автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Малые жанры современной прозы (пути развития очерка и рассказа 70-80-х годов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Малые жанры современной прозы (пути развития очерка и рассказа 70-80-х годов)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАЧЕНА ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им,Н.К.Крупской
Специализированный совет Д.ИЗ.II.02
На . правах рукописи
КАДОЧНИКОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ
МАЛЫЕ ЯАНРЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ / ПУТИ РАЗВИТИЯ ОЧЕРКА И РАССКАЗА 70-Ь0-х ГОДОВ /.
Специальность Ю';01.02 - Литература народов СССР «
/ советский период /
Автореферат Д'ллсертаиии на соиокенив ученой степени иаидидатй. фи^илогичаоких нъук
МОСКВА - 1991
Работе выполнена ка кьФедре советской ' литературы Московского opuyüi Трудового Пресного Знанони областного педагогического института им! Н.К.Крупской
Научнкй руководитель:
- д и'ст ор фил ол о гич е ских наук,пр офе с с ор 1ур8ВЛСЕ;0 A.A. '■ '
Официальные оппоненты: ,
-доктор филологических наук,профессор ХОЛТОРЕ; D.H. 1 ,
-кандидат филологических наук ЛУНИН Б.А.
Вчд)'Щ£я организация:
-Московский государственный университет им.Н.В.Ломоносова.
Зацита состоится 199■/ года в 15 часов на
заседании спониелмзирсвошюго совета ДЛ13.11.02 в Московском' ордена ' Трудового Красного Знампнн областном педагогическом институте км.ЩК..Кр,/покоя. /1.0764Г>,Москва,ул.Энгельса,21 /.
■С. диссертоиизЯ/моино ознакомиться б библиотеке ЙОПИ им.Н.К.Круп,-
окой.
Автореферат, -разослан» - - КО^ /7; А 199 У .года.,
Учения сзи'ретзрь - -* • специализированного совета ' ■—/"." 'i'.
■:Рг.туроно Т.К.
Развитие современной прозы является своеобразным и многогранным процессом. В сложное время кризиса политической, экономической н духовной жизни нашего общества особая роль принадлежит литературе, которая должна помочь народу и стране найти выход из создавшейся ситуации. Наша современная литература вообще и проза в частности, в период так называемого "застоя", одна из первых подняла голос о неблагополучии в лизни общества и в общественно-социальных отношениях как в городе, гак и в дереЕне.
В 70-80-6 года бьши созданы такие произведения, как "Пряслк-ны" 0.Абрамова, "Царь-рыба'' и "Печальный детектив" В.Астафьева, "Кануны" В.Белова, "Прощание с Матерой" я "Пожар" В.Распутина, в которых основное внимание уделялось негативным проблемам современности, изображалось кризисное положение в зазни деревин и города.
Наряду о произведениями крупного эпического плана, романами и повестями, именно в оти годы» большое акачение имели публицистические и малые эпические ганры очерка к рассказа.
В малых ланркх продолжай традиции публицистики 'М.Горького,М.Шолохова, л.леонопа,В.ОЕвчотна и многих других,В'.это вр&яя в литературу, возла плеяда повиг публицистов,которые,следуя классической традиции выступили новаторами. Вслед эа прозаиками онп подняли целый ряд вопросов, в той число и о неблагополучной полоиешт в деревне.
* Проблемы, связанные с деревней, стали концентрированным выражением проблем всего парода, всего государства. Вместе с тем сии отразились и в каждом человеке, окезав влияние на формирование и мировоспрглткэ личности. •'
Положение усугубляется я возросвей напряженность» между хозяйственной деятельностью человека и природой. Идут, по мнению писателей и обществоведов, уже не столько количественные изменения, сколько качественные - вхутри самого .человека. Еносте с .ломкой традиций, родовые связей происходят изменения и в нравственном облике человека, разрушшотся границы аегду добром я злом, усиливается преобладание безлияностного, "массового" качала. Бее ото позволяет говорить о непрерывной трансформации деревенских проблей, в общечеловеческие. ■
: Как саыпе оперативною гшнры, позволяицие быстро яапэчатлоть актуальные проблемы современности, очорк и рассказ стали играть немалую роль п литературном процесса 70-00-х годов. 3:<ачмтчльн>л успехи малого канра свидетельствуют о расшрэн.чи охвма дс^гтод-
цельности, б результате которого писатели сумоли поставить рад социально-нравственных и философских дроблеи, в корне манящих представление о деревенской теме, как о локальной теме.
Худохестпенниэ достоинства современного рассказа и очерка 70-60-х годов также несомненны. Они представлены именами ярких очеркистов и рассказчиков - О.Абремова, В.Шукшина, Ю.Казанова, В.Солоухина, Г.Троопольского, Е.Носова, С.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, Б.Екимова, й.Васильева, /..Стреляного, П.Ребрина, Ю.Ч киченко.
Актуальность диссертации опрэделкется значимостью произведений малых эпических форы,к которым обратились вццащиеся мастера художественного слова на переломном отапо развития общества. Тема современной де])овни и её кризисное состояние, отраженное в очерке и рассказе 70-80-х годов ещё не была предметом специального рассмотрения.
Научная нопизаа работы состоит в том, что в результате оемне деиия очерков 70-00-х годов в целсм и исследоваш!я творчества ,И.Васильова, А.Стреляного, Ю.Черначенко показан процесс расшре-,рия и углубления темы деревни. При исследовании рассказов В.Астафьева и В.Белова, созданных в атот период,показано, что в них
деревни поднимается до нравственно-философского осмысления, ,{сак .темы народной духовности и исторического самосознания нации. ■Шедшая новизна проявляется и в определении жанровой специфики О^едка и рассказа при их сопоставлении и хсвактепистике внутрижа№ фйрух разновидностей.
¡ Цели и задачи диссертации заключается в том, чтобы:
- охарактеризовать основные особенности развития очерка и дассказ* 70-80-х годов;
-^решить проблему традиции и новаторства;
.-.дать характеристику осмысления малых епичэских жанров в критике;
риделить анализ очерков 70-60-х годов и при атом показать преломление классических традиций и новаторский характер;
- уделить внимание характеристике общего содержания очерков и проявлению творческой индивидуальности в очерковых произведениях И.Васильева, А.Стреляного и Ю.Черниченко;
г- ыцдёлигь особенности развития рассказа 70-80-х годов и гскргть сблче закономерности з их развитии; ■
- показать традиции и новатореrao п развитии рассказа;
- осмыслить значение рассказа в литературном процессе ьтих
лет;
- внделить рассказы, созданные мастерами художественного слова В.Астафьевым и В.Беловым;
- определить, то общее, что характерно для рассказов В.Астафьева и В.Белова, а также обратить внимание на раскрытие творческой индивидуальности в юс произведениях;
- определить место кз*мх эпических форм в литературном процессе 70-80-х годов;
-вскрчть эшечвекоо начало в малых кант*.
Теоретическая и методологическая основа диссертации определена трудами крупнейших представителей литературоведения и критики прежде всего по проблемам истории раззития традиций и новаторства, а также посвященный характеристике различных аспектов поэтики. Важное значение для сраььительно-исуоркчесиого анализа, понимания эстетики творчества дали труды М.Бахгина, Д.Лихачева, Ы.Лившица, В.Соловьева и монографии о творчестве писателей, которые анализируются в диссертации (Валнтова Т., Внльчек Л., Курбатов В., Ланщинов А., Макаров А., Селезнев I)., Яновский Н.).
В основе методики иеследовгашя лежат принципы историко-литературного и проблемно-тематического подхода к литературным явлениям.
Теоретическое и практическое значение работы ааклячаетея а том, что её выводы дополняют и углубляит исследования совремзюю-го литературного процесса. Основные выводы и положения диссертации могут найти практическое применение при разработке курсоа лекций по русской литературе XX века,при изучении современного литературного процесса. Результаты исследования могут использоваться в проведении спецкурсов к спецсеминаров, посЕящекных характеристике современной прозы. Материалы диссертации найдут применение и в работе учителей словесности средней школы при иаучемхи русской литературы в старших классах.
_ Апробирование. Диссертация оо'су.кцаиг;сь на аггг.грчтггегйг.! ссуд-наре и заседаниях кафедры советской >ктерз*урк tíORK вм.Н .!Л>ут;;ой /1'Э91^,!1екоторио аспекта исследовгм'ч ншитл отражение ti доклада* ¡ta всесоизних конференциях в ГЛосковеком, Ставропольское а Хепсоа-с.чом педаго1Ича;:кнх анстотугьт /lcr^-lOOL^,ослиное работ навло о-грьаенае в четырех публикациях.
Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации, состоящую кз"Еведения* первой главы - "Основные тенденции развития русского советского очерка к рассказе 70-80-х годов, второй главы - "Особенности проблематики и жанровой Специфики очерков 70-80-х годов (И.Васильев, А.Стреляный, Ю.Черниченко)", третьей главы - "Рассказы 70-80-х годов, ланрозо-тематическое своеобразие произведений В.Астафьева и В.Белова", заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 193 е., список литературы склпчает 272 наименования.
Во введении наряду с обоснованием актуальности и новизны избранной тезлы дается обзор специальной литературы, формулируются цели и задачи исследования, его методологический принципы. Отмечаются те изменения, которые происходят и последние годы в общество, в осмыслении исторического пути народа и его изображения в литературе.
Первая глаза посвящена раскрытии основных тенденции русского советского очерка к рассказа 70-80-х годов. Она имеет историко-литературные и теоретические аспекты и носит обобщающий характер. В.главе исследуются взаимосвязи исторического развития общества и деревни, ио всем многообразии человеческих и производственных отношений. Польсое .внимание уделяется непосредственно характеристике путей развития очерка и рассказа 70-8 х годов и процессов их женрооСразованйя. Автор определяет основные пути.по которым попшо развитие прозы малых жакров в этот период.
Успешное развитие и даже "лидирование" очерка, в литературе последних двух десятилетий рассматривается в тесной взаимообусловленности с развитием общества. Рассмотрение, очерков и рассказов дает основание обратиться к проблеме традиции и новаторства. Говоря об очэрке, в работе утверждается, "то современный очерк опирается на;опыт предшественников: В.Овочккна ("Районные будни"), Е.Доропа ("Деревенский дневник"), Г.Троепольского, Л.Иванова, Л.Ребрнна, Г.РодоЕа. Именно в предпествуиций период мастера художественного слове поставили значительные историко-философские вопросы, социальные задачи и нравственные проблемы. И, если Л.Лоонов, Ф.Абреыов, В.Астафьев, С.Залыгин обращались к очерку лишь иногда, то ;у:н писателей-публицистов их жанр-разведчик стал основным инструментом для изображения яиэни.
Ряявиьач традиции, ссвре^злмиЯ очерк о дёрэчне пошел по
пути философских обобщений действительности, потребовавших более широкого епического охвата жизни.
Б главе обращается внимание на то, что обогащение очерка 70-80-х годов было связано с нобыы жизненным материалом, с новый, более катастрофический положением деревни, что обусловило в творчестве очеркистов иные теин, иные взаимосвязи челоцека и «гирл, к инуя жшгоовуи специфику. В литературу входили очеркисты, обращавшиеся ко всему многообразии проблемно-тематического освоения мира, сосредоточивая свое внимание на "излюбленных" ?еыах. К очерку обратились известные мастера художественного сясва, Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Солоухин, В.Белов, которые насытили этот жанр философско-историческнм содержанием. Тематика очерка откх лет разнообразна. Здесь и философсхо-историческиа (С.Залигин, В.Распутин, В.Солоухин).и городские,к инженерно-производетвеняыэ /И.Потров, Г. Кулагин, Е.Будянас/, экологические /В.Чнвзшшга, С.Залыгин, 3.Астафьев, В.Распутин, И.Ваеильев, Е.Чсрниченко/, путевые и лирлчос-кие /В.Солоухин, В.Песков, В.Белоэ/, нравственно-этические/А.Ли-ханов, Е.Еогат/, о загранице /В.Трифонов, А.Проханов/, и, конечно же, очерки о дяревно и сельском хозяйстве, ставшие наиболее актуальными и значимыми.. К деревенской проблеггастнге обратился целый ряд талантливых писателей очеркистов: И.Васильев, А.Стрехшшй, Е.Черниченпо, П.Ребрян, В.Ситников, В.Пальман- И.йионеико, А.Ар-цибагоев и др.
Обогащенный разнообразием дарований писателей, очерк о деревне развился так глубоко н всеохватюагще, что стаи поистине непременной составной частью г.сего литературного процесса.
В диссертации отметается, что такое разнообразие тем связано'с богатейшими Бнутривидовшт особенностями очерка как дайра.
• Писателям, обратившимся к изображен™ веяиейших проблем иизни и деревни удалось раскрыть деревенскую тему так, что ош приобрела всечеловеческий смысл и значение, ¡п.: удилось подчеркнуть еэ духознс-нравгтЕонныЯ потенциал на путях поиска сбт.еадгс--Ееческого идеала и общечеловеческих ценностей.
Трагизм и в ели 41; е те»: требовали рг-вноцетюго иаоСразэния йпико-фмосо^сксго масштаба, обобщенно-иогорцидсксги ьнд.-жхк сущности иаыеилюцогооя мири. Б поисках таюэс путсГ очорк ж-'Уичигс.ч и по фо^уе, и по содержания, я кдесте с -гдодордоньмя кими чертами, опое обо твугч'^мк г.чубглч обобщит?. « гдмту д«;?етез»-
6.
телыюсти, он приобрел и новые - философичность, синтетизм, мо-зайтшссть композиции, сложную поэтику характеров и образов.
При этом в работе обозначется главное, - что и в малой эпической прсзе человек остался главным предметом изображения.
В главе дается краткая характеристика поэтики очерков 70-80-> годов, отмечается новаторский характер, преодоление "идеальных схеыг и рационализм документа и т.п. Ставя социальные, экономические, хозяйственные проблемы, очерк решает ихив нравственном аспекте. Сегодня нравственно-философский акцент доминирующий. Усиление нравственного пафоса повлекло за собой углубление исто- ~ риока и создание обобщенных образов и характеров. Предметом изображения стала дейстякгелькая яизнь и человек с его сложными жизненными проблемами.
Еанровце особенности очерка характеризуются в соотношении с жанровой спецификой рассказов, а такяе современный очерк дает все основания проведать параллели с современной повестью в рассказах или романами с. новеллической рсновой," В> главе подробно характеризуется жанровая специфика рассказов '70-£0-х годов, останавливается внимание ка кх. поэтике. Это дало возможность прийти и выводу, что современный рассказ во многом был обусловлен теми историко-литературными процессами, которые зародились в середине ЕО-х годов, подготовили появление таких рассказчиков, как Ф.Абрамов и В.Щукшин, Ю.Казаков и В.Белов, Е.Носов и В.Астафъев, Ю.Нагибин и А,Яшин.
Среди рассказов, как и в очеркистике, многиэ значительные произведения появились в прозе о деревне /рассказы Ф.Абрамова, В.Шуккина, В.Асте<рьег;а, В.Белова, В.Распутина, Е.Носова, Б.Ек*-мова/. Именно общность проблематики позволила исследователям /В.Апухтина/ объединить их в прозу о деревне.
В главе отмечается, что в рассказе, как и в очерке писатели ставили саше важные и трагические вопросы времени - что будет с уходящой, деревенской Русью, Россией, какими путями будет развиваться деревня, чте станет с людьми, остевщимися в деревне и уходящими в город? Какими станут они?
Автор диссертации обращает внимание на работы критиков и литературоведов, посвященных литературному процессу 70-80-х годов (В.Апухтина, Г.Белая, Л.Ериов, Ю.Кузьмекко, А.Огнев, А.Ов-часеяко, А.Хгатеи и др.), ,ЕСЯшгает проблемы традиг^ и новагорсп.
дает анализ художественному своеобразию и творческой индивидуальности таких писателей-рассказчиков как: В.Шукшин, В.Распутин, В.Астафьев, В.Белов, В.Крупик, Б.Екиыов.
Обращение к критическим источникам и непосредственный анализ рассказов 70-80-х годов дают основание утверждать, что в современном рассказе идут сложные, нооднозкачныз процессы, во ыногом сходные с путями развития очерка. Бели литературе 60-х годов был присущ аналитический пафос, в центре рассказов тех лет находилась проблема личности, осмысляемая и изображаемая через отдельный человеческий характер, то в 70-е годы наблюдается стремление к синтезу, эпическому обобщению прошлого, соотнесем® времен, совершается переход от интенсивных нравственных исканий к значительным философски?* обобщениям. Писатели постигали героический подвиг народа, пути крестьянства, взаимосвязи человека и природы, что приводило к дальнейшему обогащению прозы о деревне. В творчестве известных писателей отдельный характер вбирал в себя важнейшие взаимосвязи человека и мира. В сознании личности художники выявляли следствие недалекого прошлого. В рассказах Ф.Абрамова, В.Астафьева , В.Шукшина, С.Залыгина, В.Белова, В.Крупина, Б.Екимова исследовались проблемы нравственные, историко-фмлософскиз, ставились и вопросы актуальные, продиктованные сегодняшними реальностями. 70-80-е годы стали новым этапом в развитии рассказов, разных типов: лирического, лиро-эпического, эпического и <|таюсофско-го.
Особое место в главе занимает характеристика эгэтоского рассказа Л'ри этом отмечаются его родственные связи с повестью и романом,
где способ изображения человека в современном уирс единый -человек показан в объективных условиях и в связях с окружающей действительностью. Эпическое содержание рассказов связано и с их циклизацией, дающей широкую возможность изображеьия действительности.
Характеризуя канровуи специфику рассказа и особенности идлй-но-художественного содержания, автор диссертации опирается на труды литературоведов, глубоко акалиэирусщих современный разек»л: И.Крамова. А.Нишва, А.Огнева, Э.'Хубина, В.Этсва. 3 глете устя-наилившэтея связи рассказа с другими данр.чуч - с очерком V: повестью. Определяя специфику рассказь ?0-£Ю-х год^п как чзгул
ступень в развитии этого жанра, автор отмечает, что для развития этих лот характерно соединение публицистичности и вымысла, <{ило-со$ив и бытовых описаний, трагичности и сатиры, житийности и прнтчевидности, Еыэвакное характером материала действительности, развитием традиций, пониманием художниками возможностей и характерных черт жанра и соответствия их решаемым проблемам.
Глава вторая посвящена характеристике особенностей проблематики и жанровой специфики очерков 70-80-х годов. В ней рассматриваются основныз канрово-тематические тенденции в современном очерке о деревне, проводится идейно-художественный анализ ряда очерков писателей, исследуется историко-литературный контекст. Приводятся отзывы критики, где дана исчерпывающая характеристика этих двух направлений в развитии очерков. Бесспорно определяя различие атих направлений,критика'решила проблему традиции и новаторства, обращаясь к взаимосвязи 5тих двух направлений с очерками В.Овечкина и К.Дорсша.
'Это дало основание точнее характеризовать направления как "взаимнорагбегтациеся". перекрещивающиеся,- не параллельные, но ы не сливающиеся.
Суть различий проявляется в воплощении авторских идеалов, под которыми мы понимаем стремление писателей к постижению истины.
Характеризуя общие закономерности очерков 70-80-х годов, автор диссертации Евделяет творчество видных очеркистов этих лет,' которые недостаточно исследованы критикой и литературоведением. Это писатвли-очеркистыг И.Васильев, А.Стреляный, Ю.Черни-ченко. Будучи современниками данные очеркисты имели много общих перт в своем творчестве. А именно, все они передали тревогу за судьбу современной деревни, обратились к тем жгучим проблемам, которые необходимо, решать,' чтобы деревня стала на путь обновления и выхода из кризисного состояния.;,Но, несмотря на общность проблематики, кавдый из этих авторов представляет собой ярко вылаканную творческую индивидуальность.
При исследовании очерков И.Васильева говоритсяоб эволюции очерков писателя, выявляется степень роста проблемно-тематических открытий в зависимости от жанровых особенностей. .
Понимая сельскохозяйственный труд как составную часть сб-'
раза жизни человека на земле, Иван Васильев, соответственно, главное внимание в теме сосредотачивает на "образе жизни" хите-ля села. Писатель интересно размышляет о vom, wo производство в городе, на индустриальных предприятиях, работа . . интеллигенции в учреждениях, в целом оторваны от образа жизни горсалп и не являют собой целостного мира. С другой стороны,ведение хозяйства в деревне это продолжение и составная честь жизни крестьянина, совхозника или колхозника, председателя или сельского учителя^
При рассмотрении идейно-художественного содержания очерков И.Васильева в главе даьтся историко-биографические данные. Иван Васильев вошел в литературу в конце 60-х годов и получил известность как писатель подымэщий самые злободневные вопроси из жиэии деревни и всего общества.
Именно на стыке "нравов", "быта общественного" и "хлебопашества "сумел И.Васильев,подобно писателям - "деревенщикам1' разглядеть больное, если не сказать "кровоточащее" место жизни даревни, вывести "оттуда", всю проблематику своих произведений. Самостоятельность его очерков определилась именно той цепкой и преданной связь» писателя с исторической памятью и традицией, в которой открылось писателю органическое единство всего сущого в мире. Идеал писателя постепенно утвердился не только как поиск совершенствования человека и человеческих отношений, но и как духовно-нравственное Возрождение. Никогда на противопоставляя прогресс традиции, И.Васильев тем не менее четко обозначил свое понимание програсеь не как прямого предопределенного пути вперед к лучшему, а как диалектическое единство прошлого и нового.
Благодаря идейно-художественному своеобразию очерков, в которых проявляется индивидуальность писателя, И.Васильев стал первооткрывателем многих новых тем и проблем характеризуете состояние деревни: проблем обратной миграции, иа города в деревню; проблем появления производственных отношений в колхозе, проблем появления "лишних" денег у крестьянства; проблемы возрождения деравик и нравственности.
В диссертации прослеживается пволгция творчес/ел писателя, подробно иселэдуется многообразие еидоеых к жанровых форм произведений И.Васильеьа, Выверенная временен и опмтом «ее?: больтсЯ русской очеркозоЯ литературы форма цчкла становится пряи^уз^с-;'войной в творчество И.Васильева. К самым 'Золы.'М! открутил« rntwaitt
мы относим именно такие циклы очерков, как "Допуск на инициативу" /1979/, "Третья изба на старой печине" /1980/, "Коренные и приезжие" /1979-81/, "Проблемы сельского района" /1981/т "Служение" /1981/, "ХЕала дому своему" /1984/, "Возвращение к земле"/1981-64/, "Письма из деревни" /1982-65/, "Только и всего /1984-85/. Типологические связи между гсеми произведениями И.Васильева ;сгт мечпюгея на всех уровнях - и на проблемно-тематическом, к в сквозных характерах, в единстве авторского идеала, в названиях, в сю-жетно-хоыпозициокнкх компонентах. К писателю Ивану Васильеву с полным правом моино применить обобщающую и философскую кгхль о ток, что писатель всю жизнь пишет одну книгу. В произведениях 80-х годов наблюдается осмысление деревенской темы с более философским охватом,-как проблему Возрождения деревни и её образа жизни.
В главе анализируется целый ряд очерков, определяются их особенности.
В очерке "Люблю хорошо работать" из цикла "Допуск на инициативу" главный герой автор-современник решает понять, заключенный в самом названии "код", для того, чтобы понять свою "перво-проблему". В развернутой картине состояния современной деревни в пределах одного из районов "Нечерноземья" автор-современник с болью и тревогой наблюдает за событиями, ставшими в современной литературе о деревне хрестоматийными. Эти проблемы И.Васильев' решает по-новому. Писателю открываются характеры и события, рождающие мысли о том, что мало изменить лишь видимые причины, стоявшие на пути к положительным переменам в деревне, необходимо дойти до того, в ком они заключены и ради кого все затеяно - до человека. В очерке 'Третья изба на старой печине", объединеннвнут-рзнней цикличностью три очерка о трех домах, построенных на одном месте - на месте родительского дома у старой печки. Процессы перемен в жизни отражены в конкретной исторической судьбе Анатолия Ильяшенкова, брата автора-персонажа. Несложный"сюжет"каждого очерка, завершаясь построением нового дома, одухотворяется сказовой интонацией и повестоаательной эпичностью, раскрывая этапы противоборства человека и . "неумолимого" прогресса. Для подобных очерков И.Васильева характерно изображение судьбы деревни и крестьянина в историческом контексте. Кроме художественной достоверности жкзни, углубляется содержание понимания жизни автором, его
публицистического голоса. Идя от основ жизни, автор к ними возвращается в своих мысленных обобщениях. При анализе очерков "Коренные" и "Заселение" кэ цикла "Коренные и приезжие" и одьокмэн-ного очерка цикла "Письма из деревни" проблеме, перемен осмысливается диссертантом в сравнительны:: плоскостях. Счзрхи И.Васильева соотносятся с рассказами Б.Белова, л частности,с рассказом "За тремя волоками" (1955). Содержание рассказа вызывает устойчивое желание напомнить людям об ка ответственности перед "малой родиной", перед историей.
Автор из очерка подобно майору ;п рассказа Белова очень давно покинул родную деревню, а когда вернулся, не нашел не то что родного дома, но и места, где стоялт. деревня.
Современником И.Васильева является А.Стреляный, очерки которого также подробно исследуются в главе. Автор диссертации показывает то, что при разнообразии поисков писателя у него уже выделились свои особые привязанности - в тематике и героях, сло-кился своеобразный стиль, более определенной становится в 80-е годы гражданская позиция. Это не значит, что время проб окончилось, - от ранних лирических рассказов и очерков писатель приходит к актуально-публицистическим повестям, аналитическим литературно-критическим работал. Своеобразным результатом поиска публициста явилась книга "Сеннея лихорадка" /1933 г./, где представлены действительно интересные очерковые произведения /"Соседи"» "Ка капусте под Москвой", "Приход и расход"/ и другие, на взгляд исследователя этапно-поисковые /рассказ, но очерк по сути "В табуне","публицистические рассказы "Иван Иваныч" и "Слезы Очкова'/.
Диссертант отмечает, что критика неоднократно замечала, что очерки А.Стреляного рождаются под знаком художественности, даже беллетризации. Дается характеристика подобным особенностям при анализе очерков "Соседи", "Слезы Очкоьа" и др.
Тяготение к синтезу, свойственны всему очерку 70-80-х годов, расскрывается в одном из самых ярких очеркоЕ писателя "Ка капусте под Москвой", где место острым проблгмнкм вопросам оказывается в бытовой и трудовой среде горожан в деревне на уборке урожая.
Автор отмечает, что по своей сути очерк "На капусте под Москвой" - эггическое позествор&ние, близкое к повести. Проводится
наблюдение стилевых особенностей очерка, отмечается особенности юмора писателя, афористичность языка, глубина образов, создающих Неповторимое своеобразие произведениям очеркиста. Подчеркивается, что имеш.*о связь с традицией классического очерка писателей-народников, является лучшим качественным достижением А.Стреляного.
При исследовании очерков А.Стреляного выявляются связи с другими жанрами - рассказом и повестью в рассказах. Подробно анализируется цикл очерков "В гостях у Матери", нед которым писатель работал на протяжении нескольких лет. Оригинальность творческого взгляда, нескрываемая тревога за судьбу близких писателю людей, центральный образ - матери-крестьянки определили видное место циклу в очерковой прозе о деревне.
3 главе дается анализ очерков Ю.Черниченко, который, твххв как я предыдущие очеркисты,связал свое творчество с насущными проблемами деревни.
Типологически подавляющее большинство его очерков могут классафмцироватьЬя как проблемные. В них синтезированы.ьсе существующие подвиды очерков: проблемный*, путевой, портретный и беллетристический. Этому способствует и сложность композиционного построения очерков. Почти все очерки Ю.Черниченко по объему приближается к повести, к это при том, что сюжет зачастую разворачивается движением мысли автора. Объединяющая особенность мысли автора, несмотря на подчеркнутое распадение образа штора на автора-современника в автора-персонажа, становится и жаиронообра-зующой, и эстетически объединяющей пес*. сложный, мир образов и характеров в очерках.
В диссертации удаляется внимание очерку Ю.Черниченко 70-80-х годов.. Обращается внимание на наиболее яркие его циклы: Ь хлебе, о комбайнах, о районных городах, о председателях колхозов. В главе характеризуются и отдельные очерки: "Белгород" (1971), "Русский чернозем". (1973), "Про картошку (1977), "Отпуск с Еудвитисом" (1978), "Про комбайн" (1984) и др.
,В очерке "Яровой клин", пис&толь избирает новый для себя прием, проецируя авторский взгляд на жизнь деда Тримайла, одного из тысяч безвестных освоителей целинных земель еще со времен столыпинских реформ. Судьба деда Тримайло закладывает осноеу эаи-ческой повестьоЕителыюсти очерка. Истерические и документальные .
комментарии и справки - излюбленный прием Ю.Черкиченко, подтверх-. даются реалистичноетьо образа крестьянина -целинника.
В очерке "Отпуск с Будпитисом" открывается путь к большей органичности понимания современно:'! деревни. И хотя идеал автора-современника как всегда за прогрессом, гстетикь очерка уравновешивается духовным началом в Будвитгсе, в его друзьях, в смысле истории и родины. Этим творчество Ю.Черниченко сближается с творчеством писателей - "деревешикоз7', что вполне закономерно к возможно.
При характеристике очерков Ю.Ч?рниченко анализируется их идейное содержание, своеобразие композиции, мировая специфика, уделяется снимание творческой гндиЕчдуальмссти к стилю. В работе отмечается, что если в 70-е годы худо.-шик отражал действительность, решал актуальные проблемы жизн;; деревни и порою дазад верные прогнозы развития дерзвьч, тэ с середины ЙО-х , после активного включения з политичзскуп жизнь страны Ю.Черниченко стал "от-рюаться от земли". В его творчестве намечаются повторения ранее имевших успех тем, появляются теьденциозше произведения. По, несмотря на указанную эволюции творчества, очерки Ю.Черниченко заняли свое место в исторякр-литсратурном процессе, который автор старался отразить з своей диссертации.
В за:шочении главы отмечается, что-для очеркистоз, творчество которых рассмстрзно в главе, характерно тяготение к эпкяации, которое проявляется в сиене жанровык разновидностей: от беллетрнс-т тического очерка к документальному, от путевого очерка к проблем-, ному, и как всепроникающая сиятезация внутркжакровых особе:шостей. В высокой степени обобщающим фактором становится усиление лирико-публицистического начала в очерке, разнообразие форы его воплощения.
Третья, глава посвящена характеристике жанрсво-тематического своеобразия рассказов 70-80-х годов. В ней исследуется зволоция темы деревни в малой эпической ферме - рассказе. На примере анализа рассказов В.Астафьева и В.Белова наиболее подробно прослеживаются тенденции к усилению эпического начала в рассказ?, углубляется нравственно-философское осмысление темы дереьни, где центральной становится проблема сохранен'/я гумалистаческюс ценностей перед тотальным наступлением бездуховности.
Виктор Астафьев определяется в диссертации как один из выдающихся мастеров художественного слова, который создал образцы Еысокох$дожественной прозы в различных жанрах; как в повестях, т< и в рассказах. И в этом отношении наиболее примечательным проявлением художественного дарован.чя писателя являются его автобиографические произведения "Последний поклон" и "Царь-рыба", работу над которыми Астафьев начал еще в 60-е и 70-е годы и продолжает до сих пор. Определив основные особенности и своеобразие автобиографических циклов, основное внимание автор в работе уделяет ан лизу отдельных рассказов В.Астафьева, созданных в 70-80-е годы. При этом отмечается, что для всех рассказов характерно художественное обобщение действительности, эпизация, философичность.
Этапным, по мнении большинства исследователей, с которыми мы согласны, стал рассказ "Ясным ли дней" /1968/. Судьба главног героя, Сергея Митрофановича, позволила еримо увидеть связь исторического развития и душевного мира человека.
В.Астафьев развивает и совгршенствует характерные особенное ти национального русского рассказа и в жанровом отношении. Его проиэьэдениям свойственным установка на изображения народного сознания, автобиографизм, достоверность,-исповедальность. Естест венность и доверительность интонации рассказчика, предстающего в прозе В.Астафьева не только образом автора, но чаще всего автором реальным, - привносят в повествование глубокий лиризм и страстный гражданский пафос. Вместе с тем жанровые поиски В.Астафьева обусловлены и эстетической установкой на сближение искусства с жизнью. Ка "протяжении всех лет творчества писатель обращается к очеркистике/"Паруня" "'Гам в окопах", "Вечнр живи, речка Виви"/, последовательно отряжая в них главные свои темы: деревни, войны, природы и экологии.
Рассматривая в главе рассказы, автор не изолирует их от других произведений писателя и устпнавливает типологические связи между произведениями разных жанров.
В диссертации исследуется рассказ, ранее не имевший возможности быть опубликованным, и во многом способствую:!^». новому пречтеякл "Царь-рыбы", - иКе хватает счрдца" /1988/. Писатель сумел в этом рассказе затронуть важнейший вопрос современности - оставаться ли человеку человеком или быть поглощент:« "массо "бездуховностью", "тттоР".
Разоблачение нравственной деформация,рзсчьловечязание людэй обретает гротесгао-сэттрлчес.'сие формы и в рассказах "Светопреставление" и "Слепой рибак"/19ео/."Перавернутчй"::кр отноэенгЛ человека и общества,пострэаы;чй па принципах р^коду^ного,разрушительного отко.иекяя ко всему жлзоуу.отраг-ает в рассказах сгушечиз противоречий в "предкризисные юлы" .Обращение,в русле знакомой тома о природе ,?ыбе,к (¿антастичесной символике позволяет говорить о философском рассказе у З.Астгфьеза.как о самостоятельной лсанро-вой разновидности в прозе писателя.
В рассказе "Еизнь прожить"/1ЭРЭ/,писатель возрождает "житийные" традиции русской прозы.Эти традиции свя?а:щ с вдейно-худо-зественным содержанкам рассказов чредц'есгвуших периодов /и.Шолохова "Судьба человека".Ф.Абрэмова ""ролетата лебеди",В.Белова "Такая вокна",В.Распут:гаа "Василии и Василиса"/.
Несомненной зершиней философский исканий В.Астафьеаа cvanc-дягсл рассказ и "Лвдочка","Влмба","Мной роддепный"/1087/,рассгшз
em-ий первой редакция ьазваьиэ "О хитроумном идальго" .Литературный упф.ряд символических.деталей свойственен оточу расскажу' и обогащает его по сравнению с произведеышм:: "лагерной прозы" 80-х годов. 1'ассказ "Улибна волчкцн" и рассказчгрятча "Ельчш:-бельчя1<"слптез1ф5тйт в себе' черты и эпического íi философского рас-. сксза.Новы.м,в длинном ряду аста^ьевских.нрнтч о рибах.дквотных и птицах,становится какак-то вселенская завершенность понимания бесконечной сло.кности мира.жззни.битлл.
.Таким обрагом у В.Астафьева -ристачиюе Енижнае в произведениях 70-г 1'одов к трацтлш пред-пест кующих лет, сменяется нозрос-•лим интересом к изображению совре «энного состояния общества и человека.3 рассказпх-RO-x годов г,роя сходит обобшениа опыта уходящего столот::я,а л-,очсс? и всего тысячелетия.
Вслед за В.Астафъавим в г.гаЕе англлзчру.отся рассказы талантливого прозаика В.ЕелоьаЛ,несмотря на то,что о Белове и его творчестве нашгеан ряд исаледокан^.'} Д>.Селезнев, А.Хвзтсв,В.Ко-яинов /его рассказы кьстолько многогранны и глубока,так органично сгязанк с совремеялостмс.что гногле проблег.л, поставленные в них еще требуют своею ос:.ислея:тя'.
В главе дается общая характеристика посс.-ачив в.Белова.ралксы-гается их гдоео'.кчность ,?сряог»ь правде к вррувка .хуяогаствеН'Ю« •сиоплбоа'!Лй.
Вез это позволяет выявить ТЕорческух йндивидуалькость писателя.® диссертация отмечается,что наряду о эдизацией и философичностью в рассказах Белова бесспорно присутствует и лирическое начало.Автор отмечает,что лирическое начало ото не только "воспевание,но это я публицистичность стиля .это возуожность выхода к обобщениям чэрез цзгорский голос ,это п множество лирических от-ступленЕй.Улсе рассказы <îO-x годов отражали не только лирико-пси-хологичеекпо перахдванля героев и автора,но и дскрцвшш исторд-ко-фалософскао пласты видения ккзш,реалистическую и горькую оз правду.
Кроме рлсскгэов, '.лтерыз мы условно гсласск&щцруем в диссер-тэцик как "военные" пли "воовно-исторические" - "Весна" /1933/, "Под извоз" /1963/, "Па Росстанном холме" /1966/, Тезки" /1965/, воти же годы В.Белон обращается к нравственной и нравственно-сатирической тематике "Вовха-сатюк"/1963/, "Кота" /1964/, "Под из-всэ", "Бескультурье" /1968/, которая пронизыг-ает всю прозу писателя в целом. Ваткой огневой поэтики и лиризма рассказов В.Белова становится обращение к женской, ссмейной л детской тематшее. Объединенные внутренней циклизацией, такие рассказы В.Белова в диссертации ввдел:готся в самостоятельный ряд.
Все яснее в 70-е годы вцрасовыаш&тся главные темы писателя - личнэсть и история, современность и народная культура. Василий Белов продолжает поиск .новых нанровых форм. Он пишет пьесы, . книгу очерков о народной астетике "Лад", романы "Кануны", "Все вперед*", ряд повестей, Яено тяготеет к циклизации маленькие рассказы начала 70-х годов: ,:На вокзале", "Жалоба", "Маникюр" /1970/, , "Колыбельная", "Просветление /1971/, •'Свадьба" /1973/. В них поле-чячтся новые герои: выходцы.из деревни, еще не утраишлио родство с предыдущими поколениями. Някболее -подробно образы этих "новых горожан" исоледуптся диссертантов при анализе цикла "Воспитание по доктору Споку4, в рассказе "Новсстрой" /"Упрямец"/. Оти рзсскьзы, стремясь s большему охвату действительности, сиатз-эируют в себе документальность ц публицистичность, характеры герой* символизируют состояние общества м человека а стране.
В русло главных открытий В.Белова лояэлание рассказов "Кеч" /1976/ н "Деревенское утрог /1Ш8Д Сопоставление двух временных пластав в рассказах со екзоонмм емготом и героями, позволяет создать развпрнутоь историческое повгеч'чоаанио. Проплое а современность так неузнаваеус несхожи, что ссодннать их может только присутствие артора.
Большие, равные погости рассказы 8С-х годов "Сяакаг* казак" и "Такая война" органично включаются в контекст общественно-литературной жизни 'перестроочнкх лет", обновляя взгляд читателя на историю. Историческая эпика рассказа "Скакал казак" открывает питателю мир деревни военной поры. Б сравнении с военными рпсекапс-ми 60-х годов становится реалистичнее позиция писателя. Наряду с изображением тяжелейшего состояния деревни, подорванного войной с немцами, В.Белов раскрывает "зойг.у" между колхозниками и "сессй" властью я образе председателя се:а:;сполко!/а Бессонова. Образ Бес-соноза становятся открытием з рассказах В.Велоза. Опираясь на традиции русской литературной миологии писатель выявляет "бессо-новщину" как бесовщину, углубляя конфликт от столкновения властей и "саботажников:' до противостояния народного, идеала идеям диктата и коза}).чы.
Значительным явлением стал рассказ "Такая война" /196ГЗ/, в котором В.Белоз, пройдя некоторый спиралеобразный витокь продолжает военную тему, обращаясь к нелегкой доле генщины. Судьба Дарьи Румянцевой, хотя se многом и схожа с судьбой Ивана Т.тнофеа-вича из раннего рассказа "Весна", однако не является его женским вариантом. Погруженный в эпическую ткань рассказа, образ Дарьи достигает символического' звучания, обретает философский смысл.
Анализ жанрово-тематачоского развития прозы В.И.Белова позволил наа сделать ряд выводов, способствующих выявлению гстети-чсского идеала писателя, уто'-точка идейно-художественного пафоса , его рассказов к их места d историко-литературном'процесса. -Я эаюкяошге глаза отмечается,что ргсстег в 'O-fiO-o годы ' занял в иегерико-лотяратурлом процессе одно из ледушх меетЛдк scex рассказов ,0с?да;:ш;х vacrepau:! художественного слова &ткх [шеятллеткй. xapsjcrepvo углубленное воегтроизвадои^е де í- с г d лт чл ьн о ста i особенной внимание к к трагедии сочр«;'ен:;ой деревни.Эволо-
акю рассказа,процесс ос\исл;:ва;|.:л то-лг совращенной дорегн'« автор циссертаиин старался отрмкть как характерасглку orf'j\6f¡ тенденции рассказов "С-РО-х гс^ов.так г: ча птш\т.ре творчества В./Чсгг^ьовг ¡I В.Га^оЕе .в котором огэазилзсь но только ооыяя закономерность рзз-ргп-пя рассказг,но я?к:л- хвдлзвддодздосп клал* елей,1.оз«олй1с.<у:
ПОДНЯТЬ р:,С?!:."Т НР нсвуч РНС'.Ту. '
Б заключении подводятся итоги исследования. Высказывается мысль о том, ч!о очерк и рассказ, развивая теку деревни, расширял? и углубдягт ее осмысление и понимание до кравственно-фило-еофсккх обобщений в русле эволюции малых жанров прозы в историко-литературном процессе 70-80-х годов.
Основные положения диссертации отражен/д в следующих публикациях:
1. Методические рекомендации пропагандистам... по использованию современной советской художественной литературы. - Винница, 1967. 42 с.
2. Современный очерк 70-80-х годав/К проблеме идейно-художественного содержания к жакровоП специфики/. Ы., 1990. - 28 с. Деп.в МНЙОН АН СССР Р 42968 от 4.10.1950.
3. Проблема автора и героя в очерках И.Васильева и Е.Чорни-ченко, 80-х годов/Тезисы докладов всесоюзной иеивуЕовскоК научной конференций - Ставрополь, 1Э90. с.91-92.
4. Современный русский авангарднетккй рассказ и эстетика "нового романа" /Тезисы докладов всесоюзной научной конференции^ Херсон, 1990. с.142-143.
Л' ■ ■ ... .
V