скалах, а самые древние даосские святилища и вовсе представляли собой обычные гроты и пещеры. Позднейшие комплексы не утратили связь с природой: практически все имеют на своей территории небольшой парк, подчиненный природному ландшафту и облагороженный различными декоративными элементами. Линии крыш, с загнутыми вверх углами, горизонтальная ориентация построек, спокойные цвета и соответствие естественным перепадам высоты - все это свидетельствует об огромном значении, которое буддисты и даосы придают связи с окружающей средой.
4. Выделены основные типы сооружений буддийских и даосских храмовых комплексов.
Для буддийских и даосских храмовых комплексов существует определенный набор основных сооружений, мало меняющийся от комплекса к комплексу.
Многие сооружения в буддийских и даосских храмах аналогичны, что связано с длительной историей взаимодействия и взаимопроникновения этих религий. Основные отличия между аналогичными постройками заключаются в размере, декоре и внутреннем убранстве.
Некоторые постройки и элементы уникальны для буддийской архитектуры, как, например, пагоды и своеобразные шпили на главных залах. Они связаны с индийским происхождением буддизма и пришедшей оттуда традицией возведения ступ. Централизованность буддийской церкви привела к универсальности набора сооружений в храмовых комплексах в разных частях страны.
Сильно выраженный регионализм даосизма, напротив, повлиял на наличие сильных вариаций в наборе основных залов, поскольку в разных частях Китая поклонялись разным божествам.
5. Рассмотрены особенности объемно-пространственных решений буддийских и даосских храмовых комплексов.
Основные особенности объемно-пространственных решений буддийских и даосских храмовых комплексов связаны с древнейшими представлениями китайцев о мире и порядке, сформировавшимися задолго до появления буддизма и даосизма. Эти решения можно свести к следующим трем пунктам:
1) четкая ориентация всего храмового комплекса и его частей по сторонам света;
2) соблюдение осевой симметрии внутри храмового комплекса;
3) дворовая структура пространства: здания выстроены в форме квадрата вокруг двора;
Разделение построек внутри храмового комплекса также напрямую связано с вышеупомянутыми древнейшими представлениями. В соответствии с ними, храмовые постройки распадаются на три типа: залы, пагоды и прилегающие постройки. Объединенные в храмовый комплекс, они выстраиваются в определенном порядке: залы - вдоль осевой линии, прилегающие постройки - на линиях, параллельных центральной, а пагоды возвышаются на некотором отдалении. Четкий ритм внутри комплекса задается чередованием симметрично расположенных залов и прилегающих построек с практически пустыми дворами. Типы храмовых построек и их организация своим появлением обязаны богатым китайским семьям, проживавшим в сыхэюанях. Сых-эюань — это своего рода усадьба, где каждый член семьи живет в определенном месте в одном из четырех зданий, помещенных фасадами внутрь общего двора. Строгая иерархия в распределении построек сыхэюаня перешла и в храмовые комплексы: расположение постройки напрямую указывает на ее место в иерархии. Большая часть построек буддийского храмового комплекса имеет аналоги в даосском храмовом комплексе: различаются название, декор и божества, которым поклоняются внутри.
6. Выявлено видовое своеобразие синтеза конструктивных и декоративных элементов.
Многие элементы декора построек буддийских и даосских храмовых комплексов имеют ярко выраженную практическую ценность. Все они являются важными частями конструкции, которые не замуровываются в стены, а, напротив, выставляются напоказ и придают зданиям индивидуальность. Тот факт, что элементы конструкции одновременно выступают в качестве главных элементов декора, является отличительной особенностью китайских храмовых комплексов и связан с деревянной конструкцией, не позволявшей перегружать здание большим количеством чисто декоративных элементов.
7. Выявлены особенности конструкций буддийских и даосских сооружений.
Основой всех сооружений в буддийских и даосских комплексах является каркасно-столбовая конструкция с незначительными вариациями, лишенная несущих стен. Крыша опирается на несущие столбы, при этом ее вес распределяется посредством доугуна — особого сборного вида консольной капители.
Облегчить планировку и возведение построек помогало применение цзяней - модулей определенного размера, который зависел от конкретной задачи. В состав цзяней входили все основные элементы сооружения, и стройка, таким образом, сводилась к повторению модулей в необходимом количестве.
8. Сопоставлены типы декора буддийских и даосских храмовых комплексов.
Буддийские и даосские храмовые комплексы имеют очень много общего, но их убранство и декор кардинально различаются. Во-первых, буддизм и
17
даосизм обладают собственными уникальными наборами символов, которые используются при украшении зданий. Буддийские символы имеют смешанное китайско-индийское происхождение. Даосские символы имеют местное происхождение и связаны с древнекитайскими натурфилософскими учениями. Во-вторых, буддийские комплексы отличаются от даосских большим богатством декора: это связано с определяющим для даосизма стремлением к природной простоте. В-третьих, системность мотивов в буддийском декоре значительно превосходит системность мотивов в даосском декоре. Это связано с народным происхождением даосизма и его низкой централизованно-стью, с одной стороны, и особым «высоким» статусом буддизма и его высокой централизованностью с другой стороны.
9. Сопоставлены и изучены типы крыш и их декора.
Китайская крыша характерной формы с загнутыми вверх коньками выполняла как утилитарную функцию, так и эстетическую.
Китайская архитектурная традиция различает шесть основных типов крыш — по форме и количеству скатов. Выбор типа крыши зависел от статуса храмового комплекса и от статуса конкретного здания. Крыши на главных залах буддийских комплексов часто относятся к тому же типу, что и крыши на постройках императорских резиденций; среди даосских комплексов подобные крыши встречаются крайне редко. Также был важен цвет черепицы, которой покрывали крышу, украшения на ней и фигурки на коньках. Желтый цвет крыши, глазурованная черепица с изящными изображениями на сточных желобках и большое количество украшений на коньках свидетельствуют о высоком положении храмового комплекса; сине-зеленая глазурованная черепица или обычная серая черепица чаще всего сопровождались меньшим количеством украшений и говорили о более низком статусе комплекса.
10. Исследованы особенности скульптурного и монументально-декоративного убранства буддийских и даосских храмовых комплексов.
Скульптура является важной частью убранства как буддийских, так и даосских храмовых комплексов. В главном зале любого буддийского храма находится статуя Будды Шакьямуни - основателя учения. Также практически всегда можно увидеть статуи Гуань-инь, четырех Небесных владык, архатов - учеников Будды, Будды Майтрейи, богов-охраниетелей учения. Каждая статуя устанавливается в определенном зале в согласии с иерархией. Статуи выделяются с помощью балдахинов и пьедесталов; перед ними находятся столы для принесения жертв и подушки, чтобы молящиеся могли преклонить колени. Буддийские скульптуры вне зависимости от региона изготавливаются в соответствии с определенными шаблонами.
Даосские скульптуры больше похожи на обычных людей и лишены ареола недосягаемости, свойственного буддийским статуям. Изображения богов, их положение в иерархии и даже наличие в пантеоне зависят от конкретного региона, что связано с народным происхождением даосизма и относительной изолированностью даосских храмовых комплексов. Часто образы даосских богов навеяны образами из буддийского искусства (например, боги-охранители учения). 18
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1. Юй, Б. Архитектурные особенности храмового комплекса святой Сяньгу в г. Вэйхай / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — Орел, 2012. - № 7 (27) (0,5 п.л.).
2. Юй, Б. Знаменитое место обитания бессмертных — дворец Пэн-лай / Юй Бо // Научное мнение. - СПб., 2012. — № 11 (1,6 п.л.).
3. Юй, Б. Организация пространства в буддийских монастырях / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2012. - № 8 (28) (0,5 п.л.).
4. Юй, Б. Основные архитектурные особенности храма Гуафусы, расположенного в горах Ликоушань у г. Вэйхай / Юй Бо // Научное мнение. - СПб., 2012. - № 10 (0,9 п.л.).
5. Юй, Б. Формирование и развитие буддизма в Китае / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — Орел, 2012. — № 9 (29) (0,4 п.л.).
6. Юй, Б. Особенности орнамента основных зданий и второстепенных построек в древне храмовой архитектуре / Юй Бо // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - Орел, 2013. - № 1 (30) (0,6 п.л.).
7. Юй, Б. Представление на языке живописи реализма. Материалы конференции / Юй Бо // Искусство и диалог культур: IV Международная научно-практическая конференция. Вып. 4: Сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010 (0,5 п.л.).
8. Юй, Б. Настенная живопись китайках храмов и фресковая живопись русских церквей. Материалы конференции / Юй Бо // Искусство и диалог культур: V Международная научно-практическая конференция. Вып. 5: Сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 (0,4 п.л.).
• Юй, Б. Основные идейные направления философии Китая / Юй Бо // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 4: Сб. ст. по материалам IV Международной научно-практической конференции. -СПб.: «КультИнформПресс», 2013 (0,9 п.л.).
9. Юй, Б. Реализм и современная реалистическая живопись. Материалы конференции / Юй Бо // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 4: Сб. ст. по материалам IV Международной научно-практической конференции. - СПб.: «КультИнформПресс», 2013 (0,3 п.л.).
Общий объем публикаций 6,6 п.л.
ЮЙ БО
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКИХ
И ДАОССКИХ ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ ПРОВИНЦИИ ШАНЬДУН
Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Подписано в печать 16.10.2014 г. Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 1,0 усл. печ. л. Тираж 130 экз. Заказ № 461
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48 Типография РГПУ им. А.И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48