автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Сергеев, Дмитрий Дмитриевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи'

Текст диссертации на тему "Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи"

* .. л I , у

• 1 * ' ч л' ^

" /* • г.,.:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах ]уукописн

Сергеев

Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи.

Специальность 07 . 00 . 03 — Всеобщая., история (История Древнего Рима}

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук ;

Научный руководитель доктор исторических наук профессор Широкова [I. С.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Государство и власть у римских писателей и поэтов конца республики — начала империи.

I. Зарождение и формирование представлений об идеальном государственном устройстве у римских писателей и общественных деятелей конца республики................................... 39

1."Идеальное государство" Полибия и римская общественно-, политическая мысль........................................ 4 0

2. Рим "железного века" или пессимизм Лукреция............... 4 5

3.Диктатура как путь выхода из кризиса в представлениях Саллюстия................................................. 4 7

4.Цицерон и его система государственной власти.............. 54

II. Взгляды писателей и поэтов эпохи Августа на государственное устройство Рима и судьбы римской державы.

1.Политическая теория Цицерона в практическом воплощении Августа...................................................7 0

2.Взгляды Вергилия на Рим, принцепса и государство.......... 75

3.Темы вечности Рима и государственной власти в творчестве Катулла, Тибулла, Проперция............................... 80

4.Гораций — один из творцов официальной идеологии принципата. Искренность или творчество на заказ?...................... 83

5.Принципат: экстренная мера по борьбе с кризисом или закономерный ход исторических событий на страницах сочинения Тита Ливия................................................ 87

6."Пусть другие поют старину, я счастлив родиться ныне, и мне по душе время, в котором живу!" (Овидий).................. 94

Ш. Взгляды на Рим, государство и государственную власть

в послеавгустовскую эпоху................................... 98

Глава 2. Отношение к проблеме апофеоза правителя у римских

писателей и поэтов конца республики — начала принципата.

1.Основные проблемы возникновения и развития императорского культа в современной историографии....................... 105

2.Представления о возможности апофеоза смертного человека в греческой религии........................................ 117

3.Специфические черты апофеоза смертного человека в римской религии.................................................. 125

4. Место триумфа в формировании императорского культа...... 145

5. Отношение к проблеме апофеоза правителя в среде римской интеллигенции на рубеже I в. до н. э. — I в. н. э........ 157

Глава 3. Основные направления официальной идеологической

политики принципата........................................ 169

1. Культ богини Ромы....................................... 170

2. Миф о «золотом веке» и теория «упадка нравов»........... 184

3. «Римский миф» и идея Вечного Города..................... 202

Заключение................................................. 214

Приложение

219

Введение.

На рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. римское государство преодолело рубеж, разделяющий две эпохи его исторического развития, - время Республики и Империи. Этот процесс, с одной стороны, был кровавым и жестоким, связанным с братоубийственными гражданскими войнами, с другой стороны, - спасительным и единственно возможным, так как позволил государству выйти из глубокого кризиса и начать новый этап развития.

Время принципата, новой формы правления, существовавшей в первые два века Империи,1 всегда привлекало внимание исследователей и ставило перед ними множество самых разных проблем. На чем основывалась власть принцепса? Что представляла собой система управления новым многонацинальным государством? Как претворялись в жизнь политические, экономические и религиозные нововведения? Этим и остальным важнейшим вопросам становления римской империи посвящены обширные исследования отечественных и зарубежных исследователей, например, таких как Г. Ферреро2, С. И.

045

Ковалева , Н. А. Машкина , А. Б. Егорова и многих других.

1 Егоров А. Б. Социально-экономическое и политическое развитие ранней римской империи // История древнего мира. Т. III. М., 1989. С. 49.

2 Ферреро Г. Величие и падение Рима / Пер. с франц. А. А. Захарова. Т. II. М., 1916.

3 Ковалев С. И. История Рима. Л., 1986.

4 Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. M-JI., 1949.

В данной работе мы не будем рассматривать борьбу политических партий I в. до н. э., ход гражданских войн, реформы Октавиана и правовые основы его власти, поскольку это прекрасно сделано в трудах уже упомянутых нами исследователей. Нашей целью будет проследить, как постепенно совершалась «революция» в умах граждан, переворот в сознании людей, в результате которого граждане римской Республики превращались в подданных принцепса. Почему римляне, которые с завидным упорством сражались на фронтах двух гражданских войн против Гая Цезаря и Октавиана, отстаивая старинные республиканские свободы и идеалы, вскоре после прихода к управлению страной Августа в большинстве своем стали восхвалять и поддерживать новую форму власти и, более того, обожествили не только своего первого правителя, но и «наследников», пришедших к нему на смену?

На наш взгляд, подобная трансформация римского мировоззрения постепенно складывалась из нескольких основополагающих идей, которые, в той или иной степени, присутствовали в Риме с достаточно древних времен.

Во-первых, следует упомянуть некий дух единовластия, никогда не покидавший римскую державу7 и нашедший свое окончательное выражение в новой теории государственного устройства, созданной Цицероном.

5 Егоров А. Б. Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

6 Ср.: Штаерман Е. М. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима. Т. I. М., 1985.

7 Подробнее о значимости и роли монархизма в древнем Риме см. книгу А. Б. Егорова «Рим на грани эпох: Проблемы рождения и формирования принципата» (Л., 1985).

Во-вторых, это представление о божественности человеческой души и, как следствие этого, о возможности апофеоза человека, принесшего огромную- пользу римскому государству. Заметим сразу, что данная работа не преследует цель проследить все аспекты и национальные особенности отправления культа властителя по всей территории римской державы. Это прекрасно сделано в работах Г. Буассье8, Е. Корнемана9 и Н. А. Машкина10. Нас будет интересовать прежде всего возникновение идеи «божественности правителя» в римской литературе конца республики - начала принципата и то, насколько в ее основу легли исконно римские религиозные представления.

И, наконец, еще одной особенностью нового мировоззрения человека эпохи принципата являлось практически единодушное ожидание скорого наступления «золотого века» и уверенность в изначальной Вечности Рима, что, наряду с идеей о необходимости единого правителя и верой в божественность принцепса, принесло спокойствие и умиротворение в сознание измученных гражданскими войнами римлян.

Все эти мотивы, способствующие признанию римлянами новой формы власти, отчасти, присутствовали в жизни общины с достаточно древних времен, отчасти, явились результатом эволюции мировосприятия человека, связанного не только с популярными идеями эллинистического Востока, но и с

8 Буассье Г. Римская религия от времен Августа до Антонинов / Пер. с франц. Н. Н. Спиридонова. М., 1914.

9 Kornemann Е. Zur Geschichte der antiken Herrscherkulte // Klio, 1, 1901.

10 Машкин H. А. Принципат Августа.

присущими только Риму национальными чертами и обычаями.11 Поэтому в данном исследовании мы постараемся выделить и показать некоторые, исконно римские традиции, которые, по нашему мнению, в большей степени, чем другие, стали основополагающими и определили быстрое и легкое проникновение всех этих идей в умы граждан Рима.

Поэтому, в связи со всем вышесказанным, основным объектом нашего внимания станут произведения наиболее известных поэтов и писателей конца Республики — начала Принципата. Ведь, возможно, именно в них следует искать ответы на вопрос о том, как происходило изменение мировоззрения и политических взглядов, приведших к «революции» в умах римских граждан рассматриваемой нами эпохи.

* * *

Рассматриваемый нами период достаточно полно освещен многочисленными археологическими находками и литературными источниками. К первой группе нужно отнести некоторые, интересующие нас, нумизматические и эпиграфические данные, которые в той или иной степени подтверждают свидетельства античных писателей конца I в. до н. э. - начала I в. н. э., касающиеся избранной в данной работе темы.

11 О трех ■ основных составляющих частях данных процессов (религиозных представлениях и культовой практике Греции и эллинистического Востока, исконно римском мировоззрении и национально-культурных обычаях народов Западного

Средиземноморья в целом) см. книгу Абрамзона М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики римской империи. М, 1995. С. 587.

Так, данные эпиграфики, наряду с литературными источниками, помогают воссоздать представления граждан Рима о смерти и, связанной с ней загробной жизни. Разобраться в этом можно при помощи изучения надгробных надписей, оставленных римлянами, жившими во времена республики и ранней империи. Наиболее интересные эпитафии находятся в основном в двух эпиграфических сборниках. Один из них издан Т. Моммзеном (Corpus inscriptionem Latinarum, ed. Th. Moiransen, 18 63, Vol. I) и представляет собой свод сохранившихся преимущественно в Италии надписей подобного рода. Другой представлен Р. Гаррукиусом (Sylloge inscriptionem Latinarum, ed. R. Garrucius, 1875-1877, Vol. I, II) и содержит в себе эпиграфические данные, относящиеся ко времени римской республики вплоть до появления на политической сцене Гая Юлия Цезаря.

Кроме того некоторую помощь при изучении определенных аспектов римского мировоззрения могут оказать сведения, предоставляемые нам нумизматикой. Это касается не только различных проявлений и распространения императорского культа, начиная со времени правления Октавиана Августа, но и довольно интересных свидетельств о появлении в Италии специфически римской богини Ромы. Общие сведения о монетах этой эпохи представлены в фундаментальном исследовании Т. Моммзена, посвященном истории римского монетного дела.12 В данной работе автор рассматривает практически все найденные на момент издания сборника античные чеканные монеты и дает описание не только денежной системы древнего мира в целом, но и многих монет в частности. Пожалуй, единственным недостатком этого труда является полное отсутствие

!2 Mommsen Th. Geschichte des römischen Münzwesens. Berlin, 1860.

иллюстраций, без которых изложение становится сухим и порой малопонятным.

Большая часть сведений о монетах, отображающих развитие и распространение представлений о богине Роме, находится в работах двух исследователей античности, посвятивших свои труды этому римскому божеству. Ф. Рихтер в статье «Рома», описывает целый ряд римско-италийских монет с изображениями или надписями, говорящими о их принадлежности к Роме.13 А итальянская исследовательница М. Камполунги, рассматривая проблему возникновения идеи о вечности Рима, также рассказывает о нескольких интересных монетных чеканах, совершенных в честь Dea Roma.14

Литературные источники, на основании которых можно представить себе эволюцию римского мировоззрения конца Республики — начала Принципата, гораздо более многочисленны и разнообразны. Однако нам придется внести определенные ограничения при подборе трудов античных авторов.

Во-первых, нами будут рассматриваться только литературные произведения, относящиеся к концу I в. до н. э. началу I в. н. э. Гимны, мифологические представления, религиозные обряды найдут свое отражение лишь постольку, поскольку они в той или иной степени будут упоминаться в литературных источниках нашего периода и не станут являться основным объектом этой работы.

13 Richter F. Roma // Roscher W.H. Ausfürliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Bd. IV, Leipzig, 1909-1915.

14 Campolunghi M. Urbs aeterna // Da Roma alla terza Roma. Docum. studi III Napoli / Ed. Scientifiche Italiane. 1986, XXXIV.

Во-вторых, необходимо определить не только временные, но и национально-географические рамки данного исследования. В связи с этим нас будут интересовать произведения в основном только римских авторов, поскольку целью работы является определение изменений в мировоззрении именно граждан Вечного Города.

В-третьих, необходимо заметить, что при пользовании оговоренным кругом источников, невозможно претендовать на полную объективность выводов данной работы. Это обстоятельство можно объяснить наиболее хорошей сохранностью практически только литературных и философских сочинений римских писателей-интеллектуалов, представителей элиты общества того времени. В связи с этим вполне закономерно, что за бортом нашего исследования неизбежно останется мировоззрение низших слоев римского гражданства.

Одними из основных наших литературных источников являются произведения Марка Туллия Цицерона. Этот политический деятель, адвокат и блестящий писатель, живший с 106 по 43 год до н. э., по праву считается одним из последних значительных идеологов республиканского времени. Будучи уроженцем города Арпина Цицерон происходил из семьи всадников. Образование будущий оратор получал в Риме сначала у греческих учителей, а затем под руководством одного из младших членов сципионовского кружка Квинта Муция Сцеволы. Свою деятельность Цицерон начал в конце 80-х годов при диктатуре Суллы. Из под его пера вышло огромное количество произведений, из них дошло 58 речей, целая серия трактатов по риторике и философии и, наконец, около 800 писем.15

15 Ср.: Тронский И. М. История античной литературы. Л., 1946; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1986; Буассье Г.

Из всего этого наследия для нас наиболее важны трактаты «О государстве», «Об обязанностях» и «О природе богов», написанные в жанре диалога и представляющие собой некую литературную преемственность с произведениями таких писателей и философов, как, например, Платон и Аристотель. Также немалую ценность представляют многочисленные письма, которые отражая достаточной мере личные переживания и определенный психологический настрой оратора, помогают наиболее полно разобраться в мыслях и идеях, высказываемых Цицероном в своих речах и других работах. Кроме того представляют определенный интерес философские трактаты и некоторые речи писателя специально отредактированные и оформленные им самим.

Трактаты и философские произведения были написаны Цицероном в поздний период его деятельности приблизительно в 60-51 и 48-44 годах до н. э. - времени первого триумвирата и диктатуры Цезаря. Эти сочинения Цицерон создает в эпоху тяжелого для Рима кризиса республиканского государственного устройства, руководствуясь своим личным принципом честного служения родной державе. Возможно именно в следствие некой внутренней, авторской объективности все они, и, в особенности, трактат «О государстве», пользовались довольно широкой известностью не только у современников великого оратора, но и у последующих поколений античных писателей и философов, которые постоянно ссылаются и упоминают эти сочинения Цицерона.

Речи Цицерона показывают нам блестящий пример его ораторского дарования. В молодые годы Цицерон достаточно много учился различным видам античного красноречия и

Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времен Цезаря / Пер. с франц. Н. Н. Спиридонова. СПб., 1993.

выработал свой особый стиль, являющий некую смесь строго «аттического» и пышного «азианского» вида ораторского искусства. Однако здесь интересно то, что дошедшие до нас речи Цицерона не являются точной их записью. Практически все они при своем издании подвергались автором более или менее значительной доработке. В следствие этого туда могли вноситься определенные идеологические вставки и изменения, в зависимости от новых политических настроений Цицерона.

Также и письма оратора являются не только образцом стилистического искусства их автора, но и незаменимым историческим источником для последних десятилетий римской республики. Сохранилось 4 сборника его переписки: «К брату Квинту», «К Бруту», смешанный сборник писем к различным адресатам и «К Аттику». Особенно любопытны в этом отношении письма к его другу Аттику, которые не были рассчитаны на опубликование, судя по откровенности, присутствующей практически в каждом из них.

Таким образом тяжелая для многих римлян политическая ситуация I века до н. э. несомненно оказала свое влияние и на умонастроения и идеологические позиции, высказываемые Цицероном практически во всех его произведениях относительно устройства римского государства. Постепенно Цицерон все более отчетливо начинает понимать, что полного возврата к республиканскому прошлому уже не будет и поэтому на страницах своих многочисленных трудов, он понемногу начинает изображать схему нового идеального государства, которое оратор мечта