автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Болгаро-советское сотрудничество в области художественной культуры

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Лакербай, Зураби Кициевич
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
Автореферат по истории на тему 'Болгаро-советское сотрудничество в области художественной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Болгаро-советское сотрудничество в области художественной культуры"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ШША, ОРДЕН! ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЙ И ОРДШ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имена М. В. ЛОМОНОСОВА"

Исторический фануяьгеэ Кафедра шннха западных славян

На правах: рукошзса

ШЕРБАЙ Зураба КацЕЪвач

БОЛГАРО-СОВЗГСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (вторая половина 70-2 - 00-е гг.)

Раздел 07.00.00 - Исгорачаскйб наука Спэциальносгь 07.00.03 - Всеобщая асгорая

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой сгепэнв , кандидата исторических наук

/ V

-/ -/ *

Москва 1991

Работа выполнена на кафедре заорав социализма Краснодарского позЕяехначесного авсаагуэа.

Научвнй руководитель - докгор исторических наук,

профессор Й.Я.Куценко

Офацаашшз оппоненты - доктор исторических наук

Ю.ЛсЛЬЕуЗЕН - кандидат исаораческах наук Б.Н.Бапунотз.

Вэдуаая организация: Белорусский государственный универсвгеа

вы. В.И Ленина.

Защзга оосЕопадя "Л-'-' 0$_ 1931 г. с JJ?.. час.

ла заседая^ сязцаакьзвровааиого совета К.053.03.28 по всеобщий всаорап Московского государственного унЕверсигзга вн. М.В»Ломоносова по адресу: П98ЭЭ, Москва, Ленинские горы. МГУ, 1-й корпус гуманитарных факуиьтезоз, аудиаорзя 551 им,-акадеынка С.Д.Сказкина,- ...

С диссертацией ыойео ознакомиться в наушой бпбвиоэекв ии, А.М.Рорького (1-й корпус гуманитарных факуяьтегов "ЛГУ).

Аззорзфзрат разослан " уИ " 1991 г.

Учений сгкре^арь вшциаasБврозаиного оовеаа. ;

докзоп ПСЕОШЧ'^ОКЕ-Г на^'К

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИЙ

Актуальность теми. Исследование проблем развитая сотрудничества мецду Болгарией и СССР в области культури, правильная оценка как достижений, так а неиспользованных возможностей в указанной области, является вакной научной проблемой.

Актуальность данной темы в нз меньшей степени объясняется также зизненнш значением осуществления культурного обмана для Полноценного существования любой национальной культуры» В процессе международного культурного взаимодействия а сотрудничества активизируется деятельность не только отдельных массеров культура, творческих коллективов, но а создаются более верные красерпя оценка п самооценка культурного уровня любого народа. В этом плане исследование проблем двустороннего сотрудничества представляет интерес а с точка зрения его рояи в приобщения к общемировым культурные процессам.

Несмотря на деформации, вызванные господством командно-бвро-кратической системы, народы двух стран достигла несомненных успехов в культурном раззатив, чему не в малой степени содействовала культурные взаимосвязи наших стран. В современных условиях перестройки, когда народы Болгарии п СССР решают многие сходнкз задача по обновлению общества, изучение процессов ах.взаимодействия в решении возникающих проблем в духовной сфере, отвечает новей объективным потребностям развитая обеих стран, открывает возможности для дальнейшего духовного п кудьтурного прогресса а взаанообога-ценая.

Ход перестройки в обеах странах, события последнях лет убея-давт, что коренные преобразования общества невозможна баз переосмысления рола культуры не как прикладного средства решения социальных задач, а как определяющего ориентира развития общества.

При всех слонностях экономического развития двух стран, социально-политической ситуации, культура неуклонно выдвигается з число приоритетных направлений деятельности государственных а партийных органов. Это опредеяяется ее огромным соцаально-преобразуэдзм потенциалом, способностью глубоко воздействовать на духовный мир человека, на всо с^ера деятельности.

ВакЕкм фактором, определяющим повыпенйе роли художественной культура в современном многонациональном обществе, международном культурном обиении, является ее органическая способность вбирать в себя все лучшее, что создано национальными культурами. Культурное сотрудничество открывает пшрокпе возможности и перспективы эффективного обогащения творческих процессов при созданий духовных данностей.

Историография проблема. Кад в советской, так и в болтарской исторической литературе немало работ посвящено развитию болгаро-советских культурных связей, особенно периода 40-х - 70-х годов. Прежде всего это работы, главным объектом исследования которых является анализ форг,!, методов в основных направлений партийного руководства болгаро-советскии культурным сотрудничествои. К ах числу относятся груды советских историков Г.Н.Попова^ и В.В.Бойко'

^ Попов Г.Н. Болгарские коммунисты в борьбе за осуществление культурной революции (1944-1958).- Харьков, 1966; Его Ее, Болгарские коммунист-в борьбе за осущесгвленве культурной революции (1944-1958): Дис. ...д-ра ист.наук.- Харьков,1967. Его Ее. Георгий Димитров и развитие соЕЭтско-болгарского сотрудничества в сфере духовной культуры // Еизнь отданная борьбе за социализм.- М., 1983. С. 338-349 и др.

2 т.

Бойко В. В. КПСС и БКП во главе братского сотрудничества советского и болгарского народов в развитии социалистической культуры (1944-1948): Дис. ... канд. ист.наук.- Харьков, 1975.

где впервые сделана пошила раскрыть творческое использование болгарскими коммунистами опыта КПСС п осуществления культурной революции в стране, характеризуется деятельность КПСС а Советского государства по оказании помощи БКП а болгарскому народу в культурных преобразованиях. В этик исследованиях дан значительный фактический материал, показаны основные направления, формы а проявления культурного взаимодействия наших народов. Целостное освещение получил начальный этап советско-болгарского культурного сотрудничества в 1944-1948 годах и его дальнейшее развитие вплоть до 1958 г.

Элесте с тем, в зтах исследованиях отразилась предельная идеологизация истории двустороннего сотрудничества: развитие культурных связей показывалось без противоречий и деформаций, преувеличивалось воздействие советского примера на культурную жизнь Болгарии. Интенсивный характер приобрело исследование двусторонних культурных связей в 70-е годы а начале 80-х годов. Ряд работ были посвящены сотрудничеству в области художественной культуры^. Рассмотрение основных направлений и форд культурных связей ограничено в них узкими хронологическими рамками, что снижает ценность пссле- • дованай. Кроме того, для этах работ характерен опзсателышй сталь изложения. Советские историки Бахыат Е.П., Костюк В.Е., Лившиц В.Е., Писарева Г.П. посвятила своя работы различии! аспек-

там двусторонних культурных связей2. Опираясь на пирокай круг

Мухина Н.В. Советско-болгарское сотрудничество в области литературы и искусства (1976-1980): Дис. ... канд.аст.наук.-Ы.,1987; Самойленко Н.П. Советско-болгарское сотрудничество в области художественной культуры: Дне. ... канд.аст.наук,- Каов, 1987.

2

Бахмат Е.П. Сотрудничество Советского Союза а НРБ в области пауки и культуры (1953-1971): Дис. ...канд.аст.наук.- М., 1973; Костюк Е.Е. Советско-болгарское научно-техническое а культурное сотрудничество (1971-1975): (окончание см. с. 4)

источников, авторы раскрываю? основные форды взаимодействия двух стран в области науки и образования, различных жанрах искусства, культурно-просветительной работы.' Вопросы двустороннего сотрудничества рассматриваются в связи с общим культурным развитием Болгарии.

Ценность этих работ заключается в том, что она расширяют границы исследования проблематики, на большом фактическом материале показывают особенности двусторонних связей в 70-е года,

В то же время нельзя не отметить, что многие проблемы в них истолковываются л однозначном направлении - главным образом как влияние советской культуры на болгарскую. Как правило, это влияние переоценивается.

Одна из особенностей, присущих в большей или меньшей мере каждой из указанных работ, заключается а том. что содержание культурного обмена излагается прежде всего посредством иллюстративно-количественных характеристик.

Большой интерес к исследованию двустороннего культурного сотрудничества проявили болгарские историки. В 70-е - нач.80-х годов.вышла работа Г.Рупчевой, П.Нинчевой. З.Ивановой, Г.Димитровой, С.Калад тшока.^ В этих исследованиях дается анализ теоретиче-

(окончание с.З) Дис. ...канд.ист.наук.- К.. 1977; Лившиц В.Е. Советско-болгарское сотрудничество в области народного образования и художественной литературы (1976-1980): Дне. ... канд. ист.наук.- Киев, 1981; Писарева Г.Д. Развитие культуры в Народной Республике Болгарии и советско-болгарские связи (70-е гг.).-Каев. 1984.

* Рупчева Г. Попитиката на ЕГО за развитие на культурного сътрудни-чество между НРБ и СССР (1956-1971): Дис. ...канд.ис?.наук.-Софзя 1976; Нинчева П. Руководство Болгарской Коммунистической партией культурным сотрудничеством Народной Республики Болгарии с Советским Союзом (1971-1976): Дис. ...канд.вст.наук.(окончание см.с.5)

ской, политической п организационной работы БКП по руководству болгарской худогг.есгзеннол «узьтуроЗ п ее сбяпхокием с советской культурой; внявленч характерчые черты болгаро-советских культурных связей, определены основное направления и формы этих связей. Ценность этих работ заключается в том, что на огромном фактическом материале раскрываются особенности культурных взаимосвязей двух стран в 60-70-е годы. Болгарские исследователи ввели з научный оборот большой фактический чатериал Ев только аз центральных архивных фондов Болгарии в СССР, но и аз текущих архивов различных творческих организаций а учреждений. Э^о дало возможность формулировать обобщающие выводы о характере двусторонних культурных связей в 60-70-с гг.» тенденциях их развития. Шесте с тем,л ртшс работах процесс двусторонних связей рассматривался односторонне, ндеологизированно, замалчивались реальные трудности и противоречия, имевзше место в культурном сотрудничестве; авторы, повторял друг друга, преувеличивали роль а влияние советской культурп на культуру Болгарии.

Культурные связи Болгария а совзных республик насей страны

рассматриваются в двух обобщающих трудах советских историков

П.Сэханя и Д.Мэльщера, которые анализируют бозгаро-украйнакое в

болгаро-белорусское сотрудничество на фоне развитая отношения

мепду Болгарией и Советским Союзом*.

(окончание с.4) М., 1977; Иванова 3. Советско-<3олгарс:;оо. культурное сотрудничество (1956-1973): Дис. ...канд.ист.наук,- Воронен, 1975; Димитрова Г. Болгаро-советское сотрудничество ка современном этапе (1970-1980): Дас. ...канд.аст„наук.- М.ГТ981; Каладкийска С. Исторический ошг болгаро-советского, ссгрудкачо-ства в области культуры (1944-1958): Дю. ...яанд.аст.яаук.-И.. 1982.

^ Сохань П.С. Экономическое, Еаучво-^ехяаческсе и культурное сотрудничество СССР и НРБ а участие а нем Украинской ССР (1344-1970): Автораф. дас. ...д-ра ист.тук.- Киев» 1973; Мезьцер Д.Б. Болгария а Белоруссия.- !'пнск, 1931.

Советскими историками анализируется такие ряд специальных аспектов двусторонних связей, в частности, вклад творческих союзов в развитие духовного общения советского и болгарского народов^. Упомянутые выше исследования вводят в научный оборот конкретный материал о многогранных сеязях творческих союзов Болгарии и СССР.

Многогранные аспекты сотрудничества в области культуры разработаны б многотомной серии "Летопись друкбы", изданной Всенародным комитетом болгаро-советской дру&бы с участием болгарских и советских ученых. 3 десяти томах этого издания в специальных разделах о культуре освещены многие вопросы использования совместно накопленного опыта в культурном строительстве СССР и Болгарии, обаего и специфического в культурном развитие обеих стран. В них

впервые показан взаимообогааающий характер советско-болгарского 2

сотрудничества . Важное место в сериале занимают специальные исследования, конкретизаруицие процесс взаимодействия наших культур с

в отдельных областях .

На богатой источникоаой базе освещаются вопросы культурного развития Болгарии с 1891 года до начала 80-х годов в двухтомной

* Страпшюк С.Ю. Сотрудничество творческих союзов СССР и НРБ в развитии литературы и искусства и повышении их общественной роли (1971-1984 гг.). Вопросы новой п новейшей истории.-1986.Вып.32; Попов Г.Н., Страпшюк С.Ю.'Сотрудничество между сьветските и българските художница в развитием на изобразитеяно искусство, 1971-1984 гг. (исторически преглед.- 1985, 8 2.С.38-48.

о

См. Летопис на друкбата. Изд.отечествен, фронт. София. Т.8-10, 1959-1988; рецензия аа это издание написана Б.Н.Балуновым и Д.Г.Песчаным. См.: Вопросы истории.- М.,1989, В 6.- С.147-162.

* Зелчев В. Бьлгаро-руски литературни взаимоотношения в ХП и Н век.-Сория, 1974; Его же. За някои общи закономерности на литературите в Болгарии и СССР. Б.: Летопис на друкбата. Т.5. С. 422-431.

монография, вышедшей в Софа и. Во втором томе содержатся статья, посвященные болгаро-советским культурным связям в рамках указанного периода-*-.

Однако и в этих публикациях двустороннее сотрудничество рассматривается через призму ведущего влияния советской духовной культуры, авангардного места ее нак во время осуществления революционных культурных преобразований в Болгарии, так а в последую-дае периоды.

Определенных успехов добялись историки Болгария п СССР в анализе а обобщении опыта общественных организаций в разватаа кувь-

2

турного сотрудничества наших стран . При этом первостепенное вна-

мание исследователей привлекает деятельность Общества советско-

з

болгарской друкбы а комитетов болгаро-советской дррнбн .

* Българската комунистическа партия а куатурата. Т.2.-СосЬия,1983. о

Царвк H.A. Деятельность общественных организаций Белорусской ССР по укреплению советско-болгарской другбн а сотрудничества ' (I97I-I980): Дис. ...канд.исв.ваук,- Минск, 1984.

о

Попов A.M. Совместная деятельность обществ СБД по разватаа связей мевду советской и болгарской общественностью на современном этапе // Всестороннее сотрудничество о сближение с СССР - паяный фактор построения социализма н коммунизма а НРБ.- И., ЗЭ80; Терзиева Р. Принос.на коывтетите за бьлгаро-сьветска другба за обшественно-полатаческо сбааайвано на НРБ сь СССР.- София,1381; Туравненко Н.И. Роль общественных органазацай СССР а НРБ в развитии советско-болгарского сотрудничества в 1944-1948 гг. в советской историографии // Советская болгарнстака. Итога а перспективы.- М..1983. С.105-108; Папазов Н. Сблигаването на Народна Рес-публака Българая със Сьвегския Сьвз движенаето за бьягаро-сьвет-ска дружба // Българая и народите на Сьветския Сызз прэз векове-те.- София,1981. С.32-55; Чалая Н.Ы. Социальное развитие Болгарской интеллигенции. 1944-1980 гг.// Тезисы XI Всесоюзной конференции асторако-в-славистов 27-29 января 1988 г.- Шнек, 1988; Роль общественности в развитии советско-болгарского сотрудничества. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции,- Харьков, 1988.

Шенш направлением изучения процессов интернационализации культурной казни Болгарии а СССР стал региональный аспект сотрудничества. Развитие даахения породненных городов Болгарии и СССР с начала 60-х годов сразу га привлекло внимание болгарских и советских авторов. Уке в 60-е годы вышли в свет первые брошюры а книги, где в той или иной степени отразилась роль побрэтимского движения в процессе культурного сближения народов двух стран. Связи породненных городов рассматриваются советскими авторами как шаг к мас-совизадиа двусторонних культурных связей*.

Особое место в историографии проблемы занимает работа извест-

2

ного болгарского ученого В.Чичовскои . Хотя автор рассматривает культурные связи Болгарии и СССР только в рамках периода 19441948 гг., в ней анервые показан взаимный характер процесса; автор справедливо указывает, что недопустимы как недооценка действительного уровня Болгарии в культурных взаимоотношениях с СССР, так и преувеличение воздействия советского примера на культурную казнь страны. Эти вывода подтверждаются на огромном фактическом материале, примерами многогранной международной культурной деятельности Болгарии в указанный период.

Анализ совреыенного состояния научной литературы по.проблемам болгаро-советского культурного сотрудничества показывает, что нет еще научных трудов, в которых рассматривалась бы вся картина про-

* Гурбанов М.С. Негасимое плавд советско-болгарской дружбы.-Кишинев. 1960; Бачинсквй А., Дыхан М.Д. Дай руку, другар! - Одесса, 1965; Знаменская М.В. Дружба миллионов,- Киев, 1974; Левчев И. Дружба. Страницы за бъзтаро-руската и българо-сьветската дружба в Плевенския край.- София, 1967; Песчаный Д.Т. Страница великой дружбы,- Краснодар, 1964.

Чачовска В. Международна куптурна дейност на Бьлгария 19441948.- София, 1990.

цессов двустороннего сотрудничества, всесторонне раскрывалась 6а их сущность, закономерности п формы проявления, ах противоречивый характер, объективные в субъективные трудноета в развитая этих процессов. Большинство смеющихся работ имеет публицистический характер. Предельная идеологизация истории двустороннего сотрудничества сковывала развитие творческих начал в изучение вопросов культурного взаимодействия Болгарии и CCGP, все более догматизировала • эту область. На состояния вссяедованяй проблем культурных згавыо-связей между двумя странами в определенной мере сказались атмосфера и традиции застойного периода. Это проявилось в комыенгарованиа событий а явлений, а не в ах анализе, в завяленных оценка:: этапов процесса, характера и содержания сотрудничества, в некритическом подходе к возникшем проблемам сотрудничества ana в пх заыавчавааиз, в придании приоритета формам связей перед выяснением пх содераа-ния.

Жизнь требует анализа новых процессов, развивающихся мезду двумя культурами, перехода от исследования главным образон влаяная • советской культуры на болгарскую, к вопросу о взаеыозваяиаи в пза-имообогащенаа двух культур, дальнейшему совершенствования) путей з -форм культурного сотрудничества, раскрытию причин, сковывавших это сотрудничество.

Учитывая новЕзну я практическую значимость проблем*-. ее шого-плановость а сложность, отсутствие специальных исследований, н которых освещался бы современный период, автор,на претендуя на исчерпывавший охват всей проблемы, поставил целью данной работ;;'.

- выявить определяющие тенденции в двустороннем культурном сотрудничестве в условиях господства командно-адманастративанз: систем; показать роль а влияние перестройка на характер культурные связей Болгарии и СССР.

В соответствии с поставленной целью определены главные задала

диссертационного исследования:

- показать содержание и противоречивый характер процессов болгаро-советского культурного сотрудничества, столкновение двух стилей в руководстве и развитии эгого процесса: с одной сторона, демократического, который наиболее полно отвечал назревшим потребностям культурного развитая в обеих странах, взаимообогащению культур;

с другой стороны, преимущественно командного', решавшего угалитар-ныэ задачи, легко выражаемые количественными показателями, создававшего иллюзию безукоризненного выполнения совместно принимаемых решений;

- определить некоторые особенности в культурном развитии Болгарии в середине 70-х - 80-х годов, степень их влияния на характер двусторонних культурных взаимосвязей;

- раскрыть значение опыта болгаро-советских культурных связей для обогащения духовно® жизни Болгарии и СССР, укрепления дружбы между народами двух стран;

- выявить особенности двусторонних культурных связей на этапе перестройка, определить основные направления и формы связей в об-/

пасти литературы и искусства и высказать некоторые рекомендации в целях их дальнейшего совершенствования.

Хронологические рамки исследуемого периода (1976-1989 гг.) а структурное построение работы определились следующими основными аргументами. Основой для выбора хронологических рамок исследования послунили внутренние сдвиги в культурном развитии обеих стран а качественные изменения, наступившие в двусторонних культурных связях к середине 70-х годов. В культурном развитии как Болгарии, так и СССР назрела коренные изменения. С одной стороны, повысилась интенсивность духовной жизни, налицо имелась несомненные достижения в области культуры, выросли степень и масштабы удовлетворения культурных потребностей людей. С другой стороны, сохранение господ-

ства вомандных систем в двух странах являлось заметным тормозом дальнейшего культурного развития, общенародной проблемой стала неравномерность распространения художественных ценностей, все больший ущерб сохранившейся оторванности от мировых культурных процессов. Однако объективные потребности и накопленный к середине 70-х годов богатый опыт стали предпосылками для перехода к новому качеству в двусторонних культурных связях. Культурное сотрудничество начало охватывать все стороны культурной жизни а деятельности двух стран, осуществляться на всех уровнях - от государственных органов по культуре до личных контактов, тзклотать широкие массы трудящиеся. Широкий размах стало приобретать совместное художественная творчество деятелей культуры.

Автор счел необходимым рассмотреть в качестве предпосылка, хотя и фрагментарно, п более ранний этап в двусторонних культурных отношениях (50 - середина 70-х гг.), что дало возможность более полно выявить характерные особенности болгаро-советских культурных связей и формы ах проявления б исследуемый период. При рассмотрении вопросов культурного развитая двух стран автор счел целесообразным преимущественное внимание уделить Болгарии, а СССР - лишь в той мере и Степана, в какой это необходимо для характеристика сотрудничества меяду Болгарией а СССР в данной областа.

Начавшаяся перестройка и этап демократизации в развитии обоих стран вносят новые аспекты и направления в процесс культурных взаимосвязей в современных условиях. Раскрытие этих процессов возможно лишь на "фундаменте" предшествующей стадии развитая двусторонних культурных отношений.

Источника, использованные в диссертации, подразделяются на опубликованные и архивные. Из опубликованиях источников дал написания диссертации наиболее важным;? явились сборника документов з материалов о советско-болгарских огаопюнзях, подготовленные Манв-

черством иностранных деп Болгарии в СССР^. В них включены наиболее вагагле документы об отношениях двух стран: соглашения, совместные коммюнике, сообщения о переговорах правительственных делегаций, а таете документы общественных организаций.

Первостепенное значение для исследования имеют Договоры о друк-бе, сотрудничестве а взаимопомощи Болгарии и СССР, межправительственные' соглашения о культурном и научном сотрудничестве. Программа дальнейшего развитая и углубления сотрудничества и сближения в области культуры и искусства между Болгарией и СССР (1975 и 1986 гг.), пятилетние планы культурного сотрудничества'(1975-1980 гг., 1981-1985 гг., 1986-1990 гг.), ежегодные планы по культурному сотрудничеству, совместные межведомственные планы творчес-2

ких союзов .

Важную группу источников составили материалы болгарской и советской прессы. В редакционных передовых и авторских статьях, обзорах, корреспонденция!, заметках и других материалах отражены многие актуальные вопросы культурных взаимосвязей двух стран. Печать передает атмосферу изучаемых периодов, помогает раскрыть противо-

* Советско-болгарские отношения: Документы и материалы. 19481970,- И. ,1974; Бьвгаро-съветски отношения, 1948-1970.- София, 1974; Советско-болгарские отношения; Документы и материалы. 1971-1976.- М., 1977; Бьлгаро-съветскп отношения 1971-1976.-Со?)ия, 1977; Советско-болгарские отношения: Документы и материалы. 1977-1982,- Ы., 1986; Българо-съветски отношения 19771982 гг. -София,1985; Советско-болгарские отношения: Документы в материалы: 1983-1986.- М., 1989; Быгаро-съветски отношения 1983-1986.- София, 1989.

2

Текущий архив Минкудьтуры СССР. Фонды Управления внешних сношений. Программа по дальнейшему развитию и углублению сотрудничества в сближению культуры и искусства СССР и НРБ. 1975; 1986. План культурного и научного сотрудничества меаду СССР и НРБ на 1976-1930; 1981-1985; 1986-1990.

очиняй характер принимаемых решений, касатихоя -вопросов развя-ия культуры и культурного сотрудничества. Она покпзивас--, как рззмерная идеологизация этах вопросов ппзяяа па характер пубзг,-аций, не давая возможности всесторонне а объективно оценить проб-емн двусторонних отношений.

В целом источники дают конкретные факты, материалы, характе-изушие отдельные стороны исследуемого в диссертации многоплапо-ого болгаро-советского сотрудничества в областп художественной ультуры. В комплексе использованных источников важное ;.:зсто занизит статастаческпе сборники*.

Документальной базой исследования послужила также материалы -х болгарских и 6 советских текущих архивов. Ценные сведения да-а документы.хранящиеся в Центральном государственном архиве РБ ИДА на РБ) ф.363, Центральном архиве Комитета по культуре и пс-усству (Министерство культуры Болгарии), текущем архиве Общена-эдного комитета болгаро-советской дружбы (ОКБСД). Фонды этих рхивов с большой полнотой отражают деятельность государственных эганов Болгарии, общественных организаций по осуществлению болга-э-советского сотрудничества в указанной области. Использованы зкже материалы текущего архива Болгарского культурно-информаца-гаого центра (БКЙЦ) в Москве за 1988-1989 гг., материалы двусто-жних и многосторонних совещаний, симпозиумов, конференций.

Большой удельный вес в источниковедческой базе диссертации зставляшт материалы текущих архивов СССР. Это прежде всего доку-!нты, хранящиеся в архиве Министерства культуры СССР (текущий

Статистически Годипник на народна репубаика Бьвгарая, София, 1976; Народное хозяйство СССР в 1975 году.- М., 1976; Статистически Годипшак на народна репубдика Бьлгарая.- София, 1986; Народное хозяйство СССР в Г985 году.- М., 1986.

архив Шикультуры СССР, фонды УВС)текущих архивов: а) Союза

писателей СССР^.б) Союза композиторов СССР*3; в) Союза художников

СССР4 ; г) Союза театральных деятелей РСФСР и СССР5 ; д) Союза с

кинематографистов СССР .

Ценный материал был собран при личных беседах с учеными в деятелями культуры во время научной командировки в Болгарию в 1989 г.: академиком ЕАН В.1адашнЕколовьм, проф. И.Зарчевым, зав. сектором института истории БАЯ проф. В.Чичовской, ведущими научными сотрудниками НИИ культуры Министерства культуры Болгарии профессорами К.Поповым и Д.Лаковым, доцентами З.Ивановой, Г.Рупчевой, З.Огняно-вой и др.

Сделаны записи бесед с главным экспертом Управления внешних сношений Министерства культуры СССР В.П.Тряканым. экспертом по Болгарии в Союзе художников СССР В.Н.Поповой, в Союзе театральных деятелей РСФСР Улунян И.А. и СССР Божковой Г.А., в Союзе композиторов СССР В.Ф.Яогачевш, в Союзе•писателей СССР В.В.Обрывнаныи,

п

в Союзе кинематографистов СССР И.В.Агронскам и др.'

* Текущий архив Манкувьтуры СССР. Фонды управленая внешних сношений. 1980-1989.

2

Текущий архав Союза писателей СССР. Фонды иностранных коыассий. 1981-1989.

3

Текущий архив Союза композиторов СССР. Фонды иностранных комиссий, 1982-1939.

4 Текущий архив Союза художников СССР, фонды иностранных комиссий. 19 84-ЗВ 89.

с

Текущий архив Союза театральных деятелей РСФСР и СССР. Материалы международной комиссии. 1982-1989.

Текущий архив Союза кинематографистов. Фонды иностранных .комиссий. 1984-1989.

Записи бесед хранятся у автора.

Многообразие источников даго возможность получать достаточно энное представление об основных направлениях, формах, каналах зтрудавчества Болгарии а СССР в области художественной культуры.

Методология исследования. Методологической основой дяссерта-аи явилась марксистско-ленинская теория исторического щюцесса; руды К.Маркса, Ф.Энгэльса и В.И.Ленина. Уже в "Манифесте Кошуни-тической партии" и других работах классика научного соцааавзыа исали об историческом значении общения а связей разнкх народов*.

Она рассматривали международные связи как объективную необхо-

имость для развития человечества, вытекавшую аз тенденции внтер-

ационализации материальной и духовной жизни. В.И.Ленин подчерка-

2

ал, что "наука требует... учета опыта других стран, что социа-ази целиком интернационализирует хозяйственную, политическую а уховнув жизнь человечества.

Важными для понимания современного этапа развития культурных роцессов в обеих странах явились последние работы В.И.Ленина, В их заложены основные положения о культурной революция как единой роцессе в общей система социалистических преобразований матера-льной и духовной жизни общества, о национальном и интернациональ— ом в культуре, о важности использования достижений мировой цвввлн-ации.

Ваяное методологическое значение для осмысления характера, со-ержания, принципов и целей сотрудничества между Болгарией в СССР а современном этапе имеет новое политическое мышление, основыва-щееся на признании приоритета общечеловеческих ценностей.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в дсторзогра-

Маркс К. . Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партия, Соч.2-е изд. Т.4.

Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному а колониальному вопросу // Поля. собр. соч. Т.41.

фив отсутствуя® специальные исследования, посвященные избранной теме, которые бы рассматривала период 80-х годов. Автор впервые предпринимает попытку комплексного исследования процессов двустороннего культурного сотрудничества. Диссертант пытается осветить как совместно накопленный позитивный опыт,.так и неиспользованные возможности, трудности, недостатки в развитии болгаро-советских культурных взаимосвязей. В историографическом аспекте новизна диссертации состоит в систематизированном анализе основных работ советских и болгарских ученых по проблеме болгаро-советских культурных связей, а в источниковедческом - в вовлечении в научный оборот нового фактического материала, почерпнутого из государственных и ведомственных архивов Болгарии и СССР, советской и болгарской периодической печати, других указанных источников.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит и: введения, трах глав, заключения, перечня использованных источника и литературы.

В основу построения диссертации положен проблемно-хронологический принцип.

В первой главе - "Основные направления развитая взаимосвязей а области духовной культуры между Болгарией и Советским Союзом" (конец 40-х - парная половина 70-х годов) освещаются характер в особенности культурных преобразований в Болгарии, их влияние на двусторонние культурные связи. При этом подчеркивается, что на пр цессы культурных преобразований в Болгарии огромное плодотворное влияние оказали изучение советского опыта, быстро развивавшиеся связи с советской творческой интеллигенцией.

3 главе прослеживается формирование и развитие основных напрг влений и форм культурных взаимоотношений между двумя странами. Отмечается, что характеризующиеся в основном отдельными проявлен! ями простого культурного обмена до конца 50-х годов, в двусторон-

;ем культурном сотрудничестве а 60-е - середине 70-х годоя наступала существенные количественные и качественные изменения. В прэк-:ику культурного сотрудничества прочно вошла такие формы, как ме-1ЯЧНЗКИ советской культура. Декады культуры союзных республик, 1заимные Дна культуры. В глава показано, что цотрз^носта в развита сотрудничества правели к установлении побратимских связей а расширению социальной базы болгаро-советского культурного взаимо->бмена, что болгаро-советские культурные связа получиаа тенденция с расширении и углублению, что в процессе их формирования в этот гериод возникала трудности, связанные с сталинистскими моделями ¡оциализма, господствовавшими- в Болгарии а СССР. Пра этом обращайся внимание на то, что командно-административная система управле-1ня культурой обусловила ограниченный статус творческих союзов а галвектавов, сугада возмохноста деятелей культуры в развитии сотруд-зичества в данной области, препятствовала творческому использованию совместно накопленного опыта. Материалы первой главы создают зеобходвмуш основу для рассмотрения проблем двустороннего культур-зого сотрудничества в асследуешй период.

Во второй гдаве "Взаимодействие культур болгарского а советского народов (вторая воловина 70-х - первая половина 80-х годов)" характеризуются особенности культурного развитая Болгарии, достигшая а трудности в этой области, подчеркивается,.что в культурном разва-тиа Болгарии, несмотря на определенные результаты, налицо был отрыв культуры от действительных духовных потребностей народа, нарастала все большая потребность в ликвидация остаточного принципа финансирования культуры. В главе раскрывается, как действие .этих негативных процессов смягчалось интенсивным общением с советской культурой, ее огромным потенциалом.

В главе раскрываются основные направления, характерные черты и формы культурных взаимосвязей народов двух стран, прослеживается.

какими путями в методами велась пропаганда, распространение и использование совместно накопленного опыта, показано, что культурные связи в 1976-1985 гг. были насыщены практическим осуществлением как традиционных, так и ряда новых, созвучных назревшим задачам форм и направлений совместной работы. В эта годы широкое распространение получала такая перспективная форма творческого содружества болгарской и советской художественной интеллигенции, как совместное участие в создании духовных ценностей.

Показателем расширения диапазона совместной творческой деятельности многих коллективов в сфере искусства являлось проведение совместных конкурсов, создание объединенных творческих групп художников, углубление связей в сфере самодеятельного художественного творчества. В главе показана динамика развития культурных связей за десятилетие. Усилиями кинематографистов обеих стран было создано более 40 фильмов. Театральными группами было осуаест-влено 117 совместных постановок.. Интенсивный характер приобрели прямые связи между творческими коллективами. Только в области театрального искусства в 1985 году контакты на договорной основе осуществляли 44 коллектива - в 5 раз больше, чем в начале 70-х годов.

В главе показано обогааение практики культурного сотрудничества такими новыми формами, как фестивали драматургии, взаимные фестивали а Дна музыки союзных республик СССР и Болгарии, декады самодеятельного художественного творчества, фестивали художествен ной самодеятельности.

На конкретных примерах раскрывается взаимообогашающий характер культурных связей, их значение для духовного сближения народов Болгарии а Советского Союза. В то же время отмечается, что процесс развития болгаро-советских культурных связей в этот-период, испытывал тормозящее влияние господствовавших в обеих странах

эмзндно-бюрократических систем. При этом подчеркивается, что в зловиях безраздельной партийной монополии на духовную сферу /льтураое сотрудничество осуществлялось со всеохватывающей опе-эй со стороны партийных органов, что питало инициативы творчес-ае организации. В частности, это проявлялось в нарастанва форыа-ззма в культурном сотрудничестве, в придании приоритета формам аязей, в уцерб глубине их содержания, в недостаточной эффектив-остн обмена опытом творческой работы, развития преимущественно а счет увеличения количественных показателей.

Автором приведены убедительные аргументы того, что несмотря а имевшиеся негативные моменты в культурных взаимосвязях, совер-енствование слоливазхся а появление новых их форм обеспечивала оступательноэ развитие культурных связей между двумя странами.

В третьей гааве - "Перестройка з СССР и Бодгараа а проблемы зааыодейстзая культур на новом этапе" раскрываются особенности ормарованая нового концептуального подхода в двусторонних отно-ениях, прослеживаются основные тенденции а отличительные черты,-х направленность а значение для совершенствования связей в обла-та художественной культуры.

3 главе показано, как перестройка привела к глубоким изиене-иям в духовной сфере СССР и Болгарии, что проявилось в демокра-изации а децентрализации культурных связей, расширении самосто-тезьности действий в этой сфере союзных а автономных республик, егпонов, местных Советов, расширении прямых связей творческих оюзов и организации культуры, художественных коллективов, разва-иа личных контактов деятелей культуры.

В главе раскрывается, как слокившаяся богатая практика дву-тороннах культурных взаимоотношений, новый опыт, получаемый в роцессе перестройки, наглядно отражают постоянно развиватезаеся вяза в духовной области. Сотрудничество освобождается от тормо-

зящих, догматических, ошибочных наоюьаий прошлого. Происходят позитивные сдвиги в том, что касается более полного раскрытая в использования культурного потенциала обеих стран е сфоро культурное связей. Расширяется совместная творческая и научно-исследовательская работа с более активным привлечением к ней представителей молодой художественно-творческой интеллигенции. В Москве открыт болгарский культурно-информационный центр с филиалами в Киеве, Шнеке, Ленинграда. Кишиневе, Сыктывкара. Создано первое совместное предприятие в духовной сфере. В 1988 г. впервые прошли взаимные Декады молодежного художественного творчества.

В то яе время отмечается, что в практике культурного сотрудничества имела место отрицательные явления. Это проявилось, во все еще жэстном планировании деятельности сотрудничающих организаций, в слабости механизма самостоятельного выхода союзных а автономных республик в сферу двусторонних культурных связей, в неоправданном свертывании ряда принятых программ в области театра и кино. Наметилась другая крайность: часть госучреждений, призван ных содействовать указанному процессу растерялась, проявляет пассивность, не может найти новых форм работы.

В главе подчеркивается, что основные задачи и направления перестройка в СССР и Болгарии во многом сходны. Это создает нздеа аые предпосылки для преодоления имеющихся недостатков, для дальнейшего развития культурного сотрудничества и поднятия его на качественно более высокий уровень.

В заключении диссертации подведены .основные итога проведенного исследования. Сделаны обобщения относительно развития болгаг ■ советских культурных отношений, их разнопланового характера в рас сматраваеыые годы, их значения для духовного обогащения болгарскс го и советского народов.

Делается вывод о том, что' рассматриваемый период - ванный

этап в поступательном развитии болгаро-советского культурного сотрудничества. определяйте!! чертой которого явилась интенсификация троцесса духовного сближения народов Болгарии и СССР. Проведенное зсследозание позволяет утверждать, что перестройка в СССР, знаме-1ательные перемены, происходящие в Болгарии, создают благоприятные условия для углубления культурных взаимосвязей, придания этим связям подлинно свободного взаимообогзаавдего характера.

Однако в сотрудничестве имелась и недостатки, не все возможно-зтп использовалась для ее углубления, нахождения новых перспективных форм. Делается вывод, что попек новых форм, установление пряных, эффектявных связей между творческими коллективами, деятелями культуры, создание совместных организаций в духовной сфере, могут цать новый модный импульс углубление сотрудничества. В интересах народов очень важно бережно сохранить и использовать все лучшее, что было накоплено в предшествующие десятилетия.

Практическое значение диссертации состоит в том, во-первых, что в ней поставлены некоторые вопросы о резервах развития болгаро- . зоветского культурного сотрудничества; во-вторых, ее содержание мо-кет быть использовано при подготовке обобщавших работ по истории -болгаро-советских отношений на современном этапе; в-третьих -при чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий на исторических факультетах вузов.

Апробация диссертации выразилась в выступлениях на советско-болгарском симпозиуме, посвященном 40-летив Договора о дружбе а сотрудничестве между СССР и Болгарией и ПО-летию освобождения Болгарии от османского ига (Краснодар - 1988), на научной конференции исторического факультета Кубанского госуниверситета (1989) и на ХП Всесоюзной конференции историков-славистов (Москва - 1990).

По теме дпесергацЕи опубликованы следующие работы:

1. К вопросу о советско-болгарском сотрудничестве в кувьтуре на современно;,! этапе // Материалы 2П Всесоюзной конс^еренции историков-славистов.- М., 1990.

2. Болгаро-советские культурные связи в 1976-1985 гг. Опыт, уро ни. Деп. в ИНИОН АН СССР. .. - I п.л.

3. Болгаро-советское сотрудничество в области литературы и искусства (80-е годы). - В печати.