автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Мавераннахрская (среднеазиатская) миниатюрная живопись XVI-XVII вв. как источник по истории костюма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Рахимова, Зухра Ибрагимовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ,
МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МИНИАТЮРЫ МАВЕРАННАХРА В ХУ1-ХУП вв.
ГЛАВА П. СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ МУЖСКОЙ КОСТОМ НА
МИНИАТЮРАХ ХУ1-ХУП вв.
Костюм аристократической среды ХУ1-ХУП вв. и придворного окружения.
Костюм духовенства й ученых.
Народный костюм*.
Иконография костюмов отдельных персонажей.
Траурная одежда.
ГЛАВА Ш. ВОЕННЫЙ КОСТЮМ И ВООРУЖЕНИЕ В МИНИАТЮРЕ
МАВЕРАННАХРА ХУ1-ХУП вв.
ГЛАВА 1У.ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В МИНИАТЮРАХ МАВЕРАННАХРА
ХУ1-ХУП вв.
ГЛАВА У. КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО АТРИБУЦИИ И ДАТИРОВКИ
ВОСТОЧНОЙ МИНИАТЮРЫ.
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Рахимова, Зухра Ибрагимовна
В многонациональном искусстве народов СССР особое место принадлежит художественному наследию республик Средней Азии, изучение которого приобретает актуальность в свете тех изменений,что произошли в результате Великой Октябрьской революции и вступления народов Средней Азии на путь социалистических преобразований.
Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру - без такого понимания нам этой задачи не разрешить",- говорил В.И. Ленин в 1920 г. (1.3, т.41, с.304)х.
К настоящее времени советская наука достигла огромных результатов в изучении истории, литературы, древней и средневековой архитектуры, живописи и археологии среднеазиатских народов, внесших ценный вклад в мировую цивилизацию. Но для того, чтобы оценить и переработать "все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры" (1,4, с.444), необходимо проводить и дифференцированные исследования отдельных сторон материальной и художественной жизни прошлого. Такова , в частности, история костюма.
Возникнув как средство защиты тела человека от негативных воздействий внешней среды, костюм впоследствии, в условиях классовых обществ, по определению О.А.Сухаревой стал как бы "паспортом" человека, по которому безошибочно опредех Первая цифра (римская) обозначает раздел в Библиографии, вторая и следующие через запятую - порядковый номер. ляли происхождение, социальное положение и профессию его носителя. Вместе с тем, композиция костюма, его форма, декор (орнаментальное шитье), головные уборы, цвет и фактура ткани, ювелирные украшения и другие аксессуары (ворот, рукава) превращают его в своеобразное произведение искусства, концентрирующее в себе художественный стиль эпохи, этические представления и эстетические идеалы общества.
Неослабевающий интерес к внешнему облику людей в контексте истории человечества и его культуры в связи с историко-социальными условиями конкретной эпохи вызвал появление обширной литературы на многих языках мира. На русском языке, особенно за последнее десятилетие, был издан ряд работ по истории костюма русского и европейского, костюмов народов СССР, опубликованы материалы археологических и этнографических экспедиций. Эти работы имеют большое значение, так как выявляют специфические формы народной одежды различных стран, их эволюцию, раскрывают некоторые стороны взаимоотношений с соседними государствами, помогая определить важные для изучения этнической истории народов моменты (УЛ, 31,44, 46,51,53,59; У1.40, 46,58-70).
Однако среди них национальная одежда народов Средней Азии, особенно былых эпох, оказалась наименее изученной. Объясняется это прежде всего тем, что если памятники архитектуры, нумизматика, эпиграфика, настенная или миниатюрная живопись далеких времен дошли до нас в подлинниках, то костюмы почти не сохранились, за исключением полуистлевших фрагментов тканей или разрозненных деталей одежд (У1.51,72,
Выявление этапов, которые костюм прошел в своем развитии, прежде чем стал доступен для изучения этнографическим методом, имеет актуальнейшее значение,так как поможет установить преемственность между костюмами разных эпох и способствовать более глубокому изучению традиций народной одежды (У1.86, с.8-9).
Неоценимую помощь для исследователей в этом случае оказывает изучение костюмов, изображенных на памятниках изобразительного искусства: настенной и миниатюрной живописи, керамике, рельефах и скульптуре, так как художники прошлого, даже при идеализации внешности человека, никогда не выходили за рамки своей эпохи и придерживались, в рамках поэтики стиля и канона данной эпохи, реалистического изображения среды и предметов материальной культуры, в том числе и костюма.
В истории костюма народов Средней Азии существует еще много белых пятен, которые могут быть заполнены при привлечении памятников искусства. Так, одним из малоизученных является костюм ХУ1-ХУП вв. - периода наибольшего расцвета среднеазиатской культуры в эпоху зрелого феодализма.
Для исследования одежд указанного времени единственным в своем роде источником служит мавераннахрская (среднеазиатская) миниатюрная живопись ХУ1-ХУП вв., так как дает наглядное представление о костюмах различных слоев среднеазиатского средневекового общества.
Привлечение миниатюрной живописи ХУ1-ХУП вв. в качестве источника для изучения истории костюма имеет актуальное научное значение в связи с тем, что дает возможность изучить особенности среднеазиатского костюма в данном отрезке времени; проследить его отличие от современных ему одежд других регионов Ирана, Хорасана, Индии (что может служить важным аргументом в решении некоторых вопросов, связанных с торговыми и культурными взаимосвязями этих народов); предоставляет важный материал для этнографов (так как освещает малоизвестный этап в истории костюма); позволяет искусствоведам более точно атрибутировать неопределенные миниатюры.
Кроме того, оно поможет избежать неточностей при создании театрально-художественных постановок и кинофильмов, в которых, ввиду незнания специфики среднеазиатского костюма, исторические персонажи нередко одевают в костюмы совершенно другой эпохи, иногда даже характерные для других средневосточных регионов. Оно, наконец, может подсказать новые идеи современным модельерам одежды.
Степень разработанности темы. Почти все исследователи восточной миниатюрной живописи при анализе миниатюр отмечают и особенности костюмов. Как источник, миниатюра Востока привлекалась для освещения истории костюма Ирана, Индии,Турции, Ближнего Востока (У1Л8, ЮЗ; У.65), однако богатейший материал, который среднеазиатская (мавераннахрская) миниатюра предоставляет как источник, использован далеко не полностью.
Среднеазиатский костюм вскользь упоминается в связи с иранскими одеждами и их эволюцией с XI по XIX вв., в статье немецкого ученого, крупнейшего специалиста по восточному костюму Х.Готца, написанной для "Обозрения иранского искусства"
У1Л01). Автор отмечает интересный факт, что в первой половине ХУ1 в. Самарканд, Бухара, а позднее Герат были главными центрами распространения мод на Среднем Востоке (У1.101, с. 2245). Чрезвычайно важно его наблюдение, что в следующем столетии костюм всего восточного мира - Оттоманской Турции, Индии, Персии находился под сильнейшим влиянием позднеге-ратских фасонов, развиваемых в соответствии с местными условиями (У1.Ю1, с.2245).
Пионером исследования собственно среднеазиатских одежд средних веков, их связей и различий с современными им западно-иранскими и хорасанскими модами, была Г.А.Пугаченкова,показавшая важность привлечения мавераннахрской миниатюры как источника (У1.58).
В данной работе ею был сделан ряд принципиальных наблюдений, касающихся специфики среднеазиатских одежд, причем впервые была, применительно ко многим из них, использована тюрко-иранская терминология, более точно соответствующая их значению, показана связь с модами других средневосточных центров, выявлена эволюция одежд для ХУ - первой половины ХУ1 вв., приближающая их к более позднему "узбекско-таджик-скому городскому этнографическому костюигу" (У1.58, с. 116). Одним из важных выводов данной работы было также указание на непосредственное влияние среднеазиатских фасонов на сложение мод двора Великих Моголов в Индии (У1.58, с.116).
В результате исследования костюмов по данным миниатюр и их сопоставления Г.А.Пугаченкова определила в качестве маве-раннахрских ряд неподписных восточных миниатюр, впервые практически использовав значение костюмов для атрибуции и датировки миниатюр. На материалах миниатюрной живописи построена и другая статья этого автора "К истории паранджи", в которой впервые прослеживается история возникновения специфической одежды среднеазиатских женщин (У1.57).
Другая работа, в которой рассматриваются среднеазиатские одежды в миниатюрах, появилась спустя почти двадцать лет - статья М.В.Горелика для сборника "Костюм народов Средней Азии" - "Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах ХУ-Х1Х вв.", ставящая своей целью систематическое описание мужских одежд, отраженных в миниатюрах Хорасана и Бухары (У1.19). Ценность данной работы заключается в широком охвате материала, классификации основных типов одежд и их эволюции. Однако некоторые виды мужских одежд, например, военный или .пуховенства, почти не нашли отражения в работе, так же как и характеристика их локальных особенностей, выступающих в миниатюрах Самарканда.
Указанными работами и ограничивается литература, где источником изучения костюмов служит среднеазиатская (маве-раннахрская) миниатюра.
Для изучения костюмов избранного времени большое значение имеют данные письменных источников: мемуаров, исторических хроник, произведений художественной прозы и поэзии, помогающих уточнить названия одежд, приводящих описания костюмов некоторых исторических лиц. Несмотря на то, что сведения эти скупы и отрывочны, они тем не менее дополняют наш основной источник, помогая выявить параллели, иногда даже идентифицировать отдельные виды костюмов (HI.I-5, 8,14,20,21, 25-29).
Некоторые из этих сведений содержатся в статье Р.Г.Мукми-новой "Костюм народов Средней Азии по письменным источникам
ХУ1 в." (У1.50).
Для исследования костюмов в миниатюрах чрезвычайно ценными являются также данные о ремесленном производстве (ткацком, оружейном, кожевенном и пр.), приведенные в докторской диссертации Р.Г.Мукминовой (УП.6; УШ.1) и написанной на ее основе монографии, а также в работах других историков (У.24,25,48,50,54-66; У1.5, 7,12,33,38,47,51,53,97).
В целом, сведения о среднеазиатских одеждах прошлого встречаются также в замечаниях европейских путешественников - Марко Поло (Ш.17), Плано де Карпини и Гильома Рубру-ка (ХШ в. - 3.24), испанского посла Вой Гонзалеса Клавихо, посетившего Среднюю Азию при Т*одуре (начало ХУ в.) (Ш.16), английского купца Антония Дженкинсона (ХУ1 в.) (ШЛ1). Эти замечания неравноценны и касаются, в основном, тканей или отдельных видов одежды. Среди них особое значение имеют описания костюмов Тимура и его жен, подробно приведенные Клавихо, как близкие по времени и находящие аналогии в миниатюрах ХУ1-ХУП столетий.
Некоторые данные о костюмах среднеазиатских народов и их деталях содержатся в воспоминаниях русских путешественников (Ш.7, 12,13,18,22,23). В XIX в. скудные данные о среднеазиатском быте и одеждах дополняют А.Борнс, А.Вамбери, П. Небольсин - учитывая консерватизм среднеазиатских устоев, некоторые из них можно применить и для нашего исследования (Ш.6, 9,10; У.37).
В советские время изучение среднеазиатского костюма поставлено на научную основу. Это, в основном, работы этнографов, исследующих и систематизирующих костюмы различных среднеазиатских народов и этнических групп: таджиков, узбеков,
- 10 каракалпаков, киргизов, туркмен, казахов и др. Однако эти работы ведутся преимущественно на материалах исследования образцов одежд позднего времени - XIX - начала XX вв., но тем не менее и они позволяют говорить о чертах общности или различиях в одеждах применительно к историческому прошлому (У.21, 36,51,56; У1.9, 10,17,41,48,69,70,81,84,95).
Большое значение имеет ряд специальных работ О.А.Сухаревой. Таковы "Древние черты в формах головных уборов народов Средней Азии", где подробно рассматриваются разнообразные мужские и женские головные уборы, некоторые способы их ношения в связи с древними обрядами, встречающие аналогии и в миниатюрной живописи (У1.85), "Опыт анализа покроев традиционной туникообразной среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции" (У1.87), монография "История среднеазиатского костюма" (Самарканд, П-я половина XIX - начало XX вв.). Они содержат ценные сведения о локальных особенностях костюмов, отдельных видах женских и мужских одежд, их покрое,ставя под сомнение или подтверждая данные миниатюрной живописи. Огромную ценность имеют и публикации сохранившихся образцов одежды, позволяющие уточнить покрой одежд или некоторые детали, не всегда ясно выраженные в миниатюрах в силу ее условности (У.51, 72,86).
Несмотря на достижения советской историко-этнографичес-кой науки, история костюма прошлых веков и даже первой половины XIX столетия остается неполной из-за отсутствия подлинных вещей. Почти неизученными остаются средневековые женские, военные, народные одежды, костюмы духовенства, эволюция одежд. Мавераннахрская же миниатюра дает о них довольно четкое представление.
- II
Сказанное выше и обусловило выбор данной темы в качестве предмета исследования.
Диссертационная работа ставит целью:
1) изучение костюмов в мавераннахрской миниатюре с выявлением их многообразия, которое миниатюра предоставляет как источник: мужских и женских одежд различных возрастных групп и социальных слоев (феодальной знати, военного, духовенства, народного);
2) изучение обрядовой одежды;
3) изучение иконографии костюмов некоторых эпических персонажей и литературных героев (Рустама, Сиявуша, Маджну-на, Юсуфа и др.);
4) выявление эволюции основных видов одежды в рассматриваемом отрезке времени;
5) выделение локальных черт для художественных центров Мавераннахра по материалам миниатюрной живописи: Бухары,Самарканда и Шахрухии;
6) определение их специфики, отличающей костюмы этого региона от других средне- и ближневосточных центров;
7) используя знание среднеазиатских костюмов избранного времени в диссертации делается попытка применить его как средство для атрибуции и датировки неопределенных памятников восточной миниатюры, а также для уточнения времени изготовления недатированных среднеазиатских миниатюр.
Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации впервые рассматриваются все виды одежд, изображенные в миниатюрах избранного времени, причем систематическое изучение иконографического, военного, женского костюмов,народной одежды и костюма духовенства и рассмотрение их в аспекте синтеза утилитарной, эстетической и социальной функций производится впервые, так же, как впервые определяются их локальные и возрастные признаки.
Исследование может иметь практическое значение«так как дает материал для художников театра, кино, книжных иллюстраторов , костюмеров, способствуя созданию в художественных произведениях достоверных образов исторического прошлого. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы также и в лекционных курсах по истории костюма или материальной культуры Средней Азии. Костюм является своеобразным индикатором времени и места происхождения миниатюр, и, в этом значении, знание его может быть использовано при атрибуции иллюстраций безымянных восточных рукописей. Вместе с тем, исследование среднеазиатского костюма по данным миниатюр может дополнить сведения о самой миниатюрной живописи,а также способствовать изучению истории костюма народов Средней Азии.
Методологической основой диссертации являются принципиальные положения марксистско-ленинской эстетики, труды основоположников марксизма-ленинизма, их учение о культурном наследии, Программа КПСС, Постановление Щ КПСС об отношении к культурному наследию прошлого.
Постановка темы и задачи диссертации потребовали цикла работ : I) изучения миниатюрной живописи Мавераннахра ХУ1-ХУП вв., как основного источника; 2) изучения этнографических и археологических материалов и сопоставления их с данными миниатюр; 3) изучения данных письменных источников ХУ1 -ХУЛ вв.; 4) изучения материальной культуры Бредней Азии избранного времени.
- 13
Использование миниатюры, как основного источника по истории костюма Средней Азии ХУ1-ХУП вв., потребовало освещения истории изучения миниатюрной живописи Мавераннахра и ее специфики.
Средневековая миниатюра Востока исследована достаточно полно и существует огромная литература, освещающая вопросы формирования ее художественных школ и их взаимосвязей,включающая фундаментальные монографии и многочисленные статьи, но касается она, в основном, иранской миниатюры Д.60-64, 66-68, 71,72,74,76,78-100; У1.92-101, 104-107/. Среднеазиатская же миниатюра находится еще в стадии изучения. Существование этой школы в ХУ в. оспаривается, а своеобразие ее художественного стиля в ХУ1 в. отрицается рядом специалистов, считающих ее одним из провинциальных ответвлений гератской школы ХУв.
Впервые среднеазиатские миниатюры были вьщелены известным русским критиком В.В.Стасовым, отметившим их отличие от "китайских, персидских и арабских" миниатюр и во многом уступающих "рисункам персидским и гератским по тонкости, художественной красоте и мастерству исполнения", являясь "несравненно более грубыми", но,вместе с тем,имеющими "нечто свое, национальное, очень характерное., верно изображающее в лицах и физиономиях - тип среднеазиатский, тюркский, и в орнаментах - узоры и фигуры совершенно особенные, отличные от персидских" Д.50, с.93,97-98/.
Затем, в начале XX в., усилиями европейских ученых Э.Блоше, Ф.Мартина, Г.Марто и А.Веве, был введен в научный обиход ряд миниатюр, выполненных в Бухаре в ХУ1 в. и тогда же объединенных определением "Бухарская школа" Д.66, 85,87/.
Позднее вопрос о самостоятельности ее был пересмотрен,а один из 1фупнейших ориенталистов начала века А.Сакисиан назвал ее "искусственно пересаженной на среднеазиатскую почву и не получившей дальнейшего развития" Д1.107, с.94/. Не более как продолжением гератских традиций считают ее такие знатоки восточной миниатюры, как Л.Бинион, В.Вилкинсон и Б.Грей А,63/ и один из первых советских исследователей средневековой мини-а юры Б.И.Денике /У.18/. Подобных взглядов придерживаются и некоторые современные зарубежные ориенталисты - Б.В.Робинсон и Э.Грубе Д.80; У1.12, с.106,107; 1У.13/.
Большой вклад в изучение мавераннахрской миниатюры был сделан советскими учеными.
Из работ предвоенного времени отметим статью Б.Сергеева о списке "Шах-наме" Фирдоуси из коллекции ИВ АН Уз № 18П,в которой он указывает на среднеазиатское происхождение миниатюр Мухаммада Мурада Самарканда /У 1.80/.
Начиная с 40-х годов советские ориенталисты и искусствоведы А.А.Семенов, Г.А.Пугаченкова, О.И.Галеркина, Н.В.Дьяконова, М.М.Ашрафи, В.Г.Долинская и др., изучая коллекции восточной миниатюры, публикуют новые материалы, выявляют стилистические особенности среднеазиатской миниатюры и дают научно-объективную оценку этого вида живописи в Средней Азии, корни которой восходят к традициям доисламской раннесредневе-ковой настенной живописи /У1.3, 79,55,59,63-66,76,13,14,26 -32/.
Исследователи отмечают своеобразие мавераннахрской миниатюры, выраженное в отражении в ней быта и кочевых привычек Шейбанидов (Г.А.Пугаченкова - У.40), демократических идей того времени (О.И.Галеркина - У1.14), выявляют, помимо
Бухары, и другие центры развития миниатюры (Г.А.Пугаченкова, О.И.Галеркина) - Д.42/. Разрабатываются теоретические во-прсмы: Т.В.Каптерева отмечает общие черты в миниатюрах Ирана, Средней Азии и Азербайджана, связанные с мировоззрением эпохи Д1.39/, М.М.Ащрафи в работах 60-х годов - единый для живописи и литературы интерес к человеку, внимание к реальному окружению, присущее мавераннахрским мастерам Д.4-6/.
Остродискуссионным в истории изучения мавераннахрской миниатюры ХУ1 в. является вопрос об оригинальности ее художественных школ.
На основе многолетних изучений среднеазиатской миниатюры Г.А.Пугаченковой было высказано мнение, что базой, на которой сформировалась среднеазиатская школа ХУ1 столетия, послужила деятельность местных мастеров ХУ в. Д1.61/. В обобщающем труде по истории искусства Узбекистана, в главе, посвященной миниатюрной живописи ХУ1 в., она подчеркивает, что приезд гератских художников был если и "существенным", но не определяющим фактором, и "причина подражания Герату заключена не в консерватизме художественных взглядов, а в определенном строе художественного мировоззрения, в логическом развитии традиций, имеющих глубокую локальную подоснову" Д.40, с.366/.
Н.В.Дьяконова, изучив арабские источники, в которых сообщается, что иллюстрированные рукописи были в Мавераннахре еще в первые века ислама (УШ в.), поддерживает это мнение, считая, что гератские мастера "встретили в старых культурных центрах Средней Азии в ХУ1 в. ту же художественную традицию, на основе которой сформировалась в середине ХУ в. сама "ге-ратская школа" Д.47, с.7/.
- 16
Иного мнения придерживаются ленинградские ориенталисты О.Ф.Акимушкин и А.А.Иванов, считающие,что отсутствие художественных контактов с Персией привело к угасанию искусства оформления книги в Мавераннахре во второй половине ХУ1 в., а гератские художники не могли изменить традиции тимуридской школы, и оспаривающих среднеазиатское происхождение ряда миниатюр Д. 34,36,37/.
В настоящее время выявлены и опубликованы некоторые новые памятники среднеазиатской живописи, расширены ее хронологические рамки - от ХУ до ХУШ вв., обрисована, в целом,история и эволюция ее стилей, очерчен круг ее памятников на протяжении данного отрезка времени. Однако из-за отсутствия достаточного количества подписных миниатюр, а также разрозненности среднеазиатских манускриптов по различным коллекциям и частным собраниям мира (большинство из них находится за рубежом - в США, Англии, Франции, Ирландии, Индии, Египте, Турции и др.), среднеазиатская миниатюра изучена неравномерно. Развитие миниатюры в ХУ1 столетии известно сравнительно лучше. В работах последних лет Г.А.Пугаченкова, О.И.Галерки-на, М.М.Ашрафи выяснили процессы эволюции ее художественных центров, выявили круг произведений некоторых мавераннахрских художников, осветили контакты с миниатюрой Ирана и Индии /У.42, 14,5; У1.3, 15,16/.
Миниатюра ХУЛ и ХУШ вв. находится еще в стадии исследований. До недавнего времени существовала точка зрения, что последующие века были временем культурного застоя Маверан-нахра, но публикации миниатюры ХУП в. из советских и зарубежных собраний дали основания предполагать, что в ХУП столетии миниатюра Средней Азии не только не угасла, но и переживает
- 17 новую фазу своего развития.
Первой публикацией мавераннахрской миниатюры ХУЛ в. была статья А.А.Семенова, посвященная миниатюрам "Зафар-наме" 1628-29 гг. из коллекции ИВ АН УзССР /У1.79/, затем Г.А.Пу-гаченковой были введены миниатюры рукописей "Шах-наме" 160203 гг., "Юсуфа и Зулейхи" 1615 г. и ряд отдельных миниатюр /У1.61; У.40, с.358-361/. Этот список был дополнен живописью трех лицевых манускриптов из собрания Честера Битти ("Бус-тан" Саади с датой 1616 г., "Бустан" Саади 1649 г. и "Хамсе" Низами" 1668-71 гг.) - /1У.9, рр.45,46, 66-67.48; У1. 34-37/, и одновременно были выявлены имена некоторых аштар-ханидских мастеров, встречающиеся на страницах миниатюр этих списков: Фархада, Мухаммад-дервиша, Мухаммад-Шарифа, Мухам-мад-Мурада Самарканда, Мухаммад Мукима, Аваз Мухаммада, Му-хаммад Амина и Бехзада. К этим данным О.Ф.Акимушкиным и А.А. Ивановым были добавлены новые имена среднеазиатских миниатюристов и ряд рукописей с миниатюрами ("Шах-наме" Фирдоуси из ГПБ, ПНС 66, список Казвини из ГЭ, "Шах-наме" из бывшей коллекции Омбера) - /У1.2, с.133-135/. Стилистическая характеристика миниатюр этих манускриптов была дана позднее В.Г.До-линской, М.М.Ашрафи, Г.А.Пугаченковой и О.И.Галеркиной Д.6, 41-42; У1.30/.
В 1975 г. О.И.Галеркина указала на миниатюры рукописи "Маджолис ал-Ушшак" (ИВ АН Уз, № 3476), в статье, посвященной среднеазиатско-индийским связям /У1.16/, а в 1979 г. Г.А.Пугаченкова опубликовала неизвестные лицевые рукописи из ИВ АН УзССР, № 3476 и 65 /У1.65/. Впоследствии, в совместной работе этих авторов, была обобщена картина развития средне-азистской миниатюры в ХУ1-ХУП вв. и впервые дана характерно
- 18 тика стилевых направлений в миниатюре ХУЛ века /У.42/. Такова краткая история изучения среднеазиатской миниатюры,которая еще требует дальнейших исследований.
В основу диссертации легли самостоятельные изыскания автора. В данной работе среднеазиатский костюм изучался прежде всего по датированным манускриптам ХУ1-ХУП вв., а также по миниатюрам, принадлежность которых среднеазиатскому региону не вызывает сомнений у большинства исследователей.
Автором рассмотрены в подлинниках мавераннахрские миниатюры из советских фондов: ленинградской Публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина (в дальнейшем - ГПБ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), ленинградского отделения АН СССР (ЛО ИВ АН), Института востоковедения АН УзССР им.Беруни (ИВ АН УзССР), Института рукописей АН УзССР им.Х.Сулеймана (ИР), Государственного музея искусств народов Востока (ГМИНВ), а также ряд миниатюр из зарубежных собраний: парижской Национальной библиотеки (ПНБ), библиотеки Честера Битти (ЧБ),Британского музея в Лондоне (БМ), библиотеки Индийского общества в Лондоне (БИО), Бодлеянской библиотеки в Оксфорде (ББ), Метрополитен Музея в Нью-Йорке (ММ), Галлереи Фрир в Вашингтоне (ГФ), Королевской библиотеки в Виндзоре (КБ) и др., опубликованных в работах зарубежных ориенталистовх.
При изучении среднеазиатского костюма в миниатюрах они рассматривались в хронологическом порядке и по основным центрам развития миниатюрной живописи в избранное время, так как это позволяет выяснить их локальные черты и эволюцию.
Список использованных рукописей с мавераннахрскими миниатюрами приводится в приложении № I, в котором указаны также шифр места хранения и основная литературы (публикации).
- 19
Рукописи с миниатюрами ХУ в. почти не дошли до нашего времени, а принадлежность их Мавераннахру оспаривается, поэтому мы сознательно ограничили материал исследования ХУ1 -ХУЛ вв., дающими бесспорные образцы искусства этого времени, причем выводы делались по датированным манускриптам.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Мавераннахрская (среднеазиатская) миниатюрная живопись XVI-XVII вв. как источник по истории костюма"
- 154 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МАВЕРАННАХРСКАЯ МИНИАТЮРА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ
КОСТЮМА
Постановка темы была вызвана ограниченностью литературы по историческому костюму Средней Азии и появлением новых материалов миниатюрной живописи Мавераннахра ХУ1-ХУП вв., позволяющих использовать их в качестве источника для более глубокого изучения одеяний данного региона в прошлом. Чрезвычайно ценным является то обстоятельство, что материалы, которые предоставляет миниатюрная живопись, дают возможность увидеть разнообразие костюмов, бытовавших в Мавераннахре в ХУ1-ХУП вв. в конкретных, зримых образах, в то время как в других видах источников (например, письменных) они только называются.
Миниатюры с разнообразными сюжетами позволяют выделить мужские и женские костюмы феодальной знати и народа, военных, одежды духовенства. Кроме них, по изображениям отдельных персонажей (например, скорохода-шат1фа) и литературных героев (Б!устама, Маджнуна и др.) удалось выявить некоторые иконографические черты их костюмов, а благодаря сценам оплакивания - траурные.
По нашим наблюдениям, изображение костюмов в мавераннахрской миниатюре тесно связано с трактовкой образа человека в миниатюрной живописи. Как в изображении человека отсутствие светотеневой моделировки, создающей объем, условный рисунок, повышенная декоративность цвета не мешают воспринимать образ человека правдоподобно, благодаря достоверно переданным деталям, так и в костюмах художники, придерживаясь описанных
- 155 выше условностей в передаче цвета, фактуры или узора тканей, все детали одежд изображают в высшей степени точно, тщательно прорисовывая складки и их направление, швы, форму головных уборов и украшений, придерживаясь большой точности в передаче пропорций одежд, их длины и ширины, манеры их ношения.
Изучение характера изображения одежд средневековыми миниатюристами показывает также, что именно костюм играет в миниатюрной живописи решающую роль в создании социального облика человека, так как одежда и ее детали всегда были важным социальным показателем для средневекового восточного общества. В силу этого художники уделяли им первостепенное значение, отражая их чрезвычайно чутко.
Анализ костюмов ХУ1-ХУП вв. показывает, что мужской и женский костюмы состояли из общих компонентов: нижнего и верхнего платья, штанов, верхних халатов, аналогичной обуви (сапог или кавушей), что было вызвано климатическими и бытовыми условиями Средней Азии, но в то же время женские одежды отличались головными уборами, ювелирными украшениями, некоторыми видами одежд и их фасонов (например, мурсак или паранджа у мужчин не встречаются). Кроме того, в них четче, чем в мужских проявляются возрастные отличия, заключающиеся в количестве одновременно носимых одежд, длине и ширине рукавов, прическах, украшениях.
По миниатюрам удалось определить характерные особенности костюмов всех возрастных групп (девочек, девушек, молодых женщин и старух). Эти особенности говорят о том, что возрастная дифференциация в костюмах Маверанназфа сложилась еще в средневековье, а для пожилых женщин почти без измене
- 156 ния сохранилась и до нашего времени. По данным миниатюр удалось также выявить генезис и эволюцию паранджи, которая в законченном виде сформировалась уже во второй половине ХУЛ в.
Социальные различия в костюмах Мавераннахра, судя по миниатюрам, выражаются в количестве одеяний, тканях и их декоре, украшениях, головных уборах, аксессуарах.
Благодаря миниатюрам удалось выявить социальные признаки костюмов не только основных слоев мавераннахрского общества, но и впервые проследить внутрисословные отличия в одеждах аристократии (хан, высшая знать, придворная челядь), духовенства (шейхов и дервишей), военных (кавалерии и пехоты), ремесленников (мастера и подмастерья), других представителей народа (пастуха и подпаска, борцов, дровосеков и др.).
Исследование костюмов в миниатюрах показало, что среднеазиатские одежды ХУ1-ХУП вв. развивались, перерабатывая те формы, что установились в предшествующую эпоху Тимуридов. Эстетическое своеобразие среднеазиатских костюмов заключается в строгом пропорциональном соотношении всех ее частей, яркости расцветок, разумном использовании декора.
Несмотря на близость покроев и наличие общих компонентов в одеждах всего Среднего Востока и Северной Индии, маве-раннахрские костюмы ХУ1-ХУП вв. имели свою специфику, проявляющуюся в характере тканей, их узорах, головных уборах, наличии тех или иных деталей. В результате анализа костюмов и сравнения их с современными одеждами Ирана, Хорасана и Индии в диссертации были выявлены некоторые особенности среднеазиатских костюмов: мужских, женских и военных (ти
- 157 пы одежд, доспехов, вооружения, аксессуары и пр.). Миниатюры показали, что главным принципиальным отличием для женских одежд ХУ1 в. было, например, наличие специфически среднеазиатского нагрудного украшения "хайкаль", которое нигде кроме Бухары в данное время не встречается, или отсутствие перепоясывания женских верхних халатов, как это было принято в сефевидском Иране.
Для мужских одежд в ХУЛ столетии характерным было отсутствие на верхних халатах широких горизонтальных петлиц на груди и предплечье, модных в сефевидском государстве, принципиально иными здесь были и головные уборы (отсутствие кы-зылбашских шапок, форма чалм и др.).
Изучение военных костюмов показало, что среднеазиатские доспехи, при известной близости к иранским и индийским, отличались формой и декором, приближаясь в этом отношении к древнерусским оборонительным доспехам.
По миниатюрам видно, что в ХУ1-ХУП вв. в Мавераннахре продолжают сохраняться древние формы наступательного и оборонительного оружия: лук, копья, сабли, реже мечи, щиты, а огнестрельное оружие, известное еще в Х1У-ХУ вв., широкое распространение получает лишь в ХУЛ столетии, что не противоречит и письменным данным. Помимо выявления специфики среднеазиатских одежд в целом, в диссертации впервые выделены два локальных центра развития мод в Мавераннахре ХУ1 -ХУЛ в. - Бухара и Самарканд (для первой половины ХУ1 в.) и Шахрухия, костюмы которой чрезвычайно близки самаркандским.
Костюмы Бухары, являвшейся столицей Маверанназфа, отличаются роскошью. Здесь, при известной близости с костюмами Самарканда, предпочитали носить расшитые золотом верх
- 158 ние халаты и каба, основным головным убором знати и народа служит чалма различных, в зависимости от социального положения, размеров. В ХУП в. бухарские костюмы становятся еще наряднее, шьются из парчовых тканей иранского и индийского происхождения. Костюмам же Самарканда и Шахрухии свойственна простота формы, однотонные ткани, редко расшитые халаты. В ХУ1 столетии основным головным убором самаркандской знати и представителей народа была высокая колоколообразная войлочная шапка, а чалма надевалась только в особых случаях. Женские костюмы тоже отличает скромность и почти полное отсутствие (кроме серег) ювелирных украшений.
В ХУП столетии костюмам Самарканда присущи эти же качества, однако войлочные шапки изображаются теперь реже, и в основном как головной убор пастухов и ремесленников, в то время как чалма становится нарядней и пышней и имеет драгоценную перевязь.
Выделение особенностей костюмов Самарканда в ХУП столетии, отличных от современных им бухарских одежд в покроях, использовании однотонных тканей, некоторой архаичности, иной формы чалмы и др. сделало возможным предположить существование в первой четверти ХУП в. наряду с бухарской и самаркандской школы миниатюры (рук. ИВ АН Уз № 1433, 7436, 1811,4472).
В результате изучения миниатюр стало возможным проследить эволюцию костюмов на протяжении изучаемого времени. Выяснено, что она почти не касается покроев одежд и их типов и проявляется в изменении фасонов и силуэта, длине и ширине верхних халатов, манере ношения, способе накручивания и величине чалмы, тканях, изменении их узора. Эволюция одежд происходит без резких скачков, постепенно, связана как с внутренним развитием моды, так и с внешними причинами: торговыми и политическими связями и проистекающими отсюда заимствованиями.
Необходимо отметить, что иноземные влияния проявляются в одеждах знати, тогда как в народных одеяниях или одеждах духовенства сохраняется большая традиционность.
В эволюции одежд Мавераннахра прослеживаются следующие этапы:
1. Конец ХУ - начало ХУ1 вв., отмеченный большой близостью с фасонами тимуридского Хорасана.
2. 20-30-е гг. ХУ1 в. - отход от тимуридских мод, их упрощение (преобладание однотонных халатов и каба).
3. Середина ХУ1 в. - появление тенденции к нарядности (более облегающий силуэт, распространение декоративной вышивки на халатах, применение узорных тканей).
4. Последняя четверть ХУ1 в. и до конца столетия (укорачивание одежд до икр, однако фасоны сохраняются). В конце столетия отмечается влияние сефевидских мод (перевязь на чалме, ткани).
В ХУЛ столетии можно отметить два ясно выраженных этапа:
1. От начала века до 40-х гг. ХУЛ в. (возрастающее влияние позднесефевидских мод в силуэте, увеличение размера чалмы, распространение перевязи на чалме).
2. Конец 40-х гг. - до начала ХУШ в. (появление индийского влияния в силуэте, тканях, украшениях).
Все эти этапы связаны с основными вехами в развитии мавераннахрской миниатюры в ХУ1-ХУП вв.
Миниатюры Мавераннахра показывают значительное разно
- 160 образие головных уборов в ХУ1в.: чалма различной формы, войлочные тельпеки, меховые шапки, что, вероятно, связано со сложным в этническом отношении составом кочевнического населения Мавераннахра в ХУ1 столетии. В ХУП в. войлочные шапки встречаются редка, они в основном с низкой тульей и широкими черными разрезанными полями. Характерным убором становятся шапки, верх которых делается из ткани и имеет или простеганный венец, или меховую оторочку - тахья, а также высокая торчащая шапка из барашка, чалма для знати и челяди. Вероятно, в ХУП в. редкое употребление войлочных тельпеков связано с постепенным преодолением кочевнических привычек в результате дальнейшего роста городов и развития городской культуры Мавераннахра.
Специфика среднеазиатских костюмов и их эволюция могут послужить как индикатор происхождения и времени создания неподписных и недатированных миниатюр. В результате сличения костюмов были уточнены время и место изготовления целого ряда миниатюр.
На основании изучения характера изображений костюмов на протяжении ХУ1-ХУП вв. можно утверждать, что в ХУП столетии интерес к реалистическому воплощению человека возрастает и проявляется в более внимательной передаче этнического облика несреднеазиатских персонажей и их костюмов. Эти качества свидетельствуют о вступлении мавераннахрской миниатюры в новую фазу и дальнейшем сближении искусства миниатюры с жизнью.
Список научной литературыРахимова, Зухра Ибрагимовна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. Полн. собр.соч., т.33, с.1-120.
3. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
4. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Речь на Третьем Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 октября 1920 г. Полн.собр.соч.,т.41,с.298-318.
5. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. Вступительная статья Б.Ворикова. Изд.5-е. М.: Худ.лит.,1976. - 727 с.
6. В.И.Ленин и изобразительное искусство.- Документы, письма, воспоминания. М.: Изо.искусство,1977.- 552 с. с илл.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. (Вступит. ст.М.Лифшица. Коммент. Г.Фридлендера).- T.I. М.: Искусство, 1976.- 575 е., т.2.- М.: Искусство, 1976. -719 с.
8. П. Официально-документальные материалы
9. ПЛ. Программа КПСС. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1975. - 14 с.
10. П.2. Материалы Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.- Правда, 1983, 15,16 июня.1. Ш. Источники
11. ШЛ. Али, Гияс-ад-дин. Дневник похода Тимура в Индию. Под- 162 ред. В. В. Барто ль да. Пгр, 1915.- ШУ1+231 с. (Тексты по истории Средней Азии, вып.1).
12. Ш.2. Бабур-наме (Записки Бабура/.Пер.М.Салье.- Ташкент: Изд.АН УзССР, 1958.- 528 с.
13. Ш.З. Барберини Ф. Путешествие в Московию с 1565 г.: Сказания иностранцев о России в ХУ1-ХУП вв./Пер.В.Любич-Романо-вич/.- Спб.,1843, с.83-112.
14. Ш.4. Болдырев А.Н. Зайнаддин Васифи: Опыт творческой биографии./Под ред.А.М.Мирзоева/- Сталинобад: Тадж.гос.изд-во, 1957.- 356 с.
15. Ш.5. Болдырев А.Н. Мемуары Зайнаддина Васифи как источник для изучения культурной жизни Средней Азии и Хорасана на рубеже ХУ-ХУ1 вв.- ТОВЭ,т.2,1910,с.203-274.
16. Ш.6. Борис А. Путешествие в Бухару.- М.: Географгиз, ч.1.-1948.- 528 е., ч.П.- 1949.- 502 с.
17. Ш.7. Борозна В. Краткое описание путешествия российского императорского посольства в Персию в 1817 г.- СПб., 1821.- 218 с.
18. Ш.8. Бухари, Мир Мухаммед Амин-и. Убайдулла-наме /Пер. с тадж., предисл.,прим. и указатели проф.А.А.Семенова/.-Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1957.- 326 с.
19. Ш.9. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии.- СПб.,1865. -221 с.
20. ШЛО.Вамбери Г. Очерки жизни и нравов Востока.- СПб., Изд-во В.Ковалевского, 1877,- 348 с.
21. Ш.П.Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию в 1558-1560 гг.- В кн.: Английские путешественники в Московском государстве в ХУ1 в.- Л.: ОГИЗ, 1938,сЛ75-197.
22. Д1.12.Достоевский М. Старина и быт Средней Азии.- М.: Образование,1917.- 63 с.
23. ШЛЗ.Ефремов Ф. Девятилетнее странствование,- М.: Географ-гиз, 1950.- 79 с.
24. Ш.14.Исфахани, Фазлалах ибн Рузбехан. Михман-наме-йи Бухара Записки бухарского гостя/.- Пер.,прим.,предисл. Р.П.Джалиловой. Под ред.А.К.Арендса/.- М.:Наука, 1976.199 с.
25. Ш.15.Казийские документы ХУ1в.- Ташкент, 1937.- 147 с.
26. ШЛб.Клавихо, йэи Гонзалес де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканде в 1403-06 г./Подл.текст с пер. и прим.доставленными под ред.И.И.Срезневского.- СПб., 1881.- 448 с.
27. Ш.17.Книга Марко Поло.- /Пер.старофранц.текста И.П.Минаева. Под ред.И.П.Магидовича/.- М.:Географгиз,1955.- 376 с.
28. Ш.18.Котов Ф. Хождение купца Федота Котова в Персию.- М.: Изд.вост.лит.,1958.- III с.
29. Ш.19.Мухаммед Салих. Шейбани-наме./Посмертное изд. М.П.Ме-лиоранского/.- СПб.,1908.
30. Ш.20.Мухаммед Юсуф Мунши. Муким-ханская история./Пер. с тадж.,предисл.,прим. и указатели проф.А.А.Семенова/.-Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1956. 303 с.
31. Ш.21.Навои. А. Собр.соч. В 10 т.- Ташкент: Фан,1968-70.
32. Ш.22.Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. Изд.2-е. М.: Наука,1968.- 76 с.
33. Ш.23.0леарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно.- СПб.,изд-во А.Суворина, 1906.- 582 с.
34. Ш.24.Путешествие в восточные страны Плано Карпини и В. рука.- М.: Географгиз, 1957.- 270 с.- 164
35. Ш.25.Тали, Абдуррахман-и. История Абулфейз-хана /Пер. с тадж.,предисл. и прим. проф.А.А.Семенова/.- Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1959.- 176 с.
36. Ш.26.Товарих-и Гузида.- Нусрат-наме.(Исслед.,критич.текст, аннотации и оглавл.А.М.Икрамова).- Ташкент: Фан,1967.-128 с. с прилож.критич.текста.
37. Ш.27.Термези,Ходжа Самандар. Дастур-ал-Мулук./Назидание государям/.- Пер.с перс.,предисл.,прим.и указат. М.А. Салахетдиновой/.- М.: Наука,ГВЛ, 1971.- 257 с.
38. УЛ. Аб,пуллаев Т.А., Хасанова С. Л, Одежда узбеков (XIX -начало XX вв.).- Ташкент: Фан, 1978.- 116 с.
39. У.2. Альбом персидских и индийских миниатюр ХУ1-ХУП вв.
40. Вступит.статья А.А.Иванова, О.Ф.Акимушкина, Т.В.Грек. Под ред.Л.Т.Гюзальяна/.- М.: ИВЛ,1962.- 82 с. с илл.
41. У.З. Антонова К.А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара /1556-1605 гг./. М.: Изд-во АН СССР, 1952.- 283 с.
42. У.4. Ащрафи М.М. Миниатюры ХУ1 в. в списках Джами из собраний СССР,- М.: Сов.художник,1966.- 91 с.
43. У.5. Ащрафи М.М. Бухарская школа миниатюрной живописи 40-70 гг.ХУ1 в.- Душанбе,1974.- 30 с. с илл.
44. У.6. Ащрафи М.М. Персидско-таджикская поэзия в миниатюрах Х1У-ХУП вв. из собраний СССР. Душанбе: Ирфон,1974.-125 с.
45. У.7. Ащрафи М.М. Из истории развития миниатюры Ирана ХУ1 в.Душанбе: Дониш,1978.- 184 с. с илл.
46. У.8. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана.-Л.,1927.- 256 с.
47. У.9. Бобирнома расмлари /Миниатюры к "Бабур-наме"/. Составитель альбома и авт.предисл.Х.Сулейман.- Ташкент: Фан, 1978.- 160 с.
48. УЛО.Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-персидских наречий: В 2-х т. т.1.- СПб.,1869.- 810 е.; Т.П. -СПб.,1871.- 415 с.
49. У.П.Вамбери Г. История Бохары или Трансокиании с древнейших времен до настоящего. По восточным обнародованным необнародованным рукописным источникам /Пер.А.И.Пав- 167 ловского/. В 2-х т.- СПб., изд-во Я.А.Исакова,1873.-т.I.— 226 е.; Т.П. 226 с.
50. У.12.Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана.- М.: Искусство,1974.- 188 с. с илл.
51. УЛЗ.Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Часть 1-10.- СПб.,1841-62.
52. У.14.Восточная миниатюра в собрании Института востоковедения им.Абу Райхана Беруни АН УзССР /Авт.и сост.Э.И.Ис-маилова и Е.А.Полякова/.- Ташкент: ИЛИ,1980.- 17 с. с илл.
53. УЛб.Гафуров В.Г. Таджики.Древнейшая,древняя и средневековая история (отв.ред.Б.А.Литвинский).- М.: Наука,1972.-666 с.
54. УЛб.Галеркина О.И. Миниатюра Мавераннахра.- Л.:Аврора, 1980.- 31 с. с илл.
55. У.17.Гюзальян Л.Т.,Дьяконов М.М. Иранские миниатюры в рукописях "Шах-наме" ленинградских собраний.- М.-Л.: Акаде-миа,1935.- 92 с.
56. У.18.Денике Б.П.Искусство Востока.- Казань,1925.- 137 с.
57. У.19.Денике Б.П.Живопись Ирана.- М.:Искусство,1938.- 163 с.
58. У.20.Денисова М.М.,Портнов М.Э.,Денисов Е.Н. Ясское оружие: Краткий определитель русского боевого оружия XI-XIX вв. М.,1953.- 167 с.
59. У.21.Ермолов Н.Н.,Широкова З.А. Альбом одежды таджиков.-ДушанбеЛ969.- 34 с. с илл.
60. У.22.Иванин М.И. 0 военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингиз-хане и Тамерлане.- СПб.,1875.- 252 с.
61. У.23.История народов Узбекистана: В 2-х т.- Т.П.- Ташкент:1. Фан, 1947.- 512 с.
62. У.24.История Самарканда с древнейших времен до Великой Октябрьской революции: В 2-х т. /Отв.ред.И.М.Муминов/.-т.1,- Ташкент: Фан, 1969.- 484 с.
63. У.25.История Бухары с древнейших времен до наших дней /Под ред.И.М.Муминова/.- Ташкент: Фан,1976.- 383 с.
64. У.26.Иранская миниатюра /Комплект открыто^/. Состав.Н.К.Карпова.- Л.: Аврора,1981.- 16 илл.
65. У.27.Керимов К. Азербайджанские миниатюры.- Баку: Ишыг,1980.-222 с. с илл.
66. У.28.Керимов К. Миниатюры "Хамсе" Низами.- Баку: Язычи, 1983.- 238 с.
67. У.29.Ленц Э. Альбом изображений выдающихся предметов из собрания оружия Императорского Эрмитажа.- СПб.,1908. -32 л.
68. У.ЗО.Махкамова С.М. Узбекские абровые ткани./Альбом/.- Ташкент, 1963.- 55 с. с илл.
69. У.31.Мерцалова М.Н. История костюма: Очерки.- М.:Искусство, 1972.- 199 с.
70. У.32.Миниатюры к произведениям Алишера Навои /Альбом/. Состав. Х.Сулейман.- Ташкент: Фан,1970.- 32 с.
71. У.33.Миниатюры кашмирских рукописей /Альбом/. Состав.А.Адамова и Т.Грек.- М.:Искусство,1976.- 239 с.
72. У.34.Миниатюры к произведениям Алишера Навои./Альбом/.Состав. Х.Сулейманов, Ф.Сулейманова.- Ташкент: Фан,1982.-288 с.
73. У.35.Мукминова Р.Г. Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре в ХУ1 в.- Ташкент: Фан,1976.- 234 с.
74. У.36.Народы Средней Азии и Казахстана /Под ред.С.П.Толстова: Народы мира: В 2-х т.- т.1.- М.:Изд-во АН СССР,1962.768 с.
75. У.37.Небольсин П. Очерки торговли России со странами Средней Азии. СПб.,1856.- 221 с.
76. У.38.Никольский В.А. Художественное оружие.- М.: Госиздат, 1925.- 97 с.
77. У.39.Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией: Труды Вост.Отд.Имп.Русского Археолог.Общ-ва, т.XX, 1890.- 453 с.
78. У.40.Пугаченкова Г.А.,Ремпель Л.И. История искусства Узбекистана с древнейших времен до сер.XIX в.- М.:Искусство, 1965.- 418 с. с илл.
79. У.41.Пугаченкова Г.А.,Ремпель Л.И. Очерки искусства народов Средней Азии.- М.:Искусство,1982.- 270 с.
80. У.42.Пугаченкова Г.А.,Галеркина О.И. Миниатюры Средней Азии. М.'.Изобразит.искусство, 1979.- 207 с.
81. У.43.Пигулевская Н.В.,Якубовский А.Ю.,Путрешевский И.П.,
82. Строева Л.В.,Беленицкий A.M. История Ирана с древнейших времен до конца ХУШ в.- Л.: Изд-во Ленингр.ун-та,1958.-390 с.
83. У.44.Русский костюм: В 5-ти вып.- М.: ВТО, I960.
84. У.45.Родоначальник узбекской литературы./Сборник статей об Алишере Навои/.- Ташкент: Узб.филиал АН СССР,1940. -222 с.
85. У.46.Сычев Л.П.,Сычев В.Л. Китайский костюм /Символика.История. Трактовка в литературе и искусстве/.- М.: ГВЛ, 1975.- 132 с.
86. У.47.Среднеазатские миниатюры ХУ1-ХУШ вв./Альбом/. Вступит, статья Н.В.Дьяконовой /Под ред.Л.Т.Гюзальяна/.- М.: Наука,1964.- 36 с.- 170
87. У.48.Сидоренко А.И.,Артыков А.Р. ,Радаабов Р. Золотое шитье Бухары /Под ред.А.С.Морозовой/.- Ташкент: ИЛИ, 1981.112 с.
88. У.49.Соболев Н. Очерки по истории украшения восточных тканей.- М.-Л.: Академиа, 1934.- 435 с.
89. У.50.Стасов В.В. Миниатюры некоторых рукописей византийских, болгарских,русских, джагатайских и персидских.- СПб., 1902.- 538 с.
90. У.51.Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самар-канд./2-я половина XIX начало XX в./.- М.: Наука, 1982.- 140 с.
91. У.52.Сулейманов Х.С.,Сулейманова Ф.К. Миниатюры к произведениям Амира Хосрова Дехлеви.- Ташкент: Фан,1983. -131 с. с илл.
92. У.53.Тиль Э. История костюма /Пер. с нем.М.М.Козлова/.- М.: Легкая индустрия,197I. 103 с.
93. У.54.Торговые отношения Московского государства с народами Средней Азии в ХУ1-ХУП вв.: ТИАИ, т.1, вып.З.- Л., 1932.- 218 с.
94. У.55.Фехнер М.В. Торговля русского государства со странами Востока в ХУ1 в.- М.,1952.- 139 с.(Труды Гос.ист.музея. Вып.21).
95. У.бб.Уляницкий В.А. Сношения России с Средней Азией и Индией в ХУ1-ХУП вв.: По документам Московского Главн.Архива МВД.- М.,1889.- 62 с.
96. У.57.Усто Мумин /А.Николаев/. Автор текста и составитель Р.В.Еремян.- Ташкент: ИЛИ,1981.- 136 с.
97. У.58.Шаниязов К. Узбеки-карлуки./Историко-этнографический очерк/.- Ташкент: Фан, 1964.- 195 с.
98. У.91. Mulk P.A., Goetz H. Indishe Miniaturen. Dresden,1967.y. 92. Oriental Miniatures: Persian,Indian,Turkish.- Rutland,1965.
99. У. 97. Robinson H.R. Oriental Armour. London, 1967. y. 98. Bakisian A. La miniature Persanes du XII au 2VIIIe siecle. - Paris et Brusselles, 1929.
100. V, 99. Stchoukine I. Les Peintures des Manuscrits timurides.- Paris, 1954.y.100. Stchoukine I. Les Peintures des Manuscrits de Shaher * r
101. VI.1. Акимушкин О.Ф. Лицевая рукопись из собрания Института Народов Азии АН СССР. -.В кн.: Ближний и Средний Восток -М.: Наука, 1962, с.76-82.- 174
102. УI.2. Акимушкин О.Ф., Иванов А.А. О мавераннахрской школе миниатюрной живописи ХУ1 в.: HAA,I968,№ I,с.130-135.
103. У1.3. Ащрафи М.М. О творчестве бухарского художника Махмуда Музаххиба.- НАА,1975,№ 4, с.143-146.
104. У1.4. Ащрафи М.М. К вопросу о датировке миниатюр Мухаммада Мурада Самарканда в "Шах-наме" 1556 г.- Конференция по искусству и культуре Монголии и Центральной Азии: Тезисы докл.- М.,1981, с.13-15.
105. У1.5. Бакланова Н.А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине ХУЛ в.- В кн.: Очерки по истории промышленности в России в ХУЛ и ХУШ вв.- М.,1928, 78-117.
106. У1,6. Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в ХУЛ в.: Соч.,т.П, ч.2.- М.: Наука,1964,с.388-399.
107. У1.7. Беленицкий A.M.,Бентович И.Б. Из истории среднеазиатского шелкоткачества.- СЭ,1961,№ 2, с.41-53.
108. У1.8. Беленицкий A.M. О появлении и распространении огнестрельного оружия в Средней Азии и Иране в Х1У-ХУ1 вв.-Изв.Тадж.АН ССР, 1949,№ 15, с.21-33.
109. У1.9. Бикжанова М.А. Мурсак старинная верхняя одежда узбечек г.Ташкента: Труды АН Тадж.ССР, т.СХХ.- Сталинобад, I960, с.47-55.
110. УI.10.Бикжанова М.А. Одежда узбечек Ташкента XIX начала
111. XX вв.- В кн.: Костюм народов Средней Азии.- М.:Наука, 1979, с.133-150.
112. У1.П.Богоявленский С.К. Вооружение русских войск в ХУ1-ХУП вв.- Исторические записки,1934,№ 3-4, с.27-32.
113. У1.12.Веймарн Б.В.,Каптерева Т.П. Искусство Ирана.- В кн.: Всеобщая история искусств: В 6-ти т.- т.2, кн.2,- М.:- 175 -Искусство,1961, с.75-104.
114. У1.13.Галеркина О.И. Скопись сочинения Навои 1521-22 гг. из собрания ГПБ им.М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде: Труды Института истории,археологии и этнографии АН Тадж.ССР, т.XI II.- Сталинобад,1956,с.221-234.
115. У1.14.Галеркина О.И. Демократические черты в миниатюрнойживописи ташкентского круга /ХУ1 в./. В кн.: Проблемы зарубежного искусства, вып.2: Ин-т им.И.Е.Репина АХ СССР.- Л.,1972,с.17-20.
116. У1.15.Галеркина О.И. Среднеазиатско-индийские связи в миниатюре ХУ1 начала ХУЛ вв.- В кн.: Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье.- М.: Наука, 1979.- I05-II2 сс.
117. У1.16.Галеркина О.И. Отражение среднеазиатско-индийских связей в миниатюре Мавераннахра и Могольской Индии. В кн.: Проблемы развития зарубежного искусства, вып.У.-Л.,1975, с.37-43.
118. У1.17.Гаффеберг Э.Г. Одежда белуджей Туркменской ССР.- В кн.: Традиционная культура народов Передней и Средней Азии: Сборник Музея антропологии и этнографии, вып.ХХ1У.- Л.: Наука,1970, с.52-100.
119. У1.18.Горелик М.В. Ближневосточная миниатюра ХП-ХШ вв. как этнографический источник /Опыт изучения мужского костюма/.- СЭ, 1972, № 2, с.37-51.
120. У1.19.Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах ХУ-Х1Х вв. В кн.: Костюм народов Средней Азии.-М.: Наука,1979, с.46-69.
121. У1.20.Горелик М.В. Кушанский доспех.- В кн.: Древняя Индия /Историко-культурные связи/.- М.: Hayка,ГГОЛ,1982,с.82-113.
122. У1.21.Горелик М.В. Харбий кийимлар.- В кн.: УСЭ, т.14.-Ташкент,1980, с.382-384.
123. У1.22.Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех.- В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов.- М.: Искусство,1954,с.59-114.
124. У1.23.Денисова М.М. Поместная конница и ее вооружение в ХУ1-ХУП вв. В кн.: Военно-исторический сборник: Труды ГШ.- М.,1948, вып.XX, с.29-46.
125. У1.24.Денисова М.М. Парадное конское убранство ХУ1-ХУП вв.-В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов. М.:Искусство, 1954, с.255-304.
126. У1.25.Денисова М.М. Конюшенная казна. Парадное и конское убранство ХУ1-ХУП вв.- В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов.-М.: Искусство, 1954, с.249-306.
127. У1.26.Долинская В.Г. Художник-миниатюрист Мухаммед Мурад Самарканд и.- Изв.АН УзССР,1955, с.53-64.
128. У1.27.Долинекая В.Г. Очерк миниатюрной живописи Средней Азии ХУ1 в.- В кн.: Искусство таджикского народа.- Сталино-бад, I960, т.29, с.173-203.
129. У1.28.Долинская В.Г. Миниатюры рукописи "Тарих-и Абулхайр-хани" из собрания Института Востоковедения АН УзССР.-Изв.отд.общ.наук АН Тадж.ССР,вып.2.- Сталинобад,1958, с.31-56.
130. У1.29.Долинекая В.Г. Миниатюрная живопись Средней Азии.-Звезда Востока,1958, № 7, с.152-159.
131. У1.30.Долинская В.Г. Новые имена среднеазиатских миниатюрно- 177 тов ХУ1-ХУП вв. В кн.: Вопросы изобразительного искусства Узбекистана.- Ташкент, ИЛИ, 1973, с.101-106.
132. У1.31.Долинская В.Г. Мавераннахрская миниатюра ХУ1-ХУП вв. В кн.: Искусство народов СССР: В 9-ти т.- т.З. Искусство народов СССР Х1У-ХУП вв. /Под ред.Н.А.Езерской и О.И.Сопоцинского/.- М.:Искусство,1974,с.381-394.
133. У1.32.Дьяконова Н.В. Бухарский список "Гулистана" Саади из собрания Государственной публичной библиотеки им.М.Е. Салтыкова-Щедрина.- В кн.: Средняя Азия и Иран.- Л.: Аврора,1972, с.136-148.
134. У1.33.Жуковский С.В. Сношения России с Бухарой и Хивой запоследнее трехсотлетие: Труды О-ва русских ориенталистов, № 2, т.Х.- ПС, 1915.- 112с.
135. У1.34.Иванов А.А. Мавераннахрская /среднеазиатская/ школа миниатюры ХУ1-ХУП вв.- В кн.: Живопись средневекового Востока: Каталог выставки.- Л.: Сов.художник,1967, с. 32-34.
136. У1.35.Иванов А.А. Еще раз о портрете Имам Кули-хана.- В кн.: Ближний и Средний Восток: История,культура,источниковедение. М.: Наука, 1968, с.61-66.
137. У1.36.Иванов А.А. История изучения мавераннахрской /среднеазиатской/ школы миниатюры. Статья I. В кн.: Средняя Азия в древности и средневековье.- М.:Наука,с.144-159.
138. У1.37.Иванов А.А, История изучения мавераннахрской /среднеазиатской/ школы миниатюры. Статья П.- В кн.: Древность и средневековье народов Средней Азии./История и культура/.- М.:Н*ука,1978, с.35-57.
139. У1.38.Иностранцев К. Из истории старинных тканей /Алтабас, дороги,зендень,миткаль,мухояр/.- СПб.,1901,с.81-86.- 178
140. У1.39.Каптерева Т.В. Художественные особенности миниатюры Ирана, Азербайджана и Средней Азии. ВИМК, М.,1959, № 2/14/, с.75-86.
141. У1.40.Колобова Л. Костюмы народов зарубежного Востока.-Художник,1972, № 5, с.62-64.
142. У1*41.Лобачева Н.П. К истории среднеазиатского костюма.-СЭ,1965, № 6, с.18-27.
143. У1.42.Левинсон-Лессинг М.Н. Одежда и ткани ХУ1-ХУП вв. В кн.: Гос.Оружейная палата Московского Кремя: Сборник научн.тр. - М.:Искусство,1954, с.306-385.
144. У1.43.Литвинский Б.А.,Пьянков И.В. Военное дело у народов
145. Средней Азии У1-1У вв. до н.э. ВДИ,1966,№ 3,с.36-53.
146. У1.44.Миллер Ю.А. Турецкая мисюрка ХУ1 в.- В кн.: Сообщения ГЭ, вып.З. Л.: Изд-во ГЭ, 1958, с.62-63.
147. У 1.45.Марголин С.П. Вооружение стрелецкого войска /ХУ1-ХУП вв/.- В кн.: Военно-исторический сборник: Труды ГМИ, вып.XX. -М., 1948, с.85-102.
148. У1.46.Маретина С.А. Одежда народов Северо-западной Индии.-В кн.: Одежда народов зарубежной Азии: Сб.Музея антропологии и этнографии, вып.32.- М.: Наука, 1977,с.5-25.
149. У1.47.Махкамова С.М. К истории ткачества в Средней Азии.
150. В кн.: Художественная культура Средней Азии 1Х-ХШ вв.: Сборник статей /Ин-т искусствознания им.Хамзы Хаким-заде Ниязи М-ва культуры УзССР/.- Ташкент: ИЛИ,1983. -с.69-89.
151. У1.48.Махова Е.И. Некоторые элементы киргизского национального костюма.- В кн.: Костюм народов Средней Азии.-М.: Наука, 1979, с.ПЗ-122.
152. У1-49.Миклухо-Маклай Н.Д. К истории политических взаимоотно- 179 шений Ирана со Средней Азией в ХУ1 в.- КСИВ, 1952, вып.4, C.II-I8.
153. У1.50.Мукминова Р.Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам ХУ1 в.- В кн.: Костюм народов Средней Азии,- М.: Наука, с.70-76.
154. У1-51.Немцева Н.Б. К истории тканей и одежды населения
155. Средней Азии ХУ в.- В кн.: Из истории великого города /Сборник статей к 2500=летию Самарканда/.- Ташкент: ИЛИ,1972, с.243-251.
156. У1.52.Низамутдинов И.Г. Из истории политических взаимоотношений Бухары и Индии во второй половине ХУ1 в.- ОНУ, 1965, № 8, с.44-50.
157. У1.53.Панков А.В. К истории торговли Средней Азии с Россией ХУ1-ХУП вв.- В кн.: В.В.Бартольду туркестанские друзья,ученики и почитатели.- Ташкент,1927.
158. УХ.54.Поликарпова Р. Эстетика национального костюма: Выставка: Костюм зарубежного Востока. Москва, 1972. ДИИ, 1973, с.46-49.
159. У1.55.Пугаченкова Г.А. Миниатюры "Фатх-наме" хроники по- ■ бед Шейбани-хана из собрания Института по изучению восточных рукописей АН УзССР: Труды САГУ, вып.XI. Новая серия.- Ташкент: 1950, с.121-136.
160. У1.56.Пугаченкова Г.А. По листам миниатюр.- Изв.АН УзССР, 1953, № 4, с.110-112.
161. У1.57.Пугаченкова Г.А. К истории паранджи. СЭ,1952, № 3, с.191-195.
162. У1.58.Пугаченкова Г.А. К истории костюма Средней Азии и Ирана ХУ первой половины ХУ1 вв. по данным миниатюр. -Труды САГУ.Новая серия, вып.81. Исторические науки,- 180 кн.12: Археология Средней Азии, 1956, с.85-119.
163. У1.59.Пугаченкова Г.А. Бухарские миниатюры в списке Джами ХУ1 в.- Искусство, 1959, № 5, с.71.
164. У1.60.Пугаченкова Г.А.К проблеме школы среднеазиатских ми-ниатюрисов ХУ1-ХУП вв.- Труды ХХУ Международного конгресса востоковедов. Москва. 9-16 авг.1960 г., т.З: Докл.делегации СССР.- М.,1963,с.102-108.
165. У1.61.Пугаченкова Г.А. Восточная миниатюра как источник по истории архитектуры ХУ-ХУ1 вв.- Архитектурное наследие Узбекистана.- Ташкент: Фан,1960,с.Ш-161.
166. У1.62.Пугаченкова Г.А. 0 панцирном вооружении бактрийского и парфянского воинства.- ВДИ,1962,№ 2,с.88-95.
167. У1.63.Пугаченкова Г.А. Портрет Имам Кули-хана. Искусство, 1963, № I, с.66-68.
168. У1.64.Пугаченкова Г.А. Портрет Улугбека: К проблеме миниатюрной живописи тимуридского Самарканда/.- НАА,1969, № 6, с.97-103.
169. У1.65.Пугаченкова Г.А. Неизвестные среднеазиатские миниатюры двух лицевых манускриптов.- В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1978.- Л.:Наука,1979, с.313-329.
170. У1.66.Пугаченкова Г.А. Миниатюрная живопись Средней Азии Х1У-ХУ вв.- Адабий мерос, 1980, № 16,с.60-89.
171. У1.67.Пулатов Ю., Мирхалилов А. К истории огнестрельного оружия в Средней Азии.- В кн.: Материалы по истории Узбекистана (сб.статей.Отв.ред.Л.М.Ланда).- Ташкент: Изд-во АН УзССР,1963, с.118-127.
172. У1.68.Рузиева М. Посмертная и траурная одежда узбеков г.Ташкента.- В кн.: Костюм народов Средней Азии.- М.: Наука, 1979, с.169-173.- 181
173. У1.69.Русяйкина СЛ. Народная одежда таджиков Гармской области.-. В кн.: Среднеазиатский этнографический сборник, II: Труда ИЭ АН СССР, T.XI УЛ.- М.,1959,сЛ32-214.
174. У 1.70.Сазонова М.В. Украшения узбеков Хорезма.- В кн.: Традиционная культура народов Передней и Средней Азии.-Л.,1970, с.I13-142.
175. У1.71.Семенов А.А. Два слова о ковке среднеазиатского оружия.- Живая старина, 1909, вып.П, C.III-H4.
176. У1.72.Семенов А.А. Ташкентский суфий Шейх Хавенд Тахур/Шей-хантау^/и приписываемый ему кулах.- В кн.: Протоколы Туркменского 1фужка любителей археологии.- Ташкент, I9I5.C.I3-I5.
177. У1.73.Семенов А.А. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях его носителей в средневековой Бухаре.-Советское Востоковедение,1948,№ 5, с.69-83.
178. У1.74.Семенов А.А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Мавераннахра. МИУТСА, т.ХП, вып.I.- Сталино-бад, 1954, с.3-34.
179. У1.75.Семенов А.А. Шейбани-хан и завоевание им империи Тиму-ридов.- МИУТСА, т.ХП, вып.1.- Сталинобад,1954,с.39-83.
180. У1.76.Семенов А.А. Первые шейбаниды и борьба за Мавераннахр.-МИУТСА, т.ХП, вып.1.- Сталинобад,1954, с.109-150.
181. У1.77.Семенов А.А. Культурный уровень первых шейбанидов.-Советское Востоковедение,1956, № 3, с.50-60.
182. У1.78.Семенов А.А. К воцросу о культурно-политических связях Бухары и "великомогольской" Индии в ХУЛ в.- Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. Сталинабад, 20 окт.-4 ноября 1956г. М.-Л.,1959, с.7-19.- 182
183. У 1.79. Семенов А. А. Миниатюры самаркандской рукописи начала ХУЛ в. "Зафар-наме" Шарафутдина Иезди,- Труды АН Тадж. ССР, t.XI II, 1956, с.3-16.
184. У1.80.Сергеев Б.С. Хорезмский список "Шах-наме" ХУ1 в.- Труды ГПБ УзССР, т.I.— Ташкент,1935, с.92-117.
185. УI.81.Симонова B.C. Головной убор узбечки-кунгратки "салля" или "баш": Материалы к атласу,- Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. Стали-набад, 29 окт.- 4 ноября 1956 г.- М.-Л.,1959,с.250-251.
186. У1.82.Сычев В.Л. К вопросу о восточноазнатских элементах в иранском костюме: Ш Всесоюзная конференция ГМИНВ: Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен: Тез.докл.- М.: Сов. художник, 1979, с.80-83.
187. У 1.83.Сухарева О.А. К истории развития самаркандской декоративной вышивки.- В кн.: Литература и искусство Узбекистана, т.У1.- Ташкент, 1937, сЛ19-134.
188. У1.84.Сухарева О.А. К истории костюма населения Самарканда.-Бюллетень АН Узб.ССР, № 11-12.- Ташкент, с.48-54.
189. У 1.85.Сухарева О.А. Древние черты в формах головных уборов народов Средней Азии.- В кн.: Среднеазиатский этнографический сборник, вып.1. Новая серия, т.XXI.- М.,1954, с.111-157.
190. У1.86.Сухарева О.А. Уникальные образцы среднеазиатской одежды ХУЛ в.- В кн.: Традиционная культура народов Передней и Средней Азии.- Л.: Наука, 1970, с.101-112.
191. У 1.87.Сухарева О.А. Опыт анализа побоев традиционной "туни-кообразной" среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции.- В кн.: Костюм народов Средней Азии.- М.:- 183 -Наука, 1979, с.77-102.
192. У1.88.Сухарева О.А. Воцросы изучения костюма народов Средней Азии.- В кн.: Костюм народов Средней Азии,- М.: Наука, 1979, с.3-13.
193. У1.89.Троицкая А.Л. Военное дело в Бухаре в первой половине XIX в.- Труды АН Тадж.ССР, т. 17.- Сталинабад, 1953,с. 24-217.
194. У1.90.Троицкая А.Л. Несколько документов по военному делу из архива кокандских ханов XIX в.- В кн.: Восточный сбор-,ник, вып.З.-М.:Наука, ГШ, 1972, с.138-149.
195. У1.91.Умняков И.И. "Абдулла-наме" Хафиза Таныша" и его исследователи.- Записки коллегии востоковедов, т. 5.-Л.,1929, с.307-328.
196. У1.92.Фахретдинова Д.А. 0 среднеазиатских тканях "занданичи" в ХУ1-Х1Х веках.- ОНУ, 1971,* 3, с.72-76.
197. У1.93.Фахретдинова Д.А. Ювелирное искусство Мавераннахра. -В кн.: Художественная культура Средней Азии 1Х-ХШ вв.-Ташкент; ИЛИ, 1983, с.49-68.
198. У1.94.Широкова З.А. Архаические детали в женской одежде горных районов Кулябской области.- Изв.АН Тадж.ССР,1953, № 3, с.99-107.
199. У1.95.Широкова З.А. Одежда таджиков Дарваза.- Изв.АН Тадж.ССР, № 10-11.- Сталинабад, 1956, c.III-124.
200. У 1.96.Шишкин В.А. Гур-Эмир. В кн.: Научные труды ТашГУ, вып.232: Археология и антропология.- Ташкент, 1964, с.29-37.
201. У1.97.Юлдашев М.Ю. К вопросу о ремесленном производстве в
202. Бухарском ханстве в ХУ1-ХУП вв.- 0НУ,1961,№ 4,с.30-37.
203. Nasli Heramaneck Collection. Catalogue. Los Angeles Country Museum of Art, 1975, pp.71-149.
204. У1.101. Blochet E. Les ecoles de peinture en Perse.- Revue archeologique, 1905»vol.VI.
205. У1.102. Goetz H. Kostum und Mode au deu indishen Fiirstenhofen in der Grossmoghulzeit.- Yahr buch der Asiatischen kunst, 1924, p.61-101.
206. У1.ЮЗ. Goetz H. The History of Persian Costume.- SPA,vol.III. London-New-York,1939,PP.2227-2253.
207. У 1.104. Kiihnel E. History of Miniature Painting and Drawing-. -SPA,vol.III. London-New-York, 1939»pp.1829-1897.
208. У1.105. Sakisian A. The School of? Bihzad and the Miniaturists Aga Mirak and Mir Mussawir.- Burlington Magafcine, IXVTII, 1936, N 395, pp.81-85.
209. У 1.106. Sakisian A. Mahmud Mudzahhih-miniaturiste, enlumineur et calligraphe persan. Arts Islamica, vol.4,1937, pp.338-344.
210. У1.107. Sakisian A. La miniature persane a Boukhara au XVIsiecle.- Revue de l'Art ancien et moderne, 1922,mars et mai.
211. УП. Авторефераты УП.1. Асамутдинова M. Названия одежды и ее частей в узбек- 185 ском языке.: Автореферат дис. .канд.филолог.наук.-Ташкент, 1969.- 28 с.
212. УП.2. Галеркина О .И. Материальная культура Средней Азии и Хорасана ХУ-ХУ1 вв. по данным миниатюр ленинградских собраний.: Автореф.дис. . канд. ист. наук.-М.-Л. ,1951.-19 с.
213. УП.З.Джалилова Р.П. Записки бухарского гостя /Михман-наме-йи Бухара/ Фазлалаха б.Б^збехана Исфахани.: Автореф.дис. .канд.ист.наук. Ташкент,1965.- 17 с.
214. УЛ. 4. Долинская В .Г. Среднеазиатская миниатюра ХУ1 в. в собрании ИВ АН УзССР./К вопросу о миниатюрной живописи Средней Азии ХУ1 в./: Автореф.дис. .канд.искусств, наук.- М.,1961,- 19 с.
215. УП.5. Казаков Б.А. Мавераннахр на рубеже ХУ-ХУ1 вв.: Автореф.дис. .кан^ист.наук.- Л.,1973.- 21 с.
216. УЛ.6. Мадраимов А.А. Индийские миниатюры конца ХУ1 начала ХУЛ вв. к историческим хроникам /Миниатюры к "Бабур-наме"/: Автореф.дис. .канд.искусств.наук.- Ташкент, 1979.- 20 с.
217. УП.7. Мукминова Р.Г. Ремесло в Самарканде и Бухаре ХУ1 в.: Автореф.дис. .докт.ист.наук.- Ташкент,1972.- 38 с.1. УШ. Диссертации
218. УШ.1. Мукминова Р.Г. Ремесло в Самарканде и Бухаре ХУ1 в. -Дисс. .докт.ист.наук.- Ташкент,1972.- 453 л.
219. УШ.2. Джалилова Ф. Записки бухарского гостя /Михман-наме-йи Бухара/ Фазлалах б.Ь^гзбехана Исфалани.- Дисс. .канд. ист.наук.- Ташкент,1965.- 402 л.