автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Солдаткин, Владимир Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа"

На правах рукописи

Л

Солдаткин Владимир Евгеньевич

ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

культурологии

г 9 ПАП 2С14

005549265

Саранск-2014

005549265

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Апухтина Нина Георгиевна

Официальные оппоненты:

Беляев Игорь Александрович доктор философских наук, доцент, кафедра философии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», доцент

Пронина Ирина Николаевна кандидат философских наук, доцент, кафедра дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва», доцент

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» и на сайте университета: Мр://ут^тгеи.ги/ги/&88М155.рЬр?ЕЬЕМЕЖ_т=28672

Автореферат разослан_мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кузнецова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. XXI век из образа далекого будущего превратился в объективную реальность. Однако многие надежды человечества, связанные с верой в наступление эры всеобщего благополучия и безмерного могущества Человека, не оправдались. Ухудшение экологической обстановки, техногенные катастрофы, бесконечные социальные конфликты и глобальные проблемы стали обыденной реальностью наших дней. Ускорение динамики общественно-экономического развития, уплотняющийся темп протекания исторических процессов, очень быстрое устаревание личного и коллективного социального опыта минувших эпох еще больше усложнили жизнь современного представителя рода Homo sapiens. Изменение условий существования во время переходных периодов, к каковым, без сомнения, относится первая четверть XXI века, наиболее сильно нарушает субъектно-средовой и внутренний баланс человека. А многообразие ролей и статусов, вызванных его социальной, экономической, профессиональной и прочей деятельностью, существенно влияют на целостность его личности, ставят вопросы, связанные с его самоопределением, самореализацией и самоидентификацией. В ситуации кризиса, диссонанса привычных систем ценностей, индивиду необходимы определенные стабилизирующие механизмы, основанные на стремлении к уравновешенности, устойчивости, фундаментальности.

Одним из таких механизмов стабилизации личности, своеобразным регулятором самочувствия человека, позволяющим восстановить подвергающуюся негативному воздействию разнообразных внешних и внутренних факторов целостность его жизненного мира, выступает рожденный в недрах культуры праздник. Именно в пространстве праздника человек, опираясь на уже известные, проверенные опытные модели поведения, созданные историческим прошлым, усваивает общепринятые нормы

общежития, обретает ориентиры своего местоположения в социокультурном пространстве.

В последнее время все большую популярность приобретают праздники, маркирующие жизненный путь отдельного человека. Одним из таких праздников является личностный (свойственный личности, характерный для нее) юбилей. Зародившийся в глубокой древности, в ходе своего развития претерпевший значительные трансформации, этот феномен приобрел особую актуальность в современных социокультурных условиях. В словарях юбилей трактуется как «годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины»1. Устойчивый интерес к этому событию среди самых разнообразных слоев современного российского общества говорит о важности и значимости данного праздника для социально и личностно ориентированного субъекта, возлагающего на него огромные надежды по решению обозначенных проблем. В какой-то степени эти надежды связаны либо с осознанными, либо подсознательными ожиданиями юбиляра найти те самые жизненные ориентиры, помогающие почувствовать свою значимость и нужность, как минимум, для ближайшего социального окружения. Повышенное внимание к роли личностного юбилея в свою очередь провоцирует увеличение требований к качеству его подготовки и проведения. Поэтому организацию торжеств все чаще возлагают на профессионалов, в состав которых входят сценаристы, режиссеры, представители праздничных агентств, индивидуальные предприниматели в сфере развлекательной индустрии. Однако по многочисленным наблюдениям и заявлениям участников данных событий (самих юбиляров, их гостей, а порой и устроителей мероприятий подобного рода) можно судить, что эффективность проводимых юбилеев нередко оставляет желать лучшего. Потенциальные возможности данного праздника оказываются невостребованными, либо используются не в полной мере. Это связано, в первую очередь, со слабой изученностью таких

1 Советский энциклопедический словарь [Текст] / науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). Москва : Советская энциклопедия, 1981. С. 1576

возможностей. Сказывается отсутствие в профессиональной среде четкого представления об исторических предпосылках возникновения личностного праздника, традициях, функционирующих в нем, технологических приемах, способствующих максимально эффективному выполнению его сверхзадачи. О том же свидетельствует и анализ специальной литературы, который выявил значительную брешь в теоретическом и практическом обеспечении специалистов, занимающихся профессиональной деятельностью в обозначенном сегменте праздничной культуры. А это, в свою очередь, указывает на необходимость заполнения данной лакуны.

Учитывая возросший интерес к проблемам самоидентификации человека, к вопросам его самоопределения и самореализации, вызванный социальной дестабилизацией и ценностно-нормативным кризисом современного общества, можно отметить, что актуальность избранной темы базируется на острой необходимости культурологического анализа социокультурной значимости личностного юбилея, позволяющего решить обозначенные проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку исследование носит обобщающий, междисциплинарный характер, следует обратить внимание на разработанность означенной проблемы в различных областях знания.

Первую группу источников составляют работы, позволяющие проанализировать общее состояние культуры современного общества. В связи с этим следует отметить таких зарубежных авторов как: Т. Адорно, Дж. Александер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Дж. Гэлбрейт, X. Ортега-и-Гассет, Э. Тоффлер, Э. Фромм, Д. Хелд; среди отечественных авторов отметим, таких, как: А. В. Костина, П. А. Сорокин, А. Я. Флиер, В. С. Цукерман.

Вторая группа источников объединила работы исследователей, научный интерес которых сосредоточился на изучении жизненного мира и жизненного пути человека. К зарубежным авторам относятся: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Э. Гуссерль, Л. Зонди, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Шелер, А. Шюц; к отечественным - Б. Г. Ананьев, В. Н. Волков, К. В. Карпинский,

С. Б. Кожевников, С. Л. Рубинштейн.

Третью группу источников составляют труды авторов, связанных с изучением личности, ее самоопределения. Среди зарубежных выделяются работы А. Маслоу, К. Роджерса, 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Г. Юнга; среди отечественных - И. А. Беляева, Л. Н. Когана, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева.

Четвертую базовую группу источников составляют труды, аккумулирующие теоретическое осмысление праздника как общественного института, отражающего уклад жизни, сферу идеалов и традиций. Существенный исследовательский интерес представляют работы А. В. Бенифанда, К. Жигульского, Л. Н. Лазаревой, А. И. Мазаева, А. Ф. Некрыловой, О. Л. Орлова, Б. А. Рыбакова.

Отдельно следует отметить работы, связанные с изучением обрядов перехода. Особую значимость для автора имели теоретические разработки А. Геннепа, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа.

Собственно проблематику юбилея затрагивает диссертационное исследование О. В. Калачевой, посвященное формированию индивидуальной и коллективной идентичности в контексте неофициального праздника (на примере празднования Дня рождения в России советского и постсоветского периодов), а также диссертационное исследование А. Г. Евтушенко, рассматривающее юбилей как социокультурный феномен.

К эмпирической базе исследования относятся материалы, связанные с анализом исторических событий в праздничной культуре России, собранные С. М. Горяиновым, Н. А. Огарковой, О. Л. Орловым и др.; материалы периодических изданий, содержащие сведения о проводимых юбилеях известных государственных и общественных деятелей; сведения, полученные а результате опроса, проведенного среди индивидуальных предпринимателей, работающих в досуговой сфере, сотрудников праздничных агентств г. Челябинска, а также собственные наблюдения и наработки автора, осуществленные в процессе организации личностных юбилеев.

В результате анализа обширной научной базы философской и культурологической мысли прослеживаются некоторые лакуны. Личностный юбилей как социокультурное событие жизненного пути человека не получил глубокого теоретического осмысления; данный феномен, по сути, впервые становится объектом научной рефлексии. На сегодняшний день остаются недостаточно исследованными вопросы формирования и исторической грансформации статуса юбилея в контексте праздничной культуры, а также динамика экспектаций (ожиданий) общества и личности, касающихся личностного праздника в условиях меняющихся социокультурных реалий.

В связи с этим можно определить проблемное поле исследования. Оно задается противоречием между существенной трансформацией статуса личностного юбилея, его значимости в полистилистичном пространстве современной культуры и недостаточной изученностью проявлений этого процесса в современной гуманитарной мысли.

Гипотеза исследования. Юбилей кац важное предельно концентрированное социокультурное событие, имеющее интегральный характер, становится неотъемлемой компонентой жизненного пути

современного человека.

Объект исследования - социокультурные события жизненного пути

современного человека.

Предмет исследования - личностный юбилей как социокультурное событие (культурологический анализ).

Цель исследования - раскрыть социокультурное значение личностного юбилея как интегрального события человеческой жизни.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Произвести интерпретацию феномена жизненного пути человека в рамках культурологического знания.

2. Выявить в структуре жизненного пути наиболее смысловые и функционально значимые моменты, объективированные в форме событий;

определить в событийной структуре жизненного пути место и значимость юбилея как одного из фундаментальных узловых событий.

3. Проанализировать генезис и историческую трансформацию статуса юбилея как феномена культуры; охарактеризовать место личностного юбилея в современных культурных практиках (личности, общности, общества).

4. Рассмотреть социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, выявить универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Теоретико-методологическая основа исследования. Многоаспектный характер предмета исследования, неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала предполагают обращение в работе к междисциплинарному подходу.

Основаниями для изучения проблемы явились культурологический и антропологический подходы, позволяющие всесторонне изучить степень актуализации личностного юбилея как социокультурного феномена в праздничной культуре и раскрыть функциональную ценность воплощения сущностно-значимого момента жизненного пути человека для социальных и культурных процессов жизни индивида и общества.

Исследованию жизненного пути человека, характеристик его временной динамики способствовало использование событийного подхода, который рассматривается автором в двух взаимосвязанных и обусловливающих друг друга аспектах. С одной стороны, он заключается в анализе процессуально-событийной структуры жизненного пути, особенностей событийности жизни конкретного человека, а также межсобытийных связей, которые являются сущностной характеристикой субъективной картины его жизненного пути. С другой стороны, событийный подход находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

В работе реализован системный подход, позволивший рассмотреть юбилей как систему, ориентировавший исследование на раскрытие целостности

объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину, на определение структуры юбилея, функций

элементов, составляющих эту структуру.

Выявление генезиса феномена личностного юбилея в праздничной

культуре и анализ дальнейшего развития традиций данного личностного

праздника обусловливают необходимость применения историко-

гснетического подхода в исследовании.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- диахронический (феномен юбилея рассмотрен в хронологической

последовательности появления и развития);

- синхронический (произведен совокупный анализ личностных

праздников, их взаимосвязи и различий);

- сравнительно-исторический (выявлено общее и особенное в программе юбилейных торжеств в различные исторические периоды);

- типологический (предложена типология основных видов программ

личностных юбилеев);

- эмпирический метод включенного наблюдения (включение автора в

изучение исследуемого процесса).

Научная новизна настоящей работы состоит в следующем:

1. Сформулировано определение жизненного пути, конкретизирующее его сущностную основу, функции, значение и смысл для культурного и

социального бытия общества.

2. Проанализирована процессуально-событийная структура жизненного пути, дано определение узлового события. Выявлены уровни событий, влияющих на создание образа субъективной картины жизненного пути.

3. Дано определение личностного юбилея, обнаружено его универсально-сущностное ядро. Охарактеризовано место личностного юбилея в современных социокультурных практиках.

4. Рассмотрены социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, определены универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Результаты проведенного исследования выражены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Человек, вырванный из материнского лона природы, теряет ощущение первоначальной гармонии. Не имея четкой биологической программы, он вынужден самостоятельно искать смысл существования, прокладывая свой индивидуальный путь, который сплетается из модусов повседневности (размеренность, стабильность, повторяемость, упорядоченность) и событийности (специфичность, особость, неповторимость, уникальность). События, разрывая привычное течение повседневной жизни, способствуют самопознанию и самопроектированию личности, ее самоопределению. Поиск жизненного пути связан с самоидентификацией человека, процессом, подразумевающим становление, нахождение смыслов, приспособление, постоянный выбор, принятие норм, традиций. Отсюда следует, что жизненный путь личности - процесс формирования, развития и трансформации человека как субъекта жизни, состоящий из совокупности модусов повседневности и событийности, где событийность выполняет функцию маркирования культурно-смысловых, сущностно-значимых этапов жизненного пути.

2. Определены наиболее значимые событийно-насыщенные моменты жизненного пути личности: этапные события, обозначающие важные моменты темпоритмической структуры в жизни человека, происходящие в привычном, установленном порядке (событие-побуждение, событие-корректор, событие-предупреждение, событие-успех, событие-воздаяние, событие-со-участие); поворотные события, обозначающие существенные перемены в жизни человека, изменяющие его социокультурный статус (событие-выбор, событие-кризис, статусное событие). Диссертант вводит понятие «узловое событие», определяя его как реальный, действенный факт жизненного пути личности, который совмещает характеристики нескольких типов событий, предельно

концентрируя их значение, и фиксирует существенные перемены в жизни человека, связанные с изменением его социокультурного статуса.

Автором выявлены уровни событий, влияющие на создание образа субъективной картины жизненного пути: 1 уровень - события, формирующие субъективно-личностную картину жизненного пути субъекта, позволяющую конкретному человеку представить свой жизненный путь; 2 уровень - события, создающие коллективную картину жизненного пути субъекта (представленность жизненного пути личности в сознании общности); 3 уровень - события, в которых оценка жизненного пути человека соотносится с позициями ценностно-нормативных установок общества.

3. Юбилей как социокультурное явление известен с древнейших времен. На протяжении многовековой истории он сам, его смысловое содержание и форма воплощения претерпели существенные изменения. Возникший примерно в XIII веке до н. э. как «год свободы», в последующее время юбилей стал трактоваться как годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины. Сверхзадача личностного юбилея - приведение юбиляра в «идеальное» состояние гармонии с внутренним миром и окружающей средой. Создается ситуация, в которой человек «профанный» (повседневный) приближается к человеку «сакральному» (идеальному): он «обрастает» различными смыслами, подтверждающими его значимость, особость, избранность. Уникальность данного феномена в том, что личностный праздник помогает юбиляру осознать полезность для других, для общества, содействует его самоопределению, самоидентификации, а также демонстрации результатов его самореализации.

Личностный юбилей - гармоническая, целостная модель социокультурного события жизненного пути человека. Диссертант определяет личностный юбилей как интегральное узловое социокультурное событие, характеризуемое системой действий, фиксирующих сущностно-значимый момент жизненного пути человека и воплощающих изменение социокультурного статуса человека-юбиляра, которое формулирует

(вербализирует и визуализирует), публично демонстрирует и воплощает смысл жизни личности. Универсально-сущностным ядром личностного юбилея как гармонической, целостной модели является совокупность идеализированных образов: главного героя праздника; прошедших, настоящих и проектируемых будущих событий его жизненного пути; коммуникации, осуществляемой посредством проведения комплекса специальных массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея в идеализированном пространстве-времени, позволяющих представить, гармонизировать и оптимизировать восприятие жизненного мира человека-юбиляра.

4. Для должного воплощения личностного юбилея необходимо наличие определенных универсально-инвариантных компонентов, выявленных автором в ходе исследования исторических и современных личностных праздников: а) сама личность как субъект-объект жизни, включенная в социокультурные отношения; б) вычлененное в процессуально-событийной основе жизненного пути личности событие, которое наделяется темпоральным культурным смыслом и в котором осуществляются специфические свойства и качества; в) сообщества людей, интегрированные отношением к личности юбиляра, воспринимающие это событие и его главного героя через ценностные родственно-общественные отношения; г) совокупность относительно самостоятельных комплексов массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея, воплощающих сущностно-значимый момент жизни человека-юбиляра и обеспечивающих совместное переживание этого события; д) специфичная технология (как совокупность методов и приемов праздничного действа) воплощения сущностно-значимого момента жизни, позволяющая максимально эффективно реализовать сверхзадачу юбилея по гармонизации и оптимизации жизненного мира человека-юбиляра.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются тем, что результаты, полученные в ходе исследования, указывают на объективное значение личностного юбилея в структуре жизненного пути современного человека и потенциальные возможности этого

праздника в решении вопросов самоопределения, самореализации, самопроектирования личности юбиляра. Данное положение позволяет повысить уровень значимости юбилея в современных социокультурных практиках (деятельности учреждений культуры, праздничных агентств, индивидуальных предпринимателей в сфере праздничной индустрии, СМИ и т. д.). Результаты исследования, заставляющие обратить особое внимание на качество подготовки и проведения личностного праздника, могут быть использованы в разработке курса лекционных и практических занятий по предметам «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Теория и история праздников», конкретных практических рекомендаций для организации

личностных юбилеев.

Достоверность и апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах и обсуждены на следующих научных конференциях, форумах и семинарах: международные (Челябинск, 2009, 2010, 2011, 2012, 1913; Астана, 2011; Пенза - Москва - Минск, 2011; Орел, 2012); научно-практические конференции ЧГАКИ (Челябинск, 2011, 2012, 2013, 2014); совместный научный проект «Современное праздничное пространство: вопросы истории, теории, технологии. Россия - Беларусь» (Челябинск - Минск, 2012).

Материалы диссертации были апробированы: при ведении курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов учреждений культуры (Челябинск, 2008), (Уфа, 2010), (Пермь, 2010), (Тюмень, 2010), (Екатеринбург, 2012), (Курган, 2013); при подготовке и проведении более 50-ти личностных юбилеев; изложены в 17 статьях, в т. ч. опубликованных в трех рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом около 5 п. л.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список включает 182 источника. Общий объем работы составляет 147 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, степень ее разработанности, формулируется гипотеза, ставятся цель и задачи исследования, раскрываются его теоретико-методологические основы, указывается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, структура и объем диссертации.

В первой главе «Юбилей в структуре жизненного пути человека» определяется местоположение и социокультурная значимость личностного юбилея в жизни современного человека.

В первом параграфе «Проблематика жизненного пути в сфере культурологического знания» производится интерпретация феномена жизненного пути человека в рамках культурологического знания.

Диссертант, обращаясь к вопросам, связанным с самоопределением, самореализацией человека, у которого, в отличие от животных, нет четкой программы, определенной инстинктами, обосновывает использование в исследовании дефиниции культуры, которая понимается как «феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия»2. Квинтэссенцией поиска выступает проблема гармоничного существования человека в мире. Решая эту проблему, индивид устанавливает отношения с объектами и предметами реальной действительности, тем самым создает свой жизненный мир, прокладывает жизненный путь.

Рассматривая различные концепции жизненного пути, представленные в работах отечественных (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных специалистов (А. Адлер, Ш. Бюлер, Э. Гуссерль, А. Шюц и др.), диссертант выявляет отсутствие на сегодняшний день культурологически ориентированной интерпретации данного феномена, что позволяет решить эту проблему в рамках настоящего исследования. По мнению автора, жизненный путь личности

" Гуревич П. С. Культурология [Текст]. Москва : Проект, 2003. С. 37

14

сплетается из модусов двух порядков: повседневности и событийности. Повседневность характеризуется устойчивостью, размеренностью, стабильностью жизнедеятельности отдельных индивидуумов, различных социальных групп и общества в целом. Модусы повседневности воспроизводятся, продолжаются плавно-процессуально, имея тенденции к некой повторяемости и упорядоченности. Признавая, что порядок повседневности - это тоже развитие, разнообразие и событийность, диссертант констатирует, что события в повседневности существенно не изменяют ткань бытия. Напротив, модусы событийности тяготеют к особости, специфичности, вплоть до уникальности и неповторимости. Они как бы «рассекают» целостный поток жизненного пути, на котором происходит само- и взаимопорождение модусов повседневности и событийности - события порождаются прошлым, актуально осуществляются в настоящем и влияют на будущее, в том числе и на повседневность.

При определении понятия жизненного пути автор диссертации связывает его с процессом формирования, развития человека и его личностными трансформациями. Под воздействием внешних и внутренних факторов человек неизбежно преобразуется, стремясь адаптироваться к окружающей действительности, что становится особо необходимым именно в условиях динамически изменяющегося современного социокультурного пространства.

В авторском понимании жизненный путь личности - процесс формирования, развития и трансформации человека как субъекта жизни, состоящий из совокупности модусов повседневности и событийности, где событийность выполняет функцию маркирования культурно-смысловых, сущностно-значимых этапов жизненного пути.

Во втором параграфе «Процессуально-событийная структура жизненного пути человека» диссертант выявляет в структуре жизненного пути наиболее смысловые и функционально - значимые моменты, объективированные в форме событий, определяет в событийной структуре

жизненного пути место и значимость юбилея как одного из фундаментальных узловых событий.

Отталкиваясь от классической дефиниции жизненного события, определяемого как «узловой момент и поворотный этап жизненного пути»3, диссертант предполагает, что событие не обязательно резко изменяет перипетии и коллизии жизненного пути, оно может усиливать, корректировать вектор, который был задан поиском смысла жизни. Диссертант предлагает типологию наиболее значимых событийно-насыщенных моментов жизненного пути личности, представленную этапными событиями, определяющими важные моменты темпоритмической структуры жизненного пути человека, происходящими в привычном, установленном порядке (событие-побуждение, событие-корректор, событие-предупреждение, событие-успех, событие-воздаяние, событие-со-участие); поворотными событиями, обозначающими существенные перемены в жизни человека, изменяющими его социокультурный статус (событие-выбор, событие-кризис, статусное событие).

Полагая, что в чистом виде события случаются исключительно редко, диссертант допускает, что в реальной жизни они могут сочетать характеристики (признаки) разных типов. События, которые совмещают характеристики нескольких типов, предельно концентрируя их значение, обозначают существенные перемены в жизни человека, связанные с изменением его социокультурного статуса, автор определяет как узловые. Понимание значения узлового события в жизни человека дает возможность определить его влияние на весь жизненный путь личности, в том числе позволяет минимизировать воздействие критических или сензитивных периодов жизни, эпизодически сменяющих этапы относительного спокойствия.

Узловые события жизненного пути человека, оформленные комплексом особых действий, за которыми в мировой культурологии и антропологии закрепилось специальное понятие - «обряды перехода», являются особо важными из ряда легитимированных, укорененных в культуре. Диссертант

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологин [Текст]. Санкт-Петербург: «Питер», 2004. С. 643

16

показывает, что эти события являются основными вехами жизненного пути личности, которые оцениваются не только как объективные маркеры жизни, но и как значимые для человека субъективные составляющие. Именно в узловых событиях возникает возможность соотнести субъективное видение личности и ее жизненного пути через совокупность идеализированных образов с объективной представленностью данного человека в социокультурном пространстве.

Автор утверждает, что самые значимые события, выделяемые из общего потока, синтетически соединяющие представленность субъективного и объективного в едином действе, а также подтверждающие правильное направление к воплощению смысла жизни и имеющие положительный характер, обретают статус праздника.

Диссертант приходит к выводу, что праздник, выступающий как «особая духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса»4, является своеобразным регулятором самочувствия человека, позволяющим восстановить подвергающуюся негативному воздействию разнообразных внешних и внутренних факторов целостность жизненного мира современного человека. Одним из интегральных узловых событий, имеющих статус праздника, по мнению автора, и является личностный юбилей, в классическом варианте наступающий на пятидесятый год жизни человека.

Производя сравнительный анализ юбилея и славянской тризны, диссертант выявляет набор признаков (подарки-дары; игровые действия -состязания в честь главного героя; песни и танцы; обильное застолье; свечи на торте или пироге как отраженный символ погребального огня; гадание -магические действия на узнавание будущей судьбы человека и пр.), характерных для обрядов перехода вообще, и для личностного юбилея в

4 Лазарева Л. Н. История и теория праздников [Текст]. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. С. 15

17

частности. Данный анализ позволяет автору заключить, что юбилей с полной уверенностью можно отнести к событиям, содержащим элементы обряда перехода, выполняющие соответствующие этому обряду функции: в процессе символических действий происходит «перерождение» юбиляра, официально закрепляющее его новый статус и наделяющее его определенными знаниями и представлениями, необходимыми для последующего полноценного функционирования на новом этапе жизни.

Автор констатирует, что юбилей, как важное предельно концентрированное социокультурное событие, конденсирующее пласты прошлого, настоящего и будущего, позволяет личности образно представить свою картину мира, подтвердить верность или произвести необходимые корректировки жизненного пути, тем самым приблизиться к осуществлению смысла своей жизни. Таким образом, личностный юбилей принимается как интегральное узловое социокультурное событие, характеризуемое системой действий, обозначающих сущностно-значимый момент жизненного пути человека и воплощающих изменение социокультурного статуса человека-юбиляра, которое формулирует (вербализирует и визуализирует), публично демонстрирует и воплощает смысл жизни личности.

Во второй главе «Специфика личностного юбилея как узлового социокультурного события жизненного пути человека» автор осуществляет культурологический анализ феномена юбилея, прослеживает его динамику и определяет уровень актуальности в современных практиках культуры.

В первом параграфе «Формирование и историческая трансформация социокультурного статуса личностного юбилея» рассматривается генезис исследуемого феномена культуры; характеризуется место личностного юбилея в современных социокультурных практиках, гармонизирующих и оптимизирующих жизненный мир человека-юбиляра.

Диссертант выявляет, что изначально юбилей как факт культуры не имел непосредственного отношения к личности конкретного человека, отмечающего «круглую» дату своей жизни. Этимологически слово юбилей происходит от

древнееврейского уо-Ьа1е' («йовель»), которое означало звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года - «года свободы», установленного пророком Моисеем. В течение всего Святого года разрешалось не работать, питаясь тем, что посылает Господь. Более того, допускалось особое отпущение грехов, проданные и заложенные земли и дома (за исключением домов в городах, обнесенных стеной) возвращались к прежним владельцам, а рабы получали свободу.

Идея Священного года, как и многие другие, изначально проповедуемые в иудаизме, была принята христианством. В Ватикане юбилейным годом стали называть год, когда паломничество в Рим предоставляло отпущение грехов. Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций и отмену наложенных епитимий. Цикл проведения юбилея неоднократно менялся (100 лет, 50 лет, 33 года). С 1470 г. по постановлению папы Павла II юбилейные годы отмечаются каждые 25 лет, что позволяет верующему человеку и по сей день приобщаться к благам, даруемым юбилеем, несколько раз в течение своей жизни.

Диссертант замечает, что цикличность процесса празднования «круглых» дат глубоко символична. Движение по кругу возвращает мир человека к его первооснове - смыслу жизни, ее ценности, борьбе Гармонии с Хаосом, Жизни со Смертью. Осмысление понятия времени, сакрализация его определенных периодов, является важнейшим фактором в истории культуры человечества. Круговорот природных процессов (чередование дня и ночи, смена времен года и т. п.) выступил объективной причиной интереса к цикличности и биологических, и социальных процессов, в первую очередь связанных со способами ведения хозяйственной деятельности. Потребность в определении узловых моментов в жизни природы спровоцировала на аналогичные процессы сначала в жизни общества, а позднее перевела внимание на жизнь отдельного человека.

Именно с этим положением автор связывает факт, что в процессе исторического развития смысловой акцент особого года в жизни общества

постепенно смещается на аналогичный по значению год в жизни отдельного человека. Происходит удивительная метаморфоза - в пятидесятый (юбилейный) год своей жизни человек получает возможность очиститься от всех «грехов», пересмотреть ценностные установки и ориентиры, проанализировать предшествующие события своего жизненного пути, скорректировать траекторию движения по направлению к осуществлению

своего предназначения.

Сверхзадача юбилея как узлового социокультурного события жизненного пути человека - приведение главного героя этого праздника в «идеальное» состояние - состояние гармонии с внутренним миром и окружающей средой. Процесс приведения в это состояние - гармонизация - выражается в создании объемного идеализированного образа юбиляра, позволяющего выделить (отметить, представить) лучшие его качества, в том числе и те, на которые в повседневной жизни и сам юбиляр, и его окружение или мало, или совсем не обращают внимания. Создается ситуация, в которой человек «профанный» (повседневный) приближается к человеку «сакральному» (идеальному). Он «обрастает» различными смыслами, подтверждающими его значимость, особость, избранность. Создание идеализированного образа в юбилее позволяет преодолеть проблему, когда в условиях множественности социальной принадлежности возникает расщепленная идентичность, когда человек приклеивает на себя множество социальных ярлыков и не может их собрать в единое целое. Данный процесс осуществляется посредством проведения комплекса специальных массовых, коллективных и индивидуальных действий, в которых участвуют не только значимые для юбиляра люди, составляющие его ближайшее окружение, но и довольно обширный круг сторонних наблюдателей. Диссертант определяет субъектов юбилея, выделяет их основные функции.

Анализируя объективные и субъективные причины повышения интереса к уникальным возможностям личностного праздника у людей, достигающих рубежных ступеней социокультурной и возрастной «лестницы», автор

акцентирует внимание на уплотнении календарных дат, которым приписываются характеристики юбилея, а также на возраст юбиляров, для которых устраиваются торжества, колеблющийся от 20 до 100 лет и более. Данное положение указывает на то, что многообразие ролевых позиций, множественность «Я» обусловленная, «во-первых, наличием у человека чувства исторической и психологической разобщенности, а во-вторых, появлением множества новых культурных символов, общих для всего человечества»5 формирует у современного человека повышенную потребность в самоидентичности, стремление к самотождественности. Наличие множественных представлений о себе провоцирует возникновение чувства неопределенности. Во многом это связано с трансформацией традиционного соотношения профессиональной деятельности и личной сферы, последняя при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу приобретает большую значимость. Общемировая глобальная динамика приводит к сдвигу в сторону общественной деятельности, досуга, отдыха, развлечений. Складывается иная стилистика мышления, поведения, в том числе по-другому начинают звучать вопросы, связанные с самоопределением и самореализацией личности, ее самоидентификацией, а также оптимизацией и гармонизацией жизненного мира. Именно юбилей разрешает снять большую часть этих вопросов. Современный личностный юбилей выполняет целый ряд функций: позволяет подвести профессиональные, творческие, личностные итоги предыдущих лет жизни юбиляра, инициирует презентацию его достижений, выступает своего рода «лакмусовой бумажкой» значимости главного героя юбилейного праздника в социокультурном пространстве, провозглашает его новый социальный статус, содействует адаптации в этом статусе, тем самым помогает минимизации дисгармонии, неизбежно возникающей в процессе многоролевой, многостатусной, к тому же динамичной жизнедеятельности индивида. Но юбилей - это не только подведение итогов, это и определение

5 Мельникова М. И. Категория «самоопределение» как предмет научной рефлексии [Текст]. Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №2 (12). 2004. С. 30

планов на будущее, иными словами: юбилей всякий раз есть модель прошедшего и проект будущего. Проективный аспект юбилея выступает как важнейшая характеристика этого узлового социокультурного события. Автор предполагает, что юбилей становится своеобразным образно-действенным выражением трансспективы - такого психологического образования, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Юбилей выступает как гармоническая, целостная модель социокультурного события жизненного пути человека, которое вбирает его весь, от начала и до конца, а универсально-сущностным ядром этого личностного праздника является совокупность идеализированных образов: главного героя праздника; прошедших, настоящих и проектируемых будущих событий его жизненного пути; коммуникации, осуществляемой посредством проведения комплекса специальных массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея в идеализированном пространстве-времени, позволяющих представить, гармонизировать и оптимизировать восприятие жизненного мира человека-юбиляра.

Несмотря на естественные изменения физиологического, психологического характера, приводящие к определенным трансформациям личности, юбилей дает современному человеку ощущение некой стабильности, уравновешенности его положения в неспокойном и быстро меняющемся мире. А в более глобальном масштабе вызывает ощущение понимания «неслучайности» нахождения в этом мире и правильности выбранного жизненного пути, ведущего к выполнению человеческого предназначения. В свою очередь, ощущение стабильности отдельных членов социума ведет к стабилизации всего общества.

Во втором параграфе «Социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея» диссертант анализирует исторические примеры личностных праздников, выявляет универсально-инвариантные компоненты, необходимые для воплощения личностного юбилея.

Признавая, что на сегодняшний день каждый индивид гипотетически имеет возможность праздновать юбилей, диссертант отмечает, что наличие желания и возможности не гарантируют реализации всех ожиданий юбиляра, связанных с этим событием. Анализируя исторические примеры личностных праздников (юбилей королевы Виктории, крещение Великого князя Николая Павловича; День рождения графини А. И. Плещеевой и др.), а также их современные аналоги (юбилеи М. С. Горбачева, Т. Б. Нарской, В. Я. Рушанина, Е. В. Бесидской и др.), автор выявляет универсально-инвариантные компоненты, необходимые для максимально эффективного осуществления юбилея. К ним относятся: сама личность как субъект-объект жизни, включенная в социокультурные отношения; вычлененное в процессуально-событийной основе жизненного пути личности событие, которое наделяется темпоральным культурным смыслом и в котором осуществляются специфические свойства и качества; сообщества людей, интегрированные отношением к личности юбиляра, воспринимающие это событие и его главного героя через ценностные родственно-общественные отношения; совокупность относительно самостоятельных комплексов массовых, коллективных и индивидуальных действий со-участников юбилея, воплощающих сущностно-значимый момент жизни человека-юбиляра и обеспечивающих совместное переживание этого события; специфичная технология (как совокупность методов и приемов праздничного действа) воплощения сущностно-значимого момента жизни, позволяющая максимально эффективно реализовать сверхзадачу юбилея по- гармонизации и оптимизации жизненного мира человека-юбиляра. Описание конкретных режиссерских приемов, апробированных автором, а также результаты их применения подтверждают эффективность использования специфичной технологии в реализации поставленной сверхзадачи.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. Автор констатирует: в ходе проведенного исследования удалось подтвердить, что юбилей как важное предельно концентрированное социокультурное событие,

имеющее интегральный характер, на сегодняшний день становится неотъемлемой компонентой жизненного пути человека. Являющийся связующим звеном между прошлым и будущим, правильно организованный и проведенный юбилей подтверждает «вес» человека в социокультурном пространстве, вносит в его жизнь ощущение стабильности и гармонии. В этом-то и состоит уникальность, эксклюзивность данного феномена, влияющего на мироощущение и на образ существования, как самого юбиляра, так и его ближайшего окружения, включенного в данную ситуацию. Именно поэтому на сегодняшний день юбилей выполняет важнейшую миссию, как в жизни отдельного человека, так и всего общества. Аккумулируя жизненный опыт юбиляра, значимых Других, сопровождающих его в течение жизни, опыт предыдущих поколений, который транслируется при помощи традиций, существующих в юбилее, данный личностный праздник содействует самоопределению, самоидентификации его главного героя, а также демонстрации результатов его самореализации, что, в свою очередь, способствует гармонизации и оптимизации его жизненного мира. Автор заключает, что представляемое диссертационное исследование, в котором обосновывается социокультурная значимость личностного юбилея, анализируется генезис и динамика развития традиции празднования юбилея, выявляется его актуальное состояние в современных социокультурных практиках, определяются его инвариантные компоненты, призвано привлечь внимание к этому празднику как к одному из значимых социокультурных контекстов формирования идентичности современного человека. А выявленные социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея как узлового события позволят использовать их для максимально эффективной реализации сверхзадачи этого значимого момента жизненного пути человека.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

Статьи в научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ:

1. Солдаткин, В. Е. Юбилей: исторический аспект праздника [Текст] / В. Е. Солдаткин // Вести. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 2 (26). - С. 125-127;

2. Солдаткин, В. Е. Возможности гармонизации человека: технология использования музыкально-культурологической метафоры в тексте персонифицированного юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин //Мир науки, культуры, образования. -2012. -№ 3 (34). - С. 261-263;

3. Солдаткин, В. Е. Судьба и жизненный путь в дискурсе философско-культурологических концептов [Текст] / В. Е. Солдаткин // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. -№ 4 (36). - С. 57-63.

Прочие публикации:

4. Солдаткин, В. Е. Использование средств мультимедиа в проведении индивидуального юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин // Язык и культура : материалы IV междун. науч.-практ. конф. (Челябинск, октябрь 2009 г.) - Челябинск, 2009. - С. 148-151.

5. Солдаткин, В. Е. Юбилейное торжество: методы организации документального и художественного материала [Текст] / В. Е. Солдаткин // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 нояб. 2010 г.). - Челябинск,

2010. -4.1.-С. 198-203.

6. Солдаткин, В. Е. Юбилей: структурно-функциональный срез [Текст] / В. Е. Солдаткин // Культура - Искусство - Образование: сохранение традиций и новаторство : материалы

XXXII науч.-практ. конф. (Челябинск, 8 февр. 2011 г.). В 2 ч-Челябинск, 2011. - Ч. I. - С. 119-125.

7. Солдаткин, В. Е. Юбилей человека в контексте теории перехода [Текст] / В. Е. Солдаткин // Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры» : материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, 25-26 февр. 2011 г.). В 2 ч. - Челябинск, 2011. - Ч И. - С. 286-291.

8. Солдаткин, В. Е. Юбилей человека в контексте проективности [Текст] / В. Е. Солдаткин // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 20-21 септ. 2011 г.). - Пенза-Москва-Минск,

2011.-С. 34-39.

9. Солдаткин, В. Е. Возможности мультимедиа в проведении праздничного юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин // Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2011 г.). - Челябинск, 2011. -Ч. 1. - С. 190-194.

10. Солдаткин, В. Е. Отражение возрастных особенностей человека в устном народном творчестве (на примере пословиц и поговорок) [Текст] / В. Е. Солдаткин // Культура -искусство - образование: взаимозависимость результатов науки и практики : материалы

XXXIII науч.-практ. конф. В 2 ч-Челябинск, 2012.-Ч. 1. - С. 299-302.

И. Солдаткин, В. Е. «Присочинение аккордового сопровождения» как реализация культурологической метафоры в процессе гармонизации человека-юбиляра [Текст] / В. Е. Солдаткин // Идея независимости в искусстве. История и современность. К 20-летию Независимости Республики Казахстан : материалы Междунар. научн.-практ. конф. (Астана, 12-14 октября 2011 г.). - Астана, 2011. - С. 208-212.

12. Солдаткин, В. Е. Церемония как структурная единица программы личностного юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин // Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 1-2 ноября 2012 г.). - Челябинск, 2012. - 4.1. - С. 153 -156.

13. Солдаткин, В. Е. Трансляция коллективного опыта в программе личностного юбилея (на примере различных видов и жанров устного народного творчества) [Текст] / В. Е. Солдаткин // Праздничная культура России: традиции и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Орел, 15-16 марта 2012 г.).-Орел, 2012. - С. 116-121.

14. Солдатами, В. Е. Сценарно-режиссерские технологии праздничного юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин // Современное праздничное пространство: вопросы истории, теории, технологии. Россия - Беларусь: совместный науч. проект : сб. ст. - Челябинск; Минск: ЧГАКИ, 2012. - С. 261-270.

15. Солдаткин, В. Е. Театрализованное зрелище в программе личностного праздника [Текст] / В. Е. Солдаткин // Культура - искусство - образование: векторы преобразования : матери:шы XXXIV науч.-практ. конф. - Челябинск, 2013. - С. 313-318.

16. Солдаткин, В. Е. Жизненный мир и жизненный путь человека в картине мира [Текст] / В. Е. Солдаткин // Шестые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия» : материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, 26-27 февр. 2013 г.). В 2 ч. -Челябинск, 2013. - Ч. II. - С. 246-251.

17. Солдаткин, В. Е. Дихотомия «Я - Я» и «Я - Другие» концепций в структуре личностного юбилея [Текст] / В. Е. Солдаткин // Культура — искусство — образование: научные поиски и практические решения: материалы XXXV науч.-практ. конф. (Челябинск, 7 февраля 2014 г. ) -Челябинск, 2014. - С. 41-45.

СОЛДАТКИН Владимир Евгеньевич

ЛИЧНОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

24.00.01 — Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Подписано в печать 25.04.2014г. Формат 60x84 1/16. Объем 1.0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ №1411 Челябинская государственная академия культуры и искусств 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а Отпечатано в типографии ЧГАКИ

 

Текст диссертации на тему "Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

04201459109

/ ?

Солдаткин Владимир Евгеньевич

Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа

24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Н. Г. Апухтина

Челябинск - 2014

Оглавление

Введение.....................................................................................3

1 Юбилей в структуре жизненного пути человека..............................15

1.1 Проблематика жизненного пути в сфере культурологического знания.........................................................................................15

1.2 Процессуально-событийная структура жизненного пути человека.......................................................................................38

2 Специфика личностного юбилея как узлового социокультурного события жизненного пути человека.............................................................60

2.1 Формирование и историческая трансформация социокультурного статуса личностного юбилея..............................................................60

2.2 Социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея.........88

Заключение..................................................................................125

Список литературы........................................................................130

Введение

Актуальность темы исследования. XXI век из образа далекого будущего превратился в объективную реальность. Однако многие надежды человечества, связанные с верой в наступление эры всеобщего благополучия и безмерного могущества Человека, не оправдались. Ухудшение экологической обстановки, техногенные катастрофы, бесконечные социальные конфликты и глобальные проблемы стали обыденной реальностью наших дней. Ускорение динамики общественно-экономического развития, уплотняющийся темп протекания исторических процессов, очень быстрое устаревание личного и коллективного социального опыта минувших эпох еще больше усложнили жизнь современного представителя рода Homo sapiens. Изменение условий существования во время переходных периодов, к каковым, без сомнения, относится первая четверть XXI века, наиболее сильно нарушает субъектно-средовой и внутренний баланс человека. А многообразие ролей и статусов, вызванных его социальной, экономической, профессиональной и прочей деятельностью, существенно влияют на целостность его личности, ставят вопросы, связанные с его самоопределением, самореализацией и самоидентификацией. В ситуации кризиса, диссонанса привычных систем ценностей, индивиду необходимы определенные стабилизирующие механизмы, основанные на стремлении к уравновешенности, устойчивости, фундаментальности.

Одним из таких механизмов стабилизации личности, своеобразным регулятором самочувствия человека, позволяющим восстановить подвергающуюся негативному воздействию разнообразных внешних и внутренних факторов целостность его жизненного мира, выступает рожденный в недрах культуры праздник. Именно в пространстве праздника человек, опираясь на уже известные, проверенные опытные модели поведения, созданные историческим прошлым, усваивает общепринятые нормы общежития, обретает ориентиры своего местоположения в социокультурном пространстве.

В последнее время все большую популярность приобретают праздники, маркирующие жизненный путь отдельного человека. Одним из таких праздников является личностный (свойственный личности, характерный для нее) юбилей. Зародившийся в глубокой древности, в ходе своего развития претерпевший значительные трансформации, этот феномен приобрел особую актуальность в современных социокультурных условиях. В словарях юбилей трактуется как годовщина жизни, деятельности какого-либо лица, учреждения, события; празднование такой годовщины. Устойчивый интерес к этому событию среди самых разнообразных слоев современного российского общества говорит о важности и значимости данного праздника для социально и личностно ориентированного субъекта, возлагающего на него огромные надежды по решению обозначенных проблем. В какой-то степени эти надежды связаны либо с осознанными, либо подсознательными ожиданиями юбиляра найти те самые жизненные ориентиры, помогающие почувствовать свою значимость и нужность, как минимум, для ближайшего социального окружения. Повышенное внимание к роли личностного юбилея в свою очередь провоцирует увеличение требований к качеству его подготовки и проведения. Поэтому организацию торжеств все чаще возлагают на профессионалов, в состав которых входят сценаристы, режиссеры, представители праздничных агентств, индивидуальные предприниматели в сфере развлекательной индустрии. Однако по многочисленным наблюдениям и заявлениям участников данных событий (самих юбиляров, их гостей, а порой и устроителей мероприятий подобного рода) можно судить, что эффективность проводимых юбилеев нередко оставляет желать лучшего. Потенциальные возможности данного праздника оказываются невостребованными, либо используются не в полной мере. Это связано, в первую очередь, со слабой изученностью таких возможностей. Сказывается отсутствие в профессиональной среде четкого представления об исторических предпосылках возникновения личностного праздника, традициях, функционирующих в нем, технологических приемах, способствующих выполнению его сверхзадачи. Об этом свидетельствует

I и анализ специальной литературы, который выявил значительную брешь в

7 1 I ¡Ч(и •<' "•„, , ' * I * , '| I ' ,Л<1 ' * ¡'\ 1 1

теоретическом и практическом обеспечении специалистов, занимающихся профессиональной деятельностью в обозначенном сегменте праздничной культуры. А это, в свою очередь, указывает на необходимость заполнения данной лакуны.

Учитывая возросший интерес к проблемам самоидентификации человека, к вопросам его самоопределения и самореализации, вызванный социальной дестабилизацией и ценностно-нормативным кризисом современного общества, можно отметить, что актуальность избранной темы базируется на острой необходимости культурологического анализа социокультурной значимости личностного юбилея, позволяющего решить обозначенные проблемы.

Степень научной разработанности проблемы.

Поскольку исследование носит обобщающий, междисциплинарный характер, следует обратить внимание на разработанность означенной проблемы в различных областях знания.

Первую группу источников составляют работы, позволяющие проанализировать общее состояние культуры современного общества. В связи с этим следует отметить таких зарубежных авторов как: Т. Адорно, Дж. Александер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Дж. Гэлбрейт, X. Ортега-и-Гассет, Э. Тоффлер, Э. Фромм, Д. Хелд; среди отечественных авторов отметим, таких, как: А. В. Костина, П. А. Сорокин, А. Я. Флиер, В. С. Цукерман.

Вторая группа источников объединила работы исследователей, научный интерес которых сосредоточился на изучении жизненного мира и жизненного пути человека. К зарубежным авторам относятся: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Э. Гуссерль, Л. Зонди, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Шелер, А. Шюц; к отечественным - Б. Г. Ананьев, В. Н. Волков, К. В. Карпинский, С. Б. Кожевников, С. Л. Рубинштейн.

Третью группу источников составляют труды авторов, связанных с изучением личности, ее самоопределения. Среди зарубежных выделяются работы А. Маслоу, К. Роджерса, 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Г. Юнга; среди отечественных - И. А. Беляева, Л. Н. Когана, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева.

'и и , ' I , I' 1 • м, ''^'»Л - ' ^ ^ V/'V' 'Г,!1* Л" • >'

М /1;' { * > * , 1 * 1 % »• >(•'1 п -и ,ч 1 • * т ,1 <' , '«' ь > [ * ^ , 1/1 \ , 1 '

• ' 1 '< И1^ « Ч'ч' К V , '

м':, V1:1-' „^ -Лс/Й^.;-'^л..1;'1 "^'У л':-'5;:1'' ■"'■ : " ■ ГШ

Четвертую базовую группу источников составляют труды, аккумулирующие теоретическое осмысление праздника как общественного института, отражающего уклад жизни, сферу идеалов и традиций. Существенный исследовательский интерес представляют работы А. В. Бенифанда, К. Жигульского, Л. Н. Лазаревой, А. И. Мазаева, А. Ф. Некрыловой, О. Л. Орлова, Б. А. Рыбакова.

Отдельно следует отметить работы, связанные с изучением обрядов перехода. Особую значимость для автора имели теоретические разработки А. Геннепа, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа.

Собственно проблематику юбилея затрагивает диссертационное исследование О. В. Калачевой, посвященное формированию индивидуальной и коллективной идентичности в контексте неофициального праздника (на примере празднования Дня рождения в России советского и постсоветского периодов), а также диссертационное исследование А. Г. Евтушенко, рассматривающее юбилей как социокультурный феномен.

К эмпирической базе исследования относятся материалы, связанные с анализом исторических событий в праздничной культуре России, собранные С. М. Горяиновым, Н. А. Огарковой, О. Л. Орловым и др.; материалы периодических изданий, содержащие сведения о проводимых юбилеях известных государственных и общественных деятелей; сведения, полученные в результате опроса, проведенного среди индивидуальных предпринимателей, работающих в досуговой сфере, сотрудников праздничных агентств г. Челябинска, а также собственные наблюдения и наработки автора, осуществленные в процессе организации личностных юбилеев.

В процессе анализа обширной научной базы философской и культурологической мысли прослеживаются некоторые лакуны. Личностный юбилей как социокультурное событие жизненного пути человека не получил глубокого теоретического осмысления; данный феномен, по сути, впервые становится объектом научной рефлексии. На сегодняшний день остаются недостаточно исследованными вопросы формирования и исторической

* , , •• , , " "..»л«' ' 1 «, «/ ,« »„ " ("н > 1 Iй \ // 1 « и)а 1

Л ^ 5 'И * ^^

I- (

трансформации статуса юбилея в контексте праздничной культуры, а также динамика экспектаций (ожиданий) общества и личности по отношению к данному личностному празднику в условиях меняющихся социокультурных реалий.

В связи с этим можно определить проблемное поле исследования. Оно задается противоречием между существенной трансформацией статуса личностного юбилея, его значимости в полистилистичном пространстве современной культуры и недостаточной изученностью проявлений этого процесса в современной гуманитарной мысли.

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Личностный юбилей как социокультурное событие: опыт культурологического анализа».

Цель исследования - раскрыть социокультурное значение личностного юбилея как интегрального события человеческой жизни.

Объект исследования - социокультурные события жизненного пути современного человека.

Предмет исследования - личностный юбилей как социокультурное событие (культурологический анализ).

Гипотеза исследования. Личностный юбилей как важное предельно концентрированное социокультурное событие, имеющее интегральный характер, становится неотъемлемой компонентой жизненного пути современного человека.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Произвести интерпретацию феномена жизненного пути человека в рамках культурологического знания.

2. Выявить в структуре жизненного пути наиболее смысловые и функционально значимые моменты, объективированные в форме событий. Определить в событийной структуре жизненного пути место и значимость юбилея как одного из фундаментальных узловых событий.

3. Проанализировать генезис и историческую трансформацию статуса юбилея как феномена культуры; охарактеризовать место личностного юбилея в современных социокультурных практиках (личности, общности, общества).

4. Рассмотреть социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, выявить универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Многоаспектный характер предмета исследования, неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала предполагают обращение в работе к междисциплинарному подходу.

Основаниями для изучения проблемы явились культурологический и антропологический подходы, позволяющие всесторонне изучить степень актуализации личностного юбилея как социокультурного феномена в праздничной культуре и раскрыть функциональную ценность воплощения сущностно-значимого момента жизненного пути человека для социальных и культурных процессов жизни индивида и общества.

Исследованию жизненного пути человека, характеристик его временной динамики способствовало использование событийного подхода, который рассматривается автором в двух взаимосвязанных и обусловливающих друг друга аспектах. С одной стороны, он заключается в анализе процессуально-событийной структуры жизненного пути, особенностей событийности жизни конкретного человека, а также межсобытийных связей, которые являются сущностной характеристикой субъективной картины его жизненного пути. С другой стороны, событийный подход находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

В работе реализован системный подход, позволивший рассмотреть юбилей как систему, ориентировавший исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую

теоретическую картину, на определение структуры юбилея, функций элементов, составляющих эту структуру.

Выявление генезиса феномена личностного юбилея в праздничной культуре и анализ дальнейшего развития традиций данного личностного праздника обусловливают необходимость применения историко-генетического подхода в исследовании.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- диахронический (феномен юбилея рассмотрен в хронологической последовательности появления и развития);

- синхронический (произведен совокупный анализ личностных праздников, их взаимосвязи и различий);

- сравнительно-исторический (выявлено общее и особенное в программе юбилейных торжеств в различные исторические периоды);

- типологический (предложена типология основных видов программ личностных юбилеев);

- эмпирический метод включенного наблюдения (включение автора в изучение исследуемого процесса).

Научная новизна настоящей работы состоит в следующем:

1. Сформулировано определение жизненного пути, конкретизирующее его сущностную основу, функции, значение и смысл для культурного и социального бытия общества.

2. Проанализирована процессуально-событийная структура жизненного пути, дано определение узлового события. Выявлены уровни событий, влияющих на создание образа субъективной картины жизненного пути.

3. Дано определение личностного юбилея, обнаружено его универсально-сущностное ядро; охарактеризовано место личностного юбилея в современных социокультурных практиках.

4. Рассмотрены социокультурные аспекты воплощения личностного юбилея, определены универсально-инвариантные компоненты, необходимые для его осуществления.

Результаты проведенного исследования выражены в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Человек, вырванный из материнского лона природы, теряет ощущение первоначальной гармонии. Не имея четкой биологической программы, он вынужден самостоятельно искать смысл существования, прокладывая свой индивидуальный путь, который сплетается из модусов повседневности (размеренность, стабильность, повторяемость, упорядоченность) и событийности (специфичность, особость, неповторимость, уникальность). События, разрывая привычное течение повседневной жизни, способствуют самопознанию и самопроектированию личности, ее самоопределению. Поиск жизненного пути связан с самоидентификацией человека, процессом, подразумевающим становление, нахождение смыслов, приспособление, постоянный выбор, принятие норм, традиций. Отсюда следует, что жизненный путь личности - процесс формирования, развития и трансформации человека как субъекта жизни, состоящий из совокупности модусов повседневности и событийности, где событийность выполняет функцию маркирования культурно-смысловых, сущностно-значимых этапов жизненного пути.

2. События, составляющие траекторию движения личности как субъекта жизни, бывают разного масштаба и характера: они не обязательно резко изменяют перипетии и коллизии жизненного пути, но могут усиливать, корректировать вектор, который был задан поиском смысла жизни. В работе определены наиболее значимые событийно-насыщенные моменты жизненного пути личности: этапные события, обозначающие важные моменты темпоритмической структуры в жизни человека, происход�