автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Башкирская историческая проза и роман "Кинзя" Гали Ибрагимова

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Муртазин, Камса Давлетбаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Башкирская историческая проза и роман "Кинзя" Гали Ибрагимова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Башкирская историческая проза и роман "Кинзя" Гали Ибрагимова"

!

На правах рукописи

МУРТАЗИН КАМСА ДАВЛЕТБАЕВИЧ

Башкирская историческая проза и роман «Кинзя» Гали Ибрагимова

Специальность - 10.01.02 -литература народов РФ

(башкирская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа-2005

Работа выполнена в отделе литературы Института истории, языка и литературы Уфимского намного центра Российской Академии наук

Научный руководитель: академик АН РБ, доктор филологических наук, профессор Г.Б. Хусаинов

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор, почетный академик АН РБ Нургалин Зиннур Ахмадиевич

кандидат филологических наук, доцент Илишева Раиса Хакимовна

Ведущая организация: Башкирский государственный педагогический университет

Ж» ф-^/р^Л 2005 г. в -аЦ^

уОС

Защита состоится 2005 г. в на заседании

диссертационного совета "Д 212.013.06. по защите диссертации на соискание >ченой степени докюра филологических наук в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32 (главный корпус).

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан 2005 г

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор А.А. Федоров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Отражение истории народа в художественных произведениях была и остается одной из ведущих тем литературы. Критики оценивают зрелость литературы именно по развитию исторического жанра. Художественное изображение исторического прошлого занимает особое место и в мировой литературе.

Сама история, как и язык, религия, обычаи и традиции любого народа, является национальным богатством. Все это вместе с материальным состоянием народа определяет силу нации. Важная роль в этом принадлежит художественной литературе, которая способна воспитывать историей. Прежде всего, это историческая проза, темой которой в обобщенном смысле слова является историческая судьба народа.

Историческая тема в башкирской литературе, особенно в последние годы, становится все более актуальной. Писатели-историки в произведениях проникают в разные пласты народной жизни и, философски осмысливая историческое прошлое, ищут ответы на вопросы, касающиеся современного состояния общества. Документальная проза сегодня является целой областью, мощной ветвью литературы с собственной системой жанров, со своими традициями и способами добывания жизненной правды.

Исследование литературных жанров, поэтики жанровых форм и отдельных тематических направлений всегда было в центре литературоведения. В последние годы в башкирской литературе наиболее актуальной становится проблема историзма художественных произведений. В периодической печати появляются критические материалы и отзывы на произведения исторического характера, а также часто публикуются выступления по данной теме ученых-фольклористов, языковедов и историков. Тема исторической судьбы народа в целом занимает сегодня одно из центральных мест в научных кругах ученых Башкортостана.

Доказательством актуальности этой темы в башкирской, художественной литературе и в литературоведении является конференция Союза писателей Башкортостана, проходившая в марте 1996 года. Она была посвящена теме «Взаимосвязь литературы и истории». Основной задачей конференции было акцентирование внимания на большей ответственности писателей перед обществом при освещении исторических тем.

Исследование исторической тематики в башкирской литературе, в частности, литературоведческий анализ первого исторического романа Гали Ибрагимова «Кинзя» позволяет понять этапы становления этой темы, проблемы традиции и новаторства, а также эволюции, поэтики и природы исторического жанра. Поэтому тема предлагаемой работы представляется не только злободневной по исходному материалу, но и актуально значимой для разработки.

Степень разработанности проблемы. В последние годы ведутся научные исследования по различным жанрам и тематическим направлениям башкирской литературы. Особенно важное место занимает основательное изучение многовекового пути развития литературы в целом. Появились труды историко-биографического характера по творчеству видных личностей1, выполнена многотомная коллективная монография по истории башкирской литературы2. На этом фоне отчетливо выделяются исследования, затрагивающие проблемы

~ 3

историзма художественных произведений .

По мнению С. Галина, произведениям народного творчества любой жанровой формы, созданным в разные времена, также присущ историзм.4 Впервые данная проблема в башкирском литературоведении рассматривалась в исследованиях А. Харисова «Башкиры в произведениях Пушкина» (1939). Определение историческому жанру находим в «Кратком словаре литературных терминов»

1. Хусаинов Г. Мухамметсалим Уметбаев. - Уфа: Башкнигоиздат, 1991; Рамагаиов Г. Мажит Гафури. Уфа: Башкнигоиздат, 1991; Идеяьбаев М. Сын Юлая Салават. -Уфа: Китап, 1994 (на баш яз.).

2. История башкирской литерат ✓ры. В 6-ти томах. / Главн.ред. Г.Б. Хусаинов,- Уфа: Китап, 1990-1996.

3. Галин С. История и народная поэзия. -Уфа: Китап, 1996.

4. Там же. С. 5.

(1965) К. Ахметзянова. Изучая вопросы башкирской романистики, Р. Баимов остановился на проблеме исторического романа как жанра художественного произведения. Проблема исторического жанра рассматривается также в исследованиях А.Хакимова, А.Вахитова, В.Ахмадеева, М.Гайнуллина, Г.Хусаинова, Р.Баимова, М.Хамидуллиной, М. Мингажетдинова, Г.Гареевой.

Несмотря на это проблема историзма художественных произведений до сих пор остается в центре внимания отечественной литературной критики. По данной проблеме имеется научные труды и критические статьи таких литературоведов, как А. Пауткина, М. Храпченко, Г. Поспелова, С. Кормилова, С. Петрова, Я. Ахундова, X. Ашрафжанова, Р. Бикбаева. Об историческом романе имеется множество точек зрения, также нет единого толкования термина исторический роман,' есть взаимодополняющие и противоречащие друг другу мнения.2 Наиболее точное определение исторического романа, на наш взгляд, принадлежит М. Кузнецову.3 Обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем.

Первый исторический роман «Кинзя» Гали Ибрагимова, написанный в 70-е годы XX в. является новаторским в башкирской литературе. Хотя в данное время имеется множество отзывов и исследований, но роман в художественном плане еще не изучен. Третья книга фундаментального труда осталась незавершенной из-за смерти писателя и в данное время находится в архиве семьи писателя. Отдельные отрывки третьей книги появились в периодической печати лишь в 2003 году (журнал «Агидель», №4, 5, 6). Мнения исследователей по данному произведению сводятся к следующему: роман «Кинзя» Гали Ибрагимова является первым историческим романом в башкирской литературе (Г. Хусаинов); роман развивает некую усложненную форму историко-биографического, документального романа (Р. Баимов); роман-хроника большого эпического охвата

1. Баимов Р. Судьба жанра - Уфа: Башкиигоиздат, 1984. С. 157.

2. Андреев Ю. Русский советский исторический роман. 20-30-е годы. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1962. С. 5.

3. Кузнецов М. Пути развития советского романа. М., 1971. С. 2.

приближается к жанру эпопеи (Г. Рамазанов); роман богат по национальному колориту (Г. Гареева); роман отражает языковые особенности того времени и эпохи (В. Псянчин).

Хотя имеются различные подходы к исследованию произведения, основной вопрос исторического жанра - проблема историзма в романе не раскрыта.

Цели и задачи. Основной целью исследования является анализ развития исторической прозы, начиная с 70-х годов в башкирской литературе на примере романа «Кинзя» Гали Ибрагимова.

Исходя из основной цели исследования, мы ставим следующие конкретные задачи:

- определить проблемы традиции и новаторства исторического жанра;

- исследовать эволюцию жанра башкирского исторического романа;

- раскрыть исторические основы событий и их художественное освоение в романе «Кинзя» Гали Ибрагимова.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды башкирских литературоведов (А.Вахитова, Г.Хусаинова, Р.Баимова) о национальной прозе, а также научные исследования ученых-филологов России по проблеме исторической прозы и ее месте в литературном процессе.

Материалами исследования послужили произведения исторического жанра башкирских писателей, произведения башкирского устного народного творчества и первый исторический роман Гали Ибрагимова «Кинзя».

Методы исследования. В диссертации использован прием анализа фактического материала в соответствии с поставленной целью и задачами работы, а именно: сравнительный, исторические методы исследования художественных произведений.

На защиту выносятся следующие положения:

- жанровые особенности современной башкирской исторической прозы;

- «Кинзя» Г. Ибрагимова отвечает всем требованиям исторического жанра и является успешным историческим романом - эпопеей.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она в определенной степени вносит вклад в развитие башкирского литературоведения, в частности, в понимание жанровой природы исторического романа.

Ее выводы и результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов, спецсеминаров по изучаемой проблеме, при составлении учебных и учебно-методических пособий по башкирской литературе, а также в практической работе преподавателей словесности.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась в отделе литературы Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, на кафедре общей и тюркской филологии Челябинского государственного университета.

Отдельные положения диссертационной работы нашли отражение в виде научных и научно-популярных статей в республиканских журналах, в брошюрах материалов конференций: I Межрегиональной научной конференции, посвященной 10-летней годовщине Отделения восточной филологии Челябинского государственного университета (Челябинск, 2003), Научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева (Челябинск, 2004).

В результате научного исследования составлена программа курса «Башкирская историческая проза». Она одобрена в отделе литературы Института истории, языка и литературы УНЦ РАН и в 2001 году издана в Челябинском государственном университете. Данный спецкурс вошел в учебную программу, и по ней читаются лекции студентам филологического факультета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее научной разработанности, изложены цели и задачи исследования, подчеркивается новизна и практическая значимость выводов диссертации.

Первая глава диссертации «Жанровые особенности башкирской исторической прозы» посвящена общему обзору данной темы.

Историческая тема - это область художественной литературы со своими жанровыми формами, которая характеризуется своеобразными этапами развития, и имеет свои проблемы. Она призвана выполнять идейно-эстетические, воспитательные и познавательные функции. В условиях сталинизма, когда господствовал вульгарно-социологический подход к художественным ценностям, произведения, отражающие историческое прошлое с точки зрения народного понимания истории, расценивались как националистические, реакционные. Литературная критика 70-х годов справедливо отметила неразработанность исторической тематики в башкирской литературе советского периода.

Во второй половине прошлого столетия в литературе начинается новая волна освоения темы, которая характеризовалась своей объективностью в оценке народной истории и широким охватом объекта изображения. В связи с тем активно обсуждаются вопросы: что такое историческая проза и исторический роман? Чем отличается исторический роман от историко-революционного романа? Что является основным вопросом исторического жанра? Проблемы традиции и новаторства в произведениях исторического жанра. Поэтому в первой главе диссертации мы представили свое видение некоторых из этих проблем.

Культура исторической памяти у башкир была сильно развита еще с древнейших времен. «Знать своих предков до седьмого колена» — таково было требование к подрастающему поколению, и оно должно было стать ее основным правилом жизни. В XIX веке об этом написал в исторических очерках поэт-просветитель М. Уметбаев. По его словам, башкирам необходимо было знать следующее: во-первых, свое происхождение и свою родословную, во-вторых, уметь объяснять названия звезд, и в-третьих, знать предания и народные эпосы. Убедительным доказательством большого внимания историческому прошлому

1. Башкирское народное творчество: Исторический эпос. Уфа: Китап, 1999. С. 6.

2. Уметбаев М. Памятки / Сост.: Г.Кунафин. Уфа, 1984. С. 190.

является фольклорный жанр шежере и литературно-функциональный жанр таварих, которые стали летописью башкирских родов и племен. Эти и другие жанры могут быть признаны истоком исторической темы.

В формировании исторической темы особое место занимает изустная литература и фольклор. Академик А. Сулейманов справедливо назвал фольклор «неписаной историей» народа. Фольклор служит основанием большого числа произведений, башкирской литературы, отмеченных термином «исторический». И местный исследователь башкирского народного творчества Ф. Надыршина сделала вывод о том, что башкирские народные песни в большинстве построены на пересказе исторического события.1 В настоящее время лиро-эпические жанры народного творчества становятся актуальными объектами исследования не только ученых-фольклористов, но и историков, литературоведов и философов. Тем не менее, башкирский фольклорный материал в данном аспекте еще не подвергался целостному изучению.

Среди многочисленных исторических легенд, преданий, песен, байтов больше всего привлекают внимание кубаиры. Историческое прошлое народа нашло наиболее широкое обобщение именно в этом жанре. Ученые доказали историческую базу «кубаиров о батырах». К данной группе относятся такие произведения народного творчества как «Идукай и Мурадым», «Муйтен-бий», «Идель-юрт», «Таргын-батыр», «Кубяк-батыр», «Билял и Дусян», «Карасакал», «Юлай и Салават», «Банк и Айдар-сэсэн» и другие. Эти произведения являются доказательством существования поэтической истории народа с ее объективной оценкой личностей, событий и эпохи.

В диссертации анализируется один из исторических кубаир, отражающих события XVIII века. Кубаир «Карасакал» является произведением биографического характера. В нем подробно излагается достоверная биография исторической личности Миннигула Юлаева. В эпосе Миннигул-Карасакал

1. Башкирские народные песни, песни-предания / Сост.: Ф.Надыршина. Уфа: Китап, 1997. С. 5.

2. Галин С. История и народная поэзия. Уфа: Китап, 1996. С. 5.

предстает как идеолог, сэсэн и батыр, поднявший народ за национально-освободительную борьбу. В кубаире также нашли отражение обряды, обычаи, верования, философия, духовная и материальная культура башкирского народа. В конце произведения делается широкое обобщение исторических предпосылок и причин, поднявших народ на борьбу за свою свободу.

В кубаирах выявлен традиционный образ исторической темы. Таковыми являются образы сэсэнов, которые играли огромную роль в жизни народа. Они являясь представителями изустной литературы, в то же время представляют собой носителей исторической памяти народа. В эпосе «Идукай и Мурадым» - Хабрау сэсэн, в кубаире «Карасака » - Карасакал сэсэн, в других представлены Банк Айдар сэсэн, поэт-сэсэн Салават Юлаев. Современная документальная проза продолжает развивать идеи, проблемы и образы народного творчества, конкретно исторических кубаиров.

В XX веке историческую тему можно рассмотреть, разделив ее на три условных эгапа, и наметить ее основные тенденции развития: 1) с начала XX века до конца 30-х годов - новый этап освоения темы; 2) литература в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода - историческая тема как источник патриотизма; 3) с начала 70-х годов - этап формирования исторической прозы.

Развитие исторической темы в XX веке неоднозначно. Как известно, на нее влияют исторические факторы. Начало века для литературы было переходным в освещении исторической темы. Тем не менее, тема, оставаясь верным своим традициям, продолжала развиваться.

В 20-30-е годы делается попытка создания исторической прозы. Повести и рассказы А. Тагирова «Емелькина гора», X. Абдрашитова «Салават», Т. Мурата «Беглец Шарафи», Ш. Шагара «Таинственная тропа», А. Хабибуллина «Сурагул» обоснованы на различные документы. Повесть А. Тагирова создана на основе документов Пугачевской ставки, а рассказ X. Абдрашитова написан по историческим очеркам историка-краеведа П. Ищерикова. Но в большинстве случаев в основу этих произведений легли фольклорные материалы.

Более активно развивается в этот период историческая драма. Еще в начале века появляются драмы «Защитники Родины» (1912) Ф. Туйкина, «Продажа земли» (1915) Б. Бахтигарея, «Салават батыр» (1919) Ф. Сулейманова, «Карагул» (1919) Д. Юлтыя. Объектами изображения в них являются исторические события конца XVIII и XIX веков. Несмотря на недостаточную разработанность в художественном плане и с точки зрения историзма, эти драмы стали первыми шагами в освоении темы.

В тридцатые годы формируется историко-революционный роман, традиция исторической драматургии продолжает развиваться. Появляются драмы «Карасакал» М. Бурангулова, «Тансулпан» К. Даяна, «Карлугач», «Салават» Б.Бикбая. На этом этапе новаторскими произведениями признаны драмы Б. Бикбая отвечающие требованиям исторического жанра.

Литература в годы Великой Отечественной войны (1941-45 годы) в основном развивалась в малых формах. Писатели обращались к исторической теме как источнику патриотизма. В это период были написаны исторические драмы «Кахэм-турэ» Б. Бикбая, «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова. Произведения художественной публицистики «Земля», «Дружба» Р. Нигмати, малые формы прозы «Инсебикэ-таш», «Митрошкин-камень» Г. Гумара. Основной задачей этих произведений было воспитание чувства советского патриотизма.

В послевоенное время в литературе становится популярным историко-революционный роман. Были созданы роман-эпопея «Иргиз» X. Давлетшиной, трилогия «К свету» 3. Биишевой, «Золото собирается крупицами» Я. Хамматова, «Памятники для живых», «Колос ржи», «Верный конь, добрый молодец» Ф. Исянгулова. Оживляется традиционный жанр хикайат (сказ), подтверждением тому является книга «Шежере» А. Вахитова, где автор устами главного героя аксакала Ахмадуллы пересказывает на основе легенд исторические события, сохранившиеся в народной памяти. Но развитие темы на этом не завершается.

С семидесятых годов в литературе начинается новый этап - этап развития башкирской исторической прозы, почвой для нее послужили исторические кубаиры, драмы и историко-революционный роман. Результатами новых

творческих поисков стали исторические романы «Кинзя» Г. Ибрагимова, «Крылья беркута» К. Мергена, «Северные амуры», «Сырдаръя», «Салават» Я. Хамматова, «Плач домбры», «Кожаная шкатулка» А. Хакимова, «Кровавый 55-й» Г. Хусаинова, «Карасакал», «Кунгак», «В ожидании конца света» Б. Рафикова, «Тафтиляу» Г. Хисамова, историко-биографические книги «Мухамметсалим Уметбаев» Г. Хусаинова, «Мажит Гафури» Г. Рамазанова, «Сын Юлая Салават» М. Идельбаева. Возродился традиционный жанр кисса - «Кисса об Алдар батыре» Г. Хусаинова, возникла историческая гипотеза - «Оседланный конь» Б. Рафикова. Благодаря основательному изучению документальных материалов были созданы исторические картины разных периодов народной жизни.

На этом фоне выделяется роман «Кинзя» Г. Ибрагимова (1919-1989). Он является огннм из первых башкирских исторических романов. Автор всю свою сознательную жизнь посвятил написанию своего главного произведения. Гали Гизетдинович начал писать в 1957-59 годах, когда учился на высших литературных курсах в Москве.Он был тогда учеником мастера исторических произведений, русского советского писателя Степана Злобина, создателя знакового для башкирского общества романа «Салават Юлаев».

Г. Ибрагимов вновь возвращается к генеральной теме башкирской литературы - теме Крестьянской войны 1773-75 годов. Казалось бы, по данной теме написано достаточно художественных произведений, но тема участия башкир в восстании еще далеко не раскрыта. Писатель обращается к полузабытому имени выдающейся исторической личности Кинзи Арсланова, о котором так долго умалчивала история. По ходу сбора материалов для романа автор изучил множество документальных источников, сравнивая все факты, и на основе этого сумел создать новые идейно-художественные концепции.

В исторических документах Кинзю Арсланова именовали по-разному: «Кинзя-абыз», «Кинзя-мулла», «Кинзя-старшина», «главный полковник и главный атаман». Сохранилось шежере башкирского рода Бошман-Кипчак, где встречаем его генеалогическое дерево ( сост. Р. Кузеев «Башкирские шежере» 1960). Имя Кинзи-абыза сохранилось и в народной памяти. Но по сравнению с найденными

документами о Салавате Юлаеве это была лишь малая часть. Поэтому, восстанавливая научную биографию главного помощника Пугачева, писателю предстояло решать множество вопросов истории.

Г. Ибрагимов, создавая исторический роман, использовал всевозможные источники. Автор на основе подлинных фактов восстанавливает историческую хронику событий, биографии исторических личностей и на базе богатого документального материала создает типичные образы того времени. Писателю удалось впервые в истории башкирской литературы разрешить проблему документа и его художественного воплощения на эпическом полотне, где широко обобщается целая эпоха народной жизни.

Историческими основами романа явились нижеследующие материалы:

1) архивные источники (указы, манифесты, письма, донесения, рапорты, судебно-следственные материалы);

2) научные труды и очерки ученых, краеведов и писателей (П.И. Рычкова, П.С. Палласа, И.А. Лепехина, А.С. Пушкина, Р.Г. Игнатьева, Ф.Д. Нефедова, А.Н. Усманова, А.И. Харисова, И.М. Гвоздиковой и др.);

3) фольклорные материалы (кубаиры, байты, песни, легенды и предания);

4) литературно-художественные произведения, созданные в этот период (письмо Батырши к Елизавете Петровне, стихи Салавата Юлаева и др.).

Роман «Кинзя» Г. Ибрагимова является правдивым историческим романом, объективно изображающим события XVIII века. Документ в произведении выполняет формотворческую, познавательную и эстетическую функции.

Подытоживая первую главу, можно сделать такой вывод: историческая проза в башкирской литературе является традиционной. Она имеет, свои глубокие корни и по ходу своей эволюции пережила определенные этапы развития в различных исторических условиях. Основной проблемой исторического жанра является документализм и художественность.

Вторая глава - «История и судьба народа в романе Гали Ибрагимова «Кинзя» -посвящена анализу идейно-тематических особенностей и системе образов произведения.

Роман «Кинзя» в башкирской литературе отличается от других произведений исторического жанра не только своей документальностью, но и масштабным, панорамным изображением героико-трагической страницы народной жизни. Автор в романе своей главной задачей считает объективный и точный показ истории целой эпохи и художественное обобщение исторических событий XVIII века, кульминацией которого была Крестьянская война 1773-75 годов.

В создании романа для писателя-историка Г. Ибрагимова был один принцип, и по этому поводу он сказал так: «Для исторического произведения прототип не нужен. Потому, что герои сами исторические личности: Салават - сам Салават, Кинзя - сам Кинзя. Время, изображаемое в произведении, также конкретная историческая эпоха». Мастерство писателя заключается еще в том, что он сумел показать через частное - общее, через маленькие детали - великое и через простое - сложные события. Главным направлением для него был историко-литературный ориентир. Новаторство произведения заключается и в художественной концепции, и в жанровой форме, и в языке.

Роман состоит из трех объемных книг. «Растоптанный джайляу» - первая книга рассказывает об исторических событиях 1735-55 годов. Вторая книга -«Предводитель своего народа» - продолжает исторические хроники 1755-73 годов. Третья книга - «Сенатор народного царя» - посвящена Крестьянской войне 1773-75 годов.

В таком эпическом полотне центральным героем избран Кинзя Арсланов, но он не главный герой. Образ Кинзи в романе служит как бы «зачином», зеркалом для рассказа о социально-историческом положении народа в историческом Башкортостане.1 Автор изображает героя с четырнадцатилетнего возраста, когда он уже выбрал самостоятельный жизненный путь.

Кинзя Арсланов выступает в романе свидетелем исторических событий, активным героем, личность которого формировалась в народной среде. Поэтому он является плодом народной жизни, живой частицей истории. Главный герой

1. Баимов Р. Судьба жанра. Уфа: Башкирское книжное издательство. 1984.

романа - народ. По сюжетной линии пересекаются различные судьбы людей, они переплетаются друг с другом. Именно поэтому роман «Кинзя» можно было бы назвать «романом судеб». Но главным объектом исследования писателя становится сама жизнь башкирского народа и народно-освободительная борьба всех угнетенных народов России против царского самодержавия.

Образная система романа богата и разнообразна. Можно рассмотреть их таким образом: образ народа в романе, исторические личности, образы женщин в историческом аспекте, традиционные образы и национальные характеры.

Образ народа в романе представляют такие герои, как Каныш, Марзия, Алпар, Танайгул, Тукмуйрык, Гизелбанат, Тузенбикэ, Зарифа, Кункас, Аккалпак, Полина, Гриша, Степан, Иван Грязное, Василий Петров и другие. Их судьбы в романе тесно переплетены и составляют основу развития сюжета. Трагедии, обусловленные социально-политическими и историческими событиями, не обходят их стороной.

В романе автор проводит параллели между семьями, сравнивая и прослеживая их судьбы. Такими являются семьи Арслан батыра, Мырзагул бая и бедняка Каныша. У каждого из них растут сыновья: Кинзя, Алибай и Алпар. Происходит смена поколений. Г. Ибрагимов не только подробно описывает биографию героев. Философское осмысление их жизни становится также предметом его произведения.

Особое внимание уделено женским образам. Гизелбанат, Марзия, Зарифа, Асылбикэ, Аккалпак, Айым, Тузенбикэ, Махитап, Зулейха, Буранбикэ -вот перечень основных героинь романа. Каждая из них обладает своеобразным характером. Хотя все они живут в одно время, но их судьбы складываются по-разному. С одной стороны, очень глубоко, трогательно и убедительно изображены образы униженных женщин - Марзии, Зарифы и Гизелбанат, с другой стороны, мы встречаемся с героическими характерами таких героинь как Зулейха, Аккалпак, Буранбикэ. Хотя в образах Марзии и Асылбикэ имеются общие моменты, но своими характерами они сильно отличаются друг от друга. Здесь автор преследует единственную цель: не искажать историю.

В историческом аспекте образы женщин разработаны в народном творчестве. Эпосы «Алпамыша и Барсынхылыу», «Аддар и Зухра», легенды и песни-предания «Таштугай», «Зулейха», «Гилмияза», «Ашкадар», «Иргиз», «Инсебикэ таш», «Карасэс», «Рассказ Янтурэ» и другие являются тому доказательством. Эти и другие богатые народные источники послужили основой создания типичных женских образов.

Очень ярко изображен образ исторической личности - Кункас сэсэна. Это представитель простого народа, традиционный образ в романе. По замыслу автора его образ сфокусировал героико-трагические моменты и духовную жизнь народа. Основательное изучение дидактических и исторических кубаиров дали возможность писателю реалистически раскрыть природу сэсэнов и их историческую роль в духовной жизни народа. В романе сэсэн - это душа народа, борющегося за счастье и независимость.

В романе особое место занимает образ Арслан батыра и образ Асылбикэ. Эти наиболее колоритные образы наделены национальными характерами. С их помощью автор показывает, что в формировании личности первоэлементом является семья. Именно в такой семье родился, вырос и воспитывался Кинзя. На формирование его личности большое влияние оказали Кункас сэсэн, халфа Кутлуата, Габдессалям. Но в жизни Кинзи Арсланова главным путеводным маяком стал Кункас сэсэн. В романе образ Кинзи анализируется в философском, общественно-политическом и морально-этическом плане.

В романе защитниками и духовными лидерами народа выступают Кункас сэсэн, Арслан батыр, Габдессалям, Батырша Алиев, Кинзя Арсланов, Салават Юлаев, а угнетателями, притеснителями стали Мырзагул бай, Юралы бай, Алибай, Туктагул. Отрицательные герои представлены образами Бирдегула тархана, старшины Яныша Абдуллина, Явгасты Яукея, Аптырака, верно служившими царской России. Социально-исторический конфликт составляет основу произведения.

Кроме обобщенных типичных образов, в романе нашел отражение широкий круг различных исторических личностей, таких как Юлай Азналин, Салават

Юлаев, Габдессалям, Батырша, Селеусин, Петр Аксаков, Емельян Пугачев, Василий Петров, Туктамыш Ишбулатов, Иван Грязное, Афанасий Соколов, Иван Неплюев, Леонтий Саймонов, Алдар Исекеев, Кыдрас Муллакаев, Алексей Тевтелев, академик Паллас, заводчик Твердышев, князь Ураков, Екатерина Вторая и другие, их образы основаны на богатом материале и каждый из них в романе выполняет определенную идейную нагрузку. Например, образ национального героя и поэта-сэсэна Салавата Юлаева достаточно разработан- в литературе. Хотя эта тема является традиционной, Г. Ибрагимов имел дело с новыми данными фактами. Изображая героя с девятилетнего возраста, автор сумел создать роман в романе/ в котором как отдельное произведение представлена биография героя.

Таким образом, по системе образов роман «Кинзя» Г. Ибрагимова можно назвать энциклопедией исторических типов.

Третья глава диссертации посвящена раскрытию художественных особенностей и поэтики романа. Она состоит из шести разделов:

1. Композиционное построение романа;

2. Жанровая форма;

3. Художественные особенности;

4. Психологизм;

5. Фольклорные элементы;

6. Язык и стиль.

В первом разделе данной главы рассматривается композиционное построение произведения.

Роман состоит из трех книг. Каждая книга озаглавлена. 1-я - «Растоптанный джайляу» вышла в 1977 году. 2-я - «Предводитель своего народа» - появилась спустя десять лет, в 1987 году. 3-я - «Сенатор народного царя» - из-за смерти писателя осталась незаконченной. Отрывки из третьей книги были опубликованы (журнал «Агидель», 2003 год, №4,5,6).

Каждая книга состоит из отдельных глав, и все они также озаглавлены. Книги и их главы начинаются с эпиграфа. Такое введение-начало в произведении играет

ключевую роль, тем самым подготавливает читателя к восприятию идейно-тематического содержания. Эпиграфы подчинены требованиям жанра и являются цитатами из различных исторических источников. Композиция романа построена по традиционной поэтике.

Роман многопланов, разветвленная сюжетная линия читателя знакомит с судьбами разных героев. Писатель описывает во все слои социально-политической структуры об'цества. События в романе происходят не только в Башкортостане, но и в казахских степях, на Волге, в Крымском ханстве, в Сибири. Создавая широкую панораму народной жизни, автор подробно' изображает историческую действительность России.

Поэтический арсенал произведения богат. Чтобы раскрыть суть драматических и героико-трагических событий эпохи в романе использованы всевозможные художественные приемы. Произведения народного творчества «Сказ об Алдар батыре», эпос «Кузыкурпяч и Маянхылу», легенды и предания дали возможность взглянуть в духовный мир башкир. Широкое применение воспоминаний помогло сделать экскурс в различные временные пласты, тем самым, создавая рассказ, предысторию событий. Лирические и публицистические отступления в свою очередь укрепляют точку зрения на изображаемые события.

Во втором разделе особое внимание уделяется вопросу жанровой формы произведения. Хотя уже в первой главе диссертации было доказано, что «Кинзя» Г. Ибрагимова является первым башкирским историческим романом, но вопрос до конца не был исчерпан. Проводится краткий обзор историко-революционных романов в ракурсе анализа их жанровых особенностей. Вывод по данному вопросу таков: Гали Ибрагимов, создавая роман, изучил и принял накопленный опыт по историческому жа[ ру, как в башкирской, так и в многонациональной российской советской литературе. Известно, что Гали Ибрагимов сам считал своими наставниками авторов исторической эпопеи «Емельян Пугачев» В. Шишкова и романа-эпопеи «Путь Абая» М. Ауэзова.

По жанровой форме романа имеются различные высказывания (роман-хроника, историко-биографический роман, роман-эпопея). Учитывая

всевозможные подходы, после основательного изучения произведения, включая изучение архивного варианта третьей книги, мы пришли к следующему выводу: «Кинзя» является историческим романом-эпопеей. По мнению А.В. Чичерина, роману-эпопее свойственна многосюжетность, наличие романа в романе, и он создается именно тогда, когда глубокое сознание роли народа ищет своего поэтического выражения1.

В третьем разделе исследуются художественные средства, которые играют немаловажную роль в раскрытии идейно-тематических особенностей романа. Такими являются пейзаж, портрет и диалог.

Первая книга романа открывается изображением весеннего полноводья. Но эта картина, казалось бы, обещающая радостную весть, внезапно изменяется. Неожиданно возникает ветер, затем он превращается в ураган, изменивший весенний лик пробуждающейся природы. Природа рисуется уже в темных красках. Так на первых страницах произведения перед читателем возникает тягостная, тревожная картина, предвещающая трагические события.

Хотя писатель подробно не описывает природу, но краткие штрихи подчинены раскрытию идейно-тематических особенностей романа. Ветер, ураган, лунная ночь, акман-тукман, последний февральский суровый буран в Башкирии - эти и другие явления помогают передать настроение героев, создают фон произведения.

Г. Ибрагимов не увлекается натурализмом, но ищет и находит отдельные жизненные детали, которые раскрывают внутреннее состояние персонажей. Точные портретные характеристики служат созданию колоритных образов. Например, автор изображает портрет Кункас сэсэна всего лишь в нескольких словах: «ослабленный вид», «худощав», «осунувшиеся глаза». Перед нами предстает исхудавший, но оптимистически настроенный образ простого человека. Описание портретной характеристики традиционного образа берет начало из произведений народного творчества. В историческом эпосе «Идукай и Мурадым» есть такая характеристика Хабрау сэсэн:

1. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. пне. 1975. С. 27-28.

«...Воспротивится ль воле страны В могилу ступившие ноги мои, Хрустящие в теле кости мои, Потускневшие в гнездах век Полуослепшие очи мои.»1 Портретная характеристика исторической личности Юлая Азналина дается с позиции другого персонажа. Арслан батыр о нем думает так: «... упитанный, с круглым лицом, очень темпераментный человек... как будто он рожден только для службы в армии, но я не ошибся в выборе друга...», и в этом видим художественное мастерство писателя. Хотя он не дает полного и подробного описания портрета героев, но умеет находить важные детали и штрихи, придающие историческую точность персонажу. В романе портретная характеристика также основывается на различных документах.

Г. Ибрагимов, разрешая глобальные проблемы истории и народа, большое значение придает такому художественному средству как диалог. Важность его в том, что историческая картина еще более детально предстает в отдельных фразах и монологах героев. Четко построенные предложения, отмеченные интонации выявляют индивидуальные особенности. В романе невозможно спутать речь Батырши Алиева и Кункас сэсэна, Марзии и Асылбикэ, Кинзи Арсланова с речью его детского друга Алибая.

Диалог строится всегда на двойственности, противоречивости и остроте, устами персонажей ведутся горячие споры, поднимаются актуальный проблемы общества того времени. Широко используется монолог. В этих случаях автор ставит конкретные исследовательские цели.

В четвертом разделе третьей главы также ставится проблема психологизма. Именно психологизм является показателем зрелости литературы и мастерства отдельного писателя. Г.Ибрагимов в этом вопросе поступает новатором,

1. Башкирское народное творчество. Т. 10. Исторический эпос / Сост. Н. Зарипов. Уфа: Китап,

поскольку психологический анализ его героя достигает небывалого масштаба. Раскрытие «диалектики души» осуществляется в романе с полной зрелостью и глубиной. Этому способствуют композиция, внутренний мир каждого образа и строение речи в романе.

Проблема личности и народа всегда была и остается в центре внимания художественной литературы. Решая эти и другие вопросы, писатель ищет ответы для современного общества. Отсюда сам по себе вытекает вопрос национального характера, национального менталитета. По этому поводу академик Д.С. Лихачев писал: «Нет одного национального характера, есть много характеров, особенно свойственных данной нации».1 Работая по этому принципу, писатель сумел показать жизнь каждого человека как многосторонней, многообъемлющей личности, искал ключи к глубинным особенностям национальной психики.

Пятый раздел третьей главы посвящен исследованию национального колорита романа, который воссоздан благодаря широкому использованию фольклорно-этнографических материалов.

Уже в первой главе диссертации, исследуя исторические основы произведения, было отмечено, что писатель придает большое значение «неписаной истории» народа, которая дополняет и поэтизирует документальную сухость. Устное народное творчество народа в романе использовано с различными целями:

1. Фольклор как историческая основа романа (хронология и описание событий, создание научных биографий исторических личностей);

2. Фольклор как художественное средство (создание индивидуальности языковой характеристики героев, композиция, образность языка и стиля произведения);

3. Фольклор как объект изображения (эпичность в изображении обрядов и обычаев народа).

Такое широкое использование фольклорно-этнографических материалов

позволяет высоко оценить роман и причислить писателя к крупным

1. Лихачев Д. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Русская литература. 1968, №1. С. 138.

исследователям фольклориста.

В шестом разделе третьей главы диссертации исследуются языковые и стилистические особенности романа. Художественное мастерство писателя кроется в языке произведения, так как язык является первоэлементом литературы.

«Кинзя» не только интересен в этом вопросе, но и является образцом в историческом жанре. Новые находки различных документов дали возможность Г.Ибрагимову еще более обогатить лексику романа. Писателем был составлен огромный словарь исторических терминов, где объясняется названия предметов и топонимов, религиозная, военная лексика. Успешно использованы эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы, пословицы и поговорки.

Своеобразность языка выявляется благодаря широкому использованию архаизмов, диалектизмов. Например: абышка, дамелла, акпан, алай, истэк, саруа, янарал, кикел, темен, межрух, там, незир, урдура, йортауай, драгун, паша, ханака, шаруа, жатак, кистей, уругач, иркек, катын, олу^ сурэн, мерхебе, дуле, мегезей, аппын, еберсе, сардар, жуз, талип и др.

Богатство языка достигается не только ознакомлением со сведениями событийного и биографического характера, но содержащейся в языке романа богатой информацией, которая открывает глаза читателю на историческое прошлое. Автор делает попытку назвать все предметы своими именами так, как они употреблялись в XVIII веке. Это ясно видно только из географических названий. Например:

Река Агидель - Акпыу, Река Кама - Супман, Река Дема - Кук из,еп, Гора Урал - Башкорт тауы, Рифей тауы, Азовское море - Аз.ак дикге?е.

Дня автора еще важно, кто и как их назвал. Название Уральских гор передается с точки зрения двух героев Во-первых, Рифейские горы - так называет Анна Ивановна, супруга генерал-губернатора Ивана Неплюева, во-вторых, Башкорт тауы - так говорит Асылбикэ, мать Кинзи Арсланова. В этом вопросе мы видим

абсолютную точность писателя, но это достигается благодаря кропотливой работе с историческими источниками.

Более раннее название Уральских гор автор передает, ссылаясь на труды древних восточных ученых. Об этом писали еще в IX в. Ибн-Саид, а позже другие восточные писатели: Якут, Казвани, ат-Демашки в XIII - XVI в. Хвольсон Д.Х. отмечал, что под словом «Башхарт... находящимся в седьмом климате, они, очевидно, разумели Урал, - Южный Урал, являясь этнической территорией башкир еще с периода раннего средневековья, был широко известен под одноименным названием для гор, страны и народа».1

Доказательством стремления писателя сохранить лексические и стилистические особенности языка того времени является образ Батырши Алиева. Его речь основана на подлинном письме, которое было написано императрице Елизавете Петровне. Автор сохранил языковые особенности героя. Использование архаизмов, исторической лексики и простой речи - все это вместе взятое называется одной из форм индивидуализации языка произведения, а также является показателем богатства языка и лексики писателя, которая связана с его жизненным опытом, общественными и литературными взглядами автора.

В заключение подводится итог исследовательской работы, делаются общие выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования по проблеме историзма в художественных произведениях.

Изображение исторического прошлого в башкирской литературе было и остается одной из важнейших тематических направлений. Оно имеет свои богатые традиции и характеризуется определенными этапами развития. Корни его уходят в глубину веков, истоками которой являются шежере, таварих и кубаиры. Жанровая эволюция исторической темы выглядит таким образом: 1) исторические кубаиры; 2) исторические драмы; 3) исторические романы. Прямым доказательством этому являются одноименные произведения, созданные в разные исторические периоды. Так, например, на основе кубаира «Карасакал» в 1. Умурзаков Г. Древние башкиры. Уфа, 1991. С. 24.

30-е годы написана историческая драма «Карасакал» М Бурангулова, а в 80-е годы создан исторический роман «Карасакал» Б. Рафикова. А также кубаиры «Идукай и Мурадым», «Юлай и Салават» легли в основу исторических драм, созданных а 30-40-е годы и позже исторических романов.

Роман «Кинзя» Г. Ибрагимова, созданный на основе богатого фактического материала, является новым видением исторических событий, возникшим на основе традиционного освоения темы в устном народном творчестве и башкирской и русской романистике. Новаторство романа широко проявилось в идейно-художественной концепции, жанровой форме, поэтике и языке. Панорама исторических событий, нашедших художественное воплощение в романе поражает своим разнообразием и богатством. Фундаментальный трехтомный труд писателя-историка Г. Ибрагимова является объективным, обобщенным поэтическим изображением исторического прошлого башкирского народа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Муртазин К. Д. Башкирская историческая проза. Программа курса и методические указания. - Челябинск: ЧелГУ, 2001.-24 с. (на баш. яз.).

2. Муртазин К.Д. Значение исторической темы // Учитель Башкортостана, 1995. №12.С.29-30(набаш.яз.).

3. Муртазин К.Д. Творчество Г. Ибрагимова // Учитель Башкортостана, 1997. №4.С.28-29(набаш.яз.).

4. Муртазин К.Д. Образ сэсэна в романе «Кинзя» Г. Ибрагимова // Учитель Башкортостана, 1998. №5. С. 33-35 (на баш.яз.).

5. Муртазин К.Д. Традиционные образы в исторической прозе // Ватандаш, 1999. №1. С. 68-72 (на башдз.).

6. Муртазин К.Д. Язык - это своеобразная память народа // Учитель Башкортостана, 2000. №2. С. 62-64 (на баш.яз.).

7. Муртазин К.Д. Историческая тема в башкирской литературе и ее основные проблемы //Ватандаш, 2002. № 1.С. 120-131 (набаш.яз.).

8. Муртазин К.Д. Художественные особенности романа «Кинзя» Г. Ибрагимова // Агидель. -2002. №6. С. 145-147 (на баш.яз.).

9. Муртазин К.Д. Исторические основы романа «Кинзя» Г. Ибрагимова // Материалы Первой межрегиональной научной конференции, посвященной 10-летней годовщине Отделения восточной филологии Челябинского государственного университета: Язык и литература как способы проявления национального менталитета. -Челябинск, 2003. С. 52-63 (на баш.яз.).

10. Муртазин К.Д. Образ Салавата Юлаева в башкирской литературе // Салават Юлаев - руководитель Крестьянской войны 1773-75 гг. на Южном Урале: Материалы научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, 26 февраля 2004 г. -Челябинск, 2004. С. 42-46 (на баш.яз.).

Подписано в печать 23.12.04. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ 405. Бесплатно

ГОУВПО «Челябинский государственный университет 454021 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

Полиграфический участок Издательского центра ЧелГУ 454021 Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 576

( ь »

• Il

■»■ I * ;

1 s У

16ОЕ:П

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Муртазин, Камса Давлетбаевич

Введение.

Глава первая.

Жанровые особенности башкирской исторической прозы.

Глава вторая.

История и судьба народа в романе «Кинзя» Гали Ибрагимова.

Глава третья.

Художественные особенности романа «Кинзя» Гали Ибрагимова.