автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблема соотношения нравственного и атеистического аспектов воспитания личности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Агаева, Солмаз Дадаш Бала кызы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Проблема соотношения нравственного и атеистического аспектов воспитания личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема соотношения нравственного и атеистического аспектов воспитания личности"

ЛШНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

АГАЕВА СОЛ МАЗ ДАДАШ БАЛА кызы

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО И АТЕИСТИЧЕСКОГО АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Специальность 09.00.05 — Этика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Б а к у — 19 9 0

Работа выполнена в отделе этики и эстетики Института философии и права АН Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

— доктор философских наук, профессор Рустамов Ю. И.

Официальные оппоненты:

— доктор философских наук, профессор Наджафов Н. Г.,

— кандидат философских наук, доцент Муршудли Г. Д.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского педагогического института им. В. И. Ленина.

Защита диссертации состоится « 1990 года в « '/д^» часов на заседании специализированного совета (К. 054.03.02) по присуждению ученой степени кандидата философских паук при Бакинском государственном университете (Баку-370073, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета.

Автореферат разослан « ^^ » ^^

1990 г.

^ ^ --- ;

Ученый секре^а^цЛ'

специализирова11110^о"с^ве1^' ^--<уу/ ^ кандидат философский,нау^'г.^Д,^ : Т

доцент - 5, ц \;х ? £ Ё !

" ■ - '

г«-

Мамедов А. Б.

о

ощя характеристика рлеош

Актуальность темы исследования. Диалектика общественного развития такова, что в ходе перестройки советского общества важнейшей закономерностью выступает возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. Вся система основополагающих динамических изменений^происходящих в нашем обществе, предъявляет новые повышенные требования к личности. В новых условиях приобретает особую актуальность "обращение к человеку". в контексте такого обращения весьма важное значение придается совершенствованию системы воспитания. !Согда мы говорим,что при социализме осуществляется всестороннее и гармоническое развитие личности,' тем самым подчеркиваем, что в социалистическом обществе должны последовательно реализоваться цели подлинного гуманизма. Многие наши успехи в сфере формирования человека и его образа жг.эни стали возможны благодаря разработке и проведению в жизнь культурно-воспитательной политики, которая, к сожалению, не была свободна от многих серьезьых ошибок и формализм.;. Примечательно в этом отношении революционное перестроечное преобразование общества. "Главную задачу своей культурной политики,- говорил на ХХУП съезде партии М.С.Горбачев,- партия видит в том, чтобы откр!ть самый широкий простор для выяатения способности люде!1., сделать их жизнь духовно богатой,многогранно!!. Добиваясь радикальных перемен к лучшему и в этоС области, важно постр;ить всю культурно-воспитательную р!боту так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы люда"1, шла навстречу их -пт-терпсам"1. Тпр^стро"ка, таким образом, активизирует вопрос хульту-ры м воспитания- тесно увязивает задачи коренного.революционного

преобразования общества с задачами качественного- обновления системы воспитания, рхдик иьного её совершенствования. 3 условиях

1Р Материмы ХХУП съезда КПСС. И., Г 86, с.И4.

- г -

перестройки приобретает особую значимость критическое переосмысление накопленного опыта воспитательной работы. Сегодня от марксистской методологии требуется проявить мужество в анализе достижений и просчетов в строительстве социалистического общества / в ходе культурной революции, нравственном и атеистическом воспитании трудящихся и т.д./. В процессе "перестроечного" пересмотра нааеР истории предстоит освободиться от неверных представлений о методах строительства социализмавоспитания личности - избавиться от всего, что деформировала нравственные идеалы нашего общества.

Нравственное и атеистическое..-воспитание как составные части

(

идейной и культурно-воспитательной работы, находится под влиянием происходящих в нашем обществе перемен. Эти перемены направлены в сторону оздоровления нравственного климата, они пpиJвaны существенно изменить наше отношение к ^лигии и атеизму.

И в этой связи "неоправданы разговоры о возможном сворачивании атеистических исследований и публикаций в силу каких-то высцих соображений. Дело состоит в том, чтобы распространить /новое мыш-

, "Я

ление/ на вся с£еру изучения религии и атеистического воспитания, до конца преодолевая догматизм, примитивизм, упор на административно-бюрократический стиль..."1.

Необходимо критически переосмыслить накопленный опыт в области атеистического и нравственного воспитания, сформулировать новые идеи и принципы в данной сфере воспитательноработы. Актуальность изучения проблем воспитания /в частности, нравственного и атеистического воспитания/ обусловлена потребностями перестро'ки нашего общества на подлинно демократических основах. Обстоятельное исследование механизма взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания, раскрытие их диалектической взаимосвязи в культурно-

I. Социализм и религия.//КоммунистЛ93В. 4. С. 123.

воспитательном процессе является зажным условием успешной реализации целей программы активизации человеческого фактора. В устовиях перестройки,, демократизации и гласности всестороннее и глубокое изучение взаимоотношения нравственного и атеистического воспитания /и других направлений воспитательной работы/ приобретает особую значимость. Все это и определяет,актуальность темы нашего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Марксисте ая философия с момента своего возникновения включала в себя проблематику воспитания в качестве важного элемента своей программы развития личности /марксистская концепция всестороннего и гармонического развития человека/. вполне естественно, что проблемы воспитания все время находились в центре внимания. Воспитание как сложный диалектический процесс со своими специфическими противоречиями, уровнями и подсистемами по мере развития общества сталкивается с новыми трудностями, намечает каждая раз нэш1 круг проблем. Непреходящее актуальное значение воспитательно!1 работа объясняется тем, что на камдоы этапе нашего обществ;! в динамике процесса воспитания выявляются нопыз возможности и перспективы, а это, в своп очередь, выдвигает комплекс новых вопросов. 3 последние года в контексте задач перестройки предъявляются новые требования к проблематике воспитания. Эти требования связаны нолосродствзннэ как с переосмысление« на ко гл сонного в этоР области опыта, так и с разработке ? ново Г стратегии культурно-воспитательно" работы, отвечающей духу демократизации п гласности.

Автор условно выделяет три основных н-шраалеиия, кот--р>э тот отноиение л теме исследования. Первое направленна связано с об-

проблемами воспитания: нравственное и атеистическое воспита-

ниэ рас«чтр1'зактся как состашшо части систем* воспитания. Гзгорю

с

направление характеризуется разработками специфических проблем нравственного и атеистического воспитания. Наконец, т -ютье направление - это исследование вопросов связанных с диалектическим взаимоотношением нравственного и атеистического воспитания. По стзпе-ни разработанности отмеченные направления представлены как бы по "убывающе!'." линии.

Общетеоретические проблемы воспитания личности в вашеЯ стране исследованы довольно подробно. Но, как ужк отмечалось, перестройка придала особую актуальность проблематике человека, выдвинула на первый план задачи нравственного _рбноатения культурно-воспитательной политики государства. Можно сказать, -наметился новый "перестро' ечный интерес" к человеку. Это находит свое выражение в общем массиве научной литературы^. Исследование проблем активизации человеческого фактора, естественно, акцептрирует внимание ученых на проб-2

лематику воспитания._

I. Еакиров В.С.Ценностное сознание и активизация человеческого фактора.Харьков.1983; Марксистская концепция человека и культура личности.Владимир. 1987; Шендрик «.т. .'оммучиотич ский идеал личности: филосо^ско-этический аспект.Львов.1988.

А также сл.статьи:Вестужева-Лада И.В..Человеческий фактор:его сущность и пути активизации./Науч. кош Л980.№; Иванов В.Г.Проблема активизации человеческого актора в условиях перестронки. //мауч.кою,(.1''Ц7.1.Ъ; Нрутова О,П.Пути активизации человеческого фактора.//1ч1П0С0ф.наукиЛ~37.'Д^ /футова 0.II.Человеческий фактор: соцчольно-фиьосо^скиь' аспект.//Вопр.философ. 1937.'ЛЗ'.Ь'ишии , !«;::ои В.В.Перестройка советского оОщостла и формирование нового человека.//Науч.коим. 1033.К" 2;Молкин Л.В.Всестороннее р зпитие личности:идеал,совреме • ность.//!'ауч.комм.1037.3; Зушпскиб З.В '(Итуплып'!! ироОлеш развития личпости:коммунистически!'' идеал ч социалистическая действительность.//Силос.науки. 1''0о.Гб; Зули-: сг НЛ .¡¡екоторие вопросы активизации человеческого Фактора.// //1"¡ауч. ком;.' . 1937. V 3.

."оттова 0.11.Философские основы коммунистнческрго воспитания.М. 1957: Мизуно А.В.Методологические проблемы комплексного подхода ь коммунистически .-су воспитанию.лиев.1986; Чумак Л.Г.Коммунистическое" воспитание:система и прсдесс.Кишинев.1987.

/матери;шы ' круглого стола"7.//.',ауч.комм. г. '.'.л .»"4; .ур.'.олева а.л. ¡.окоторые вопросы перестройки в острти пудовно1/ пизнц и коммунистического воспитания.Улауч.комл.и».илпто к.-... .'-опроса ¡•.етодологии классового воспитания в свете решении и\УП съезда 'ГПСС.//Оилос.науки.1906.'дъ;Коломиец В. Л.'лфдиронп..ле мпрке.истскс ленинского мировоззрения-важне"шая задача комму':1мстич''с-"ого вое» т-птания.//Науч.комм, 1937.? 3; Удовен';о Н.К. 0 ;актор'.х воспнта-•¡г.;>; коллективизма.//пауч.комн.Г. 37. г* 2.

Намеченный перестройкой,демократизацией и гласностью задачи области культурно-воспитательной работы поднимают определенные :омплексы специфических проблем в сфере нравственного, атеистичес-:ого воспитания. В последние года появляются работы,в которых пред-

гетом особого внимания исследователей становятся вопросы нравствен-

I 2

юго и атеистического воспитания. В этих работах подробно анали-

1ируются особенности нравственного и атеистического воспитания в условиях перестройки. В некоторых исследованиях подчеркивается важ-юсть изучения взаимоотношения нравственного и атеистического вос-штания как необходимого условия успешного решения некоторых общетеоретических проблем воспитания, а также конкретных вопросов нрав-:твенного и атеистического воспитания^. Однако данная проблема не

[. Актуальные проблемы нравственного воспитания.Новосибирск.1987; Впрдомпцкий А.П.Моральная регуляция поведения личности.Минск. 1987;Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания.M.I987; Соколов. H.H.Социология нравственного развития личности.М.1937; Теория и практика нравственного воспитания.Еаку,1907; Этика.Мировоззрение.Нравственное воспитание.М.1907;Голубева Г.А.Ускорение научно-технического прогресса и проблема нормирования нравственной культуры личности» /Ежегодник философского общества СССР.1936.М.1997.С.55-39;Иванов С.Г.Ко!<мунистическая мораль,социалистическая нравственность, человеческое достоинство.7/?илос.науки.I9B7.M3: Ломов В.Нравствен-ный потенциал совершенствования социализма.//Вопр.';и.10сЛ987.га.

Актуальные проблемы науччо-атеистичоского воспитания молодежи. !.'атериалы П Всесоюзно!1, школы молодых ученых.М. ,1907;Криштопа С.15. Криштопа В.!!. Атеистическая направленность нравственных ценностей социалистического общества,'{иев.1Г37;0рганизация и методика атеистического воспитания.М.1936;Ипак В.ЗЛтеизм и нравственный идеал личности.Киев. 19Я7.;Мамедов .Ахддоп л.чре^тпе;г"т:ть ленинских np:ii!nncB научно-атеистического воспитания.//Комм. Азербайджана .1937.;Зилимоно в 3.Воспитывать атеистов.//Комм.Азер-6aflip*aHa.I°33.'^Атеистическое воспитание как (фактор Армирования духовных потребностеР молодежи. Авторэф.дисс...канд. jjuioc. наукТл., 19:"8.

3. См.работы:¡{риштапа С. Л. ,Криштопа В. Л. Атеистическая на/травленное? нтве.тоенннх ценностей соц. обществ. :йев.1937;Епак В.. i. Атеизм и нравственны^ идеал личности.;{иевЛ'"37;Д*алилов М.5. ,д1амедов A.A. Атеизм и нравственное воспитание.ШкуЛ930.

Социализм и религия.//:Соммуист.1Р38.1/ППопов„AjC.it авдлиау ЯО-циалышго значения религии-'и атеизма.//.илос.¡мк,!, I лит-

рохин А.Карксисты I) христианство.//.^¡ллунистЛ <] 7;Гарагд^ 3.Переосмысление.//Наука и религия. 1939.I и другие.

была еще предметом специального анализа. В меру возможностей диссертант попытался восполнить пробел в этой области.

Цель Диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа особенностей нравственного и атеистического воспитания, а также прояснения некоторых моментов механизма диалектического взаимодействия данных направлений'воспитательного процессч изучить роль нравственно-атеистического воспитания в {ормкрованш личности, в решении культурно-воспитательных задач перестройки. Для решиза-ции поставленной цели необходимо рассмотреть следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

- проанализировать основные этапы и тенденции домарксистской мысли'в области разработки концепций нравственного и атеистического воспитания в контексте решения задач воспитания личности;

- определить концептуальное своеобразие марксистско-ленинской системы воспитания и выявить доминирующую роль диалектического подхода в решении проблем нравственного и атеистического воспитания!

- рассмотреть основные моменты процесса развертывания нравственного и атеистического воспитания в ходе перестройки в свете требований демократизации и гласности, а также исследовать с позиции воспитательной политики перестройки диалектику нравственного и атеистического воспитания в общ системе воспитания личности.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской концепции воспитания, методологические принципы диалектического материализма.

Научная новизна исследования. Диссертация является самостоятельным исследованием диалектики нравственного и атеистического воспитания в общей системе воспитания личности. В ней предпринята попытка последовательного и всестороннего рассмотрения этой проблемы. Формулируется ряд новых положений. Суть положений, содержа-

о

цих элементы новизны и выносимых на защиту, заключается в следующем:

- на основе анализа домарксистских концепций нравственного и • атеистического воспитания предпринимается попытка проследить предысторию становления диалектического подхода в рассмотрении проблем воспитания;

- раскрывается основное методологическое содержание марксистско-ленинской концепции воспитания,в которой главное внимание уделяется диалектическому подходу. Показывается, что в данной концепции основополагающее значение приобретает диалектическая идея воспитания личности, которая представляет собой сложный процесс взаимодействия нравственного, атеистического, эстетического, трудового и др. видов воспитания;

-обосновывается положение,что диалектическое взаимоотношение нравственного и атеистического воспитания на протяжении всей предшествующей истории развития нашего общества не реализовало в полной мере свой потенциал в деле воспитания гармонично и всесторонне раэ-

I

витой личности;

- аргумент;груется правомерюсть и плодотворность критического переосмысления оптыа воспитательно? работы с целью восстановления марксистско-лечинскоЯ /социалистической/ концепции воспитания с её ориентацией на методологическую значимость диалектического взаимоотношения нр'иг'твзиного и атеистического Боепитания;

- в условиях перестройки, демократизации и гласности, когуу. особо подчерчивается важность активизации человеческого фактора п оздоровления нравственно Я атмосферы общества, перзост»пеиное :: <ачс-ние приобретает развертывание воспитательного процесса как пронесся диалектического взаимодействия различных наптвлениЛ культурно-воспитательной работы. Зтхну» роль в этом процесс игр ют диалогическое взаимоог.опение нравственного и атеистического воспитания.

о

§

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Результаты приведенного исследования могут быть использо: аны в научно-исследовательской работе по изучению актуальных проблем воспитания личности. Сформулированные в диссертации выводы и положен''я применимы в Курсах научного атеизма и этики,а также могут быть использованы для организации культурно-воспитательной работы среди молодежи, Материалы диссертации представляют определенную методологическую и практическую ценность при разработке учебных курсов по проблеме нравственного и атеистического воспитания личности; в научно-исследовательской работе студентов и прй'разработке тематики докладов и рефератов, а также чтений лекций по линии'общества "Знание" в молодежно й,аудитории;

Апробация работы. Основные-положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах автора, в докладах на научно-практической конференции ЛИ,Г/Л им.50-летия СССР /Баку,1983 г./; на межвузовской научной конференции в Каспийском ВЗМУ им.С.Н.Кирова /Баку,1957 г./.

'Основные положения работы также использовались автором в преподавательской работе.

»

Структура работы. Диссертсдия состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы,

ОСНОВНОЕ СОДЕГЕАТГЛЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень разработанности-■•проблемы в научной литературе,, определяются цели, задачи и ыетодология иседеддвания, .¡ормулируется новизна, тео ретическая и практическая значимость полученных результатов."

Первая глава - "Историко-философский анализ проблема взаимоотношения атеистического и нравственного воспитания личности" содержит последовательное ретроспективное исследование основных моментов концепции нравственно-атеистического воспитания личности, выявляется логика движения исторической мысли к раскрытию в лоне марксистско-ленинского мировоззрения диалекгки нравственрого и атеистического воспитания.

В § I "Краткий анализ домарксистской духовной культуры в контексте нравственного и атеистического воспитания личности" показана предыстория марксистской концепции воспитания личности, в которой важное место отводится диалектическому соотношению нравственного и атеистического воспитания, «здесь просле живается диалектическое отрицание марксизмом предшествующего хода развития духовной культуры человечества в аспекте атеистического и нравственного воспитания личности.

Диссертационное исследование начинается с предварительного

I

уточнения содержания основных понятий. Прежде всего подчеркивается методологическая корректность осмысления семантики понятий "воспитание" и "^оршрование" личности. Понятие "воспитание личности" имеет более строго ограниченная семантический контекст по сравнению с понятием "]орх-рованио личности", которое в атом плано весьма разуто. Понятие "воспитание" фиксирует момент целенапрчвлснного и сознательного воздействия на процесс социализации личности, в то время как ",'.ор№.:ротние личности" отрагае? слотмЪ ¡сгого^дкторшЯ и з некотором о-нопешп! ст!шпш^ и потоку мзнео управляопЯ процесс ста-ноатгчия личности. По мсрэ совсрленстпованил с".стг>'?! восггттаггля ности процесс формирования личности постепошо будет "птягнватьс.т' в с?еру воспитания: воспитательны!' процесс возьмет т себя все фун::-шп "[ор^гровишл личности". Понятая "атеистическое воспитание" и

"нравственное воспитание" в свете отмеченных замечания отражают, соответственно, специфические формы систематического целенаправленного воздействия на личность с целью формирования у нто определенных атеистических и моральных качеств. При анализе семантического содержания понятий следует также учитывать общее полокчние диа-лектико-материалистической методологии относительно универсальной гибкости понятий - гибкости, отражающей объективную диалектику действительного мира /В.И.Ленин/. Учет диалектической взаимосвязи,взаимоперехода понятий "атеистическое воспитание"и "нравственное воспитание" как отражение сущности реального процесса воспитания лич-' ности.имеет непосредственное отношение к раскрытию теш диссертационного исследования,-Поскольку наше внимание в'основном акцентри-ро'вано на диалектику атеистического и нравственного воспитания, необходимо особо подчеркивать методологическую значимость выявления механизма переходов, переливов "атеистического воспитания" в "нравственное" и наоборот.'

Необходимость развития нравственной и атеистической культуры современного общества* ©вершенствования системы нравственного и атеистического воспитания личности предполагают, в частности, обстоятельное исследование духовного наследия прошлого. Рамкй диссертационного исследования позволяют выделить лишь некоторые, по нашему мнению, наиболее важные эпизодды истории человеческой духовности в контексте нравственного и атеистического развития.

Попытка мысленной реконструкции духовной жизни первобытного общества с целью вычленения определенных нравственных и религиозных /на этой основе л атеистических/ элементов представляет собой весьма проблематичную перспективу.. Невозможность' и методологическая несостоятельность четкого выделения :в пределах первобытной ;уховности каких-либо .¡орм общественного сознания обусловлены её своеобразной синкретической сущностью. К.Каркс и Энгельс писали

о

по этому поводу: "Производство идей,представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни, образованно представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д.... вида идеологии и соответствующие им Форш сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития"*. В лоне первобытно Р культуры воспитание личности вплетено в непосредственную жизнедеятельность как его объективное, имманентное свойство. Человек первобытного общества усваивает нормы нравственности, религиозности и т.д. в ходе конкретной материально? деятельности. Так что применительно к первобытному обществу ставить вопрос о самостоятельно А системе воспитания /нравственном или религиозном и тем более атеистическом/ неправомерно. В то же,время из данного положения

I

вовсе не следует,что изучение механизма усвоения первобытгкми людьми нравственных,-религиозных и других духовных ценностей липско методологической значимости в контексте решения проблем воспитания личности.

Оформлен и'? классовых отиопоииа »установление со сторон:! го::"» дарстпл жсстяоП с:1с7™га соиплмю.Ч дн^ерэнциаци:! шг/т?-! о:'-;.'.;. • иааяи отраженно з созгсотстзу^их Торп:: общественного возкчч,::. .: pi.vt.ax классового общества постепенно !ормиругггся }лзличп::о с::«'.-. -и тнпп г.с,спитлнич личности: поспитачио становится т:г.!2Г! с,"::.; :1доо.:о:'.:ч?с:;ой обработал л-од.:.Ч !'л пртшеро пнтлгза эго.тг?. ( :•;• -о:1 гультуга греческого общества :.:о:лю проеллячть •; '

то:» нг-т?;-,тпеч"огл и > ■'О^ну'.-анул>\'1 .'.!, 'V.

р'1лч п об."^: господ'1".:. !' ^-т'пн-г: -'-"--сл-т^г') г':""

" '..'.^П'--'г.-.. ¡'пбт.-.пг-та';,- ' - V."!. !. :

— X С* —

греческого общества дифференциация системы воспитания также приобретает классовый, сословный характер - принудительное '¿-рудовое воспитание одних /рабов/ и светское умственное /и тяготеющее, к гармоничному/ воспитание представителей господствующего класса. Рабовладельческое государство существует и четко функционирует н.-. основе налаженной системы воспитания. Аналик древнегреческой системы воспитания /её теории и практики/ показывает,что во всех разработанных Демокритом, Платоном, Аристотелем и другими мыслителями концепциях всестороннего, гармонического развития личности нравственное воспитание занимало ведущее место. Несколько "периферийное" в этих концепциях место занимает атеистическое воспитание,что в определенной мере объясняотся'"слаборелигиозностью" духовной жизни греческого общества. 11о мере формирования традиционных религиозных культур нравственное воспитание вступает в Дихотомическое соотношение с религиозным воспитанием, с одно л стороны и с атеистическим - с другой.

Зарождающееся феодальное общество с доминирующей ролью христианской идеологии официально теологизирует теорию и практику воспитания личности: система воспитания с санкции государства превращается в "служанку богословия", впрочем, как ивсе другие социальные институты феодального общества. Нравственное воспитание становится воспитанием религиозной нравственности. Из о¡еры светского воспитания исключается атеистическое воспитание, которое в некотором пдяне функционирует как "теневое" воспитание. Ь эпоху Возрождения и в особенности эпоху Просвещения намечается процесс постепенного "срице-ния" нравственного и атеистического воспитания в лоне античных идей всестороннего, гармоьическотю ;развития личности. Атеизм французских материалистов, по словам К.Маркса, "возвестил появление атеистического общества... посредством доказательства того, что возможно существование общества, состоящего из одних только атеи тов, что ате-ис™ может быть почтенным человеком, что человека унижает не атеизм,

- 1.3 -

а суеверие и идолопоклонство", в система воспитания Французских просветителей атеистическое воспитаниз рассматриваевся как необходимое условие преодоления религиозного невежэ-тза и форпрования подлинной нравственности - условие гармонического развития личности.

У диссертации уделяется должное внимание освещения гуманистической мысли азербайджанских просветителей XIX века и,в частности, показывается, что з системе свободомыслия и гуманизма просветителей вопросы атеистического и нравственного воспитания занимали важное место. Гуманистические идеи воспитания азербайджанских просветителей, с одно^ стороны, по ряду параметров "родственна" духу французской просветительской мысли, а с другой продолжает генетически традиции гуманистической культуры, уходящей корнями в классическое мусульманское средневековье. В творчестве азербайджанских просветителей /М.Ш.Вазеха, А.Д.Ъакихвнова, М.О.Ахундова и др./ в своеобразной }орме синтезируется позитивные элементы ближневосточной гуманистической традиции и европейской просветительской культуры. Все это в той или иной форце находит свое специфическоо проявление и в их воззрениях на ситему воспитания личности, на решение проблемы соотношения нравственного и атеистического воспита;тия. .

Автор в целом разделяет точку зрения тех ученых, которые характеризуют домарксистские концепции нравственного и атеистического воспитания как преимуществе;™ просветительйкие и абстрактно-гума-нические. Незнание чстинных социальных причин фор-гирования этических и атеистических ценностей, непонимание клагсового характера процесса воспитания, решение проблем нравственно-атеистического воспитания с позиции абстрактного гуманизма и на основе метафизической методологии предопределили разрыв между теорией и практикой воспитательной работы на всем протяжении домарксистской духовной культуры. Классики шркскзма показали несостоятельность такого подхода к

пробл чатихе восггатания. Они разработали в рамках материалистического понимания истории научно обоснованную систему воспитания личности. Данный вопрос подробно анализируется во втором параграфе диссертации "Особенности марксистско-ленинского подхода к проблеме взаимоотношения атеистического и нравственного воспитания".

С позиции марксистского конкретно-исторического подхода к воспитанию необходимо сегодня кардинально переосмыслить многое в нравственном и атеистическом воспитании личности. Надлежит существенно пересмотреть теорию и практику воспитательной работы. В условиях перестройки большое значение придается восстановлению подлинных марксистско-ленинских принципов воспитания, очищению всей системы воспитания от тех деформаций, которые имели место в период культа личности и в эпоху застоя. Насущная задача, нынешней эпохи- это воплощение в гизнь марксистско-ленинских принципов отноиония к религии как важнейшей составной части атеистического воспитания, раскрытия потенциала диалектического взаимоотношения нравственного и атеистического Воспи?ання в контексте реализации целей концепции всестороннего развития личности. Разработка нового взгляда на нравственное и атеистичоскос воспитание продусштривае? дрозде всего воплощение иарксистскэ-яснинсши; принципов воспитания личности.

?лар2:систскач концепция человека как рзиуяьта? гсестороннегэ и послодосатег.ипот'о догаяз^иьч)«т?ери:ип«с?ичсекого ксследопати процесса сгановяенхл дп-шоа'.'и з лона ойцомвиншх оунэи^ний оргомтдру • с? главное вниманка ка рлесыэ-орлчяо сохдаадыда-окоисиичсеких условий, которые -¡Еотфув? личность, Кзассики карйсизуа поегчшшо отмечали, что ееля ограничите яроСл^атк.47 чгловока »{орой абстраотшх со-зергр/гольнше спозуялцаЯ» то лчгошхяио добиться эааепюго успеха с воспитанна помторниа разуто". .»ппюста. гаркэничэдкого «•••>«-пьгатп личности нсоднокглск.л ку;з:»гаяле& « иротя^нк--* к:.- мч-ор-Лошрк песета Г; >.с«л»ь т.; прг;изо'1-аеннк"оь у

смог хотя бы в общих четрах последовательно наметить реальные пути решения ото!1 весьма важной социальной задачи. Fix ошибка заключалась в том, что решение дагшой проблемы они связывали с просветительской и гуманистической деятельностью,. а не с революционным преобразованием социально? де'ствительности. марксизм четко установил, что сущностные силы человека в их диалектическом единстве реализуются по мере улучшения социально-экономических условий жизни. Осуществление марксистского идеала всесторонне развитой личности предполагает революционное преобразование общественных отношений на пути социалистического строительства. Всестороннее развитие личности в марксистской концепции воспитания рассматривается в диалектическом ключе - развитие каждого проявления человеческой жизни /каждой сущностной силы человека/ в диалектическом единстве и взаимодействии с другими проявлениями. При таком подходе реальное и подгашоо нрав-стветшзе воспитание не может осуществляться вне связи и диалектическом взаимодействии с другими видами воспитания., когда условней полного раскрытия нравственного потенциала личности является осуществлением нравственного воспитания п тесной связи с атеистическим, эстетическим и т.д. воспитанием. Атеистическое воспитание и нравст-Бенное - ото взаимопредполагающие и дополняющие друг друга направления с/.стсмы воспитания социалистической личности. Воспитанна социалистической нравственности осуществляетея с атмосфера атеистического воспитания, с другой стороны, само нравственное воспитание, если оно осуществляется без дв|орцац;:и принципов социализма, создает благоприятные услоз/я для атеистической воспитательной работы. Классики марксизма подчеркивали,что реализация нравственного содержания атеист:гческого воспитания и атеистической направло кости нравстзс.тного всспитазгся неразрывно связана с развитием социалистических об'деетветпгых отчоеггл* и что любые де'ормацни в этом процессе негативно влияют на зсесторо!шее воспитание личности. Воспитание личности ссть воспитание нразстветп-:ое, атеист:пеское, эстетическое

одновременно и вааимодополнительно.'

В параграфе таете анализируются ряд методологических принципов марксизма /принцип материалистического понимания истории, принцип пчртнйкости и классового подхода, принцип системности и т.д./ в аспекте проблематики воспитания. Отмечается методологическая плодотворность комплексного осуществления в ох принципов марксистской концепции воспитания. Удовлетворительное решение актуальных проблем нравственного н атеистического воспита;тя на том или ином "витке" исторического развития социализма возможно в рамках широкого диалектического сиснтеза результатов системного, конкретно-исторического, классового и т.д. рассмотрения динамики процесса воспитания. В марксизме воспитание личности рассматривается как диалекти-в

ческих процесс системного развертывания всех сущностных сил человека- диалектическое единство и ьзаимодействие всех видов воспитания. Применительно к атеистстескоцу и нравственному воспитанию это означает признание сложноГ структуры воспитательного процесса и, соответственно, анализа всей "гаммы" диалектических взаимосвязей и взаимовлияний компонент и факторов, характеризующих структуру и динамику процесса воспитания. Наделение атеистического и нравственного воспитания в качестве элементов /илч "подсистемы"/ целостного процесса воспитания позволяет говорить о диалектическом взаимодействии атеистического и нрявствекнрго воспитания в статусе элементов системы, а также о диалектическом взаимоде"ствии нрчвствечно-атеис-тического воспитания с др/гим;; "блоками" системы воспитания е статусе "подсистемы". „

Вторая"глава диссертации "Проблема взаимоог-ошения нрчвствен-ного и атеистического воспитания личности в условиях социатизмг" посвящена детальному анализу некоторых особенностей форл.'рования нравственных ценностей социалистического общества >1 выявлении их роли в атеист»!ческои воспитании /першй параграф/ и рассмотрела

проблемы соотношения нравственного и атеистического воспитания личности в условиях радикальной перестройки всех сторон общественной жизни /второй параграф/.

о первом параграфе анализируется накопленный /как позитивный, так и негативный/ опыт атеистической и нравственной воспитательной работы в ходе развития советского общества. Эпоха перестройки привнесла в наше исторической "измерение" духовного наследия новые установки и стратегия переоценки. Если до недавнего времени наше прошлое представлялось только в "розовом свете", то в последние года наметилась тенденция резного крена в другую крайность - обозначаются контуры гипернегативизма по отношению к прошлому. Между тем и в том и в другом случае имеет место отход от принципов диалектического отрицания прошлого. Если речь идет о восстановлении" марксистско-ленинских принципов переосмысл?ния прошлого, то необходимо переосмысливать прошлое диалектически - выявлять действительно позитивный опыт воспитательной работы,накопленный в ходе социалистического строит елввтва и .отвергать негативное наслоение.

• В работе подчеркивается,что в начальной фразе строительства социалист:тческого общества особую актуальность пр;- )бретало атеистическое воспитание в контексте осуществляемой культурной революции

и

как важное условие преодоления невежества, безграмотности, религиозности трудящихся. Преодоление религиозности было предварительным условием ^ортгрования последователь* ">го и целеньправле ного атеистического воспитания, которое, в свою очередь, создавало предпосылки для реализации целеГ социалистического нравственного воспитания. Акцентирование внимания прежде всего на атеистическое воспитание диктовалось необходимостью преодоления религиозности, а это создавало благопгиятные условия для активизации всех сторон системы воспитания. В.ТТ.Ленин постоянно отмечал, что воспитание нового челове-

ка в условиях нашей отсталой страны предусматривает решительную борьбу против такого чудовищного наследия "как безграмотность, некультурность, невежество". 3 этом плане, например, в дореволюционном Азербайджане культурная революция приобретала особую актуальность. Религиозная нравственность занимала в республике господствую-

■ >

щее положение в системе воспитания и поэтому с установления в Г.?2О году Советской власти вопросы атеистического и нравственного воспитания в контексте реализация целей программы формирования социалис- С тической личности приобрели первостепенное значение.

В.И.Ленин особо подчеркивал,что в атеистическом воспитании трудящихся необходимо соблюдать предельную осторожность, тактичность и идеологическую гибкогегь. В деле преодоления религиозных предрассудков надо главным образом объяснять, просвещать, культурно развивать /то есть воспитывать/ люде" в смысле доказательства того очевидного факта, что только воспитанный человек может активно участвовать в строителвввве демократического социалистического общества, Партия большевиков, говорил В.П.Ленин, при осуществлении атеистического и нравственного воспитания должна руководствоваться требованиями законности, гуманности и проводить кропотливую работу с массами в плане формирования в сознании людей духовных ценностей социализма. Однако, как отмечается в диссертации, в эпоху сталинизма и в последующие годы принципы ленинской концепции воспитания социалистической личности были существенно деформированы, и этот период расхождение между словом и делом /мш.ду ^в^зглаетемымн программами воспитания и реальной практикой воспитательной работы/ было настолько родительное, что на самом дело происходила постепенная "девальвация" ряда завоеванных в начальной фазе строительств! социализма ценностей. С 30-х годов б воспитательно« работе наряду с накоплением позитивниго опыта постепенно наращивается негативный

; 1У -

багаж, оказывающий все'усиливающее деТормирующее влияние на практику атеистической и нравственной воспитательной работы: "Атмосфера подозрительности и недоверия, не подлежавших критике указаний отрицательно сказались на теории и практике атеистического воспитания. Она формировала тип работников, склонных решать все связатше с религией вопросы силовыми способами, командными методами"*. Воспитательная работа в это время по существу металась из одной директивной крайности в другую. Формализм, склонность к словесной трескотне, всякого рода пропагандистские штаппы, парадность и "казеный" стиль работы тормозили продвижение в жизнь большинства постановлений и рекомендаций в области воспитательно Г- деятельности. Все эти недостатки привели в конечном счете к застойности важнейших направлений воспитательной работы. Отступление от ленинских принципов социалистической культурной революции приводило к доУорлагии ценностей социализма в сознании людэй, способствовало' формированию чуждах нашему строю норм морали и создавало благоприятную почву для возрождения интереса у некоторой части населения к ценностям религиозной нравственности. Болезнь общества находила свое непосредственное отражение в сфере воспитания: з таких условия': потенциал ¡грлз-стветгого и атеистстескогй воспитания социалистической личности

и

:го ;.гог полностью реализоваться.

3 заключительном параграфе диссертации рассматриваются проб-леш демократизации и перестройки воспитательной работы /в частности нравственного и атеистического воспитания/. Г?поха перестроена; видзннула на перэы" план культурно-воспитательной работы программу переосмысления накопленного опыта и разработки радикальных мер по демократизации все-1 системы воспитания. Реалистическую оценку ситуации дал в своем выступлении, посвящз ном 70-летию Октябрьской революции I'.С.Горбачев: "Зознпчлк многие аномлыые явлетг/я в со-1.-Социализм и религия.//Коммунист. 1'Ли. " 1. С.П8-11У.

- '¿О -

циальной и духовной cfepe, которые искажали, деформировали принципы социалистической справедливости, подрывали в народе веру в неё, порождали социальное.отчуждение и аморализм в разных его формах. Растущее расхождение между высокими .принципами социализма и повседневной реальностью жизни стало нетерпимым"1. Эти аномальные явления привели к дв{орыации теории и практики атеистического и нравственного воспитания. Аморализм и духовное отчуждение наметили условия для реализации своеобразной "негативной" диалектики соотношения нравственного и атеистического воспитания - девальвация атеизма открывала широкий простор для развития религиозной нравственности, а деформация нравственного климата способствовала усилению негативного отношения к атеистической / и другим направлениям/ воспитательной работы, нравственность и атеизм и в условиях перестройки, демократизации общества остаются необходимыми и действенными средствами оздоровления духовной жизни, всестороннего и гармонического развития социалистической личности. Яо при этом надлежит прежде всего переосмыслить прошлое, четко определить свое отношение к накопленному опыту атеистической и нравственной воспитательной работы. Это является важным условием разработки "перестроечной" концепции культурно-воспитательной работы, способной гарантировать возможность реализации диалектического потенциала соотношения нравственного и атеистического воспитания.

И условиях перестройки особо возрастает роль 1гравственгого воспитания, поскольку весьма актуален вопрос о ¡фавствэнном оздоровлении общества, а таюке атеистического воспитания, ¿;бо радикально меняется наше отношение к религии. Ситуация предъявляет повышенные требования к атеистической работе, что связано с возрождением ленинской концепции отношения социализма к религии /отношения демократического г гуманного, правового/. Перестройка намечает реаль-

I. Горбачев Ц.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается.

1Г-17-1У»7. И., 1?а7. С.ИУ.

ные условия для осуществления подлинного диалога между атеистами и верующими. Демократический диалог с верующими становится нине важной составной частью атеистического воспптачия. При этом особо возрастает роль "нравственного ¡актора" в атеистической деятельности - возрастает ответственность атеистов в утверждении норм подлинной нравственности /в "диалоговой борьбе" с идеологами религиозной нравственности/ как непременное условие улучшения, оздоровления [гравственно-го климата в машем обществе. Успех атеистического воспитания во многом зависит как от успешного проведения демократического, равноправного и честного диалога с религией, так и от последовательного, систематического совершенствования нравственного воспитания. Социалистическая нравственность формируется я развивается в лоне атеистической культуры, и, с другой стороны, Форм:тро&игие атеистической убежденности и образа жизни предполагает создание нравственного климата социализма. Деформация в одной области культурно-воспитательной деятельности /например, атеистической/ приводит к де]ормации в другоГ сфере /нравственной/. Различные направления воспитания находятся меяду собой в диалектическом единство и разрабатывая мер; по преодолению недостатков в той или иной области воспитательной работы, следует иметь в в;:ду,'что перестроечное переосмысление теори;: " прл1:?:н:п езечптательно" работы долячо осуществляться с уютом диалсктичности, системности механизма дпнаг.ентгн псе'5 система поспи-тания. Проис <одящиГ: процесс духовнее обновления общества ставит в области нравственного и .ате::стичесгого восстания множество гошх /возможно, забитых в проглг.м/ задач н в ходе решения этих задач нам следует исключить всякую возможность выхолащивания диалектического взагмоат" егд^ния ма~ду различными элементам»: системы воспитания личности. Решение задач, связанных с качественным улучиепнем атеис-тическо" и нравственной воспитательно.1, работа в контексте перестройки духовной жизни н'-шего общества, дшно оеуществляться на основе диалектического подхода.

В заключении диссертации содержатся краткие выводы, отмечается практическая их значимость и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Основные положения диссертации отражены в публикациях: '

1. Значение атеистического воспитан»'я для формирования социалистического образа жизни,- ¡.'атериалы Ш Республиканской конкуренции молодых философов ЛИ Азерб.ССР. с. 40. i

2. Нравственное развитие личности в условиях развитого социализма. Республиканская конференция W-зО октября 1985 г.

а. Проблемы атеистического воспитания будущих специалистов, сборник тезисов и докладов межвузовской научной конференции." /КУНМУ им.С.1,1.Кирова, 10(77 г./. ;

4. Атеистическое воспитание личности. Агитатор. Журнал ЦК 131 Азербайджана. Июль 1Г,УУ, Р 14, c.ZJ.

tftaf'