автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Бачатские телеуты в XIX-начале XX в.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Функ, Дмитрий Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Бачатские телеуты в XIX-начале XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бачатские телеуты в XIX-начале XX в."

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАР0Д03 ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ии. Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

ФУНК Дмитрий Анатольевич

БАЧАТСКИЕ ТЕЛЕУТЫ В XIX - НАЧАЛЕ XX В. Историко-этнографическое исследование.

Специальность 07.00.07 - этнография

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

ЛЕНИНГРАД 1991

Работа выполнена на каДедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета.

Научный консультант -Научный руководитель -Официальные олпокенты-

Ведущее учреждение Заката состоится " "

доктор исторических наук, профессор Д.П.ПОТАПОВ доктор исторических наук, профессор Р.Ф.ИТС' доктор исторических наук Е.'Л.КЫЧАНОЗ

кандидат исторических наук

В.П.ШК0Н0ВА

Томский государственный

университет

_ 1991 г. в

чао.

на заседании специализированного совета Л 002.76.02 по защите диссертаций на соискание ученой степели доктора исторических наук в Ленинградском филиале Института этнологии и антропологии жени Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР. 199034, Ленинград, Университетская наберекная, д.З.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии АН СССР (Ленинградский филиал).

Автореферат раз с с-гак "_"

1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

А.Ы.РЕЕЕТОВ

ОБСАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОГа

Объект исследования. Бачатские телеуты - небольшой тюркоязыч-ный народ, живужй в настояпее время в Беловском, Гурьегском ц Новокузнецком районах Кемеровской области. Основная их часть сосредоточена в II населенных пунктах в сельской местности и составляет, по нашим подсчётам 1982 г., около 190С человек. Кроме того, телеуты'живут в городах Кемеровской области: Новокузнецке, Белово, Гурьевске и др. По итогем переписи 1989 г. (подсчеты Облстатуправленкя) всего телеутов в области насчитывалось 2534 чел. (Наияональный состав..., 1920, С.4). Более точных данных с современной численности бачатских телеутов нет, так как в последний раз как самостоятельная народность телеуты упоминались е статистических материалах лишь в 1327 г. (Список народностей..., 1327, С.27), а в паспортах большинство телеутов имеет запись в гра^е национальность - "татарин", "русский", "алтаец".

По существующей лингвистической классификации язык телеутов большинством языковедов считается одним из южных диалектов алтайского языка и относится вместе с киргизским языком л южными диалектами алтайского языка к киргизско-кипчакской группе вос-точно-хуннской взтви тюркских языков (Баскаков, 1981, С.20). Вместе с тем в 1970-е гг. сформировалась новая точка зрения, основанная на существовании значительных отличий языка бачатских телеутов от алтайского о том, что "язык бачатских телеутов" "может рассматриваться как самостоятельный объект исследования без диалектной отнесенности к алтайскому языку" (Фисакова, 1979, С. 237).

Результаты антропологического обследования бачатских телзутов свидетельствуют о том, что эта группа "имеет смешанный европеоид-но-монголоидный облик и отличаотся от других тюркоязьпных групп Алтае-Саянского чагорья более заметной долей европеоидного компонента", которую антропологи не склонны объяснять только "русской примесью" (Хить, Ким, 1983, С.186). Наибольшуч близость в антропологическом плане бачатские телеуты обнаруживают, с куман-динцами и шорцами.

История изучения телеутов и, в частности, "выезжих белых калмыков" (телеутов. - Д.Ф.), положивших начало сложению самостоятельной бачагской группы телеутов, насчитывает почти три столетия. В ХУШ-Х1Х вв. значительный по объему исторический, этногрз-

Зический, фольклорный, лингвистический материал был собран Г.Ф. Миллером, И.Г.Гмелиным, С.П.Крашенинниковым, П.С.Далласом, И.П. Фальком, И.Г.Георги, Гр.Спасским, К.М.Дцрянцевым, В.З.Радловым, 3,Вербицким, Г.Н.Потаниным. Начало следующего этапа изучения этнография телеутов совпадаем по времени с установлением Советской власти в СССР и характеризуется знг»;:тельныпл увеличением количества специальных работ. Выделяются несколько направлений в этнографических исследованиях. Изучению этнического состава и происхождения телеутоз большое внимание уделено в работах Л.П.Потапова (1952, 1965, 1959, 1972), социальной организации и семейной обрядности - работах Л.П.Дыренковой (1925, 1935, 1937), А.Займовой (1926), Л.З.Каруковской (1927), а такке - З.М.Тошаюво:: (1978), Н.А.Кучигаиевой (1981). Сзеденля о материальной культуре (яилкща, одежда, обувь, украыения, пика, посуда, плетение к ткачество) содержатся в работах А.А.Лопоза (1955, 1961), Л.П.Потапова (1951, 1953), Г.К.Василевич (1У63), В.П.Дьяконсзой (1988), Н.И.Клюевой к В.А.Михайловой (I9E8). Проблемы телеутского эпоса затрагиваются в рг'.ботах Л.П.Потапова (1948, 1949), С.С.Каташа (1957), С.С.Суразакова (1905). Исследование телеутских рисунков, скульптура, различных изображений ка плоскости, з том числе и на предметах культа было предпринято С.В.Ивановым (1954, 1955, 1979). Наибольшее количество публикаций было посвящено изучению телеутского шаманства (Анохин, 1929; ".алэз, 1929; Днренкова, 1927, 1923, 1930, 1949 ; Потапов, 1946, 1949, 1970, 1972, 1974, 1978, 1991). Ряд авторов рассматривает некоторые аспекты этнографических проблем современности (Батьянова, 1979, 1980, 1987; Корусенко, 1988; УсманоЕа, 1980; Кимеев, 1985). Особым направлением является изучение истории телеутов ХУП-ХУШ вв. (Долгах, i960; Уманский, 1970, 1980). Значительную часть среди работ, по-сзященнкх бачатским телеутам, составляют исследования лингвистов (Меркурьев, 1975; Ким, 1984; висакова, 1973, 1979; Язык бачатс-ких телеутов, 1976), антропологов (Ярхо, 1947; Ким, 1970, 1987; Хить, Ким, 1983), медлков (Еалахничева, Самойлов, 1989; Гребе-нева, 1989;'Мишина, 1989; Лузина и др., 1990; Макарова, Лотош, 1990).

Рассматривая в целом особенности этнографических и исторических работ XX в., касающихся телеутов, следует подчеркнуть, что в первые десятилетие в работах этнографов - А.В Анохина, Н.П.Ди-

ретасвой, Л.З.Каруновской, А.Г.Данилина,. Л.П.Лотапова телеуты' по традиция, сложившейся в ХГЛ-ХГХ' вв., рассматривались как самостоятельная этническая общность без подчиненной отнесенности к какому-либо другому народу Саяно-Алтая.

С 50-х гг. XX в. практически все публикации, так или иначе затрагивающие и телеутские этнографические материалы, начинают сопровождаться обязательной фразой - "телеути - одна лз этнических (или этнографических, или территориальных,. или этноязыковых.-Д .£•'.) групп юкннх алтайцев".

Между тем некоторые работы по этнографии- народов Сибири позволяют говорить о большей степени близости этнографии бачатских телеутов с кутландинскими,. северно-шорскими,, калмккскими, киргизскими, тувинскими, якутскими и даже хантыйскими материалами по сравнению с аналогиями из области "юкно-алтайской" этнографии. Кроме этого, недостаточно исследованными до сих пор оставались так1»е важные разделы этнографии бачатских телеутов как этническая история Х1Х-нач.ХХ в., хозяйство, жилиша,. средства передвижения, игры и развлечения, фольклор л многие другие. Здесь же следует подчеркнуть, что в некоторых публикациях по этнографии телеутов отсутствует дифференцированный подход к дачным по различным группа'л - бачатским и алтайским телеутам, чумышским телеутам - ач-кыштккам и др.

Новизна. Есё вышеизложенное позволяет, по мнению автора, вновь вернуться к изучению бачатских телеутов в качестве самостоятельной этнической общности.

Цоль и задачи исследования. В качестве цели работа было выбрано монографическое историко-этнографическое исследование ба-чатской, группы телеутов в XIX - нач.XX в.

Ийходя-из цели работы, было сформулировано несколько основных задач::

- на основе анализа максимально полного материала по расселению и численности, административному устройству, фамильно-родовому и- этническому составу, характеристики рода как административной и традиционной общественной единицы проследить особенности процесса сложения группы бачатских телеутов в Х1Х-нач.ХХ в.;

- охарактеризовать традиционные форлы и черты ховяйства и бита бачатских телеутов;

- рассмотреть основные черты общественно-семоИного быта и духовной культуры;

- попытаться при решении каждой из поставленных задач определить круг этко-историческпх аналогий, имея целью получить представление о культуре бачатских телеутов как о результате слоано-го взаимодействия народов и культар Кузнецкой котловины, йеной Сибири и - иире - Центральной (и Северной?) Азии.

Источннковая база. Основные виды использованных в работе источников условно мо;;:но разделить на четыре в:здак. Во-первых, это неизвестные или практически немспользовавшиеся ранее архивные статистические материалы центрального Государственного Исторического Архива Ленинграда (С.1264; 0.1230), Государственного Архива Томской области (Ь.2; 0.3; Ф.234), Государственного Архива Кемеровской области (ОдФ-9; Р-7; Р-125), а такке копки похозяй-ственныл книг сельских и поселковых Советов народных депутатов за 1989 г. по населенны!/, пунктам, в которых пронизали бачатские телеуты. Вс-вторых, неопубликованные полевые записи и наброски статей и материалов, хранящиеся в архиве Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР: фонды А.З.Анохина (ffi.Il), Н.П.АЫренкойой (0.3), А.Г.Данилина (С;. 15). 3-третьих, предметные и фотоколлекции МАЭ имени Петра Великого, Кемеровского л Новокузнецкого краеведческого музеев. В-четзертых, собственные полевые материалы - дневниковые записи, фотографии, слайды, магнитофонные записи, десятки фольклорных текстов на телеутском и шорском языках, собранные во время экспедиционных поездок к бачатским телеута!,-. и их ближайшим соседям - северным и Ю'кнык шорцам, кумащ/инцам, челканцам, телеутам-ач-кыштымам и потомкам тогулов, тюльберов и ячкнцев в 1981-1985 и 1987-1991 гг.

Методология и методика исследования. Изложение материала, базируется на широко используемом в отечественной этнографии иого-рико-отнографическсм методе, хорошо зарекомендовавшем себя и развиты/л в исследованиях, посвященных комплексному описанию тюр-ко- и ыонголоязычных народов СССР.

Особое внимание было уделено исследованию заключительных этапов этнической истории бачатских телеутов и максимально точной фиксации родовой принадлежности всех наших информаторов. Такой

*0ни не включают археологические материалы, так как археология П тыс. н.э. Кузнецкой котловины до сих пор остается практически неисследованной.

подход основан ка важном методологическом положении, касаюиеглся народов Саяно-Алтая, о "необходимости изучения этнического состава, происхождения и этнической истории ... по отдельном сео-кам-родам..." (Потапов, 1969, С. 78-7Э).

Принципиально ванным при подготовке раздела по хозяйству ба-чатских телеутов автор считал использование не только данных традиппоннрх для этнографии методов - опроса и наблюдения, но и материалов статистико-эконог.кчеоких обследований Х1а в. Анализ представленной е сравнительных таблицах информации позволил в значптел: но,; степени восстановить структуру и соотношение различных рчдоз хозяйственной деятельности в их динамике.

Научная л практическая значимость работы. Собранные автором материалы используются при написании разделов в готовящихся сводних трудах "Лсторня Кузбасса" и ''Н'ародк Советской страны", для консультаций советских работников Кемеровской области, подготовки для Верховных Советов СССР и РОТСР, Госкомстата СССР научных обоснований необходимости всестороннего учета национальных интересов телеутского народа, для выработки рекомендаций по работе местных исполнительных органов и отделов ЗАГС. Результаты исследования такхсе могут быть использоезны при подготовке школьных учебных пособий по истории и культуре телеутов, издании фольклорных материалов, чтении спецкурсов по этнографии народов Сибири в институтах и университетах, формировании фондов и создании музейных коллекций.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в опубликованных статьях, в докладах кя научных конференциях Кемеровского (1981-1984 гг.), Окского (1904, 199С, 1991 гг.), Ленинградского (1984, 1985, 1989, 1990) университетов. Работа обсу/кдалась на кафедре этнографии и антропологии Ленгос-универсктета и е секторе Сибири Ленинградского филиала Института этнологии и антропологии АН СССР.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В приношения включены карты, статис1ические материалы, своды тз-леутских имён, терминов родства и свойства, материалы по народным знаниям, по играм и развлечениям, уольклорнне тексты, иллюстрации и т.п., всего более 90 наименований.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении даются общие сведения о бачатских телеутах, краткий обзор этнографических работ, на основе анализа которых делается вывод об актуальности и научной значимости темы диссертации, формулируется цель и задачи исследования, характеризуются методы работы и нсточниковая база.

Первая глава "Этническая история бачатских телеутов в XIX -начале XX веков" состоит из пяти параграфов,

В §1 приводятся общие исторические сведения о телеутах - племенах Теле, Теленгутах, княжестве Обских телзутов, сложении и исторических судьбах различных этнографических групп телеутов в ХУП-ХХ в. на юге Западной Сибири.

В §2 "Самоназвание" рассказывается об одном из основных этно-показателышх признаков. Анализ всех, известных с 1701 г. (С.Ремезов) в литературе и материалов, собранных автором во время полевых исследований, позволил выявить и систематизировать все самоназвания бачатских телеутов на период XIX - нач.XX в.:

I) родовые, к настоящему времени во многом забитые, типа "мзн Тодош" (я - Тодои), "мешщ сййгим Очу" (мой сеок-род Очу);

'¿) различные виды территориальных: от самоназвания по месту жительства в определенном улусе - "томдор" (томцы, ул.Средне-Те-леутскиИ), "крестулер" (крещенье, д.Беково) и т.п. до общетеле-утского "Пайаттар" (бачатцы, по названию р.Еачат - левого притока р.Г.ни). Последнее широко известно как окзоэтноним: "Еаят-тар" или "Начаттер" называют бачатских телеутов юкные алтайцы, кумандишы, шоргы; в нач. XX в. (по А.В.Анохину) "паяти" считались "центром", "этническом ядром" всего телеутского народа, включая томских калыаков, чумышских телеутов (ач-кыитымов) и алтайских (чергинских) телеутов;

3) основной этноним - "телеует" (телзут//телзуты), "телеует-тер'Чтелеуты) - употреблялся в общении с представителями других тюркоязичных народов, в общении между собой, в шаданских-текстах, исторических песнях, бытовых сказках и рассказах. Наряду с обще-телеутским "телеует" долгое время (факультативно) сохранялась память о прежних обших самоназваниях у потомков ач-кштымских ("рпкесткм") и тшьбержих ('ЧУлберлер") родов, вошедших в состав бачатских телеутов:

4) "Телсуты" - в настоящее время используется при назывании себя человеку другой национальности на русском языке. Это самоназвание считается телеутами единственно правильным и возможным этнонимом, который долхен быть закреплен в заппсях в паспортах. О границах применения этого этнонима телеутами в XIX в. и ранее можно судить лишь по употреблен;® его в исторических документах, в работах путешественников и ученых и по (|акту его Фиксации в названиях волостей и управ;

5) "татар-кижилери" (татарские люди" - самоназвание, используемое сейчас в общении на родном и русском языке, главным образом, представителями старшего поколения; для обозначения окрчта-ющкх тюркоязычных народов - шорцев, кумандшшев, хакасов, которые такие используют этот этноним как самоназвание; для обозначения своего языка - "татар тили". Самоназвание "татар кияшлери" употребляется значительно pese, чем "тзлеует" и воспринимается самими телеутами как русское влияние.

По нашим материалам на нач. XX в. у бачатских телеутов отмечается достаточно четко выраженное самосознание (закрепленное в самоназвании Теле^ет) самостоятельного народа, безусловно отличающего себя от ыорцев, хакасов, кумандинцев, южных алтайцев, сибирских и казанских татар, казахов и других тюрко- и мопголо-язычннх народов.

§3 "Расселение, численность и административное устройство" основан на большом количестве статистических материалов. Рассмотрев имевшиеся данные о процессе заселения телеутами южной части Кузнецкой котловины - бачатской лесостепи (последовательно - правобережье Томи в районе г.Кузнецка, долины рекУската, Малого и Большого Еачата, Инн, Ура), начиная с конца ХУЛ - начала ХУШ в. и о переселения на Алтай в XIX в., автор приводит статистические сведения о численности и расселении бачатских телеутов на 1812, 1816, 1827, 1830, 1831, 1832, 1834, 1840, 1859, 1877, 1889, 1897, 1901 гг. Изложенные и проанализированные материалы позволили прийти к некоторым важным выводам. Во-первых, на Есем протяжении XIX и нач.XX в. основным районом расселения бачатских телеутов были улусы по рекам Б. и М.Еачат и, частично, по р.Томи; значительная часть телеутов, живших по рр.Ур, Ускат, в низовьях Кондомы V по р.Томи, утратила этноспеци^ические черты и, прежде всего, телеутское самосознание и телеутский язык. Этот вывод под-

твзрвдает тезис о формировании ифункнионировании народа на строго определенное ^т.Еачат) территории (отсюда - "пайаттар"). Во-вторых, несмотря на миграцию в XIX в. значительной части бачатских телвутов на Алтай (в поисках новых охотничьих и скотоводческих угоди^ и при посредстве Алтайской духовной миссии) и быстрые темпы ассимиляция отдельных сельских обит в русской среде, численность бачатских телеутов, начиная с 1813 г., находилась примерно на одном уровне - 2-2,6 тыс. чел.

3 административном отношении бачатские телеуты входили до 1812 г. - в "Телеутскую волость"; с 1812 г. - в "Телеутскую волость", разделенно на 3 части; после 1822 г. - в "Телеутские оседлые инородные упраЕы" I и 2 половины и 3-й части и и "Аикыш-тымскую управу" 1-й половины; с нач.XX в. по 4.09.1324 г. - в "Телеутскую волость". Уке с нач. XIX в. волости (управы) телеутов била не столько территориальными, сколько административными образованиями, так как их члени не проживали в пределах одного селения. Отмечается, что функции главы волости (управы) перепли от родовых князьков, старейшин и наследственных зайсансв к выборным, на срок до трёх лет, паштьшш.

13 §4 "Фамильно-родовой и этнический состав бачатских телеутов" вперше в литературе была предпринята попытка детального анализа и учета всех "бачатско-телеутскчх" (на конец XIX - нач. XX в.) родов-сеоков к фамшшй-тОл, рассмотрены причины и процессы вождения в "бачатско-телеутскую общность" различных этнических групп, живших на территории Кузнецкой котловины. Проанализировав имеющиеся своды телеутских родов и фамилий (Радлов, 1884; Ярхо, 1947; Тадыев, 1У64; Ус^ансва, ХЪ'ЗО; Батьянова, ГЛ87) на основе собственных полевых исследований, автор делает вывод об участии в формировании бьчатских телеутов пяти крупных этнических общностей:

1. Толеути (телеует) - сзоки: 1,:еркит (состоял из II тОл), Нун -дус (7), ТОлйс (3), Чал\'а(лу) (6), Тодоа (5), Торо (4), Очу (4), Найман (3), Мерет (2), Чорос (2), Тумат (I), П?р?т (I); тОл сео-ков Сарт и Кынчак не выявлены; 47 телеутских тОл. включая и фамилии обрусевших к сер. XIX в., остались без родовой привязки;

2. Чедыберы - сеок Тётпёр//Яетыпер (3); плюс отдельные представители четырёх т'Зл этого сеока, вошедших к нач. XX в. н основном Р состав иср(]ев и кумандшМев;

3. Тогулы - сеск Тогул//Тоцул (4); выявленные автором ещё II тйл этого сеока, считавшегося бачатскими телеутами "сдоим", составляв:.. :1е основное население двух. Тогульских и Керенкой волостей Кузнецкого уезда, практически не вошли в состав бачатских телеутов и в настоящее время считают себя лкЗо шорцами (С), либо кумэн-динцамя (3);

4. Ач-кьытк?',ы (ашкестьм) - сеоки: Ктк//13утэ (6), Чыузац (I), Тйрт-ас//Т'уртас (2); з нач. Ив. в состав гтих севков влились переселенцы из степного Алтая (Ашкиштк.-.-ская кочевая волость 2-л половины), из соот-сетствукщлх сеоков (4, I и 2 тОл): для 5 обрусевших тйл "бачатзких ач-къитк.юв" родовая принадлежность не установлена ;

5. Тюльберы (тУлберлер) - сеоки: ^зркит (I), Керген (I); для 15 тйл - родовая принадлзхность не установлена.

Кроме перечисленных, в состаз бачатских телеутов, судя по архивным материалам 1СС9 л 1901 гг. (посемейяне списки), входили отдельные представители з других этнических групп, в частности "абишдев" - сеоки: Аба (I), Челей (I), никнекондомский Таяш а такке томских калглаков, каьиаров, ячинцев и др.

Излокеннвз материала позволили прийти к выводу о значительной своеобразии этнического и фамильно-родового состава бачатских телеутов, отличных от любой тюркской народности ЗОкной Сибири.

3 заключительном .параграфе - "Характеристика рода как административной и традг. »лонной общественной единицы" - даётся списание структуры телеутского сеока-рода (сеок - "подсеок" - юрт (тйл) - кезек; напр.: сеок Юты - "подсеок" Кан-Юты - юрт Ят<-учак-тар - тйл Якучаковкх, йстшшх и Кильтеевых; сеок Тётпёр - тйл Накаевых - кезек'и Сенкелер и Петкелер и т.п.), условий су.тест-возания, образования и воспроизводства традиционной структур» сеока, и основных характеристик сеока в конце XIX - нач. XX в. Осознание генеалогического единства, перешедшее от соока к большим семьям, нарушение компактности расселения сеока, исчезновение родовых тамг, передача функций сеока как регулятора отношений землепользования (охотничьи и пастбшшз угодья) к сельской общине как выразителю интересов самых раэличт^х сеоков и грт.^й, переход от почитания родовых к о&неулуснам ггкро-.штелям, я.ч*гнп родовых жертвоприношений обн.еулусшс-д, появление "синтетических" (по Л.|1.Потапову) бубнов, с Помощью которых шакаии кегли оАслг-

живать любые телеутские сеоки, широкое распространение общеулус-ннх престольных праздников, звглеча родового суда общинным сходом и "управным инородным судом" - вот далеко не полный ряд, позволяющий констатировать падение роли сеока в телеутском обществе к нач. XX в. и развитие территориально-соседских связей.

Вторая глава "Хозяйственный быт и материальная культура" включает 5 параграфов.

§1 посвяпён описанию "Хозяйства оачатских телеутов. Комтекс-ность, с преобладающим сочетание;/! стойлового скотоводства и пашенного земледелия, была характерной чертой телеутского хозяйства в конце XIX - нач. XX в., что отчётливо прослеживается по статистическим материалам этого периода.

Приводятся сравнительное статистические данные на 1889 и 1901 гг., позволяющие в сочетании с ранними этнографическими сведени-.ямп выявить основные черты и тенденции в развитии хозяйственных занятий: сокрагение поголовья коней при росте числа голов крупного рогатого скота, приходившихся на I семью; основные земледельческие культуры по различным географическим зонам наиболее часто были представлены сочетание;,; - пшеница, рожь, овёс; рожь, овёс; овёс, ячмень, пшеница; общее "посреднение" телеутских хозяйств к нач. XX в; - практически не стало ни неимущих, ни хозяев больших плоиацей запашки и крупных (даже в 10-20 голов) стад скота.

Значительное место отведеьо этнографическому описанию традиционной для телеутов отрасли хозяйства - коневодству: выпас и учёт коней, способы отлова из табуна, стреножения и т.п.

В качестве дополнительных, а в ряде случаев и основных источников существования телеутских семей на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжали оставаться промыслы - охота, рыболовство, пасечное пчеловодство. Особо автором отмечается использование средств пассивной охота и запорного рыболовства, служащих индикаторами оседлости этноса и и/.еющих аналоги с подобными средствами у таёжных групп населения Горной Шории, Северного Алтая и др. Из других отраслей промысловой деятельности было известно собирательство (в топ числе и заготовка кедрового ореха), получившее распространение у телеутов, нивших в подтаёжной зоне.

Из домашних промыслов наибольшее развитие получили выделка кожи и овчины, войлоков, изготовление различных предметов хозяйственного обихода из кожи, дерева, бересты, металла; плетение -

из лыка и тальника, ниток, сыромятных ремней. Последнее -чрезвычайно сложное, с количеством ремней основы, дохедавшим до 50 - не имеет ¡¡налогов у народов Сибири и лишь по отдельным характеристикам сблжается с плетением лз кожи у киргизоЕ я казахов.

Дополняет сведения о хозяйствеш.гх занят.'пх телеутов следующий параграф "Средства первдьаг.зшю". Основном средством передвижения был верховой конь, на котором теле^ты ездшш на охоту (адаап аттанарга), перевозили грузы, соревновались в конных бегах (т'арыш), оповещали родных о свадьбе, рождении ребёнка, смерти человека, ездили в гости. Даётся полное описание, с указанием телеутских терминов, конской упряжи - узды, недоуздка, седельного набора. Приводится описание уникального женского седла ХУ1>! в., обитого синей кожей и украденного медными бляхами. Зооморфные бляхи, в частности, в виде "парса" (барс, тигр, дев), на телеутсксм седле позволяет сблизить его с якутскими сёдлами, с сёдлами I пол. I тыс. н.э., обнаруженными в кургане К о Копсн-ского чаатаса и в могильнике Кудыргэ.

Для передвижения зимой телеуты широко использовали прямые скользящего типа лыжи, извест.чые всем тюркоязычным народам Саяно-Алтая. По преданиям об одном из подразделений ач-шатгкекого са-ока Юти лыжи обивались не только конским камусом (гычкак), но и мехом выдры, что находит прямые аналогии в культуре верхкондом-ских шорцев, тубаларов и кумандинцев.

§3 - "Поселения, жилища и хозяйственные постройки". В XIX -нач. XX в. основными типами жилищ бачатских телеутез были: I) конусообразные постройки из жердей и коры - "аланчык" и "сВвлтУ"; 2) полуземлянки - "т'ер Уй"//"йер Уй" (земляной дом) или "кшату" (зимник); 3) летние четырёхугольные юрты с каркасной, в виде четырёхугольной усечённой пирамиды, крыаей, известные с 37-х гг. ХУй в. - "йайгы уая или "йайлы" (летний дои, летник); 4) жилиич, конструктивные особенности которых были переняты от русских крестьян - четырёхстенные (тура-Уй), пятистенные, крестовые, избы на "две стопы" (удра тедре). Перечисленные первые три типа телеутских килиц (к нач. XX в. почтя пояностш перешедшие в разряд культовых или хозяйственных построек) и в терминологии, к з конструктивных особенностях сближаются с тэленпггекичи, тувинскими, хакассками (аланчык), чмканскими, тубалареювш и кумапд'Шо-киш (сРРлту), к'злмакскимп, -шорскими, северне-алтайскими (к«п;ту), тнсалт"йскими (йаЯлк) жилищами. В парагр-луо тякче дчётс,? опппя-

гше конструкций, внутреннего убранства кили::!, устройства печи и т.н., приводятся материалы по хозяйственным постройкам и обычаям при постоойке дома.

В §4 "Сде-;;да и украшения" дан общий обзор мужской и женской одевдг в XIX - нач. XX в. и сделана попытка на'/.етить в ряде случаев кр-т возможных аналогий. Наибольшее сходство одежда бача-с-ких телеутов иг'.еет с одездой кумандинцзв и тюрков Степного Алтая и К.узнзцксй котловины - ач-кыштымов, тогулов, тшьберов, аб:'кцев. Отдельные ее виды обличаются по нагаыпи и покрою с одездой народов Южной Сибири, Средней Азии, Псеолхья, Северного Кавказа (к^-нэк, сырмал, каптал, тон). Наряду с этим, в частности, в женской одожде, имеются своеобразные виды одевды к украиений, полных аналогов которым пока не найдено (тСитВк, очкор, телен, купайка и др.). Достаточно обособленно в ряду приведённых аналогий стоит телеутская обувь, большая часть типов которой имеет наибольшее сходство с обувью хантов, манси, эвенков, нанайцев, кетов и др.

Даётся характеристика изменений в оде;вде, произошедших в течение ХУХ.-УХ вв.: вытеснение мужской и отдельных видов женской традиционной одежды фабричными изделиями, изменения в материале и в украшениях и т.п. Отмечается, что традиционная кенская одея-да вплоть до настоящего времени остаётся наиболее яркой чертой материальной культуры бачатских телеутов.

§5 "Пиша, напитки; посуда" даёт описания пицезого рациона, названия и краткие сведения о приготовлении кушаний из конины, баранины, молочных, мучных блюд, опьяняющих напитков, продуктов собирательства, охоты и рыболовства. Подробно характеризуется телеутская посуда, использовавшаяся для приготовления, хранения и сервировки пищи. На основе анализа собранных материалов был сделан вывод о том, что как в пище и напитках, так и в посуде у бачатских телеутов прослеживается ряд черт, сближающих их не только с культурой кочевников-скотоводов (молочные продукты, конина, сосуды из конской кожи), но и с культурой пеших таёжных охотников и рыболовов (абыртка, рыбные продукты, берестяная утварь). Также отмечается, что, в отличие, например, от пищи некоторых групп шпчх шорцев, северных и южных алтайцев, в этой области культуры телеутов уже с ХУШ в. появились особенности, связанные с тесными культурники контактами с русскими крестьянами (блины, зыгонка араки из ржи, ¿трение, соление, использование продуктов огородничества - картофель, капуста и птицеводства - мясо домашних кур,

уток, гусей).

Третья глава "Основные черты общественно-семейного бита, v духовной культуры" состоит из четырёх параграфов.

3 §1 "Рождение к воспитание детей" даётся системное изложение всех, известных автору, данных, относящихся, в основном, к началу XX в.

По представлениям телеутов серзнекность жзицин была связала с получением мужчиною "кут" - зародила ка продолжение рода от "небесных" или "инопланетных" бояеств. Внебрачная сере.ленность, в отличие от алтай-юти и шных шорцев, осуждалась. Беременные должны были скрывать от окружпэтцич "округлость стана", выполнять всю обычную домашнюю работу. "Гарантией" успешных родов считалось наличие семейкыг духов-покровителей (эмегендер). Автор приводит полевые материалы о составе эмсгендер'ов, даёт их описание и отмечает особенности змегзндер'ов у собственно телеутов, ач-кыитымов, абинцев.

Роди происходил;: в доме. Женщины рожали, стоя на коленях ка кошме или овечьей шкуре. Принимала роди повивальная бабка ("ку-чсктаган энези" юл "пабутак"). Отмечаются различия (временные? этнические?) в отношении к пудовике и плаценте: сохранении как оберега или кормление ими собак. Е&пнственнш видом колыбели была зыбка, аналогичная по борме - четырёхугольная р&па, обтянутая холстом - колыбели русских переселенцев. В работе также даётся характеристика способов кормления малышей, колыбельных песен, обрядов протыкания чочек ушей дл? серёг у мальчиков и девочек, детских причёсок, одезды, игр, наречения именем, основ народной педагогики.

§2 посвящен описании и анализу особенностей "Семейно-брачных отношений и свадебного обряда".

Собранные автором материалы но системе терминов родств? и свойства (СТРС) позволили, с учётом данных сопоставления с СТРС хакасов, тувинцев, кумавдинцев, челканцев, тубаларов, алтай-кижи, шорцез, сибирских татар, определить её как классификационную.

Основной Зоркой семьи у бачатскях телзутов в описываемый период была малая моногамная патрилокальная семья.

Несмотря на существование ряда описаний свадебного обряда телеутов в литературе, автор подчёркивает, чго они не позволяет представить ту с.чадьбу, которая в действительности существовала у бачртских телеутов в нач. 'XX з. и приводит описание всех пред-

- 16 -

свадебных и свадебных обрядов.

Предсвадебное обряды состояли из I) сватовства ("куда"//"куда-лшарга"): сваты получали согласие ка брак от родителей невесты, "заручались согласием" родовых, семейных, домашних духов, устанавливался размер калыма ("кальщ") и назначались дни последующих обрядов и 2) сговора ("йараштык"), происходившего вскоре после сзатовстза и состоявшего, в свою очередь, из 10 обрядов; эти обряды завершались заплетением невесте двух кос и раздариванием девичьего какосного украшения ("гг/уш").

Свадьба ("той") справлялась в любое время года - ко прошествие нескольких дней, недель, года и более после сговора - обязательно в полнолуние. Приводится описание всех обрядоьых действий первого, второго ("пайтал бажы") и третьего ("пелмен") дней свадьбы. Рассматриваются особенности брака с согласия родителей невесты и самой невесты (основной вид брака в нач. XX в.), брака умыканием (вид брака, получивший наибольшее распространение к настоящему времени), брака вдовцов, ненитьбы на вдове.

Анализируя опубликованные, архивные и собственные полевые материалы, автор приходит к выводу, что как родильная, так и свадебная обрядность бачатских телеутов, не выходя в целом за рамки традиционной семейной обрядности тюркоз Саяно-Алтая, тем не менее характеризуется своеобразным набором и сочетанием отдельных обрядовых элементов.

§3 "Религиозные представления и погребальный обряд" рассказывает о синкретичном переплетении и проявлениях в религиозной жизни бачатских телеутов ьамакизма и допашнских культов, христианства и бурханизма.

По шаманистским представлениям Вселенная имела вертикальное и горизонтальное членение и состояла из 5 сфер или зон обитания духов и божестЕ: I) пу йер (эта земля) - земля реальная - место г;ительства человека и духов местности ("ыйык"); землю деркат 4 синих быка; Кэр-йолы (земной путь) - земля воображаемая, опо-ясызашая широким кольцом реальную землю; место обитания духов-"пайана"; обе "земли" закрыты сверху "железной крышкой" - темир капкак; 3) чын-йер (земля правды, истины) - две "планеты", расположенные за горизонтом - места обитания дг/х могущественнейших божеств - Адам'а и Ййй-Хан'а; 4) теуере (Небо), на 16-ти слоях которого живут Ульгени ("Улген") и 5) 2ер-алыс (земля зла): состояла из 9 олоёв и была населена злыми духами ("айна"//"кйрмйо"//

- 17 -

"УзУт"); представления о "преисподней" у бачатских телеутов практически не разработаны.

В работе уточняются имена отдельных мпф:1ч°ских персонажей, дополняются такяшеся в литературе данные о божествах "Кочуган", "мать Бай Улген", "Кудай", "Адам".

3 кскут XIX - нач. П в. у бачатских теле>тов, по материала.',; автора, было до 10 шаманов - "кем" (тг-ркск.)//"удул" (монг.). Лаются основные сведения об этих Езманах, опяскзахи'ся их ритуальные атрибуты - головные уборы, колотушки, бубны ("¡горского типа"). Отмечается (¡акты I) однотипности конструкции оубнов, рисунков ка них и осмысления самих бубнов я рисунков шаманами из различных родоз; 2) истечения на бубен изображений "душ" ездевых животных Улъгекэй - покровителей разных родов, что давало саману возможность "обслукивать" целый ряд тслеутских сеоков.

Ка рубеже XIX-XX вв. в религиозной ж:;лки бачатских телеутов всё большую роль начинало играть христианство. К 1389 г. остава-ло^:. 703 чел., не принявших православие, а к 1915 г. их число сократилось до 368 чел. Хотя основная часть телеутов стала неепть нательные кресты, ставить иконы в домах, ходить з>церковь, справлять христианские праздники, всё же разделение телеутей на православных и шаманистов во многом оставалось чисто внешним: "православные" в случае болезни обращались за помоаья к '¿эканач, "шаманисты" ходил:: в церковь, целовали крест ка 1!асху и т.п. В работе также даётся перечень основных допаманских культов телеутов и, на основе собственных полевых наблюдений, делается вывод о тем, что в настоящее зремя из всего комплекса дошаманских и шаманских представлений сохранились л:ш> некоторые древние культа, внешне проявления которых воспринимаются телеутами как "символ телеутсксй веры", отличительная особенность телеутской культуры.

В отношении влияния на формирование религиозных представлений бачатских телеутов "ак дьан" (белой веры или бурханизма) автором констатируется её наиболее яркое проявление з идее мессианства, связанной с ог.здаемым скорым приходом Ыуни (Щуна-Кан//шуна-кай-ракан//шун$0, отмечается возрождение этих представлений в коггце 1980-х гг.

Предпршшткй анализ имеющихся данных о погребальном обряде бачатских телеутов позволил виявять такие разнородные и разновременные (а том числе и по времени их фиксации у теяеутсв) вло-ментн, как развитые, во многом близкие к тушшскта, шорскя^, яч-

тайским, представления о "душах.''-двсйниках человека и древний, дотюркскз.й, обычай захоронения на деревьях, траурные ритуальные плачи-екгит, близкие по характеру к ногайским, '..винским и др. и представления о гробе-колоде, характерные для нетюркоязычных народов Западной Сибири, намогильные сооружения, имеющие аналоги не только у теленгитов, сибирских татар, башкиров, но и у хантов, коми-зырян и многих других народов европейской части России.

§4 "Устное народное творчество" построен в основном на авторских полевых материалах. Из выявленных II жанров (за основу взяты народные представления) особое внимание было уделено проблемам изучения героического эпоса. Ниболее ярким, развитым и популярным жанром фольклора был героический эпос - собственно героические эпические сказания, лирические эпические сказания и сказания о реальных исторических лицах и событиях. Выявляются все .сказители (кайчы и чбочОкчи) и их эпический репертуар, определяется близость в сметном составе, в эпических антропонимах и т.п. телеутского эпоса с эпическими сказаниями северных шорцев, тубаларов, кызь:льцев, барабинских татар, казахов, киргизоБ и др. Подчеркивается-высокая степень историзма эпического и песенного творчества бачатских телеутов.

В Заключении подведены итоги исследования и обобщены основные выводы. Предпринятый в работе анализ этнической истории, хозяйственного быта и материальной культуры, основных черт общественно-семейного быта и духовной культуры бачатских телеутов в XIX -нач. XX в. позволил определить их значительное культурное своеобразие среди всех тюркоязычных этнических общностей Саяно-Алтая. Одной из основных причин этого своеобразия автор считает сложный этнический состав бачатских телеутов.

Высказываются такке авторские соображения относительно возможности и необходимости рассмотрения бачатских телеутов как самостоятельной этнической общности без подчинительной отнесённости к какому-либо другому народу.

Представляется очевидным, что многие вопросы, в том числе и получившие определённое отражение в диссертации, нувдаются в дальнейшей разработке. Особого внимания заслуживает изучение специфики одевды и украшений, техники плетения из колет, шаманской лексики монгольского происхождения, в целом - шаманизма, жанрового многообразия фольклора, современных этнических процессов и мн. др.

По т-. .е диссертации автором опубликован« следующие работы:

1= "Аби.чцы" в русских исторических документах//' Молодые учёпчэ Кузбасса - 60-летиэ образования СССР. - Кемерово: КемГУ, 1932. - С.90-22 (совместно с В.М.Ккмеезнм).

2. [Горский героический опое// Этническая история ткркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докл. ... по лингвистике. - Омск: изд-о ОмГУ, 1984. - О.33-99.

3. К вопросу о выделении самостоятельного птноса "бачатские те-леуты"// Этнические и этнографические группы е СССР и их роль в современных этнокультурных процессах: Тез. докл. -Уфа, 1909. - С.84-83.

4. Оачильнкй состав сеока Чедкбер у телеутов, куманд;шцэв и ¡лордев// Полевые исследования RI3 народов СССР. Il.iS5-1937 гг.: Тез. докл. науч. сессии. - J;., 1989. - С.44-45 (совместно о З.М.Кпмеевым).

5. Методические аспекты характеристики современного состояния эпической традиции// Полезне исследования ШЭ народов CCCF. I9S5-I957 гг.: Тез. докл. науч. сессии. - Л.,. 1939. - С.78-79.

6. Материалы к своду антропонимов бачатских телоутов// Зсесо.оз-ная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг.: Тез. докл., 4.2. -Алма-Ата, 1990. - С.38-39.

Подписано к печати 05.09.91 Заказ 300 Тираж 100 Объем I п.л. Бесплатно ПМЛ ЛГУ

1990Э1», Ленинград, наб. Макарова,6.