автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Декреты советской власти-источники по истории политики в области культуры (1917-1920 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Декреты советской власти-источники по истории политики в области культуры (1917-1920 гг. )"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР Институт истории СССР
На правах рукописи
ТЕПЛОВА Елена Феликсовна
ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ - ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ (1917-1920 гг.)
Специальность 07.00.09 -Историография и источниковедение
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени : кандидата исторических наук
Москва - 1991
Работа выполнена в секторе источниковедения истории советского общества Института истории СССР Академии наук СССР.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор - Г.А.Трукан.
Официальные оппоненты: Доктор исторических наук А.П.Ненароков Кандидат исторических наук С.Н.Куков
Ведущая организация - Российский государственный гуманитарный университет. .■■•»„ <
Защита диссертации состоится л-кД^я. 1932 г.
в "/О" часов на заседании специализированного совета Д.002.33.01 (по истории советской) общества) по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории СССР АН СССР (117036, Москва, уж. Дмитрия Ульянова, 19).
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории СССР АН СССР.
Автореферат разослан " 199/г,
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук
А.А.Овсяннихов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В наши дни, когда так возрос интерес к отечественной истории и мы заново всматриваемся в свое простое, главным критерием исторических исследований становится правда. Перед наукой остро встала задача стереть "белые пятна", реконструировать исторический процесс в СССР в его полном многообразии на основе совокупности достоверных - каковы бы они ни были -фактов, а не умозрительных схем, на самой широкой источ-никовой базе. Дяя реяения новых задач необходимо расширение круга используемых источников, их оперативное введение в научный оборот, совершенствование методики анализа. В числе важнейших и принципиальных проблем, требующих переосмысления, освобождения от вчерашних догм и стереотипов, глубокого изучения источников, нетрадиционных методо-. логических разработок и т.д., - история политики в сфере культуры 1917-1920 годов. Исследование первого советского законодательства - декретов Советской власти и его реализации - одна из клочевых проблем источниковедения.
Предреволюционная Россия располагала в сфере культуры достижениями мирового порядка. Произведения русской литературы, живописи, музыки, театра и т.д. обогатили мировую культуру. Но в то яе время драматически углублялась пропасть между выдающимися образцами и общей культурной отсталость» масс. В стране сохранялась огромная по масштабам безграмотность и да.-,е отсутствие письменности у многих национальных меньшинств, затухание их самобытной культуры. Это глубинное - противоречие определило ситуацию в области культуры: общенациональный кризис политики и экономики охватил и культуру. Именно в таких условиях большевики предприняли попытку осуществить руководство культурой. Они предполагали обеспечить вывод этой сферы из кризиса посредством государственного управления, прежде всего с помоцьо законодательства.
Объективное изучение государственной политики в области культуры сегодня, когда в ней наблюдается кризис, особенно актуально.
Степень научной разработанности теш. Декреты Советской власти как исторические источники по истории политики в сфере культуры до сих пор еще не являлись предметом специального исследования. Те или иные аспекты этой теш рассматривались лишь в контексте разработки истории советской культуры.
Первый этап ее изучения совпадает с самим процессом становления культуры советского общества. В работах этих лет, авторами которых в большинстве своем были сами работники советских и партийных органов, - непосредственно* отражение текущего момента, но одновременно, и контуры основных направлений и подходов в изучении культуры, окончательно сформировавшиеся позднее. Главное внимание уделялось пропаганде взглядов В.И.Ленина и роли партии*. Но . в них не поднимаются серьезные исследовательские проблемы. Нет обобщающих выводов и оценох, этим работам присущ» повествовательно-описательный стиль.
В конце 20-х гг. появились и обобщающие труды, в них предпринимается первая попытка охарактеризовать и оценить начальный этап, первое десятилетие социалистической культуры^. Публикации 20-30-х гг. отражают соответствующий мировоззренческий подход. Основное их направление - выделение исключительно положительных сторон политики Советской власти в области культуры и отсутствие какого-либо критического элемента в отношении этой политики^. В иссяе-
1 См., напр., Быстрянский В.А. Газета в буржуазном обществе и пролетарском государстве. - Пг., 1921; Он же. Коммунизм и духовная жизнь. //Книга и реводвши, 1920, # б; Клейнборт Л.М. Рабочий класс и культура. Т. II. Искусство, -Ы,, 1925, и др.
2 См., напр., Полонский Вяч. Очерки литературного движения революционной эпохи (1917-1927). - М.-Л., 1928; Он же. На литературные темы. - К., 1968, и др.
3 Милютин В.П. Достижения культурного строительства
доваяиях этих лет впервые выделяются основные проблемы, которые получили развитие в дальнейшем. Тогда же появилась первая статья, специально посвященная декрету о печати, но она носила чисто информативный характер*.
В 1939 г. журналом "Искусство" публикуется серия статей по истории монументальной пропаганда, написанных непосредственно участниками этих работ*". Здесь, по-существу впервые, освещается история некоторых декретов.
Сдниы из первых, кто привлек декреты Советской власти о культуре к научный исследованиям, был Ю.Оснос, ряд статей которого посвящен осмыслению культурных преобразований, последовавиих за Октябрем^.
П.И.Лебедев приступил к исследованиям по истории искусства сразу же после окончания Великой Отечественной войны, в его книгах декреты привлекаются лишь как иллюстрации^. Архивные материалы по истории декретов в литературе того времени практически не используются.
В середине 50-х гг. вышел ряд работ, авторы которых в контексте оживления научной жизни стремились по-новому взглянуть на историю советской культуры^, но и здесь, как правило, декреты привлекаются чисто иллюстративно, как
СССР. - М., 1933; Семашко H.A. Культурное строительство в СССР. - М., 1934; Юдин П.Ф. Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции. - М., 1933.
1 Декрет о печати. // Записки Института Ленина, т. I. - М., 1927.
2 Бровман Г. Ленин и вопроси искусства. // Искусство, 1939, № I; Виноградов Н.Д. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве. // Там же: Шервуд Л. Воспоминания о монументальной пропаганде в Ленинграде. // Там кэ.
3 Оснос Ю. Из послеоктябрьской истории интеллигенции. // Историк-марксист, 1940, № В; Он же. Октяорьская револю-
и художественной культуры. // Искусство,
4 Лебедев П.И. Советское искусство в период иностранной интервенции и гражданской войны. - М.-Д., 1949.'
5 Городецкий ЕЛ1. Борьба народных масс за создание
, советской культуры (1917-1920). //Вопросы истории, 1954,
конкретные исторические факты в ряду других1. Опираясь на разнообразный фактический матерная, эти работы показывают формирование социалистической культуры, безоговорочно, как самой передовой в мире. Эта едея -отличает все публикации до 1985 г.
На этапе, предшествующем предпринятым ныне попыткам переосмысления исторического пути Советской страны, декреты впервые становятся предметом специального научного изучения, но первоначально рассматриваются исключительно как законы^. Затем появляется литература, где они используются более широко^.
Наиболее крупное исследование декретов как источников представляет монография В.В.Журавлева^. Различные вопроси, связанные с происховдением декретов, рассматриваются в статьях и книге М.П.Ирошникова .
В монографии И.С. Смирнова особое внимание уделено
$ 4; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. - М., 1954; Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. - М., 1955, и др.
1 Из истории строительства советской культуры. 19171918. - М., 1964; Культурная революция в СССР. 19171965. - М., 1967; Из истории партийно-государственного
Руководства культурным строительством в СССР. - М., 1983; еликая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927. - Ы., 1985, и др.
2 Бонч-Бруевич В.Д. Первые документы Октябрьской революции. // Огонек, 1928, № 45; Барандов Г. Декреты Советской власти 1917 г. // Пропагандист и агитатор РККА, 1936; Волин Б, Декреты Октября. // Борьба классов, 1939, * II, и др.
3 По Ленинскому плану (на укр. яз.) - К.: "Мисмц-тво", 1969; Разгон А.И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. - М., 1977.
4 йуравлев В.В. Декреты Советской власти 1917-1920 гг. как исторические источники. - М., 1979.
5 Ирошников Ы.П. Становление советского декрета. // ВИД, вып. 6, 1974: Он же. В.И.Ленин и дебеты Советской власти. - Л., 1969, и др.
"Декрету о печати"*. Вообще это наиболее изученный в законодательстве о культуре декрет.
Среди работ по истории музейной деятельности на раннем этапе существования советского государства выделяются две книги Е.В.Кончина^, где сочетается живое образное изложение с использованием архивных материалов и декретов, автор описывает и собственный поиск.
Широкая панорама деятельности органов Советской власти по охране культурных ценностей содержится в книгах Ю.Н.Яукова3.
Ряд статей посвящен другим декретам о культуре^.
Не уиаляя научного значения работ прошлых лег, следует отметить, что в большинстве своем они не свободны от одностороннего взгляда на процессы, происходившие в культуре. Политика большевиков представлялась как совокупность позитивных мероприятий, приводивших к образованию "самой передовой культуры в мире" - социалистической. Сегодня многие установившиеся оценки требуют объективного пересмотра, в историографии отсутствует комплексное исследование декретов о культуре. В большинстве работ не рассматриваются пути их формирования, отсутствует критический анализ, без внимания осталась важнейшая сторона проблемы - реализация декретов. Изучение культурной политики долгое время сдерживалось официальной апологетической оценкой политики КПСС и Советской власти, и теп еще, что многие документы связаны с именами, на упоминание которых было наложено безусловное "Чего".
1 Смирнов И.С. Ленин и советская культура. - и.,
1960.
2 Кончин Е.В. Эмиссары восемнадцатого года. - М., 1981; Он же. Былого ищу следы... - 11., 1984.
3 ¿¡ухов Ю.Н. Сохраненное революцией. - М. 1965; Он ае. Память отечества. - М., 19Ь5; Он же. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры (1917-1920). - П., 1909.
4 См., напр., СраЛыан А.Л. Декрет Совета Народных
б
Актуальность проблемы, ее связь с задачами объективной оценки исторического прошлого, недостаточная разработанность явились основанием для ее выбора в качестве темы исследования.
Целью диссертации является всесторонний источниковедческий анализ комплекса декретов о культуре и определение их возможностей для воссоздания объективной картины преобразований в данной области в период с октября 1917 до конца 1920 года. Для специального изучения избраны три направления, в которых деятельность органов Советской власти по упрочения своего политического и морального положения выразилась наиболее рельефно. Это печать, музейное дело и монументальная пропаганда.
В соответствии с этим решаются следующие задачи;
- Установить весь корпус декретов по культуре за 19171920 годы;'
- исследовать вопроси происхождения декретов, что включает выявление первоначального варианта, восстановления авторства, изучение прохоздения и принятия документа ВЦИК и СНК;
- на основе текстологического анализа определить направление формулирования окончательного варианта декрета;
- рассмотреть реализацию декретов, оценить их практические результаты;
- охарактеризовать деятельность государственных органов, призванных провести в жизнь положения декретов о хульту-ре;
- проанализировать значение дебетов Советской власти как исторических источников по истории культурных преобразований первых лет Советской власти.
Источниковая база. Основными источниками исследова-
Комиссаров о революционном трибунале печати. // ВИД, т. 4; Зенц E.H. Из истории подготовки декрета "О запрещении вывоза за границу предметов истории и старины. // Археографический ежегодник за 1973 г, ».» 1974 и др.
б
нил являются законодательные акты, опубликованные в сборнике "Декреты Советской власти", а так же архивные материалы, многие из которых привлекаются впервые, - документы и материалы к заседаниям ВЦИК и СНК, хранящиеся в Центральной Государственном архиве Октябрьской революции СССР - ЦГАОР СССР, ф, 130 - СНК, ф. 1236 - -ВЦИК. Кроме того, документы музейного отдела Наркомпроса и коллегии Наркомпроса из фондов Центрального Государственного архива РС2СР - ЦГА РС4СР, ф. 2306. Привлечены постановления,, протоколы, материалы к протоколам, деловая переписка и другое. Большое число документов вводится в научный оборот впервые.
Широко использовались материалы периодической печати тех лет, сашх различных направлений: газеты "Правда", "Известия ВЦИК", "Беднота", "Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства", "Еженедельник Наркомпроса, "Всегда Вперед!", "Мысль", "Московский вечерний час", "Московские вечерние новости", "Известия Всероссийского учительского союза", "Вечерние ведомости", "Родина", "Экономическая газета", "Газета-протест Союза русских писателей" и журналы "Искусство", "Печать и революция", "Творчество", "Учитель" и др.
Для более полного изучения теш много дали произведения, документы и воспоминания непосредственных участников - В.И.Ленина, А.В.Луначарского, М.Н.Покровского, И.С.Ольминского, Н.И.Бухарина, Н.К.Крупской, Л.Д.Троцкого, В.Д.Бонч-Бруевича, Н.Д.Виноградова, И.Э.Грабаря, П.П.Муратова, II.Н.Чернышевского, Л.В.Шервуда и других.
Активно задействована искусствоведческая литература разных лет, позволяющая определить взгляды на события, происходившие в нашей культуре, и оценки этих процессов. Использовались фотографии, музейные экспонаты, документы, документы архивов Политехнического музея и Музея-квартиры К.А.Тимирязева, Музея-усадьбы Л.Н.Толстого в Хамовниках.
Разнообразие документальной базы определило и способ источниковедческого анализа: комплексный подход к источ-
никам при одновременном учете особенностей и сопоставления содержащихся в них данных, широко применялся метод реконструирования истории документа.
Хронологические рамки исследования определяются октябрем 1917-1920 г., то есть включают период Октябрьской революции и гражданской войны. Политика военного коммунизма, проводившаяся в'эти годы, распространенная на все сферы общественной жизни, оказала свое влияние также и на процессы, происходившие в культуре. Выбор исторических рамок темы определен также и границами публикации "Декретов Советской власти".
Научная новизна. Работа представляет собой первое источниковедческое исследование комплекса декретов по истории культурных преобразований. Диссертация основана на архивных материалах, часть которых выявлена и впервые вводится в научный оборот. Предпринята попытка освещения ряда проблем на основе декретов как источников, ранее специально не изучавшихся. Это относится прежде всего к вопросам закрытия Советской властью оппозиционных изданий, музейной работе, монументальной пропаганде, а также проведению торжеств и юбилеев.
Впервые дана обобщающая характеристика комплекса законов в сфере культуры, принятых Советской властью, проведен источниковедческий анализ отдельных декретов. Важно, что в результате работы восстанавливаются многие забытые имена и факты, позволяющие объективно оценить культурную деятельность Советской власти в первые годы ее существования. Проанализированные материалы позволяют показать реальные механизмы руководства культурой, а так же изменения в сфере печати сразу же после победы революции в условиях военного Коммунизма.
Научная значимость работы заключается в разработке методики анализа декретов, позволяющей наиболее полно реализовать их информативные-свойства.
Практическое значение работы. Материалы диссертации
способствуют дальнейшему более широкому введению в научный оборот и эффективному использованию в исследовательской практике такого важного источника как декреты Советской власти. Предложенная методика может быть использована при исторических исследованиях других аспектов деятельности Советского государства в первые годы его существования. Исследование полезно в связи с актуальными задачами изучения отечественной истории, культуры, законодательства. Кроме того, работа полезна для авторов, изучающих проблемы, связанные с культурной деятельностью Советской власти. Материалы диссертации могут быть использованы в музейной практике, они могут быть полезны в изучении истории послереволюционной Москвы, а также при проведении экскурсий по городу. Содержание и выводы диссертации найдут практическое применение в научных исследованиях, спецсеминарах и спецкурсах по истории советской культуры, первого советского законодательства, источниковедению истории СССР.
Апробация работы. Результаты исследования нашли свое отражение в докладах: I. "Декреты Советской власти как исторические источники по истории советской печати" -на заседании отдела источниковедения истории советского общества Института истории СССР АН СССР, 2. "К истории московских музеев 1918-1920 гг." - на заседании отдела по изучению памятников Института истории СССР АН СССР, 3. "Декреты Советской власти как источники по истории национализации московских художественных собраний" - на конференции "Комплексные методы в исторических исследованиях" (февраль 1991 г.). Работа в целом обсуждена в секторе источниковедения истории советского общества Института истории СССР АН СССР. По теме диссертации опубликованы две статьи.
Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОМ
Введение содержит обоснование актуальности Темы, историографический обзор, определение целей и задач исследования, хронологических рамок. Декреты Советской власти характеризуются здесь как исторические источники, указаны различные способы систематизации декретов/ объединения их в сборники. Дана оценка и другим источникам, описан метод их применения,
В главе I "Декреты Советской власти - проводники ее политики в печати" дается общая характеристика основным направлениям политики Советской власти в печати. Обмечено , что эта политика претерпела серьезные изменения с момента взятия власти партией большевиков:от попыток сосуществования печатных органов различных направлений:; до жесткого контроля со стороны органов власти и прекращения выхода всей иной прессы, кроме большевистской. Основополагающим законодательным актом в этой сфере был "Декрет о печати", принятый, как предполагалось, первоначально временно, но он никогда не был отменен и превратился.в форму цензуры. В соответствии с этим актом и на его основе были приняты декреты, запретившие выход оппозиционных по отношению к большевикам изданий.
За период с 1917 по 1920 г. всего декретами ВЦШ и СНК было закрыто семь печатных изданий. В диссертаций проводится источниковедческое исследование этих Декретов. Декретом от 21 ноября (4 декабря) 1917 г. был закрыт "Сельский вестник", материальная база которого перешла к большевистской "Деревенской бедноте" (позднее "Беднота") , причем в момент издания дебета обе газеты издавались в одной типографии.
20 марта 1916 г. на первом же заседании СНК Ио&*« переезда Советского правительства в Москву принимается "Постановление о закрытии московских буржуазных газет". Из проведенного сравнения декрета с выявленным проектом видно, что доработка и редактирование проходили в напр&в-
ленин расширения полномочий документа.
По Постановлению ВЦИК о роспуске Всероссийского учительского союза (ВУС) от 23 декабря 1918 г. закрываются и его печатные органы. В главе подробно исследуется история закрытия меньшевистской газеты "Всегда Вперед!". Показывается процесс формирования окончательного текста декрета ВЦИК от 26 февраля 1919 г. с анализом первоначального проекта, участие В.И.Ленина в создании этого закона.
Изучение материалов закрытых Советским правительством печатных органов, исторической обстановки этого за-> крытия, подводит к мысли, что нарушений "Декрета о печати" со стороны закрытых изданий, в юридическом смысле, из бнло. Основной прнч!шой было их отрицательное отношение к политике большевиков, критика Советской власти.
Привлечение декретов как источников по истории создания материальной базы советской печати показывает, что острый бумажный кризис, нехватка типографий, оборудования и т.п. подталкивал новую власть к закрытию буржуазных изданий, что сопровождалось конфискацией и национализацией материальных средств этих изданий и издательств.
На основе архивных документов в работе восстановлена дальнейшая судьба известного декрета "О введении монополии на частные объявления" от 8(21) ноября 1917 года. Освещаются неоднократные попытки практически реали-зогать его положения. Выяснены причины того, почему декрет так и на стал реальным законом, главной из них был кризис, переживаемый страной.
В главе исследуется история принятия ВЦИК "Положения о Государственном издательстве" от 18 февраля 1919 г», а также закона о праве народного комиссара просвещения "контролировать деятельность Государственного издательства" от 15 октября 1919 года.
Вводя в научный оборот неизвестные до сих пор архивные материалы, автор раскрывает историю создания декретов, рассматривает результаты их реализации.
Проведенный анализ декретов как источников показывает, что печать первой из областей культуры испытала на себе воздействие со стороны новой власти. Посредством первых советских декретов печать стала монополией правящей партии, что привело к складыванию однообразия в этой сфере, и в конечном счете к сужению демократии.
В главе П "Источники по истории политики в музейном деле" проводится источниковедческий анализ первых советских законов, касающихся истории и судьбы девяти, музеев.
Высшими органами Советского государства декреты о музеях принимались по докладам Наркомпроса. Этому ведомству и принадлежала инициатива их издания, где формулировались и их первоначальные варианты. Ведущую роль в этом деле играло специальное подразделение Наркомпроса - Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, созданный 26 мая 1916 года. Отдел возглавляла Н.И.Седова (Троцкая), чье имя было незаслуженно забыто, несмотря на внесенный ею существенный вклад в дело сохранения культурного наследия в Советской Республике. Членами отдела были известные деятели культуры, ученые, специалисты-искусствоведы - И.Э.Грабарь, П.П.Муратов, Н.Г.Машковцев, Б.Р.Виппер, Н.М.Щекотов, Т.Г.Трапезников и др. Именно они проводили государственную политику Советской Республики в музейном строительстве. По существу они продолжали свою профессиональную деятельность, которой занимались и до революции, с той лишь разницей, что теперь она шла по линии государственной ' власти, представителями которой они стали, как сотрудники музейного отдела Наркомпроса.
Первый из декретов в области музейного дела^Иксалс* Политехнического музея, от к декабря 191» года. Декрет вакрепил переход Политехнического из ведения Наркомата торговли и промышленности 1факт, до сих пор не отмечавшийся в литературе) в ведение Наркомпроса. Вопрос этот неоднократно рассматривался на заседаниях СНК и его ко-
миссии (малый СНК), протокол, считавшийся утерянным обнаружен автором.
Другой декрет относится к созданию музея в Большом Кремлевском дворце московского Кремля. Последний после переезда Советского правительства в Москву, по распоряжению Я.М.Свердлова, стал заселяться, что создало угрозу его сохранности. За дворец, являющийся российским национальным достоянием, против его заселения, вступились заведующий движишм имуществом Кремля М.Александров (М.С. Ольминский), комиссия по охране памятников искусства и старины Московского Совета. Но решающее значение имело личное обращение H.H.Седовой к В.И.Ленину, председателю СНК. Автором диссертации обнаружены, подготовлены к печати и опубликованы письмо H.H.Седовой и доклад музейного отдела Наркомпроса*. .
■ При прямом участии В.И.Ленина 3 декабря 1918 г. принимается декрет СНК о создании музея в Большом Кремлевском дворце, который открывается для посещения 26 января 1919 года. Седовой и ее сотрудникам еще не раз приходилось отстаивать музей во дворце, но несмотря на их усилия, уже в 1926 г. дворец осматривается только по специальному разрешению, такое положение сохраняется и по сей день. Идее же создания Русского Национального музея в Большом Кремлевском дворце так и не суждено было осуществиться. Документы проекта создания такого музея введены в научный оборот автором настоящей работы.
По инициативе музейного отдела Наркомпроса высшие органы Советского государства принимают декреты, касающиеся судьбы музеев Л.Н.Толстого в Москве и в Ясной поляне. Впервые на СНК вопрос об усадьбе "Ясная поляна" поднимался 30 марта 1918 г., когда был принят соответствующий декрет. Но издание этого декрета не имело дей-
4Теплова Е.Ф. Неизвестный документ из истории му-осковского Кремля. // Вопросы истории естествознания и техники. 1990, № 4, с. 76-80.
ственньфспоследствий, что вынудило дочь писателя А.Л. Толстую, комиссара-хранителя Ясной поляны, обратиться в Наркомпрос с просьбой о национализации усадьбы, ибо другого выхода просто не было. Эта же забота о сохранении послужила основной причиной декрета о национализации и дома-музея Л.Н.Толстого в Хамовниках в Москве от 6 апреля 1920 г., который был принят уже после фактического перехода музея под начало Наркомлроса. Автором проекта декрета был В.Ф.Булгаков, секретарь Л.Н.Толстого, хранитель дома и усадьбы в Хамовниках. В главе проведено текстологическое сравнение подготовленного им проекта И принятого текста декрета СНК.
В Наркомпросе был подготовлен и декрет о национализации дома-музея Н.Г.Чернышевского в Саратове, принятый Малым СНК 17 сентября 1920 года. Инициатором его национализации, т.е. перехода музея в ведение Наркомлроса, по сути спасшей и этот музей, был сын великого революционера-демократа, создатель музея М.Н.Чернышевский. Не получая поддержки со стороны местных властей, М.Н.Чернышевский обратился за помощью напрямую к А.В.Луначарскому, Автором диссертации обнаружено и подготовлено к печати письмо М.Н.Чернышевского в адрес наркома просвещения от 2 мая
1920 года. Благодаря личному участию А.В.Луначарского, подготовившего проект декрета от 6 августа 1920 г., музей Н.Г.Чернышевского был национализирован. Тогда же' было подготовлено постановление об обеспечении семьи Чернышевских от 25 октября 1920 года.
Таким образом, инициаторами национализации музеев Л.Н.Толстого в Леной поляне и в Москве и Н.Г.Чернышевского в Саратове были сами их создатели, видевшие в Наркомпросе государственное учреждение, способное реально защитить и поддерживать музеи в финансовом отношении.
Используя декреты Советской власти как исторические источники, в последнем параграфе главы раскрывается реальная картина национализации Третьяковской галереи и ху-
дояествешшх собраний' крупнейших московских коллекционеров С.И.Щукина, И.А.Морозова, А.В.Морозова и И.С.Остроу-хова, проведенной в 1918 году.
Как известно, Третьяковская галерея была собственностью города Москвы, это был общедоступный независимый музей. Национализация, проведенная по инициативе Н.Э. Грабаря, хранителя галереи, назначенного ее директором, в этом случае означала переподчинение галереи музейному отделу Наркокпроса.
Национализация картинной галереи С.И.Щукина и переход ео з ведение Нарксипроса произошел в результате гонфискации ВЧК "за несвоевременную очистку помещения"^ обстановки и собрания живописи владельца.
Проведенное текстологическое сравнение трех декретов о национализации - Третьяковской галереи от 3 мял 1918 г., картинной галереи С.И.Щукина от 29 октября 1918 г. и художественных собраний И.А.Морозова, И.С.Остроухо са и А.В.МорозоЕа от 19 декабря 1918 г. - показывает, что зсе три декрета были написаны по одному образцу и имеют общего автора, которым бил И.Э.Грабарь. Автором диссертации обнаружены и проанализированы проекты этих декретов.
Принятий СНК 20 апреля 1920 г. декрет "Об обрзще-нии Троице-Сергиевой лавры в музей историко-художествен-шх ценностей" по сути закреплял уже свершившийся факт. Сотрудники музейного отдела Наркокпроса веди работу в бышеа монастыре еще задолго до начала рассмотрения проекта декрета в СНК. И хотя в тексте принятого документа нэ содержится слова "национализация", по существу она била проведена путей перехода Лавры в ведение Нарком-проса.
Декреты о музеях, рассмотренные в диссертации, бнди вызваны к жизни не в результате осуществления какого-либо заранее предопределенного плана, но в каздоы случае
I Известия ВЦИК, I октября 1918 г.
rs
конкретной ситуацией в связи с тем или иным музейным или художественным собранием. Как правило, эти законодательные акты закрепляли уже свершившиеся факты, и начинали реализовыватьсл сразу же после разработки и утверждения их проектов в музейной коллегии Наркомпроса.
Слияния и реорганизации ряда художественных собраний, имевшие место в последующие периоды, привели к утрате некоторыми из них их самобытности.
Исследование соответствующей группы декретов в главе Ш "Декреты как источники.по истории монументальной пропаганды" показывает, что монументальная пропаганда проводилась под прямым руководством ее инициатора - В.И.Ленина, председателя СНК, под его контролем, постоянно поддерживалась его энергией.
В главе описаны первые, наиболее активно проводившиеся мероприятия по реализации этого плана, в частности, установка памятников в Москве и Петрограде, прослежена их дальнейшая судьба.
Исследуется история двух декретов - "О памятниках Республики" от 12 апреля 1У18 г. и "Предписание Народному комиссару труда об условиях привлечения безработных к работам по установке памятников героям революции и снятию царских памятников" от 17 августа 19Ш года. Диссертантом устанавливается, что автором текста последнего декрета был архитектор Н.Д.Виноградов.
Автором диссертации обнаружены проект и вариант "Списка лиц, коим предположено поставить монументы", утвержденного СНК 30 июля 1918 года. В главе проводится сравнительный анализ этих трех документов (проект, второй вариант и декрет), отражающий отношение большевиков к революционному и культурному наследию.
Наряду с установкой монументов, большое значение придавалось проведению торжеств и иных пропагандистских актов по случаю открытия памятников как ьажной форме массовой пропаганды. Другой формой такой пропаганды би-
ло проведение политических кампаний, посвященных памяти деятелей революции, науки и культуры. Всего декретов, касающихся этих форм пропаганды, было принято пять. В главе дан их источниковедческий анализ. За исключением декрета об ознаменовании 50-летия со дня смерти А.И.Герцена, остальные касались увековечивания памяти современников.
Широко проведенный в январе 1920 г. герценовский юбилей был первым крупным мероприятием Советской власти такого плана. Тогда же и в связи с этим была проведена первая крупная кампания по переименованию московских улиц. Но если положения декретов о юбилее Герцена были выполнены практически в полном объема, то другие акты были реализованы менее полно, приобрели более декларативный характер. Это относится к декретам "Об организации похорон и об увековечивании памяти К.А.Тимирязева" от 26 апреля 1920 г., "Об ознаменовании 50-летия научной деятельности профессора Н.Е.йуковского" от 3 декабря 1920 г., "Постановление об ознаменовании памяти комбрига Н.А.Сцияа" от 12 августа 1918 года.
Декреты, раскрывающие историю монументальной пропаганды, представляют собой единый комплекс; они взаимосвязаны, однако, каждый по отдельности, самостоятелен и уникален. История и содержание этих декретов, как показано в последней главе диссертации, наиболее полно раскрывается именно в контексте, в соотношении с другими.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сделаны выводы и обобщения. Отмечается, что изучение декретов в их историческом контексте, во взаимосвязи с другими материалами дает возможность определить направления политики государства в сфере культуры, которые появились после Октября. Это такие, как попытка регламентировать культурную жизнь, развитие командно-адмгаистративного аппарата управления культурой, применение методов администрирования и формирование бюрократии
в этой сфере. Именно в первые послереволюционные годы сложились те основы, которые определили развитие многонациональной отечественной культуры и способствовали, в конечном итоге, складыванию современной кризисной ситуации в этой области.
Принятие и проведение в жизнь декретов о печати, музеях и монументальной пропаганде были подчинены главной задаче - укреплению политической и моральной базы Советской власти, подчеркиванию закономерности и почвенности Октябрьской революции. Выявление влияния первого советского законодательства на судьбу культуры способствует восприятию декретов как исторических документов, отразивших новое, что привнесла революция в политику, в практику, в жизнь.
По теме диссертации автором опубликованы статьи:
1. Архивные источники по истории декретов Советской власти о печати (1918-1919 тт.)// Советские архивы, 1990, # 4, с. 74-78. - 0,7 а.л.
2. Неизвестный документ из истории музеев Московского Кремля. // Вопросы истории естествознания и техники, 1990, » 4, с. 75-80. - 0,7 а.л.