автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Раковская, Дамира Азатовна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Архангельск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации"

003471735

На правах рукописи

РАКОВСКАЯ Дамира Азатовна

ДИЗАЙН ДЕРЕВЯННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ СЛОЖНОЙ КОНФИГУРАЦИИ

Специальность 17.00.06. - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

г

Москва - 2009

003471735

Работа выполнена на кафедре мебели и дизайна ГОУ ВПО «Архангельский государственный технический университет»

Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор Копейкин Адольф Михайлович

Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор Черных Михаил Михайлович

кандидат технических наук, доцент Земцов Михаил Иванович

Ведущая организация:

Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск

Защита состоится 4 июня 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.119.04 в Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107996, Москва, ул. Стромынка, д. 20, зал заседаний Ученого совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ

Автореферат разослан 29 апреля 2009 года

Ученый секретарь диссертационного совета, д.т.н., профессор

М.Л. Соколова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время дизайнеры все чаще обращаются к народным традициям художественной обработки древесины различными видами резьбы. Наибольший интерес вызывает сложная с технологической точки зрения объемная или скульптурная резьба. Большинство известных видов резьбы направлено только на декорирование поверхностей каких-либо объектов для придания им художественных качеств. Принципиальное отличие от них объемной резьбы заключается в том, что посредством нее формируются объемные объекты, сама скульптурная форма которых обладает художественными качествами.

Возможности этого ручного способа формообразования, судя по дошедшим до нас образцам традиционных изделий, достаточно обширны. Большой интерес в эстетическом плане представляет традиционная деревянная посуда, в состав которой входят черпаки, ендовы, ковши, ковши-скопкари, поставцы, солоницы, братины. Все эти изделия являются основным видом продукции современных предприятий художественных промыслов Русского Севера, пользующейся популярностью в нашей стране и за рубежом. Дизайн подобных изделий предполагает комплекс эстетических и технологических мероприятий по их созданию, причем, именно в совокупности, а не по частям.

Анализ литературных источников показал, что если эстетическая составляющая формообразования таких предметов достаточно хорошо изучена искусствоведами, то вопросы технологии создания художественных изделий из древесины способом объемной резьбы остаются на уровне практического опыта и не имеют достаточного научного обоснования. Не исследованы критерии выбора породы древесины, а также влияние ее физико-механических свойств на конструкцию и конфигурацию форм резных объемных изделий. Не рассматривались вопросы совершенствования технологии и возможности снижения трудоемкости ручного процесса резьбы. Практически не рассмотрено влияние основных свойств древесины на технологию изготовления, и, прежде всего - ее начальной влажности. Влажная древесина обрабатывается резьбой значительно легче сухой, но при этом возникает необходимость совершенствования технологии сушки готовых изделий, обычно приводящей к большому количеству брака резных изделий в виде трещин, перекосов и разрушения их форм.

Актуальность данного исследования связана также с тем, что разработка новых научно обоснованных материаловедческих и технологических основ дизайна позволит обеспечить, наряду с основным ассортиментом, разработку и выпуск новых резных изделий посудной группы в традициях народного искусства Русского Севера при условии сохранения их канонизированных качественных характеристик - характерной формы (конфигурация), материала (древесина) и ручного способа изготовления (объемная резьба).

В связи с этим возникает необходимость решения данных проблем на основе комплексного исследования во взаимосвязи формы, материала и технологии.

Цель работы. Разработать новые материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера резных деревянных художественных изделий посудной группы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Установить критерии выбора древесины для традиционных изделий посудной группы на основании анализа конструктивных и эстетических особенностей их форм и способа изготовления.

2. Классифицировать породы древесины осины, ели и сосны по установленным критериям, выбрать наиболее приемлемую породу древесины и обосновать ее начальную влажность для объемной резьбы.

3. Выполнить анализ технологии изготовления деревянных изделий посудной группы из влажной древесины осины способом объемной резьбы и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

4. Разработать метод сушки объемных художественных изделий из древесины осины в целях исключения их повреждения в процессе производства и эксплуатации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработаны материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, обеспечивающие характерные конструктивные и эстетические параметры их форм.

2. Доказана целесообразность применения древесины осины, как основного материала для изготовления традиционных для Русского Севера

деревянных изделий посудной группы с учетом их конструкционных, технологических и эстетических требований.

3. Впервые установлено, что для изготовления различных видов традиционной деревянной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%.

4. Впервые разработан метод двухстадийной сушки деревянных изделий сложной конфигурации, обеспечивающий сохранение физической целостности и эстетических качеств их форм.

Практическая значимость:

1. Разработанные новые материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить традиционную эстетическую специфику новым формам изделий при их проектировании.

2. Предложенный новый метод двухстадийной сушки деревянных художественных изделий сложной конфигурации позволяет ликвидировать выход бракованной продукции на предприятии и сократить время на процесс сушки в 2 раза.

3. Предложенный метод обработки объемной резьбой древесины осины с начальной влажностью 60-80% позволяет сократить общую длительность процесса изготовления изделий в 1,5 раза.

4. Результаты исследований используются ЗАО «НХП «Беломорские узоры», г. Архангельск при изготовлении различных деревянных изделий утилитарного назначения, выполненных способом объемной резьбы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы доложены, обсуждены и одобрены на ежегодных научно-технических конференциях в Архангельском государственном техническом университете (2000-2009 гт.), в Удмуртском государственном техническом университете (Ижевск, 2006 г.), в Московском Государственном Университете Приборостроения и Информатики (Москва, 2008 г.).

Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 7 работ, в том числе 1 работа в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы из 103 наименований. Общий объем работы - 166 страниц, включая 30 рисунков и 24 таблицы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы, цель, задачи, научная новизна и практическая ценность выполненного исследования.

В первой главе рассмотрены вопросы исследования форм традиционных деревянных художественных изделий и технологии их изготовления способом объемной резьбы, а также используемых материалов.

Народные промыслы, связанные с художественной обработкой древесины и изготовлением изделий сложной конфигурации методом объемной резьбы, всегда были предметом изучения исследователей русской народной культуры. Русский Север, обладающий многовековыми традициями в области художественной обработки древесины, в силу своих огромных лесных ресурсов всегда привлекал исследователей народного искусства. Изысканиями в этой области с позиций искусствоведческой науки и дизайна занимались многие исследователи на протяжении 20-го века. Это нашло отражение в творчестве художников И.Я.Билибина, М.А.Врубеля, С.В.Малютина, М.В.Васнецова, В.П.Ворноскова и др., в фундаментальных трудах В.С.Воронова, И.Э.Грабаря, Н.Н.Соболева. Большой вклад в изучение народного искусства в 50-е - 60-е годы прошлого столетия внесли научные труды И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, М.А.Некрасовой, Б.А.Рыбакова, С.К.Просвиркиной, А.К.Чекалова и других. Большинство публикаций, связанных с этой темой, носят искусствоведческий характер и затрагивают, в основном, художественно-образную составляющую формообразования таких изделий.

Конец 20-го века отмечен новым обращением внимания на состояние и творческое развитие современных народных художественных промыслов, как основных наследников и продолжателей народных традиций в области художественной деревообработки. Значительный вклад в исследования технологии художественной резьбы по дереву внесли В.А.Баадулин, А.Н.Виноградов и др. Ряд авторов - Ф.М.Пармон, Н.И.Ковешникова, Н.Г.Якуннчев, М.А.Коськов и др., анализируя народное искусство, рассматривают его, как прототип современного дизайна, и предлагают продолжить исследования с этих позиций.

В результате анализа различных типов и видов резьбы установлено, что наиболее сложной по способу формообразования является объемная

резьба изделий посудной группы. В ее составе выделяются ковши-скопкари, как по художественно-образной выразительности форм, так и по конструктивным и технологическим параметрам. Искусствовед-исследователь народного искусства В.С.Воронов указывал на необходимость изучения и технической, и эстетической сторон вопроса и отмечал, что для этого необходимо «сотрудничество научно-исследовательских сил», поскольку эстетические качества формы традиционных деревянных резных изделий зависят впрямую от физических и механических свойств используемого материала и технологии его обработки. Следует отметить исследования в этой области В.И.Куманина, О.Н.Магницкого, М.Л.Соколовой, М.М.Черных, Н.Н.Пиликиной, и др.

Исследований художественной обработки древесины способом объемной резьбы с позиции технических наук до сих пор не проводилось, и тем более, не исследовалась взаимосвязь материально-конструкционной и технологической составляющих в совокупности, а также их совместное влияние на эстетическую выразительность традиционных изделий посудной группы. Поэтому возникает необходимость рассмотрения технической и художественной составляющих объемных изделий одновременно, на стыке искусствоведения и технических наук с позиции дизайна.

Использование в обычной практике для резьбы сухой (12% влажности) древесины связано с двумя негативными факторами: сложностью ее обработки и большим расходом материала, уходящего в брак, вследствие проявления дефектов древесины, полученных при предварительной сушке, и проявляющихся уже в процессе резьбы. Технология изготовления изделий посудной группы из влажной древесины до сих пор практически не рассматривалась, поскольку она создает проблему сушки готовых изделий. Сушка изделий посудной группы сопряжена с возникновением брака в виде трещин и разрушений их форм, из-за сложности их конфигурации по геометрическим параметрам, различной протяженности, разнотолщинно-сти их частей и анизотропии древесины.

Поэтому необходимо провести комплексное изучение художественной и технологической составляющих создания деревянных изделий сложной конфигурации методом объемной резьбы, которое позволит сохранить и приумножить традиции народных промыслов Русского Севера. Эта задача является актуальной для науки и практики.

Таблица 1

Результаты замеров ковшей-скопкарей

//, СМ Ь, см В, см V, л 1р, см Ьр, см Ьр, см

1 15 48 48 13,4 9,0 5,0 3,0

2 17 36 34 10,6 9,0 3,5 2,5

3 12 34 28 5,2 8,0 4,0 2,0

4 16 39 29 9,3 11 4,5 2,5

5 11 33 23 4,1 8,0 3,5 2,3

6 11 35 27 5,9 9,0 4,0 2,5

7 9 30 20 2,5 7,0 2,8 2,5

8 20 54 52 25 10 5,0 2,8

9 7,5 21 20 1,4 6,6 2,4 2,0

10 16 42 35 11,2 9,0 3,5 3,0

И 12 27 22 3,8 8,0 3,0 2,3

12 6,8 22 17 1,1 7,0 2,4 2,0

13 10 25 21 2,6 7,0 2,6 2,5

Во второй главе рассмотрены объекты, основные методы исследований и обоснована их логическая последовательность. Определены критерии выбора породы древесины для изготовления изделий посудной группы исходя из конструкции, конфигурации и размеров их форм и технологии изготовления и обоснован выбор осины, как основного материала.

В основу методики исследования был положен главный принцип формообразования в дизайне, согласно которому форма, ее конструктивная основа, эстетические качества и технология продиктованы свойствами используемого материала. В соответствии с ним реально существующие канонизированные формы традиционных изделий посудной фуппы позволяют определить их специфические конструктивные, технологические и эстетические качества, которые будут служить критериями отбора материала на пригодность для их изготовления.

Объектом исследования стали формы ковшей-скопкарей утилитарного типа (рис.1), обладающие наиболее характерными для изделий посудной группы признаками. В результате установлены закономерности строения формы типичного для деревянной посуды изделия (ковша-скопкаря) по конструктивной основе, геометрическим параметрам и обоснованы его канонизированные пропорции. Конструктивной основой фор-

мы этого изделия служит взаимосвязь между объемной формой чаши и рукоятями. Узел их соединения является важной частью формы изделия, испытывающей влияние нагрузки от жидкости, которой заполнена чаша. Объем ковша (чаши) определяется 3-мя параметрами - длиной, шириной и высотой чаши (рис.2). Если необходимо изготовить ковш-скопкарь определенного объема (вместимости), то он будет иметь заранее определенные размеры, характерные именно для этого вида деревянных ковшей.

На основании выполненных замеров ковшей-скопкарей различного размера, находящихся в музейных фондах (табл. 1), с использованием пакета Excel выполнен анализ модели множественной регрессии, связывающей объем чаши ковша V и ее основные размеры - высоту Н, длину L и ширину В. В результате установлено, что в предполагаемую модель для исключения влияния мультиколлинеарности следует включить только один параметр, который имеет наибольшую связь с величиной V. Это высота чаши Н (Rv.h = 0,974). Модель зависимости объема ковша от его высоты имеет вид:

У= 0,006 Я2'75 (1)

Значение коэффициента детерминации R2 = 0,95, что свидетельствует о высоком качестве модели.

В результате обработки результатов замеров установлены закономерности строения ковша-скопкаря по геометрическим параметрам и получены его канонизированные пропорции, выражающиеся соотношением основных размеров - 1Н : 2,8L : 2,3В.

Узел соединения рукояти с чашей может быть представлен различными вариантами формы сечений в зависимости от размеров (вместимости) чаши. Размеры сечения рукоятей могут быть определены в результате расчета изгибаемого деревянного элемента (рукояти) на прочность по нормальным напряжениям. В качестве расчетной схемы условно рассмотрена балка, жестко защемленная одним концом, с пролетом, равным длине чаши ковша L. Нагрузку от жидкости в чаше ковша можно представить в виде равномерно распределенной нагрузки интенсивностью q, суммарно равной весу налитой в ковш жидкости (Р = q • L).

Таким образом, зная объем ковша и длину его чаши, всегда можно определить максимальный изгибающий момент, действующий в наиболее нагруженном сечении рукояти ковша. А по известному изгибающему моменту можно рассчитать минимально допустимый момент сопротивления

сечения рукояти который обеспечит его прочность при действии конкретного изгибающего момента и известного расчетного сопротивления древесины осины на изгиб: \Утш = М / Яи.

Для каждого замеренного ковша был рассчитан минимально допустимый момент сопротивления сечения и установлена математическая зависимость \Vmin сечения рукояти ковша от его объема V (рис 3).

- 0,2274- V (2)

Установив по выражению (2) требуемое значение для сечения рукояти ковша, можно обосновать форму и размеры сечения рукояти для ковша конкретного объема, и наоборот, определить максимально возможный объем при известном сечении рукоятей.

По данным замеров толщины рукоятей ковшей обычно находятся в пределах 2,0-3,0 см. Зная выражения для определения различных форм сечений, можно по формуле (2) определить минимально возможные объемы ковшей для данного диапазона сечений рукоятей из условия их прочности.

V, л

Рис. 3. Зависимость минимально допустимого момента сопротивления в сечении рукояти от объема (вместимости) ковша

Аналогичным образом можно поступить при подборе формы поперечного сечения рукояти при заданном объеме ковша. Вначале по известному объему V определяют требуемый момент сопротивления сечения V/. А затем, используя выражения для расчета момента сопротивления для различных форм сечения (табл. 2), подбирают допустимую форму сечения рукояти ковша.

Таблица 2

Минимально возможные объемы ковшей-скопкарей для различных форм сечения рукояти

Форма сечения \У,см3 Минимальный объем ковша, л при различных диаметрах рукояти

(1 = 2,0 см <1 = 2,5 см с! = 3,0 см

Круг, усеч. с 2-х сторон = 0,09885с!3 3,5 6,8 11,7

Круг \У = 0,098 т* 3,4 6,7 11,6

Круг, усеч. с 4-х сторон V/ = 0,087с13 3,1 6,0 10,3

Овал \У = 0,0481(1' 1,7 3,3 5,7

Ромб, усеч. с 2-х сторон XV = 0,044с13 1,5 3,0 5,2

На основании установленных закономерностей и канонизированных пропорций форм традиционных деревянных изделий посудной группы выработаны обоснованные критерии выбора породы древесины для их изготовления. Для этого основные породы древесины рассмотрены исходя из конструкционных, технологических, эстетических и гигиенических требований к формам изделий.

Конструкционные требования устанавливаются из условия прочности готовых изделий, заполненных жидкостью, с учетом различных форм сечения рукояти. Показатели прочности породы древесины должны быть наибольшими.

Технологические требования к древесине обусловлены необходимостью резания древесины вручную в разных направлениях (тангенциальном, радиальном, вдоль, поперек волокон). Из-за анизотропии древесины ее твердость в различных направлениях различна, следовательно, усилия при резании будут разными. Чем меньше твердость древесины, тем легче

процесс резания. Одновременно, следует учесть, что с повышением влажности древесины ее твердость снижается, в результате процесс резания облегчается. Однако, затем необходимо высушить готовое изделие, поэтому следует принять во внимание показатели усушки древесины. Чем они ниже, тем больше подходит данная порода древесины для объемной резьбы.

Эстетические требования к породе древесины обусловлены ее цветом, текстурой, фактурой, а гигиенические требования определяют анти-септичность и запах. Для изделий посудной группы текстура должна быть нейтральной, потому, что поверхность таких изделии традиционно гладкая. Так как посуда обычно декорируется росписью или окрашивается, то цвет древесины должен быть приближен к ахроматическому - белому. Ан-тисептичность и отсутствие резкого запаха обусловлены тем, что изделие предполагает контакт с напитками и пищей.

На основе этих требований выполнен анализ важнейших физико-механических свойств (прочности, твердости, усушки) наиболее распространенных на Беломорском Севере пород древесины - осины, сосны и ели с целью обоснования выбора для изготовления резных объемных изделий. Ввиду того, что достаточно сложно установить прямое влияние какого-либо отдельного показателя, в ходе исследования был применен метод построения лепестковой диаграммы, который позволяет определить интегральный (суммарный) показатель свойств материала по каждой рассмотренной породе древесины и группе свойств. Для этого после построения такой диаграммы определялась площадь полученного многоугольника, которая представляет сумму площадей треугольников, образованных осями многоугольника механических свойств древесины (рис. 4, 5).

Расчеты производились для показателей прочности - при 12% влажности, усушки - при 12% влажности, твердости - при 12, 30 и 60% влажности древесины.

Интегральный показатель (Зии1) по каждой рассмотренной породе древесины и группе свойств рассчитывался по выражению: в --!■[

где X, - значение оцениваемого показателя;

Хм1 - значение последующего показателя;

Х„ - значение последнего показателя в группе свойств;

1(ХГХЫ)+ХП-Х, ¡=1

■вт— (3)

п

Показатели усушки

Рис. 5 - Диаграммы показателей усушки.

1 - усушка радиальная, %;

2 - усушка тангенциальная, %;

3 - усушка объемная, %

Рис. 4 - Диаграммы показателей прочности при влажности 12 %.

1 - прочность при сжатии вдоль волокон, МПа;

2 - прочность при растяжении вдоль волокон, МПа;

3 - прочность при растяжении поперек волокон, МПа;

4 - прочность при статическом изгибе, МПа;

5 - прочность при скалывании вдоль волокон радиальная, МПа;

6 - прочность при скапывании вдоль волокон таненциапьная, МПа.

для сосны Бинт = 3064

X, - значение 1-го показателя; п - количество оцениваемых показателей.

Наилучшая порода древесины для показателей прочности находится из условия 8НИ1 = Э"^1, а для показателей усушки и твердости - = . Максимальное значение для показателя прочности получено для осины. Оно на 16% выше, чем для ели и на 6% выше, чем для сосны. Минимальное значение для показателя усушки получено так же для осины. Оно на 6% ниже, чем для ели и на 18% ниже, чем для сосны. Следовательно, как по показателю прочности, так и по показателю усушки древесина осины превосходит древесину ели и сосны в качестве материала для изготовления сложных по конфигурации форм предметов, выполняемых способом объемной резьбы.

Твердость осины при 12% влажности превышает твердость ели на 10%, но при повышении влажности она снижается гораздо интенсивнее, чем у ели и сосны, и при 60% влажности практически совпадает с твердостью ели и ниже твердости сосны на 24%.

Таким образом, доказано, что для объемной резьбы по всем критериям целесообразно использование древесины осины с начальной влажностью 60-80%. Это обусловлено тем, что твердость древесины при такой влажности снижается в 2,5 раза, а сопротивляемость резцу снижается на 30-40%. В результате время изготовления изделия сокращается в 1,5 раза.

В третьей главе выполнен анализ технологического процесса формообразования традиционных изделий посудной группы исходя из свойств их форм и физико-механических свойств древесины осины.

Традиционные формы изделий посудной группы обладают рядом свойств, благодаря которым они приобрели свои характерные черты. Наиболее важной характеристикой формы является конфигурация, которая характеризуется геометрическим видом, стереометрией поверхностей и величиной. Через анализ этих свойств формы устанавливается характер ее пластической разработки, определяются технологические приемы и способы ее моделировки, параметры инструмента для их формирования.

Анализ форм по геометрическому виду и стереометрии поверхностей позволил установить прямую зависимость технических способов моделирования их резьбой и их последовательность от этих параметров.

Для изготовления изделия из древесины в соответствии с традиционной технологией объемной резьбы используется специальный инструмент,

все параметры которого (форма, размеры, угол заточки режущей поверхности) направлены на преодоление анизотропии древесины и формирование сложного объема изделия. Установлено, что сложная по конфигурации форма изделия, состоящая из плоских граней, вогнутых и выгнутых поверхностей и дугообразных переходов, предполагает использование не одного инструмента, а набора из пяти инструментов (отлогая и крутая полукруглые стамески, прямая стамеска, клюкарза, нож богородский), каждый из которых специализирован на моделировке форм различных по стереометрии поверхности.

В результате исследования установлено, что использование механического оборудования с целью сокращения времени на обработку формы изделия возможно только на подготовительных этапах (опиливание по торцевому, верхнему и боковому шаблонам и черновая выборка высверливанием внутренней полости). Исходя из этого, обоснованы допуски на ручную обработку поверхности изделия резьбой при заглублении резца при каждой порезке на 1,5-2 мм с учетом разницы в припусках, связанных с усушкой изделия и изменения пропорций. Поскольку поперек волокон усушка, в среднем, в 1,5-2 раза больше, чем вдоль волокон, то обоснованы припуски по ширине и длине с каждой стороны шаблона, соответственно, 10 мм и 5 мм.

Анализ брака, связанного с раскроем древесины на заготовки, показал, что для предотвращения деформаций, приводящих к разрушению формы изделия, необходимо учитывать, что высота шаблона должна быть меньше радиуса чурака на величину сердцевины ствола. Это предотвратит возможность растрескивания верхней части формы. Торцевой шаблон должен укладывается в полученном сегменте по радиусу, который является его осью симметрии и совпадает с осью симметрии торцевого шаблона. Это позволит избежать перекосов формы изделия.

Древесина, как природный материал, часто обладает различными пороками: сучки, трещины, косослой, химические окраски, грибные поражения, и др. Пороки в художественной деревообработке можно рассматривать в двух аспектах: с эстетической стороны, тогда они в своем большинстве воспринимаются как достоинства и важные средства выразительности, и с технологической стороны, тогда они же являются негативным качеством материала. На основании проведенных исследований была обоснована регламентация норм пороков на поверхности деревянных художе-

ственных изделий посудной группы (ковшей-скопкарей), которую можно использовать в производственной деятельности.

Одним из важных физических свойств древесины является ее влажность и, в связи с ней, усушка. Анализ процессов изменения свойств древесины, связанных с влажностью осины, позволил установить, что наряду с позитивным влиянием этого свойства на обрабатываемость древесины резьбой (с повышением влажности снижается твердость и, в результате, снижается трудоемкость) возникает негативный момент, связанный с неравномерностью усушки древесины в разных направлениях ее структуры. Усушка приводит к внутренним напряжениям, образованию трещин и разрушениям изделия. Экспериментально установлен механизм образования трещин в изделиях посудной группы, связанный с анизотропией древесины, проявляющейся во влажности и усушке, усиливающийся переменными углами среза волокон древесины, разностью длины, ширины и толщины разных частей сложной по конфигурации формы изделия.

Режимы сушки деревянных резных объемных изделий сложной конфигурации с внутренними полостями до настоящего времени не изучались, а все существующие методы сушки древесины связаны с сушкой изделий линейных форм и в больших объемах.

Все эти проблемы вызывают необходимость разработки нового метода сушки изделий сложной конфигурации, позволяющего полностью устранить возникновение брака.

Четвертая глава посвящена экспериментальным исследованиям сушки деревянных изделий сложной конфшурации. Установлено, что начальная влажность древесины осины, из которой создается изделие, должна составлять 60-80%. Такая высокая влажность позволяет существенно облегчить резание древесины в процессе формирования изделий способом объемной резьбы.

Для исключения деформаций и растрескивания изделий предложен двухстадийный метод сушки, состоящий из атмосферной сушки изделия в бумаге с высокой поглощающей способностью и дальнейшего досушивания в печи СВЧ (рис. 6).

Вначале был проведен методический эксперимент, чтобы определить, насколько бумага позволяет выравнивать процесс удаления влаги из

\л/,%

- сушка в печи СВЧ Т = 0.7743 (да,-12)0И"

Двухстадийная сушка

- атмосферная сушка в бумаге:

- 60-80% - 3 дня;

Рис.6. Процесс сушки деревянных художественных изделий сложной конфигурации (деревянной посуды)

Рис.7. Зависимость времени сушки на втором этапе от требуемого процента снижения влажности

древесины. Экспериментальные образцы из древесины осины представляли собой прямоугольные параллелепипеды, часть из которых обертывалась бумагой, а часть сушилась без бумаги. На основании проведенных экспериментов сделан вывод, что для образцов такой массивной формы бумага существенно не влияет на интенсивность снижения влажности, но в то же время она позволяет несколько смягчить резкое испарение влаги с поверхности образцов и предотвратить коробление изделий.

Далее был проведен эксперимент непосредственно с заготовками ковшей. Его цель - определить, влияет ли бумага на замедление процесса сушки объемных резных изделий и может ли она снять напряжения между разными участками изделия сложной формы, а также, является ли эффективным досушивание изделий в поле токов СВЧ. В результате установлено, что влажность древесины в этих условиях снижается медленнее, образцы в бумаге сохнут дольше, чем без нее, но в них не наблюдается искажения форм и трещин. Бумага впитывает влагу из изделия, влажность выравнивается, и изделие высыхает равномернее, чем без бумаги. Использование же энергии СВЧ позволяет ускорить процесс сушки и обеспечить при этом сохранность формы изделий.

Третий эксперимент проводился с распиленными в продольном направлении на отдельные секции образцами ковшей для того, чтобы определить, как поведут себя в процессе сушки образцы нелинейной формы и установить, где в этой форме происходят наибольшие коробления. Секции были подвергнуты атмосферной сушке без бумаги. В результате установлено, что сложная объемная форма изделия при быстром испарении влаги способствует появлению в ней различных деформаций. Поэтому использование бумаги на 1-й стадии сушки позволит замедлить процесс и за счет перераспределения влаги избежать появления неравномерных деформаций в криволинейных элементах.

В заключение был проведен основной эксперимент, в котором двух-стадийный метод сушки был проверен в полном объеме на партии ковшей, изготовленных из древесины различной начальной влажности. В результате подтверждена эффективность 1-й стадии сушки изделия - в бумаге и разработан метод определения продолжительности 2-й стадии - досушивания изделия в печи СВЧ (рис. 7).

Производственная сушка изделий сложной конфигурации предусматривает достижении ими 12% влажности после 2-й стадии. В результа-

те экспериментов обоснована продолжительность 2-й стадии сушки в печи СВЧ. Уравнение регрессии, показывающее зависимость времени на досушивание в печи СВЧ от оставшегося % снижения влажности, имеет следующий вид:

Т = 0,7743 -(\У,-12)°'5999

где Т - время на досушивание в печи СВЧ, мин.,

- 12) - оставшийся процент снижения влажности до 12%, XV1 - влажность изделия, достигнутая после 1-й стадии сушки, %.

Например, после 1-й стадии сушки влажность ковша-скопкаря составила 32%. Тогда по выражению (4) продолжительность сушки на 2-й стадии в печи СВЧ составит: Т = 0,7743 * (32 - 12)0'5999 = 4,7 мин.

В результате выполненного исследования сформулированы основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, заключающиеся в следующем:

- при выборе материала конструкционные качества древесины - показатели прочности должны быть наибольшими, а технологические - твердость и усушка - наименьшими;

- сложные по конфигурации формы изделий посудной группы должны изготовляться из влажной древесины осины;

- конфигурация режущей поверхности инструмента должна соответствовать конфигурации (стереометрии) поверхности моделируемой части изделия;

- для сохранения целостности объемной формы изделия необходимо применять двухстадийный метод сушки.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Установлены закономерности геометрических и размерных параметров, определяющие дизайн объемных резных деревянных изделий посудной группы. Получена регрессионная зависимость, связывающая объем ковша и высоту чаши, разработан метод подбора сечения рукояти ковша и обоснованы его канонизированные пропорции, выражающиеся соотношением основных размеров - 1Н : 2,81,: 2,3В.

2. Критериями выбора породы древесины для изготовления традиционных изделий посудной группы способом объемной резьбы являются со-

вокупность их специфических конструкционных, технологических, эстетических и гигиенических качеств: максимальная прочность, минимальная усушка и твердость, антисептичность, отсутствие запаха.

3. Древесина осины является наиболее приемлемым материалом для изготовления изделий посудной группы способом объемной резьбы по всем рассмотренным критериям. Показатели прочности у осины, в среднем, на 10% выше, чем у ели и сосны, а показатели усушки - на 12% ниже.

4. Для изготовления различных видов традиционной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%, так как твердость влажной древесины в 2,5 раза ниже, чем сухой, в результате чего сопротивляемость резцу становится на 30-40% ниже, а время изготовления изделия сокращается в 1,5 раза.

5. Предложен новый технологический процесс создания изделия сложной конфигурации из древесины осины способом объемной резьбы, обоснован комплект необходимых инструментов, разработаны принципы раскроя заготовок и составлены нормы допустимых пороков древесины.

6. Использование механического оборудования для создания объемных изделий посудной группы возможно только на подготовительных этапах. Определены допуски на ручную обработку, составляющие от 5 до 10 мм в зависимости от ориентации волокон древесины.

7. Разработан и экспериментально проверен двухстадийный метод сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы в процессе изготовления и эксплуатации, и сокращающий время сушки изделий в 2 раза.

8. Использование на первой стадии атмосферной сушки изделий бумаги с высокой поглощающей способностью позволяет снизить риск возникновения трещин благодаря выравниванию влажности и ее снижению в сложной структуре изделия до 30 % за трое суток (72 часа).

9. Разработанные материально-конструктивные и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить характерные эстетические параметры их формам.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Раковская, Д.А. Влияние свойств древесины осины на формообразование художественных изделий, выполненных способом объемной резьбы [Текст] / Д.А.Раковская // Дизайн. Материалы. Технология. - Санкт-Петербург, 2008. - №1(4) - С. 50-52. (Издание, рекомендованное ВАК).

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:

2. Раковская, Д.А. Декоративные качества материала и возможности их использования [Текст] / Д.А.Раковская, Н.Г. Лукьянова // Современная наука и образование в решении проблем экономики Европейского Севера: материалы международной научно-технической конференции. - Т. 1 - Архангельск, АГТУ. - 2004,- С. 168-170.

3. Раковская, Д.А. Свойства древесины, необходимые для резьбы [Текст] / Д.А.Раковская // Дизайн и производство мебели. Научно-производственный журнал. - 2006. - №1 (10).-С. 18-22.

4. Раковская, Д.А. Некоторые аспекты образности в деревянной народной пластике [Текст] / Д.А.Раковская // Современные проблемы конструирования и производства художественных изделий из древесины: материалы международной научно-технической конференции. - Архангельск, АГТУ. - 2006.- С. 123-126.

5. Раковская, Д.А. Некоторые особенности технологии художественной обработки древесины при создании объемных изделий [Текст] / Д.А.Раковская И Дизайн и технология художественной обработки материалов: межвузовский сборник научно-методических трудов. - 2006. - вып. №14.-С. 69-71.

6. Раковская, Д.А. Способы сушки традиционной деревянной посуды, выполненной в технике объемной резьбы [Текст] / Д.А.Раковская // Техническая эстетика, дизайн и технология художественной обработки материалов: сборник науч. трудов Моск. гос. академии приборостроения и автоматики. - 2006. - вып. №13, ч.2. - С. 60-64.

7. Раковская, Д.А. Закономерности формообразования народных художественных изделий из древесины [Текст] / Д.А.Раковская // Технология художественной обработки материалов: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск, 2008. - С. 69-70.

ЛР № 020418 от 08 октября 1997 г.

Подписано к печати 28.04.2009 г. Формат 60x84. 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 63.

Московский государственный университет приборостроения и информатики

107996, Москва, ул. Стромынка, 20

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Раковская, Дамира Азатовна

Введение.

Глава 1. Обзор исследований дизайна деревянных художественных изделий, выполненных способом объемной резьбы.

1.1. Исследования народных промыслов по изготовлению деревянных художественных изделий, как вида предметного искусства.

1.2. Разновидности форм изделий посудной группы из древесины в технике объемной резьбы.

1.3. Породы древесины, используемые для изготовления деревянных художественных изделий способом объемной резьбы.

1.4. Исследования технологии изготовления деревянных художественных изделий сложной конфигурации.

1.5. Выводы по главе.

Глава 2. Конструктивные и технологические особенности объемных деревянных изделий посудной группы.

2.1. Методология исследования дизайна традиционных изделий из древесины, выполненных способом объемной резьбы.

2.2. Анализ конструкции и размерных соотношений форм изделий посудной группы.

2.3. Критерии выбора породы древесины для изготовления объемных деревянных изделий посудной группы.

2.4. Сравнение физико-механических свойств древесины различных пород, применяемых для объемной резьбы.

2.5. Свойства древесины осины, как основного материала для изготовления художественных изделий посудной группы способом объемной резьбы.

2.6. Выводы по главе.

Глава 3. Совершенствование технологического процесса изготовления традиционных изделий посудной группы из древесины, выполненной способом объемной резьбы.

3.1. Анализ применяемой технологии, оборудования и инструментов, необходимых для формирования изделий из древесины способом объемной резьбы.

3.2. Допустимость пороков древесины в резных изделиях посудной группы.

3.3. Исследование технологии изготовления изделий сложной конфигурации, выполненных способом объемной резьбы.

3.4. Выводы по главе.

Глава 4. Экспериментальные исследования сушки деревянных изделий сложной конфигурации.

4.1. Задачи и обоснование методики экспериментальных исследований.

4.2. Оборудование, подготовка образцов и порядок проведения экспериментов.

4.3. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы.

4.4. Выводы по главе.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Раковская, Дамира Азатовна

Одним из наиболее распространенных и древнейших видов русского народного искусства является художественная обработка древесины. Будучи традиционным конструкционным материалом, использовавшимся при сооружении ритуальных зданий, жилища, мостов, транспортных средств, изготовлении мебели и домашней хозяйственной утвари, древесина исторически стала одним из благодатных объектов приложения творческих сил и фантазий народных мастеров и умельцев.

Произведения народного искусства всегда создавались с учетом всех свойств материала или «по законам материала». Постоянное соприкосновение русского крестьянина с древесиной способствовало усовершенствованию технических приемов и способов ее обработки. Из простого плотницкого мастерства возникли и широко развились более сложные способы обработки дерева — столярные, резные и токарные приемы и методы.

Одним из таких технологических приемов, послужившим истоком для целого художественного направления, была объемная резьба по дереву, а самым распространенным видом изделий — крестьянская посуда. Поставцы, со-лоницы, черпаки, ендовы, ковши, братины - все это изготовлялось из древесины. Большие чаши и ковши выдалбливались из цельного куска дерева и украшались резьбой или росписью.

Наибольший интерес для исследователей вызывает сложная с технологической точки зрения объемная или скульптурная резьба. Большинство известных видов резьбы направлено только на декорирование поверхностей каких-либо объектов для придания им художественных качеств. Принципиальное отличие от них объемной резьбы заключается в том, что посредством нее формируются объемные объекты, сама скульптурная форма которых обладает художественными качествами.

Все виды крестьянской посуды из дерева представляют собой своеобразную разновидность народной скульптуры и относятся к пластической грани народного искусства, в которой неразрывно и органично соединены художественное творчество и техническое мастерство. В процессе народного художественного творчества всегда возникает тесная связь практической и художественной деятельности, ремесла и искусства. Именно поэтому созданные руками народных умельцев предметы домашней посуды всегда обладали поражающей нас и сегодня утилитарно-художественной целостностью.

В результате социальных изменений, произошедших в нашей стране, художественные промыслы, как хранители традиций народного искусства, находятся на грани упадка. Тем не менее, в настоящее время наблюдается тенденция к использованию в современных жилых интерьерах натуральных, экологически чистых природных материалов, и, прежде всего, древесины. Обустройство среды обитания человека подвигает дизайнеров обратиться к традициям народного искусства, к наиболее интересному и мало изученному виду художественной обработки древесины — объемной или скульптурной резьбе для создания предметов дизайна, обладающих как практическим функциональным назначением, так и эстетической — художественной составляющей.

Многие из действующих народных мастеров, а также предприятий народных художественных промыслов, сейчас продолжают и развивают производство объемных деревянных изделий сложной конфигурации, прообразом которых была обычная крестьянская посуда, трансформировавшаяся под влиянием времени в художественные произведения, используемые сейчас как украшения или детали интерьера. Дизайн подобных изделий из древесины предполагает комплекс композиционных и технологических мероприятий по их созданию, причем, именно в совокупности, а не по частям.

Проведенный анализ литературных источников показал, что если эстетическая составляющая формообразования таких предметов достаточно изучена искусствоведами и освещена в научных трудах, то вопросы технологии художественной обработки древесины остаются на уровне практического опыта и не имеют достаточного научного обоснования. Практически не рассмотрено влияние свойств и технологии обработки материала древесины на пластическую выразительность объемных изделий.

Предприятия народных художественных промыслов испытывают необходимость в научной обоснованности технологических вопросов в процессе формообразования изделий сложной конфигурации. Изделия часто трескаются, деформируются в процессе обработки или сушки. Главной проблемой здесь является создание целостной формы изделия не только в художественно-композиционном плане, но и в материальном — физическом. Сегодня мастера-художники, исходя из собственного опыта, применяют различные методы технологической обработки деревянных изделий для предотвращения их деформаций и разрушения. Однако установившихся, а главное, научно обоснованных методов, до настоящего времени не имеется.

Как отмечено рядом исследователей, народное искусство является прототипом современного дизайна. А дизайн изделий из древесины представляет собой комплекс эстетических и-технологических-мероприятий по их созданию. Поэтому необходимо провести комплексное изучение художественной и технологической составляющих создания изделий сложной конфигурации методом объемной резьбы, которое позволит сохранить и приумножить традиции народных промыслов Русского Севера.

Цель диссертационной работы — разработать новые материаловедче-ские и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера резных деревянных художественных изделий посудной группы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: * - -1. Установить критерии выбора древесины для традиционных изделий посудной группы на основании анализа конструктивных и эстетических особенностей их форм и способа изготовления.

2. Классифицировать породы древесины осины, ели и сосны по установленным критериям, выбрать наиболее приемлемую породу древесины и обосновать ее начальную влажность для объемной резьбы.

3. Выполнить анализ технологии изготовления деревянных изделий посудной группы из влажной древесины осины способом объемной резьбы и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

4. Разработать метод сушки объемных художественных изделий из древесины осины в целях исключения их повреждения в процессе производства и эксплуатации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Разработаны материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, обеспечивающие характерные конструктивные и эстетические параметры их форм.

2. Доказана целесообразность применения древесины осины, как основного материала для изготовления традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы с учетом их конструкционных, технологических и эстетических требований.

3. Впервые установлено, что для изготовления различных видов традиционной деревянной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%.

4. Впервые разработан метод двухстадийной сушки деревянных изделий сложной конфигурации, обеспечивающий сохранение физической целостности и эстетических качеств их форм.

Практическая значимость:

1. Разработанные новые материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить традиционную эстетическую специфику новым формам изделий при их проектировании.

2. Предложенный новый метод двухстадийной сушки деревянных художественных изделий сложной конфигурации позволяет ликвидировать выход бракованной продукции на предприятии и сократить время на процесс сушки в 2 раза.

3. Предложенный метод обработки объемной резьбой древесины осины с начальной влажностью 60-80% позволяет сократить общую длительность процесса изготовления изделий в 1,5 раза.

4. Результаты исследований используются ЗАО «НХП «Беломорские узоры», г. Архангельск при изготовлении различных деревянных изделий утилитарного назначения, выполненных способом объемной резьбы.

На защиту выносятся:

1. Основные закономерности формообразования объемных художественных изделий из древесины на примере ковшей-скопкарей.

2. Результаты исследования свойств древесины осины, оказывающих влияние на дизайн объемных резных изделий посудной группы.

3. Результаты экспериментальных исследований сушки деревянных объемных изделий сложной конфигурации.

4. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы.

Исследования проводились под научным руководством доктора технических наук, профессора А.М.Копейкина, которому автор выражает свою благодарность.

Автор благодарит коллектив кафедры мебели и дизайна Архангельского государственного технического университета во главе с кандидатом технических наук, доцентом П.Н.Рыбицким за постоянную помощь и внимание, а также всех, оказавших содействие в проведении настоящих исследований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Установлены закономерности геометрических и размерных параметров, определяющие дизайн объемных резных деревянных изделий посудной группы. Получена регрессионная зависимость, связывающая объем ковша и высоту чаши, разработан метод подбора сечения рукояти ковша и обоснованы его канонизированные пропорции, выражающиеся соотношением основных размеров — 1Н : 2,8L : 2,3В.

2. Критериями выбора породы древесины для изготовления традиционных изделий посудной группы способом объемной резьбы являются совокупность их специфических конструкционных, технологических, эстетических и гигиенических качеств: максимальная прочность, минимальная усушка и твердость, антисептичность, отсутствие запаха.

3. Древесина осины является наиболее приемлемым материалом для изготовления изделий посудной группы способом объемной резьбы по всем рассмотренным критериям. Показатели прочности у осины, в среднем, на 10% выше, чем у ели и сосны, а показатели усушки — на 12% ниже.

4. Для изготовления различных видов традиционной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%, так как твердость влажной древесины в 2,5 раза ниже, чем сухой, в результате чего сопротивляемость резцу становится на 3040% ниже, а время изготовления изделия сокращается в 1,5 раза.

5. Предложен новый технологический процесс создания изделия сложной конфигурации из древесины осины способом объемной резьбы, обоснован комплект необходимых инструментов, разработаны принципы раскроя заготовок и составлены нормы допустимых пороков древесины.

6. Использование механического оборудования для создания объемных изделий посудной группы возможно только на подготовительных этапах. Определены допуски на ручную обработку, составляющие от 5 до 10 мм в зависимости от ориентации волокон древесины.

7. Разработан и экспериментально проверен двухстадийный метод сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы в процессе изготовления и эксплуатации, и сокращающий время сушки изделий в 2 раза.

8. Использование на первой стадии атмосферной сушки изделий бумаги с высокой поглощающей способностью позволяет снизить риск возникновения трещин благодаря выравниванию влажности и ее снижению в сложной структуре изделия до 30 % за трое суток (72 часа).

9. В результате выполненного исследования сформулированы основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, заключающиеся в следующем:

- при выборе материала конструкционные качества древесины — показатели прочности должны быть наибольшими, а технологические - твердость и усушка - наименьшими;

- сложные по конфигурации формы изделий посудной группы должны изготовляться из влажной древесины осины;

- конфигурация режущей поверхности инструмента должна соответствовать конфигурации (стереометрии) поверхности моделируемой части изделия;

- для сохранения целостности объемной формы изделия необходимо применять двухстадийный метод сушки.

10. Разработанные материально-конструктивные и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить характерные эстетические параметры их формам.

 

Список научной литературыРаковская, Дамира Азатовна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Народные художественные промыслы РСФСР. Учеб. пособие для худож. училищ / В.Г.Смолицкий, Д.А.Чирков, Ю.В.Максимов и др.; под ред. В.Г.Смолицкого. - М.: Высш. школа, 1982. - 216 с.

2. История русского искусства. Том X (книга II) / под ред. академика И.Э.Грабаря. -М.: Наука, 1969. 560 с.

3. Билибин И.Я.Народное творчество Русского Севера. «Мир искусства», 1904, — № 11.-С. 303-318.

4. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Сварог и К, 2000.-480 с.

5. Воронов B.C. Крестьянское искусство. М., 1924.

6. Некрасова М.А. Народное искусство России. М.: Советская Россия, 1983.-220 с.

7. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

8. Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. — Сов. этнография, 1948, № Г.

9. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т. 1. — М., 1953.

10. Некрасова М.А. Проблема индивидуального в народном искусстве. -Искусство, 1975, № 12.

11. Некрасова М.А. Современное народное искусство. JL, 1980.

12. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. -М., 1975.

13. Богуславская И.Я., Графов Б.В". Искусство Жостова. Л., 1979.

14. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды. -М., 1974.

15. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII-XIX вв. В сб.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX вв. -М. 1974.

16. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М., 1972.

17. Художественные промыслы РСФСР. Справочник / под ред. В.Г.Смолицкого. -М.: Легкая индустрия, 1973. 303 с.

18. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.,1960.

19. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. M.-JL, 1939.

20. Чекалов А.К. Мебель и предметы обихода из дерева / Русское декоративное искусство, том 1., изд. Академии художеств СССР. М., 1962.

21. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. — М., 1974.

22. Авсеенок А.А. Своеобразие русской народной деревянной пластики 19 в. В сб. трудов НИИХП. - М.: Легкая индустрия, 1967.

23. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М.: Легпром-издат, 1986.-264 с.

24. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. М., 1983.

25. Русская историческая библиотека, т. 14, ч. 2. СПб., 1894.

26. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.

27. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. — М., 1955.

28. Сафроненко В.А. Секреты древесины. М., 2003. 544 с.

29. Степанов Н.Е. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1991.

30. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, 2004. - 672 с.

31. Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву. М.: Аделант, 2005.- 200 с.

32. Онианс Дик. Резьба по дереву. М.: Мир книги, 2004. - 176 с.

33. Художественные работы по дереву: Практическое руководство / по ред. В.И.Рыженко. -М.: РИПОЛ классик, 2004. 640 с.

34. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 464 с.

35. Резьба по дереву. Мозаика / Сост. Рыженко В.И. М.: Гамма-Пресс, 2001.-192 с.

36. Резьба по дереву / Сост. Круковер В.И. М.: Этрол, 2004. - 160 с.

37. Круглова О.В. Русская народная резьба по дереву и роспись. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — 240 с.

38. Жегалова С.К. Резьба и роспись по дереву. — М., 1967.

39. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия., вып. 1 -12, -М., 1910-1913.

40. Деннинг Э. Резьба по дереву. Практическое пособие. М.: Арт-Родник, 2004. - 176 с.

41. Соболев А.А. Мудрость предков. Русский двор. Архангельск,2005.- 168 с.

42. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. — Минск, Хэлтон, 2003. 272 с.

43. Абросимова А.А., Каплан Н.И, Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. М.: Высшая школа, 1984.

44. Буткевич JI.M. История орнамента. М.: Владос, 2003. - 272 с.

45. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. -М., Высшая школа, 1978.

46. Ковригина В.М. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. -М.: Высшая школа, 1986. 280 с.

47. Левадный B.C., Черный Ю.М. Обработка дерева на станках. М.: Аделант, 2003.-384 с.

48. Вишневская В.М. Хохлома. -М.: Искусство, 1980.

49. Устин В.Б. Композиция в дизайне. -М.: Астрель, 2006. 239 с.

50. Волынский В.Н., Пластинин С.Н. Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. М.: Риэлт-Пресс, 2005. - 256 с.

51. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / под ред. З.Н. Быкова и Г.Б. Минервина М.: Высшая школа, 1986. - 239 с.

52. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. М.: Изд-во Омега-Л,2006.-224 с.

53. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.-219 с.

54. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. М.: Гадари-ки, 2006.-303 с.

55. Светлова Л.П. Азбука орнамента. — М.: Институт развития профессионального образования, 2001. 128 с.

56. Художественное проектирование: учебное пособие / под ред. Б.В.Нешумова. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.

57. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов / под ред. А.В.Степанова. М.: Архитектура-С, 2004. - 256 с.

58. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. - 232 с.

59. Математическое моделирование в оценке недвижимости: методическое пособие / сост. А.Г.Тутыгин, М.А.Амбросевич Архангельск, АГТУ, 2007. - 60 с.

60. СНиП П-25-80 «Деревянные конструкции». Нормы проектирования / Госстрой СССР. -М.: Стройиздат, 1983. ЗГс.

61. Справочник по сопротивлению материалов / Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Киев, Наукова думка, 1988. - 736 с.

62. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения: Учебник для лесотехнических вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп.: М.: МГУЛ, 2002. - 340 с.

63. Справочное руководство по древесине / Пер. с англ. Я.П.Горелика и Т.В.Михайловой. -М.: Лесн. пром-сть, 1979. 544 с.

64. Барташевич А.А. Основы художественного конструирования. М.: Высшая школа, 1984. - 224 с.

65. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1972,280 с.

66. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. -М.: МарТ, 2003.-288 с: '

67. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2006. - 144 с.

68. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебник для вузов. М.: Изобразительное искусство, 2001. - 120 с.

69. Якуничев Н.Г. Предметная форма, как зеркало эволюции. — СПб.: Ника, 2002.- 154 с.

70. Коськов М.А Предметное творчество, ч. I, II, III. СПб.: Икар,1998.

71. Резьба по дереву. Полный курс для начинающего / Сост. Ю.Г.Хацкевич. Минск, Харвест, 2000. - 192 с.

72. Селезнева Е.Н. Формирование «картины мира» русской поморской культуры. Культура русских поморов / Е.Н Селезнева, П.Ю. Черносвитов. -М.: Научный мир, 2005. С. 153-155.

73. Болдырев П.В. Сушка древесины. Практическое руководство. -СПб.: ПрофиКС, 2002. 160 с.

74. Горшин С.Н. Атмосферная сушка пиломатериалов. М.: Лесная промышленность, 1971. -296 с.

75. Богданов Е.С. Справочник по сушке древесины. М., 1990.

76. Коваль B.C., Пинчевская Е.А. Сушка древесины. Киев, 2000.

77. Волынский В.Н. Взаимосвязь и изменчивость физико-механических свойств древесины. Архангельск, АГТУ, 2000. - 196 с.

78. Мелкумян В.Е. Измерение и контроль влажности материалов. М.: Издательство стандартов, 1970. - 140 с.

79. Сборник трудов НИИХП, вып. 4. М.: Легкая промышленность, 1967.-372 с.

80. Уголев Б.Н. Деформативность древесины и напряжения при сушке. -М.: Лесная промышленность, 1971. 174 с.

81. Горяев А.А. Исследование вакуумно-диэлектрической сушки древесины ели: автореф. дисс. . канд. техн. наук М., 1975. - 28 с.

82. Пиликина Н.Н. Формирование конструктивно-декоративных деталей северной домовой резьбы: автореф. дисс. . канд. техн. наук М., 2004. — 19 с.

83. Фурникэ М.Ш. Дизайн предметов посудной группы изготавливаемых из металлических сплавов: автореф. дисс. . канд. техн. наук-М., 2005. 16 с.

84. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996. - 323 с.

85. Соколова М.С. Металлы в дизайне. М.: МИСИС, 2003. - 176 с.

86. Куманин В.И. Материалы ювелирной техники / Ковалева JI.A., Крайнов С.Н., Куманин В.И. М.:МГАПИ, 2000. - 200 с.

87. В.Н.Павлюст, П.Б.Билей, И.М.Озаркив, В.Д.Крамар Особенности технологии сушки буковых заготовок нелинейной конфигурации

88. Богуславская И .Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская, Л., 1981, с. 16-43.

89. Василенко В.М., Ильин М.А., Болдина О.Д. Русское народное искусство и художественная промышленность. -М., 1980.

90. Пармон Ф.В. Композиция костюма. -М., 1985.

91. Уткин П.И.", Королева Н.С. Народные художественные промыслы. -М., 1992.

92. Уткин П.И. Народные художественные промыслы и современная культура // Народные художественные промыслы и современная культура. Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. Н.В.Черкасова. М., 1980, с. 3-50.

93. Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976.

94. Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. Сборник трудов НИИХП. -М., 1992.

95. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. -М., 1986.

96. Художественное моделирование и народные традиции. Материалы второй Международной конференции. — С.-Петербург, 1998.

97. Савельева И.Н. Основы гармонии в костюме народов России. — М.,2002.

98. Атлас древесины и волокон для бумаги // Е.С.Чавчавадзе, З.Е.Брянцева, и др. М.: Ключ, 1992. - 336 с.

99. Серговский П.С., Расев А.И. Гидротермическая обработка и консервирование древесины. -М.: Лесная промышленность, 1987. 360 с.

100. Шубин Г.С. Сушка и тепловая обработка древесины. М.: Лесная промышленность, 1990. - 336 с.

101. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. / Под ред. И.А.Бодуэна дэ Куртэнэ. М.: Тэрра, 2000.

102. ГОСТ 2140-81. Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения. М.: Изд-во стандартов, 1997. — 119 с.

103. Вакин А.Т., Полубояринов О.И., Соловьев В.А. Пороки древесины. -М.: Лесная промышленность, 1980. 112 с.