автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Бачатские телеуты в XIX - начале ХХ в. Историко-этнографическое исследование

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Функ, Дмитрий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Бачатские телеуты в XIX - начале ХХ в. Историко-этнографическое исследование'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бачатские телеуты в XIX - начале ХХ в. Историко-этнографическое исследование"

1,4 10 31

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ 8ТЯОЛОГИИ И АНТРОГОЛОШ им. Н.Н.Ш1КЛУХО-КАШЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

На правах рукописи

ФУПК Дмитрий Анатольевич

БАЧАТСКЙЕ ТЕЛЕУТН В XIX - НАЧАЛЕ XX 3. Историко-эгкографическов исследование.

Специальность 07.00.0? - этнография

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЛЕНИНГРАД 1991

Работа выполнена ка кафедре этнографхи 2 антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета.

Научный консультант -Научный ружоьщитель -Официальные олионенты-

Ведуцее учрззденяе

доктор исторических наук, профессор Л.П.П0ТАП03 доктор исторических наук, профессор Р.С-.'ЛТС доктор исторических наук Е.'Л.НЫЧАКОЗ

кандидат исторических наук

В.П.ДЪЯКСКОВА

ТокскиЛ государственный

университет

Засита состоится

1991 г. в I1! , час.

на заседании специализированного сова/а Д 002.76.С2 по защите диссертаций на соискание ученой степели доктора исторических наук в Ленинградском ¡ршиале Института этнологии к антропологии лмеки Н.Н.Киклухо-Маклая АН СССР. 193034, Ленинград, Университетская набережная, д.З.

С дкссертацие.1 можно ознакомиться в библиотеке Института етнологии л антропологии АН СССР (Ленинградский филиал).

Автореферат разослан

сх. 1991 г.

/

Учений секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

А.Ы.РЕШГОВ

»ртаций

- з -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРНОТИКА РАЕОТЬ Объект исследования. Бачатские телеуты - небольшой тюркоязыч-ний народ, живушЗ в настояпее время в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Основная их часть сосредоточена в II населенных пунктах в сельской местности и составляет, по нашим подсчётам 1985 г., около 190С человек. Кроме того, телеуты живут в городах Кемеровской области: Новокузнецке, Белово, Гурьевске и др. По итога« переписи 1989 г. (подсчеты Облстатуправленкя) всего телеутов в области насчитывалось 2594 чел. (Национальный состав..., 1990, С.4). Более точных данных с современной численности бачатских телеутов нет, так как в последний раз так самостоятельная народность телеуты упоминались б статистических материалах лишь в 1927 г. (Список народностей..., 1927, С.27), а в паспортах большинство телеутоз тлеет запись в гра?е национальность - "татарин", "русский", "алтаец".

По существующей лингвистасеской классификации язык телеутов большинством языковедов считается одшш из кыккх диалектов алтайского языка и относится вместе с киргизским языком и какими диалектами алтайского языка к киргизско-кипчакской группе вос-точко-хун.чской взтвы тюркских языков (Баскаков, 1981, С.20). Вместе с тем в 1970-е гг. сформировалась новая точка зрения, основанная на существовании значительных отличий языка бачатских телеутов от алтайского о том, что "язык бачатских телеутов" "может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку" (Сисакова, 1979, С.237).

Результаты антропологического обследования бачатских телзутов свидетельствуют о тоы, что эта группа "имеет смешанный европеоид-но-монголоидный облик и отличается от других тюркоязычных групп Алтае-Саянского нагорья более заметной долей европеоидного компонента", которую антропологи не склонны объяснять только "русской примесью" (Хить, Ким, 1983, С.186). Наибольшую близость в антропологическом плане бачатские телеуты обнаруживают с куман-динцами и шорцами.

История изучения телеутов и, в частности, "выезжих белых калмыков" (телеутов. -Л.Ф.), положивших начало сложению самостоятельной бвчатской группы телеутов, насчитывает почти три столетия. В ХУШ-Х1Х вв. значительный по объему исторический, этногря-

фический, фольклорный, лингвистический материал был собран Г.Ф. Миллером, И.Г.Пмелиньм, С.П.Крашенинниковы,!, П.С.Далласом, И.П. Фальком, И.Г.Георги, Гр.Спасским, К.М.Ядринцевым, В.В.Радловым, В.Взрбицним, Г.Н.Потаниным, Начало следующего этапа изучения этнографии телеутов совпадает по временя с установлением Советской власти в СССР а характеризуется знг'ицтел'чнш увеличением количества специальных работ. Выделяются несколько направлений в этнографических исследованиях. Изучению этнического состава к происхождения телеутов болыюе внимание уделено в работах Л.Я.Пога-поза (1952, 1963, 1969, 1972), социальной организация и семейной обрядности - работах Л.П.Дыренковой (1626, 1936, 1937), А,Ефимовой (1325), Я.З.Карунозской (1927), а такке - Е.К.Гошаковой (1978), Н.А.Кучигашевой (1981). Сведения о материальной культуре (жшзда, одежда, обувь, украиенля, пиша, посуда, плетенке и тка-честЕо) содержатся в работах А.А.Полоза (1955, 1951), Л.П.Потапова (1951, 1953), Г.К.Засилевкч (1У63), В.П.дьяконсэой (1988), Н.'Л.Клюевол к Е.А.У,пхайловой (1а£8). Проблемы телзутского эпоса затрагиваются в работах Л.П.Потапова (1948, 1949), С.С.Каташа (1957), С.С.Суразакова (1935). Исследование телеутских рисунков, скульптуры, различных изображений ка плоскости, в том числе и на предметах культа было предпринято С.В.Ивановым (1954, 1955, 1979). Наибольшее количество публикаций было посвящено изучению телеутского шаманства (Анохин, 1929; Калоз, 1929; Дыреккова, 1927, 1928, 1930, 1949 ; Потапов, 1946, 1949, 1970, 1972, 1974, 1978, 1991). Ряд авторов рассматривает некоторые аспекты этнографических проблем современности (Батьянова, 1379, 1930, 1987; Корусекко, 1988; Усманова, 1380; Нимеев, 1985). Особым направлением является изучение истории телеутов ХУП-ХУШ вв. (Долгих, 1960; Уманский, 1970, 1980,). Значительную часть среди работ, по-сзященккх бачатским телеутам, составляют исследования лингвистов (Меркурьев, 1975; Ким, 1984; Сисакоза, 1973, 1979; Язык бачатс-ких телеутов, 1976), антропологов (Ярхо, 1947; Кик, 1970, 1987; Хить, Ким, 1983), медиков (Балахничева, Самойлов, 1989; Гребе-нава, 1989; К,ей на, 1989; Лузина и др., 1990; Макарова, Лотош, 1990).

Рассматривая в целен особенности ггеографических и исторических работ XX в.. касающихся телеутов, следует подчеркнуть, что в первые десятилетие в работах 0тногра4ов - А.В Анохина, Н.П.Лн-

р?;«;свой, Д.З.Каруновской, А.Г.Данилина,. Л.Б.Потапова телеугы' по традиции, сложившееся в ХУЛ-ХГХ. вв., рассматривались как самостоятельная этническая общность без подчиненной отнесенности к кекому-либо другому народу Спяно-Алтая.

С 50-х гг. Ал в. практически все публикации, так или иначе затрагивавшие и телеутскке этнографические материалы,, начинают сопровождаться обязательной фразой - "телеуты - одна из 'этнических (или этнографических, или территориальных,, или этноязыковых.-Д.&.) групп юг.них алтайцев".

Между тем некоторые работы по этнографии народов Сибири позволяют говорить о большей степени близости этнографии бачатских телеутов с кугланпинскжи,. северно-щорсгам,. калмккскими, киргизски.«!, тувинскими, якутскими и даже хантыйскими материалам,! по сравнению о аналогиями из области "южно-алтайской" этнографии. Кроме этого, недостаточно исследованными до сих пор оставались такие важные разделы этнографии бачатских телеутов как этническая история Х1Х-нач.ХХ в., хозяйство, жилища,, средства передвижения,. игры и развлечения, фольклор и многие другие. Здесь же следует подчеркнуть, что в некоторых публикациях по этнографии телеутов отсутствует дифференцированный подход к данным по различным группам - бачатским и алтайским телеутам, чумышским теле-утам - ач-кыштыкам и др.

Новизна. Есё вышеизложенное позволяет, по мнении автора, вновь вернуться к изучении бачатских телеутов в качестве самостоятельной этнической общности.

Цоль и задачи исследования. В качества цели работы было выбрано монографическое историко-этнографическое исследование За-чатской. группы телеутов в XIX - нач.XX е.

ИЬходя- из цели работы, было сформулировано несколько основных задача

- на основе анализа максимально полного материала по расселению и численности, административному устройству, фамильно-родовому г этническому составу, характеристики рода как административной и традиционной общественной единицы проследить особенности процесса сложения группы бачатских телеутов в Х1Х-нач.ХХ в.:

- охарактеризовать традиционные формы и черти хо»яйства и бита бачатских телеутов;

- рассмотреть основные черты общественно-семойного быта и духовной культуры;

- попытаться при решении каждой из поставленных задач определить круг этно-историческдх аналогий, имея целью получить представление о культуре бачатских телеутов как о результате сложного взаимодействуя народов и культар Кузнецкой котловины, йеной Сибири и - икре - Центральной (и Северной?) Азии.

Истсчкпковая база. Основные виды использованных в работе источников условно мокно разделить на четыре вида*. Во-первых, это неизвестные иди практически неиспользовавшиесг. par.ee архивные статистические материалы центрального Государственного Исторического Архива Ленинграда (0.1264; С\32Э0), Государственного Архива Томской области (£..2; 0.3; 0.234), Государственного Архива Кемеровской области 10дФ-9; Р-7; Р-125), а такие копии похозяп-ственнкА книг сельских и поселковых Советов народных депутатов за 1989 г. по населеннил пунктам, в которых проживали бачатские телеути. Вс-вторых, неопубликованные полевые записи и наброски статей и материалов, хранящиеся в прукЕе Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР: £овды А.В.Анохина (ФЛ1), Н.П.Дирениомзй (Ф.З), А.Г.^анилкна (С.15). 3-третьих, предметные и ([отоколлекции МАЭ имени Петра Великого, Кемеровского л Новокуэнецкого краеведческого музеев. В-четвертых, собственные полевые материалы - дневниковые записи, фотогре^.ии, слайды, магнитофонные запаси, десятки фольклорных текстов на телеутском и аорском языках, собранные во время окследиционных поездок :< бачатским телеутаг. и их бликакшлм соседям - северном и хкныг шорцам, кумащ/инцам, чедканцам, телзутам-ач-кцштикам и потомкам тогулов, твльберов и ячиндев в 1981-1985 и 1987-1591 гг.

Методология 'л методика исследованая. «1здоженка материала, базируется на широко используемом в отечественной этнографии исто-рико-атыогра^аческсы методе, хорошо зарохомэвдовавшем себя а развитым в исследованиях, посвященных комплексному описанию тюр-ко- и ыонголоязычных народов СССР.

Особоч внимание было уделено исследованию заключительных этапов этнической истории бачатских телеутов и максимально точной -фиксации родовой принадлежности всех наших информаторов. Такой

*Оки не вкягачцпт археологические материалы, так как археология П тыс. 1'.э. Кузнецкой котловинн де сих пор остается практически ней селадоваиной.

подход основан на важном методологическом положении, касаюпемся народов Саяно-Алтая, о "необходимости изучения этнического состава, проясхохаеняя и этнической истории ... по отдельным сео-как-родам..." (Потапов, 1969, С.78-73).

Принципиально ьайжм при подготовке раздела по хозяйству бя~ чатскнх телеутов автор считал использование на только данных трап'/шпоннь'х для этнографии методов - опроса и наблюдения, но и материалов статистико-эконоипчепких обследований XIX в. Анализ представленной в сравнительных таблицах информации позволил в знач-.: тел: но,', степени восстановить структуру и соотношение различных рчдоэ хозяйственной делтельности в их динамике.

Научная л практическая значимость работы. Собранные автором материалы используются при написании разделов в готовяшихся своднпх трудах "Лстория Кузбасса" ;г ''Народь' СсззтскоЛ страны", для консультации советских работников Кемеровской области, подготовки для Верховных Советов СССР и РСССР, Госкомстата СССР научных обоснований необходимости всестороннего учета национальных интересов телеутского народа, для выработки рекомендаций по работе местных исполнительных органов и отделов ЗАГС. Результаты исследования такие могут быть использованы при подготовке школьных учебных пособий по истории и культуре телеутсв, издании фольклорных материалов, чтении спецкурсов по этнографии народов Сибири в институтах и университетах, формировании фондов и ссз-дании муззйнкх коллекций.

Апробация работы. Сснсвнке положения диссертации были изложены автором в опубликованных статьях, в докладах на научных конференциях Кемеровского (1981-1904 гг.), Омского (1984, 199С, 1991 гг.), Ленинградского (1984, 1985, 198Э, 1990) университетов. Работа обсуадалась на кафедре этнографии и антропологии Ленгос-университета и в секторе Сибири Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В приложения включены карты, статистические материалы, своды те-леутских имён, терминов родства и свойства, материалы по народным знаниям, по играм и развлечениям, фольклорные тексты, иллюстрации и т.п., всего более 90 наименований.

- в -

СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ

Во Введении даются обшие сведения о бачатских телеутах, краткий. обзор этнографических работ, на основе анализа которых делается вывод об актуальности и научной значимости темы диссертации, <| ормулируется цель и задачи исследования, характеризуются ыегады работы и источниковая база.

Перьая глава "Этническая история бачатских телеутоз в XIX -начале XX веков" состоит из пяти парагра!ов.

В §1 приводятся общие исторические сведения о телеутах - племенах Теле, Теленгутах, кшместве Обских телзутов, сложении и исторических судьбах различных этнографических групп телеутов в ХУЛ-XX в. на юге Западной Сибири.

В §2 "Самоназвание" рассказывается об одном из основных этно-показательных признаков. Анализ всех, известных с 1701 г. (С.Ремезов) а литературе и материалов, собранных авторсм во время по-леь.их исследований, позволил выявить и систематизировать все самоназвания бачатских телеутоЕ на период XIX - нач.XX в,:

I) родовые, к настоящему времени во многом забитые, типа "мзн Тодош" (я - Тодои), "менщг сДбгим Очу" (мой сеок-род Очу);

и) различные виды территориальных: от самоназвания по месту жительства в определенном улусе - "томдор" (томцы, ул.Средне-Те-леутский), "крестУлер" (крещенье, д.Ееково) и т.п. до общетеле-утского "Пайаттар" (бачатцы, по названию р.Бачат - левого притока р.йм). Последнее широко известно как екзоэтноним: "Еая'Т-тар" или "Пачагтер" называют бачатских телеутов южные алтайды, кумаядин"ы, иоркы; в нач. XX в. (по А.В.Анохину) "паяты" считались "центром", "этническом ядром" всего твлеутского народа, включая томских каймаков, чешских тэлеутов (ач-киштымов^ п алтайских (чергинских) телеутов;

3) основной этноним - "телеует" (телеут//телеуты), "теле^ег-тер"(телеутк) - употреблялся в общении с представителями других тюркояэычных народов, е общении между собой, в шаманских текстах, исторических песнях, битовых сказках и рассказах. Наряду с обще-телоутским "телэцет" долгое время (факультативно) сохранялась память о прежних обших самоназваниях у потомков ач-кыштнмеких ("кчкестнм") и тюльбер-тких ("тУлберлер") родов, вошедших в состав бвчатских телеутов;

4) "Телсуты" - з настоящее время попользуется при назывании себя человеку другой национальности на русском языке. Это самоназвание считается телеутами единственно правильным и возможным этнонимом, который должен быть закреплен в записях в паспортах. О границах применения этого этиснима телеутами в XIX в. и ранее можно судить линь по употреблен:» его в исторических документам, в работах путешественников и ученых и по факту его Ликсацшг в названиях волостей и управ;

5) "тагар-кижилери" (татарские люди" - самоназвание, используемое сейчяо в общении на родной и русском языке, главным образом, пре-ставителями старшего поколения; для обозначения окружавших тюркоязычнкх народов - шорцев, кумащшнцев, хакасов, которые также используют этот этноним как самоназвание; для обозначения своего языка - "татар тили". Самоназвание "татар кижплери" употребляется значительно pese, чем "телецет" и воспринимается самими телеутами как русское влияние.

По нашим материалам на нач. XX в, у бачатских телеутов отмечается достаточно четко выраженное самосознание (закрепленное в самоназвании Телецет) самостоятельного народа, безусловно отличающего себя от иорцев, хакасов, кумандинцев, южных алтайцев, сибирских и казанских татар, казахов и других тюрко- и монголо-язычных народов.

§3 "Расселение, численность и административное устройство" основан на большом количестве статистических материалов. Рассмотрев имеющиеся данные о процессе заселения телеутами южной части Кузнецкой котловины - бачагской лесостепи (последовательно - прпво-бережье Томи в районе г.Кузнецка, долины рекУската, Малого и Большого Рачата, Ини, Ура), начиная с конца ХУЛ - начала ХГШ в. и о переселении на Алтай в XIX в., автор приводит статистические сведения о численности и расселении бачатских телеутов на 1812, 1815, 1827, 1030, 1831, 1832, 1834, 1840, 1859, 1877, 1889, 1897, 1901 гг. Изложенные и проанализированные материалы позволили прийти к некоторым б&жнш выводам. Во-первых, на всем протяжении XIX и нач.XX в. основным районом расселения бачатских телеутов были улусы по рекам Б. и М.Еачат и, частично, по р.Томи; значительная часть телеутов, живших по рр.Ур, Ускат, в низовьях Кондомы п по р.Томи, утратила этноспвця^ические черты и, прежде всего, телеутское самосознание и телеутский язык. Этот вивэд под-

твзрждает тезис о формировании ¡-¡функционировании народа на строго определенное 'з.Еачат) территории (отсюда - "пайаттар"). Во-вторых, несмотря на миграцию в XII в. значительной части бачатских телеутов на Алтай (в поисках новых охотничьих и скотоводческих угодив и при посредстве АлтайскоЬ духовной киссии) и быстрые темпи ассимиляции отдельных сельских обдин л русской среде, численность бачатских телеутов, начиная с 1816 г., находилась примерно на одном /ровне - 2-2,6 тыс. чел.

В административном отношении оачатские телеуты входили до 3812 г. - б "Телеутскую волость"; с IBI2 г. - в "Телеутскую волость", разделенну,',. на 3 части; после 1822 г. - в "Телеутские оседлые инородные управы" I и 2 шлозины и 3-й части и и "Ашкыш-тымскую управу" 1-й половины; с нач.XX в. по 4.09.1924 г. - в "Телеутскую волость". Уке с нач. XIX в. волости (управы) телеутов была не столько территориальными, сколько административными образованиями, так как их члени не проживали f пределах одного селения. Отмечается, что функции главы волости (управы) переали от родовых князьков, старейшин и наследственных зайсаясв к выборным, на срок до трёх лет, паштыкам.

3 §4 "Самильно-рсдовой и этнический состав бачатских телеутов" впервые в литературе была предпринята попытка детального анализа и учета всех "бачатско-телеутскчх" (на конец XIX - нач. XX в.) родов-сеоков и фамшшй-т0л, рассмотрены причины и процессы вхождения в "бачатско-телеутскув общность" различных этнических групп, живших на территории Кузнецкой котлоаиш. Проанализировав имеюциеся своды телеутских родов и фамилий (Радлов, 1884; Ярко, 194?;" Тадыев, 1934; Ус;.'.апсва, МО; Еатьянова, 1987) на осгове собственных полевых исследований, автор делает ьывод об участии в формировании бачатских телеутов пяти крупных этнических общностей:

1. Телеути (телецет) - сеоки: К'еркит (состоял из II тВл), Мун-дус (7), талвс (о), Чип.а(лу) (6), Годош (5), Горо (4), Очу (4), Найман (3), Мерзт (2), Чороо (2), Тушат (I), Щр?т (I); т»л сео-ков Сарт и Кыпчак не выявлены; 47 телеутских т(5л, еключая и фамилии обрусевших к сер. XIX в., остались без родовой привязки;

2. Чедыберы - сеок Тётпёр/Детипер (3); плюс отдельные представители четырёх т5л этого сеока, вошедших к нач. XX в. в основном в состав шсрцев и кумандинЦеБ;

3. Тогулы - сеок Тогул//Го¥ул (4); выявленные автором еа;ё II тйл этого сеока, считающегося бачатскжя телеутами "сьоетд", составляв:..:^ основное население днуч Тогульских к Херецкой волостей Кузнецкого уезда, практически не воыли в состав бачатских телеутов и в настоящее время считают себя ли; о шорцам-л (8), либо кумэн-динцами (3);

4. Ач-кьить'р/.ы (авкестым) - стоки: Югы//;Э;.'тэ (6), Чьщзац (I), ТСрт-ас//Т'уртас (2); в нач. XX в. в состав этих севков влились переселенцы из степного Алтая (Ашкшталстая кочевая волость 2-л половины), из соответствующих оеоков (4, I и 2 тбл): для 5 обрусевших тОл "бачатзккх ач-ккатымов" родовая принадлежность не установлена;

5. Тюльберы (т'/лберлер) - сеоки: Г.'.эркит (I), Керген (I); для 15 тбл - родозая принадлежность нз установлена.

Кроме перечисленных, в состав бачатских телеугов, судя по архивным материалам 1СС9 и 1301 гг. (поое>лз;:нче списки), входили отдельные представители я других этнических групп, в частности "ябинцэв" - сескя: Аба (I), Челеп (I), нижнешщексшы Таяш (1\ а также томских калмаков, какларов, ячшщев и др.

Изложенные материалы позволили прийти к чыводу о значительном своеобразии этнического и фамильно-родового состава бачатских те-леутов, отличных от любо;; тюркской народности Юккой Сибири.

Б заключительном параграфе - "Характеристика рода как административной и традь л.юкной обиесквенноч единицы" - дается списание структуры телеутского сеока-рода (изск - "подсеик" - юрт (тйл) - кезек; напр.: сеок Юты - "подсеок" Кан-Юты - юрт Я^учак-тар - тВл Якучаковкх, йктшшх и Кильтеевых; сеок Тетпёр ~ тбл Бакаевых - кезек'и Сенкелер и Петкелер и т.п.), условий существования, образования и воспроизводства традиционной структуры сеока, и основных характеристик сеока в коное XIX - нач. XX в. Осознание генеалогического единства, персиедшее от сеока к большим семьям, нарушение компактности расселен.ш сеока, исчезновение родовых тамг, передача функций сеока как регулятора отношений землепользования (охотничьи и пастбищные угодья) к сельской общине как выразителю интересов самых различи« сеогав и гртсз, переход от почитания родоьнх к обжеулуснвк покровителям, родовых кертаощктвомеиий обп.еулусннми, появление "синтйт;<»еск.'!х" (по Л.II.Потапову) бубноп, с пом'.чцьк которвх »акай» кегли обслу-

кивать любые телеутскяе сеоки, широкое распространение общеулусных престольных праздников, замена родового суда общинным сходом и "управным инородным судом" - вот далеко не полный ряд, позволяющий констатировать падение роли сеока в телеутском обществе к нач. XX в. и развитие территориально-соседских связей.

Вторая глава "Хозяйственный быт и материальная культура" включает 5 парагре^ов.

§1 посвяпён описанию "Хозяйства сачатских телеутов. Комплексность, с преобладающим сочетанием стойлового скотоводства и пашенного земледелия, была характерной' чертой телеутского хозяйства в конце XIX - нач. XX в., что отчётливо прослеживается по статистическим г/лтериалаы этого периода.

ГриЕодятся сравнктелькь'е статистические данные на 1889 и 1901 гг., позвол;£юши£ в сочетании с ранними этнографическими сведеня-жи выявить основные черты и тенденции в развитии хозяйственных занятий: сокрагение поголовья коней при росте числа голов крупного рогатого скота, приходившихся на I семью; основные земледельческие культуры по различным географическим зонам наиболее Ч£-сто были представлены сочетанием - пшеница, рожь, овёс; рожь, овёс; овёс, ячмень, пшеница; общее "посредненне" телеутских хозяйств к нач. XX в; - практически не стало ни неимущих, ни хозяев больших плот идей запашки и крупных (даже в 10-20 голов) стад скота.

Значительное место отведеьо этнографическому описанию традиционной для телеутов отрасли хозяйства - коневодству: выпас и учёт коней, способы отлова из табуна, стреножения и т.п.

В качестве дополнительных, а в ряде случаев и основных источников существования телеутских семей на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжали оставаться промыслы - охота, рыболовство, пасечное пчеловодство. Особо автором отмечается использование средств пас-сиеной охотн и запорного рыболовства, служащих индикаторами оседлости этноса и шеющих аналоги с подобными средствами у таёжных групп населения Горной Шории, Северного Алтая и др. Из других отраслей промысловой деятельности было известно собирательстзо (в тог числе и заготовка кедрового ореха), получившее распространение у телеутов, иивиих в юдтаёжной зоне.

Из домашних промыслов наибольшее развитие получили выделка кожи и овчины, войлоков, изготовление различных предметов хозяйственного обихода из ком, дерева, бересты, металла; плетение -

из лыка и тальника, ниток, сыромятных ремней. Последнее -чрезвычайно сложное, о количеством резней основы, доходившим до 5D - не имеет аналогов у народов Сибири и лишь по отдельным характеристикам сблн-.'летея с плетзнием из кожи у киргизов и казахов.

Лополняех сведения о хозлдсхвепм'х зашп/ях телеутов следую-вдй параграф "Средства перодгяк-эшш". Основном средством передвижения был верховой конь, на коа.;рсы гелеты ездили на охоту (аадап аттанарга), перевозили грузы, соревновались ч кошшх бегах (т*арыш), оповещали родных о свадьбе, рождении ребёнка, смерти человека, ездили в гости, даётся полное описание, с указанием телеутскях тер.лнов, конской упряни - узды, недоуздка, седельного набора. Приводится описание уникального женского седла ХУ111 в., обитого синел кожей и украденного медными бляхами. Зооморфные бляхи, в частности, в виде "паро'а" (барс, тигр, лев), на телеутсксм седле позволяют сблизить его с якутскими седлами, с сёдлами I пол. I тыс. н.э., обнаруженный! в кургане Л 6 Копзн-ского чаагаса и в могильнике Кудыргэ.

Для передвижения зимой телеуть! широко использовали прямые скользящего типа лши, известные всем тюркоязычным народа': Саяно-Алтая. По преданиям об одном из подразделений ач-кштгмокого се-ока Юти лыжи обивались не только конским камусом (пычкак), tío и мехсм выдры, что находит прямые аналогии з культуре верхкондом-склх шорцев, тубаларов и кумавдикцев.

§3 - "Поселения, жилища и хозяйственные постройки". В U'X -нач. XX в. основными типами жилим бачатских телеутсз били: I) конусообразные постройки из жердей и коры - "аланчык" и "сССлт^"'; 2) полуземлянки - "т'ер уй"//"йер fÁ" (земляной дом) или "кшту" (зкмник); 3) летние четырёхугольные юрты с каркасной, в виде четырёхугольной усечённой пирамиды, крылей, известные с 30-х гг. ХМ в. - "йаЛгы Уй" ила "пайло" (летний, до», летник); 4) шта, конструктивные особенности которых были переняты от русских крестьян - четырехстенные (тура~51й), пятг.стенные, крестовые, избы на "две стопы" (удра тедрз). Перечисленные первые три типа телеутских жилищ (к нач. XX в. почти полностью перешедшие в разряд культовых или хозяйственных построек) и в терминологии, и в конструктивных, особенностях сближаются с телянгитскичи, тутпшсти'-ми, хакасскими (алянчнк), чслканскжн, тубаларсклмя и ктиапячиз-кими (сРЗлт.?), калмисскями, -шорсш/и, сеэерн»а.тй ¿(шги (ккзту), отисалтпЯскими («la/лы) ¡-плитами. В параграфе гякяе дз-jic.i опчел-

нпе конструкций, внутреннего убранства жилки, устройства печи и т.п., приводятся материалы по хозяйственным постройкам и обычаям при постпойке дома.

В §4 "Сде-к^а и украленяя" дан общий обзор мужской и женской одезды в XIX - нач. XX в. и сделана попытка наметить в ряде случаев кртг возможных аналогий. Наибольшее сходство сдезда бачсп,с-ких телеутов к'.еет с одеждой кумандинцев и тюркоз Степного Алтая и Кузпзцксй котловины - ач-ккаткмов, тогулов, тюльберов, абг'нцев. От; элыше её виды сближаются по нагвакию и покрою с одеждой городов ¡Сжной Сибири, Средней \зии, Поволжья, Северного Кавказа кэк, скрмал, каптал, гон). Наряду с этим, в частности, в ленской одо;хде, имеются сзоеобрс.зные виды одежды и украшении, полных аналогов которым пока не найдено (тСштбк, очкор, телен, купайка и др.). Достаточно обособленно в ряду приведённых аналогий стоит телеутская обувь, большая часть типов которой имеет наибольшее сходство с обувью Хаитов, манси, эвенков, нанайцев, кетов и др.

Даётся характеристика изменений в одезде, произошедших в течение ХУш-ХХ вв.: вытеснение муяской и отдельных видов женской традиционной сдевды ^абричгшми изделиями, изменения в материале и в украшениях и т.п. Отмечается, что традиционная венская одежда вплоть до настоящего времени остаётся наиболее яркой чертой материальной культуры бачагских телеутоз.

§5 "Пжда, напитки; посуда" даёт описания пищевого рациона, названия и краткие сведения о приготовлении кушаний из конины, баранины, молочных, мучных блюд, опьяняющих напитков, продуктов собирательства, охоты и рыболовства. Подробно характеризуется телеутская посуда, использовавшаяся для приготовления, хранения и сервировки паши. На основе анализа собранных материалов был сделан вывод о том, что как в пище и напитках, так и в посуде у ба-чатских телеутов прослеживается ряд черт, сближающих их не только с культурой кочевников-скотоводов (молочные продукты, конина, сосуды из конской кожи), но и с культурой пеших таёжных охотников и рыболовов (абыртка, рыбные продукты, берестяная утварь). Также отмечается, что, в отличие, например, от пищи некоторых групп шнчх шорцев, северных и южных алтайцев, в этой области культуры телеутов уже с ХУШ в. появились особенности, связанные с тесными культурными контактами с русскими крестьянами (блины, зыгонка араки из ржи, жарение, соление, использование продуктов огородничества - картофель, капуста И птицеводства - мясо домашних кур,

уток, гусе;.).

Третья глава "Основные черты общественно-семейного бита к духовной культуры" состоит кз четырёх параграфов.

3 51 "Рождение я воспитание детей" даётся системное изложение всех, известная автору, данных, относящихся,-а основном, к началу XX в.

По представлениям телеутсв беременность жзнгзш была связана с получением мужчиною "кут" - зарэдр^а на продолненае рода от "не-баскых" или "инопланетных" бокеста. Внебрачная сере.ленность, в отличие от злтал-юген и гонах шорцез, осуждалась. Беременные должны были скрывать от опружгкщих "округлость стана", выполнять всю обычную домзепш работу. "Гарантией" успеакых родов считалось наличие семгИныу духов-покровитэЛан (эмегендер). Автор приводит порезке материалы о составе эмсгекдер'оз, даёт их описание л отмечает особенности змегзндер'оз у собственно телеутов, ач-кютымов, абикцев.

Роды происходили з доме, дзнчкни рожали, стоя на коленях на кошке или овечьей икуре. Принимала роды повивальная сабка ("ку-чсктаган энезь" или "пабуигак"). Отмечаются различия (временные? этнические?) в отнесении к пу..овине и плаценте: сохранении как оберега или кормление зки собак. Зцпнствешча/. видом колыбели была зыбка, аналогичная по корме - четырёхугольная рша, обтянутая холстом - колыбели русских переселенцев. В работе таете даётся характеристика способов кормления малышей, колыбельных песен, обрядов протыкания цочек улей для серёг у мальчиков и девочек, детских причёсок, оде.кды, игр, нареченчя именем, основ народной педагогики.

§2 посвящен описанию а анализу особенностей "Семейио-брачных отношений и свадебного обряда".

Собранные автором материалы по системе терминов родств? и свойства (СТРС) позволили, с учётом данных сопоставления с СТРС хакасов, тувинцев, кушндинцев, челканцев, тубалароз, алтаг-кихи, шорцез, сибирских татар, определить её как классификационную.

Основной уормой семьи у бачатских телеутов в описываемый период была малая моногамная патрилокальная семья.

Несмотря на существование ряда описаний свадебного обряда телеутов в литературе, автор подчёркивает, чго они но позволяет представить ту сладьбу, которая в действительности существовала у бачртских телеутов в нач. XX з. и приводит описание всех пред-

- 16 -

свадебных и свадебных обрядов.

Предсвадебное обряды состояли из I) сватовства ("яуда"//"куда-лахарга"): сваты получали согласие кг брак от родителей невесты, "заручались согласием" родовчх, семейных, доманних духов, устанавливался размер калыма ("калы?") и назначались дни последующих обрядов к 2) сговора ("йараштык"), происходившего вскоре после сватовства я состоявшего, в свою очередь, из 10 обрядов; эти обряды завершались заплстение:л нззеоте двух кос и раздариватье,м девичьего какосного украсения ("пууь,").

Свадьба ("той") справлялась з любое время года - по прошествие нескольких дней, недель, года и более после сговора - обязательно в полнолуние. Приводится описание всех обрядовых действий первого, второго ("пайтал бахы") и третьего ("пелмен") дней свадьбы. Рассматриваются особенности брака с согласия родителей невесты и самой невесты (основной вид брака в нач. XX в.), брака умыканием (вид брака, получивший наибольшее распространение к настоящему времени), брака вдовцов, аештьбы на вдове.

Анализируя опубликованные, архивные и собственные полевые материалы, автор приходит к выводу, что как родильная, так и свадебная оорддность бачатских телеутов, не выходя в целом за рамки традиционной семейной обрядности тюрков Саяно-Алтая, тем не менее характеризуется своеобразиям набором и сочетанием отдельных обрядовых элементов.

§2 "Религиозные представления и погребальный обряд" рассказывает о синкретичном переплетении к проявлениях в религиозной жизни бачатских телеутов ьамакизка и досаманских культов, христианства и бурханнзма.

По иаманистским представлениям Вселенная имела вертикальное и горизонтальное членение и состояла из 5 сфер или зон обитания духов и божеств: I) пу йер (эта земля) - земля реальная - место жительства человека и духов местности ("ыИык"); землю держат 4 синих быка; *,) йер-йолы (земной путь) - земля воображаемая, опо-ясызашая широким кольцом реальную землю; место обитания духов-"пайана"; обе "земли" закрыты сверху "железной крышкой" - темир капкак; 3) тан-йер (зешш правды, истины) - две "планеты", расположенные за горизонтом - места обитания дг/х могущественнейших божеств - Адам'а и йвВ-Хан'а; 4) тетере (Небо), на 16-ти слоях которого живут Ульгени ("Улген") и 5) йер-алыс (земля зла): состояла из 3 слоев и была населена злыми духами ("айна"//"кЗрмйс"//

"у3ут"); представления о "преисподней" у бачатсклх телеутов практнческг. ¡ге разработаны.

В работе уточняются ниена отдельных мимических персонажей, дополняются нке.тапсся л литературе данные о божествах "Кочуган", "мать Бай Улген", "Куда.;", "/да»:".

3 кск.\'1 XIX - нач. XX в. у бачатсхнх телеутов, по материалам автора, было до 10 шаманов - "к:"." (ткркск. )//"удул" (ионг.). Хаются основные сведения об этих кланах, описываются их ритуальные атрибуты - головные уборы, колотушки, бубны ("шорского типа"). Отмечаются £актк I) однотипное?:: "спструкцла бубнов, рисунков ка них и осмысления оамих бубнов я рисунков иаг/анами из различных родов; 2) помещения на бубен изображений "дул" ездовых животных Ульгеней - покровителей разных родов, что давало патану возможность "обслуживать" целый ряд тслзутских сеоков.

ш рубеке Х1Х-ХХ зз. з религиозной ккзни бачатскик телеутов все большую роль начинало играть христианство. К 13С9 г. остава-лосъ 703 чел., не принявших православие, а к 1915 г. их число сократилось до 325 чел. Хотя основная часть телеутов стала нсслть нательные кресты, ставить иконы в домах, ходить в-церковь, справлять христианские праздники, всё же разделение телеутов на православных и иранистов во многом оставалось чисто внешним: "православные" в случае болезни обращались за подсоиыо к шкалам, "шаманисты" ходил:: в церковь, целовали крест на Еасху и т.п. 3 работе также даёте;, перечень основннг. дошаманских культов телеутов и, на основе собственных полевых наблюдений, делается вывод о тек, что з настоящее эре),к из всего комплекса дсшак.апских и шаманских представлений сохранились лмь некоторые древние культы, пнеинле проявления которчх воспринимаются телзутами как "символ телеутской веры", отличительная особенность тзлеутской культуры.

В отношении влияния на формирование религиозных представлений бачатских телеутов "ак дьан" (белой веры или бурханазиа) автором констатируется её наиболее яркое проявление з идее мессианства, связанной с ог.ядаекым скорым приходом Шуны (Шуш-Кан/УШуна-кай-ракан//1ЩЬгУ), отмечается возрождение этих представлений в когцо 1980-х гг.

Предпринята анализ имеющихся данных о погребальном обряг.е бачатских телеутов позволил выявить такие разнородные и разновременные (в том числе и по времени их (¡.пкеации у телеутов) яло-ментн, как развитые, во многом близкие к тувинским, шорским, ач~

та;*: с к к.:, представления о "душах"-двсйниках человека и древний, дотюрксю.й, обычай захоронения на деревьях, траурные ритуальные плачи-сыгит, близкие по характеру к ногайским, двинским и др. и представления о гробе-колоде, характерные для нетюркоязычных народов Западной Сибири, намогильные сооружения, имеющие аналоги не только у теленгатов, сибирских татар, баикиров, но и у хантов, коми-зырян и многих других пародов европейской части России.

§4 "Устное народноз творчество" достроен в основном на авторских полевых материалах. Из выявленных II жанров (за основу взяты народные представления) особое внимание было уделено проблемам изучения героического эпоса. Ниболее ярким, развитом и популярном какроы фольклора был героический эпос - собственно героические эпические сказания, лирические эпические сказания и сказания о реальных исторических лицах и событиях. Выявляются все .сказители (кайчы и чОочйкчи) и их эпический репертуар, определяется близость в сметном составе, в эпических антропонимах и т.п. телеутского эпоса с эпическими сказания.',и северных шорцев, тубаларов, кнзыльцев, барабинских татар, казахов, киргизов и др. Подчёркивается-высокая степень историзма эпического и песенного творчества бачатских телеутов.

В Заключении подведены итоги исследования и обобщены основные выводы. Предпринятый в работе анализ этнической истории, хозяйственного быта и материальной культуры, основных черт общественно-семейного быта и духовной культуры бачатских телеутов в XIX -нач. XX в. позволил определить их значительное культурное своеобразие среди всех тюркоязьчных этнических общностей Саяно-Алтая. Одной из основных причин этого своеобразия автор считает сложный этнический состав бачатских телеутов.

Высказываются также авторские соображения относительно возможности и необходимости рассмотрения бачатских телеутов как самостоятельной этнической общности без подчинительной отнесённости к какому-либо другому народу.

Представляется очевидным, что многие вопросы, в том числе и получившие определённое отражение в диссертации, нуждаются в дальнейшей разработке. Особого внимания заслуживает изучение специфики одевды и украшений, техники плетения из кожи, шаманской лексики монгольского происхождения, в целом - шаманизма, жанрового многообразия фольклора, современных этнических процессов и мн. др.

-rallo т^ ;e диссертации автором опубликовали следузгдае работы:

1. "Абинцы" в русских исторических документах// Уолодые учёшэ Кузбасса - бО-летиз образования СССР. - Кемерово: ХемГУ, 1932. - С.90-92 (совместно о В.М.Кмееэыы).

2. [Горский героический опое// Этническая история ткркоязычных народов Сдбирн л сопредельных территорий: Тез. докл. ... но лингвистике. --Смех: изд-о ОмГУ, IÜ24. - S.93-99.

3. К вопросу о выделении самостоятельього ятноса "бачатские те-лэути"// Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в совре,«энных этнокультурных процессах: Тез. докл. -Уфа, 1909. - С.84-83.

4. Самильнкй состав сеока Чедкбер у телеутоз, кушндн.чцев и йордаз// Полевке исследования 1КЗ народов СССР. I9Í5-I937 гг.: Тез. докл. науч. сессии. - Д., 1989. - С.44-45 (совместно о З.М.ХимееЕКм).

5. Методические аспекты характеристики современного состояния эпической традиции// Нолевне исследования ПЛЭ народов CCCF. I925-I9S7 гг.: Тез. докл. кауч. сессии. - Л.,.1339. - С.78-79.

6. Материалы к своду антропонимов бачатсклх телеутов// Зсзсо.оз-ная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований I983-IS89 гг.: Тез. докл., 4.2. -Алма-Ата, 1990. - С.38-39.