автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Школы армянской общины Ливана (1920-1980-е гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Школы армянской общины Ливана (1920-1980-е гг.)"
АКАДШЯ НАУК ШСПУШКИ АЙЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ИСТОЩИ
На лранах рукописи
САЙСИСШ ЕУЗАН ГАШКОБНА
УЖ: 93(=919.81)(562.3)
ИКОНЫ АШЯНСКОЙ (ВДШЫ ЛИВАНА (1920-1980-в гг.)
I
Специальность: ОТ.00.03 - Всеобщая история fff.QQ.02 - Отачаетяенная
история (НОЕвЙШИЙ период)
' Автореферат
диссертации на- соискание ученой степени кандидата исторических назк
ЕРЕВАН - 1992
Работа выполнена на кафедра нееобщей истории Армянского педагогического института им. Х.Абовяна.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор Байбуртяа В.А.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
профессор Оганнсян Н.С.
доктор истортаеских наук, профессор Ыаликсахян О.У.
Ведущая организация - Ереванский государственный униЕер
сита т.
Защита диссертации'состоится у 1992г. в _часов на заседании Специализированного совета Д 005Л
в Институте истории АН Республики Армения по адресу: 375019 Республика Армения, г.Враван, пр.Мартала Баграмяна,24г.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотека Институт истории АН РА.
Автореферат разослан 'ЬtÄn 1992г.
Ученый секретарь Специализированного совета, ) кандидат исторических наук ^—-¡-'j/'--¿ШЗБ5КЯН Р.Л.
с
Актуальность теш. История армянской диаспоры является неотделимой частью истории армянского народа. Изучение ее в различных аспектах: социальном, политическом, экономическом, общественном и культурном способствует полному освещению процесса, развития истории армянского народа.
Армянский народ за свою трехтысячелетнюа историю создал богатейшую материальную и духовную культуру. Одним из слагаемых армянской духовной культура: является народное образование. Начиная с древнейших времен и до наших дней этому вопросу постоянно уделялось большое внимание.
Исторически сложилось так, что определенная часть армянского народа, владея турощшм, арабским, французским, русским 1 другими языками, полностью или частично забыла свой родной инк. Естественно, что гак бы эти представители армянского на-эода ни пытались в данных условиях сохранить свое националь-юе самосознание, такое положение постепенно приводит к его ¡нижению или полной утрате. Осознавая гибельность этого явле-шя, представители армянской культуры я церковного духовенст->а испокон веков открывали национальные школы в столь отдаленнее -от Армении странах как Индия, Персия, Италия, в средневе-:овых армянских общинах Балканского полуострова и т.д. Преем-твенность этих традиций сохранилась и в наши дни.
С момента возникновения армянской современной диаспоры спюрк) ее основной проблемой стал вопрос сохранения националь-ого самосознания, культуры и языка. Для решения этих'задач ажнейшуга роль играют три основных фактора - связь с Роданой-рменией, церкоЕЬ и национальная школа. Роль армянской школы в еле сохранения национального самосознания и языка в армянской ааспоре неоценима.
После Геноцида 1915 г. рассеявшиеся по всему дару армянэ первых же дней начали основывать национальные иколы з своих 5динах. В различных странах этот процесс протекал по-разно-г. Если в некоторых странах Ближнего Бостока, таких как Иран, 71Ш6Т, Сирия, Ливан, Ирак относительно быстро открылись я на-¡ли свою деятельность десятки школ, то, к примеру, во Франции ш США. этот процесс протекал довольно медленно.
Наиболее ярким примером в деле организации и деятельно-
сти армянской национальной школы в диаспоре является армянская община в Ливане. Своей культурно-просветительской и общественно-политической деятельностью эта община занимает совершенно особое место.
Армянская школа в Ливане, организовываясь и развиваясь в чужой для себя среде смогла не только сохранить традиционные для армянской действительности черты воспитания и образования, но и провела прогрессивные, в духе временя, преобразования как в области методологии, так и в насыщенности презентуемого материала, что позволило решить сразу две задачи: значительно поднять уровень общеобразовательных знаний учащихся и в достаточной мере сохранить уровень национального самосознания.
Кардинальное изменение политического статуса Армении в наши дни, определившее ее духовный ренессанс, приводит к преобразованию школьного обучения на национальной основе. В этом вопросе гложет сыграть существенную роль пример армянской школы диаспоры, в особенности ливанской школы, как 1 аилучшего воплощения армянского национального школьного дела.
Вышеизложенные факторы предопределили выбор данной теш я демонстрируют ее актуальность. Кроме того, реальная возможность исчезновения армянской общины в Ливане (в связи с войной) делают еще более настоятельной необходимость исторического освещения деятельности армянских учебных заведений в этой стране. Специфика данной работы заключается такие в том, что в ней исследована совершенно' неразработанная область армянского днаспороведзния, важной части армянской историографы!.
.Цель.настоящего исследования - на основе анализа фактического материала проследить основные этапы становления и раз-злткя армянской школы в Ливане с момента ее возникновения и вплоть до наших дней, выявить ее культурно-историческое и национальное своеобразие.
В соответствии с поставленной целью задачи исследования конкретизировались следующим образом:
- охарактеризовать структуру и систему национального образования и воспитания в армянской школе Ливана;
- вьявпть историческую преемственность национальных традиций а армянской школе Ливане;
- определить роль передовой методики западной педагогики в деле совершенствования и реализации новых форм обучения в традиционной армянской школе;
- определить значение и роль национальной школы в армянской диаспоре в деле сохранения и развития рационального самосознания»
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1520-х годов, т.е. с момента возникновения армянских школ в Ливане, и до нз'чих дней.
Научная новизна работы презде всего состоит в научной разработке проблемы - в комплексном исследовании исторических, языковых, традиционных и практических аспектов рассматриваемо-г; вопроса. Несмотря на то, что к данной проблеме некоторые исследователи периодически обращались в работах общего характера, до сих пор не существует специального и всестороннего исторического исследования системы образования зарубежных армянских школ. Впервые в рамках одного исследования предпринимается попытка дать систематическое изложение семидесятилетней историк армянских национальных школ в Ливане.
Научно-практическое значение настоящей работы обусловлено в основном актуальностью изучаемой проблемы. Результаты и материалы диссертации могут быть использованы научными п учебными учреждениями, занимающимися проблемами школьного образования. Основные положения, выводы, приводимый в работе фактический материал окажут содействие и при составлении специальных курсов, подготовке учебных программ, справочников и учебников по истории армянского народа.
7.3 описания и анализа системы образования армянской на-даональноД школы в Ливане кожно такав выделить пояолслтельянй зпыт организации национального, культурного и языкового обучении Это? опыт применим в школах внешней ар?янской диаспоры, а гакке мо.чет служить придсром в постановке и организации нацио-учебных учреждений во внутренней диаспоре. Чрезвычайно отметить, что в условсях осуществляемой реформа образова-п'л з Армении и ее ориентации на высокий' уровень преподавания :сдг:0г-) :; лиосграпикх языков, методики ливанских прм-шеккх школ ю-::ет оказав, особенно на первых порах, неоцешн.гу'й помощь в
- б -
организации учебного и воспитательного процесса в средних, средннх-споцаальннх школах, а также в дошкольных учреждениях Армении.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре всеобщей истории Армянского государственного педагогического института им. Х.Абовяна. По основным положениям и выводам исследования -диссертант выступал с докладами на четырех республиканских научных сессиях молодых востоковедов и трех научных сессиях Отдела истории и культуры зарубежных армянских общин АНА, тезисы шести докладов опубликованы. Кроме того, по теме' диссертации издана одна статья и одна статья принята к публикации. Сама работа находится в процессе издания.
Источники и литература. Основным материале;.! для данной работы послужили пздазаемие в Ливане ежегодники, периодические, а также юбилейные издания армянских школ, учебные программы, учебники, методические пособия и т.д. Эти издания позволит! нам ознакомиться и изучить историю создания к развития армянских школ в Ливане, а также исследовать систему и методы преподавания в них.
Большую помощь нам оказала армянская периодическая пресса, издаваемая как в Ливане, так и в друг:1Х странах (США, Франция, Египет, Сирия-и пр.), в которых диводьно часто публикуются материалы, посвященные деятельности армянских школ в Ливане. Однако, следует отметить, что все эти издания не дали цельной картины для глубокого и всестороннего исследования данной темы. Поэтому диссертантом была составлена специальная анкета, которая была разослана в армянские школы Лизана. Ответы, присланные на поставленные вопросы, позволили составить наиболее полное представление проблемы. Аккета состояла из 30 вопросов, таких, например, как об организациях,покровительствующих данной школе, о финансовом бюджете, числе учеников, учебных программах, количестве часов, выделенных тем или иным предметам, системе оценивания, учебных и воспитательных целях данной школы, национальном составе педагогов и т.д.
Для наиболее полного понимания поставленной перед диссертантом проблемы необходимо было изучить историю самой армян-
ской общины в Ливане. Следует отметить, что несмотря на то, что эта община имеет многолетнюю историю, долгое время отсутствовало' отдельное исследование ее истории. Изданная в 1986 г. монография О.Х.Топузяна "История армянских общин Сирии и Ливана" фактически заполнила этот пробел в армянской историографии. Эта работа для данного исследования сыграла важную роль в том смысле, что наряду с общей картиной истории армянской общины в Ливане в различных ее аспектах, он? позволила также представить глубинные процессы развития армянской среды в этой стране. Однако, обращаясь к культурной жизни общины, автор мало внимания уделяет деятельности ар.мнских шол. Кроме того, исследование охватывает период лишь до 1946-го года, т.е. до конца второй мировой войны и установления независимости в стране,, которая спотобствовала бурному развитию и благоденствию армянской школы в Ливане в последующие годы.
Большой вклад в историографию армянской общины в Ливане внесла работа Снсака Варнапетяна "Армяне в Ливане". Некоторую часть в этой обширной монографии занимает история армянских учебных заведений. Однако, это в основном фактический материал, охватывающий лишь некоторые временные периода, и которые иногда-нуждаются в проверке. Кроме того, в этой работе отсутствует анализ деятельности школ.
К некоторым вопросам по истории армянских школ в своих работах обращались Е.Надааркн, С.Гаспарян, У.Меликсетян, С.Утуднян, Л.Тер-Мкртчян, А.Абраамян и др.
История армянских шол в Ливане непосредственно связана с историей семой страны. При изучении этой стороны проблемы существенную помощь диссертанту оказали исследования советских и западных ученых, специалистов по Ближнему Востоку : Н.Огани-сяна, Р.Саакяна, В.Ветрова, О.Туганова, В.Шагаль, Н.Велерса, К.Салиби, А.Робинсона, С.Логридаа, Ж.Бурхарда и др.
Исследуя данную проблему, необходимо было остановиться еще на одном немаловазшом вопросе. Учитывая то обстоятельство, что в армянских школах Ливана применяется государственная учеб-
ная программа страны, необходимо было детально изучить эту программу, а также программы школ, действующих по образцу учебных заведений США, Англии и Франции, поскольку в некоторых армянских школах Ливана применяются также программы этих школ. Эти вопросы подробно представлены в исследовании Р.Мат-теуса и М.Акрави "Образование в Арабских странах Ближнего Во-стока"-1-. Представляя читателю систему и структуру народного образования в Ливане, авторы обращаются к многочисленным вопросам, связанных с этой проблемой, как например, структура руководящих органов народного образования, деятельность госу-■ дарственных и частных школ, система образования у нацменьшинств, применяемые учебные программы и т.д. Работа интерэсна также тем, что представленный в ней фактический и аналитический материал позволяет представить полную картину системы и структуры образования как до установления независимости в стране, так и после, когда произошли существенные изменения в этом вопросе.
Однако, как известно, в армянских,школа с Ливана параллельно государственной учебной программе применяется также.и своя, национальная. Следует отметить, -что эта программа отличается своей особенной структурой и содержанием, что свидетельствует о ее исторических корнях и традиционности. Наши ученые неоднократно обращались к истории армянской педагогической мыз-' ли и развития школ. Исследования Г.Назикяна,А.Аракеляна,М.Сан-тросяна,А.Мовсисяна,К.Сарафяна и. других авторов, посвященные видным педагогическим деятелям нашего прошлого, знаменитым школам, программам,учебникам, методам преподавания и другим вопросам,позволили диссертанту не только разносторонне изучить данную проблему, но установить взаимосвязь традиционно-истори-чзских и современных систем и методов преподавания.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка источников и литературы. I глава - "Возникновение и фррмирование учебного процесса __ в армянской общине Ливана"; П глава - "Деятельность и положение апмянских школ в Ливане после установления государст-
Matthews RAkrawi И. Hear Ease, Washington,
Education of Arab Countries of the '48.
венной независимости в стране"; Ш глава - "Армянские учебные заведения в годы ливанского кризиса". Структура исследования отражает историко-хронологические этапы развития страны и армянской общины в Ливане.
Во введении дается обоснование актуальности теш, определяются цели и задачи исследования и его хронологические рамки, выявляется ее научная новизна и практическая значимость, дается обзор источников, отечественной и зарубежной литературы.
Первая глава охватывает период возникновения и становления армянской школы в Ливане, который включает в себя приблизительно двадцатипятилетний промежуток (1920-х до начала 1940х гг.).
В §1 дается небольшой исторический обзор ардяно-арабских экономических и культурных связей, которые прослеживаются начиная с 5-го века до н.э. На территории шнепнего Ливана армяне селились с древнейших времен, однако первая армянская община в Ливане фактически была основана в начале 18-го века вследствие религиозных гонений против армян-католиков в Османской империи. В дальнейшем, в связи с политикой правительства Турции, в Ливан начали переселяться аршне, принадлежавшие армянской апостольской церкви. Местные власти и народ доброжелательно относились к появлению армян в их стране, чему способствовали не только былые связи, но и открытый и трудолюбивый характер аршн.
В середине 19-го века на территории Ливана проживало не более пятя тысяч ар-тан. После массовых погромов в конце 19-го к в начале 20-го века на территории Западней Армении количество армян з Ливане увеличилось до 10.000 человек. Общественно-культурная и политическая жизнь общины в этот период бчла не столь активна, однако, действовали три армянские церкви со своими приходскими школами, а в двух университетах Бейрута сту-дентн-армгае организовывала лекции и семинары на аргленоведчес-кие те;,31.
В §2 рассматривается вопрос возникновения первых армянских школ в Ливане и связанные с эт;-:л организационные мероприятия.
Посла геноцида 1915 г. новый шток беженцев устремился в различные страны, в том числе и в Ливан. К 1922 г. здесь проживало уже около 50.000 армян, из них около 20.000 в Бейруте. Жили они в палаточных городах, где царили голод, холод и ¡эпидемии. Но даже в столь тяжелых условиях стараниями армянских учителей в палатках начали открываться первые армянские школы, В 1928 г. в Бейруте действовало 14 армянских школ, из них 8 армянских апостольских, 3 католических и 3 протестантских конфессий. В этот же период Киликийсккй Католикос Саак Второй, резиденция которого находилась в Ливане, создал специальный свод законов о создании опекунских советов, которые обязаны были следить за финансовой деятельностью и учебно-воспитательным процессом действующих школ. Подобные опекунские советы организовывались еще в 1353 г. в Константинополе для надзора за деятельностью действовавших там армянских школ. Созданному в 1924 г. своду законов подчинялись армянские школы, бывшие на территории Ливана и Сирии*
Что касается учебных программ, то в -этом вопросе не -было никакого единства. Армянские католические школы следовали Йшцузской, протестантские - английской йли программам. школ США, а учебные заведения армянской апостольской конфессии вообще не имели общей программы. Проводились попытки создания единой учебной программы, однако,- вплоть до 1946 г.,. этот вопрос разрешить не удавалось. В школах проходили десятки предме- . тов. Основное внимание уделялось армянскому языку, истории армянского народа и географии Армении. Из иностранных языков в основном преподавались английский и французский. Арабскому же не уделялось никакого внимания, что было следствием политики мандатного правительства. Учебному процессу мешал также недостаток хороших учебников и квалифицированных педагогов. Одна- ■ кс школы продолжали свою деятельность и оставались важнейшим очах ом сохранения национального самосознания.
В §3 характеризуется деятельность армянских школ в Ливане в 1930-х и в начале 1940-х гг., дается их классификация, а также некоторые исторические подробности деятельности особенно знаменитых школ, определяется роль и значение связей общины с
Родиной-Арменией в деле воспитания подрастающего поколения.
К 1932 г. в Бейруте действовало 37 армянских школ. Начали открываться учебные заведения в других районах страны. Их можно'разделить на четыре основные группы. Первая группа - это ' так называемые "национальные'1 школы. Эти школы принадлежат армянской апостольской конфессии и находятся под покровительством партии дашнакцуцюн. В учебно-воспитательных вопросах они подчиняются Национальному учебному совету. Вторая группа -армянские католические школы. Они принадлежат армянской католической конфессии и не имеют политической направленности. То же можно сказать и о школах протестантской конфессии, которые представляют третью группу. И,- наконец, четвертая группа -это частные учебные заведения, которые'принадлежат какой-либо благотворительной организации или частному лицу. Они также могут находиться иод покровительством партий гн^ак или рамкавар. Такая структура армянских школ сохранилась и по сегодняшний день. Бюджет конфессиональных школ образуется при помощи церковной и общинной казны, платы за обучение и благотворительности различных организаций и частных лиц. Частныс на школы существуют за счет платы за обучение и благотворительности.
Изданный в Ливане в 1938 г. закон укрепил статус нацменьшинств в стране, что позволило еще более активизировать деятельность армянских школ. К началу 1944 г. в Ливане'действовало 44 армянских учебных заведений, из них 35 конфессиональных, соответственно 20 - ар/инской апостольской, 8 - протестантской и 7 - католической конфессии. В развитии их деятельности, несомненно, большую роль сыграли укрепляющиеся связи между Годи- ' ной-Арменией и диаспорой. Идея возрожденной Армении явилась огромным стимулом в деле воспитания и образования подрастающего поколения, и особенно в вопросе формирогания его национального самосознания» Здесь таете болылую роль сыгозло то обстоятельство, что армянские пколн, находясь под покровительством различных партий, благоговрительных союзов и религиозных организаций, постепенно становились не только обычным учебными заведениями, но и приобретали статус общественно-политических центров, где дети,получая образование, приобретали такяе_ гражданское воспитанно.
Вторая глава охватывает период со второй половины 1940-х до начала 1370-х гг. Если его первая половина характеризуется бурными историческими событиями (борьба за государственную независимость и ее установление, восстание 1958 г., раскол армянской апостольской церкви, связанные с ним внутриобщинные расири, начпло репатриации армян и т.д.), то вюрая половина явилась наиболее спокойным и благоприятным периодом как для Дивана, так и для армянской общины страны.
В начале § I дается небольшой обзор событий, связанных с борьбой за независимость Ливана. Участие армянского населения в этой борьбе шесте с арабским народом еще более укрепило статус армянской общины в стране. Следует отметить, что послевоенный период характеризуется всеобщим подьемом и развитием армянской диаспоры во всем мире. Это отразилось не только в общественно-политической и социальной жизни, но и в национально-культурных процессах развития. Действовали дссятки начальных и средних школ, культурных центров, появились новые периодически е издания, издавались научные и художественные произведения, активизировалась театрально-музыкальная жизнь и т.д.
В условиях столь бурного развития общественно-культурной жизни появилась необходимость создания новой учебной программы для армянских школ Ливана. Ута необходимость была обусловлена з первую очередь тем, что армяне больше не рассматривали Ливан как временное пристанище, а начали воспринимать его ка1. свою вторую родину, где они собирались жить постоянно. Во-вторых, одной из основных причин создания новой программы явилось то, что в 1946 X'. в Ливане была принята новая государственная учебная программа, которая фактически полностью изменила систему образования в местных школах, начиная с административного руководства и кончая структурной школой. В работе дается описание и анализ как старых, действующих до 1546 г., так и новых структур административного управления, а также государственных и частных школ, характеризуются препода-;аемыо продаеты и обязательные промежуточные и государственные экзамены и другие вопросы, связанные с системой образования в стране.
В § 2 описывается и анализируется система образования армянской национальной школы в Ливане. Армкнсчпс аколы, входящие
в систему частных школ страны, обязаны бдаи следовать вновь сознанной государственной учебной программе. Она, в свою очередь, как бы явилась толчком к созданию общей учебной программы по армянскому языку и арменоведческим предметам, которые преподавались в армянских школах. Ьсяв как основу учебную программу, созданную в 1С64 г. Армянским учебным советом в Константинополе и переработав ее в соответствии с современными требованиями и методами преподавания, Армянский учебный совет Ливана в 1946 г. издал единую программу и свод законов для армянских "национальных" школ, действующих на территории Ливана. А в 1947 г. Временным центральным учебным советом Ки-ликийского католикосата были созданы учебная программа и свод законов для "национальных" школ, действующих на территории Ли- > вана и Счрии.
Целью сводов законов были: а) уточнение прав и обязанностей органов, контролирующих деятельность школ; б) уяснение прав и обязанностей структурных компонентов школьно** системы: директор-педагоги-учащиеся; в) уточнение общей организационной структуры школы.
Структура руководящих и контролирующих органов выглядела
Б своп очередь в самих учебных заведениях действовала следящая система.
[~Г-ая группа —{~2-ая группа—i 3-я группа—, 4-ая группа
начальная школа средняя школа
3 года 3 года
высшая начальная школа 3 года
Выпускники высшей начальной школы, сдав соответствующие экзамены, могли поступить в старшие классы английского или французского колледжей. В дальнейшем, когда в армянской общине Ливана появились свои колледжи, учащиеся продолжали свое образование в них.
Целью же новой учебной программы была унификация школьной программы, системы и методов преподавания в армянских школах Ливана. Новая программа, сохраняя традиционную систему обучения и воспитания, в то же время,учитывая требования современной школы, давала возможность выпуск* .ком не только продолжать образование в высших учебных заведёяиях, но и по окончании школы активно участвовать в деловой жизни страны.
В § 3 описывается и анализируется деятельность армянских школ в 1950-х гг. Разразившийся экономический кризис в начале 1950-х годов и напряженная политическая оитуация нанесли удар по государственннм и особенно по частным школам. Армянской общине приходилось напрягать все силы, чтобы сохранить действующие школы. В этот период община имела 53 учебных заведения, из них - 26 "национальных", в которых училось 5.677 учащихся, преподавало 253 педагога, бюджет составлял 256.800 л.ф; протестантских, соответственно I.9S7 учащихся, 105 педагогов, с бюджетом 150.700 л.ф.; 12 католических, с 2.100 учащимися, 90 педагогами, с бюджетом 131.000 л.ф. и 4 частные, с 750 учащимися, 60 педагогами, с бюджетом 200.000 л.ф. В параграфе такжа даются исторические подробности и анализируется деятельность некоторых армянских школ, действовавших в этот период.
В § 4 характеризуется деятельность и развитие армянских школ в 1960-е и в начале 1970-х гг. Этот период можно определить как период расцвета системы образована в армянской общине Ливана. Об этом в первую счередь свидетельствует рост чис-
ла учебных заведений и учащихся.
К концу 1960-х гг. количество "национальных" и частных школ увеличилось на 19$, число учащихся - на 22%, педагогов -на 47$, бюджет увеличился на 75$. Число католических школ увеличилось на 8$, соответственно учащихся - на 31$, педагогов -на 55$,' бюджет - на 83%. Количества протестантских школ увеличилось на 39$, соответственно учащихся - на 55$, педагогов -на 66$, бюджет - на 88$. Как видно из приведенных донных, особенно бросается в глаза рост числа педагогов и бюджета школ. Для первого случая большую роль сыграло то обстоятельство,что стараниями учебных советов и педагогических коллективов некоторые школы продолжили путь внедрения полного среднего образования, в связи с чем увеличилось чирло классов и количество пре-преподаваемых предметов, а соответственно и педагогов. Выпускники этих учебных заведений, сдав соответствующие государственные экзамены, получали степень бакалавра, что давало возможность без сдачи вступительных экзаменов поступать в высшие учебные заведения. Этому способствовала также принятая в 1965 г. новая учебная программа. Рост же бюджета шкод свидетельствует о том интересе и внимании, которые оказывались школам как очагам сохранения национального самосознания и языка.
В третьей глава диссертации исследуется развитие системы образования в армянской общине Ливана в 1970-х и 1980-х гг. Приведены также статистические данные относительно школ, учащихся и педагогов по следующим параметрам.
1. Общее количество школ.
а Дифференциация пкол по конфессиям; б) бюджеты школ по конфессиям.
2. Сравнительные данные, показывающие оснащенность пкол педагогическими кадрами:
а) количество педагогов по конфессиям и по школам;
б) зарплата педагогов.
3. Качественный уровень педагогов:
а) количество педагогов
_ имеющих диплом университетов, - степень бакалавра и право;
б) имеющих образование начальной школы.
1. Сравнительные данные, показывающие количество учащихся:
а) по конфессиям;
б) по уровню школ (начальные, средние, высшие).
5. Сравнительные данные, представляющие проценты учащихся, успешно сдавших государственные экзамены:
а) по конфессиональной принадлежности школ;
б) по уровню школ.
Большинство да-1ных приведены в сравнительной динамике по годам. Исследование этих данных, а также других материалов об армянской школе на фоне исторических событий, происходившие Ливане в этот период, позволили провести анализ деятельности и развития учебных заведений.
В § I приводится более подробное и углубленное исследова- ' ние учебной программы, системы и методов воспитания, а. также внутренней жизни школ, что позволяет понять, каким образом армянам, живущим вдали от родины и в чужой для себя среде, удается сохранять язык и национальное самосознание. В первую очередь следует отметить, что армянские дети в Ливане, за редким исключением, посещают только армянские школы. Во всех них,параллельно государственной, применяется национальная учебная прог;ч:мма. С детского сада, который имеется почти при всех школах, начинают преподавать армянский алфавит. Таким образом дети, поступившие в первый класс, уже умеют читать и писать на родном языке. В течение учебного года преподаванию армянского языка предоставляется от 7 до 10 академических часов в недолю. При этом с шестого класса начинается изучение древнего армянского языка - грабара. С перзого же класса начинают проходить историю армянского народа, а в более старших классах - ■ географию Армении, армянскую литературу, а в некоторых школах-- историографию в историю армянского театра.
Помимо всего вышеперечисленного, в школах проводятся различные мероприятия культурного и научного характера, имеющие цель сохранить национальный облик подрастающего поколения. Организуются лекции по различным историческим, литературным, нравственным, гражданским и другим вопросам, викторины на ар-меноведческие темы, концерты, основная часть которых посвящс-
на национальным песням, танцам, чтению стихов и постановке пьес, просмотры документальных и художественных фильмов, присланных и Армении, встречи с гостями с родины, путешествия в Армению и т.д. Таким образом, молодежь, окончившая арлянские школы Ливана, параллельно с обязательной учебной программой, получает образование и воспитание в национальном духе, что в первую очередь способствует сохранению ее национального облика и самосознания.
§ 2 посвящен изучению деятельности армянских школ в первые годы войны в Ливане. В первые месяцы военных действий почти все армянские школы приостановили свою деятельность. С начала 1976 г., когда военные действия сконцентрировались в 6а-пядной части Бейрута, школы вновь открылись. Однако, в последующие годы непрекращающаяся война и связаннее с ней начало эмиграфш армян из страны, а также инфляция вынудили некоторые учебные заведения прекратить свою деятельность.
До 1985 г. Ливан покинуло 50% всего армянского населения. Соответственно сократилось число учащихся в школах. Из действовавших до войны 68 армянских школ к этому периоду осталось 55. Из них 19 "национальных", 13 протестантских, 12 католических и II частных. Число "национальных" школ сократилось на 9$, количество учащихся на 7,4%, однако при этом увеличилось число педагогов на 9,7$, что, очевидно, произошло в связи с внедрением среднего и полного среднего образования еще в некоторых школах. Если в 1971 г. в числе "национальных" школ действовало три колледжа и одна средняя, то в 1984 г. имелось уже четыре колледжа и три средние школы. Значительные качественные изменения произошли и в составе педагогов. Если в 1971 г. из числа всех педагогов только 15$ имели университетское образование и 16$ диплом колледжа, то в 1984 г. их имели соответственно 21% и 92% от числа всех педагогов".
Число протестантских школ сократилось на 13$, однако увеличилось количество учеников на 36,9$ и педагогов ча 32,9$. Следует предположить, что до 1985 г. из числа протестантов проживающих в Ливане эмигрантов было очень мало. Увеличилось также число колледжей. Если в довоенный период их было пять, то теперь стало семь.
Г!ная ситуация сложилась в католических школах. Несмотря на то, что число учащихся сократилось на 16,3$, в то же время не закрылась ни одна школа, а количество педагогов увеличилось на 15$. Самый тяжелый удар война нанесла по частным школам, их число сократилось на 43$. Приблизительно на столько же сократилось число учащихся и педагогов.
Несмотря на тяжелую политическую и экономическую ситуацию з стране, административные власти и учебные советы проводили мероприятия с целью улучшения экономического состояния армянских учебных заведений, увеличения числа учащихся и укрепления системы национального воспитания и образования подрастающего поколения.
В 5 3 характеризуется положение школ во второй половине 1980-х гг. Непрекращающаяся война и возрастающая инфляция еще больше ухудшали экономическое состояние армянских учебных заведений. Вследствие возрастающей эмиграции из страны число армян в Лиьаие сократилось к концу 1980-х гг. до 100.000, что составляет 35,7$ от числа армянского населения, проживающего на территории Лизана до войны. Однако количество учащихся в армянских школах сократилось всего на 30$ Можно предположить, что в период войны из страны выехали в основном семьи, в которых было мало детей школьного возраста. В этот период действовало 46 армянских школ. Из них 17 "национальных", 12 католически, 8 протестантских и 9 частных. Общее количество учащихся составляло 12.924. Из. них 33$ в "национальных", 32$ в католических, 18$ в протестантских и 17$ в частных. Административные органы организовывали мероприятия для сбора средств для армянских школ. ,71ногие армянские общины, и в особенности община США, в свою очередь оказывали материальную помощь аршн- . сккм учебным заведениям Ливана. Постоянную помощь в виде учебников, писыленных принадлежностей, спортивного инвентаря, оснащений для лабораторий и т.д. оказывала Армения.
Выделенные средства, материальная и моральная поддеркка позволяли не только сохранять действующие школы, но и проводить мероприятия для повышения их качественного уровня. Таким образом, армянской общине Ливана, несмотря на продолжающуюся войну, до конца 1980-х гг. сохранила свой статус куль-
турного и общественного центра в диаспоре. Оо этом свидетельствует хотя бы тот факт» что ни в одной другой армянской общине в этот период не действовало столько школ. В СМ их было 20, во Фраьции 4, в Сирии около 20-ти, в Австралии 2, а в Ливане 46.
В заключении излагаются следующие итоговые выводы, сделанные на основании проведенного исследования:
1. За годы своего существования армянская община Ливана создала разветвленную сеть учебно-воспитательных учреждений, которые своей внутренней организацией, высоким образовательным уровнем и квалифицированным кадровым составом свидетельствуют о просвещенности и кизнестойкости армянского населения Ливана.
2. Административные органы армянских учебных заведений Ливана и сконцентри ованкые зокруг них педагогические кадры смогли создать я .сформировать систему национального образования с присущим только ей задачами, принципами и оссо.;;ностями. В этой системе проявились как национально-просветительские традиции, так и передовые педагогические достижения - организация учебного процесса, новые методы преподавания я воспитания.
Применение такой системы позволило поднять армянские национальные школы Ливана на уровень, соответствующий современным требован'.:ям и одновременно дать детям такое образовение и воспитание, посредством которого они могли не только сохранить национальное самосознание, но и стать полноценными гражданами Ливана.
3. В течение десятилетий армянская община Ливана являлась основным очагом национального самосохранения, крупнейшим культурным и общественным центром во всей армянской диаспоре. Так, большое число армянской интеллигенции, общественных и культурных деятелей, которые в настоящее время живут и действуют в других странах, образование получили в армянских школах Ливана.
Педагоги., которые вынуждены были эмигрировать из Ливана по причине войны, приступают, по возможности, к работе в армянских учебных заведениях других стран, привнося туда методы
и формы образования и национального воспитания.
4. Прослеживается несомненная роль Армении в деле сохранения и развития армянских школ диаспоры, в том числе и Ливана. Материальная помощь и моральная поддержка со стороны Армении, осуществляемые как с момента возникновения армянской диаспоры и по настоящее время, являются мощным стимулом в деле сохранения единства и монолитности национальных сил.
5. В течение всей вековой истории армянская национальная школа занимает исключительное место в борьбе армянского народа и, в частности, диаспоры, протиз ассимиляции и в деле сохранения национального самосознания. Армянская диаспора всегда глубоко осознавала и осознает огромную ценность национального образования и воспитания, так как именно они являются тем -необходимым фактором, который способствует сохранению родного языка, литературы, вековой культуры и национального облика.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Армянские учебные заведения в Ливане (1922-1980-е гг.). - В журн. Вестник общественных наук Академии наук Ар:,шнекой ССР, !h 2, февраль 1990, Ереван (0,5 п.л.).
2. Школа "Саакян-Левон мкртчян" в Бейруте как передовое общеобразовательное учреждение ливанской армянской общины. -Тезисы докладов на ХГ1 республиканской научно;! сессии молодых востоковедов при Академии наук Армянской ССР. Армянское отделение Всесоюзной Ассоциации востоковедов Института востоковедения, Ереван, 1986 (0,1 п.л.).
3. Вопрос преподавания арабского языка в армянских школах Ливана. - Тезисы докладов на ХШ республиканской научной сессии молодых востоковедов при Академии наук Армянской ОС?. Армянское отделение Всесоюзной Ассоциации востоковедов Института востоковедения, Ереван, 19Ь7 (0,1 п.л.).
'4. Система образования в армянской общине Лизана на современном этапе. - Тезисы докладов на XI7 республиканской научней сессии молода« востоковедов при Дкадсглкп наук Ли;-лнекей ССР. Армянское отделение Всесоюзной ."псог'ацгк востоковедов Института востоковедения, 1>еван, IS't'B (0,1 п.л.).
5. Армянские учебные заведения Ливана и Сирии в 198788 гг. (на примере Бейрута и Алеппо), - Тезисы докладов на ХУ республиканской научной сессии молодых востоковедов при Академии наук Армянской ССР. Армянское отделение Всесоюзной Ассоциации востоковедов Института востоковедения, Ереван, 1989 (0,1 п.л.).
6. Национальное обучение и воспитание в армянских школах Ливана. - Тезисы до!;ладов на годичной научной сессии Отдела истории и культуры зарубежных армянских общин Академии наук Армянской ССР, Еревал, 2988 (0,1 п.л.).
7. Армянские национальные.школы Ливана в годы гражданской войны. - Тезисы докладов на П 'годичной научной сессии Отдела истории и культуры зарубежных армянских общин Академии наук Армянской ССР, Ереван, 1989 (0,1 п.л.).
8. Структура армянских школ Лизана после провозглашения независимости в стране. - Вопросы армянского диаспороведения. Сборник статей, том I. - Ереван. Издательство Академии наук Армении (0,75 п.л.). - Принята в печать.
100
Цех "Рогапринт" Ереванского госуниверситета. Ереван, ул. Мравяна fö I.