автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Библиотека Новгородской духовной семинарии: состав и история формирования
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Салоников, Николай Вячеславович
Введение.
Глава 1. Библиотека Новгородской духовной семинарии и ее история.
Глава 2. Библиотека Новгородской духовной семинарии и деятельность учебных заведений Новгорода XVIII века.
Глава 3. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте истории западноевропейской идеологии и культуры эпохи раннего Нового времени.
3.1. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и идеология Возрождения.
3. 2. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и идеология Реформации и Контрреформации.
3.3. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и гуманитарные науки XVI-XVII вв.
3.4. Репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии и естественнонаучная мысль XVI-XVII вв.
Введение диссертации2004 год, автореферат по истории, Салоников, Николай Вячеславович
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвящено изучению истории и фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии, до сих пор не изученных исследователями. Эта библиотека является уникальной как по численности западноевропейской старопечатной книги, так и по ее составу. Анализ источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, как и других книжных собраний западноевропейской старопечатной книги в России, способствует изучению традиций западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени в России. В последнее время эта научная проблема приобретает все большую актуальность. В первую очередь это касается русской истории конца XVII-XVIII вв., особенно в контексте межцивилизационных связей России и Запада. Важным направлением современной исторической науки является также история образования и книги, исследование которой требует комплексного подхода. Этому может способствовать изучение истории Новгородской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии в XVIII в. параллельно с изучением истории их книжных собраний.
Цель диссертационной работы - изучение истории и фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте западноевропейских традиций книжной культуры и образования. Поставленная цель определила и задачи исследования:
• выявить комплекс источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии и осуществить их источниковедческий анализ;
• изучить степень соответствия репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии целям, задачам и характеру Новгородской школы братьев Лихудов и Новгородской духовной семинарии;
• изучить репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии в контексте западноевропейской интеллектуальной истории эпохи Средневековья и раннего Нового времени;
• изучить информационное поле новгородских учебных заведений XVIII в.
Объектом исследования является фонд библиотеки Новгородской духовной семинарии, представленный рукописной и старопечатной книгой.
Предмет исследования - история библиотеки Новгородской духовной семинарии; библиотека Новгородской духовной семинарии в XVIII в. как историко-культурный феномен.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1706 по 1925 г., когда библиотека Новгородской духовной семинарии существовала как единое целое. Первая дата обусловлена возникновением книжного собрания Новгородской школы братьев Лихудов - первоначального ядра библиотеки Новгородской духовной семинарии; вторая — перемещением фонда старопечатной и рукописной книги библиотеки Новгородской духовной семинарии в Государственную Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Методологической основой диссертации является совокупность методов, составляющих основу источниковедческого исследования, предполагающего междисциплинарный подход. В работе использовались методы специальных исторических дисциплин: эвристики, палеографии, археографии, кодикологии, а также методика и подходы книговедения, библиогра-фоведения, библиотековедения и истории образования. Важное значение имел метод сравнительно-исторического анализа, а также сочетание микро-и макроисторического подходов.
В качестве источников в диссертации использовались материалы двух видов: а) архивные материалы, в том числе опубликованные; б) рукописная и старопечатная книга. Главной источниковой базой диссертационного исследования является репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии, представленный ее рукописными каталогами XVIII-XX вв., которые находятся в Великом Новгороде: в ГИАНО - фонды Новгородской духовной семинарии (Ф. 384. On. 1. Д. 1, 2) и Новгородской духовной консистории (Ф. 480. On. 1. Д. 69); в Отделе письменных источников НГОМЗ (ОПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/12016; Инв. № 5144); а также в Санкт-Петербурге: в Отделе рукописей БАН (НИОР БАН. Собрание иностранных рукописей. Ф. 28. F. 409); в Отделе рукописей РНБ (ОР РНБ. Ф. 522 (Новгородская духовная семинария). № 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238; ОР РНБ. ОСРК. F. XVIII. 72, 73). За исключением каталога библиотеки Новгородской духовной семинарии, хранящегося в Отделе рукописей БАН, все. описанные выше каталоги вводятся в научный оборот впервые.
Кроме каталогов библиотеки, были использованы другие архивные данные, среди которых — делопроизводственные документы, отражающие историю Новгородской школы братьев Лихудов (ГИАНО. Ф. 480. On. 1. Д. 33, 57, 69, 107), Новгородской духовной семинарии, а также ее библиоте9 ки, включая движение книжных фондов, в том числе и после закрытия семинарии (ОПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/648; ОР РНБ. Ф. 522. № 209; ГИАНО. Ф. Р-265 (Губернский отдел народного образования). On. 1. Д. 8, 68, 306; ОР РНБ. Ф. 455 (В. В. Майков). № 42).
В число важных источников, использованных в диссертации, входят опубликованные архивные материалы: делопроизводственные документы, связанные с учебной деятельностью Новгородской школы братьев Лихудов1; совместное описание библиотеки Новгородской школы братьев Лихудов, библиотеки Новгородского архиерейского дома и книжного собрания митрополита Иова ; опись библиотеки Феофана (Прокоповича), выполненная иеромонахом Епифанием3; письма митрополита Иова4 и архиепископа Феофана (Прокоповича)5; частичная публикация описи библиотеки Феофана (Прокоповича)6.
Богатой источниковой базой является также рукописное собрание библиотеки Новгородской духовной семинарии. Оно включает рукописи на греческом и латинском языках, часть которых представляет собой списки учебников XVII-XVIII вв., написанных в русле византийской и западноевропейской традиций и бытовавших в учебных заведениях России. В диссертации были, в частности, использованы: греческие грамматики братьев Ли-худов (ОР РНБ. Ф. 522. № 72, 73); грамматика древнееврейского языка (ОР РНБ. Ф. 522. № 74); учебные пособия на латинском языке: учебники риторики (ОР РНБ. Ф. 522. № 54, 57, 59, 63 и др.), философии (ОР РНБ. Ф. 522. № 46, 47) и богословия (ОР РНБ. Ф. 522. № 4, 6), а также учебные пособия по риторике, философии и богословию, написанные иеромонахом Иосифом (Ямницким) специально для нужд Новгородской духовной семинарии (ОР РНБ. Ф. 522. № 36, 37, 38). Использовалась учебная литература и из других фондов ОР РНБ: «Логика» Софрония Лихуда (Ф. 573 (Санкт-Петербургская духовная академия). № 1394); рукописный азбуковник (ОР РНБ. Соф. собр. № 1208) и др. В диссертации были использованы также рукописи богословского содержания на греческом языке, входившие в состав библиотеки Новгородской школы братьев Лихудов (ОР РНБ. Ф. 522. № 1,2, 3). Из числа рукописных учебников, использованных в диссертации, в научный оборот нами впервые введены: грамматика древнееврейского языка (№ 74), учебники по философии (№ 46, 47), богословию (№ 4, 6), учебники, составленные Иосифом (Ямницким) (№ 36, 37, 38), грекоязычные рукописи богословского содержания (№ 1, 2, 3).
В качестве источника рассматривались также выявленные автором в РНБ многочисленные печатные издания XVI-XVIII вв., входившие в состав библиотеки Новгородской духовной семинарии. Это, в основном, западноевропейская латиноязычная книга, представляющая интеллектуальные традиции Средневековья и раннего Нового времени. Практически все старопечатные издания из библиотеки Новгородской духовной семинарии, использованные в диссертации, вводятся в научный оборот впервые.
История и репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии недостаточно изучались исследователями. В дореволюционных работах общего характера, посвященных истории образования и книги в России XVIII в., библиотеке Новгородской духовной семинарии дается лишь самая общая оценка. В частности, П. В. Знаменский ограничивается констатацией того, что библиотека Новгородской духовной семинарии была лучшей из библиотек, существовавших при духовных семинариях в России7. Речь об этой библиотеке идет также в работах С. Керского, К. Я. Здравомыслова и о
Г. И. Светлова , посвященных истории Новгородской духовной семинарии. Из указанных авторов наиболее ценную информацию дает С. Керский, отчасти раскрывающий репертуар библиотеки9. Непосредственно библиотеке Новгородской духовной семинарии посвящена содержательная брошюра П. В. Верховского, дающая представление о репертуаре библиотеки и ее значении в истории русской культуры10.
В советское время изучение истории и репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии по идеологическим причинам не осуществлялось, за исключением ее научной инвентаризации, предпринятой В. В. Майковым в ОР ГПБ в конце 20-х - начале 30-х гг.11
Лишь в конце 80-х и в 90-х гг. XX в. стали появляться публикации, посвященные отдельным аспектам истории этого книжного собрания. П. И. Хотеев, касаясь истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, затрагивает, в основном, вопросы ее финансирования и материального обустройства, не рассматривая репертуара, основных этапов формирования,
I "У не раскрывая ее уникального значения . Репертуару и судьбе библиотеки Новгородской духовной семинарии посвящены исследования И. Л. Григорьевой, Б. А. Градовой, Л. А. Догузовой, В. С. Белоненко13.
Наиболее изученной частью библиотеки Новгородской духовной семинарии является библиотека Феофана (Прокоповича). Сведения о начальном этапе изучения ее истории сообщает В. С. Иконников14. Ценный вклад в исследование истории книжного собрания знаменитого сподвижника Петра I внес П. В. Верховской, опубликовавший, в частности, его опись, сделанную после смерти Феофана иеродиаконом Александро-Невского монастыря Епифанием15.
Большое значение для изучения библиотеки Феофана имеют неизданные материалы сотрудников ГПБ В. В. Майкова и А. И. Доватура, специально занимавшихся этим книжным собранием16. Кроме уже упомянутого инвентаря библиотеки Новгородской духовной семинарии, составленного
B. В. Майковым, ему же принадлежит статья, посвященная одному раритетному изданию из библиотеки Феофана (Прокоповича)17. Общую характеристику репертуара и оценку значения библиотеки Феофана (Прокоповича) в истории книги в России дал видный советский историк и книговед
1Я
C. П. Луппов . Дальнейшее изучение библиотеки Феофана существенно продвинула частичная публикация ее описи, предпринятая Институтом философии Академии наук Украины19. Однако эта публикация содержит библиографическое описание лишь 1171 книги из библиотеки Феофана, насчитывавшей, согласно описи Епифания, 3192 тома20. В последние годы изучением отдельных изданий библиотеки Феофана (Прокоповича) занимались А. X. Горфункель, М. А. Юсим, О. Э. Новикова21. История и репертуар этого книжного собрания требуют, однако, дальнейшего тщательного изучения, в том числе потому, что научная литература до сих пор изобилует недостоверными сведениями о нем22.
Сведения о библиотеке Феофана (Прокоповича) содержатся также в работах зарубежных историков. Важную характеристику библиотеки дает, в частности, Э. Винтер, который указывает на ее «первостепенную роль в
23 распространении научных знаний и идей эпохи Просвещения в России» .
Специально немецким авторам в библиотеке Феофана (Прокоповича) посвящена статья немецкого исследователя И. Тетцнера24, который группирует авторов по тематике их изданий, связывая каждую группу с научными интересами самого Феофана, с его конфессиональными и политическими пристрастиями. При этом основанием для выводов И. Тетцнера является выборка авторов, сделанная из описи Епифания П. В. Верховским25. В своей работе И. Тетцнер ссылается также на имевшуюся в его распоряжении статью л/
Библиотека Феофана Прокоповича» (1954) , принадлежащую Д. И. Чижевскому, известному историку, философу и филологу, работавшему в Германии и США. Сводя наличие в библиотеке Феофана тех или иных изданий немецких авторов к интересам самого Феофана , И. Тетцнер игнорирует то важное обстоятельство, что большая часть книг библиотеки была не приобретена самим Феофаном, а получена им в дар от Петра I из числа военных трофеев. Несмотря на уязвимость выводов И. Тетцнера, его исследование обладает определенной ценностью, будучи одним из немногих, представляющих отдельные направления западноевропейской культурной истории в библиотеке Феофана (Прокоповича).
Несмотря на некоторые попытки реконструкции важных моментов культурной истории Западной Европы и России на материале репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии, эта научная проблема все еще требует серьезного изучения. Кроме того, репертуар библиотеки Новгородской духовной семинарии никогда не использовался в качестве источника для изучения истории образования и культуры Новгорода XVIII в. Равным образом недостаточно изучены, подобно многим другим аналогичным рукописным собраниям, учебные пособия на греческом и латинском языках, составлявшие часть рукописного фонда семинарской библиотеки, дающие представление об учебном плане, характере составлявших его учебных дисциплин, общем уровне учебного заведения, а также об интеллектуальных традициях, лежащих в основе его учебной деятельности.
Лишь в последние годы появились специальные работы Д. А. Яламаса, посвященные рукописным грамматикам братьев Лихудов, входящим в состав рукописного фонда библиотеки Новгородской духовной семинарии28.
История новгородских учебных заведений XVIII в. неоднократно являлась объектом исследования для ученых разного профиля. Изучение Новгородской школы братьев Лихудов на основе архивных материалов было предпринято дореволюционным историком Е. М. Прилежаевым29. Его результаты были затем использованы в фундаментальном труде М. М. Смен-цовского, посвященном братьям Лихудам30. Вклад Е. М. Прилежаева в изучение новгородских архиерейских школ XVIII в. достаточно велик: им впервые был использован богатый архивный материал по истории не только Новгородской школы братьев Лихудов, но и других епархиальных школ Новгорода первой трети XVIII в. Вместе с тем следует отметить преимущественно краеведческий характер статьи Е. М. Прилежаева, не ставившего своей задачей вписать историю Новгородской школы Лихудов в контекст истории русской, а тем более западноевропейской культуры. Общую характеристику Новгородской школы братьев Лихудов дают П. В. Знаменский31 и А. Архангельский32. По мнению последнего, Новгородская школа по уровню гуманитарной подготовки могла сравниться лишь с Киевской и Московской академиями33. Краткий очерк истории Новгородской школы братьев Лихудов дает также Г. И. Светлов в работе, посвященной истории Новгородской духовной семинарии34. В русской дореволюционной историографии истории образования в России исследования, связанные с деятельностью Лихудов, немногочисленны. В обобщающем труде С. В. Рождественского, посвященном истории системы народного просвещения в России, имена
3 с братьев Лихудов не упоминаются вообще .
Труд Е. М. Прилежаева в советское время продолжения не имел. Лишь с конца 80-х гг. XX в. появляются первые исследования, посвященные Новгородской школе братьев Лихудов, которая, в первую очередь, привлекла внимание отечественных филологов. Так, в статье О. Б. Страховой отмечается выдающееся значение Новгородской школы в истории русской культуры, обусловленное уникальным характером филологической деятельности Лихудов в Новгороде36. В 90-е гг. появляются работы церковных историков, содержащие оценку деятельности братьев Лихудов и значения их Новгородской школы. Игумен Иоанн (Экономцев) называет Новгородскую школу братьев Лихудов «второй высшей школой в стране» . Д. Поспеловский, автор учебного пособия «Православная Церковь в истории Руси, России и СССР», отмечая заслуги Новгородского митрополита Иова, указывает, что он дал в Новгороде «пристанище ученым грекам Лихудам и их академии»38.
В последнее время сложился отчетливый интерес к Новгородской школе братьев Лихудов в связи с прошедшими в Великом Новгороде в мае 1998 г. «Первыми Лихудовскими чтениями»39. Ей и ее продолжению - архиерейской школе Федора Максимова посвящены статьи И. А. Вознесенской40. Автор считает это учебное заведение «грамматической школой», ориентированной на греко-православную традицию. Зарубежная историография истории Новгородской школы братьев Лихудов немногочисленна. Специальные работы отсутствуют. Заслуживающие внимания характеристики школы содержатся в исследованиях Макса Окенфасса и Ренаты Лах-манн, которые указывают на специфику учебного плана Новгородской школы: Лихуды, как и в Москве, преподавали там «humaniora», изученные ими в Венеции и Падуе41.
История Новгородской духовной семинарии в XVIII в. излагается в работах П. В. Знаменского, В. Смирнова, К. Я. Здравомыслова, Л. Н. Спасского, К. В. Харламповича, Г. И. Светлова, а также в статьях разных авторов, опубликованных в «Отчетах Санкт-Петербургского Общества воспомоще-ствования выпускникам Новгородской духовной семинарии»42. Большинство из них основано на архивных материалах, которые были использованы, однако, далеко не в полной мере. Наиболее информативной является книга
Г. И. Светлова. Правда, как и остальные работы, она не имеет научного аппарата и не обладает поэтому большой ценностью43. Данные Г. И. Светлова невозможно проверить, учитывая, что местонахождение архива семинарии в настоящее время неизвестно. Вероятно, он не сохранился.
В советское время изучение истории Новгородской духовной семинарии по идеологическим соображениям не осуществлялось. Первые работы, посвященные истории семинарии, появляются лишь в постсоветский период. Среди их авторов краеведы Н. Н. Жервэ, JL А. Секретарь, С. В. Моисеев и некоторые др.44 Зарубежная историография истории Новгородской духовной семинарии, по имеющимся данным, отсутствует.
Таким образом, ни русская дореволюционная, ни отечественная историческая наука XX в. не изучали должным образом историю новгородских учебных заведений XVIII в., сыгравших важную роль в процессе генезиса отечественной системы образования. Равным образом не изучалось отражение элементов западноевропейской системы образования в учебной деятельности новгородских учебных заведений XVIII в. ,
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• в научный оборот впервые вводится широкий круг новых источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, выявленных нами в книгохранилищах и архивах России;
• впервые предпринята попытка использовать рукописные учебники для изучения учебной деятельности новгородских учебных заведений XVIII в.;
• впервые учебный процесс в новгородских учебных заведениях XVIII в. изучается на основе репертуара и отдельных изданий их книжных собраний;
• впервые в отечественной и мировой историографии в качестве источника используется собрание западноевропейской старопечатной книги, принадлежавшее библиотеке Новгородской духовной семинарии.
I Всеподцанейший доклад Святейшего Синода и ведомости о епархиальных школах // Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1885. Т. 7. Стб. XCIV-CLVII. л
Опись архиерейской ризницы, находящейся в Софийском соборе, и имущества, оставшегося после смерти Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук // Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. Т. 1. Стб. LXXXIII-XCIX.
3 Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам, а именно Богословским, философским, гисторическим, юридическим и схолястическим и разных диалектов // Верховской П. В. Учреждение духовной коллегии и духовный регламент. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2. С. 9-56. Один из экземпляров описи Епифания ныне хранится в РО РГБ. См.: Записки Отдела рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина / Под ред. П. А. Зайончков-ского и И. М. Кудрявцева. М., 1950. Вып. 11. С. 98.
4 Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. 1861. Февраль. С. 61-145.
5 Материалы для истории русской религиозной и церковной жизни. I. Письма Феофана Прокоповича // Тр. Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 1. Февраль. С. 288-294; Рун-кевич С. Архиепископ Феофан Прокопович в его переписке с Петром Великим // Странник. 1906. Февраль. С. 201-217.
6 Б1блютека Феофана Прокоповича (Витяг з опису) / Пщготував М. Д. Рогович //11роко-пович Ф. Фшософсю твори. Т. 3. Кшв, 1981. Додатки. С. 378—442.
7 Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. 2-е изд. СПб., 2001. С. 453, 782. А
Преобразование духовно-учебных заведений Новгородской епархии (Отчет) / С. Кер-ский. СПб., 1870. С. 69-77; Здравомыслов К. Я. Заботы Новгородских Владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская библиотека // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1899. № 23. С. 1468-1469; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Петроград, 1917. Вып. 1. С. 86,91, 306-307, 380.
9 Преобразование духовно-учебных заведений Новгородской епархии. С. 70-73.
10 Верховской П. В. Библиотека Новгородской духовной семинарии и ее сокровища (О необходимости спасти библиотеку Феофана Прокоповича) // Варшав. упив. и чв. 191-1. №4. Отд. IV. С. 1-10.
II ОР РНБ. Ф. 522. №238.
12 Хотеев П. И. Книга в России в середине XVIII века. Библиотеки общественного пользования. СПб., 1993. С. 32-37.
13 Григорьева И. Л. Новгородская культура XVI-XVIII веков и традиции рснессансиою гуманизма (к вопросу об идеях и произведениях Эразма Роттердамского в России) // Новгородский исторический сборник. СПб., 1999. 7(17). С. 113-122; Градова Б. А. Ич истории поступления библиотеки Новгородской духовной семинарии в Государственную Публичную библиотеку // Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лиху-довские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 года / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. С. 187-191; Догузова Л. А. Фундаментальная библиотека Новгородской духовной семинарии: 1913-1926 гг. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. / Сост. В. Ф. Андреев. Новгород, 1997. С. 129-131; Белоненко В. С. Из истории формирования книжного фонда Новгородской духовной семинарии // Там же. С. 118-123.
14 Иконников B.C. Опыт русской историографии. Киев, 1892. Т. 1. Кн. 2. С. 886.
15 Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам. С. 9-56.
16 В. В. Майков провел инвентаризацию библиотеки Новгородской духовной семинарии, поступившей в ГПБ. См.: ОР РНБ. Ф. 522. № 238. Подробнее об этом инвентаре см. в первой главе: с. 49-50. В 1930 г. работу по описанию библиотеки Феофана (Прокоповича) вел А. И. Доватур. См.: Вольфцун Л. Б. Доватур Аристид Иванович // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 267. К сожалению, сведений в архиве РНБ о результатах его работы нам найти пока не удалось.
17 См.: ОР РНБ. Ф. 455. № 42; Майков В. В. Заметка о трех изданиях голландского археолога Якова де Вильде (Материалы для истории русских библиотек) / Публ. подг. И. JI. Григорьевой и Н. В. Салониковым // Чело. 2000. № 2. С. 123-126.
18 В частности, С. П. Луппов делает важное замечание: сведения о том, что библиотека Феофана насчитывала 30 тыс. томов, встречающиеся в ряде изданий, несомненно, являются преувеличенными. См.: Луппов С. П. Библиотека Феофана Прокоповича // Его же. Книга в России в послепетровское время. 1725-1740. Л., 1976. С. 258.
19 Б1блютека Феофана Прокоповича (Витяг з опису). С. 378—442.
20 См.: Опись присланным из Святейшего Правительствующего Синода по указу покойного Новгородского Архиепископа Феофана библиотечным книгам. С. 9-56.
21 Горфункель А. X. «Много сходствует с нашею Четь-Минеею» (Русский читатель «Золотой легенды») // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма (Археография и источниковедение Сибири). Новосибирск, 1990. С. 105-110; Юсим М. А. Макиавелли в России: мораль и политика на протяжении пяти столетий. С. 102-103; Новикова О. Э. Липсий в России первой половины XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 10. Философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип / Отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 1999.С. 149-150.
22 См., в частности: Новикова О. Э. Указ соч. С. 149-150. Прим. 5.
Winter Е. Friihaufklarung. Der Kampf gegen den Konfessionalismus in Mittel- und Osteuropa und die deutsch-slavische Begegnung. Berlin, 1966. S. 299.
24 Tetzner J. Bticher deutscher Autoren in ProcopoviCs Bibliothek // Die deutsch-russische Begegnung und Leonard Euler/Hrsg. von E. Winter. Berlin, 1958. S. 125-142.
25 Ibid. S. 125.
См.: Ibidem. К сожалению, эта работа Д. И. Чижевского пока осталась нам не доступной.
27 См., в частности: Ibid. S. 126 и др.
28 Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1992. С. 9-13; Его же. Средневековая греческая грамматическая традиция и труды братьев Лихудов // Лихудовские чтения. С. 37-52.
Прилежаев Е. М. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху И Христ. чт. 1877. Ч. 1. Март-апрель. С. 331-370.
30 См., в частности: Сменцовский М. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII в. СПб., 1899. С. 340-351. Сведения о Новгородской школе братьев Лихудов сообщает также Г. Мирко-вич. См.: Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период // ЖМНП. 1878. Ч. 198 (июль). С. 57-60.
31 Знаменский П. В. Указ. соч. С. 30-44.
32
Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань, 1883. С. 15.
33 Там же.
34 Светлов Г. И. Указ. соч. С. 13-23.
35 См.: Рождественский С. В. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб., 1912. Т. 1.
36 Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum XII. Thes-saloniki, 1988. С. 109-123.
37 Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 103.
38 Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 126.
1Q
См.: Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова // Лихудовские чтения. С. 72-76; Галкин А. К. Предпосылки открытия Новгородской школы Лихудов // Там же. С. 67-71; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия // Там же. С. 77-94. 4 См.: Вознесенская И. А. Митрополит Иов и Новгородская школа братьев Лихудов // София. 1999. № 4. С. 37-39; Ее же. Архиерейская школа Федора Максимова // София. 2001. №3. С. 32-33.
41 Okenfuss М. The Jesuit Origins of Petrine Education // The Eighteenth Century in Russia / Ed. J. G. Garrard. Oxford, 1973. P. 114; Lachmann R. Einleitende Untersuchung // De arte rhetorica libri X Kijoviae 1706 / Feofan Procopovid. Hrsg. von Renate Lachmann. Koln; Wien, 1982. S. XX; См. также: Лахманн P. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и
V понятие поэтического. СПб., 2001. С. 155.
42 Знаменский П. В. Указ. соч. С. 168-169, 261 и др; Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1894. № 2, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. № 3, 5, И, 22, 24; Здравомыслов К. Я. Указ. соч.; 150-летие Новгородской духовной семинарии. 1740—1890. Юбилейный сборник / Сост. Л. Н. Спасский. Новгород, 1891; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. С. 689-692; Светлов Г. И. Указ. соч.; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования выпускникам Новгородской духовной семинарии за 1898 год. СПб., 1899; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования. за 1899 год. СПб., 1900; Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования. за 1901 год. СПб., 1902.
43 Светлов Г. И. Указ. соч.
44 Жервэ Н. Н. Новгородская духовная семинария (1740-1918 гг.) // Где святая София, там и Новгород. Новгород, 1998. С. 131-136; Ее же. Новгородская духовная семинария -центр духовного образования Северо-Запада в XVIII—XX вв. // Традиции образования в Карелии. Материалы рееспуб. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 1995. С. 38-40; Ее же. Новгородская духовная семинария и традиции изучения новгородских древностей // Лихудовские чтения. С. 113-117; Секретарь Л. А. Дома, события, люди. (Новгород XV111 -начало XX вв.). Великий Новгород, 1999. С. 283-294; Моисеев С. «Велик Ваш жребий.» (К 250-летию Новгородской духовной семинарии) // Вече. 1990. № 5. С. 15.
Т;
Заключение научной работыдиссертация на тему "Библиотека Новгородской духовной семинарии: состав и история формирования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплекс источников по истории библиотеки Новгородской духовной семинарии, а также состав ее фонда служат основой для изучения традиций западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени в России. Библиотека Новгородской духовной семинарии сыграла первостепенную роль в распространении научных знаний и идей эпохи барокко и раннего Просвещения в России. Она являлась одним из основных коммуникационных каналов, связавших Россию с цивилизацией Запада. Благодаря ей в Россию в большом объеме поступила информация о западноевропейских интеллектуальных традициях, сложившихся в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Агентами коммуникации выступала как сама западноевропейская старопечатная книга XV-XVIII вв., так и ее владельцы: европейские библиофилы (преимущественно немецкого и шведского происхождения), представлявшие собой западноевропейскую интеллектуальную элиту. История их книжных собраний, которая еще требует дополнительного изучения, отражает интеллектуальную историю ряда западноевропейских стран (Германии, Швеции, Финляндии и др.), а также Прибалтики, как части цивилизации Запада. Агентами культурной коммуникации с Западом выступали также православные иерархи: митрополит Иов, Феофан (Прокопович), Амвросий (Юшкевич), Стефан (Калиновский), Димитрий (Сеченов), принимавшие участие в становлении образовательной системы в России. Эти церковные деятели либо, как митрополит Иов, понимали значение культурных достижений Запада, либо, как остальные владыки, учились в коллегиях и академиях Рима, Киева и Москвы. Носителями индивидуального и коллективного опыта, связанного с традициями интеллектуальной истории Запада, выступали также преподаватели новгородских учебных заведений XVIII в., представлявших собой своего рода академию.
Новгородская «академия» XVIII в. возникла в эпоху происходивших в России грандиозных культурных перемен, явившись одним из социальных каналов коммуникации с цивилизацией Запада. Культурные контакты России с Западной Европой осуществлялись в то время в значительной степени посредством реформы образования по западноевропейскому образцу. Именно благодаря появлению новой школы осуществлялась интеграция России в культурное пространство Западной Европы.
Новгородская школа Лихудов была замечательным явлением, являясь одной из восточнославянских академий, допетровским университетом наподобие Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академий. Как и последние, она представляла раннюю эпоху в истории высшего образования в России. Вместе с тем созданные Лихудами в России учебные заведения отличались от восточнославянских академий, возникших на Украине, поскольку они явились продолжением византийской традиции в русской культуре. В Православной Восточной Церкви вершиной богословия является мистика, понимаемая как опытное богопознание, что не создавало предпосылок для развития схоластики, основанной на логических спекуляциях. Византийская высшая школа, как правило, не знала систематического преподавания богословия в том виде, как это имело место на Западе. Не случайно в Константинопольском университете вообще отсутствовал богословский факультет. Лихуды ни в Москве, ни в Новгороде не читали курса богословия. Учебный план их школ представлял собой модификацию учебного плана артистического факультета западноевропейских университетов. Филология и риторика традиционно были основой образования в Византии на протяжении всей истории ее существования. Несмотря на некоторые различия учебных планов Московской и Новгородской школ Лихудов, обе имели преимущественно гуманитарный характер. Подобно византийским гуманистам братья Лихуды являлись адептами языковой культуры и гуманитарных знаний. А именно в сфере гуманитарного знания, как показывает опыт европейской цивилизации, в первую очередь сложились принципы мышления человека Нового времени. Выраженный гуманитарный характер созданных Лихудами в России высших учебных заведений соответствовал, таким образом, начальному этапу формирования научного мышления эпохи Нового времени, который переживала Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Возникшая в Новгороде в XVIII в. «академия» была тесно связана с идейным наследием барокко, носившим сильный отпечаток культуры и идеологии Средневековья. Традиции западноевропейских университетов, образцом для которых была Парижская Сорбонна, реализовывались в XVIII в. в учебной деятельности Новгородской духовной семинарии. Большую роль в ней играли также идеология Контрреформации, традиции педагогики иезуитов, вторая схоластика, как основа преподаваемых в семинарии курсов философии и богословия. Исследование помет на выявленных изданиях из библиотеки Новгородской духовной семинарии свидетельствует о том, что библиотека семинарии являлась функционирующей библиотекой учебного заведения, книжный фонд которой использовался в учебном процессе. Учебная литература по риторике, логике, философии, использовавшаяся семинаристами, являлась тождественной той, которая использовалась в западноевропейской высшей школе эпохи раннего Нового времени.
Изучение репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии позволяет сделать вывод о том, что он, являясь ценным источником по истории западноевропейской старопечатной книги, отражает основные этапы становления и развития книгопечатания в Европе. В библиотеке была представлена печатная продукция основных издательских фирм и типографских центров Западной Европы, выпущенная преимущественно в XVII в. Количественно в библиотеке Новгородской духовной семинарии преобладают книги, изданные в Германии. На основе репертуара библиотеки возможна реконструкция наиболее важных моментов интеллектуальной истории Западной Европы, включая философию, идеологию, внутри- и межконфессиональную борьбу, историю гуманитарных и естественнонаучных знаний. Особенно большой источниковый материал связан с формированием и развитием протестантского богословия. При этом наиболее полно представлено лютеранство. Обилие немецких изданий XVII в., а также сочинений богословов-лютеран в репертуаре библиотеки семинарии, по-видимому, в основном, связано с дерптской частью библиотеки Феофана (Прокоповича), состоявшей из книжных собраний немецких и шведских библиофилов-лютеран XVII в. Определенную роль сыграло также предпочтение, которое отдавал Феофан (Прокопович) Германии, а также его протестантская ориентация.
Исключительное богатство и разнообразие репертуара библиотеки подтверждает высокий уровень учебного заведения, которому она принадлежала, а также указывает на особое место Новгорода XVIII в. в цивилизацион-ном пространстве России. Изучение репертуара библиотеки Новгородской духовной семинарии в XVIII в. позволяет сделать вывод о том, что она имела универсальный характер и принадлежала к книжным собраниям нового типа, формировавшимся в эпоху Просвещения. Следует отметить, однако, абсолютное преобладание в библиотеки литературы гуманитарного профиля. По характеру репертуара библиотека Новгородской духовной семинарии в XVIII в. соответствовала характеру и целям учебного заведения, которому она принадлежала, и была рассчитана на подготовку интеллектуальной элиты европейского уровня и образца. В первые десятилетия своего существования Новгородская духовная семинария, подобно аналогичным учебным заведениям России, была преимущественно связана с культурой барокко.
Список научной литературыСалоников, Николай Вячеславович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"
1. ГИАНО. Ф. 384. On. 1. Д. 1.
2. ГИАНО. Ф. 384. On. 1. Д. 2.
3. ГИАНО. Ф. 480. On. 1. Д. 33.
4. ГИАНО. Ф. 480. On. 1. Д. 57.
5. ГИАНО. Ф. 480. On. 1. Д. 69.
6. ГИАНО. Ф. 480. On. 1. Д. 107.
7. ГИАНО. Ф. Р-265. On. 1. Д. 8.
8. ГИАНО. Ф. Р-265. On. 1. Д. 68.
9. ГИАНО. Ф. Р-265. On. 1. Д. 306.
10. Ю.НИОР Б АН. Собрание иностранных рукописей Ф. 28. F. 409.11.0ПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/648.
11. ОПИ НГОМЗ. Инв. № 25982/12016.13.0ПИ НГОМЗ. Инв. № 5144.
12. Б1блютека Феофана Прокоповича (Витяг з опису) / Пщготував М. Д. Рогович // Прокопович Ф. Фшософск1 твори. Т. 3. Кшв, 1981. До-датки. С. 378^142.
13. Всеподцанейший доклад Святейшего Синода и ведомости о епархиальных школах // Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1885. Т. 7. Стб. XCIV-CLVII.
14. Каталог Российских рукописных книг, находящихся в библиотеке Новгородского Софийского собора // Абрамович Д. И. Софийская библиотека. СПб., 1905. Вып. 1. С. XXXII-LVII.
15. Материалы для истории русской религиозной и церковной жизни. I. Письма Феофана Прокоповича // Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 1. Февраль. С. 288-294.
16. Рункевич С. Архиепископ Феофан Прокопович в его переписке с Петром
17. Великим // Странник. 1906. Февраль. С. 201-217. 54.Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов: Жизнь его и переписка сразными лицами// Странник. 1861. Февраль. С. 61-145.* * * * * *
18. Alcuinus (В. Flacci Albini seu Alcuini). Opera didascalica // Patrologiae cursus completus. Series latina/Ed. J. P. Migne. P., 1851. T. 101. Col. 847-976. 56.S. Augustinus. Operum tomus quartus. Antverpiae, 1700.
19. Beguinus Ioannes. Tirocinium chymicum. Venetiis, apud Baleonium, 1643.
20. Cicero Marcus Tullius. De officiis libri III. Argentorati, 1570.
21. Comenius Johannes Amos. Orbis sensualium picti pars prima. Noribergae, 1732.
22. De arte rhetorica libri X Kijoviae 1706 / Feofan Procopovic. Hrsg. von Ranate Lachmann. Koln; Wien, 1982.
23. Demosthenes et Aeschines. Opera omnia. Per Hieronymum Wolfium. Francofurti, 1604.
24. Dithmarsus Matthias Christianus. Systema Logicum Theoreticum et Practi-cum. Marpurgi, 1631.
25. Dresserus Matthaeus. Rhetoricae inventionis. 1584?.
26. Granatensis Ludovicus. Rhetorocae Ecclesiasticae. Coloniae, 1611.
27. Horneius Conrad. Ethicae sive civilis doctrinae de moribus libri IV. Francofurti, 1625.
28. Horneius Conrad. Philosophia moralis sive civilis doctrinae de moribus libri IV. Francofurti, 1641.
29. Jacobus de Voragine. Legenda aurea. Lyon, ca 1480-1482.
30. AeKoiKov fiapivi Фасоорм. Basileae, 1538.
31. Martinus Johannes. Institutiones Rhetoricae ex Philippo Melanchtone. Dan-tisci, 1638.
32. Meisnerus Balthasar. Philosophia sobria. Secunda pars. Wittebergae, 1619.
33. Ramus Petrus. Dialecticae. Lubecae, 1601
34. Richerus Edmundus. De arte figurarum et causis eloquentiae. Parisiis, 1605.
35. Scheiblerus Christophorus. Introductio logicae. Marpurgi, 1628.
36. Scheiblerus Christophorus. Metaphysica. Gissae Hessorum, 1622.
37. Scheiblerus Christophorus. Opus logicum. Marpurgi Catorum, 1634.
38. Schmidt Sebastian. In librum Ijobi commentarius. Argentorati, Typis Johan.
39. Friderici Spoor. Bibliop. 1670.
40. Schraderus Christophorus. De rhetoricorum Aristotelis sententia. Helmesta-dii, 1674.
41. Striykowski M. Kronika Polska-Litewska. Regiomontani, 1582.
42. Sturmius Ioannes. De imitatione oratoria libri tres. Argentorati, 1576.
43. Virgilius Maro. Bucolica, Georgica, et Aeneis. Francofurti, apud haeredes An-dreae Wechelii, 1583.
44. Weckerus Iohannes Iacobus. Organum logicum ex Aristotele. Basileae, 1581.
45. Wolfius Christianus. Philosophia prima, sive Ontologia. Francofurti et Lip-siae, 1730.
46. Аржанухин В. В. Лихуды // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М., 1995. С. 266-267.
47. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1883. 212, 1. с.
48. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией. Киев: Университетск. тип., 1856. Ч. 1-2.
49. Бабаева Е. Э. История русской лингвистической мысли в начале XVIII века и языковая практика Петровской эпохи (лингвистическая и редакторская деятельность Ф. П. Поликарпова): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 24 с.
50. Белоненко В. С. Из истории формирования книжного фонда Новгородской духовной семинарии // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. / Сост. В. Ф. Андреев. Новгород, 1997. С. 118-123.
51. Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. Минск: Беларусь, 1990. 110 с.
52. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды: Библиогр. словарь. Минск: Изд-во БГУ, 1976. Т. 1. 319 е.: ил.
53. Булгаков М. История Киевской Академии. СПб.: Тип. К. Жернакова, 1843.-226 с.
54. Верховской П. В. Библиотека Новгородской духовной семинарии и ее сокровища (О необходимости спасти библиотеку Феофана Прокоповича) // Варшав. унив. изв. 1914. № 4. Отд. IV. С. 1-10.
55. Верховской П. В. Учреждение духовной коллегии и духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Исследование в области истории русского церковного права. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2: Материалы. 422 с.
56. Вишневский Д. Киевская академия в первой половине XVIII столетия (Новые данные, относящиеся к истории этой Академии за указанное время). Киев: Тип. И. И. Горбунова, 1903. 371 с.
57. Вознесенская И. А. Архиерейская школа Федора Максимова // София. 2001. №3. с. 32-33.
58. Вознесенская И. А. Митрополит Иов и Новгородская школа братьев Лихудов // София. 1999. № 4. С. 37-39.
59. Вольфцун Л. Б. Доватур Аристид Иванович // Сотрудники Российской национальной библиотеки деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 265-270.
60. Галкин А. К. Предпосылки открытия Новгородской школы Лихудов // Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11-14 мая 1998 года / Отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич. Великий Новгород, 2001. С. 67-71.
61. Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М.: Тип. А. И. Мамонтова и К0, 1880. XII, 155 с.
62. Горфункель А. X. «Много сходствует с нашею Четь-Минеею» (Русский читатель «Золотой легенды») // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма (Археография и источниковедение Сибири). Новосибирск, 1990. С. 105-110.
63. Григорьева И. Л. Новгородская культура XVI-XVIII веков и традиции ренессансного гуманизма (к вопросу об идеях и произведениях Эразма Роттердамского в России) // Новгородский исторический сборник. СПб., 1999. 7(17). С. 113-122.
64. Григорьева И. Л. Почему Древняя Русь не имела регулярной школы? // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской науч. конф. / Сост. А. В. Моторин. Великий Новгород, 2003. С. 255-256.
65. Григорьева И. Л. Эразм Роттердамский и духовная культура Нидерландов XV века // Вестник НовГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2000. № 15. С. 8-15.
66. Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Находка библиографа (Новые данные о библиотеке Новгородской духовной семинарии) // Чело. Пушкинский выпуск. 1999. № 2. С. 12-13.
67. Гукова С. Н. Школа и образование в поздней Византии // Культура Византии: XIII первая половина XV в. М., 1991. С. 395-411.
68. Дефорж В. Е. О преподавании философии во французских университетах XVII века // Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии: Материалы конф. / Под ред. А. А. Скакуна и др. СПб., 1999. С. 33-36.
69. Догузова Л. А. Фундаментальная библиотека Новгородской духовной семинарии: 1913-1926 гг. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. / Сост. В. Ф. Андреев. Новгород, 1997. С. 129-131.
70. Жервэ Н. Н. Новгородская духовная семинария (1740-1918 гг.) // Где святая София, там и Новгород. Новгород, 1998. С. 131-136.
71. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 591 с.
72. Журавлев В. К., Секретарь JI. А. Здание библиотеки духовной семинарии, с которым связаны имена фольклориста Е. В. Барсова и философа М. И. Владиславлева // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР Новгородской области. М., 1986. 29-30.
73. Записки Отдела рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина / Под ред. П. А. Зайончковского и И. М. Кудрявцева. М.: Изд-во ГБЛ, 1950. Вып. 11. 207 с.
74. Здравомыслов К. Я. Заботы Новгородских Владык о семинарии в 1745-1806 гг. и созданная ими семинарская библиотека // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1899. № 23. С. 1458-1476.
75. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. 2-е изд. Спб.: Летний сад; Коло, 2001. 800 с.
76. Зубов В. П. Аристотель. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 368 с.
77. Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. -1917 г. М.:ИРИ, 1994.-195, 2. с.
78. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев: Тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1892. Т. 1. Кн. 2. 1016 с.
79. История немецкой литературы: В 3 т. Т. 1: От истоков до 1789 г. / Пер. с нем. К. Бётхера и др. М.: Радуга, 1985. 350 с.
80. Копелевич Ю. X. Основание Петербургской Академии наук. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. 211 е.: ил., 4 л. ил.
81. Кривушин И. В. Византийское образование при Палеологах // Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков. Сб. статей и материалов/ Отв. ред. Н. В. Ревякина. Иваново, 1995. С. 20-33.
82. Кудрявцев О. Ф. Гуманистические академии итальянского Возрождения // Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 71-76.
83. Кудрявцев О. Ф. От эрудитских собраний к научным сообществам: итальянские академии XV-XVII вв. // Средние века. М., 1985. Вып. 48. С. 176-194.
84. Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии Наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР Ленингр. отд-ние., 1962. — 216 е.; 7 л. ил.
85. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического / Пер. с нем. Е. Аккерман и Ф. Полякова. СПб.: Академический проект, 2001. 368 с.
86. Линчевский М. Богословие и философия в Киевской Академии // Историческая хрестоматия / Сост. В. Покровский. М., 1888. Вып. 3. С. 296299.
87. Лихачев Д. С. Древний Новгород как столица — предшественник Петербурга // Новгород в культуре Древней Руси: Материалы Чтений по древнерусской литературе. 16-19 мая 1995 г. / Сост. В. А. Кошелев. Новгород, 1995. С. 4-5.
88. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. 254 с.
89. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. 288 с.
90. Луппов С. П. Актуальные проблемы изучения истории книги в России периода феодализма // Книга в России до середины XIX века. Л., 1978. С. 11-24.
91. Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. 374 с.
92. Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. 1725-1740. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 380 е., с ил. и портр.
93. Луппов С. П. Книга в России в XVII веке. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1970.-224 с.
94. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во ТГАСУ, 1998. 582 с.
95. Майков В. В. Заметка о трех изданиях голландского археолога Якова де Вильде (Материалы для истории русских библиотек) / Публ. подг. И. Л. Григорьевой и Н. В. Салониковым // Чело. 2000. № 2. С. 123-126.
96. Макеева В. Н. Адъюнкт Академии наук В. Е. Адодуров // Вестн. АН СССР. 1974. № 1. С. 110-116.
97. Малаховская М. Л. «Адагии» Эразма и католическая цензура XVI-XVII вв. // Эразм Роттердамский и его время. М., 1989. С. 227-235.
98. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л.: Наука, Ле-нингр. отд-ние, 1976. 255 с.
99. Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период // Журнал Министерства народного просвещения. 1878. Ч. 198 (июль). С. 1-62.
100. Моисеев С. «Велик Ваш жребий.» (К 250-летию Новгородской духовной семинарии) // Вече. 1990. № 5. С. 15.
101. Морозов П. Феофан Прокопович как писатель. Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразований. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1880.-2., II, 402, 1. с.
102. Нечаев В. В. Малорусско-польское влияние в Москве и русская школа XVII века // Три века. Том второй: Сб. / Сост. А. М. Мартышкин, А. Г. Свиридов. М., 1991. С. 77-105.
103. Новикова О. Э. Липсий в России первой половины XVIII века // Философский век. Альманах. Вып. 10. Философия как судьба: Российский философ как социокультурный тип / Отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Ми-кешин. СПб., 1999. С. 146-160.
104. Описание рукописного отдела Библиотеки Академии Наук СССР. Исторические сборники XVIII-XIX веков / Сост. Н. Ю. Бубнов, А. И. Копа-нев, М. В. Кукушкина, О. П. Лихачева. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. Т. 3. Вып. 3.-419 с.
105. Отчет Императорской Публичной Библиотеки. Краткий отчет рукописного отдела за 1914-1938 гг. / Под ред. Т. К. Ухмыловой и В. Г. Гей-мана. Л.: Изд-во ГПБ, 1940. 302 с.
106. Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования выпускникам Новгородской духовной семинарии за 1898 год. СПб., 1899. 46 с.
107. Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования выпускникам Новгородской духовной семинарии за 1899 год. СПб., 1900. 40 с.
108. Отчет Санкт-Петербургского Общества вспомоществования выпускникам Новгородской духовной семинарии за 1901 год. СПб., 1902. 44 с.
109. Пекарский П. П. Влияние иезуитов на просвещение в Польше // Историческая хрестоматия / Сост. В. Покровский. М., 1888. Вып. 3. С. 179-185.
110. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб.: Т-во «Обществ, польза», 1862. Т. 1-2.
111. Петров Н. И. Киевская академия во второй половине XVII века. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. — 171 с.
112. Попов П. С., Симонов Р. А., Стяжкин Н. И. О характере логического знания в России XVII в. // Естественнонаучные знания в древней Руси. М., 1980. С. 156-170.
113. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейс.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1996. — 408 с.
114. Преобразование духовно-учебных заведений Новгородской епархии (Отчет) / С. Керский. СПб., 1870. 301 с.
115. Прилежаев Е. М. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. Ч. 1. Март-апрель. С. 331-370.
116. Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. 384 е., ил.
117. Рогов А. И. Русско-польские культурные связи в эпоху Возрождения (Стрыйковский и его Хроника). М.: Наука, 1966. 310 е., с илл.: 1 л. портр.
118. Рождественский С. В. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. Т. 1.-Х, 680,48 с.
119. Сазонова Л. И. Восточнославянские академии XVI-XVIII вв. в контексте европейской академической традиции // Славяноведение. 1995. № 3. С. 46-61.
120. Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии: вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 366-400.
121. Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Пг.: Об-во вспомоществования бывшим питомцам Новгородск. дух. семинарии, обучающимся в высш. учеб. завед. 1917. Вып. 1. 2., VIII, 408 с.
122. Секретарь Л. А. Дома, события, люди. (Новгород XVIII начало XX вв.). Великий Новгород: Кириллица; СПб.: Тип. № 1 ВО Наука, 1999. - 351 е.: ил. портр.
123. Сменцовский М. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII в. СПб.: Типо-лит. М. П. Фроловой, 1899. 2., 460, LIV с.
124. Смирнов В. История Новгородской духовной семинарии // Новгородские Епархиальные Ведомости. 1894. № 2,4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24.
125. Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. Киев: Наукова думка, 1982. 347 с.
126. Страхова О. Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillometho-dianum XII. Thessaloniki, 1988. С. 109-123.
127. Уваров П. Ю. Лучшие люди христианства, лучшие люди королевства: интеллектуалы Средневековья // Элита и этнос средневековья. М., 1995. С.206-217.
128. Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М.: Наука, 1992. 152, 2. с.
129. Уколова В. И. Последний римлянин Боэций. М.: Наука, 1987. 159, 2. с.
130. Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия / Под ред. В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой. М.: Русское слово, 1997.-352 е., ил.
131. Успенский Б. А. Доломоносовский период отечественной русистики: Адодуров и Тредиаковский // Вопросы языкознания. 1974. № 2. С. 15-30.
132. Успенский Б. А. Избранные труды: В 2-х т. Т 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: ГНОЗИС, 1994. 429, 1. с.
133. Успенский Б. А. Избранные труды: В 2-х т. Т. 2: Язык и культура. М.: ГНОЗИС, 1994.-686 с.
134. Успенский Б. А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М.: ГНОЗИС, 1994. 239 с.
135. Успенский Б. А. Первая русская грамматика на родном языке: Доло-моносовский период отечественной русистики. М.: Наука, 1975. 232 с.
136. Успенский Ф. И. Очерки по византийской образованности. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1891. 396, III с.
137. Фонкич Б. Л. Новые материалы для биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1987. М., 1988. С. 61-70.
138. Функе Ф. Книговедение. Исторический обзор книжного дела / Пер. с нем. Б. П. Боссарта. М.: Высш. школа, 1982. 296 е., ил.
139. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань: М. А. Голубев, 1914. Т. 1. XXIV, 878, 2., LXVI с.
140. Хегглунд Б. История теологии / Пер. с швед. В. Ю. Володина. СПб.: Светоч, 2001.-369 с.
141. Хижняк 3.1. Киево-Могилянська академ1я. Кшв: Наукова думка, 1981. -235 с.
142. Хотеев П. И. Книга в России в середине XVIII века. Библиотеки общественного пользования. СПб.: БАН, 1993. — 128, 3. е.: ил.
143. Шмонин Д. В. Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков. СПб., 1999. С. 58-79.
144. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. — 233 с.
145. Юсим М. А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого-Сильвестра Медведева // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т. 47. С. 312-327.
146. Юсим М. А. Макиавелли в России: мораль и политика на протяжении пяти столетий. М.: ИВИ РАН, 1998. 293 с.
147. Яламас Д. А. Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 59 с.
148. Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России:
149. Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 17 с.
150. Barnes Н. Е. An intellectual and cultural history of the Western World. New York: Random house, 1937. XX, 1250 p.
151. Colish M. L. Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition: 400-1400. New Haven and London: Yale Univ. Press, 1997 XII, 388 p.
152. Eisenstein E. L. The Printing Revolution in Early Modern Europe. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1993. XIV, 300 p.
153. Febvre L., Martin H.-J. The Coming of the Book. The Impact of Printing. 1450-1800 / Tr. by D. Gerard. London-New York: Verso. 1990. 378 p.
154. Hebraists, Christian (1100-1890) // Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1996. Vol. 8. Col. 9-20.
155. Jocher C. G. Allgemeines Gelehrten-Lexicon. Leipzig, 1750-1751. Bd. 1-4.
156. Kaegi W. Erasmus im achtzehnten Jahrhundert // Gedenkschrift zum 400. Todestage des Erasmus von Rotterdam. Basel, 1936. S. 205-227.
157. Lachmann R. Einleitende Untersuchung // De arte rhetorica libri X Kijoviae 1706 / Feofan Procopovic. Hrsg. von Renate Lachmann. Koln; Wien, 1982. S. XIII-CXI.
158. Margolin J.-C. Erasme, precepteur de l'Europe. Paris: Editions Julliard, 1995.-410 p.
159. Martin H.-J. The History and Power of Writing / Tr. by L. G. Cochrane. Chicago and London: Univ. of Chicago Press, 1994. XV, 561 p.
160. Okenfuss M. The Jesuit Origins of Petrine Education // The Eighteenth Century in Russia / Ed. J. G. Garrard. Oxford, 1973. P. 106-130.
161. Piltz A. The World of Medieval Learning. Oxford: The Camelot Press, 1981. -X, 299 p.
162. Plumidis G. Gli scolari greci nello studio di Padova // Quaderni per la storia dell'universita di Padova. Padova, 1971. № 4. P. 127-141.
163. Revunenkova N. V. Erasme en Russie // Dutch Revue of Church History. Leiden, 1991. 71-2. P. 129-156.
164. Schmitt Ch. B. The Rise of the philosophical Textbook // The Cambridge History of Renaissance Philosophy / Ed. by Ch. B. Schmitt. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1990. P. 792-804.
165. Tetzner J. Bticher deutscher Autoren in Procopovics Bibliothek // Die deutsch-russische Begegnung und Leonard Euler / Hrsg. von E. Winter. Berlin, 1958. S. 125-142.
166. Turnau D. Rabanus Maurus, der Praeceptor Germaniae. Mtinchen: J. Lin-dauer, 1900. 72 S.
167. Winter E. Fruhaufklarung. Der Kampf gegen den Konfessionalismus in Mittel- und Osteuropa und die deutsch-slavische Begegnung. Berlin: Akad.-Verl., 1966.-424 S.