автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Авторская позиция в современой прозе о деревне (на материале автобиографических произведений В.Астафьева, М.Карима, М.Алексеева/

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Колощук, Надежда Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Авторская позиция в современой прозе о деревне (на материале автобиографических произведений В.Астафьева, М.Карима, М.Алексеева/'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Авторская позиция в современой прозе о деревне (на материале автобиографических произведений В.Астафьева, М.Карима, М.Алексеева/"

министерство шсшего и среднего специального образования усср киевский ордена лншна и ордена октябрьской революции

государствшми университет им.т.г.шшченко

На правах рукописи

КСШОШУК НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА //¿V ,"

УДК 82.0-ПВ2.312.6/882-894.343/

АВТ0РСШ ПОЗИЦИЯ В СОВРйЛЕННОИ ПРОЗЕ О ДЕРЩНЕ

/на материале автобиографических произведений В.Астафьева, М.Карима, М.Алексеева/.

10.01.02 - литература народов СССР/со-вбтский период/

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Киев - 1990

Работа выполнена в ¡{невском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственном университете им.

Т.Г.Ш9ВЧ9НК0

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А.В.%линич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук Г.В.СаыоМенко кандидат филологических наук Т.П.Заморий

Ведущая организация - Киевский государственный пединститут им.А.¡Л.Горького

Защита состоится " 19Э/г. в часов на

•заседании специализированного совета Д 058.18.10 по защите диссертации по присуждению учёной степени кандидата ноук при Киевском ордена Ленина и. ордена Октябрьской Революций государственном университете им.Т.Г.Шевченко /252 601, Кйев-17, бульв.Шевченко, 14/.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ¡Невского госуниверситета /ул.Владимирская, 58/.

Автореферат разослан

Учёный секретарь специализированного совета ■ . х' V

Леиьяновская Л.С.

Актуальность проблемы. Изучение современной литератур! в аспекте теоретической проблемы авторской позиции /образа автора/* представляется актуальным и плодотворшм, поскольку позиция автора - ключ к пониманию идейной направленности произведения. Е связи с переоценкой в общественном сознании истории деревни и крестьянства ваяно и переосмысление так навиваемой деревенской прозы, особенно тех произведений, которые отражают сложный процесс ■■¡ормировашя нового взгляда на прошлое и настоящие - отражают и ограниченность нашего недавнего мировозарения, и трудные шага к горькому прозрению. На всех зтапах своего развития деревенская проза отличалась тенденцией к автобиографичности. Поэтому образ автора в с."\рыто субъективном автобиографическом произведении можно рассматривать как одну из.характернейших особенностей её поэтики. Изучение показательных для своего времени произведений /рубеж 70-80-х годов/ через эту проблему позволяет сделать существенные выводы о развитии современной литературы.

Научная новизна исследования в данной диссертации определяется тем, что объектом анализа являются'произведения, авторская позиция в которых не была специально изучена, а в критике нередко искажалась. Разработана оригинальная методика анализа поэтики через проблему авторской позиции.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды советских литературоведов по проблеме образа автора /работы И.М.Бахтина, Е.В.Виноградова, Г.А.Гуковского, Д.С.Ди-хачёва, Л.Я.Гинзбург и др./*, а также исследования современ-

^ Эти понятия в современном литературоведении рассматриваются как тождественные /см.: Роднянская И.Б. Автор // Краткая литературная .энциклопедия.- М.,1978.- Т.9.- С.28-34.

о

■ Проблема образа автора возникла в начале XX века как проблема повествования в трудах западных учёных /В.Дибелиус, ,К.$ридеман, Г.Джеймс/, а начиная с 20-х годов получила ifyu-даментильную разработку и в советском литературоведении - в работах Б.Эйхенбаума, Н.М.Бахтина, В.В,Виноградова и др. В них, в частности, проблема автора тесно связана с историей авторства /авторитета/ как исторически подвижного соотношения между биографической личностью автора и его произведением в рамках данной культуры - один из важнейших вопросов исторической почтики /работы ГУревича А.Я., Лосева А.Ф., Аверинце-

1-эакаэ 1703 I

ной прозы.Главные методологические принципы анализа произведения с точки зрения авторской позиции - эстетические положения о содержательной сущности художественной формы, диалектическое понимание её структуры. Исходя из принципа конкретно-исторического изучения литературы и признавая, что художественное произведение является целостным, живым организмом, методика анализа образа автора опирается на общепризнанные законы диалектической логики, провозглашающие, во-первых, что "чтобы действительно знать.предает, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования"*.

Степень изученности проблемы. Деревенская проза уже четвёртое дзсятилетие существует в советской литературе как , ярко выраженное идсйно-стилевое течение. В 70-80-е годы появилось несколько критических монографий, рассматривающих её историю в широком контексте советской литературьг. 2К посвящены множество статей, так или иначе она не обовдена вниманием в большинстве критических и литературоведческих работ, посвячённых современной прозе. Об авторской позиции в произ-• ведениях отдельных.авторов этого течения высказано немело как точных, так и спорных наблюдений, но при этом в общественном сознании укоренились.и стереотипные упрощённо-иска-

ва С.С., Лихачёва Д.С./.В 60-80-е'годы проблема авторской позиции стала одной из актуальнейших в литературоведении. Подробнее о её теоретическом аспекте и истории изучения см., к примеру,в диссертации ЕонецкоЯ н.к. "Образ автора в системе художественного произведения: /К вопросу об эстетической природе образа автора: На материале творчества Н.В.Гоголя, И.С. Лескова, М.А.Булгакова/" /М.,1986/.

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.- 5-е изд.- Т.42.- С.290.

2 См.: Кузнецов Ф.Ф, Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе.- М.: Просвещение, 1977; гшнокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя.- ¡4.: Просвещение, 1977} Теракопян Л.А. Иа^ос преобразования: Тема деревни в прозе 50-70-х годов,- 2-е изд.,пе-рераб. и доп.- Ы.: Худож,лит.,1978; Сургалов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-/0-х годов. Истоки. Проблемы, Характеры,- 2-е изд., доп.- 1.1,: Сов.писатель, 1981; Цветов Г. А.„Тема деревни в современной советской прозе,- Л.: Знание, 19Ео.

2

жённые представления, о чём свидетельствуют, в частности, две дискуссии о "деревеньках" на страницах "Литературной газе-ты"/в 1967-68 и в 1973-80 гг./ и материалы многочисленных "круглых столов" в литературах редакциях, обзоры писец читателей и т.д. С упорной настойчивостью критика и читатели ■говорили о замкнутости деревенской прозы на ценностях минувшего дня, о противостоянии в её произведениях положительного прошлого и негативной современности, о конфликте города и сала, воспевании выдуманной нравственности деревенских старух,' нежелании авторов видать современные проблемы и современных ■"положительных" героев, Наконец, в итоговых, по замыслу их авг торов, статьях середины 80-х^была создана схема "логического завершения деревенской прозы"/Л.Вильчек/, будто бы полностью исчерпавшей себя идеализацией старо/! деревни и неминуемо обязанной перейти к обличению нынешнего "веб хуке и хуке работающего крестьянина" /В.Чашаев/, к опровержению вымышленного ею "воздушно-призрачного" "лада". Деревенской прозе ещё только предстоит стать предметом всестороннего литерат,- роводчёс-кого изучения, ь том числе и изучения в аспекте аьюрской позиции, Не изучена также проблема автобиографичности этого те- . чения. Из рассматриваемых нами произведений только "Последнему поклону" В.Астафьева посвящены специальные исследования авторской концепции личности,, особенностей поэтики, повествовательной структуры, языка и т.д. О повести М.Карима "Долгое-долгое детство" и романе М.Алексеева "Драчуны" опубликованы только рецензии, критические статьи, обзоры в литературно-критических очерках творчества.

Материалом исследования стали названные автобиографичен кие произведения писателей старшего поколения в деревенской прозе /В.Астафьев, М.Карим, М. Алексеев/,созданные на рубеже , •70-80-х годов, поскольку они показательны для своего времени, когда отал явным существенный перелом в развитии советской ли-* -тературы. Документальные мемуарно-автобиогра]ические жанры в

* См.: Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы // Вопр.лит,- 1985.- № 6.- С.34-72; Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка..." // Там же.- С.73-П7.

ней имеют давнюю плодотворную традицию, которая.особенно ах-, авизировалась в 40-50-е годы. В 60-70-е, вобрав опыт "лирической" прозы, они во_ многом изменили свою социально-нравственную направленность. А.Бочаров в 1985 году писал, что "Открытие мира" В.Смирнова и "Человек и время" М.Шагинян были последним! могиканами автобиографического эпоса 40-50-х годов, претендовавшего "на введеше собственной биографии в широкую бытовую или литературную панораму" и отвечавшего "духу тех десятилетий с её безмятежно-описательным настроем. Это не была лакировка, приукрашивание жизни, но это ке был ещё ¡мучий поиск острых, резко обозначенных граней жизни"-''. Е.До-бренко в 1990 выразился уже без оговорок: '.'..послевоенная литература в принципе несоотносима с правдой..."^ Но тот не а.Бочаров отметил, что в 70-е годы в художественной автобиографии возобладала "открытая и пронзительная непосредственность переживания... имеющего нз описательный, а нравственно-эмоциональный заряд"^.

Традиция автобиографического жанра, с конца 50-х активно поддерживаемая деревенской прозой /начиная с "лирических" очерков раннего В.Солоухина/, на рубеже 70-80-х годов была особенно плодотворной, хотя ото и воспринималось в критике с известным раздражением /"Всё, что можно было вспомнить, вспомнили. Меняются только названия деревень и имена родственников"^/. Выбранные наш произведения занимает далеко не однозначное место в литературном процессе этого периода"; при всём сходстве жизненной судьбы их авторов, ставшей сюжетом в каждом произведении, они выразительно представляют диапазон различий авторских концепций прошлого и настоящего в деревенской прозе, а также разнородность её художественных повествовательных форм - от открыто субъективной лирико-публицистичес-

* Бочаров А. По строгому счёту // Новый мир.- 1985,- № 7." — 0.329.

^ Добренко Е. Фундаментальный леке;.кон: Литература позднего сталинизма // Новцй мир.- 1990.- № 2.- С.244.

^ Бочаров А. Г1о строгому счёту // Там же.

^ Шайтанов И. Реакция на перемены:/Точка зрения автора и героя в литературе о деревне/ // Вопр.лит.- 1981,- 115).- 0.59.

кой до приближённой к сказу, т.е. объективированной.

Главная цель диссертации - выявить существенные черты поэтики автобиографических произведений в деревенской проза 70-80-х годов, опираясь на исследования об авторской позиции как своеобразном центра, фокусирующем идейно-худоноствзнниэ особенности произведения. На основании такого анализа предполагается сделать выводы, позволяющие по-новому смотреть на место деревенской прозы в современном литературном.процессе, опровергнуть стереотипные искажённые представления о ней, которые утвердились в критика середины 60-х годов.

В связи о птки выдвигаются следующие задачи:

- выявить близкие черты и своеобразна образа автора в указанных произведениях;

- проанализировать процесс изменения авторской позиций

в зависимости от условий формирования авторского замысла, от-г ражение в нём социальной действительности нашего времени;

- выявить закономерность связи авторской социально-нравственной позиции с художественно неповторимой формой автобиографии.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной лито- '■ ратуры. Основной текст занимает 164 с., библиография включает 316 наименований.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, выбор материала исследования, его цели и задачи, показана степень изученности вопроса и принципы подхода автора к методике' исследования.

Все уровни художественного произведения рассматриваются с точки зрения единого целого - авторской позиции. Важнейшей стороной её реализации можно считать стиль- "внутрен-> нюю норму его /произведения/ художественной организации"^, Ху~ дожественный стиль.выражает общее восприятие действительности, свойственное автору, т.е. определяет и выбор жизненного мауе»

'Тюпа В.И. Категория автора в аспекте исторической поэтики /к постановке проблемы/ // Проблема автора в художественной литературе,- Устинов, 1985,- С.26.

2-эакаэ 1705 5

риала, и его организацию через сюжет и композицию, и ориентацию на читателя через выбор жанровых и повествовательных форм, языковых средств /языкового стиля/*.

Второй уровень реализации авторской позиции может быть назван пафосом /по Белинскому/, т.е. идейно-амоциона» льной оценкой изображаемого самим автором, так же растворённой в полноте художественного целого, как и стиль. Наиболее полно эта категория разработана Г.Н.Поспеловым в его '"Геориц литературы"/1978/. Но он выделял общие типологические разно-; видности пафоса /возвышенное, трагизм, героику, драматизм, сентиментальность, романтику, юмор и сатиру/, в конкретном ' же произведении, как нам кажется, идейно-змоциональная оценка выявляется через конкретные имов^ональше/интонационные/. , оттенки языкового стиля, несущие тот или иной "строй чувств" /Ф,Шиллер/.

.СледуициИ слой анализа - художественная конца п? , ц и я личности, поскольку автор как субъект общественного сознания опосредован образами своих героев. В ^ту концепцию входят взаимоотношения личности и общества, человечка и истории, человека и природы, человека и окружающих его ' людей, иными славами - социальность, историчность, нравствен-', ность его сознания и поведения. Исследуя их, художник воплощает своё миропонимание.

Наконец, авторская позиция опосредована системой повествования, повествовательных "точек а р е н и я" /Г,А.Г>ковский/: 1/идейно-ценностной - т.е. пряч .. мой или косвенной, оценки изображаемого в идейно-ценностном, отношении, вложенной в уста повествователя или героев; 2/пси-хологической - т.е. способа передачи внутреннего шра героев и восприятия ими окрукащего "извне" или. "изнутри", через Психологический анализ; З/пространственно-временной -,-т.е. способа преобразования реального времени и пространства в ху* :

* Близкое этому понимание стиля находим у с'ольшцнства современных исследователей; см. подробнее о разных точках зрения; Курилов В.В. Проблемы стиля в современном литературоведении // Литературные направления и стили.- М,, 1976,- С.47-&4,

6-

■држесгвенное условное время-пространство;1 4/фраэеологичес-. ной - т.е. принадлежности речи году или иному персонажу при так навиваемой несобственно-прямой речи и при несобственно-авторском повествовании; эта принадлежность определяет стилистическую языковую окраску'речи.

Авторская позиция может быть выявлена, по нашему тетю, только при анализе всех уровней её реализации - стиля, Пафоса /ндейно-омоциоийльной оценки, выраженной через инто-' национнкй кгшкютичвокий спектр/, концепции личности, повествовательных "точек зрения".

В I главе /"Последний поклон" В.Астафьева. От "страниц детства" к "лирическому ?посу"/ рассмотрен процесс формирования единой авторской позиции в создающееся На протяжении 20 лет книге В.Астафьева. Рассматривая композиционную структуру повести как цельного произведения, а не сборника рассказов о детстве, диссертант считает его идейнс-композицион-НШ центром образ автора-повеетзователя. Эпизоды, составляющие сюжетную основу глав, тампонируются не по принципу "светлое - тёмное - светлое", как утверждалось в критике и исследованиях застойного времени, ко^да в каздой книге считали необходимой победу оптимистического на- ала. У Астафьева композиционное единство обусловливается иными способ шт. Это прежде всего лейтмотив трагической беззащитности человека перед лицом социальной несправедливости, безысходности личной судьбы в силу уродливости исторических и социальных условий /этот лейтмотив выделяется через цепочку образов героев, которым автор даё^ символическое определение "души,-трепещущей на мирском ветру",- таковы образы незнакомца-ссыль- ' ного, мальчика в белой рубахе, плачущей девочки в вагоне, дяди Васи и др./. Социальный смысл подобных образов связывает историю личной жизни маленького героя с общенародной долей, сообщает книге -гпическу» широту и глубину, превращая её в "лирический эпос"/Н.Яновский/^. В повествовании главен-

1 Яновский Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества.- Ы.: Сов.писатель, 1982.

7

ствует негодующе-печальная интонация, выражающая пафос авторской позиции писателя-гражданина, который сознаёт себя свидетелем и одной из бесчисленных иертв разорения родной земли, разрушения былого крестьянского уклада - первоосновы национального характера с его неповторимыгш нравственными ценностями. Но с трагической стороной авторского мировоззрения неразрывны спасительное чувство родства 6 близ кит по судьбе людьми, готовность к состраданию и жертвенности, поддерживакщая в любых испытаниях верность неписаный, но непреложным законам совести, справедливости и правды, а также вселяющее веру в бесконечность и гармонию жизни преклонение, перед роди.ной-прк-родой /у Астафьева эти понятия неразрывны/ к сыновья благо-. дарность ей. В реалистическом повествовании всё это часто выражается символическими образами-мотивами, иногда разрастающимися в целые эпизоды или даже главы /гл."Предчувствие ледохода", образы пароходов-трудяг и т.д./.

В диссертации не ставится задача проследить историю создания повести, но подробно рассматривается один аспект этого 'процесса - усиление от одной редакции к другой выраженности "хорового" начала, путь от лирических "стродац детства" до эпических картин и острых социальных выводов, сделанных в треть» ей /1578/ и четвёртой /1989/ редакциях. В сэязи с этим отмеча-. хкгся изменения композиционного построения книги, перемещения глав, разрастание и повторение отдельных ¡эпизодов, а такяе усиливающаяся в последних по времени создания , главах роль несобственно-прямой речи в порволичном авторском1повествовании, обогащение её функций /подчёркивается сблииение и слияние через несобственно-прямую речь - напр., в гл."Предчувствие ледохода* голоса повествователя и общенародной точки зрения/. Сверхзадача выражения народного самосознания подчинена в повести стилистическая окраска авторского "слова". Зго.кажущаяся пестрота - не натуралистическое излишество, а прямое выражение демократизма авторского мышления.' Манера повествования Астафьева благодаря соей открытости лсивоцу разговорному лзнсу и языку наоодно-позтическому, благодаря орк^нгацли на устно-речевые интонации активно противостоит нивелировании литературной речи, вводит в нзё богатейте пласты образного и точного изы-

ка.сибиряков и вместе с тем смело отражает состояние обменного общественного сознания иалмх дней, когда засоряются нэ ' только леса и реки, но и язык.

В -гл. II /"Нравоучительность авторской исповеди в повести М.Карима "Долгое-долгое детство"/ отмечается, что вррмя, которое у Астафьева прэдстаззлено как трагедия, начатая в оО-е ' годы и нродолхаюцаяся в наши дни, в произведении М.Карима выглядит чуть ли не идиллической эпохой цельного народного существования. В авторском мировосприятии нет места острил социальны,!, историческим, гкологическим проблемам.

Критика чаще всего относила повесть М.Карима к "лирической" прозе. Но если от "лирической" прозы 'деревенщиков" её отличает нравственно-философская направленность проблемаТики, отсутствие публицистичности, интереса к современной социально-икономической стороне жизни села, то от "исповедальной" - "ненасытное внимание к внешнему миру"/ДЛ1авлычко/* в противоположность углублённости в' личный мир воспоминаний. Автобиографическая повесть М.Карина эпична. Композиционно в ней объединены' сюжеты глав, .каздая из которых посвящена отдельному персонажу или опизоду. В них главт.1!'! интерес представляет- не автобиографлчзскоэ, личное, а жизнь аула, черты народного быта, характера, мировоззрения. Многочисленные отступления, авторские монологи токе мало связаны с личной судьбой повествователя, но важны для создан;« коллективного образа земляков: большая их часть - »то описания народных обычаев, обрядов, аульны:: и семейных традиций,. а остальные -вставные притчи, легенды, сказания, поверья к проч., расска-' аашше "к слову". При этом насыщенность произведония Фольк-' лорнкми мотивам снимает ощущение уровня бытового описания повседневной ккзни, придаёт ювседнеЕНОсти философскую и эпическую значительность. Этой ке цели служит романтизация об-1>азов героев и в отдельных главах романтическая природа конфликта - не личного, а этико-({илоссфского плана: доброта и чуткость противостоят бездушию и злорадству, мудрость и благо-

1 Павлычко Д. Свет совасти // Карим ¿1. Собр.соч.: В 3 т,-М.,1953.- 'ГЛ.- С.6.

9

родство - ограниченности и спеси, Честность и бескорыстие -ханжеству и трусости.

Хронологическая связь событий в повествовании осложнена системой символических образов-лейтмотивов, которые возникают в первой главе, а ассоциативное завершение получают в двух последних, замыкая б такой композиционной рамке круг авторских философских раздумий. Зто образы реки Заыана-Времени, Моста через неё - человеческой ;кизни( могучего дуба - средоточия жизни и др. 'Сиивэличен по своей природе и пейзаж, который нечасто встречаем в повести. В предпоследней главе панорамный пейзаж несёт идею целостности и гармонии мира - именно она сообщг.ет повествованию умиротворённый настрой, внушая чи-• тателю.уверенность, что мир гармоничен и прекрасен. Фоновое время /историческое/ проступает в повести скупо, в немногочисленных деталях; повествователь "Из будущэго" подчёркивает нравственные уроки пережитого, но не задаётся целью высказать иную оценку, кроме нравственной. Диализ конкрет1ых эпизодов, "притчеобразных по природе /ямагат-самосуд, расправа с "боярс-кийи" детьми, соревнование жнецов и др./, убеждает, что неуместно истолкование их по догматическим корнам недавней критики /напр., отдельные упоминания об образовавшемся колхозе -не доказательство, что автор стремится показать "огромные . сдвиги в историческом развитии народа, в обновлении общества И становлении строителей нового мира"*/. Книга Ы.Карима нравоучительна. Размышления автора-повествователя выражают честное стремление осудить порок в собственной душе и побудить читателя к такой же строгой самооценке и раскаянию во имя высших этических ценностей.

Яркая краска образа автора-повествователя - язык повести, который мы определяем как язык авторской исповеди. В отличие от сказа в исповеди при установке на устную интонации и разговорный /по преимуществу/ стиль повоствователь "близок автору пережитым нравственным и духовным опытем"? сказ же, по автори-

* Вахитов А.Х. Идейно-художественные достижения современной башкирской прозы 7/Ншикирская литература и литературный язык на современном лтале.- Уфа, 1979,- С.33.

^ См.: Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные 10

тетному определению М.М.Бахтина, "есть прежде всего установка на чужую речь, а уже отсюда, как следствие - на устную речь"^. Заметны в обдем потоке устно-разговорного стиля случаи сближения его с народно-поэтической речью /вставные притчи, некоторые описания - напр., описание красоты Ан-!'юндоз/, Такой характер языкового стиля свидетельствует о отрешении автора ввести слушателей в непривычный им мир не отдельного человека - повествователя, а целого аула - особого этнического и исторического сообщества. Но явная субъективность авторского взгляда обусловлена на уровне более высоком - уровне проблематики.

В III главе /"Роман М.Алексеева "Драчуны'.' Субъективность позиции автора в очерковом повествовании"/ сделана попытка показать на примере романа М.Алексеева, изданного в 1981 году, как непросто преодолевался в современном общественном сознании миф о героической коллективизации, как стереотипные пред- : ставления об истории обусловили ограниченность авторской точки зрения, претендующей на масштабность выводов о современном мира.

Автор в "Драчунах" непосредственно входит в текст романа, является единственным повествователем,лишь в незначительной степени сохраняя черты мировосприятия автобиографического героя, образ- которого занимает центральное место, а скжетно-комлозиционкое построение подчинено изображению его формирующейся личности. Вместе с тем автор стремится к видению мира в его исторической и социальной сложности: собственная биография отодвигается им на второй план, отступает перед множе? ством событий и судеб. Повествовательная структура усложняется, соединяя эпическое и очерковое начало. Образ жизни, поведение, впечатления мальчика изображены как типичные: это об-: раз жизни всех товарищей-сверстников, целого поколения земляков. Штовой и нравственный уклад крестьянской семьи пред» ставлены как некая самостоятельная ценность, носителями его •поиски современной прозы.- М.: Сов.писатель, 1982.- С.142.

* Бахтин М.М, Проблемы поэтики Достоевского.- 4-е изд. - M.j Сов. Россия, 1979.- С.222.

■ ■ II

выступают многочисленные персонажи: близкие и дальние родственники главного героя, его друзья-одногодки, соседи и зна-ксше, просто-односельчане. Большинство из них обрисованы бегло, очерково, в сюжета занимают немного места, но повествователь увлекается подробностями в изображении каадого героя: при всяком удобном случае приостанавливает рассказ о ||аоульшх событиях и подробно объясняет, откуда и какое у человека уличное прозницо, какие у-нега родовые связи в селе, чем он известен среди односельчан и проч.Объективное изображения служит .подтверждению прямой авторской характеристики персонажа. Сюке^ имеет аллегорическую параллель: подчёркивается аналогия драка мальчишек - ссора взрослых, колхозное собрание сравнивается с "ладовым побощем" школьников и т.д. Роман "Драчуны" был первым среда опубликованных произведений, которые заставляли взглянуть на коллективизацию по-новому. Автор придавал зтой аллегории всеобъешшций смысл /см. его высказывание в беседе с критиком*/, "многочисленные и тяжёлые испытания", вдпцие его героев-"драчунов", понимал как следствие "промахов и ошибок", которые "дорого обошлись".Объективная же картина жизни деревни накануне перелома, созданная в романа, во многом сложнее авторских выводов. Да и автор видит её уке по-иному, чем, скажем, б "Вишнёвом омута" /1961/, где изображение того же времени давалось с авторской оценкой, вполне отвечавшей идеологическим установкам недавнего прошлого о "бавдитах"-хулаиах. Главная цель, которую автор открыто декларирует в "Драчунах",- утверждение справедливого отношения к сложному периоду истории и рядовым её.труженикам. Но он так н на делает выводов р причинах голода 33-го года, ограничиваясь провозглашением его жертв героями /в авторском монологе/, что оборачивается апологией страшных преступлений сталинского государства против собственного народа.' Через оценочные суждения повествователя об обитателях Во$уй-город$ И других сбежавших из сала людях видим целую систему классовых предубеждений, свойственных далеко не одному автору "Драг чунов". А в изображении Воронина и других "уполномоченных",

.., * .Лобанов М. "Освобождение: /0 романе М.Алексеева "Драчу»'-' да"/ //Волга.- 1982,-(¡« ТО.- С.156. ** * : ■

проводивших в жизнь политику коллективизации, угадываем стойкое убевдение в том, что это были исключения-из правила.

В диссертации этот вывод подтверждается (.¡легшем читателей романа /из писем М.Алексееву/, почувствовавших недосказанность картин голода, а,также примерами информативности диалогов в произведении, за которыми стоят не разные позиции 'говорящих, а единое авторское сознание. О том же свидетельствует и развитие конфликта в финале романа: за его рамками остались события после 33-го года, оптимистическая авторская убеждённость в неколебимости и гуманности социалистического строя передаётся системой "социальных знаков" советской истории и реш!ннсценциями бодрых песен, настоящее же /время автора-повествователя/ показано через набор газетных штшгпов о процветающей колхозной деревне. •

В заключении диссертант, отмечает, что авторская позиция в рассматриваемых произведениях различна постольку, поскольку • мера правды и ответственности у каждого писателя своя. В.Астафьев долгие 30 лет шёл от изображения собственного светлого и горького сиротства к отражению процесса"раскрестьянивания" родной страны, уничтожения её природы, разрушения основ традиционной народной жизни, изломанности судеб крестьянского поколения. Книга В.Астафьева может быть названа в ряду тех смелых произведений, которые в застойные годы формировали новое мышление, будили тревогу о будущей, В повести "Долгое... детство" социально-историческая сторона народной жизни остаётся в тени, уходит из круга авторских размышлений и ускользает от внимания читателей. Автор-повествователь приникает проялое и настоящее, словно не Замечал в нём трагических противоречий, благословлял его с искренней верой и благодарностью судьбе* На фоне нынешней острокризисной действительности такал позиция кажется утопичной, хотя ещё в недалёких 70-х она воспринималась критикой как яизнеутверзццамщая. И.Алексеев в своём свидетельски точном описании голода 1933 года останавливается перед выводами о трагедии деревни, уходит от них в риторику мифа застойных времён о "героическом нашем народе", вынесшем будто бы без значительных духовных потерь бесчисленные "труд-

ности" и ещё теснее сплотившемся во имя прекрасного будущего. Ситуация появления и восприятия "Драчунов" в .советской литературе, а также сравнение авторской позиции в-нём и в других автобиографических произведениях того жа автора свидетельствуют о трудном прозрении общества: в романе воочию виднц наши заблуждения и классовые предрассудки /и их постепенное изживание/, невежество в собственной истории и благодушное самолюбование в настояцеы.

Таким образом, на примере трёх автобиографических произведений деревенской ироэн мы видим диапазон различий идейно-нравственной позиции в литературе рубежа 70-60-х годов: от неприятия действительности, противопоставления ей дорогих ав* тору идеалов гармонии с природой, веры в добро и справедливость - до ухода от проблем /социальных, исторических, экологических/ в созданный автором гармонический мир, где вечно добро побеждает зло; или до готовности принять действительность и объяснить её жестокость случайными ошибками, воспеть "героизм" советской истории вопреки очевидности.

Анализ поэтики через проблему авторской позиции показывает, что в рассмотренных-автобиографических произведениях повествование о собственном детстве становится свидетельством судьба поколения - приобретает эпическое звучание. М.Алексеев при отоы нередко сбивается на очерковую йорыу, на всегда соответствующую масштабности авторского замысла, М.Карим стремится к нравоучительному разговору с читателем, в котором мастерски использует притчевые вставные эпизоды, фольклорные об-, разные мотивы и стилистические средства народно-поэтической речи, В.Астафьев больше других склонен к публицистически от-» крытому авторскому выражению, но при этом голос автора-повествователя всегда максимально близок "хоровому" началу - сфера демократического сознания. ■ ^

В диссертации отмечается неправомерность искажающего смысл деревенской прозы истолкования её в критике как "идеа- . лизации" деревни и крестьянина. Крестьянский род в рассмотренных автобиографических произведениях представлен многоликим и противоречивым, полнокровным в художественном отношении к

весьма далёким от совершенства в нравственном. При этом . М.Алексеев стремится воздать дань исторической справедливое-• ти крестьянству ввиду тех трагических событий, которке довелось ему пережить, им руководит "неоплатный долг" перед земляками и аелаше оправдать пли хотя бы пощть принесённые ими на алтарь истории жертвы; М.Карим видит в прошлом сокровищницу нравственного опыта, урок для сегодняшнего человека в его неустанном стремлении к добру, правде, гармонии; главная же идея В.Астафьева - страдание за поруганную природу и несбывшегося человека, тревога о судьбе их в будущем.

Практическая значимость работы. Положения и выводы работы могут быть использованы при изучении истории советской литературы, при разработке вузовских курсов, проведении спецкурсов и спецсеминаров. Материалы диссертации могут найти применение на факультативных занятиях и уроках литературы в средней школе.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре истории русской литературы Киевского государственного университета. Результаты исследования отражены в следующих работах автора:

1.Колошух Н.Г. Особенности повествования и выражение авторской позиции в романе М.Алексеева "Драчуны" // Вопр.рус.лит. - Львов, 1988,- Вып.2/52/.- С.45-52. Й.Колошук И.Г. Автор I герой в "Печальному детективГ' В.Аста-ф"ева // 1сторико-ф1лолог1чн1 науки.- 1991.- Вип.1.~ С. /Работа находится в печати/. З.Колошук Н.Г. Об авторской позиции в повести П.Краснова "Высокие жаворонки". Рукопись депонирована в ИШОН АН СССР,. от 1990 г.- 78 с.

/,/

/•' ' У

! >"