автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Демократическое движение и формирование национального самосожнания в южном (Иранском) Азербайджане в I половине XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Демократическое движение и формирование национального самосожнания в южном (Иранском) Азербайджане в I половине XX века"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
На правах рукописи УДК: 93.99(55)
МУСТАФАЕВ ВИДАДИ КАМАЛ оглы
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЮЖНОМ (ИРАНСКОМ) АЗЕРБАЙДЖАНЕ В 1 ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Специальность 07.00.03— Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Баку — 1992
Работа выполнена в отделе Южного Азербайджана Института Востоковедения АН Азербайджанской Республики.
Научный руководитель:
доктор исторических наук Ш. А. Тагиева
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук С. М. Онуллахи
кандидат исторических наук С. 3. Байрамзаде
Ведущая организация: Кафедра истории Азии и Африки Бакинского Государственного Университета имени М. Э. Ра-сул-заде.
Защита состоится « 0{ » о ц/> _ 1992 г.
часов на заседании специализированного совета (К. 004.23.01) при Институте Востоковедения АН Азербайджанской Республики.
Адрес: 370143, Баку проспект М. Азизбекова, 31, Академгородок.
С диссертацией можно ознакомиться в научном архиве Института.
Автореферат разослан «¡И^» о^^ЛЬалУ 1992 г.
АСАДОВ Ф. М.
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАьОТИ
Актуальном ь_теш. Азербайдашцц Ирана наиболее компактно нь саляют провинции Западный, Восточный Азербайджда /Южный или Иранский/, Зеядяен п частично соседние с последней провинции. Являясь второй по численности нацией Ирана и подвергаясь национальному угнетении, азврбайдданскай народ в теченио нескольких десятилетий в той или иной форме ведет борьбу за свое социальное и национальное осЕобозделио.
Несмотря на некоторые незначительные завоевания в культурно-языковой сфера, иранская революция 1978-1979 гг. в делом не принесла азербайджанцем Ирана долгожданной национальной свобода. Еэдс те е тем.пршская револвция выявила ряд проблем национально-освободительного двиненпя азербайджанского народа, определенные тоядьн ции развития национальной аизни. В первую очередь они проявились в огромном росте интереса азербайдзанцев к своей духовной а культурной аизнп. Другая словами, наблюдалась тенденция уснорэаия про цесса национального семопозпания и обмена результатами этой деятельности, что стало важным п необходимым моментом в расширенян и развитии национального самоссзншия народа. Уровень развитая яшШи нального самосознания является вазнил показателен как стремления наши к достижения нициснального освобождения я национального самоопределения в многонациональном государстве, таз и степени формирования данного народа в нации. С этой точки зрения изучение вин росов формирования нации, национально-освободительного давления угнетаемой нации не может быть всесторонним и полноценным без самостоятельного специального изучения проблемы национального самосознания. Это обусловлено тем, что о одной стороны азербайджанский народ в той или иной форле продоляает националшо-освободительпу» борьбу, с другой стороны вопросы формирования азербайдждацев Ирана в нацию,за некоторыми исключениями, являются неисследованными, поэтому изучение истории форлировачия национального саыссозналан азербайджанской нации представляется актуальным.
Практическое значение. Настояаая диссертационная работа мозет быть использована при написании новой и новейшей истории йрша а Еаного Азербайджана, при создании фундаментальных трудов до истории наций, национальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока и, наконец, разработке теории нвдионышюгб самос оэншяя. Она мозет быть использована при чтении специальных курсор, по истории общественной мысли Ирги а и Азорбавдкгиа.
Сделанные в работе выводи и обобщения могут бить полезными при определении соотношения социального, политического и этнического, национального в деятельности различных общественно-политиче ких образований азербайджанцев, практически попользованы на совр* менном втапе национально-освободительного движения угнетаемых народов.
роботы заключается прежде всего в неисследо-ванпости проблемы зарождения и формирования национального самоооо нания азербайджанцев Ирана.
В диссертационной работе впервые специально рассматривается этнический состав социально!? структуры населения Азербайджана, провинциальной администрации, представленность язербаЕджнщэв в правяэдй системе страны, в составе иранской армии до начала иранской революции 1905-1311 гг.
Кроме того, в работе Епервые исследуются этническое самосоз-пшше азербайджанцев, понятие нации в азербайджанской общественно гасли, отношение наиболее видных представителей азербаАдааиской буржуазной интеллигенции к специфически национальным интересам своего народа.
Анализ различных сторон япзне азербаЗдааЯцев на отдельных вт пах исследуемого периода позволяет сделать швея, о тоа, что ссив ленво езербайдяапоязнчной культуры, проявление н&цкон&льша проблей и развитие процессов национального самопознания п самовыретеп происходят главнк.1 образов в условиях относителшоЗ демокригизаци ойвдствеяноЗ еизеп Ирша.
Цвль^и_з§аачи_Еаботн. Црлко настоящей диссертационной работа является изучение процессов аарогдоипя п форлзровапвя нщионоль-иого сакосозншкя и Ю&нса ¿зербоЁддоае» определение заваспностЕ процесса развития нецпонадхяого ссцосозншея'от урошя демократия ции обсзствонноВ еизни в Ираде. Ера автор поставил перед с об е усгасно ретпл сяодухгхо садачп:
- ирослсдлть этническое расселение, численность в этническое сшосозншпе азербайджанцев Ирана;
- проанализировать сербайдвал о-пэрсцдскне национальные отно шенвя;
- оирэдолить отничзскхЗ состав основных компонентов социалья политической структуры населения Азербайджана и представительство азербаПдашцЕЕ в цраыщой система враюкого общества;
- раомотрэть кадаонблшнй ксыент в политической, культурой
духовной деятельности азербайджанцев;
- установить причины отчужденности части азербайджанской буржуазной интеллигенции от национальных интересов азербайджанского 'народа; ,
- выявить изменения по взаимоотношениях между Азербайджаном и центром и процессы превращения азербайджанской нации в угнетаемую;
- охарактеризовать особенности политики национального угнетения, проводимой иранским государством в различных сферах общественной жизни, и отношение к ней различных слоев азербайджанской нации;
- показать зависимость процесса развития национального самосознания от уровня демократизации общественно жизни в Ирана.
Х£онологические_£амки диссертации (I половина XX века) обуслон ■ лены особенностями процесса зарождения и формирования национального самосознания азербайджанцев в условиях полиэтнического Ирана, находящегося на этапе перехода от феодализма к капитализму.
Источниковедческу.ю_баз^ диссертации составляот по преимуществ изданные в изучаемый период азербайджанцами газеты и книги. Сведения о численности населения Азербайджана, азербайджанцев Ирана, о родо-племенной структуре азербайджанского этноса, географии его расселения, об этническом составе иранской армии, о сферах функционирования азербайджанского языка почерпнуты нами из популярных, исторических, этнографических, военно-политических, экономических очерков и исследований русских и зарубежных авторов.
При определении места азербайджанцев в правящей системе иранского общества большую пользу принесли иранские путьевые заметки, хроники, ежегодники, биографические словари, раб огы по истории различных городов )3жного Азербайджана, отчеты, дневники членов русоыи миссий в Иране и т.д.
При изучении экономического положения Азербайджана в годы правления Реза шаха /1925-1941 гг./ много ценного фактического материала почерпнуто нами из советских периодических изданий 30-х Гчдон, а именно: "Новый Восток", "Революционный Восток", "Материоли по национально-колониальным проблемам" и др.
При выявлении изменений .в культурной жизни азербайджанского народа важную роль сыграли справочного характера рабитм иранских эпторов по прессе, образованию, ежегодники-календари, исследования
советских авторов по этим вопросам.
Изучение законов и постановлений иранского меджлиса /парламе та/, документов иранских политических партий дало возможность опр делить отношшяэ высшего закон ода талы ого органа и различных поли тических партий к национальному, в частности, азербайджанскому во росу. Нада просмотрены также доступные периодические издания, -пресса на русском, азербайджанском, персидском и турецком языках.
Нами также изучены и отражены в работе просветительские, худ явственные, публицистические, исторические труды азербаРдааяскпх авторов, исследования по этим вопросам.
В частности, весьма полезными явились исследования советски: авторов М.С.Иванова, Р.А.Сеидова, З.З.Абдудлаева, М.Т.Ибрагимова /Иахин/, Ш.А.ТэгиеЕой, Е.А.Дорошенко, Ы.М.Рабизвде и др. споссбсп вавшие выявлению характера национальных отношений в эконошческо1 сотшалшой, политической сферах г.изнп общества
' Определенную ценность представляют работы азербайджанских авторов Ирана - С.А.Кесрови, С.А.Азери, С.Кавьянпура, А.Дехган и др., в которых зафиксирована интересные факты об отношении'азербайджанцев к родному языку, проблемам Азербайджана, к ассимиляторской политике Иранского государства2.
РазргйОТ8ЛНость_тетш.' Специальные исследования по формировании национального саг/.осозншЕл азербайджанцев Ирана в советское п зарубежной историографии отсутствуют. Однако некоторые аспекты тег; в той или иной степени затрагивались в работах,, посвященных роз-гячикы аспектам ноёой е иовоАеоЕ псторпп Ирана и Азербайджана. Эти
Г И.С.Иванов. Иранская революция, 1905-1911. М., 1957; Сеидов Р.А Иранская буржуазия в конце XII - начало XX бок а. М., 1974; Абду лаев 3.3. Промышюнность и а ар отделив рабочего класса Ирана,Бак 1969; Ибвагимов /Шахг.н/ Т.А. Иран коммунист партияекнын яршмас Баку, 1963; ТегиеваШ.А., XIX аерпн сшу ва XX аернн авваларкпд Прыща юрпаг ыулкяМатя форыалары ва торпагдал истифаде гага ал ГО, Баку, 1964; Е.А.Дорозснко, Система просвещения в Иране. М., 1959; РаЗизадо М.М. Развитее капиталистического предприниматель ства в промышленности Ирана в 30-х годах XX века, Баку, 1970.
2 Ахмед Кесровв, Тарпх-е хдцадех салеЕв Азербайджан, П изд., 1333; Его ке, Земегн-Ео кон, П изд. Тегеран, 1960; Азеря С. Али, Гига-о Шейх Мохакмед Хиябыш д© Табриз, 17 изд. 1354, Сарван Кав кнлур, Торг-е омум2£о Азербайджан, Тегеран, 1346; Али Дехгпн, Сарза\:г!-с, Зордушт, Оуза-е табии, сияси. - зктесоди, фярхшги, вдагаемав, тарихяйе РозаГо, Тегеран, 1348.
работы иатло разбить на насколько групп. В одну группу сходят работы, d которых анализу положения в Азербайджан и роли азербайджанцев а общественной гпзпп Ирана удалено значительное внимание /Абдуллазв 3.3., Дорошенко Е.А., А г ахи A.M., Иванов М.С., Рабиза-до М.М., Сеидов P.A., Тагиева И.А., Шамси М.И., Щеглова О.П., Ыеликов О.С., Ибрагимов М.Т. /Шохин/ и др.1
Другая группа включает работы советских и иранских /азербайджанских/ авторов, посвяташые Азербайджану /Вишнеградова А., Ильинский Г., Тагиева H.A., Гасанов H.A., Садиг Э., Хаидвн As., Ма-гледли Г., Габибов A.M., КесравиО.А., Азери O.A., Омид Г., Озе-ри М.Х., Сарван Кавйанпур, Ния С.С. и др./.2
В этих работах наиболее широко освещены оэбытия I905-I9II г., I9I7-I92Q гг., в Азербайджане, а также развитие художественной, литературы, прессы, просвещения, музыки и т.д.
Вместе с тем в юкоторых работах вопросы национального самосознания азербайджанцев, в той или иной степени затрагиваются непосредственно. Поэтому на них необходимо останавливаться более подробно.
Первым исследованием, посвященным отражению идеологии национально-освободительного движения в литературе била докторская диссертация Дж.Хандана3, изданная в I960 и 1987 гг. в двух книгах4.
Автор справедливо считает, что стремление отдельных представителей азербайджанской интеллигенции к составлению учебников для начальных классов на родном языке в конце XIX в., создшив азербай-
1 Агахи A.M. Распространение дцей марксизма-ленинизма в Иране /до второй мировой войны/. Баку, Элм, 19SI; Шамси М.И. Развитие просвещения в Иршо /1851-1917 гг./. Автореф.докт.дисо. Баку, £961, 45 е.; Меликов 0., Установление диктатуры Рьэа-таха з Иране. Ы.,
1961; Щеглов О.П. Иранская литографированная книга /из истории книжного дела в Иране в XIX - первом десятилетии XX в./. • М., Наука, 1979.
2 Втшеградова А., Революционное движение в Персидском АзербаЯдкане, Новый Восток, 1922, Jé 2; ИльинскяС Г., Шей Мохаммед Хиябани.-Революционный Восток, 1934, № 6; Тагиева Ш.А., Национально-осьобо-дителшое движение в Иранском Азербайджане в I9I7-Í920 гг.. Баку, 1956; Гасанов H.A., Революционное движение в Табризе а 1905-
I9II гг. Автореф.докт.дисс., Баку, 1975- Садыг А., ТаОриз таат-рцнын тарихинден, Избранные сочинения. Баку, Г/71; Мсмодли Г. Хля-Эшл, Баку, 1949; Га5ибов А. Дженуби Азербайджан да азарта г х прикати /1914-1918-даи илляр/. Бакы, I960.
3 Хендан'Дх., Националььо-освободнтышше идеи в литературе Ежяо-го Азербайджана /1906-1946 гг./. Автору.дс.кгорск.дисс.,£ачу, 1949.
4 Хандан Дж,- Аце.бииатишзин дукьни ьа бу тагу, Bskw, 19Ь0; Его кн. Угур Золу. Баку, It-67.
джанского театра в Табризе в 1908 г., появление газет на азербайджанско-персидском языках являлось проявлением национального самосознания, в пробуждении которого значительную роль в дальнейшем -сыграли газеты "Таджаддод" /1917-1920 гг., на персидском языке/ и "Азербайджан" /1941-1942 гг., на персидско-азербайджанском языках/. Однако говорить о пробуждении национального самосознания как в связи с событиями 1920 г., так и начала 40-х годов, по нашему мнении, не правом ер; о, гак как к началу 40-х г. оно по основным параметрам уже было сформировано.
Национальное самосознаше азербайджанцев затрагивается и в работах М.(¡.Иванова*. Автор считает, национальное самосознание азер барджшцов зародилйсь и стало развиваться с конца XIX в., а в годы иранской революции 1305-1911 гг. оно получило дальнейшее развитие,
0 чей, по мнению автора, свидетельствует лозунг о требованием об автономии Азербайджана. Демократическое движение и установление национального правительства в 1945-46 гг. в Азербайджане автор рассматривает как свидетельство "значительного роста" национального самосознания азербайджанцев, которые толко к середине 60-х годов XX века обладали развитым самосознанием. В плане сказанного необходимо отметить, что суждения автора о состоянии национального самосознания носят фрагментарный и схематический характер.
Автор работы, вгарвые специально посвященной национальному вопросу в Иране, С.М.Алиев^ считает, что националшое самосознание азербайджанцев зародилось в начале XX вв. о чем свидетельствовало появление новометодннх школ, газет на азербайджанском языке.
Специально анализировавший процэсс национального формирования азербайджанцев Ирана Р.А.Севдов^делает попытку проанализировать сложности развития национатьного самосознания, придя к выводу о том что общность исторической судьбы, рзлигии, а т'акяе совершенство литературного персидского языка тормозили развитие национального самосознания вплоть до 20 гг. XX в.
1 Иванов М.С. Иранская революция 1905-1911 годов, М., 1957; Его же. Иран в книге - Национальные процессы в странах Ближнего м Среднего Востока. М., 1?70, сс.86-124.
2 Алиев С.М. К национальному вопросу в современном Иране. - КСИВ АН СССР. Мг, 1964, № 77, сс.45^60;
3 Сеидов Р.А. О национальном формировании азербайджанцев в Иране. В кн.: Вопросы нациовально-оовсбодитального движения на Ближнем и Среднем ¿остоке. Баку, 1985, 184 е., со.26-83.
Автор верно полагает, что относительное развитие всех офер жизни в Иране в 20-30-х годах способствовало форлированию национального самосознания, что политика национального гнета, проводимая в те годы, вызывала обратную реакцию среди азербайджанцев.
Вместе с тем Р.А.Сеидов подходил к рассматриванию национального самосознания односторонне и фрагментарно, так как он, в отличив от других авторов, не усматривал в элементах новой азербайджанской культуры проявления национального самосознания, не анализировал социалыю-экономические причины отсутствия национальной идеологии.
Начальный период зарождения национального самосознания азербайджанцев затрагивается и в очерке истории Южного Азербайджана . В данной работе отмечается, что националшов самосознание зародилось в ВО-ЭО-е годы XIX в., однако его развитие задерживалось наличием устойчивых традиций употребления персидского языка в письменной сфере в Азербайджане и выходом на передний план политического сознания. Следует отметить, что это были лишь некоторые факторы задерживавшие развитие национального самосознания.
В.В.Трубецкой^ справедливо отмечает, что ассмиляторская политика правящих кругов Ирша в 20-30-е' годы в качестве ответной реакции привела к обострению национального самосознания национальных меньшинств, вследствие чего в период демократического движения 1941-1946 гг. националшов самосознание азербайджанцев достигло высокого урошя.
Вопроса формирования националыюго самосознания не затрагиваются иранскими /азербайджанскими/ авторами, хотя национальному, азербайджанскому вопросу в Ирша посвяцены отдельные работы. Так, представитель левой оппозиции шахскому режиму А.Набдел3 утверждал, что вплоть до 40-х годов в Азербайджана не наблюдалось проявления национального самосознания. В других работах'* в основной проводится
1 Дженуби Азербайджан тарихинин очерки /1828-1917/. Баки, 1985.
2 Трубецкой В.В. К вопросу о влиянии буржуазных рефорл 60-х - первой псдошны 70-х годов на национальные процессы в Иране. - В кн.: Национальные проблемы современного Востока. М., 1077, 231 е., сс.01-114.
3 Набдел А., Азербайджан ва каселе-йе малли, б.м.б.г. 4С с.
4 Кесреви А., Азери Ра зобаи-е бготан-е АзербзГдаан, Тагерш ,1926; Катеби Г.Х., Азербайддан-вэ Еахдат-с нелли-йс Ир?н, Т«3ркз,1942, Насех Натег, Заб&ч-в Азербайджан ва Еахдат-а ь.алли, Тегеран,
мысль о том, что выдвижение азербайджанского вопроса и требование равноправия для азербайджанского языка, противоречат "национальному' единству Ирана.
Зарубежная англоязычная иранистика уделяет незначительное внимание к национальному вопи о су в Иране. В редких работах* по этому вопросу делается попытка выступить в защиту официальной идеология иранских режимов, связашой с "иранской нацией", "национальным единством".
Такш образам в иршистгже /глапши образом, советской/ делались попытки рассмотреть некоторые аспекты национального самосознания азербайджанцев. Авторы стремились определить состояние национального самосознания, глашым обргасы, по его внешнему проявлению. Подобный подход был хотя и необходгакл, но недостаточным, ибо, на наш взгляд, национальное самосознание как духовное образование обладает также собственным бытие« в качестве системы определенных взглядов, представлений, идей, отражающие национальное битие народа, его национальные интересы. Именно эта сторона национального самосознания, т.е. анализ содержания национального самосознания, объективированного в различных средствах социальной памяти, не затрагивается в рассматриваемых работах. В этих работах не рассматривался такке социальные, зконокпческкз, политические причины состояния нац! опального самосознашя аз ерб афганце в.
Несмотря на фрагментарность, схематичность исследований по национальному самосознанию азербайдоащев Ирана по возможности •были учтены некоторое положения, вццшяутк-е в работах советских авторов.
Апробация исследования. Результаты исследования представлены в ■ опубликованных материалах. Автор такге выступал с сообценияш до данной тематике на асшзрштских конференциях в ИВ АН Азерб.ССР, во Всесоюзных школах молодых востоковедов и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введэнш., .трех глав, ашиючеяия, библиографии и пргдоаешШ. .
II. ОСНОВНОЕ СОДЕШАНИЕ РАБОТЫ
Во-1Ш£3«ш!£ обоснована актуальность исследуемой темы, приводится краткая характеристика степени разработанности исследуемой проблемы, ..сформулированы .цель и задачи исследования, определена Список' использованной литературы
его научная новизна и практическая значимость.
В главе I - "Азербайджанцы в социально-политической структуре иранского общества в конце XIX - начале XX вв." - определяются численность, этническое расселение азербайджанцев, анализируются социальная структура населения провинции, место представителей различных общностей в ней, степень представленности аоербайдаш-цев в социально-политической структуре иранского общества, социально-политические аспекты национальных отношений.
В первом разделе главы I подробно рассмотрены этнонимы азербайджанцев, их численность в АзербаЦджаче и во всем Иране, география их расселения.
В исследуемый период азербайджанцы, как и ныне нас ел гаги Южный Азербайджан /современные провинции Западный и Восточный Азербайджан, Зендаан/, часть территории нкнеаних провинций Хомадан, Центральный Иран, Гаррусский, Биддарский округа, отдельные районы в Гилянской, Мазандаранской, Хорасанской, Кермачской провинций, провинции Фарс. Азербайджанцы проживали во многих городах Ирана, таких как Тегеран, Казвин, Решг, Керманшах, Хамадан; Шираз, Мешхед и т.д.
Хотя в Иране переписи, за исключением единственной попытки в 1860 г., не проводились в дореволюционной русской и зарубежной страноведческой и этнографической литературе по Ирану авторы придерживались мнения о том, что свыше 20% населения страны составляли азербайджанцы, примерно столько же проживало в Азербайджане, где свыше 80$ составляли азербайджанцы.
Своеобразие в расселении азербайджанцев, уровне развития отдельных азербайджанских субэтносов обусловило отсутствие единого этнонима у них. Если ошошое население Азербайджана имело самоназвание тюрк, то все осталшв азербайджанца, в той или иной етепоаи сохранившие родо-племенные организации, и расселенные зз пределами Азербайджана, обладали собственными этнонимами, хотя оссзновали себя тюрками пс языку и происхождению.
Во етотом_]]аздале главы I рассматривается социально-политическая структура общества с точки зрения степени щ>едставленности в них представителей различных этнических общностей Ирана. Аналиа имеющейся по этсму вопросу инфорлащи позволяет сделать вывод о том, что в Азербайджане как феодальные, так и новые буржуазные компоненты социальной структуры населения в цвлом соответствовали соотношению этнических образований в составе населения. Другими
словами, в провинции ни в одном компоненте социальной структуры инонациональный по отношению к азербайджанцам компонент не занимал дсминируюпего положения. Более того, зарождающаяся азербайджанская торговая буржуазия составляла значительный слой в составе буржуазии северных районов страны. В то же время и азербайджанский проле тариат составлял значительный слой как в составе пролетариата северных районов /Каспийский рыбный промысел/ Ирана, так и Закавказья /в первую очередь Баку/. Азербайджанцы составляли также значительную часть относительно самостоятельного, слоя общества - чиновничества Ирана. Анализ состава провинциальной администрации и правителей основных административных единиц Азербайджана, состава иранских правительственных кабинетов /хотя данный термин до 1906 г. является условным/ и правителей основных административных единиц страны свидетельствует о том, что азербайджанцы играли более значительную роль в управлении всей страной, чем Азербайджаном, Так, в период до 1906 г. пост генерал-губернатора провинции занимала представители каджарской правящей династии, его заместителя /пишкар/, в основном персы, главного представителя ЩД /каргузар/ -азербайджанцы и персы, начальника финансового управления /мосто-уфи/ - персы, начальника телеграфа - азербайджшцы, пэрсы, начальника азербайджанского войска - преимущественно азербайджшда. В целом в период до 1906' г. нами установлены имена и фамилии 67 чело рек, входящих в те или инке годы в состав провинциальной администрации. Из них 28 человек были азербайджанцы /в.том числа каджарн/, 24 - персы, 3 - курды, национальность 12 человек не установлена.
В числе 73 губернаторов ЛрдеОильской, Урмийской провинций, округов Зенджан к Хой 50 человек являлись азербайджанцами /в том числе каджары/, 2 - курды, 2 - перс», национальность 19 человек не установлена.
Как уже говорилось, азербайджанцы занимали также различные министерские посты. Так,' с 1840 по 1906 гг. посты визиров-министров занимали 20 азербайджанцев. Характерно, что МВД, Министерство юстиции довольно длителыюе время, а Министерство печати со дня основания /1881 г./ возглавлялись азербайджанцами. За тот же период должность генерал-туйернатора и губернатора почти всех административных единиц в те или иные годы занимали 30 азербайджанцев. Если учитывать, что эти должности в первую очередь зшимали представители каджарской династии, то эта цифра выглядит значительной, так улк не включает федставитаяэй каджарского племени.
В тЕ§тьем_раздолв главы I рассматриваются азербайджанско-дер-сидскиа национальные отношения, огрокное влияние на которые оказывало от обстоятельство, что политическая Еласть находилась в руках азербайдаано-кадкарской династии, а азербайджанцы играли значительную роль в управлении всей страной и, наконец то, что иранская армия состояла в основном из азербайджанцев. Поэтому интересы азер-байджаюких и персидских господствующих слоев сталкивались в административно-политической области как в рамках Азербайджана, так и Ирана.
Зарождение и рост национального и исторического самосознания персов подготовливали почву для рассмотрения кадкарской династии как инородной. Причисляя кадкаров к азербайджанцам-тюркам, национальное самосознание персов отвергало не только управление кадда-ров, но и Ерэх тюрков их страной. Однако, эти идеи не мешали азербайджанской интеллигенции выступать с позиции общеиранских интересов, в защиту прогрессивных преобразований в обществе, тем самим в определенной степени она поддерживала па!иранистские идеи и не поднимала вопрос о решении азербайджанских национальных проблем.
В главе. Д - "Особенности развития национального самосознания азербайджанцев Ирдаа в первой четверти XX века" - рассматриваются условия и формы проявления национального самосознания азербайджанцев, соотношение иранизма и тюркизма в общественной мысли азербайджанцев, национальное в форме и содержании новых элементов духовной культуры азерба!!джачского народа.
В первом_разделе главы П раскрываются начальные духовные процессы формирования азербайджанцев в нацию, восприятия передовыми представителями азербайджанского народа понятия нации.
Хотя первые технические средства в области духовной культурл /кнкгопечатаищее устройство/ в Азербайджане появились в начале XIА ь., первая государственная газета в Табризе появилась в начале II полок.1-ны XIX в., новые элементы азербайджанской культуры стали более интенсивно развиваться в последней четверти XIX в. Именно в тот период появляется государственное среднее специальное училище, выходят прогрессивные газеты в эмиграции, основываются частные светские аки~ .лы, государственные и частные, газеты, создаются учебники, учреждается "общество", ведающее вопросами народного образования, расширяется тематика и жанры художественной литер эту ри» появляется просветительская л;ггература. Если в самой провинции усилия били пап-
равлены на закрепление и развитие новых элементов культуры, то за рубежом азербайджанские деятели стрелялись к облачению основных пороков ирдаского общества и обоснованию необходимости борьбы за прогрессивные преобразования в стране. Развитие азербайджаюкой духотой культуры происходило в основном на персидском и отчасти на азербайджанском /поэзия, устное творчество/ языках. Новым элемент® в развитии азербайджанской культуры явилось создание учебников на родном языке, ведение преподавание в начальных классов на азербайджанском языке. •
Таким образом, изменения в социальной структуре, появление и развитие новых элементов культуры свидетельствовали об усилении прс цесса формирования азербайджанцев в нацию. Однако в азербайдаанско! мысли идея об азербайджанской нации не получила своего развития, хотя термин "мелляг" /нация/ уже употребляяся в некоторых сочинен и; Этим термином обозначались все основные виды социальной общности и, в первую очередь, население отдельно взятого государства.
Бо втором разделе главы П рассматривается влияние процесса демократизации общественно-политической жизни Ирана в года иранской революции 1905-1911 гг. на развитие национального самосознания аз ер байджанцев. .
Начало революционных событий в Азербайджане с осени 1906 г. характеризовалось резким усилением политизации средних слоев и трудящихся, активизацией политических обществ или организаций. После отъезда генерал-губернатора Азербайджана, наследного принца в конце 1906 г. в Тегеран вся власть перешла в руки провинциального, демократическим цугем избранного Энджумена, задуманного первоначалшо ка органа, призванного контролировать ход выборов в иранской меджлис /парламент/ в Азербайджане. Эндаумзн скоро взял на себя руководство всеми сторонами общественно-политической жезни в начале в.Тебризе, а потом во Есей провинции. Как в Табризе, так и других городах Азер байджана появились местные эндяуменн, подчиняющиеся провинциальному Благодаря политической актирости широких слоев населения, руководи ыых т направляемых социал-демократической организацией "Тайный цент; в Табризе и "Эцктемашон ашююн" на Кавказе энджумен превратился . в демократический орган власти. Он взял на себя руководство деятель ностьс всех прогрессивных сил провинции, прогрессивных слоев азербайджанцев за пределами Азербайджана. Энджумен активно включался в работу до справедливому регулированию социал-политических отношений экономически кизни провинции, охране общественного порядка, развит)
здравоохранения, культуры.
Все это создавало благоприятные условия для развития прогрессивных элементов азербайджанской культуры, азербайджанского языка. Расширялась сеть новометодных школ, увеличивалось издание книг и учебников, появлялись новые печатные оргшы и периодические издания. Следует подчеркнуть, что главной особенностью развития духовной жизни азербайджанцев являлось расширение сфер функционирования азербайджанского языка. Как и прежде, преподавшие в первом классе и некоторых начальных школах переходного типа велось на азербайджанском языке, наконец, впервые появились азербайджанский театр,газеты на азербайджанском и азербайджанско-персидском языках. Надо отметить, что в этот период азербайджанский язык начали преподавать в иранских школах в Закавказье, газеты на азербайджано-персидском языке появились и за рубежом в ТиЕшисв и Лондоне. Все это свидетельствовало об усилении интереса среди определенной частя прогрессивных слоев азербайджанцев к азербайджаноязычной культуре. Однако, несмотря на подъем патриотических чувств, демократизацию обиеетвенно-культурной жизни в провинции, в азербайджанской общественной мысли не закрепилась националшап идеология, размышления о родном языке и т.д.
Анализ азербайджано-персидских отношений позволяет выявить при- , чины отсутствия национальной идеологии в азербайджанской мысли.Проб-лема заключалась в первую очередь в еще большем .усилении влияния азербайджанцев /представителей как прогрессивных,так и реакционных слоев/ на революционные события в стране.После установления власти Энджумена в Азербайджане началось противостояние прогрессивной "провинции и реакционного центра, где реакцию олицетворяли азербайджано-каддарская династия, и ее окружение, в числе которой видную роль играта также азер-байджанщ.
В третьем_Еаздале главы П рассматриваются процессы связанные с усилением этнического самосознания, с одной стороны, и панираниз-.. ма, с другой, с вытекающей из этого двойственности национально-эт-. нического самосознания азербайджанского народа.
После подавления объединенными силами российской, английской ■ и иржекой /в том числа азербайджанской/ реакции иранской революций в конце 1911 г. в Азербайджане установился черносотенный режим яркх реакционеров-феодалов Шоджа-од-Доуле Самед хана и Сардара Рсайда. Однако, господству реакционных сил был нанесен смертельный удар сразу жя после февральской и особэняо Октябрьской революции в России,
которая лишила эти силы своей основной опоры - царизма. Иранское,! том число азербайджанское общество, вступило вновь на сложный, Ht) более или менее демократический путь развития.
В Азербайджане легализовалась и усилилась деятельность азербайджанской организации Иранской демократической партии, которая вскоре объявила себя самостоятельной. В Тебризе и других городах были оргашзованы и другие политические орга]изации или местные отделения политических обществ и партий, функционировавших sa jj/6t-.-дом.
Однако, эти процессы были временно прерваны вмешательством турецких оккупационных войск, захвативших в начале 1918 г. западный Азербайджан, включая и Тебриэ. Пребывание турков в Азербайджана стремившихся опиреться на местные влиятельные силы и создать пан-тюркистские организации, показало, '-.то среди различных слоев азербайджанского общества развито этническое самосознание. Это выражалось в стремлении более дифференцированного подхода к понятиям иранская и тюркская нации, осознании общности происхождения с другими тюркскши народами. Азербайджанцы с большим интересом читали гаэету "Азербайджан", издаваемую'на азербайджанском языке под наблюдением представителей турецкого командования в Той ризе, проявляли .огрошый интерес к изучению различных дисциплин во всех классах на азербайджанско-турецком языке в иколе, организованной турками в г.Урмия в ISI8 г. Однако тот факт, что организатором национально-культурных учреждений выступали турки, преследуйте свои пантвркист-ские цели, не способствовал развитию этих культурных учреждений, которые прекратили свое существовании после ухода турецких войск иа Азербайджана в конце 1916 г.
Обратной стороной этого стремления к развитию азербайджано-язычной культур явилось усиление среда части буржуазной интеллигенции идей паниршизма и приварюнности к персидскому языку. В деятельности .ке демократических сил осношое место занимало осуществление демократических прав, заЬжсироьашшх в Конституции страны как в Азербайджане, так и во всем Иране.
Сильные позиции демократических сил в Азербайджане, их стремление ПОБЛИЯГЬ на политику pGiiKUl'C-iHtlX СИЛ це.ЧГра обострили взаимоотношения ыежду h/.ïu, что нашло clu-j зи^риснио в восстании в г.Тао-ризе под руководства.' лидера АзорйайллапCitой дскси:рдтическоп партаг. '-.Ы.Хкябпаи ь апреле ICC0 г.
Взяв власть в свои руки в провинции демократ приступили к прогрессивным демократическим преобразованиям в стране, наметили широкую программу углубления этих преобразований. Их стратегической целью являлась образование в Иране демократической республики, в которой Азербайджан должен бил обладать демократическими ергша-ми самоуправления, которое в общей форме было определено в Конституции играны в '$орме провинциального энджуменя. Вместе с тем демократы до и поело победы восстания и в перпод существования национального правления не выдвигали сугубо национальных требований, не поднимали вопрос о родном языке, национальной культуре.
В итоге,интенсивная идеологическая борьба азербайгашнеких демократов не отражала сугубо национальных интересов азербайджанского народа. Демократы придерживались обцеирачских, общегосудфствешшх принципов, боролись за социальные, экономические, политические, культурные интересы не затрагивая проблем духовной культуры народа. Вместе с тем, это был шаг вперед в развитии азербайджанской налип. Если в годы иранской революции азербайдкенш вели политическую и идеологическую борьбу за установление в обществе новых, прогрессивных общественных отношений, то демократы, хотя и придерживались обгаеиршеких, общегосударственных, а не зтно-националшых принципов, они в первую очередь выступали в качестве защитников основгпл социально-экономических интересов населения /состоящего главным образом из азербайджанцев/ Азербайджана, а общеиранские цели состав-ляля перспективу их деятельности. Тебризское восстание демократов было последней попыткой восстановления ведущей роли Азербайджана в общественно-политической жизни Ирана. После поражения восстания в сентябре 1920 г. и особенно по<ле военного переворота в феврале 1921 г. и начатой после него централизации Ирана в 1921-1925 гг. Азербайджан превратился в рядовую провинцию страны, полностью контролируемой центром. В этом процесса активную роль играли также азербайджанская торговая буржуазия, многие видные военные деятели и наиболее видике представители азербайджаюкой буржуазной интеллигенции /С.А.Г.есрени, М.А^шар, М.Ганизаде, С.Г.Тагизаде, Г.Кязим-за-до и др./. Благодаря усилиям последних была обосяована необходимость ассимиляция азербайджанцев персами, разработаны конкретные формы осуществления этой идеи. Таким образом, приверженность некоторых представителе;) чзарбаЦджанскоИ буржуазной интеллигенция обяеираяским, сбшегосудярственннм ценностям приобрела своя крайнввз форму в видя
паниранизма и антиазербайджанизма.
£ 2£§1ьеп_глава - "Превращение азербайджанцев в угнетаемую нацию и формирование национального самосознания кжноазербайдошцеи /1925-1941/" анализируются процессы превращения азербайджанского народа в угнетаемую нацию, показана роль в этом процессе персоязыч-ных чиновников, борьба трудящихся за решение национального вопроса в Иране и выработки национальной идеологии.
В первом^азделе главы Ш рассматривается усиление роли инока-.ционального чиновничества в проведении ассимиляторской политики центра в Азербайджане.
После ликвидации, господства азербайджано-кадкарской династии и провозглашения представителя персидской нации Реза хана новым шахом Ирана в- конце 1925 г. в этническом составе социальной структуры азербайджанского наседзния, за исключением чиновничества в.широком смысле слова, существенных изменений не произошло. Более того,' вплоть до первой трети 30-х годов Азербайджан оставался экономически богатой и развитой провинцией Ирана. Однако, начиная с этого периода, в связи- с усилением роли государства в экономическом и промышленном развитии страны и вследствие проявления центром особого внимания неверным и центральным районам страны, Азербайджан посте-. • пенно превращается в отсталую провинцию. Появление новых фабрично-заводских объектов вне Азербайджана порождает эмиграцию из провинции рабочих и специалистов, перемещение капитала в эти районы. Важным средством ассимиляции азербайджанцев являлась, с одной стороны миграция азербайджанских рабочих, специалистов, капиталистов, направление азербайджанских чиновников, представителей интеллигенции за пределы провинции, и с другой - направление в Азербайджан чиновников, работников просвещения из других районов страны. Отсутствие точных данных осложняет количественную оценку этнического состава чиновничества в Азербайджане. Тем не менее по обще при нятому в азербайджанской общественно-политической .литературе мнению иноязычные элементы в состава чиновничества Азербайджана составляли боль -ыпнстбо. Персидские чиновники призваны били исполнять но только свои профессиональные обязанности, но и выступать главными прогоадскаш ассимиляторской 'полкт;\ки государства. Цезази-сг.'.'О от с.;ерц своей деятель.1:ост;:, персидские чиновники прилагала уанс^чум усилия для ьытаскония азерса/дканскогс языка '¡з всех й'ер со пан ея. Вытасьекиз азерса;-д.-:и':с::ого языка из письменной и куль-©¡ер осу5бстьл.:.10сь простом гткроваивом з£шрс:;:телы1ых
мор. Таким цутем были запрещены издание книг, постановка пьес на азербайджанском языке, изъяты из общественных, государственных л многих частных библиотек и уничтожены книги на азербайджачско-.' языке и т.д.
В устной сфере же запрещалось общение в различных сТсрах общественной и культурной жизни на азербайджанском языке. Эта форма национального гнета особенно рельефно проявлялась в области просвещения, где ученикам и преподавателям-азербайджанцам запрещалось общение даже вне классов в течение шксшлого времен!!. Административно-судебные чиношики не принимали жалоб и обращений азербайджанцев, если они выражались на азербайджанском языке. Проводились различные мероприятия по развитию навыков речи на персидском языке, культурно-г/ассоте, идеологические акции, направленные на укрепление паниранизма в сознании азербайджанцев, распространение идей об арийском происхождении азербайджанцев, навязанносги тюркского языка азербайиданцам. И, наконец, для ослабления национальной консолида -цпи азербайджанцев Азербайджан в 1933 г. был разделен на две самостоятельные провинции. Все это, естественно, вызывало недовольство среди различных слоев азербайджанского нерода.
Во втором_р^£еле главы Ш - рассматриваются различные форш проявления борьбы против ассимиляции со стороны широких слоев азербайджанского народа. :
Ассимиляторская политика иранского государства затрагивала национальные интересы азербайджанской нации в целом. В то же врегя она вызывала неодинаковую ответную ревкпдю среди различных слоев общества. Поскольку ассимиляторская политика центра не затрагивала социально-экономические, политические интересы господствующих слоев, последние не выражалтс явного недовольства такой политикой. Немногочисленная крупная л средняя азербайджанская буржуазия била недовольна слишком сплшой централизацией власти, мешавшей ой проявлять болытую инициативу п прадпрягачивостъ. Так как непосредственными эксплуататорами азербайджанских трудящихся были свои же азербайджанские господствующие слои, то социальный протест трудящихся был направлен непосредственно против них. С учетом того что между этими классами стояло чиновничество, протест опосрсдова-лся им я выступал б форле протеста против чнношичества, а чорез него - центральной пласта. Этот протест носил тапке нйцчонелншй оттенок, поскольку большинство чиновничества представляло собой персидскую нацию и проводило ассимиляторскою политику, Социальные, политические и др. фор-
мы отношений приобретали в среде чиновничества наиболее ярко выраженный характер го причине в осношом, с одной стороны, шогонацио-кального состава, с другой, преимущественно подчиненного и явно выраженного угнетенного тлояения азербайджанского чиновничества в провинции. Такое положение чиновничества заставляло его передовых представителей идентишфировать собственное положение с положением азербайджанского народа, выступать в защиту национальных интересов азербайджанцев. Поэтому ассимиляторская политика встречала наиболее открытое сопротивление среди чиновничества в различных сферах общественной жизни. Зто сопротивление проявлялось в различной форме: нарушения запрета на. использование родного языка в области просвещения, межличностных конфликтов между подчиненными-азербайджанцами л персами-начальниками, осуждения политики ассмиляции, стремлении некоторых представателай азербайджанской творческой интеллигенции писать и издавать книги на родном языке, проведении идеи единого Южного Азербайджана в легальных печатных работах, включении в персидские тексты отрывков на азербайджанском языке и т.д. .
В этом шане особув роль играла деятельность Иранской Коммунистической партии, которая на своем П съезде в 1927 г. в Урлии приняла резолюцию Л 2 о праве наций Ирана на самоопределение, вплоть до отдаления от иранского государства, и в дальнейшем вела идеологическую борьбу против великодержавной националистической политики резашахского режима.
Именно в таких условиях проходил поиск путей национального освобождения, и азербайджанцы впервые начали заткаться вопросами азербайджанского языка, культуры, единства Азербайджана, что обнаружилось в условиях относительной демократизации жизни иранского общества в начале 43-х годов XX в.
В т£етьем_раз1ьеле главы Ш рассматриваются процессы относительной демократизации общественной ж;зни /1941-1946/, • формирование в этих условиях национального самосознания азербайджанцев, появление нмоторнх элементов национал ы;ой идеологии.
Вступление союзных /СССР и Англии/ войск в августе 1941 г. в Иран, падение диктатуры Реза-шаха /1925-1941/, восхождение на простоя его старшего ала Ыохшмеда Реза Пехлеви, привел.'. :< осво-йождзкию политических заялючешшх, снятий огрлничениЕ! на общоотвен-ке-иолдткч'ескув деятельность, воссгаковлонао свобощ' печати, слова и т.д. В эти. усювкях, нбреду о другими реала онными ж прогрессий-
ними оргшизацшши, в Азербайджане в октябре 1941 г. появилось национальное демократическое "Общество Азербайлдан", которое стало издавать с I.XI.1941 г. газету "Азербайджан" на персидском и азер-байджшсксм языках. В отличие от реакционных политических организаций, ставчвших перед собой задачу запиты своис узкоклассовых интересов, и в отличие от областного комитета НПИ, выступающего • в защиту социально-политических интересов трудящихся все?о Ирана, "Общество Азербайджан" начало выступать в защиту социально-политических, экономических, культурных интерессв Азербайджат и азербайджанского народа. В отличие от других организаций, -общество наиболывее шимание уделяло сугубо национальнш интересам азербайджанского народа. В своей практической деятельности и со страниц гезетн "Азербайджан"» общество стремилось приалечь шимание азербайджанцев к вопросам азербайджанского языка, культуры, 'Общество" стремилось предать организованную форду культурным нагаинагиям представителей азербайджанской творческой интеллигенции. На страницах газеты большое внимание уделялось обосновшии идет о самостоятельности и самобытности азербайджанской нация,, ее языка и культуры. Общество выступало за ссциалшоо и национальное освобождение азербайджанского народа, Еведение азербайджанского языка в школыое дело, создание необходимых условий для развития азербайджанской культуры, экономическое развитие провинции. Деятельность общества и его газета пользовалась огромной популярностью среди азербайджанцев. Выдвинутые им идеи активно поддерживались широкими слоями азербайджанского народа, отражались на страницах других прогрессивных гвзет, издаваемых в г.Тебризе на персидском языке. Азербайджанцы резко осуждали искусственное даление Азербайджана на две провинции, выступали за равноправие азербайджанского языка, развитие национальной культуры, изучение исторического прошлого, увековечение пэля-тя видных сынов народа.
Таким образом, дэятальность общества за короткий период /о I.XI. 1941 по 1.1У.1942/ показала, что в общественной мыслг Азербайджана сформировались определенные взгляды на национальное бытие азербайджанского народа. Демократически настроенные представители широких слоев общества осознавали азербайджанцев в качестве самостоятельной, самобытной наши, обладающей общностью территории, языка, культуры,этнической лсяхо-логта. Передсвче представители азербайджанской национальной интеллигенции осознавали необходимость национального самопознания к обмена результатом этой деятельности со г семи
/■Ь
членами азербайджанской нации. Более того, передовые представители азербайджанской.интеллигенции ясно понимали связь между существованием, полнокровным функционированием родного языка во всех сферах, в первую очередь, в культурной с£ере жизни общества и дальнейшим существованием азербайджанского народа. Они сознавали, что для существования и дальнейшего развития азербайджанской нации требуется экономическая, политическая /восстановление провинциального Эндяу-ыэна/, культурная /введение азербайджанского языка во все ступени народного образования и духовной культуры/ самостоятельность.
Необходимо отметить, что поднятые выше проблемы из-за недолгой деятельности Общества и газеты не получили своего глубокого анализа и обоснования. Тей не менее вся духовная деятельность представителей прогрессивно настроенной национальной интеллигенции свидетельствовала о формировании национального самосознания азербайджанцев. Другими словами, национальные проблемы азербайджанского народа входили в круг тех вопросов, которые занимали общественную мысль Азербайджана. Отныне в структуре общественного сознания азербайджанского народа, наряду с политическим, правовым, экономическим и др. видами сознания, определенное мео-то'стало занимать и национальное самосознание. Взаимодействие атих видов сознания выражалось в том, что экономические, социальные, культурные интересы народа непременно включали и национальный момент.
Национально-демократическое движение азербайджанского народа в 1945-1946 гг. с особой яркостью показало, что азербайджанский народ обладает развитым национальным самосознанием, представляющем осознание коренных национальных интересов и путей достижения этих интересов,
В_оаклюуении обобщаются результаты исследования, формулируются основные положения и выводы:
1. Азербайджанский народ в Южном Азербайджане обладал полно-' ценной социальной структурой и, до середины 30-х гг., административно территориальным единством. До середины 20-х годов представители азербайджанских господствующих слоев играли более значительную роль
в оОцостьенно-полигичоской, культурной жизни всего общества, чем представители персидской нации в Азербайджане.
2, За иесь рассматриваемый период социальные, политические, экономические интересы господствующих слоев азербайджанской и пер-садсхой наций не сталкивались в Азербайджане. Поэтому развитие капи-тэхнстичесхих отнсь^ний в Азербайджане, процесс превращения аэор-
иайджаткой народности в наняв из ышпигачи ио середины 20-х !'. сугубо национальных требований, что не етимулнрорято рязпитие про ■ иеосов национального самопознания.
3. Начиная с середины 20-х годов резко изменились атербппллпно иерсидскяа национальные отношения в свете начатой цонтргиш'оЗ властью политики ассимиляции азербайджанского порода п;,т,1м нппряв-пения в провинцию пврсоязычных чиновников и на/течением запрета на функционирование азербайджанского язнка в обирггрошю-политической и культурной сферах жизни Азербайджана.
4. Открыто насильственные методы ассимиляции, не соответствуя1-ало социальной л экономической роли персидской нации в жизни Азербайджана, порождали в качестве ответной реакции усиление интереса представителей рга личных слот? ачербяйдттсссго народа к судьбе пзорбайлдапского танка, культу pj и в цэлсм нпцпоиплыюй судьбо азер-бдй.г,зр.нского нпропя. Подобная переориентация приводила к осознанию самостоятельности, самобытности шорбайгжшского языка, культуры, азербайджанской наили, ее специфических национильных интерэсоп, стимулировала поиск путей достижения национальных прав.
5. Б период демократизации общественной жизни в Иране /19411946 гг./ появились условия для открытого национального самовыражения, опредмечивания национального самосознания, углубления национального самопознания, сыгравших значительную роль в победе национал недемократического движения в Азербайджан в 1945-1946 гг.
6. Порсзание национально-демократического движения яэербай-джшскогп нфода в конце 1946 г. отложило решение азербайджанского вопроса. Так как одним пз условий рнпеяия данного вопроса является дальнейшее развитие я углубление нгщпоналшого сомосознашя эзербай-лдгпского Нфода, прадставятали прогрессивной аэербайготшской национальной интеллигенция в той или иной фор« продолжали и продолжил-япниг. аться вопросами национального самосознания азербайджанской нации .
OcHOPiive положения диссертации изложены в следуюютх публикациях :
1. Понятие "ншши" в южно азербайджанской просветительской литератур«. - Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников, т.Г. История, Литературоведение. Языкознание. Часть I. Москва, "Наука", Т.9В5, с.ШЭ-Ш.
2. Некоторые особенности формирования Ыжно-азербойджпнцев в ■ нв:ц1») /конец XIX - начало XI вв./ - Четвертля всесоюзная школа мало-
дых ьистоноьедои. Ть&иш, тЛ, История, ииточи^оьцдинис),историография. Москва, Наука, Х£й36, с. 56-60.
3. К вопросу о фо[шгроваиаи ыапшиадшоху оамисознишм ааьр-байдяанцев Ирана. - Материалы Л научной конференции молоды* ьоо-токовадов. Баку, "Элл" ~ 1967, с.26-28.
4. Участие изербайдашцав в системе управления Ирана ьо второй половинеXIX - начале XX вь. - Доклады АН Азфб.ССР,т.Х/1У,Ба ку, "Злы", 1988, * I, с.65-68.
5. Газета "Азербайджш" н национальное саиосознание шноаэер-байвдсанцвя. - Труды конференции молодых ученых Акадешш неук "Вели кий Октябрь и современность: актуальные проблемы обществоведения", Баку, "Эла", 1988, с.145-146.
6. Дженуби азербаЦджвалыларш мхшш шууру хатшда бази геНд лар. В кн.: Дсенуби Азербайджан тарлхи мьселадери. Баку, I989.cc. 175-194.
7. Некоторые особенности концепции на и и в ириюкой обществен ной мысли /кснец XIX - I полотна XX вв./. Известия АН. Азырб.ССР, серш истории, философии и права, 1989. № 2, сс. 18-24.
8. Некоторые аспекты национальной еюлмики Иранского государства в Юхром Азербайджане /1925-1941 гх1./. - Материмы I научной конференции молодых востоковедов Закавказья, Баку, 29-31 мая 1989г. "Актуальные проблемы истории и культуры стран Ближнего и Среднего Востока". Баку, 1990, сД8-19.