автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Чужеземцы в произведениях Цицерона, Цезаря и Саллюстия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Никишин, Владимир Олегович
Введение /е.1/.
Глава i. Источники и литература /с.9/.
§1. Обзор источников /с.9/.
1. Цицерон /с.9/.
2. Цезарь /с.14/.
3. Саллюстий /с.25/.
§2. Обзор историографии /с.31/.
1. Цицерон /с.32/.
2. Цезарь /с.41/.
3. Саллюстий /с.47/.
Глава Ii. К вопросу об эволюции противопоставления эллинства и. варварства в античности /с.66/.
§1. Эллинский шовинизм в архаическую и классическую эпохи: возникновение и развитие /с.66/.
§2. Эволюция противопоставления эллинства и варварства в эпоху эллинизма /с.72/.
§3. Эллины, римляне и варвары: эволюция понятий в эпоху римского владычества /с.77/.
Глава in. Чужеземцы в произведениях Цицерона /с.92/.
§1. Римляне и чужеземцы: взгляд Цицерона /с.92/.
1. Патриотизм Цицерона /с.92/.
2. Варварство и цивилизация в понимании Цицерона /с.98/.
3. Римляне, греки и варвары: взгляд Цицерона /с.103/.
§2. Цицерон и греки /с.108/.
1. Позитивные черты "национального характера" греков /с.108/.
2. Цицерон о "подлинной" Греции и "хороших" греках /с.109/.
3. Филэллинизм Цицерона /с.115/.
4. Негативные черты "национального характера" греков /с.118/.
5. Цицерон о "плохих" греках /с.121/.
6. Цицерон о греческой культуре /с.124/.
§3. Варвары в произведениях Цицерона /с.132/.
1. Галлы, испанцы и африканцы /с.132/.
2. Сарды /с.142/.
3. Египтяне, евреи, сирийцы и персы /с.144/.
4. Малоазийские варвары /с.147/.
5. Скифы /с.153/.
6. Германцы /с.154/.
7. Индийцы /с.155/.
8. Другие варварские народы /с.155/.
Глава iv. Чужеземные народы в произведениях Цезаря /с.174/.
§1. Варварство и цивилизация в понимании Цезаря /с.174/.
§2. Цезарь о галлах /с.175/.
§3. Цезарь о германцах /с.178/.
§4. Цезарь о других чужеземных народах /с.184/.
Глава v. Чужеземные народы в произведениях Саллюстия /с.195/.
§1. Варварство и цивилизация в понимании Саллюстия /с.195/
§2. Саллюстий о римлянах и греках /с.198/.
§3. Саллюстий об африканцах /с.202/.
§4. Саллюстий о других варварских народах /с.208/. Заключение /с.219/. Источники /с.226/. Литература /с.229/. Список сокращений /с.242/.
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Никишин, Владимир Олегович
Проблема межгрупповой враждебности во взаимоотношениях разных народов и культур своими корнями уходит в глубокую древность. Как писал Л.З.Копелев, "уже в самых ранних человеческих обществах образ чужого превращался в образ врага"1. На протяжении нескольких тысячелетий человеческой истории возникновение, развитие и упадок локальных цивилизаций в разных концах обитаемого мира, на Востоке, равно как и на Западе, неизменно сопровождались более или менее ярко выраженной враждой на этнической почве, в основе которой лежало чувство неприязни, ненависти или презрения к чужакам - жителям другойны и носителям иной культуры. Те явления общественной жизни, которые в новейшее время стали называться "национаЛИЗМОМ" (le nationalisme) И "ШОВИНИЗ^ОЙ" ' jj^e chauvinisme), ВОЗ* никли задолго до завершения процессов формирования наций и создания национальных государств в ряде наиболее развитых стран. Эти явления издавна существовали, существуют в настоящее время и будут существовать в обозримом будущем, подчас проявляясь в ожесточённых конфликтах и кровавых столкновениях на почве этнической дискриминации.
Наше исследование посвящено такому специфическому явлению, как римский "шовинизм". Следует отметить, что если "расизма" в современном смысле слова в античности никогда не было и быть не могло2, то "национализм" и "шовинизм" в отдельные периоды истории античного общества цвели пышным цветом, по временам доходя до крайностей в своих проявлениях.
Римский "шовинизм" в чём-то был сродни греческому, однако вместе с тем сильно от него отличался. Дело в том, что римляне при всей своей враждебности к чужакам, т.е. к тем же самым грекам и в особенности к варварам, никогда не проводили между собой и чужеземцами той резкой и непреодолимой черты, которая всегда существовала между греками и варварами. В Риме политический фактор со временем одержал полную победу над фактором "национальным", результатом чего явилось создание величайшей средиземноморской империи, просуществовавшей полтысячелетия. В Греции же в этом смысле всё произошло как раз наоборот: "национальный" фактор взял верх над государственным началом, вследствие чего греки так и не создали единого греческого государства.
Говоря о римских реалиях, Г.С.Кнабе отмечает, что "при всём своём "шовинизме" римляне широко и охотно заимствовали опыт, усз ваивали культуру и обычаи других народов" . Подробнее о разнице между римским "шовинизмом" и греческим мы расскажем во п главе настоящей работы. Здесь же отметим, что в дальнейшем, памятуя об особенностях того и другого, термин "шовинизм" применительно к римским реалиям мы будем употреблять в кавычках, тогда как обозначение греческого, условно говоря, "классического", шовинизма "в чистом виде" будет таковых лишено. На наш взгляд, такое употребление терминов является вполне оправданным, поскольку наглядно отражает видовое различие явлений одного рода.
Терминологическая точность немыслима без чётких дефиниций. Поэтому здесь мы оговорим, что в дальнейшем под "шовинизмом" (le chauvinisme) будем понимать крайнюю и агрессивную форму национализма, проповедующую национальную исключительность и разжигающую национальную вражду и ненависть. Поскольку речь идёт об античных реалиях, а в античности, как известно, наций как таковых ещё не существовало, - были народности, причём эллинская складывалась между vni-vii и iii-ii вв. до н.э., а латинская окончательно сформировалась лишь к рубежу новой эры4, - слова "национальный" и "национализм" будут употребляться нами исключительно в кавычках.
Что касается национализма вообще, то его П.С.Гуревич определил следующим образом: "Национализм - идеология культурного верховенства той или иной нации. Национальные идеи - воистину движущая сила народа по его продвижению к вершинам цивилизации, к раскрытию собственного культурного потенциала. Нация в национализме выступает как суперценность"5. И далее: "Самоутверждение нации может принимать формы национализма, то есть культурной замкнутости, непроницаемости. Культивируется идея национальной исключительности, которая сопряжена с ненавистью и пренебрежением к другим нациям"6. По мнению П.С.Гуревича, национализм взращивается "этнообразующим мифом" и "порождает мощную энергию самоидентификации"7. Все перечисленные черты, за исключением наций, которых в древности ещё не существовало, характерны и для античного "национализма". Кроме того, следует отметить, что если идеологическое наполнение "национализма" в античности заключалось прежде всего в патриотизме, т.е. в любви к отечеству и приверженности к "национальным" ценностям (культурным, нравственным и всем остальным), то его психологической основой являлся негативизм -общая неприязнь к чужакам на этнической почве, близкая к ксенофобии.
Возникновение негативизма как явления общественной жизни и одновременно важного фактора межгрупповых отношений теряется во тьме времён. "Образы чужого как представления о другом народе, укоренившиеся в сознании, подсознании и ставшие предубеждением, последовательно трансформируются и перерастают в образы врага, в предрассудки, от которых человечество страдает с самого начала своего существования"8. В свою очередь предрассудки порождают "национальную ненависть" (Ыа^опаЛЬаБЗ )9.
Как отмечает О.Д.Пуцыкович, чувство враждебности по отношению к "чужой" культуре является "общечеловеческим на эмоциональном уровне"10. К "порокам" межгруппового общения О.Д.Пуцыкович относит унифицированность восприятия "других", а также "ингрупповой фаворитизм" - явление, "для которого характерно упорное предпочтение своей группы"11. На этой основе возникает чувство превосходства, тесно связанное с "эмоцией презрения-неуважения", направленной на представителей "чужой" культуры12. Следует отметить, что презрение, в отличие от гнева или отвращения, обладает устойчивым характером13. Таким образом, "та или иная общественная система, выбрав свой путь в истории, вырабатывает не только идеологическое, но и психологическое обоснование своего существования. Определённая идея, воспринимаемая и переживаемая в определённом эмоциональном контексте, "оживает", приобретая статус пограничного состояния - мотивации, ориентирующей практическое поведение"14. Именно так и возникало во все времена то национал-шовинистическое чувство, которое и по сей день отравляет отношения между отдельными людьми, небольшими народностями и целыми нациями.
Относительно терминологии остаётся отметить, что в зарубежной историографии с начала хх в. применительно к античным реалиям широко употребляются такие термины, как "национализм" (nationalism, Nationalismus)15 И "культурный национализм" (nationalisme culturel)16, "нация" (Nation) И "национальное государство" (Nationalstaat)17, "национальная идентичность" (national identity)18, "национальное чувство" (Nationalgefühl) и "националистическая программа" (das nationalistische Programm)19, "расовый (ИЛИ этнический) предрассудок" (racial prejudice)20 И "ШОВИНИЗМ" (le chauvinisme, Chauvinismus)21. Также и в отечественном антиковедении давно уже введены в научный оборот термины "национализм", "шовинизм" и их производные. Так, к примеру, И.М.Нахов пишет о "расовых предрассудках и шовинистических настроениях" в Риме во времена Цицерона22, а также о "шовинистических высказываниях"23 и "расовых предрассудках" самого оратора24. Г.С.Кнабе, как уже отмечалось, заключает термин "шовинизм" в кавычки25, а В.И.Исаева использует его же без таковых26. Наконец, Э.Д.Фролов отмечает "национал-шовинистический ("расовый") момент в противоположении эл-линства и варварства в греческой литературе до середины V в."27, а также пишет о "шовинистических устремлениях" греческого общест
28 ва в IV в. до н.э. Учитывая всё вышеизложенное, мы считаем вполне допустимым и обоснованным употребление нами в настоящем исследовании терминов "национализм" и "шовинизм", невзирая на то что с формальной точки зрения эти термины, строго говоря, в большей степени соответствуют реалиям хгх-хх вв., нежели какой-либо иной эпохи. На наш взгляд, означенные термины на сегодняшний день максимально адекватно отражают суть тех исторических явлений, о которых пойдёт речь ниже. Это обстоятельство заставляет нас пренебречь такими существенными минусами в употреблении этих терминов, как известный анахронизм и связанная с ним некоторая модернизация истории. Таким образом, за неимением лучшей терминологии, которая более адекватно отражала бы исторические реалии античной эпохи, мы вынуждены довольствоваться традиционной, в полной мере отдавая себе отчёт в том, что она далеко не идеальна.
Настоящее исследование посвящено выяснению отношения к чужеземцам трёх знаменитых римлян, политиков и писателей: Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.), Цезаря (100 - 44 гг. до н.э.) и Саллюс-тия (86 - 35 гг. до н.э.). Поскольку первое литературное произведение Цицерона - трактат "0 нахождении материала" - было создано в 86 г. до н.э., а работа над последним сочинением Саллюстия -"Историей" - была прервана смертью автора в 35 г. до н.э., хронологические рамки нашего исследования вырисовываются довольно чётко: это полувековой (86 - 35 гг. до н.э.) период римской истории, время жестокого внутриполитического кризиса, гражданских войн и упадка республиканских институтов. Наша основная цель состоит в выявлении характерных особенностей римского "шовинизма" в I в. до н.э. на материале произведений трёх величайших мастеров латинской прозы.
Более конкретные задачи данного исследования заключаются в изучении отношения к чужеземцам каждого из поименованных авторов в отдельности. Эта проблематика включает в себя целый ряд вопросов. Речь идёт об отношении Цицерона, Цезаря и Саллюстия к грекам и отдельным варварским народам, о понимании ими таких историко-культурных категорий, как варварство и цивилизация, об их взглядах на т.н. "проблему империализма", а также о некоторых других вопросах. В частности, нас будут интересовать особенности стереотипного восприятия римлянами тех или иных чужеземных народов, характерные черты собирательных образов представителей этих народов и глубина "шовинистического" чувства, которое испытывали по отношению к ним три наших автора.
Актуальность выбранной нами темы в свете всего вышеизложенного, на наш взгляд, сомнению не подлежит. Освещение данной проблематики в историографии выглядит следующим образом: если в зарубежном антиковедении проблема "национализма" и "шовинизма" в античности на сегодняшний день неплохо разработана в трудах обобщающего характера и совершенно недостаточно - в отношении отдельных авторов, то в отечественной историографии эта тема не получила почти никакого сколько-нибудь серьёзного освещения ни в плане самых общих и принципиальных вопросов, ни применительно к отдельным авторам. Отечественных исследователей, так или иначе выходивших на эту проблематику, можно легко перечесть по пальцам. Цель автора настоящего исследования заключается в том, чтобы в известной степени восполнить этот историографический пробел.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1 Копелев Л.З. Чужие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1996. С.14. 2
Snowden F.M. Blacks in Antiquity: Ethiopians in the Greco-Roman Experience. Cambr./ 1970. P.169. 3
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1994. С.267. 4
Лашук Л.П. О формах донациональных этнических связей // ВИ. 1967. №4. С.88.
5 Энциклопедия // ФН. 1996. №1-4. С.223.
6 Там же, с.224.
7 Там же, с.223. з
Копелев Л.З. Указ. соч. С.12.
9 Там же и сл.
10 Пуцыкович О.Д. Взаимодействие культур и проблема межгрупповой враждебности // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М., 1990. С.33.
11 Там же, с.42.
12
Там же, с.44.
13 Там же.
14
Там же.
15
Walbank F.W. Nationality as a factor in Roman History // HSCPh. 76. 1972. P.168; Bengtson H. Hellenen und Barbaren // Bengtson H. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München/ 1974. S.169.
16
Ruch M. Nationalisme culturel et culture internationale dans la pensee de Ciceron // REL. XXXVI. 1958. P.187-204.
17
Bengtson H. Op. cit. S.169.
Gruen E.S. Culture and National Identity in Republican Rome. Ithaca, N.Y./ 1992.
Список научной литературыНикишин, Владимир Олегович, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Т.е. нравы в римском обществе до падения Карфагена (146 г.). После наступил упадок и порча нравов (Hist.i,ii).
2. Примеры "географического детерминизма" у Саллюстия: iug.17,2;Hist.III/74.
3. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.
4. Афиногенов Д.Е. К кому обращена апология Татиана? // ВДИ. 1990. tPl. С. 167-174.
5. Белов П.М. Об одной внешнеполитической концепции римской демократии // УЗГПИ. Вып.31. 1961. С.25-56.
6. Бокщанин А.Г. Парфия и Рим. Возникновение системы политического дуализма в Передней Азии. 4.1-2. М., 1960-1966.
7. Голубцова Н.И. О понятии "культура" в эпоху античности // ВИ. 1971. №7. С.81-93.
8. Горенштейн В.О. Гай Саллюстий Крисп // Г.Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С.148-164.
9. Грималь П. Цицерон. М., 1991.
10. Доватур А.И. Античные сборники писем Цицерона // Письма Марка Туллия Цицерона. Т.1. М., 1994. С.403-412.
11. Доватур А.И. Оргеториг и Ариовист (Цезарь. Записки о Галльской войне. 1,2-4,44) // ВДИ. 1957. №3. С.104-121.
12. Дряхлов В.Н. 0 восприятии варварами римско-провинциального культурного влияния // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1994. С.114-121.
13. Дуров B.C. Юлий Цезарь: человек и писатель. Л., 1991.
14. Егоров А.Б. Политические взгляды Саллюстия // Античный полис. Л., 1979. С.101-124.
15. Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М., 1961.
16. Иванова А.П. Образ варвара в античном искусстве // УЗЛГУ. Сер. филолог, наук. Вып.9. 1944. С.286-307.
17. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994.
18. Исаева В.И. Идеологическая подготовка эллинизма // Эллинизм:экономика, политика, культура. М., 1990. С.59-85.
19. История римской литературы. Т.1. М., 1959.
20. Каллистов Д.П. Античная литературная традиция о Северном Причерноморье // Исторические записки. Вып.16. 1945. СЛ82-197.
21. Кнабе Г.С. Древний Рим история и повседневность. М., 1986.
22. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1994.
23. Кнабе Г.С. Метафизика тесноты. Римская империя и проблема отчуждения // ВДИ. 1997. №3. С.66-78.
24. Кнабе Г.С. Проблема Цицерона // Грималь П. Цицерон. М., 1991. С.5-20.
25. Ковалёв С.И. Марк Туллий Цицерон // Письма Марка Туллия Цицерона. Т.1. М., 1994. С.387-402.
26. Копелев Л.З. Чужие // Одиссей. Человек в истории. 1994. М., 1996. С.8-18.
27. Коростовцев М.А. Египтяне древние и современные // ВДИ. 1966. №1. С.40-46.
28. Кошеленко Г.А. Эллинизм: к спорам о сущности // Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990. С.7-13.
29. Крюков М.В. Истоки расистских идей в древности и средневековье Расы и общество. М., 1982. С.8-20.
30. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. Вып.6. 1976. С.42-63.
31. Куклина И.В. аьз.о1 в античной литературной традиции // ВДИ. 1969. №3. С.120-130.
32. Куликова Ю.В. Дивитиак агент Юлия Цезаря // ВИ. 1999. РЗ. С.146-148.
33. Лашук Л.П. О формах донациональных этнических связей // ВИ. 1967. №4. С.77-92.
34. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.
35. Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. С.5-59.
36. Машкин H.A. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.-Л., 1949.
37. Мотус A.A. Цицерон и Саллюстий в их отношении к гражданским войнам Древнего Рима (i в. до н.э.) // Античный мир и археология. Вып.5. Саратов, 1983. С.33-46.
38. Нахов И.М. Цицерон и греческая культура // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. М., 1959. С.72-104.
39. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
40. Пуцыкович О.Д. Взаимодействие культур и проблема межгрупповой враждебности // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М., 1990. С.33-53.
41. Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в i-ni вв. М.-Л., 1949.
42. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925.
43. Свенцицкая И.С. Отношение "гражданин полис" в системе Римской империи: проблема отчуждения // ВДИ. 1997. ИРЗ. С.79-84.
44. Свенцицкая И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: восток и запад. М., 1992. С.201-247.
45. Селецкий Б.П. 0 датировке потери римлянами Цирты во время войны с Югуртой // ВДИ. 1957. №3. С.167-169.
46. Тахтаджян С.А. Идеализация скифов: Эфор и предшествававшая ему традиция // Проблемы античного источниковедения. М.-Л., 1986. С.53-68.
47. Томсон Д.0. История древней географии. М., 1953.
48. Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983.
49. Удальцов А.Д. К вопросу о переселенческом движении свевов эпохи Цезаря // ПИД0. 1934. №11-12. С.19-34.
50. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1973.
51. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.
52. Фролов Э.Д. Исторические предпосылки эллинизма //Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990. С.14-58.
53. Фролов Э.Д. Панэллинизм в политике iv в. до н.э. // Античная Греция. Т.2. М., 1983. С.157-207.
54. Фролов Э.Д. Тернистый путь учёного: С.Я.Лурье и его "История Греции" // Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.
55. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1991.
56. Хазанов A.M. Первобытная периферия античного мира (на примере Европы) // СЭ. 1971. №6. С.17-27.
57. Чернышов Ю.Г. Была ли у римлян утопия? // ВДИ. 1992. №1. С. 5372.
58. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в Древнем Риме. 4.1-2. Новосибирск, 1994.
59. Широкова Н.С. Древние кельты на рубеже старой и новой эры. Л., 1989.
60. Широкова Н.С. Идеализация варваров в античной литературной традиции // Античный полис. Л., 1979. С.124-138.
61. Adriani M. Civis Romanus sum // Studi Romani. XII. 1964. P.397-406.
62. Alfonsi L. Sul metus Punicus Sallustiano // Athenaeum. LI. 1973. P.383-384.
63. Arnaldi F. Humanitas // Romana. V. 1941. P.169-188.
64. Atzert C. De Cicerone interprete Graecorum. Diss. Göttingen/ 1908.
65. Badian E. Roman Imperialism in the Late Republic. N.Y., 1968.
66. Baehrens W.A. Sallust als Historiker, Politiker und Tendenzschriftsteller. Leipzig, 1927.
67. Bal.dry H.C. The Idea of the Unity of Mankind // Grecs et barbares. Entretiens sur l'antiquité classique. VIII. Vandoeuvres-Geneve, 1962. P.167-195.
68. Baisdon J.P.V.D. Romans and aliens. L., 1979.
69. Balsdon J.P.V.D. The veracity of Caesar // G £ R. 2 Ser. IV. 1957. P.19-28.
70. Barwick K. Caesars Bellum Civile. Tendenz, Abfassungszeit und Stil // Sitzungsber. Sachs. Akad. XCIX, 1. Berlin, 1951.
71. Barwick K. Caesars Commentarii und das Corpus Caesarianum // Philologus. Supplementband. XXXI. 2. Leipzig, 1938.
72. Baumann E.A. Beiträge zur Beurteilung der Römer in der antiken Literatur. Diss. Rostock, 1930.
73. Beckmann F. Geographie und Ethnographie in Caesars Bellum Gal-licum. Dortmund, 1930.
74. Bell B.M. The Contribution of Julius Caesar to the Vocabulary of Ethnography // Latomus. 54. 1995. P.753-767.
75. Bengtson H. Das Imperium Romanum in griechischer Sicht // Bengtson H. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München, 1974. S.549-567.
76. Bengtson H. Hellenen und Barbaren // Bengtson H. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München, 1974. S.158-173.
77. Bernert E. Otium // WJA. IV. 1949-1950. S.89-99.
78. Bolaffi E. Il pensiero e l'arte di Sallustio // Rivista Indo-Greco-Italica di filologia, lingua, antichita. Fase.1-2. 1931. P.l-41.
79. Bowersock G.W. Augustus and the Greek World. Oxf., 1965.
80. Bowersock G.W. Hellenism in Late Antiquity. Cambr., 1990.
81. Capelle W. Griechische Ethik und römischer Imperialismus // Klio. 25. 1932. S.86-113.
82. Castiglioni L. Motivi antiromani nella tradizione storica anti-ca // Rend. Ist. Lomb. Ser.2. 61. 1928. P.625-639.
83. Christ K. Caesar und Ariovist // Chiron. IV. 1974. S.251-292.
84. Collins J.H. On the date and interpretation of the Bellum Civile // AJPh. LXXX. 1959. P.113-132.
85. Conway R.S. The originality of Cicero // Bull. J.Rylands Libr. Manchester, 1935.
86. Cossarini A. II prestigio dell'agricultura in Sallustio e Cicerone // Atti dell'Istituto Veneto di Scienze. 138. 1979-1980. P.355-364.
87. Cuendet G. Cesar et la langue gauloise // Melanges d'histoire et de littérature offerts a Ch.Gilliard. Lausanne, 1944. P.17-23.
88. Dihle A. The conception of India in Hellenistic and Roman literature // PCPhS. 190. 1964. P.15-23.
89. Dihle A. Zur Hellenistischen Ethnographie // Grecs et barbares. Entretiens sur l'antiquité classique. VIII. Vandoeuvres-Geneve, 1962. S.205—232.
90. Diller H. Caesar und Ariovist // Hum. Gymnasium. 46. 1935. S.189-202.
91. Diller H. Die Hellenen-Barbaren-Antithese im Zeitalter der Perserkriege // Grecs et barbares. Entretiens sur l'antiquité classique. VIII. Vandoeuvres-Geneve, 1962. S.37~68.
92. Dörrie H. Die Wertung der Barbaren im Urteil der Griechen. Knechtsnaturen? Oder Bewahrer und Künder heilbringender Weisheit? // Antike und Universalgeschichte. Festschrift H.E.Stier. Münster, 1972. S.146-175.
93. Dubuisson M. Some aspects of Graeco-Roman relations. The attitude of Roman administration toward language use. Xenophobia and disparaging words in Greek and Latin // Prudentia. XV. 1983. P.35-47.
94. Dubuisson M. Utraque lingua // AC. L. 1981. P.274-286.
95. Earl D.C. Romans and Greeks. Reflections on a confrontation // PCA. LXXVII. 1980. P.20-21.
96. Ebert Ch. Ueber die Entstehung von Caesars Bellum Gallicum. Diss. Nürnberg/ 1909.
97. Eymer K. Caesar und Tacitus über die Germanen // NJP. 32. 1913. S.24-47.
98. Ferguson J. Utopias of the Classical World. Ithaca, N.Y., 1975.
99. Forte B. Rome and the Romans as the Greeks saw them. American Academy in Rome, 1972.
100. Frahm F. Caesar und Tacitus als Quellen für die altgermanische Verfassung. Ein Beitrag zur Kritik ihres Sprachgebrauchs // HVJS. 24. 1929. S.145-181.
101. Frank T. Race mixture in the Roman Empire // AHR. XXI. 1916. P.689-708.
102. Freyburger G. Cesar face aux barbares. Sens et emplois du mot barbarus dans le De bello Gallico et le De bello civili // Bulletin de la Faculté des Lettres de Mulhouse. VIII. 19761977. P.13-19.
103. Freyburger G. Sens et evolution du mot barbarus dans l'oeuvre de Ciceron // Melanges offerts a L.S.Senghor. Dakar Les Nouv. Ed. Africanes, 1977. P.141-152.
104. Freyburger G. Un conflit d'interpretation de la fides entre Cesar et les Gaulois? // REL. LXI. 1983. P.163-172.
105. Fuchs H. Der geistige Widerstand gegen Rom. Berlin, 1938.
106. Gabba E. Storiografia greca e imperialismo romano (III-I sec. a C.) // Rivista Storica Italiana. 86. 1974. P.625-642.
107. Gardner J.F. The "Gallic menace" in Caesar's propaganda // G £ R. XXX. 1983. P.181-189.
108. Gelzer M. Caesar: der Politiker und Staatsmann. Wiesbaden, 1960.
109. Gordon M.L. The nationality of slaves under the Early Roman Empire // JRS. XIV. 1924. P.93-111.
110. Gruen E.S. Culture and National Identity in Republican Rome. Ithaca, N.Y., 1992.
111. Guillemin A.M. Ciceron entre le genie grec et le "mos maiorum" // REL. XXXIII. 1955. P.209-230.
112. Guite H. Cicero's attitude to the Greeks // G £ R. IX. 1962. P.142-159.
113. Gutenbrunner S. Ariovist und Caesar // Rhein. Mus. 96. 1953. S.97-100.
114. Haarhoff T.J. The Stranger at the Gate. Aspects of exclusive-ness and cooperation in ancient Greece and Rome/ with some reference to modern times. Basil Blackwell/ Oxf., 1948.
115. Hastrup T. On the date of Caesar's Commentaries of the Gallic war // C £ M. XVIII. 1957. P.59-74.
116. Holmes T.R. Caesar's Conquest of Gaul. Oxf./ 1931.
117. Howorth H.H. The Germans of Caesar // EHR. XXIII. 1908. P.417-433; 625-642; XXIV. 1909. P.625-658.
118. Hunt H.A.K. The humanism of Cicero. Melbourne Univ. Pr./ 1954.
119. Jaeger W. Paideia. The ideals of Greek culture. Vol.I-III. Oxf., 1943-1945.
120. Jax K. Ciceros Zugeständnis an die nationale Reaktion gegen den griechischen Kultureinfluss // Ciceroniana. I. 1959.S.148-157.
121. Jüthner J. Hellenen und Barbaren. Aus der Geschichte des Nationalbewusstseins // Das Erbe der Alten. New Series. VIII. 1923.
122. Karttunen K. India in Early Greek literature // Studia Orien-talia. 65. 1989.
123. Kircher-Durand C. De barbaros a barbarus: valeurs et emploisde barbarus chez Ciceron/ César et Tacite // Actes du Colloque franco-polonais d'histoire. 1981. P.197-209.
124. Klotz A. Caesarstudien nebst einer Analyse der Strabonischen Beschreibung von Gallien und Britannien. Leipzig/ 1910.
125. Knoche U. Cicero: ein Mittler griechischer Geisteskultur // Hermes. LXXXVII. 1959. S.57-74.
126. Köstermann E. Caesar und Ariovist // Klio. 33. 1940. S.308-344.
127. Koutroubas D.E. Die Darstellung der Gegner in Caesars Bellum Gallicum. Diss. Heidelberg/ 1972.
128. Kroll W. Die Kultur der ciceronischen Zeit. Leipzig/ 1933.
129. Kroll W. Römer und Griechen // Kroll W. Studien zum Verständnis der Römischen Literatur. Stuttgart/ 1924. S.l-23.
130. La Penna A. Cicerone fra Sparta e Atene // Ciceroniana. Hommages a K.Kumaniecki. Leiden/ 1975. P.129-139.
131. Laughton E. Cicero and the Greek orators // AJPh. LXXXII. 1961. P.27-49.
132. La Ville de Mirmont H. de. Ciceron et les Espagnols // BH. VII. 1905. P.13-33, 93-127, 330-359; VIII. 1906. P.1-19.
133. La Ville de Mirmont H. de. Ciceron et les Gaulois // RCel. XXV. 1904. P.163-180.
134. Levene D.S. Sallust's Iugurtha: an "historical fragment" // JRS. LXXXII. 1992. P.53-70.
135. Lipinski E. Les Medes/ Perses et Armeniens de Salluste/ lug.18 // AS. XXIII. 1992. P.149-158.
136. Lonis R. Les trois approches de l'Ethiopien par l'opinion greco-romaine // Ktema. 6. 1981. P.69-87.
137. Lovejoy A./ Boas G. Primitivism and Related Ideas in Antiquity. Baltimore, 1935.
138. Matthews V.J. The Libri Punici of King Hiempsal // AJPh. XCIII. 1972. P.330-335.
139. Mayer E. Das antike Idealbild von den Naturvölkern und dieNachrichten des Caesar und Tacitus // Zeitschrift für Deutsches Altertum und Deutsche Litteratur. LXII. 1925. S.226-232.
140. Mayer J. Humanitas bei Cicero. Diss. Freiburg, 1950.
141. Mensching E. Caesars Interesse an Galliern und Germanen // GGA. CCXXVII. 1975. S.9-22.
142. Meusel H. Beiträge für Kritik des Bellum Gallicum // JPh. V. 1910. S.20-75.
143. Momigliano A. Alien Wisdom. The limits of hellenization. Cambr./ 1975.
144. Müller K.E. Geschichte der antiken Ethnographie und etnologi-schen Theoriebildung. Von den Anfängen bis auf die byzantinischen Historiographen. Teil I-II // Studien zur Kulturkunde. 29. 1972; 42. 1980.
145. Müller R. Hellenen und Barbaren im Spiegel der hellenistischen Philosophie // Klio. 60. 1978. S.183-189.
146. Nairn J.A. Cicero and his Greek Originals // PCA. XXIX. 1932. P.29-33.
147. Norden E. Die germanische Urgeschichte in Tacitus' Germania. Leipzig, 1920.
148. Nybakken O.E. Humanitas romana // TAPhA. LXX. 1939. P.396-413.
149. Oppermann H. Caesar, der Schriftsteller und sein Werk // Neue Wege zur Antike. II. 2. Leipzig, 1933.
150. Paterson J. Transalpinae gentes: Cicero, De re publica 3,16 // CQ. XXVIII. 1978. P.452-458.
151. Perrochat P. Les modeles grecs de Salluste // CEL. Serie scientifique. XXIII. Paris, 1949.
152. Petrochilos N.K. Roman attitudes to the Greeks. Athenes, 1974.
153. Questa C. Sallustio, Tacito e 1'imperialismo romano // AMArc. VI. 4. 1975-1976. P.1-44.
154. Rambaud M. L'art de la déformation historique dans les Commentaires de César // Ann. de l'Univ. de Lyon. 3 Ser. XXIII. Paris, 1953.
155. Rambaud M. L'espace dans le récit cesarien // Littérature greco-romaine et geographie historique. Mélangés offerts a R.Dion. Paris, 1974. P.111-129.
156. Rambaud M. Le Pro Fonteio et l'assimilation des Gaulois de la Transalpine // Mélangés offerts a P.Wuilleumier. Paris, 1980. P.317-323.
157. Rasmussen D. Caesars Commentarii. Stil und Stilwandel am Beispiel der direkten Rede. Göttingen, 1963.
158. Rawson E. Intellectual Life in the Late Roman Republic. L., 1985.
159. Reverdin O. Crise spirituelle et évasion // Grecs et barbares. Entretiens sur l'antiquité classique. VIII. Vandoeuvres-Geneve, 1962. P.83-107.
160. Riese A. Die Idealisierung der Naturvölker des Nordens in der griechischen und römischen Literatur. Heidelberg, 1875.
161. Ritter H.W. Iranische Tradition in Numidien // Chiron. VIII. 1978. S.313-317.
162. Rothe Ch. Ciceros humanitas und römische Provinzverwaltung // WZ Rostock. XXIII. 3. 1974. S.233-236.
163. Rowland R.J. Sardinians in the Roman Empire // AS. V. 1974. P.223-229.
164. Ruch M. Etudes ciceroniennes. Paris, 1970.
165. Ruch M. Nationalisme culturel et culture internationale dans la pensee de Ciceron // REL. XXXVI. 1958. P.187-204.
166. Sanford E.M. Romans and provincials in the Late Republic // CW. XLII. 1949. P.195-201.
167. Scanion T.F. The influence of Thucydides on Sallust. Diss.Ohio State Univ. Columbus, 1978.
168. Schlichting D. Cicero und die griechische Gesellschaft seiner Zeit. Diss. Berlin, 1975.
169. Schmidt P.L. Cicero's place in Roman philosophy. A study of his prefaces // CJ. LXXIV. 1978-1979. P.115-127.
170. Schmitt H.H. Hellenen, Römer und Barbaren. Progr. Aschaffenburg, 1958.
171. Schur W. Sallust als Historiker. Stuttgart, 1934.
172. Schwabl H. Das Bild der Fremden Welt bei den Frühen Griechen // Grecs et barbares. Entretiens sur l'antiquité classique. VIII. Vandoeuvres-Geneve, 1962. S.1-23.
173. Scribner H.S. Cicero as a hellenist // CJ. XVI. 1920. P.81-92.
174. Sherwin-White A.N. Caesar as an imperialist // G £ R. 2 Ser. IV. 1957. P.36-45.
175. Sherwin-White A.N. Racial prejudice in imperial Rome. Cambr., 1967.
176. Showerman G. Cicero's Appreciation of Greek Art // AJPh. XXV. 1904. P.306-314.
177. Sinor D. Les Barbares // Diogene. 18. 1957. P.52-68.
178. Smith R.R.R. Greeks, Foreigners, and Roman Republican Portraits // JRS. LXXI. 1981. P.24-38.
179. Snowden F.M. Blacks in Antiquity: Ethiopians in the Greco-Roman Experience. Cambr., 1970.
180. Stevens C.E. The Bellum Gallicum as a work of propaganda // Latomus. 11. 1952. P.3-18, 165-179.
181. Ternes Ch.M. Les Barbares dans les Commentaires sur la Guerre des Gaules de Jules Cesar // BAL. X. 1980. P.53-70.
182. Tiffou E. Salluste et la geographie // Littérature greco-romaine et geographie historique. Melanges offerts a R.Dion. Paris, 1974. P.151-160.
183. Timpe D. Caesars gallischer Krieg und das Problem des römischen Imperialismus // Historia. XIV. 1965. S.189-214.
184. Timpe D. Herrschaftsidee und Klientelstaatenpolitik in Sal-lusts Bellum Iugurthinum // Hermes. XC. 1962. S.334-375=
185. Toynbee A. Some problems of Greek History. L., 1969.
186. Trouard M.A. Cicero's attitude towards the Greeks. Diss. Chicago, 1942.
187. Trüdinger K. Studien zur Geschichte der griechischen-römischen Ethnographie. Diss. Basel, 1918.
188. Voelker H. Cicero über Kilikier und Parther-Caesar über Gallier und Germanen // WZ Rostock. XXXVIII. 7-8. 1989. S.8-10.
189. Vofchuk R.C. La India en Ciceron y los liricos latinos // -Argos. 9-10. 1985-1986. P.143-158.
190. Vogt J. Ciceros Glaube an Rom. Darmstadt, 1963.
191. Vogt J. Kulturwelt und Barbaren. Zum Menschheitsbild der Spätantiken Gesellschaft. Mainz, 1967.
192. Walbank F.W. Nationality as a factor in Roman History // HSCPh. 76. 1972. P.145-168.
193. Walser G. Caesar und die Germanen. Studien zur politischen Tendenz römischer Feldzugsberichte // Historia. Einzelschriften. I. Wiesbaden, 1956.
194. Walser G. Zu Caesars Tendenz in der geographischen Beschreibung Galliens // Klio. 77. 1995. S.217-223.
195. Werner H. Barbarus // NJA. XXI. 1918. S.389-408.
196. Wiedemann Th. Sallust's Iugurtha: Concord, Discord, and the Digressions // G £ R. XL. 1993. P.48-57.
197. Wilcken U. Hellenen und Barbaren // NJA. XVII. 1906. S.457-471.242