автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Человек и история в романах Грэма Свифта

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Стринюк, Светлана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Человек и история в романах Грэма Свифта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Стринюк, Светлана Александровна

Введение

Глава I Философские и исторические концепции романов Г.Свифта

Глава II Субъективная проза Г.Свифта: Проблемы героя и 54 концепция личности

Глава III Жанровое своеобразие романов Г.Свифта

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Стринюк, Светлана Александровна

Имя писателя Грэма Свифта (род.1949) уже известно русскому читателю; на русский язык переведены несколько его рассказов, романы «Waterland» (1983) («Водоземье», пер. В.Ю.Михайлина, 1999) и «Last Orders» (1996) («Последние распоряжения», пер. В.Бабкова, 1998). Его творчество оценено престижными премиями и наградами. Романы Свифта весьма типичны для современной английской литературы, поскольку в них заострены проблемы истории и времени, человека и осмысления им себя в исторической перспективе.

Во второй половине XX в. английская литература оказалась на переломном этапе: серьезные изменения в общественной и политической жизни Британии (распад Империи и утрата статуса великой державы), катастрофические последствия двух мировых войн заставили общественное сознание вырабатывать новые ценностные ориентиры, одновременно пересматривая свое отношение к прошлому. Устойчивую тенденцию историзации прозы конца XX в., вызванную, по остроумному определению датского писателя, критика и переводчика Х.Бяльке, синдромом «Fin de siifcle», отмечают многие критики На наш взгляд, она проявляется в насущной потребности осмыслить накопившийся сложный опыт, выйти на метафизический уровень обобщения исторического опыта, определить вектор дальнейшего движения человека.

Литература конца XX в. оказалась в эпицентре эпистемологического кризиса, возникшего в 70-е гг. в исторической науке и спровоцированного недоверием к традиционным способам получения исторического знания. Тотальный скептицизм по отношению к историографическим источникам серьезным образом отразился на литературе, что выразилось в появлении изрядного количества произведений, проблематика которых отвечает злободневным вопросам достоверности исторического знания. Вопросы ценности познания и сомнения в гуманности Homo sapience, его способности мыслить аналитически и извлекать уроки из исгорического опыта художественно по-разному поднимаются в романах П.Акройда, А.С.Байетг, С.Рушди и других английских писателей.

Антропология XX в. утвердила господство тех либеральных идей, которые акцентируют безусловную важность человеческой индивидуальности, что подняло ценность человеческой жизни до не виданных ранее высот. С другой стороны, в XX в. начинается активное исследование повседневности как научной философской проблемы. Все эти факторы наравне с другими объективными процессами, происходящими в собственно литературном развитии, приводят к тому, что персональная человеческая история мифологизируется, оттесняя всеобщую историю на второй план и приобретая гипертрофированно ценностный характер, а исследование личности в различных ее аспектах и проявлениях (и прежде всего в лингвисти-ко-философском и историческом) в английском романе 80-90-х гг. XX в. выходит на первый план.

Актуальность данного исследования обусловлена насущной потребностью проследить, каким образом типичный для периода интерес к истории как способу существования человека воплощен в конкретном художественном произведении. В связи с этим особое значение приобретает изучение творчества Г.Свифта, чьи романы как нельзя лучше иллюстрируют тенденцию современной английской прозы к «дегероизации» истории, ее переход в «частную собственность», что выражается в изменении статуса «приватной» истории, ином соотношении частной и общей истории. Общественная история перемещается на «задний план» и становится фоном для персональной истории человека, которая является предметом литературного изображения и приобретает неизмеримо больший вес, практически не обусловливала при этом историей всеобщей.

В романах этого периода с особой остротой поставлены животрепещущие вопросы нынешнего этапа развития человечества и, пожалуй, главный: что мы знаем о себе и каким образом мы получаем это знание. Эти проблемы в полной мере отражены в творчестве Г.Свифга.

Вместе с тем произошедшие перемены затронули и форму художественного произведения. Специфическое содержание романов Свифта делает актуальным изучение способов его воплощения в конкретном художественном произведении. «Историзация» прозы 80-90-х гг. ставит вопросы о жанровой природе романов «об истории»; к примеру, требуют ответов вопросы взаимодействия «историзированной» прозы с жанром исторического романа. В нашем исследовании мы обращаемся не только к классическому определению жанра исторического романа, данному отечественными и зарубежными учеными, но и к получившей широкое распространение концепции «историографической метапрозы» Л.Хатчеон, обозначившей этим термином произведения, ставящие во главу угла проблему истории как способа существования человека, времени, путей исторического движения; выясняем, насколько эффективно предложенная концепция отражает художественную специфику романов Свифта.

Цель диссертационного исследования - выявление художественного своеобразия романного творчества Г.Свифга, меры влияния современных исторических и историографических концепций на творчество Свифта, особенностей его философского мышления. Особый интерес представляет изучение жанровой природы романов Свифта и их поэтологических особенностей. Не претендуя на полное и всестороннее решение теоретической проблемы жанра «историзированной» прозы, своей целью мы ставим исследование ее основных свойств на примере прозы Свифта.

Для достижения цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи диссертационного исследования:

- исследовать особенности субъекгивизации прозы Свифта, в частности выявить концепцию личности в романах Г.Свифта, специфику категории характера, тип повествователя в его произведениях;

- выделить историософские концепции XX в,, отразившиеся на творчестве Г.Свифта;

- исследовать мегаисторическую и метафизическую составляющую его романов;

- исследовать способы художественного воплощения философских и историографических идей в произведениях Свифта;

- рассмотреть вопросы жанровой специфики и полемики с жанровой традицией в творчестве Свифта и определить жанровую принадлежность его романов;

Научная новизна настоящего исследования определяется тем, что в нем, по сути дела, впервые в отечественном литературоведении предпринимается попытка освещения творчества одного из самых интересных английских прозаиков последней трети XX столетия - Грэма Свифта - преимущественно в жанрологическом аспекте. В русском литературоведении значительные эстетические достижения и художественные поиски английских писателей последних десятилетий ушедшего столетия неполно отражены в силу некоторых объективных причин; отсутствия временной дистанции, которая затрудняет объективность оценок художественных произведений (вместе с тем непосредственная причастность к историко-культурному контексту писателя дает известные преимущества), недостаточной активности российских переводчиков и издателей, являющейся серьезным препятствием на пути осмысления романного творчества современных английских писателей.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных литературоведов по теории и истории романа (М.М.Бахтина, В.В.Кожинова, Г.Д.Гачева, Д.В.Затонского, НЛЛейдермана, Н.СЛейтес, М.Б.Храпченко, Л.Хатчеон, М.Брэдбери, А.Газиорека и др.); исследуя романное творчество Г.Свифта, автор опирается на принципы историко-литературного анализа и труды В.В.Веселовского, В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, И.Г.Неупокоевой и других ученых., труды по психологии искусства (Л.С.Выготского), исследования по истории английской литературы.

Освещенность в литературоведении. Коллективные монографии [4] обращаются к исследованию романов конца 80-х гг. XX столетия, при этом литературный процесс двух последних десятилетий ушедшего века остается «белым пятном» на карте литературной Британии. Творчество Г.Свифта в отечественном литературоведении не получило полного освещения; вместе с тем, в диссертационных исследованиях В.В.Струкова [124] и Ю.В.Дворко [39] предприняты попытки вписать творчество Свифта в контекст современной английской литературы, прежде всего с точки зрения поднятых в романах историографических проблем. В.В.Ивашева в последней книге о литературе Великобритании и английских писателях пишет о том, что роман Свифта «Водоземье» по праву может считаться одним из наиболее интересных современных английских романов о современности [58].

Романы Свифта привлекают внимание критиков, и появляющиеся материалы в периодических изданиях - хорошее тому подтверждение. В статье И.Поповой «Земноводный Грэм Свифт» (Независимая газета. 1999. 23 дек.) отмечается пристрастие Свифта к истории, к «вечным» философским вопросам; Д.Ольшанский в статье «Смешные, некрасивые и пьющие» (Независимая газета. 2001. 5 янв.) обращает внимание на необычайную лаконичность и легкость стиля Свифта.

К.Хьюитт в статье «О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» (Иностранная литература. 1998. №1) пишет о том, что Свифт вглядывается в человека и его сознание, а интеллектуально насыщенная проза отражает ход напряженной мысли писателя, его стремление раскрыть с разных сторон отношения внутри семьи. Не меньшее внимание уделяется автором разрешению экзистенциальных вопросов жизни и смерти. Но, как верно отмечается исследователем в небольшом обзоре, посвященном современной британской литературе и культуре, для Свифта характерно углубленное исследование личности в исторической перспективе и особый угол зрения на историческую проблематику, который во всех романах Свифта обусловливает критическое отношение героев к прошлому, их стремление переосмыслить исторический опыт. В частности, о романе «Водоземье» К.Хьюитт пишет: «История начинается с вопроса «Почему?», когда все идет не так, как надо. Это процесс непрерывных попыток ответить на вопросы» (149; 164).

В статье этого же автора «Новая английская историческая беллетристика спрашивает; «Почему?» отмечается, что Свифт является одним из наиболее интересных британских прозаиков 80-90-х гг. XX в, не столько обращающихся к исторической проблематике, сколько использующих возможность критического осмысления прошлого через призму настоящего [148].

Большая часть критических заметок о творчестве Г. Свифта акцентирует внимание на тематическом аспекте его творчества и стремится определить место Свифта на литературной сцене современной Британии. Так, Э.Сандерс [206], не вдаваясь в подробности, выделяет в современной английской литературе четыре основные тенденции: развитие давно утвердившейся готической традиции, новый виток феминизма, новые вариации исторического романа и поиск новой идентичности, Она говорит также о том, что приход в английскую литературу большого числа авторов - выходцев из различных частей бывшей Британской Империи, -тоже весьма любопытный знак литературной эпохи. Г.Свифг по этой классификации с обязательностью попадает в рубрику «разновидности исторической прозы». Как справедливо замечает Э.Сандерс, в его романах превалирует частная, точнее семейная история, а намеренный выбор событий в разных временных пластах в их особой соотнесенности рождает ощущение течения жизни, сходное с медленным течением реки.

Мельком упоминается роман Свифта «Водоземье» в обзоре Р.Стивенсона [210], в котором делается акцент на форму романа как урока географии и истории. К.Калил и К.Толбин [166], рассуждая о романе «Последние распоряжения», отмечают виртуозную повествовательную технику Свифта и сравнивают четырех друзей с паломниками Чосера, а их характеры - с забытыми средневековыми фресками в старой английской церкви. Нельзя не согласиться с мнением авторов о том, что это роман о любви, терпении, о тех значительных событиях, которые остаются в закоулках человеческой памяти и составляют человеческую историю.

Более серьезное внимание творчеству Свифта уделяется в статье ДЛ.Хигдона, посвященной анализу образа повествователя в романах Свифта и

С.Рушди [186]. Исследователь видит в произведениях этих авторов много общего, в частности, наличие особого типа повествователя reluctant narrator («ленивый повествователь»), «парализованное сознание», человека, испытавшего нравственные потрясения настолько сильные, что он может рассказать о них только через некие символы, как бы надевая защитную маску. Справедливо положение автора о приверженности обоих писателей жанру психологического романа, в котором повествование от первого лица максимально отвечает намерению автора обратиться к внутреннему миру героя.

Литературоведы практически единодушны во мнении, что прозу Свифта отличает внимание к серьезным философским проблемам. Неоднократно отмечается, что это внимание влечет за собой соответствующие последствия и в выборе темы, и в системе характеров, и в манере письма. Так, Д.Л.Хигдон, в противовес мнению К.Калил и К.Толбина, считает героев в романе Свифта «Последние распоряжения» однотипными, а идею - преобладающей над психологической достоверностью и индивидуальностью образа человека.

Л.Хатчеон предлагает использовать термин «историографическая метапро-за» для обозначения произведении, обращающихся к историографической тематике, ставящих под вопрос доверие к историческому знанию. Как и Л.Хатчеон [189], в своем авторитетном и влиятельном исследовании «поэтологии» постмодернизма указывавшая на близость вопросов, поднимаемых современной историографией и литературой, МБрэдбери [163] также отмечает смещение интересов большого числа английских романистов в сторону историографии начиная с 60-х гг. XX в. Критик акцентирует внимание на философском осмыслении Свифтом истории, ее неровном, «петлеобразном» движении, столкновении частной и всеобщей истории. Вместе с тем по меньшей мере странным выглядит предположение автора о близости произведений Свифта к ((региональным романам»: М.Брэдбери считает, что в связи с активизацией деятельности «зеленых» можно говорить о всплеске «регионального» романа.

Большой интерес представляет собой монография А.Газиорека [180], в которой исследуется влияние концепций английского историка и философа Т.Карлейля (T.Carlyle) на историческую концепцию романа «Водоземье». Спорным представляется предположение автора о том, что концепции истории Карлейля и учителя Тома Крика совпадают. Безусловно, следует принять во внимание, что размышления литературного героя - это не единственный источник, по которому можно судить о взглядах автора на вопросы философского смысла исторического процесса. Необходимо также принимать во внимание, что литературное произведение функционирует по иным, отличным от историко-философского трактата законам и не меньший интерес представляет изучение структуры художественного произведения, в котором на особом (художественном) уровне могут быть воплощены идеи автора о времени и человеке. К примеру, композиция романов Свифта, их сложная пространственно-временная структура, идеологизированный конфликт, противостояние героев - антагонистов и т.д.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских и школьных курсов по истории английской литературы, специальных курсов по современной английской литературе, при разработке проблем теории романа и истории английской литературы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 218 наименований на русском, английском, французском, немецком языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек и история в романах Грэма Свифта"

Заключение

Анализ романов современного английского писателя Г.Свифта «Водоземье», «Отныне и навсегда» и «Последние распоряжения» позволяют сделать ряд выводов, характеризующих не только романное творчество этого писателя, но и сложившуюся в английской литературе 19809-90-х гг. практику «художественной работы» с историей (романы И.Макьюэна, С.Рушди, М.Брэдбери, Х.Куреиши, М.Эмиса и других писателей).

Творчество Г.Свифта безусловно принадлежит к числу тех авторов, произведения которых, поднимают тему существования человека во времена пересмотра его отношений с миром, трансформации жизненного пространства, включающего и пересмотр ценностных, нравственных, национальных и культурных ориентиров. В 1980-90-е гг. происходит смещение исторической перспективы в сторону локализации, сужения диапазона восприятия англичанином себя в мире. То, что этот процесс не был безболезненным талантливо показал Г.Свифт. Его романы художественно продемонстрировали, что в связи с изменением «исторического горизонта» не могут не произойти изменения самоощущения человека: драматическое осознание им своего нового места в историческом процессе во временном континууме отражается во всех сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

В XX в. происходит особенно активное взаимодействие многих отраслей знания, в первую очередь философии, психологии, истории и литературы. В то же время, испытывая влияние естественнонаучных концепций, литература впитывает этот научный опыт, по-своему перерабатывая его, воплощая в своем специфическом художественном образном ключе. Человек естественно оказывается в центре происходящих изменений, а роман как жанровая форма, изначально настроенная на исследование бытия человека и сути его взаимоотношений с миром, наиболее чувствительна к переменам в мировосприятии человека XX столетия, в том числе и к его сомнению в своей познавательной способности, к кризису легитимации знания, закату рационализма как способу освоения и обобщения человеческого опыта.

Романы Г.Свифта, историка по образованию, являются одним из наиболее ярких примеров усиливающегося критического отношения к истинности знания человека о мире и о себе, о смысле исторического опыта и о его ценности, о познаваемости истории в целом. В этом отношении произведения этого, бесспорно, значительного британского прозаика, служат прекрасным примером современной «историзированной» прозы, в которой центральное место отведено человеку сомневающемуся, но, в то же время, человеку познающему, подвергающему критическому осмыслению свой жизненный опыт.

Как убеждает анализ произведений писателя одной из основных черт прозы Свифта мы должны назвать углубленность в исследование внутреннего мира героя, познающего себя в потоке времени; его медитирующее сознание направлено на выявление закономерностей бытия в самом широком философско-историческом смысле этого слова.

Свифтом признается трагическое положение человека в мире, «семейный контекст» героя также предоставляет мало надежды для ожидания счастливого будущего. Герои Свифта вынуждены мириться с непонимание близких, они практически не способны выйти за рамки внутреннего «Я», замыкаясь в солиптическом восприятии мира.

На наш взгляд, сложная жанровая природа романов Свифта, его стремление «сказать обо всем» в изрядной степени определяет специфику героя. Субъективно-личностное повествование, реконструирующее внутреннее «Я» героя, в совокупности с практически полным совпадением голоса автора с голосом повествователя, в полной мере отражают крайний индивидуализм современного человека, «разорванность» его сознания, устремление «вглубь» психики.

В поэтологическом плане герои Свифта представляют собой сложное переплетение двух доминирующих начал - психологического и философского. На базе традиций семейной прозы с ее любопытным реконструированием социального через нравственно-психологическое Свифт исследует не только духовно-нравственный облик англичанина XX в., но и наделяет своих героев возможностью философски осмыслять мир, отстаивать концептуальность своих суждений в идеологических по сути спорах с другими героями.

В единственном романе «Отныне и навсегда» Свифт использовал «интеллектуальные клише» - «вечный образ» Гамлета и элементы психоанализа для углубления образа персонажей, провоцирующего активную работу ассоциативного мышления читателя.

Философские и историографические концепции, так или иначе воплощенные в романах Свифта, отражают уже ставшие едва ли не традиционными для XX в. идеи принципиальной непознаваемости истории, ее непроницаемости для взгляда исследователя. Вольность в истолковании смысла истории, «хождение» исторического процесса кругами, постоянное возвращение к уже имевшему место историческому опыту воплощено автором не только на проблемно-тематическом, структурно-композиционном, повествовательном, жанровом уровнях. Сложная организация романов Свифта, ретроспективное повествование, смещение пространственно-временных пластов, «сплав» жанровых структур является типичным для современной прозы в целом.

Спецификой английской прозы в этом отношении является обращение к «золотому веку» английской культуры - викторианству, в чем в полной мере проявляется одно из наиболее интересных особенностей исторических концепций Свифта: доминирующее значение частной истории, «уход» всеобщей истории в тень индивидуального опыта, субъективного взгляда на историю. При этом писателя отличает поиск констант, определяющих жизнь человека в любую эпоху,

В творчестве Свифта сложно переплетены взгляды как современных (в том числе и постмодернистских) историософских идей, викторианских концепций одного из наиболее интересных историков XIX в. - Т.Карлейля. Примечательно, что уже в его трудах обнаруживается критическое отношение к рационалистическому причинно-следственному восприятию исторического опыта, что позднее вылилось в тотальное недоверие к историческому знанию вообще.

Как показывает анализ произведений писателя, творчество Свифта представляет собой поиск жанровой формы, которая наиболее полно отвечала бы его замыслам и подходам к изображению «человека в потоке истории». На синтезе семейной саги, социально-психологического романа,историзированного повествования и романа идей рождается то особенное художественное пространство, в котором герои раскрывают свой внутренний мир, демонстрируя богатство философского содержания вкупе с достоверным психологическим рисунком характера, автор получает возможность высказать свои идеи.

Наряду с проблемно-тематическим аспектом и спецификой героя конфликт определяет жанровую принадлежность конкретного литературного произведения. Семейная сага и семейная хроника характеризуется переведением конфликта в психологическую плоскость. Герои Свифта страдают в первую очередь от отсутствия внутренней гармонии, что не позволяет им выйти за рамки своего «Я» и определяет их «аутичность». Вместе с тем, важно подчеркнуть, что не менее значимым оказывается и следование сюжетного развития логике философской идеи, лежащей в основе всего романа. Так, сюжет развивается благодаря конфликтному противостоянию героев-антагонистов наравне с собственно фабульным движением.

Анализ традиционных концепций позволяет сделать вывод о том, что хотя роман Свифта насыщена историческими концепциями, она не является исторической прозой в строгом смысле этого слова, скорее это, как уже было сказано,сплав психологического романа и романа идей.

Важной стороной определяющей творчество Свифта является обращение к национальной идее, проявляющейся на разных уровнях: от «цитирования» культурных эпох (заметим, с иных, нежели у типичных писателей-постмодернистов позиций) с целью выявить доминанты человеческого существования во все времена и повторяемость истории, до использования социально-значимых, «клишированных» локусов - образов пабов, географических пространств и т.д.

 

Список научной литературыСтринюк, Светлана Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Аксенов И.А. Елизаветинцы. М.: Гослитиздат, 1938. 718с.

2. Алеева Е.З. Художественный мир УХолдинга. Автор, дне. канд. филол. наук. Н. Новгород, 1993. 25с.

3. Анастасьев НА. У слов долгое эхо ( к спорам о постмодернизме)// Сквозь шесть столетий. Метаморфозы литературного сознания. М.: Диалог - МГУ, 1997. - 307-330с.

4. Английская литература 1945-1980 / Под ред. А.П. Саруханян М.: Наука, 1987. 510с.

5. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов XX в. М.: Высш. шк., 1974. -104с.

6. Аникин Г.В. Современный английский роман. Свердловск: Ур. гос. ун-т, 1971.-310с.

7. Аникст А.А. Английские писатели XIX-XX веков о литературе// Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. - 3 - 18с.

8. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Худож. лит-ра, 1963. 615с.

9. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М.: Просвещение, 1986. 223с.

10. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Сов. писатель, 1974. 607с.11.«Архипелаг Павнч». Беседа с Милорадом Павичем и Ясминой Михайлович. Подготовка материла А. Романовой // Иностранная литература. 2002. № 2. -254 - 259с.

11. Баканов А.Г. Современный зарубежный исторический роман. Киев; Выща шк., 1989.- 182с.

12. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. XX век. М.: Искусство, 1994. 413с.

13. Бауман 3. Спор о постмодернизме// Социологический журнал. 1994. № 4. -69 - 80с.

14. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975. 502с.

15. Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444с.

17. Белая Г.А. Философско-эгические проблемы современной литературы. М.: Знание, 1982. 40с.

18. Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов. Пермь: Издательство ПТУ, 1968.-333 с.

19. Бернштейн И. Литература социалистических стран: итоги, тенденции развития, задачи изучения // Вопросы литературы. 1986. №1. 32 - 36с.

20. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета, канонические. М.: Библейские общества, 1992. 308с.

21. Бяльке X. Литература это новости, которые никогда не устаревают // Иностранная литература. - 1992. №7. 232 -241с.

22. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. Ташкент: Фан, 1979. 168с.

23. Веселовский А.Н.Исггорическая поэтика. Л.: Высш шк., 1989. 404с.

24. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. писатель, 1972. -423с.

25. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978.-264с.

26. Вулф В. Современная литература // Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. - 276 - 281с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576с.

28. Гальцева Р. Борьба с логосом// Новый мир. 1994. №9. 170 - 181с.

29. Гачев Т.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. М.: Наука, 1964. Т. 2. - 17 - 38с.

30. Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1968. Т1. - 312с.

31. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979. 222с.

32. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: ИНТРАДА, 1999. 416с.

33. Голубева Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний: Автореф. дис. канд. филол. Наук. М., 1989. 20с.

34. Горский И.К. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1966. 307с.

35. Горский И.К. Польский исторический роман и проблема историзма. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 263с.

36. Григорьян Б.Т. Основные тенденции современной буржуазной философской антропологии// Буржуазная философская антропология XX в. ML: Наука, 1986. 5-22с.

37. Гурина Т.Л. Некоторые предпосылки изучения авторской позиции в интеллектуальном романе XX в.// Проблема автора в художественной литературе. Вып. I. Ижевск: Удмут. гос. ун-т, 1974. 200 209с.

38. Дворко Ю.В. Основные тенденции британской прозы 80-х годов XX века. Автореф. канд. филол. наук. М., 1992. 18с.

39. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 240 с.

40. Демурова Н. Глазами художника и моралиста// Иностранная литература. -2002. №5. 274 -278с.

41. Днепров В.Д. Проблемы реализма. Л.: Сов писатель, 1961. 371с.

42. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288с.

43. Домашнее А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М.: Просвещение, 1983. 192 с.

44. Елистратова А.А. История английской литературы. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. Т. 2. Вып. 2. - 443с.

45. Жантиева Д. Английский роман XX века: 1918-1939. М.: Наука, 1965. 346с.

46. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. М.: Высш. шк., 1984. -488с.

47. Ивашева В.В. На пороге XXI века. М.: Худож. лит-ра, 1979. 318с.

48. Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Сов. писатель, 1986. -285с.

49. Ивашева В.В. Судьбы английских писателей. М.: Сов. писатель, 1989. 448с.

50. Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. М.: Сов. писатель, 1977. 336с.

51. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. 491с.

52. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм. М.: Знание, 1988. 62с.

53. Ивин А.А. Введение в философию истории. М.; ВЛАДОС, 1997. 288с.

54. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1988. 280с.

55. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: ИНТРАДА, 1998. 255с.

56. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001. 384с.

57. Ильин И.П. Проблема взаимоотношения постмодернизма с поздним модернизмом в современном литературоведении// Литературоведение на пороге XXI века. М.: Рандеву АН, 1998. 387 с.

58. Кабанова И.В. Проблема жанровой типологии в английской прозе 1930-х годов. Автореф. дис. док. филол. наук. М., 2001. 28с.

59. Кирнозе З.И. Французский роман XX в. Горький: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1977. -351 с.

60. Кичигин В.П. Словесно-художественные формы выражения авторского сознания (некоторые теоретические и исторические аспекты. Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1982. 20 с.

61. Кожинов В.В. Виды искусства. М: Искусство, 1960. 12871 .Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Советский писатель, 1963. 440с,

62. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 240с.

63. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Изд-во Самарск. гос. ун-та, 1995.124с.

64. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.; Просвещение, 1972. 110с.

65. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора// Страницы истории русской литературы. М.: Наука, 1977. 199 - 207с.

66. Кортасар X. Беседы с Эвелин Пикон Гарфилд. Фрагменты книги. Иностранная литература. 2001. №6. 177 - 203 с.

67. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т8. -11Збстб.

68. Круглов Д.Н. Повседневность как предмет философский рефлексии. Автореф. канд. филос. наук. СПб., 1996. 20с.

69. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины XX века. М.: Моск. лицей, 2002. 208с.

70. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М: Просвещение, 1973. 188с.

71. Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1990. №11. -223 - 229с.

72. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990. 510 с.

73. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во. 1982. 254с.

74. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышление о литературе XX века: мировидение и поэтика. Пермь: Перм. ун-т, 1992. 120с.

75. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь: Перм. ун-т, 1985. -80с.

76. Ленобль Г.М. История и литература. М.: Худ. лит-ра, 1977. 300с.

77. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики, Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997.-317с.

78. Лисеев И.К. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. М., 1987. 296с.

79. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1978. 352с.

80. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384с.

81. Любимова А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г.Уэллса 1900-1940-х годов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 104с.

82. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000, 352с.

83. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. 382с.

84. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная лит-ра РАН, 1995. 408с,.

85. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.: Братья Карие, 1997. 192с.

86. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман 20 века. М,: Высш. шк., 1982. 192с.

87. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука, 1994. 198с.

88. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука, 1984. 435с.

89. Москвина P.P., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркут ун-та, 1987. 199с.

90. ЮО.Мотылева Т.Л. Роман свободная форма. М.: Сов. писатель, 1982. - 399с.

91. МотылеваТ.Л. Иностранная литература и современность. М.: Сов. писатель, 1961.-368с.

92. Нотт П. Переделывая Америку; ценностная революция// Иностранная литература. 1996. №5. 238-245с.

93. Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький: Горьк ун-т, 1960.480с.

94. Ю4.0скоцкий В.Д. Роман и история. М.: Худ. лит-ра, 1980. 384с.

95. Ю5.Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. -373с.

96. Юб.Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л.: Наука, 1986. 318с.

97. Ю7.Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.- Л.: Худ. лит-ра, 1965. 498с.

98. Ремизова М. «Детство героя». Современный повествователь в попытках самоопределения// Вопросы литературы. 2001. март-апрель. 3 -20с.

99. Ю9.Репина Л,П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. - 26 - 35с.

100. ПО.Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.- 128с.111 .Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Воронеж, 1978

101. Садовская И.Г. О жанровом своеобразии философского романа Т.Уайлдера «Теофил Норт»// Влияние науки и философии на литературу. Ростов, 1987. - 64 - 72с.

102. ПЗ.Саруханян А.П. Роман среды и характера: английская литература 70-х годов// Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е годы. М.: Худ. лит-ра, 1982. 101 -134с.

103. СвифтГ. Водоземье. Н. Новгород: Perspective Publications, 1999. 382с.

104. Свифт Г. Последние распоряжения. М.: Независимая газета, 2002. 320с.

105. Скачков И. Нравственные уроки истории. М.; Сов писатель, 1984. 256с.

106. П7.Скороденко В, послесловие к переводу. К.Исигуро. Остаток дня// Иностранная литература. 1992. №7. 116 -118с.

107. Снегирева Н.С. Средства языкового выражения и стилистические функции лейтмотива в художественной прозе. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1980. 24с.

108. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев; Вища шк., 1983. 140с.

109. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1991. -432с.121 .Соловьева Н.А. Литература Великобритании// Зарубежная литература XX в. Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. 464 490с.

110. Спивак Р.С. Философский метажанр. Позиция автора и формы ее выражения// Проблема автора в художественной литературе. Устинов: Удмуртский госуниверситет, 1985. 49 - 55с.

111. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе// Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. 168 - 202с.

112. Струков В.В. Художественное своеобразие романов П.Акройда. (К проблеме британского постмодернизма.) Автореф. канд. филол. наук. Воронеж. 1998. 24с.

113. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма М.: Сов. писатель, 1977. 526с.

114. Сучков Б.Л. Роман-миф// Т.Манн. Иосиф и его братья. М.: Правда, 1987. 3 -26с.

115. Тавризян Г.М. Проблемы человека во французском экзистенциализме. М.: Наука, 1977.141с.

116. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.Просвещение, 1963. 478с.

117. Тураев С.В. От просвещения к романтизму (трансформация героя). М.; Наука, 1983.-255с.

118. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574с.

119. Урнов Д. М., Урнов М.В. Литература и движение времени. М.: Худ. лит-ра, 1978. 268с.

120. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худ. лит-ра, 1986. -380с.

121. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX -начало XX в.). М.: Наука, 1970. 432с.

122. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир. Его герой и его время. М.: Наука, 1964. -206с.

123. Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 255с.

124. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Просресс, 1978. 325с.

125. Филиппов Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра. М.; Наука, 1977. 287с.

126. Философия истории/ Панарин А.С., Василенко И.А., Карцев Е.А. и др.; под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. 432с.

127. Философский словарь/под ред. Й.Т.Фролова. 6-е изд. М.: Политиздат, 1991.-560с.

128. Филюшкин А.И. «Постмодернистский вызов» и его влияние на современную теорию исторической науки// Топос. Философско-культурологический журнал. 2000. №3. 67- 78с.

129. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. Формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. 182с.

130. Флоровская О.В. Французский историческии роман XX в. Кишинев: Штиинца, 1989. 126с.

131. Фокин С.Л. Литературные мотивы в «Истории безумия» Мишеля Фуко// Литература в контексте культуры. М СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998. - 252с.

132. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университет, кн., 1997.-576с.

133. Хотимский Б. Ради грядущего. М.: Знание, 1979. 63с.

134. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1972. 406с.

135. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1978. 416с.

136. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает: «Почему?»//Иностранная литература. 1995. № 10. 232 -238с.

137. Хьюитт К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения»// Иностранная литература. -1998. -№1.- 195 176с.

138. Чосич Б. Роль моей семьи в мировой революции. СПб.: Азбука, 2001. 304с.151 .Швырев B.C. Философия и наука. М.: Наука, 1972. 324с.

139. Штейман М.А. Поэтика английской иносказательной прозы XX в. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2000. 24с.

140. Эйхенбаум Б.М. О прозе; о поэзии. Л.: Наука, 1986. 375с.

141. Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Янус-к, 1998. 606с.

142. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест- ППП, 1995. 240с.

143. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311с.

144. Эпштейн М. Прото, или Конец постмодернизма// Знамя. - 1996. №3. 196 -209с.

145. Эсалнек А.Я. Типология романа. М.: Изд-воМГУ, 1991. 1991с.

146. Ankersmit F. Historiography and Postmodernism // History and Theory. 1989. Vol. 28. №2 149-152 p.

147. Barthes R. Inroduction a Г analyse strusturale des racits// Communication. Paris, 1966. № 8 Цит. по Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001.-384 с.

148. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. London.: Penguin Books, 1991. 556p.

149. Boulton M. The Anatomy of the Novel. London: Roulledge, 1979. 273p.

150. Bradbury M. The Modern British Novel. London: Penguin Books, 1994. 528p.

151. Brooke-Rose K. Palimpsest History// Interpretation and Overinterpretation. Ed. by Collini S. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 154p.

152. Bulwer-Litton E. Bulwer-Litton on Historical Romance// Scott: The Critical Heritage. Ed. by Hayden O. J. New York: Barnes and Nobles, 1970. 328 - 33!p.

153. Callil C., Tylbin C. The Modern Library. The 200 Best Novels in English since 1950. London: Penguin, 1999. 25lp.

154. Carlyle T. On History// A Carlyle Reader. Ed. by G.B.Tennison. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 55 - 66p.

155. Carlyle T. On Sir Walter Scott// Critical and Miscellaneous Essays, vol. 4. London: Chapman and Hall, 1899. 22 - 87p.

156. Charles Darwin, Thomas Huxley; Autobiographies. Ed. by Beer G. de. Oxford: Oxford University Press, 1974. 370p.

157. Clarke P. Someone Else, Somewhere Else// London Literary Review of Books. 1997. 13 Nov. 16p.

158. ColIingwood R.G. The Idea of History. Oxford: Clarendon, 1966. -453p.

159. Connor S. The English Novel in History: 1950-1995. London and New York: Routledge, 1996. 260p.

160. Dudek L. The First Person in Literature. Toronto: Routledge, 1967. 247p.

161. Eagleton T. Literary Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1983. -463p.

162. Fleishman A. The English Historical Novel: Walter Scott to Virginia Woolf. Baltimore: Johns Hopkins University, 1970. 346p.

163. Fokkema D. The Semantic and Syntactic organisation of postmodernist texts// Approaching Postmodernism. Ed. by Bertens H., Fokkema D. Amsterdam and Philadelphia,! 986. 81- 98p.

164. Fokkema D. The Semiotics of Literary Postmodernism// International Postmodernism. Theory and Literary Practice. Ed. by Bertens H., Fokkema D. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamin,1997. 485p.

165. Freedman R. The Lyrical Novel: Retrospect and Prognosis// Essentials of the Theory of Fiction. Ed. by Hoffman M., Murphy P. Durham and London: Seeker and Warburg. 1988. 354p.

166. Genette G. Palimpsestes: Le Liter6ture au second degrfi. Paris, 1982. 178p.

167. G.Nflorek A. Post-war British Fiction. Realism and After. London: Edward Arnold Publishing House, 1995. 202p.

168. Harlan D. Intellectual History and the Return of Literature// American Historical Review. 1989. Vol. 94 881p.

169. Hazlitt W. Selected Writings. Aylesbury: Penguin Books, 1970. -51 lp.

170. Hazlitt W. Spirit of the Age or Contemporaiy portraits. London and Glasgow: Collins, 1969. I76p.

171. Hewitt D. The approach to fiction: Good and bad reading of novels. Bristol, 1972

172. Hewitt K. Understanding English Literature. Oxford, 1997

173. Higdon D.L. «Unconfessed Confessions»: The Narrators of Graham Swift and Julian Barns// English and Irish Novel since 1960 Ed. by J. Acheson. London, 1991,- 174- 191p.

174. Holquist M. Dialogisure: Bakhtin and His World. London and New York: Routledge, 1990. 421p.

175. Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven and London, 1985

176. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York and London: Routledge, 1996. 268p.

177. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. New York: Wilfrid Laurier University Press, 1984. 348 p.

178. James H. «Fiction and Sir Walter Scott» Review of Essays on Fiction, by Nassau W.Senior, North American Review. 1864. Oct. xcix: 580 587p.

179. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Seeker and Warburg, 1994. p.

180. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca: Cornell University Press 1981. 234p.

181. Kayser W. Die Vortragsreise: Studien zur Literatur. Bern, 1958. Цит. по Ильин И. Постмодернизм, Словарь терминов. М.: ИНТРАДА, 2001. 384 с.

182. Luwith К. Meaning in History: The Theological Implications of the Philosophy of History. Chicago: University of Chicago Press, 1949. vii - ixp.

183. Langbaum R. The Misteries of Identity. A Theme in modern Literature. Chicago and London: Routledge, 1982. 354p.

184. Lee A. Realism and the Power. London and New York: Routledge, 1990. 154p.

185. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. Theory and History of Literature. Vol. 10. Manchester: Manchester University Press, 1997. -lllp.

186. Mackenzie R. The Nineteenth Century A History (1880)// Цит. no Collingwood R.G. The Idea of History. Oxford: Clarendon, 1966. - 453p.

187. MacQueen J. The Rise of the Historical Novel. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1989.-295p.

188. Massie A. The Novel Today. London and New York: Longman, 1990. 97p.

189. McEvan N. Perspective in British Historical Fiction Today. London: Macmillan, 1987.-264p.

190. Nyu R. Histoiy and Literature: Branches of the Same Tree// Essays on History and Literature. Ed. by R.H. Bremner. Ohio: Ohio State University Press, 1966. 123-159p.

191. Romberg B. Studies in the Narrative Technique of the First Person Novel. Stockholm: University Press, 1962. 213p.

192. Rothfork J. Zen Comedy in Postcolonial Literature: Kazuo Ishiguro's The Remains of the Day// Mosaic. 1996. vol. 9.

193. Sanders A. The Short Oxford History of English Literature. Oxford: Oxford University Press, 1996. 768p.

194. Scanlan M. Traces of Another Time: History and Politics in Postwar British

195. Fiction. Princeton: Princeton University Press, 1990. 270p. 208.Spanos V. W. The Specter of History: Rethinking Thinking in the Post-Cold War

196. Age//Mosaic. Vol. 34. №4. December. 2001.-21 -46p. 209.Stanzel F. Narrative Situation in the Novel. Bloomington and London: Macmillan, 1971. -310p.

197. Stevenson R. A Reader's Guide to The Twentieth Century Novel in Britain.

198. Hertfordshire, 1993. 176p. 211.Swift G, Ever After. London: Picador, 1992. 264p. 212.Swift G. Last Orders. London: Picador, 1996. - 296p.

199. Swift G. Learning To Swim And Other Stories. London: Picador, 1982. 154 p. 214.Swift G. Waterland. London: Picador.1983. - 358p.

200. The Portable Victorian Reader. Ed. by Haight G. S. Harmondsworth. London. Penguin Books, 1976. 658 p.

201. The Twentieth Century Ed. by Dodsworth M. London: Penguin Books, 1994. -470

202. The Victorian Age. An Anthology of Sources and Documents. Ed. by Guy J. M. London and New York: Routledge, 2002. 632 p.

203. White H. The Fictions ofFactual Representation// The Literature of Fact. Ed. by Fletcher A. New York: Columbia University Press, 1976. 432 p.