автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Балладный "элемент" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сковорода, Елена Витальевна
Введение. С.3
Глава 1. С.10
§1.Проблема "взаимодействия" жанров в художественной системе романтизма.
§2. Общие представления о своеобразии балладного жанра.
Глава 2. Балладный "элемент" в структуре русской романтической исторической повести. С. 46
§1. Балладный конфликт и мотив судьбы в структуре исторических повестей Н.Полевого.С.49
§2. Специфика жанра декабристской баллады.С.74
§3. "Составляющие" декабристского балладного жанра в структуре декабристской исторической повести .С. 87
Глава 3. Балладный "элемент" в структуре романтической светской повести.С. 117
§1. Содержание и своеобразие балладного конфликта в романтической светской повести.С. 123
§2. Особенности балладного конфликта в романтической женской" светской повести.С.141
Глава 4. Балладный "элемент" в структуре русской романтической фантастической повести. С.
§1. Функционирование балладных топосов в структуре русской романтической фантастической повести (топос дома, топос реки, топос леса). С. 166
§2. Содержание и функции балладных мотивов в структуре романтической фантастической повести (кладбищенский мотив, мотив Судьбы, мотив "свадьбы-похорон"). С.207
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Сковорода, Елена Витальевна
Настоящее диссертационное исследование "Балладный "элемент" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века" сопряжено с одной из наименее изученных, но достаточно актуальных в современном литературоведении проблем жанрового взаимодействия как специфической особенности художественной системы романтизма.
Известно, что художественная система романтизма складывается вследствие "взаимодействия" жанров, тем самым она утверждает свой "открытый" характер, проявляющийся в способности сохранять как устойчивые признаки и функции жанров, так и подвижные, изменяющиеся, вступающие между собой в сложные и динамические отношения.
К числу открытых жанров, наряду с лирическими и лиро-эпическими (за редким исключением), относится жанр повести. Это означает, что в его структуру закономерно проникают устойчивые элементы лирических и лиро-эпических форм. Так, к примеру, известно, что на светскую повесть оказала значительное воздействие элегия. Баллада с её спроецированностью на личность и бытие, на сложный внутренний мир человека и не менее сложный внешний мир, помогала выкристаллизовываться исторической, фантастической, светской повести. Отсюда представляется целесообразным посвятить диссертационное исследование проблеме "взаимодействия" баллады и русской романтической повести.
Объектом исследования выступают "элементы" балладного жанра, усваиваемые русской романтической повестью. Соответственно, материалом исследования является баллада и повесть в ее основных жанровых модификациях периода 20-х-30-х годов XIX века.
Учитывая то, что исследуемое время представлено многочисленными, достойными исследования, художественными текстами, мы не стремимся к исчерпывающему охвату материала. К анализу подключены лишь те произведения, которые помогают создать аргументированную картину функционирования балладного "элемента" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы, во-первых, обнаружить поэтологические параметры взаимодействия баллады и повести, во-вторых, осмыслить, каким образом воплощается и функционирует балладный "элемент" в эпическом тексте (на материале романтической повести указанного периода), в-третьих, выявить характер и проследить эволюцию усвоения балладного "элемента" внутрижанровыми дефинициями романтической повести: исторической, светской, фантастической.
То, что мы не привлекаем в диссертационной работе "бытовую" повесть, обусловлено прежде всего недостаточной проясненностью вопроса о ее жанровом содержании. На наш взгляд, было бы правильнее говорить о бытовом элементе в романтической повести, а не о самостоятельной жанровой разновидности.
Мы так же не ставили перед собой целью проследить усвоение балладных "элементов" романтической повестью в аспекте хронологии. Этот вопрос представляется нам другой большой самостоятельной проблемой, достойной отдельного исследования.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертационного исследования:
1. Осмыслить парадигму процесса "взаимодействия" жанров в художественной системе романтизма: взаимодействие = взаимовлияние —► взаимопроникновение —> взаимообогащение; выявить механизм и специфику процесса "взаимовлияния" жанров; рассмотреть "взаимопроникновение" жанров, определить особенности третьего этапа процесса жанрового "взаимодействия" -"взаимообогащения" лирических, лиро-эпических и эпических структур; проанализировать "взаимообогащение" эпических и лиро-эпических структур на материале баллады и русской романтической повести.
2. Выявить и систематизировать жанрообразующие "элементы" баллады - балладный конфликт, балладный мотив Судьбы, балладный герой, балладное "чудесное", балладный хронотоп.
3. Продемонстрировать смещение содержательных акцентов балладного по своей сути конфликта в повестях "О Симеоне, Суздальском князе" и "О Буслае Новгородце" Н.Полевого, обусловленное историческими взглядами писателя; показать следование Н.Полевого традиции балладного жанра на примере функционирования балладного мотива Судьбы в "Иоанне Цимисхии", "Пире Святослава Игоревича", "Повести о Симеоне, Суздальском князе".
4. Определить специфику жанра декабристской баллады и выявить ее "составляющие" - декабристский балладный конфликт, декабристский мотив Судьбы, декабристский балладный герой - на материале декабристской исторической повести.
5. Проявить балладную природу конфликта в романтической светской повести; рассмотреть его существо в структуре романтической "женской" светской повести. С связи с этим, во-первых, пользуясь довольно устойчивым в литературе термином "гендер", объяснить разграничение светской повести на "женскую" и "мужскую"; во-вторых, выявить устойчивую тендерную оппозицию светской женской повести "светский хлыщ1'-мужчина - "непорочная душа"-женщина, которая становится основанием балладного по своей природе конфликта в произведении Е.Ган "Идеал"; в-третьих, осмыслить присутствие в "женской" светской повести балладной "смальгольмской" ситуации, которая как нельзя лучше, рельефнее обнаруживает существо конфликта повести. Проследить ее разрешение на материале повестей "Чины и деньги", "Поединок" Е.Ростопчиной, "Барон Рейхман" М.Жуковой, "Суд света" Е.Ган.
6. Обнаружить подлинно балладную природу "чудесного" в фантастической повести; проявить механизм включения "чудесного" в балладе - балладный хронотоп (систему пространственно-временных отношений в их древнейшем славянском осмыслении); сопоставить его со способом создания "чудесного" в фантастической повести. При этом рассмотреть функцию устойчивых балладных топосов в структуре русской романтической фантастической повести; выявить содержание и функции балладных мотивов (кладбищенский мотив, мотив Судьбы, мотив свадьбы-похорон), которые, наряду с балладными топосами, обеспечивают работу механизма балладного "чудесного" в фантастической повести.
Для большей иллюстративности и аргументированности представить широкое поле текстов обоих жанров.
Выбор художественных источников для раскрытия поставленных в диссертации задач обусловлен тем, что в исследуемых произведениях очень четко фиксируются наиболее типичные для романтической повести "составляющие" балладного жанра.
Это во многом обусловливает то, что, к примеру, в третьем параграфе второй главы, посвященного взаимодействию декабристской баллады и декабристской исторической повести, мы оставляем без внимания целый пласт "ливонских" повестей А.Бестужева. Их анализ дает нам основание говорить об отсутствии в "ливонских" повестях А.Бестужева декабристского балладного конфликта и связанного с ним декабристского балладного мотива Судьбы.
В четвертой главе к анализу не привлекается "дуалистическая фантастическая повесть", в которой "фантастика являлась одной из форм художественной условности: гротесковой, аллегорической, утопической (В.Одоевский, О.Сенковский и др.)1. Нас по большей мере интересует фольклорно-фантастическая повесть, фантастика которой генетически близка балладной фантастике.
Решение поставленных задач обеспечивают сравнительно-исторический и типологический методы в их связи с поэтико-структурным анализом текста.
Исследуемая проблема также требует обращения к смежным областям гуманитарного знания - к философии, психологии, эстетике, культурологии, этнографии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в осмыслении поставленной в ней историко-литературной проблемы, практически не изученной филологической наукой, за исключением наблюдений, связанных с функционированием балладного "элемента" в русской романтической фантастической повести, по преимуществу в гоголевском "Вие".
В диссертации впервые рассматривается балладный топос дома, исследуются на конкретных примерах устойчивые балладные мотивы, а также выкристаллизовывается суть отличия декабристской баллады от традиционной литературной баллады.
Научно-практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут найти разнообразное применение в процессе разработки общих и специальных учебных курсов по русской литературе начала XIX века в вузовской практике преподавания, в руководстве научно-исследовательской работой студентов, включая написание курсовых и
1 Чебанюк Т. А. Фантастическая повесть в историко-литературном процессе 20-х - начала 40-х гг. XIX века. - Автореф.на соис. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1979. С.3-4. дипломных работ. Материалы и некоторые положения работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблемы "взаимодействия" жанров.
Апробация работы. По результатам исследования прочитаны доклады на научно-практических семинарах для аспирантов кафедры литературы ПГПИ им.С.М.Кирова в 1999 - 2001 гг.; принципиальные положения работы и ее отдельные аспекты обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей ПГПИ и заседаниях кафедры.
Основные положения исследования были изложены автором на международной научной конференции "Мир романтизма" (VIII - IX Гуляевские чтения, Тверь, 1999 г, 2000 г.), конференции "Славянский мир: общность и многообразие" (Москва - Псков, 1999), на "Третьих Майминских чтениях" (Псков, 2000), на международной научной конференции, посвященной 200-летию юбилея со дня рождения А.С.Пушкина "Русский язык от Пушкина до наших дней", на XIII Пуришевских чтениях "Всемирная литература в контексте культуры" (Москва, 2001 г).
Структура работы определяется целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Балладный "элемент" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века"
Заключение
Рассматривая функционирование балладного "элемента" в структуре русской романтической повести первой трети XIX века, мы пришли к выводу о том, что баллада с ее спроецированностью на личность и бытие, на сложный внутренний мир человека и не менее сложный внешний мир, была необходима повести как для выкристаллизовывания ее жанровой структуры, так и для решения ею вполне определенных проблем. Прежде всего подтверждением этому выступает романтическая историческая повесть.
Из всех составляющих балладного жанра наиболее типичными для романтической исторической повести становятся балладный конфликт и мотив Судьбы.
Так, природа балладного конфликта, основанная на столкновении личной и официальной этики, сущностно близка рассматриваемой Полевым драматической исторической коллизии "частной воли человека и условий всеобщего бытия". Отсюда балладный конфликт с наибольшей полнотой дает возможность проявиться историческому мироощущению писателя.
Вместе с тем, в произведениях Полевого балладный конфликт претерпевает некоторые изменения, касающиеся смещения его содержательных акцентов. Если в балладе главенствующее положение занимали проблемы личностного характера, то у Полевого, напротив, ведущими становятся проблемы общественные. Соответственно, личностная позиция героя осмысливается автором в призме общественных ценностей.
Переосмысленный Полевым балладный конфликт находит свое наиболее яркое воплощение в повести "О Симеоне, Суздальском князе". Выявлению этого конфликта в тексте повести способствует образ Тимура. С последним связана авторская мысль о необходимости объединения Русской земли, осуществления "условий всеобщего бытия" и ничтожности личных устремлений ("частной воли человека").
Наряду с балладным конфликтом принципиально важным для Полевого является балладный мотив Судьбы, посредством которого писатель воплощает собственные взгляды на историю и жизнь каждого конкретного человека, предопределяемые, по Полевому, Провидением.
Совершенно по-особому опыт балладного жанра усваивается декабристской исторической повестью.
В отличие от Н.Полевого, который скорректировал, исходя из собственной исторической концепции, содержательные акценты балладного конфликта в исторической повести, декабристы первоначально создали декабристскую балладу, отличавшуюся от традиционной литературной баллады сугубо декабристским содержанием, и затем трансформированный жанр нашел свое отражение в декабристской исторической повести.
Аналогично Полевому, в декабристской исторической повести конфликт обусловлен столкновением противоположных этик. Однако в отличие от него, у декабристов происходит нивелирование этого конфликта, поскольку общественное в их сознании выступает либо синонимом личного, либо переживается как личное. Подтверждением этому служат слова и поступки героев повестей Ф.Глинки ("Зиновий Хмельницкий"), А.Раевского ("Василько"), А.Бестужева ("Вечер на Кавказских водах") и т.д.
Вместе с тем, можно сказать, что в повести "Роман и Ольга" А.Бестужева представлен оригинальный, авторский конфликт, маркированный собственно бестужевской транскрипцией любовной интриги, принципиально значимой в тексте повести. Однако это обстоятельство в конечном итоге не воспрепятствовало традиционному - декабристскому - разрешению конфликта в "Романе и Ольге": "бестужевский" конфликт также нивелируется, поскольку личное и общественное являются для автора и его героя равнопорядковыми величинами.
Существенно отличается от традиционной балладной трактовки и декабристское осмысление мотива Судьбы. Если у Полевого (как и в балладе) Судьба - Божественное предопределение, то у декабристов Судьба героев обусловлена историей. Единственное исключение -Зиновий Хмельницкий Ф.Глинки, который ведом по предопределенному пути Провидением.
Подвергается корректированию у декабристов и представление о балладном герое. Для декабристского балладного героя первостепенным делом становится спасение Отечества, осуществление общественных обязательств как глубоко личного дела. Вместе с тем, подобно балладному герою, декабристский герой идет до конца по предопределенному ему Провидением и историей пути.
Составляющие" балладного жанра, главным образом, конфликт, усваиваются романтической светской повестью. Это обусловлено, прежде всего, тем, что существо балладного конфликта органично содержанию романтической светской повести. Примером этому служат повести "Именины" Н.Павлова, "Эротида", "Идеал" Е.Ган, "Испытание" А.Бестужева, "Чины и деньги", "Поединок" Е.Ростопчиной и т.д. Особенно же наглядно балладная природа конфликта светской повести проступает у В.Одоевского ("Княжна Мими" и "Княжна Зизи"). Причем только через сопряжение этих повестей в своеобразную дилогию выявляется степень сложности борьбы, которую ведет героиня со светом, её отвага, сила воли и стойкость характера.
В этом смысле многие из вышеназванных повестей как бы дополняют и углубляют эту дилогию. В диссертации на примере
Эротиды" Вельтмана и "Именин" Павлова рассматривается то, каким образом в герое происходит формирование личности, находящей в себе силы бросить вызов "ненавистному" ей свету. Вельтман предполагает, что "героическая" личность вполне могла быть воспитана в лоне семьи. Павлов же утверждает, что личность "закаляется" испытаниями.
Конфликт светской повести, предельно разработанный В.Одоевским, наполняют особым смыслом писательницы-женщины. Взаимоотношения личности и света они переносят на взаимоотношения мужчины (который в "женских" светских повестях выступает носителем официальной этики) и женщины (носителя личной этики). Героиня в "женских" светских повестях поднимается над низостью, пошлостью "светского" мужчины и бросает ему вызов ("Идеал", "Суд света" Е.Ган, "Провинциалка" М.Жукова, "Чины и деньги" Е.Ростопчина и т.д.).
С конфликтом в "женской" светской повести напрямую связана и балладная "смальгольмская" ситуация. Эта связь обнаруживается в том, что замужняя женщина, преступившая "светские" законы, вступает в борьбу со светом, пытаясь отстоять свою любовь. Как правило, эта борьба, а с нею и конфликт светской повести остаются неразрешенными.
Единственный случай нивелирования последнего был представлен в повести М.Жуковой "Барон Рейхман". Муж прощает жене измену, помогает "безболезненно" вернуться в семью. Это возвращение героини знаменует восстановление её связей со светом, примирение с обществом, что в итоге способствует снятию основного конфликта повести, основанного на столкновении первоначально утверждаемой Натальей Васильевной личной этики и этики света.
На первый взгляд кажется разрешенной балладная "смальгольмская" ситуация и в повести Е.Ростопчиной "Поединок".
Проблема "греха", которая в "Бароне Рейхмане" разрешается благодаря мужу Натальи Васильевны, в этой повести нивелируется смертью возлюбленного Юлии. Сама героиня внешне не выражает горечь своей утраты и не высказывает недовольства в адрес того, кто совершил это преступление. Юлия, как и прежде, пребывает в свете. Она посещает балы, слушает "бальную музыку", ведет себя как и подобает истинно светской даме. Однако под "внешней" светскостью Юлия тщательно скрывает, в отличие от Натальи Васильевны, непреходящую "великую" личную трагедию. Умение обмануть таким образом свет, не допустить его в "свое сердце" может расцениваться в данной ситуации как своеобразный вызов обществу, как внутреннее, пока еще непроявленное, но очень опасное для света противостояние личности.
Эта опасность прежде всего состоит в том, что противостояние личности свету может оставаться "неявным" лишь определенное время; в конечном же итоге возможно его прорастание в открытый конфликт с обществом. Больше того, сильная героическая личность, подобная Зенаиде в повести Е.Ган "Суд света", находящая в себе силы бросить вызов обществу, способна, если не восторжествовать над светом, то посеять среди людей света сомнение в законах, по которым они живут, и заставить раскаяться в "светском" поведении отдельных её представителей, таких, например, как Дмитрий.
Мечту писателей - романтиков о победе личности над светом, пожалуй, удается воплотить лишь А.Бестужеву в повести "Испытание". В воссозданной писателем светской среде появляются люди, которые разрушают установленные нормы и правила и утверждают новые, основанные на добропорядочности, любви и взаимоуважении.
Что касается проблемы взаимодействия жанров баллады и фантастической повести, то, помимо собственно фантастики как связующего звена этих жанров, нами выявлен органичный балладе механизм возникновения "чудесного" в фантастической повести.
Авторы фантастической повести в создании "чудесного" идут тем же путем, что и балладники: через выстраивание художественной системы пространственно-временных координат в их древнем славянском осмыслении.
Топосы в фантастической повести выполняют функцию "кромки", отделяющей мир живых от мира мертвых, жизнь от смерти. Ею мог быть лес (А.Бестужев "Страшное гаданье", М.Загоскин "Ночной поезд", О.Сомов "Оборотень", "Русалка", А.Толстой "Встреча через триста лет"), вода (О.Сомов "Русалка", Н.Гоголь " Майская ночь или Утопленница"); в доме человека границей, разделяющей миры, выступает пол, дверь, порог, печная труба ("М.Загоскин "Пан Твардовский", А.К-ъ "Таинственный туалет", О.Сомов "Киевские ведьмы" и т.д.). Так же, как и в балладе, в фантастической повести пересечение вышеназванных топосов грозит герою гибелью. Выходя за "кромку", обрекают себя на смерть Федор (О.Сомов "Киевские ведьмы"), Бруно (А.Бестужев "Замок Эйзен"), Казимир (О.Сомова "Русалка").
В фантастической повести присутствовала и прямо противоположная ситуация: приход в мир "живых" "нежданных гостей" - жильцов потустороннего мира. Иначе, происходит пересечение "кромки" в обратном направлении: через колодец -старухи ("Лафертовская маковница" А.Погорельского), через дверь -"висельников" ("Пан Твардовский" М.Загоскин), через порог -мертвого цирюльника ("Таинственный туалет" А.К-ъ), через печную трубу - ведьмы ("Киевские ведьмы" О.Сомов), кикиморы (в одноименной повести О.Сомова), и тем же путем возвращающихся обратно - за "кромку".
Вместе с тем, фантастическая повесть расширяет семантическое поле балладных топосов вследствие освоения тех древних представлений о мире, которые остались за пределами балладного жанра. Так, фантастической повестью значительно обогащается балладный топос дома. И происходит это за счет активизации бездействующей в структуре балладного жанра пространственной оппозиции "пол-потолок", являющейся органичным компонентом древних славянских представлений о доме ("Пан Твардовский" М.Загоскин, "Кикимора" О.Сомов).
В соответствии с древним славянским содержанием в фантастической повести происходит обогащение функции главной реалии "кладбищенского" мотива - "блудячего огонька" и, соответственно, самого мотива. Здесь огонек приводит героя не только к могиле - дому усопших (как это было в балладе), но и помогает найти ему клад (О.Сомов "Сказка о кладах", Н.Гоголь в "Вечер накануне Ивана Купала").
В фантастической повести наблюдается устойчивая тенденция к переакцентировке смыслового "напряжения" балладного мотива. Так, для авторов баллад, разрабатывающих мотив судьбы, была важна личность героя, внутренняя сила, достоинство и красота которой проявлялись в столкновении с судьбой. В "Приказе с того света" Сомова принципиальный для баллады типаж героя отодвигается на второй план с той целью, чтобы заострить внимание на другом смысловом аспекте мотива - приятии героем предначертанного как единственной, по мнению автора, возможности заручиться поддержкой Судьбы. Автору важно подчеркнуть, что независимо от личных качеств героя, его силы или слабости, благосклонность Судьбы заслуживает только тот, кто следует по пути, предписанному свыше.
Балладные мотивы в фантастической повести оказались подвержены значительной трансформации. Так происходит с мотивом "свадьбы-похорон", когда была изменена функция жениха-мертвеца, который приходит не за своей невестой, а за ее отцом (М.Загоскин "Ночной поезд"); были сняты такие слагаемые мотива "свадьбы-похорон" как мотив "украдания" невесты, мотив "непосвященности" родителей в тайну любящих; переосмыслена балладная ситуация прихода "любимого" (А.Бестужев "Замок Эйзен"), где, в отличие от балладных героинь, которые ждут живых любимых, Луиза ожидает прихода мертвеца и потому испытывает не характерное им чувство страха). Все эти изменения обусловлены изначальной переориентацией мотива "свадьбы-похорон" на осмысление в фантастической повести проблемы "греха", и, соответственно, приводят к его не-балладному разрешению. В балладе смерть - это венчание, в фантастической повести - это наказание "греха": расплата за сделку с дьяволом (Глинский, "Ночной поезд"), за "греховную" любовь (Луиза, "Замок Эйзен").
Список научной литературыСковорода, Елена Витальевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Альциона. Альманах на 1831 год. - СПб., 1831.
2. Альциона. Альманах на 1833 год. СПб., 1833.
3. Баратынский Е. Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
4. Бестужев-Марлинский A.A. Полное собрание стихотворений. Л., 1961.
5. Библиотека для чтения. СПб., 1834. - Т.1, 4; 1835. - Т.2, 8, 13; 1836. - Т.17,16; 1837. - Т.20,21,24; 1838. - Т.27; 1839. - Т.37.
6. Благонамеренный. СПб., 1821. - 4.XV. - №13; 1822. - T.XVH, №6, 7, 8; 1825.-Ч.ХХХ.-№25,26.
7. Воздушный корабль. Л., 1989.
8. Вестник Европы. СПб., 1821. - №5; 1829. - №1,6; 1830. - №1,2,13.
9. Глинка Ф.Н. Избранное. Петрозаводск, 1941.
10. Глинка Ф.Н. Стихотворения. Л., 1951.
11. Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2. - М., 1959.
12. Козлов И.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1960.
13. Кольцов A.B. Полное собрание стихотворений. Л., 1958.
14. Кюхельбекер В.К. Избранные произведения: В 2-х т. М. - Л., 1967.
15. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.1. - Л., 1979.
16. Майков А.И. Избранные сочинения. Л., 1987.
17. Московский вестник. М., 1828. -4.9. - №10; 1829. - 4.1. - №4.
18. Московский телеграф. М., 1830. - 4.32. - №8; 4.35. - №17; 4.39. -№10.
19. Некрасов H.A. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т.1. -М., 1981.
20. Песни и романсы русских поэтов. М., 1965.
21. Подснежник. СПб., 1829 - 1830.
22. Поэты 1820-1830-х гг.: В 2 т. Л., 1972.
23. Поэты кружка Н.В.Станкевича. М. - Л., 1964.
24. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т.2. - М.-Л., 1938.
25. Рылеев К.Ф. Думы. М., 1975.
26. Северные цветы на 1825 г. СПб., 1825; Северные цветы на 1829 г. -СПб., 1828.
27. Собрание новых русских стихотворений, вышедших в свет с 1821 по 1823 г.-СПб., 1824.
28. Собрание новых русских стихотворений, вышедших в свет с 1823 по 1825 г.-СПб., 1826.
29. Сын Отечества. СПб., 1820. - 4.61. - №21; 1827. - 4.115. - №22; 1832. - Т.32. - №50; 1837. - №1; 1838. - Т.5.
30. Толстой Н.К. Избранные сочинения. М., 1967.
31. Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. М.-Л., 1964.б) Русские романтические повести.
32. А.К-ъ. Таинственный туалет// Московский наблюдатель. 4.5. - 1830. С.235-245.
33. Батюшков К.Н. Предслава и Добрыня. Старинная повесть // Предслава и Добрыня. Исторические повести русских романтиков. М., 1986. С.106-122.
34. Бестужев-Марлинский A.A. Изменник // Бестужев Марлинский A.A. Сочинения в 2-х т. - Т. 1. С. 157-176.
35. Бестужев- Марлинский A.A. Испытание // Русская светская повесть первой половины XIX века. М., 1990. С.15-75.
36. Бестужев- Марлинский A.A. Латник // Бестужев- Марлинский A.A. Сочинения в 2-х т. Т. 1. С.417-464.
37. Бестужев- Марлинский A.A. Лейтенант Белозор // Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения в 2-х т. T.l. С.340-417.
38. Бестужев-Марлинский A.A. Мореход Никитин // Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения в 2-х т. Т.2. С.285 - 318.
39. Бестужев- Марлинский A.A. Роман и Ольга. Старинная повесть // Полярная звезда на 1823 год. СПб., 1822. С. 187 - 260.
40. Бестужев- Марлинский A.A. Фрегат "Надежда" // Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения в 2-х т. Т.2. С.177 -285.
41. Бестужев Н. Шлиссельбургская станция. Истинное происшествие // Декабристы: В 2-х т. Т.2. - Л., 1975. С.280-309.
42. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. М., 1988.
43. Вельтман А. Эротида // Русская романтическая повесть. М., 1980. С.281 - 309.
44. Ган Е.А. Идеал // Русская романтическая повесть. М., 1980. С.435 -483.
45. Ган Е.А. Суд света // Русская светская повесть первой половины XIX века. С.207-271.
46. Ган Е.А. Утбалла. Калмыкия, 1990.
47. Глинка Ф. Зиновий Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия // Декабристы. Т.2. С.102 - 151.
48. Гоголь Н.В. Вечер накануне Ивана Купала // Гоголь Н.В. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. - М., 1985. С.66 -81.
49. Гоголь Н.В. Вий // Гоголь Н.В. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. С.378 -416.
50. Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница // Гоголь Н.В. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1. С.81-109.
51. Дурова Н. Угол // Русская светская повесть первой половины XIX в. С.271 355.
52. Жукова М.С. Барон Рейхман // Жукова М.С. Вечера на Карповке. -М., 1986.С.40-75.
53. Жуковский В.А. Вадим Новгородский // Вестник Европы. СПб., 1803. -4.12. - №23. С.27-190.
54. Загоскин М.Н. Нежданные гости // Вечер на Хопре. Сочинение М.Загоскина. 4.1. СПб., 1857. С.135 - 169.
55. Загоскин М.Н. Ночной поезд // Загоскин М.Н. Сочинения в 2-х томах. Т.2. - М., 1987. С.360 -371.
56. Загоскин М. Пан Твардовский // Вечер на Хопре. Сочинение М.Загоскина. С.56 -106.
57. Калашников И.Т. Изгнанники // Предслава и Добрыня. С.498 544.
58. Карамзин Н. Марфа Посадница, или Покорение Новагорода. Историческая повесть // Русская историческая повесть первой половины XIX века. - М., 1986. С.5 - 98.
59. Кюхельбекер В. Адо // Декабристы. Т.2. С.171 - 198.
60. Огарев Н.П. Отступнице (посвящено Е.Ростопчиной) // Огарев Н.П. Сочинения. М., 1980. С.80.
61. Одоевский В. Княжна Зизи // Отечественные записки. -Т.1. СПб., 1839. С. 3-70.
62. Одоевский В. Княжна Мими // Библиотека для чтения. Т.7. , 1834. С.17-72.
63. Павлов Н.Ф. Аукцион // Три повести Н.Павлова. М., 1835. С.111 -142.
64. Павлов Н.Ф. Именины // Три повести Н.Павлова. С.7 109.
65. Павлов Н.Ф. Маскарад // Подснежник. СПб., 1829. С.123 - 138.
66. Павлов Н.Ф. Ятаган // Три повести Н.Павлова. С. 143 412.
67. Погорельский А. Лафертовская маковница // Новости литературы. Кн. 11., 1825. С.97- 133.
68. Полевой Н. Иоанн Цимисхий // Полевой H.A. Избранная историческая проза. М., 1990. С.27-191.
69. ПолевойН. Пир Святослава Игоревича, князя Киевского// Московский наблюдатель. 4.4., 1835. С.329 376.
70. Полевой Н. Повесть о Буслае Новгородце // Московский телеграф. 4.12., 1826., №23. С.103-123; №24. С.139 192.
71. Полевой H. Повесть о Симеоне, Суздальском князе // Московский телеграф. 4.19., 1828., №1. С.53 -81; №2. С.196-227; №3. С.330-375.
72. Раевский А. Василько в темнице // В пользу и удовольствие. Труды воспитанников университетского благородного пансиона. Кн.1. М., 1810. С.185.
73. Ростопчина Е. Поединок // Очерки большого света. Сочинение Ясновидящей. СПб., 1839. С.77 - 205.
74. Сенковский О.И. Большой выход у Сатаны // Сильфида; Фантастические повести русский романтиков. С.358 -385.
75. Соллогуб В. Большой свет // Русская светская повесть первой половины XIX века. С.345 429.
76. Сомов О.М. Бродящий огонь // Альциона. Альманах на 1832 год. -СПб., 1832. С.153 -156.
77. Сомов О.М. Киевские ведьмы // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.) - Л., 1991. С.174 -188.
78. Сомов О.М. Кикимора. Рассказ русского крестьянина на большой дороге // Северные цветы на 1830 год. СПб., 1829. С.182 - 215.
79. Сомов О.М. Оборотень. Народная сказка // Подснежник. СПб., 1829. С.189-225.
80. Сомов О.М. Приказ с того света // Литературный музеум на 1827 год. -М., 1827. С.165-223.
81. Сомов О.М. Русалка. Малороссийское предание // Подснежник. -СПб., 1829.С.59-84.
82. Сомов О.М. Сказки о кладах // Невский альманах на 1830 год. -СПб., 1830. С.1-154.
83. Толстой А.К. Встреча через триста лет // Сильфида. Фантастические повести русских романтиков. С.657 678.
84. Z.Z. Сборы на бал // Московский Телеграф. 1825. - 4.1. - №2. С.22.1.. Общие и литературоведческие работы.
85. Абаза Г.Б. К вопросу о методе исторической прозы декабристов // Романтизм в русской и советской литературе. Вып.VI. Казань, 1973.С.41-63.
86. Абдуллина Л.И. Проблема автора и авторской позиции в "женской прозе" (на материале русской повести 1830-1840-х гг.) // Проблемы литературных жанров. Томск, 1999. С.211-214.
87. V3. Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе: В 2-х кн. Кн.1. - Владимир, 1998.
88. Арнаутова Ю.Е. Колдовство и колдовские болезни в средние века // Вопросы истории. 1999. - №11. С.158-160.
89. Архипова A.B. Литературное дело декабристов. Л., 1987.
90. Архипова A.B. Проблема национальной самобытности в русской литературе первой четверти XIX века (эпоха становления романтизма) // Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Л., 1976. С.38-79.
91. Архипова A.B. Эволюция исторической темы в русской прозе 1800 -1820-х гг. // На путях к романтизму. Л., 1984. С.215-236.
92. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. М., 1985.
93. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982.
94. Базанов В. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.-Л., 1961.
95. Базанов В. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., 1953.
96. Базанов В.Г. Поэтическое наследие Ф.Глинки. Петрозаводск, 1950.
97. Базанов В.Г. Поэты-декабристы. Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский. -М.-Л., 1950.
98. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. -Петрозаводск, 1966.
99. Балашова И.А. Лирика А.С.Пушкина 1826 1828-х годов (трагедия и ее преодоление). - Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1987.
100. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
101. Башкеева В.В. Русский словесный портрет. Лирика и проза конца XVIII первой трети XIX века. - Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 2000.
102. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953.
103. Белова H.A. Функции исторического анекдота в жанровой системе повествовательной прозы 1800 1830-х гг. — Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Томск, 2000.
104. Беляев Ю.А. ".Надобно знать, что любишь." (Русская историческая повесть первой половины XIX века) // Свидания через века.-М., 1988. С.42-62.
105. Беляев Ю. Эпохи, воскрешенные словом // Русская историческая повесть М., 1988. С.5-24.
106. Беляева H.A. Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и пути развития русской прозы в 40-е годы XIX века. Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1995.
107. Березнева А.Н. Русская романтическая поэма (Лермонтов, Некрасов, Блок). К проблеме эволюции жанра. Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Саратов, 1976.
108. Бессараб М. Жуковский. М., 1983.
109. Бестужев-Марлинский А. "Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века". Сочинения Н.Полевого. М., 1832 // Бестужев-Марлинский А. Сочинения: В 2-х т. Т.2. - М., 1981. С.412-465.
110. Бестужев Н. Воспоминания о Рылееве // Декабристы: В 2-х т. Т.2. -Л., 1975. С.310-330.
111. Библиотека В.А.Жуковского в Томске: В 3-х ч. Томск, 1978-1988.
112. Благово В.А. Поэзия и личность В.Ю.Жадовской . Саратов, 1981.
113. Блинов Г.М., Мельников Г.П. Магические функции славянской игрушки // Человек. 1997. - №2. С.90-102.
114. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т.2. - М., 1970.
115. Бройтман С.Н. "Бесы" Пушкина в свете исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986. С.78-90.
116. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века.-Киев, 1957.
117. Булгарин Ф.В. Ответ на письмо к г-ну Марлинскому // Сын Отечества 1821. - 4.68. - №9. С.63-66.
118. В.А.Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999.
119. Вакуленко А.Г. Эволюция "страшной" баллады в творчестве русских поэтов-романтиков XIX -начала XX веков (от В.А.Жуковского до Н.С.Гумилева). Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1996.
120. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. -М., 1966.
121. Вацуро В.Э. Из наблюдений над поэтикой "Вия" Гоголя // Культурное наследие Древней Руси. -М., 1976. С.307-312.
122. Векшин Г. "То лирный звук, то женский вздох." О русских писательницах XIX века // Памятники Отечества. №28. - М., 1992. С.53-58.
123. Вершинина Н.Л. Идиллические мотивы в русской прозе 1830 50-х гг. //Русская словесность. - 1998. - №5. С.25-30.
124. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. СПб., 1904.
125. Веселовский А Н. Историческая поэтика. Л., 1940.42. Ветхий Завет. М., 1990.
126. Видова О.И. Поэтические функции элегии в лиро-эпических произведениях А.С.Пушкина. "Кавказский пленник", "Евгений Онегин". Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Томск, 1984.
127. Виницкий И.Ю. Старушка на черном коне: (Заметки о языке баллад В.А.Жуковского) // Русская речь. 1993. - №1. С.6 -9.
128. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. -М., 1980.
129. Виноградова Л.Н. "Хорошая" и "плохая" смерть в славянской мифологии // Природа. 1997. - №6. С.88-91.
130. Вишневский К.Д. Балладная строфа // Поэтика и стиховедение. Межвузовский сборник научных трудов. Рязань, 1984. С.10-30.
131. Власенко Г.Л. Становление романтического метода и эволюция авторского сознания в лирике В.А.Жуковского. Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Свердловск, 1987.
132. Власова М. Русские суеверия. СПб., 1999.
133. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М.- Л., 1958.
134. Вольф Шмид Проза как поэзия. СПб, 1998.
135. Геронимус В.А. Поэтика жанров лирики Пушкина 10-ых начала 20-ых гг. - Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1996.
136. Гинзбург Л.Я. О лирике. М. - Л., 1984.
137. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов, 1992.
138. Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В.Гоголя и традиции народной культуры. Волгоград, 1991.
139. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.
140. Гребенюк В.П. Повесть о Темир-Аксаке и ее литературная судьба в XVI XVII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII -нач.ХУШ века). -М., 1971. С.185 -207.
141. Гребенюк В.П. Цикл сказаний об иконе Владимирской богоматери. -Диссерт. в виде науч. доклада на соиск. учен.степ.докт.филол.наук. М., 1993.
142. Грехнев В.А. Болдинская лирика Пушкина. Горький, 1980.
143. Грибоедов А.С. Избранное. М., 1978.
144. Григорьева E.H. Тема судьбы в русской лирике первой трети XIX века. Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Л., 1990.
145. Гришко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1995.
146. Грошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социальные исследования. 1999,-№4. С.71-77.
147. Грязнова А.Т. Средства создания фантастики в романтической сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" // Русский язык в школе. 1997. - №4. С.65-69.
148. Грязнова А.Т. Язык русской романтической прозы (лексико-семантический аспект). Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1994.
149. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
150. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.
151. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
152. Гуляев Н. Литературно-эстетические взгляды Н.А.Полевого // Вопросы литературы. 1964. - №12. С.69-87.
153. Гуляев H.A. О природе декабристского романтизма // Русский романтизма.-Л., 1978. С.37-58.
154. Гусев В.Е. Вклад декабристов в отечественную этнографию // Декабристы и русская культура. Л., 1976. С.80-107.
155. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. -М., 1994.
156. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -Т.2.-М., 1978.
157. Декабристы и их время. Материалы и сообщения. М.-Л., 1951.
158. Декабристы и русская культура. Л., 1976.
159. Декабристы. Новые материалы. М., 1955.
160. Декабристы рассказывают. Сборник. -М., 1975.
161. Дергунова Н.Г. Эволюция русской романтической исторической повести первой трети XIX века (Ф.Глинка, Н.Бестужев, А.Бестужев, А.Корнилович). Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -Н.Новгород, 1994.
162. Дмитриева С.И. Сравнительный анализ мировоззренческих элементов русских заговоров и гаданий // Этнографическое обозрение. -1994. №4. С.66-75.
163. Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. -Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1995.
164. Дом в верованиях и обрядах славян // Славяноведение. 1996. - №5. С.75 - 79.
165. Душечкина Е.В. При мысли о Светлане. Баллада Жуковского в общественном и литературном обиходе // Имя Сюжет - Миф. - СПб., 1996. С.46-56.
166. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. -Автореф. на соис. учен.степ.доктора филол. наук. Спб., 1998.
167. Душина JI.H. История создания "Светланы" В.А.Жуковского // Пути анализа литературного произведения. М., 1981. С.188-194.
168. Душина JI.H. Поэтика русской баллады в период становления жанра. Автореф. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Д., 1975.
169. Душина JI.H. Пушкин и русская баллада // Литературоведение. XXVII Герценовские чтения (научные доклады). Л., 1975. С.33-48.
170. Душина Л.Н. Споры о балладе в пору становления жанра // Литературоведение. XXVII Герценовские чтения (научные доклады). -Л., 1975. С.28-33.
171. Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. -М„ 1994.
172. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
173. Ермоленко С. Баллада Лермонтова в истории русского балладного жанра. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Свердловск, 1983.
174. Ефимова B.C. Мотивы "путь" "древо", "путь" - "река", "путь" -"заблуждение" в русском устном мифологическом рассказе // Филологические экзерсисы. -М., 1993. С.3-16.
175. Жан де Лабрюйер. "Характеры", или Нравы нынешнего века. М., 1974.
176. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII XIX вв. Сб. научных работ. - Л., 1974.
177. Женщина в свете. Извлечения из правил светских приличий // Памятники Отечества. №28. -М., 1992. С.159-165.
178. Жуковский В.А. Письма к А.И.Тургеневу. М., 1895.
179. Жуковский и его время. Л., 1989.
180. Жуковский и литература конца XIX XIX веков. - М., 1988.
181. Жуковский и русская культура. Л., 1987.
182. Журавлева А.И. "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина // Пушкин и его современники. М., 1970. С.90-100.
183. Зайцев Б.К. Жуковский. М„ 1951.
184. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Революционная мысль декабристов.-Л., 1985.
185. Заячковский И.Ф. Животные, приметы и предрассудки. М., 1991.
186. Заяц Е.М. Динамика взаимодействия романной прозы и драмы в раннем творчестве А.П.Чехова. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Томск, 1999.
187. Зеленин Д.В. Восточно-славянская этнография. -М., 1991.
188. Иванов В.А. Русская литературная баллада 1840 1890-х гг. -Автореф. на соиск.учен.степ.канд.наук. - Смоленск, 2000.
189. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. -Л., 1978. С.138-163.
190. Иезуитова P.B. Жених // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов.-Л., 1974. С.35 -57.
191. Иезуитова Р.В. В.Жуковский. Эолова арфа // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С.38-53.
192. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989.
193. Иезуитова Р.В. Из истории русской баллады 1790-х первой половины 1820-х гг. (Жуковский и Пушкин). - Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Л., 1966.
194. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3-х т. Т.1. - М, 1951.
195. Из словаря "Славянские древности". Дом в верованиях и обрядах славян // Славяноведение. 1996. - №5. С.65-83.
196. Илюшин A.A. Вещий Олег и гробовая змея: (О языке стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге") // Русская речь. 1993. - №5. С.З-7.
197. ИЗ. История романтизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790 1825). - М., 1979.
198. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А.Жуковского: (По материалам б-ки поэта). Томск, 1990.
199. Канунова Ф.З. Жанровое своеобразие ранних повестей А.Бестужева // Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск, 1975. С. 81 -100.
200. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск, 1973.
201. Капитанова Л.А. "Вечные двое": Балладный элемент в "Метели" М.Цветаевой // Мир романтизма. Вып.5 (29). - Тверь, 2001. С.201 - 213.
202. Капитанова Л.А. Жанр повести в творчестве М.П.Погодина (20-30-е годы XIX века). Атореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1980.
203. Капитанова Л.А. От чувствительной повести к повести романтической. Петропавловск, 1992.
204. Капитанова Л. А. Повествовательная структура русской романтической повести (20 30-е годы XIX века). - Псков, 1997.
205. Касаткина В.Н. Баллады. Грех // Касаткина В.Н. Здесь сердцу будет приятно. -М., 1995. СЛ13-143.
206. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987.
207. Кафанова О.Ю. Жорж Санд и русская литература XIX века (Мифы и реальность). 1830 1860 гг. - Автореф. на соиск. учен.степ.доктора филол.наук. -Томск, 1999.
208. Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века-Л., 1990.
209. Кирилюк З.В. Фольклор в творчестве Ореста Сомова // Научные доклады высшей школы. М., 1985. С.3-19.
210. Кондратьев Б. Три "жизни" Н.Полевого // Полевой Н. Мечты и жизнь.-М., 1988. С.3-18.
211. Кондрашов С.Н. Одическая лирика Г.Р.Державина (1779 1794 гг.) - Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1989.
212. Коровин В.И. Великий гражданин // Рылеев К.Ф. Избранное. М., 1975. С.3-18.
213. Коровин В.И. Возвышенный певец // Жуковский В.А. Баллады. -М., 1981.С.5-16.
214. Коровин В.И. "Заветные преданья" // Русская историческая повесть первой половины XIX века. М., 1989. С.5-18.
215. Коровин В.И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского романтизма. Автореф. на соиск. учен.степ.доктора филол.наук. -М., 1982.
216. Коровин В.И. Русская баллада и ее судьба // Воздушный корабль. -М., 1984. С.3-18.
217. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1997.
218. Коровин В.И. Фет и его баллады // А.А.Фет. Традиции и проблемы изучения. Курск, 1985. С.5-18.
219. Короткова M.B. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.
220. Криничная H.A. На росстани: мифологема судьбы в фольклорно-этнографическом освещении // Этнографическое обозрение. 1997. -№3. С.32-45.
221. Криничная H.A. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. -JL, 1987.
222. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.
223. Костин В.Г. Повесть периода декабристского общественного подъема // Вопросы развития жанров в русской литературе и УНТ. Ученые записки. Т.77. -Калинин, 1970. С. 3-23.
224. Куницын А.П. Право естественное. -4.1. СПб., 1818.
225. Кусков В.В. Мотивы и образы древнерусской литературы в русской поэзии первой четверти XIX века // Романтизм в славянских литературах. М., 1973. С. 84-109.
226. Кызласов И.Л. Мировоззренческая основа погребального обряда // Российская археология. 1993. - №1. С.98-113.
227. Кюхельбекер В.К. Путешествие; Дневник; Статьи. Л., 1974.
228. Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. М., 1999.
229. Лагутов В.Б. Жанр исторической баллады в русской поэзии 1790 -к. 1830-х гг. XIX века. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1972.
230. Лазареску О.Г. Болдинские драмы А.С.Пушкина: Проблемы поэтики жанра. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. -Петрозаводск, 1997.
231. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. -1989. №10. С. 10-19; №11. С.17-27.
232. Ланда С.С. Дух революционных преобразований.: Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. -М., 1975.
233. Левкович Я.Л. Историческая повесть // Русская повесть XIX века. -Л., 1973. С. 108-134.
234. Левченко O.A. Жанр русской романтической баллады 1820 1830-х гг. - Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Тарту, 1990.
235. Лирическая и эпическая поэзия XIX века. Л., 1976.
236. Листова Т. "Под злат венец встать." // Родина. 1994. - №9. С.104 -107.
237. Литературное наследие декабристов. Л., 1975.
238. Лобыцина М.В. Своеобразие фантастической повести 1820 1830-х гг. (Н.В.Гоголь и В.Ф. Одоевский). - Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1991.
239. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
240. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII н. XIX вв.). - СПБ., 1994.
241. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Литературное наследие декабристов. Л., 1975. С.25-75.
242. Лотман Ю.М. Колумб русской истории // Карамзин Н.М. История государства российского: ВIV кн. Kh.IV. - М., 1988. С.3-16.
243. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб., 1999.
244. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997.
245. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды: Панорама столичной жизни. СПб., 1996.
246. Лотман Ю.М. Пушкин. Библиография писателя. Статьи и заметки. 1960 -1990. "Евгений Онегин". Комментарий. СПб., 1995.
247. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С.525-607.
248. Лужановский A.B. Рассказ в русской литературе 1820-х 1850-х гг. (становление жанра). - Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1991.
249. Мазалова М.А. Проза Е.П.Ростопчиной (Проблема жанра). -Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. Тверь, 1999.
250. Мазья М.Г. Фольклор и проблемы самобытности и народности в произведениях В.К.Кюхельбекера 1830-х гг. // Русская литература. -1986. №4. С. 121-129.
251. Маймин Е.А. Владимир Федорович Одоевский // Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1985. С.5 - 19.
252. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
253. Макаренкова Л.И. Декабристы и Псковский край. Псков, 1975.
254. Макогоненко Г.П. О романтическом герое декабристской поэзии // Литературное дело декабристов. Л., 1975. С.6-25.
255. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба. -Смоленск, 1995.
256. Максимова А. Русские балы // Семья. 1999. - Август (№33). С.17.
257. Максимова М.Ф. Литературная позиция Н.Ф.Павлова. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1995.
258. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.
259. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
260. Маргулис Т.М. Литературная репутация Н.А.Полевого. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1997.
261. Маркович В.М. Дыхание фантазии // Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.) - М.-Л., 1991. С.З -31.
262. Маркович В.М. О лирико-символическом начале в романе Лермонтова "Герой нашего времени" // Известия АН. СССР. Серия литературы и языка. Т.40. - №4. - 1981. С.291-302.
263. Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск, 1975.
264. Мейлах Б.С. Декабристская идея национального возрождения и русская культура начала века // Декабристы и русская культура. Л., 1976. С.7-27.
265. Микешин А.М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады // Из истории русской и зарубежной литературы XI XX вв. - Кемерово, 1973. С.3-29.
266. Милюгина Е.Г. Своеобразие романтического дуализма. Автореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Тверь, 1998.
267. Михайловская Н.М. Нравоописательные повести Одоевского // Вопросы истории и теории литературы. Вып.4. Челябинск, 1968. С.З-16.
268. Миф фольклор - литература. Сб. статей. - Л., 1978.
269. Мифологии древнего мира. М., 1977.
270. Мифологический словарь. М., 1990.
271. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь. -СПб, 1996.
272. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. М, 1987.
273. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М, 1990.
274. Моисеева М.В. Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М.Ю.Лермонтова. Ульяновск, 1999.
275. Морозов В. Д. О мировоззрении Н.А.Полевого периода "Московского телеграфа" // Мастерство писателя и проблемы жанра. -Томск, 1975. С.67-81.
276. Мосалева Т.В. Мужское и женское повествование в русской литературе XIX века // Мосалева Т.В. Особенности повествования: от Пушкина к Лескову. Ижевск, Екатеринбург, 1999. С.188 - 213.
277. Мосолов A.A. При дворе последнего императора. СПб, 1992.
278. Мощанская О.Л. Народная баллада Англии (Цикл о Робине Гуде). -Атореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. Горький, 1967.
279. Мухина З.И. Русская литературная баллада 1830-1850-х гг.: История и поэтика жанра. Атореф. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. - Самара, 2000.
280. Никандров П.Ф. Революционная идеология декабристов. — Л., 1976.
281. Николаева О.В. Об авторе // Жадовская Ю. В стороне от большого света. -М., 1993. С.364-365.
282. Окунь С.Б. Декабристы. М., 1972.
283. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. Ч.З. СПб., 1821.
284. Отто Вейнингер. Пол и характер. М., 1992.
285. Петрунина H.H. Декабристская проза и пути развития повествовательных жанров // Русская литература. 1978. - №1. С.26-47.
286. Поддубная Р.Н. Фантастика "Вия" и мотив "видения распознания" в творчестве Гоголя // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Сборник научных трудов. - Кемерово, 1986. С.98-114.
287. Подольская Г.Г. Функционирование в русском литературном контексте первой трети XX века балладного творчества С.Т.Колриджа и Р.Саути. Атореф. на соиск. учен.степ.доктора филол.наук. - Волгоград, 1999.
288. Полевой H.A. Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого.-СПб., 1846.
289. Полевой H.A. О романах В.Гюго и вообще о новейших романах // Московский телеграф. 1832. - 4.43. С.24 - 28.
290. Полярная звезда: Альманах, изд. А.Бестужевым и К.Рылеевым (1823 1825). Избранные страницы. - М., 1982.
291. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
292. Попов О.П. Заметки о языке поэзии А.К.Толстого // Русская речь. -1999.-№6. С.8-17.
293. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М., 1976.
294. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений.-СПб., 1889.
295. Прийма Ф.Я. Тема "новгородской свободы" в русской литературе к.ХУШ н. XIX вв. // На путях к романтизму. - Л., 1984. С.100-138.
296. Проблемы метода и жанра. Томск, 1986.
297. Прокофьева H.H. Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В.Кюхельбекер, А.Одоевский, А.Бестужев-Марлинский). Автореф. на соиск. учен. степ, канд.филол. наук.-М., 1988.
298. Прокофьева H.H. Своеобразие баллад поэтов-декабристов на темы отечественной истории // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1988. - №5. С. 10-16.
299. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.
300. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
301. Плоссъ Г. Женщина: В естествоведении и народоведении: Антропологическое исследование. Киров, 1995.
302. Пространство и время в искусстве: Межвузовский сборник научн. трудов. Л., 1988.
303. Пульхритудова Е.М. Литературная теория декабристского романтизма в 30-е гг. XIX века // Проблемы романтизма. Сб.статей. -М., 1967. С.232-293.
304. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.
305. Пути русской прозы XIX века. Л., 1976.
306. Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе X XX вв.: этапы истории// Этнографическое обозрение. - 1994. - №5. С.3-15.
307. Пушкинист: Сборник Пушкинской комиссии ИМЛИ им.А.М.Горького. Вып.1. М., 1989.
308. Развитие лирической поэзии и ее взаимодействие с прозой в русской литературе k.XVIII -нач. XX века. М., 1988.
309. Ранчин А. История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии//Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. -М., 1991. С.5-14.
310. Резанов В.И. Из разысканий о сочинениях В.А.Жуковского. Вып.2. -Пг„ 1916.
311. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л., 1958.
312. Романтизм в славянских литературах. М., 1973. С.84-109.
313. Романтизм: Грани и судьбы: В 2-х ч. Тверь, 1998.
314. Ростопчина Л. Семейная хроника (Фрагменты) // Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М., 1991. С.404-412.
315. Русская изба: Внутренне пространство избы, мебель и убранство, домашняя и хозяйственная утварь. СПб., 1999.
316. Русская литература XVIII века: Эпоха классицизма. М., 1964.
317. Русская литература 30-40-х гг. XIX века. Рязань, 1976.
318. Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994.
319. Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. Л., 1976.
320. Русская повесть XIX века. Л., 1973.
321. Русские: Семейный и общественный быт. М., 1989.
322. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2 т. М., 1974.
323. Русский романтизм. Л., 1978.
324. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
325. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII XIX вв. - М., 1997.
326. Самоделова Е.А. Тема смерти в свадебных корильных песнях // Этнографическое обозрение. 1993. - №4. С. 106-123.
327. Сахаров В.И. Романтические повести В.Ф.Одоевского и эволюция русской романтической прозы. Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1976.
328. Сахаров В.И. Русская романтическая лирика как художественная система. Диссер. в виде науч. доклада на соиск. учен. степ, доктора филол.наук. -М, 1993.
329. Сахаров В. Страницы русского романтизма. Кн.статей. М, 1988.
330. Селиванова С.Д. Над пушкинскими рукописями. М, 1980 .
331. Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. М, 1975.
332. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М, 1970.
333. Семенова Е.В. "Высокие" жанры (Стихотворные переложения псалмов, оды) в русской поэзии конца XVIII начала XIX вв. -Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М, 1995.
334. Семенова М. Мы славяне! - СПб, 1997.
335. Семибратова И.В. Типология фантастики в русской прозе 30-40-х гг. XIXвв.-М, 1972.
336. Серман И.З. Ал.Корнилович как историк и писатель // Литературное наследие декабристов. Л, 1975. С. 142-165.
337. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л, 1973.
338. Сидяков Л.С. Наблюдения над словоупотреблением Пушкина ("проза" и "поэзия") // Пушкин и его современники. Псков, 1979. С.125-135.
339. Скатов H.H. Искусство великого синтеза (Об особенностях русской литературы начала прошлого века) // Русская литература и культура нового времени. СПб, 1994. С.3-21.
340. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. -М, 1995.
341. Славянские древности: В 2-х т. -М, 1999.
342. Славянские древности: Этнолингвистический словарь под редакцией Н.И.Толстого: В 5-ти т. Т.1. - М, 1995; Т.2. - М, 1999.
343. Слинина Э.В. Повесть А.С.Пушкина "Цезарь путешествовал." (соотношение поэзии и прозы) // Проблемы современного пушкиноведения. -Л, 1986. С.5-13.
344. Словарь языка Пушкина: В 4-х т. М, 1956.
345. Сломинский А. Мастерство Пушкина. М., 1963.
346. Слюсарь A.A. Баллада А.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и летописное сказание // Вопросы литературы народов СССР. Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 14. Киев - Одесса, 1988. С.27-40.
347. Смирнов Ю.И. Восточно-славянские баллады и близкие им формы. -М., 1988.
348. Соболев П.В. Теория изящного теория действия (о своеобразии эстетики декабристов) // Декабристы и русская культура. - JL, 1976. С.107-143.
349. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. М., 1955.
350. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.
351. Софронова JI.A. Польская романтическая драма. М., 1992.
352. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов. М., 1988.
353. Степанова М.Г. Историческая проза Н.А.Полевого. Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -СПб., 1999.
354. Тихомиров C.B. Во гробе нам судьбой назначено свиданье // Филологические экзерсисы. М., 1994. С. 16-28.
355. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1999.
356. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 30-х гг. XIX века. - М., 1985.
357. Тумилевич О.Ф. Народная баллада и сказка. Саратов, 1972.
358. Тургенев Н. Россия и русские. Т.1. - М., 1915.
359. Турьян М.А. "Странная моя судьба." (Жизненный и творческий путь В.Ф.Одоевского). Автореф. дисс. на соис.учен.степ.доктора филол.наук. - СПб., 1992.
360. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
361. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. Ярославль, 1971.
362. Ученова В. Творчество русских писательниц первой половины XIX века // Дача на Петергофской дороге. М., 1986. С.3-18.
363. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Л., 1989.
364. Фантастика в русской литературе XIX века. М., 1974.
365. Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
366. Фомина O.A. Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф.М.Достоевского.-Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -Самара, 1999.
367. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.
368. Фризман Л. Декабристы и русская литература. М., 1988.
369. Фризман Л.Г. Русская элегия в эпоху романтизма. Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1977.
370. Харитонова В.И. О хождении по огню, воде и странствиях в иных мирах // Этнографическое обозрение. 1997. - №1. С. 116-120.
371. Ходасевич Вл. Графиня Е.П.Ростопчина // Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. -М., 1991. С.416-432.
372. Ходоров А. Эволюция жанра в творчестве К.Ф.Рылеева (Дума -поэма). Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Л., 1972.
373. Чебанюк Т.А. Фантастическая повесть в историко-литературном процессе 20-х нач.40-х годов XIX века. - Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - М., 1979.
374. Черноземова E.H. Система жанров в английской драматургии 80 -90-х годов XIV века. М., 1995.
375. Чумаков Ю.Н. Поэтика "Евгения Онегина" // Известия АН. СССР. Серия литературы и языка. 2000. - Т.59. - №1. С.11-24.
376. Шалпегин О.Н. Своеобразие художественного мира романов А.Ф.Вельтмана. Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. -М., 1999.
377. Шарафидина К.И. Жанр послания в лирике Пушкина. Автореф. дисс. на соис.учен.степ.канд.филол.наук. - Л., 1985.
378. Шведова С.О. Русская проза 1830-х гг. и культурно-бытовой мистицизм эпохи. СПб., 1998.
379. Шикло А.Е. Исторические взгляды Н.А.Полевого. М., 1981.
380. Щепанская Т.Б. Собака проводник на грани миров // Этнографическое обозрение. - 1993. - №1. С.71-79.
381. Юсупов Т.Ж. Развитие русской прозы XVIII века (Проблематика, поэтика, восточные мотивы). Автореф. дисс. на соис.учен.степ. доктора филол.наук. - М., 1995.
382. Эйхенбаум Б.М. О прозе; О поэзии: Сб. статей. Л., 1986.
383. Эйхенбаум Б.М. Проблемы поэтики Пушкина // Эйхенбаум Б. О поэзии. -Л., 1969. С.23-35.
384. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. -Томск, 1985.