автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Философско-социологический анализ атеистической убежденности советских воинов и пути ее формирования

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ныров, Владимир Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Философско-социологический анализ атеистической убежденности советских воинов и пути ее формирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-социологический анализ атеистической убежденности советских воинов и пути ее формирования"

военно-политическая орденов ленина

и октябрьской революции, краснознаменная академия

имени в. и. ленина

На правах рукописи

НЫРОВ Владимир Алексеевич

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТЕИСТИЧЕСКОЙ УБЕЖДЕННОСТИ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Специальность 09,00.01 —Диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на сонсканне ученой степени кандидата философских наук

Л1 О С К В А — 1990

Работа выполнена па кафедре философии Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.

Научный руководитель —

кандидат философских наук, доценг НЕЧАЕВ В. В.

Официальные оппоненты —

доктор философских наук, профессор ПУЗИК В. М.

кандидат философских наук, доцент ПАВЛОВ А. В.

Ведущая организация — Военно-инженерная академия им. В. В. Куй бышева.

Защита состоится « »........1990 г. в . . . часов

на заседании специализированного совета по философским наукам (Д. 106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина (1С3107, Москва, К-Ю7, Б. Садовая ул., 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан « » октября 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент ДИБИЖЕВ В. В.

Формат 60Х84/16 Учетно-издат. листов—1,1

Подписано в печать 2.10.90 г. Объем 1,25 печ. лист.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

На правах рукописи

НЫРОВ Владимир Алексеевич

ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АТЕИСТИЧЕСКОЙ УБЕЖДЕННОСТИ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Специальность 09.00.01 —Диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МОСКВА — 1990

Работа выполнена на кафедре философии Военно-иолнтической орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. П. Ленина.

Научный руководитель —

кандидат философских наук, доцент НЕЧАЕВ В. В.

Официальные оппоненты —

доктор философских наук, профессор ПУЗИК В. М.

кандидат философских наук, доцент ПАВЛОВ А. В.

Ведущая организация — Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева.

Защита состоится « »........1990 г. в . . . часов

на заседании специализированного совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Военно-полигической академии имени В. И. Ленина (1С3107, Москва, К-107, Б. Садовая ул., 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан « * октября 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, доцент ДИБИЖЕВ В. В.

Подписано в печать 2.10.90 г. Объем 1,25 печ. лист.

Формат 60Х84/>16 Учетно-издат. листов—1,1

I. АКТУАЛЬНОСТЬ, ДЕЛИ И СТРУКТУРА ИССЛ^ШАНИН

Современное состояние и ближаииие перспективы нашего общества с особой остротой ставят проблему убежденности советских людей в правильности сделанного Октябръсьои революцией социалистического выбора, ориентирующего на создание подлинно челоиечес-ких отношений между людьми, исключающих потребность возвышать религиозные иллюзии над реальной жизнью;

Характеризуя перспективы религии К.Маркс писал: "Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической •повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связах их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса, т.е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем"-''.

Убежденность а научной обоснованности и подлинной гуманис-тичности социалистической идеи является одной из необходимых предпосылок формирования мотивов деятельности по воплощению этой идеи в жизни. И хотя вытеснение религиозных иллюзии или предрасположенности к ним адекватными представлениями об окружающей людей мире осуществляется по мере социального прогресса, оно представляет собой относительно самостоятельный, весьма сложный процесс изменения духовного мира личности, нуждающийся в специально научном изучении.

Ь последние годы усилиями советских ученых созданы теоретические предпосылки перехода от изучения различных ьспектои атеистической убежденности к целостному филоиофсно-соцнологичесному осмыслению ее сущности, имеете с тем ощущается и явная ц.рагнон-тарносгь философских представлений о формировании ачеистичьсг.сй убежденности у различных социальных групп нашего сл,, -ч:тн», в том числе у лоиноь 8{.мии и флота. ¡этим обусловлен и.со| течи настоящей диссертации.

1. Марье к., Энгельс - Соч. 2-е из/,., <;.'Ч).

Ал ту ал Ы1 ос г ь нес;; ед ов е н ия возрастает в силу следующих обстоятельств.

Бо-норьых. крайней противоречивости отражения перестроечных процессов в общественном сознании.

"Одни воспринимают происшедшее как величайшее революционное событио, открывающее широкие возможности длн гуманизации нашего обществ, его очеловечения, й .глазах же других происшедшие изменения предстают как крушение, распад, развал всего и вся, настоящий апокалипсис"*.

Социальная практика последних лет неопровержимо доказывает правильность марксистско-ленинского вывода о закономерной взаимосвязи социалистичности общественного развития с атеизацией сознания людой и наоборот. Апелляции к богу всегда были проявлением неспособности людой найти удовлетворяющий их выход из того положение, в котором они оказались. Идея бога - это специфическое признание безысходности в реальной, посюсторонней жизни. Но мере выхода страны из кризисного состоянии будут неизбежно укрепляться предпосылки формирования эгоистической убежденности людей и раскрываться ее созидательная, действенная природа.

Но-вторых| фактического свертывания атеистической работы в стране и в Вооруженных Силах.

в последние годы резкие нападки на атеизм стали чуть ли не "признаком хорошего тона". Он подвергается бездоказательному охаиванию и необоснованным обвинениям. Сложилась парадоксальней ситуация: на замну религии и церкви, которым сеичес никто и ничто не угрожает, встали многие представители интеллигенции, а подвергающийся нападкам втеизи защищать некому.

Однако реванш религиозного мировоззрения ни при каких обстоятельствах не может абсолютно парализовать процесс формирования атеистической убежденности советских людей восоще и советских воинов в частности. Новая обстановки лишь сурово провернет убегде-пин атеистов не твердость и настоятельно требует существенного повышения уровня научной обоснованности всей атеистической работы.

й-тпетьих. специфики процесса формирования атеистической убежденности личности в условиях Советских йоорукенных Сил.ког-I. .Правда. - Ь-УО - 20 июня.

да они стоят на пороге реформы, сущность и содержание которой пока еще являются предметом острых дискуссии, а необходимость ухе общепризнанв. Реформа так или иначе затронет принципы комплектования Вооруженных Сил, повлияет на их состав. При этой, безусловно, основную массу воинов как и сейчас будет составлять молодежь, наиболее восприимчивая к происходящим в обществе переменам. Идеологическая ситуация последних лег объективно подталкивает молодежь к религии, причем нередко к наиболее реакционный ее течениям и экстремистским проявлениям. События последних лет убедительно показали, что эту опасность не ьсе до сих пор четко осознают.

Перспективы утверждения многопартийности, все более настойчивое требование представителей некоторых общественных движений деполитизировать армию, находящееся на стадии законодательного закрепления введение альтернативной слузбы и многое другое, создает принципиално новую атмосферу ь духовной яизни воинских коллективов, характер влияния которой на нормирование атеистической убежденности советских воинов в современных условиях вун-деэтся а серьезном научном переосмыслении.

В-четзертых. необычайного обострения идеологической борьбы по проблемам отношения к культурному наследию прошлого, взаимосвязи науки, идеологии и мировоззрения. Стремление значительной части интеллигенции и служителей культо гипертрофировать роль религии и церкви в сохранении духовности и ценностей культуры приобрело не просто воинствующее, в явно агрессивное выражение. Попытки обосновать лояльность науки по отношению к религиозному мировоззрению предпринимаются весьма авторитетными и заслуженными людьми, конечно, ученый может обладать любым мировоззрением, оставаясь в познании сущности конкретных процессов на почве науки. Ьо научных открытий, лишенных мировоззренческого смысла быть не может уже потому, что в них заключена объективная истина. Идеология, как выражение коренных интересов определенных нлассоа, действительно может быть различной. Но в любой из идеологии с той или инои степенно последовательнее?« проведено определенное мировоззрение уже потому, что идеологию разрабатывают люди, занимающие те или иные мироиоззренческие позиции.

Атеистическая убекденность слукит одним из специфических "фильтров" очищения духовного наследия от объективистских и субъективистских извинений.

Степень научной разработанности проблемы. Специальных исследовании по теме диссертации ранее не проводилось. Теоретические источники, в которых представлены вопросы атеистической убежденности, можно подразделить на следующие группы;

в) посвященные исследованию диалектики индивидуального и общественного сознания, мироиоззрения как компоненте духовной жизни общества и как компоненте духовного мира личности?*

С) посвященные исследованию убеждения как относительно са-

2

мостоятелыюго элемента сознания и мировоззрения;

1. См.: Арцишс-вский P.A. Мировоззрение: сущность, специфике, развитие.- Львов: Вица школа,1986; Болкогонов Д.А. Методология идейного воспитания.-М.:Воениэдат,1У80; Гидиринский В.И. Личность воина социалистической армии.-М.: ВПА,1У77; Каверин

Ь.И.Формы общественного сознания и их взаикосвязь.-Ы.:ВПА, 1У; Ксонофонтов В.Н. Идеологические отношения и их проявления в духовкой кизии советских воинов.-М.:вПА,1У89; Орлова ¿.С. Ü понятии и типах нерелигиозного сознания // Актуальные проблемы атеистического воспитания и критика религиозной идеологии.-М.: Изд.МГУ.-1983; Иаринове О.в. Особенности стоновлсапл атеистического сознания студенческой молодежи: Лис. ...канд. фил ос.наук.-Л.,1У8о; Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.-М.:Мысль,1984; Саух П.Ю. Категории научного атеизма: филос.-ыетсдол.анализ. - Львов: Вища шкало, 1988; Сииркин А.Г. Мировоззрение: опыт теоретического внвли-88.-М.:Наукв,1У85; Стойко И.И. Формирование атеистической убекдеьности.- Львов, 1986; Следов А.К. духовная кизнь общества.-1!. :Мысль,1980: Его не. Общественная психология и идеология. -М.: Мысль,1985;Чагин В.А. Структура и закономерности общественного сознания.-Ii. :йаукв, 1У82.

2. Додонов в.11. Коммунистические убеждения и их формирование у ■ советских воинов: BliA, Труды академии.-Т.69.-19/2; Забавин

£.11. Политические убеждения и их Формирование у советских воинов //Сб.науч.статей.-М.:ВПА,1976.- С.294-314; Кулаков H.Ii. Убеждение в системе методов социалистического регулирования в развитой социалистическом обществе: Автореф.дис. ...канд. фил ос.наук.-U.,1У77; Марченко Н.Г. .Убежденность в системе коммунистического воспитания:Автореф.дис. ...кввд.фклос.ноук,-Иркутск ,1981; Павлов A.b. Война.Армия.Религия.-11.: Воениздат, ХУ88; Он ко: Современные религии и атеистическое воспитанно советских воинов // Военная мысль.'-1988.-L-5.-С.59-68; Стар-ченг.о A.A. Анализ категории "убежденно" // Смософскиа науки.-1У71.|.-кг5.-С.Ц-22; Паюсов K.U. tasyu против религии. Вопроси атеистического воспитания советских воинов.-Ii.:Ь!исль, 1986; Чебан В.В. Природа и сущность коммунистической идейной убоа-данности.-М,,1У7у;Щердаков H.H.Иллюзия добро Моральные ценности и религиозная верв.-М. :11олигиздат,1962.

в) посвященные выявлении специфики атеистических убеждений и процесса их формирования, анализу сущности атеистической работы, пропаганды и воспитания, исследованию коннретных причин воспроизводства религиозности среди значительной части населения страны, реальной религиозной ситуации в ее различных регионах и определению путей духовного освобождения трудящихся*.

В последние годы внимание исследователей привлекли и проблемы атеистической убеуденности различных социальных групп2.

Бее авторы сходятся на той, что убеждение - это чувственно пережитое знание, прошедшее через сознанио, психологию, ум и сердце человека. Основный признаком, по ноторону и окно определить убеждения человеке, - является его готовность к действию в соответствии с усвоенными ценностным установками, непримиримость к чуждой идеологии, но всякого рода антиобщественный явлениям. Современная наука все глубже исследует процесс превращения знаний в убеждения. Но пока этой работе еще явно не хватает глубины, планомерности, особенно в разработке философско-социологи-ческой проблематики.

1. Зверев Ю.И., Нечаев В.В. Атеистическое воспитание советских воинов в современных условиях.- U. :BI. A.I9B7; Зон а.А. Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи,- Киев, 1986; Кабецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма.-й.: ЛГУ,1987; Каверин Б.И. Атеизм и религия в современной идеологической борьбе.-М.А, Колодный А.И. Атеистическая убежденность личности.-Киев,1983; Лысенко С.Ь. Советский воинский коллектив как субъект научно-ыеистичео-кого воспитания воинов: Автореф. дис. ...канд.фил ос.наук Киев, 1986; Основы филосо4ских знаний. Воинская этика.Научный атеизм. Выпуск Ш.-М.: апА,1У87; Платонов Р., Ленсу М.

Воспитание атеистической убежденности // вопросы научного атеизма, Вып.13.-М.:Мисль,1976; Сандов й.Х. Система научно-атеистического воспитания в условиях развитого социализма.-Ташкент, 1982.

2. Бастракова Т.О. Социально-психологический аспект формирования атеистических убеждений: Авторе^, дне. ...квнд.филос. ваун.-М., 1979; Гортопен H.A. Утверждающая сущность научного агеизьь: Авторе^,. дис. ...канд.д,нлос.наук.- Кишинев, 1982; Гурский А.К. Критический а ни, из воздействия протестантского сектантства на призывную и арыейскую молодежь и условиях социалистического обществе: Авюреф. дис. ...канд. фил ос. наук .-,'!. :aliA,l9&8; Л)боаенко И.',.. Jip ойле^и фораиропп-ния научно-итеистического мировоззрения современной рабочей молодежи.-киев,1981; Ленсу Ü.H..Методологические проблемы научного атеизма и атеистического воспитания.-Минск,1978.

Анализ теоретических источников показывает, что наряду с бесспорными успехами в теоретическом осмыслении процесса атеизации сознания советских людей ряд содержащихся в исследованиях обобщений и выводов необоснованно оптимистичны, в некоторые аспекты изучаемого процесса вообще остались вне псля зрения философов. Актуальность проблемы формирования атеистической убежденности советских воинов, а также недостаточная степень ее разработанности и явились побудительным мотивом в выборе темы диссертационного исследования.

Объект исследования - реальный процесс функционирования и формирования мировоззрения советских воинов.

Цредмег исследования - диалектика формирования у советсних воинов атеистической убежденности как неотъемлемой черты научного мировоззрения.

/ Цель исследования заключается в выявлении сущности и структуры атеистической убежденности советских воинов, определении Ы6Х8ВИ8118 ее формирования и основной предпосылки - комплексного подхода в обеспечении эффективности этого процесса.

Для достижения указанной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определение сущности и структуры атеистической убежденности, ее места в системе нвучного мировоззрения;

- выявление специфики атеистической убежденности советских воинов как феномене их духовного мира;

- раскрытие механизма формирования атеистической убежденности воинов, как необходимого звена в их атеистическое воспитании; *

- обоснование роли комплексного подхода в повыиешш эффективности процессе формирования атеистической убежденности советских воинов в современных условиях;

- анализ теоретических источников и проведение конкретных социологических исследований с целыз об основсния «концепции и проверки гипотезы о.механизме формирования атеистической убен-денности воинов.

Идейно-теоретической и методологической основой диссертации являются философско-социологические положения классиков

марксизма-ленинизма, содержащие анализ мировоззренческих проблем, соотношения материального и духовного, исследование сущности религии и атеизма, их взаимосвязи, влияния на общество и личность, путей преодоления религиозности и становления атеистической убежденности. Диссертация опирается на партийные решения по идеологическим вопросам, активизации человеческого ^актора, усилению пропаганды научно-материалистических взглядов, совершенствованию воспитания советских людей, воинов армии и флота, В исследовании используются методологические положения трудов ученых-обществоведов по мировоззренческим проблемам.

Эмпирической базой диссертации явились результаты военно-социологического исследования в частях Прибалтийского и Туркестанского военных округов, экспертного опроса политработников нескольких военных округов, бесед с верующими воинами, контент-анализе публикаций по проблемам атеизма в военной печати зе ТЭ85-198У годы, а также изучения состояния атеистической работы в частях и подразделениях и личный опыт автора по атеистическому воспитанию воинов. Кроме того, диссертант опирался но денные социологических исследований, проведенных советскими учеными по проблемам атеизма и религии.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации подчинена общему замыслу, цели, задачам и логике исследования. Она включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, раскрыта степень ее разработанности в научной литературе, сформулированы цель и основные задачи исследования, его логика, показана научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Атеистическая убежденность советских воинов как объект философско-социологичесного анализа" осуществляется всестороннее исследование сущности, структуры и содержания атеистической убеаденности, определяется ее место в научной миров оззрении.

Во второй глаза "Диалектика процесса формирования атеистической убежденности советских воинов" дается философско-социолсь гичаский анализ механизма формирования! атеистической убежденное-

ги и обосновывается необходимость комплексного подходе квк главного условия эффективности процессе формирования атеистической убежденности воинов армии и флота в современных условиях.

В заключении сформулированы основные теоретические выводы и предложены некоторые практические рекомендации по использованию полученных результатов.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССВДоЬАНИЯ И ОБиСНШАНИЕ ПОДОЗШИЙ, ВЫНОСИШХ НА ЗАЩМУ

Научную новизну диссертации составляют:

о) исследование атеистической убежденности с точки зрения внутренней логики ее формирования и функционирования, что позволило представить атеистическую убежденность как личностное качество, выявить факторы, способствующие укреплению атеистических убеждений, воспитанию у воинов потребности отстаивать их и защищать;

б) обоснование специфики взаимосвязи научно-атеистической убежденности и научного мировоззрения, суть которой заключается в тем, что они представляют собой диалектическое тождество и могут переходить друг в друга, проявляя свою относительную самостоятельность;

в) раскрытие механизма формирования атеистической убежденности советских воинов, усвоение существа которого позволяет переходить от простого описания этого процесса к более осмысленному и теоретически обоснованному управлению им;

г) выделение комплексного подхода как главного условия повышения эффективности процесса нормирования атеистической убежденности воинов Советских Вооруженных Сил.

ГЮЛОМШН, ВаНиШД^ НА ЗЛЦИТУ

I, Определение суки ости атеистической .убежденности как специфического феномена духовного мире .качества личности

Ат ци стич вси ая у С ажд е н мое т г - социально обусловленное и индивидуально выпаженное качество личности, пронпллищеесн в ак-

)| >№У.:'.9НШ1 з ¡.-к он с* ерн ос той ее вопнш- човенк.ч, ^ у нк;;)'01:„р оь рник и

отмирания, а также в способности подходить и решению всех традиционно составляющих содержание религии проблем с позиции по-следоватачьного материализма. Данное определение сущности атеистической убежденности, сформулированное в диссертации, явилось результатом использования в процессе исследования двух взаимосвязанных подходов - логико-гносеологического и социологического.

В процессе раскрытия сущности атеистической уоеаденности в логико-гносеологическом плане использован соотносительный анализ системы понятий, применяемых для характеристики содержетель-ных элементов мировоззрения и прежде всего таних, как "убеждение", "убежденность" и "вера". Выяснение обцих "точек соприкосновения" этих понятии и различии между тын позволило представить атеистическую убежденность как производную от убеждений личности, но отличающеюся от последней, во-первых, твы, что это личностное свойство, во-вторых, тем, что это преимущественно де-ятельностная характеристика человека, проявляющаяся а его делах, поступках, поведении, т.е. в практике. Вера, согласно авторскому подходу - необходимый элемент атеистической убежденности личности, который психологически "окрашивает" атеистические знания и в этом смысле обеспечивает состояние ее уверенности.волеизъявления отстаивать убавлении, основанные на материалистических представлениях о природа, обществе и человеческом мышлении.

Рассматривая сущность атеистической убемденности личности в социологическом плене, автор исходит из того, что донное ее качество, с одной стороны, социально детерминировано и в этом плане представляет собой явление духовного мира человека, подчиняющееся определенным социальным закономерностям*. С другой стороны, атеистическая убеадоиноегь есть и результат самореализации личности, поскольку она главный за субъект. В этом плане она характеризует меру уверенности личности в достоверности и убедительности атеистических знании и волевую готовность действовать в соответствии с ними в прьктичоской деятельности. Другими словами, атеистическая уббвдоьность представляет сооои ин-теллектуально-^-оционельноа образование, качество личности, сп-

I. См.: Ивуъс К., апгелъо ф. Соч.-2-е изд.-Т.8.-

Ленин В. 1". поан.собр.соч. -T.II.-C.5f.; '1.12,- с л У>.

•четающее в себе критический к позитивный аспекты, рассмотрение -мира и деятельности человеке в ней сквозь призму естественного. В реальной практике она проявляется в ценностном отношении личности к научно-атеистической информации и детерминированном социальными условиями бытия ее эмоциональном состоянии, проявляющемся в оптимистическом мироощущении, в волевой устремленности личности, ее готовности отстаивать диалектико-материалистические взгляды и убеждения. Атеистическая убежденвость основывается на познании объективных законов природной и социальной среды и выступает важнейшей чертой научного мировоззрения. В этом смысле она бескомпромиссно противостоит убежденности религиозной.

2. Обосноввиие структуры атеистической .убежденности советских воинов

Атеистическая убежденность является сложным структурным образованием. Составляющие эту структуру элементы находятся в определенной система взаимосвязей и взаимообусловленности. Наиболее полно целостный харвктер атеистической убежденности личности выражается во взаимодействии ряда структурных компонентов. В диссертации последовательно рассматриваются эти компоненты, выявляется их место и роль в формировании и функционировании отонстаческой убежденности.

Компонент рациональный. Основу его составляют атеистическое содержание научных знаний. Вне знаний, вне опоры на них атеистические убеждения, е следовательно и убежденность сформироваться не могут. Однако не всякое знание способно превратиться в убеждение. Существует целый ряд естественнонаучных и социальных знаний и представлений, которые не перевиваются личностш, не приобретают личностного смысла, в поэтому остаются только знанием. Атеистические не знания, квк правило, непосредственно или опосредованно затрагивают духовные интересы личности, поскольку помогают понять смысл ее существования и деятельности. В силу этого они и определяются как мировоззренческие и составляют фундамент структуры отеистической убекденности. В диссертации подробно рвссматризсэтся источники атеистического содержания научных знаний, к которым автор относит: систему идейно-политической информации, средства массовой информации, институ-

ты культуры, бытовое общение, самообразование, личный опыт и т.д.

Компонент ценностный. Атеистическая убежлнность есть не только результат знания (познания). Она выражается и в ценностном отношении к явлениям действительности или в ценностной ориентации личности. В диссертации под ней понимается использование воинами в процессе их практическое и духовной деятельности атеистических идей, которые приобретают для них личностный смысл и социальную значимость. Эти идеи (атеистические ценности) рассматриваются автором как продукт практически-преобразовательной и научно-познавательной деятельности субъекта, как результат усвоения им социально-исторического опыта, изменения его положения и места в системе общественных отношений. Только человеческая преобразовательная деятельность лелеет социально-значимыми, ценными для личности атеистические идеи.

Формирование атеистической ценностной ориентации советских воинов предполагает закрепление объективного значения атеистических ценностей, раскрываемых в мировоззренческих атеистических знаниях, в сознании личности в таких категориях морали, кок добро и зло, справедливость и несправедливость, чость и бесчестие. Атеистическая ценностная ориентация должна отрекаться так-ае и в эстетическом сознании, в сундениях воина о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, гармонии и дисгармонии. Только на основе нравственных и эстетических цевностой слохныо а иаучно-иировозэренческие и ивучно-атеистическив идеи приобретают для личности воина глубокий, сокровенный смысл, становятся внутренним регулятором ее поведения, осознаются как жизненная мудрость.

Компонент эмоциональный. В диссертации этот-компонент анализируется как. отражение человеком, имеющий определенные потребности, своего отношения к предметам, удовлетворяющим эти потребности. ьмоции - это индивидуально субъективные переливания, обусловленные к'ек врожденными, сформировавшимися в ходе биологической эволюции инстинктами, ток и социальной средой, коннретныи жизненным опытом. Эмоциональная направленность атеистической убежденности-личности - ванный показатель того, в какой степени эта убежденность определяет все стороны жизнедеятельности воина.

Ьиоционслъно-чувственные реакции показывают, насколько действии человека соответствуют его духовным устремлениям и идеалам, и выражаются в глубоком оптимизме, свойственном атеистической убежденности. Оптимизм углубляет прогрессивный процесс активи-вации социальной активности советских воинов, их творческого энтузиазма К8К постоянного эмоционального фактора.

Компонент деятельностный. В струнтуре атеистической убежденности он проявляется в виде волеустремленности - способности и потребности военнослужащих в практическом воплощении атеистической позиции. Атеистическая волеустремленнэсть является необходимым коыпонеьтом формирования и функционирования атеистической убежденности не только потому, что она включает атеистическую убежденность как логико-эмоциональное образование непосредственно в контенст практической деятельности войнаЛело в том, что атеистические убекдения не сами по себе вытекают из системы знаний, а только опираются на нее. Атеистическая убежденность формируется и проявляется как результат социальной практики, взятой в самом широком смысле этого слова. Именно поэтому атеистическая волеустремленность является необходимым условием функционирования атеистической убежденности личности. В процессе реализации своих убеждений в практической деятельности воин укрепляет, совершенствует их, поднимает на новый, более высокий уровень духовного развития. Практическая деятельность делает атеистичесьую убежденность феноменом всего сознания личности воина, его духовного мира. Атеистическая ьолеустремленность не может сложиться и функционировать вне атеистической практики. По— атому ее обязательным элементом выступает действенно-практическая сторона.

3. Роаультаты фш1сс0д,ск0-с0ци0л0гичесй0г0 анализа

специфики атеистической убежденности советских воинов

Исследование специфики атеистической убежденности советских воинов, осуществленное на основе диалектики общего и особенного позволило ьидвлрть три основных ео аспекта - идейно-?ос; огичисйип, ссцг.альио-псшитический и естественнонаучный '»общее), с гоне те и>; специфический проявления, которые збус-¿(«вхшш 5:ь;.!.к сером воинском д«нте*ы;ости (ис.ооенное).

Идайно-творетический аспект предполагает формирование атеистической убенданности воинов на основе всесторонней критики всех составных элементов религиозного комплекса - взглядов.представлений, настроений, акций и действий и выработку нвучно-ае-териалистических взглядов на явления природы и общественной жизни: происхождение и сущность войн, роль армий в современном обществе, изменение их функции под воздействием нового политического мышления. Важную роль призваны здесь играть диалектико-ма-яериэлистическея философия, учение о войне и мире, разъяснение личному составу необходимости военной реформы, целей и задач Советских Вооруженных Сил в динамично меняющихся условиях 3 страна и в мира.

Социально-политический аспект предполагает осознанна воинами социальной обусловленности возникновения религиозного мировоззрения и социально-политических условий его преодоления. Он-включает и себя оценку религии не только как совокупности фантастических идей как порождения зависимости людей ох стихийных сил природы, но и чуждых ему социальных условий жи?ни, классовых антагонизмов, в диссертации подчеркивается, что современные условия в стране, трудности и противоречия перестроечных процессов, известное оживление политических сил, действующих под флагом религии, с необходимостью требуют выработки у личного состава ясного понимания политики государство по отношении к верующим, религиозным экстремистам, использухцим в ряда случаев оружие и боевую технику для реализации своих целей.

¿стастваннонаучныи аспект атеистической убежденности советских воинов, как отмечается в диссертации, приобрел особую актуальность в связи с новейшим этапом нвучно-тзхничоской революции, качественным изченениеы оружия и боевой техники, компьютеризацией военного дала, измененном отношений в системе "ччловек-военная техника". Диалектико-материалистическ&я философия исходит из того4 что естествознание всегда било и остается важным средством борьбы за утверждение научного мировоззрения. В.И.Ленин требовал привлекать естествоиспытателей для работ по естественнонаучному обоснованию йтеистического мировоззрения. Ьто задача, без рэшзния которой, - писел о,ч, - вокнствуладЯ

материализм не иожет быь ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом1.

Воинская служба, инея существенную специфику по отношению к другим видам социальной деятельности, накладывает счой заметный отпечетон не содержание всех рассмотренных в диссертации аспектов содержания атеистической уо'ечленности советских воинов. В условиях Советских Вооруженных Сил существенно меняется образ жизни молодых людей, что создает благоприятные возможности для кекдого из них переоценивать собственные убеждения и поступки. Направленность такой переоценки в значительной мере формируется под влиянием идейно-воспитательной рвботы, обладающей солидным атеистическим потенциалом. Важно умело реализовывать этот потенциал, стремясь к тоцу, чтобы воины, занимеющие стихийно атеистические позиции, становились убежденными атеистами, колеблющиеся склонялись к атеизму, а верующие задумывались над основаниями своей религиозной веры, соотношением ее с реальной жизнью. Результаты проведенного автором социологического исследования показали, что к атеизму воины, квк гпевило, идут через материалистическое объяснение фвнтов, в том числе и воинской сферы.

4. Понимание механизма формирования атеистической убежденности советских воинов как необходимого звена в системе ик атеистического воспитания

Разработке основ научно-атеистического воспитания воинов, по мнению авторе, должна опираться на знание военными кадрами механизма формирования атеистической убежденности, который в диссертации представлен как процесс разрешения многообразных противоречий ыезду ого элементами и факторами различного характера.

Формирование атеистической убежденности личности - это детерминированный объективными и субъективными факторами ндейно-ьоспитательвый процесс, в ходе которого в общественном, групповой и индивидуальном сознании возникает научней диалектико-мв-ториелистическай система идей и ценностей, выражающаяся в чув-

I. См.: Лонин В.И. Л сяк.собр. соч.- Т.45.-С.¿у.

ственно-эноциональной направленности человека на активную атеистическую деятельность.

Атеистическая убежденность является одним из критериев социальной зрелости личности. Оценивая конкретную религиозную ситуацию в том или ином подразделении или части, важно видеть неоднородность как верующих, так и неверующих. Нельзя игнорировать очень важное различие между людьми, верующими по традиции и религиозными фанатиками, между стихийными атеистами и людьми, на только убежденными в необходимости идейной борьбы с религией,но и умеющими с ней бороться. Именно реальные различия среди верующих и неверующих ле&ат в основе организации индивидуальной работы с конкретными людьми, в основе обеспечения паступателмости и систематичности атеистического воспитан!»!, его действенность и целенаправленность. По данным социологических исследований, твердую атеистическую убежденность имеют только 18,7% опрощенных, а наибольший процент военнослужащих - 2У# отнесли себя к пассивным атеистам. 12,0/1 не смогли себя отнести ни к верующим, ни к неверующим. Ьто свидетельствует о необходимости продуманной дифференциации идейного воздействия на воинов в процессе формирования у них 'атеистической убежденности.

Атеистическая убежденность тесно связана с убеждением как процессом обоснования объективной согласованности интересов личности с идеями нэучного этеизмэ и с убеждением как ваяней-шш элементом научного мировоззрения. Зга связь помогает понять механизм формирования атеистической убежденности как последовательное решение военными кадрами следующих зо^ач:

- усвоения воинами научных знаний о происхождении, сущности, социальной роли религии, закономерностях ее функционирования и отмирания;

- изучения истории атеистических учений, осознание смысла высшей исторической формы втеизма - научного;

- накопления военнослужащими личного социального опыта, отражающего объективные закономерности окружающего .чира;

- выработки системы подлинно гуманистических нравственных ценностей, умения воинов действовать в интересах человека труда, совершенствования общества;

- формирования атеистического сознания, усвоения научных знаний о религии, о атеистических ценностях и идеалах;

- превращения атеистических знвний в личные убеждения -синтез рационального понимания истинности атеизма и эмоционального приятия его;

- волевого воплощения атеистических знаний и убеждений в практических действиях, реальных делах и поступках;

- воспитания у личного состава духовной потребности в самовоспитании и самообразовании.

5. Положение о комплексном подходе как главном условии повышения эффективности процесса Формирования атеистической убежденности у воинов

Сущность комплексного подхода,его особенности в условиях Вооруженных Сил в диссертации определяется как наиболее оптимальный способ решения воспитательных задач, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности военнослужащего, воинских коллективов в интересах успешного выполнения возложенных на них обязательств.

Комплексный ¿юдход к процессу формирования атеистической убежденности с0ае1ских воинов строится на основе концепции перестройки идеологической работы в армии и на флоте, сформулированной в руководящих документвх. Суть этой концепции сводится н реленлю комплекса следующих задач. Во-первых, это концентрация идеологического потенциала ерыш'и флота не решении ключевых проблем боевой готовности, боевой подготовки, укрепления воинской дисциплины. Налаживание организационных связей между политической пропагандой, агитацией, культурно-просветительной работой и кизН1ю войск и флотов, их подготовкой и совершенствованием. Во-вторых, это создание всей системой идейно-политического воспитания новой морально-нрввстаенной атмосферы в воинских коллективах, атмосферы творческого поиска, демократизма, ответственных решений, крепкой дисциплины, принципиальности. Вопрос о нравственности - коренной вопрос, вне духовности не может быть перестройки. В-третьих, ею обновление содержания и методологии политической учебы, массово-политической работы и ориентации их на диалог со слушателями. Нужно разбудить ищущую мысль, открыть иросюр новаторским идет., новы« взглядам и предлокенинм.

- 17 -

Важное значение в комплексном подходе к формированию sie- . истической убежденности воинов имеет содержательная сторона воспитательного процесса, предполагающая тесное единство и всомер-ное усиление всех его составных частей. Важнейшими из них являются идейно-политическое, воинское и нравственное воспитание.

Наряду с этим ядром, содержание комплексного подхода к'формированию атеистической убежденности советских воинов включает в себя другие подсистемы: патриотическое и интернациональное воспитание, правовое и эстетическое воспитание.

Организационная сторона комплексного подхода к формированию атеистической убежденности советских воинов предполагает обеспечение охвата идейным влиянием асах сфер жизнедеятельности воинского коллективе: боевой и политической подготовки, быта, досуга и т.д. Кроме этого, она включает тесную взаимосвязь атеистического воспитания с воинской деятельностью, активное участие в атеистическом воспитании всех офицеров, партийного и комсомольского актива, использование в рвботе рекомендаций ноукл, распространение передового опыта и т.д.

В диссертации раскрываются принципы, формы, сродства, прио-L'u и мотоды воздействия на сознание и поведение воинов, приводятся данные конкретных военно-социологических исследований, подзывающие реальный уровень эффективности формирования атеистической убежденности созотских воинов, проблей» я протквсрочгт этого процессе.

П. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ALPОВАЦИЯ

Практическая значимость исследования заключается в обосновании положений и выводов, которые позволял! глубже понять атеистическую убоядонность советского воина, ее структуру, особенности, закономерности формирования и функционирования, место и рель в мировоззрении личности в целом и на этой осново повысить ко'лютонтность коуондпроз п политработников кап основных субъектов атеистического воспитания личного состава.

Исследование сущности, содержания, структуры механизма п путей формирования атеистической убежденности созотских воинов составляет теоретическую бяпу для попы,'тии г^Фектииности ятоио-

тического воспитания в армии и на флоте, усиление его комплексности, болео рациональной организации.

Диссертация выполнена на основе конкретно-социологического исследования духовного пира воинов, социально значимая и общественно-полезная деятельность которых связана с выполнением основной Функциональной задачи по укреплению обороноспособности страны, повышению бойвой готовности Советских Вооруженных Сил.

В диссертации содержится ряд конкретных практических рекомендаций, которые способны оказать реальную помощь идеологическим работникам в повышении эффективности воспитательной работы по формированию атеистической убежденности личного состава. Предложения по дальнейшему углублению философско-социологи-ческого анализа атеистической .убежденности и исследованию наиболее эффективных гнутей еа формирования Результаты исследования создают определенную научную и методологическую базу для дальнейшего исследования атеистической убежденности как духовного феномене, как черты научного марксистско-ленинского мировоззрения.

- Опираясь на разреботанные в диссертации положения о сущности, структуре и содержании атеистической убежденности как относительно самостоятельного духовного образования, было бы целесообразно продолжить исследование специфики его проявления не только в индивидуальном, но и в общественном и групповом сознании, изучить взаимосвязи меру теоретическими и эмпирическими, идеологическим и общественно-психологическим уровнями его проявления.

- Сформулированные принципы и пути повышения эффективности формирования атеистической убежденности воинов могут стать методологической базой для исследования такого важного для идейно-воспитательной работы понятия, пек "атеистическая культура".

Рвкомандеции, направленные на радение проктических проблем форм|'[ овяния атеистической убежденности I. Гек арендовать практическим работникам не создавать для проведения атеистической работы каких-либо специальных формальных организационных структур, 8 использовать уже имеющиеся возможности. В то же время необходимо поставить вопрос о координации деятельности всех звеньев идайно-воспктателького процесса в

Вооруженных Силах. Следует подумать об организации общественных-советов при политорганах, которые бы занимались изучением и анализом динамики общественного, группового и индивидуального сознания воинов, ведением атеистической пропаганды и работой с верующими.

2. В военных гарнизонах при ВиУЗэх представляется возможным организовать временные научные группы по нонкретпым проблемам формирования атеистической убежденности воинов из числа преподавателей - философов!социологов, психологов, командиров и политработников для изучения и выработки рекомендаций.

3. В социологической службе Вооруженных Сил выделить специальное направление по изучению степени сформированное™ атеистической убежденности воинов, анализу реального состояния религиозно-атеистической обстановки в частях и подразделениях.

¿1. Проанализировать на основе конкретных социологических данных по войскам итоги выполнения директивы министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Мореного Флота, изданной в 1981 году, обобщить опыт атеистической рьботы, результаты научных исследований но атеистической тематике, практические предложения и выпустить обобщенный документ, содержащий методические рексасада-ции и организационные моры по совершенствованию управления формированием атеистической убежденности советских воиноз.

5. Существенно переориентировать в духе плюрализма и гласности работу атеистических кадров, наладить их учебу в постоянно действующих семинарах при местных организациях общества "Знание" и сборах идеологических работников, предусмотреть переподготовку политработников, специализирующихся по проблемам атеизма в Военно-политической академии им. В.И.Ленипо и в высших во-епно-политичоских училч;;ах в соответствии с новыми учебными про-грачмяии.

6. подготовить и издать и Ьоачиздвте учебно-методическое г.огобие по истории и теории религии и атеизма д:*я курсантов во-енчкх училищ н организаторов атеистической реботн в частях и подразделениях с учетом реального состояния религиозно-атеистической обстановки и задач Фо; гнрочшшя атеистической убежденности войной. Рассмотреть возможное?!- подготовки и выпуска еррип-

•Чемчужины мировой атеистической литературы" в качестве приложении к военной газете или журналу.

7. л целях дальнейшей демократизации Вооруженных Сил в ходе военной реформы предусмотреть в законодательстве возможность для призывников, религиозные убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, выполнение обязанностей, не связанных с применением оружия , а также ввести для этой категории альтернативную гражданскую службу с одновременным увеличением срока с двух до трех-четырех лет.

8. Ориентировать редакции военных газет и журналов не необходимость освещения позитивного аспекта научного атеизме, его роли в формировании духовных сил воинов, их патриотического и интернационального долга.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации получили отражение в научных сообщениях автора на Всесоюзной научно-практической конференции "Формирование научного мировоззрения и вопросы контрпропагандынв 1985 г., в г. Таллинне, на Всесоюзной научно-практической конференции "Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической врмии" в 1986 г. в г.Москве, в выступлениях на теоретических семинарах и заседаниях кафедры марксистско-ленинской философии 1аллиннекого высшего военно-политического строительного училище, в преподавании курса научного атеизма курсантам этого училище, в выступлениях перед личным составом частей и подразделений Прибалтийского и Туркестанского военных округов.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Особенности формирования атеистичесной убежденности в процессе контрпропагаиды // Формирование научного мировоззрения и вопросы контрпропагаиды. (Тезисы докладов и выступлений неуч-вой конференции). - Таллинн: Философское общество СССР. Эстонское отделение, ТВВПСУ, Общество "Знание" БССР,1985 г.-О,5 п.л.

2. У.ндиьидуелншй подход как условие формирования атеистической убежденности советских воинов // Актуальные проблем» укреплен/л морального духе социалистической в^-гк.-М. :Е1|А,1^Е6.-0,Ь п.л.

2. <.','ор!мг овение екзиьной жизнекной позиции сиье1сгих ои-ноэ ь процессе ртаистичесього воспитания.-'! ллчкнн /[¡М'.су ,Т'Л'О,-О.Я п.;,. '