автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура
Полный текст автореферата диссертации по теме "Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура"
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Р Г Б ОД Исторический факультет
I 5 ДЕК ьао
на правах рукописи
Ягафова Екатерина Андреевна
Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура (Конец XVII - начало XX вв.)
Специальность 07. 00. 07. - этнография, этнология, антропология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва, 1996
Работа выполнена на кафедре этнологии Исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель - доктор исторических наук профессор К.И.Козлова
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
Кар мышеваБ.Х. кандидат исторических наук Мухамедьяров Ш.Ф.
Ведущее учреждение - Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова.
Защита состоится Ш^ООС^ии 1990г. в '7 часов на
заседании специализированного Совета (К. 053. 05. 29) по археологии и этнографии в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. Адрес: 119899, г. Москва, Воробьевы Горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов , ауд. 551.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького (1-й корпус гуманитарных факультетов). Автореферат разослан 49" в г.
Ученый секретарь специализированного Совета
доцент Л.Б.Заседателева
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы. Изучение современной культуры чувашского народа невозможно без поиска корней, истоков ее формирования, что, в свою очередь, требует обращения к исследованию процессов, сопутствовавших сложению чувашского этноса. Этногенез и этническая история чувашей представляют собой достаточно сложное явление, сочетавшие в себе различные этнические процессы, в том числе и миграционные, в которых чуваши участвовали на протяжении всего известного истории времени. ХУЛ - ХГХ вв. явились одним из знаменательных этапов в данном процессе, так как в ходе него сложилась современная картина расселения чувашей в пределах Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЗО). В указанное время происходило заселение чувашами территории современных Ульяновской, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской областей, Татарстана и Башкортостана.
Составной частью вопроса о формировании чувашской диаспоры, составлявшей по последней переписи (1989 г.) более половины (50,8 %) от общей численности чувашей, проживавших в бывшем СССР, является проблема расселения чувашей в Самарском Заволжье в XVII - XVIII вв.
Результатом колонизационно-миграционных процессов является, как правило, создание новых хозяйственных и культурных форм, образование новых этнических типов как следствия адаптации населения к новой экологической среде и новому социальному и национальному окружению. Таким образом, исследование расселения этноса предоставляет возможность не только создать картину его географического размещения на определенной территории, но и подводит к проблемам
более высокого плана - формирования своеобразной группы в рамках данного этноса, обладающей социально-бытовыми, культурно-языковыми особенностями и, иногда, отличающейся самосознанием. В XVII - XIX вв. в результате расселения чувашей в Закамье, Поволжье и Приуралье сложились предпосылки для формирования таких групп.
Возникает проблема определения статуса таких групп. Самарские чуваши в классификации Р.Г.Кузеева и В .Я. Бабенко относятся к ЭГ второго, нового, типа - этнографических групп, сложившихся в некотором удалении от этнической территории, но в пределах ИЭО. Предложенная названными авторами дифференциация этноса учитывает территориально-географический подход, позволяющий выделять территориальные группы или, по определению Р.Г.Кузеева, "территориальные (смешанные внутрютнические) группы" в составе этнографических групп. Тем не менее, предложенные до сих пор конкретные способы разделения чувашей диаспоры неосновательны и требуют значительных уточнений, корректировки в характеристике и сравнении культуры каждой конкретной локальной группы с другими региональными подразделениями чувашского этноса.
Под "самарскими чувашами" или "чувашами Самарского Заволжья" (оба эти понятия взаимозаменяемы) автор понимает чувашей, расселенных с конца XVII в. в бассейне Большого Черемшана, Кондурчи, Сока, Большого Кинеля и Самары, на территории будущих Самарского Ставропольского, Бугульминского, Бугурсланского, Бузулукского уездов Самарской губернии (с 1851 г.). Большая половина чувашских селений этого региона входит в современную Самарскую область (это объясняет внимание прежде всего к чувашам, проживающим в пределах этой области), а также в приграничные районы сопредельных с ней Татарстана, Башкортостана, Оренбургской и Ульянобской областей, в течение столетий
чуваши этих районов были связаны с самарскими чувашами благодаря территориальной близости, экономическим и культурным контактам, обусловившим культурное и языковое родство.
В Самарской области проживает по данным последней 1989 г. переписи, 118 тыс. чувашей, что составляет 6,4 % от общей численности чувашей диаспоры.
Регионом наиболее компактного расселения чувашей на территории области являются северные и северо-восточные районы: Кошкинский, Челно-Вершинский, Клявлинский, Шенталинский, Исаклинский, Сергиевский и Похвистневский, в которых численность чувашей составляет от 15 до 35 % , что и объясняет отчасти выбор именно данного района в качестве объекта исследования. Кроме того, заселение указанной территории происходило почти одновременно - в течение XVIII в. - и было связано с едиными социально-политическими событиями - колонизацией заволжских земель в конце XVD - XVIII вв.
Цель и задачи исследования. Основная проблема, которая решается в данной работе - проблема формирования группы самарских чувашей и ее этнической культуры в контексте исторических и этнокультурных процессов в поволжско-приуральском регионе и в общероссийском масштабе, в целом.
Касательно конкретных разделов данной работы задача заключается в следующем:
-выяснение причин миграции чувашей в Самарское Заволжье; -выявление характера расселения чувашей, т.е. особенностей географического размещения различных групп мигрантов и их взаимотношений с другими народами, хода, темпов и этапов расселения с обозначением наиболее характерных черт каждого из них;
-выявление социальной и конфессиональной принадлежности чувашских переселенцев, а также мест их первоначального проживания;
. - анализ миграционного потока чувашей на различных этапах расселения и динамики численности чувашского населения в крае;
- выявление особенностей этнической культуры самарских чувашей, связанных, во-первых, с процессом переселения в Заволжье и влиянием этнокультурных традиций мигрантов - выходцев из различных этнографических групп чувашей, во-вторых, с характером расселения в полиэтничном окружении, среди русских, мордвы и татар, и, в-третьих, с социально-экономическим положением и политическими событиями в Самарском крае. Выбор конкретных вопросов при характеристике этнической культуры (языка, календарной и брачной обрядности, традиционного женского костюма) объясняется спецификой конфессионального состава самарских чувашей (наличием большого числа некрещеных чувашей), а также вышеуказанными задачами исследования.
Хронологические рамки работы определяются темой исследования. Расселение чувашей в Самарском Заволжье началось в конце XVII в. и продолжалось в течение XVIII в. К концу века миграционные процессы в регионе стабилизировались и не влияли существенно на формирование общей картины расселения. Сложение особенностей этнической культуры наиболее интенсивно проходило именно после окончания массовых перемещений в регионе, то есть в течение XIX в. Значительное разрушение основ национальной культуры связано с общественно-политическими катаклизмами общероссийского характера, происходившими начиная с середины второго десятилетия XX в. (первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, коллективизация и т.д.) и изменением хозяйственного уклада и образа жизни чувашских крестьян в условиях индустриализации экономики и урбанизации общества в XX в. Поэтому
вторая половина второго десятилетия XX в. берется в качестве верхнего хронологического барьера диссертации.
Основной метод, применявшийся при написании работы -сравнительно-исторический, позволяющий раскрыть процесс расселения чувашей в Самарском Заволжье, показать особенное™ их этнической культуры по сравнению с чувашами других регионов, отметить этнокультурные связи самарских чувашей с другими соседними народами, проследить этапы эволюции культуры самарских чувашей. Данные переписей и архивные документы подвергались статистической обработке, а этнографический материал по обрядности и костюму - типологизации и картографированию, что позволило точнее отразить характер, масштабы распространения тех или иных явлений культуры. В 4 главе часть материала представлена в виде иллюстраций.
Научная значимость и новизна работы заключается в том, что она является первым опытом изучения территориальных групп чувашей, совмещающим анализ исторического, лингвистического и этнографического материалов. Этот опыт может быть применен для характеристики и других региональных групп чувашей. В данной работе самарские чуваши впервые представлены в таком многостороннем освещении и сравнении с чувашами других регионов Поволжья и Приуралья. В диссертации использован также достаточпо широкий круг источников - архивные, музейные, полевые материалы - до этого не вводившихся в научный оборот.
Практическая значимость работы заключается в использовании материалов по самарских чувашам для сравнительного изучепия культуры другах территориальных групп чувашей, а в перспективе - для создания "Этнографического атласа чувашей Поволжья и Приуралья". Исторические и этнографические сведения, содержащиеся в диссертации, могут быть
успешно использованы для изучения других аспектов культуры самарских чувашей, например, музыковедческого. Научная информация по данной территориальной группе чувашей может стать основой для создания научно-популярных изданий.
Степень изученности темы.
Специальных исследований по данной теме никогда не проводилось, однако отдельные вопросы рассматривались в рамках других, более обширных тем - истории колонизации поволжского-приуральского региона и формирования этнокультурных особенностей его населения.
Вопросы колонизации приволжских и заволжских земель, лежавшие в центре внимания историков XIX в., связывались прежде всего с ходом правительственной колонизации, рассматриваемой в качестве основного составляющего процесса освоения данного региона. Владельческой, церковно-монастырской и, тем более вольной крестьянской, колонизации, отводилась второстепенная роль, а последняя вообще рассматривалась как факт, негативно воздействовавший на общий ход событий.
Б этом духе были написаны работы В.м.Черемшанского, Г.ИЛеретятковича, П.И.Рычкова. Указанными авторами были в общих чертах сформулированы те вопросы и проблемы, которые получили более четкое и пространное освещение в работах историков XX столетия: вопрос о характере колонизации, этапах и особенностях продвижения населения на восточные окраины России, национальном и социальном составе колонистов (Н.А.Фирсов, Г.ИЛеретяткович, ЮВ.Готье, В.Н.Витевский, Д.Э.Дэн, М.М.Шульшн, П.А.Преображенский, А.А.Преображенский, И.П.Ермолаев, В.Д.Димитриев и др.).
Этнический и этнодемографический аспект освоения Заволжья рассматривался в работах В.П.Тумайкина, Т.И.Ведерниковой,
Д.М.Исхакова, А.Кагтттелера, В.М. Кабузана, Р.Г.Кузеева и других исследователей.
Вопрос о расселении чувашей в Самарском Заволжье так или иначе затрагивался исследователями при решении указанных проблем, но при этом в ряду работ преобладают статьи и монографии теоретического плана, касающиеся общих тенденций колонизационных и миграционных процессов в рассматриваемом регионе и вопросов социально-экономического развития Поволжья. Ощущается явный недостаток в исследованиях, учитывавших бы этническую специфику этих явлений, а также в детальных описаниях данных процессов. Эти работы не дают четкого представления о ходе освоения чувашами указанного региона, о размерах и социальных, этнографических особенностях миграционных волн, не объясняют многих вопросов относительно культурно-бытового и языкового разнообразия современного чувап1ского населения в этих районах.
Изучение этнических особенностей культуры самарских чувашей ограничивалось до последнего времени лишь описанием (А.С.Иванов, А.Глинский, Б.Лясковский) или анализом ее отдельных явлений - одежды, жилища, поселений, музыкального фольклора, монументального искусства, ономастики, особенностей говоров (В.П.Иванов, Л.А.Иванов, Г.Б.Матвеев, А.А.Осипов, А.А.Трофимов, ЛД.Петров, Н.И.Егоров, Л.П.Сергеев и др. ), что препятствует целостному восприятию культуры самарских чувашей. Отдельные ее аспекты, например, обрядность, оставались вне поля зрения этнографов и фольклористов.
Эти обстоятельства обуславливают актуальность настоящего исследования, сочетающего комплексный подход и рассмотрение наименее изученных сторон культуры самарских чувашей.
Источники исследования.
Материал, необходимый для раскрытия вопроса о расселении чувашей в Самарском Заволжье в изучаемый период содержится в различного рода источниках: архивных документах, правительственных актах, статистических данных, публицистических очерках и путевых заметках, картах и т.д.
Подробные сведения о народонаселении интересующего региона представлены в документах ХУШ-Х1Х вв., находящихся в фондах: 1) РГАДА - Переписных книгах 1716 г., Ландрат книгах и ревизских сказках 1-Щ ревизий по Бугульмипскому уезду и Ставропольской провинции бывшей Оренбургской губернии и Ногайской дороге Казанского уезда (Ф. 350), материалах специального и генерального межевания (Ф. 1324, 1334, 1336, 1354-1356), в "Наказах в Новоуложенную комиссию" 1767 г. (Ф. 342); 2) РГИА - материалы IV-[X ревизий (Ф. 558, 571), статистических отчетах губернаторов и различных учреждений (Ф. 379, 1281, 1282, 1284, 1290); 3) РГВИА - военно-сгатистичсских и топографических описаниях наместничесгв и губерний(Ф. ВУА, 414); 4) Архиве РАН (Санкт-Петербургское отделение) (Ф. 30), а также в опубликованных материалах.
Для изучения хода правительственной колонизации использовались материалы из архива Сената - "Дела по губерниям" (РГАДА. Ф. 248).
Для выяснения вопроса о географическом размещении чувашей Заволжья привлекался картографический материал - губернские и уездные карты, планы дач генерального и специального межевания (РГАДА, Ф. 192,1354,1356).
Этнографический материал для изучения культуры самарских чувашей использован также из различных источников:
1) письменные источники - из архивов Чувашского института гуманитарных наук (Отд. 1-1У, VIII), Русского географического общества
(Разряд 34), и архива Академии Наук (Ф. 3, 21), 3) коллекции одежды, предметов быта, культа, фотографии и письменные источники - из Российского этнографического музея, собранные в начале и первой половине XX в. разными исследователями: И.Н.Смирновым (колл. 176), СЛРуденко (колл. 1205), А.С.Ивановым (колл. 5231), и другими (колл. 967, 968, 1416, 2032, 5095, 5231, 5238); опубликованные материалы, среди которых наиболее значимы работы путешественников XVIII в. И.И.Лепехина, И.П.Фалька и П.С.Палласа, финского ученого Х.Паасонена.
Определенный интерес для исследования темы представляют публицистические очерки об отдельных селениях, написанные священнослужителями и краеведами.
В работу включена значительная часть полевых материалов автора, собранных в ходе поездок в Самарскую область в 1990-1996 гг.: особенности говора, топонимика, история селений, свадебная, брачная, похоронно-поминальная обрядность, национальный костюм.
Таким образом, основная источшпсовая база - архивный материал, публикации, музейные коллекции - предоставляет возможность для серьезного изучения данной темы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах, представленных на научных конференциях "История Чувашии: проблемы и задачи изучения" (Чебоксары, 1993), "Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность" (Глазов, 1995), "Краеведение Чувашии" (Чебоксары, 1996), "Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в XVUI - XIX веках" (Чебоксары, 1996).
П. Структура и содержание работы.
Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения со списком литературы и сокращений и 5 приложений.
Во введении обосновывается актуальность, научная и практическая значимость исследования, аргументируется выбор объекта изучения, определяется цель и задача работы, характеризуются источники и степень изученности проблемы в историографии.
В первой главе диссертации рассматриваются вопросы, связанные с историей расселения чувашей в Самарском Заволжье - ход и темпы переселения их в регион, конфессиональный и социальный состав колонистов. Миграция показана на фоне сложных социально-экономических и политических процессов, происходивших в регионе в конце XVII - ХУШ вв, предопределивших ход и причины колонизации чувашами Заволжья, вылившейся в четыре основных этапа. Каждый из них охарактеризован в соответствующем пункте главы. Этапы выделены по времени освоения чувашами определенной территории. Первый этап (конец XVII в.- первые десятилетия XVIII в.) отмечен началом освоения чувашами Самарского Заволжья и заселением земель в нижнем и среднем течении Большого Черемшана и Кондурчи. Второй этап (30-40-е гг. XVIII в.) связан с практическим освоением указанных земель. На протяжении первой половины ХУШ в. наблюдался заметный приток миграции из северных и северо-западных уездов Чувашии (Курмышского, Чебоксарского и Дцринского), то есть с мест расселения чувашей-вирьялов, что в дальнейшем предопределило некоторые культурно-языковые особенности чувашского населения северо-западной части Самарского Заволжья.
В течение последующих этапов - третьего (50-60-е гг.ХУГИ в.) и четвертого (70-90-е гг. XVIII в.) чувашские мигранты продвинулись далее вглубь региона и освоили земли в верховьях и среднем течении Большого Черемшана, Сока, Кинеля и Самары. На третий период приходится пик миграционного движения чувашей в Самарское Заволжье, связанный с переселением из Симбирского и Казанского уездов, из мест проживания преимущественно чувашей-анатри. В течение четвертого этапа волна переселений заметно спала, что ознаменовало практическое завершение заселения чувашами Самарского Заволжья. С этого момента Самарское Заволжье превратилось из объекта экстенсивной колонизации в район стабильного хозяйственного освоения.
Социальный и конфессиональный состав мигрантов - переселение бывших служилых и бывших ясачных чувашей, а в религиозном отношении - христиан и язычников - предопределялся также причинами и обстоятельствами, обусловившими колонизацию Заволжья в целом: обострением социальной напряженности в Чувашии вследствие ухудшения социально-экономического положения чувашских крестьян, и особенно, бывших служилых чувашей, и насильствехшой христианизации поволжских народов, вынуждавшей к бегству массы некрещеных чувашей.
Во второй главе диссертации рассматриваются некоторые демографические характеристики чувашского населения Самарского Заволжья (общая их численность, удельный вес по отношению к численности чувашей в России и к нечувашскому населению региона), характер расселения в полиэтничиом регионе, а также вопросы контактов чувашей с другими народами Самарского края - русскими, татарами, мордвой и т.д.
Численность чувашского населения в Самарском Заволжье имела тенденцию к постепенному росту, темпы которого различались в XVIII и
XIX вв. Значительный рост численности чувашей в XVIII в., связанный с постоянным притоком мигрантов, в XIX в. стабилизировался и происходил преимущественно за счет естественного прироста населения. Удельный вес чувашского населения а регионе, наоборот, постепенно снижался, что объяснялось притоком иноэтничного населения и, прежде всего, русских.
Переселение в Заволжье других народов (русских, татар, мордвы и др.) отразилось и на общей картине расселения, складывавшейся на протяжении ХУЩ-ХЕХ вв. В результате проникновения в регион мордвы, а затем и русских чувашские селения оказались в инонациональном окружении, что благоприятствовало установлению хозяйственных и культурно-бытовых связей с соседними народами. Значительное влияние на их характер оказывал конфессиональный фактор, облегчая контакты с мордвой и русскими и, наоборот, затрудняя их с татарами. В определенной мере этому способствовал и рост числа этнически смешанных селений, наблюдавшийся с середины XIX в. Наличие многонациональных селений и, как результат данного явления, интенсивные межэтнические контакты составляли специфику расселения как самарских чувашей, так и чувашской диаспоры в целом. Полиэтшганая среда, воздействовавшая на культуру чувашей, создавала предпосылки для их аккультурации и ассимиляции. Однако в XVIII - XIX в. эти процессы развивались очень слабо вследствие сильных этнических традиций, противостоявших русификации и отатариванию самарских чувашей.
Несмотря на возрастающую тенденцию к усилению контактов с соседями, чуваши до конца XIX в. сохраняли "племенную замкнутость" и ограничивались при общении хозяйственными связями, сохраняя, большей частью, традиционно-бытовой уклад и сопротивляясь проникновению в свою среду инокультурного влияния. Отход от этих установок наблюдался в конце ХЕХ - начале XX вв. и был связан с прсветительско-
христианизаторским движением по "системе Ильминского", имевшим широкий резонанс в регионе.
Третья глава диссертации посвящена анализу диалектных особенностей языка самарских чувашей в сравнении с диалектной системой чувашского языка. В этой главе сделана попытка сравнительного анализа говоров, распространенных среди самарских чувашей в связи с вопросом о местах исходного проживания мигрировавших сюда в указанный период чувашей. Рассмотрение данного вопроса представляется необходимым и важным в силу того, что миграционные процессы, в которых участвовали предки современных Чувашей, затронули выходцев из различных этнографических групп: вирьялов, анат-енчи, анатри. Переселенцы, как носители того или иного диалекта гаи говора, сохраняли языковое своеобразие при миграции на заволжские земли. Диалект преобладавшей по численности группировки, осевшей в том или ином населенном пункте, создавал базу для формирования подговора жителей конкретного селения или группы деревень. За редким исключением, переселенцы и их потомки в течение почти трехсотлетней истории пребывания в Заволжье, не утратили особенностей говора своих предков. Одной из важнейших причин сохранения особенностей говора являлась оторванность от основного массива этноса.
По совокупности фонетических морфологических, лексических особенностей среди чувашей Самарской области выделяются пять локальных говоров: 1) северо-западный, распространенный в среднем течении Большого Черемшана и его притоков; 2) северный, охватывающий верховья Большого Черемшана; 3) средний или смешанный говор чувашей междуречья рр.Сока и Сургута; 4) юго-восточный или "ибряйкинский" говор; 5) южный говор чувашей, расселенных в междуречье Кутулука и
Самары. Выделение этих говоров прослеживается по "Диалектологическому атласу", представленному в Приложении 2.
Анализ языкового материала по самарским чувашам свидетельствует о влиянии на формирование говоров самарских чувашей как низового, так и верхового диалектов чувашского языка, что сближает их с теми или иными говорами чувашей Республики, Ульяновской, Пензенской, Саратовской областей, Татарстана и Башкортостана. Большинство говоров самарских чувашей относятся к типу переселенческих говоров с бидиалекгаой основой типа НД (низового диалекта), но с отдельными признаками ВД (верхового диалекта) - северо-западный, средний и, отчасти, северный. Южный и юго-восточный говоры относятся к третьему типу переселенческих говоров - говору типа ВД. Различия в говорах, создающие столь пеструю языковую картину среди самарских чувашей, непосредственны связаны с вопросами социальной истории чувашей, с одной стороны, и с проблемой этногенеза чувашей, с другой.
Выделение говоров создает предпосылку для этнографической дифференциации самарских чувашей. Говоры являются основой для выделения этнографических локальных подгрупп самарских чувашей.
В четвертой главе диссертации рассматриваются некоторые особенности традиционного женского костюма самарских чувашей, сформировашиеся под влиянием переселенческих процессов XVIII в. Изучение данного вопроса ограничено выявлением вариантов и типов костюма в целом и его различных деталей (рубах, головных уборов и украшений) с обозначением ареалов их бытования на карте и сравнением женского костюма самарских чувашей с существующими комплексами одежды чувашей других регионов.
Изучение поставленных вопросов показало, что, во-первых, существующие локальные различия не позволяют говорить о едином костюмном комплексе самарских чувашей и тем более объединять его с костюмом чувашей других регионов Поволжья и Приуралья, как это было сделано предыдущими исследователями (Л.Л.Иванов), во-вторых, на территории Самарского Заволжья выделяется два основных комплекса чувашского женского костюма, имеющих свои ареалы и восходящие к традициям различных этнографических групп: комплекс А - условно обозначаемый как низовой, распространенный на большей части региона (севернее Большого Кинеля) и характеризующийся, в целом, близостью к костюму низовых чувашей Правобережья Волги, при сохранении оригинальных признаков, проявляющихся в головном уборе, украшениях, и комплекс Б - условно обозначаемый как верховой, распространенный в чувашских селениях южнее Большого Кинеля, в котором обнаруживаются черты, объединяющие его с комплексами верховых и средненизовых, а также саратовских, пензенских и самаролукских чувашей Правобережья. В рамках комплексов имеются также локальные варианты, выделяемые по принципу оформления деталей костюма: "причерсмшанский" и "восточный" в комплексе А и локальные различия в костюме борских и ибряйкинских чувашей в комплексе Б. Указанные различия, несомненно, свидетельствуют об участии в формировании костюмных комплексов различных этнографических групп, и прежде всего низовых чувашей и южных вирьялов.
Развитие национального костюма у чувашей, живущих за пределами Чувашской Республики, в том числе и самарских, шло оригинальными путями, несколько отличными от основного пути, что объясняется их изолированностью от этнического ядра. В пределах Самарского Заволжья
эволюция женского национального костюма происходила в двух направлениях: его консервации у бородах чувашей и сильной трансформации низового комплекса.
Пятая глава данной работы состоит из двух пунктов: 1) календарная обрядность и 2) брачная обрядность и посвящена анализу некоторых явлений обрядовой культуры самарских чувашей, связанных с историей формирования данной этнотерриториальной группы - участием выходцев из различных этнографических групп и расселением здесь большого числа некрещеных чувашей.
В этнографической литературе по обрядовой культуре чувашей до настоящего времени не выработаны критерии дифференциации признаков по их принадлежности к обрядовым комплексам различных этнографических групп, что затруднило работу с материалом по самарским чувашам. Тем не менее, в диссертации предпринята попытка выделения значимых для типологии обрядности чувашей признаков.
Среди самарских чувашей в отношении обрядовой культуры выделялись две группы, различавшиеся по их конфессиональной принадлежности - чуваши-христиане и чуваши-язычники, расхождение между которыми проявлялось во времени и форме проведения обрядов. Комплекс обрядности христиан сформировался в течение ХУШ-Х1Х вв. при активном участии языческого элемента, представлявшего на начальных этапах расселения чувашей в регионе преобладающий пласт, на который с течением времени постепенно накладывались элементы православной обрядности. У некрещеных чувашей до настоящего времени сохранились основные элементы традиционных верований.
В обрядовой культуре самарских чувашей прослеживаются те же закономерности, что и в языке: сохранение мигрантами культурного комплекса той этнографической или даже локально-территориальной группы, выходцами из которой они являлись. Различия в названии и форме проведения обрядов имеют в отдельных случаях "диалектный" характер и обнаруживают прямые аналогии с обрядами у соответствующих этнографических и территориальных групп чувашей.
Весь чувашский ареал в Самарском Заволжье условно можно разделить па две зоны: северную (А), куда входили северные части Ставропольского, Самарского , Бугурусланского, юг Чистопольского и Бугульминский уезды, и в культурном облике чувашей которых в большей степени проявляются признаки низовой традиции, и па южную (Б), охватывавшую юг Бугурусланского и Бузулукский уезды, чувашское население которых формировалось при значительном участии южных вирьялов и анат-енчи, сохранявших особенности своей обрядовой культуры в XIX в..
В свадебной обрядности чувашей Самарского Заволжья в XVIII-XIX вв выделялись по крайней мере три основных варианта: 1) первый вариант представляет наибольшее сходство с низовой традицией, а также со свадебной обрядностью чувашей Правобережья; среди самарских чувашей он был распространен большей частью на юго-востоке Бугульминского, севере Бугурусланского и некоторых селениях юга Чистопольского уезда. 2) Второй вариант локализован в южной зоне расселения самарских чувашей - на юге Бугурусланского и западной части Бузулукского уездов; в нем четче проявляются черты, сходные со свадебной обрядностью верховых чувашей, в частности южной группы вирьялов, а также самаролухских, саратовских и пензенских чувашей
Правобережья. 3) Третий вариант, в котором наблюдается значительное разнообразие в подвариантах обрядности, представлен в селениях, составлявших юго-западную окраину Бугульминского уезда.
При сопоставлении ареалов распространения вариантов свадебной обрядности обнаруживается совпадение с основными зонами бытования тех или иных говоров - в ареале низового диалекта представлена обрядность, близкая низовой традиции, а в зоне распространения говоров верхового диалекта - элементы верховой традиции.
В заключении работы подводятся итоги исследования, содержатся некоторые общие выводы.
Расселение чувашей на севере Самарского Заволжья, в бассейне Большого Черемшана, Кондурчи, Сока, Кинеля и Самары, началось в самом конце XVII в. и продолжалось в течение всего XVIII столетия. Оно вылилось в несколько этапов, различавшихся интенсивностью колонизационного движения во времени и в пространстве, а также специфичностью сочетания политических, социальных и культурно-религиозных факторов, оставивших след в этнокультурном развитии.
Переселение чувашей являлось вольной, крестьянской, колонизацией, происходившей в тесной взаимосвязи с правительственной колонизацией. Политика правительства определила, в конечном итоге, социально-конфессиональные характеристики переселенцев - участие преимущественно служилых и некрещеных чувашей. Таким образом, освоение земель в данном регионе может быть охарактеризовано как взаимодействие правительственной и крестьянской колонизации.
Культура самарских чувашей сохраняла в указанный период довольно устойчиво свою национальную специфику и мало подвергалась инонациональному влиянию, которое, тем не менее, имело место в районах
дисперсного расселения разных народов. Интенсификация межэтнических контактов отмечена во второй половине XIX - начале XX в. Особую роль в их осуществлении играли хозяйственные связи, а также процессы общественно-политического характера, происходившие в регионе в указанный период. Важное значение для формирования картины межнациональных отношений, этнической культуры чувашей в Самарском Заволжье имело проведение широкомасштабной христианизаторско-просвсштельской акции по "системе Ильминского".
Другой важный вывод, вытекающий из анализа этнической культуры самарских чувашей, заключается в ее обусловленности миграционными процессами конца XVII - XVIII вв., в которых участвовали выходцы из разных этнографических групп чувашей - верховых, средненизовых и низовых - являвшихся одновременно носителями определенных локальных этнокультурных традиций, сохранявшихся долгое время на местах нового расселения. В основе различных явлений культуры самарских чувашей (языка, костюма, брачной и календарной обрядности) лежат элементы, характерные для культуры тех этнографических групп чувашей, выходцы из которых участвовали в заселении той или иной местности.
Этническая культура самарских чувашей в ХУШ-начале XX вв., как показывает исследование, была представлена широким ареалом комплекса, близкого к культуре низовых чувашей, распространенного в северной половине бывшей Самарской губернии. Южнее р.Кинеля преобладала традиция, близкая к культуре южной подгруппы верховых и западной подгруппы средненизовых чувашей. Данные по костюму и обрядовой культуре самарских чувашей в основном совпадают с ареалами низового и верхового диалектов языка самарских чувашей, а также с районами распространения низового и верхового музыкальных "диалектов".
Изучение этнической культуры самарских чувашей не только позволяет получить представление об этнокультурных особенностях конкретной территориальной группы чувашского народа, обладающей, как показано, множеством специфических черт, но и подводит к решению проблем, связанных с формированием территориальных подразделений этноса и с этнической историей чувашей в целом.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Расселение чувашей в Самарском Заволжье в конце ХУП-ХУЩ вв: проблемы и задачи исследования // История Чувашии: проблемы и задачи изучения. Тезисы докладов и сообщений к наушой конференции. Чебоксары. 30 сентября - 1 октября 1993 г. Чебоксары, 1993. С. 31-33.
2. Расселение чувашей в Самарском Заволжье в ХУП-ХУШ вв. // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и совремешюстъ. Тезисы докладов и сообщений региональной науыной конференции. Глазов. 22-23 февраля 1995 г. Глазов, 1993. С. 126-127.
3. Конфессиональная сшуация среди чувашей Самарского Заволжья во второй половине XIX - начале XX вв. // Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII - XX веках. Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения И.Д.Кузнецова. 27-28 мая 1996 г. Чебоксары, 1996. С. 22-25.
4. Этнографическое изучение чувашей // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник.. Самара, 1996. № 1. С. 4.
5. Брачная обрядность самарских чувашей в XIX - начале XX вв. 0,3 п. л. (Сдано в печать).
6. Расселение чувашей в Самарском Заволжье в конце XVII - XVIII вв. 3 п. л. (Сдано в печать).
7. К вопросу о расселении чувашей в Самарском Заволжье в конце XVII - XVIII вв. (Историография, источники). 1 п. л. (Сдано в печать).
8. Календарная обрядность чувашей Самарской Луки. 0,5 п. л. (Сдано в печать).