автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Бесконечный лабиринт сцеплений" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина"
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Бесконечный лабиринт сцеплений" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина""
Андреева Валерия Геннадьевна
«Бесконечный лабиринт сцеплений» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Специальность 10.01.01. - русская литература
1 9 Ш Ш1
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Кострома - 2012
005008183
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова» на кафедре литературы
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор
Лебедев Юрий Владимирович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
Лученецкая-Бурдниа Ирина Юрьевна кандидат филологических наук Николаева Татьяна Владиславовна
Ведущая организация - Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
Защита состоится 16 февраля 2012г. в «// » часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.094.04. при ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова» по адресу: 156961, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14, корп. «В», ауд. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
Автореферат разослан «января 2012 г.
И. о. ученого секретаря диссертационного совета доктор философских наук, профессор А I ^у С.К.Булдаков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Для верного восприятия произведения, по мнению Толстого, нужно обладать пониманием искусства, целостным видением объекта, способностью творческого соотнесения всех художественных образов в их «бесконечном лабиринте сцеплений».
Актуальность работы связана с потребностью литературоведения па глубоком уровне выявить внутренние связи в художественном пространстве, казалось бы, хорошо изученных произведений прошлых веков и обусловлена необходимостью осмысления формулы Толстого «бесконечный лабиринт сцеплений», обнаружения за ней реализации духовных поисков автора.
Вопреки заявлениям самого Толстого, в «Анне Карениной» видели и до сих пор продолжают отмечать две линии, две самостоятельные истории жизни - Константина Левина и Анны Карениной. Такое прочтение романа необычайно обедняет его содержание. В диссертации рассматриваются не исследованные в литературоведении переклички между главными и второстепенными героями, внутренние сцепления, ассоциативные связи, присутствующие в художественном мире «Анны Карениной». На примере анализа нескольких ключевых символов и мотивов, имеющих в произведении множество реализаций, мы объясняем продуманную автором систему образных «скреп». Впервые за последние два-три десятилетия пристальное внимание уделяется поэтике всего романа, которая рассматривается на основе системного и целостного анализа.
Степень научной разработанности проблемы. На рубеже XIX-XX веков внимание критиков и литературоведов привлекал Толстой-мыслитель и религиозный проповедник. Работы, содержащие анализ художественного мира романа «Анна Каренина», оказались немногочисленными, самыми интересными являются книги И. А. Бунина и Д. С. Мережковского.1 Более глубоко внутреннее строение романа рассмотрено в работах исследователей XX века: Э. Г. Бабаева, Я. С. Билинкиса, В.А.Богданова, Б. И. Бурсова, Г. Я. Галаган, В. 3. Горной, П. П. Громова, А. В. Гулина, Н. Н. Гусева, В. Д. Днепрова,
1 Бунин И. А. Освобождение Толстого;'/ Бунин И. А. Собр. соч. в 6 т. Т.6. - М.: Худ. лит., 1988. - С. 5-145.; Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Республика, 1995.-619 с.
A.М.Зверева, В.Н.Ильина, Г.В.Краснова, Е. Н. Купреяновой,
B. Я. Линкова, В.В.Набокова, В. Г. Одинокова, О.Н.Осмоловского, А. В. Чичерина. В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и др.2 Роман «Анна Каренина» активно изучается и зарубежными исследователями, особенно -американскими. Перечислим имена некоторых авторов: Эдвард Васиолек, Р. Ф. Густафсон, Лиза Кнапп, Эдвина Круз, Барбара Лённквист, Эми Манделкер, Г. С. Морсон, Д. Т. Орвин.3 В последние десять - пятнадцать лет появились также работы, в которых роман «Анна Каренина» рассматривается в аспекте религиозных, духовно-нравственных поисков Толстого. Это труды А. Г. Гродецкой, И. Ю. Лученецкой-Бурдиной, И. Б. Мардова, О. В. Сливицкой, А.Б.Тарасова и др.4 На фоне исследований, посвященных сопоставлению двух сюжетных линий романа
2 См., например: Бабаев Э. Г. Анна Каренина Л. Н. Толстого. - М., Худ. лит., 1987. - 158 с. Бшинкис Я. С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская литература 1870-х годов (Лекция). -Л.: ГПИ им. А. И. Герцена, 1970. - 72 е.; Богданов В. А. Человек и мир в романах Льва Толстого // В мире Толстого. Сборник статей. - М.: Сов. писатель, 1978. - С. 134-160.; Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман. - М.-Л.: АН СССР, 1963. - 151 е.; Гачагап Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. - Л.: Наука, 1981. - 174 е.; Громов П. П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». - Л.: Худ. лит., 1971. - 389 е.; Днепров В. Д. Изобразительная сила толстовской прозы // В мире Толстого. Сборник статей. - М.: Сов. писатель, 1978. -С. 53-103.; Ильин В. Н. Миросозерцание графа Л. Н. Толстого. -СПб.; РХГИ, 2000. -480 с. Краснов Г. В. «Нигилисты» в творческой истории романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого // Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. - С. 215-222.; Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М.: МГУ, 1989. - 174 е.; Набоков В. В. Лекции по русской литературе. -М.; Независимая газета, 1998. -440 е.; Осмоловский О. Н. Принципы познания и изображения человека в романе Л. Толстого «Анна Каренина» // Филологические науки. - 1978. -№3. - С. 31—42.; Эйхенбаум Б. M Лев Толстой. Семидесятые годы. - Л.: Худ. лит., 1974.-360 с.
3 См., например: Густафсон Р. Ф. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого . - СПб.: Академический проект, 2003. - 480 е.; Лённквист Барбара. Путешествие вглубь романа. Лев Толстой: Анна Каренина. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 128 е.; Орвин Д. Т. Искусство и мысль Толстого. 1847-1880. - СПб.: Академический проект, 2006. - 304 е.; Knapp, Li:a. The Estates of Pokrovskoe and Vosdvizhenskoe: Tolstoy's Labyrinth of Unkings in Anna Karenina // Tolstoy Studies Journal - 1995-1996. - Volume VIII. -pp. 81-98.; Mandelker Amy. Feminist Criticism and Anna Karenina // Tolstoy Studies Journal. - 1990. - Volume III. - pp. 82-103.; Morson Gary Saul. Prosaics and Anna Karenina // Tolstoy Studies Journal. -1988. - Volume I. - pp. 1-12.
' Гродецкая А. Г. Ответы предания: жития святых в духовном поиске Льва Толстого. - СПб.: Наука, 2000. - 264 е.; Лученецкая-Бурдина И. Ю. Парадоксы художника: особенности индивидуального стиля Л Н. Толстого в 1870-1890 годы. - Ярославль: ЯШУ, 2001. - 156 е.; Мардов И.Б. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. - 1998. - №4. - С. 144-159.; Слиеицкая О. В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература -1990.-№3,-С. 34-47. Тарасов А. Б. Является ли праведницей Анна Каренина?//Литература в школе. - 2001. - №3. - С. 2-5. Тарасов А. Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого: автореферат дисс. д. филол. наук. - М., 2006 // http://www.mosgu.ru/nauchnay a/publications/abstract/Tarasov_AB/
(В. Е. Ветловская, Ж.Л.Суркова, М. Ю. Белянин), актуальным представляется его целостный анализ с учетом до сих пор игнорируемых или малоизученных «сцеплений».
Объектом исследования является роман «Анна Каренина», письма и дневники Толстого (особенно периода работы над произведением), мемуарная и критическая литература о Толстом, варианты романа, публицистические и религиозно-философские трактаты писателя.
Предмет исследования - художественный мир романа «Анна Каренина»: система персонажей и отношений между ними, совокупность событий, слагающих сюжет и параллели между этапами жизни героев, компоненты изобразительности: мотивы, символы, детали, поступки действующих лиц.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что художественный мир «Анны Карениной», благодаря созданному, открытому автором «бесконечному лабиринту сцеплений», оказался приближенным к «живой жизни», воплотил в образной форме духовные искания Толстого, потерявшие присущую им противоречивость. По нашему мнению, герои романа не могут быть правильно оценены без сравнения друг с другом, без выявления скрытых связей между этапами их движения, проведения «синхронических» и «диахронических» сопоставлений.
Цель работы состоит в нахождении и анализе «бесконечного лабиринта сцеплений» в романе, в выявлении сходств и антитез, позволяющих правильно оценить героев «Анны Карениной» и открыть читателю данный автором закон человеческого существования.
Задачи работы:
1. Выявить и проанализировать взаимосвязи между элементами художественного мира романа: системой персонажей, событиями, компонентами изобразительности и др.
2. Определить значение эпиграфа и объяснить его глубинные связи с текстом произведения.
3. Обозначить путь духовно-нравственного совершенствования Константина Левина, фазы этого пути, его роль для приобщения читателя к религиозному сознанию.
4. Раскрыть смысл ключевых символов и мотивов романа в их многочисленных реализациях.
5. Показать, что герои не изображаются в романе однозначно, что оценить их можно только в результате целостного анализа, сравнений на основе убеждений и поступков, обнаружений «родства» и «чуждости».
Методологическая и теоретическая основа. Теоретической основой работы явились труды М. М. Гиршмана, Г.-Г. Гадамера, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, П. В. Палиевского, А. П. Скафтымова, В. И. Тюпы, В. В. Федорова. Ценные замечания и выводы, используемые нами в диссертации, содержатся в трудах И. И. Виноградова,
B. Я. Линкова, К. Н. Ломунова, И. Б. Роднянской, Н.М.Фортунатова,
C. Е. Шаталова и др.5
Методология исследования опирается на принцип целостного или системного анализа литературного произведения. В работе используются структурный, сравнительный, герменевтический методы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Формула ((бесконечный лабиринт сцеплений» является основой построения произведения, связавшей различные уровни его организации. Полнота авторского внутреннего мира позволила Толстому в 1870-е годы, в пореформенную эпоху, воплотить в художественном мире романа иерархию: герои - автор-повествователь - Бог. В «Анне Карениной» Толстой передал не только многоголосие эпохи, но и многоголосие самой жизни.
2. Эпиграф к роману, выступая элементом целостности художественного мира, вместе с тем становится внеположной ему, объединяющей точкой, благодаря которой читатель приобщается не просто к созданному автором миру, а к диалогическим отношениям с «высшей реальностью», с Богом.
3. Этапы духовно-нравственного совершенствования Левина сопоставимы с фазами духовного роста героя первой трилогии Толстого, Левин совершает в романе аналог пути становления личности.
4. Рассмотренные нами символы: круг, лестница, железная дорога, вокзал, мотивы: снятия покровов, конца, пути в художественном мире
5 Виноградов И. И. Проблемы содержали* и формы литературного произведения. - М.: МГУ, 1958. - 215 е.; Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - МИскусство, 1991. - 367 е.; Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - №8. - С. 74-87.; Пачиевский П. В. Литература и теория. - М.: Современник, 1978. - 284 с. Скафтьшов А. П. Нравственные искания русских писателей. - М.: Худ. лит., 1972. - 544 е.; Тюпа В. И. Анализ художественного текста. - М: Академия, 2006. - 336 е.; Федоров В. В. О природе поэтической реальности. - М.: Сов. писатель, 1984. -184 с.
романа организуют противопоставление христианского и языческого, духовного и плотского. Но при этом они не столько противопоставляют, обособляют сюжетные линии, сколько позволяют читателю понять, что все герои находятся в одном мире, подчиняются одним законам, испытывают на себе воздействие полярных сил и вынуждены вести ежедневную борьбу с многочисленными искушениями и наваждениями.
5. При создании романа писатель сформировал художественную иерархию, вмещающую все возможные человеческие качества и черты: доброту, любовь, милосердие, сострадание, злость, ненависть, жестокость, равнодушие и т.д. Проведенные Толстым сравнения между отдельными моментами, событиями жизни героев не всегда явны. Они скрыты в описаниях, содержатся в изображениях изменений или отсутствия изменений в пути персонажей, в их пофазовом движении (сравнения «того что есть» с «тем что было»). Автор дает нам примеры различных судеб, шаг за шагом ведя к осмыслению глубокой обусловленности тех итогов, к которым пришли в романе его герои.
6. В образной форме в художественном мире романа «Анна Каренина» реализуются духовно-нравственные поиски Толстого. Проблемы соотношения анализа и веры, сопряжения личного интереса и общего блага, долгое время волновавшие писателя и вновь поднимавшиеся им позднее в публицистических, религиозно-философских трактатах, получают в «Анне Карениной» гармоническое разрешение.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Ключевые проблемы жизни и творчества Толстого 1870-х годов рассматриваются в их реализациях в образной форме, учитывается нейтрализация многих спорных вопросов в художественном мире романа.
• Впервые большое внимание в работе уделено осмыслению формулы «бесконечный лабиринт сцеплений», данной самим автором во время работы над произведением и позволившей Толстому воплотить в романе всеотнесенность бытия, необозримость связей между предметами.
• В диссертации дается объяснение эпиграфу, осмысляются уже существующие его трактовки и по-новому истолковывается его роль — перенесения читателя в мир, в котором устанавливается связь с Богом.
• Впервые на материале художественного текста подробно анализируются и сопоставляются различные реализации символов (круга, лестницы, вокзала, железной дороги) и мотивов (снятия покровов, пути,
конца), осмысление которых приводит нас к открытию смысла жизни для самого Толстого и его героев.
• В процессе анализа художественного мира романа раскрывается секрет «родства» персонажей между собою, обнаруживаются и объясняются утонченные логические и ассоциативные связи, существующие между отдельными эпизодами и сценами произведения.
Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии содержательного смысла толстовской формулы «бесконечный лабиринт сцеплений», в методике анализа «бесчисленных, никогда не истощимых» внутренних связей в художественном мире литературного произведения.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения данных и выводов работы при изучении романа «Анна Каренина» в курсе русской литературы XIX века, при организации семинарских занятий и спецкурсов по творчеству Толстого. Материал диссертации может быть использован в разделе курса теории литературы - анализ художественного текста.
Личный вклад автора в исследование заключается в проведении новых концептуальных наблюдений, позволяющих увидеть разнообразные связи между персонажами, событиями, компонентами изобразительности художественного мира произведения. Предпринятый в диссертации анализ приводит к выводу, что понять духовные искания позднего Толстого нельзя, если рассматривать его религиозные проповеди в отрыве от «бесконечного лабиринта сцеплений», в котором только и рождается толстовский художественный мир. В диссертации впервые раскрывается глубокий содержательный смысл, скрывающийся за формулой Толстого, и наглядно демонстрируется преимущество Толстого-художника перед Толстым-мыслителем, суждения которого, вырванные из «художественного лабиринта», оказываются сильно обедненными.
Достоверность научных положений и выводов диссертации достигается благодаря комплексу методов анализа художественного мира романа: системный метод, соотносимый с актуальной на сегодняшний день в науке идеей системного рассмотрения объектов, позволяет выявить единство художественного мира романа с помощью анализа составляющих его элементов и их взаимосвязей между собой; целостный анализ дает возможность рассматривать каждый выделяемый в процессе изучения элемент как определенный момент в становлении и развертывании
художественного целого; сравнительно-типологический метод помогает выявить жанровое своеобразие «Анны Карениной» в контексте истории русского романа.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на различного уровня научных конференциях, в их числе: на XXXI Международных Толстовских чтениях, посвященных 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого (Тула-Москва, 2008 год); на Международной научно-практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк. 2008 год), на Международных научно-практических конференциях: «Духовно-нравственные основы русской литературы» (Кострома, 2009 год, 2011 год); на Международной научной конференции «Русская литература XIX - XX веков в современном мире» (Кострома, 2009 год); на конференции «Актуальные проблемы теории и истории литературной критики» (Кострома, 2011 год); на межвузовской научной конференции «Русская словесность: текст и контекст» (Иваново, 2010 год), межвузовской научной конференции «Язык. Литература. Массовые коммуникации» (Иваново, 2011 год), на ежегодных внутривузовских студенческих научно-практических конференциях «Ступени роста» (Кострома, 2008-2012 годы). Отдельные главы диссертации и вся диссертация обсуждалась на кафедре литературы КГУ им. Н. А. Некрасова.
По теме диссертации опубликовано 16 работ, в том числе монография и 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. В монографии шире представлен контекстуальный анализ романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», проводятся сравнения художественного мира этого произведения с художественными мирами творений, созданных предшественниками и современникам Толстого.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы, включающего 328 источников. Общий объем диссертации составляет 228 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность исследования, отмечена степень научной разработанности проблемы, представлена гипотеза, определен личный вклад автора и новизна исследования, а также цель,
задачи, объект и предмет изучения; дана структура диссертации, описана методология, сформулированы положения, выносимые на защиту, указаны теоретическая и практическая значимость исследования и приведены сведения об апробации работы.
Первая глава диссертации «Жизненные контрасты и гармония в мировоззрении Толстого 1870-х годов» имеет, в основном, теоретический характер. В ней выявляется глубокий художественный смысл, скрывающийся за словами Толстого о «лабиринте сцеплений».
В «Анне Карениной» писатель попытался воплотить связанность бытия, причастность друг к другу всех явлений и событий, лиц и предметов. Присутствующий в романе Толстого «бесконечный лабиринт сцеплений» дает возможность все более проникновенного понимания художественного мира. На поверхности восприятия лежат интриги и столкновения героев, более глубоким оказывается осознание «родства», похожести или непохожести персонажей друг на друга, их возможностей влиять на жизнь остальных людей, еще тоньше и труднее для объяснения та связь, которая образована едиными условиями и законами, существующими в художественном мире романа, и выражающаяся с помощью системы символов и мотивов, рифмовки жизненных ситуаций.
В обнаруженных и выверенных Толстым сопоставлениях и противопоставлениях, в сложной системе сцеплений между разными элементами произведения, благодаря неисчислимым связям, разветвляющимся вширь и вглубь, открывается в романе «живая жизнь», которая руководит судьбами персонажей. Эти связи и сцепления позволяют художнику, осознавшему высшую волю, создать художественную форму, в рамки которой «умещается» это неизмеримое содержание, вызывая эффект продолжающейся жизни. Воплощение в романе жизни и ее закона позволяет писателю избежать «человеческого» суда над героями и подчеркнуть этот отказ в эпиграфе к роману - «Мне отмщение, и Аз воздам».
В первом параграфе «Загадочная "формула" Л. Н. Толстого "бесконечный лабиринт сцеплений"» отмечается, что эпическая широта романа «Анна Каренина» позволила Толстому, все более задумывающемуся над смыслом существования человека, отобразить эпоху, жизнь множества людей и свободную в своем выборе личность. Мы показываем, что для верного понимания романа необходимо подняться над
частными судьбами героев к находящемуся над ними закону жизни, который уловлен в произведении автором, способным к прозрению божественных энергий, организующих мир.
В диссертации подчеркивается, что, подобно Толстому, многие писатели конца 1860-х—1870-х годов (И.А.Гончаров, Н.С.Лесков, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев) предпринимали сходные попытки создания художественных миров, основой которых являлось сопоставление и противопоставление персонажей, обилие внефабульных связей, разветвленная система мотивов и символов. Но в отличие от своих предшественников и современников, Толстой обнаружил с помощью этих связей онтологические основы бытия - «живую жизнь».
Во втором параграфе «Проблема соотношения анализа и веры» анализируется функция художественного и публицистического слова в творчестве Толстого. В художественном произведении силой убеждения становится сама жизнь: концепция писателя, поступки, позиции героев и т. д., а в публицистике Толстого на первое место выступает убеждающая логическая мысль, сила уверения.
Соотнесение анализа и веры было различным в разные годы жизни писателя: мы сталкиваемся или с их довольно стройным совмещением, или с диалогом. По нашему мнению, 1870-е годы - годы создания романа «Анна Каренина» - это время гармонии, несмотря на непрекращающийся поиск истины писателем (А. А. Толстая писала, что к концу 1870-х годов Толстой «был строго православный»). Это время, когда анализ властвует в доступных ему областях. Создавая фигуру Левина, Толстой утверждает, что познание человеком мира с его тайнами и законами и самого себя, как части этого мира, должно вестись всеми силами и способностями личности. Гармоничное сопряжение разума и веры в герое помогает автору показать их взаимное освещение и преображение: вера героя становится осмысленной, разум преображенным и раскрепощенным в своем движении, но не удаленным от мира, а направленным на него.
В третьем параграфе «Сопряжение личного интереса и общего блага» раскрывается, что в художественном мире романа Толстого приближение героев к общему благу возможно лишь в результате заботы о своей душе. Для утверждения религиозной мысли, для осознания необходимости ее, герой должен пройти свой собственный путь к вере. В Левине на протяжении всего романа идет борьба с искушениями, скрытое,
протекающее внутри человека личное сражение со злом. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9:25). В указанном сражении герою помогают одержать победу силы, которые он черпает в общении с народом, крестьянами. Планы Константина Левина на будущее, выраженные в последнем абзаце романа, имеют огромное значение. Он говорит о «каждой минуте» своей будущей жизни, имеющей «несомненный смысл добра», который герой «властен вложить в нее» (19, 399). Не случайно речь идет о каждой минуте: автор подводит читателя к мысли о необходимости ежеминутной борьбы с недремлющими силами зла с помощью твердой веры в добро. Иначе складывается в романе судьба Анны Карениной, которая, в отличие от Левина, всё более подчиняется власти демонических сил.
В четвертом параграфе «"Детство", "отрочество" и "юность", фазы в жизни Константина Левина» духовные этапы в жизни Константина Левина соотносятся с диалектикой трех эпох развития героя в первой трилогии Толстого. Духовное детство Левина - его жизнь до перевернувшей всё ночи на копне. Духовное отрочество Левина - его метания и поиски, обращения к «Я» и миру вплоть до женитьбы. Духовная юность Левина - счастливое время жизни с Кити, разыскание своей сущности, выбор жизненной позиции, внимание к окружающим людям, осознание существования других личностей и их отношения к «Я» Левина. Наконец, духовная молодость Левина описана Толстым в восьмой части романа, где происходит прозрение героя, утверждение им семейной темы.
Проводимое в диссертации сопоставление пути Левина с фазами духовного роста героя первой трилогии Толстого говорит о том, что при работе над «Анной Карениной» сам писатель находился в области интенсивного поиска смысла жизни. Однако автобиографичность Левина реализуется в художественном мире романа в объективированном виде. Об этом речь идет в пятом параграфе «Проблема соотношения автора и героя, изменяющиеся герои Л. Н. Толстого». Глубинное авторское созерцание в романе «Анна Каренина» открывает читателю те моменты, которые были бы не замечены и не оценены Левиным. Ощущение жизни в романе складывается благодаря непосредственному существованию героев, не знающих о своем будущем. Автора произведения - и как человека с реальной биографией, мировоззрением, и как художника-творца
- можно увидеть только в художественном мире произведения, в основе которого лежит жизненная целостность личности.
В этом же параграфе отмечается значимая роль толстовского принципа изображения «сквозь призму восприятия». В романе «Анна Каренина» призма восприятия имеет ведущее значение в организации некоторых эпизодов, помогает осмыслить авторскую позицию, увидеть восхождение героя, динамику его внутреннего роста.
Шестой параграф «Христианское и языческое» содержит размышления над бытием героев, живущих «истинно» и существующих «отраженно». Жизнь в романе «Анна Каренина» - это христианское или стремящееся к нему бытие, духовное, просветленное, радостное, естественное. Отражения жизни - это языческое, преувеличенно эгоистическое, не могущее найти выход а мир, животное, но не природное, не естественное, а условное, порочное существование. К. Н. Леонтьев в статье «Анализ, стиль и веяние: О романах гр. Л. Н. Толстого» отмечал, что сюжетные линии связаны с математической точностью. Упомянув также о связи разума и души с природой, Леонтьев, всё же, не сказал открыто главного. Между героями выстраиваются параллели на основе христианского миропонимания автора. Толстой не отвергает в романе ни животного (естественного), ни плотского. Все составляющие человеческой личности, по мнению писателя, находятся в тесном контакте, но они могут поднять личность, лишь согласуясь в своем стремлении к вершине. По мнению позднего Толстого, борьба души и тела кончается только тогда, «когда человек поймет, что жизнь его не в теле, а в душе, и что тело - это только то, над чем должна работать его душа» (45, 82). В «Анне Карениной» Толстой осветил проблему разобщения веками накопленного • русскими людьми духовного богатства с новой светской культурой. Он уловил, что при сближении церкви с властью русские люди начали терять духовное содержание, что появилось тяготение к форме без внутреннего наполнения. В «Анне Карениной» мы видим постепенное сближение этических и эстетических ценностей. Одной красоте в романе не дано стать основой будущего, но всё духовное, нравственное, проявляясь на земле, требует достойной формы. Глубокая, чуткая душа Анны озаряет ее внешний облик, героиня истинно прекрасна, пока ее не охватывает «жестоко-мстительное» состояние.
Проблема толкования эпиграфа, выяснения его места и роли в художественном целом романа находится в центре седьмого параграфа диссертации «Значение эпиграфа в художественном мире произведения». В эпиграфе, как и в отдельных частях художественного мира, содержится художественная целостность произведения. Однако эпиграф, отчасти благодаря содержанию и своим цитатным свойствам, внеположен внутреннему миру произведения. Таким образом, читатель «Анны Карениной» приходит к восприятию диалогических отношений, контакта между внутренней формой романа и «высшей реальностью», представляемой Тем, чьи слова приведены в эпиграфе. Для возникновения ситуации художественного общения читатель должен включиться в процесс творческого осуществления мира произведения, перейти на точку зрения поэтической действительности, особенностью которой является ощущение необходимости связи с Богом. Все герои романа «сцеплены» фразой «Мне отмщение, и Аз воздам». Мотивы суда, воздаяния, прощения, связанные с эпиграфом, прослеживаются в художественном мире романа: «Нравственные законы существуют, и нарушение их не может не быть пагубно для того, кто их нарушает».6 Но окончательное воздаяние Божие возможно лишь в принципиально иной реальности, находящейся за пределами этого мира.
Вторая глава диссертации «Центральные символы и мотивы в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"» посвящена анализу мотивов, символов романа, призвана раскрыть, как божественные энергии, которыми пронизана «живая жизнь», проявляют себя в «лабиринте сцеплений» романа.
В первом параграфе «Ключевые символы романа» доказывается, что символ в «Анне Карениной» обретает широкую валентность, причем разнонаправленную. Смысловые усложнения, концентрации идейного содержания в романе реализуются на двух уровнях. Во-первых, символ неоднозначен в многочисленных реализациях, во-вторых, каждый из символов у Толстого переплетается с массой других структурных компонентов, трансформируя и обогащая исходную смысловую наполненность. Толстому был чужд символизм, уводивший в области
' Гусев И. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. - М.: АН СССР, 1963.-С. 343.
отвлеченные, не связанные с миром реальным. М. М. Пришвин справедливо заметил, что у писателя символ должен присутствовать в сердце, чувствоваться как самое главное, но не сознаваться и не конструироваться за счет «подгоняемых» материалов.7
Однако работа Толстого с символами способствовала созданию эффекта мироподобия. Г. Г. Гадамер в одной из статей книги «Актуальность прекрасного» приводит универсальное наблюдение Гете: «всё есть символ» и объясняет его: «Гетевское "всё" говорит о любом и каждом сущем не что оно есть, а как оно предстает человеческому пониманию. Не может быть ничего, что не говорило бы мысли о чем-то. <...> В гетевском понятии символического заключены в равной мере и необозримость всех связей, и заместительная функция единичного как представителя целого. Ибо только потому, что всеотнесенность бытия скрыта от человеческого глаза, она нуждается в раскрытии».8 Именно к раскрытию этой всеотнесенности бытия, умело воплощенной в художественном мире романа, призывал Толстой критиков. Поэтому в романах Толстого, особенно в «Анне Карениной» и «Воскресении», так много образов содержат в себе символическое, тяготеют к символу.
Мы проводим различие между символом и эмблемой, рассматривая понятие «эмблематического реализма» - именно этот термин использовал для описания художественного метода Толстого Ричард Густафсон.9 Эмблема чрезвычайно ограничена, не способна выражать скрытые смыслы. Символ и эмблема не являются синонимами и могут быть названы таковыми лишь в сферах, принципиально чуждых художественности.
Первый параграф содержит три раздела, посвященные анализу различных символов: символу круга, лестницы, железной дороги и вокзала. Приведем пример одной из реализаций символа лестницы. В Зоологическом саду, сразу после пробежки на льду в виде больших кругов, Левин с азартом хорошего катальщика торопится выполнять новый трюк. Для этого он поднимается на лестницу, на приступки, и пускается вниз: «На последней ступени он зацепился, но, чуть дотронувшись до льда
7 Пришвин М. и. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. - М.: Худ. лит., 1986. - С. 137.
8Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. - С. 265.
' Ричард Ф. Густафсон. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого. -СПб.: Академический проект, 2003. -С. 210.
рукой, сделал сильное движение, справился и, смеясь, покатился дальше» (18, 35). То, что Левин чуть не упал, приводит нас к параллели с Анной Карениной, которая упала на рельсы, и с эпизодом в восьмой части романа, где Левин был близок к самоубийству. Холодный лед, до которого дотрагивается рукой Левин, ассоциируется и с холодом железа, и с холодом смерти. Однако не растраченная, а накопленная внутренняя сила Левина (соответствием которой в рассматриваемом эпизоде является сила физическая) поможет герою подняться. На катке Левин «справился, и, смеясь, покатился дальше» (18, 35), то же самое можно сказать и про героя в финале - он справился, преодолел свое сомнение и открыл смысл для дальнейшего движения.
Второй параграф «Ключевые мотивы романа "Анна Каренина"» посвящен анализу мотива снятия покровов и мотива конца. Мотив снятия покровов помогает сопоставить внешний облик и внутреннее содержание героев и объединяет их лишь в случае истинной красоты персонажа, но красоты христианской. Мы анализируем реализации этого мотива в романе и приходим к выводу, что счастье героев романа связано с их способностью жить искренно, открыто, сохраняя при этом душевную, духовную сущность в недосягаемости для чужих глаз. По мнению Толстого, условия воспитания и становления человека таковы, что нередко к сознательному возрасту ему с трудом удается понять самого себя. Это одна из самых страшных бед личности, как утверждает писатель. «Говорят: спасать душу. Спасать можно только то, что может погибнуть. Душа не может погибнуть, потому что она одна только существует. Не спасать надо душу, а очищать ее от того, что затемняет, оскверняет ее, просвещать ее для того, чтобы Бог всё больше и больше проходил через нее» (45, 42). В обществе, особенно светском, существует масса «покровов» - условностей, скрывающих настоящую жизнь с ее красотой. Подмена законов бытия этими ложными закономерностями нередко оказывается причиной не только неудач, но и трагедий, поскольку человек, увлекаясь мимолетным, теряет ориентиры для движения, разрывает связь с Богом. Рассматривая мотив конца, его реализации в окончательном тексте и в вариантах к роману, мы приходим к выводу, что по мере движения романа к финалу, данный мотив становится все более значимым. Мотив конца помогает нам уловить несоответствие между восприятием героем своей жизни и реальным состоянием его в художественном мире романа.
В третьей главе «Основные "сцепления" героев в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"» рассматривается зависимость персонажей друг от друга, обнаруживаются многочисленные скрытые связи, существующие между ними, анализируются поступки героев, сопоставляются их жизненные пути в статике и динамике. Выявление параллелей и противопоставлений, уяснение степени различия положений тех или иных героев и их возможностей помогает нам осознать позицию автора романа и определить особенности художественного мира произведения.
В первом параграфе главы «Сопоставления персонажей в романе» мы оцениваем поведение героев с учетом результатов, к которым они пришли в финале. Центральными фигурами в романе являются Левин и Анна, но писатель показывает не менее важные параллели между иными персонажами и дает читателю возможность разобраться в универсальных законах бытия. В первом разделе параграфа сопоставляются жизненные пути Константина Левина и Алексея Вронского, опровергается распространенное мнение об их абсолютной полярности. Мы показываем, что контраст в' изображении Левина и Вронского не является совершенным. Сближает их «страстность», под которой подразумевается положительная способность отдаваться делу, исключающая равнодушие. «Вы всё, кажется, делаете со страстью», - говорит Кити Левину (18, 33). «За что ни возьмется, он всё делает отлично. Он не только не скучает, но он со страстью занимается», — рассказывает Анна про Вронского (19, 189). И движение героев в романе отчасти оказывается сходным, но вот происхождением и воспитанием они оба поставлены в противоположные условия. Вронский был лишен внимания родителей, которое стало для Левина залогом правильной жизни. С самого раннего детства Алексей Вронский был предоставлен прелести мира, о" которой говорит Левину священник. Однако Вронский обладает скрытым и неизвестным ему самому запасом жизненных сил, душевной глубиной, которые сближают его с Левиным. Анна полюбила Вронского, почувствовав возможность его нравственного роста, ту, которую видела Татьяна Ларина в Евгении Онегине.
Во втором разделе параграфа фиксируются сходные ситуации, в которых оказываются в романе Стива Облонский и Анна Каренина, и осмысливаются основания различного поведения брата и сестры. Мы анализируем причины, приводящие Каренину к гибели: ее разочарование в жизни, потеря смысла существования, непреходящее искушение, явление
дьявола. Толстой открывает нам, что борьба с дьяволом заходит настолько далеко, насколько глубоко поколеблены основы личности. Если Облонский неглубок в чувствах, то Левин и Каренина, по мнению автора, затрагивают в жизни основной ее пласт, после чего они, в силу своего склада, уже не могут жить без веры. Лучше всего это заметно при анализе финального монолога Анны и краткого монолога ошеломленного и озадаченного Стивы Облонского, запутавшегося в гостиной Лидии Ивановны. Вроде бы бессодержательный монолог Стивы, на самом деле, очень важен для осмысления «бесконечного лабиринта сцеплений» в романе. Полубессознательное состояние, временное помутнение рассудка и «путаница понятий» Степана Аркадьевича оттеняют сходное, но намного более сложное и трагическое помрачение Анны. Если легкомысленного Стиву клонит ко сну: «Вслед за этим он почувствовал, что уже спит и собирается храпеть» (19, 316), то Анна приближается к смерти. Пусть уровень погружения в нравственную заразу у героев разный, а лучше сказать - несовместимый, однако параллелизм эпизодов и состояний позволяет нам сопоставить возможность выхода Стивы и Анны из создавшихся жизненных трудностей. «Чтобы спастись, нужно только верить...» (19, 316), - думает Стива в бреду. Если у Стивы есть выход, объясняемый его приятием живой жизни, то у Анны с «хроническим, глобальным» отрицанием его нет. Стива может себя привести в чувство, поскольку мир для него не потонул в ненависти, как для Анны.
Третий раздел параграфа содержит наблюдения над поведением и жизнью Кознышева и Вареньки в сравнении с Левиным и Кити. Герои не оцениваются автором однозначно, однако «бесконечный лабиринт сцеплений» позволяет читателю объяснить неудачи одной пары и счастье другой. В разделе отмечаются значимые реализации одного из самых важных в романе мотивов - мотива «выбора пути».
Кроме соотнесения судеб в «Анне Карениной» присутствуют связанные логически и ассоциативно эпизоды и сцены. Среди них можно выделить ключевые, центральные в организации движения двух сюжетных линий — такими являются в романе эпизоды охоты, косьбы, скачек, крокета. Они помогают увидеть сопряжение для героев личного и общего, отметить принадлежность их к определенным кругам общения, возможность расширения (или, наоборот, сужения) для них связей с
миром. Сопоставлению некоторых сцен и эпизодов романа посвящен второй параграф главы.
В первом разделе речь идет о переменах в жизни героев Толстого, возвращающихся домой из Москвы, о предчувствиях, которым суждено сбыться, значимых поступках персонажей, уже с начальных страниц романа определяющих свой путь. Во втором разделе выявляется художественная функция мотива труда в романе Толстого, проводится развернутое сопоставление по разным параметрам ключевых, стадийных эпизодов в движении главных героев - косьбы и крокета. Левин говорит о веселой и трудной работе, которую он желает выполнять. Косьба, как вид деятельности, приносит Левину удовольствие содержанием и формой. Анна хватается за деятельность, точнее за «предлог деятельности» (18,310).
Третий раздел посвящен наблюдениям над сценами с участием принца, к которому был приставлен Вронский, и адвоката, консультировавшего Каренина по вопросу развода. Сопоставляя героев, не давая им каких-либо оценок, автор предоставляет читателю самому сделать выводы о жизни.
В Заключении подводятся итоги исследования. В романе «Анна Каренина» Толстой в результате наблюдения за законами жизни создал «бесконечный лабиринт сцеплений», который позволил ему воплотить в произведении тайны бытия. Толстой не раскрыл тайн, поскольку сам не бьш властен над жизнью, он дал читателю возможность глубокой оценки мира, понимания окружающего за счет сопоставлений, сравнений основ человеческого существования.
«Анна Каренина» - это эпический роман, в центре которого находится частная личность, однако масштаб самой жизни чрезвычайно укрупняется до необозримых пределов: мысли семейная и христианская, неразрывно связанные в романе, помогают писателю представить личность на ее путях от предков к потомкам, от себя к Богу и большому миру.
Анализируя формулу Толстого «бесконечный лабиринт сцеплений», мы пришли к выводу, что по богатству, глубине смысла и емкости ей нет аналога среди множества литературоведческих терминов. Не случайно Н. Н. Страхов назвал это определение Толстого «формулой творчества во всей его силе и чистоте». Таким образом, можно говорить об особом понимании Толстым искусства и его роли, о герменевтическом представлении писателем произведения как «бытия».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
Монография:
1. Андреева В. Г. «Бесконечный лабиринт сцеплений» в художественном мире романа Л. Н. Толстого « Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. -276 с. (13,57 пл.)
В ведущих научных журналах, рецензируемых ВАК РФ:
2. Андреева В. Г. «Дым» И. С. Тургенева и «Анна Каренина» Л.Н.Толстого [Текст] / В. Г. Андреева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. -№3.~ С. 116-120. (0,5 п.л.)
3. Андреева В. Г. Символика в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - №4. - С. 88-92. (0,5 п.л.)
4. Андреева В. Г. Сопряжение личного интереса и общего блага в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - №1. - С. 116-120. (0,5 пл.)
5. Андреева В. Г. Левин и Вронский в художественном мире романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011.-№2.-С. 119-123. (0,5 п.л.)
В других изданиях:
6. Андреева В. Г. Славянский вопрос в рамках семейной темы романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Русская словесность как основа возрождения русской школы: Материалы международной научно-практической конференции. - Липецк, 2008. - С. 40-47. (0,4 пл.)
7. Андреева В. Г. Одно из основных «сцеплений»: движение от круга и шара к спирали подъема в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Толстовский сборник - 2008. Л. Н. Толстой - это целый мир. Материалы XXXI Междунар. Толстовских чтений: в 2 ч. Ч. I. - Тула: ТГПИ им. Л. Н. Толстого, 2008. - С. 185-190. (0,3 п.л.)
8. Андреева В. Г. Значение эпиграфа в художественном мире романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Золотые научные страницы. - Кострома, 2009. №1.- С. 74-79. (0,5 п.л.)
9. Андреева В. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и «Забытый вопрос» Б. М. Маркевича [Текст] / В. Г. Андреева // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - С. 146-150. (0,4 п.л.)
10. Андреева В. Г. Мотив снятия покровов в художественном мире романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Русская литература XIX — XX веков в современном мире: сб. науч. статей. -Кострома, 2009. - С. 185-192. (0,4 п.л.)
11. Андреева В. Г. Человек, народ и власть в дилогии В. В. Крестовского «Кровавый пуф» и романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Романовские чтения. Династия Романовых и российская культура: материалы конф., Кострома, 25-26 марта 2010. / сост. и науч. ред. А. Д. Шипилов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - С. 134-140. (0,8 п.л.)
12. Андреева В. Г. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский: взгляды писателей на русское семейство [Текст] / В. Г. Андреева // Молодая наука в классическом университете: Тезисы докладов — Иваново: ИвГУ, 2010. - Ч. 6.-С. 70-71. (0,1 пл.)
13. Андреева В. Г. Три варианта продолжения романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Актуальные проблемы теории и истории литературной критики (к юбилею В. В. Тихомирова): сб. науч. статей. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. -С. 75-83. (0,4 п.л.)
14. Андреева В. Г. «Двойники» Вронского и Каренина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / В. Г. Андреева // Молодая наука , в классическом университете: Тезисы докладов. - Иваново: ИвГУ, 2011. -Ч. 6.-С. 104-105. (0,1 пл.)
15. Андреева В. Г. Толстой и Островский: к проблеме генетических и типологических связей [Текст] / В. Г. Андреева // Щелыковские чтения 2010: А. Н. Островский в контексте русской культуры. — Кострома, 2011. - С. 127-137. (0,5 п.л.)
16. Андреева В. Г. Смысл формулы Л. Н. Толстого «Бесконечный лабиринт сцеплений» [Текст] / В. Г. Андреева // Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. -С. 172-176. (0,4 п.л.)
Андреева Валерия Геннадьевна
«Бесконечный лабиринт сцеплений» в художественном мире романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Подписано в печать: 10.01.2012 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1. Тираж 120 экз. Заказ № 2
Отпечатано: ООО «Авантитул» 156013, Кострома, пр. Мира, 51, офис 19. Тел (4942)55-28-62
Текст диссертации на тему ""Бесконечный лабиринт сцеплений" в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина""
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова»
61 12-1 0/640 правах рукописи
Андреева Валерия Геннадьевна «Бесконечный лабиринт сцеплений» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Специальность 10.01.01. - Русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор
Юрий Владимирович Лебедев
Кострома 2012 год
Оглавление
Введение.......................................................................................................................4
Глава I. Жизненные контрасты и гармония в мировоззрении Толстого 1870-х годов............................................................................................................................25
§1. Загадочная "формула" Толстого «бесконечный лабиринт сцеплений»........25
§2. Проблема соотношения анализа и веры............................................................36
§3. Сопряжение личного интереса и общего блага................................................50
§4. «Детство, отрочество и юность» Константина Левина...................................60
§5. Проблема соотношения автора и героя, изменяющиеся герои Толстого......71
§6. Христианское и языческое..................................................................................79
§7. Значение эпиграфа в художественном мире произведения............................88
Глава П. Центральные символы и мотивы в романе Л. Н. Толстого
«Анна Каренина».......................................................................................................99
§ 1. Ключевые символы романа................................................................................99
1.1. Преодоление замкнутости: от круга и шара к расширяющимся кругам и
104
спирали подъема......................................................................................................
1.2. Лестница как символ движения героев вверх или вниз...............................113
1.3. Железная дорога и символ вокзала.................................................................117
§2. Ключевые мотивы романа................................................................................122
2.1. Мотив снятия покровов в рамках единства содержания и формы..............123
2.2. Мотив конца......................................................................................................
Глава III. Основные «сцепления» героев в романе Л. Н. Толстого
«Анна Каренина».....................................................................................................150
§1. Сопоставление персонажей в романе..............................................................150
1.1. Константин Левин и Алексей Вронский........................................................150
1.2. Стива Облонский и Анна Каренина...............................................................160
1.3. Кознышев и Варенька - «ученый» и «ангел»................................................165
§2. «Рифмующиеся» эпизоды в романе.................................................................171
2.1. Возвращение после первой поездки в Москву Левина, Анны
и Вронского..............................................................................................................173
2.2. Косьба и крокет.................................................................................................179
2.3. Принц и адвокат - «двойники» Вронского и Каренина...............................191
Заключение...............................................................................................................200
Список литературы..................................................................................................203
Введение
Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» - произведение, утверждающее веру и любовь, христианскую культуру. «Анна Каренина» - роман-озарение, который отразил поиск Толстым непреходящей основы человеческого существования. Перед читателями предстает постепенное угасание любви, ее перерождение и гибель героини - Анны Карениной, и, в то же время, -прозрение героя (Константина Левина), осмысление им жизненного пути.
Актуальность работы связана с потребностью литературоведения на глубоком уровне выявить внутренние связи в художественном пространстве, казалось бы, хорошо изученных произведений прошлых веков и обусловлена необходимостью осмысления формулы Толстого «бесконечный лабиринт сцеплений», обнаружения за ней реализации духовных поисков автора.
Вопреки заявлениям самого Толстого, в «Анне Карениной» видели и до сих пор продолжают отмечать две линии, две самостоятельные истории жизни - Константина Левина и Анны Карениной. Такое прочтение романа необычайно обедняет его содержание. В диссертации рассматриваются не исследованные в литературоведении переклички между главными и второстепенными героями, внутренние сцепления, ассоциативные связи, присутствующие в художественном мире «Анны Карениной». На примере анализа нескольких ключевых символов и мотивов, имеющих в произведении множество реализаций, мы объясняем продуманную автором систему образных «скреп». В исследовании осуществляется анализ романа как особого сюжетно-композиционного типа с уникальной архитектоникой, осмысляется попытка Толстого воздействовать на читателей и повлиять на их духовно-нравственное преображение. Термин «архитектоника», вслед за А. В. Чичериным, мы употребляем тогда, когда «речь идет не о соотношении крупных масс, не о строении сюжета, а о том, как в микроорганизме текста содержится макроорганизм произведения в целом, о том, как единый "лабиринт сцепления"
образует все промежуточные звенья».1 Композиция определяется в работе, как «соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».2
Сложная сюжетно-композиционная структура «Анны Карениной» вызывала недоумение у читателей и критиков рассматриваемого периода, которые не обратили должного внимания на значимые внефабульные связи в романе. По всей видимости, дробление жизни, воплощенное Толстым и некоторыми его писателями-современниками в художественных мирах, царило и в умах большинства критиков, а потому было замечено. Однако потребовалось немало времени, чтобы за чередой картинок, приближающих роман «Анна Каренина» и ряд других произведений к действительности, увидеть художественную целостность, вечную правду, «живую жизнь».
В. Г. Белинский писал, что истинно художественные произведения содержат неисчерпаемые возможности для постижения, ибо прогрессу «разумения и наслаждения нет пределов, нет границ: он бесконечен...». Критик отметил и слепоту читателей, кажущуюся парадоксальной на фоне творческого восприятия литературных шедевров: «Посему истинно художественное недоступно массе и толпе, как всё, что ей не по плечу: оно доступно только немногим, но избранным, - и когда время сделает свое дело, утвердительно решив вопрос о великости художника, толпа с голоса этих избранных кричит о
3
его гениальности, но понимает его так же плохо, как и при его появлении...».
Для верного восприятия произведения, по мнению Толстого, нужно обладать пониманием искусства, целостным видением объекта, способностью творческого соотнесения всех художественных образов. В письме к Н.Н.Страхову (апрель 1876 года) Толстой указал критикам принципы и методы анализа своих художественных произведений. Писатель подчеркнул ошибочность изъятия из текстов отдельной мысли: «...Каждая мысль,
1 Чичерин А. В. Ритм образа. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 72.
2 Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 297.
3 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений А. Марлинского // Белинский В. Г. ПСС в 13 т. Т. 4. -М.: АН СССР, 1954.-С. 35.
выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится» (62, 269).4 Толстой неоднократно отмечал, что функция критиков состоит не в перечислении вопросов, затронутых в произведении, он подчеркивал, что «для критики искусства нужны люди, которые показывали бы бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произведении и постоянно руководили бы читателей в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» (62, 269. - Курсив мой - В. А.).
Это не значит, что Толстой предостерегал критиков от анализа -напротив, «руководство» требует осознания целого и частей, объяснения многочисленных сопряжений и воссоздания целостности мира в результате диалогического общения с гетерокосмосом произведения («гетерокосмосом» или другим, сотворенным миром, назвал произведение искусства основатель философской эстетики Александр Баумгартен). Часто по отношению к критикам писатель высказывался грубо, что, видимо, связано с неправильным подходом к анализу его произведений. Но, по мнению Толстого, критики необходимы - «они посредники между толпой и художником» (48, 119).
Во время публикации произведения в журнале «Русский Вестник» разбирались, преимущественно, отдельные сцены, давалась характеристика главным героям, велись дискуссии о великосветских сценах в произведении и отношении автора к ним. Но, по меткому замечанию A.M. Зверева, общая реакция современных Толстому критиков на роман «Анна Каренина» отличалась «феноменальной эстетической слепотой».5 Поиски в нем «отдельных, частных правд», более приемлемых для революционных демократов или для реакционного круга, были ошибочными.
Можно предположить, что поэтапная публикация романа в журнале «Русский Вестник» не позволила многим современникам Толстого сразу по
4 Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. - М., 1928-1958. - Здесь и далее в тексте ссылки на сочинения Л. Н. Толстого приводятся по указанному изданию и заключаются в круглые скобки, где первая цифра указывает номер тома, вторая - страницу.
5 Зверев А. М., Туниманов В. А. Лев Толстой. - М.: Молодая гвардия, 2007. - С. 297.
достоинству оценить его. Не случайно Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев меняли свое первоначальное мнение о романе Толстого по мере его публикации. Мешала увидеть целостность «Анны Карениной» и развернувшаяся вокруг произведения полемика о его восьмой части. М. Н. Катков, характеризуя восьмую часть, которая не была напечатана в журнале, а вышла отдельной книгой, не почувствовал, что она явилась гармоничным финалом. Более того, М. Н. Катков отрицательно оценил не только последнюю часть, противоречившую убеждениям редактора и позиции журнала, но и всё произведение, центром которого он считал судьбу Анны Карениной. «Судьба эта остается мастерски рассказанным случаем очень обыкновенного свойства, и послужила только нитью, на которую нанизаны прекрасные характеристики и эпизоды», - писал Катков в статье «Что случилось по смерти Анны Карениной», вышедшей в июльской книжке «Русского Вестника» за 1887 год.6
Что же помешало современникам писателя оценить роман по достоинству, увидеть его преимущества? И почему до сих пор толкования этого произведения Толстого часто не идут далее констатации пересечения сюжетных линий и обзора центральных событий в жизни Анны и Левина? Основная причина непонимания романа - неверный подход к нему: стремление рассмотреть затронутые писателем вопросы в отрыве от произведения, поверхностное чтение, фиксирующее лишь событийную основу «Анны Карениной». Ярким примером одностороннего осмысления романа является трактовка его С. А. Рачинским. Он отмечал в романе Толстого наличие двух несвязанных сюжетных линий, натянутость последней части: «В нем нет архитектуры... Как обрадовался я знакомству Левина с Анною Карениной. -Согласитесь, что это один из лучших эпизодов романа. Тут представлялся случай связать все нити рассказа и обеспечить за ними целостный финал. Но вы не захотели - Бог с вами» (62, 378). Толстой попытался направить своего корреспондента на истинный путь в прочтении: «...Но если вы уже хотите
6 Литературное наследство т. 37-38 Л. Н. Толстой. - М.: АН СССР, 1939. - С. 178.
говорить о недостатке связи, то я не могу не сказать - верно вы ее не там ищете, или мы иначе понимаем связь; но то, что я разумею под связью — то самое, что для меня делало это дело значительным, - эта связь там есть - посмотрите - вы найдете» (62, 377). Связь, о которой говорит писатель, не вычленяется из романа, ее можно обнаружить при глубоком литературоведческом анализе произведения, причем системном, целостном анализе, поскольку она пронизывает все компоненты романа, объединяя их.
Стандартное восприятие новаторского романа, стремление приложить к нему шаблоны многочисленных адюльтерных историй или желание увидеть, как в изображенной автором жизни все герои, наконец, встретятся и выяснят свое отношение друг к другу - это главные, но не единственные причины непонимания «Анны Карениной». Одной из важнейших причин «фабульного» прочтения романа является принципиальная неспособность читателя самостоятельно приблизиться к утверждаемой автором истине. Видимо, осознавая сложность творческого осуществления художественного мира своего романа, особенно в условиях нравственной деградации и духовного оскудения 1870-х годов, Толстой и говорил о необходимости для критики искусства проницательных руководителей, способных направлять читателя в движении по «бесконечному лабиринту сцеплений». А с помощью этого «лабиринта» автор воплотил в романе как действительность с ее пороками и заблуждениями людей, так и христианский, православный идеал жизни, достойный ее образец. М. М. Гиршман отметил, что «авторская творческая сила - это и воля к общению, и сознательное втягивание читателя в ту духовную глубину, на которой могут и должны сойтись разные личности».7 По отношению к творчеству Толстого, в частности, к роману «Анна Каренина», этой общей для автора и читателя духовной глубиной является вера в Бога, христианское миропонимание и мировоззрение.
Но приобщение к глубинным смыслам романа возможно лишь в результате внимательного и вдумчивого чтения, непосредственной работы с
7 Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. - М.: Сов. писатель, 1982. - С. 93.
художественным текстом. Вне этих процессов более или менее полное постижение художественного мира романа немыслимо. С. Г. Бочаров, рассуждая о «религиозной филологии» и самом этом понятии, возражает Т. А. Касаткиной и справедливо, по нашему мнению, отмечает недопустимое для литературоведения игнорирование художественного текста, анализ которого порою заслоняется вмешивающимся в работу филолога религиозно-философским догматизмом.8
Д. С. Лихачев отметил, что созданный писателем концепт обладает потенцией развертывания у читателей.9 Именно к такому максимальному узнаванию и развертыванию призывал критиков Толстой. Еще М. С. Громека, говоря об общественном значении романа «Анна Каренина», подчеркнул: «Но до сих пор его судили и критиковали со всех точек зрения, кроме его собственной».10 Собственная точка зрения в данном случае - та, что позволяет автору видеть свое произведение живым и целостным, соединять в одно впечатление миллион верных соображений о нем. Поэтому необходимо совместить выработанные литературоведением подходы к анализу и интерпретации произведения с учетом пожеланий самого Толстого,
высказанных в пору создания романа.
Степень научной разработанности проблемы. Ценные замечания о романе «Анна Каренина» были сделаны М. С. Громекой, К. Н. Леонтьевым, Н. Н. Страховым. Однако на рубеже Х1Х-ХХ веков большее внимание привлекал Толстой-мыслитель и религиозный проповедник. Работы, содержащие анализ художественного мира романа «Анна Каренина», немногочисленны. Упомянем книги И. А. Бунина и Д. С. Мережковского. Более глубоко внутреннее строение романа рассмотрено в работах исследователей XX века: Э.Г.Бабаева, Я. С. Билинкиса, В.А.Богданова, Б. И. Бурсова, П. П. Громова, Г. Я. Галаган, В. 3. Горной, А. В. Гулина, Н.Н.Гусева,
8 Бочаров С. Г. О религиозной филологии // Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999.-С. 590-600.
5 Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // Литература -Реальность - Литература - Л.: Сов. пис., 1984. - С. 218.
10 Громека М. С. Критический этюд по поводу романа «Анна Каренина» - М., 1893. - С. 5.
В. Д. Днепрова, А. М. Зверева, Г. В. Краснова, Е. Н. Купреяновой, В. Я. Линкова, В. В. Набокова, В. Г. Одинокова, О. Н. Осмоловского, А. В. Чичерина, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума, и др. Роман «Анна Каренина» активно изучается и зарубежными исследователями, особенно -американскими. Перечислим имена некоторых авторов: Эдвард Васиолек, Р. Ф. Густафсон, Лиза Кнапп, Эдвина Круз, Барбара Леннквист, Эми Манделкер, Г. С. Морсон, Д. Т. Орвин. В последние десять - пятнадцать лет появились также работы, в которых роман «Анна Каренина» рассматривается в аспекте религиозных, духовно-нравственных поисков и открытий Толстого. Это труды А. Г. Гродецкой, И. Ю. Лученецкой-Бурдиной, И. Б. Мардова, О. В. Сливицкой, А. Б. Тарасова.
На фоне исследований толстоведов, посвященных проблеме восприятия романа (И. Ю. Лученецкая-Бурдина, О. В. Сливицкая, А. Д. Федяев,), более глубокому соотнесению двух сюжетных линий в нем (М. Ю. Белянин, Ж. Л. Суркова), анализу психологии центральных его героев (Н. В. Горьковская, Н. В. Гуреева), приемов психологического анализа в романе (О. В. Барабаш) актуальной представляется работа, посвященная целостному анализу художественного мира романа «Анна Каренина». Такой анализ позволяет учесть до сих пор игнорируемые в литературоведении или малоизученные «сцепления» в ром�