автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Белорусские голошения в структуре погребальной обрядности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Белорусские голошения в структуре погребальной обрядности"
РГВ од
1 АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ
(? ИНСТТИТУТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ. ЭТНОГРАФИИ И ФОЛЬКЛОРА
и I .гОк—---
с ы с о в
Оладимпр Миновяч
БЕЛОРУССКИЕ ГОЛОШЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ
10.01.09 — фольклористки
АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соисыпяе учстюй сипеня ындндатя филологнчтеюга п»)гк
МИНСК - 1993
Работа выполнена в Институте искусствоведения, этнографии
1 фольклора Акадеиии наук Беларуси.
Научный руководитель — доктор филологических наук,
профессор К.П.Кабашников
Официальные оппоненты — доктор филологических наук
М.М.ПАЗЯК Диев/
— кандидат филологических наук И.И.КРУК Минск/
Ведущая организация — Минский педагогический институт
имени А.М.Горького
Зашита состоятся 24 июня 1993 года-в 14.00 часов на 8аседа-на> специализированного совета К 006.07.01 по присуждению учёной степени кандидата наук в Институте искусствоведения, этнографии в фольклора АН Беларуси /220072, г.Минск,ул.Сурганова,1, корп. 2/.
С диссертацией мокно ознакомиться в Центральной научной Оабллотекв иы. Я.Коласа All Беларуси /г.Уинск, ул.Сурганова,15/.
Автореферат разослан ,JLLCl& 1993 г.
Уч^ниЗ секретарь стх-ииаливированио: о соь^га
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЩ
Актуальность темы. Важное место в духовном наследии славянских народов занимает семейно-бытовая культура, которая наиболее полно отражает этико-нравственную сторону уклада кизни, норын обычного права, принципы ризуально-обрядового и обыденного поведения. Исследование семейной обрядности и неразрывно связанного с ней*словесного творчества открывает перед нами перспективу познания путей формирования и стадиального развития обрядово-по-этического комплекса, его мировоззренческих основ, мекпоколенной трансляции и актуализации в условиях современного полиэтнического и урбанизированного общества.
Белорусские похоронные голошения представляют древнейший копровый пласт в системе обцеславянского фольклора. Их изучение даёт возможность более глубоко познать достояния национального творчества белорусов, локальные особенности и типологические сходства похоронной поэзии восточнославянского регйона.
Вербальные компоненты любого обряда являются его важной составной частью. Особый интерес представляет исследование архаических чёрт в самом вербальном компоненте. Декодировка древнейших мотивов служит ключом к познанию причин возникновения отдельных образов, мотивов и сюжетов в голошениях.
Изучение функциональных связей действия и слова в похоронных обрядах даёт возможность проследить такке коммуникативные связи этих обрядовах компонентов в процессе временно-пространственного обрядового развития.
.Актуальность работы определяется и тёв, что до настоящего времени в славянской фольклористике нет специальных научных исследований, досЕЯпёнкых белорусской похоронной обрядности а её вербальным компонентам, хотя архивные а опубликованные фольх-лорно-этнографические материалы по этой тепе насчитывают несколько десятков тонов«
Цель я задача исследования. Цель» диссертации является изучение белорусских похоронных голсшеявй и их функций в структуре канра гажетений, выявление сбадг в особенных черт белсруссетх похоронных голшениЗ на фоне погребального восточнославянского обрядово-поэтического комплекса.
В связи с этим в работе ставятся ряд конкретных гадал: _систематизировать я классифшяровать голоаения в гавяси-
мостя от юс иеста и роли в обряде и выявить основные мотивы, сюкеты и темы белорусского вербально-ритуального похоронного комплекса;
— исследовать специфику кадровой структуры восточнославянских голошений и на основе внутрижанрового деления определить функциональное назначение и использование их разновидностей в настоящее время;
— исследовать полифункциональность голошений в погребальном обряде и специфику их взаимодействия с похоронными ритуалами на какдом этапе обряда;
•т- дать объяснение отдельных фольклорных мотивов и обрядовых действий, исходя из их первоначального назначения и ритуально-обрядовых функций.
Источники исследования. В работе использован многочисленный фольклорно-этнографический материал, зафиксированный в дореволюционных и советских периодических изданиях и научной литературе. Сборники голошений и этнографических описаний похоронных обрядов, составленные Д.Г.Булгаковским, В.Н.Добровольским, А.К.Кир-кором, Г.Ф.Крачковским, Е.Р.Романовым, П.В.Шейном, В.А.Василеви-чем по белорусскому региону, Б.В.Барсовым, В.Г.Бааановым, Б.Б. Ефименковой, Ы.К.Азадовским, А.В.Терещенко, зафиксировавшие похоронную и поминальную обрядность России, а такке работы А.Н. Малинки, М.Мушинки, В.Гнатюка, И.Свентицкого, П.П.Чубинского, отразившие богатство украинской похоронной поэзии и обрядов и многие другие публикации явились тем необходимым материалом, который был использован автором при написании диссертации.
В работе такке использованы фольклорно-этнографические записи ив Архига Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси и Архива научно-исследовательской лаборатории по белорусскому фольклору и диалектологии Белгосуниверситета, а также материалы, собранные диссертантом в 1980 - 1993 годах в различных районах Республики Беларусь.
Мотодологическая основа исследования. Методологической основой для написания работы послукпи основные общетеоретические исследования по фольклористике и научные разработки го проблемам и'радицаоннЬ-бытовол культуры М.К.Азадовского, В.Л.Акикина, B.E.fycera, Д.К.Зеленина, И,И.Зе,лцовского, К;П.Кабпь<>шкова, Е.Г.
Кагарова, Д.С.Лихачёва, Б.Н.Путилова, С.А.Токарева, В.Н.Топорова, К.В.Чистова и многих других советских учёных, а также фундаментальные' исследования зарубекных культурологов М.Бойс, Л.Микова, Л.Нидерле, Ц.Романской, Д.Фрэзера, П.Шафарика.
В диссертации использовались научные разработки сменных наук, касающиеся предмета изучения: археологии, истории, этнографии, языкознания, психологии, философии.
В работе применены сравнительно-типологический и историко-генетический методы исследования, которые дают возможность проследить генезис и историческую эволюцию похоронного обряда и соответствующих голошений, раскрыть общность их славянского происхождения, выявить национальную специфику белорусской похоронной поэзии, различные заимствования в результате историко-культурных связей между славянскими и прежде всего восточнославянскими народами.
Научная новизна и практическая.ценность работы. Диссертация является первым специальным исследованием, в котором дан анализ обширного фольклорно-этнографического материала Беларуси по избранной теме. Впервые белорусские похоронные голошения рассматриваются в контексте обряда и исследуются их основное тематические циклы и другие структурные единицы.
В работу включены и исследуются архивные материалы последних десятилетий, которые дают представление о сегодняшнем состоянии традиционных погребальных обрядов белорусов и функциональных связях в них вербальных и ритуальных компонентов.
Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут использоваться в различных отраслях гуманитарных наук при описании быта, культуры, истории славянских народов, а также в практике преподавания курсов и спецкурсов по фольклористике и этнографии в учебных заведениях, при подготовке учебни-„ ков и практических рекомендаций по внедрению семейной обрядности славянских народов в современных условиях»
Апробация работы. Отдельные разделы диссертации, как и вся работа в целом, обсуждались на заседаниях отдела славистики Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси.
Основные положения её изложены в выступлениях на международных конференциях: "Славяне: единство и многообразие" /Минск, 1990/, "Традиционные народные обряды сегодня" /Эстония, Тарту, 1990/ и межреспубликанской научной конференции "Традиции в мно-
гонациональном обществе11 /[Линек, 1990/.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, в котором представлены тексты голошений и записи похоронных обрядов, сделанные автором в различных районах Беларуси.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, указывается источниковедческая база исследуемого материала, определяется научная новизна и практическая значимость работы.
Глава I. Голошения: 'Структура кайра. Характеристика жанровых разновидностей. Жанровая система восточнославянского фольклора представляет собой слокную структуру, объединяющую отдельные ьйды, канры и жанровые группы народной поэзии. В целом это генетически взаимосвязанный комплекс, которому свойственны взаимопроникновения , слияния, новообразования и распадения отдельных канров В восточнославянском фольклоре известны такке жанры /сказки, легенды, песни/, представляющие собой слокную систему внутриканровых разновидностей, для которых характерны идейное единство, внутренняя связь и взаимодействие. К таким ханрам относятся и голошения.
Уке в XIX веке в фольклористике изучаются такие виды голоше--ний как похоронные, свадебные и рекрутские. В наше время учёные обратили внимание и на другие виды этого жанра, связанные с горестными событиями в народном биту /покар, наводнение, неурожай, голод, болезнь, семейные обиды, отъезд на чукбину, вракеское нашествие и т.д./. В связи с этим расширилось определение термина "голошение" и объём его понятия. Как отмечает К.В.Чистов, "... под прнчетью следует понимать элегические импровизации /.../ по самым разнообразный поводам и на саше различные теш" Голошения стали пониматься шире, чем качр только обрядовой народной
поезии.
* См.: Земцовский И. 1£анр, функция, система ' //Советская муаикн, Мл С-¿6; Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольк-
лора. «и,, .¿.г/2г С,.1Т.¿е. ?
' К. П, Р-\-с:<ая пркчеть .//Причитания. Л., 1960. С.6.
Каждая из отмеченных выше разновидностей голошений соответствует тематически и идейно объединённой с обрядовым действием структуре, которую можно представить схемой: обряд — голошение или /ситуация — голошение/, где похоронному обряду соответствуют похоронные голошения, поминальному обряду -- поминальные голошения, свадебному обряду « свадебные голошения, рекрутскому /солдатскому/ обряду проводов в армию — рекрутские /солдатские/ голошения, различным экстремальным ситуациям, связанным с неудачами и бедами в жизни человека, — внеобрядовые голошения.
Похоронно-поминальная обрядность и её словесно-мелодические компоненты в лелом представляют довольно сложное явление по своей структуре. Условно весь этот комплекс можно разделить на три части: I/ похоронная обрядность, 2/ поминальные дни в течение первого года после смерти, 3/ ежегодные поминания по умершим. И если первые две части похоронно-поминальной обрядности имеют пространственно-временное ограничение, то третьей характерна бесконечность продолжения во времени. Известные в восточнославянской обрядности дни поминания, "третины" /третий день после смерти/, "девягины" /девятый день посхе смерти/ и т.д. после "сороковин" /сорокового .дня/, реже после "годовщины" /годовые поминки/, переходили в календарные поминания покойников — родительские субботы /"дзяды"/, радовницу, "прыкладз!нн", вселенскую и другие, бытование которых чаше определялось требованиями местных традиций и обычаев.
С каждой из этих частей обрядов неразрывно связаны похоронные и поминальные голошения. В них много общего: образы, темы, форма повествования, композиционные приёмы, но вместе с тем они имеют и некоторые отличительные особенности.
В похоронных голошениях преобладает рассказ о качествах покойного, о трудностях, ожидающих семью, о чувстве собственного горя. Плачущая ведёт свой монолог, обращаясь непосредственно к покойнику, под впечатлением его визуального восприятия. Здесь хронологически скрещиваются два временных аспекта: с одной стороны, ретроспективно-событийный — пересказ жизни умершего и его деяний, а с другой — сиюминутный, связанный с моментом перекиваний.
Ьля похоронных голошений свойственна психологическая насыщенное гь, имоииональность и драматизм. Тексты похоронных гсшо-
- У -
шений чаще имеют незавершённую форму строения, хотя по мере развития в обряде они достигают порой больших развёрнутых по-весгвований-монологов»
В поминальных голошениях больше лиризма, они богаты различными сравнениями умершего с образами природы, в которые он якобы воплощается. Начинаются эти голошения с обращений к таинственным стихиям земли, ветра, леса, где, по народным представлениям, обитает умерший
Бытование голошений в свадебной обрядности было социально-обусловленным явлением» Помолвка парня и девушки и их вступление в брак предопределяли собой породнение двух семей, .двух родов. Этим объясняются и браки по воле родителей, по расчёту. Уход девушки в чужую семью, чаще за нелюбимого, предполагал в её сознании грустную и тяяёлус будущую жизнь. Прощание с девичьей свободой, кизнью в доме родителей "у родимой матушки" вылилось в народном быту в многочисленную грушу свадебных голошений.
В разных восточнославянских регионах исполнение их обычно характерно для первой половины свадьбы — до венца шш до переезда молодых в дом хениха, что указывает на наиболее психологи-ческо-эыоциональные моменты в жизни невесты.
Традиционными голошениями невесты сопровождалось прощание с девичьей красотой — русой косою ("зборная субота'^, прошение благословения у Бога и родителей на брак перед венчанием, расставание с родным домом и "своей радз1най". Этим моментам восточнославянской свадьбы характерно традиционное исполнение голошений. Но изучение локальных традиций свадебного обряда русских, украинцев и белорусов свидетельствует о неоднотипности этого явления в отдельных регионах и даже полное их отсутствие, как, например, в украинской свадебной поэзии.
Тематика свадебной обрядности на протяжении многих веков претерпела многие изменения, обусловленные изменением социального полокения кенщины в семье и обществе. Всё это наложило определённый отпечаток на исполнение голошений в свадебном обряде. Как отметил К.В.Чистов, они стали приобретать чисто условный характер, хотя во время обряда и требовали традиционной манеры
^ БрайлоЕский С. Малорусская похоронная причеть и мифическое её Бначение //Киевская старина, 1685. Т.ХЛ. С.73-М.
исполнения. "Обычай предписывал причитывать... . Нежелание исполнять их /причитания -- B.C./ считалось для родителей оскорбительным" . О"пассивном функционировании голошений в современном свадебном обряде свидетельствуют также результаты фольклорных экспедиций 2.
Вопрос о месте рекрутских /солдатских/ голошений в системе классификации фольклорных канров не имеет однозначного решения. Ю.М.Соколов 3, В.Г.Беэанов М.П.Стельмах 5, К.В.Чистов 6 относят их к. сфере бытования обрядовой поэзия, отмечая, что проводы в рекруты /солдаты/ заключали в себе цикл обрядовых действий, а голошения соответствовали различным его зйеньям» В.Я. Пропп рассматривает эти голошения как произведения внеобрядовой поэзии Некоторые учёные /Т.М.Акимова/ 8 характеризуют всю рекрутскую и солдатскую лирику как внеобрядовую, при этом не выделяя ту её часть, которая непосредственно связана с обрядом проводов в армию. • •
Поскольку в современной фольклористике нет единого мнения об этом канре, мы будем придерживаться первой точки зрения о рек-
* Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор //Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М.,1987. С.415.
2 АШЭФ АНБ, ф.8, оп.92, д.258, ir.2, л.16; си. также: Традиционные обряди и обрядовый фольклор русских Поволжья /Под ред. Б.Н.Путилова. Л.,1985. С.80.
3 Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.,1941. С.192.
4 Русская народно-бытовая лирика: Причитания Севера в записях в.г.Базадова'и А.П.Разумовой. М.-Л., 1962. C.I0-II.
5 Стельыах Ы*П. Голос1ння //Укра!нська народна поетична творч1сть. К., 1958. T.I. С.308.
6 Русская народная поэзия* Обрядовая поэзия: Сборник /Сост. и подг. текста К.Чистова-и Б.Чистовой. Л., 1984. C.I9.
7 Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976. С.68-69.
8 Акимова Т.М. Русская народная песня. Саратов, IS87. C.I30.
рутских /солдатских/ голошениях и попытаемся,по возможности, обосновать это мнение.
Набор в рекруты /солдаты/ в крестьянской семье сопровок-дался ПРОВОДАМИ. Это были особые дни в кизни будущего солдата и его семьи. Проводы новобранцев "на войну государьскую", начинаясь с "жеребьёвки" — выборов рекрута, затягивались иногда на несколько дней и даке недель, К.В.Чистов отмечает обязательное исполнение в эти дни "поездки в церковь", "печального стола", на котором рекрута благословляли родители, "дня проводов" на сборный пункт . Дансе подобные описания свидетельствуют, что акт проводов в армию на протяжении ХУП-ХХ веков оформился в семейном быту как своеобразный обрядовый комплекс с характерными для него ритуалами, песнями, голошениями и т.д.
Бытование рекрутских голошений — явление характерное для России и Украины. В Беларуси записи их отсутствуют. Это объясняется тем, что белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце ХУШ века. К этому периоду мы относим и возникновение здесь рекрутского обряда, который создавался вместе с распространением на белорусские губернии воинской повинности Наличие в белорусском рекрутском обряде большого количества рекрутских песен и отсутствие голошений видимо указывав на то, что рекрутские голошения бытовали и создавались в народных массах в ХУП — начале ХУШ веков, а к концу ХУШ и на протяжении XIX столетия . • всё более активно заменяются песенным жанром, в котором они ассимилировались или заимствованы полностью.
* Чистов К.В. Семейно-обрядовая поэзия //Богатырёв П.Г., Гусев В.Е., Колесницкая И.М. и-др. Русское народное творчество. М.^ 1966. С.91» подобные обрядовые действия известны и во многих районах Беларуси, см.: АИИЭФ АНБ, $.8, оп.69, д.244, т.З, л.42.
о
Украина к моменту объявления царского указа о наборе в регулярную армию /1699 г./ уже входила в состав Российского государства. См.: История Украине-сой ССР. В десяти томах..Т.З. К., 1983. С.76-79.' Следовательно возникновение и развитие рекрутского обряда на Украине л в России происходило одновременно.
Значительная часть голошений в восточнославянском фольклоре связана с различными скорбными и трагическими событиями в народном быту: тякёлое положение сироты или вдовы,. социальная несправедливость, пожар, голод, болезнь и многие деугйе. Эти плачи составляют особую разновидность жанра, примыкающую к области внеобрядовой поэзии. В современной фольклористике эти голошения называются внеобрядовыми или бытовыми.
Такое название скорее условно, т.к. оно только указывает на отношение их к той области фольклорных произведений, которые в народном быту не связаны с крестьянскими обрядами. Определение более точного термина для этой разновидности голошений остаётся пока открытым. Это объясняется ещё и тем, что они не имеют в структуре разновидности тематической и идейной общности, а делятся на многосюкетные группы с разным семантическим значением в зависимости от содержания ситуация или события.
Итак, мы выделили пять рановидностей голошений, определили их место в системе кадровой классификации фольклора,- отношение к различным циклам обрядовой поэзии, отметили примыкание этих разновидностей к различным областям народной лирики. Всё это можно представить в следующей схеме:
Анализ архивных материалов, публикаций последнего времени и полевых исследований показывает, что в структуре рассматриваемого жанра можно выделить три группы,' характеризующие их функционирование на современном этапе;
— активно бытующие — похоронные и поминальные голошения,
— пасоивпо бытующие — свадебные и внеобрядовые голошения,
— ушедшие из употребления — рекрутские /солдатские/ голошения, Хотя в отношении этой разновидности следует оговориться, что их актуализация возможна в определённых экстремально-исторических условиях /например, в года Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г./.
Глава П» Взаимосвязи вербального и ритуального аспектов в белорусской погребальной обрядности /мотивы, сюжеты, темы/.
Похоронная обрядность по своему идейному содержанию и этико-психологической направленности в значительной мере едина у всех славянских народов. Имеющиеся ке её локальные особенности легко структурируются в русле общей традиции, выделяя и подчёркивая национальную специфику похоронных обрядов. Но похоронная обрядность сложна по своей структуре и составляющим её специфическим компонентам, наиболее значимыми из которых являются ритуальные действия и голошения. Исследование взаимосвязей слова и ритуала на разных хроно-обрядовых'уровнях позволяет реконструировать /хотя и условно/ наиболее цельное описание традиционного погребального обряда белорусов.
Особый интерес к исследованию локально-национальной специфики белорусской погребальной обрядности на фоне общеславянской традиции определяется ещё и тем, что в ней по-своему сфокусировались и переосмыслились основы народной философии, представления об устройстве мироздания, морально-этические критерии, многочисленные суеверия белорусского этноса^под влиянием которых находилось развитие и становление традиций этой обрядности. Один и8 исследователей духовной культуры белорусов Е.Ф.Карский в своей известной работе "Белорусы" справедливо заметил: "Что касается в частности воззрений белорусов на сущность загробной жизни, то они настолько первобытны и в такой степени отражают глубокую древность, что /.../ по ним можно судить о далёком
происторическом прошлом"
Многие реликтовые следа древнейших взглядов наших предков на окрукающпй мир и явления природы дошли до нас в ритуалах и вербальных средствах иногда в загадочных, труднообъяснимых формах и закодированном виде, хотя первоначально они имели сугубо утилитарное назначение и конкретную цель. В рас-оте делается попытка объяснить и дешифровать семантику отдельных ритуальных: действий и их вербальных компонентов, исследуются особенности и многообразие взаимосвязей слова и действия- в погребальной обрядности.
Используя имеющиеся научные работы в области восточнославянской похоронной обрядности, а такке анализируя многочисленные архивные и собранные автором во время фольклорных экспедиций материалы /1980-1993 г.г./, мы выделяем условно в структуре белорусских погребальных обрядов восемь последовательных частей, каждая из которых представлена в работе как самостоятельный ритуально-вербальный комплекс. Здесь ке рассматриваются как важнейшие композиционные и структурообразующие стереотипы белорусской похоронной поэзии, риторические вопросы-восклицания.
I. Смерть человека и ритуальные действия первого посмертного часа. Первый цикл голошений.
Обрядовые действия, связанные с моментом смерти, имеют строгую упорядоченность и последовательность, их назначение конкретизировано практической необходимостью,вытекающей из народных верований и представлений. Живые стремились облегчить страдания умирающего, помочь душе отделиться от тела, отогнать злых духов от "посмертного одра". С этой целью умирающего переносили о постели на землю, на солому, на тулуп. Тело трудно умирающего взрослого человека окуривали различными душистыми травами, а детей иногда купали в отваре этих трав. Обобщение различных обрядовых действий этого периода даёт основание полагать, что в славянском регионе в похоронных обрядах вплоть до XIX века огонь, вода и земля имели культовое значение.
Скорбь и страдание окружающих при виде кончины близкого и
1 Карский Е.Ф. Белорусы. Т.З: Очерки словесности белорусского племени. I. Народная поэзия. М., 1916. С.296.
дорогого им человека вылилось в народном быту в целый цикл голошений, объединённых характерными мотивами и содержанием. "С наступлением смерти, — отмечает Н.Анимелле, — мать, кена, дети и родственники женского пола, стоя над усопшим, голосят во всё горло, всплескивая руками и приговаривая.»."
Кивой человек не мог мгновенно' воспринять смерть .другого. Это проявлялось в его сознании через какое-то время. И поэтому в первых мотивах голошений на этом этапе шла констатация смерти как явления безвозвратного в отношении к покойнику и в то не время ещё не до конца осознанного события. Голошения первого цикла представляют собой логически непоследовательные и композиционно незавершённые тексты. Нам неоднократно приходилось наблюдать в различных районах Беларуси непосредственно во время проведения похоронных обрядов, как оплакивающая кроме обращения к покойнику и двух-трёх вопрошений к нему, заливаясь слезами • не могла р
больше ничего сказать .
Голошения, звучащие сразу после смерти,— это сгусток спонтанной эмоциональной реакции на случившееся. Смерть — экстремальная ситуация. И поэтому отработанные психо-поведенческие стереотипы отходят на второй план, уступая место эмоционально-■ стрессовому поведению. Все эти нормативно-поведенческие особенности обусловили проявление временного дуализма в восприятии покойника: реально он мёртв, но в сознании окружающих воспринимается как живой человек.
Вербально-£итуалышй комплекс, сопровождающий смерть и начальный период посмертного состояния человека,обусловлен представлениями о загробном мире. И поэтому как в обрядовых действиях , так и в большинстве голошений первого цикла, по представлениям живых, умерший человек удаляется в какой-то невидимый живыми, но уверованный ими мир. Этот мир, как место дальнейшего пре- -бывания покойника, пока лишь подразумевается, он вырисовывается . где-то на втором плане, его изображение имеет пока лишь контурное, условное начало.
* Анимелле Н. Быт белорусских крестьян //Этнографический Сборпик, издаваемый IiPTO. СПб., 1854, вып.2. С.209.
й АШШ АНБ, ф.8, оп.89, д.244, т.2, л.20; ташке, д.244, Т.З, л.13.
• 2. Приготовление к погребению включает обмывание, обряжение покойного и перенос его на посмертное локе, которым обычно у белорусов слукила скамья, стоящая в почётном углу избы под образами /"на куце"/. Этим действиям, вытекающим из практической необходимости и последовательности похоронного обряда, придавалась магическо-ритуализированная ферма исполнения, наполненная многочисленным- верованиями, элементами табуирования и так далее.
Во время подготовки умершего к погребению и до переноса его на посмертное локе в доме был налоаен строжайший запрет на голошения.
А.Терещенко пишет, что у наших предков, по окончании приготовления к погребению,был обычай молиться над покойником: присутствующие с затаёнными свечами в руках становились вокруг умерше-т го, священник читал отходную молитву и все вместе с ним крести- * лись и молились Богу
Очевидно, эти два фактора: запрет на голошения и обычай моления над покойником, обусловили отсутствие голошений на данном этапе обряда. В фольклористической литературе мы нашли лишь единичные упоминания об исполнении плачей с причитанием во время приготовления к погребению.
3. Изготовление__гроба и перенос в него умершего. Второй
цикл-голошений.
Жилище для умершего представлялось кивгм таг.ой ке необходимостью "на тым свеце", как и.в реальной кизни. В представлениях белорусов это вечный и последний приют умершего человека, в котором его будут провожать в могилу, а фактически в землю. Земля и умерший в этих представлениях находили какое-то отождествление. Покойник, скрывшись в земной плоти, как бы сливался с ней и продолжал в ней своё дальнейшее существование. Славяне верили, что он будет содействовать оттуда сохранению земли своего рода как родового места обитания и, вместе с тем, способствовать4её рождающей силе !
Терещенко А. Быт русского народа. Ч.З. СПб., IB48. С.ЬО; см. также: Рубановский И.В. Этнографический о^ерк Могилевской губернии //Опыт описания Могилевской губернии /Под ред. A.C. Дембовецкого. Кн.1. Могилев на Днепре, 1882. С.649.
См.: Рыбаков Б.Я. ЯзычестЕО древней Руси. М., 1988. С.74.
Поэтому и в голошениях- этого цикла чётко выражено единое стремление — задобрить покойника. Это проявилось как в желании родных видеть эемное жилище умершего лучше, чем его сделали мастера — люди чужие, не своего рода, так и в том, чтобы "зрубШ дамочак" такой, как того хотел бы умерший, чтобы заменить его молчаливый гнев на одобрение.
В этой части похоронного обряда заметно проявляется ритуальная функция голошений. Грсб-жилише с начала его изготовления и до освещения церковнослужителем ни на минуту не оставляли без присмотра. Верили, что особенно в этот момент злые духи стремятся осквернить усыпальницу покойного или поселиться в ней, чтобы затем завладеть его телом. Сущность многих обрядовых действий и голоше- • ний на данном этапе погребального обряда сводилась к ритуальному изгнанию 8лых духов с места нахождения покойника и от предметов, которые отныне принадлежали ему или изготавливались для него. Постоянные и продолжительные голошения на месте изготовления гроба, возле покойника, вообще во дворе создавали шумовой эффект, что, по народным верованиям, отпугивало нечистую силу и другие демонические существа.
Сегодня в погребальных обрядах такой важный момент, как изготовление гроба практически исчезает. Изготовлением гробов згди-ыаются специальные предприятия-магазины, где они и приобретаются вместе с другими ритуальными предметами.
4. Посещение родственниками и односельчанами умершего в его доме. Третий цикл голошений.
Обгядосые действия в данной части похоронного обряда связаны в основном с моментом приглашения родственников и односельчан для прощания с умершим и ночным времяпрепровождением возле покойного. В Беларуси сторожат ночью умершего.
Голошения этогг. иикла представлены широким спектром тематики, но так мп иначе они связаны с описанием жизни умершего. Каждая плакалыяица высказывала свои лучшие чувста к "нябожчыку", причём 1)СПоиина,-л юсе качества умершего, в трогательных и жалобных тонах перггоьа.'-.а картину трудной разлуки с ним.
Гол01сния на данном этапе обряда скграли пааную роль в том, что, ю-першс, за вгемл посеаения умегаего в его доме /а это емюя п;-одол*ительная часть обряда/ давалась возможность как^ои; ;, частнику похорон ттлпкаться и ьискязаться над умершим,
а точнее снять психо-эмоииональный взрыв, возникший в связи со смертью в доме /в своём роду/, а, во-вторых, они заполняли паузу между малопредставленными здесь обрядовыми действиями, создавал, таким образом, определённую уравновешенность обрядового и словесного начал.
5. Вынос гробас покойник, м из дома. Четвёртый цикл голошений.
Характерной особенностью голошений четвёртого цикла является
осмысление смерти как конечной участи человека на земле, причём такая трактовка характерна для всех мотивов. И это не случайно, ибо она была предопределена особенностями' эмоционального состояния плакальщиц. Многие высказывания, плачи, голошения, звучавшие при выносе умёршего из дома, являются выражением эмоционально-психического состояния человека, при котором он иногда доходил до наивысшей точки эмоциональной неуравновешенности, а в голошениях подробно передавал визуально воспринимаемую картину событий, свои мысли, чувства и перекивания. Всё это вместе взятое наполнило тематику рассматриваемых голошений реалистическим смыслом. В то ке время ритуальная сторона обряда на данном этапе более тесно связана с представлениями о загробном мире.
6. Похоронная процессия по дороге па кладбище» Пятый цикл голошений. ' '
В голошениях рассматриваемого цикла, как и в соответствующей им части обряда, центральное место уделяетгя ош.:анию последней дороги "нябокчыка"'на земле..Значение этой дороги, в обряде становится символическим: она как бы соединяла мир живых с миром предков.
В представлениях белорусов дорога на кладбище — это начальный этап ухода умершего в загробный мир. И поэтому не случайно уде на данном отрезке его пути уподобление покойника птицам, которые символизируют собой .духов предков. Практически .¡з представлений об этой дороге умерший в сознании живых перевоплощается не просто в птицу, а в Духа-покровителя своего рода. Подобная метаморфоза как в обрядовых действиях, так и в голошениях окутана таинственностью 'ъ строгой системой табуирования.
7. Приготовление могилы и погребение. Шестой цикл голошений.
Наиболее известными и распространёнными в мире спосабами
погребения были захоронения в земле и трупосохаение. На нал взгляд, у предков славян эти два способа долгое время существо-
вали параллельно. В этом,' видимо, главную роль сыграла социаль-. ная сфера,к которой относился человек. Представители богатой внати, вожди, предводители племени могли устраивать пышные похороны в своём роду /обряд'трупосохкения, жертвоприношения и и т.д./, в то время как простой бедный, народ хоронил своих соплеменников в обычных земляных могилах.
Возможное параллельное бытование двух способов захоронения на протяжении многих веков выработало и разделило ритуально-вербальные компоненты погребальных обрядов, соответствующие каждому из этих способов. Если в обряде погребения с трупосоаскением было характерным проведение тризны, которая представляла собой торжественные проводы умершего на тот свет.с многими гуляньями, соревнованиями воинов и т.п., то обряд обычного ямного захоронения включал в себя преимущественно жалобные ритуалы с голошениями, плачем по умершем и поминальным столом на могиле сразу после похорон, который в древности также назывался тризною.
На протяжении последнего тысячелетия ямное захоронение у славянских народов стало повсеместным, оттеснив обычай захоронения с трупосоаскением, в чём активную роль сыграло так же христианство.
Тематика голошений и похоронного ритуала в данной части погребального обряда образуют единый эмоционально-психологический и вербально-ритуальный комплекс, связанный с последним прощанием с умершим и его своеобразной ритуальной передачей через погребение в мир предков.
В. Поминальный стол в день захоронения. Седьмой_цикл голошений.
После погребения все участники похоронного обряда идут в дом умершего на поминальный стол. Во многих местах он ещё называется поминальным обедов.
Значение номинального стола в погребальном обряде двояко: с одной стороны, это била чисто этическая норма поведения людей в своей этносоциальной среде •— родственники стремились отблагодарить угощением тех, кто принимал непосредственное участие в по-хогопнис гитуалах, кто разделял с ними постигшую семью участь и отдал последнгс даиь увахения умершему, а о другой стороны, это Си.-: сугубо гитупльний момент, которой, ставил сосеС целью уделить вкяшшке- дусе покойного, которая, по герованиям белорусов, нахо-
дилась в доме до девяти дней /подкармливание её парой от горячей пищи, восхваление её доброты в высказываниях/ в угостить умерших предкои^ которые незримо присутствовали за столом по случав ухода одного из членов родовой семьи в загробный мир. Ведь не случайно на поминальный стол ставились яства, характерные для поминания умерших.
В то ".е время голошения этого цикла содержат воспоминания и переживания о покойнике, передаваемые.в бытоописательных сюжетах плакальщицами. Но именно в воспоминаниях об умершем каждая плакальщица высказывала свои лучшие чувства к покойнику, веря, что её слова слышит не только умерший, но и другие предки рода,-якобы присутствующие на поминальной трапезе. В восхваляющих покойника голошениях, как и в щедрости и хлебосольности поминального стола, проявилось стремление живых задобрить покойника и других предков своего рода и тем самым заручиться их поддержкой и содействием в доме и хозяйстве.
9. Риторические вопросы-восклицания в белорусских похоронных голошениях.
Содержание и тематику вербально-ритуального комплекса похоронных обрядов значительно дополняют риторические водросы-воскли-.цания — словесные стереотипы, которые наиболее часто повторяются в различных голошениях и играют в создании или воспроизведении плакальщицей нового текста важную композиционную роль.
Риторическим вопросам-восклицаниям похоронной- поэзии свойственны .две весьма важные функции, определяющие ретрансляцию и • бытование голошений: магическая —достижение желаемого результата с помощью ритмически организованного и рифмованного слова и мнемоническая — формульные стереотипы легко сохраняются в памяти, они упрощают восприятие и способствуют устойчивому запоминанию в процессе передачи от поколения к поколению. .
В тематике похоронных риторических вопросов-восклицаний нашёл воплощение мировоззренческий дуализм на природу смерти и посмертное состояние умершего, на основе чего в рассматриваемом параграфе эти мотивы делятся на мифологические,- связанные с представлениями о загробном мире, и бытовые^ отражающие реальность земний жизни.
Анализируя конкретный материал, мы пришли к выводу, что в белорусских мифологических вопросах-восклицаниях нашли отраже-
нне три характерных особенности изображения загробного мира в погребальной обрядности: пространственные в временные измерения ■ атрибутивные характеристики покойного.
В содержании бытовых риторических вопросов-восклицаний семантической доминантой является утилитарно-бытовое осмысление случившегося. Они носят ситуативный характер и возникли как отражение эмоционально-психологического состояния личности в связи со смертью одного из членов рода.
Можно предположить, что первоначально риторические вопросы-восклицания строго соответствовали конкретным частям похоронного обряда, но на более поздних этапах общественного развития, с изменением обрядовой семантики утратили соподчинённую связь слова с конкретным обрядовым действием. В современных записях похоронной поэзии они обладают очень большой подвижностью в тексте и не имеют определённой фиксации в том или ином цикле голошений.
Таким образом, в структуре белорусского похоронного обряда •можно выделить восемь самостоятельных частей, для каждой из которых характерна определённая степень завершённости /хотя вместе с тьм предполагается обрядовое продолжение/ и большинство из которых сопровождаются соответствующими циклами голошений. Развитие мотивов и сюжетов в голошениях идёт по возрастающей от дикла к циклу. Каждый последующий цикл включает в ссбя мотивы в сюжеты предыдущих голошений, дополненные новыми мотивам«, как формульными, стереотипными, так и импровизационна*«, которые в совокупности составляют цельный комплекс вербальных средств, соответствующих конкретным обрядовым моментам.
Взаимодействие слова и ритуала проявилось в их сакральном и тематическом единстве. Но эти функциональные части погребального обряда могли существовать и параллельно друг с другом, как, например, во время оса гроба с покойником из'дома. В других случаях /го время посещения умершего в доме/ наблюдается их взаимо-ьаменяемость. Однако б какие бы взаимосвязи в процессе пространственно-временного развития обряда они не вступали, их функционал ьшя направленность и единство не оспоримы, хотя по способу выражения еиоих {ункпиЯ в обряде это самостоятельные и наиболее знпчкшс его компоненты.
В ьлхлгчрнии излагаются осногнке теоретические тшоды и полек гнм .¿«сгег-такия*
- а) -
Похоронная обрядность белорусов возникла и развивалась на общеславянской основе, которая, в свою очередь, уходит корнями во времена культур древнейших арийских народов. Составлявшие её компоненты ¿питали в себя воззрения, черты быта многих народов, живших в разные исторические периоды. Архаический пласт похорон- ' ной атрибутики особенно прочно сохранился в таких важнейших компонентах похоронной обрядности,как обрядовое действие и слово.
Голошения — важнейшая словесная часть похоронных обрядов — в процессе длительного развития эволюционировали от сакрально-ритуализированной направленности на более' ранних этапах в один из главных компонентов, представляющий особый вид фольклорного творчества —'похоронную поэзию. Вместе с тем, в процессе постоянного творческого развития сфера бытования голошений в кругу семейной обрядности значительно расширилась. Наряду с похоронно-поминальными голошениями возникли такие разновидности этого жанра, как свадебные, рекрутские /солдатские/, внеобрядовые голошения. Каждая из этих жанровых разновидностей имеет свою поэтическую систему и обусловленность определёнными семейными обрядами или какой-то ситуацией.
Привлечение архивных материалов и фольклорные практики последних десятилетий показывают, что из всего комплекса голошений похоронные голошения активно бытуют до настоящего времени и сохранили свою творческую продуктивность.
Анализ' структуры белорусдкого погребального обряда позволяет выделить в нём восемь обрядовых частей, последовательность которых обусловлена представлениями о смерти как своеобразном переходном моменте от земного бытия к космической вечности и каждая из которых упорядочивает этот переход в рамках общей национальной традиции. С каждой из этих частей очень тесно связаны соответствующие циклы голошений. Исключение составляв? обрядовые действия, сопровождающие обмывание и обряжение умершего» когда традиционно по покойному голосить категорически запрещалось.
Исследование мотивов, сюжетов и тем белорусского вербально-ритуального комплекса в контексте обрядовой хронологии даёт наиболее полное представление об истоках мировоззрения похоронной обрядности. Такой методологический подход к изучению рассматриваемой пр. блемы позеолил во многих случаях депифрозать значение и функциональную направленность отдельных обрядовых действий,
фольклорных мотивов и сюжетов, создать условную модель мирового пространства, которое изображается в похоронных голошениях и определить место человека в нём. В белорусской похоронной поэзии проводы "нябожчыка" в загробный мир отражены в следующих семантически значимых моментах: I/ материальный мир — "белый свет", 2/ смерть — "разлука вечная", 3/ умерший — "госцечка", "гасцёк", 4/ дорога в загробный мир — "дарожанька твая далёкая", 5/ уход из мира живых /погребение/ -- встреча с предками на том свете: "...папка м|леньк|, сустракай там мамку", 6/ загробный мир — "той свет"»
Традиционные компоненты белорусской похоронной обрядности достаточно полно сохранились и активно бытуют в народной-среде до настоящего времени л данная работа отражает только одно из возможных направлений их исследования. Но,как показал рассматриваемый материал, не менее важную проблему для изучения представляет собой анализ функциональных возможностей голошений в обряде. Например! исследование функций голошений позволяет определить динамику развития-психологизма похоронной обрядности. Этот процесс характеризуется пространственно-временными, индивидуально-коллективными в поэтико-ритуальньми координатами, которые позволяют раскрыть ритуальную и нормативную направленность и творческий потенциал голошений, а также проследить роль плакальщицы в §том процессе.
Белорусские похоронные голошения имеют своеобразный поэтический мир, богатство и специфика которого во многом определяется диалектикой устойчивых стереотипизированных мотивов и широкой импровизацией народных плакальщиц, произведения которых окрашены эмоционально-экспрессивной диалектной лексикой.
Дяльнрйцие исследования в области функций голошений в обряде и кх взаимосвязей с .рутими обрядовыми компонентами, изучение поэтики белорусской похоронной поэзия и её органической связи с ритуалом представляются нам наиболее перспективными и продуктивными.
Осноьш.е положения диссертации отражены в следующих публикациях анторп:
I. Узпемпсуьязь ьерОпльняга 1 гьтуальнага аспекта^ у славян-скпй шш1!-а--.ьнай авгаднасп! //Ипчшшо: ацэЫстса 1 магастамтснь.
- ¿г -
' uisHap. канф. 24-27 мая 1990 r¿ Тэа1сы дакладау 1 паведаиденняу. Секция 5: Узаемасувяз! t узаемауздзеянне славянски культур: фольклор, Л1таратура, мастацтва. Мн., 1990. С.76-77. 0,1 п.л. /на белорусском языке/.
2. Голос1ння: Структура канру.. Система р1вновид1в //Народна ' творч1сть та етнограф!я, 1990, Jí5. С.47-50. . 0,6 п.л. /на украинском я?"ке/.
3. Представления славян о загробном мире и его худокеотвен-ное воплощение в похоронно-поминальных голошениях //Традиции в многонациональном обществе. Тезисы докладов всесоюзной научной
, конференции. Минск, 12-15 ноября 1990 г. Мн., 1990» C.I8I-I82. 0,1 п.л. /на русском языке/.
4. Традыцыя ямнага пахавання У беларуса?: узаемаадноо1ны вербальна-рытуальных кампанентау //Бесц! АкадэмИ навук Белару- " ci• Серыя грамадск!х навук, 1992, ЛЗ-4. С.86-92. 0,6 п.л. /на белорусском языке/.
5. Дынам1ка пс1халаг1зму пахавальнай абраднасц! славян //Вес-ц! АкадэмИ навук Беларуси Серыя граыадск!х навук, 1993, 82. С.93-98.■ 0,6 п.л. /на белорусском языке/.
6. Funeral lamenta and the dynaaic of psychology 1ц funeral rltee //Traditional Polk Belief Today. Conference dedicated to the 90th annlveraar; of Oskar Loorlta. Tartu, 1990. 3. 143-145* 0,2 п.л. /на английском языке/.