автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Армянский театр в Египте

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Чтян, Анаит Гургеновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Армянский театр в Египте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Армянский театр в Египте"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

На прввах рукописи УДС 792.03/479.25/+792/620/

ЧТЯН АНАИТ ГУРГЕНОВНА АРКЯНСКИЙ Т2АТР В ЕГИПТЕ

Специольность 17.00.01 - театральное искусство

А вттрефорат

диссертации на соисканиз ученой степени кандидата искусствогодечия

Работа выполнена в отделе театра Академии наук Республики Армения.

Института искусств

Научный руководитель доктор искусствоведения

Официальные оппоненты: доктор филологических наук кандидат искусствоведения

Г.Х. Степалян

К,Л. Даллокян Н.С. Саркисян

Ведущая организация - Ереванский государственный худодаственно-театралышй институт.

Защита диссертации состоится "_" _ 1992 г.*

в _ часов на заседании специализированного совета

KUQ5.07.0I при Институте искусств АН Армении, по адресу: 375019, г. Ереван, пр Маршала Б&граиянв 24-г.

Институт искусств АН Республики Армения.

С диссертацией"можно ознакомиться в библиотеке Института искусств АН Республики Армения.

Автореферат разослан

1992 г.

Учёный секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения

А.В. Агэсян

Общая характеристика работы

В исследовании впервые сделана попытка обобщения истории армянского театра в Египте со времзни его основания /1900 г„/ до 60-х годов XX столетия. Подавляющая чосгь монографий, посвященных армянскому театральному искусству диаспоры, приводит к однозначному выводу: театральное искусство, сфомировавиееся в течение десятилетий з Константинополе и достигшее здесь значительного уровня, было обречено на гибель событиями, последовавшими в начале века - погромами армян, насильственной депортацией, геноцидом 1915 г.

После Константинополя вэяныии центрами армянской культуры стали два крупнейших города Египта - Каир и Александрия. Сосредоточение здесь большей части армянской интеллигенции придало качественно новый уровень всем областям местной духовной жизни. Лишившись константинопольской сцены, армянские театральные деятели, переселившись в Кгипет, продолжали творить, но уже в новых условиях. Таким образом, театральное искусство египетских армян сложилось под злияниеи благотворного сотрудничества местных и прибывших деятелей сцены, как .результат постоянного взаимодействия тех и других артистических сил, драматургов, режиссеров, творческой мысли. В сравнительно короткий период возник довольно жизнеспособный новый театрэльнкй центр, изучение которого дзет нам возможность не только представить в новом свете уяе известные имена, но и отдать должное деятельности многих актерских групп, заложивших основы армянского сценического искусства в Египте.

Актуальность темы. На современном этапе многие вопросы об-¡дестиснноИ жизни предстают в новом свете. В этом ряду литература и искусство диаспоры, рассматриваемые ка протлиении многих лет как самостоятельно действующий и развивающийся субъект, в сегодняшнем нашем восприятии также нуждаются в переоценке. Проявились духовные и общественные связи, которые в течение всего времени существования диаспоры но только но прерывались, но и получили новое осмысление. Утвердилось мнение, что народ мотет иыеть лишь одну единую, целостную культуру. Условное деление искусства и литературы на .две культуры - армянской диас-

поры и самой Армении - исчезло. Именно эта точка зрения и обусловила необходимость рассматривать культурную ¡¿изнь и театральное искусство диаспоры, в частности Египта, как составную часть единой художественной культуры. Актуальность темы заключается в том, что автором впервые подробно анализируется упомянутая неисследованная область духовной жизни народа,

Цель и .задачи исследования. Классифицируя богатый фактический материал, автор поставил перед собой задачу определить место египетского армянского театря в общей системе армянского театрального искусства. Именно это и предопределило следующую расствновку вопросов:

- возникновение и деятельность театральных трупп;

- влияние известных константинопольских и восточноармянских трупп не формирование и развитие стилистической направленности армянского театрального искусства в Египте;

- анализ национальной драматургии;

- формирование искусства режиссуры;

- определение места благотворительных обществ в системе театральной жизни армянской общины.

"ручная новизно исследования, ¿стирая армянского театра в Египте не являлась предметом специального исследования в многочисленных научных трудах, поевнцешшх истории армянского сценического искусства, или монографиях, освещающих жизнь и творчество отдельных деятелей театра.

Впервые подобная попытка предпринята в данко!! работе.

Армянский театр в Египте лредствляет собой довольно значительное явление, которое, сформировавшись в результате взаимосвязи и взаимовлияния восточно-и зипчдиоариянского сценического искусства, в свою очередь способствовало развитию национального искусства в других общинах, в частности, но Кипре.

В научный обиход вводится богатый фактический материал, почерпнутый со страниц прессы, а также архивные данные.

Период исследования - история армянского театра в Игнате в его эволюции, т. е. со времени формирования - когда преимущественно выступали созданные по тому или иному поводу любительские труппы, до поры его зрелости - когда налицо бил приемлемый профессиональный уровень в постановках различных «^нров и направлений.

Ь

Таким образом, в основе изложения лежат хронологический принцип. Сделав предметом исследования историю армянского театра в Египте, автор работы в центре своего внимания оставляет и факторы, определенным образом стимулировавпие его развитие.

Практическая значимость диссертации заключается з том, что определенные ее главы могут стать основой для дальнейших теоретических и научных обобщений или курса лекций по истории армянского театра. Использованные в работе фактический материал и научные данные могут служить в качестве дополнительной информации для более глубокого освещения жизни и творчества известных театральных деятелей.

Апробация работа. Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите отделом театра Института искусств АН Республики Армения, На У1 Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении был прочитан доклад на теь^у "Константинопольские театральные деятели в период формирования армянского театра в йггштз", Основные полояения работы нашли отражение в статьях, опубликованных в периодическом научное журнале "Вестник общественных наук" АН Армении. В процессе издания находится монография "Армянский театр в Египте".

Объём работы н её структура. Исследование состоит из четырех глав, снабжено предисловием, заключением и библиографией.

Содержание работы. Во введении выбор диссертационной темы определяется как часть той работы, которая имеет целью дзть наиболее полную картину истории армянского театра. Отсюда определяется актуальность, задачи и цель исследования.

Становление и развитие армянского театра в Египте рассматривается в контексте общенационального театрального движения. Анализируется также характерная роль армянского театра диаспоры, когда помимо своей основной функции, театр приобретает второе, не менее важное значение в деле сохранения языка, истории и традиций народа. Дается краткий критический обзор литература, непосредственно связанной с темой диссертации и использованной авто-рои1.

I Отмечается, что для изложения данной работы особенно полезными оказались: I. Архивные материалы из фонда Микаела Кюрчяна, рукописные мемуары Бврсега Абовяна, жени Аристзкян-Полякинсй,

Главе I» Формирование армянского театру в Египте /1885-1910 гг./.

В данной главе рассматриваются условия политической и культурной жизни армянской общины, подготовившие благоприятную почву для формирования сценического искусства.

Армянский театр Египта был создан в начале века. Предвестниками театральной кизни явились пишше торжества, проводнице по поводу национальных и церковных празднеств. Кик правило, . в оти дни ставилась национальная трагедия "¿оико Варданидов". | На первые театральные опыты прежде всего откликнулись просветительские учреждения, в частности, школы Галустян /Каир/ и Пого- ' сян /Александрия/. Школьное руководство, стремясь ипсшиать своих питомцев и духе патриотизма, ь лице театра нашло лучшее средство достижения этой цели. В процессе форыироьония и деятельности армянского театра отмечается и роль благотворителышх и культурных обществ, которые кроме моральной поддержи и материальной помощи предоставляли новым труппаь; помещения для их представлений, тем самый создавая условия для их существования.

В данной главе определенное место уделяется и пактам, свидетельствующим об интересе к театру широких общественных слоев. Тем самым автор стрецитсн показать то место и значение, которые театральное искусство со временен заняло в культурно» жизни ериянской общинн. Следовательно, вполне понятно, почему гастроли трушш Серовбе Пенкляна в 1895 и 1887 гг. воспринимаются как естественное проявление театральной жизни общины. Подобные собь'.-

Хачвка Санталдкякь /Музе!', литературы и искусства им. Е. Чарен-ца, Ереван/. Периодические органы исследуемого периода на армянском языке, из которых в частности отметим: "Свободное слово", Александрия,' Каир, 1904-1909; "Свободная сцена", Александрия, 1906-1907} "Всеобщая летопись" 'Геодика, Iiapns, 192?;

"Араке", Александрия, 1927-13о0: "Солнце", Александрия, 1925-1961: "Лусабер", Каир. I9U5-I908; "Египетская летопись", Каир, Александрия, I9I6-T9I7; "Усабеи», Каир, 1824-1960; "Са-варнак", Каир, 1952-1960 и др. И. Изданные источники и литература: А. Алноядкян. Египетская губерния обьединенноЛ Арабской, республики и аршшч, Каир, I960; Письма зипадиоаршшскик писателей, Ереван, 1972; Руоеи Барян. Зиралуйи, Ереван, 1957; Г.Х. Топузян, История египетской ар;.<>№ско1> обаднш /1605-18*2/, Ереван, 1978; Левой Ахвердян. История армянского театра /19011920/, Ереван, 1980; O.J. Метгиксетян» Вззимосияь:, Родинп--спюрк и репатриация /I920-J930 гг./, Ереван, 1Э85: Аветис Ялудкян* История египетско-армянской культуры, Каир, I9GIJ Ша-расан. Турецки-армянская сцена и ее деятели /1850-аЬ81/,

тия стали для египетского армянского театра закономерностью. Неудивительно, что отдельные или совместные выступления местных или гастрольных трупп, ставшие одной из характерных черт театральной кизни армянской общины, налегали свой отпечаток на ее развитие и особенности.

Активное внешнее воздействие на сценическое искусство выразилось в том, чти первая труппа была создано усилиями константинопольских армян - крупными театральным'» деятелями Товна-сом Фасулячпноа, Серовбе Пенкляном и писателем СыСатсм Бюра-тои. Обоснованная ими а 1900 г. "Новая восточная труппа" явилась со стороны не организаторов попыткой возродить известную одноименную константинопольскую армянскую труппу, а для еги- ■ петской армянской общественности - мощный стимулом к подъему театральной .'кизни, сплочению стихийно действующих театральных сил.

Наряду с этим, в разделе, посвященном деятельности различных трупп, отмечается, что египетский армянский театр, изначально сотрудничавший с приехавшими на гастроли артистами, тем не менее не принимал их безоговорочно и однозначно. Е частности, это отношение проявилось в вопросе языка* Так, константинопольский армянский театр, волею судеб, будучи двуязычным /т.е.и туркоязычннм/, не мог оставаться таковым в стране, где язык национального меньшинства не только не преследовался, но и поощрялся. В силу этого, безоговорочно признавая авторитет константинопольского армянского театра, здесь не принимали его аноязнчкыз спектакли.

Как видим, уже в период своего формирования театр воспринимался кок паленый фактор в вопросе сохранения нации; деятельность всех действующих в то время трупп, помимо "Нозой восточной труппы", подтверждает вышесказанное. Так, параллельно выступающие туркояэычные труппы сестер Фелекян и'Арутюна Адексан-яна, несмотря на в целом блэгокелзтельный прием, воспринпма-

Констпнтинополь, 19141 Ншан Пешикташлян, Театральные лица, Аитнлиас-Либэнан, 1969» Гаг,ник Степаняя« Очерк истории за-поднсармянского театра, т 1,П, Ереван, 1969, 1975; Баграм Пзппзпн» Взгляд в прошлое, Ереван, 1956 и другие труда, др'нлатичос.спе произведения. Ш. Использованз также литература !п русском и английском языках, касающаяся исследуемой эпохи, ил которой считаем необходимым отмстить: Хализев В. • Драка, как пиление искусства, М., 13785 Фридман Л.А. .Капиталистическое развитие 2гипт? /1882-1939/, II., 1963 И др.

лись как нечто чужеродное, вне местной театральной жизни. Тем но менее, переход спектаклей па армянский язык произошел не сразу. Сначала в театральной жизни армянской общины появилась труппа "Сймоноф", в репертуаре которой были в равной степени представлены спектакли как на армянском, так и на турецком языках. Но ужа все последующие труппы, при разном исполнительском уровне игры, времени их существования, все свои представления вели только на армянском языке. Это лервое завоевание армянского театра в Египте оказало значительное влияние на созданные в этот период новые труппы, а частности, "Армянский театрал", "Пайлак", армянского-молодежного союза "Раффи"„

Роль приезжих профессиональных актерев, однако, не ограничивалась формированием и стимулированием местного египетского армянского театра. В качестве иллюстрации в этом смысле дается анализ гастрольной деятельности Драена Аркеняна и Екатерины Ду-рян-Армзнян /1900 г./, расширивших представления местных театральных деятелей о современных-стилях сценического искусства того времени. Во многом благодаря т усилиям, у армянской общины Египта возрос интерес к культуре, театру Восточной Армении. Как следствие, в репертуаре многих местных трупп появились пьесы восточпоармянских. драматургов. Среди них "дамоклов меч" Э. Тер--Григоряна, "Погибший" и "Арменуи" А. Ширзанзаде и др. Подобным же оо'разом были восприняты гастроли болгарской армянской труппы "Весело" /1906-1^0 гг./, Сирануйш /190? г./. Гастроли Сирануйш с сопровождающей ее кавказской драматической труппой приобщили египетских армянских театральных деятелей к тем новейшим направлениям, которые были уже восприняты на зосточноирыянсиой сцене. Но являясь псклошшцей МХАТа, актриса, тем не менее, принесла в свою труппу принцнп ансамблевой игры. Именно последнее обстоятельство особенно высоко оценили местные театральные критики Ни-каел Кюрчян, Ваан Текеян, Вааи Малезнн, осознавшиз необходимость существования постоянно действующих трупп.

Деятельность гастролирующих трупп содействовала и появлению на сцене спектаклей нового жанра. Так, опереточная труппа "Бэсьло" Аршпка Пенкляна продолжила доле, начатое его предшественником Серовбе Пенкляном. Со временем музыкальный жанр и комедия заняли здесь господствующее положение.

Т;ж:ш образом, 1890-е годы и первое десятилетие XX зека стали периодом форал^овлния армянского театра в Египте. Рема-«тая роль в атом процессе нссомпсшю принадлежит кок западно-, ток и восточнопршшским театральный деятелям. Оообо подчеркивается то обстоятельство, что два исторически сложившиеся е армянском театре направления нашли свое отражение на египетской сцене. Замаднолркякский театр характеризуется определенной жанровой направленностью сценического искусства. Доминирующее положение здесь занимал музыкальный кзнр, широкое распространение получили комедийные спектакли, что и определяло соответствующую актерскую игру. Влияние же восточноармянского театра пошло свое выражение в роаиссуре и драматургии. Благодаря взаимовлиянию этих двух напрвлений, египетский армянский театр сумел в сравнительно короткий срок достаточно бистро определиться в вопросах сценического мастерства.

Глава П. Египетский армянский театр накануне первой мировой войны и в последующее десятилетне /19Ю-1924~е гг./.

После отъезда зэпадно-ч восточноармянских актеров, местные мастера сцены в поисках оптимально эффективного пути дальнейшего развития театрального искусства, избрали единственно правильное решение - создать собственную драматургию, которая обеспечила бы нормальный ход развития данной области искусства. Первым и успешным опытом подобного рода явилась драма "Выкуп", написанная Микаелом Кюрчяном и Тиграном Камсаракэном в 1910 гэ-ду. Пьеса, в которой нашли свое отражение нарождавшиеся в то время в западноармянской действительности буржуазные отношения, отвечала новейшим тенденциям драматургии того времени. Ею сра.зу ке заинтересовалось александрийская труппа "Армянский молодежный союз", которая и предприняла первую постановку пьесы. По счастливому стечению обстоятельств в 1913 г. здесь находился Баграм Пэпэзян со своими коллегами - Еновкои Шагеном, сеслрашГ Грачья и Адрине Дерцакян в сопровождении Агавни - актерами, кЪ-торые сумели достойно представить пьесу широким слоям общества, 8то'был тот случай, когда приезжие на гастроли актеры сумели воспользоваться возможностью сотрудничестве с местными театральными деятелями, В данном случае пьеса была поставлена по совету самого автора, при его же содействии.

Таким образом, в подъеме театральной жизни общины решающую роль сыграла драматургия, важный проявлением которого стали вышедшие в 1917 году в свет пьесы "Раздался голос" и "Неугасимое пламя" Сурена Партевяна. И в той и в другой пьесах нашли отражение современные исторические события: национально-освободительная борьба, развернувшаяся во время Балканской войны' /"Раздался голос"/ и, как противовес этому, - политика преследования армян со стороны турецкого правительства, геноцид 1915 года /"Неугасимое пламя"/.

Исторические события того времени, изменения, происходящие в политической жизни общества, побуждали к новым постановкам, к поискам нового социального героя. Как следствие, появились произведения, в которых была сделана попытка отразить основные реалии данного периода»

Из вышесказанного можно предположить, что как жанровые, так и тематические изменения, проникшие в драматургию под влиянием происходящих в обществе процессов, должны были отразиться и на общем уровне сценического мастерства. Так и произошло. Появились яркие личности - Нвард Шагоян, Оник Вольтер - для которых был характерен совершенно новый, современный подход к театру. Наблюдается и общее стремление к качественно новому уровню, прослеживается осознание важности режиссуры. Именно в этот период труппа культурного общества "Тигран Еркат" предприняла попытку поставить спектакль, в котором основная роль отводилаь постановщику. Оник Погосян, будучи организатором гастролей почти всех приезжих трупп Королевской оперы, первым предугадал происходящие в области сценического искусства изменения. Для реализации своих идей он избрал трагедию "Орел Аварайра или Вардананк" Смбата Бюрата - произведение, постановкой котрого десятилетие назад "Но-восоздгшная восточная труппа" ознаменовала рождение египетского армянского театра, а также драматургии. "Вардананк" стал единственным спектаклем Оника Погосяна, но, несмотря на это, именно оа сыграл важную роль в деле развития театрального искусства в общине. Прежде всего,-он подтвердил необходимость режиссуры, без которой невозможно представить современный театр. Кроме того, для многочисленных египетских актеров "Вардананк" явился удачным началом, предоставил им возможность заявить о себе как о грядущей

смене. Один из занятых в этом спектакле актеров - Хачик Сайтал-джян роль персидского ззарапета /тысячника/ Михрнерсеха считал первой серьезной работой в своей сценической биографии.

На основании анализа многочисленных фактов можно придти к ¡йедующему выводу. 1910-1920-е годы явились для театра армянской общины в Египте годами самоопределения и самоутверждения, наметились тенденции развития сценического искусства в рамках современного театра.

В подобных условиях гастрольные спектакли не только не изолировали костную театральную жчзнь, но и, оказывая на нее. определенное воздействие, в свою очередь становились ее составной частью. Аналогичное значение для театральнои жизни армянской обданы имело посещение Египта в 1920 г. Александром Инрвэн-зэде. Известный драматург предстал здесь в качестве режиссера, подтвердив тем самым важность и необходимость начатого Оникои Логосяном дела. Постановкой одной из своих последних драм -"Злой дух", Ыирванзаде укрепил интерес к восточному армянскому театру и драматургии, возникший здесь уже во время предшествующих гастролей. И доказательства тому не преминули явиться: в репертуаре различных трупп общины постоянное место заняли и другие пьесы Ширванзадо - "Из-за чести", "Арменуи", "Погибший"»

Со временем обязанности режиссера, как правило, стали возлагаться на приезжих мастеров, которые, благодаря своему опыту, могли распознать истинно талантливых людей среди местных артистических сил. Примерно такой случай произошел и во время гастролей в Египте 1921 г. Ованеса Абеляна. Представляя лучике рели своего репертуара /"Отелло" Шекспира, "Гражданская смерть" П. Джиакомзтти/, он выступил в качестве постановщика. Среди занятых им актеров, приглашенных в частности из культурного общества "Тпгран Еркат" - Девона Гюрмюза, Зарук Пзпазян, Никогоса Папуддя-на, Заруи Арапяч и др., во время одной из репетиций блестяще проявил себя Хачик Санталджян.

Деятельность Ованеса Абеляна и труппы "Аидрэник" способствовала еще большому укреплению нарождавшегося интереса к восточ-ноармянскому театральному искусству. "Андранпк", будучи странствующей тр.уппой, к-не нельзя лучше отвечала этим целям, являясь своеобразным связующим звеном между различными, населенными армянами центрами.

В разделе, посвященной деятельности этой труппы, особое внимание уделено ее репертуару, что позволяет наиболее полно представить связь общины с центром восточноармннскоН культуры - Тифлисом, осветить театральные события того времени.

В 1928 г., после отъезда Ованеса Абеляна и труппы "Андра-ник", местный актер Гаспар Ипекян сделал попытку поставить знаменитую тифлисскую постановку своего брата Армена Арменяиа-пьесы Левона Щанта "Старые боги". Однако спектакль, который требовал особого творческого подхода, характерного для символистической драмы, явно не получился и никак не мог соперничать с пс становкой Армянского театрального общества. Вместе с тем, египетские армяне получили возможность непосредственно приобщиться к одному из значительных явлений в жизни восточноариянского театра»

В 21)-х годах, благодаря усилиям обосновавшегося здесь тифлисского армянина, музыкального деятеля Г. Аристакяна, была создана "Египетская армянская оперно-драиатичеокая труппа", которая аккумулировала опыт, накопленный в области театрального искусства как восточно-,так и западноермянскими мастерами. Труппа отличалась четкой стилевой и жанровой направленностью. Включении в репертуар произведений жанра музыкального театра-оперы и оперзтты - "Ануш", "Взятие Тмкаберда", "Аршин иол-алан", "Поздно, да мило", "Леблебиджи" было в традициях загшдноэрмян-ского театра. Б то же время постановки осуществлялись на основе принципов восточноариянского театрального искусства. Тем самый, актеры получали широкое поле деятельности, освобождались от застывших амплуа и схематического стиля игры. В течение двух-трех. лет сошли со сцены утвердившиеся авторитеты, появились новые имене. Г. Аристакян взрастил по меньшей мере трех актеров, ставших зучишми среди театральных сил общины. Это - Валентин Ами-ралн - драматическая актриса с прекрасными вокальными данными, комики Арпиар Вардян и Степан Екенян.

Ь данной главе диссертации речь идет о том, как благоприятные услозия способствовали успешной деятельности таких тифлисских артистов, как Барсег Абовян и Матевос Санвмнн. Оба они, выступавшие до зтого в составе группы "Андраник", рои.лли остаться

в ¿гипте и создать здесь собственную труппу. Уже в течение 1922-1924 гг. силами своей труппы - "Египетского армянского драматического общества" или "Абовян-Санамян" - они поставили около пятидесяти спектаклей, С точки зрения жанра они представляли собой синтез оперетты и мелодрамы, что отвечало эстетическим воззрениям Г. Аристакяна.

Таким образом, определились стилистические направления, на фоне которых местные актеры стали выступать увереннее и плодотворнее. В 20-е гг. окончательно сформировался как комик Левой Шишманян. Он успешно выступил в ролях Артпна-аги в написанной специально для него Ервандом Отяном и Макаелом Кюрчяном комедии "Чаршлы Артин-ага или Франко-турецкая война" и Карапе-пета-аги в пьесе "Дайи Карапет или Же а их из Америки".. Этот период стал плодотворным и для режиссера Хачика Норикяна, который как артист сформировался в труппе Товмаса Фасулячяна, в истории армянского театра в Египте, пожалуй, самого консервативного деятеля, который этой своей позицией оказал определенное влияние на становление сценического искусства.

Таким образом, материалы второй главы исследования дают основание придти к следующему вызоду: египетский армянский театр ьо второе десятилетие своего существования прошел путь поиска и развития. Для будущего сценического искусства знаменательными стали 20-е гг., когда более обозримым явилось влияние стилистических направлений как западно-, так и вооточноармянокшс театральных школ и их творческое осмысление. Это обстоятельство оказало определенное влияние не только на процесс формирования сценического искусства в армянской общине, но и предопределило его дальнейшее развитие.

Глава И. Египетский армянский театр в 192^-1930-е гг.

Сосуществование двух направлений, о которых упоминалось в предыдущей главе, привело к логическому результату: "Египетское армянское драматическое общество" раскололось на две труппы -"Египетская армянская драма" и "Египетская армянская комедия", которые и стали основными носителями окончательно сформировавшихся восточно- и западноармянокого театральных стилей игры.

В состав "Египетской армянской драмы", основанной в 192^ г. усилиями Оника Вольтера, вошли Пеатрис Екеннн, Ваап Гнбнкдняи,

Карапет Карапетян, Згон, а таете ряд артистов-любителей из Каира и Александрии. В вопросе выбора репертуара труппа придерживалась консервативной позиции, что с самого начала обрекло ее но конфликт с театральными критиками. Пьесы, в основном несовременные» выбирались по принципу Мартироса Мнзкяна, часто из его репертуара. Несмотря на это, проводилась определенная работа по привнесению современного стиля игры. Стремясь достичь равновесия между уже отработанными приемами игры, которые тяготели к крайним проявлениям, и существующим репертуаром, руководитель труппы склонился к постановке мелодрамы. Результат оказался неожиданным для критиков, но не для труппы. Артисты не воспользовались преимуществами этого жанра, более того, они смягчили назидательный тон, умереннее проявляли свои чувства, ■ овладев искусством вести диалог со зрителем более уравновешенными' средствами игры. В репертуар 1926-1927 гг. вошли, хотя и несовременные, однако интересные, с увлекательным сюяетом-пьесы -"Гражданская смерть" Д. Никкодеми, "Далила" 0. Феле, "Общественный приговор" Е. Мураднна, которые надежно приковывали внимание зрителя к сцене.

Таким образом, каирская труппа, как и любая творческая общность, стремилась следовать собственным закономерностям развития. Постановка современных, а значит достаточно сложных и незнакомых пьес, требовала бы более совершенной игры, которая, по мнению руководителя труппы, была пока для них недостижима. Тем не менее, Онику Вольтеру удалось утвердить в труппе приблизительно равный уровень актерской игры. В безмолвном поединке с театральными критиками труппе получила возможность доказать свою способность откликаться на современные требования сценического искусства. В течение нескольких лет своего существования она утвердилась в качестве ведущей.

"Египетская армянская комедия" явилась преемницей константинопольского армянского музыкального театра и комедийной линии направления труппы "Абовян-Санамян". Ею в основном ставились легкие водевили и оперетты. С самого начала, как правило, главные роли распределялись между ее руководителей - Арпипром Бардяной и ведущей актрисой Астхик Икеняк. Среди артистических сип

труппы особо следует отметить Розу Оганисяя, Степана Карогезяна, Ваана Такесяна, Григора Багратуни и др. В репертуар вошли оперетты и водевили "Леблебиджи" Г. Чухаджянэ, "Поздно, да мило" Г. Ерипяна, "Невестка и свекровь" Грем-Сшона, "Шах-заде" X. Сан-; талдкяна, "Аршин мал-алан", "Не та, так эта" У. Гэдшбекова и множество других.

О первом спектакле - комедии Бориса Анекепа "Пепекс", поставленном в каирском театре "Рамзес", пресса сообщила 7 января 1925 года. Труппа, по сравнению с "Египетской армянской дремой", легко нашла свое место в театральной кизни общины. Проблема репертуара, вызвавшая столько споров по поводу драматической труппы, в данном случае не затрагивалась. Пьесы иностранных авторов, причем несовременные , принимались безоговорочно. В 192? г. в театре "Брентания" была поставлена пользовавшаяся признанием во Франции пьеса "Верни une жену", которая с успехом шла на протяжении всего театрального сезона. Армянский музыкальный театр в Египте, став преемником армянской оперетты Константинополя, воспринял и ее традиции. Так, константинопольский театр блестяще интерпретировал оперетты иностранных авторов, в частности, французских. "Египетская армянская комедия", инсценируя пьесы иностранных авторов, следовала традициям и стилю, утвердившимся в за-падноармянском музыкальном театре. 11 если в 20-х гг. нашего столетия в соответствии с требованиями современной жизни отношение к драматическому театру претерпело изменения, то с музыкальным этого не произошло, он развивался традиционно. Таким образом, то, что считалось недопустимым в случае с драматическим театром, представилось совершенно естественным для музыкального театра. Комедийному театру особенно хорошо удавались постано'вки пьес, описывающих нравы, царящие в армянской среде Константинополя. В основном, выходцы из этого города, актеры были привержены одному стилистическому направлению, что сказалось и на репертуаре, в состав которого вошли пьесы, строящиеся на материале армянской кизни в Константинополе. А именно: "Дядя Карапет из Саматии" Саши Китри, "Невестка й свекровь", "Господин 1Ггос-| пожа Игнат-ага" Грам-Сииоиа, "Чаршлы Артин-ага или Франко-турецкая война" Ерванда Отяна и Никаела Кюрчяна. Однако, армянское сценическое искусство Константинополя не могло в другой театраль-

ной среде восприниматься безоговорочно, без каких-либо стилистических изменений. В данном вопросе актеры армянской общины Египта сумели сказать свое слово.

Примечателен в этом смысле театральный сезон 1927-1928 гг. в Александрии, когда в труппе начал выступать уже завоевавший популярность актер Хачик Санталдянн. Игра Санталдняна нарушила схематизм, статическую трактовку образов, отличающие игру константинопольских армянских комиков. Оттенок драматизма, внесенный Санталдкяиом в театральную игру, способствовал созданию более глубоких и содержательных образов. Противопоставив свое понимание единой игры ролям, созданным Арпизром Вардяном, он добился прекрасного комического эффекта. Подобный подход помогал и другим актером в создании психологически мотивированных образов. Влияние Санталдкяна благотворно сказалось и на репертуаре: были инсценированы и ряд сочинений этого разносторонне талантливого актера. В театральном сезоне 1929 г. бесспорный успех имела постановка его комедии "Отелло и Зеноб-ага или Кених-артнст". Таким образом, "Египетская армянская комедия" в лице, одаренного актера приобрела столь же одаренного драматурга.

Правильное использование творческих сил и возможностей этой труппы - результат вдумчивой работы ее руководителя Арпиа-ра Вардяна. В ЗО-е гг. он уже был признанным авторитетен в театральном мире. "Чарли Чопштои армянской общины в Египте" называет его газета "Араке".

В работе отмечается, что 1924-50-е гг. явились плодотворными для обеих трупп. Как "Египетская армянская драма", так и "Египетская армянкэя комедия" - вели гастрольную деятельность й армянских общинах, особенно но Кипре, где были созданы определенные предпосылки для развития театрального искусства. Именно поэтому каждые гастроли армянского театра не только становились событием местной культурной жизни, но и были хорошим подспорьем для начинающих актеров.

Деятельностью этих дчух трупп отнюдь не ограничивается театральная жизнь армянской общины Египта 20-х гг. Именно по этой причине должное внимание и работ'; уделено и деятельности .акторов Ловона Шишмнчяна, Шанца Саи.яна, Горагина Монукяна, труппе

"Лндрашш" и др. Предпочтение, отдаваемое постановкам комедий и музыкальных пьес, сближало этих деятелей.

В 20-е гг. в зрмянс.сой культурной жизни Египта в целом завершился процесс создания театральных трупп. Возникнув первоначально в различных культурных обществах, нсшоссздашше актерские группы с течением времени монополизировали, по сути, сценическую казнь армянской общины, оттеснив эти общества на задний план. Постепенно театральное движимо начало приобретать элементы профессионализма. Этот процесс още более углубился в результате гастролей Ованеса Зарифяна /1927 г./, семейной труппы "Армянская драматическая труппа Кавказа" Костанянов /1929 г./ и, наконец, Сирануйш /1931 г./.

Таким образом, театральная зизнь обядош стала более насыщенной. Мастные артистические силы, уже имея определенный опыт, могли сотрудничать с известными артистами, приезжавшими на гастроли ь Египет. Право на подобное обобщение дает следующее обстоятельство: з армянской общине Египта сформировалось собственное театральное искусство и приезжие актеры не занимали ведущее положение в культурной жизни общины, а лишь дополняли, обогащая ее.

Глава 1 У. Армянский театр Египта в I932-I960~e гг.

¿ данный период для культурной жизни оо'щины, в частности театральной, характерной становится тенденция к объединению, кок реакция на сложную политическую обстановку в стране, распад общины. 3U-e гг. стали своеобразным рубежом для армянского театра в Египте. Менялись вкусы, неизбежным становился нелегкий процесс смены поколений. Для кино, сравнительно недавно появившегося айда искусства, это било время расцвета и могущества, когда оно СЕоей массовой доступностью провозгласило совершенно иные художественные критерии. Для просмотров фильмов были предоставлены прежние театральные залы. Несомненно, киноискусство создало и высокохудожественные произведения. Однако, ясно прояви?-лась его чисто коммерческая разрушительная сила, которая несла угрозу и театральному искусству. Еще одним сдерживающим фактором на пути развития театрального искусства явилось усилившееся именно в те годы давление на него благотворительных культурных обществ. В соответствующем разделе диссертации отмечалась та ио-

ключитоиьнап роль, которую сыграли культурные обществь в театра льной жизни армянской общины. Предоставив в распоряжение армянские: театральных доателей собственные помещения, все они, буд,'"п членами какой-либо из партий, держали эти труппы в зависимом положении. И если в 20-х гг. партийная принадлежность актеров еще не играла определяющей роли, то уже в 40-60-е годи именно она стала основным критерием при оценке артистической деятельности. "С 1930-х годов, - пишет Г. Топузян, - цвет галстука актеров, их партийная принадлежность определяли судьбу того пли иного спектакля, той или иной труппы"*. Вот почему, когда к 195? г. обстоятельства, препятствующие развитию армянского театра в Египте, вызывали еще болыцум озабоченность, факт мзъедения по инициативе Седрака Лайлекяна и на его средства нового здания театра стал рассматриваться как шаг на пути к независимости культуры. Попыткой противостоять политическому нажиму стало создание в 1940 г. труппы "Армянский театр", когда вокруг Оника Вольтера сплотились лучшие артистические силы Каира и Александрии: Арпиар и Астхик Вардяны, Пеатрис Еке-нян, Хечик Сакталдкяи, Аршалуйс Екенян. Однако труппа просуществовала недолго. В результате - для каждого конкретного спектакля собиралась новая труппа.

Таким образом, в 30-е гг. в жизни театра прослеживается тенденция отступления. Театральная жизнь вновь представляла собой сотрудничество актерских индивидуальностей и любительских трупп. Этого принципа придерживались как известные актеры- постановщики Хачик Сэнталдэкян, Левон Шишманян, Хачик Норикян, так и молодые талантливые актеры Аракси Вард-Оганян, Седи Гочунян и др.

В донной главе диссертации подробно анелизируится явления, характерные для 30-40-х гг. XX века. Параллельно с распадом постоянных групп, в армянском театре Египта в это же время наметились и качественные изменения: стала явной тенденция к слиянию различных аэкров. Четкое разграничение комедийного и драматического направлений, характерное для 20-х годов и нашедшее свое вы-

* Г.Х. Топузян. История армянской общины в Египте, Ереван, 1978, с. 304.

ражение в создании "Египетской армянской комедии" и "Египетской армянской драмы", в 30-е гг. сходят на пет. Противостояние Арплар-Вольтер у тех же актеров сцепилось компромиссом, стремлением к взаимному сотрудничеству. У представителей нового поколения подобные отношения сложились сразу. Основанием для по-доо'иого вывода может служить анализ деятельности Аракси Вард-Ога-нян. Так, в начале ее творчесного пути, в 1930-50-е гг., в ее репертуаре преобладали драматические сочинения: "Араеиуи" Г. !«е-лояна, "Дама о камелиями" А. Дюма-сына, "Намус" А. Ширванзаде, "Воскресение" Л. Толстого. Затем 011а обращается к трагедиям, в частности к постановкам сочинений В. Шекспира /Арпкси Вард-Ога-нян впервые после Сирануйш сыграла роль Гамлета/, й исследовании дается подробная характеристика ее игры, приводится сравнительный анализ ее ролей с образами, сыгранными Сирануйш. Казалось бы, творческий путь актрисы определился. Однако, в 50-х годах в ее репертуаре произошел поворот от трагедии к канру комедии и оперетты. Я здесь сьою роль сыграло кино: на экранах появилась известная лента Амо Бекнэззрянэ "Пело". После не совсем удачной постановки этой комедии Г. Сундукяпа, Оганян поста- • вила французскую комедию "Обрученные" Ж. Фейдо, позднее собственную пьесу "Кто из этих двух обручен?", оперетту "Соня" X. Сайта лдаина. Постановка оперетты Вард-Оганян "Саят-Нова" стала событием в а гатральной кизнп общины.

Таким образом, тенденция к сближению жанров нашла свое отражение в искусстве Аракси Вард-Оганян. Армянский театр в Египте нашел достойного последователя в лице актрисы. Вовремя появившись на армянской сцене Египта, Оганян сумела приостановить застой и упадок театрального искусства, казалось бы неизбежной при смене поколений. Благодаря во многой и э& усилиям, на сцене появились и новые имена: Филипп Асатурян, Гевонд Саркисян, Хорен Айвазян и др.

Особый раздел в данной главе посвящен драмнтургии. На протяжении всего времени существования врияно.юй сцены в Египте велась речь о драматургии, театральной литературе. Авторов было достаточно иного. Вот имена некоторых из них: Сыбат Бюрат, Ер-воад Отян, Микзел Кюрчян, Тигран Камсаракзн, Сурен Пвртевян, Григор Багратуни, Хачик Санталджян, Александр Сарухан, Саркио

Пэгшзян, Пайцар йркат. Внушительный синеок для театра, существовавшего всего шесть-семь десятилетий. Вместе с тем, театральная литература армянской колонии не всегда способствовала общему р..:зкитию сценического искусства. На основе анализа творческой деятельности писателей 40-60-х гг. делается попытка прокомментировать данное явление. Низкий уровень драматургии объясняется отчасти тем, что эта ноша также легла на плечи актеров. Последние часто сами были вынуждены выполнять обязанности режиссера, суфлера, реквизитора и даже кассира. Отсюда и изобилие поспешно сочиненных, малохудожественных пьес, нередко созданных на потребу невзыскательным зрителям. Социальные обобщения, художественность образов и ситуаций, характерные для писателей 20-х гг., в театральной литературе следующего поколения стали исключением. Данный период скорее был богат бытовыми драмами, комедиями, которые можно определить как разновидность французского водевиля. Не случайно, что произведения Саргиса Папозя-нэ, занимающегося только драматургией, составляли в этом ряду исключение.

Предметом особого внимания в диссертации стали деятельность культурных обществ и трупп, действующих при них. Среди многочисленных культурных организаций армянской общины лишь некоторые и в переходный период смогли сохранить высокий уровень сценического мастерства. Именно им мы обязаны развитием театрального искусства еще в течение двух-трех десятков лет. В контексте театральной жизни армянской общины представлена и деятельность трупп культурных обществ "Тигран Еркат" и "Амазгаин".

В заключении подытожены осиовкые выводы исследования. Армянский театр в Ёгипте сформировался как сомостоятельная единица в культурной жизни общшш. Отделившись от различных союзов, в определенный'период театр стал независимым. 1920-1930-е годы явились нременом сплочения артистических сил. Руководимые Сни-кои Вольтером "Египетская оршшскан драма" и Арпиарои Бардяном "Египетская армянская комедия" объединили под своей згидой до этого времени стихийно действующие, примыкающие как к дрататотеб-кому, так и к комедийному, направления. Появилась независимая ; драматургия, у истоков которой стали известные деятели запад-иоврмянской литературы. Армянский театр ¿гипта, достигнув опре-

деленного профессионального уровня, одновременно выполнил свою главную миссию, развернув последовательную работу за сохранение чистоты языка, национальной культуры, история и традиций.

Для развития армянского театра а Египте характерны трудности пройденного пути. Действуя в.довольно налрязенноЛ ситуации, он вольно или невольно втягивался, к в политическую борьбу. Очевидно, что отсутствие государственности, тормозящее общее развитие, оказалось сильнее театра. Вывод однозначен: армянский театр Египта, пройда характерный для диаспоры путь развития, пережил как годы подает, так и спада. Вместе о тем, ¡ложно констатировать, что в определенный период в армянской общине Египта была создана довольно жизнеспособная театральная культура, которая дополняет картину истории театра армянского народа.

По теме диссертации опубликованы следущие работы:

1. Константинопольские армянские театральные деятели в период (формирования армянского театра в Египте. - 3 кн: У1 республиканская научная кон .'«рента по проблемам культуры и искусства Армении. Тезисы. 2реванг 1987, с. 43-44.

2. Левов Иант к Гаопар Ипекян как деятеля культурного общеотва "Амаэгаин". - Вестник общественных наук, Ереван, 1990, № 3,

е.. 57-65.

3. Из истории формирования армянского театра в Египте. - Веот-ник общественных наук, Ереван, 1991, Л 2, е.. 92-101.

Находится в печати шногра^и« "Армянский театр в Египте" /12 авторских листов/.