автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Британский колониализм в Уганде в1894 - 1962 гг. (межцивилизационное взаимодействие)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Никитин, Михаил Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Британский колониализм в Уганде в1894 - 1962 гг. (межцивилизационное взаимодействие)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Британский колониализм в Уганде в1894 - 1962 гг. (межцивилизационное взаимодействие)"

чн

' Саратовский ордена Трудового Красного Знаменч государственный университет ил. Н.Г.Чарншвевского

РГ8 ОД 3

На правах рукописи. Никитин кихаил Дмитриэвдч

УДК 967.

Британский гтлойиишаи я Уганде в 11194 - 1962 гг. / ыехвдвилиэ дионнсв вава-юдейотвио /.

Специальность 07.00.03. - Всеобщая исторля / новейшая история Л

Автореферат диссертапкк на соискание учзней степени каэдвдата яаторипескгос наук.

Саратов - 19Р4.

Работа выполнена на кафедра истории нового и новейшегр времени Саратовского гаоуварствзкного университета им. К.Г.Чернышевского.,

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор исторических наук

профессор И.Д.Парфенов.

(ЯМЦИАЯЬШЕ ОППОНЕНТЫ - доктор исторических наук

И.В.Сйедзевский кандидат исторических наук \.С.Балезин

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯИнститут стран А&ия и Африки при МГУ.

Защита состоится " с,Сс€4'<Л 1994 года в _____часов

на ааоеденки Специализированного Совета Д.063.74.03. но присуждению ученой степени доктора исторических неук при Саратовском государственном университете ям. Н.Г.Чернышевского по адресу: 4106Ю г.Саратов, ул.Радищева 41, ауд.18.

о диссертацией можно ознакомиться в чнт&гьном зале КЗ

Научной библиотеки Саратовского госуниверситета.

Л

Автореферат разослан . Ш4 года.

7ченый секретарь Слоцяалиэировашюдо Совета кандидат исторических наук

доцент ■ЦшшЛ0Б в«н'

- 3 -

Актуальность исследования. На протяжении последних счолстпй ялвечвство вступило в новый этда своего исторического разпятил характерными для него резко усшшвЕимися процессами рчдикаль-х изменений ео всех ©Герах уиэни. Его наиболее характерные чер-— усиление тенденций к росту интеграции, взаимовлияния и сот-дничества, Еятерчапионалиэация мирооих процесс^®, становление 1Щ0.1 мировой хозкйстзэиной система и единого ин$оунацисиного остранства. На смену--анклавным цивилазапионнкм рчагам развитая, незначительной степени или почти т эаштзресованшш в яктивнск« акмодействш, пришел новый этап ггкроюй истории, который привел преодолении разделявших народы мира барьеров, к выходу аа ранка оей конкретно-лсторитсокоЯ формы общественного бытия, га луеде-своеС цивилизации, к активному меякультурному диалогу и взаи-обогшзениа культур.

Такому повороту истории человечество .обязано европейскому легализму, жизнеспособность которого невозмсгшн оез постоянного агрессивного самоБоспроизЕодстш, без расширения вапръ к вглубь. * особенности индустриальной фазу развития европейской пишш«-нш усилили ее изначально тзкстраварткый характер. Внешним про-¡ан'.том такого характер европейской цивгаизалия явилась крчоик->ноя экспансая нового времени и создание единой слсжно-струцту-юханной система мирового капиталистического хозяйства, однил из тавных знчньзв которой стали колониальные п завяскмка стради. Колониальная гпсхя в истории африканских стран уникальна ао ей радикальной направленности в интенсивности юздеЯстьия на иальвыв организма и жяянь людей. Это перяод активного межкучь • ного диалога, столкновения а взаимодействия различных нчвили-ий, которые проилк длительный путь самостоятельного истори-кого развития со свойстэ^шой им динамикой а особенностями. \ктуалы;ость изучения колониальной эпохи песодооцна, так как згавт разобраться в сложных и противоречивых г'рецесоах, проис-такх а современных странах Африки, вскрыть причины и истока ин-1их. проблем, выяснять,где лежат коонк отсталости десятков госу-•тв. Изучение колониального варианта межздвялпяацгониого вдаи-(йствия также позволяет выйти на понимание более глобальных 'леи взаимодействия различных цивили?эдуй э современных усло-, что особенно актуально для нашей стрты, встдкнйй на путь итого диалога с лругими культура».® я цивилизациями.

- А -

За вредшествугаий период своего развития наукой накоплен огромный фактический материал по колониальной и посгколониальной истории Африки, пс своеобразию неевропейских обществ, но самобытности их культура. В течение последних лег совокупные усилия африканистов и востоковедов привели к постепенному отказу от неадекватных редукционистских исследовательских подходов, от догматических стереотипов при анализе колонлальпых процессов, к распростране-ниы в исторической науке "цивилнзацяонного" измерения история. Задача ученых на современном этапе — восполнить лакуну конкретно--историческкх исследований процеосоз колониальной трансформации традиционных африканских обществ, выявить особенности и закономерности их протекания, вскрыть причины неоднозначной реакции костных обществ на европейские инновации, степень трансформирован-иости обществ к моменту достижения независимости, осмыслить историческую роль колониализма.

В данной работе в качестве объекта нсследова: ия избрано одно из колониальных владений Великобритании в Восточной Африка — протекторат Уганда. Угавда представляет особый интерзс, так как в ее состав были включены многочисленные народи не только различавшиеся по языку и тгяту хозяйственной деятельности, но в по уровни политического развития, представляя практически весь спектр стадий политогенеза, достотнутых народами Тропической Африки к моменту колонизации. Это позволяет виявгть сходство и отличия процессов колониальной траксфрмауии различных народов в условиях одинаковой колониальной политики. Уганда интересна также тем, что на протяжении многих веков до середины 19 ьока развивалась как-бы вне мировой истории, в условии практически полной изоляции от бопео разгших -обществ.

У'атори&гуаФия пооблеун. Научное осмысление процессов и итогов колониальной трансформации традиционных обществ Уганды, реакции местных народоа на воздействие европейской Щ!вилизации началось после второй мировой войны. Б основе напраа^ений исследований лежали ''и; интересы развниш сгдгой ».ауки, так и потребности пра-;тгзл: с?:1£1 Угакды г объективных научных данных для проведения сь:еП политики, вследсгвие чего научные исследования имели прак-г:!1:ески-г.г-','-ааг.:юй характер.

Р 5?-о годи особое внимание удалялось изучению традиционных и стргуеплнх гс-'.яричвзкл* сксгга у гестних народов, нэпах гилов ли-

черства, к написании работ в духе британской политической антропологии. Работы Л.Фоллерса и А.Саутхоллз - наиболее значимы« в рамках этой проблематики.* Это работа структурно-функцконалистс-кого направления с основным витанием к изучена» колониальной эволюции /в рамках веберианской модели - от "традиционно;!" ^бюрократической" системе организации власти/ социально-политических структур у басога и алуров. В 1959 г. на основе результатов полевых исследований под редакцией 0.Ричарде вышла книга "Восго'шоаф-риканские вохди", посвященная анализу места л роли института колониальных вождей.*1

Появились и нэрвые чисто исторические исследования. К.Ингхам тунктуально воссоздал историю Угандь с момента первого появления ш ее территории европейцев до 1S56 г., показывая масштаСнке пересены в жизни местных народов и эволюцию колониальной политики ар.г-1ичаи.^ В 2960 году вышла работа Д.Лоу и Р.Пратта, в которой под-юдко исследованы политика "косвенного" управления и история под-■отовки и подписания англо-б угандийского соглашения 1900 г. Это оглашение завершило и закрепило "революцию" конца 19 века в подраспределении политической власти.4 Работа P.My серджи "Пробле-а Уганды. Исследование аккультурация" полонила начало марксистс-ому направлению в историографии Уганды.5 Эту работу по праву ожно назвать первым опитом комплексного осмысления проблем аккуль-урании, взаимодействия различных цивилизаций в колониально» Уган-8.

В 50-60-е года выходят также работы, посвященные изучению :<о-зниальних процессов з экономической и политической сферах лизни, гсомнй вклад в изучение .'гаады внесли исследования колониальных времен на уровне отдельных регионов и народов. 3 работах Дж.Блт-

Fallers LA. Bantu bureaucracy. Cambridge,1955- Southall А И

Uur society. A study in proeneees and types of domination

Jambridge,1956-

Sast African chiefs Z.,1959

Ingham К The making of modern Uganda L.,195C

,ow D.A ,Pratt R.С Buganda and British overrule 1900-1955 Two

itudies. I, ,1960

iuk'nerjee R The problem of Uganda. A etudy in coculturation. lerlin, 1956.

б -

tí!, <!.Джирзангй и других системный анализ современных африкански обществ сочетается с историческим изучением колониальных процессов, обращенном к градационной культуре и мифологии, осмыслением различной реакции местных обществ на европейские инновации.1 Осо бое место в в-'ям ршц занимает коллективная монография "£ади короля'', посвящокная проблеме лидерства и социального статуса в Бугакде какание незагаситсти.2 В основе исследования лежит гипотеза, что модель ответа этносов на британское владычество и ввол брлтексдас административных институтов зависела з основном от традиционной политической структуры и ценностей.

Распространение в западной историографии теории модернизации нашло отражение в историографии Уганды. Появились работы, в кото рцх авторы питаются оценить соотношение сил модернизации и трэда щюналпэма, степень мсдернизированности местных обществ."* В рамках потенции модернизации напкеано и фундаментальное исследование колониальная процессов в Угавде Д.Эптера.4 Автор доказывает, что "модернизирующаяся автократия" в Бутаддо может легко адаптировать новые институты до тех пор, когда инновации начинают ставить под сомнение сам принцип института правителя. В этом пу ikt< либо модернизация останавливается, либо осуществляется переход i другому принципу власти. • - . -

Из работ 70-х годов стоит выделить исследование Дж.Тсша, Анализируй колониальную трансформацию безгосударственною общзс-ва ланги, автор просле-тавае? значительную преемственность докол< ниального и колониального общества, показывает чуждость админис-ративних инноваций традиционным эгалитарным политическим ценностям. Еще одна работа посвящена изучении политической истории ди риктов Уганды с 1947 по 1967 г.6

В 70-80-х гг. историография колониальной Уганды пополнилась

1Beattie J. Bunyoro An atricen kingdom.I!.Y. ,1960» Girling V К Tha Achol.i of Uganda L-. 1960j .The King's men. U., 1964

transformation oí East ¿fric«.H '£ ,1966} Tradition and trw .eitJion in East Africa.Berkeley, 1969

Apter 0 E Ibe political ¡cingdcw in 'Jgmitia Princeton, 1967 ^Toab J Clcn Iteders ana colooisi chieie in lAngo. Oxford,1976. Uganda district government and politice 1947-1967 Madison,1977

- ? -

трупами угандийских историков. С.Киианука посвя?кл свои рябому "демифологизация" колониальной истории.1 Автор считает "мимическими" различая систем "косвенного'* и "прямого" правления ; достижение независимости - результат борьбы и давления национализма, ft не просвещенной европейской политики.

В работах Т.Кабвегьере, М.Маадани, С.Карупгре анализируются рааяичнне аспекты колониальных процессов - проблемы колониальной администрации, места и роля крлоидачьных вовдей, система "косвенного" упрагленю:, формирование новых классов, источники ijnyr— роиних'конфликтовав Уганде, проблемы ьащтаналько-госудйрстъочио-го строительства.¿ Дчя всех этих работ характерна антиколониальная напрашенность, критическое восприятие п ] «о ó раз о г,з т е л ъ н о if деятельности англичан. В рамках революционно-демократического течения обостренной мыоли написана работа Д.В.Набудере ЧЬлпериа-лизм и революция в Уганде"."* Б этой работе оЗиярнкй и добротно подобранный фактический материал по колониальной экоюшко Угал-ды сочетается с некритическим переносом догматов каркскода-лени-низма на историю Угавдц.

У истоков отечественной историографии колониальной истории Угаяди стоял один яз основоположников отечественной зфркканк тика Г.К.Гернгрос, чьи работа начала 30-х юддясаны псе адонисом Dr. 3 1931 г. р.стла его работа "Британские колонии ь Восточной Африке", где подобно освещены экономическое состояние колоний, их финансовая система, тенденции развития со/тьского хозяйства, ан< ш-)ей торговли,"* Автор приводит большое количество разнообразию: lainiux, показывает состояние система образования и текшими р ^-¡ктия народонаселения.

В послевоенный период внимание отечвств<ш;ых историков сряв-екали проблемы развития колониальной экономики*'. вопросы нацио-

Kivtanuka 5. Pro в colonialism to independence- K--iirobi,l973. Kabwegyero T. B.The politics oí a tato formation ¡:¡.iroDi, 1974» Xarugil-e S-R. A political hletory oC Uganda.¡ieirobi, 19B0i Mesdani Я Poli, tice end olass formation iu 0gíu;-3a L-, 1976. «abuder» D B. TaperialiEm tmd revolution in Jganda. L., 1980. Йг. Британские колонии в Восточной Африке. Н,- Л., 1S31.

lлугов A.M. Британский империализм з Восточной Африке /1945-19оС/.М. ,1562 ; Таланова й.Ь. Аграрная по/л<тшл брзгеаиского империализма в Еуганде // Краткие сообщения /ян-г етногргфин/. 'Л., 1Э4Э. Вая.7.

- 3 -

иалыго-освободительного движения'1', влияния религии на политическую н'лзнъ crpiiîi Восточной Африки. 2 1973 г. вшила новаторская п плане доследования. итогов колониальных преобразований в Угандо работа Ю.В.Лукояяна^. Автор на осасве тщательного изучения материала показал перемены, значительно измониапие ссциальнуи структуру местных обществ и приведшие к зарождение африканского рабочего класса, буртсуазии и интеллигенции.

Весомый вклад в изучение колониальной историк Угацды внесли работы А.С.Балезина, посвященные как'отдельным сторонам колониальных процессов /трансформации поземельных отношений, офорыле-ншо протектората и т.д./, так и целостному их восприятии.4 В монографии "Африканские правители к вожди s Уганде" автор особое внимание уделил проблеме эволюции традиционных властей в колони- _ альнай период. В '1993 г. А.С.Балезин опубликовал статью с исследованием особенностей колониального синтеза в структурах колониального общества Уганды. ° HoECfS явилась попытка автора вычленить ■ "макрокласси" в социальной структуре Уганды.

В хронологической последовательности история Уганды кзлокэна в коллективной монографик Н.А.КсеиофонговоЙ, Ю.В.Луконина, З.П, ' Панкратьева.6 Отдельные аспекта колониальных преобразований исследованы в монографии В.А.Субботкла.7 Изучений этнических процессов

^ Луконин Ю.В. йодьем нациопапько-осьободктельного двюизнзя в Уганде в 40-60-х годах {/ История Африки. И. ,19?1 ; Панкратьев В.П. Политические сшш Уганда накануно независимости Ц Народы' Азид и Афркки. 1979. $2.

2 Малышева Д.Б. Религия и политика в странах Восточной Африки. М.,1374,

о

J Лукокт: Ю.В. Формирование новых еовдалы-гьгх скл Угазды в годы английского протектората// Тропическая Африка /проблемы истории/. М. ,19/3.

Л

4 Балсзкн A.C. Африкаискке правители и вожди в Уганде. М.,1986 ; ■ Трацс^-.шэция поземельных отношений в Уганде /1900-1939/// Ягуюды Азии к Африки. 1978. #4 ; другие работы.

® Бадегиг. A.C. Сгладыванлс колониального обиества в Уганде /особенности колониального синтеза/// Колониальное общество Тропической Африки : взаимодействие цивилизаций? U, ,1903;

ь ХсеноФонтовг. fi.А., Яуконии Л.Б,, Панкратьев В.П. История Уганды 3 ..свое к агвейшво время. Ы. ,1904.

' Субботта В,Л. Великобритания и <?э колонии. Тропическая Афркка б 1913- 1S5Ü гг. г.?.. 1992.

в колониальной Уганде посвятила своп работу с.С.Годпнер.1 Автор привел к выводу, что за полвека колониального господства косвенное управление добилось результата, обратного желаемому, то ость усадило межэтническую рознь.

Можно сделать вывод, что хотя проблемы колониальной истории Уганды £ той или иной степени затрагивались многими авторами, обобщающей работы по осмыслению особенностей и итогов мекшпкли-эацяоаяого взаимодействия в колониальной Уганде до сих пор нет.

Цель ч задачи исследования. Поль» диссертации является комплексный анализ характера и особенностей колониальной транс^орма-аг.я традиционных обпсств Уганды. Особое внимание уделяется изучений уровня общественного развития местных обществ к моменту колонизации, особенностей традиционной культуры, непосрздсгвпкно влияниях на ход и итоги колониального взаимодействия, выявлению факторов, обусловишя конкретную форлу протекания'данных про-пессов и природу ответа на ¡¡некультурные инковашш.

В диссертапии исследуются особенности колониальной трансформаций на разных этапах, выя&ояются каналы внедрения колониален'« инноваций. Важнейшей целью работы является изучение итог'ов данного мевдивилкзаиионпогэ взаимодействия, степени трансфорглированнос-ти местных обществ к моменту достижения Угандой незаплскмости.

Хронологические гасти работы охватывают весь колэниаиьнуИ период в историк изучаемых народов: с 1894 г., когда был офимадьио провозглашен протекторат Великобритания пая Бугавдой, по 13о2 г., в котором Уганда была провозглашала независимым государством.

. Теоретическая и методологическая основа. Комплексный анализ колониальных процессов подразумевает необходимость сочотанит различных подходов, методологических приемов и средств. В .качестве, теоретической основы используется разрабатываемся в отечественной науке кошдегпкя "колониального общества" ка>с особого этапа и ис-торяи'стран Азии и Африки. Применение в работе гшвялия анионного подхода обусловило рассмотрение колониально.'* эпохи, трансфсрмапил традиционных африканских, обществ как. результата ' столкновения и БЗагшодо'истьия европейской и. африканской цивилизаций, активного меякультурного диалога.'

Так как Уганда была, включена в оиягеиу апгроюго хозяйства, и

Л Годинер З..С. Багааса » зотг-исагаг ооогтедсы' в Уганде /колбагаль-'.' :чый период/# Каевг ж-ггарада. ..ЗвгсЛг. 19вЗ. . .

качестве составного эвена, то характер и направленность перемен в значительной степени били предопределены местом протектората в си^текв метрополия-колония и тенденциями развития этой систему в пеллм. От с юл о точность системного подхода при изучении характера ФункцлопироЕанга и &болвдия колониального госупаоства.

В заботе также используются отдельные методы социологии, социальной антропологии, культурологии.

Иаточчикопая база исследования. Диссертация базируется на источниках различных типов. Так клк местние общества не знали в до-европсйский период письменности, основными источниками при изучении традиционных^ обпеств являются труди побывавших в Межозерье (тутепественню'об^, мемуары а труды миссионеров^, работа зафиксировавшего устную народную традицию А.Кагвы. Источники атого типа содержат богатый фактический материал ло истории проникновения еврог.еАцев, по общественной и религиозной жизни местных народов.

Изучение колониальных процессов опирается на более широкий круг источников. Это ежегодные отчеты колониальной администрации, в которых содержится значительный фактический материал, показате- . ли ркокомяческого состояния колонии, данные о развитии социальной сферы и т.п.4 Специализированный материал содержится в других официальных публикация как правительства Великобритании /например, доклады комиссий, статистические сборники/, так и правительства Уганды /отчеты комитетов, меморандумы и т.п./. Круг официальных источников дополняют документы политических партий Угавды.

Широкий круг источников по различным аспектам колониальной историк Уганды подобран в сборнике документов, подготовленном Д.Лоу.^ СамостоятелышЯ круг источников составляют труды и мемуары совре-»■¡ешигков я участников событий. Ваяние сведения о колониальной политике англичан содержатся в трудах губернаторов Уганды и теоретика "двойного мавдата" Ф.Дугарда.® Это крайне субъективные ис-

ТЮнкер В. В. Путешествие по Африке /1877-1878 и 187Э-1886/. М., ?1549 ; м другие работы.

Aehe H P Chronicles of Ugandr. L ,1971 j Hattaraley С W The Baranda at home. L , i90Bi Boacoe j L ,1911; другие работы.

Kagwa A The cuetos3 of the b«ganda ¡¡ У ,1934 £Uganda. Heport for 1908-9-1 ,19Ю; И т.д. за последующие годы.

'The mind oí Bugantla Ь ,1971

Cohen A Bxitioh policy in changing Africa Ь ,1953» Dundas С African crossroads t. ,1955! tugard У The dual mandate in Uritisli Tropical Africa L ,1923.

чники, в них большое место уделено пропаганде "цивилизаторской" ссии 'Англии и оправданию колониальной политика европейцев.

Ценные сведения можно гочврпнуть иг работы автобиографичного п.юта кабак« Мутеса fl-го, а также из работ представителей ¡вой африканской интеллигенции - о.Мулиры /публицистическая jв-та, проникнутая духом доброго сотрудничества с англичанами/ н Ибипг;;ры, в которой последовательно прослеяигается пслктичес-я дэолкция Угандн к независимости.*

Зцо одну важную группу источников составляют публикации мате-алов полевых исследований - этнографические исследовашм, мате-алн о состоянии системы наемного труда • ««мигрантов, публ1.;сдции ннше о кизни африканцев в угандийских городах, материалы в студентов. Отличительной чертой этих источников является пикая степень объективности данных, которые собрайн ярофэссио-1ышми учеными.

Широкий врут доступных источников позволяет достаточно полно следовать и оценить колониальные процесса ь.Уганде.

Научкзл кор^Э{ц и праугкческвя значимость исследования. Ко кип заключается в самом подходе н изучению колониальных процессов: г рассматриааотся комплексно с учетом ведх воздействовавших на >актер и особенности колониальной трансформации обвдстз влутр^н-: и внеатих факторов как медцивллизапшнное взаимодействие, грвке таков комплексное мездисциплинзркое исследование колони-,ных процессов осуществляется на уровне отдельной африканской шш.

В диссертации разработана новая методика исследования постав-лях проблем: акцент перенесен с изученйя "кохониалдного воз-ствия" европейцев ча традиционные общества- па исследование "ко-иального взаимодействия" двух равноу«аствухотк з данном просо сторон ; при анализе африканского участника метоизялизачи-■)го взаимодействия традиционное для историографии изучение ризонтального среза"/уровня общественного развития местных ой-гв к моменту колонизация/ дополнено исследованием "рертккялъ-> среза", т.е. динамики и логики андегенного развитместных ?ств и локальной цивилизации, а такте анализом их меязтничес-

li.-iglra С Th6 forging of «л atricen nation К.X ,1973t tlirb £.U.K. Troubled 'Jgandn 1-,1950г Xuleai ir.lhe Kub&bt ! gug&nda. Desecration oi ray kingdoia. L ,".367.

ких, шюгоглшгааыионных контактов в прошлом, В работе выдвинуть идея изучения "адаптационного потенциала" традиционных обществ.

Показана асвнхронность освоевия в Уганде структурно-организационных и.чковацнй и ценностей европейской цивилизация, проанализирована зависимость активности африканских обществ от уров ик их общественного развития и .велячкны адаптационного потенциала традиционных культур, дана типология колониальной трансформации политической культуры африканских обществ.

Полученные результаты и методика могут кспольэовать'ся при изучении других мбяашвкдизационных контактов прошлого и настоящего, а такяе в преподавании курсов новой и иовейшэй история стран Азии и Африки.

Артюбаакл работы. Материалы диссертации апробированы в сооб тениях на выездных сессиях Научного Совета Института Африки РАБ в г.С-Детербурге/1992 а 3994 гг./, на российско-американской конференции в г.Саратова/1922/, в докладе на кафедре истории не юго и новейшего временя Саратовского госуниверситета.

Структура дкедевтапри. Работа состоит из введения, трех гле заключения, списка использованных источников и литературы.

Рращр работы, •

Во введении обоснована актуальность темы, освещена степень изученности проблемы в зарубежной и отечественной историографи! определэны цели и задачи исследования, его методологическая ос! ьа, охарактеризованы источники, доказана научная новизна и пра; •гическая значимость работы.

В пробой главе "Цивилизация севэрного Межозерья накануне кс лонизация" исследуются уровень и тенденции общественного разви1: традиционных обществ к моменту колонизации, особенности их кулп туры. В §1 "Потестарно-политические а социальные структуры мае нкх обществ" показано, что.в состав протектората Уганда вошли ; роды, отличавшиеся уровнем социально-политического развития. К ганда, баньоро, баторо, баньяиколс создала раняегосударственны! образования. Вследствие принадлежности к единой культу~чо-исто; ческой и политической традиция политические системы этих .народ имели много общего: институт наследственного верховного правит! ля, иерархический азмянисуратаввый аппарат, сходноеодминкстра трвно-территорвальнсе 'устройство ,'• ненаследственный характер 'политической власти адккиис.-гргторов. .. . ... / ■"

Социальные структуры эткх обществ такг.е би4и подобны. В ос.

социальной дифференциации населения лежала причастность к осу-:твлени*> аластно-уграшшнческой деятельности: господствующий )й составляла различные представители власти, на другой полисе сшальнио слоя, занятые производственной деятельностью. Меаду циальнимк верхами и низами существовали отношения господства-цчинения, сглаживаэияеся патерналистский моделью взаимного ш>-цовия, развитей идеологией и практикой реципрокнеота. Процессы литогеназа б данных обществах заметно оперекали классогенеэ.

На яредгосударственвой стадии развития находились басога.ачо-I и злурк, создавшие потестарно-подитическиэ образования различие типов. У октальных народов Уганды осноячув 1юль играли евг-нтарнна социально-лотсстарние структуры обиинно-родового типа, добная асинхронкость обцестванного развития свидетельствует о .зной готовности народов а активным иаштаилазационкам контакта?«.

В 19 веке ускорилась политическая эголтаия традацнонних об-ств, усилились централизатсрскиэ тенденции, возросла масть пра-телвй /глав рапних государств, руотов крупных вождьств, гл&и которых кланов у безгосударствэннкх народов/. В более развита* ществах .укреплялась ноеыс типы солидарности на основе лячност-х иатрокажио-кллонтельных связей, в конце 19 века вознккл. со-парность на основа религии. Рост контактов с внешним миром при-л к усилению экспансии ранних государств,.междоусобицам, к обо-яениа правящих элит. Результат - рост ямуиоствзиного иеравенст-, остров соперничество в правящем слое, рост социальной динициации на всех уровнях обществ. Эти твндоякгк развития облегай процесс колониального проникновения и соответствовали лопг-коломальных процессов.

В §2 "Мевдиввпизацяоиные контакты и адаптационный потенциал адшпюнных обществ" показано,что изучаешь регион являлся тте-зтной историко-культурной обпиостьа,которую можно охарактери-зать как цквилкзацкп "локально-регионального" -дошл. В ее рамс существовали достаточно развитые внутрмрагионзльная производ-зенная специализация я торговля медду различными этносами. Даи-г цивилизация - сложная система,где в качестве подсистем васту-1И отдельное общества,активно розоняровашие в пространство а ¡менк друг с другом и с внешними факторами. Ода имела иерархирую структуру - к моменту колонизации ? качестае центральных [систем рыступаяи ранниа государства Буганда.Букьоро.Торо.Нко].«. явление европейцев совпало с фазой 'цпцъема ьояого иякли в исто-

рии Мгчозерья, которая характеризовалась усилением Бугаздц и во доминированием в регионе. Это совпадение привело к феномену актй) ного сзакмозаштересованного сотрудничества англичан и бататца.

За слою историю местные народы накопили значительный опыт ма ьтнг-геских. межшшмязационных контактов, которые приводили либо к ассимиляции к консолидации местного и ярцшлого населения /багаг да.алурн и др./, либо к возникновению отнокастовой стратификации населения /банъоро.баторо.баньянколе/. йря первом гариаите а народной памяти откладывалось более благосклонное отношение к пришельцем, что способствовало создания благоприятного психологического климата в отношениях с европейцами. Последние появились во время активных контактов местных обществ с представителями арабо-суалилийской цивилизации, которое ускорили ритм жизни местных ' ¡кителей, усилили психосоциальную мобильность олкт, то есть их постоянную готовность к переменам.

В саду различия традиционных культур местные общества обладал! разит адаптационным потенциалом. Наличие иерархических ачастньж структур, ценностейшсподства-подчинения, чинопсчитаная у народов ранних государств могло облегчить их адаптации к колониальным условиям, Соответственно, отсутствие подобных структур к ценностей У Других народов могло препятствовать этому. Общества различались и по критерию социальной мобильности: существовали мобильные) общества с открытым типом социальной стратификации /багаида и др./ и малоподвюкные общества. В первых пепаследсг&еиниЯ характер власти администраторов стгаулировал сорьбу за пост, ориентации на цоети;к?ни0 статуса, чта развивало,ивдквидуалышэ качества у ладей. Во эгорнх господствовала ориентация на пассивное занятие обусловленного возрастом и другими критериями статуса й исполнение "предписанной" традицией ролл.

Анализ а тих и других особенностей традиционной культуры, образа «ьз системы хозяйстза, особенностей межличностных отношений в африканских семьях показал,что адаптационный потенциал, предрасположенность к мезкЦЕвикиэаиионнсму взаимодействию кодени-

лвртоза были Золеь высохши у создавших ранние государст-гл обществ кте Уганды, которые? обладали организационно-структур-шми и а-эншетным:? прядпосалкими д/я успе'аднх контактов.

Вл ктоУ'Р. гл^ре"стали л особенности колониальной трансЛорла-ш:и традиционных облейте Угавдя* исследуются особенности колониальное деакмодейетвчя. В "Осм-яг черти у. приоритеты колениаль-

ной политики англичан" показана специфика этого варианта взаимодействия, заключавшаяся в неравноправности партнеров в рамках новой социальной сущности — британской империи, Подчиненное положение протектората обусловило зависимость направленности и темпов ого развития от интересов метрополии. Подвергшаяся колониальной трансформации Ух'анда была призвана удовлетворять потребности и нужды британской эконсмини.

Зависимое положение Уганды влечет за собой тесную корреляцию периодизаций происходивших там колониальных процоссоз и колониальной политики англичан. Учитывая определенную условность д ¿лоция колониальной политики англичан в Уганде на этапы, выделим дьа наиболее крупных периода. Первый этап /1894-1939/ характоргчовая-ся постепенным развитием протектората, основным вниманием англичан к вопросам колониального управления, обеспечения самс^,кассирования Уганды, сохранения мира и порядка при переориентация экономики на интересы мирового рынка. IIa втором этапе /1940-1962/ акценты сместились, на планомерное социально-экономическое и политическое развитие протектората,'ускорились томны преобразовали«, выросли капиталовложения в нйпрсизвсдственнух* сферу, провозглашен курс на подготовку территории к самоуправлению.

В §2. "Особенности колониальной трансформации африканских обществ на первом этапе. Каналы внедрения инноваций* показана активная роль местных обцеств в этом меяцивилизацковном взаимодействии. Проводимая колониальная политика, инновации били лкп новым импульсом, вызовом изменившейся социокультурной срезы фунчпи-онирования. Африканские общества сами /с учетом ограниченного выбора/ отвечали на этот вызов, влияя тем самым на характер и облик протекания колониальных процессов. Модель ответа зависела от базовых • цивилизационшк качеств африканских обществ, ориентированных на вживание з природную и культурную среду обитания, ча самосохранение и выкиваняе. Местннс общества как самоорганизующиеся вьгеокоадаптивные соцвальные системы претерпевали социокультурную эволютю через' адаптивную кодификации своего культурного насладил, через освоение инноваций.

Анализ преобразований в различных сферах тазни показал -более высокоразвитые в доколониальное вреда общества,обладавшие высоким адаптационным потенциалом,более активно вступают в контакты и осваивают инновации, к наоборот. Наиболее'яркие примеры - 'феномен динамичной модернизации Еуганд.ч и практически полное безразличие

к переменам населения Карамодди.

Среди особенностей и обоих черт колониальных процессов в Угш де— избирательный подход "туземцев" к инновациям, значительная преемственноегь доколониальных и колониального обществ, постепенность преобразований, использование администрацией для проведеню своей политики агентез-багакда, введение института частной собственности африканцев на землю. Выделено три типа колониальной трансформации политической культуры африканских обществ.

Инновации внедрялись через каналы образования, религии, власт них структур, наемного труда, миграции рабочей силы /в работе показано, что ока в колониальное время в значительной степени была пороздением самих местных обществ и предопределена особенностями их традиционной культуры/. Универсальный характер имела тенденция к подражанию.

В §3 "Характерные черты второго втапа колониальной трансформации" показано ускорение политического и конституционного развития протектората. В результате реформ была достроена и развивалась система местного самоуправления /советы/, внедрялись демократические элементы западной политической культуры /институт выборов, расширение электората и т.п./. Шло реформирование и постепенная африканизация центральных политических структур, возникли политические партии. Особенностью этого етада трансформации явилось отсутствие ожесточенной национально-освободительной борьбы, слабость антиколониальных чувств, нарастающий сепаратизм Бугавды.

В экономической сфере ускорилось развитие африканского сектора в промышленности -л торговле. Часть земельных собственников встала на путь капиталистической эволюции своих хозяйств, внедряла современные метода ведения хозяйства, но данный процесс шел довольно медленно, вследствие чего Шехнологическая основа сельского хозяйства в основном осталась прежней. Усолились тенденции роста социальной и имущественной дифференциации, возросла социальная мобильность населения.

Новым явлением стал рост городок, которые играли ви/лую роль в трансформации местных обществ. Город — символ нового образа жизни, символ новой индустриально-урбанистической цивилизации — был социальным котлом, в котором взаимодействовали представителя десятков атноссв, шло взаимовлияние и взаимопроникновение различных культур, формировались новые типы социально!; ор-.'ани-

imni, создавались новыё ценностные ориентации.

В третьей главе "¿¡тоги шкцивилизационного взаимодействия'1 >учается степень трансформированное^ обществ Утаили, насколько [yJoKKM боло воздействие европейской цивилизация. Уганда ветрела свою независимость заметно изменившейся: имада современную >литяческую структуру с демокрагичэскимх инст?лутами /выборы, югопартийность, всеобщее избирательной право/, развивался то-Фный сектор экоьомики, создана развитая транспортная кнфра-фуктура, заложены основы современной системы здравоохранения образоьзкия, к т.п.

Однако быстрая институциоиалнэация v осменне структурно-ор~ шчзационнюс инноваций заметно опережали освоение ценностей [дустриально-городской цивилизации. Результат — Зункшональиог. юдназначенио многих современных институтов но отвечаю их р-к-:ьному содержания в колониальном обществе. Клановая идеология реносялась на современные политические институты, партии основались па этнической и конфессиональной принадлежности, рыоори еврапались в способ выразить свои лояльность клановому лидеру и патрону-вождю, совета прэвра'пались в арену столкновоняя нар-куляристских интересов, во властных структурах процветали кор-пция и фаворитизм.

Произошла лишь минимальная модификация традиционной модели гения хозяйства, а основная масса населения оставалась в рамс традиционных социальных связей. Города оставались анклавами ¡ди огромного массива частично модифицированного сельского со-'ма. Услохионке социальной структуры общества ив привело к ¡обладанию социальных интересов над втнлчееккмк.

Ни в одной сфаро жизни но произошло полной ликвидации традк-iHHiix структур и ценностей. Зачастую позой и старое сосущеог-яли, приводя к взшгданереплвтвнто алемвнтов различных культур, ричудливому сочетанию в сознании яидявада часго несовместимых ностей и установок.

Колониальные преобразования не подорвал!» фундаментальных ов африканской цивилизации: основными соцкялььлми ячейками гвались клан и обншня, сохранилась сила родственных саязай и эанность родственной взаимопомощи, система традицисипых рвля-jhhx представлений я ворованна / с культом предков и т.п./ i лишь достроена христианскими подставлениями, сохранилось

конкретность мышления африканца и пероокализация evo политического сознания. Многие инновации усваивались поверхностно, шел процесс африканизации нововведений.

Африканская цивилизация проявила удивительную жизнестойкость и сбой высокоадаптишый потенциал, позволившие ей гибко откликаться на нововведения и плавно трансформироваться без саморазрушения в новой социокуптурной обстановке.

По тема диссертации опубликованы следующие работы:

1. История колониализма в Африке: цкаилизацкоиный подаод //Новая и новейшая история. Неквуз.иауч.сб. Еып.14. Саратов, 1593

/ в соавт. с И.Д.Парфеновым /.

2. О влиянии ендогенных тенденций развития цивилизации Межозерья на характер взаимоотношений с английскими колонизаторами // Всеобщая и отечественная история: актуальный проблемы. Саратов, 5593.

3. О соотношении формнционного к цивилизацаошюго подходов при изучении доколониального общества Буганда // Новая к новейшая

история. Межвуз.науч.сб. Вып.14. Саратов, 11/93.

Отиотствакццй за выпуск — доктор исторических наук,

профоссор Парфенов И.Д.

Заказ sé 94. Подписано к печати 26.04.94.

Объек 1 п.л. Тирах 100 вкз.

Ротапринт Саратоьского областного упраяления статистики.