автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 годы

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Логвина, Елена Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 годы"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В .ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

ЛОГВЙНА Елена Георгиевна

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ МОСКВЫ з 1917-1932 годы

Специальность 07.00.02. - Отечественная история.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1997

Работа выполнена на кафедре отечественной истории естественных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель

- кандидат исторических наук, доиент Толмачев Е.П.

Официальные оппоненты

академик, заслуженный .деятель науки Российской федерации, доктор ттсторическихнаук. профессор Мальцев Н.А.

- кандидат исторических наук, доиент Костицкий С.Н.

Ведущая организация

- Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева

Зашита диссертации состоится " 1997 г. на заседании

диссертационного совета К.053.05.45 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва. Воробьевы горы, МГУ. 1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд. 424.

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре отечественной истории естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова. 1-й корпус гуманитарных факультетов, аул. 424.

Автореферат разослан "

¿Г" обгОеЛ^ 1997 г.

Ученый секретарь . /'.

диссертационного совета. ;

кандидат исторических наук, /• _ ■' ...

доиент

Г'

п

В.Г.Кошкидько

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Художественные общества, являясь основной организационной формой существования изобразительного искусства в 1917-1932 гг., играли видную роль в духовной культуре России. Большинство московских художников, именитых и молодых, являлись членами различных художественных объединений или участвовали в выставках этих обществ в качестве экспонентов.

Актуальность исследования деятельности добровольных художественных обществ Москвы в начале XX века обусловлена не только значением, которое имело творчество и общественная деятельность их членов в культурной жизни страны, но и возможностью проследить основные направления политики Советского государства по отношению к художественным обществам в контексте общественно-политической ситуации 19171932 гг.

Октябрьская революция в корне изменила общественное положение художников. Оказавшись в полной экономической зависимости от государства, они пытались найти свое место в культурной жизни страны и применение своему творчеству. Это порой приводило к необходимости изменения тематики и идейной направленности творчества, изменения своего мировоззрения. Появляются новые средства выражения, новая творческая манера, вообще изменения в эстетике искусства.

Советское государство, в свою очередь, стремилось использовать изобразительное искусство прежде всего как средство пропаганды своей политики. Уже в 20-е годы XX в. художественные общества начинают испытывать все большее идеологическое давление со стороны государственных органов. По мере политизации всех областей жизни страны, стала невозможной не только полноценная творческая деятельность художников, но и само существование добровольных творческих союзов.

Необходимость изучения данной проблемы диктуется тем обстоятельством, что в настоящее время интерес к проблеме жизни и творчества деятелей изобразительного искусства периода революции и первых послере-

волюционных десятилетий значительно возрос. Он обусловлен возвращением ранее неизвестных работ художников, открытием новых художественных выставок из запасников музеев, отечественных и зарубежных частных коллекций. Это обращение к истории русской культуры является импульсом к переосмыслению места и роли художественной интеллигенции в Советской России.

Представляется возможным использовать новые подходы к исследованию развития советского изобразительного искусства и культурной политики государства по отношению к нему. Выставочная и общественная деятельность художественных обществ различных направлений позволит выявить их отношение к важнейшим политическим событиям, происходившим в стране в этот период.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются профессиональные объединения художников (союзы, товарищества, артели), а также общества, ассоциации и кружки, ставившие своей целью развитие изобразительного искусства, устройство выставок, художественно-педагогическую и музейную деятельность. Наряду с официально зарегистрированными обществами будут рассматриваться объединения, не имеющие официального статуса, в том числе выставочные группировки, связанные общей эстетической платформой, выступавшие с программными заявлениями или манифестами.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом 1917 - 1932 гг. Они обусловлены, с одной стороны, свержением самодержавия в России, приведшим к коренному изменению общественного положения художников, стихийному движению смрны художественных мировоззрений и образованию большого количества художественных объединений, и, с другой стороны, моментом выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года, повлекшего за собой ликвидацию художественных обществ и создание единого Московского союза художников.

Указанный период соответствовал этапу наиболее активного функционирования художественных обществ различных направлений. Внутри

данного периода автор счел целесообразным выделить ряд этапов: 1) февраль 1917 - конец 1921 г.; 2) конец 1921 г. - середина 1925 г.; 3) середина 1925 - 1928 гг.; 4) 1929 - апрель 1932 г. В диссертации предпринята попытка проследить динамику изменения государственной политики по отношению к художественным объединениям на протяжении всех четырех этапов.

Территориальные рамки исследования ограничены Москвой, поскольку она являлась одним из центров культурной жизни страны, где в послереволюционный период существовало наибольшее количество художественных обществ различных направлений, на примере деятельности которых возможно проследить процесс постепенного подчинения изобразительного искусства интересам государства.

Разработанность проблемы. Степень изученности данной проблемы нельзя считать удовлетворительной не только потому, что советская историография не располагает достаточным количеством исторических исследований, в которых бы исчерпывающим образом освещалась государственная политика в области изобразительного искусства и общественных организаций, но и потому, что отсутствуют как обобщающие работы по истории московских обществ художников, так и отдельные исследования по деятельности большинства московских художественных объединений.

Недостаточная изученность вопроса объясняется, с одной стороны, рассредоточением документов художественных обществ, творческих и биографических материалов по различным архивохранилищам и частным коллекциям. С другой стороны, долгое время существовал негласный запрет на изучение авангардного искусства. Авангард, неподвластный соци^ альным заказам, оказался неугоден новому режиму. Искусство "левых" живописцев надолго исчезло из выставочных залов музеев. Насильственное изъятие произведений целого поколения художников из отечественной культуры отозвалось тяжелейшими проблемами, в частности, - отсутствием научных исторических исследований, посвященных этому направлению ■ изобразительного искусства, и, как результат, - непонимание зрителем вернувшихся произведений.

"Ценностное" предпочтение отдавалось изучению деятельности художественных объединений, живопись которых был а насквозь пронизана политическими идеями и точно соответствовала социальному заказу.

Условно в отечественной историографии можно выделить следующие тематические разделы: 1) работы, посвященные культурной политике первых послереволюционных десятилетий и государственной политике в области изобразительного искусства; 2) труды, анализирующие законодательство РСФСР в области общественных организаций; 3) работы, освещающие особенности развития советской живописи 20-30-х гг.; 4) исследования выставочной деятельности художественных обществ 20-30-х гг.; 5) работы по истории отдельных художественных обществ; 6) труды, посвященные жизни и творчеству отдельных художников.

В обширной историографии, посвященной проблемам культурной политики государства и государственной политике в области изобразительного искусства первой трети XX века, прежде всего следует отметить исследования: А.Павлюченкова "Партия. Революция. Искусство. (1917-1927)"1, где анализируется опыт сотрудничества деятелей литературы и искусства с Советской властью, особенности складывания этих отношений в первое послеоктябрьское десятилетие; О.Сопоцинского и В.Толстого "Политика Коммунистической партии в области искусства в период 1917-1932 гг."2; Л.Зингера "Диалектика 30-х: диктатура +• энтузиазм'"; П.Новицкого "Основы художественной политики рабоче-крестьянского государства'4; М.Б.Кейрим-Маркуса "Государственное руководство культурой"3 и др.

Эти работы позволяют проследить этапы постепенного складывания структур государственного аппарата, в ведении которых находилась культура в целом и изобразительное искусство в частности, взаимоотношения

1 Павлюченков А. Партия. Революция. Искусство (1917-1927). -М, 1985.

2 Сопоцинскнй О., Толстой В. Политика Коммунистической партии в области искусства в период 1917-1932 гг.//Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве - М., 1960.

' Зингер Л Диалектика 30-х: диктатура - энтузиазм/ГГворчество - 1989. - \» 7.

4 Новицкий П. Основы художественной политики рабоче-крестьянского государ-ства//Наука и искусство - 1926. - Ла 1.

3 Кейрнм-Маркус М Б Государственное руководство культурой. -М., !9Б0

государственных органов и московских художественных обществ. Авторы анализируют политику партии, от которой в то время зависело вообще существование этих обществ. В данных исследованиях четко просматриваются идеологические установки в позиции авторов, однако нельзя умалять их значение, так как они ценны своим фактическим материалом.

На условия существования художественных обществ оказывало влияние множество факторов: изменение государственной политики по отношению к объединениям художников, общее состояние экономики, перестройка структур Наркомпроса РСФСР, смена эстетических приоритетов и т.д. Государственная политика по отношению к художественным обществам складывалась из двух факторов: политика по отношению к изобразительному искусству в целом и политика по отношению к общественным организациям в частности (т.к. эти объединения, по сути, были добровольными объединениями граждан, не преследующими целей извлечения прибыли).

Здесь необходимо отметить значимость работ Т.П.Коржихиной1 и А.Нелидова2, анализирующих законодательство РСФСР рассматриваемого нами периода в области общественных организаций. Находясь в зависимости от государственной политики и экономически неустойчивом положении, художественным обществам приходилось постоянно лавировать и приспосабливаться к новым условиям существования.

Комплекс работ, освещающих особенности развития советского изобразительного искусства периода 1917-1932 гг.," позволяет разобраться во всем многообразии художественных жанров, что объясняет возникновение огромного количества художественных объединений в этот период, неко-

1 Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР в 1917-1936 гг. - М.Д981; Она же. Законодательные источники по истории общественных организаций СССР (1917-193б)//Вспомогательные исторические дисциплины. - Л.,1987. - Т.XVIII; Она же Документы добровольных обществ переходного периода от капитализма к социализму (1917-1936). Состояние и потребности исследования//Археографический ежегодник за 1984 г -М„ 1986.

" Нелидов А. История государственных учреждений СССР (1917-1946). - М., 1962..

' Федоров-Давыдов А,А. Русское и советское искусство - М, 1975; Лебедянский М. Советская русская живопись первого послеоктябрьского десятилетия. - Л., 1977 и др.

торые из которых были весьма малочисленны по составу. Среди первых обобщающих некоторые теоретические и практические вопросы развития советской живописи работ следует назвать книги Н.Щекотова "Искусство СССР. Новая Россия в искусстве" (1926)1, Я.Тугендхольда "Искусство Октябрьской эпохи" (1930)2, М.Буш и А.Замошкина "Пути советской живописи. 1917-1932" (1933)3. Все эти книги принадлежат перу активных участников художественной жизни тех лет. Они не только ценны своим богатым фактическим материалом, но и сохранили для нас взгляды, точки зрения непосредственных свидетелей становления советской живописи. На страницах этих книг, что вполне естественно, порой из-за личных оценок и пристрастий в той или иной степени нарушается чувство исторической перспективы, но сама попытка объективно разобраться в художественных явлениях и процессах присутствует во всех этих работах, что и выделяет их среди многообразия книжной, газетной и журнальной полемики. В них уже бегло намечаются черты художественной жизни 20-х годов, облик объединений и групп, творчество некоторых художников - и все эти оценки в отдельных моментах не потеряли своей правоты и убедительности.

Хотелось бы особо отметить работы В.М.Лобанова4, в которых автор рассматривает развитие предреволюционного и послереволюционного искусства через деятельность художественных группировок. Начиная с "Мира искусства", Союза русских художников, "Бубнового валета" и др. дореволюционных обществ, он далее анализирует работу АХРР, ОСТ, "4 искусств", "Цеха живописцев", РОСТ и т.д. Сам принцип анализа художественной жизни России, включая моменты возникновения, существования и распада художественных групп, использовался в последующих работах других критиков и историков искусства, особенно по отношению к искусству 20-х годов.

'' Щекотов Н. Искусство СССР. Новая Россия в искусстве. - М, 1926 ^ Тугенхольд Я.А. Искусство Октябрьской эпохи - Д., 1930. ' Буш М, Замошкин А. Пут» советской живописи(1917-1932). - М.-Л, 1933.

4 Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. - М., 1930, Он же. Из сохраненного памятью/'/Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х гг. - М , 1962

Следует отметить, что для рассматриваемого периода характерно большое количество статей художественных критиков, которые содержат интересный материал о выставках художественных объединений, об их участниках, характеристики выставляемых произведений, оценки стилей и направлений, что в информативном плане сохраняет значимость для искусствоведов и историков и по сей день. Здесь необходимо выделить многочисленные статьи Я.А.Тугендхольда1, А.А.Сидорова2, А.А.Федорова-Давыдова'' н др.

История отдельных художественных обществ изучена неравномерно. Основная масса работ была посвяшена деятельности художественных объединений, неукоснительно выполняющих требования государства, как, например, Ассоциации художников революционной России (АХРР).4 На хорошем уровне написаны монографии, посвященные истории Общества станковистов (ОСТ)' и группы художников "Тринадцать"6 В этих работах анализируются причины возникновения обществ, их состав, выставочная и общественная деятельность участников, их творческие позиции, причины распада обществ.

. Деятельность других объединений художников нашла отражение только в статьях.7 Так как большинство этих исследований появляется в 1980-е годы, в них уже более объективно освещаются события на основе прежде недоступных исследователям источников. Отличительной чертой историографии этого периода являлось стремление преодолеть ранее дов-

' Тугендхольд Я.А. Искусство и революцня//Художник и зритель. - 1924. - Уз 3-4; Он же. Сезон• выставок/Л5 еволюция и культура. - 192S. - .V» 3-4; Он же. Формальный элемент в наше» живописи/УСоветское искусство. - 1928. - .N's S; Он же. Выставка в Музее живописной культуры//Известия. - 1925. - 10 января.

* Сидоров A.A. Художественные выставки//Творчество. - 1920. - Jfe 2-4.

Федоров-Давыдов А А. По выставкам/ЛТечать и революция. - 1925. - Кн. 5-6.

4 4 года АХРР- Сборник. - М, 1926. Князева В. Роль АХРР в развитии советской живописи. - Л.. 1953; Она же. Ассоциация художников революционной России. - Л., 1967 и др.

' Костин В И. Общество станковистов - Л., 1973.

6 Немировская М. Художники группы "13" -М.. 1936.

7 Меледина М.В. Общество московских художников (ОМХ)//Советское искусствознание - М. 198S - Л» 24; Ковалев А. "Маковец7.'Искусство. - М.. 19S7. - .V» 2*; Губи н В Творческая группа ""Путь живописи'У/Творчества - М, 1975. - .Ys 6; Берман 5. Общество "Маковец'7/Творчество. - 19S0 - „Ys 3. - С 16-19; Лапшин В П. Из истории художественной жизни Москвы 1920-х годов: "Макоеец'У/Советское искусствознание-79. - Вып. 2. - М., 19S0 и зр.

левшие стереотипы.

Наиболее яркую картину жизни различных обществ дают рецензии на их выставки. В рецензиях можно обнаружить информацию об истории возникновения многих обществ художников, а также об особенностях творческих стилей членов этих объединений.1 Подобную информацию о самих обществах и их деятельности можно почерпнуть и из предисловий к каталогам выставок2 _ - -

Наибольшее количество исследований посвящено творчеству отдельных художников, являвшихся членами того или иного художественного объединения.3 В этих работах прослеживается процесс поиска художником своего творческого стиля, что влияло на определение его места в культурной жизни страны и применение своего творчества, отношение к произошедшим переменам в общественной жизни России и пр.

Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о том, что большинство из них рассматривает лишь отдельные аспекты проблемы взаимоотношений художественных обществ и Советского государства, без учета взаимосвязи как особенностей государственной политики по отношению к этим объединениям, так и процессов, происходящих внутри самих художественных обществ. Автор считает, что вопрос о деятельности московских художественных объединений в свете культурной политики Советского государства в 1917-1932 гг. нуждается в более глубокой проработке.

Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - изучить и проанализировать основные направления деятельности художественных обществ Москвы в 1917-1932 гг. В связи с этим определе-

1 Ралин А. По выставкам/УХудожник и зритель. - М., 1924; - № 1. Хвойник И. "4 искусства" и их выставка'7/Советское искусство. - М.-Л. 1926. - Л» 10; Бассехес А. По московским выставкам/УИскусство. - М, 1929. - № 5-6 к др.

2 Н.Я. История создания "Цеха живописцев'7/Каталог выставки общества художников ''Цех живописцев. - М., 1926; Хвойник И. ОМХ//Каталог выставки картин и скульптуры Общества московских художников. - VI., 1929 и др.

Лобанов В.М А Лебедев-Шуйский,- М., 1960, Он же. П.Соколов-Скаля. - М.-Л.. 1940, Эльконин Б. П.Кузнецов во Вхутеине н после//Тзорчество. - VI, 1991. - .Ч; 12; Сарабьянов Д В Художники "Бубнового валета"л/Иск\,сство. - 1987 - А'а 12. - С 69-70 и ДР '

ны следующие задачи:

- изучить государственную политику по отношению к художественным объединениям и ее влияние на деятельность московских обществ художников;

- на основе комплекса фактов попытаться реконструировать ту историческую действительность, в которой проходила деятельность этих обществ;

- выявить причины возникновения и прекращения существования московских художественных объединений;

- показать наиболее важные аспекты их деятельности;

- охарактеризовать творческие и мировоззренческие позиции членов различных художественных группировок;

- осветить особенности взаимоотношений этих объединений с государственными органами, имеющими отношение к культуре;

- показать взаимоотношения между участниками различных объединений художников;

- выяснить, какое участие они принимали в многочисленных идеологических кампаниях;

- выявить причины выхода постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций".

Источниковая база диссертации состоит как из опубликованных материалов, позволяющих автору раскрыть поставленные в исследовании задачи, так и из комплекса архивных документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.Г

Основными опубликованными источниками являются: нормативные и законодательные акты Советского государства и ЦК ВКП(б); постановления Коллегии Наркомпроса РСФСР; распоряжения и инструкции по Глав-науке; уставы и декларации обществ; письма и заявления членов различных группировок, направленные в редакции журналов и государственные органы; мемуары художников; справочные материалы.

Среди наиболее важных публикаций источников необходимо отметить

следующие сборники: "Советское искусство за 15 лет"1, "Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х гг."2, "Из истории строительства советской культуры: Москва, 1917-1918'", "Ассоциация художников революционной России"'.4 Опубликованные в этих сборниках законодательные источники, мемуары художников, сведения о работе художественных обществ в виде отчетов, докладных записок в вышестоящие организации, несмотря на их тематическую направленность, дают возможность составить представление о законотворчестве Советской власти по всем возможным аспектам взаимоотношений государства и художественных объединений.

Такие издания, как "Еженедельник Наркомпроса РСФСР" и "Бюллетень Наркомпроса РСФСР", выходившие в 20-е гг., где систематически публиковались постановления правительства в области искусства, годовые отчеты обществ и учреждений, подведомственных Главнауке, итоги проведения различных кампаний, характерных для рассматриваемого периода, позволяют оценить соревновательный процесс многих художественных группировок, не лишенный, однако, оттенка политической борьбы.

Следующей группой источников по исследуемой теме является периодическая печать 1920-1930-х годов. Такие издания, как: "Русское искусство", "Искусство коммуны", "Советское искусство", "Искусство", "За пролетарское искусство", "Искусство в массы", "Ежегодник литературы и искусства", "Художник и зритель", "Революция и культура" и др. уделяли на своих страницах много внимания освещению мероприятий советской власти по практическому проведению в жизнь культурной политики - давали оценки деятельности художественных обществ, рецензии на их выставки, предоставляли художникам возможность объяснять самим свое творчество.

Особой группой источников являются мемуары как самих художни-

' Советское искусство за 15 лет (Материалы и документация).- М.-Л., 1933.

* Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х гг. (Материалы, документация воспоминания) -М.,1962

Из истории строительства советской культуры" Москва, 1917-1918. Документы и воспоминания. - М , 1964.

Ассоциация художников революционной России' Сборник воспоминаний, статен. документов,/Сост. И.М.Гронский, В Н Перельман. -М., 1973.

ков, так и их современников', позволяющие через призму восприятия авторов оценить процессы, происходящие в культурной жизни страны, дающие возможность оценить межличностные отношения внутри художественных обществ, членами которых они являлись, а также взаимоотношения с другими группировками.

Существенную часть источниковой базы, приоритетную для написания диссертации, составляют архивные документы. Особенностью комплекса архивных материалов, касающихся деятельности художественных обществ Москвы в 1917-1932 гг., является то, что в силу различных причин они отложились в разных фондах, более того, - в разных архивах. Значительная часть их содержится в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Архивные материалы ГАРФ (Ф.2307) позволили авюру проанализировать содержание политики партии и государства по отношению к художественным обществам, работу Художественного отдела Главнауки. Фонды РГАЛИ (Ф.645, 660, 665, 685, 941, 2941, 2942), содержащие уставы художественных объединений; отчеты объединений художников перед сектором искусств; протоколы заседаний руководящих органов обществ; личные учетные карточки членов различных группировок и пр., позволяют оценить ориентацию и принципы объединения членов обществ, основные направления их деятельности.

Автором исследования использованы фонды Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи: Ф.86 и Ф.106, где представлена переписка Н.А.Андреева и И.Э.Грабаря со многими художниками по вопросам, касающимся художественной жизни, а также Ф.59, документы которого

' Кацман Е.А.Записки художника, - М, 1969; Костин В.И. Среди художников. -М., 1986; Лучишкин С.А. Я очень люблю жизнь Страницы воспоминаний. - М, 1988; Осмеркин: Размышления об искусстве Письма. Критика. Воспоминания современников. - \Ц 1981. Родченко А.И. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. - М., 1982; Домогацкий В Н.' Теоретические работы. Исследования Статьи. Письма художника. - 1984; Рерберг Ф.: Сборник воспоминаний. - Л, 1986; Комарден-ков В Дни минувшие. Из воспоминаний художника. - М., 1972; Бенуа А.Н Мои воспоминания. В 2-х т. - М., 1980 и др

позволяют проанализировать заключительный этап деятельности художественных объединений, перестройку литературно-художественных организаций, условия приема членов ликвидированных обществ в Московскую организацию Союза художников РСФСР (МОСХ РСФСР).

Документы Центрального муниципального архива г. Москвы (Ф.1215), впервые вводимые в научный оборот, дали возможность показать работу Междуведомственной комиссии при Отделе юстиции Моссовета, в компетенцию которой входила регистрация художественных обществ и наблюдение за их деятельностью. Эти документы также содержат ценный материал о внутренней организации художественных обществ, их членах и направлениях деятельности.

Итак, широкая и многоплановая источниковая база позволяет комплексно решить поставленные в диссертации задачи.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка проанализировать деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 гг. в свете культурной политики Советского государства, а также возможность проследить этапы складывания системы государственного руководства искусством, формы и методы этого руководства. На базе восстановленных фактов предлагается новая периодизация деятельности художественных объединений. Изученные автором материалы и документы позволили сделать ряд важных выводов.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов для дальнейших исследований по истории отечественной культуры, а также для подготовки специальных курсов по истории России, по проблемам культуры и интеллигенции. Исторический опыт, касающийся роли художественной интеллигенции в духовном развитии общества, может быть использован в условиях современной жизни российского государства. Обширный фактический материал исследования, обобщения, выводы и рекомендации представляют не только научный, но и практический интерес.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена,

одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры отечественной истории естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на научном семинаре аспирантов, на проблемной группе кафедры и на совещании научных руководителей кафедры. Отдельные положения нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность темы, предмет, хронологические и территориальные рамки исследования; раскрыта степень научной разработки проблемы; освещена ее историография и источниковая база, определены цели и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации "Художественная жизнь Москвы в 1917 -сер. 1925 гг."' дан анашз процесса формирования органов управления изобразительным искусством в период между Февральской и Октябрьской революциями и первые послереволюционные годы, раскрываются конкретно-исторические условия и объективные причины необходимости объединения деятелей изобразительного искусства.

В §1 рассматривается период с февраля 1917 по конец 1921 г.

Для 1917 года было характерно многообразие художественных направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство '"Мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Февральская революция привела к изменению расстановки сил и активному общественному движению среди художников. Формируются органы управления искусством, создаются новые общественные и культурные организации, идет раздел влияний между различными группировками.

В период между Февральской и Октябрьской революциями приори-

тетным направлением деятельности художников становится участие в революционном переустройстве общества, а не традиционный творческий процесс.

В условиях разрушения художественного рынка возникает потребность защиты профессиональных интересов художников, что предопределило создание многочпатгсшх-прсфси.^^^.-Сяолстоо ф>икций"этйх союзов объясняет недолговечность их самостоятельного существования: с ноября 1918 г. члены этих профсоюзов становятся членами Всероссийского центрального выставочного бюро (ВЦВБ), а с сентября 1919 г. они вошли в состав Всероссийского профсоюза работников искусств (Всерабис).

После Октябрьской революции Советская власть не запретила деятельность дореволюционных художественных обществ, но национализировало их имущество. Отсутствие материальной базы явилось причиной перерыва в выставочной деятельности этих группировок вплоть до 1922 г. (исключение - выставка "Мира искусства" осенью 1921 г.).

По отношению к изобразительному искусству проводилась политика государственного протекционизма. Советская власть активно стремилась привлечь художников на свою сторону. На развитие изобразительного искусства были выделены большие средства. Образованный при Наркомпро-се РСФСР отдел ИЗО сосредоточил в своих руках руководство изобразительным искусством: в 1919 г. провел реформу художественного образования, организовал 21 государственную выставку, осуществлял закупку произведений изобразительного искусства, проводил конкурсы проектов декорирования улиц и шествий, памятников видным революционным деятелям и пр. Выполнение государственных заказов выгодно оплачивалось. Использование материальной заинтересованности художников в качестве стимулирующего фактора по сути было началом воздействия государства на художественное творчество. Характерной чертой этого периода стало приоритетное направление агитационно-пропагандистского искусства.

В главе рассматривается реакция деятелей изобразительного искусства на Октябрьскую революцию, эволюция их политических взглядов и

настроений. Отношение художников к новой власти было различным и определялось, прежде всего, социальным положением художника. В первую очередь, на сотрудничество с большевиками пошли молодые художники, сторонники левых направлений. Художники-новаторы отождествляли социальный переворот и начатую ими в искусстве революцию. В результате возникла так называемая "диктатура левых". Поддержка революции авангардистами обеспечила им ведущие посты в органах управления изобразительным искусством, в художественных учебных заведениях, в редакциях художественных журналов. Они играли решающую роль в государственных закупках произведений изобразительного искусства, имели большинство государственных заказов. Единственный раз руководство изобразительным искусством оказалось в руках самих художников. Процесс политического самоопределения сторонников традиционных форм изобразительного искусства происходил сложно, они занимали выжидательную позицию, неохотно сотрудничая с новым режимом.

В 1921 г., в связи с переходом к новой экономической политике, прекратилось государственное финансирование изобразительного искусства. С ликвидацией Отдела ИЗО управление изобразительным искусством было раздроблено между различными главками. Левые художники потеряли свое лидирующее положение, а художники старшего поколения стали более лояльно относиться к новой власти.

Период с конца 1921 г. по середину 1925 г., рассматриваемый в §2 первой главы, важен с точки зрения законодательного обоснования деятельности художественных обществ и утверждения разнонаправленных, в эстетическом, и в то же время в идеологическом, смысле художественных, направлений.

С окончанием государственного финансирования изобразительного искусства художники ощутили необходимость организационного оформления своей деятельности. Произошло возвращение к традиционной форме объединения художников - художественных! обществам, главной целью которых было устройство периодических выставок. Общества возникали на

основе приверженности его членов к схожим эстетическим установкам, а также на основе личных связей. НЭП не оправдал надежд на появление частных заказов. Основными покупателями художественных произведений стали государство и профсоюзы, и художникам пришлось приспосабливаться к их требованиям.

Для этого периода характерно начало образования новых московских художественных обществ. Так как группировки художников старшего поколения, организованные еще до Октябрьской революции, прекратили свое существование только к 1923-1924 гг., инициаторами объединения выступили молодые художники, создавшие в конце 1921 г. "Новое общество живописцев" (НОЖ), "Бытие", Союз художников и поэтов "Искусство -жизнь" ("Маковец"). Следует отметить, что члены этих обществ выражали протест против крайностей левого искусства, провозглашая защиту станковой живописи и преемственность классических традиций. В описываемый период НОЖ провело одну выставку, "Маковец"' - три, после чего эти общества прекратили свое существование. Состоялось три выставки общества "Бытие", и его деятельность развивалась по восходящей линии.

Образованная в 1922 г. Ассоциация художников революционной России (АХРР) объединяла как молодых художников, создававших, в основном, произведения на революционную тематику невысокого художественного уровня, так и мастеров старшего поколения - приверженцев традиций передвижников. АХРР претендовала на ведущее положение среди художественных обществ, что приводило к многочисленным конфликтам. Пользуясь поддержкой партийного и государственного аппарата, опираясь на авторитет крупных общественных деятелей, Ассоциация вовлекала их в свою борьбу с неугодными художественными направлениями. АХРР ввела тематический принцип выставок, придав им характер целенаправленных творческих отчетов. Широкий размах выставок, обеспеченный материальной поддержкой со стороны государства, иллюстративность и понятность сюжетов произведений привлекали большое количество посетителей, в т.ч. видных общественных и партийных деятелей, а революционная тематика

выставок отражала дух времени. В описываемый период Ассоциация провела семь выставок в стиле "героического реализма".

Художниками старшего поколения, сторонниками живописного реализма, образовавшими в декабре 1923 г. общество "Жар-Цвет", а в 1925 г. - самое авторитетное объединение - "4 искусства", провозглашались приоритет высокого профессионального мастерства и эмоциональная содержательность произведений. Творчество членов этих группировок подвергалось резкой критике за приверженность к дореволюционным традициям и отсутствие социальной тематики, хотя все признавали высокий уровень мастерства художников.

В 1924 г. создается объединение, пользовавшееся большим авторитетом в среде московской художественной элиты, - "Московские живописцы", которому удалось провести лишь одну выставку, после чего члены общества вошли в АХРР. Поиск художником наиболее приемлемых условий для творчества объясняет частые изменения состава обществ, характерные для данного периода.

В 1925 г. было образовано самое значительное объединение молодых художников - Общество станковистов (ОСТ), члены которого создали неповторимый стиль, основанный на сочетании современных сюжетов и формальных достижений авангардной живописи.

Оформление разнонаправленных в эстетическом, и в то же время в идеологическом, смысле художественных направлений вскоре трансформировалось в официальное и альтернативное направления в изобразительном искусстве.

В 1922 г. произошло юридическое обоснование деятельности обществ художников. Постановление "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибыли, и порядке надзора за ними" разрешало функционирование обществ, в том числе и художественных, но в то же время устанавливало жесткий порядок регистра-, ции, который предусматривал полный контроль за их деятельностью со стороны партийных структур.

В конце 1921 - середине 1925 гг. московские объединения художников (кроме АХРР) не получали государственных субсидий и устраивали выставки на собственные средства. Художественные произведения не находили сбыта из-за отсутствия государственных закупок и частных заказов. Объединения художников в этот период еще не испытывали существенного идеологического давления со стороны государственных органов (хотя создание произведений на революционную тематику встречало очень доброжелательное отношение), а скорее страдали от недостатка их внимания. Тесное взаимодействие художественных обществ и Главнауки было налажено только с середины 1925 г.

Во второй главе диссертации рассматривается роль художественных обществ в культурной жизни Москвы в сер. 1925 - 1932 гг., дан анализ изменения государственного курса по отношению к художественным группировкам в этот период.

В § 1 исследуется этап с середины 1925 г. до конца 1928 г. - период государственного регулирования искусства. Новый этап существования художественных обществ можно считать самым благоприятным за всю историю существования объединений художников. Он характеризуется следующими особенностями. Большинство объединений перешло в ведение Главнауки и стало получать регулярные, хотя и небольшие, субсидии. Художественный отдел Главнауки оказывал обществам организационную и материальную поддержку в устройстве выставок, снабжении материалами, подборе помещений и т.д. Была укреплена законодательная база существования.этих объединений: в 1928 г. утверждается новое "Положение об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли", были приняты законодательные акты, определяющие многие моменты административно-правового положения художников, в частности, "Основы авторского права", положение "О Государственной художественной выставке". Возобновились государственные закупки художественных произведений. Было провозглашено равноправие всех художественных направлений и недопустимость поддержки только какого-либо одного стиля в искусстве.

Художники получили средства на создание произведений, предназначенных для юбилейных выставок.

Все 1920-е годы партия и государство, следуя ленинской линии, воздерживались от директивных вмешательств в художественные процессы, предоставляя возможность многочисленным художественным группировкам возможность свободного соревнования. Однако это соревнование имело оттенок политической борьбы. Художественная критика переводилась в идеологическую плоскость.

В этот период обострились взаимоотношения внутри художественных группировок и между ними. Произошли расколы АХРР и "Бытия".

Возникло несколько новых обществ, организованных как молодыми художниками ("Путь живописи", "Цех живописцев"), так и мастерами старшего поколения (Общество художников-реалистов, Объединение им. И.Е.Репина). Образовалось самое значительное объединение художников -Общество московских художников. Художники пытались доказать, что природа художественной культуры не зависит от политических, религиозных и бытовых идей.

1928 год был годом наивысшего подъема выставочной деятельности художественных объединений, но, с другой стороны, это был год начала многочисленных политических кампаний, которые непосредственно касались и обществ художников. Был выдвинут лозунг "Искусство в массы", поставлен вопрос о дифференциации художников по классовому составу, художественные общества стали ориентироваться на проведение выставок в рабочих клубах и оформление революционных праздников. Возобновились теоретические споры о роли изобразительного искусства и задачах художников в условиях социалистического строительства.

В § 2 второй главы рассматривается заключительный этап существования московских художественных обществ в 1929-1932 гг.

Ужесточение авторитарного режима и усиление давления на художественные общества лишало художников возможности свободного творчества. В этот период многим художественным обществам было отказано в

регистрации уставов и выделении субсидий. Государство, в лице структур Наркомпроса и НКВД РСФСР, активно вмешивалось в деятельность обществ и привлекало их к обслуживанию многочисленных идеологических кампаний.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. проводятся бесконечные проверки деятельности московских художественных объединений. При этом общества получают рекомендации перестроить свою работу в соответствии с требованиями текущего момента: провести классовую дифференциацию членов объединений, организовать соцсоревнование, направить бригады художников для работы на производстве и т.п. При обществах были созданы художественно-политические советы для контроля за деятельностью художников. Особенно сильное давление испытывали художники старшего поколения, сторонники реалистической традиции.

В 1930 г. было принято крайне политизированное "Положение об обществах и союзах, не преследующих цели извлечения прибыли", согласно которому от объединений требовалось активное участие в социалистическом строительстве, содействие укреплению обороны страны, согласование их деятельности с У-летним планом развития народного хозяйства.

В связи с ликвидацией НКВД РСФСР, политический и юридический надзор за деятельностью объединений и регистрация их уставов перешли к Президиуму ВЦИК.

Образованная летом 1930 г. Федерация объединений советских художников (ФОСХ), на практике превратилась в орудие классового размежевания художников и закрытия неугодных художественных объединений, т.к. прием в Федерацию осуществлялся на основе классового состава того или иного общества. ФОСХ действовала очень неэффективно и не выполнила возложенных на нее задач организационного и идеологического объединений художников. Созданная в 1931 г. Российская ассоциация пролетарских художников (РАЛХ), возглавившая проведение классовой дифференциации художников, безжалостно травила инакомыслящих, внедряя "диалектико-материалнстические методы" в искусство.

В 1929-1930 гг. проходят последние выставки большинства московских объединений художников. Привлечение самодеятельных художников снизило общий технический уровень произведений.

В этот период возникло только два новых общества - группа "Тринадцать" и Союз советских художников (ССХ). Бесконечные кампании по классовой дифференциации и взаимные обвинения резко осложнили взаимоотношения внутри художественных объединений и между ними. Во многих обществах (ОСТ, АХР, ОМХ, "Бытие", "4 искусства") произошли расколы. Художники искали спасение во вступлении в АХР.

Сложились условия, в которых норматьная творческая работа художественных группировок стала невозможной. К началу 1932 г. большинство обществ прекратило свою деятельность. Согласно принятому постановлению от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", все .московские объединения художников были ликвидированы. и на их основе создан единый Московский союз советских художников. как закономерный итог политики подчинения искусства интересам советского государства. Это объединение было призвано играть роль центра художественной политики, оставаясь единственным ответчиком перед государством за художественное творчество. С созданием МОСХ официальным стилем живописи Советского государства становится "социалистический реализм".

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются выводы и обобщения, вытекающие из содержания.

Деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 гг. всецело зависела от государственной политики. Приводимый в диссертации материал, в соответствии с предлагаемой периодизацией, способен показать соотношение между свободой творческой и гражданской. .Анализ форм и методов воздействия со стороны государственных органов на творчество деятелей изобразительного искусства позволяет утверждать, что шел процесс постепенного подчинения искусства интересам государства, в результате которого профессия "левого" художника, как независимого в своем

творчестве индивидуума, была обречена на исчезновение.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Московские общества художников в 20-е годы XX века: культура и власть/Деп. в ИНИОН РАН. - М., 1996. - № 52168 от 20.12.1996.

2. Особенности партийно-государственной политики по отношению к художественным обществам в первой трети XX в.//Матерйалы первых культурологических чтений. - М.: Диалог МГУ^-1957...

3. "Союз русских художников": история создания и внутренняя организация обшестваУДеп. в ИНИОН РАН. - М., 1997. - № 52641 от 20.05.1997.