автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Деревянные изделия Древнего Новгорода (проблемы художественного своеобразия)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Деревянные изделия Древнего Новгорода (проблемы художественного своеобразия)"
о
"""^НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ^ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РОССИПСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
На правах рукописи УДК 74/470.24/
ПУХНАЧЕВА Екатерина Юрьевна
ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА (ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ)
Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-
прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1997
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете.
кандидат исторических наук, доцент В Д. ЧЕРНЫЙ
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, член-корреспондент PAX, профессор М А. НЕКРАСОВА
кандидат исторических наук ШЗ. ЖИЛИНА
Ведущая организация: Государственный Исторический Музей.
Защита состоится «т/^..» ....С...1................ 1997 г. в ../Л.:..... часов на
заседании диссертационного Совета К 019.03.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при Научно-Исследовательском Институте Теории и Истории Изобразительных Искусхтв Российской АкздемииХудожсста поадресу: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеки Российской Академии Художеств (Пречистенка, 21).
Научный руководитель:
Автореферат разослан
......1997 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат искусст воведения .
НА. ВИНОГРАДОВА
Новгородские деревянные изделия представляют в наиболее полном объёме и нередко в превосходной степени сохранности одну из значительных областей декоративно - прикладного искусства Древней Руси. Огромное количество материала, накопленного в результате более чем пятидесятилетней работы Новгородской аржеологической экспедиции /началом раскопок принято считать 1932 год/ открывает широкий простор для исследователей искусства. Впервые нам открывается возможность увидеть начальный период развития художественной обработки дерева на Руси. Древесина - недолговечный материал и может сохраняться лишь при особых условиях /чаще всего или в очень сухом песчанном грунте, как в Средней Азии, или во влажной, насыщенной водой земле без доступа воздуха, например, в Новгороде и некоторых других областях Северо-Западной части Руси/. До последнего времени найденные при раскопках предметы, попадая в иную среду, быстро разрушались. Это одна из причин наших фрагментарных знаний о древнерусской резьбе по дереву и очень приблизительных представлений о её месте в ансамбле народного жилища, особенно в Х-ХУ веках. На сегодняшний день об этом вопросе можно судить, в основном, по данным археологических раскопок в Новгороде, поскольку в большинстве районов Европейской части России дерево либо не сохраняется, либо раскопки проводятся не столь масштабно и планомерно. А по разнообразию и качеству деревянных изделий, обнару- . женных археологами, с Новгородом не может соперничать ни один древнерусский центр или местность, где ведутся раскопки. Это не единичные находки, а массовый материал, дающий представление о многих сторонах жизни и деятельности человека, что обусловило выбор для исследования произведений именно новгородского региона.
Значение новгородских деревянных изделий заключается в том, что они являются практически единственными представителями художественной обработки дерева в Древней Руси.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются деревянные изделия Новгорода Х-ХУ вв., значительная часть которых публикуется впервые. Древнейшие слои, открытые археологами на территории города относятся к X веку; в ХУ1 веке после разорения Новгорода Иваном Грозным характер культурного слоя резко меняется и Новгород в качестве крупнейшего русского центра перестает существовать. В связи с тем, что хронологические таблицы некоторых раскопов разработаны не до конца, датировки, приводимые в данной работе отличаются достаточной степенью условности и могут корректироваться в ходе дальнейших исследований. Другим материалом, относящимся к древнерусской дере-
.вянной резьбе, наука на сегодняшний день практически не располагает.
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ базируется на комплексном анализе археологического материала и рассмотрении художественных произведений из дерева как соота Бдящей части ансамбля древнерусского жилища.
ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. В ней содержится 139 страниц машинописного текста. Подведя итог сделанному по этой теме во Введении к работе, мы определяем степень изученности древнерусских деревянных изделий, задачи, стоящие перед нами и последовательность их решения в следующих главах. Определив подход к классификации огромного материала в первой главе, во второй мы пытаемся воссоздать ту среду, в которой существовали вещи. В третьей главе мы оцениваем художественные особенности деревянных изделий с учетом их восприятия в Древней Руси и особо останавливаемся на выразительных средствах.
Во ВВЕДЕНИИ ставится задача показать изученность теш и обосновать своевременность нашего к ней обращения. Наиболее разработанной данная тема оказалась с точки зрения археологии. Среди работ археологов отметим круг литературы, посвященной обшим вопросам археологии Новгорода, и затрагивающей, в частности, обработку дерева. Это труды A.B. Арциховского, Д.А. Авдусина, П.И.Засурце-ва, М.К. Каргера, В.Л.Янина. Для изучаемой нами темы особый интерес представляют исследования, посвященные новгородским жилищам. Этот вопрос нашел отражение в специальном томе Трудов Новгородской археологической экспедиции под редакцией А.В.Арциховского и Б.А. Колчина, в частности, в статье П.И.Засурцева, а также в работах П.А.Раппопорта, Г.В.Борисевича, Н.Н.Фараджевой. В литературе, связанной с изучением деревянных находок, выделяется несколько категорий. Одна из них - исследования по технологии обработки древесины в древнем Новгороде, авторами которых были В.Е.Вихров и Б.А. Колчин. Другая категория - публикации отдельных наиболее значительных находок. Это статьи A.B. Арциховского о деревянных колоннах с Неревского раскопа, о ложке, принадлежавшей боярину Ивану Варфо-ломеичу и др.
По мере пополнения коллекции деревянных вещей, стали появляться исследования отдельных видов изделий, опирающиеся на большой фактический материал. Изучением музыкальных инструментов занимались Б.А.Колчин и В.И. Поветкин. Иеры - дощечки для письма - привлекли внимание М.Н.Тихомирова, А.Ф.Медведева, А.А.Медынцевой, рассматривавших этот вид находок в своих статьях. Споры исследова-
-телей вызвало истолкование назначения антропоморфных и зооморфных' наверший и челозеческих фигурок. Этот вопрос затрагивался А.В.Ар-циховским, Б.А.Колчиным, Б.А.Рыбаковым, В.П.Д'-аркевичем. Специальные статьи посвятили ему М.В.Фехнер, Т.Д.Панова, Г.Е.Дубровин. Изучением шахматных фигурок в разное время занимались Б.А.Колчин, Б.И.Линдер, Е.А.Рыбина.
Первая попытка обобщения интересующего нас археологического материала была предпринята Б.А.Колчиным, издавшим один за другим два тома свода археологических источников по деревянным изделиям и резному дереву Новгорода. Этот труд внес большой вклад в систематизацию новгородских деревянных изделий.
Новгородский материал привлекался в качестве аналоги"' и в некоторых этнографических работах, б частности, в книгах и статьях А.К.Байбурина. Тем не менее, использование этнографами новгородских деревянных находок до последнего времени было, на наш взгляд, недостаточным.
Среди немногих искусствоведов, обращавшихся к данному материалу, мы можем назвать Г.Н.Бочарова и В.М.Василенко, уделивших внимание художественной обработке дерева в числе других видов новгородского прикладного искусства. Г.Н.Бочаров затрагивает вопросы художественных особенностей новгородской резьбы по дереву в целом и её взаимодействия с другими вицами прикладного искусства. В.М. Василенко привлекают прежде всего образы и художественный язык резьбы.
Основная часть новгородских деревянных изделий была систематизирована /преимущественно по функциональному принципу/, что несомненно относится к числу достижении в изучении данной темы. Специалистами были также затронуты вопросы художественного своеобразия, содержания некоторых образов и мотивов, особенностей художественного языка резьбы. Тем не менее, весь комплекс деревянных изделий /уникальный по/разнообразию и полноте/ еще не подвергался художественной оценке.
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является анализ особенностей художественного решения деревянных изделий с учётом их восприятия кате части ансамбля жклкса, взаимосвязей с другими видами и комплексами предметов, эволюции художественного оформления.
Разрабатывая данную тему мы ставим перед собой задачи:
- художественной классификации изделий;
- определения места и роли каждого вида вещей в функциональ -ной и образно-семантической системе жилища, их взаимосвязей с про-
изведениями, сделанными из других материалов;
- анализа художественных особенностей произведений из дерева с учётом их семантики, эволюции художественного оформления;
- выявления образного строя и выразительных средств деревянных изделий.
Только осветив данные вопросы, мы можем достаточно полно представить художественное своеобразие деревянных изделий.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА состоит в том, что впервые в поле зрения исследователя попадает практически весь комплекс известных на сегодняшний день древнерусских деревянных изделий. Впервые предложена методика художественной классификации изделий из дерева. Кроме того, еще не было попытки рассмотреть художественные особенности деревянных предметов в среде их бытования, в частности, в составе ансамбля жилища. При этом значительная часть материала не исследо- . валась и не публиковалась даже археологами. В основном это относится к периоду после выхода в свет второго тома свода источников Б.А. Колчина " Новгородские древности. Резное дерево. ", опубликованной в 1971 году.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы состоит в том, что её результаты могут найти применение в учебных курсах древнерусского и народного искусства, в музейной работе, в практике мастеров декоративно-прикладного искусства.
В первой главе, " Принципы художественной классификации деревянных изделий ". определяются позиции, с которых мы можем рассматривать и оценивать интересующий нас материал. Нельзя обойти стороной опыт, накопленный в области классификации предыдущими исследователями. Б.А.Колчин берет за основу классификации назначение предмета, дополнительно привлекая такие критерии, как способ изготовления, форма и конструкция, изобразительный мотив. Для Г.Н.Бочарова функциональный признак также является главным, но он пытается связать функцию со средой бытования, с жилищем. В.М.Василенко главное внимание уделяет художественному образу лучших произведений. Подход исследователей часто отличается большой степенью конкретности и учитываются далеко не все аспекты, определяющие внутреннюю структуру вещи.
На наш взгляд, среди факторов, влияющих на создание образа, и, соответственно, позиций классификации необходимо отметить качества материала, форму, сферу использования, способ художественного оформления, виды и мотивы орнамента. Облик предмета во многом зависит от цвета, текстуры, фактуры материала. Технологические его возможности создают предпосылки для использования того или иного способа
оформления. Материалом зачастую обусловлен способ изготовления, а. с ним связана форма. В изделиях, вырезанных вручную достигнута большая изысканность и разнообразие форм. Форма же предопределяет использование скульптурных элементов, расположение орнамента. Сфера применения - ритуальная, праздничная, бытовая - также накладывает определенный отпечаток на художественное решение. Мы имеем в виду не только конкретное назначение, отношение предмета к определенному виду, а многофункциональность вещи, действующей сразу в нескольких сферах. Восприятие художественного оформления складывается из многих моментов. Это и способ оформления / роспись, создающая цветовую гамму, или резьба, изменяющая характер поверхности с помощью рельефа, элементы скульптуры /, и вид орнамента. Все факторы взаимно влияют друг на друга. Кроме того, во взаимодействие вступают сами предметы, занятые в повседневной деятельности: в труде, приготовлении пиши, тапезе, христианских и языческих ритуалах, различных обрядах.
Таким образом, мы смотрим на комплекс деревянных вещей с различных точек зрения. Поставив перед собой задачу оценни художественного своеобразия комплекса деревянных изделий на уровне типологии, мы попытались учесть все позиции, по которым можно классифицировать произведения из дерева, адаптировать эти позиции применительно к среде бытования этих изделий.
Во второй главе, " Изделия из дерева в ансамбле жилища сделана попытка воссоздать ту культурно- историческую среду, в которой бытовали и создавались эти изделия, лилище было одним из важнейших параметров этой среда. Представления человека о том или ином предмете были частью представлений о среде. Корни их лежали б общем характере мировосприятия. В основе же средневекового мышления лежали антропоцентризм и космологизм. Отношение к миру носило двойственный характер. С одной стороны дом был подобием мира с его порядком, законами, гармонией и мир обживался как дом. С другой стороны, ощущая себя частью космоса, человек постоянно стремился отгородиться от внешнего мира, разграничивая прстранство на " свое " и " чужое ". Границы приобретали при этом исключительное значение. Особую роль играли окна и двери как наиболее уязвимые участки границ. Отмеченные представления были определяющими в восприятии вертикальной и горизонтальной структуры жилища.
В первые века христианства в Новгороде преобладание языческих
традиций в мировоззрении его обитателей неоспоримо. Ими была пронизана вся домашняя жизнь человека. Необходимо отметить, что не только- славянское язычество составляло основу новгородской культуры.
-В её- формирование внесли свой вклад финно-угорские племена, издавна населявшие новгородские владения, что нашло отражение и в прикладном искусстве. Нельзя не отметить и постепенно возрастающее влияние христианства на культуру и мировоззрение горожан.
Культура Новгорода, крупнейшегр торгового города, питалась не только народными корнями, но была частью средневековой европейской культуры. В новгородском искусстве тесно переплелись народная и средневековая традиции. Таковы на наш взгляд главные элементы, формирующие культурно-историческую среду.
Анасамбль жилища мы рассматриваем в нескольких взаимно связанных аспектах: I. Как функционально организованное пространство. 2. Как семантическую систему. 3. Как архитектурно-художественный ансамбль. Каждый предмет оказывается задействованным во всех этих проявлениях. Все перечисленные аспекты входят в образную систему жилища. Для пространства дома существовала общая система координат, проявляющаяся в единстве конструктивных принципов, едином семантическом строе, где предметы связаны по смыслу, и, наконец, в единстве принципов художественного решения. Отдельные звенья этой системы были организованы по подобию целого; жилище как храм языческий точно так же выражало космическую иерархию, как здание христианского храма.
Определяя место изделий из дерева в системе художественного оформления среды обитания человека мы пользуемся несколькими видами источников. Основу составляют данные археологии. Мы привлекаем и былины, воссоздающие образ богатого дома ХУ1 - ХУП веков, так как они отражают особенности восприятия человеком жилища и окружающего мира. К тому же в Новгороде были открыты сложные многокамерные комплексы, близкие по описанию к былинным. Консервативность деревянного зодчества, устойчивость планировки в течение веков придает особую ценность этнографическим материалам.
Расположение предметов из дерева вписывалось в структуру жилища с учетом семантических зон / " красного " угла, печнога угла, подпорожья /. С нашей точки зрения наиболее близки к такому делению на зоны дома новгородских ремесленников. В жилых комплексах боярских усадеб функции углов переходят к отдельным помещениям.
Мы убедились, что среди видов изделий существовала определенная иерархия, и это соответствовало общим принципам организации пространства жилища. Посредством архитектурного декора, например, обозначалась конструкция всего дома. Он объединял
•все части жилища в единое целое, связывал внутреннее пространство с внешним. Горизонтальные уровни выделялись с помощью причелин. Контрапунктом им могли служить различные балясины /плоские и точеные /. Иерархия существовала не только среди видов изделии, но и среди семантических зон. " Красный " угол воспринимался как сердцевина жилища. В нем была сосредоточена большая часть художественно оформленных деревянных предметов. Структуру этой зоны во многом создавали предметы мебели, главная роль среди которых принадлежала столу / стол в доме воспринимался нак престол в церкви/. Стенки массивного основания стола могли быть покрыты резьбой, орнаментировались также спинки кресел и скамей. Полка-божница с иконами существенно влияла на семантику красного угла. Но здесь, предположительно, могли находиться и предметы языческого ритуала - миниатюрные человеческие изваяния, вырезанные из дерева / одно из возможных мест их хранения - за иконами/. Комплекс столовой посуды является композиционным центром красного угла. Предметы, стоящие на столе создавали ансамбль, который был частью ансамбля данной пространтственной зоны. Важно отметить полиф^ункциональность предметов данной группы. Один и тот же предмет мог выступать как ритуальный и как бытовой. Ярким примером этому может служить ковш, доминирующий на столе во время трапезы, присутствующий в свадебном обряде, в обряде строительства дома.
По нашему мнению группа мелких бытовых предметов / церы, гребни, шкатулки, пеналы / и игрушки также присутствовали в красном углу, но не оказывали столь значительного влияния на образный строй интерьера. Предметы эти не имели определенного места в доме, чаще находились не на виду, хранились в коробах. Наиболее глубокое семантическое значение имел гребень. Гребни - амулеты присутствуют в погребениях, в родильной символике гребень указывал на женский пол ребенка.
Печной угол и подпорожье имели явно выраженное хозяйственное назначение. Несмотря на это, художественные изделия в этих зонах также присутствуют. Очаг был центром жилища в архаичные времена. С ним, а позднее с печью, связано почитание предков и культ домового. Этнографические материалы XIX - начала XX века содержат сведения о том, что деревянные фигурки домовых прятали за печь. Таким образом запечное пространство - еще одно возможное место хранения одного из типов новгородских антропоморфных фигурок. Печной угол традиционно воспринимался как женское пространство.
;Семантика помещения в какой-то степени была связана с обереганием женщины. Облик пространства печного угла во многом создавали массивные бондарные сосуды: маслобойка, кадь, ушаты. Будничная посуда и кухонная утварь были, в большинстве, лишены орнамента, и на их фоне выделялись пряничные доски / или доски для ритуального хлеба /, предположительно хранившиеся в печном углу. Орнаментированных предметов, связанных с подпорожьем почти нет, за исключением деревянных ручек некоторых рабочих инструментов^ Кроме того, существуют образцы оформления коника, которым заканчивалась линия лавок. Коник во многом выражал семантику данной пространственной зоны. Часть деревянных изделий остается за пределами жилища. Это прежде всего сани, традиционно украшаемые резьбой. Сани были непременным атрибутом похоронного и свадебного обрядов, а также многих форм ритуала проводов на " тот свет ". Резной узор покрывал внешнюю сторону копыльев новгородских саней, иногда орнаментировались грядки; возможно, резьба была и на спинке сидения, есть также примеры художественного оформления хомута. Назначение и сфера действия двух других групп - зооморфных наверший.,и орнаментированных жезлов - остается неразгаданной. Можно предполо -жить, что зооморфные навешия выполняли ритуальную функцию. Что касается жезлов, то изысканность и уровень исполнения резьбы говорит о том, что они применялись в торжественных случаях. Такая группа изделий как музыкальные инструменты тоже не совсем вписываются в ансамбль жилища. Они могли храниться где-то в доме, но сфера их действия находилась чаще за пределами жилища во время. праздников и гуляний. Среди новгородских находок есть примеры художественного оформления гуслей. Художественное решение связывает все перечисленные группы изделий с предметами, входящими в ансамбль жилища.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в новгородском жилище большая часть деревянных изделий, наиболее значимых в художест -венном отношении, сосредотачивалась в красном углу; к нему тяготели разнообразные виды вещей, в том числе и мебель, и столовая посуда, и мелкие бытовые предметы, и некоторые вещи культового назначения. По нашему мнению решающее влияние на характер худо -жественного оформления оказывала сфера использования предмета, определяющая место и роль его в жилище.
Деревянные предметы сосуществовали в доме с произведениями из других материалов, занимая при этом доминирующее положение. Связующим звеном и подвижным центром жилища был человек в тради-
ционном костсме. Человек в образной системе жилища выступает сра-;. зу в нескольких качествах: как смысловой центр, как пространственная и эстетическая мера ансамбля. Сам человек связан с образной системой посредством своего костюма. Оформление костюма строится по тем же принципам, что и оформление других компонентов ансамбля. Орнамент - например, вышивка на рубахе - сосредотачивался в местах соприкосновения с внешним миром: на вороте, подоле, крае рукава. Так же и в деревянной посуде, стоящей на столе резной и расписной орнамент располагался по краю чаш , на завершении черенков ложек, рукоятей ковшей. Кроме того в оформлении костюма отражались космологические представления, характерные для восприятия жилища в целом. Неотъемлемой частью костюма были различного рода аксессуары и ювелирные украшения. Украшения выполняли ту же ф ункцшэ по отношению к фигуре человека, что и орнамент в изделии: выделение конструктивных элементов - запястья, шея, талия. В ювелирных украшениях и деревянных изделиях присутствуют одни и те же образы и мотивы. Например, в грудных зооморфных привесках доминируют образы коня и утки - они часто встречаются и в де -ревянной посуде.
Некоторые разновидности деревянных крестов аналогичны металлическим по рисунку и силуэту. Рассматривая предметы из дерева и металла, можно упомянуть о непосредственном взаимодействии этих материалов в одном изделии - оковке из металла, металлические накладки. Аналогии использования данного вида художественного оформления можно найти в скандинавском средневековом искусстве, где оковка деревянных предметов металлом достигла особого совершенства. Кость и дерево были взаимозаменяемыми материалами при изготовлении таких видов изделий как шкатулки, гребни, шахматные фигурки, рукояти ножей. Циркульный орнамент, характерный для костяных вещей, переносился на деревянные гребни и пеналы. Имели место заимствования приемов обработки. Витые деревянные рукояти и черенки ложек, вероятно, перешли из обработки металла / витой кованый прут /.
При попытке воссоздать ансамбль новгородского жилища складывается картина, в которой преобладают изделия из дерева. Фоном для всех предметов, составляющих ансамбль служат деревянные стены, пол, потолок. Деревянные изделия доминируют не просто количественно: архитектурный декор организует пространство, мебель во многом определяет структуру красного угла. Композиционное и смысловое значение стола отчасти передается и столовой посуде, кото-
рая начинает играть важную роль в восприятии зоны красного угла в целом. Стремясь к воссозданию ансамбля народного жилища мы во многом воссоздаем общую картину художественного решения древнерусского жилища, в котором деревянные изделия занимают ведущее положение.
В третьей главе, " Особенности художественного решения деревянных изделий ". мы ставим перед собой задачу определить типичные черты в художественном решении различных видов деревянных изделий и выделить общие выразительные средства. Единая образно-семантическая структура предполагает и общий язык для выражения внутреннего содержания вещей, причём выполненных из разных материалов. Таким образом формируется эстетическое пространство жилища. Только с учетом особенностей его содержания и наполнения анализ деревянных вещей может быть наиболее полным и объектив -ным. Характер их оформления во многом подчинен иерархии художественных произведений в ансамбле, а также назначению и семантике.
Архитектурный декор доминирует над другими видами, так как обозначает структуру дома в целом. Причелины - основной эле -мент, выделяющий горизонтальные уровни - выполнялись в технике городковой резьбы, иногда применялась резьба напроем. Преобладает геометрический орнамент и узор на основе волнистых линий, встречается и несложное плетение. Наиболее разнообразен декор причелин ХП века, к ХУ веку он становится проще и грубее. К выдающимся произведениям архитектурной резьбы относятся деревянные колонны, которые можно представить в интерьере церкви или гридницы. Мебельная резьба органично связана с архитектурной. В ней выражены и парадное назначение помещения - красного угла, и его семантика. Предположительно украшалось основание стола и спинки скамей. В богатых домах с ХШ века появляются кресла; внутренняя поверхность их спинок покрывалась резьбой с невысоким рельефом. В орнаменте часто наблюдаются варианты сетчатого плетения, присутствует также и солярная символика в виде розеток. Архитектурно-мебельная резьба не обходится без использования зооморфных образов. Примером может служить брус с драконами / предположительно спинка кресла /. Драконы, кусающие друг друга за хвост - мотив распространенный в тератологическом орнаменте средневековой Европы, в частности, в кельтском, скандинав- ■ ском искусстве. Фигура льва на фрагменте прорезной доски ХП века также была, вероятно, частью тератологической композиции. Наиболее близкое по стилю и иконографии изображение можно найти
¡в каменной резьбе Ирландии / Типперери, ХП век /. Использование зооморфных образов в сочетании с плетеным орнаментом связывало мебельный декор с оформлением столовой посуды. Эти две группы из-
ЛЛТГТПаЛФтГУМГ ТГ ПОИТтЛППЧ/ИИП'Ппт П Л"-. тч -ч
----«/--- — - ------ ------" очди-; пуаопи: и
угла. В развитии архитектурно-мебельной резьбы можно отметить общую для новгородской резьбы по дереву тенденцию - лучшие образцы орнамента относятся к концу XI - ХП векам.
К предметам культового назначения мы относим скульптурные человеческие изображения. Они встречаются в разных слоях, но антропоморфных наверший больше в XI веке. Изделия этой группы практически не орнаментировались. Типичными чертами в художественном решении человеческих изображений можно назвать лаконизм и обобщенность; важное значение приобретает текстура древесины. Навершия и фигурки в шляпе с бородой и усами, по всей видимости, имели различное назначение. Можно предположить, что в эпоху двоеверия присутствие человеческих изображений в жилище скорее подразумевается, чем ощущается визуально. Их старались спрятать, убрать с видного места, и, в то же время, обеспечить им подобающее положение и место / за иконами, например /. Антропоморфные навершия встречаются и у других славянских народов; можно упомянуть ело -вацкие навершия.
Нательные деревянные крестики мы связываем с красным углом и божницей скорее по смыслу, а не по факту присутствия их в этой зоне. Это один из немногих атрибутов христианского культа, присутствовавших в жилище. Встречаются крестики, решенные орнаментально и напоминающие розетку. Другая разновидность - крестики строгих прямоугольных форм с надписями и изображением голгофского креста- отличаются тончайшей резьбой и точностью линий. И те и другие крестики имеют аналогии в новгородском ювелирном искусстве.
Посуда - одна из самых многочисленных групп изделий. В художественном решении столовой посуды всегда учитывается ее восприятие на столе. Нахождение на столе - престоле ставило посуду на более высокую иерархическую ступень в ансамбле жилища, чем многие другие группы предметов.
Главенствующее положение в комплексе посуды принадлежит ковшу, благодаря его семантической значимости и необычности формы. Функционально ковши можно подразделить на ковши-скобкари, средние по размеру ковши и маленькие индивидуальные ковшики для питья. В зависимости от формы рукояти отмечаются следующие разновидности: ковш с плоскими удлкннёнными ручками / распространившиеся с конца
XI века/, ковши с загнутыми, круглыми в сечении рукоятями и ков-' ши с длинной рукоятью и крючкообразным выступом / известные со второй половины XI века/. Наиболее традиционна для Новгорода вторая разновидность. У многих ковшей X века ручка расположена почти вертикально с $ - образным изгибом. Декор сосредотачивался на рукояти ковша. В их художественном решении выделяется несколько типов. Одни новши отличает выверенность силуэта, тщательность обработки поверхности при отсутствии орнамента / много таких ковшей в слоях X века /. Другой тип - ковши, решенные в грубовато-условной манере, напоминающей решение большинства наверший. Ковши третьего типа орнаментированы, более декоративны и нарядны. Круг образов и мотивов остается неизменным и в XI и в Х1У веке. Не прослеживается изменений и в характере оформления и в типах композиционного расположения орнамента.
В художественном оформлении круглых чаш более активно использовалась роспись. В орнаменте преобладали растительные мотивы. Есть также два примера сюжетной росписи, относящиеся к ХШ веку^ Резьба в декоре круглых чаш встречается редко. Более характерен этот способ оформления для небольших чаш с плоскими ручками, особенно распространенных в X веке. И в ранее и в более позднее время используется способ росписи одним или двумя цветами / красный и желтый, например / с четким рисунком, выполненным гравировкой. Наряду с этим в ХШ - ХУ веках больше появляется крашеных чаш или чащ с росписью по цветному фону.
Такой вид изделий как ложки шел в Новгороде устойчивые традиции орнаментации, быть может блогодаря её семантическому смыслу. / символ сытости и довольства /. При всём многообразия форм ложек можно отметить, что декор сосредотачивался на черенке и основным элементом декора был резной поясок у основания черенка. Росписью же украшалась прежде всего лопасть. Существуют примеры сюжетной росписи на ложках ХШ века. Резьба на черенке располагается таким образом, чтобы не мешать её удобному использованию, то есть у основания и на конце черенка. К Ж веку, по сравнению с ранними ложками, художественное решение тяготеет к большей пышности. Полоса орнамента, украшающего начало черенка становится более широкой и многорядной. На ложках ХШ - ХУ веков чаще присутствует коковка-декоративннй элемент, венчающий черенок.
Для художественного решения предметов посуды характерна функциональность орнамента. В композиционном расположении и характере резьбы и росписи учтены не только особенности семантики и художес-
твенного восприятия, но и использования предмета /например, оформление черенков ложек или кручкообразного выступа на уполовниках/. Что касается стилистических черт, то основное впечатление от изделий X века - большая степень обобщенности, лаконизм, цель -ность. Вещи XI - ХП веков - нарядны, форма наиболее гармонично сочетается с орнаментом. В ХШ - ХУ веках в художественном решении посуды заметно стремление к большей стилизации и декоративности, но внимание к форме и силуэту ослабевает.
В красном углу находились и многие другие группы изделий: мелкие бытовые предметы, игрушки, берестяные короба. Что касается игрушек, то нас более всего привлекают детские изобразительные игрушки. Особенности оформления сближают игрушки - кукол, коников, птиц - с такими предметами как человеческие изображения и большинство зооморфных наверший. Из этого не следует, что игрушки имели такую же степень значимости, но можно говорить об их моносемантич-ности как предмета- символа. Берестяной короб в пространстве красного угла мог использоваться для хранения мелких бытовых вещей. Традиция орнаментации берестяных коробов указывает на то, что в красном углу они находились на видном месте. В декоре коробов преобладает геометризированная плетенка или орнамент на основе ромбовидных I Фигур. Орнамент ранних изделий прост, с ясным, несложным рисунком. В ХШ веке орнамент усложняется, становится более выверенным и жестким.
В печном углу значительную роль играли бондарные изделия. Они композиционно организовывали пространство. Примеры орнаментации бондарных изделий единичны. Отсутствие традиций художественного оформления можно объяснить отчасти конструкцией самих предметов - ритм клепок боковой поверхности, рельеф, образованный обручами. Почти все бондарные сосуды украшены плоской контурной резьбой, реже встречается неглубокая трехгранно-выемчатая резьба.
Доски для ритуального хлеба, расставленные в печном углу на полке, воспринимались как декоративный элемент интерьера. Это один из немногих видов вещей, в декоре которого преобладает христианская символика, а именно мотив процветшего креста.
Из художественно оформленных изделий, не входящих в ансамбль жилища, отметим в первую очередь сани. Копылья и грядки саней были эстетически наиболее выгодными участками для орнаментации. В оформлении копыльев четко выделяется традиционный, используемый во все века в Новгороде тип орнаментации: продольный плетеный орнамент, подчеркивающий форму предмета /расширяющийся в нижней
иасти и сужающийся в верхней/. Художественное решение деталей сан ней находится в родстве с мебельным декором. Рисунок орнамента выполнен, как правило крупно, монументально, отличается простотой и ясностью, хорошо воспринимается издали.
Группа деревянных предметов, атрибутируемых как навершия жезлов многочисленна и разнообразна. Из них мы выделяем зооморфные навершия / антропоморф ные уже были затронуты в нашей работе /. Здесь мы различаем орнаментированные и неораментированные предметы. Предположительно, они имели разную сферу использования. Навершия, лишенные орнамента мы склонны отнести к ритуальным предметам именно благодаря манере оформления. Б навершиях встречаются саше разные образы: лев, конь, собака, баран. Большую группу составляют навершия в виде головы птицы, причём чаще других использованы два образа: птица, напоминающая гуся и хищная птица, похожая на орла. Облик первой часто сделан грубоватыми зарубками, достаточно аморфно. Головы хищных птиц вырезаны с подчеркнутой жесткостью и выверенностью линий. Для значительной части зооморфных наверший характерно обобщенно-монументальное решение при отсутствии орнаментации.
Мы приходим к выводу, что художественное решение предметов зависит не столько от роли и значения в жизни человека, сколько в организации всего ансамбля интерьера. Этим можно объяснить скупой декор некоторых культовых предметов, находящихся в жилище не на виду / например, человеческие изображения /. Наряду с этим многие ритуальные предметы-символы, имеющие узко конкретный смысл, ли -шенные бытовых функций, отличаются скупостью к сдержанностью художественного языка. Семантику в данном случае выражает не столько орнамент, сколько сам предмет. Необходимость подчеркнуть внутреннее содержание, заложенное в данной вещи возникает тогда, когда вещь полифункциональна - выступает одновременно как битовой предмет и как символ в обрядах и ритуалах. Мы убедились, что чем менее значительна роль предмета в ансамбле, тем менее его декор связан с семантикой жилища в целом или конкретной пространственной зоны / в качестве примера можно упомянуть мелкие бытовые предметы/
Анализ особенностей художественного оформления отдельных видов изделий из дерева нельзя считать завершенным без необходимого обобщающего взгляда на существующие в любом виде средства выразительности. В ходе исследования ш установили выразительные средства, наиболее характерные для новгородских деревянных изделий. Прежде всего это внимание к материалу и наиболее выгодное исполь-
¡аование его эстетических качеств - орнамент выделяет конструкти-, вные части, форму изделий и расставляет в них художественные акценты.
Выразительность произведений тесно связана с возможностями материала. Он не только обладает эстетической самоценностью, но задает применение тех или иных средств художественного оформления. Например, в изделиях из капа резьба не использовалась, поскольку структура материала этого не позволяла. К тому же кап обладает красивой текстурой, выразительной самой по себе.
Выразительность новгородских изделий достигалась также умелым использованием различных способов обработай поверхности. Поверх -ность иногда тщательно шлифовалась, что сопровождалось изысканностью ф^ормы и силуэта. Совсем другое художественное впечатление создавала вещь, поверхность которой оставалась грубой, едва обработанной. Кроме изначальных возможностей материала, вещь приобретает некоторые новые художественные качества в процессе использования. Поверхность её несколько Еытирается, становится более темной и слегка глянцевой; если резьба имеет жесткие контуры, то они смягчаются.
Такие выразительные средства как способ оформления и композиционное расположение орнамента во многом диктовалось назначением и сферой использования. Резную рукоять ковша было удобнее и надежнее держать в руках. Рукоять не погружалась в напиток когда ковшом зачерповали мед или пиво, следовательно, резьба или роспись лучше сохранялись. В мебельной резьбе подчеркнуто стремление сохранить плоскость, резьба имеет всегда очень невысокий рельеф, что вызвано соображением утилитарности, удобства.
Форма предмета всегда является одним из главных выразитель -ных средств. При общем восприятии пространственной зоны на зрителя воздействуют прежде всего формы предметов и, отчасти, материал / цвет, фактура /. В лучших новгородских произведениях XI - ХП веков достигнуто неповторимое изящество и удивительная гармоничность форм. Особое внимание к форме проявляется в вещах, лишенных орнаментации.
В решении одного предмета могут быть использованы сочетания различных средств оформления. Новгородские произведения демонстрируют большую избирательность и осторожность в подборе этих средств. Самым распространенным было сочетание скульптуры с резным орнаментом. Подкраска резного орнамента встречается лишь в единичных случаях. В Ж веке несколько усиливается тенденция использования ра-
■ зличных способов оформления одного предмета. ,
Развиваясь в тесном взаимодействии с профессиональной художественной культурой, деревянные изделия и сами испытывали на себе её влияние и оказывали на неё определенное воздействие. Художественное оформление новгородских изделий во многом выражало внутреннее содержание предмета, как это и должно быть в произведениях народного искусства, но в качестве средства выражения чаще всего используется средневековый орнамент, распространенный по всей Европе.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги проведенного исследования. Отмечая огромное многообразие деревянных изделий, обеспечивавших повседневную жизнь и во многом формировавших художественные вкусы древнерусского человека, мы констатируем, что большинство видов, типов и форм изделий, характерных для русской деревянной резьбы в целом, сложились ещё в древнем Новгороде. Зто говорит об их оптимальном характере, сложившемся в течение столетий. Многие формы перекликаются со скандинавскими, в чём проявилась специфика Новгорода как северного варяжского города. Художественное оформление в большой степени, нежели форма, подвержено изменениям, связанным с историческими условиями, веяниями моды, влиянием стиля эпохи. С одной стороны комплекс деревянных из-делей остается явлением народной культуры / устойчивость композиционного расположения декора, связь его с назначением, традиционность ф--орм /. С другой стороны художественный язык произведений испытывает влияние традиций обработки других материалов и средневековой культуры в целом.
В развитии новгородской резьбы по дереву можно отметить некоторые вехи. В X - начале XI века происходит становление этого вида прикладного искусства. Расцвет новгородской резьбы по дереву приходится на вторую половину XI - ХП век. Произведения этого периода отличаются особой гармонией декора и формы, изысканностью в композиции. Плетеный орнамент в это время занимает главенствующее положение. В ХШ веке декор массовых изделий несколько упрощается. С другой стороны, появляются отдельные выдающиеся произведения. Чаще, чем раньше, используется роспись. Для резьбы этого времени характерна декоративность с некоторыми чертами стилизации. На бытовых предметах начинают появляться сюжетные изображения. Это ведет к разрушению связей декора с функцией и семантикой предмета. Сюжетные изображения, вероятно, пришли из художественной обработки металла, из декора серебряной церковной
утвари. № ыояем проследить также связи резьбы по дереву с ювелирным искусством, с художественной обработкой кости. Проявлялись они во взаимопроникновении сюжетов, мотивов, видов орнамента, подражании приемам обработки, использовании сходных выразительных средств.
Своеобразие художественной обработки дерева, на наш взгляд, определяется ^сохранением в этом виде ремесла народной основы./Это презде всего^устойчивости форм, принципов оформления, мотивов орнамента/. Мы подмечаем эту особенность в сравнении с другими видами декоративно-прикладного искусства Новгорода, о которых мы мо-?. жем судить на сегодняшний день.
Эволюция художественного образа деревянных изделий связана в первую очередь с изменением характера их оформления. Чертами художественного своеобразия новгородских произведений мокно назвать подчинение резного декора форме, стремление к плоскостности резьбы и, как следствие этого, широкое распространение контурной резьбы. На протяжении всего исследуемого периода средневековый плетеный орнамент развивается параллельно с геометрический
орнаментом, берущем начало в народном искусстве.
Комплекс деревянных изделий с полным правом можно считать . ч ярким и самобытным явлением русской средневековой художественной культуры; анализ новгородских произведений во многом расширяет наши представления о древнерусской резьбе и росписи по дереву.
По теме диссертации опубликованы 'следующие работы:
1. Деревянные художественные изделия в ансамбле новгородского жилица. // Новгород и новгородская земля. История и археология. /Материалы научной конф./ . Новгород, 1993. 0,5 п.л.
2. К вопросу о классификации новгородских художественных изделий из дерева // Новгородские археологические чтения. Материалы науч. конф., посвященной 60-летию археологического изучения Новгорода и 80-летию со дня роздения А.В.Арциховского. Новгород, 1994. 0,5 п.л.