автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Атеистическая убежденность как нравственная ценность

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Балычева, Марина Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Атеистическая убежденность как нравственная ценность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Балычева, Марина Борисовна

Введение.

Раздел I. Особенности понимания нравственной ценности атеизма домарксовскими мыслителями-материалистами.

Раздел П. Основоположники марксизма-ленинизма о нравственном значении атеизма.

Раздел Ш. Место атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма. Влияние атеистической убежденности на нравственность человека.

Раздел 1У. Критика религиозного извращения нравственной значимости атеистических убеждений.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Балычева, Марина Борисовна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одним из достижений зрелого социализма является господство научно-материалистического мировоззрения и утверждение среди трудящихся норм новой коммунистической нравственности. В поступательном движении к коммунизму совершенствуется не только материальная основа жизни общества, вместе с ней меняется и сам человек. Как подчеркивалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека.Советский человек - пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма. Его отличают активная гражданская позиция, кровная заинтересованность во всех государственных и общественных делах, инициативное, творческое отношение к труду. Словом,. новый человек - это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней".^

Для общества, в котором господствующим является научно-материалистическое мировоззрение, все более актуализируется необходимость формирования у каждого человека атеистической убежденности, оказывающей позитивное влияние на сознание и поведение личности. Позитивное влияние атеистической убежденности на нравственность не очевидно, оно объективируется во внутренней связи научно-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности. Это является одной из причин того, что среди части советских людей, в том числе и неверующих, продолжает бытовать мнение о положительном значении религиозной морали и умаление (и даже отрицание значения)^атеистических взглядов в

1) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.27.

2) См.: Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд:"-во Ленинградского гос.ун-та, 1978, с • • организации духовного мира человека, его нравственности.

Актуальность рассмотрения проблемы атеистической убежденности как нравственной ценности связана также и с тем, что современный исторический этап ". отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте протиП воборством двух противоположных мировоззрений. ', Наши идейные противники нередко прибегают к фальсификации положений марксизма-ленинизма, в том числе к извращению сущности научного атеизма. Религиозные идеологи активно разрабатывают и широко пропагандируют концепцию о бездуховности атеизма, пытаются обосновать положение о том, что освобождение людей от моральной ущербности и утилитарной ограниченности без религии будто бы невозможно. Проповедывание духовно-нравственной ценности религии находится сегодня в центре внимания религиозных организаций и за рубежом и в нашей стране.

Все это вызывает, с одной стороны, необходимость критики религиозных мировоззренческих положений, религиозной нравственности и различного рода фальсификаций научного атеизма; с другой стороны - возрастает необходимость в дальнейшей разработке вопросов о роли атеистической убежденности в духовной и, в частности, нравственной жизни личности и общества.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ'. За последние 10 - 15 лет проблеме взаимосвязи религии и нравственности и особенно критике религиозной морали уделялось достаточно большое вни

I) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года, с. 7. мание.; Гораздо меньше уделялось внимания проблеме взаимосвязи атеистического и нравственного воспитания. В большинстве имеющихся по этой проблеме работ советских философов содержится главным образом общая оценка взаимосвязи атеизма и нравственности, выявляющая общее влияние атеизма на нравственность человека, и утверждается идея единства атеизма и нравственности, как необходимого аспекта в научно-атеистическом воспитании.^

1) Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. -М.: Политиздат, Г970; Анисимов С.Ф., Гуров Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. - М.: Знание,1981; Бандзеладзе Г.А. Проблема ценности и критика христианской морали.- М.: Знание, 1967; Губанов Н.И. К анализу понятия ""религиозная мораль".-Атеизм, религия, нравственность.- М.: Мысль,1972; Донцов

И.А. Проблема личного самосовершенствования в марксистской и христианской этике.- Там же; Зуев Ю.П. От страдания к счастью. - М.: Знание,1977; Он же. Псевдогуманизм христианской проповеди к ближнему. - М.: Знание,1978; Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975; Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия. - Харьков: Изд-во Харьковского гос.ун^та, 1974; Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. -Й.: Политиздат,1981; Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии.- М.: Московский рабочий, 1979; Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианском морали. - Л.: Изд-во ЛГУ,1974; Он же. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. -М.: Политиздат,1982 и др.

2) Анисимов С.Ф. Роль атеизма в нравственном воспитании сттэо- . ителя коммунизма. - М.: Знание, 1967; Горохова Н.Д., Кос-тенко Н.А. Нравственное содержание научного атеизма.

М.: Знание,1978; Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека.- Кишинев: Изд-во Кишиневского гос.ун-та,1973; Зоц В.А.Культура, религия, атеизм. - М.: Политиздат,1982; Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании.- М.: Знание,1982; Костенко Н.А. Единство атеистического и нравственного воспитания в процессе формирования личности коммунистического типа.- Вопросы научного атеизма, вып.29.- М.: Мысль,1982; Курочкин П.К. Нравственный потенциал научного атеизма. - Гуманизм, атеизм, религия. - М.: Политиздат,1980; Малахова И.А. Анатомия религиозной веры.- М.: Политиздат,1980; Новиков М.П. 0 единстве нравственного и атеистического воспитания.-Атеистическое воспитание студенческой молодежи.- М.:Высшая школа,1977; Оншценко А.С.Социальный прогресс, религия, атеизм.- Киев: Наукова думка,1977; Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. -Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во,1979;Человек, свободный от религии.-Тула: Изд-во Тульского пед.ин-та,1977 и др.

Имеется также небольшое число работ, посвященных анализу сущности атеистических убеждений^ и характеризующих позитивное влияние атеизма на нравственность человека в условиях развитого социалистического общества.^

Однако раскрытие позитивной роли научного атеизма в сфере нравственности осуществляется недостаточными темпами, и в этой области сделано гораздо меньше, чем в сфере критического анализа религиозной морали. Между тем, в процессе построения коммунизма у членов советского общества формируются не просто научно-атеистические взгляды, а атеистическая убежденность, которая полностью исключает возможность обращения к религии.

Убеждения играют решающую роль в политической, трудовой, нравственной и всей жизненной ориентации личности, являются побудительным мотивом ее поведения. Атеистическая убежденность является одним из конкретных проявлений коммунистической

1) Аптекман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1979; БастраковаТ.С. Содержание атеистических убеждений. - Актуальные проблемы научного атеизма, вып.4. - М.: Изд-во МГУ,1979; Планотов Р.П. В поисках высокой действенности. - М.: Политиздат, 1976; Планов Р.ГГ., Ленсу М.Я. Воспитание атеистической убежденности. -Вопросы научного атеизма, вып. 19. - М.: Мысль, 1976; Чеку-лаев B.C. Критерии атеистической убежденности и типология современного атеиста. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та,1974 и др.

2) Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. - М.: Политиздат, 1975; Иванов И.Г. Социально-нравственное значение атеистического миропонимания. - М.: Знание, 1969; Иванов И.Г., Попов Л.А. О позитивном содержании теории научного атеизма. - "Философские науки", 1975, В I; Костенко Н.А. Атеизм и нравственность. - М.: Мысль,1982; Курочкин П.К. Атеизм и нравственный прогресс. - Вопросы научного атеизма, вып.15. - М.: Мысль, 1973; Колоницкий П.Ф.Атеизм и формирование коммунистической личности.- М.: Изд-во МГУ,1975; Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. - М.: Знание,1981 и др. убежденности, которая образует идейно-нравственный "стержень" личности, определяет общую направленность ее деятельности и ценностных ориентации, составляет ядро жизненной позиции. Коммунистическая убежденность является сердцевиной научно-материалистического мировоззрения. Научное мировоззрение позволяет правильно ориентироваться в познании и преобразовании действительности, коммунистическая же убежденность, основанная на уверенности в победе коммунистических идеалов, определяет направленность личности на борьбу за их осуществление. Но эта уверенность была бы невозможна без атеистической убежденности, освобождающей сознание человека от иллюзорно-религиозных идей личного бессмертия и формирующей реальные представления о смысле жизни и назначении человека.

В.П.Тугаринов определяет убеждения как знания, соединенные с оценкой того, что знаешь, они предполагает активную деятельность человека Таким образом, атеистическая убежденность имеет оценочную сущность. Человек, усваивая научно-атеистические знания, оценивает их, определяя значение этих знаний для себя. Такое оценочное отношение к научно-атеистическим знаниям (способствующим формированию адекватного понимания смысла жизни, заключающегося в использовании сил, дарований и способностей человека на благо общества, во всестороннем развитии личности) позволяет стать атеистической убежденности той призмой, через которую атеист рассматривает окружающую действительность и соотносит с ней свои действия. То есть атеистическая убежденность является нравственной ценностью для людей (атеистов).

ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИИ является исследование на основе марк

I) Тутаринов В.П. Философия сознания. - М.: Мысль,1971,с.54. систской методологии и с учетом достижений предшествующих исследователей различных форм взаимосвязи атеистической убежденности и нравственности, раскрытие механизма становления атеистической убежденности как нравственной ценности, определение места атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма и влияния атеистической убежденности на нравственное формирование личности.

Поставленной целью обусловлен комплекс проблем, решаемых в диссертации:

- анализ процесса обретения атеистическими взглядами значения нравственной ценности в идеологии домарксовских философов-материалистов ;

- анализ исследования классиками марксизма-ленинизма нравственной ценности атеистических убеждений;

- анализ становления атеистической убежденности как нравственной ценности советского общества;

- определение места атеистической убежденности в системе нравственных ценностей социализма;

- выявление взаимосвязи атеистической убежденности советского человека и его нравственных ориентации;

- критика религиозных извращений нравственной значимости атеистических убеждений.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, решения ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов партии, постановление ЦК КПСС по проблемам атеистического воспитания, материалы Пленумов ЦК КПСС. В процессе написания диссертации были изучены труды домарксовских философов-материалистов, исследования советских авторов и авторов из социалистических стран, затрагивающие проблемы взаимосвязи атеизма и нравственности.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации состоит в том, что в ней дается целостный анализ процессов формирования в истории общественной мысли отношения к атеистическим взглядам и убеждениям как нравственно значимым и ценным, рассматривается становление атеистической убежденности в качестве нравственной ценности социалистического общества, выявляется взаимосвязь атеистической убежденности с другими нравственными ценностями, показывается место атеистической убежденности в иерархии нравственных ценностей социализма.

В диссертации дается развернутая критика модернистских богословских попыток принизить и фальсифицировать роль атеизма в формировании нравственного облика человека.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации оцределяется тем, что разработанные в ней теоретические положения и выводы могут быть использованы для упрочения связи нравственного и атеистического воспитания личности, для совершенствования того аспекта атеистической пропаганды, где раскрывается важность атеистических убеждений сознательного освоения трудящимися норм и принципов коммунистической морали. Эти положения могут способствовать обогащению атеистической и этической тематики в системе партийного, комсомольского просвещения, лекторов общества "Знание", программ по научному атеизму вузов, техникумов, народных университетов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Атеистическая убежденность как нравственная ценность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в диссертации анализ взаимосвязи атеистической убежденности и нравственности в рамках развития атеистической мысли позволил сделать вывод о нравственной ценности атеистической убежденности, ставшей в условиях развитого социализма нравственно необходимой. Б результате исследования автор пришел к следующим выводам.

I. Атеистические взгляды получили положительную нравственную оценку еще в философско-материалистических системах Древней Греции и Рима. Но атеистические взгляды являлись нравственно ценными лишь для отдельных высокообразованных и прогрессивных в рамках своего времени философов-материалистов. Для большей же части рабовладельческого общества атеистические взгляды нравственно ценными не являлись. С развитием производственных отношений и ростом производительных сил, с развитием науки и материалистической мысли атеистические взгляды получают более оформленный характер. Они основываются на все возрастающих научных знаниях о природе, обществе и человеке. На заре капитализма в эпоху Возрождения атеистические взгляды являются нравственно ценными для передовых философов-материалистов и небольшой части людей, разделяющих их взгляды. С развитием капиталистических отношений и переходом капитализма в свою вторую стадию - империализм, обостряются все социальные противоречия эксплуататорского общества. Кризис охватывает и буржуазную мораль. Моральное отчуждение, возникшее еще в период свободной конкуренции в условиях монополистического капитализма проникает во все слои общества. В то же время происходит развитие классового самосознания пролетариата - самого революционного класса. Пролетарии отстаивают свои экономические, а затем и политические интересы, опираясь на новую мораль коллективизма и гуманизма. Новый субъект морали - революционная часть пролетариата создает новые моральные ценности. Этой новой морали чужды "религиозные подпорки", она заключает в себе знание подлинных ценностей и цели жизни, ориентирующих на совершенствование земной жизни, творческое развитие личности. Атеистические взгляды и убежде.^ ния становятся нравственно значимыми для все более широкого круга людей - революционно настроенных масс. Лишь при переходе к социализму, при уничтожении классового антагонизма, при планомерном развитии экономической и социальной жизни создается новая основа для нравственного совершенствования личности и гуманизации общественных отношений. В этих условиях происходит массовое становление атеистической убежденности,как высшего уровня атеистического сознания, она становится нравственной ценностью для все большей части трудящихся.

2. Атеистическая убежденность является нравственной ценностью социализма. Как нравственная ценность атеистическая убежденность объективируется на высшем уровне морального сознания - "уровне совести", поскольку предполагает осознание моральным субъектом необходимости и важности атеистических убеждений для совершенствования социальных отношений и творческого развития личности. Атеистическая убежденность относится к первостепенным, но не определяющим нравственным ценностям социализма, каковыми являются трудолюбие, коллективизм, патриотизм и т.п.нравственные ценности социализма.

3. Атеистическая убежденность тесно взаимосвязана с высшими нравственными ценностями социализма. Атеистическая убежденность способствует усвоению высших нравственных ценностей, актуализируя в них те стороны, которые выражают человеческое самоутверждение. Б свою очередь высшие нравственные ценности социализма также оказывают влияние на атеистическую убежденность, способствуя ее становлению и росту. Атеистическая убежденность, ориентируя на усвоение высших нравственных ценностей социализма, оказывает позитивное влияние на нравственное развитие человека.

4. Б идеологической борьбе против атеизма церковники, пытаясь опорочить атеизм и представить атеистические убеждения лишенными нравственного основания, используют различные методы. В целях закрепления религиозного мировоззрения в сознании верующих церковь вынуждена отказаться от традиционного учения о неизменности библейской морали. Признание земной жизни,как "благодати" - необходимая уступка со стороны богословов. Проповедники нравственного богословия в СССР и некоторых других социалистических странах пытаются совместить нравственные основы христианства с коммунистической моралью, истолковывая социалистические нравственные ценности,как "совпадающие" с христианскими религиозными нравственными ценностями, в силу того, что они заимствованы из священного писания,испытали воздействие библейских нравственных идей.

Проведенное исследование не исчерпывает крут вопросов, охватывающих проблему нравственного и атеистического воспитания.

Б материалах ХХУ и ХХУХ съездов партии, июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС и других партийных документах указывается, что наряду с исследованием различных форм и методов воспитательной работы большое внимание заслуживает изучение общественного мнения. Успешность атеистической работы также во многом зависит от того, в какой мере сформировано атеистическое общественное мнение.

На июньском (IS83 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось, что "по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастает не только возможность для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества".-^Применительно к области атеистического воспитания на первый план выдвигается задача не только всемерно способствовать усвоению советскими людьми атеистических знаний, но и воспитывать убежденных атеистов, осознанно и целенацравленно использующих эти знания для устранения пережитков прошлого, мешающих дальнейшему совершенствованию социалистических отношений. Обеспечение единства атеистического и нравственного воспитания имеет принципиальное значение для формирования атеистической убежденности у всех членов нашего общества. Пропаганда нравственного содержания научного атеизма способствует этическому просвещению, . в то же время нравственное воспитание подготавливает почву для позитивного восприятия человеком нравственного аспекта научно-атеистического воспитания. Отрыв нравственного воспитания от атеистического может вызвать примиренческое отношение к религиозной идеологии и культу, религиозный индефферентизм. Б связи с этим на современном этапе возникает необходимость в специальном изучении формирования общественного мнения по вопросу нравственного содержания научного атеизма.

Июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС была поставлена задача неустанно заботиться об идейной закалке молодежи. В эту задачу входит формирование коммунистической убежденности, включающей в себя нравственную и атеистическую убежденность молодых людей. Б.И.Ленин указывал, что молодежь приближается к коммунизму "иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстанов

I) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года,с.35. ке как ее отцы".*) Необходимо учитывать, что в развитом социалистическом обществе, в силу господствующих здесь социально-экономических и идеологических условии свобода от религии для большей части советской молодежи привита семьей, школой с детства и не является результатом внутренней борьбы и преодоления сомнений, как это было у старших поколений. Это обстоятельство используется религиозными идеологами, которые пытаются получить власть над молодыми умами, навязывая приукрашенные представления о роли религии в нравственном развитии людей. В этой связи принципиально важным является изучение форм и методов нравственного и атеистического воспитания молодежи, формирования у нее нравственной и атеистической убежденности.

I) В.И.Ленин. Полн.собр.соч.,т.30,с.226.

 

Список научной литературыБалычева, Марина Борисовна, диссертация по теме "Философия религии"

1. К.Маркс. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.1.с.3-27.

2. К.Маркс. Передовица в № 179 " Kq£jtisbe jeitunf К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч.,т.I,с.93-113.

3. К.Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.I,с.414-429.

4. К.Маркс. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгелъс. Соч., т.3,с.1-4.

5. К.Маркс. Коммунизм газеты "keiniscke? Вео£аск£егп. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.4,с.194-207.

6. К.Маркс. Замечания к программе германской рабочей партии.-К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.19,с.13-32.

7. К.Маркс. Капитал. Т.2, гл.9. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. ,т. 26, ч.П,с.П9-172.

8. К.Маркс и Ф,Энгельс. Из ранних произведений. М.: Госпо-литиздат,1957, с.689

9. К.Маркс и Ф.Энгельс. "Святое семейство" или критика "критической критики". Против Бруно Бауэра и компании. Соч.,т.2,с.3-230.

10. Ю.К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. Соч. ,т.З,с.7-544.

11. К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии. -Соч.,т.4,с.419-459.

12. Ф.Энгельс. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.1, с. 572-597.

13. Ф.Энгельс. Положение Англии. Английская конституция. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.I,с.618-642.

14. Ф.Энгельс. Крестьянская война в Германии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.7,с.343-437.

15. Ф.Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -К.Маркс и Ф;Энгельс. Соч.,т.19,с.306-314.

16. Ф.Энгельс. Диалектика природы. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, с.339-626.

17. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.20, с.1-335.

18. Ф.Энгельс. К истории первоначального христианства. -К;Марке и Ф.Энгельс.Соч.,т.22,с.465-492.

19. Ф.Энгельс. Письмо к Шмидту от 27 октября 1890 года. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.37,с.414-422.

20. В.И.Ленин. Что такое "друзья народа" и как они воюют цро-тив социал-демо!фатов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.

21. В.И.Ленин. Экономическое содержание народничества и критика его в книге господина Струве. (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч.,т.I,с.347-534.

22. В.И.Ленин. Новое побоище. Полн.собр.соч.,т.5,с.14-19.

23. В.И.Ленин. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн.собр.соч.,т.6,с.212-235.

24. В.И.Ленин. Политическая агитация и "классовая точка зрения". Полн.собр.соч.,т.6,с.264-270.

25. В.И.Ленин. Социализм и религия. Полн.собр.соч.,т. 12, с.142-147.

26. В.И.Ленин. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч.,т.17, с. 15-26.

27. В.И.Ленин. Аграрный вопрос в России к концу XIX века. -Полн.собр.соч.,т.17,с.57-137.

28. В.И.Ленин. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч.,т.17,с.415-426.

29. В.И,Ленин. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн,собр.соч.,т. 17,с.429-438.

30. В.И,Ленин. 0 фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн.собр.соч.,т.19,с.74-108.

31. В.И.Ленин. 0"Вехах". Полн.собр.соч.,т.19,с.167-175.

32. В.И.Ленин. Что делается в народничестве и что делается в деревне? Полн.собр.соч.,т.22,с.363-369.

33. В.И.Ленин. Исторические судьбы учения К.Маркса. Полн. собр.соч.,т.23,с.1-4.

34. В.Й.Ленин. К воцросу о политике министерства народного просвещения. Полн.собр.соч.,т.23,с.125-136.

35. В.И.Ленин. Карл Маркс. Полн.собр.соч.,т.26,с.43-93.

36. В.Й.Ленин. Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Полн.собр.соч.,т.29,с.41-64.

37. В.И.Ленин. Философские тетради. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч.,т.29,с.77-218.

38. В.И.Ленин. Интернационал молодежи. Полн.собр.соч.,т.30, с. 225-229.

39. В.И.Ленин. Доклад о революции 1905 года. Полн.собр.соч., т.30,с.306-328.

40. В.И.Ленин. Пацифизм буржуазный и пацифизм социалистический. Полн.собр.соч.,т.30,с.260-299.

41. В.И.Ленин. Черновой проект тезисов обращения к интернациональным социалистическим комиссиям и ко всем социалистическим партиям. Полн.собр.соч.,т.30,с.273-285.

42. В.И.Ленин. О государстве. Полн.собр.соч.,т.39,с.64-84.

43. В.И.Ленин. В лакейской. Полн.собр.соч.,т.39,с.139-145.

44. В.И.Ленин. Речь на беспартийной конференции рабочих и красноармейцев Пресненского района.-Полн.собр.соч.т.40,с.67-71

45. В.И.Ленин. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч.,т.40,с.314-316.

46. В.И.Ленин. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского коммунистического Союза Молодежи2 октября 1920 года.). Полн.собр.соч.,т.41,с.307-313.

47. В.И.Ленин. О значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч.,т.45,с.23-33.

48. В. И.Ленин. Ш Конгресс Коммунистического Интернационала. Полн.собр.соч.,т.44,с.I-6I.

49. В.И,Ленин. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч.,т.45, с.389-406.

50. Материалы ХХУ съезда КШС. М.: Политиздат, 1976,256 с.

51. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981,223с.

52. Материалы Пленума Центрального Комитета КШС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 80 с.

53. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26-27 декабря 1983 года. М.: Политиздат, 1984,31 с.

54. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 года. М.: Политиздат,1984,32 с.

55. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов. - М.: Политиздат,1971,с.502-507.

56. Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганда среди населения. Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. КШС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. - М.:Политиздат,1971,с.516-520.

57. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КШС от 26 апреля 1979 г.

58. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.- М.: Политиздат,1980,65 с.

59. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1983, 320 с.

60. Черненко К.У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе,- М.:Политиздат,1983,574 с.

61. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы2 марта 1984 г. М.: Политиздат,1984, 30с.

62. Аветисьян А. А. Очерки по истории религии и атеизма Древнего мира. Киев: АН СССР, I960, 195 с.

63. Алексеев Н.,Попов Л. Нравственность в зеркале социологии.- "Наука и религия",1979, № 3,с.15-16.

64. Алимбаев А.А. Молодым атеистическую убежденность. - М.: Политиздат,1980, 55с.

65. Ананьев Б.Т. Человек как предает познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969, 339 с.

66. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.:Политиздат, 1981, 64с.

67. Андрианов Н.П.,Никонов К.И. Актуальные вопросы атеистического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: Знание,1981,64 с.

68. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Политиздат, 1970, 183с.

69. Анисимов С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитания личности. М.:Знание,1973, 64с.

70. Анисимов С.Ф. Марксистско-ленинская этика.Курс лекций,ч.2. -М.: Изд-во МГУ,1973, 130 с.71,72