автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Балканский менталитет и изобразительное искусство

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Злыднева, Наталия Витальевна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Балканский менталитет и изобразительное искусство'

Текст диссертации на тему "Балканский менталитет и изобразительное искусство"

ц- щ

¡г

государственный институт искусствознания

МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

ЗЛЫДНЕВА Наталия Витальевна

балканский менталитет и изобразительное искусство

(Проблемы типологии балканской культуры)

Искусствоведение Специальность 17.00.04. Изобразительное и декоративное искусство й архитектура

. .............. Научный......_.......

на соискание ..ученой степени 1 а с; с. ¿'IЙ. йскуастйов^дения

• с&

(регленяе от

присудил ученую степень,

•КТОР.

»

1Ш--

упр^щри^ вак poccf.ii

" Лосева 1998

. V V.» еч Р1 V, Г\ М л

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

г п _

Работа выполнена в Институте славяноведения РАН Официальные оппоненты:

академик, доктор искусствоведения Д.В.Сарабьянов доктор искусств ов едеяия И. Е. Светлов доктор филологических наук Т.В.Цивьян

Ведущая организация - Российский Государственный Гуманитарный Университет

Защита диссертации состоится 1998 г.

в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 092.10.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствоведения в Государственном институте искусствознания Министерства культуры РФ по адресу: 103009 Москва, Козицкий пер., Д.5.

С опубликованными работами автора можно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения РАН (Москва, ул.Вавилова, д.53, корп.2)

°1

Научный доклад разослан

Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения

(С) Государственный . .

Мйнисте

■ знания ..„,._> туры РФ

I.Предмет и задачи исследования

Настоящий доклад представляет собой попытку вывести наиболее существенные закономерности формообразования и художественного мышления народов, населяющих Балканский полуостров (сербов, болгар, греков, румын, и отчасти - хорватов и венгров) на материале изобразительного искусства и архитектуры на широком историческом отрезке (преимущественно 18-20 вв., с отдельными экскурсами в до-классическую архаику) . Задача состоит в выявлении основных зрительных схем и образов, определяющих логику художественного миропонимания и проливающих свет на наиболее важные свойства балканской картины мира, менталитета народов данного региона. Работа не предполагает систематического изложения истории искусства Балкан, равно как и перечисления всех элементов, из которых балканская картина мира складывается. Основная цель исследования - выявление универсалий в балканском искусстве, то есть типичных, повторяющихся на протяжении многих веков тем, формообразов, а также их отношений, из которых как из кирпичиков складывается "портрет" региона.

Научная проблема

Балканы представляют собой уникальный регион Европы. Этнокультурный "ландшафт" этого региона отличается необыкновенной пестротой. Вместе с тем, разнообразие культур и традиций образует здесь исполненное своеобразия целое. Вслед за Т.В.Цивьян можно сказать, что это целое - "балканскость" - состоит в том, что "неуникальные явления складываются в уникальную мозаику". Ментальность народов, населяющих регион, особенно отчетливо отпечаталась в сфере изобразительности. Конгломерат языков и традиций породили здесь особое доверие к вневербальному знаку - изобразительной форме заражения - как тому, что стоит поверх языковых барьеров, зримому и '.сактильно-достоверному. В условиях сосуществования в течение '"аиуельного времени на одной сравнительно небольшой территории ларбдов, говорящих не только на разных, но и удаленных друг от друга .ао своей групповой принадлежности языках, коммуникация могла успешнее ^ествляться посредством зрения, восприятия изображения, нежели средством речи и слова. Изобразительное искусство на всех этапах ?ии выполняло здесь роль интегрирующего фактора в культуре, и о| участие в формировании общей региональной картины мира было вмеримо выше по своему значению в сравнении с ролью

изобразительности в регионах моно-этнического типа. В основе исследования лежит проблема троякого рода:

- выявление связи между закономерностями формообразования и менталитетом на Балканах;

- анализ форм бытования визуальных универсалий в контексте региональной художественной традиции;

- установление зависимости между универсальными мифологическими символами, выраженными в визуальной форме, и поэтикой культуры Балкан.

Изученность проблемы

Накоплен немалый опыт в изучении отдельных явлений, эпох, персонажей в истории искусства Балкан нового времени. В отечественном искусствоведении следует в первую очередь назвать труды Л.С.Алешиной, Е.И.Кириченко, Е.П.Львовой, Г.С.Островского, В.Б.Полевого, И.Е.Светлова, Э.С.Смирновой, Н.В.Яворской. В балканских странах к числу наиболее фундаментальных исследований обобщающего характера, а также глубоких исследований частных явлений, на которые мы опирались, относятся труды И.Маразова, М.Коевой, А.Рошковской в Болгарии,

B.Джурича, К.Балабанова, Д.Медаковича, Л.Трифуновича, Д.Кечкемета, Ш.Бешлагича, М.Венцела, И.Суботич, А.Флакера в бывшей Югославии,

C.Лидакиса, Ф.Гиофиллиса, И.Динакопили, Т.Спитериса в Греции, Д.Григореску, С.Аль-Джордже, Ю. и Д.Данку, К.Имирие в Румынии. Большую ценность представляли также исследования творчества отдельных мастеров и проблем балканского искусства учеными Запада (С.Гейст, В.Чурчич, Д.Моррис, М.Гимбутас, А.Темкин в США, Ф.Бах в Германии, Ф.Конт во Франции) . Эти списки можно было бы многократно расширить.

Вместе с тем, изучение истории искусства балканских народов проходило чаще всего в рамках национального материала, изредка выходя на сравнительно-сопоставительный уровень и очень редко - на уровень проблем регионального менталитета в целом. Балканы как целое традиционно рассматривались почти исключительно в рамках исторической науки, с точки зрения геополитических реалий региона (например, монография болгарского ученого Н.Тодорова "Балканский город 15-19 веков", серия сборников "Балканские исследования", издававшаяся АН СССР, и другие издания).

Новый этап в изучении балканского "космоса" определился современной тенденцией гуманитарного знания к интеграции, потребностью выйти за пределы историко-описательных методик на уровень более широких обобщений, к проблематике национального и регионального

мировидения. В зарубежной науке примером такого подхода являются труды Д.Буркхард (Германия), разрабатывающих целостный подход к балканской культуре. В отечественной науке особая наука -"балканистика" - заняла свое прочное место после появления работ В.Н.Топорова и особенно Т.В.Цивьян, исследовавших психоментальное "Я" региона в языковом, мифопоэтическом и широком филологическом аспектах. Эти работы являются важным звеном в изучении этой культуры с точки зрения структуры текста и семиотического подхода к анализу материала словесности. Важную отрасль интегрированного изучения архаических пластов балканской культуры составили этнолингвистические исследования (Н.И.Толстого, С.М.Толстой). Плодотворные усилия в изучении балканского "психо-космо-логоса" сделаны также Г.Д.Гачевым, работающим на стыке своеобразной поэтико-философской герменевтики и филологии.

Вместе с тем, изучение балканской "картины мира" сквозь .призму изобразительности все еще остается в науке белым пятном. Между тем, разработка проблем, связанных именно с этим аспектом балканской целостности, представляется особенно важной и перспективной.

Новизна исследования

В исследованиях автора доклада впервые предпринята попытка обобщенного описания балканского менталитета посредством анализа закономерностей формообразования в изобразительном искусстве и архитектуре. Новизна исследования состоит уже в самом сближении разноудаленных страт и традицией искусства Балкан, в "сквозном взгляде" на обширный и разнородный материал. Новым является и общий принцип подхода к материалу - выявлении ментальных схем на основе визуального кода. Основные закономерности художественного мышления балканского региона, выведенные на основе данных изобразительного искусства и архитектуры, корректируют и дополняют уже существующие на материале словесности анализы "картины мира" этого региона. "Портрет" Балкан представлен как бы в стереоскопическом виде: общекультурные универсалии даны на фоне локальных традиций, а специфика региональных типов и форм художественного выражения прочитываются в широкой перспективе общих принципов формообразования. Новизна исследования также состоит в перекрестной интерпретации художественного материала: явления балканского искусства Нового времени интерпретируются с точки зрения архаических моделей культуры, а искусство ранних эпох трактуется в связи с последующей традицией.

Кроме того, в докладе содержится ряд разработок, дающих выход

в общую проблематику истории искусства: проблема логических схем и фигур речи применительно к изобразительному тексту (о парадоксе); проблема глубинной семантики неонациональных стилей; проблема продуктивного эклектизма (предтече постмодернизма); проблема соотношения жанров в истории искусств {пейзаж и портрет). Ряд уже давно бытующих в иных областях гуманитарного знания терминов и понятий - "текст", универсалия, поэтика - впервые вводится в научный оборот искусствоведения, раздвигая рамки традиционных методик.

Источники и апробация работы

Доклад базируется на проводившихся автором с середины 70-х годов исследованиях изобразительного искусства и архитектуры балканских народов, начиная с архаических эпох и вплоть до современности, в аспекте балканистики, то есть общей типологии изобразительной формы и культуры региона. Обобщения, сделанные автором доклада, опираются на знания обширной специальной научной литературы, изучение им произведений искусства в музеях, мастерских и частных коллекциях, на археологических раскопках, а также на его опыт многолетнего "живого" общения с памятниками искусства, архитектуры в различных балканских странах.

Проделанная автором работа нашла отражение в монографии "Художественная традиция в пространстве балканской культуры" и в статьях на темы собственно балканского искусства, а также проблем художественной культуры в целом (общим объемом более 40 п.л.). Помимо этих публикаций, основные положения представленного доклада апробированы на многочисленных научных конференциях и семинарах в России, Югославии, Болгарии, Греции, США и Канаде, а также в университетских аудиториях (Central European University, Hungary -1998, МГУ, Россия - 1995, University of Toronto, Canada - 1993).

Практическое значение исследования

Лежащие в основе доклада исследования ориентированы на актуальную задачу интеграции смежных гуманитарных дисциплин. Результаты исследований могут представлять интерес для фундаментальной науки и явиться стимулом для выработки моделей художественного сознания той или иной поли-этнической общности. Конкретные результаты могут быть использованы при подготовке университетских курсов по искусству и культуре народов Центральной и Юго-Восточной Европы, а также того или иного искусствоведческого курса в аспекте культурологии.

Методология исследования

В соответствии с комплексными задачами исследования методология носит комплексный междисциплинарный характер.

Проблема выявления универсалий (стереотипов) балканского художественного мышления ставит исследователя перед методологической задачей двоякого рода. Во-первых, необходимо выявить эти повторяющиеся закономерности в формальном и иконографическом пластах отдельных мастеров и явлений изобразительного искусства Балкан. Во-вторых, необходимо соотнести их с неким фундаментальным основанием, лежащим за пределами собственно изобразительного искусства. Этим основанием является общая схема регионального менталитета - "картина мира". Оба этих подхода к изучению изобразительного материала берутся нами на вооружение.

Балканский регион в нормативную историю искусств входит теми разделами своего исторического прошлого, которые составляют часть крупномасштабных блоков европейской культуры, каковыми, в первую очередь, являются античность и Византия. Для других крупных стилевых формаций, таких, как готика, ренессанс, барокко, Балканы явились областью периферии. Этапы европейской культурной истории прошли здесь как бы по касательной, что, впрочем, не исключает наличия превосходных памятников в отдельных видах искусства в ряде мест региона (исключение составляют памятники византийской культуры, представляющие собой достижения высочайшего художественного уровня). Национальные исследования акцентируют в местной традиции именно это периферийное - локальное и частичное - по отношению к большой традиции, то есть, собственно "речь" той или иной культуры. Вместе с тем, избранный нами объект исследования - балканская картина мира - заставляет выбрать крупную оптику, то есть оперировать масштабом, где конкретное и частное в искусстве уступает место обобщенному -жесткому конструкту. Иными словами, изобразительное искусство балканского региона рассматривается в докладе как целое, а конкретные явления - как признаки, отдельные стороны этого целого. Необходимость взгляда на объект "поверх барьеров", вместе с тем, задана и неоднородностью "корпуса" явлений, где сплавлены воедино разнородные традиции, а также спецификой художественного сознания региона: взгляд "с высоты птичьего полета" призван обеспечить как раз не приблизительность "дальнего прицела", а большую точность, во всяком случае - адекватность, если под этим понятием разуметь возможность охвата предмета в его целокупности.

Мы опирались на накопленный в искусствоведении и культурологии опыт исследования изобразительного материала в аспекте универсалий, с одной стороны, и традиции изучения "картины мира", в частности, балканской "картины мира" - с другой. Кроме того, широко использовались наработки в области локальной истории искусств народов, населяющих полуостров - они складываются, главным образом, из национальных научных школ изучения отечественного прошлого. Следует учитывать, что некоторые области балканской истории искусств являются предметом исследований в рамках целостных искусствоведческих субдисциплин -таких, например, как византинистика, подобно тому, как, например, балканское языкознание и литературоведение в известной своей части составляют предмет классической филологии. Они имеют предмет и задачи, отличные от той постановки вопросов, в рамках которой решались выдвигаемые нами проблемы, и потому методология этих областей использовалась нами в незначительной степени.

В широкой перспективе научной традиции в основу данного исследования положены две ветви искусствоведения: на базе одной из них предпринимались попытки формализации языка описания произведений изобразительного искусства, а также - что непосредственно связано с первым - выявления визуальных инвариантов художественной формы (Вельфлин), на базе второй визуальные инварианты рассматривались в виде иконологических моделей (Панофский). В настоящем исследовании указанные выше методы искусствоведения поставлены в контекст традиций семиотики и ее новейшей модификации - изучения "структуры текста", базовые основы которых заложены представителями московско-тартусской школы, и которые применительно к материалу истории культуры продолжают разрабатываться учеными различных дисциплин - А.Гуревичем и Г.Кнабе в исторической науке, Вяч.Вс.Ивановым, Б.Успенским, М.Живовым и др. в филологии, М.Ямпольским и Ю.Цивьяном в киноведении, А.Байбуриным в этнологии и т.п. В изучении типологии регионального художественного сознания мы также опирались на традиции культурологии бахтинского круга, то есть оперировали понятиями поэтики культуры (Д.Лихачев, Л.А.Софронова).

ОСНОВЫ БАЛКАНСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Предварительные замечания

Прежде чем перейти к рассмотрению типов балканской изобразительности, обозначим корпус понятий, которые мы используем для описания художественного сознания этого региона в снятом виде,

то есть, независимо от формы (изобразительное искусство или литература) его выражения.

Главное свойство балканской картины мира - граничность (понятие предел употребляется нами синонимически). Этими понятиями в контексте предпринятых исследований описывается склонность балканского человека к диалогичности (М.Бахтин) в отборе и понимании явлений культуры, художественных форм, представлений о мире. Следует различать внешнюю и внутреннюю граничность. Внешняя граничность Балкан обусловлена порубежьем геополитического статуса региона, где встретились Восток и Запад и где с древнейших времен проходили главные сухопутные и водные торговые пути, связывающие континенты. Внутренняя граничность Балкан обусловлена неоднородностью (гетерогенностью) этнического состава