автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Человек в системе культуры (философско-методологический анализ)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек в системе культуры (философско-методологический анализ)"
РГБ ОД
п СЕН 19е"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи РАХИМБАБАЕВА НИГОРА АБДУРАСУЛОВНА
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
(философско-мет.одо логический анализ) Специальность: 09.00. 11 — социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент —'1994
Работа выполнена на кафедре философии естественных факультетов Ташкентского государственного университета.
Научный руководитель: —доктор философских наук, профессор ХАЙДАРОВ У. Ж.
Официальные оппоненты: — доктор философских наук, профессор ИВАНОВА К. И.
доктор философских наук, профессор ТУЙЧИЕВ Б. Т.
Ведущая организация —Кафедра философии Ташкентского Государственного Педагогического института им. Низами.
Защита состоится Л?9 * 1994 г. в 14.00 часов
дня на заседании специализированного совета ДК 067. 02. 29 по философским наукам при Ташкентском Государственном университете (700035, Ташкент — 35, ул. Амира Темура, 60-а, ауд. 208).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ. (Вузгородок).
Автореферат разослан „_" _ 1994 г.
Ваши заверенные отзывы (в 2-х экз.) просим направлять по адресу: 700035, Ташкент-35, ул. А. Темура, 60-а, комн. 17, ученому секретарю.
Ученый секргтарь
саецкализированйого совета, доктор философски наук, профессор
У. Ж. ХАЙДАРОВ
ОБЩАЯ ХАРАКШПЛША Р,1Ш.Ш .
Актуальность теми исследования. Геспублкка Узбекистан, идя по пути независимости, ни!гз hl; ив но разышаотия. Б сложных условиях перехода к рыночной экономике преобразуются'его базовые структур» и, презде всего, социально-экономические и • по-литгао-обвдственние. Процессы возрождения и обновления охватили и духовную вдуш Узбекистана. Они стимулируют поиск нових подходов к изучений культурного наследия народов peony Олики, ях взаимовлиянию, к выявлению механизмов их взаимодействия о культурой па его человечества. Опит независимого сущзвтвованЕЯ Республики Узбекистан представляет вса больше Тйкаэателытп тоге, что необходимо строить оодество, нотороо он опиралось на гуианпзкроаанные общее твеньие структуры. Только в от ом случае ¿тало бн возыойинн наиболее полное, элективно» использование жизненных ,сел человека, его задатков и способностей . I'firtHho зто условие K.iK одно из главных неоднократно отизчал Президент Fоспуйликк Узбекистан !!.А.Каримов: "Смысл всех экономических, демократических, политических рч^орм заключается в создании, преяеде всего, достойных человека уоло-Tint! вдзни и деятельное in"
Бсо изменения в человеческой кийквдеяталъности начинаются с.культуры. лультура в атсм плане выступает нал сложно- организованный набор программ чвловачоокоР жизнедеятельности. Эти программы образуют сложную разгшагацуюия оисюму, и которой «окно выделить три уровня, tie рвы.'* из них а оставляют реликтовые программы, представлявшие своеобразные осколки прои.шх кулатур, уже пот&рявшие ценность для оОдама новой исто{ ичеспой эпохи, но тем не менее воспроизводящие оиродилаише виды обаяния а поведения людей. К. ним относятся многие обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение давд в наши дни, но возникшие выв в культуре первобытного общества. Второй уровень культурных образований - программы, которые обеспечивают воспроизводство ;*.оры и видов деятельности, кизвенно важных длд данного типа общества и опрадалякшх его опевдику. Для настоящей работы наиболее важный являатая
I. Каримов И.А. О приоритетах экономической политики ЗГяйвки-стана, I'aiitieiiT: Узбекистан, Ii/J3. G.iiO.
уровень культурных феноменов, так как именно в нём вырабатывайся программы будущих 4орм я ввдов поведения и деятельности, соответствующих будущим ступеням соииального развития. Характерю то, что нить в рамках традиционно сложившегося образа жизни мокио и без анализа соответствующего ему образа мира, предетавленного в категориях культуры. Достаточно его просто усвоить в процессе социализации. По сути дела осмысление сложявиихил культурних программ человеческой жизнедеятельности остро встает перед обществом в переломные ситуации, когда, осуществляется выход из слокиваегося состояния культуры в иное состояние. Именно в такой ситуации оказалось наше общество в настоящее время. Анализ становления новых культурних феноменов в независимом Узбекистане, разработка Филосо^око-методологических подходов их изучения представляется чрезвычайно актуальной. Бри этом наиболее важным аспектом, Tje6y»Miiw незамедлительного исследования являются сам творев культурной реальности общества - чело-нок, его восприятие нового и отношение к старому, его'умение динамично осуществить переход н новому видению м.яра в оомнелив проюлсо, взяв из aero все, что мокет способствовать обновлению общества и, сохранив как культурно исторические цаннов.тл всё, что сделано предпествуадпми поколения«р.
Пооледпий момент особенно важен, ибо, как показнвает 1« теряя, разрушительная сила.всяких социально-политических "переломов", связанных о отказом от прошлого ешё достаточно велика, что свидетельствует о невысоком состоянии культурологического мыодения общества. Сформировать это мышление, ор mu nipos зано® ка высокие гуманистические ценности, уважение к истории ввеш'р народа и общечеловеческой культуре — важнвйюап задача гуманитарного знания и ояохеиы образования.
итепсяь у;т«РРтаниоств проблеин . Проблему культуры, чадовзка г их взаимосвязи можно считать сквозной, находящейся я шнгре киглкичпя обдосхва аа всех исторических этапах егп газ'ктгч.
;:ажда?. -тал snoort своё везение стих феноменов и овоЯ
в рх pasawra."
i.a рек.-.-чеипнг. П век. Возагкнокше в начале
века двух мировых систем - капитализма и социализма, их острая конфронтация, пережитые две мировые войны - всё это оу~ щаотвенно изменило облик человека, его восприятие реальности, отношение к культуре. Нравственные л вогетячосние критерии жлзни и твортества с иль прогресса и созидания победили и это явилось мощным толчком к созидательной культурной деятельности. Прошло уже пятьдесят лет, а культурология до оих пор осмысляет этот исторический период, создавая шедевры художественной, научно-технической, эстетической культура.
Современный период так ке наполнен сложными соцвально--политическими и духовными коллизиями. Мы находимся на пороге нового информационного общества, где конструктивно меняются критерии, нраватвенные эстетические идеалы и место человека в обшеотве.
Вот почему поток научно-исторических и методологических исследований так огромен.
Правде всего существует большое количеотво исследований по проблеме человека и культура зарубежных авторов, представляющих самые различию филооофоиио направления, перечислить которые не представляется возможным. Отметим лишь самые известные, принадлежащие современному периоду. Это прежде всего работы ярких представителей ¡экзистенциализма, философия которых Сориентирована на человека. К ним относятся работы А.Камю, Х.Хайдегера, Ясперса К. 1 Широкий спектр работ представлен последователями прайда, но выбравшими кроме психоанализа овой путь ч-илооо^ско-методологичоиного исследования, ^ К ним относятся работы известного ученого Э.Фромма, который, преодолев узкий психологии Фрейда, рассматривает человека в контексте культуры и социально-экономических условий,'обобщая энциклопедически-огромный материал развития мировой культуры,
1. Камю А. Бунтующий человек. М., 1930 ; ¡Сассирер а. Смысл и назначение человека. Бесе о человеке. Введение в Философию человеческой культуры // Вестник МГУ,* II, 1333. С.3-^6; Хайдегер £. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1990, Л 9 ; Лапето К. Духовная ситуация времени // Философские науки, 1989, ДО II, 12.
2. Vромы Э. Луша человека. - М.: Прогреоо, 1990.
философии, религии, Х.Г.Юнга1, так же арктического пооледова-галя Фрейда, отказавшегося ог абсолютизаиии идеи бессознательного у Фрейда, В.-»ранкла создавшего свою психоаналитическую школ^, общественно! отказать юся от концепции ФреДда.
Шожвогво ясследованвй представлено мыслителями, относящимися к сачим различным направлениям и в юн числе к разновидностям современного материализма
Б философии Советского периода проблема человека я культуры предотавлена такие широко и нногопланово
1. Шг Х.Г. О совреманннх мж|ах. Ы., 1994 ; Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской куль-льтуры XX века. М., ISSL.
2. Франял В. Человек в вонояах окисла. М., 1990.
3. Марголис Дя. Личность в сознание. М.: Прогресс, 1986 ; Агг Аатила. Мир человека как субъекта производства. -М.: Прогреос, 1984.
4. Абдурахманов А. Прееотгвеннооть в общественном развитии
я осейенйости его проявления в духовной культуре. Т.: Фан, IS9J j Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Т.: San, 1986, } Валиев А.К. Проблема развития духовной куль-«урн. т.; «аа, xsaa ; Екглалов A.ri. Человеческий фактор: адлооо+вя, идеология, политика. Ташкент: Узбекистан,1991; &8Д8НШ A.B. Проблема человека в филосоддви. Ташкент: Уз-daKBOsaü, 1992 ; Иванова К. К. Методологические проОлемы ызадиоцкп ллнариых исследований человека. "Проблема человека ® аоаремашюм MspeB.-laroeiis: Ыехнат, 199<г ; история куазадш оведнязг веков в Возрождения ; М.: Наука. 1976 ; Кадаров АД» Деятельность, познание,, нравственная идеал. Таюшт -5ан, 1Ш9 s Категории Философии, категории куль-typt> Ктг, 1988 ; К^ндадао iUB,, Дкураев Б.Х. Культура, BtmaxawuiCKitb, человек. Tamnt •• Фай, I99c s Узоекистш-ukr мпаляЯ »взякдол мафкурам. Тавдент: Узйекистон, IS93 Уагаараа ®.<2. Кульм та как самм-а. "Воироон ^влооофив",-1964. # 1 i МЩт »«У., Вшвшоквй H.H« Актуальннз пройло-т thovm «ультра. У»: Падка, 1988 ; Сачков ».В., Хайда-роя У,й. Ботботаозиаиие я духовное таэастйс человека. --Комщш»! Уэввкимана, Ä 2, 19SQ i $уйч*ав B.F. Л*одвдот. чеокяй шшвз ^оряшроБйазра е гаавмвл «йЦ^еской культу ш. Автомата* Таатант» 1S*I i Хонаэарсв К
Хвл aaÄ Тознант: Уз<кшетон, ISSI ; Ё^одхагадов С. т. На яашю едаотва. Таяаовт: УэОвякмая; 1Й1 ; Шрматова .
аячьштй»- lammt; йая, Ш6 ; Едадтзов Ю. Введение в о шюшзаогг®». Тагкомг, IS23 г. др.
Сделке? отменить, что за вооледше время в Узбекистане защищено ряд докторских и вандидатокпх диссертаций по проблеме культуры * .
Наличие широкого спектра исследования данной проблем» на ониыает потребности в дальнейшей ее изучении, ибо оаыа но себе проблема и человека и культура неисчерпаема а многомерна, а непрерывная дииалвна обнес меняна отношений ipe-= сЗгувт исследования новых возникающих контекстов.
Так, большвнство исследований Советского периода, } а многие из ник - фундаментальнее а шклвчительио интересные/ сориентирована на особую социальную реальность - на вдев социальной однородности социалистического общества. Это естественно обуаловило определенные подхода к проблеме чело-веда я его культуры. Период перелома л ооцвальной дезинтеграции, а так ад смени економичеокого базиаа требует пересмотра олокивиихоя подходов и выработки новой концепции о учетом исторической традиций и современности, региональных и обвдчеловеческих проблем.
Помимо егого и проблема человека и механизм его вхождения в культуру имеют множество измерений : биологический, социальный, психологический, normo- семантический, исторический и т.д. И каждое измерение иыезт оообие закономерности изучения, детерминированного наличным-уровней знания на том или ином историческом этапе. Поэтому помиыо отпеченных проблем существует еще достоянная потребность пэреоомио-ления этих измерений не только в контексте наука, но а вое-го накопленного знания.
I. Карабаяв УЛ. Традиционная народная культура : тенденции возрождения и развития // Автореферат дисо. Д.Ф.н. -Ташкент, IS93 ;
Куйлива 1. Особенности формирования и развития экологической культуры // Автореферат диоо, й.Ф.н., Тайне нт, ISS3 ;
Муминова О.М. Социально-философский аспект изучения культурного наоледия узбекского народа на оовреминноы этапе // Автореферат диоо. к.4>.н., Ташонт, IS94 {
Обиджонов A.C. Человек как объект и субъект культуры. Автореферат ДИоо. . н.ф.а. Ташкент, 1904,
Учитывал сказанное, основная цель данной диссертации заключается в следующем:
- На основе обобщенна существующей информации но данной проблеме раскрыть механизмы воздействия культуры на человека, его деятельность в условиях обновления социально-экономических я духовных с-.¿ер развития общества.
В соответствии о этим - исследовать оСратнбе воздействие человека и возможности его влияния на ход возрождения и обновления духовного потенциала народа.
Для реализации этой цели предлагается решить следующее задачи :
~ провести краткий анализ различных /исторических и современных подходов/ к решению названной .проблемы, пру этом учесть разработку данной проблемы великими мыслителями Средней Азид ;
- обоудвть и обосновать вопрос о возможностях разработки -целостной концепции человзка в системе культуры я возможностях формирования единой науки о человеке ;
- раскрыть специфику системности культуры в её структуру в современных исторических условиях ;
- обосковать место и роль человека в процессе возрождения культурных ценностей, а так же определить ценностные ориентации культурологической деятельное те независимого Узбекистана.
Теоретической и методологической основой исследования явились основные принципы и законы диалектического метода, в частности, принципы историзма, системности, развития.
Саратов X. Роль политических знаний в формировании в развитии политической культуры студенческой молодежи // Автореферат двое, н.ф.н., Ташкент, 1954.
Холматов 0).Х. Роль политической -культуры личности в социальных преобразованиях общества на современном этапе / Автореферат лиса, к.ф.н., Ташкент,
- la -
■:ф материальной и духовно:! культуры, (¡»есге о "пи кудыурэ создается человеке?» в гор мэре, в какой сач человек Формирует«' «я культуре!!. П сто и отчгз чепорек - главное осотрчосг^пзуо-вде начало культуры.
По втогсР главе ":а*сто человека в сгстсне культур«" дается kohkjQTiiuí; анализ творческой деятельности человека в различиях сферах культуры и особенно в иголеим научного знания, поскольку иаучш-технячесгярР н] огресс - одна нз главных детерминант рад>йтвя современного o&seatm. В этом окисле позчянва воаПве, научное познан?о в частности, долгам очть рассмотрены а качестве кулиурообразуmn-efl и культу ротворческоА деятельности человека, Развитие научного по знания не только характеризует уровень человеческого постижения внешчего мири и овладения ш, по но и меньшой мере таие л уровень развития культуру.
В системе культуру наука всегда занимала важное место. В паотонсэе время наука сказалась олноГг из самых развитых ч,орм культян, вследствие чего ее • нормативы оказьвают существенное возде(с1вие на другие ^орыи освоения действительности. Лиро-воззрзигл л методология - вахнеИидае опосредующие звенья, свя-эывахяже ^ияооои!»1) с научо? и о^запучивачи^э использование Ь ксоледю.члтельоко» провесов социокультурных факторов. В диссертант! изложено азкоторь'о прпншшяалыше човне подходы ч организации научных йоследог/vurfi, которое с.чог.ут обеспечить радикальное ускорение в развития науки, а тон те гуманизации обтает- . в а.
В условиях усиления взаимодействия всех ДОрм культуры наука не мотет успешно p.u-вгваться в изолянии. 1азвитие науки основывается во многом на информации, полученной в контактах с учеными, ь'сли социальные отношения затрудняет неялячностные ин¿юриапионяне процессы, от этого страдает наука. Она перевивает те же недуги, что и оошество, в котором она фунапионирует. Лоэтому рывок в .области научно-технического прогресса во многом определяется позитиры-:.\ф достижениям;: в с.'.-аре общественных наук. WtóHtio они должны дать образ сопиатьннх условий, обеспечи-•лашях оптимальное раэг-гтче над чко-те хнпческого прогресса. Ак-тгвичшия челсвеч".ико;'о Автора в варке означает во гднегом снят го pur-лкчкого рода гскуо^.твэныкх преград на пути развития «орчеалоп -/у лестауплде -¿opj.a ерггиггалви науки не
обеспечивают полного использования интеллектуального багажа научно-исследовательских кадров, о чем неоднократно говорил Президент нашей республики И.А.Каримов в выступлении перед учеными страны. Критерием культурности общества является степень реализации наличного человеческого потенциала.
В диссертации отмечается, что связь человека с наукой носит многоплановый характер: с одной стороны, человек - творец всякого знания и, в том числе, научного. О другой, общество получает знания о человеке, его природе тоже преимущественно из науки. Только с развитием науки человек серьезно стал объектом ее исследования и только благодаря прогрессу научного знания возникла возыомость поставить вопрос о целостной концепции человека и перспективах его существования.
В настоящее время, когда наша республика решает задачи построения нового демократического общества, проблема развития всех сфер культуры и включения её в мировую культуру цивилизации становится первостепенной задаче!?. В этом плане выявление её исторических истоков является . одной из предпосылок успешного нормирования нового человека и новой куль- • туры.
и этой целью в диссертацию включен раздел о разработке проблемы человека и его отношения к культуре в философии среднеазиатских мыслителей, идеи которых и сейчас злободневны и могут способствовать решению многих нравственных, эстетических, гуманистических проблем.
Во втором параграфе "Разработка проблемы человека в философии /на примере Средней Азии/" раскрывается научное мировоззрение мыслителей Средней Азии - Хорезми, дергани, Фараби, Ибн Сины, Беру ни, У луг бека, Навои, Накшбанди.
Мыслители Х-ХУ.ве. уделяли большое внимание соииально--политическим проблемам, отличительным свойством общественной мысли и художественной литературы того периода била постановка социальных проблем, - организация общества, устранение социального зла, установление справедливого идеального государственного строя, духовного совершенствования, нравственного развития и воспитания человека и т.д. В поисках идеала мысли-
тели широко опирались на богатые вдеГчше традиции прошлого -культуру Средней Азиг IX-XII вв. В этом параграфе имеются следующие выводы: расиматргагя роль человека в отчестве, 'среднеазиатские ынслптелп подчеркивай, что разнообразие способностей и хел'.ши)! ледяй предопрелеляетая разнообразием их целей и намерен;^.
Глава завещаете я шиледовнтдаи аксиологических аспектов, характеризующих культуру п человека /' £ 3/.
G точки зрения категории ценности дается анализ человеческой деятельности, а так та ттолпгкл самих иеняостннх ориен-тапкй по их содержанию г объему. Отмечается, что ценности, лклкченнне в ;п териал культуры» бнгапт разного рода - внепние п инутреннге, т.е. как <vi данные человеку пргродоЯ или те создание саклм человеком.
Лзлл понкуачгь культуру как механизм создания п передачи ссигальннх ценностей, заданных коллэчтгвнимп представлениями, значгешмп для данного общества, то мо-'но предположить, что они еаязэнн матау l-oíKv п в это,"' совокупности должны быть ве-дуи-е. Ст того, накопи оал, зависят воспроизведение и сам тш культу pu. Зоспропзведенрэ нота т бить механическим, носяккм циклический характер, направленный из конйегя.шип норм и ценностей или У-О, напротив, творческги, экспансивным, направленным на п.рпрагенге, создайте новоГ' ценности. Ценности, оценки, ориентация тесно связали с деятельностью, н,шравленноП на достижение тех ллг еккх целей. А социально значимая деятельность в её развитом виде обязательно задается нормативно, т.е. существую нормы, согласно которым она реализуется. Норма является правилом, КЕкнгоосенниеЯ деятельности, её кодом и тесно связана с иольп. Норма опирается на ту или иную систему ценностей. Таким образом, культуру как совокупность норм,следовало бы дополнить анализом ценностей и ориентации в их тесной- связи с деятельностью, нсивоЯ и опредмеченноЯ.
•Б контексте ценностного подхода в диссертации рассматривается динамика приращения нового знания-и механизмы включении науки в культуру. Сбсундаютия дискуссии по поводу деструкторах последствий научно-технического прогресса, оценки их с точки зрения аксиологического подхода.
•• IG -
ü&u по uüOö научный прогресс неодолим и таено cbiîsôu ь взаимно детермиагронан о прогрессом культуры. В результата Sïoii взаимосвязи возникает целостный социальный, иаучно-тох-нический, культурный комплекс, называемый современной цивилизацией, оОаспочиваяадй совершенствований человечества л его культу pu, хот л sïct процес j соодоштоя противоречиво и нервном ер но,
В заключении диссертант; дамся kjдевке вывода о результатах исследования и коннретнпе рекомендации в деле совераен-стьопанпи человека и его приобщения к современному культурному прогрессу. В частностл, предлагался сделать массово досту.ч-ными с точки зрения материальных затрат театральные и все зрелищные мероприятия, расширения Сферы культурных учремдений, аникенив пен на художественную и научную литературу, раоввре-ние ciiepsj деятельности различных выставок, развитие творческих начал б школе л НУ lit, Необходимо также упорядочить идейно-воспитательную, мировоззренческую деятельность. Необходимо так подумать о возращении на новой основе систем вечерних университетов, обеспечивающих непрерывность образования, освоение новик достижений культуры. В втом смысле без идейно-воспитательной, культурно-просветительской деятельности молодому, встающему на путь независимости, государству - не обойтись, а как отмечал Президент Каримов H.A.: "Высшая цель обновления Узбекистана... создать необходимые условия для достижения на нааей земле мира и демократии, достатка, культуры, свободы совести и развития каждого человека". L
Основное содержание длссертапиг отражено в.след;ую;ияу пу блик ациях автор а :
1. ¿илосороку.е основы интернационального воспитания. Научно-теоретическая конференция. "Актуальные проблемы совершенствования ме кн аниона льны х отношений в условиях гласности
и демократизации общественной жизни". Андижан, 1Sü9. 0,1 п.л.
2. Культурные условия активизации человеческого фактора. "Проблема человека в современном мире". Ташкент, 1991. 0,2 п..
I. Каримов И. А. Узбекистан, срой путь обновления и-прогресса, Ташкент, 199Л. С.Пи.
3. Ценность человека и ценность науки. "Проблема человека в современном мирз". Таикент, 1991, 0,3 п.л.
4. Прогрзсс я тучные теории ценности. "Научный прЬгресо л новое мшиение". Ташкент, 1992. 0,2 п.л.
Ь. Культура и возможности саморазвития человека. "Независимость и мировоззрение: [еальноеть и философские проблемы развития". Ташкент, 1993 . 0,1 п.л
6. К вопросу изучения человека в системе культурт. "Независимый Узбекистан: актуальные проблемы философии л права", Ташкент, 1994. 0,3 я.л.
7. Проблема человека в трудах мыслителей Средней Азии. "Философия и современность". Ол., 199-1. 0,2 п.л.
H.A. Рахимбобоеванниг "Маданият гизимвда инсон" (Фалсафий-услубий гахлил) ноьыи диссертация РЕЗШЕСГ
Диссертацняда маданият каидай чилиС умуминсоний кадрлятдар билан бойиши хшсидаги уз ечиыини кутаетган мухим муаымо урганид-ган ва уни ^ал'кшши йуллари очшга ^аракат нршшган.
Инсон ва маданият муаымолари диалектик бирликда ва муносаоат-да курилган.
Яакицатда хозирги кунд§ иксон муаммосшш фацат маданият, фан равна^ билан оиргашеда курииши, бу бекиа эиас албагта. чунки фан ва маданият ^оаирги зьмон щшилиаацияси ва унинг асосйни таш-кил чилзди, деб айтиш мумкин.
"Инсон ва маданият диалектикаснни урганишнинг назарнй-услубий асослари" деб номланган 1-боб да маданият структурам, шддийлик ва маънавийлик муносабати, инсон уаданият со^иби ва юкодкори каби масалалар ечиыига урин бериладв. У в тара?;н;иети давомида янги ыаз-мун 1'лсб атган "маданият", "инсон" тушунчалари кенг баен зтилади. Аитщса "маданият" тушунчасининг пайдо булиши ва ривожи жамият ва инсон ^акидаги билимларнинг ривожигагина щсса 1-;ушиб 1>олмасдан, балки фан дифференцияцияси ва унинг категориал аппаратининг ри-вожланиш натнжаси эканлиги ало>;ида 1}айд ^илинади. маданиятда мод-дийлик ва маънавийлик диалектиклси очишга >;аракат ^шшнади. Факат иноонгина мзданпятнинг сохиби сифатида унинг тара^иети Еа кела-кагига жавоб беруьчи субгекглиги 1>айд к,илинади, инсон )$аети ва унинг.мавжудлиги маданиягсиз гасаввур этнш з^еч хам мумкин„эмасли-ги куроатилади, инсон маданкятга Я1>инлашгандагина уз-узлигини англаин, унинг фаолияти. натимасн эканлиги ва натижада назорат ки-. лиш, бошкарш хисси уйгониюиги ало^ида увдирнлади.
Диосертациянинг S-боби "Маданият тизймида шсоннииг урни"деб номланиб, унда билим ва ыаданнят бир-бири билан ало1£здор, боглик эканлиги тулик #мс рилинган з>олда инсоннинг фан тизимидаги урни, бу ыасалада фал<;афа тарихида хусус-ан У рта Осиё мутафаккир-лари томонидан ^андай урганилганлиги, умумак инсон хозирги закон ыаданнй тара^киетшшнг сохиби ва яратувчиси зканлиги, ^амда инсон ga маданиятнияг аксиологии' (кадрийлиги) жи^атлари тахлилига кенг урин б&рилади.
. Хозирги аамон билими гараэдиётида инсон ало^ида маЕкега зга булиб, бу энг аьвало инсон таЬиат ва жамият вонунларшшнг бирли-гини курсатишда, илмий тадщдот, илмий игланиш хеч варт инсонсиа булиши мумкин зыаслиги,' айтщса хозирги замон жамият риьожида ил-му-фан мамлакат тараьда'ётига хизмлт килсагина v бекиес кагта ауа-мият касб этишлиги, буларнинг ^аммасй илмий изланишлар самарадор-лигини ошириш, соглом ижодий му#итни шакллантириш хисобига (5улиш-лиги алохида таъкидланади, бошкача айтганда илмий тадцикот,'изла-ниш^н&тижаяарини ка'етга тадби^ зтиш'уддгзлай олинмас экан, у пайт-да уаининг утмиши, миллати билан, улу1- едриятлари билан фахрла-наднган ва келажакка ишонадиган инсонларни тарбиялаш мумкин змас-
I s
лиги, утлирилаци. ,
Инсон .^анма нарсаларнпнг мезони экан. бизнинг Сош вазифзмиз и днсон ьщиягиш очадиган. унинг хулки, ШГИМСНЙ КОЛЗТШШ !'л-р~ сатадпган тадгдта™ июарини бундан кеиин хам шиланштиршгамиз, за-рур„ булади. Хакикатда инсонияг цивнливгшияси тара^киотида Урта Оои-элик мутафатеирдар - М. Хоразмии, Ахмад Фаргоиий. Лбу Наср Фа-робий, Абу Али Ибн Оино, Абу Рэйхон Беруний, Мирво Улугбек.„Лли-шн[р Навоий, Еаховиддин !!^;шБанд, Ахмад Яссопий ва Сошка куплаб букж инсснлар ва фззил-фувалолар ролини курсатмасдан туриб инсон-ларни келадакка ингонч рухида гарбштлаз кийнн. Шу муносабат билан уларнинг шмий меросинй урганкига оид, од;шни улугловчи. уидаг мо^иятини ифодаловчи, эътнборли фикрлари келтирилади, тахлил кн-линиб хулосаяар чикарилади.
Киши фзолияти энг аввало наглум бир ма^садга ^аратплганлиги бплан ажралиб турэди. Еу эса илмйл излашгаикнг кадрияти, ижтимо-ий-изданий детерминация музшоларини урганиани га;оза !>илади. Шу мунЬсаба г билан диссертацйянинг ох ирги 5-ппрзграфи ана шу муг!ымо-ларнинг та>;лили вз ечими йуллпршш курсатгсыа багишлаиган булиО, унда маданиях илмип излангаг, илмий бшвшиинг структура мавмуншш анИклаидаги урни, унинг ¡уадриятлари ламилт, инсон учуй уай дара-гада хизмат килшплиги баен зтиладн. Шунинг учун диссертацияда асосий зътибср кнсоиникг Оарча илкий фаолияти жамият матьнавий ха-эйшинг таркибий иисми эганлигига каратимО бачн зтилзди.
Днссертациявшг "Хулоса" югсмида галкикот латижзлари тачлил килиниб. фалсафий умумлаамалэр килинали, фан га мзданиятшшг ки-иилик хаетида уйнайдигак роли кеяг курсапмеди.
R E S U M E
The Human Bcir.g in the system of culture
The dissertâtional research work oí' N. Rakhimbabaeva r&vails important task how to attain the utmost enrichment of the social culture with all human values, in which the real manifestation of dialectics of social and all-human potentials significantly increases the cultural one of the society.
The study of the problems of culturo, iri general sense, is directly connected with the wider problems or human being, his exster.ee and development of his future is connecte,:! todav more closelv than ever in the past with the- progress ot tne science-find culture. It is acceptibie, c.o that the science and culture form the foundation of the present human civilisation and as the kev - factor, thev determine its future.
in the first chapter named. • Conceptual-methodolcgical Bases of Study of cultural and human dialectics, the structure of the culture is studied: that is the relation of material arid moral, the man as the creator of the culture.
The research work presents detailed anal i ses of the consepts "culture" and "human being", which made much significant evolution in their interaction. The appearance of the conceptior of "culture" is manifestation of deepening of knowledge about the sociêty and huirían being, is the result of differentiatiation of sciences and their means of catigorie, Next given in the work is the division of the culture- into Raterial and moral ones, correlated with two basic types production: material arid moral.
Only the• human being is able to respond the question, whicl once set before him by himself: that is To be or Not to be? and this question in completely identical to that one that is Tc be or Wot to be for the culture.
Culture is just a being, and Human Being is the existence not as the object, but. as thé subject (creator) of the history, whicl is able to keep and reproduce itself at every new generation.
In this . chanter the activities and the Socio-rjatura measures, reflecting the conditions of human'being are studied In the process of bringing the culture within human being i' produces the mechanisms of its self-controle, mai i tested il ability to regulate the wide range of interest?, msticts ect. through will-power efforts.
In the second chapter, named "The place of Human Being in th system of culture" - the role of Human Being in the develcpmon oi scientific knowledge is revealed, as "well as-;-the problem of human being in the scientific outlook of the thinkers of th Central Asia is studied and the essense of • the acciologica significance of the culture and human being.