автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Азербайджанская миниатюрная живопись XIV-XVII веков как источник по истории костюма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Азербайджанская миниатюрная живопись XIV-XVII веков как источник по истории костюма"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОГО ИСКУССТВА им. Г. Н. ЧУБИНАШВИЛИ
На правах рукописи
САДЫХОВА СЕВИЛЬ ЮСИФ кызы
азербайджанская миниатюрная живопись х1у~хун веков как источник по истории
костюма
Специальность 07.00.12 — История искусства
АВТОРЕФЕРАТ
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Баку— 1900
Работа выполнена в Институте архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР.
Научный руководитель:
член-корреспондент АН ЛзССР, доктор искусствоведения
Р. С. ЭФЕНДИЕВ.
Научный консультант:
член-корреспондент АН АзССР, доктор искусствоведения, профессор
К. Д. КЕРИМОВ.
Официальные оппоненты;
доктор искусствоведения, профессор Л. А. ШЕРВАШИДЗЕ,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник
Дж. Ю. ГАСАН-ЗАДЕ.
Ведущая организация —""Азербайджанский государственный институт искусств им. М. А. Алиева. ^
Защита состоится 1990 г. в ^, . час.
на заседании специализированного совета Д.007.17.01 но защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории грузинского искусства им. Г. Н. Чубинашвили АН Республики Грузия по адресу: 380005, Тбилиси, пл. Ираклия II, д. I.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института грузинского искусства им. Г. Н. Чубинашвили.
Автореферат разослан
«23, ¿к я
1990 г.
кандидат архитектуры ^ Т. Г. ГЕРСАМИЯ
Ученый сскрст."рь £ ^
специализированного совета, / У
-3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ .
Актуальность теш. Изучение материальной культуры средне-, векового Азербайджана в свете развития современной искусствоведческой науки входит б число актуальных проблем.азербайджанского искусствоведения. Введение в научный обиход тех или иных всесторонне исследованных памягпиков культура дает ценнейший материал, на основе которого мохно создать наиболее подлинную картину развития как интеллектуального уровня общества, так у широкий контекст социальных связей и отношений ке только в Средневековом Азербайджане, но и на всем Ближнем Востоке. Немаловажную роль в этой связи играет и знание такое неотъемлемой части материальной куль^ 'ш, как одежда, развитие которой происходит в тесной зависимости от развития производства'и культуры общества.
Различные компоненты одекдц 'и дополняющие ее атрибуты, худо-: жественно согласованные мекду собой, в целом стиль костюма зпохк нашли свое отражение в памятниках изобразительного искусства, особенно в миниатюрной живописи, которая является ценным наглядным источником для исследования ккоггх проблем художественной культуры народа, в том числе его костюма, отдельных проблем и частных вопросов его развития.
■Накопившийся большой материал и назревшие задачи углубленного изучения истории азербайджанской материальной культуры выдвинули в качестве актуальной и важной проблему изучения истории развития средневекового костюма Азербайджана в период с ' Х1У по ХУЛ. вв. .
Цель работы. Комплексное рассмотрекиэ конкретных данных об эволюции костюма з Азербайджане-в конце НУ - начале. ХУП веков, которые могут быть извлечены из памятников изобразительного искусства, изучение закономерностей формирования основных типов'
форы и деталей азербайджанской национальной одездк, определение художественного своеобразия 'азербайджанского .чо стихла в его связи с мк^овозрением и идеалами народа.
Задачи исследования.
- Определить роль миниатюры как самого достоверного источника по изучению азербайджанского костюма исследуемого периода;
- изучить мужские и женские одежды, изображенные в азербайджанских миниатюрах ХГУ-нач.ХУП вв".;
- определить хронологические этапы изменения костюма на протяжении исследуемого отрезка времени, выявить закономерности формирования отдельных элементов коствш, связанные с взаимовлиянием культур других народов, в различное время связанных с азербайджанцами;;
- классифицировать одежды, представленные в миниатюрах^ по различным социальным я возрастным группам;
- внлонвть, что представляет ообой ойрядовая одееда, каковы. ее функции как одного из компонентов обрядов и обычаев > населения ¿мр<ЗаШ1дана 9 данный отрезок времени;
- ароодедить художественные и стилистические особенности азербайджанской одежды, ■ произвести. сопоставление костюма представителей определенна* сословий азербайджанского общества с аналогичными коств&ама юродов других средне- и ближневосточных центров. ' .
Методы исследования. Исследование, опирающееся на сравнительно исторический метод, посвящено анализу, коегемов с точки зрения осоОенвдстеа обдественно-зконошческой жнзни средневекового общества, даодий возиохность проследить его расцвет идр упадом в исгыагризавм:^ еераод* изучить эстетический представ-декад ч куяьтурнве традяшш средаев&яового Азербайдмна. Ъ ходе исследования бчли привлечены уем."арныь источники, данные пго-
язвелеячй азербайджанской литературы ХШ-ХУП вв.., этнографический ¿1 археологический материал, а тагсха ряд среднеазиатских, турецких и иранских кинкатюр для сравнительного анализа. Боль-nyij локоть автору оказала достижения советского искусствоведения» истории, этпс.'ряфип, отраженные з трудах учатгс кашей отра-ш Б.З.Вйймарна, Г.А.Пугачекковой, Н.Н.Соболева,' К.Д.Керкмоэа, Р.С.Бфендиева, О.А.Эгендтева, З.'М.РахпиовоЦ, С.Л.Сухаревой а др.
Научная новизна. В диссертации впервые предпринята попытка ' обстоятельного анализа всех видов одежды, где при подходе к разрабатываемой теме автор обратился к материалам вообразительного искусства - миниаиз^ам.. Миниятюрц, включенные в ту яла иную рукопись явились ценным' материалам для раскрытия различная типоэ одездк, содержащим следанил о локачьяых особенностях .Костюков, ; их покрое и некоторых деталях. Богато оформление« оригинальнее
миниатюры рукописей представляют ■ясклггательнзЯ интерес _ для • t»
изучения истории костяка азербайджанского парода в интересующее
нао время. 3 то ае время эти пеннейамо шаайншш до сеи времени остаток недостаточно исследованншш в сззте утилитарной, эстетической и социальной функций _разлачных видов одевдн средневекового Азербайджана.
Практическая ценность. Возможность использовать глннкатюр-н>а живопись Азербайджану в качестве наглядного татеркала и • первоисточника имзет актуальное значение з свдзл с тем, что ю' жет предоставить вахиий фактический штеррал для' этнографов и искусствоведов, изучающих историю развития различных сипов и ас-, центов художественной культуры, в том чяол? я костяка., ,
Каучно-пракгичеоме результаты иаследотаная могут быть использовэнн в качестве материала до истории азербайджанской г/яниатюрн, я частности для определения школы п датировки ано-
нимних ее произведешь, для изучения материальной культуры средневекового Азербайджана. Кроме того, полученные в результате исследования вывода могут иметь практическое применение, так как дают о сильный ыагеркал для шдельеров и костюмеров, художников кино, театра и киихных иллюстраторов, способствуя созданию е художест-вешшх произведениях достоверных образов исторического прошлого. Изучение -костюмов в миниатюрах дополнит также сведения о самой миниатюрной живописи, о тех художественных процессах, которые происходили в ной под влияние^ культурных контактов с соседними регионами. _ .
Апробация и публикация. Диссертация обсуждалась на заседании отдела изобразительного искусства'Института' архитектуры и искусства АН Аверб.ССР. Основные результаты работы.докладывались на всесоюзной конференции "Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока" (Баку, 1989), ва республиканской научной конференции "Проблемы развития архитектуры и искусства Азербайдкаца (Баку, 1983). .
Основные полоаеиил диссертации напш! отражение в ряде публикаций общи« объемом 3,5 п.л., список которых приводится в конце автореферата.
Структура и объем работы. Соответственно задачам работы и особенностям исследуемой проблемы определена структура диссертации, которая состоит ва введения, четырех глав и заключения, списка используемой литературы, словаря восточных терминов одежды, военного костюма и вооружения, аксессуаров, а также альбома и списка иллюстраций.
ОСНОВНОЕ СОДКРЙШИЕ РАБОТЫ
Глава первая - "Краткая характеристика развития художественной культуры и миниатюрной живописи ПУ-ХУП вв., как наиболее достоверного источника по мзучению азерба!}уанского костима".
В Х1У-ХУП вв., в связи с развитием социально-экономической и общественно-политической жизни, в культурной среде Азербайджана отмечается всестороннее оживление. Объединение северных и нык областей Азербайджана в рамках централизованного Сефевидско-го государства, способствовавшее росту экономики, торговли и ремесел, создало благоприятные условия для расцвета культуры и искусства. Столица сефевидского государства Тебриз - крупнейший торгово-ремеслекный пентр в Передней Азии - становится средоточием лучших творческих сил всего Среднего Востока. Много способствовало этому и то обстоятельство, что во главе сефевидской держапы в пер.юд ее наибольшего могущества, в ХУ1 веке, стояли такие ,-бразованные-правители, как Исшил I и его сын Тахмасиб 1, которые покровительствовали деятелям науки и искусства. В Тебри-зе были высоко развита поэзия и Музыка, архитектура и различные виды декоративного искусства, особенно ковроделие и художественные' ткани.
Все эти виды средневекового искусства развивались в условиях взаимосвязи и взаимовлияния. И если синтезирующим видом монументальных. Зорм искусства была архитектура, где широко применялись) различные-.виды декоративного искусства /художественная ¡.-.керамика,: .резьбр,- маР.олкка/,' то в камерном искусстве эту роль
,.выполняло книжное; искусство, преадо всего мчниатдрнак живопись.
%
Несмотря на то, что человек а окружающая его жизнь в мийи-с,рг:юрах,'.изображается условно, что огсутствуе? пространство, .пер-.^пе^ила,, тональность, светотеневая моделировка формы, масштабность -и другие компоненты реалистического искусства, диктуемых кде^но-;эсте1 ич^скими норг.лпи средневекового восточного общества, они, как г.рччило. отличатся большой художественной выразительностью, -¡[»зненннм содержанием.
В главе рассмотрены основные. этапы развития азербайджанской миниатюры ПУ - начала ХУЛ вв., гволюции стиля миниатюр, сменявшегося ке только по времени, ко и благодаря индивидуальным почеркам и запросам художников о разными художественными интересами,
Миниатюрная живопись Азербайджана, развивающаяся в основном в Тебризе (в ХУ1в. и в Казвине), дает возможность правильно подойти к понимании, объективной оценке как исторических, художественных контактов региона, так и местного своеобразия. Представляя огромный интерес в историко.-иознавагельном отношении, азербайджанская миниатюра иллюстрирует исторические эпизоды и традиционные сюжеты классической литературы, фактически отражая т.у эпоху, в которой кил и творил сам-художник.
Богатый матерная, заключенный в книжных иллюстрациях знаменитых азербайджанских художняков-мшиатаристов, характерноГ.чер-той которых является ее срйзь с казнью, расширение содержания и тематики, где наряду с традиционными литературными слжетами и эпизодам дворцовой казна {царская охота, меджлисы, пиршества и т.д.), больше место закивают геш современности - бытовые сцены, повествующие о кизки простых ддаей, трудовые процессы, будни кочевников, изображения крестьян, дервивай, йредстагллет собой тот достоверный источник, откуда иохно получить представление о модах, {ормах 1? покрое костюмов, головных уборах и аксессуарах различных слоев азербайджанского общества в указанное бремя.
Изображения в миниатцрах:архитектурная среда, музыкальные инструменты, костшы, 'мнагочйеиенщхе детали и атрибуты, как правило, передает реальный облик предметов я обстаноркк современной художнику эпохи.В этом заключается-Ценность ыинкатир как первично го 'материала .ря изучения' .яаздачных аспектов и вопросов жизни и бита , в частносте, -костюма азербайуанского народа. По сути, это единственная-памятник,, цозводашщик нам исследовать не дошедшую до нас одежду к дополняющий отдельные изображения костизмов
средневекового Азербайджана, данные в том небольшом количестве сохранившихся тканей, ковров, изделий из металла и т.й.
Для истории азербайджанского костима изучаемого периода определенный интерес представляю? источники - мемуары, истори-чесаке хроники, «оторые даот некоторые сведения об азербайджанской одежде Х17-ХУП вв. Не менее пенник", являются и некоторые сведения, пракдокне в шскаяывакйях пугешесгвекнакоз, побывавших в Азербайджане л этот период, которые, однако, при относи- -телъно подробном описании костюмов, ограничиваются приблизитель-^ ньй передачей названий отдельных деталей одехдн. С.этой точки . зрения является целесообразным изучение классического лятератур-' ного наследия, досцвБаэдзго красоту £срм и элементов одедды, украшений, головных уборов и т.д.,
С другой стороны, исследование одеядц данного времени по материалам миниатюр имеет важное значение, еще и потому, что значительно дополняет в раслир.чет сфдйяв сообщения письменных источников Х17-Ш зв. ■
Глава втосая - "МукокоЯ коегш на ияниаякрах ХИ-шГвв.я Вначале дается краткая неторичеенш* хораэтеристм» периода, пригодятся исходные пути |ормиро2ЕНйя агербаЗдкалскиго костюма исследуемого-времени, описывается осношшо тупы »¿упспоЗ одежды, имеющей распространенна в Н7-ХЛ1 23. Глава состой* аз нескольких разделов. ' Костюм аристократия я пошшояпой среды1" 3. раздело рассматривается комплект одзада, Лагующвй среди представителей знешего общества ср8дцевекоЕ01ч> Азербайджана. Анализ дошедших до наа проачввдепай позволяет определить хронологические этапы развития аристократического костюма, в первув очередь костюма иаха - главного дойствующего лйца э йаниатвро.
- 10 -
Традиционным головным убором средневековых коронованных особ являлся т а д ж т корона, представляющая собой полусферической формы шапку с зубчатой диадемой, охватывающей ее по венцу. Она имела зубчатую форму и надевалась на полусферический колпак. Этот головной убор на протяжении, изучаемого времени претерпевает определенные изменения, преобразуясь к ХУ в. в удлиненные колпаки с • приподнятыми и опущенными полями, затем в меховые остроконечные шапки и небольшую округлую с выпущенным наружу концом чалмэй на кулахе.
Подобные изменения касаются и верхней одежды придворных, чьи широкобортные, запахивающиеся на груди слева направо халаты приобретают к середине Х1У в. небольшие отложные воротники и пуговицы. Длина этих платьев, касающихся в НУ в. пят, к началу ХУ столетия становится короче и доходит до середины икр. В комплекте одежды, относящейся к ХУ в., появляется еще один верхний халат, носимый уже нараспашку. Изменяется и покрой рукавов.
К концу ХУ столетия, когда на престол вступают Сефевиды, в костюмах аристократии наблюдается тенденция к увеличению роскоши в одеадах. Широкое распространение получает набрасываемый на плечи богато расшитый на плечах и груда ф а р а д х с длинным, свободно висящими рукавами. Важной отличительной деталью азербайджанского мужского костюма этого периода является наличие у этих, парчевых халатов широких горизонтальных петлиц на груди, по бортам и предплечьям. Если на нижнем платье с ьертиккальным разрезом на груди дБе стороны мантии соединяются воздушными петлями, накинутыми на ряд золотых пуговиц, то на верхнем петли носят чисто декоративный характер. Такого рода халат являлся знаком привилегированного положения и достоинства, был символом, выделяющим данную личность из окружающего мира и замыкающим ее „в кизни созерцательной. Этот халат гчкрнвал фигуру, срастался с ней, и че-
ловеческое тело под ним буквально исчезало. Фарадж шился из «ест кой парчи, на которую нашивались металлические пластины, и кроме того, она украшалась многочисленной вышивкой, что делало ей еще более жесткой. Посредством убранства одежды выражались титул Еладельпа, его права к обязанности. .
Наиболее существенную особенность сефевйдского костюма составляют изменения головного убора. Это прежде всего относится к форме кулаха, приобретающего особую "бутылеобр'азную" Форму, на который наматывался тюрбан. Этот кулах, напоминающий среднеазиатский шлем и имеющий 12 вертикальных выемок в честь 12 шик.ских имамов (каждая выемка у основания равна примерно 5 см), шилш. из плотногб сукна красного цвета. Посреди куполообразной верхушки размещался длинный, собранный как меха гармошки и создающий впечатление гофрированного, ствол, который в разрезе представлял собой 12-конечную зьезцу. В ствол вставлялась деревянная ось либо металлическая- спица, придающая форму небольшого столбика. Чалмой для кулаха служил сотканный из льняной или хлопчатобумажной ткани шириною в пядь полосатый .как шарф дюльбенд (европейцы переиначили его в тюрбан).
Говоря об украшениях сефевидских шдхских головных уборов в перзую очередь надо отметить воткнутые в дастары молодых аристократов и эмиров д х и г г а (букв.гребешок), украшенные крупными изумрудом и рубинами. К оборотной стороне джигга продевались пучки жестких конских волос, перевязанные"золотой нитью,, которые украшали джигга видных военачальников, кызылСашских эмиров выс-' ших чинов, везирог и основных распорядителей дворца эпшкагаси-баши и кярщикарбашк. Принятые в основном как знак военного отличия эти пучки, именуемые со р г у д ж, крепились в начале к кончику военного таскулаха, а позже - к дастарам высокопоставленных особ яахпкого двора и были двух типов - "дюз соргудж" (пряш;!) ;; "гуп..;ргл соргудх" (взнвкэобраяннР).
- 12 -
Наравне с соргуджами использовались плюмажи из белых и черных ьерьев птипы ваг (выпь), а таю.;е страусинных перьев. Связанные в различных вариантах и в несколько рядов огро1Ние букеты перьев - гюлабе в основном были характерны для дастара повелителя и. его близких родственников. Оба украшения надевались на тюклюк дакгга. Таким образом, кошение-кызылбашского тадка с воткнутыми гюлабе или соргуджем (либо обоих одновременно) указывало на то, что владелец го.-явного убора является очень влиятельным аристократом или кызылбашским эмиром.
Конец ХУ1 - первая половина ХУП в. .характеризуется появлением экстрапагантной пышной чалмы, носимой при дворе шаха Аббаса. Такого рода широкая чалка была с перевязью из другой, чаще золотой ткани, завязывающейся на затылке в узел с выпущенным веерообразным концом. Эта роскошная чалма была широко распространена в .Исфахане, куда в конце ХУ1 в. (в 1598г.) была перенесена столица средневекового Азербайджана. Аналогичная перевязь встречается в миниатюрах Бухары (7Г-е годы ХУ1 в.) и Шираза (80-е годы ХУ1 в.)
В ХУЛ столетии стиль придворной одежды несколько упрощается. На смену роскошным фарадаам с золоченными петлицами и висячими рукавами приходят облегающие платья с узкими длинными либо короткими лсяокоть рукавами с небольшим отложным воротником. Платье имело продольный разрез и застегивалось на ряд мелких пуговиц. Одним из видов застежки служили тесемки, завязанные в виде бантиков вдоль всей груди до талии. Сохраняется также косой запахнутый ворот'.
В ХУЛ в. выходят из употребления тонкие кожаные ремни -г а Е ы ш и золоть"1 либо серебряные по«са - к я м я р, которые, украшались в ХУ1 в. крупной пряжкой в виде шестилепестковой розетки, количество которых могло составлять 2 к 3. Такие пояса заменили матерчатые кушаки,которые завязывались спереди узлом, а концы
затыкались за пояс слева за спиной.
К числу придворного окружения относился эшикагасибаши - лило, соответствующее современному понятию "главный комендант двора", чья;, обычно тучная, фигура украшает сцены пиршества и народных приемов. В костюме эшикагасибаши, изображенного на миниатюрах, отсутствует дорогой фарада, а полы длинного габа с короткими рукавами подвернута за украшенный дорогой розеткой пойс --текбенд, снабженный длинной саблей. ( Следующие по чину сефевидской службы персонажи эшккагаси ' (комендант), начальник стражи и сокольничий, в отличие от высшего начальства, одевались в облегающее с короткими рукавами верхнее платье, перетянутое узким поясом с большой пряякой, полы которого так>.;е заткнуты за пояс.
В разделе характеризуется эволюция костюма главного коменданта, а также костюма представителей придворного окружения, к. числу которых относятся придворные поэты, музыканты, придворные охотники.
Оригинален костюм шатяра-скодохода, сопровождающего вельможу при выездах и расчищающего ему путь. Костюм такого проводника, идущего впереди кавалькады, отличается своей оригинальностью и легко узнается среди большого числа персонажей миниатюр. В разделе выделяются специфические детали костюма шатира-скорохода, отличающего их от аналогичного костюма Мавераннахра.
Костюм духовенства При всей идентичности типов платьев и их покрое, одежда духовенства все же отличалась от светской и в провую очередь это касалось тканей, из которых шились костюмы. Судя по миниатюрам,-изображающим имамов, муэдзинов, ткани их костюмов были в основном однотонными, лишенными какого-либо рисунка. Отличительной особенностью костюма духовенства являлось наличие особого наплечного шарфа - тайласана шитого, по всей вероятности, из одной I
с кушаком ткани, наброшенного аэ шею, два отвислых конца кото* ч ,
poro свободно падали на грудь.Кроме того, представители духовенства при'намотке чалмы оставляли конец свободно висящим у левого плеча и лишь при молитве закрепляли у правого виска, проведя его под подбородком. Этот висячий конец, называемый тахтулханак, часто украшался вышивкой и заканчивался бахромой.
Рукава платьев духовенства зачастую были настолько длинны, что покрывали кисть руки как знаг. того, что носитель его, посвятивший кизиь религии, не зан-, лается никакой мирской работой .
В письменных источниках изучаемого периода часто приходится сталкиваться с названием различных элементов костюма духовенства, среди которых выделялся з е р г - синяя двусторонняя одежда, ко-с;ыая суфилмк. Эта одевда из грубой шерсти (шерстяное рубище) являлось отличительным признаком мусульманских адкетов-кистикоз. Надеть шерстяное рубище - означало ст&ть суфием.
3 средневековом Азербайджане существовали также странствующие монахи - дервиши, которые были своего рода бродячими аскетами, отшельниками, живущими на асдаяниях. Письменные источники упоминают о шерстяной ткани, которую дерзаши набрасывали на плечи - р и д а, а также о верхней длиннополой одежде - х и р г а, которую дервиши носили всю жизнь. На голову дервиши помимо чалмы надевали Taiue высокие треугольные войлочные кулахи, украшенные вышивкой, где встречалось шля Али (четвертый хелиф). Костюм различных представителей народа
В разделе рассматриваются произведения крупных тебризских мастеров живописи, кисти которых принадлежит ряд миниатюр на жанровую тему, где ярко отражается жизнь а быт, трудовая деятельность городского и сельского населения изучаемой эпохи. Приводится разбор костюмов представителей низших сюев средневекового
общества. Анализ одежды представителей городской бедноты, к числу которых относятся садовник, ремесленник-строитель, водонос, амбал-гороцской носильщик, а такхе сельских труженкиков -- крестьянин-пахарь, пастух, дровосек, рыбак позволяет выделить ряд особых признаков народного костша, заклк'чаидихся в простоте тканей, лишенных каких-либо укравжняй и вышивок, разнообразных головных уборов, таких как д ю р г е у ремесленника, тарбуш-у рыбаков, шяля саках (мотал панах) у I чабана и пр.
! Траурная одежда
Миниатюры свидетельствуют, чтс в гардеробе мужчин средневекового Азербайджана не было определенной одежда, предназначенной сугубо для траурных церемоний. Отчаяние и горе выражалось в таких элементах, как разодранные на груди полы верхней одежды,■ отличающейся темной, чаще синей расцветкой, обнаженные головы. Верхний халат часто надевался прямо за голое тело, в т~ время как траурный костюм среднеазиатских кунчин в этот период не подпоясывался.
Глава третья - "Военные костюм в вооружение Ъ миниатюрах Х1У-ХУП вв" посвящена анализу военного обуундирования и вооружения, отображаемого, в средневековых киниатюрах Азербайджана.
В письменных источниках средневековья имеются ценные сведения по истории военных действий, ю характеристика ьоенного костюма в них отсутствует. Авторы ограничиваются в-основном названием или перечнем вооружения. Киниатюрн же позволяют представить их внешний вид. Изображения батальных сцен и поединков' были излюбленной темой азербайджанских киниатюристов. которые старались отразить военный костюм и вооружение, изображая их такими, каким/ их знал художник на основе собственного опыта.
что может дополнить съедения о внешнем виде и вооружении азербайджанского воина.
Ка: свидетельствуют миниатюры, специально воинской Аормы в средневековом Азербайджане не было. Воины носили обыкновенную повседневную мужскую одежду, с той лишь разницей, что военный костюм дополнялся оборонительными доспехами и вооружением, вид и декор которых "тражал классовую принадлежность их носителя и соответствовал его экономическому и социальному положению.
Эволюция военного костюма проходила по линии все-большего облегчения обмундирования, замены тяжелых громоздких доспехов -лат, носимых в Х1У-пзрьой половине ХУ в., относительно легкой кольчугой, которая отличалась от брони отсутствием кожи или материи; она состояла из железных колец, образующих род длинной рубахи. Наряду с кольчугами оставались в употреблении таюче чешуйчатые панцири и полная броня из цельных лат или пластин, покрытых изящным орнаментом.
В главе дано подробное описание защитного головного убора средневекового воина, представленного в начале Х1У в. овальным шлемом с невысоким шишаком и загнутыми кверху полями. Трансформация его шла по линии вытягивания шлема, который уже во П половине Х1У столетия имеет форму конуса с вытянутой макушкой и торчащей из нее кисточкой. Исчезли отсснутые поля шлема и к его.. венцу прикреплялась кольчужная сетка, защищающая затылок и шею воина. В ХУ-ХУ1 вв. шлем снабжался передвижной вертикальной пластинкой для защиты носа, обвешивался вокруг плетением из цепочек, или вместо этого оканчивался неподвижным затыльником, а с боков - отквдывающимися'^ащечниками; шлемы богато украшались серебряным или золотым накладным орнаментом. Защитный головной убор принял форму шишака'^- железного вытянутого вверх шлема с
металлическими наушниками или ниспадающей на плечи бармицей. Часто шлемы украшались плюмажем или маленьким флажком - п е р ч е м, вставленным в остроконечный шишак, который позволял отличать свои ЕоГюка от еойск противника. Аналогичные флажки встречапись в военном костюме среднеазиатского, турецкого и иранского воина.
В ХУ1 в.наряду с кольчугой - д ж а б а получают распространение полные смешанные доспехи - д х о вшан, состоящие из кольчужной рубахи и штанов. Кольчужная рубаха с короткими рукавами, надеваемая прямо поверх габа, плотно облегала тело. Кольчужные штаны заправляли в короткие•кожане сапоги и для прочности дополнялись круглыми наколенниками. Нередко поверх кольчужной рубахи надевали верхнее платье, которое подпоясывали кожаными ремнями, украшенными несколькими крупными пряжками в виде шести-лепестковой розетки. Доспехи иногда были комбинированными: поверх кольчуги надевали панцирь из железных пластинок, нашиваемых на мягкую основу.
В главе выявлены внутрисословные отличия в одежде военных, различие в костюмах, кавалерии и пехотинцев, описаны обороните ль- ■ ные доспехи лошади - главной передвижной силы конницы. Предпринимаются попытки классифицировать виды наступательного и оборонительного оружия, распространенного в Азербайджане, приводятся азербайджанские названия как самого оружия з целом, так и отдельных ее деталей, уточненных из письменных источников.
Глава четвертая - "ленский костюм на миниатюрах Х1У-ХУП вв"
В вводной части после обобщения описания социально-политического и экономическою развития в Азербайджане, обусловившего в свою очередь ускоренное развитие производства тканей, видов и художественных особенностей тканных изделий, дается характеристика
основных элементов женскаго костюма изучаемого периода. Глава . также состоит из нескольких разделов.
Аристократическая одежда Здесь объектом исследования явился костюм придворных дам, восточных паревен, даю шдробное описание женской одежды, головных уборов, а также прлчесок и различных украшений знатных представительниц среднзвехового Азербайджана.
Как явствует мкниап^ш, азербайджанская женская одежда изучаемого периода состоя» из нательной и верхней плечевой одежды и по покрою напоминала куакжую. Различия составляли ткань, из которой шился тот или вяэХ вид одежды, украшения и отдельные декоративные детали одежда, нвдталенные в наличии манжет, различных кисточек, золоченных пуговиц, придающих особую красоту костюму представительниц прекрасного пола. . »■
Эволюция женено! D№W Х1У-ХУП вв. проходила параллельно с цухскэй в с теми же иэивягашями в длине одеады, наличии или отсутствии воротничков, амвлеши и выходе из моды роскошных фарад-же! с висячими рукаванв ■ т.д.
Эволщии подвергьжась ж головные уборы, рассматриваемые нами в данном разделе. Оовбш вз царского дома украшали свои головки гадхем(ефса р). представлявшим собой небольшую зубчатую дкддеад, вадеваемув ва ютдпак полусферической формы с вытянутой иагуской, часто покрытую тонко прокова ~шми золотыми пластинами. Позднее, к началу XTQ ш. яяд* несколько видоизменился. Головной jSop представлял собой дащдему со стрельчатым заострением.над cpsjjHt* частью J60a. Зддайние стрельчатые заострения полумесяцем згусжажись на уши ч кя давадежа прикреплялась к невчсской охруг-лэ1сашчке. укттшеыкй жнк»е ¡небольшим перышком. Стог тг.п головного $йора был поцулщтЕШ я. ЗО-t гс-дк ХУЛ в. о чем свидетельст-
- 1Э -
ву.от миниатюры рукописи "Хамсе" 1636 г. (Баку. Институт Рукописей ЛН Азерб.ССР).
В разделе представлено подробное описание и анализ украше-ни^ в костюме, где особенно четко проявляются национальные вкусы и традиции народа. В этом не разделе рассматриваются прически, которые, не отличаясь большим разнообразием из-за постоянного ношения го.чоеных уборов, все же в различные эпохи выделялись манерой укчадки волос, сменяющих гладкие бандо волос у висков (ПУХУ вв.) на небольшие Локоны (ХУ1 в.), украшенные нитями жемчуга.
Костюм служанок и музыкантш , Как видно из миниатюр, служанки и музыкантши оыли одеты в два платья, покро, которых соответствовал моде определенного периода. Характерна одна деталь в костюме танцовщиц, которая до сих пор не встречается у жеьщин других сословий. Речь идет о длинной полоске материи, довольно узкой, которая в одном случае прикреплялась одним концом к поясу, обогнул' плечо, вторым концом крепилась, по-видимому, к головному убору, а п другом случае, бу- • дучи прикрепленной на затылке к шапочке, свободным концом перекидывалась через плечо и свободно свисала вдоль спины.
Аналогичные костюмы можно наблюдать и у кенщин-лриолужнип, верхнее платье которых было как о длинными, так а с короткими рукавами, едва касающимися локтей. Длина одежды служанок была несколько короче и доходила, до середины икр, причем полы верхнего платья, представленного в взде распашного халата о глубоким мысо-образным вырезом, заткнуты за пояс. Головной убор служанок представлял собой две небольшие треугольные косынки поверх арахчына, причем, как правило, пестрые, в то время как косынки нузыкантш -исключительно белые. Из «¿шатвр. явствует, что как музыкантши, так и служанки не носили накидываемых ка плачи роскошных халатов -
. - 20 -
• фарадяей, которые были дорогой одеждой, доступной лишь элитным дамам.
. . Костюм женщин простого сословия
В разделе рассматривается отдельные элементы нательной, поясной и верхней одежды женщин низших классов. Из головных уборов были широко распространены о р п я к - шелковые платки и к е л а.г с й, представляющий собой кусок белой.кисеи, вышитой на концах разноцветным щелком или золотом, либо розово-красный креп о золотыми блестками. Келагдй ррпкрештлся спереди на лбу, заквдывался назад в ниспадал ырль спины до земли. Под орпяк а келагаЯ надевали ар а хч ы н - род тюбетейяи о иааитши гатампо-ванпкми украшениями. Женщины чаще косели эдштие башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами, в то время как мужская обувь обычно не имела украшений, ее шили"из дубленой ила сыромятной кожи.
Описанный косгш употреблялся в домашнем, обиходном Сыту, ко как только женщины выходили или ваезжали, то поверх домашнего костюма .надевался прежде всего шрский свободный плащ, большей частью из фиолетовой, розовой яла" гвоздично-краеиоЕ кисеи, с рукавами, длина которых почти равна ддице, плаща, Затем надевалось шхравало для липа - р у б е а д (бурга, нигаб, дуваг). Широкая полоса белой кисеи, которая,: начиная непосредственно от глаз, • падала вниз почти до ступиц И Держалась на.голове посредством крестообразно сложённой тесыдг. Наконец поверх всего женщины налегали ¡аирокую накидку - ч а р и а б, коюрая накладывалась на лоб г прикреплялась на голове. Сзади эта накидка падала до пяток, совершенно закрывая спину, Сока и значительную часть тела спереди. 1аршаб мог быть атласным однотонным, клетчатым, цветным шелковым, глэеным образом местного производства. Чаршаб девушек делался из белой полковой или бумажной материи.
... - 21 -
Одежда пожилых «ентцщ Б разделе рассматривается костюм женщин преклонного Еозряста и старушечья одежда, которая, как показано на шиаагюрах, заметно отличается от одежды молодых женщин и девушек. В отличие от костюмов молодых, окрашенных в красные, бордовые и другие яркие -"кричащие" краска, одежда отарух преимущественно темных расцветок, где преобладают коричневые и синие цвета различных оттенков.
СвоеСразне костюма пожилых женщин особенно отчетливо проявилось в головных уборах,- представляющих собой белый платок, окутывающий голову и плечи женщин/ Эрот платок юг быть небольшого размера прямоугольной формы, который двумя концами завязывался - под . подбе1здкоы и мог быть достаточно длинным, окутывающим тело до поясницы л ниже. Поверх такового платка пожилые женщины обвязывали лоб платком, свернутым в жгут, концы которого завязывались в узел, либо тоненькой белой лентой. Подобная повязка - д и н г я, известная- в Средней Азии как пеионабанд и являющаяся традиционной в головном уборе среднеазиатских женщин всех возрастов и встречающаяся также в костимо пшразских и гератских женщин, в еефевидских миниатюрах ХУТ в. показана лишь у пожилых кенщян.
Понилыо женщины одеты в две одеждч, верхняя из которых представлена широким халатом с длинными прямыми рукавами, опоясанными кушаком. Длина этой одежды несколько короче-, чец у молодух представительниц той эпоха н доходит до середины икр, что позволяет рассмотреть обувь пожилых женщин - короткие -сопозкл л мягкие туфли.
Траурная- одежлд Судя по миниатюрам, женский Траурный костюм ввделялеяв пер-вуи очередь окраской - "скорбными" скнкми и: черны»»- Цветами. Головы скорбящих женщин обнажены, яавему взору предстают расплетенные и распущенные голосу. Все это можно расьатривать как траурную прич-зску.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая положения и выводы, полученные в результате исследования, проведенного в аспекте вопросов, поставленных в отдельных главах и разделах появилась возможность проследить наличие определенной эволюции костюма на протяжении исследую;.-,о го времени и выделить следующие этапы:
1. Конец ХШ - первая половина Х1У в. - сильно выраженные дальневосточные влияния, просматривающиеся во введении типично китайских а уйгурских деталей, вышивки геральдического характера, головные уборы типа "шапочка мандарина" и т.п. (миниатюры рукописей "Джами ат-таяарих" Рапид ад-Дина, 1314 и 1318 гг.,хранящиеся соответственно в Эдинбургской' университетской библиотеке, Азиатском обществе в Лондоне и Топкапы-Сараи в Стамбуле).
2. Вторая четверть ПУ-вторая половина Х1У в. - отход дальневосточных мод и влияние багдадских мод (употребление чалмы, закрученной вокруг кулаха с небольшим острием посередине и небольшим отложным воротником ) (миниатюры рукописей "Шах-наке" Демотта 1330-1350 гг.; отдельные листы из "Шах-наме" 1370-х годов.Стамбул.Музей Топкапы и др.У
3. Первая половина ХУ столетия, свидетельствующая о сильном влиянии гератских мод и отмеченная укорачиванием длины одежды, сужением рукавов (миниатюры рукописей "Хосров и Ширин" Нчзаки 1405-1410 гг. Вашингтон. Галерея Фрир). .
4. Конец.ХУ начало ХУ1 вв. - с вступлением нэ престол Се-февидов появляется тенденция к увеличению роскоши. Рэздаче мод проходит по линии дальнейшей переработки мсц ппол^дней четверги ХУ в. (миниатюры рукописеЧ "Хамсе" Низами 148Т ,г.,Стам-бул. Музей Тоикьпу).
5. 20-30-е годы ХУ1 в, -'усложнение стиля одежды: широкое распространение роскошных' наплечных халатов-фараджей, появление кызнлбашского кулаха со столбиком (Миниатюры-рукописей "ГуИ-у чсцган" Арифп 1524-1525 гг.Ленинград. ГПБ; "Шах-каме" Фирдоуси 1524г. Ленинград. ИНА; "Хамсе" Низами 1539-15<13гг. Лондон. Британский музей; "Швх-нане" Фирдоуси 1537-г. Пыо-йорк. Музей Метрополитен и др.)
6. 60-70-е года ХЛ в. - отказ от моды Сефевпдов-в связи о перенесением столицы 'из Тебриза в Казвин (1548) и ослабление роли С&февицоэ; выход из, употребления' кулаха со столбиком, (миниатюры рукописей "Зубхат ал-абрар" ;А,Дкаки середины ХУ1 в. Ленинград. ГПБ; "Тухфат ал-ахрар" А.Джами. 70-е годы Х7Гв. Ленинград. ШБ
и др.) . - '..■■•....' , .....
7. Конец ХУ1-качало -ХУГГ'вв, - стиль одежда упрощается, уг.ень-. заетея количество золоченных вншпйох на одеяле, исчезают,роскошные фараджи о висячими рукавами. Появляются."эксцентричные пышные чалмы,
характерные для 'эпохи шэха Аббаса, нзк следствие перенесения сто- ..
%
лнш в глубь Ирана, в Исфахан (1593) .(ммаиатюрц художников Мухам- • меди, Садяг-бека Афшара,'Али рза Тебризи а др.)„ -
Все виды одежды азербайджанцев, как образцы народного искус- ■ стбо не являлись застывшими по форме, а постоянно изменялась, и 1 оиогащалЕСЬ, создавая все новый. форма'и мотёш".' Народные кастера умело использовали богатые художественные традиции 'а добивались выразительности.' и. высокой художественности в своих- издоллях. Творчески^ подход к своему делу помогал' ик умело- пользоваться '' средствами выражения нх многовекового искусства.» чергать тему, для своих интерпретаций в окружающей природе, богатом художественном наследии, продолжая развивать его лучшие прогрессивные традиции. ' *' , ■
Основное содерипнив диссертации нашло отрааешз в следу;о-/х. статьях:
1. Военный костюм и вооружение в азербайджанских миниатюрах-ИУ-ХУП веков - 1Ъбустан, 1983, К 2, с.18-21 (ш азерб.язшш).
2. Азербайджанский костюм ХУ1 взка в -миниатюрах Мир Сеид Али - Изв,.ЛН Аэерб.ССР. Серия литературы, языка л искусства, ISSS, Л Т, о.133-139.
3. Костюм представителей мусульманского духовенотва в азербайджанской средневековой миниатюре. - В кн.: "Архитектура н искусство Ближнего и Среднего Востока" (Материалы конфзреишш •'Баку: Злы, 1989, с.237-233.
4. О двух миниатюрах, исполненных на како, из собрания Института Рукописей All Аэерб.ССР.- Ю10 йкфоргдкультура Гос.бнблпо-теки СССР им.В.К.Ленина от 2o,09.8Sr., й 2137.