автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Борьба идейно-политических течений 50-70-х годов XX века в Армянской действительности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Борьба идейно-политических течений 50-70-х годов XX века в Армянской действительности"
ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи УДК Ф(47.925) (09)
ХАЧАТРЯН БАХИЖ АРШАШЕШ
БОРЬБА ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ 50-70-х ГОДОВ XIX БЕКА В АР:,КНСКОй ДЕЙС ТВИ1ЕЛЪКСС ТИ
Специальность 09.00.03 - история фзиоссфк:
АВТОРЕФЕРАТ
диссортатя па соискание ученой степенн кандидата философских наук
ЕРЕВАН
- 1990
Работа выполнена на кафедре философии и проблем теории современного социализма Ереванского зоотехническо-ветеринарного института.
Научный руководитель - кандидат философских наук,
доцент Затьян Г.А.
Официальные оппонента: доктор философских наук,
профессор Хачикян й.И.
кандидат философских наук, доцент Акопян Т.1.
Еедущая организация - Институт философии и права Ali Армении, отдел истории армянской философии
Завита диссертации состоится "/п" .vV.c' Jn j 1930 г.
в _ часов на заседании специализированного совета Д 055.01.03
при Ереванском Государственном университете.
Адрес совета: 375049, Ереван-49, ул.Мравяна I, Ереванский Госуниверситет
С диссертацией можно ознакомиться в кабинете научных работников ЕГУ.
Автореферат разослан " /X " DK/n < t^n Я 1990 года
Ученый секретарь
специализированного совета, , -.
/ * '
доцент ; ■ Оганесян С.Г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность теми исследования. На нынешнем эгше революционной перестройки нашей общественной жизни постепенно расширяются возможности глубокого изучения истории развития народов нашей огромной многонациональной страны, раскрытия основных принципов и ценностей их духовной культуры. В этой связи весьма существенным оказывается познавательное и политико-воспитательное значение исследования деятельности армянских идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века. Перестройка вызвала небывалый подъем патриотических чувств народов; возрос общественный интерес к истории нашего отечества, к богатствам нашей многовековой, многонациональной культуры. Б то же время от каждого исследователя требуется, чтобы "...здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объек-тианс^о процесса взаимодействия и сближения национальных культур".^
Анализ истории армянской философской кнели XIX века, философского наследия различных мыслителей, содержания периодической печати, а также ряда научных исследований показывает, что з оценке сорьбы идейно-политических течений названного периода и е их классификации обнаруживается значительный пробел. Заслуги деятелей названной эпохи оценивались в основном по критериям узкокласссвых интересов. Игнорировалась роль национально-консервативного направления , оставалось в тени просветительско-демократа еское идейно-политическое точение. Борьба мыслителей прошлого за сохранение самобытности национального облика интерпретировалась как проявление национализма и шовинизма. Результаты такого подхода могут сыграть I. См.: Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат,1986. - С.53.
роковую роль в судьбе малочисленных народов, особенно в случае, когда этот подход обретает значимость государственной политики. Именно в силу такого подхода общеармянское национальное движение за самоопределение карабахских армян и присоединение Карабаха к матери-Армении, начавшееся в феврале 1988 года, было необоснованно сочтено проявлением экстремизма. Однако может ли быть экстремистом целый народ или нация? Следовательно, актуальность данного исследования заключается еще и в том, что проводимый в нем историко-философский анализ борьбы идейно-политических течений проииой эпохи послужит раскрытию причин накопившихся веками межнациональных противоречий и поможет их разумному урегулированию.
Для претворения в жизнь стратегических идей перестройки требуется принципиально новый подход к осмыслению нашего прошлого, в том числе к истории становления и борьбы идейно-политических течений. Необходимо преодолеть некоторые укоренившиеся в нашей научной литературе стереотипы одностороннего осмысления роли религии и церкви в политической и духовной жизни армянского народа. Нельзя, трактуя религию как сугубо иллюзорное мировоззрение, упрощенно, поверхностно оценивать роль религиозно-ортодоксального идейно-политического течения в армянской действительности. Являясь носительницей религиозного мировоззрения, названное течение вместе с тем веками аккумулировало в своей деятельности национально-культурные и общечеловеческие ценности, которые сегодня могут играть важную роль в деле воспитания нравственно чистых, гуманных членов общества.
XIX век явился для армянского народа периодом формирования и консолидации армянской нации, эпохой ожесточенных столкновений старых и новых социально-политических сил, эпохой борьбы между прошлым и будущим, религиозностью и свободомыслием. Процесс же консо-
лндацик ар;лянской нации протекал в весьма слсишх обстоятельствах. Армянский народ находился под властью различных политических режимов к б разных условиях социально-экономического развития. Естественно , это отрицательно влияло на ход исторических перемен, но не могло затормозить поступательное движение истории. Своеобразие этого процесса заключалось еше и в тем, что если Восточная Армения находилась под властью политического режима России, народ которой стретался к прогрессу соразмерно с темпаыа развитая европейской цивилизации, то Западная Армения вкнудденно била погружена в реакционную атмосферу османского владычества. И если политический режим этого последнего центра теократической империи "...превратился в серьезный тормоз для прогресса Европы"1, то нечего ухе и говорить об Армении. Напротив, ориентация на демократические силы России в национально-освободительном движении ариян явилась законом жизни и источником ее поступательного движения. Еце в середине ХУШ века армянский народ стал связивать надежды на свое освобождение с судьбой русского народа. А в середине XIX века передовые армянские мыслители развернули на страницах печатных органов бурную деятельность с целью подчеркнуть роль русского народа в деле воссоединения обеих частей Армении. Глубокий анализ истоков русской ориентации армян поможет лидерам нынепяих неформальных движений осмыслить богатый опыт слояякй путь исторического развития народа, выбрать правильный путь тактической борьбы при решении межнациональных проблем.
Пути исторического развитая'Армении, его перспективы являлись одной из главных проблем, вокруг которой сталкивались классовые интересы идейно-политических течений 50-7и-х годов XIX века в ар-
I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 9. - С. 239.
мянской действительности. Названный период характеризуется для Армении наличием острых социально-политических противоречий. Развиваясь в неимоверно трудных условиях социальной эксплуатации и национального гнета, находясь в горниле столкновения политических интересов европейских государств, которые, как дамоклов меч, нависли над Западной Арменией и.толкали ее на грань гибели, передовая мысль е Армении искала выход из создавшегося положения. На примере борьбы идейно-политических течений названной эпохи можно лишний раз наглядно убедиться в беспочвенности бытующих доньке взглядов, всячески игнорирующих роль малочисленных народов в общем ,1'ле политической борьбы.
Состояние изучения проблемы. Проблеме классификации идейно-политических течений и их борьбы посвящено множество монографий, сборников, научных трудов. Советскими философами создан ряд ценных трудов, посвященных главным направлениям в области философии и социологи:! народов России. Анализ реакционных и консервативных течений религиозно-идеалистической философии, философских и социологических взглядов деятелей либерально-буржуазных и революционно-демократических течений, сущности политической борьбы народничества получили определенное отражение в трудах по истории философии.^
Б разработку ряда проблем, касающихся истории становления и развития общественных течений армянской действительности XIX века, весомый вклад внесли труды В.А.Аветисяна, Г.А.Ватьяна, К.Л.Данке.-.л-
I. История философии: б т. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1959. -Т. 4; История философии в СССР: 5 т. - М.: Наука, 1968. - Т. 3; Габриэльян Г.Г. История армянской философской мысли: 4 т.-Ер.: Айпетрат, 1959. - Т. 3 (на арм.яз.).
на, А.Г.Иоаннисяна, М.А.Мхитаряна, В.А.Рштуни, А.Б.Хачатуряна.'1'
Для выяснения мировоззренческой основы и определения критериев классификации идейно-политических течений ценную информацию содержат исследования М.Н.Акошша, С.Ш.Зурабяна, Г.М.Казаряна, Г.К.
р
!.1ирзояна, Р.П.Нанумяна, А.М.Тевосяиа.
Во всех вышеуказанных трудах на богатом материале печатных органов ХУШ-Х1Х веков показана важная роль прессы названного периода
1. Аветисян В.А. Начало марксистско-ленинского этапа развития армянской общественной мысли. - Ер.: Айастан, 1976 (на арм.яз.); Ватьян Г.А. Из псгсрии борьбы материализма против идеализма в армянской философской и естественнонаучной шсли конца XIX века. - М.: Изд-во Моск.ун-та, I960; Даниолян К.А. Армянская народническая белетристика в XIX веке. - Ер.: АН Арм.ССР, 1973 (на арм.яз.); Иоаннисян А.Г. Налбандян и его время. - Ер.: Ай-петрат, 1956. - Кн. 2 (на арм.яз.); Мхитарян М.А. Из истории восточноармянской периодической печати второй половин» XIX в. ("Пордз", "АрдзагашГ). - Ер. : Изд-во АН Арм.ССР, IS76 (на арм.яз.); История армянского народа. - Ер.: Дуйс, I9S7. - Т. 3 (на арм.яз.); Рптуни В.А. Из истории армянских общественных течений. - Ер.: Изд-во Акад.наук Арм.ССР, 1956 (на арм.яз.); Хачатурян А.Б. История прогрессивной армянской философской и общественно-политической шсли конца ХУИ - середины XIX века.
- М.: Изд-во высшая школа, 1973.
2. Акопян H.H. Еурнал "Метеора" в западно-армянском просветительно-демократическом движении. - Ер.: Изд-во АН Арм.ССР, 1977 (на арм.яз.); Зурабян C.III. Очерки развития армянской зкономя-ческой мысли. - Ер.: АН Арм.ССР, 1959 (на арм.яз.); Казарян Г.М. Аруткзн Свачян. - Ер.: Сов.грох, ISSI; Мирзоян Г.К. Критический анализ армянской философской мысли ХУЛ века. - Ер.: Изд-во ЕГУ, 1983 (на арм.яз.); Нанумян Р.П. Церенц (отзнь и творчество). - Ер.: АН Арм.ССР, 1986 (на арм.яз.); Нанумян Р.П. Сте- , панос Назарян (жизнь п деятельность). - Ер.: АН Арм.ССР, 1978; Тевосян A.M. Армянская логическая мысль XIX века. - Ер.: АН Арм.ССР, 1976 (на арм.яз.).
в борьбе за консолидацию нации и национально-освободительного движения, освещена ее роль в деле развития духовной культуры народа, уточнены некоторые подробности организации и публикации печатного дела.
Армянские философы, историки, литературоведа приложили немало усилий в деле научной разработки вопросов роли и деятельности писателей и публицистов прошлого века. Весомые исследования посвящены А.Арпиаряну, А.Айкуни, Ст.Назаряну, Ст.Воскану, М.Маыуряну, Н.Руси-няну, А.Свачяну, Сг.Паласаняну, Гр.Арцруни, Гр.Чилишшряну, А.Гара-гашну, Н.Зораяну, А.Поповичу и ряду других мыслителей эпохи. Бшга опубликовано значительное количество статей по оценке отдельных печатных органов.
Б результате совместных усилий исследователей достигнуты значительные успехи в разработке критериев оценки места и роли идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века, раскрыты некоторые черты лежащих в их основе классовых интересов, цель-и сущность их идейной борьбы. Но вместе с тем, еще существует множество неизученных аспектов теоретического и методологического характера. Б частности, до сих пор наблюдается неодинаковый подход к оценке мировоззренческих проблем данного периода и неидентичная классификация названных течений.
Цель и задачи исследования. Цель предпринятого исследования заключается в том, чтобы на основе архивных материалов, анализа содержания периодических печатных органов XIX века и с учетом имеющихся публикаций выявить социально-экономические аспекты становления и идейной направленности деятельности и борьбы идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века, раскрыть роль этих течений в деле национально-освободительного движения армянского народа, в борьбе
за сохранение его национального облика и самобытности.
Для достижения отмеченной цели диссертант счел необходимым поставить и решать следующие исследовательские задачи:
- раскрыть последствия потери армянской государственности, внутреннюю и внешнюю политическую ситуацию Восточной и Западной Армении;
- интерпретировать причины образования армянской диаспоры, проанализировать ее роль в национально-освободительном движении армянского народа и в развитии национальной культуры;
- критически оценить бытуюцую практику классификации идейно-политических течений армянской действительности 50-70-х годов XIX века, уточнить сферу деятельности их представителей;
- выявить некоторые черты мировоззренческой борьбы названных течений, раскрыть их социально-классовую сущность;
- в езязи с многообразной деятельностью армянской церкви дать конкретно-историческую оценку роли религии и церкви в жизни армянского народа, показать вредоносность нетерпимого поведения в отношении друг к другу религиозных общин;
- показать роль и значение органов печати идейно-политических течений 50-70-:: годов XIX века в деле просвещения народа, пропаганды национально-освободительного движения и борьбы за русскую ориентацию.
Научная новизна диссертации. Тема становления, деятельности и борьбы идейно-политических течений 50-70-х годов XIX века в армянской действительности принадлежит к числу малоизученных тем в философской литературе. До настоящего времени философы в своих исследованиях не в полной мере освещали проблемы, разрабатывавшиеся на страницах армянской периодической печати XIX века; не были про-
изведены системно-целостный историко-философский анализ и идентичная классификация деятельности названных течений.
Сравнительный анализ разнобоя в классификациях идейно-политических течений свидетельствует о том, что выражавшиеся в них интересы социальных слоев не изучались с достаточной глубиной и всесторонностью. Не раскрывалась роль каждого течения в борьбе за сохранение национального облика и самобытности народа. Б этом аспекте особенно важным цредставляется расзфытие отличительных черт деятельности религиозно-ортодоксального и национально-консервативного идейно-политических течений. Б работе доказывается, что первое из них, хотя и способствовало борьбе за национальную независимость и консолидацию армян, тем не менее, являлось опорой господствующего режима, тогда как второе боролось за сохранение в чистоте национальной культуры, самосознания, этических норм, традиционных семейных отношений и, тем самым, противоборствовало ассимиляторской политике завоевателей.
На затату выносятся следующие положения:
1. Интересы социальных классов обусловлены их неодинаковым отношением к средствам производства, а вклад крупных мыслителей, выражающих эти интересы, образует в совокупности историю духовной культуры каждого народа. Осмысливая с разных точек зрения возможности реализации поставленной перед наш цели, эти мыслители разрабатывали социально-политическую программу, выражающую интересы соответствующих классов и сословий. Для тех наций, которые находятся под игом политического режима какого-либо другого народа, борьба за внедрение в жизнь таких программ становится основным содержанием деятельности идейно-политических течений.
2. В армянской действительности 50-70-х годов ИХ века сталки-
вались классовые интересы крепостников, крепостных, мелких производителей , промышенников, ростовщиков, торговцев, ремесленников, ам-каров. Постепенная ломка феодальных отношений, традиций, нравов и обычаев обостряла межклассовые противоречия и борьбу идейно-политических течений. Следовательно, исследуемая эпоха более богата противоборствующими силами и соответственными течениями, чем это традиционно прослеживается в литературе. *
3. Для уточнения идеологического направления деятельности представителей идейно-политических течений и их печатных органов необходимо учитывать условия и уровень развития социально-экономических отношений, классовую структуру общества, характер развертывающихся исторических событий, политический режим господствующей нации. Последний фактор имеет немаловажное значение, ибо, находясь под игом чужих народов и под воздействием их политической идеологии, деятели армянских идейно-политических течений имели весьма ограниченные возможности для открытого выражения своих классовых интересов.
4. Теоретическую основу программных действий идейно-политических течений исследуемого периода необходимо искать не только в экономических и социально-классовых отношениях-в Армении и армянских колониях, но и в мировоззренческих обобщениях философских и социологических школ тех стран, где получала высшее образование армянская молодежь.
5. Традиционное осмысление роли и деятельности идейно-политических течений только по критериям революционного демократизма ограничивало возможность раскрытия всего богатства их содержания.
6. Хотя духовные отцы армянской церкви проявляли нетерпимость к общинам армянских католиков и протестантов, тем не менее, их
деятельность необходимо рассматривать в общем русле религиозно-ортодоксального идейно-политического течения, ибо она имела сходную основу и классовые интересы. Более того, деятельность названного течения не ограничивалась рамками узкоклассовых интересов. Оно проникало в сферу исследования проблем арменистики, организовывало учебное дело, способствовало сохранению культурного наследия и духовного облика народа, временами вдохновляло национально-освободительное движение.
7. Подчеркивание роли родного языка и ценностей культурного наследия в деле сохранения национальной самобытности и облика не есть проявление национализма. Б борьбе против слепого подражания европейской цивилизации деятели национально-консервативного идейно-политического течения отнюдь не ставили цель изолировать народ от русла общечеловеческого развития.
8. Просветительство традиционно рассматривалось в основном как проявление духовного развития данного периода, как часть обществоведческих взглядов мыслителей, но не как отражение экономических и социально-классовых противоречий эпохи, как проявление классовых интересов определенного социального слоя или как своеобразная мировоззренческая борьба, то есть некое идейно-политИческое течение. 1'Лежду тем, просветительско-демократическое идейно-полити-чс-зкое течение в 50-70-х годах ЫХ века еще не исчерпало себя и не изолировалось от классовой борьбы.
9. Деятели идейно-политических течений, через печатные издания нацеливая армянский народ на русскую ориентацию, одновременно доказывали, что народ должен завоевать свободу своими силами, ибо если каждое государство борется за свои интересы, то дня малочисленной нации, находящейся под властью могучего государства, сила
- II -
играет роль.права, справедливость имеет две мерки.
Практическая значимость работы. Содержащийся в диссертации фактический материал, теоретические вывода и обобщения могут быть использованы в вузовском курсе лекций по истории армянской философской мысли XIX века; в спецкурсах по истории национально-освободительного движения армянского народа; по истории армянской журналистики; истории религии в Армении; при определении тематики студенческих реферативных работ по истории борьбы идейно-политических течений в армянской действительности; в лекциях, предназначенных для слушателей курсов по изучению истоков национальной культуры и этапов развития национально-освободительного движения армянского народа, а также в массовой лекционной пропаганде.
Раскрытие автором мировоззренческих основ и сущности борьбы идейно-политических течений имеет не только познавательное, но и социально-политическое значение, особенно в борьбе против наших идеологических противников.
Положения диссертации использованы при разработке тем: "Общественный прогресс"; "Роль личности и народных масс в истории"; "Религия как форма общественного сознания"; в пособии "Методические указания и примерная тематика для контрольных работ по марксистско-ленинской философии" (Ереван, 1987г., типография ЕрЗВИ, 5,5 п.л., авторы - Хачатрян Б.А., Ватьян Г.А.); в статье "О некоторых методологических аспектах интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи" в "Межвузовском сборнике научных трудов" (Ереван, 1987г., типография Мин.проев.Арм.ССР, 7 п.л., авторы - Ватьян Г.А., Хачатрян Б.А.).
Методология и источники исследований- Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, армян-
- 12 -
ских марксистов, материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС.
В работе широко использованы общая и специальная литература по истории философии, труды ряда авторов по истории армянской философской и общественно-политической мысли, печатные органы XIX века.
В основу работы положен диалектическо-материалистический метод исследования.
В процессе работы над диссертацией использовались также методы историко-философского анализа, сравнения, сопоставления целого и частей.
Апробация работы. Положения диссертации излагались на второй научной конференции молодых научных сотрудников Ереванского зоотех-ническо-ветеринарного института, посвященной 50-летию образования СССР (1972г.), на совете кафедр общественных наук Ереванского зоо-техническо-ветеринарного института (1975,1978,1987г.г.), на заседании кафедры философии и научного коммунизма вышеназванного института (1971,1981,1985,1986,1987,1968,1989г.г.), в ШК преподавателей общественных наук при Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина (1975г.), при Ленинградском государственном университете им.А.А.Ждэнова (1981г.), цри Киевском государственном университете им.Т.Г.Шевченко (1986г.), на годичном собрании армянского отделения философского общества СССР (1987г.), на научной конференции Ереванского зоотехническо-ветеринарного института, посвященной 70-летию Октября (1987г.).
Диссертационная работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском ордена Ленина государственном университете им.Т.Г.Шевченко (протокол К 23 от 17 июня 1986г.).
Дисеертация в целом обсулдена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и научного коммунизма Ереванского ордена "Знак Почета" зоотехничесхо-ветеринарного института, а также на заседании отдела истории армянской философии Института философии и права All Арм.ССР.
Структура и объем работа. Диссертация (196 страниц машинописного текста) состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, показано состояние ее научной разработанности, определены цель и задачи исследования, научная новизна полученных выводов, обобщений и их практическая значимость, раскрыта методология и отмечены источники.
Первая глава - "Историко-философский анализ классификации идейно-политических течений армянской действительности 50-70-х годов XIX века" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе анализируется традиционная классификация общественных течений. В работе отмечается, что в названной области у исследователей наблюдается неидентичный подход. В научных трудах по сей день встречаются такие понятия, как: "течение", "направление", "общественное течение", "общественно-политическое течение". С помощью этих понятий исследователи обобщенно представляют литературно-публицистическую деятельность определенных групп людей-единомышленников. При таком подходе мировоззренческая сущность исследуемой проблемы не раскрывалась с достаточной глубиной. Бодь здесь мы имеем дело с деятелями-единомышленниками, которые, разрабатывая фи-лософско-социологические, политическо-правовые, нравственно-эстети-
ческие, вероисповедческие проблемы, выражали интересы определенных классов, сословий. Такую деятельность правомерно именовать "идейно-политическое течение", ибо оно охватывает высщую форму теоретического освоения социальной среды и программных действий классов, сословий.
Прежде, чем разобраться в сущности классификации идейно-политических течений, необходимо внести некоторое уточнение в их традиционные наименования, ибо среди исследователей наблюдается весьма существенный разнобой в трактовке этой проблемы: течения "клерикально-феодальное" (Зурабян С.Ш. Очерки развития армянской экономической мысли. - Ер.: АН Арм.ССР, 1959. - С. 318); "клерикально-консервативное" (Аветисян В.А. Начало марксистско-ленинского этапа развития армянской общественной мысли. - Ер.: Айастан, 1976. -С. 101); "клерикально-амирайское" (Казарян Г.М. Арутюн Свачян. -Ер.: Изд-во Сов.грох, 1981. - С. 16) и др. Будет точнее и правомернее , если мы назовем их "религиозно-ортодоксальное идейно-политическое течение". Ведь Восточная и Западная Армения и армянские общины не кили в изолированном пространственно-временном мире. А деятельность духовенства, включая мхитаристов, нельзя односторонне оценивать как клерикальную. Не принимая за абсолютную истину высказывания Раффи о том, что клерикализм противен духу нашей церкви, которая имеет исключительно народный характер, уместно отметить, что религия и церковь в жизни армянского народа играли неодинаковую роль. В статье "Общественно-политические течения у восточных армян в 50-60-х годах XIX века" А.Иоашшсян говорит о "национально-либеральном" , "либерально-вольнодумном", "либерально-консервативном" общественно-политических течениях. При внимательном анализе нетрудно убедиться, что речь здесь идет о либерально-буржуазном и
- 15 -
национально-консервативном идейно-политических течениях.
Ряд исследователей в своих трудах неопределенно именует революционных демократов и просветителей "демократами'.' По причине такой недифференцированной трактовки просветительство как самостоятельное идейно-политическое течение 50-70-х годов XIX века осталось по сути дела вне поля зрения исследователей.
Во втором параграфе, на основании историко-философского анализа источников по проблеме классификации общественных течений, делается попытка в направлении уточнения и расширения этого понятия. Отмечается, что история армянской философской мысли должна широко включать в себя также историю становления и деятельности идейно-политических течений, ибо на страницах их печатных органов отражены экономические противоречия эпохи, мировоззренческая борьба классов, духовная культура народа. Но в деле изучения корней возникновения, сферы действия, исторических заслуг идейно-политических течений наблюдается немало белых пятен. Нудность исследования идейно-политических течений заключается в том, что писавшие о них авторы до сих пор в основном руководствовались критериями экономического и политического характера. В.Рпггуни выделяет в пореформенной армянской действительности буржуазное (с консервативным и либеральным крылом) и демократическо-народническо-социалистиче-ское (как антикапиталистическая мелкобуржуазная оппозиция) общественные течения. При такой постановке проблемы мировоззренческий аспект социально-классовых интересов отражается в слабой степени. Этот пробел частично преодолевается в вузовском учебнике "История армянского народа" (Ереван, 1967. - Т. 3), где отмечается, что общественно-политические течения формировались в соответствии с социальным расслоением общества, и выделяются течения "клерикально-
феодальное", "либерально-буржуазное", "революционно-демократическое". Однако "национально-консервативное" течение необоснованно объявляется промежуточным. А в трудах Г.Габриэльяна, С.Зурабяна, Б.Аветисяна и ряда других исследователей последнее смешивается с религиозным течением. Критикуя тех исследователей, которые интерпретировали "национально-консервативное" и "клерикально^еодаль-ное" течения как единый лагерь клерикализма и отсталости, Арг.Вос-керчян доказывал, что названные течения нужно рассматривать самостоятельно, с точки зрения их социально-классовой принадлежности. Такую точку зрения развивали в своих трудах Г.Казарян, М.Мхитарян, отвергавшие мнение тех исследователей, которые находят, что идеологи национально-консервативного течения являлись выразителями интересов армянских феодалов и реакционных клерикалов.
Историко-философский анализ трудов вышеназванных и ряда других авторов показывает, что в области как истории философии, так к других обществоведческих наук отсутствует единообразный подход к проблеме исследования идейно-политических течений. Не умаляя заслуг предыдущих исследователей и не претендуя на всеобъемлющую дифференциации существовавших течений, считаем, что в 50-70-х годах ИХ века в армянской .действительности активно функционировали: религиозно-ортодоксальное , национально-консервативное, просветитель-ско-демощэатическое, революционно-демократическое, либерально-буржуазное, народническо-мелкобуржуазное идейно-политические течения.
Вторая глава - "Историко-философский анализ становления идейно-политических течений в армянской действительности 50-70-х годов XIX века". >
В первом параграфе раскрывается мировоззренческая основа идейно-политических течений. Важное место отводится выяснению классо-
вых интересов, нравственных черт и психологии социальных слоев, причин ме.тклассовых противоречий, дискриминации в межнациональных отношениях, последствий господствующей в этой области государственной политики.
Ео втором парах^афе анализируется социально-классовая сущность деятельности представителей идейно-политических течений. По каждому течению выделяются следующие аспекты:
1. Истоки религиозно-ортодоксального идейно-политического течения берут начало от мировоззрения средневековых апологетов христианства, которое продолжало эффективно функционировать в ИХ веке. На страницах печатных органов "Арарат", "Парос", "Парос Айас-тани", "Масяц агавни", "Уйс", "Сион", "Еазмавеп" и др. духовные отцы церкви: Г.Айвазовский, ОЛамурчян, М.1.5серлн, С.Джалалян, С. у-гочян, Ст.Палазян и многие их единомышленники защитили интересы духовенства, национальной знати и господствующего политического режима. Отвлекая внимание общества от насущных социальных проблем, унижая достоинство человека перед лицом творца, идеологи названного течения скрывали причины социальных противоречий за завесой богословской проблематики и доказывали, будто всякая классовая борьба разлагает нравы, причиняет ущерб нации. Вероисповедание релита-озно-ортодсксального идейно-политического течения, разрабатывавшиеся им проблемы основывались на идеалистическом мировоззрении и были по своей сущности реакционными. Но в деятельности церкви имеетсл и немало положительного. В этом аспекте особо значительную роль играла армянская католическая конгрегация мхитаристов, которые, хотя и дергались в стороне от социальных бурь, но сделали немало полезного в области исследования проблем арменистики.
2. Провинциальная интеллигенция, в основном писатели и публи-
цисты 50-х годов XIX века, выражая интересы мелких производителей, ремесленников и средних крестьян, положили начало национально-консервативному идейно-политическому течению. На сзраницах печатных органов "Арцви Васцуражан", "Арцвик Тароно", "Мегу Айастани", "Крунк Айоц ашхари", "Айкакан Ашхар", "Манкаваргакан терт", "Нор дар", "Пордз", "Ардзаганк" П.Симонян, Г.Срвандзтян, М.Хришн, М. Агабекян, Г.Евангулян, А.Оганесян, Сп.Спандарян, А.Бабаян, П.Варданян, К.Езян, С.Степанян и их единомышленники, стремясь к сохранении в неизменном виде национальных традиций, культуры, этических норм, обрядов, пропагандировали ту идею, что релшыя и язык являются томи дву;<я мощными опорам, на которых должно основываться здание умственно-морального прогресса армянского народа. Убеждая народ, что для разделанной на части армянской нации связывавдш эвеном являются национальный язык, литература, религия и церковь, они боролись против слепого подражания европейской цивилизации, за сохранение национального облика, тем самым способствуя противостоянию ассимиляторской политике царской России и османской Турции.
3. Просветительско-домократкческоа идейно-политическое течете формировалось в ХУШ веко в антифеодальной классовой борьбе с целью утверждения буржуазных отношений и национально-освободительного движения против персидских и турецких завоевателей, с целью создания под эгидой России полузависимой (а при благоприятном исходе дел - независимой) республики. Идеи М.Эмина, Ш.Шаамиряна, М. Баграмяна в XIX веке развивали Х.Абовян ("Раны Армении"), Церенц ("Торос, сын Левона", "Теодорос Рштуни"), Р.Патканян ("Вольные песни", "Открытый двор", "Война"), С.Шахазиз ("Скорбь Левона"), Раффи ("Салби", "Гарем") и др. В отличие от других течений, просветитель-ско-демократическое идейно-политическое течение выражало интересы
не того или иного конкретного класса, а народа в целом. Борьба за коренное изменение социальной среда велась как борьба за просвещение народа. На страницах печатных органов "Цахик", "Аревмутк", "Еркрагунт", "Метеора", "Юсисапайл", "Дпроц" деятели названного течения стремились путем просвещения общества избавить его от порочных явлений, свойственных крепостническим отношениям, в корне преобразовать церковную службу и духовенство. Главной отличительной чертой названного течения является то, что просветительская деятельность рассматривается как средство преобразования экономических и социально-классовых отношений, а положительное значение науки выводится за рамки национальных особенностей.
4. Расширяя связи национально-освободительного движения с русским, итальянским и польским революционными движениями, М.Нал-бандян, А.Свачян, М.Мамурян, А.Парснян, Г.Чилинкзрян, А.Айкуни, Ст.Воскан, К.Паносян, С.Тагворян, А.Айватян и их единомышленники на страницах печатных органов "Мегу", "Юсисапайл", "Аревмутк", "Цахик", "Татрон", "Пох аравотян", "Аревелян камул" и др. разоблачали реакционную сущность господствующего политического режима и вскрывали причины нищеты народных масс. Направляя острие своей борьбы против социального порабощения, они доказывали, что богатством и благополучием наслаждаются лишь привилегированные сословия, а остальные, отверженные рабы, должны возродиться и разорвать цепи рабства путем восстания. Выражая классовые интересы крестьянства, деятели названного течения считали, что в случае, если создать крестьянскую общину, где земля будет разделена между всеми членами общества поровну, будет восстановлена социальная справедливость.
5. Либерально-буржуазное идейно-политическое течение формиро-
валось в 50-х годах XIX века как выражение классовых интересов вновь формировавшейся армянской промьшшенной буржуазии. Идеологи названного течения: Н.Зораян, Р.Русинян, К.Утучян, Гр.Отян, Гр. Арцруни и их единомышленники критиковали на страницах печатных органов "Масис", "Мшан", "Пундж", "Аревелян мамул" к др. отсталые крепостнические отношения, боролись за буржуазные преобразования в армянском обществе. Пропагандируя значение естественных наук в" деле освоения природных ресурсов страны, они старались пробудить "спящие силы" общества к активной деятельности и вывести народ из-под влияния религиозного суеверия. Но, обнажая теневые стороны деятельности духовенства, доказывая, что религия не является родовым, национальным признаком, они тем но м&нее не порыва;... окончательно связи с религией, а лишь довольствовались реформистскими требованиями, убеждая своих соотечественников, что в деле выживания армянского народа основная роль принадлежит языку и культуре. Являясь активным поборником национально-освободительного движения против турецкого ига, деятели названного течения осуждали всякие революционные идеи и попытки революционного решения социальных проблем.
6. О народническо-мелкобуржуазном идейно-политическом течении в работе говорится, что студенты-армяне в 70-х годах XIX века, общаясь в учебных заведениях Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Одессы и др. городов с русскими народниками, впоследствии становились активными пропагандистами их идей в армянской действительности. С.Ахумян, Г.Мирзоян, А.Петросян, Г.Караджян, Х.Микаелян, Н. Алиханян, А.Сафарян, А.Кочарян, П.Аргутян и многие их единомышленники защищали на страницах печатных органов "Горц", "Мшак", "Мегу Айастани", "Пордз" и в других публикациях интересы обездоленных низов общества и бедных крестьян. Находясь на.позициях мелкобуряу-
азкг.го утопического со:яалнзма, сш! рассчитывали добиться переустройства сс'^естеа путем просвещения народа и побуждения крестьян к борьбе претит эксплуататоров. Ь этом деле вся надежда возлагалась на сильных личностей. Однако переоценивая роль крестьянства, армянские народники в то же время недооценивали роль пролетариата в классовой борьбе. Вследствие этого они но умели дойти до причин социального неравенства и полагала, что основным злом для провинциального крестьянства являются злоупотребления помещиков и ростовщиков. iio усилия армянских народников ir. пропали даром. На ошибках этих честных борцов учились будущие армянские революционеры.
Третья глава - "Основные проблемы борьбы идейко-политаческих течений".
В m рвем параграфе исследуется процесс развития национально-освободительного движения армянского народа против персидских к турецких завоевателей, раскрывается роль печатных органов в дело пропаганды русской ориентации. Отмечается, что стремление армян с помощью русского народа освободить родину из-под гнета иноземных захватчиков ставилось в качестве основной цели еце в ХУШ веке. А после присоединения в 1813 г. Карабахского ханства, и в 1628 г. северо-восточной части Армении к Рссси;: эта цель стала неотъемлемой частью стратегического плана национально-освободительного движения. В XIX веке, в обстановке обострения межгосударственных i; межнациональных противоречий крайне ухудшилось положение западных армян. Живя в окружении отсталых племен и подавляемые турецкими властями, унижаемые мусульманским г.тракобссхем, лисеннке возможности самозащиты, армяне в Западной Армении настойчиво пытались найти справедливость в сфере лицемерной государственной политики. И хо-
тя время от времени ергачы печати "Лревеляк мамул", "Лрагар", "Ма-сис", "Мегу АЙастани" и др. допускали возможность того, что под покровительством Англии и Франции можно вынудить Порту внедрить в Западной Армении конституционные порядки и улучшить жизнь армян, главной в полемике идейно-политических течений была мысль о том, что у каждого государства есть свои политические интересы, и единственное государство, на которое армяне могут возлагать надекды, -это Россия. Б 60-х годах XIX века, благодаря деятельности М.Нал-бандяна, проблема освобождения Западной Армении подучила отражение на страницах "Колокола" Герцена; тем самым идея о русской ориентации как проявлении национально-освободительного движения воплотила в себе черты социально-классовой борьбы. Характерной особенностью борьбы идейно-политических течений этого периода является призыв всех армян отставить в сторону всякие религиозные и идейные разногласия и сосредоточить все силы на воссоединении обеих частей Армении, на сохранении своего национального облика.
Во втором параграфе представлены основные черты борьбы идейно-политических течений за выживание нации и за сохранение ее самобытности. Отмечается, что хотя и на страницах печатных органов разных направлений критиковалась деятельность духовенства, реакционная сущность религии, но высоко оценивалась роль армянской апостольской церкви в деле сохранения национального облика как в самой Армении, так и в армянской диаспоре.
На основе анялиза материалов газеты "Голос" раскрывается реакционная сущность национальной политики царской России в отношении народов Закавказья; вместе с тем подчеркивается, что, хотя и в полемике о роли национальных языков местных народов в царской прессе царил дух национального порабощения и шовинизма, тем не ме
нее, представители существовавших идейно-политических течений не игнорировали роль положительлых ценностей в культурно1.: наследии России и европейских народов в деле развитая национальной культуры. Одновременно, доказывая вредность слепого подр,гк..ч;'я т/кол культурным ценностям, они разъясняли, что з ссстаг" :.~т.:;:огс государства малые нации не являются хозяева»® своей суг-ьб:; и могут запутаться в сетях политических интриг.
Заключение содержи краткие теоретически вывод:; рекомендации.
Основное содержание диссертации отражено в публика-
циях автора: t
1. Хачатрян Б.А. Взгляды Григора Арцрули дошакскогс- периода /Дезисы докладов второй научной конференции молодых научных сотрудников Ереванского зооветеринарного института, посвященной 50-летию образования СССР. Ереван, 1972. - С. 79-80.
2. Хачатрян Б.А. К Еопросу о классификации идейно-политических течений армянской действительности 50-70-х годов XIX века //Тезисы докладов научной конференции, посвященной 70-летию Октября. Ереван, 1987. - С. 112.
3. Хачатрян Б.А., Ватьян Г.А. О некоторых методологических аспектах интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи //Методологические и социологические вопросы колористического воспитания студенчества. Межвузовский сборник научных трудов. Ереван, 1987. - С. 6-17.
4. Хачатрян Б.А., Ватьян Г.А. Методологические указания и примерная тематика контрольных работ по марксистско-ленинской философии для сельскохозяйственных институтов, тема 40; 50; 54. Ереван, 1987. - С. 61-62; 74-75; 79-80.
5. Хачатрян Б.А. К вопросу о деятельности передовых армянских мыслителей 50-70-х годов XIX века в борьбе за русскую ориентацию /Деэисы докладов научной конференции, посвященной 60-летию Ереванского зооветинститута. Ереван, 1988. - С. 118.
6. Хачатрян Б.А. К вопросу о деятельности идеологов армянского либерально-буржуазного идейно-политического течения //Тезисы докладов 3-й Республиканской конференции аспирантов Армянской ССР, посвященной 70-летию ВЛКСМ. Ереван, 1989. - С. 4.
Тиров Ши
Закав принят 9.-ГО»90
Форыат 60x84/16 Уч. изд. ласт
подписано к печати Л» 10,90 объеи печ. листов Бесплатно.
375025 Ереван 25 зл. Абозяна 52
Отдел издательства а оперативной полиграфии ЕрЯНХ-а