автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Благополучие как социокультурный феномен

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Боровская, Нина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Благополучие как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Боровская, Нина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 .СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ

ПОНЯТИЯ "БЛАГОПОЛУЧИЕ".

1.1. понятие "благополучие" в ряду сопоставимых понятий.

1.2. благополучие в контексте учения о благе.

ГЛАВА 2.СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ КАК

ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

2.1. духовно-нравственный аспект благополучия.

2.2. политико-правовой аспект благополучия.

2.3. финансово-экономический аспект благополучия.

ГЛАВА З.БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ПРИБЛИЖЕНИЕ К

СОВЕРШЕНСТВУ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО.

3.1. взаимодополняемость смысловых аспектов благополучия в идее совершенства.

3.2. творческая деятельность как средство достижения благополучия.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Боровская, Нина Васильевна

Актуальность темы исследования. В последние несколько десятилетий возрос интерес к проблеме благополучия. Актуальность этой проблемы во многом обусловлена противоречием, которое обнаружилось в ходе исторического развития общества. Увеличение власти над силами природы и повышение материального богатства сопровождаются общим снижением удовлетворенности жизнью. В чем истоки этого противоречия? Ответ на этот вопрос важен не только для философского понимания сущности феномена благополучия, но и для выработки практических рекомендаций по решению назревших проблем современной России (как на федеральном, так и региональном уровнях).

По мере роста трудностей многие исследователи начали изучать те или иные стороны изменяющейся неблагополучной духовно-нравственной и социально-экономической ситуации. Однако большая часть познавательной активности оказалась направленной на отдельные грани социальной жизни. Были предложены частные объяснительные модели для отдельных связей между факторами, детерминирующими благополучие. И только небольшая часть ученых старается показать, как многие социальные механизмы и силы, воздействуя, вызывают негативные последствия. Философы, социологи, экономисты, культурологи, политологи и специалисты других областей начали понимать, что взаимодействия внутри целого более важны, чем простая сумма отдельных частей. Но данные исследований не подводят к однозначному выводу, и вопрос об истоках неблагополучия современного общества остается открытым. Предлагаемые авторами многочисленные теории носят скорее описательный характер, чем объяснительный.

Для решения проблемы необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Вполне вероятно, что проблема может быть решена несколькими путями, но наиболее перспективным представляется построение философской модели благополучия как социокультурного феномена. Она может послужить не только для более глубокого объяснения сущности феномена благополучия, но и для более широкого прогноза социальной динамики.

Конечно, в использовании моделей для представления различных феноменов социальной жизни нет ничего нового. Человек всегда действует на основе модели, к которой он в данный момент питает наибольшее доверие. Но поскольку все модели всегда будут оставаться лишь некоторыми приближениями к действительности, то вопрос состоит не в том, использовать или игнорировать модели, а заключается в выборе между альтернативными моделями. Главными преимуществами философской модели благополучия являются большая ее содержательная емкость, выражаемая обобщенными категориями, возможность описывать не только количественные, но и качественные характеристики индивидуальной и социальной жизни, фиксировать диалектические взаимосвязи и исследовать смыслообразующие факторы.

Итак, актуальность темы диссертационного исследования определяется как внутренними потребностями творческого развития философского знания, необходимостью углубленного анализа феномена благополучия, так и социальной значимостью проблемы благополучия для современности.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе благополучие как социокультурный феномен еще не становилось предметом специального изучения, несмотря на то, что до недавнего времени понятие "благополучие" довольно часто упоминалось в социально-философских и социально-политических декларациях. В какой-то мере это можно объяснить тем, что до сих пор не существовало теоретической необходимости в превращении феномена благополучия в предмет самостоятельного анализа. Как в повседневной жизни, так и в рамках научного сообщества понятие "благополучие" очень легко, т.е. без серьезной рефлексии, заменялось в зависимости от контекста другими близкими по значению словами (счастье, благосостояние, блаженство, богатство, преуспевание). Поэтому в процессе работы над диссертационным исследованием с целью выявления специфики феномена благополучия важно было рассмотреть суждения тех мыслителей, в работах которых представлен анализ указанного синонимического ряда.

В разное время о проблеме счастье, начиная с древних мыслителей и кончая мыслителями нового времени, писали Л.Альберти, Аристотель, Бокаччо, Л.Валла, К.А.Гельвеций, Данте, Н.А.Добролюбов, Н.М.Карамзин, Ж.О.Ламетри, Петрарка, Плотин, Ж.-Ж.Руссо, Сенека, Б.Спиноза Л.Н.Толстой, Фома Аквинский, А.Шопенгауэр, Н.Г.Чернышевский, Л.Фейербах, Эпикур и другие. В числе современных авторов, изучавших проблему счастья, следует назвать М.Н.Анисимову, М.Аргайла, Л.М.Архангельского, П.Бацлавика, А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко, В.Г.Евсюкова, М.Мольца, В.Татаркевича, Б.Н.Попова, В.А.Титова и других.

Следует признать, что если понятие "счастье" можно отнести к области философско-этической мысли, то термин "благосостояние" несомненно, принадлежит к сфере экономических, социологических и политологических исследований. В нашей стране первые научные труды в области теории благосостояния появились в 20-е годы. С работ Н.Вигдорчика, А.Забелина, Н.Милютина, З.Теттерборн В.Яроцкого начинается становление научного подхода к социальной политики и социальному обеспечению. В 30-е годы в трудах П.Вержбиловского, Ф.Дягтерева, И.Ксенофонтова, Н.Милютина и других исследователей намечается переход от теоретического обоснования к разработке организационно-практических моделей благосостояния. В начале 60-х годов обосновывается стратегия общественного развития на повышение материального благосостояния трудящихся, основные положения которой были сформулированы в новой редакции Программы КПСС. Кризис в социально-экономической сфере в 70-х годах заставил переосмыслить основные концепты благосостояния, но определяющей как в теоретическом обосновании, так и в практической реализации концепции благосостояния остается партийная идеология. В середине 80-х формулируется доктрина развития общества, известная как стратегия ускорения. В настоящее время ученые Россия находится на стадии осмысления своего исторического прошлого, знакомства с зарубежным опытом и выработке новой модели благосостояния, адекватной времени.

Среди западных образцов социального благосостояния можно выделить "модель социального государства". Впервые понятие "социальное государство" было введено в научный лексикон в конце XIX века немецким ученым Л.фон Штайном. Разрабатывая модель социального государства в конце XX столетия, Д.Крефт и И.Милец к основным принципам благосостояния отнесли: социальную справедливость, социальное равенство и обеспечение социальных гарантий. Необходимо также указать на концепцию "государства всеобщего благосостояния", которая оформилась к 30-м годам в англоязычных странах. В разработке данной модели участвовали такие исследователи, как Г.Мюрдаль, П.Самуэльсон, Р.Титмус, Э.Хансен и другие ученые.

Авторы отстаивали такую модель политической системы, для которой характерны демократическая форма правления, правительственные субсидии, коллективные гарантии социальной поддержки, защита рыночной экономики.

Концептуальное обоснование указанных моделей благосостояния не имеет однозначных подходов. Методология описания социальных объектов находится в процессе постоянной трансформации. В какой-то мере это связано с непрекращающейся динамикой общественных отношений.

Анализ понятия "благополучие" в ряду других сопоставимых с ним терминов привел к пониманию того, что благополучие должно быть рассмотрено в контексте учения о благе. Именно этим продиктовано обращение к идеям Аристотеля, Г.В.Ф.Гегеля, Т.Гоббса, И.Канта, Марка Аврелия, К.Маркса, Ф.Ницше, Платона, Сен-Симона, Вл.Соловьева, Б.Спинозы, Ш.Фурье, Эпиктета, Эпикура и других. Однако, среди многочисленных авторов, рассматривающих благо, особо следует выделить Ф.А.Селиванова, работы которого явились своеобразной теоретико-методологической парадигмой для обоснования смысловых аспектов благополучия.

Библиографический анализ показывает, что феномен благополучия как философская проблема не отражен в научной литературе, хотя отдельные аспекты благополучия давно являются предметом исследований. Нравственное измерение феномена благополучия можно реконструировать путем обращения к работам Н.Д.Зотова, Р.Л.Лившица, Н.О.Лосского, А.Маслоу, Вл.Соловьева, С.П.Суровягина, С.Л.Франка, В.Франкла, Э.Фромма и других. Правовое измерение благополучия как проблема справедливого распределения материальных и духовных благ обнаруживается при знакомстве с трудами Аристотеля, Т.Гоббса, Дж.Ст.Милля, Р.Нозика, Дж.Ролза, Ж

Ж.Руссо, Д.Юма и других. Социально-экономический уровень проблемы благополучия затрагивается в работах М.Аргайла, Н.Бердяева, Н.О.Вилкова, Э.Дюркгейма, И.Ильина, Д.Локка, К.Маркса, А.Смита, П.А.Сорокина, Ф.Хайека и других.

Таким образом, обзор работ, авторы которых затрагивают проблему благополучия, позволяет сделать вывод о том, что хотя исследователи обращали внимание на отдельные стороны и конкретные факторы феномена благополучия, делали интересные выводы и предположения о сущности благополучия, но специального исследования философской модели феномена благополучия еще не проводилось.

Проблема. Основная проблема заключается в самом благополучии как социокультурном феномене: что он собой представляет, каковы его сущностные аспекты и способы осуществления?

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является философский анализ феномена благополучие. В представленной философской модели феномен благополучия трактуется как приближение к совершенству через творчество.

Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

- провести анализ понятия "благополучие" в его отношении к ряду сопоставимых по значению терминов;

- проанализировать феномен благополучия в контексте учения о благе;

- изучить смысловые аспекты благополучия как феномена социальной реальности;

- обосновать взаимодополняемость смысловых аспектов благополучия в идее совершенства;

- раскрыть творческую деятельность как средство достижения благополучия.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Диссертационная работа опирается на теоретические достижения отечественных и западных авторов в области философии, этики, социологии, теории культуры, психологии. В исследовании используются герменевтический метод, метод генерализации, моделирование, исторический метод и сравнительный метод.

Понятие "благополучие" с трудом поддается строгому определению, но эту трудность в значительной мере помогает преодолеть философская герменевтика. Герменевтический метод как опыт мира, в котором действительность жизненно-практически "испытывается" человеком и неотделима от самопонимания интерпретатора, позволяет осмысленно толковать благополучие. Этот метод обнаруживает несводимость благополучия к тому его понятию, которое сложилось в рамках европейской науки. Поэтому благополучие не может быть целиком схвачено, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Проделать путь от феномена благополучия к его смыслу помогают историко-понятийный и семантико-этимологический анализ.

С помощью метода генерализации удалось выделить главные (генеральные) структурные элементы феномена благополучия. В познавательной деятельности этот метод допускает отведение несущественных, побочных признаков и условий, которые не оказывают существенного влияния на феномен благополучия. Более того, метод генерализации допускает усиление наиболее характерных признаков исследуемого объекта, подчеркивание их роли и значения.

Необходимость сознания философской модели феномена благополучия потребовала обратиться к методу моделирования. В основе этого метода современного научного познания лежит создание модели объекта. "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте"1. Разработанная философская модель феномена благополучия значительно расширила представления об исследуемом явлении, позволила показать диалектические взаимосвязи между его смысловым аспектами.

На всех этапах исследования широко применялся исторический метод. Обладая достаточной глубиной обобщения, он предполагал изучение возникновения, формирования и развития благополучия как целостного феномена социальной реальности. Исторический метод сделал возможным накопление фактов и отношений между ними в определенном хронологическом порядке, отбор типичных элементов и связей феномена благополучия. В свою очередь этот метод как целая система исследовательских приемов предполагает сравнительный метод. Сравнительный метод был необходим для анализа результатов социологических исследований, сопоставления данных, полученных эмпирическим и теоретическим путем.

Научная новизна диссертационного исследования.

В работе впервые получены следующие результаты:

- проведен анализ сопоставимых по значению понятий: "благополучие", "счастье", "благосостояние";

- проанализирован феномен благополучия в контексте учения о благе;

- изучены смысловые аспекты благополучия как феномена социальной реальности;

1 Штофф В.А. Моделирование и философия. - M.-JI.: "Наука", 1966. - С.19.

- обоснована взаимодополняемость смысловых аспектов благополучия в идее совершенства;

- раскрыта творческая деятельность как средство достижения благополучия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие "благосостояние" выражает степень материального достатка людей и в этом отношении по объему оно меньше понятия "благополучие". К понятию "благополучие" более близким по существу является понятие "счастье". Этимология слов "счастье" и "благополучие" указывает на причастность человека к благу. Однако, если в понятии "счастье" эта причастность лишь подразумевается, существует потенциально, то в понятии "благополучие" причастность присутствует в качестве основы, существует актуально.

2. В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

3. Отталкиваясь от классического аристотелевского положения о том, что совершенство есть то, что является полным, содержит все необходимые части и, соглашаясь с современной интерпретацией совершенства, отождествляющей его с благополучием, можно утверждать взаимодополняемость аспектов благополучия в идее совершенства. Вывод же о том, что совершенство неотделимо от деятельности позволяет рассматривать творческую деятельность как средство приближения к благополучию.

4. Противоречие между стремлением молодых людей к самореализации в профессиональной деятельности и стремлением получать высокие доходы решается зрелой личностью, для которой труд становится призванием и творчеством, т.к. результаты творчество не измеряются исключительно критериями пользы и успеха. В творчестве человек возвышается над повседневной реальностью, освобождается от подавленности экономическими заботами, приближается к совершенству и привносит в жизнь то новое, что, в конечном счете, делает возможным благополучие. Именно в такой взаимосвязи следует рассматривать смысл самого творчества как акта духовности, увеличивающего общественное богатство.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования полученных теоретических выводов:

- в преподавании философии, философской антропологии, этики, социологии;

- в разработке рекомендаций и практическом применении их в деятельности федеральных и региональных органов власти;

- в последующих исследованиях философской модели феномена благополучия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Благополучие как социокультурный феномен"

Выводы сравнительного анализа, выявившего многомерность благополучия, позволяют утверждать, что этот феномен нуждается в философском пересмотре своих основ. Но теоретический пересмотр возможен лишь при более глубоком изучении проблемы, которое предполагает рассмотрение благополучия в контексте учения о благе (о том, к чему все стремится). Благо - причина благополучия, поэтому невозможно рассуждать о благополучии и при этом не рассматривать условий жизни, блага, которые создаются людьми и которыми они располагают.

Производство благ - основа человеческой жизни, ее цель предоставить каждому члену общества материальные и духовные блага. Поэтому феномен благополучия ни при каких условиях не должен сводиться к социально-экономическому аспекту, или к "абсолютному" благу как чего-то отдельно существующего от предметов и дающего чистое благополучие навсегда. Более продуктивной оказывается позиция, рассматривающая благополучие в троякой постановке: духовно-нравственной, политико-правовой и финансово-экономической.

Важность духовно-нравственного аспекта благополучия вытекает из понимания человека как существа духовного, как существа, которое не может быть низведено до уровня вещи. Все надежды на оправдание человека, пребывающего в материальном мире, связаны с личностью. Личность, преодолевая индивидуалистическую природу человека, устремляется к духовно-нравственным ценностям. Она не ограничивается "собственным", ищет себя в "другом", но, не теряя собственного "Я". Поэтому благополучие как проблема духовно-нравственная оказывается связана со смыслом жизни и достоинством личности. Стремление к смыслу представляет собой мотив, который несводим к другим потребностям и не выводим из них. Помогает найти смысл нравственная интуиция или совесть. Человек ответственен за осуществление смысла, ответственен за свое благополучие. Благополучие оказывается следствие реализации смысла жизни. Достоинство личности выражается как совокупностью ее добродетелей, так и способностью к адекватной самооценке этих добродетелей. Достоинство личности служит способом осознания собственной значимости, является необходимым фактором адекватного переживания жизненного благополучия.

Значение политико-правового аспекта как составного элемента философской модели феномена благополучия определяется его ролью в создании условий, необходимых для осуществления свободной, творческой и разумной жизни. В политико-правовой сфере благополучие возможно лишь при условии решения проблемы справедливости. При ее решении недопустимо как прямое заимствование зарубежных концепций, так и полное игнорирование теоретического опыта зарубежных исследователей. Анализ взглядов указывает, что мы имеем несопоставимые и конкурирующие концепции справедливости, и что ресурсы политической и правовой культуры не позволяют разрешить споры между ними рациональным путем. Философия отражает дебаты и разногласия культуры столь верно, что ее противоречия оказываются неразрешимыми точно так же, как неразрешимы сами политические и правовые противоречия. Отсюда следует, что наше общество не может надеяться на достижение консенсуса. К.Маркс был прав, усматривая в центре современной социальной структуры конфликт. По мере развития в соответствии с объективными потребностями для сбалансированного и устойчивого развития должны каждый раз вновь вырабатывать критерии справедливого распределения материальных и духовных благ. Другого пути в политико-правовой сфере для достижения благополучия не существует.

Действительно, справедливое распределение благ есть законный принцип, но абсолютизация распределения и забвение из-за него экономического производства есть философское заблуждение. Это является еще одним аргументов при рассмотрении финансово-экономического аспекта благополучия. Материальная обеспеченность людей, удовлетворение субъективных потребностей необходимые предпосылки культурного роста. К тому же большинство людей в мире находятся далеко за чертой бедности, и поэтому нельзя утверждать, что материальные условия жизни - вещь второстепенная. Для создания богатства нужна такая предпосылка как любовь к нему. Годы экономических реформ в России не прошли даром. Общественное сознание признает положительное значение частной собственности. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям и к вещам, желание вложить в хозяйственный процесс свой труд и свои ценности. Она воспитывает в человеке правосознание. Она воспитывает человека к хозяйственной солидарности. И конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства. Но достижение экономических целей не является гарантией достижения благополучия. Благополучие автоматически не вытекает из материального достатка. Существует относительная зависимость благополучия от экономических условий жизни. К важнейшим факторам последних относятся деньги. Наличие денег помогает снизить остроту дискомфорта, а также повысить настроение. Люди, имеющие большие доходы, лишь в незначительно большей степени удовлетворены своим уровнем и образом жизни, чем люди с более низкими доходами. Поэтому деньги не делают людей счастливыми или, по крайней мере, не являются основным фактором повышения благополучия.

Исследование трех смысловых аспектов благополучия (духовно-нравственного, политико-правового и финансово-экономического) подводит к идее смыслообразующего, приоритетного фактора благополучия. Однако философский анализ, а также данные социологических исследований не дают оснований для однозначных и категорических выводов. Разрешить это противоречие возможно через привлечение к анализу категории совершенства. Все смысловые аспекты благополучия через идею совершенства вступают друг с другом в отношение взаимодополнительности. Этот вывод делают возможным еледующие положения, полученные в ходе историко-философского анализа: Во-первых, самая ранняя дефиниция "совершенства", ставшая уже классической, представлена в философии Аристотеля: совершенно то, что является полным, содержит все необходимые части, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть. Во-вторых, смысл совершенства состоит в непрерывном улучшении, постоянном дополнении, обогащении, т.е. совершенство неотделимо от человеческой деятельности. В-третьих, понятие совершенство в истории постоянно обогащалось новым содержанием. И в отличие от философских интерпретаций прошлых столетий в современную эпоху совершенство человека отождествляется со счастливой жизнью, с хорошим физическим и психическим состоянием, с благополучием.

Из второго положения, гласящего, что совершенство неотделимо от человеческой деятельности с необходимостью вытекает требование рассматривать человеческую деятельность как средство приближения к благополучию. Действительно, для человека труд является формой существования, однако к благополучию человека ведет не однообразная, рутинная деятельность, которая не позволяет человеку реализоваться в духовно-нравственном смысле. Благополучие возможно лишь на уровне зрелой личности, для которой труд становится творческим призванием. Как величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно, творчество возвышает личность над повседневной реальностью и приближает к совершенству.

Итак, благополучие не только постигаемо, но и достижимо. Изучать его необходимо как в целях научного познания, так и для улучшения жизни отдельного человека и общества в целом. В данном исследовании благополучия немало трудностей. Не случайно многие выводы и обобщения по сути дела, не столько подводят итоги, сколь

139 ко намечают пути для дальнейших размышлений и гипотез. Открытыми остаются многие вопросы. Но такова реальность самого феномена благополучия, в изучении которого сделаны лишь первые шаги. Актуальность данной философской модели благополучия заключается не в том, что она предлагает окончательную картину соподчинения нескольких концептуальных элементов. Этот вопрос пока остается открытым. Ее ценность в том, что она охватывает в единой описательной схеме спектр разноплановых смысловых аспектов благополучия, включая те, которые выходят за пределы материальных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании был проведен философский анализ благополучия, разработана философская модель феномена благополучия. Обобщая основные результаты работы, следует отметить следующие важнейшие выводы.

В проведенном исследовании доказывается самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

 

Список научной литературыБоровская, Нина Васильевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Августин Аврелий. Исповедь //Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - С.7-222.

2. Альберт Штекль. История средневековой философии. Репринтное издание. Заказное издание. СПб.: Изд-во "Алетейя", при содействии фонда "Университетская книга", 1996. - 320 с.

3. Анализ систем социального обеспечения в Великобритании, Германии, Франции. М., 1992. - 256 с.

4. Анисимова М.Н. Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы. Автореф. дис. канд. философских наук. -Тюмень, 1998.-20 с.

5. Анисимова М.Н. Метафизическая природа счастья в реальности человеческой судьбы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тюмень, 1998. - 143 с.

6. Аргайл Майкл. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. - 336с.

7. Аристотель. Метафизика //Аристотель. Собрание сочинений в 4 т. Т.1. -М: Мысль, 1975. 550 с.

8. Аристотель. Топика //Собрание сочинений в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. - С.347-531.

9. Аристотель. Этика. (К Никомаху) //Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература, 1998. - С. 139408.

10. Ю.Архангельский М. Нам готовят антисоциальную эпоху //Социальная защита. 1997, № 2.-160 с.11 .Безработица и занятость в Тюменской области. Пресс-дайджест по материалам городских и районных газет. 4.1. Тюмень.: ТОУЗН, 1998.-26 с.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -383 с.

12. З.Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: "Книга", 1991. - 446 с.

13. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Московская патриархия, 1988. 1376 с.

14. Блажевич Н.В., Селиванов Ф.А. Разум и жизнь //Разум инженера в действии /Под ред. академика АТН Н.А.Малюшина. Тюмень, 1997. - С.85-87.

15. Боэций. Утешение философией // Боэций "Утешение философией" и другие трактаты. М.: Наука, 1990. - 413 с.

16. П.Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994.-415 с.

17. Булгаков С.Н. Философия хозяйства //Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993.- С.49-297.

18. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические //Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1972. - 582 с.

19. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни //Смысл жизни: Антология. Вып.2. /Сост., общ. ред. Н.К.Гаврюшина.- М.: Издательская группа "Прогресс Культура", 1994. - С.93-122.

20. Вилков Н.О. Философия богатства. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000. -248 с.

21. Гаврилюк В.В. Становление и функционирование института образования: региональные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тюмень, 1998. - 339 с.

22. Ганопольский М.Г. Проблемы регионального этоса. Тюмень, 1996.-64 с.

23. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

24. Гельвеций К.А. Счастье: (Сборник /Сост. и коммент. Серегина). М.: Советская Россия, 1987. - 478 с.

25. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //Избранные произведения в 2 т. Т.2. М.: "Мысль", 1964. - С.45-678.

26. Города Тюменской области: Статистический сборник / Тюменский областной комитет Госстандарта. Тюмень, 2000. - 289 с.

27. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. -472 с.

28. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - 589 с.

29. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

30. Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка: Т.1-4.-М.: Русский язык, 1989-1991.

31. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.

32. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: Изд-во МГУ, 1989.-191 с.

33. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.-432 с.

34. Евсюков В.Г. Идеал счастья в домарксистской и марксистской философии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 1965. - 190 с.

35. Жуков В.И. Реформы в России. М.: Союз, 1997. - 415 с.

36. Жуков В.И. Россия. Состояние. Перспективы. Противоречия развития. М.: Луч, 1995. - С.55-60.

37. И радовать, и вдохновлять, и утешать. Интервью с архиманди-том Платоном (Игумновым) // Сибирская православная газета, № 3 (43), апрель 2001.-С.2.

38. Ильин И. Путь духовного обновления //Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1998. - С.81-322.43 .Ильин И. Путь к очевидности //Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1998. - С.671-846.

39. Калашников С. От получки до получки доживем //Российская газета, 1999, 26 февраля.

40. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Кант И. Сочинения в 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966. - С.349-588.

41. Кант И. Основы метафизики нравственности //Сочинения в 6 т. Т.4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. - С.219-310.

42. Кант И. Спор факультетов //Кант И. Сочинения в 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966. -С.311-348.

43. Карамзин Н. Разговор о счастии. О счастливейшем времени жизни //Карамзин Н.М. Сочинения в 2 т. Т.2. Л.: Художественная литература, 1984. - С. 190-206.

44. Кириллов И. В Ханты-Мансийске расширяют права граждан //Аиф в Западной Сибири, 1999, февраль.

45. Кларин М.В. На путях познания счастья. (Вступительная статья) //Аргайл Майкл. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. - С.5-26.

46. Кон И.С. Открытие "Я". -М.: Политиздат, 1978. 367 с.

47. Конституция Российской Федерации. СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 1999. - 60 с.

48. Костин JI. Занятость, заработная плата и инфляция //Человек и труд, 1999, № 2. 88 с.

49. Кутырев В.А. Осторожно, творчество! //Вопросы философии. 1994. №7-8.

50. Лёвкин В.Е. Категория "состояние" в философии: содержание и концептуирующая роль. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тюмень, 2000. - 19 с.

51. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 1997. 152 с.

52. Локк Дж. Два трактата о правлении //Сочинения в 3 т. Т.З. -М.: Мысль, 1988. С. 135-405.

53. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

54. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -384 с.

55. Маркс К. Власть денег в буржуазном обществе //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - С. 616-620.

56. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономики" //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. -М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. -С.369-399.

57. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 года. //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.46. 4.1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1968. - С. 1-508.

58. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения. 2-е изд. Т.З. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - С. 7-544.

59. Маслоу А. Самоактуализиция //Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - С. 108-117.

60. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. //Национальные учреждения по правам человека. ООН. Нью-Йорк-Женева, 1995. С. 141-148.

61. Милль Д.С. О свободе. //О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. - 288392 с.

62. Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.: Знание, 1983.-64 с.

63. Молодежь на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа в 1997 году. Ханты-Мансийск, 1998. - 27 с.

64. Мониторинг регистрируемый безработицы службы занятости ХМАО. Ханты-Мансийск, 1998. - 18 с.

65. Мунье Э. Персонализм. -М.: Искусство, 1992. 143 с.

66. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве Высшего блага //Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. -С.5-14.

67. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. - С.647.

68. Несмелов В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения //Смысл жизни: Антология. Вып.2. /Сост., общ. ред.

69. Н.К.Гаврюшина. М.: Издательская группа "Прогресс - Культура", 1994,- С.65-92.

70. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов //Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. -С.231-490.

71. Новая технократическая волна на Западе: (Сб. ст.: Переводы).- М.: Прогресс, 1986. 450 с.

72. Нормативно-правовые основы социальной защиты в Ханты-Мансийском автономном округе. /Составитель Соловьева С.Д. М.: Икар, 1997.-428 с.77.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс //Избранные труды. М.: Издательство "Весь Мир", 1997. - С.43-163.

73. Основы социальной концепции русской православной церкви. Тюмень, Храм святого праведного Симеона Богоприимца Тобольско-Тюменской епархии, 2000. 76 с.

74. Платон. Государство //Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З.- М.: Мысль, 1994. С.79-420.

75. Платон. Филеб //Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1994.-С.7-78.

76. Плотин. О благе или едином //Логос. №3. М., 1992. - С.217227.

77. Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело мо-лотца во иноческий чин. М.: Изд-во "Наука", 1985. - 109 с.

78. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. -М.: Наука, 1986.-93 с.

79. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Соцэкгиз, 1937.-350 с.

80. Президентская программа "Дети России": Указ президента РФ № 1969 от 18.04.94 г //Российская газета, 1994, 27 августа. 4 с.

81. Природа моделей и модели природы. (Д.М.Гвишиани, И.Б.Новик, С.А.Пегов и др.; Под ред. Д.М.Гвишиани и др.). М.: Мысль, 1986.-270 с.

82. Розанов В. Цель человеческой жизни //Смысл жизни: Антология. Вып.2. / Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа "Прогресс - Культура", 1994. - С. 19-64.

83. Роик В. Деградация труда и капитала //Социальная защита, 1997, №2.- 160 с.

84. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. - 534 с.

85. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. - 703 с.

86. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. -608 с.

87. Селиванов А.Ф. Благо и счастье //Селиванов А.Ф. Избранное. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998. -С.173-176.

88. Селиванов А.Ф. О смысле жизни //Селиванов А.Ф. Избранное.- Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998.- С.176-181.

89. Селиванов Ф.А. Благо. Томск: Изд-во ТГУ, 1967. - 65 с.

90. Сенека. О счастливой жизни //Римские стоики: Сенека, Эпик-тет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - С.167-192.

91. Сенека. Нравственные письма к Луцилию //Сенека и др. Если хочешь быть свободным / Сенека, Честерфилд, Моруа. М.: Политиздат, 1992.-С.7-110.

92. Сен-Симон. О теории общественного устройства //Избранные сочинения 1819-1825 г.-М.-П., 1923. С.5-13.

93. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990. - С.47-580.

94. Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность //Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С.297-424.

95. ЮО.Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья //Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С.507-513.

96. Социально-экономическое развитие региона и рынок труда в ХМАО. Научная записка. М., 1998. - 136 с.

97. Сочинения платоновской школы. Определения //Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1994. - С.615-624.

98. Сочинения платоновской школы. Эриксий //Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1994. - С.556-574

99. Спенсер Герберт. Синтетическая философия. К.: Ника-Центр, 1997.-512 с.

100. Спиноза Б. Политический трактат //Спиноза Б. Избранные произведения. Т.2. -М., 1957. С.251-365.

101. Спиноза Б. Этика. СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. - 248 с.

102. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

103. Суровягин С.П. Нравственная ценность личности: чувство добра. Тюмень: Просторъ, 1994. - 240 с.

104. Сурожский Антоний, митрополит. Размышления о призвании //Иностранная литература. №10. М., 1991. - С.204-212.

105. ПО.Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология. Вып.2. /Сост., общая ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Издательская группа "Прогресс - Культура", 1994. - С.123-242.111 .Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981.-367 с.

106. Ткаченко JI. Россия: куда идем? //Социальная защита, 1995, №6.-160 с.

107. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432с.

108. Успенская Т.Н. Итоги работы органов социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа в 1998 году и приоритетные направления их деятельности на 1999 год. Ханты-Мансийск, М., 1999. - 211 с.

109. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн.1. / Отв. ред. С.Г. Федорова. РАН: Сиб. отд. Ин-т криосферы. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирм, 1995. - 401 с.

110. Философско-мето дологические основания системных исследований: Систем, анализ и систем, моделирование. (Сборник статей). Под ред. Д.М.Гвашиани. М.: Наука, 1983. - 324 с.

111. Фихте И.Г. Назначение человека //Сочинения в 2 т. Т.2. -СПб.: Мифрил, 1993. 798 с.

112. Форрестер Джей. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. - 168с.

113. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука., 1989. -576 с.

114. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. Спб.: Наука, 1995. - 653 с.

115. Франк С. Смысл жизни: Антология. М: "Прогресс", 1994. -С.489-583.

116. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия //Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. -С.208-431.

117. Франк С.JI. Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) //Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. - С. 164-189.

118. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

119. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. 559 с.

120. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса //Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. С.375-414.

121. Фромм Э. Человек для себя. Введение в психологию этики //Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 19-190.

122. Фурье Ш. Избранные сочинения: в 2 т. Т.2. М.: Соцэкгиз, 1951.-396 с.

123. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. - 304 с.

124. Хоружий С. Проблема личности в православии: мистика иси-хазма и метафизика всеединства //Здесь и теперь. № 1. М., 1992. -С.94-106.

125. Целевая программа "Дети-инвалиды", разработанная отделом по делам семьи, материнства и детства администрации округа //Живая книга: Из опыта управления социальными процессами. М., 1996. -С.94-95.

126. Человек и его бытие как проблема современной философии. -М.: Наука, 1978.-278 с.

127. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

128. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Политиздат, 1995. - 528 с.

129. Черных П.Я. Историко-этимологичеекий словарь современного русского языка: В 2 т. М.: Русский язык, 1999. - Т.2: А Панцирь - Ящур. - 560 с.

130. Чернышевский Н.Г. "Очерки политической экономии. (По Миллю)". //Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1987. - С.87-138.

131. Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988.-203 с.

132. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости //Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. - С.189-370.

133. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: "Наука", 1966.-301 с.

134. Энкильманн Николаус Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех: пер. с нем. — М.: АО "Итерэксперт", 1999. 272 с.

135. Эпештейн А. Что такое справедливость? //Социальная защита, 1998, № 9. С.23-28.

136. Эпиктет. Афоризмы //Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - С.252-270.

137. Эпиктет. В чем наше благо? //Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. -М.: Республика, 1995. С.206-251.

138. Ясперс К. Духовная ситуация времени //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. - С.288-419.