автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Автобиографические мотивы в творчестве В. П. Астафьева, 60-е - 70-е годы
Текст диссертации на тему "Автобиографические мотивы в творчестве В. П. Астафьева, 60-е - 70-е годы"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Филологический факультет Кафедра истории русской литературы XX века
На правах рукописи
ИМ ЕН ИМ
Автобиографические мотивы в творчестве В.П. Астафьева (60-е - 70-е годы)
Специальность 10.01.01. - Русская литература.
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
/
/ /
Научный руководитель: кандидат филологических наук,
доцент Апухтина В.А.
V
Москва - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.
Проблемы изучения творчества В.П. Астафьева. 15
ГЛАВА II.
Повести о детстве. Биография поколения. 60
ГЛАВА III.
«Царь-рыба». Художник и реальный мир.
Социально-философская концепция. 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В современном литературном процессе произведения Виктора Астафьева, основанные на личном жизненном опыте, играют ведущую роль благодаря их высокому гуманистическому пафосу, патриотизму и гражданственности, публицистическому накалу, нравственно-философской направленности.
Творчество В.П. Астафьева, чьи произведения являются достоянием не только отечественной, но и мировой культуры, охватывает десятилетия, большой социальный круг явлений, наполнено эпической широтой воспроизведения жизни, глубоким исследованием общечеловеческих проблем. Писателя характеризует пристальное внимание к внутреннему миру человека, к вечному и изменяющемуся в нем, к потенциальным, а иногда и максимальным возможностям личности. Человек и война, человек и природа, его генетическая связь с прошлым, настоящим и будущим, нравственный выбор перед лицом трагических обстоятельств, последствия вторжения научно-технического прогресса в жизнь людей - вот те проблемы, которые волнуют писателя и находят отражение в его творчестве.
Астафьева интересует один из самых главных вопросов бытия современного человека: где проходит грань между личной ответственностью и предопределенностью поведения людей обстоятельствами. Отсюда -высокая степень автобиографичности, напряженные драматические ноты, обращение к кризисным, поверяющим жизненным ситуациям. Любое сильное потрясение в жизни общества - будь то война или смена привычного уклада жизни - писатель пропускает через своих героев и показывает смысл и значение их повседневной деятельности, опровергая мнение, что отдельная
маленькая личность бессильна что-либо изменить в мире. Постижение ценности каждой отдельной человеческой жизни, индивидуальности, её неповторимости и своеобразия, богатства и глубины побуждает автора прибегать в своих произведениях к специфическим способам исследования психологии человека, скрытых от глаз черт характера, то есть проникать в «святая святых» - в человеческую душу. А это невозможно без обращения к искусству психологического анализа, которым Виктор Астафьев, и это отчетливо показывает его автобиографическая проза, владеет мастерски.
Именно в произведениях 60-х - 70-х годов крепло и приобрело устойчивые черты мастерство Астафьева-психолога. Один из самых проницательных исследователей, автор первого очерка о творчестве Астафьева А. Макаров писал: «Думаю, что никто из писателей его поколения не обладает такой склонностью, как Астафьев, и такой способностью к тщательному, беспощадно-любовному анализу внутреннего мира человека, перед которым жизнь непременно ставит один вопрос за другим».1
Астафьев не рассматривает психологический процесс полностью, а фиксирует внимание на кризисных или вершинных его этапах. Он выбирает высший момент в жизни своих героев, который позволяет высветить их внутренние качества, обогащая и усложняя от произведения к произведению средства психологического анализа состояний человека через тщательную фиксацию его внешнего поведения. Астафьев пользуется все более и более объективированной формой изложения, в которой прямое авторское описание происходящего сочетается с видением действительности несколькими героями.
Сегодня, когда происходит пересмотр и переоценка сложного исторического развития русской литературы XX века, обращение к произведениям Виктора Астафьева представляется особенно важным.
1 Макаров А. Идущим вослед. М., 1967, с. 557.
В критической литературе в связи с этим существует определенная полярность мнений в оценке методов реалистического изображения действительности: нельзя забывать, что основное направление изучения творчества В. Астафьева современным литературоведением связано с канонами «социалистического реализма», которому было свойственно идеологическое «приукрашивание» жизни, сглаживание острых углов, игнорирование социальных проблем и так далее. Для того, чтобы в эпоху экономического оптимизма, нравственных иллюзий и политического энтузиазма правдиво изображать действительность, требовалось мужество художника и гражданина.
Сегодня с полным основанием можно утверждать, что реализм писателя в полной мере соответствовал исторической правде. Мы воспринимаем творчество Астафьева 60-х - 70-х годов, находясь на достаточной временной дистанции, когда пересматриваются методологические подходы и критерии оценок многих произведений писателей этого периода, современников В. Астафьева. Духовные проблемы, поднятые в произведениях писателя - вечны, неподвластны смене эпох и политической суете, они по-прежнему трогают душу читателя, оставаясь актуальными независимо от времени.
Для более полного и глубокого изучения проблемы необходимо обращение к анализу теоретических истоков русской автобиографической традиции, истории развития и формирования русского психологического романа, что позволит аргументировано и на конкретном материале определить значение автобиографических мотивов в творчестве Астафьева в границах 60-х - 70-х годов, во времени и пространстве современного литер атур о в е д ения.
Актуальность исследования определяется также необходимостью разработки проблемы автобиографизма на материале русской литературы 60-х - 70-х годов XX века. В сознании человека непрерывно совершается
эстетическая деятельность. Искусство - это высшая ступень эстетической деятельности. Непрерывная связь существует между художественной прозой и историей, мемуарами, биографиями, то есть между документами, несущими в себе бытовой смысл человеческой жизни. Соотношение это в различные исторические периоды было сложным и неоднозначным.
Документальный жанр, в зависимости от исторических предпосылок и общекультурной ситуации, то сближался с литературой, то обосабливался от словесного искусства. Уже критика прошлого века признавала эстетическую значимость жанров, находящихся за пределами традиционной эстетики, утверждая, что искусство не отделено наглухо ни от логического познания, ни от жизненных фактов. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал, что «мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».2
Между документальной и художественной литературой не всегда есть четкие границы, речь здесь идет лишь о предельных тенденциях той и другой. Принцип подлинности как структурный принцип произведения делает литературу документальной; собственно же литературой как явлением искусства ее делает эстетическая организованность. И если для эстетической значимости не обязателен вымысел, но обязательна творческая организация элементов произведения, то в документальном контексте, воспринимаемом эстетически, голые факты обретают качество художественного образа. Этой проблеме посвящено фундаментальное исследование Л. Гинзбург, которая утверждает: «Художественный образ всегда символичен, репрезентативен; он единичный знак обобщений, представитель обширных пластов человеческого опыта, социального, психологического. Художник создает знаки, воплощающие мысль, и ее
2 Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. Т. 10, М., 1956. С.316.
нельзя отделить от них, не разрушив.» Мемуарист проходит иной, противонаправленный путь: «Он не может творить события и предметы. События ему даны, и он должен раскрыть в них латентную энергию исторических, философских, психологических обобщений, тем самым превращая их в знаки этих обобщений. Он прокладывает дорогу от факта к его значению. И в факте тогда пробуждается эстетическая жизнь; он становится формой, образом, представителем идеи.»4
Рассмотрение литературного процесса в этом аспекте позволяет полнее и точнее выявить его ведущие тенденции, что особенно важно для панорамного восприятия всей современной русской литературы не только на рубеже веков, но и сегодня, на рубеже тысячелетий.
Актуальность изучения творчества В.П. Астафьева подтверждается и устойчивостью интереса к нему в научных кругах и в обществе в целом. В.П. Астафьев, являясь одним из крупнейших представителей современной русской литературы, для многих современников стал, и остается по сей день - живой историй, носителем народной правды, примером истинной жизненной мудрости и нравственной стойкости. В этом смысле обращение к автобиографическим мотивам в творчестве писателя получает самое актуальное значение.
Интерес к особенностям становления и развития русской автобиографической прозы - это живое внимание к проблемам сегодняшнего дня и дня будущего, с необходимостью предполагающее обращение к грядущему расцвету русской духовности. Изучение истоков и тенденций развития автобиографического жанра вызвано стремлением к определению перспектив развития современной литературной науки.
Степень разработанности проблемы.
В научно-исследовательской литературе имеется немалое
3 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. С. 11.
4 Там же. С. 11.
количество работ: статей, монографий, диссертаций, посвященных анализу и характеристике творчества Виктора Астафьева. Начиная с первых произведений, писатель обоснованно пользуется вниманием критики, выявляющей как особенности отдельных произведений, так и пытающейся наметить генезис астафьевского мироотражения. Но если первый аспект критического исследования развивается достаточно мощно и плодотворно, то проникновения в суть автобиографического метода Астафьева, его писательской концепции изображения биографии целого поколения сквозь призму собственной биографии, - единичны и не удовлетворяют насущным требованиям современной науки о литературе.
Исследователи стремятся выявить идейно-художественные особенности произведений писателя, их жанровое своеобразие. Достаточно полно представлены следующие аспекты этого изучения: проблематика произведений и динамика характера главного героя (А.Н. Макаров, А. Ланщиков, В. Курбатов, Н. Яновский, Ю. Селезнев); идейно-художественные особенности произведений писателя (Н.В. Драгомирецкая, Л.Г. Швех); жанровый анализ (H.A. Молчанова, Н.Ф. Локтев, А.Ф. Смирнова); проблемы стиля (Н.В. Чубукова).
Работы российских критиков представляют значительную и несомненную ценность с точки зрения фактографии и широты охвата материала. Наиболее значительными работами в этом плане являются исследования В. Курбатова и А. Макарова, хотя и они не вполне могут претендовать на глубокий литературоведческий анализ. Несколько поверхностными можно назвать и исследования А. Ланщикова и Н. Яновского, рассчитанные, видимо, на широкий круг читателей, вследствие чего авторы остаются больше критиками, чем учеными, избегая исследования творчества Астафьева с точки зрения чистой науки. В различных научных сборниках все чаще публикуются собственно литературоведческие статьи о тех или иных проблемах творчества В.
Астафьева, которые, тем не менее представляют лишь фрагментарную картину исследований мировоззренческой концепции писателя. Наконец, что касается собственно анализа автобиографических мотивов в творчестве В. Астафьева, то в научно-исследовательских и литературно-критических работах он не был осуществлен. В работах В. Курбатова, А. Ланщикова, А. Макарова можно встретить некоторые общие элементы рассмотрения данной проблемы, не выстраивающиеся однако в самостоятельную и цельную концепцию.
В связи с этим творчество В. Астафьева настоятельно требует целостного литературоведческого анализа. Причем целостный анализ художественной структуры отдельных произведений должен исходить из особенностей творческого мировоззрения писателя, стержнем которого является автобиографичность.
Цель и задачи исследования.
Общая цель диссертационного исследования состоит в анализе характера и степени влияния принципов автобиографизма на творчество В.П. Астафьева. Она конкретизируется в следующих задачах работы: определить степень отражения в творчестве мировоззренческой позиции писателя, сопоставив её с его жизненным опытом, с его выношенными убеждениями, идейно-тематическим кругом рассматриваемых проблем.
Концептуальность художника и соответственно его творчества прямо вытекает из системы взглядов на мир и места в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Писатель - социально активная личность. В связи с этим в работе ставится следующая задача: анализ идеи - постижения в мысли явлений реальности, -вытекающей из мировоззренческой позиции писателя и воплощающейся в диалектически взаимодействующие элементы художественной структуры произведения. Задача целостного анализа литературного произведения предусматривает исследование воплощения и реализации художественной
идеи в самых разнообразных проявлениях содержания и формы.
Автор диссертации, рассматривая творчество В. Астафьева с точки зрения художественных принципов автобиографизма, стремится выявить оригинальность, сложность, новизну его творческих исканий; установить некоторые типологические особенности современной социально-философской прозы, принципы и закономерности изображения в ней человека; определить основные проблемы жанра автобиографии в контексте новой эпохи; выяснить возможности развития, преобразования, расширения диапазона жанра автобиографии в XX веке по сравнению с традициями классики.
Теоретико-методологическая и источниковедческая база работы.
Предметом исследования в диссертации являются произведения В.П. Астафьева 60-х - 70-х годов: «Звездопад», «Кража», «Перевал», «Последний поклон», «Где-то гремит война», «Пастух и пастушка», «Стародуб», «Царь-рыба», «Ода русскому огороду» и другие. При решении поставленных в диссертации задач были тщательно изучены и проанализированы монографические работы советских литературоведов. Использован значительный массив литературно-критических работ, а также периодических изданий. Вся использованная литература нашла полное отражение в библиографии диссертации.
Важнейшей методологической проблемой данного исследования является проблема соотношения объективного мира и его субъективного осмысления в автобиографической прозе писателя, причинности эстетического воспроизведения действительности.
В художнике историческое и лично-психологическое могут расходиться или сближаться. Авторский образ не обязательно состоит из личных черт и биографических событий, но материалом вымысла служит в нем то общее, историческое, что с необходимостью становится фактом личного духовного опыта. Без этой подлинности внутреннего опыта - не
может быть живого искусства. «Вымысла не существует. Всё, что мы пишем, почерпнуто из пережитого нами, или же мы наблюдаем, как это пережили другие», - писал в несколько другом аспекте об этой проблеме Э. Хемингуэй.
Решение основополагающих вопросов художественного творчества, их наиболее полное философское обоснование содержится в «Эстетике» Гегеля: «Всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «я».5 О природе художественного творчества он пишет: «Как бы ни было верно, что мы должны требовать от художника объективности, ... изображение все же является созданием его вдохновения. Ибо он как субъект всецело слился с предметом и создал его художественное воплощение, черпая из внутреннего мира своей души и своей живой фантазии. Это тождество субъективности художника и истинной объективности изображения составляют третий основной аспект, ... поскольку в нем оказывается соединенным гений и
объективность... Это единство мы можем обозначить как понятие подлинной
6
оригинальности».
Советская критика, исследуя творчество В.П. Астафьева, базировалась на марксистской методологии рассмотрения объективного и субъективного в человеке: «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельн�