автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Бурятская буддийская иконопись конца XVIII - первой четверти XX в.

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Бальжурова, Арюна Жамсуевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Бурятская буддийская иконопись конца XVIII - первой четверти XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бурятская буддийская иконопись конца XVIII - первой четверти XX в."

На правах рукописи

Бальжурова Арюна Жамсуевна

БУРЯТСКАЯ БУДДИЙСКАЯ ИКОНОПИСЬ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В. (по материалам фонда Национального музея Республики Бурятия)

24.00.01 - теория и история культуры (исторические науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 5 ЯНВ 2015

Улан-Удэ-2015

005557168

005557168

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Николаева Дарима Анатольевна

Официальные оппоненты: Сыртыпова Сурун-Ханда Дашинн-

маевна, доктор исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Се-верцова РАН», лаборатория экологии аридных территорий, ведущий научный сотрудник;

Жамсуева Дарима Санжиевна, кандидат исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, будцологии и тибетологии Сибирского отделения РАН», отдел философии, культурологии и религиоведения, старший научный сотрудник.

Ведущая организация: Федеральное государственное учреж-

дение культуры «Государственный Эрмитаж»

Защита состоится 27 февраля 2015 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 21Q.002.02 при ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1. Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» и на сайте: http://www.vsgaki.ru.

Автореферат разослан «_»_2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Николаева Дарима Анатольевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Уникальные памятники бурятской буддийской иконописи имеют большое значение в исследованиях гуманитарных наук как важнейший источник. Буддийская иконопись вследствие своего смыслового содержания, многообразия сюжетов, жанров и стилей обладает особой значимостью в истории культуры Бурятии. Возросший интерес современного общества к ценностям духовного, религиозного и этнокультурного наследия определяет актуальность диссертационной работы, поскольку устойчивость и динамика его развития обеспечивается непрерывностью традиций.

Кроме того, актуальность исследования мы определяем следующими факторами:

— Национальный музей Республики Бурятия (НМРБ) располагает обширной коллекцией памятников буддийской культуры и искусства, ценность и уникальность которых становится с каждым годом все значимее. В фондах музея хранятся свыше 3000 живописных произведений тибетских, китайских, монгольских и бурятских мастеров. При этом собрание бурятской буддийской живописи (тхангка) при количественном превосходстве изучено менее других коллекций. До настоящего времени оно остается областью первичного научного поиска, предположительных соображений о хронологии, периодизации, стилевых особенностей, традиций канона и лубка и т.д.;

— недостаточно изучена история освоения бурятскими иконописцами жанровых разновидностей, стилей, форм, канона и техники, которые отражают их профессиональный рост. Коллекция бурятской буддийской тхангка отображает процесс синтеза национальных истоков, иноэтниче-ских влияний, питавших индивидуальный талант самобытных мастеров;

— требует решения проблема исследования творчества бурятских иконописцев, внесших неоценимый вклад в становление бурятской буддийской иконописи. Их деятельность характеризуется анонимностью, их работы не атрибутированы, а в литературе мало сведений о жизни и творчестве этих авторов;

— к началу XX в. бурятское буддийское искусство достигает своего расцвета. К этому периоду складываются бурятские иконописные школы, возникают предпосылки формирования собственной самобытной бурятской буддийской живописи.

Исследование процесса становления буддийской иконописи Бурятии позволит глубже осветить процесс эволюции бурятского буддийского искусства в целом, выявить тенденции и логику его развития.

Степень разработанности проблемы. Бурятская буддийская иконопись впервые была затронута в общем контексте изучения особенностей северного буддизма в конце XIX - начале XX в. в трудах таких исследователей, как Б. Барадийн, М. Богданов, И.А Подгорбунский, А.М. Позднеев, В.В. Птицын, А.Д. Руднев и др1.

В 20-30-е гг. XX в. в период социокультурных трансформаций, острых диспутов между духовенством и советской властью по вопросам сохранения и использования дацанского искусства выходили острые публицистические статьи и брошюры В. Гирченко, П. Дамбинова, А. Долотова, Б. Тогмитова, М. Саридака и др.2, в которых обсуждалась возможность адаптации буддийского искусства в новой советской культуре.

Бурятская буддийская иконопись стала объектом научного исследования со второй половины XX в. В научных статьях бурятских ученых: K.M. Герасимовой, И.И. Соктоевой, Ц.-Б. Бадмажапова сделаны первые попытки анализа бурятской культовой живописи с позиций искусствоведения и истории культуры.

Значительный вклад внесла K.M. Герасимова3, которая в своих трудах касается теории и практики буддийского искусства Центральной Азии,

1 Барадийн Б. Буддийские монастыри: Краткий очерк // Orient. - СПб., 1992. -Вып. 1; Богданов М.Н. Очерки истории Бурят-Монгольского народа / под ред. проф. H.H. Козьмина. - Верхнеудинск, 1926; Подгорбунский И.А. Зерцало мудрости, которое, рассказавъ о происхождении царства Сукавади, ясно представить достоинства этого святого царства // Известия ВСОРГО. - Т. 26. - № 1, 2, 3. -Иркутск, 1895; Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. - Элиста,1993; Птицын В.В. Селегинская Даурия. Очерки Забайкальского края. -СПб., 1896.

2 Дамбинов П.Н. О национально-художественном строительстве Бурятии // Бурятиеведение. - 1-2 (9-10). - 1929; Саридак М. Об изобразительном искусстве бурят-монголов (критический этюд) // Жизнь Бурятии. - № 5. - 1929.

3 Герасимова K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. - Улан-Удэ, 1971; Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии.- Улан-Удэ, 1999; К истории изобразительного искусства бурят // Зап. НИ-ИК. - Улан-Удэ, 1956. - Вып. 21; Бурятское искусство XVIII - начала XX в. // Докл. ШМеждунар. конгресса монголистов. - Улан-Батор, 1979.

исторических форм национальной культуры бурят. Для нашего исследования большой интерес представляли переводы и комментарии иконо-метрических источников «Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций» (1971) и «Читралакшана в тибетском и монгольском текстах Данчжура» (1995); многочисленные статьи, посвященные национальному своеобразию традиционного искусства бурят и сборник «Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии» (2003), где собраны все основные работы ученого.

В вводной статье K.M. Герасимовой и И.И. Соктоевой4 к каталогу выставки «Искусство Бурятии XVIII-XIX веков» (1970) впервые в советский период была представлена характеристика бурятских буддийских тхапгка, хранящихся в коллекции Бурятского Республиканского краеведческого музея им. М.Н. Хангалова (ныне — НМРБ).

С конца 1970-х гг. выходят работы H.JI. Жуковской с опорой на изобразительный материал (1977); «Старобурятская живопись» JI.H. Гумилева (1975), справочник-определитель иконографических образов Северного буддизма A.A. Терентьева (1988). В работе A.A. Терентьева дана методика иконографического анализа и идентификация персонажей буддийского пантеона, в основу которой был положен опыт создания информационно-поисковых систем на перфокартах с краевой перфорацией, что позволяло почти мгновенно определить около 5000 образов на основе источников.

С 80-х гг. XX в. появляются статьи бурятских исследователей И. Бал-дано, А.Ш. Гомбоевой и С. Цыбиктаровой5, рассматривающих творчество художников-иконописцев 20-30-х гг. XX в. (О. Будаев, Г. Эрдэнийн, Н. Цыремпилон, Е.-Н. Дамбийн и др.), которые в советское время по идеологическим мотивам не освящались в научной искусствоведческой литературе.

С 2000 г. публикуются научно-проектные издания издательско-продюсерского центра «Дизайн. Информация. Картография» по истории и культуре буддизма Бурятии: «Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайка-

4 Искусство Бурятии XVIII-XIX веков. - М„ 1980.

5 Цыбиктарова С.Д. Осор Будаев - мастер Петроградского буддийского храма // Orient. Альманах. - СПб., 1992. - Вып. I; Балдано И. Галсан Эрдэнийн. К истории бурятского изобразительного искусства // Советская 1рафика. 7. - М., 1983; Гомбоева А.Ш. Об иконописных работах зурачина Ни мы Цыремпилона // Тезисы и доклады науч.-практ. конф. Проблемы истории Бурятии, посвященной 70-летаю со дня образования Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 1993.

лье», «Иконография Ваджраяны», «Образ Дхармы. Буддийское искусство от Индии до Бурятии»6 и т. д.

В научном издании «Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье» представлен целый ряд авторов, исследующих бурятское буддийское искусство: С.Б. Бардалеева, А.Ш. Гомбоева, Б. Дондоков и др. В статьях данных исследователей на основе анализа предметов буддийской коллекции Национального музея Республики Бурятия рассматриваются история и самобытные черты бурятского буддийского искусства. В альбоме «Иконография Ваджраяны» представлены 600 тхангка из коллекции музея. Автор-составитель альбома Ц.Б. Бадмажапов в предисловии анализирует стиль, иконографию, символику бурятского буддийского искусства и подчеркивает уникальную черту иконографического собрания буддийской коллекции музея - наличие канонических образов разных школ Китая, Тибета, Монголии и Бурятии.

Большой интерес для нашего исследования представляет монография С.-Х. Сыртыповой «Культ богини-хранительницы Балдан-Лхамо в тибетском буддизме (миф, ритуал, письменные источники)» (2003), в которой прослеживается история развития древнеиндийского культа в Тибете и Монголии, её функционирование в живой бурятской традиции, а также дается описание форм богини, основанные на живописных культовых изображениях из коллекции музея.

В настоящее время Национальный музей Республики Бурятия публикует каталоги музейных предметов (2006, 2012), статьи и научные издания о коллекции буддийской живописи. Общую характеристику коллекции и достаточно полное исследование бурятской буддийской скульптуры дает в своих работах С.Б. Бардалеева7. Коллекция бурятской буддийской тхангка представлена трудами Ц.Б. Бадмажапова8. Коллекция бурятских астрологических икон музея изучена в многочисленных статьях А.Ш. Гомбоевой9.

6 Образ Дхармы. Буддийское искусство от Индии до Бурятии / авт. вступ. ст., прим. и коммент. Ц.-Б. Бадмажапов. - М.: ДИК, 2008.

7 Санжи-Цыбик Цыбиков / Альбом // Автор вступ. ст. С.Б. Бардалеева. - Улан-Удэ, 2006; Бардалеева С.Б. История буддийской коллекции музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. Науч. изд. -М., 2008.-С. 556-568.

8 Буддийская живопись Бурятии. Из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова//Автор вступ. ст. Ц.-Б. Бадмажапов. - Улан-Удэ, 1995.

9 Гомбоева А.Ш. Микро- и макрокосмос в буддийской иконописи (по материалам фондовой коллекции Музея истории Бурятии) // Музей и краеведение:

Оценив степень изученности темы, отметим, что, несмотря на обилие работ, в которых в той или иной степени рассматривается бурятская буддийская иконопись, предметом комплексного изучения она не становилась. Этот фактор обусловил выбор темы и постановку исследовательской цели.

Объект исследования: бурятская буддийская тхангка.

Предмет исследования: формирование и развитие бурятской буддийской иконописи (конец XVIII - первая четверть XX вв.).

Целью исследования является анализ истории формирования, становления и развития бурятской буддийской иконописи на материале буддийской коллекции Национального музея Республики Бурятия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- проанализировать буддийские тхангка конца XVIII - первой четверти XX в. из коллекции «Буддийская живопись» Национального музея Республики Бурятия;

- раскрыть особенности истории становления и развития бурятской буддийской иконописи на основе изучения коллекции «Буддийской живописи» Национального музея Республики Бурятия;

- провести атрибуцию работ бурятских иконописцев, хранящихся в фондах Национального музея Республики Бурятия;

- выявить центры формирования бурятской буддийской иконописной школы;

- рассмотреть влияние иноэтнических традиций, тем самым проследить общие и особенные черты бурятской иконописи;

- выявить самобытные интерпретации иконографических и икономет-рических канонов в бурятской буддийской иконописи из собрания Национального музея Республики Бурятия;

- определить роль и значение общественных и религиозных деятелей, научных организаций в сохранении бурятского буддийского искусства.

Территориальные рамки работы: территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия и Забайкальский край, в частности коллекции Агинского и Цугольского дацанов.

проблемы истории и культуры народов Бурятии. - Улан-Удэ, 1993; Гомбое-ва А.Ш. Символические изображения планет на буддийских иконах // Цыбиков-ские чтения: тез. докл. и сообщ.. - Улан-Удэ, 1989.

Хронологические рамки исследования определены концом XVIII -первой четвертью XX в., поскольку используемые в исследовании буддийские тхангка Бурятии в основном датируются данным временем.

Методологическая база исследования. Представленная диссертационная работа основывается на ряде принципов, определяющих сущностную сторону культурно-исторического исследования:

- принцип историзма способствовал рассмотрению развития буддийской иконописи Бурятии в хронологической динамике;

- ценностный принцип обеспечил исследование совокупности признаков, формирующих феномен самобытной буддийской иконописи Бурятии;

- принцип научной объективности позволил провести комплексный анализ и оценку факторов, обусловивших формирование бурятской буддийской иконописи, основанной на традициях индийского, тибетского, китайского и монгольского буддийских искусств.

Методологическим основанием диссертационного исследования являются следующие подходы:

- междисциплинарный подход обеспечил комплексный характер исследования. Интеграция знаний по истории, культурологии, религиоведению, искусствознанию позволила получить новые характеристики многообразия национального буддийского искусства;

- исторический подход обусловил установление причинно-следственных связей межкультурных и внутрикультурных компонентов в формировании буддийской иконописи Бурятии. Это позволило не только наиболее адекватно рассмотреть и проанализировать собственно живописные произведения, но и выявить их роль и значение в истории культуры Бурятии;

- системный подход позволил целостно раскрыть феномен бурятской буддийской живописи.

Для системного, целостного и сравнительного исследования бурятской буддийской живописи мы обращались к трудам Ю. Елихиной, Ю. Рериха, С. Сидорова, Р. Фишера, Н. Цултэма и Noble Ross Reat10.

10 Фишер Р. Искусство буддизма. - М.: СЛОВО, 2001; Сидоров С. Буддизм: история, каноны, культура. - М.: Дизайн. Информация. Картография: Астрель: ACT, 2005; Noble Ross Reat is Buddhism: A History. - Asian Humanities, 1994; Ели-хина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010; Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. - Самара: Агни, 2000.

Для рассмотрения развития буддийской живописи Бурятии в синхронном историческом разрезе были использованы исследования по истории Бурятии и бурятского буддизма11.

Для анализа бурятских буддийских тхангка мы обращались к трудам исследователей Р. Вира и А. Терентьева12, в чьих работах буддийское искусство рассматривается как предмет символизма. Важное значение при атрибуции буддийских тхангка имеет сборник Джанджа Ролби Дор-же «Древо Собрания Трехсот Изображений», опубликованный под редакцией исследователя С.Ф. Ольденбурга в серии «ВйэНоЛеса Вш1с1Ыса» в начале XX в. г. Санкт-Петербурге13 и сборник «500 бурханов»14, в которых содержатся изображения основных божеств буддийского пантеона.

Методы исследования. В процессе работы были использованы описательный, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический, типологический методы и метод комплексного подхода к изучаемому явлению. Важное место в исследован™ занимает диахронный метод, выявляющий преемственность и динамику процессов формирования и развития буддийской живописи Бурятии в разные периоды, тогда как благодаря синхронному анализу стала возможна его системная реконструкция.

Источниковой базой исследования послужили материалы:

- живописные произведения буддийской коллекции Национального музея Республики Бурятия. Было изучено, описано и проанализировано более 600 буддийских икон;

- фотодокументальный фонд и фонд редких книг Национального музея Республики Бурятия: архивы дацанов, полевые дневники, архив сектора учета и хранения, учетные карточки, книги поступления, научные паспорта предметов, инвентарные книги музейных работников с описаниями предметов, записями истории происхождения предмета и биографические данные об авторах;

11 История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ, 1951; Очерки истории и культуры Бурятии. - Улан-Удэ, 1972; История Сибири. - Улан-Удэ, 1964.

12 Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов / Роберт Бир; пер. с англ. JI. Бубенковой. - М.: Ориенталия, 2011; Терентьев А. Определитель буддийских изображений. - СПб.: Нартанг, 2004.

13 Джанжа Ролби Дорже. Древо Собрания Трехсот Изображений. - СПб.: Ал-га-Фонд, 1997.

14 500 burhans // ed. by Raghu Vira and Lokesh Chandra. A New Tibeto - Mongol Pantheon. - New Delhi, 1963-1964.

- материалы отдела Центра Восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ЦВРК ИМБТ СО РАН), в частности архив Бурятского ученого комитета 20-30-х гг. XX в., отчеты экспедиций по дацанам Бурятии;

- опубликованные материалы по буддийскому искусству Индии, Тибета, Китая и Монголии, а также тибетские, китайские, монгольские буддийские иконы коллекций Государственного музея истории религии, Музея антропологии и этнограф™ имени Петра Великого РАН, Государственного Эрмитажа, Национального музея Республики Бурятия;

- авторские материалы (учетные и инвентарные карточки), собранные в ходе атрибуции и описания буддийских икон коллекции Национального музея Республики Бурятия.

Научная новизна результатов исследования определяется тем, что:

- впервые предпринят комплексный подход в изучении истории становления и развития бурятской буддийской иконописи на материалах Национального музея Республики Бурятия;

- изучены образцы бурятской буддийской иконописи по жанровым, стилистическим, композиционным контекстам;

- выявлены иноэтнические традиции в бурятской буддийской иконописи конца XVIII - первой четверти XX вв.;

- даны авторские описания бурятских буддийских тхангка с выявлением стилистических особенностей и самобытных черт, характеризующих три периода бурятской буддийской иконописи (конец XVIII - начало XIX вв., II половина XIX в., конец XIX - начало XX вв.);

- исследованы предпосылки возникновения бурятских художественных школ буддийской иконописи в конце XIX - первой четверти XX вв.;

- выявлены и атрибутированы живописные работы еравнинских (хо-ринских), селенгинских, янгажинских (оронгойских) и агинских мастеров-иконописцев;

- в ходе комплексного анализа архивных и музейных документов выявлены имена бурятских иконописцев, даны краткие биографические данные и характеристики их творчества;

- определены роль и значение религиозных деятелей, общественных и научных организаций в сохранении бурятского буддийского наследия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основой бурятской буддийской иконописи являются иноэтнические традиции, в частности индийские, китайские и тибетские, которые, соединившись с самобытными национальными мотивами, испытали значительную трансформацию, но сохранив при этом неизменными главные

образы, пантеон буддийских божеств, эстетические каноны пропорций, принципы изображения божеств, сюжеты, символы и форму буддийских тхангка\

2. Специфические свойства и отличительная черта бурятской буддийской иконописи проявляются в авторских прочтениях буддийских иконографических канонов, которые видны в физиогномике божеств, композиции, цветовом решении и ландшафтном фоне;

3. В бурятской буддийской иконописи конца XVIII - начала XX в. выявляются становление, постепенное усложнение семантики и структуры, возникновение собственных иконописных традиций, школ и художественного стиля;

4. В конце XIX - начале XX в. начали формироваться четыре центра иконописных школ - еравнинская (хоринская), гусиноозерская, янгажин-ская (оронгойская) и агинская.

5. В сохранение бурятского буддийского наследия большой вклад внесли деятели культуры, науки, священнослужители (бывшие ламы), научные и общественные организации, в том числе Бурятский Ученый Комитет.

Практическая значимость. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, представляют ценность для практики исторических и искусствоведческих исследований. Результаты проведенного исследования могут быть востребованы в области образования и культуры. Теоретические результаты исследования можно использовать при подготовке специальных курсов по истории, регионоведению, культурологии. Основные положения диссертации могут представлять интерес для культурологов, искусствоведов, этнографов, работников культуры и краеведческих музеев. Результаты предпринятого исследования могут быть востребованы применительно как к анализу развития буддийского искусства Бурятии, так и при разработке экскурсионного материала.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти публикациях и тезисах. Отдельные аспекты исследования получили апробацию на следующих конференциях:

1. IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, 2012);

2. Международный научный симпозиум «Современное буддийское искусство. Традиции и новации» (г. Улан-Удэ, 25-27 июля, 2013);

3. Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы сохранения, изучения и использования культурного наследия в современном музее», посвященной 90-летию образования Музея истории Бурятии и 155-летию со дня рождения М.Н. Хангалова (г. Улан-Удэ, 22-25 октября 2013 г.);

4. Международная научная конференция «Буддизм в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 28-31 мая 2014 г.);

5. Международная научно-практическая конференция «Байкальские встречи - VIII: историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития» (Улан-Удэ, 11-13 сентября 2014 г.).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяя-ются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, описываются ее теоретико-методологические основы и источни-ковая база, раскрываются научная новизна и положения, выносимые на защиту, определяются хронологические и территориальные рамки работы, ее научно-практическое значение, излагаются структура и апробация работы.

Первая глава «Бурятская буддийская иконопись как результат межкультурных и межэтнических взаимодействий» состоит из трех параграфов, в которых выявлены иноэтнические традиции (индийские, китайские, тибетские) заложившие основу бурятской буддийской живописи.

В первом параграфе «Древнеиндийские традиции в буддийской тхангка Бурятии» отмечается, что бурятская буддийская живопись как вид иконографического искусства (настенные росписи, свитки-ла/яа, миниатюры) сложилась и обрела самобытный стиль под влиянием древнеиндийских традиций. Первые данные о технике, технологии изготовления и размерах индийской паты содержались в тексте «Манджушриму-ла-калпа-тантра-раджа» (III в.). Принятые бурятскими иконописцами как основной иконографический и иконометрический канон эстетические нормы пропорций, принципы изображения божеств были первоначально заложены и записаны в древнеиндийских сочинениях о живописи и скульптуре: «Пратималакшана», или сутра Шарипутры, «Читралакшана», тантры Самвары, Калачакры, Красного и Черного Ямантаки. В данном

параграфе обозначено, что бурятская традиция сохранила буддийские символы и образы божеств в том виде, который они имели в Индии.

Во втором параграфе «Китайские традиции в бурятской буддийской тхангка» выявляется, что самобытность и уникальность буддийского искусства Бурятии формируется также под влиянием китайских традиций. Если каноны Индии и Тибета заложили основу бурятского буддийского искусства, то Китай повлиял на интерпретацию отдельных сюжетов, мотивов, элементов и символов. Во-первых, это отдельные божества, популярные в Китае и почитаемые в соседних странах. К таким божествам относятся Будда Амитабха, Будда Майтрейя, Бодхисаттва Авалоки-тешвара, архаты Хвашан и Дхарматала. Во-вторых, китаизированный образ получили ряд божеств бурятской иконографии: Сагаан Убгэн (Ту-ди), Гэсэр (Гуаньди), Даши-Зэгба, Даши-Дондуб (Хэ-Хэ эр-сянь) и т. д. В-третьих, появление пейзажных композиций в буддийской иконописи Тибета и, соответственно, Бурятии обусловлено влиянием китайской культуры, а, именно, китайской светской пейзажной живописи «шань-шуй». В-четвертых, это китайская символика, которая получила широкое распространение в бурятском буддийском искусстве. К известным и часто изображаемым символам относятся растительные, мифологические, космологические, благопожелательные символы, а также животные и птицы. Бурятские художники заимствовали также конструктивные приемы и изобразительные схемы китайского искусства, которые видны чаще всего в иконах с райскими землями будд и бодхисаттв.

В третьем параграфе «Тибетские традиции в бурятской буддийской тхангка» отмечается, что буддийское искусство и иконография Бурятии преемственно связаны с тантрийским искусством Тибета, которое соединило в себе культурные традиции разных стран. Тибетское искусство заложило основную форму и вид бурятской буддийской тхангка. Кроме того, бурятское буддийское искусство полностью восприняло содержание тибетского буддизма. Акцент, который делался в Индии и странах Юго-Восточной Азии на образе Будды как исторической личности, индивидуально достигшей просветления (традиция хинаяны) и служащей примером достижения просветления и освобождения от страданий, переместился под влиянием тантрийских учений на мистические многоликие, многорукие божества и на культ защитников буддизма - дхармапала (тиб.: срунма). Кроме того, высшей категорией сакральных сил в Тибете становятся канонизированные ламы - «отцы церкви», иерархи различных сект, школ и направлений, которых, по тибетской доктрине, ставят выше «классических» индийских будд и бодхисаттв. В коллекции бурятских

тхангка сохранилось большое количество тхангка с образами Учителей - Падмасамбхавы, Цзонхавы, Миларепы, Далай-лам и Панчен-лам. Отмечен интересный факт особой популярности икон с образом Мачиг Лабдон (1062-1160) - тибетской йогини, родоначальницы линии «женского чода», воплощения дакини Ваджрайогини, одной из наиболее известных последовательниц школы жибьед. Также рассматриваются дхармапалы - божества защитники, ассимилированные из тибетских шаманских верований и имеющие ранг второстепенных божеств, «полезных» только в данной жизни. Из последних широкую популярность в Бурятии получили Пехар, Дорчже-Легпа, Циумарпо, Дорчже-Шугдан. В их свите множество так называемых дамжанов (тиб.: давших клятву), божеств автохтонных верований, «обращенных» в буддийскую веру и обязанных защищать ее. В Бурятии известны тхангка с образами Табан-хана (группа Пехара), Да-лха и Губилха.

Кроме того, тибетский стиль письма тхангка был принят бурятскими иконописцами как эталон и, получив дальнейшее распространение в бурятской среде, дополнившись местными локальными традициями, образовал самобытное и уникальное явление в мировой буддийской культуре.

Вторая глава «Бурятская буддийская иконопись конца XVIII -первой четверти XX в.» содержит три параграфа, в которых рассматриваются существующие подходы к построению периодизации развития бурятского буддизма, обосновываются критерии построения Альтернативной периодизации. Выделяется основной критерий - изменение сущностных параметров произведений: содержательных, стилистических, жанровых. В результате история развития бурятской буддийской иконописи дифференцируется на три периода — конец XVIII - начало XIX вв., вторая половина XIX в., конец XIX — первая четверть XX вв.

В первом параграфе «Становление бурятской буддийской иконописи (конец XVIII — начало XIX в.)» анализируется ранний этап формирования и развития бурятской буддийской иконописи. Отмечается ряд исторических факторов, которые повлияли на своеобразие бурятской буддийской иконописи: 1. К последней четверти XVIII в. бурятский буддизм еще не сформировался, не были созданы богословские школы и центры, где обучали бы каноническим традициям иконописания. Поэтому первоначально каноны буддийского искусства пришли в Бурятию через практику копирования культовых произведений Тибета и Монголии; 2. Своеобразие «старинной» бурятской иконы возникло на основе местной переработки тибетской и монгольской иконы в условиях относительной свободы творчества, так как первые бурятские художники были в основном мас-

терами-самоучками, без религиозного образования, в их творениях исходные нормы канона получали народную интерпретацию, иногда весьма далекую от канонических требований индийской буддийской иконографии. Выделены несколько характерных черт ранней бурятской иконописи:

1. Тхангка раннего периода в основном имеют небольшой формат, так как были предназначены для небольших буддийских кумирен. Большинство первых бурятских монастырей были кочевыми и размещались в войлочных юртах, поэтому в их обстановке не могло быть монументальных произведений. Средний размер ранних тхангка, хранящихся в коллекции музея, приблизительно 40x30 см, хотя встречаются несколько старинных работ достаточно больших размеров, например, иконы «Ви-рупакша» и «Вирудхака», изображающие махараджей, хранителей сторон света. Размеры икон составляют примерно 100x60 см. Данные работы мы датируем началом XIX в., временем, когда появились первые деревянные дацаны и возможность писать большие по формату тхангка.

2. Выполненные по ограниченному набору линейных трафаретов бурятские иконы выделяются по цветовому решению исходной стандартной композиции. Колорит старинных икон отличается умелым и тонким использованием различных оттенков, сдержанным сочетанием довольно сложных тонов и приглушенностью, что достигалось за счет использования местных минеральных (земляных) красок. В ходе анализа коллекции ранних буддийских тхангка музея было отмечено, что бурятские художники строго соблюдали предписания канона относительно цвета основных компонентов иконы — главных персонажей композиции. Но в изображениях их окружения (паривару), второстепенных деталей композиции, ландшафтного фона проявлялось самобытное видение художника и привычное сочетание цветов, которое было характерно для традиционного бурятского искусства.

3. Отдельные образцы наиболее ранних икон отличают фресковый характер (например, образы двух махараджей: Вирупакша, Вирудхака, двух учеников Будды Шакьямуни: Шарипутра, Маутгальяяна). Этот эффект достигается из-за особого способа грунтования полотна, которое выполнено тщательно и добротно, так что холст напоминает хорошо выделанную кожу, и использования минеральных (земляных) красок.

4. Старинные бурятские работы характеризуются идеальной простотой и лаконичностью композиции. На основе исследованного материала видно, что в ранний период в основном композиция была упрощена, а именно с одиночным изображением божеств и в большинстве случаев без

окружения божеств, второстепенных персонажей (адорантов, данаторов и др.)- Ландшафтный фон на старинных тхангка отличается строгой и уравновешенной симметрией, а также оригинально изображенными холмами, деревьями, волнами и облаками. На многочисленных иконах облака выполнены без излишней витиеватости, часто они имеют треугольную форму с незначительными завихрениями, водоемы представлены в виде двух, симметрично расположенных, неправильных квадратов или треугольников, волны обычно писались белой краской в виде коротких штрихов или черточек.

5. Иконографические сюжеты старинных икон несложны, они ограничиваются изображением лишь тех божеств храмового и бытового ритуала, которые были доступны широкой массе верующих. Это обязательный минимум пантеона наиболее популярных будд, бодхисаттв, дхар-мапал, богинь и лам, принятых в системе культа бурятского буддизма: Будда Шакьямуни, Будда Амитабхи, бодхисаттвы - Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, женские богини - Белая и Зеленая Тары, дхармапалы - Шри Деви, Махакала, Бегце, Хаягрива, Ваджрабхайрава, Яма Дева, срунма-божества, дарующие богатство и счастье дому - Вайш-равана и Джамбхала и др.

Во втором параграфе «Развитие жанровой системы бурятской буддийской иконописи второй половины XIX в.» отмечается, что со второй половины XIX в. намечается переход от раннего формирующегося искусства к профессиональному. В этот период, во-первых, складывается жанровая система бурятской буддийской иконописи, где представлены все классы буддийского пантеона: Гуру, йидамы, будды, бодхисаттвы, архаты, дака / дакини, дхармапала, покапала, якша/нага, норлха. Анализ произведений данного периода позволил сгруппировать их в тематико-жанровые блоки: это тхангка с иконографическими образами «Великих учителей» {Гуру), тхангка с иконографическими образами йидалюв, житийные тхангка, тхангка Паришуддхакшетры (Райские земли), тхангка «Пуджа» (Ганзай). Во-вторых, иконография тхангка становится многофигурной и сложно-сюжетной. Божества на тхангка изображаются в символическом симбиозе, появляются иконы с Буддой Шакьямуни в окружении архатов, бодхисаттв, йидамов, дакини, дхармапал. К сюжетному ряду прибавляются такие композиции, как древо собрания божеств (цокшины) и иконы - подношения (ганзай); в-третьих, в оформлении бурятских буддийских тхангка на смену ранней патриархальной скромности и серьезности приходит пышность и яркая декоративность; в-четвертых, заметно возрастает профессиональная ос-

нова - бурятские иконописцы совершенствуют техническое мастерство, что выражается в линейном рисунке, овладевании новыми технологиями живописи, техникой золочения, миниатюры и т.д.; в-пятых, для данного периода характерно появление китайских персонажей, таких, как Хашин-хан, Дхарматала и китайских символов в виде ритуальных подношений божествам.

В третьем параграфе «Буддийская живопись в творчестве бурятских иконописцев конца XIX — первой четверти XX в.» рассматривается поздний период бурятского буддийского искусства. Исследованный иконографический материал, хранящийся в музее, позволяет утверждать, что к этому времени в Бурятии создается собственная буддийская живопись со своей школой, традициями и художественным стилем. Поздним бурятским тхангка присущи уникальность и неповторимость, так как накопленный технический опыт и достигнутый уровень мастерства художников данного периода позволял им выходить за рамки буддийских канонов, а имеющийся кругозор дал возможность использовать в живописи особенности западной художественной системы: световую лепку объемов, передачу природного подобия, разработку проблемы движения, пространства и перспективы. Художники, соблюдая основные каноны иконометрии и иконографии, вводят новые сюжетные мотивы, пытаются осовременить средневековые трафареты за счет повышенной экспрессии основных образов.

Таким образом, в ходе анализа бурятских тхангка мы пришли к выводу, что характерные для некоторых работ общие манера исполнения, стиль, техника и инновации свидетельствует о существовании предпосылок возникновения как общебурятской иконописной школы, так и локальных школ. Сегодня мы можем говорить о существовании, по крайней мере, четырех центров формирования иконописных школ - еравнинской (хоринской), селенгинской, янгажинской (оронгойской) и агинской. В ходе изучения коллекции, по отрывочным записям исследователей буддийского искусства и путем анализа стилистических особенностей, были выявлены имена и атрибутированы отдельные работы мастеров-иконописцев бурятского буддийского искусства конца XIX - первой четверти XX вв. Это еравнинские мастера Еши-Нима Дамбийн, Нима Цыремпилон, Базар Аригунэ, Даба Тушнэ, Цыремпил Аюшеев, селенгинские мастера Лодэ Самбу, Бадзар Будаев, агинские мастера Осор Будаев. Кроме того, отмечается, что в коллекции музея наряду с деревянными скульптурами школы оронгойских мастеров под руководством знаменитого ламы-художника Янгажинского дацана С.-Ц. Цыбикова,

хранятся уникальные тхангка. Данные работы не атрибутированы, неизвестны имена мастеров, но общие стилистические особенности, архитектоника и манера исполнения позволяют нам предположить, что это работы школы С.Ц. Цыбикова. В ходе анализа коллекции было выявлено девятнадцать тхангка школы оронгойских мастеров.

В четвертом параграфе «Бурятская буддийская живопись в коллекции Национального музея Республики Бурятия» рассматривается история формирования буддийской коллекции, вклад ученых и религиозных деятелей в изучение коллекции буддийской живописи, роль и значение общественных и научных организаций в сохранении бурятского буддийского искусства в 20-30-х гг. XX в.

Буддийская коллекция музея сложилась в 30-е гг. XX в., в период, когда закрывались дацаны и уничтожались культурные ценности - памятники буддийского искусства. С самых первых дней в деле собирания и сохранения уникальных памятников активное участие принимали бывшие ламы - Генин-Дарма Нацов (1901-1942), Жалсан Жапович Жабон (1899-1971), которые знали тибетский и старописьменный монгольский языки, профессионально разбирались в литературных источниках, живописных и скульптурных произведениях. В деле атрибуции музейных предметов в 1960-80-х гг. большую помощь и неоценимый вклад внесли дацанские художники, хувараки и ламы, вернувшиеся из ссылок: лама-иконописец Данзан Дондоков (1895-1983), лама из Агинского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов (1904-1995), лама Кижингинского дацана Лодой Ямпилович Ямпилов (1910-1984). Данные ламы были знатоками местных обрядовых текстов, храмовой обрядности, буддийской иконографии и одними из последних бурятских учителей, успевших получить основы классического тибетского буддийского образования в 20-е гг. XX в. Вместе с ламами работали музейные сотрудники А.И. Герасимова, А.Н. Кочетов, Б.Э. Эрдынеев, Н.Б. Бадлаева, которые по крупицам собирали и сохраняли информацию о бурятском буддийском искусстве и мастерах-иконописцах. Большую помощь в деле атрибуции музейных предметов оказали буддолог K.M. Герасимова, искусствовед И.И.Соктоева. Значительный вклад в изучении, систематизации и атрибуции буддийской коллекции музея на современном этапе внесли сотрудники С.Б. Бардалеева, А.Ш. Гомбоева.

Ценный вклад в сохранение и изучение буддийского наследия внес Бурятский ученый комитет (Буручком), который в 1927-1929-х гг. организовал этнографические экспедиции в дацаны республики: Анинский и Эгитуйский, Гусиноозерский и Иройский с целью ознакомления с осо-

бенно ценными образцами буддийского искусства, собирания сведений об их авторах, ознакомления с приемами работы дацанских художников. По материалам экспедиции 1927 г. в Анинский и Эгитуйский дацаны был написан рукописный отчет П. Дамбинова и Р. Мэрдыгеева «Об искусстве бурятских дацанов». В нем описаны тогда еще неразрушенные Эгитуйский и Анинский дацаны, их внутренний интерьер и предметы культа, даны краткие биографии мастеров-иконописцев, характеристика и описание их работ. В ходе исследований нами были обнаружены пять тхангка еравнинских иконописцев Д. Тушнэ и Б. Аригунэ, привезенные из Эги-туйского дацана П. Дамбиновым и Р. Мэрдыгеевым.

В заключении к параграфу дается характеристика современного состояния коллекции бурятской буддийской живописи в Национальном музее Республики Бурятия. Отмечается, что в настоящее время в связи с возросшим интересом к буддизму, коллекции буддийского искусства уделяется большое внимание. Организуются многочисленные выставки, как в республике, так и за рубежом.

Выделяется ряд проблем, связанных с сохранением уникальных памятников буддийской культуры — это, прежде всего, реставрация и консервация музейных предметов. Многие тхангка в силу ветхости имеют утраты и прорывы основы, повреждения красочного слоя и грунта, заломы и другие деформации. Музей не имеет в штате реставратора по темперной живописи {тхангка), и в связи с этим на выставках музея показывается лишь малая часть предметов, находящихся в хорошей сохранности.

Сегодня одной из приоритетных задач фондовой работы музея является формирование электронного каталога коллекции с помощью современных информационных технологий и музейной программы КАМИС. Научно-исследовательская работа направлена на изучение самобытных традиций бурятского буддийского искусства, исследование локальных особенностей иконописания, выявление и атрибуцию авторов - художников и школ, уточнение датировки предметов и введение в оборот раннее неизвестных работ мастеров-иконописцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования мы пришли к следующим выводам, соответствующим основным целям и задачам, сформулированным во введении:

Бурятская буддийская иконопись возникла и сформировалась как результат межкультурных и межэтнических взаимовлияний и соединила в

себе широкий круг разнонациональных и разновременных традиций. На основе анализа бурятских тхангка были выявлены основные формы, образы, сюжетные линии и каноны, повлиявшие на формирование буддийской иконописи Бурятии. Во-первых, сложившиеся в Индии пантеон буддийских божеств, его иконография, теория буддийского искусства, эстетические каноны пропорций, принципы изображения божеств остались в неизменном виде в бурятской буддийской иконописи. Во-вторых, значительное влияние оказала китайская культура на бурятскую буддийскую иконопись, которая привнесла эстетику красоты пейзажа, элементы китайской натурфилософии, отдельные персонажи (Хвашан, Дхарматала и др.), различные символы, каллиграфичность и изящество линий. В-третьих, основную форму, вид и содержание бурятской буддийской тхангка заложило тибетское тантрийское искусство.

Комплексный анализ буддийских тхангка позволил выявить стилистические особенности и самобытные черты, характеризующие три периода бурятской буддийской иконописи. Ранний период (конец XVIII -начало XIX в.) отмечается тем, что в этот период в бурятской буддийской иконописи шел процесс становления и эмпирического накопления опыта. Первоначально каноны буддийского искусства пришли в Бурятию через практику копирования культовых произведений Тибета и Монголии. Первые бурятские иконописцы в основном были мастерами-самоучками без религиозного образования и в их творениях исходные нормы канона получали народную интерпретацию. Исследование икон, относящихся к данному периоду, позволило охарактеризовать их по следующим параметрам: небольшой формат, так как они были предназначены для небольших буддийских кумирен; ограничение иконографических сюжетов изображением наиболее популярных будд, бодхисаттв, срушш-дхар-мапал, богинь и лам храмового и бытового ритуала, которые были доступны широкой массе верующих; своеобразие колорита, который отличается умелым и тонким использованием различных оттенков, сдержанным сочетанием довольно сложных тонов и приглушенностью, достигаемыми использованием местных минеральных (земляных) красок; фресковый характер некоторых наиболее ранних икон из-за особой техники грунтования полотна и минеральных красок; лаконичность и простота композиции, в большинстве случаев с одиночным изображением божеств, без многочисленного окружения божеств и второстепенных персонажей.

Таким образом, уже на ранних стадиях развития бурятской иконы создаются уникальные и неповторимые произведения, которые выделяются цветовым решением исходной стандартной композиции, поражаю-

щие тонкой и сложной живописностью, свободой и оригинальностью творческого поиска, решением второстепенных деталей композиции.

В музейной коллекции хранятся тхангка, датируемые второй половиной XIX в., где представлены все классы буддийского пантеона: Гуру, йидамы, будды, бодхисаттвы, архаты, дака /дакини, дхармапала, лока-пала, якша /нага, норлха. В данный период происходит переход от раннего формирующегося искусства к профессиональному. Он характеризуется тем, что, во-первых, складывается жанровая система бурятской буддийской иконописи. Во-вторых, иконография тхангка усложняется и становится многофигурной и многосюжетной. Божества на тхангка изображаются в символическом симбиозе, появляются иконы с Буддой Шакьямуни в окружении архатов, бодхисаттв, йидамов, дакини, дхар-мапал. К сюжетному ряду прибавляются такие композиции, как древо собрания божеств (цокшины), житийные иконы и иконы - подношения (ганзаи). В-третьих, в оформлении бурятских буддийских тхангка на смену ранней патриархальной скромности и серьезности приходит изощренная пышность и яркая декоративность. В-четвертых, заметно возрастает профессиональная основа - бурятские иконописцы совершенствуют техническое мастерство, что выражается в линейном рисунке, овла-девании новыми технологиями живописи, техникой золочения, миниатюры и т. д. В-пятых, появление китайских персонажей, таких, как Ха-шин-хан, Дхарматала и китайских символов в виде ритуальных подношений божествам.

И, наконец, исследованный иконографический материал конца XIX -начала XX в., позволяет утверждать, что к этому периоду в Бурятии создается собственная школа буддийской живописи, обладающая отличительными уникальными и неповторимыми признаками. Художники данного времени обладали достаточно высоким уровнем мастерства, что позволяло им выходить за рамки буддийских канонов, а имеющийся кругозор — использовать в живописи особенности западной художественной системы: световую лепку объемов, передачу природного подобия, разработку проблемы движения, пространства и перспективы. Бурятские иконописцы, соблюдая основные каноны иконометрии и иконографии, вводили новые сюжетные мотивы и пытались осовременить средневековые трафареты за счет повышенной экспрессии основных образов.

Благодаря анализу бурятских тхангка, датируемых концом XIX — началом XX в., были выявлены характерные для них общие черты: манера исполнения, стиль, техники и инновации. Все это дало возможность говорить о существовании предпосылок возникновения как общебурятской

иконописной школы, так и локальных школ. При этом мы выделяем, по крайней мере, четыре центра формирования иконописных школ - ерав-нинская (хоринская), гусиноозерская, янгажинская (оронгойская) и агинская.

Кроме того, в ходе изучения коллекции, по отрывочным записям исследователей буддийского искусства и путем анализа стилистических особенностей, нами были выявлены имена и атрибутированы отдельные работы мастеров-иконописцев бурятского буддийского искусства конца XIX - первой четверти XX вв.: Еши-Нима Дамбийна, Базар Аригунэ, Даба Тушнэ, Цыремпил Аюшеева, Нима Цыремпилона, Лодэ Самбу, Бадзар Будаева и других. Атрибутированы 19 тхангка оронгойских мастеров.

Следует отметить, что в формирование буддийской коллекции музея, которая сложилась в 30-е гг. XX в., в период, когда закрывались дацаны и уничтожались культурные ценности - памятники буддийского искусства, большой вклад внесли многие ученые, религиозные деятели, научные и общественные организации. Мы выделяем ряд имен, сыгравших особую роль в сохранении и изучении коллекции - это бывшие ламы, ушедшие из дацанов в силу изменения социально-политической обстановки в стране - Г.-Д. Нацов, Ж.Ж. Жабон, которые работали с коллекцией в 1930-50-х гг. А также Ж.-Ж. Цыбенов, Л.Л. Ямпилов, Д. Дондоков, оказавшие большую помощь в деле атрибуции музейных предметов в 196080-х гг. Данные ламы были знатоками местных обрядовых текстов, храмовой обрядности, буддийской иконографии и одними из последних бурятских учителей, успевших получить основы классического тибетского буддийского образования в 20-е гг. XX в.

В сохранении уникального бурятского буддийского наследия важную роль сыграл Бурятский ученый комитет (Буручком), созданный в период, когда происходили кардинальные процессы трансформации в социально-политической и культурно-духовной жизни общества. Одной из своих главных задач Буручком считал сохранение и использование дацанского наследия. Поистине ценным вкладом в изучение буддийского искусства являлись экспедиции, организованные Буручкомом в дацаны республики: Анинский и Эгитуйский (1927 г.), Гусиноозерский и Иройский (1929 г.). Тогда были еще живы традиции старобурятской иконописной школы, ксилографического книгопечатания, атмосфера и дух буддийского монастыря, имелась возможность ознакомиться с техникой письма, технологии изготовления скульптур, запечатлеть, зарисовать, скопировать образцы дацанского искусства. Отчеты, дневниковые записи, материалы, соб-

ранные в ходе этих экспедиций, представляют в настоящее время большой интерес для нашего исследования.

Таким образом, Национальный музей Республики Бурятия хранит редчайшие памятники бурятской буддийской живописи, которые являются важным фактологическим материалом для изучения истории становления и развития бурятского буддийского искусства. В настоящее время буддийская коллекция является одной из брендовых коллекций не только музея, но и всей республики.

По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 2,05 п.л.

Ш. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Бальжурова А.Ж. Странное пространство в искусстве Даши Намдакова // Вестник Бурятского Государственного Университета: Филология, социология, политология, культурология. - Вып. 14а. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. — С. 154 -158.

2. Бальжурова А.Ж. Бурятские буддийские иконописцы кон. XIX - нач. XX вв. (на материалах фонда Национального музея Республики Бурятия) // Известия АлтГУ. - Вып. 4/1-2013. - Барнаул: Изд-во Атгайского госу. ун-та, 2013. - С. 1822.

3. Бальжурова А.Ж. Буддийские мотивы в живописи Бурятии II пол. XX в. // Вестник Челябинского государственного университета. Филология, искусствоведение. - Вып. 90, № 10 (339). 2014. - Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2014. - С. 154-158.

Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций:

4. Бальжурова А.Ж. Буддийские традиции в искусстве Бурятии XX в. (на примере произведений искусства из фонда Национального музея Республики Бурятия) // Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития: сб. докл. IV Всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. (Белгород, 29-30 ноября 2012 года). - Белгород: ООО Иридис, 2012. - Т. 2. -С. 101-107.

5. Бальжурова А.Ж. Еравгошские мастера-иконописцы (на материалах фонда Национального музея Республики Бурятия) // Проблемы сохранения, изучения и использования культурного наследия в современном музее: сб. докл. межрегион, науч.-практ. конф., посвященной 90-летию образования Музея истории Бурятии и 155-летию со дня рождения М.Н. Хангалова 21-25 октября 2013. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2013. - С. 94-100.

Подписано в печать 27.12.2014 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Объем 1,4 печ. л. Тираж 100. Заказ №48.

Отпечатано в типографии Изд-ва Федерального государственного бюджетного учреждения науки БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ ул. Сахьяновой, 6.