автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Белорусская литература XV века и древнерусская письменность (летописание, ораторская проза)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Белорусская литература XV века и древнерусская письменность (летописание, ораторская проза)"
А1САДШЮ1 НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОРДЕНА ДРУЕШ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУГЛ ¡ШШ ЯШ ХУЛАМ
На правах рукописи
Г/.ЗАКОНА Татг гша Петровне
БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХУ ВЕКА И .ДРЕВНЕРУССКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ /ЛЁТОППСАНЖ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА/.
Специальности: 10.01.03. — Литере-ура народов СССР 10.01.01. — Р/еская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Минск 1991
Работа вшо таена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени В.И.Ленина
Лаучный руководитель; кандидат филологических наук, доцент Короткая JI.JI.
Официальные оппоненты: доктор фклологических наук,
профессор Мальдас A.n.;
доктор филологических наук, . профессор Кусков В.В.
Ведущая организация: Брестский педагогический институт им. А.С.Пушкина
Защита состоится 1ЭЭ1 г. в^^Гзов
на заседании специализированного совета Д.006.16.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы имени Янки К;т1алы АН Республики Беларуси /220072, Минск, Ленинский проспект 66/.
С диссертацией молено ознакомиться в Центрально? научной библиотеке имени Якуба Колеса АН Республики Беларусь.
Автореферат разослан jggi г.
Ученнй секретарь . _______
специализированно! j совета ЛЦии^ы М.И.М}линисий
Иьотитут литературы имени Я.Купалы АН Республики Беларус.., I99X
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Духовное возрождение нашего общества и процессы демократизации заново постаьлли вопрос об истоках национальных культур, о силе и плодотворности художественных ценностей и традиций. Необходимым условием постижения сущности литературного наследия является осмьсление неразрывности прошлого, настоящего и будущего, того сплава традиции и нова-'., торства, "в точке скрещения" которого "возникает новое творенье как исторический момент жиеой современности"/Р-Вей-ман/. ..."
Актуальность диссертации определяется в контексте современных научных исследований. Выбор диссертационной теш . . обусловлен недостаточной разработанностью проблемы преемственности и взаимовлияния в развитии древней литературы, значения древнерусских литературных традиций на раннем этапе становления белорусскок литературы.
Цель работы. Основной целью диссертационной работы являемся исследование творческого развития определившихся в литературе Киевской Руси прогрессивных традиций патриотизма и гуманизма, становления основных жанров /летописание, ора-' горская проза/ и сталей в белорусской литературе ХУ в.
■Методологической основой диссертации является философское представление о преемственности я взаимосвязи как научней закономерности. Работа выполнена в русле конкретно-исторического принципа изучения древней литературы. Наряду с этим использовался и принцип типологического сравнения.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что на материале двух популярных жанров древней литературы, летописания и ораторской прозы, показан характер творческого освоения белорусскими книжниками ХУ в. достижений древнерусской литературы. Непосредственное воздействие древнерусских летописей на идейную и жанровую природу Белорусско-литовской летописи 1^46 г. показано посредством исследования литературных принципов в изображении исторических событий, в создании художественных
образов героев, в использование стилистических приемов и художественных средств. ...... .......
Впервые в белорусском литературоведении основательно- исследованы произведения Григорга: Цамйлака, созданные- им в Великом кн/. :есгве Литовском /1414 — 1419 гг./; показана история их распространения на русских.и белорусских землях. Ораторская.проза писателя белорусского периода рассматривается в контексте времени и типологически.сопоставляется, с произведениями Илариона, Кирилла.Туровского ршфгчш Премудрого. Зри этом проводится мысль о том, что стиль "плетения словес" нэ мажет возводиться только к южнославянскому влиянию, ато явление было обусловлено развитие!.; нашей национальной литературы.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит и том, что результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах вузов по истории древнебелорусской и дрегнерусской литератур, а также при издании памятников 1У в., написании учебников, составлении программ. . ......
Апробация работы. Работа была обсугдена на совместном заседании иа^эдр русской классической литературы и бело- . русской литературы филологического факультета Белгосуни-верситета имени В.И.Ленина, на заседании отдела дооктябрьской . литературы АН Республики Беларусь. Отдельные положения диссертации освещались :.а Всесоюзной конференции историков-славистов / Минск, 1963 г./. научном коллоквиуме "Христианизация Руси и белорусская культура"Дйнск, 1988 г./, на конференциях молодых ученых университета, в пяти научных публикациях.. ...
Структура -работы. Композиционно диссертация "■остоит из вгэдения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
СОДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во ьведенш; определена оснсвн я проблематика работы, ука-?чнк основные методы и принципы исследования, кратко рас-
смотрена история вопроса и дала общая характеристика белорусской лптчратуры ХУ в.
В пеовой главе - "Летописание" - показано значение богатого идейно-художественного опыта раннего восточнославянского летописания периода Киевского государства для возникновения белорусско-литовских летописей ХУ г., в которых нашли талантливое отражение основные закономерности внутренних процессов белорусской литературы период ее становления. В II — XII вв. сформировались основные идейные постулаты восточнославянского летописания - патриотизм; гражданстве няооть; его художественное своеобразие - погодний принцип изложения, связь с фольклором, с деловой письменность!) и т.д.
В первой трети ХУ в. в Великом княхестве Литовском бил создан первый общегосударственный памятник - Белорусско-литовская летопись 1446 г. В этом произведений средневековья получили своеобразное изображение процессы политической, социальной и культурной жизни белорусской, русской, украинской и литовской народностей, которые в силу внутреннего экономического и социального развития входили в состав единого государственного объединения.
Протограф Белорусско-литовской летописи 144В г. до сих пор не известен, поэтому ее исследование в аспекте теш диссертации произподалось по спискам более позднего периода - Кикифорсзскому /1У з./, Сулрасльскому /первая половина Г/1 в./, Академическому /ХУ1 в./, Слуцкому /П1 в./, которое предстазля-ог две редакции памятника. Л.Л.Маратов, З.Л.Чемерицкий и Л.С.Лурье убедительно доказали, что белорусские ккажники посприк/л-алк "Повесть вр^г.'.енчых лет" через посредство русских летописей /Новгородской 1У, Софийской I, СклгснсЕсжол, отчасти Никоновской, Московской летописи Фотия конца 20-х годов ХУ в./.
Авторам Белорусско-литовской летописи 1446 г. бил близок и созвучен ос&ий патриотический па<3оо и многие идеи древнерусской лигера.уры /утверждение сильной княжеской власти, осуждение мелдуусобиц, братоубийственных войн/; .высоко ценили они н ез художественные достижения.
Известно; что летописание на исконно белорусских землях имеет довольно длительную историю развития. Гипотезы историков Л.В.Алексеева, В.Т.Пашуто, В.Н.Татищева и литературоведа В.Л.Чемеридкого о существовании так называемой Поломкой летописи отличаются убедительностью аргументации я научной доказательностью.
Диссертантка проанализировала известия о Полоцке и о деоельнсоти полоцких князей в "Повести временных лет" и в русских летописях Х1У — ¿711 вв. /Илагьевской, Лавренть-евской, Никоновской, НикиноровскоЯ, Новгородской 1-ой, Новгородской 4-ой, Псковской 2-ой, Софийской I-oti, Троицкой/ и считает, что отдельные записи о событиях полоцкой, земли появились в Полоцке уже в конце XI - начале III вв. Не исключено, что великая просветительница белорусского народа Евфроснаьл Полоцкая продожила описание наиболее значительных событий /сохранились в Ипатьевской летописи под 1158, 1160 — 1162, 1167 гг./, уделив основное внимание деятельности Рогволода Борисовича.
Из сохранявшихся записей об истории полоцкой земли явствует, "что древних авторов занимали главным образом события политической историк княхестза. - отношения между князьями, борьба с внешними врагами и т.д. Библейские мотивы при изложении событий собственной истории проявляются очень слабо.
Идейно-художественное своеобразие Белорусско-литовской летописи 1446 г. состоит в том, что традиционные элементы летописного повествования обретали в ней свежесть и новизну, хорошо служили реализации основной идеи - утверждению Великого княжества Литовского как одного из ведущие центров объединения восточнославянских земель в Х1У — ХУ вв. .
Белорусские летописцы оригинально сочетали приемы погодного расположения материала - главного организующего принципа киевско-новгородского летописания - и хроникального, доминирующего в Галицко-Волынской летописи. Мысль представить местную историю /"Летописец великих князей литовских"'/ как продолжение истории Древней Руси /"Избрание ле-
тошюания изложено вкратце"/. равно них и те покуйте приемы, которыми это было сделано, - принадлежит белорусским авторам, При этом прослеживается нрнмаи причастность летописцев ко веем изображаемым событиям, их сродство со сво-т временем и проистекакцая отсгща ясность понимания, глубоко осмысленная и целенанранленнал свобода я обращении с .' истораче и«им материалом.
Составители первого белорусского свода сознательно опускали негативные факты соостпошюй. истории - описания мятежей, раздоров в Великом княжестве Литовском. И ходе анализа подбора 'л подачи исторических фактов, вклгтссшх в летопись, прослеживаются общественно-политические ьозэрения бе--дорусских авторов. ¡¡лаетичсску» выразительность погодным записям придаыг рассказу о крупных исторических событиях, княжеской борьбе и народных иоссг&кяях, щелоченные в-древнерусские летописи и в Ь'елоруеско*-л1{хопскуп летопись 1446 г,. Все рассказы нонелики, но в ка<дом просвечивает одна мель -забота с судьбе родноР. земли.
Сравнительны;; анализ средств изображения воинских эпизодов в Белорусско-литовской летописи I440 г. и в древнерусских летописях /Никоновской, Новгородской 4-ois Симеонопекой, Софийской 1-ой/ наглядно показывает, что белорусские '• летописцы широко использовали сюжетные повторы, стилистические формулы и приемы, слсхишаеся о давности. При этом местное латриохячзское чувство белорусских авторов тесно переплетается с чувством общерусского патриотизма, когда речь идет об иноземных наииствилх /¿аосказы о монголо-татарских завоевателях/, '.'.ногочнолеши-.'е реминисценция из церковных книг пиыогалп угвергаенпп определенных идей, являлись дополнительным украшением к 'гшателыю продуманному и искусному повэствоЕаиии.
.Характерной особенностью Белорусско-литовской летописи 1446 г. является внимательное отношение автора к социальным проблемам современности. В летописных известиях 1332 г., IUGb г., I36C г., 1420 г., M3G — Г438 гг. приводятся факты голода и народных бедствии. Ярко выраженной публицистической направленность» отличается рассказ "О восстании чер-
них людей в Смоленске" /1.440 г./. Сочувствуя "черному люду" -"кузнецам, ксжемякам, перешевникам, мясьникам, котельникам", автор осуждает князей, уничтожавших селения и безнаказанно убивавших людей. Картины .голодной смерти и . суровой зимы, обрамляющие это^' рассказ, еще более усиливает повествование с трагическом положении народа, являются своеобразным фоном изображения.
В конце XIУ — первой половине ХУ вв. Великое княжество Литовское дерехйшло период внутренних феодальных распрей и борьбы за престол великого князя, поэтому чрезвычайно актуальным был призов летописцев к единству и сплоченности князей. Авторская позиция отчетливо прослеживаемся в изображении идеальных отношений между.Кейстутом к Ольгер-дом /в древнерусской литературе принцип старшинства впер-вне провозглашен князьями Борисом и Глебом/. Раскол в родственные отношения вжклт Дгайло, козарсгво которого изображено динамично и ярко. Любимый, сын Ольгерда, получивший после смерти отйд "великое княжение", из-за эгоистических побуждений предает, а затем и убивает Кейстута - "дяду своего", которого он пригласил к себе. /Этот .лотив встреча ется и в "Довести временных лет" под 1068 г., когда Изясла Святослав и Всеволод заманивают к себе Всеслава Полоцкого с сыновьями, а затем сажают их в темницу/ Счастливый случай спасает от Ягайлы и князя Витовта.
С списания злодеяний Ягайлы в Литовской земле начинается в Белорусско-литовской леуопйси 1446 г. ряд рассказов о княжеских преступлениях, жанра, широко распрозтранонного в древнерусских летописях. Известно, что-первыми произведениями, в которых обличались княжеские преступления, были рассказы об убиениг Бориса и Глеба, об ослеплении Василька Теребоьльского.1
В белорусско-литовской летописи особой живостью и доку-■ ментальностыо изложения отли^ется рассказ о зверствах в Орше 1л Мстиолавле Андрея Полоцкого и С югослава Смоленског которые "на миру много зла сотвор"ша хрестянемь, не челов£ ческ^' а ни хрестянскаи мучша хрестяль, иже ни в поганых
I. См.: Допчев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значен :е. М. - Л., 194..-С.215 - 217.
8
ратех то не сльшах таковых мукь мучаде хрестянь".1
Как и Святополка, ослепившего Василька 'Геребозльского, Святослава Смоленского ждет возмездие: Святополк погиб потому, что нарушил крестоцелование; Святослав был также убит "бо;;гаею помощью". Если автор "Повести временных лет" насилие, совершенное Свдтополком и Давидом над Васильком Теребовльским, интерпретируем как проявление дьявольских козней /"вл!з£ сатана некоторым то белорусские ле-
тописцы причину зла видят в самих князьях, которые вели себя "яко св£рииие зверке, аки не христяне".
С особой тщательностью белорусские авторы отбирают из русских летописей ра?сказы о патриотически настроенных князьях ~ Юрии Всеволодовиче и Василии Констаитиногиче, которые приняли мученическую смерть за русскую земли, "за веру христианскую". Повышенный интерес к человеку, характерный для конца Ш — начала ХУ вв., чугствуется в характеристике Василия Константиновича - кроме красивой внешности, особо подчеркивается доорота кчязя к своим подданным. Сочетание абстрагирующей и конкретизирующей тенденций придает герои особую привлекательность и гармоничность. В эпизоде казни Василия Константиновича в стане врагов чувствуется утрата церемонкальности, отсутствуют длинные речи, молитвы и плачи /в Новгородской 4-оя летописи этот эпизод изображен о соблюдением церемониальных форм/.
Традиционный плач, выступающий в Новгородской 4-ой летописи важным композиционным элементом, передан белорусским летописцем предельно кратко, мотив скорби по Василии Константиновичу усиливает образное сравнение: "И б{~ плачь ве-ликъ во всзкьгороде, рндакие невголимо, и жалосныя слезы изливаю! быта, яко вода мнгго безьм4риа". Сочетание библейского символа "вода" /уподобляются СЕЯтые и их подвили/ с гиперболой "много безыгёрна", используемой в качестве сравнения, позволяет летописцу материализовать божественное начало в образе Василия Константиновича и этим усилить трагизм рассказа,
I. Полное собрание русских летописей. Т.35. - М., 1Э80. -С.64.
В лучших традициях энвдейкгического красноречия лето- .. дисци создают "Похвалу Штовту", которая вошла во все списки первого свода, списки Красинского, Ольшевского, в."Хронику Великого княжества Литовского и йемойтского", во многие исторические сборники ХУ1 — ХУП веков. Творчески исноль'оуя раириботшпш!! и лите^туро Киошкого периода метод абстрактной идеализации, белорусский автор создал незаурядное художественное произволение. Своим торхественишл тоном, стилистическими фигурами и тропами /символика, метафоры, ритмичеагая организация текста, эпитеты/ "Похвала" восходит к ораторскому стило Ллариона, ¡{прияла Туровского, Климента Смолитича, похвалам князей в "Повести временных л«т" и Галшцш-Волынской летописи.
Обещает внимание истолкование летописцем отношений Битов-та с. ЗодотоЯ Ордой, Известно, что авторы многих русских летописей особо выделяли тот момент, что половцы и монгола-татары боялись русских князей и их дружинников. Так, в Ипатьевской летописи указывается, что "им же /Романом/ половцы д£ти ртушааху", 1 в "Литии Александра Невского" подчеркивается, ко1'да Александр ездил к Баткю, то "... жены ыоявидский волошати д£ти своя, ре куце: '"¿деть князь Александр Яросдавичь"? а Софийской 1-ой летописи акцентировано внимание ш том, что татары, "наипаче ке бояхусн князя . Мрья Васильевича, понеже бо имени его трепетаху".® Белорусский летописец также указывает на признанный авторитет Ви-... товта: "татарслсие цари не сьмеяше разгяевати славнаго оспо-даря,великого князя Витовта, дабы не от его руки поставим 1шь царя, и послаша с великой честию и просиша у него царя /С.59/.
По мысли автора, личность Витовта и судьба Великого княжества Литовского находятся в тесной зависимости. В иэвест-
1. 'Полное.собрание русских летописей. Т.2. - СПб., 1808. -С. 813.
2. Гудзий К.К. Хрестоматия но древней русской литературе • XI - ХУП веков. - М., 1955. - С. 160..
3. Полное собрание русских летописей. Т.6. - СПб., 1853. -С. 31.
ной мере, это характер трагедийный, а тшсой образ обладает возвышенными чертами и выражает отдельные существенные стороны идеалов автора. Характерно, что а Сунрасльском, Академическом и Никифоровском списках описание событий 1430 г. /о подготовке к неудавшейся коронации Ц.гговта, о его смерти и "Похвала"/ следует после отрывка из "Повести временных лет": "Гека Днепр течеть у море Нонсшьскои, и Днепр течеть из Оковского л£са и потече на полудень. А Двина ис того хь л4са течеть на иольнощь, и вниде во море Ш-ряяьское. И Волга течеть иеь того не л1са а котечеть на востокь..." В систолическом описании русских рек, выдержавших набеги половцев и монголо-татар, но но утративших сво-' ей красоты и величия, - вера летописца в торжество объединительной политики Витсвта, в будущее Великого княжества Литовского.
В "Повесть временных лет" л Белорусско-литовскую летопись 1445 г. включены документальная, иллюстративная к сгасетная прямая речь, внутренние монологи. Княжеские речи /Битовта, Андрея Саковича и др./ отличаются лаконизмом и ритмическим построением. Б "Летописце великих князей литовских" наиболее часто встречаются сюжетные речи, отража'тщие сложную картину политической жизни Литовского княжества. Диалоги Витовта и Кейстута развиваются четко и последовательно: утверждение — отрицание.
В отличие от этикетных диалогов в "Повести временных лет" диалогам князей в Белорусско-литовской летописи 1446 г. свойственна большая естественность и непринужденность, они близки к устной речи. Юшжеские речи органично входили в ткань летописи, обусловливали движение сшета, являлись связующим компонентом композиции, а также средством характеристики действующих лиц.
Уяроко включаются в Белорусско-литовскую летопись народные верования и представления, истоки которых уходят а языческие времена. Слияние исторического (Такта и ([антастичес-кого предзнаменования свидетельствовало не только о религиозно-символическом мироощущении средневекового человека, но и о его стремлении к художественности в изображении событий. Символические картины, имеющие фольклорную и библейскую природу, хорошо вписывались в ткань летописи, нридава-
II
ли eil остроту, напряженность, яркую экспрессию, живописность и драматизм.
Наблюдения, проделанные над древнерусскими летописями и Ьелоруеско-.штовокой летописью I44G г., показывают, какой прочлрЬ основой для белорусских авторов бнла древнерусская, литература эпохи Киевской Руси. Историческая концепция'действительности получила в Белорусско-литовской летописи 14-16 г. оригинальное решение: история Великого княжестЕа . Литовского рассматривается в тесной связи с историей восточных славян, проводится идея единства русского, белорусского, украинского и литовского народов.
Художественное своеобразие летописи состоит в оригинальном сочетании погодного и хроникчльного способов изложения, в тесном переплетении различных стилей - монументального историгма, эпического, агиографического и историко-докумен-тальног^. В отличие от "Повести временных лет", где широко представлены рассказы-предакия, выполненные в эпическом .стиле, в Белорусско-литовской летописи преобладают собственно летодиснт расе азы, созданные в историко-документалы-jM стиле.
Белорусско-литовская летописи 1446 г. вошла в "золотой фонд" духовних ценностей белорусского народа, являлась школок мастерстьа для летописцев ХУ1 — ХУП вв., имела важное значение в процессе становления нашей нацио"альной литературы.
• Во второй глав" - "Ораторская проза Григория Цамблакя в Великом княжестве Литовском" - говорится об исторических условиях зарождения и развитии торжественного красноречия у восточных славян. Крещение Руси сообщило мощный импульс развитию ораторскоР прозы, которая не только удовлетворяла культовые потребности общества, но и стояла у истоков самосознания народа. Древнерусские шторы - Иларион и Кирилл Туровский — творческг исиользовали литера-урный опыт Ви-. зантяи и Болгарии, которые значительно раныие начали развитие своих культур на основах христианства.
В начале ХУ е / развитие эпидей.л'ичьской прозы :ia бело-., рус них землях ^вязано с именем 1ригория Дамблака, ораторский талант которого развивался на пер сечении двух лите-
• ' V ' 12
ратурных традиций - »инославянской и восточнославянской, входивших в сферу византийского влияния.
Кратко излагаются факты биографии Григория Цамблака, освещается его литературная и общественная деятельность - на ... белорусских землях, характеризуется мировосприятие писат.е-ля. Больное значение в формировании миросозерцания выходца из знатного болгарского рода Григория Цамблака с:трал тир-.. новский патриарх ЕвФший - талантливый писатель и просвзти-тель, убездешшй, что в единстве веры - источник единства народа. Это убеждение определило и позицию его ученика.
Как и большинство тырновских писателей, Григорий Цамблак. был последователем учения исчхастов, которое возродилось в Х1У в. ь монашеских центрах Византии. Теоретики исихазма трактовали абстрактные философско-религиозные материи /"фа-ворскгЗ свет", "умная молитва" и ¿.д./, но в их учении затрагивался и вопрос о человек«?, которого они ставили в центр земного мира, поэтому учение Григория Палами Григория Синаита бгло относительно прогрессивным явлением для Х1У — ХУ веков.
В период турецкого нашествия, жестоко обрушившегося не. болгарский народ, Григорий Цамблак гынужден был покинуть родину и вести подвижническую жигнь в соседних странах -Византии, Сербии, Молдовлахии и Великом княтества Литовском. Миповоззренче^сая концепция писателя, его художест-.. ванный дар определились в атмосфере общеотвенно-полиилеской и релягиозьоЯ жизни ¡а*ннх и восточных славян начала Х> в.
В диссертации излагается исторья посвящения Григория . Цамблака в сан митрополита Киева и -¡сея Руси /15 ноября . 1415 г./, его поездка на Чонстанцкий собор /1418 1\/ и .... о^ществешк-польтическая деятельность в Целиком княжестве Литовском. .
Основное внимание уделено творчеству „и^агеля белорусского пе;лода /1414 — 1^19 гг./; его произведений можно ■ классифицировать следувдим образом:
I. Ни'*ия исторических деятелей и похвальные слева :: ним /"Ц..01.0 похвальное Евфнмию", "Слово надгробное Чип-пиану"/.
•2. Похвальные слова святим /"Слово похвальное Дкмкт-. рию"/. "
3. (Линейные и триодаые проповеди /"Слово на вознесение", "Слово на успение Богородицы", "Слово на усекновение главы Иоанна Крестителя", "Слово в неделю цветную", "Слово на воздвижение Креста", "Слово на ареоб-
. ражение"/.
4. Полемические произведения /"Слово како держат веру немцы"/,
5. Речи /"Исповедание веры", "Слово похвальное отцам Констанцкого собора", "Приветственная речь Мартину У/,
6. Гимнографические сочинения /"Стих на успение Богородицы"/.
7. Деловые документы /"Окружное послание литовского великого князя Витовта", "Соборная грамота литовских епископов"/.
Изучение истории распространения произведений писателя в русских, белорусских и украинских рукописных сборниках показало, что его"Слова" переписывались на протяжении ХУ -
- XIX вв., широко включались в "Торжественники", "Четьи -
- Минеи", "1ития святых".
Популярность произведений Григория Цамблака на белорусских землях объясняется тем, что по своей идейной направленности, тематике и канрово-стшшстическиы особенностям они не только соответствовали изменениям в .духовной жизни белорусской народности, вызванными процессами этнической консолидации и политической централизации, но и хорошо вписывались в сложившиеся идейные и художественные традиции торжественного красноречия.
Известно, что в церковной литературе освещались не только вопросы христианского просвещения - догматические, поучительные, но и проблемы, имевшие общегосударственное и общечеловеческое значение. Поэтому древнерусские риторы и Киевско-Литовский митрополит в своих проповедях поднимали вечные проблемы жизни, приближали абстрактные идеи божественных книг к волновавшим их вопросам общественного бытия.
Еще в II веке первый русский митрополит Ишрион, придав проповеди политическую остроту, оживил ее горячим патриотическим чувством - заботой о будущем русской земли: "И дон£лек стоит мир, изми. ш от руку чужих..."1 Сознание связи с родиной не оставляло Григория Цамблака. В "Слове.похвальном Евфюлш" он с болью пишет о Болгарии, подчеркивая, что тышовский патриарх "от въс£х прбдпочьтено судив отчь-ство".2 }/шсль 0 родине, выраженная в произведениях Иларяо-на и Цамблака с большой искренностью и убежденностью, делала 1а актуальными и близкими всем народам в разные времена.
В "Слове о законе и благодати" Мларкон проводит мысль о вешкой исторической миссии русского народа, поставив Русь на одну высоту с Византией. Творчество Григория Цамблака -- писателя-гуманиста - пронизывает мысль о счастливом будущем славянских народов, которые тогда находились в турецкой и татаро-монгольской кабале. Сурово клеймит он поработителей - их вероломство, жестокость, бесчеловечность. Описание злодеяний турецкого хана Баязета б православном храме /"Слово похвальное Евфишш"/, глубоко драматичное и трагичное по сути, напоминает картины насилия м^.голо-татар, изложенные в распространенных на белорусских землях повестях "О побоищи Мамая", "О разорении Батыем Рязани". В связи с постоянной угрозой со стороны немецких крестоносцев, стремившихся захватить земли Великого княжества Литовского, . призыв Цамблака бороться с "мучителями", "варварами" и "усе-кателями" находил живой отклик у паствы.
Кирилл Туровский в "Притче о человеческой душе и теле" ярко выражает свои нравственные и философские воззрения. Древнерусский оратор и мыслитель рассматривает "философскую проблему соотношения духовного и телесного, небесного /высокого/ и земного /низкого/ в человеке и человеческой жизни...'"- В "Слове похвальном Димитрию" Григорий Цамблак
1. Макарий. История русской церкви. ГЛ. - СПб., 1868. -С. 200.
2. Русев II., ГьльсЪв И., Давидов А.,.Данчев Г. Похвално ело-, во за Евтнмий от Григорий Цамблак. - София, 1971. - С.160.
3. Колесов В.В. К характеристике поэтического стиля.Кирилла Туровского. // ТОДРЛ, Т.36. - Л.,1981. - С.48.
15
развивает тему земного и небесного, взаимоотношения церковной и светской власти. Как и Кирилл 1уроБСКий, он отражает действительность опосредованно, главным образом через мифологические представления.
Кр.Сха!г:ев удачно назвал этот основной принцип средневес ковой церковной литературы принципом "двойного отражения"-'-. Художественны!! образ .Цдоитрия Солунского имеет двуслойную структуру - конкретно-изобразительный и мифологс—символи-чеокий пласты. Григорий Цамблак изображает высоту нравственного подвига Дмитрия Солянского, который жертвует жизнью во имя христианских идеалов. Моделируя в абстрактно-алле- . горической форме действительность Литовского княжества, писатель гневно обличает светских властителей, которые изменили интересам веры и безжалостны к своим подданным, утЕэр-ждая поистине гуманистическую мыс;.ь о том, что насилие противоестественно, бесчеловечно и отвратительно.
Проблема, значения книжного разума для достижения нравственной, духовной красоты человека поднимается в творчестве обоих проповедников. По мнению Кирилла Туровского, постижение "мысленного", "разумного" рая воз"ожно только путьм освоения "божественных книг скровище". Григорий Цамблак в овладении книжной мудростью видел средство формирования национального самосознания. Вознося хвалу отцам православной церкви Тырнова и Москвы, особо подчеркивая значимость их религиозно-просветительской деятельности: "пастырь Христова стада" Еьфимий передал церкви новые книги •■ "скрижали истинно че^зсного „окровща" /"Слово похвальное Евфимию"/, а "светлое адрило духа" Киприан умел "учение в зрящих душах вселити1, /"Надгробное слозо Кипряану"/.
Таким образом, творчество Григория Цамблака - патриота своей родины, защитника всех славян - по своей идейной направленности к тематике было актуальным, соотносилось с древнерусскими традициями и соответствовало подъему патриотического сознания белорусской народности. В этой сзязп совершенно неверным представляется утверждение А.И.Япкмир-скогс о том, что Цамблак - писатель-художник бэз отечества,
I. Отанчев Кр. Поетпка на старобългарска литература. -• Со- .
ч'мя, 19в2. - С.29.
чуждый странам я народам, среда которых он кил, оратор "частого богословия",.не откликавшийся на злободневные вопросы действительности.^
Художественное своеобразие проповедей Григория Цамблака недостаточно раскрыто современной наукой. Долгое время "Слова'1 пгсателя, произнесенные им на церковные праздники, счишаш: образцом догматической изощренности, неактульнкми и устаревшей. Действительно, "Става" оратора, посвященные лицам.и событиям из истории христианства, не предполагают прямого отражения действительности, кс как памятники литература ХУ в., которые в известной мере удовлетворяли не только культовые, но и эстетические потребности средневекового челезека, они представляют "есомненкый интерес.
Типологическая близость произведений Кирилла Туровскою и Григория Цамблака погазана через сравнение их проповедей .. "Ра вознесение Иисуса Христа". Проповеди киевского проповедника и Григория Цамблака родственны по жанру, художествен- • ному методу и языку /церковнославянский/.
"Слово на познесекие Иисуса Христа" Кирилла Туровского, в котором искусно синтезированы притчевое толкование и ал-легореза, широко использованы изобразительные средства языка, является замечательным образцом ораторского искусства. Проповедник акцентировал внимание не .только на .интерпрета-. ЦИИ библейского сюжета, но и на принципах подачи материала, достигая лесомненного эстетигзского .эффекта. ...
В "Слове на вознесение Иисуса Христа" Григория."амблака, написанном в стиле "плетения словес", приемы композиции играют второстепенную функцию. Проповедь состоит из ритми-чес:'Л. по отроенных стилистических периодов. Битмизируошим началом в проповеди является чередование синтаксически замкнутых единиц, различных фи ур /антитезы, амплификации, синтаксический параллелизм/. Выс..азываг-л библейских героев, псалмы вызывают различные ассоциац"Ч и аналогии. Так, псалм "Зосшел бог при ьосклиыдниях, господь при зв>.<е труоном" /46 : 6/ Григорием Цамблакгм перефразируется, обобщается,
1. Яцамирокий А.И. Из истории славянское ирогозеди в Молиа-пии и Валахки. /ЛЩШ. С, ХЧ1. - СПб., 1906. - СЛ.
17
расширяется и одновременно конкретизируется в применении . к празднику: "взнд^ бог в воскликновении, господь во гласi.. трубив, я паче в лепоту доотошв бо цареви с восклккковени-ем всход им£ти, воскяшшовение бо воспроведание и вознаше-ние народное есть, на дарех бываемо и побйдителех".
. Ключевое слово периода /"всскликновение"/ полифонично, ■ "оказывается во власти контекста" /Кожевникова H.A./, благодаря чему оно трижды обыгрывается, является средством. варьирования смыслового комплекса: псаиоиское пророчество -
- земное признание Христа. Соединив по принципу восходящей. градации в образе Христа царя и победителя, проповедник утверждает его неземную сущность и этим предваряет его вознесение на небо.
Отличительными особенностями "Слов" митрополита Великого княжества Литовского является несоразмерность частей /экзордиум, наррация, конклюзия/, непоследовательность развития сшета, некоторая свобода трактовки образов к событий Священного писания. На протяжении всей проповеди мысль зачастую варьируется, повторяется путем переплетения различных приемов £.ioc.o-tiO - фигур мысли /риторические вопросы, обращения, восклицания и т.д./ и фигур слова /анафоры, градации, антитезы и т.д./. Благодаря этому сохраняется равновесие и пропорциональность частей стилистического периода. Любимый прием Григория Цамблака - полемика проповедника со своими слушателями и персонажами "Слов". Авторская позиция отчетливо проявляется в "Слове на усекновение главы Иоанна Крестителя", в котором проповедник критикует л обличает властителе)', безжалостных к своим подданным.
В диссертации показана типологическая близость "Слова похвального Евфимию" Григория Цамблака и "Слова похвального Сергию Радонежскому" Епифания Премудрого, в которых основ-, ным топосом для разработки темы является прием синкрисиса -
- деятельность героев изображается на фоне событий Ветхого и' Нового заветов. Характерной чертой панегирического стиля Григория Цамблака и Епифания Премудрого является сочетание
I. ГБ БССР. ОР и старопечатных книг, 1Ь 214. Торжественник. - С.- 306 об.
абстрагирующей тенденции и психологической щоницательнос-тя. Художественным образам ЕоФимин Тнрновского и Сергия Радонежского при всей их неповторимости присуще общее - актуальность и.вечность, как непреходящи и вечны воплощенные в них идеалы.
Диссертантка отмечает значение и своеобразие "Надгробного слова Киприану" и "Слова похвального Димитрию". Прославление наряду с героями христианской истории своих современников - выдающихся деятелей эпохи - было глубоко патриотическим актом, усиливало актуальность произведений Григория Цамблака.
Многогранность таланта писателя проявилась и в церковном песнопении /стихкрь "На успение богородицы"/. О диссертации показано художественное совершенство и красота этого гимна.
Таким образом, опираясь на сложившуяся греко-славянскую традиции торжественного красноречия, Цамблак внес в белорусскую литературу гуманистические идеи, обогатил ее яркими произведениями, написанными в экспрессивно-эмоциональном стиле. Григорий Цамблак изображал действительность чувственно-абстрактно, поэтому его обобщения и вылились, в высокоэтические образы - Квфимия, Киприана, Дмитрия Солунского, девы Марии.. Яркие и образные проповеди митрополита покоряли паству, имели длительную историю бытования в белорусских сборниках, ибо били созданы в русле единых общеславянских литературных традиций. По своей идейной направленности и жанрово-стилистическим особенностям "Слова" писателя отмечены предренессансными тенденциями, имевшими важное значение для'развития самобытной белорусской литературы.
3 Заключении подводятся основные итоги работы. Сравнительно-историческое изучение двух жанров - летописания и ораторской прозы-древнерусской письменности эпохи Киевской Руси и белорусской литературы периода ее формирования достаточно рельефно представляет основные закономерности литературного процесса в эпоху средневековья, конкретно показывает, какой плодотворной почвой для зарождающейся белорусской литературы была письменность Киевской Руси, свидетельствует о творческом подходе белорусских авторов к освоению ее художественных достижений. Особенно конструк-
19
тившш было значение древнерусских литературных традиций в становлении белорусско-литовского летописания, в то время ( чак истоки ораторской прозы - в Киевской Руси и в Великом 'V княжестве Литовском - уходят в ранневизантиПскун литег/атуру.
Белорусские летописцы осознавали непрерывность исторического развития и утверждали в народном сознании значимость новой государственности. Реализации этой адеи подчинена к вся художественно-изобразительная система летопйси: сочетание цогодного и хроникального способов изложения, тенденциозное освещение событий собственной история, преобладание рассказов патриотической и демократической направленности, "живые" диалоги князей и т.д.
Общественно-политичеслсая и литературная деятельность Григория ЦамОлака сиособствовала утверждению в белорусской литературе адеи славянского единстве. Он страстно защищал православие - религию белорусского народа, сочинял и произносил вдохновеннае проповеди, глубоко волновавшие слушателей. Ыирокая эрудиция.и общность религиозного мироощущения обусловили тематическую и идейную близость прозы Илариона, Кирилла Туровского, Елифиния Премудрого и Григории Цамблака. Незаурядный талант проповедников ощущается в оригинальной трактовке канонических сюжетов, в их соотнесенности с современной действительностью. Утверждая высокие идеалы гуманизма и патриотизма, писатели вносят в традиционные жанро-выз структуры свое понимание событий и личное к ним отношение.
Летописание и ораторская проза ХУ в. созвали условия для по^ления богатой литературы И1 века, рсвденно!! Средневековьем - с усиливающимися просветительскими тенденциями, гуманизацией общественного сознания, верой в безграничную силу разума.
По теме диссертация опубликованы следующие работн:
■ I. Еалзрус;са-л1тоуск1 летал1с 1446 г. 1 к1еускдя л1т9рз-турнчя трпдоцыя. // Восн1к ЕДУ. Сор.4. - 1937. - 18 2. - С.15 -- 17.'- 0,4 п.л. Па бед. яз.
Творчество Григория Цамблзкэ в Великом кш&тио Литовском. // Бесн1к БДУ. Сор. 4. -1988. - № 3. — С. 9 — 12. - 0,4 т.л. На русск'. яз.
3. Белорусско-болгарские культурные связи в ХУ п, // Великий Октябрь л зарубежные олашаскиа стран«. XI Бсесояиная конференция иоторикоп-сласзястоо. 27 - 29 янвтря 1983 г.- Минск, Унлварситетс*:09. - 1988. -
- С. 15". - 0,1 п.г. На русск. яз' .
4. Литературная и общзствоняс-политпческая даятельяостг-Григорил Цамбл^ка в Белоруссии. // Христианизация Руси и белорусская культура. 1£гаск. - 1930. - С. 210 -
- 217. - 0,5 п.л. Яг русск. яз.
5. Ригор Ц~мблак. Ц НэотаунШкая гузета. - х990. - 15 верасня. - I п.л. На бет. яз.