автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Черкесские мамлюки (XIII-XVIII вв. )

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Хотко, Самир Хамидович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Черкесские мамлюки (XIII-XVIII вв. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Черкесские мамлюки (XIII-XVIII вв. )"

На правах рукописи

хотко

САМИР ХАМИДОВИЧ

ЧЕРКЕССКИЕ МАМЛЮКИ (ХШ-ХУШ ВВ.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических, наук

Майкоп 1997

Работа выполнена на кафедре отечественной истории Адыгейско: государственного университета

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

М.А.Мерстуков

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор

Защита диссертации состоится К) октября 1997 года в 14 часов на седан ни Диссертационного Совета К.064.89.02. по защите диссертаций соискание ученой степени кандидата исторических наук при Адыгейск государственном университете по адресу:

352700, г.Майкоп, ул.Первомайская 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского сударственного университета.

Б.М. Джимов

кандидат исторических наук, профессор

М.Л. Стрельченко

Ведущая организация

Кубанский государственный университет

Ан-тррфррат разослан

199

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент

(

В. Н. Маль

Актуальность исследования.

Современный.этап в развитии отечественной историографии арактеризуется новыми исследовательскими возможностями. Отсут-твие идеологического пресса, с одной стороны, и увеличение инфор-[ационного потока, с другой, создают благоприятные условия для •ункционирования адыговедения как самостоятельной отрасли ис-орического знания. В рамках адыговедения одной из наименее изу-енных тем являются черкесские мамлюки ХШ-ХУШ вв. Между тем зучение черкесских мамлюков представляет интерес в плане созда-ия научной исторической концепции политической и этнокультур-ой истории Черкесии. Исследование истории черкесских мамлюков гсьма важно с точки зрения целостной картины исторического про-1лого средиземноморского мира. Черкесские мамлюки, представляв-[ие собой правящую элиту Египта и Сирии, являются одним из тех ?язующих звеньев, которые вплетают черкесскую тематику в кон-;кст мировой истории.

Существование черкесского государства на Ближнем Востоке и Северной Африке оказало огромное влияние на ход исторических эбытий в самой Черкесии. Рассмотрение истории черкесского при-'тствия в Египте на фоне всего комплекса историко-этнологичес-IX проблем Черкесии, Кавказа и Средиземноморья позволяет при-нпиться к качественно новой интерпретации смысла совокупного л орического прошлого. Периодизация черкесской истории, степень 1теграции Черкесии в цивилизационное пространство средиземно-эрского мира, базисные этнологические характеристики северокав-13ского культурно-исторического типа - вот тот примерный круг юблем, на рассмотрение которых с неизбежностью повлияет изу-лне черкесских мамлюков.

Тема данного диссертационного исследования представляется жной еще и в том плане, что многочисленные мамлюкские источ-1ки позволяют по-новому реконструировать культуру жизнеобес-чения черкесов, их религиозные верования, тип социальной орга-Iзации, рыца])скш°1 кодекс чести, воинские искусства.

В целом диссертационное исследование представляет собой п пытку реконструировать сложные и многофакторные процессы и тории черкесских мамлюков ХШ-ХУШ вв.

Состояние научной разработанности темы.

Несмотря на то. что тема черкесских мамлюков привлекала себе внимание многих авторов, создавших общие труды по истор! мамлюкского Египта, существует лишь два специальных исследов ния по данной теме. Первое из них - это статья крупнейшего мамл! коведа Д.Айалона "Черкесы в мамлюкском королевстве".' Хронол гические рамки этой работы ограничены периодом мамлюкско султаната /1250-1517/. Автора отличает традиционный подход: « считает, что первая мамлюкская династия по своей этнической пр надлежности была турецкой, а появление черкесских мамлюков с носит ко времени правления султана Калауна /1280-1290/. В рамк небольшой по объему статьи Д.Айалон обозначил ряд существеши аспектов, связанных с историей формирования корпуса черкесск мамлюков. На основе анализа мамлюкских хроник он приходит выводу о главенствующей роли черкесов в мамлюкской армии в I риод с 1280 по 1310 гг., т.е. задолго до того, как черкесы во глав Баркуком совершили в 1382 г. государственный переворот. Автор о( сновал черкесское происхождение султана Бибарса /Бейбарса/ II; Джашангира /1309-1310/. Он отмечает также, что черкесские мамл ки отличались чрезвычайно развитым чувством национальной со; дарности и воспринимались как люди, чуждые Атраку /т.е. тюр кой общине/.

Вместе с тем, следует отметить, что автор не знаком с истор|-и культурой феодальной Черкесии. Поэтому труд его получил од1 сторонний характер - суг убо мамлкжоведческий. В последующих а 41 х статьях и-монографиях Д. А [Чалон-неоднократно возвращала теме черкесских мамлюков1.

Второе специальное исследование по черкесским мамлюк было исполнено представителем отечественной школы мамлюко

'Ayalon D. The Circassians in the Mamluk Kingdom.//Journal of the Amen Oriental Society, Vol.69, New Haven. 1949, N 3, pp.135-147.

ния А.А.Хасановым2. Его статья посвящена проблеме формирова-я черкесской группировки мамлюков в XIII-XIV вв. По своей струк-ре и содержанию эта статья во многом схожа с работой Д.Айало-. Автора отличает схематичный подход к вопросам этнической тории ранних мамлюков: он противопоставляет бахритов-тюрок рджитам-черкесам.

Реальное этническое содержание таких этниконов как "тюрки" 'черкесы" осталось вне поля зрения этого исследователя. В то же емя, нельзя не отметить новационный характф исследования, ав-р которого впервые в рамках отечественного востоковедения обо-ачил проблему черкесского присутствия в Египте.

В целом, следует отметить, что'большинство авторов, изучав--IX историю мамлюков, не критически подошло к содержанию мам-жских хроник. Исключение в этом плане составляют исследова-я израильского историка А.Н.Поляка. Он провел большую рабо-по критическому анализу системы словоупотребления мамлюкс-х авторов. Особое внимание А.Н.Поляк уделяет проблеме этно-льтурных связей Черкесии и Северного Причерноморья с султанам мамлюков1.

Большой фактический материал содержится в книге У.Мьюра 1амлюкская династия Египта". В ней впервые было дано описание авления всех черкесских султанов периода Бурджи /1382-1517/.

Справочный характер носит работа У.Поппера "Египет и Сия при черкесских султанах", изданная в двух томах в качестве при-жения к переводу хроники Ибн Тагри Бирди.

В монографии А.Даррака "Египет в правление Барсбая", издан-

'Ayalon D.Studies on the Structure of the Mamluk Army.//Bulletin of the School Oriental and African Studies. Vol.XV/2,London,!953,p.223;XVl/l,L.,I954,pp.73-The Wafidiya in the Mamluk Kingdom.//lslamic Culture.Hyderabad.l95l,pp.97-

L'Esclavage du Mamclouk.//Oriental Notes and Studies published by the Israel ciety,N l,Jerusalem,I95I,pp.23-24;Gunpowdcr and Firearms in the Mamluk ngdom.L.,1956,pp.89,91.

2Хасанов А.А. Формирование черкесской группировки мамлюков в Египте / эабские страны.Турция.Иран.Афганистан:Сб.ст. -М.,1973. -С. 158-165. 'Poliak A.N. LeCaracterccolonial del'Etat Mamelouk dansses Rapports avec la irde d'Or//Revue des Etudes Islamiques.-T.lX.-Paris, 1935,pp.231-248; Feudalism Egypt, Syria, Palestine and the Lebanon, 1250-1939.-L.,1939; The Influence of ingis-Khan's Yasa upon the General Organization of the Mamluk Statc//BSOAS.-l.l0,pt.4.-L.,l942,pp.862-876.

ной французским:востоковедческим институтом в Дамаске, всест! ронне исследован период правления этого видного черкесского су. тана. '

Наибольший интерес представляют две первых главы этой khi ги. Первая представляет собой очерк политической истории мамлю ского султаната XV в. Во второй главе "Султанские мамлюки" дае ся характеристика положения правящего слоя Египта, черкесскс аристократии, из среды которой вышел Барсбай.

Подобно правлению Барсбая детально исследованы период правления и биог рафии еще двух мамлюкских султанов - Бибар! (Бейбарса I), основателя бахритской династии, и Баркука, основат ля бурджийской династии. Первому посвящены монографии С.Ф.С дек и A.A. Ховайтера. Этническому составу корпорации Бахри и пр блеме происхождения Бибарса эти авторы уделяют минимум вним ния. Оба они пишут о тюркском /кипчакском/ происхождении это: мамлюка.

Личности Баркука и его правлению посвятил большую час своей монографии современный египетский историк А.Хаким. Ei работа переведена на черкесский язык историком-мамлюковедом i Алжира С.Дагуфом.

Одна из наиболее трагичных страниц в истории черкесской о щины Египта - вторая османо-мамлюкская война. Ее ход и после ствия описаны многими авторами, среди которых следует особо bi делить В.В.Бартольда, Н.А.Иванова и Дж. Стриплинга.

Отдельные аспекты политической истории Египта после осма ского завоевания в российской историографии затронуты в работ; К.М.Базили, В.Б.Луцкого, Х.И.Кильберг, И.М.Фильштинского,! В.Черновской. Но до сих пор не создана полная история Египта этот период, впрочем, нет на русском языке и истории мамлюкско: султаната. Совершенно отличная ситуация сложилась в западне историографии. Всплеск интереса к истории Египта наблюдается связи с экспедицией Наполеона. В настоящей диссертации использ ваны монографии А.Мюрихида и Дж.К.Герольда. Этнический сост мамлюков они характеризуют как, в основном, черкесо-абхазо-гр зинский. Такую же трактовку дает и Ж:Саван, автор монограф! "Мамлюки Наполеона".

Большое внимание этническому составу мамлюков уделяют

воих обобщающих трудах по истории османского Египта П.М.Хольг I А. Деэрэн. Первый пишет о черкесах как о доминирующей нацио-[альной группе среди мамлюков, а второй приходит к выводу, что в казанный период мамлюкские беи были в подавляющем большин-тве кавказского происхождения - черкесы, абхазы и грузины, прием последние появляются в значительном числе лишь в XVIII в.

Вопросы мамлкжского оружия и доспехов рассматриваются в аботах Л.А.Майера и Х.Р.Робинсона. Эти исследователи приходят выводу, что наибольшее число образцов мамлкжского вооруже-ия, хранящихся в музеях Египта, Сирии, Турции и Европы, отно-ятся к периоду Бурджи. Интереснейший материал по оружию и дос-ехам черкесских мамлюков приводит в своей статье М.В.Горелик. >н фиксирует самые ранние образцы кольчато-пластинчатого дос-еха в Черкесии и в мамлюкско-черкесском государстве конца XIV -ачала XV вв.

В черкесской историографии проблема мамлюков разработана резвычайно слабо, хотя едва ли не все авторы, создавшие сводные зуды по истории Кавказа и Черкесии, уделяют ей отдельные главы пи параграфы. Так, в книге Ш.М.Хабжоко "Герои и императоры в гркесской истории" история черкесских мамлюков выделена в гла-1 "Черкесы в Египте". Автор целиком привязывает историю чер-;сских мамлюков к истории корпорации Бурджи, а первым черкес-сим султаном считает Баркука: Этой же версии придерживаются Рушди, С.Дагуф, Иззет-паша, Н.Цагов, ИГ.Кубов.

Совершенно отличный взгляд на проблему черкесских мамлю-эв у таких авторов, как И.Цей и М.Хагандоко - первым черкесским 'лтаном Египта они называют ал-Музаффар Сайф ад-дин Кутуза / ¡59-1260/ и считают первую мамлюкскую династию также черкес-:ой. На черкесское происхождение бахритской династии указыва-т в своих работах Х.А.Р.Гибб и А.Атийа.

Объектом исследования являются черкесские мамлюки XIII-VIII вв. Предметом исследования стали причины массовой эмигра-1И черкесов в Египет в середине XIII в., а также крупнейшие волны шграции в последующие века. Мамлюкские источники сделали воз-)жным воссоздание особого этнопсихологического типа воина-всад-1ка, имиджа черкесского мамлюка. Основное внимание при работе 1Д источниками было сконцентрировано вокруг таких проблем как

7

место и роль Черкесии в рамках единого цивилизационного простран ства средиземноморского мира; влияние черкесского элемента на ге незис мамлюкского института, характер и сущность черкесского сул таната и его влияние на исторические судьбы самой Черкесии.

Хронологические рамки работы ограничиваются ХШ-ХУШ ве Содержание источников позволяет говорить о том, что именно в айк убидскую эпоху /1170-1250/ черкесский фактор на Ближнем Восток и в Египте приобрел самостоятельное значение. Верхний хронолоп ческий рубеж соотнесен с крушением мамлюкского эмирата в кони XVIII - начале XIX вв. Мамлюкская система в значительно видои' мененной форме продолжала функционировать до 70-х годов XIX I

Территориальные границы исследования охватывают Египе" Сирию и Черкесию. что позволяет изучать историю черкесских мал люков комплексно, с учетом множества историко-этнологически проблем средиземноморского мира. Это позволяет рассматриват черкесских мамлюков не как исключительное явление, чужеродны этнокультурный организм, вторгшийся в отличное от него цивил1 зационное пространство, но как неотъемлемую и значимую соста] ляющую всеобщей истории.

Цель и задачи исследования. Целью работы является комплею ное исследование проблемы черкесских мамлюков.

Для ее реализации были поставлены следующие задачи:

- провести историографический анализ с целью определенг места проблемы в системе исторического знания;

-выявить и сформировать корпус источников, представляющг необходимые сведения по черкесским мамлюкам;

- проанализировать и хрпнпппгичегкпн ппрпрпппмтрпкнпгти п новные события политической истории черкесских мамлюков XII XVIII вв.;

- реконструировать культурный и этнопсихологический oбл^ черкесских мамлюков;

- определить характер и степень интенсивности культурно-и торических связей Черкесии со странами Ближнего Востока и Севе]

юй Африки.

Источинковую базу диссертационного исследования составили:

) Хроники арабских авторов; 2) Записки европейских путешествен-иков.

Первая группа привлеченных источников представлена хрони-ами ал-Макризи, ал-Айни, Абд аз-Захира, Ибн Тагри Бирди, Ибн 1йаса, Ибн Зунбуля и ал-Джабарти.

Таки ад-Дин Ахмед ал-Макризи /1364-1442/ за свою жизнь со-цал много трудов по истории Египта и мусульманских стран. Его павный труд- "Книга поучений и назиданий,/содержащихся/в опи-шии кварталов и памятников /Каира/" - основной источник но внут-иполитической истории мамлкжского султаната XIII-XIV вв'. Ал-1акризи значительное внимание на страницах своего сочинения уде-ил вопросам черкесской этнографии, тому как нравы и обычаи чер-îcob повлияли на административную и военную организацию Егип-1.

Учеником Макризи был Абуль-Махасин Ибн Тагри Бирди 409-1470/. Он был сыном мамлкжского эмира Тагри Бирди, грека з происхождению. Отец хрониста занимал высокие придворные хпжности при султанах Баркуке и Фарадже. поэтому Ибн Тагри /|рди был с детства интегрирован в черкесскую среду. Это отло-ило отпечаток на его последующую деятельность как историка, н оставил огромное число сведений по истории и культуре чер-сских мамлюков, а его труд "Блестящие звезды о правителях Егип-и Каира" - основной источник по истории Египта первой полосы XV в. В диссертации были использованы два тома этой хро-|ки, охватывающие периоды правления султанов Баркука /138299/ и Барсбея /1422-1438/-.

Наибольшее значение для изучения истории черкесских мамлю-

'(Makrizi). Histoire des sultans Mamlouks de L'Egypte. Ecrite en arabe par ki-Eddin Ahmed Makrizi.trad.en franc.et accompagnee des notes ilologiques.geographiques par Quatremere,Vol.I-II.Paris. 1837-1845. '(Ibn Taghri Birdi).History of Egypt 1382-1469 A.D.(Part 1,1382-1399 D.),transi.from the arabic annals of Abu'l-Mahasin ibn Taghri Birdi by Popper;-"lJniversity of California publications in Semitic ilology",Vol.XIV,Berkeley-Los Angeles,1954; (Ibn Taghri Birdi).History of ypt.Part IV, 1422-1438 A.D., Vol. 18,Berkeley-Los Angeles. 1958.

ков конца XV-нлчала XVI вв. имеет хроника Мухаммеда ибн Ахмед; ибн Ийаса ал-Хаиафи /1448-1524/ "Бадаи аз-зухур фи вакаи ад-духур' /"Диковинки цветов в событиях веков"/. Два наиболее важных том; один в переводе Га сто на Вьета, другой в переводе В.Сальмона - ис пользованы при написании данной диссертации1. Особый интере представляет то обстоятельство, что этот хронист происходил и знатного черкесского мамлюкского рода2. В хронике Ибн Ийаса со держится обширный аитропонимический материал, совпадающий кавказской черкесской антроионимией. Кроме Ибн Ийаса истори глазами черкеса-мамлюка представлена еще у Ахмеда ибн Зунбул /ум.после 1544./- автора сочинения "Фатх Миср", повествующего о османском завоевании Египта. Но, к сожалению, мы нерасполагае) его работой в достаточном объеме, а имеем лишь отдельные, хот довольно обширные, выдержки, содержащиеся в монографии Д.А^ алона "Порох и огнестрельное оружие в мамлюкском королевстве"

Среди египетских легописателей менее всего внимания этниче< кому составу мамлюков уделяется в хронике Абд ар-Рахмана ал-Дж< барти /1754-1824/ "Удивительная история прошлого в жизнеопис. ниях и хронике событий". В настоящей работе использованы три том этой хроники, переведенные на русский язык Х.И.Кильберг и И.IV Фильштинским4.

Во вторую группу источников входят исследования и записи европейцев, побывавших в XIV-XIX вв. в Черкесии, Египте, Сирии Судане.

По своей информационной насыщенности и степени осведог! ленности источниками наибольшей важности являются труды Бер' рандо де Мижпапел.ти, ПероТафюра, Бертрандона деля Броквиер

ЧЬп Iyas al-Hanafi.Journal d'un bourgeois du Caire,trad.et annote par G.Wie t.I, Paris, 1955;(lbn Iyas).An account of the Ottoman conquest of Egypt in tl

year A.H.922(A.D 15 lft);iiansl from flip Vri vol nf íhfr arahir rhrnnirle t Muhammed ibn Ahmed ihn Iyas par W.Salmon.London, 1921.

-(Ibn Iyas).An account.....p.VIII;

'Ayalon D..Gunpowder and Firearms in the Mamli Kingdom,London,l956,pp.S6-97.

4Абд ар-Рахмап ал-Джабартп. Египет в канун экспедиции Бонапарт; 1776-1798//Пер..преднсл. и прим. Х.И.Кильберг.-М.,1978.; Он же. Египет период экспедиции Бонапарта /1798-1801//Пер., пред. и при И.М.Фильштннского.-M..1962: Он же. Египет под властью Мухаммада Aj /1806-1821//Пер..пред. и прим. Х.И.Кпльберг.-М.,1963. 10

Говера Лузиньяна, Константина Вольнея1. "Биография Баркука", записанная де Мижнанелли около 1416г., прекрасно дополняет све-хения мамлюкских и мусульманских авторов (Араб-шаха, ал-Мак-)изи, ал-Калкашанди). Психологический и культурный облик чер-сесского рыцаря Мохаммеда, гвардейца султана Барсбея, подробное ювествование о котором содержится в путевых заметках бургундс-сого аристократа де ля Броквиера, позволяет реконструировать эт-юпсихологический тип черкесского мамлюка, приблизиться к пони-ланию некоторых черт ментальности этой элитарной военной груп-1ы. По вопросу о характере взаимоотношений черкесских мамлю-:ов с местным населением источники европейского происхождения 1ыглядят более предпочтительней, нежели сочинения арабоязычных второв.

Помимо указанных групп источников немаловажное значение 1меют персидские, византийские и русские летописи. При изучении опроса о роли черкесского элемента в мамлюкской системе привле-ались источники османского круга.2

Методологической основой диссертации послужили идеи, выска-анные в трудах крупнейших философов истории. Исследование не риентировано на какую-то одну теорию исторического процесса, о основано на синтезе различных концепций.

В качестве базисных принципов при работе над диссертацией ыли восприняты идеи цикличности цивилизационного развития, авноценности культур или цивилизаций, вне зависимости от пара-етров технологического развития. Цивилизационный подход опре-

'Ascensus Barcoch. A latin Biography of the Mamluk Sultan Barquq of Egypt 5.1399), written by B.de Mignanelli in 1416, ed. by W.Fischel.- «Arabica».-.VI.-Leiden, 1959,pp.57-74;Tafur Pero.Travels and Adventures, 1435-1439,/Transl id Edited with an Introduction by Malcolm Lettes.-N.Y.-L.,1926;The Travels rBertrandon de la Brocquiere, counsellor and first esquire-carver to Pillippe le on, duke of Burgundy, to Palestine, and his return from Jerusalem overland to ranee, during the years 1432 and 1433/ Transl. by Tomas Johnes. -L., 1807; узиньян С. История о возмущении Али-бея против Оттоманской Порты/ ер.с нем.-М.1789; Вольней К.Ф. Путешествие в Сирию и Египет.-М.,1791.

2Челеби Э.Книга путешествия.-Вып.2.-М.,1979; Вып.З.-М.,1983; Оссон [.де.Полная картина Оттоманской империи/Пер .с франц.М.Веревкина.-T.I.-Пб.,1795; Осман-бей.Невольничество и гарем/Ютечественные записки.-ССХН-ССХШ.-СПб., 1874.

деляет не только равноценность этнических культур, но и позволяет приблизиться к пониманию единства мирового исторического про цесса. Между тем, каждое конкретное общество соотносится с исто рическим процессом человечества сложно, непрямо, особо и чащ< всего непохоже. Проблема черкесских мамлюков рассматриваемая 1 контексте и всеобщей, и этнической истории, взаимосвязана с соци альными процессами на фоне разных культур. Генезис черкесско! общины Египта - процесс многофакторный, испытавший многочис ленные воздействия со стороны цивилизаций, этносов и ландшаф тов. Естественно, что автор не претендует на создание единственно! и обязательной для всех версии черкесско-мамлюкского государства Государство черкесов в Египте рассматривается как типичное дл средневековья ксенократическое образование. Ситуация вызов-ответ предложенная А.Тойнби как основной механизм взаимодействия раз личных составляющих исторического процесса, может быть проил люстрирована на примере черкесских мамлюков. Последние, будуч представителями достаточно отдаленного от Египта культурно-ис торического типа и оказавшись в иноэтничном окружении, получк ли вызов как бы от самой истории. И ответом на этот вызов стал образование черкесского султаната.

Анализ источников по теме проводился методами конкретнс исторического, сравнительно-исторического, логического и ретро< пективного анализа.

Научная новизна исследования. Данная диссертация являете первой в кавказоведческой науке попыткой всестороннего анализ проблемы черкесских мамлюков. В диссертации изучается вопрос взаимосвязи истории Черкесии и истории черкесского султаната, и привнесении элементов черкесской этнографии в мамлюкскую ср ду. С одной стороны, это дало возможность получить более основ; тельные результаты исследования, с другой - позволило существе! но расширить представления об этническом составе мамлюков, а та] же по некоторым проблемам истории Черкесии.

Впервые в качестве самостоятельных проблем в рамках общ* темы исследования обозначены вопросы: место и роль черкесов системе военного рабства: корпоративность черкесских мамлюко

<ультурный облик черкесской общины; характер и сущность черкес-;кого государства в Египте.

Практическая значимость видится в возможности использова-1ия материалов диссертации при создании обобщающих трудов по истории и культуре Черкесии. Кроме того, на базе данной диссертационной работы возможна разработка спецкурса для исторического л национального факультетов АГУ.

Апробация исследования проведена на кафедре отечественной истории АГУ и в отделе этнологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Основные положения и вы-зоды исследования освещались в сообщениях на международных <онференциях: "Культурная диаспора народов Кавказа" (Черкесск, эктябрь, 1991), "Кавказ как уникальный перекресток древних культур" (Будапешт, июль, 1997). Содержание работы отражено в публи-<ациях.

Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит 13 введения, трех глав, заключения, хронологической таблицы, спис-<а использованных источников и литературы.

Во введении обосновываются актуальность, цель, задачи и научная новизна исследования, раскрывается состояние изученности троблемы, характеризуется методологическая и источниковая база.

В первой главе "Государство черкесских мамлюков" рассматри-заются: система военного рабства и ее генезис, термин "мамлюк"; иамлюкский институт как конкретная форма системы военного раб-:тва; роль черкесского элемента в мамлюкском институте, образова-тие и характер государства черкесских мамлюков в Египте и Сирии.

Покупка рабов с целью их последующей военной мобилизации 5ыла особенностью ислама. "Система военного рабства, - отмечает Цавид Айалон, - является институтом, который развился исключительно в кадре ислама и который не сопоставим ни с чем иным вне :феры ислама". Термин "военный раб" - наиболее универсальный. Эн покрывает все оригинальные термины, которые содержатся в ис-

точниках: гулям, кюлемен. янычар, мамлюк, капукулари. Среди эти) терминов в востоковедческой литературе наиболее широко исполь зуется термин мамлук /мамлюк/. Но значение "военный раб" лиш| изначальное для термина "мамлюк". Согласно Д.Пайпсу, "мамлюк' означает "не только военного раба, но и: 1 ) любого раба; 2) любоп белого раба; 3) правителей Египта с 648/1250 по 922/1517 гг.; 4) пра вящую элиту в Египте с 648/1250 и до середины 13-го/Х1Х-го столе тия".

Таким образом, термин "мамлюк" распространяется на всех бе лых военных рабов, а также и на тех из них, кто уже получил осво бождение и, по-существу. являлся наемником мамлюкского проис хождения.

Многие исследователи трактуют мамлюков как военно-феодаль ную касту Египта, что совершенно справедливо, ибо эти так называ емые "рабы" были лично независимы и не подчинялись ничьим уста новлениям, кроме своих собственных, корпоративных.

В Египте мамлюкская система широко утвердилась при халиф< ал-Азизе /975-996/. Военное воспитание мамлюки получали в воен ных школах. Школы эти принадлежали халифу, а во времена мам люкского султаната такие школы имели высшие эмиры, хотя по-пре жнему наилучшее образование давалось в султанской школе, распо ложенной в каирской цитадели. Во время обучения начальнико\ школы на каждого воспитанника велся специальный дневник. Тот кто отставал от своих товарищей к концу обучения в школе не полу чал освобождения.

Мамлюки эмиров занимали менее выгодное положение, нежел» султанские мамлюки. Одним из важнейших принципов мамлюкско го института было то положение, что ранг и должн.ость мамлюка hi могли передаваться по наследству сыну. Однако впоследствии в пе -риод-мамяюкеко! и /мира iи /1711-1798/~б0ЛЬШ0е число сыновей эми ров возводилось в ранг беев и санджак-беев. Мамлюки одного гос подина именовались хушдашами /"братьями"/. Они противопостав ляли себя мамлюкам другого эмира. Мамлюки уже правившего сул тана уходили из цитадели, уступая место мамлюкам правящего сул тана. Они продолжали существовать как особое соединение до смер ти последнего из их рядов. Мамлюки, купленные султаном уже поел»

восшествия на престол, назывались "привезенными", "джильбани", з отличие от мамлюков-каранис, т.е. мамлюков-ветеранов, особенно эпытных в военном деле и обладавших большими доходами. После воспитания в казармах цитадели и получения диплома об освобождении султанский мамлюк мог быть повышен в ранг эмира третьей :тепени /"эмир десятка"/.

Далее он мог быть повышен последовательно ко второму рангу '"эмир сорока"/ и затем к первому рангу /"эмир сотни"/. Этот высший военный ранг накладывал на мамлюка обязанности военачальника: в военное время он командовал тысячей всадников.

Черкесские мамлюки и наемники занимали видное положение в Сирии и Египте в доаййубидскую эпоху в ХЬпервой половине XII в.

Черкесы попадали в Египет двумя путями: 1) через невольничий рынок; 2) приезжали сами, прослышав об успехах своих соплеменни-<ов.

Импорт черкесских рабов рассматривался как жизненно необходимый для самого существования мамлюкского государства. Средневековый египетский хронист ал-Калкашанди пишет о черкесах как эб основных поставщиках мамлюкского пополнения. Итальянский ииссионер Джорджио Интериано, долгое время живший среди адыгов, констатировал: "Эти зихи по большей части красивы и хорошо :ложены, а в Каире можно встретить людей, /отличающихся/ величественной наружностью между мамлюками и эмирами, большинство <оторых, как было сказано, из их племени". О доминировании чер-<есов в мамлюкской системе ХШ-ХУ вв. пишут такие авторы, как К.Э.Босворт, У.Бахрие, А.Даррак и другие. За небольшим исключением мамлкжские беи второй половины ХУ1-начала XIX вв. были черкесского происхождения. Черкесы продолжали питать систему юенного рабства и после избиения египетских беев в 1811 г. По сви-гетельству Артин-паши, армянина по национальности, по крайней пере половина офицеров египетской армии в период с 1824 по начато 80-х гг. XIX в. были черкесскими мамлюками вице-короля либо !еркесами-"махаджирами".

Период правления султанов Бурджи /1382-1517/ стал временем монопольного господства черкесов в Египте. За этот период можно оворить о существовании собственно черкесского государства, по-

строенного на мамлкжской основе. Баркук был первым адыгским правителем в Египте, проводившим политику на создание этнического черкесского государства. Его многолетние усилия в этом направлении увенчались успехом: к 1395 г. все эмирские должности в султанате были заняты черкесами. Кроме того, в руках черкесов оказались все высшие и средние административные посты. Черкесский национализм встретил ожесточенное сопротивление со стороны татарских эмиров, но все их мятежи были подавлены. Государство черкесских мамлюков носило ксенократический характер. Власть и в Чер-кесии, и в мамлюкском султанате удерживалась одной группой. Эта группа состояла из первейших семейств Черкесии.

Черкесские султаны стали последней средневековой династией арабского мира. Их суверенитет над Хиджазом с его священными городами Меккой и Мединой, присутствие в Каире аббасидских халифов и четырех главных кадиев суннитского толка давал им повод претендовать на главенствующее положение в мусульманском мире. Они носили титул "султан ислама и мусульман", а свое государство рассматривали как центр мусульманства. При всем этом источник силы черкесского государства был весьма ограничен: до конца преданными режиму были только сами черкесы. Поэтому любая крупная военная неудача была способна сильно подорвать могущество черкесских мамлюков.

Вторая глава "Черкесские султаны /1258-1517/" посвящена анализу проблемы происхождения бахритских султанов и в ней дается краткое описание правления важнейших султанов.

В мамлюкской историографии наиболее широко распространена версия о тюркской /кипчакской/ принадлежности Бибарса I ал-Бундукдари, основателя бахритской династии, и его преемника Ка-лауна ал-Алфи. В настоящей диссертаций доказывается черкесская Уадыгскаи/ принадлежность этих мамлюкских вождей.

Султан аз-Захир Рукн ад-дин Бибарс ал-Бундукдари /1260-1277/ стал первым из серии бахритских султанов, правивших с небольшими перерывами до 1382 года. Он был шатеном и имел голубые глаза, а точнее, один голубой глаз - другой был покрыт бельмом. Из-за этого физического недостатка он был продан в Дамаске всего за 800 дир-

:емов, т.е. почти даром. Макризи пишет, что Бибарс родился в Кип-1аке и отсюда большинство авторов выводят кипчакское /половец-:ое/ происхождение Бибарса. Дж.Глабб, принимая во внимание го-1убой цвет его глаз, замечает, что происхождение его было, по всей (идимости, смешанным.

Следует заметить также, что уроженцем Кипчака мог быть кто 'годно, не обязательно только кипчак. Тунманн пишет, что родиной >ибарса был город Солхат близ генуэзской Каффы. Но именно в во-:точной половине Крыма в XIII в. существовали многочисленные (еркесские поселения. Сам этноним "черкес" появляется лишь в со-юковых годах XIII в. и утверждается далеко не сразу. Поэтому Бибарс не мог появиться в Египте как черкес, но появился на истори-1еской сцене как "турок" и "скиф". Византийские хронисты Георгий Тахимер и Никифор Григора называют Бибарса "скифом". "Скифами" для них являются и все другие, современные им, мамлюки. При том они указывают регион вывоза мамлюков - восточный берег Азов-:кого моря в то время он был заселен адыгами. Термин "скиф" являйся "нулевым" этниконом, т.е. не имеет определенного этнического «держания.

Очень важно то обстоятельство, что в, преданиях мамлюков, >ытующих по сей день в среде их потомков в Сирии, Бибарс фигури->ует как черкес. Описание внешности Бибарса явно не соответствует 13иатскому типу кипчаков, но вполне совпадает со средневековыми >писаниями черкесского типа.

Позднемамлюкский хронист ал-Айни сообщает, что Бибарс и Салаун происходили из племени бурдж. Кроме ал-Айни этот этни-;он в связи с происхождением Калауна употребляет Макризи. Окою 1280 г. бурдж Калаун создал из числа своих соплеменников-бурд-кей новый мамлюкский армейский корпус в 3.700 всадников, кото->ый выполняя роль султанской гвардии, являлся по существу элит-юй военной частью мамлюкской армии. Все эти бурджи известны в /шмлюкских хрониках как черкесы /джаракиса/. Они резко противо-юставляются кипчакским и прочим мамлюкам. Возникает вопрос: ючему бурдж Калаун фигурирует в хрониках как турок, а его соплеменники-гвардейцы как черкесы? Дело в том, что и Калаун, и Бибарс юпали в Египет еще задолго до того, как стал известен термин "чер-

кес". Они могли фигурировать или под термином "турок" или по, термином "кашек". Но. как известно, племя бурдж /бурч/ обитало южнорусских степях: в XII в. русские летописцы локализуют его н; левобережье Днепра по его притоку речке Самаре, а монгольска агрессия застает его уже в Восточном Крыму в бассейне реки Судак Таким образом, это адыгское племя было в отрыве от касожскоп массива и отождествлялось с кипчакскими племенами, среди кото рых оно занимало главенствующее положение. Поэтому неудивитель но, что Бибарс и Калаун фигурировали как турки, но не как кашек! /касоги/.

Замечания Макризи, аз-Захира, ал-Айни и других хронистов о ту рецкой принадлежности Бибарса и Калауна не могут быть использова ны для их этнической идентификации. Термин "турок" и в XIII в., I позднее не имел определенного этнического содержания: мамлюкски хронисты называли турками армян, аланов, грузин, абхазов, черкесов кипчаков, монголов, русских и греко-византийцев. Термин бурдж, на против, наполнен совершенно конкретным содержанием и свидетель ствует о черкесской принадлежности Бибарса и Калауна.

Благодаря русским летописям и мамлюкским хроникам сохра нились имена бурджийских князей: Анас, Бештак, Катмоса, Боняк Севенч, Осолук, Селук, Асадук, Аклан, Саук, Бибарс, Калаун, Том зак, Тарамак и пр. Как видим, часть имен имеет специфическое ады гейское окончание. А некоторые имена вообще можно признать зг адыгейские: Катмоса - Кайтмес, Саук - Шъаукъу, Анас - 1энэс, Беш так - Бэщтэкъу и т.д. Отмечая это сходство имен, Э.Спенсер такж< приходит к выводу, "что половцы или куманы были не более че\ подданными черкесских князей, чьи имена одни только увековечень в истории".

О черкесском происхождении правящего половецкого клане

кесских эмиров Египта ал-Макризи называет некоего Тагджи Бас-тая.

Как известно. Бастэ - старинный черкесский княжеский род. Каь самостоятельное черкесское племя Бурдж фигурирует до XVI века. Б хронике Ибн Ийаса под 1501 г. упоминаются два брата - эмиры Хайр-бек и Кансав Мухаммади Бурджи.

С.А.Плетнева, автор монографии "Половцы", всячески замаливает черкесскую принадлежность бурджей Калауна. Другой круп-ейший специалист по средневековым тюркам С.Закиров, столкнув-лись с указанием ал-Айни о бурджийском происхождении Бибарса Калауна, обвинил этого хрониста в невежестве и категорически аявил, что племени под названием Бурдж никогда не существовало.

В память об исчезнувшем адыгском племени Бурдж остается 'дин топоним /Бырджхьаблэ гъошъу - степь общества Бырдж/ и >дна фамилия в адыгейском и кабардинском вариантах /Бырдж и >ырк1э/.

Можно предположить, что еще одна адыгейская фамилия, Бар-о, также бурджийского происхождения. Для сравнения отметим, что [ другие из исчезнувших черкесских племен представлены в совре-1енной топонимике весьма скромно: Жане - один топоним, собай ->дин топоним, убых - два топонима, натухай - два топонима, махош один топоним.

В третьей главе "Черкесские эмиры и мамлюки османского периода /1517-1882/" изучается роль и место черкесов в мамлюкском Египте СУ1-ХУШ вв., франко-мамлюкская война 1798-1801 гг. и ее послед-твия для черкесов, а также анализируются причины упадка черкеской общины в Египте XIX в.

В диссертации утверждается, что черкесы после поражения во торой османо-мамлюкской войне 1516-1517 гг. оставались домини-»ующей национальной группой в этой стране.

В начале XVII в. черкесские мамлюки усиливаются настолько, [то опять начинается междуусобная борьба. Они полностью конт-юлируют страну и совершенно не считаются с волей османского фавительства. Турецкие наместники, паши, превращаются в марио-1еток в руках лидеров отдельных мамлюкских группировок. В пери->д с 1631 по 1739 гг. власть в Египте делили две партии: Факарийя и Сасимийя. В обеих партиях главную роль играли мамлюки черкес-кого происхождения. Эти партии истощили себя в постоянных стол-:новениях.

На смену им приходит "дом" Каздоглийя. Мамлюки Каздоглийя :остояли из трех национальных групп: черкесов, абхазов и грузин.

Они управляли Египтом с 1748 по 1811 гг. Если сведения о присут ствии абхазского элемента в мамлюкском Египте ХШ-ХУ1 вв. весь ма отрывочны, то для периода ХУН-ХУЩ вв. существует большой объем информации, который позволяет отличить "абазов" от про чих мамлюкских племен. Начиная с XVII в. в мамлюкских дружина? появляется множество "абазов", являвших собой, по выражении: Анри Деэрэна, "безраздельно смелых и дерзких воинов". Многие и: "абазов" делали успешную карьеру и становились эмирами. С 174? по 1754 гг. правил грузин Ибрагим-бей. Он становится жертвой Чер кес Ибрагим-бея, последнего лидера Факарийя. С 1763 по 1773 гг правит Али-бей ал-Кабир - абхаз. Ему на смену приходит черке< Мухаммад-бей Абу-з-Захаб /1773-1775/. После смерти последнего ь власти приходит дуумвират, состоящий из черкеса Мурад-бея и гру зина Ибрэгим-бея. Они господствовали вплоть до вторжения Напо леона в 1798г. Ибрагим-бей занимал пост шайх-ал-балада /главь правительства/, а Мурад-бей пост амир-ал-хаджжа. Мурад-бей об ладал большим рлиянием. Он постоянно вмешивался в дела управле ния и единолично решал все военные вопросы. В дружине его, н< момент вторжения Наполеона, было 1200 всадников, в то время каь у его соправителя было 600 всадников. Именно Мурад-бей возглавил мамлюков в битве при Пирамидах 21 июля 1798 года, тогда каь Ибрагим-бей оставался сторонним наблюдателем, находясь со свое? дружиной на другой стороне Нила.

Цосле смерти Мурад-бея в 1801 г. лидерами мамлюков выступают эмиры из его "дома" - мурадиты. Непререкаемым авторитетом пользовался черкес Шахин-бей. Ему наследовали черкесы Осман-бе? и Мухаммад-бей.

В XIX в. черкесская аристократия являлась той силой, на кото • рую опиралась абсолютная власть хедивов. Черкесы являлись элитой турецкого правящего слоя. Черкесская молодежь составляла значительный процент среди выпускников военных училищ. В 60-70 годы XIX в. почти все генералы египетской армии были черкесами, а демонстрации египетских националистов проходили под лозунгом • "Долой черкесов!". Но интересен тот факт, что оппозиционно настроенное арабское офицерство возглавлялось также черкесами. Это положение было обусловлено наличием больших противоречий в са-

мой черкесской общине. Можно предположить, что черкесы мамлюк-ского происхождения сохраняли еще свою клановость и боролись между собой за преобладающее положение в армии и административном аппарате, а позднее в эту борьбу были вовлечены так называемые махаджиры.

К концу XIX в. черкесская община Египта приходит в упадок и перестает играть сколько-нибудь значительную роль в судьбах этой страны. Упадок этот был обусловлен целым комплексом причин.

Во-первых, черкесская военно-феодальная верхушка была в основном мамлюкского происхождения, а во второй половине XIX столетия мамлюкская система прекратила свое функционирование. Черкесские воины гибли на войне, старели и умирали, а их потомки постепенно ассимилировались. Свежего пополнения не поступало. Во-вторых, ни черкесские мамлюки, ведшие городской образ жизни, ни черкесские махаджиры не создали компактных этнических поселений. В-третьих, черкесы-махаджиры перестали приезжать в Египет с целью сделать здесь военную карьеру, поскольку страна после событий 1879-1882 гг. фактически превратилась в английскую колонию. Черкесы же по своему характеру стремились к управлению, но не выполнению. С другой стороны и сами англичане не доверяли гордой черкесской аристократии и предпочитали нанимать на службу арабов.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Указывается, что культура мамлюков имеет много схожих черт с культурой черкесского общества. Так, например, общими были обычаи "заступления женщин", аталычества, вызова на поединок и почитания старости. Подчеркивается, что черкесы держались особняком от всех прочих национальных групп мамлюков, жили своими законами, носили свою одежду, пользовались своим языком, т.е. полностью сохраняли свой этнопсихологический облик.

Исходя из собственных представлений о воинской доблести, черкесы все внимание при военном обучении молодежи сконцентрировали на индивидуальной подготовке каждого воина. Свои высокоразвитые традиции конной войны черкесы привнесли в мамлюкский Египет.

Черкесы принесли в Египет феодальную систему вассальной типа, которая резко отличалась от феодальных систем других стра! Северной Африки и Ближнего Востока. Вассалитет черкесских мам люков способствовал внедрению в политическую жизнь этой восточ ной страны, привыкшей к деспотии, принципов федерализма.

Период правления черкесских султанов /1258-1517/ - это врем: независимости Египта, его наивысшего расцвета. Черкесы покрови тельствовали наукам и искусствам. Каир стал при них не только тор говым, но и культурным центром всего мусульманского мира, гд создавались великие памятники культуры.

Вопрос о культурном наследии черкесских мамлюков вплотнук соприкасается с проблемой "махаджирства" и черкесской диаспоры Зарождение ее определяется примерно 1859-1865 гг. К этому времеш история черкесской общины на Ближнем Востоке и в Египте насчи тывала без малого тысячу лет и это обстоятельство оказало огром ное влияние на процесс культурной и политической адаптации чер кесских изгнанников второй половины XIX в. Культурным базисом на котором стала развиваться черкесская диаспора, послужил не толь ко нравственный, культурный и политический опыт, накопленные тысячелетиями и унесенный с собой с Кавказа, но и опыт черкесское мамлюкской общины в Египте и Сирии.

Основное содержание диссертации отражено в следующих пуб ликацинх:

1. Черкесские мамлюки.-Майкоп,1993.-180с.

2. Культура черкесских мамлкжов//Культурная диаспора наро дов Кавказа: генезис, проблемы изучения.-Черкесск, 1993.-С.276-280

3. Ассы и аланы в мамлюкском Египте//Дарьял.-Владикав

каз,1995.-Nl.-C.211-218. '_: _

-4гЧеркесские(идыгские) правители ьгипта и Сирии в ХШ-ХУП

веках.-Майкоп, 1995.-376с. ^

.. м^у.