автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия"
005020336
На правах рукописи
ДЬЯЧЕНКО ИРИНА ЮРЬЕВНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.К.РЕРИХА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
2 9 мдр 2012
Москва 2012
Работа выполнена на кафедре гуманитарных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма»
Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор
Коссова Ирина Михайловна
Официальные оппоненты - Богатырева Татьяна Георгиевна,
доктор культурологии, профессор, Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, заместитель заведующего кафедрой инновационных образовательных технологий в государственной сфере и бизнесе
Калита Светлана Павловна,
кандидат культурологии, Российский университет дружбы народов, доцент кафедры теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное
научно-исследовательское учреждение Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.СЛихачева
Защита состоится « 19 » апреля 2012 г. в \2 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 210.001.01 при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) по адресу: г.Москва, ул. 5-я Магистральная, д.5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПРИКТ.
Автореферат размещен на сайте ФГБОУ ДПО «АПРИКТ», www.aprikt.com и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ уулулу.vak.ed.gov.ru « 14 » марта 2012 года. Автореферат разослан «_»_2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент
V г
(кл+лл, Е.Д.Дерябина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования обусловлена современной ситуацией в мировом сообществе, которая характеризуется всесторонним кризисом, имеющим тенденцию к углублению. Кризисные явления, свойственные техногенной цивилизации и проявляющиеся в региональных и глобальных конфликтах и войнах, проблемах мировой экономики и экологии, образования и воспитания, науки и искусства, находят свое непосредственное отражение и в сфере культуры. Утрата духовно-нравственных ориентиров человека ставит под угрозу исчезновения национальные и мировые культурные ценности. Обеспокоенность подобной ситуацией выражают многие деятели культуры как у нас в стране, так и за рубежом, предлагая разные пути решения мировых проблем. XXI век требует новых подходов к их решению, новых ориентиров, выбора равновесных сил с опорой на фундаментальные основания человеческого бытия, которые смогут противостоять разрушительным тенденциям.
Актуальность данной работы определяется значимостью идей Н.К.Рериха для анализа принципов существования современного мирового сообщества, гармоничного взаимодействия западных и восточных ориентации миропонимания, формирования системы нравственных ценностей для самоидентификации человека в условиях глобализации. Н.К.Рерих был тем мыслителем, который глубоко осознавал причины кризисных явлений и обосновал пути выхода из них, которые были связаны с культурой и сохранением культурного наследия. Кульминационным моментом его общественной деятельности стал предложенный им в 1929 г. Пакт за сохранение культурного наследия. Пакт вошел в историю как первый международный договор, посвященный вопросам культуры. Он был подписан двумя десятками стран в 1935 г., и уже в послевоенные годы основные его положения нашли отражение в правовых документах ЮНЕСКО. Тем не менее, современная ситуация с сохранением культурного наследия в нашей стране и мире заставляет вновь обратиться к замыслу Н.К.Рериха, продумывавшему все аспекты защиты культурных ценностей.
Необходимость исследования данного круга вопросов связана с тем, что Пакт Рериха в своем историко-культурном контексте более широк и не ограничивается только юридическими обязательствами народов друг перед другом. В 1930-е гг. Пакт послужил основой международного движения за сохранение культурного наследия. С ним также связывается целевая программа действий мировой общественности. Она содержится во множестве литературных очерков Н.К.Рериха, анализ которых позволяет говорить об их программном характере. Своей идейной направленностью они глубже раскрывают то, что стоит за строками параграфов Пакта. Исходя из этого, содержащиеся в очерках положения, связанные с проблемами сохранения культурного наследия, а также проблемами инкультурации человека могут быть реконструированы в качестве цельной программы сохранения культурного наследия или «программы Пакта Рериха». Процесс осознания
заложенных в Пакте идей у исследователей творческого наследия Н.К.Рериха проходит на разных основаниях и имеет столь же разные смысловые акценты в зависимости от аксиологических приоритетов и поставленных задач. В связи с этим представляется необходимым сосредоточить внимание на расширении сферы понимания гуманистических идей Н.К.Рериха, актуализации к ним научного интереса, что диктуется и практическими задачами в области сохранения и защиты историко-культурного наследия.
Степень научной разработанности темы. Исследования и анализ гуманистических идей Н.К.Рериха начались еще при его жизни. В первых монографиях отмечался изначальный глубокий интерес Н.К.Рериха к культуре и культурным традициям разных народов, этапы формирования цельного мировоззрения, выразившегося в особенностях художественной, научной и общественной деятельности. Публикации 1930-х гг. Р.Я.Рудзитиса, Вс.Н.Иванова, В.А.Шибаева, Р.И.ОгаШ, Я.С.Тапёап, К.Р.Р.Ташру, Б.-^а^шагапапёа, А.Е.МаЬоп, М.С.МеМа, М.М.Меги, В.М.Уагша, А.Ьетапез, иеп^э, Р.ТагаЫМа, МБегаПшепе и других посвящались обсуждению проекта Пакта Рериха, раскрывали его содержание, воссоздавали образ Н.К.Рериха как культурного деятеля мирового масштаба. Архивные материалы (переписка Н.К.Рериха с М.А.Таубе, К.Тюльпинком, Г.Г.Шклявером, Ф.де Вертело, З.Г.Фосдик, К.Кэмпбелл-Стиббе, МЛихтманом и др.) дают представление о развитии всесторонней культурной работы, которую задумывал Н.К.Рерих по сплочению культурных сил в мире, развитию сотрудничества'.
В публикациях послевоенного времени (с конца 1940-х гг.) гуманистические идеи Н.К.Рериха оценивались в контексте их глубокого мировоззренческого влияния на жизнь мирового сообщества. Это статьи Т.Хелина, З.Г.Фосдик, БЛоепсЬ, О.С.Сап§о1у, О-РовсИск, У.МаЬепёгапаШ и др. Новый импульс к исследованиям творческого наследия Н.К.Рериха и его культурно-общественной деятельности был дан в конце 1950-х гг., когда в СССР из Индии Ю.Н.Рерихом была привезена часть художественного, литературного и философского наследия Н.К.Рериха. По его инициативе начались издания литературных произведений и выставки художественных произведений Н.К.Рериха на родине, что получило широкий общественный резонанс и отклики в прессе. Последующие за этим публикации статей и монографий В.П.Князевой, П.Ф.Беликова, Н.А.Тихонова, А.Д.Алехина, Е.И.Поляковой, в-РаеНап, К.Р.Б.Мепоп, ЛРЫсИег и других были посвящены как биографическим исследованиям и особенностям художественного наследия Н.К.Рериха, так и его вкладу в сохранение культурного наследия в мировом масштабе. В то же время публикации свидетельствовали о еще недостаточной разработанности наследия Н.К.Рериха как ученого, мыслителя и крупного общественного деятеля, что объяснялось отсутствием у отечественных исследователей полноты объективных сведений о культурных достижениях Н.К.Рериха, прожившего более тридцати лет за рубежом.
1 Знамя Мира. Сб. - М.: МЦР, 2005.
Определенный «прорыв» в этом отношении был сделан в 1970-е гг. учеными СО АН СССР, организовавшими «Рериховские чтения» в Новосибирске. Анализ научных изысканий Н.К.Рериха в ходе его экспедиций в Азию, связанных с исследованием культурного наследия народов Востока и России, отразился в выступлениях и публикациях А.П.Окладникова, В.Е.Ларичева, П.Ф.Беликова, Н.Н.Покровского, М.И.Качальской, В.Д.Кубарева, Л.В.Шапошниковой, А.В.Куминовой, В.С.Ревякина, Л.А.Андросовой, А.Я.Кряжева, Ю.Г.Марченко, А.В.Московского, М.А.Мокульского, A.A.Шпунта, К.А.Соболевской, В.П.Гранкина и других, оценившими огромный вклад Н.К.Рериха в изучение древних культур, природного наследия и его усилия в деле сохранения достижений человеческого гения.
Оценка Пакта Рериха как правового документа, соотнесение его основных положений с параграфами Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой на основе Пакта, была начата в публикациях М.М.Богуславского и Е.А.Александрова в 1970-х гг. и послужила базой для дальнейших исследований в этой области.
Особое значение приобрели исследования 1980-1990-х гг., где взгляды Н.К.Рериха на культуру стали рассматриваться в аспекте философского и культурологического знания. Это работы В.В.Мантатова, С.Н.Иконниковой, Е.А.Трофимовой, С.Ю.Ключникова, В.В.Волкова. В условиях современного состояния научного познания, тенденций его дальнейшего развития представляет интерес влияние гуманистических идей Н.К.Рериха на стиль научного мышления, развитие его гуманистического и этического аспектов.
В процессе глобализации мира вопросы сохранения культурного наследия все более тесно связываются с культурными идеями Н.К.Рериха, всесторонне выявляя их ценностный аспект, препятствующий цивилизационному и культурному кризису. Анализ публикаций Т.Г.Григорьева, М.Н.Чирятьева, И.П.Магазинщиковой, А.А.Бондаренко показывает, что в условиях глобализации Пакт Рериха приобретает все более актуальное значение, поскольку способен решать насущные проблемы человечества не только во внутригосударственном (построение гражданского общества), но и всемирном масштабе (сохранение экологии планеты).
Изучению научной деятельности Н.К.Рериха, в частности, его работ в области археологии, истории, этнографии посвящены статьи А.П.Окладникова, В.Е.Ларичева, А.Н.Кирпичникова, В.И.Молодина, Е.А.Рябинина, В.В.Седова, В.Д.Кубарева, А.М.Решетова, О.В.Лазаревич, которые позволили всесторонне оценить методологическую базу исследований Н.К.Рериха, его научные подходы к изучению культурного наследия, глубже раскрыть его взгляды на эту проблему.
Новое осмысление Пакта Рериха было осуществлено в публикациях Л.В.Шапошниковой, утвердившей перспективное направление в изучении данного вопроса. Пакт Рериха был рассмотрен как важное эволюционное действие, предпринятое Н.К.Рерихом, поскольку оно развивает понимание культуры и ценность ее достояния в мировом сообществе. Обращено
внимание на «Знамя Мира» как особый флаг, выражающий глубинный смысл Пакта в утверждении приоритета духовно-нравственных ценностей.
Потенциал рериховского наследия, особенно с 1990-х гг., привлекает к себе все больше исследователей. Проводятся научно-общественные конференции, семинары, «круглые столы», на которых обсуждается и анализируется художественное, научное, философское, литературное, педагогическое наследие Н.К.Рериха, его культурно-общественная деятельность. Общая библиография работ, посвященных рериховскому наследию, насчитывает более трех тысяч публикаций. Огромное значение для всестороннего осмысления концептуальных положений Пакта Рериха имели международные конференции «60 лет Пакту Рериха», «70 лет Пакту Рериха», «75 лет Пакту Рериха», прошедшие в Москве в 1995, 2005 и 2010 гг. и организованные Международным Центром Рерихов при поддержке государственных и общественных организаций. В исследованиях Л.В.Шапошниковой, В.В.Фролова, Т.П.Сергеевой, В.А.Козара, А.В.Иванова, А.А.Лебеденко, М.Н.Чирятьева, П.Д.Баренбойма, Е.Б.Овсянниковой, К.А.Молчановой, Э.А.Томши, Г.Г.Пантелеевой, О.А.Уроженко и других были подняты вопросы защиты национального и мирового культурного достояния в контексте Пакта Рериха, проблемы сохранения культурной преемственности, особенности механизмов преемственности, трансляции социокультурного опыта, что позволило составить общую картину состояния историко-культурного наследия, отношения к нему мировой общественности, понимания ею первостепенной роли культуры в социуме, что представляется особенно важным.
Новые архивные материалы, связанные с развитием международного движения за Пакт Рериха, нашли освещение у Т.О.Книжник и О.А.Лавреновой. Вопросам сохранения культурного наследия, а также новым аспектам изучения Н.К.Рерихом проблем взаимодействия западной и восточной культур посвящались работы зарубежных исследователей и общественных деятелей Чандра Локеша, А.Федотова, М.Куцаровой, Ш.Бира, Ф.Шиппера, М.Т.Дутли и других.
В последние годы изучению древней символики «Знамени Мира» как символа Пакта Рериха были посвящены публикации Л.В.Шеенко, Е.П.Маточкина, А.П.Соболева, М.Куцаровой, А.Л.Барковой и других. Одновременно с историографическими обзорами по Пакту Рериха (Е.Г.Петренко, В.Л.Мельников, А.А.Бондаренко), исследованиями соотнесения идей Н.К.Рериха с положениями документов ЮНЕСКО (В.Б.Моргачев, А.И.Акуленко, Л.Н.Галенская, А.И.Чудинов, А.А.Герасимов) проявилась тенденция внести в текст Пакта, подписанный в 1935 г., коррективы, т.е. ряд положений из первоначального проекта, не вошедшие в основной текст, что представляется необоснованным (М.Д.Скачкова). Отдельные аспекты, связанные с разработкой концептуальной модели культуры Н.К.Рериха, проблематикой сохранения культурного наследия, были освещены в диссертациях Е.А.Трофимовой, В.В.Волкова, И.А.Жерносенко, А.О.Букина, В.Г.Соколова, Н.А.Фроловой, Т.К.Алябьевой.
Объектом исследования является творчество и деятельность Н.К.Рериха, связанные с сохранением культурного наследия.
Предметом исследования являются принципы, методы и формы сохранения культурного наследия, выявленные в научных работах, статьях, воззваниях, очерках Н.К.Рериха, его культурно-общественной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в следующем: устойчивое и гармоничное развитие современной цивилизации тесно связано с решением вопросов культуры и сохранением культурного наследия. Исследование культурного наследия дает возможность близко подойти к всестороннему пониманию человека (выступающему как его созидателем, так и его разрушителем), понять принципы развития человека как такового, и вместе с тем понять особенности культуры, необходимость ее охраны.
У Н.К.Рериха проблема сохранения культурного наследия находит свое разрешение в предложенном им Пакте, являющемся документом международного гуманитарного права, регламентирующем отношения между народами в вопросах сохранения культурного наследия как в военное, так и в мирное время. В то же время, Пакт Рериха не ограничивается формальными положениями договора: заложенная в нем идея сохранения культурного наследия может быть развернута в целую программу деятельности международной общественности. Гуманистическая составляющая программы (программы Пакта Рериха), состоит в том, что основное внимание в ней обращено на феномен человека. Без учета постоянного развития и совершенствования человека как носителя высшей формы сознания, без развития его культуры, способной противодействовать кризисным явлениям, программа сохранения культурного наследия выполнена быть не может. Это влечет за собой проблему интерпретации и восприятия самой культуры как феномена (ее генезиса, смысла, целей), в постижении которого раскрываются смыслообразующие аспекты культурного наследия. Проблема его сохранения в современном мире остается, несмотря на то, что основные положения Пакта Рериха вошли в параграфы Гаагской конвенции 1954 г. и нашли развитие в последующих документах ЮНЕСКО, и это указывает на преимущественное значение в решении данной проблемы, прежде всего, человеческого фактора.
Развитие и формирование идеи Пакта Рериха связано с развитием, прежде всего, русской истории, а также мировой истории. Подобная тесная связь идеи Н.К.Рериха с историческим материалом предполагает рассмотрение Пакта как сложного комплекса понятий, проблем и толкований, имеющих свой онтологический, ментальный, социокультурный, аксиологический, духовный аспекты. С ним связана культурно-историческая рефлексия, позволяющая адекватно понимать его перспективное значение для дальнейшего бескризисного развития мирового сообщества на основе «непреходящих» культурных ценностей.
Цель исследования:
на основе всестороннего анализа идей и деятельности Н.К.Рериха в сфере сохранения культурного наследия провести смысловую реконструкцию основных положений предложенной им программы сохранения культурного наследия как «программы Пакта Рериха» и показать ее отражение в деятельности международной общественности и ряде международных конвенций, действующих в сфере культурного наследия в современную эпоху.
Задачи исследования:
- осветить причины и обстоятельства, которые способствовали возникновению у Н.К.Рериха идеи сохранения культурного наследия;
- обобщить культурно-общественную деятельность Н.К.Рериха в области сохранения мирового культурного наследия;
- показать роль научных исследований Н.К.Рериха в развитии представлений о специфике культурного наследия, влиянии его нравственной составляющей на эволюцию человеческого бытия;
- проанализировать специфику Пакта Рериха (в его культурно-историческом аспекте) и динамику развития его идей;
- определить значение культуры в контексте представлений Н.К.Рериха о культурном наследии;
- обосновать необходимость реализации программы сохранения культурного наследия, связанной с Пактом Рериха;
- дать представление о субъективных и объективных факторах, повлиявших на практическую реализацию Пакта Рериха, а также на развитие международного движения за культуру;
- выявить влияние Пакта Рериха и начавшегося международного движения на социокультурную обстановку в ряде стран перед Второй мировой войной;
- выявить творческие возможности Пакта Рериха в условиях современного мира, которые могут быть реализованы в диалоге культур.
Теоретико-методологической основой исследования стал принцип научного историзма, позволяющий провести изучение деятельности Н.К.Рериха, связанной с сохранением культурного наследия, в контексте исторического времени, социальных, экономических и политических условий, дающих возможность рассмотреть явления и факты в процессе их исторического развития, а также во взаимосвязи с деятельностью конкретных личностей. В диссертации также использовались: историко-генетический метод, позволивший выявить мировоззренческие, социокультурные и методологические взгляды Н.К.Рериха на значение культурного наследия; системный и функциональный подходы, позволившие вычленить структурные элементы культурно-общественной деятельности Н.К.Рериха и его взглядов на культуру, провести целостную реконструкцию предложенной им программы сохранения культурного наследия; компаративный подход, который позволил провести сравнительно-исторический анализ схожих элементов разных культур, изучаемых Н.К.Рерихом, и выявить их специфику;
деятельностный подход, который позволил изучить процессы творческой деятельности человека под влиянием идей Пакта Рериха, понять механизмы сохранения и воспроизведения культуры; аксиологический подход, позволивший соотнести феномен культуры, как его понимал Н.К.Рерих, с человеком, его интересами и потребностями, подойти к изучению культуры как совокупности «непреходящих» ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых человек и общество могут стремиться; герменевтический подход, давший возможность подойти к предметному пониманию литературных очерков Н.К.Рериха, выявить в них мировоззренческий, социокультурный и аксиологический контексты, концептуально их интерпретировать. Сочетание сравнительно-исторического и аналитического методов позволило выявить главное и второстепенное, воссоздать исторические события в целостности их восприятия. Использовались также теоретические обоснования и выводы, содержащиеся в трудах П.Ф.Беликова, Л.В.Шапошниковой, А.В.Иванова, М.Куцаровой, О.АЛавреновой и др. Документальные источники и научные факты позволили дополнить фундаментальную базу исследований.
Источниковая база исследования обширна и охватывает разные аспекты научной, творческой и общественной деятельности Н.К.Рериха. Среди использованных источников:
- архивные материалы, освещающие становление взглядов Н.К.Рериха на необходимость сохранения культурного наследия; материалы, связанные с Пактом Рериха и международным движением в защиту культурного наследия (резолюции, письма, обращения, воззвания и др.), находящиеся в фондах Государственной Третьяковской галереи2, Международного Центра Рерихов', Российского Государственного архива литературы и искусства', Российской Государственной библиотеки5. Многие архивные материалы, содержащиеся в тексте и приложениях, впервые вводятся в научный оборот;
- опубликованные труды Н.К.Рериха, а также членов его семьи (Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха и С.Н.Рериха);
- издания периодической печати конца XIX- первой половины XX века, связанные с деятельностью Н.К.Рериха;
- отдельные издания, в том числе, монографии, посвященные научной и общественной деятельности Н.К.Рериха, Пакту Рериха;
- материалы Гаагских конвенций 1899, 1907 и 1954 гг., нормативные акты ЮНЕСКО, декларации и резолюции, регламентирующие охрану культурного наследия;
- современные исследования по теме.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- диссертационная работа представляет собой по существу первую попытку систематизации и обобщения научных материалов, относящихся к
2 ОР ГТГ, ф.№44.
3ОР МЦР,ф.№1.
4 ОР РГАЛИ, ф.№2408, оп.2.
5 ОР РГБ, фонд изд-ва ''Русское Слово».
совокупной деятельности Н.К.Рериха в области сохранения культурного наследия, с позиций культурологии;
- проведено первое аналитическое исследование литературных очерков Н.К.Рериха в их идейной связи с Пактом Рериха (в его культурно-историческом аспекте), дана смысловая реконструкция ряда принципиальных положений очерков, рассматриваемых в контексте программы сохранения культурного наследия («программы Пакта Рериха»);
- дано обоснование «программы Пакта Рериха», раскрыто ее содержание, показана концептуальная основа, на которой она сформирована;
- определены культурно-исторические формы реализации «программы Пакта Рериха», тесно связанные с пониманием ценностного аспекта культуры и человека как носителя культурных ценностей;
- систематизированы исторические и духовно-нравственные аспекты символа Пакта Рериха - «Знамени Мира», а также принципы, на которых оно утверждается;
- рассмотрен и обобщен в историко-культурологическом контексте опыт деятельности международной общественности по продвижению идей Пакта Рериха в мире.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате изучения фактического материала выявлена система взглядов Н.К.Рериха на культурное наследие, их теоретическая основа. Многоаспектный анализ данной системы взглядов, отраженных в литературных текстах и практической деятельности, позволил провести моделирование общей структуры социально-коммуникативного процесса, получить целостное представление о принципах сохранения культурного наследия, связанных, прежде всего, с пониманием культуры. Предложенный подход позволяет уточнить принципиально важные моменты в теории культуры, связанные с представлением о культурных ценностях с их аспектом «непреходящего», его влияния на самосознание человека и работу механизма культурной преемственности. Основные выводы и обобщения диссертации имеют как мировоззренческое, так и методологическое значение для понимания роли культурного наследия в формировании человеческого бытия на всех уровнях взаимодействий, факторов развития культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований по теме, создания обобщающих трудов по теории, истории и практике охраны культурного наследия, а также теории культуры, философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии, истории мировой и отечественной культуры, межкультурной коммуникации, разработке лекционных циклов культурологического и исторического характера. Результаты исследования могут быть востребованы на разных уровнях для решения актуальных вопросов, связанных с сохранением памятников мировой цивилизации.
и
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование, посвященное анализу и реконструкции программы сохранения культурного наследия, соотносится с областями исследований: п.9.«Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п.11.«Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии», п.13.«Факторы развития культуры», п.15.«Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 18.«Культура и общество», п.23.«Личность и культура», п.24.«Культура и коммуникация», п.26.«Экология культуры», п.28.«Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира», п.31.«Организация культурной жизни», п.32.«Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре» и соответствует паспорту научной специальности 24.00.01 - теория и история культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В трудах и очерках Н.К.Рериха имплицитно содержится программа сохранения культурного наследия. Охватывая проблематику социальной коммуникации, духовно-нравственного воспитания личности, ее культурной компетентности, она позволяет расширить понимание Пакта Рериха (как документа международного гуманитарного права) и выйти на его комплексное изучение, актуализировать его ценностные установки, их смысловое содержание;
2. Программа сохранения культурного наследия формировалась на основе результатов научной и культурно-общественной деятельности Н.К.Рериха. Все открытия, сделанные им в области археологии, истории, палеоэтнографии, этнологии, исследовании художественного творчества, духовных интересов и стремлений человека на протяжении многих веков, послужили формированию и развитию комплекса культурологических идей, позволяющих провести их методологический анализ с целью изучения понимания Н.К.Рерихом культуры и ее наследия;
3. Содержание программы сохранения культурного наследия базируется на представлении Н.К.Рериха о культуре (в ее аксиологическом аспекте) как основе эволюции человека. Без этого понимания реализация программы практически неосуществима. Данная причинная связь устанавливает значение культуры, ее мировоззренческой основы приоритетным и доминантным в концепции Н.К.Рериха по охране культурного наследия;
4. Пакт Рериха стал основой международного движения в 1930-е гг. Оно возникло не только благодаря Пакту как таковому, но и тесно связанной с ним программе сохранения культурного наследия, в практической реализации которой были выявлены ценностно-нормативные механизмы организации мировой общественности, регуляции коммуникативных отношений, стратегии развития личности и социума в контексте новых идей. Поскольку названная программа идейно и функционально связана с Пактом, то ее следует именовать «программой Пакта Рериха».
5. Деятельность Н.К.Рериха в области сохранения культурного наследия содержит огромный исторический опыт, изучение и использование которого может способствовать реформированию отношений государства, общества и личности к культуре, возрождению культурных традиций в социуме, развитию нового уровня отношений между народами, созданию условий для культурного диалога между цивилизациями, актуализации инноваций в проектировании культурной среды;
6. Взгляды Н.К.Рериха, связанные с сохранением культурного наследия, нашли отражение в международных конвенциях ЮНЕСКО. Тем не менее, эффективность реализации их положений зависит от активизации и рационального использования той «теоретической» базы, которой руководствовался Н.К.Рерих, а именно, связанной с пониманием значения культуры, ее системой ценностей, определяющих деятельность человека по сохранению культурного наследия.
Апробация результатов исследования.
Результаты диссертационного исследования апробированы в форме докладов и сообщений: на «круглом столе» кафедры гуманитарных наук и кафедры музейного дела АПРИКТ «Культура и искусство в послевоенном мире» в 2005 г.; на совместном заседании кафедры гуманитарных наук и кафедры музейного дела в 2006 г.; на заседании кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ в 2009 г.; на региональной конференции «Пакт Рериха и актуальность защиты культурного наследия» (г.Казань, 12 марта 2011 г.). Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях, в том числе в трех рецензируемых изданиях ВАК.
Диссертация прошла обсуждение на совместном заседании кафедры гуманитарных наук и кафедры музейного дела АПРИКТ (протокол №10 от 29 ноября 2011 г.) и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (включает 272 наименования) и 6 приложений.
И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, гипотеза исследования, цель и задачи, характеризуется источниковая база, степень научной разработки и теоретико-методологические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, соответствие диссертации паспорту научной специальности, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Н.К.Рерих как исследователь культурного наследия» обобщена научно-практическая и культуротворческая деятельность Н.К.Рериха, представлены результаты его исследований культур разных народов, что оказало влияние на формирование и развитие культурологических идей Н.К.Рериха, специфику его творчества, решение вопросов сохранения культурного наследия.
В первом параграфе «Исследования памятников истории и культуры в экспедициях по древним русским городам и историческим местам (1894-1914 гг.). Постановка проблемы сохранения культурных ценностей» прослеживаются истоки формирования интереса Н.К.Рериха к культуре и культурному наследию, особенность методики и практики его исследований.
Всесторонний анализ культурных оснований научной деятельности Н.К.Рериха выявил комплексный подход в изучении археологических, художественных, исторических и религиозных памятников России. Этот подход характеризовался масштабной географией полевых исследований, большим историко-временным интервалом в изучении материальных и нематериальных свидетельств прошлого, междисциплинарностью исследований, методологическими и мировоззренческими установками, позволившими Н.К.Рериху сформировать теоретические представления о сущности культурных ценностей (рассматриваемых как система культурных текстов и кодов), выделяя семантический, информационный, коммуникативный элементы культуры, а также ряд универсалий. Представления Н.К.Рериха о равноценности разных культур, ценностной природе культуры, находящей отражение в символических формах, соотносятся с идеями представителей эволюционизма, культурной антропологии, символической школы и др.
Взгляды Н.К.Рериха на значимость культурного наследия, его духовную доминанту, ценностный потенциал, социальные функции прослеживаются через анализ литературных очерков 1898-1910-х гг.-(«На кургане», «По пути из варяг в греки», «По старине», «Радость искусству» и др.), которые содержат концептуальные идеи и положения, высказанные им еще в начале XX века и позволяющие осмыслить разные аспекты проблемы сохранения культурного наследия. Среди них: формирование отношения в обществе к культурным ценностям и к культуре; широкое привлечение общественности к проблемам сохранения культурного наследия (просвещение и образование, популяризация культурного наследия, всенародная подписка и сбор средств на исследования памятников старины, объединение людей общей культурной работой и т.д.); решение вопросов реставрации, каталогизации и музеефикации культурного наследия, которое должно проводиться на высоком научном уровне; воспитание особого отношения к прошлому как опоры будущего (на примере памятников истории и культуры), отношение к искусству, природе и др. Помимо этого, Н.К.Рерих раскрывал ценностно-смысловые механизмы, влияющие на процесс инкультурации человека, активизирующие рефлексию его сознания, формирующие его этические и эстетические предпочтения и тем способствующие сохранению культурного наследия.
Анализ деятельности Н.К.Рериха (до 1916 г.), связанной с сохранением культурного наследия, дан в контексте общей заинтересованности деятелей отечественной культуры начала XX в. в исследовании и защите памятников
старины, накопления опыта в организации культурной работы. Практическая деятельность Н.К.Рериха рассмотрена в ее основных направлениях: научно-общественная, характеризуемая участием в комиссиях по изучению, реставрации и сохранению исторических памятников (в сотрудничестве с
A.В.Щусевым, В.В.Радловым, П.Ю.Сюзором, М.С.Путятиным,
B.А.Покровским, Н.Е.Макаренко и др.); педагогическая, на посту директора и педагога в рисовальной Школе Общества Поощрения Художеств (ШОПХ) в Петербурге, одним из аспектов которой было приобщение молодежи к познанию историко-культурного прошлого; музееведческая, характеризуемая созданием музеев (Допетровского искусства и быта, музея русского искусства при ШОПХ), и т.д. В этом плане представляется возможным моделировать структуру деятельности Н.К.Рериха, связанной с сохранением культурного наследия, выделяя в ней два направления: фундаментальное (теоретическое) и прикладное (практическое).
В параграфе втором «Исследования памятников истории и культуры в Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928 гг.). Систематизация и анализ полученных результатов» выявляются результаты научного поиска Н.К.Рериха общих истоков древнерусской и индийской культур, давшие ему глубокое понимание исторических и культурных связей западной и восточной цивилизаций, их места в культурной картине мира.
Исследуется, какие общие элементы (мировоззренческие, этнические, знаковые и др.) в культурах разных человеческих сообществ (индийской и древнерусской, западной и восточной) выявила экспедиция Н.К.Рериха, осуществив эмпирические исследования в области археологии, этнографии, древнего искусства и архитектуры, антропологии, религиозных представлений, традиций и обычаев, фольклора Центральной Азии, изучив комплекс материальных и нематериальных культурных ценностей. На фактическом материале Н.К.Рерих разрабатывал концепцию культурного единства. Элементы единства, выражающие сложные процессы аккультурации, были связаны с «непреходящими» ценностями в прошлом, а в будущем могли бы привести к новому единству. Концептуальным во взглядах Н.К.Рериха является понимание сути культурных ценностей в контексте единства и эволюции человечества. «Непреходящее» рассматривается как специфический параметр деятельности человека, аккумулирующий его исторический, социальный, духовно-нравственный опыт, что влияло на эволюцию его сознания и процесс познания. Выделение Н.К.Рерихом универсалии «единого культурного источника» позволяет говорить не только о «горизонтальной», но и «вертикальной» иерархии культурных форм.
Рассмотрение категории «непреходящего», а также категории «единого культурного источника» в его разных аспектах (мировоззренческий, исторический, нравственно-духовный, семантический, обрядово-ритуапьный и др.) позволяет приблизиться к пониманию сути культуры, дает также ключ
к пониманию механизма культурной преемственности. Настоящее и будущее концептуально рассматривались им в соотнесении с прошлым, его культурными накоплениями, которые востребованы в настоящем.
В параграфе отмечается, что взаимодействие культур на протяжении веков, переплетение разных культурных традиций формировало своеобразный культурный синтез, давший возможность Н.К.Рериху близко подойти к пониманию культурной общности. Она выступила содержанием и смыслом сложного ценностного и целостного видения мира, своего рода ментального универсума, развивающегося по единым законам, которые определяют фундаментальную роль культуры в системе общечеловеческих связей и отношений. Н.К.Рерихом было обращено особое внимание на объединительный характер материальных (петроглифы, мегалиты, орнаментация предметов кочевого искусства и др.) и нематериальных (традиции, эпоса, языка, характера быта и др.) элементов культуры разных народов, позволяющих рассматривать современный мир как глобальную саморазвивающуюся систему, в которой доминантным фактором выступает ценностно-смысловой аспект культуры. Поиски ценностного аспекта в пространстве культуры в определенной степени сближают исследования Н.К.Рериха с изысканиями А.Крёбера («культурная энергия»), Л.Уайта (подсистемы культуры, эволюция культуры), Т.Парсонса (эволюционные универсалии) и др.
Научные результаты экспедиции соотнесены с художественным творчеством Н.К.Рериха, что позволило ему в данной форме сохранить культурные достижения прошлого в его материальном и нематериальном аспектах.
Во второй главе «Программа сохранения культурного наследия» освещаются вопросы, связанные с содержанием целевой программы сохранения культурного наследия и возможностями ее реализации. Рассматривается концепция сохранения культурного наследия.
В первом параграфе «Очерки Н.К.Рериха как источники исследования и реконструкции программы сохранения культурного наследия (программы Пакта Рериха)» анализируются положения, которые относятся к проблемам сохранения культурного наследия и нашли отражение в своих основных структурных элементах в литературных очерках Н.К.Рериха разных лет. На основе проведенного анализа данные положения могут быть эксплицированы в форму программы, разработка которой дает представление о целостной системе взглядов на сохранение культурного наследия и роль культуры в социуме. Программа охватывает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, начиная от воспитания и образования личности, формирования его нравственных устоев, до всестороннего изучения природного наследия, сохранения исторических пейзажей и культурных ландшафтов, решения вопросов экологии в совокупности с духовно-нравственными проблемами, изучения нематериального наследия, развития научного знания и художественного
творчества, решения проблем миротворчества и т.д. Важная роль отводится каталогизации культурного наследия, изучению его ценностной интерпретации и семантической структуры, дающих возможность не только изучить прошлое, но и актуализировать полученные знания в настоящем, удовлетворяя интеллектуальные потребности человека и формируя его нравственные императивы.
Решение сложных социокультурных проблем, среди которых проблема сохранения культурного наследия является важнейшей, всецело зависит, с точки зрения Н.К.Рериха, от формирования человеческой личности (ее сознательности, воспитанности, креативности). Поскольку человеческое в человеке определяют духовные идеалы, формирующие в нем «вторую природу», или надприродное начало, что позволяет человеку становиться субъектом культуры, Н.К.Рерих подчеркивал необходимость развития не только интеллекта, но и сердца человека (как источника духовности в системе «непреходящего»). Формирование на этой основе мировоззренческих установок определяет процессы самоидентификации, коммуникативности, инкультурации личности, способной создавать и сохранять культурное наследие.
Культурная деятельность человека в любой сфере его бытия, по убеждению Н.К.Рериха, должна быть встроена в иерархическую систему ценностей, обладать смыслополаганием. Огромное значение в этой связи им придавалось изучению природной среды, поскольку она включена в процесс культурогенеза. Современное понимание культурного наследия также имеет в виду не только сами памятники культуры, но и природную среду, ландшафт (Всемирный доклад по культуре, 1998 г.), который человек должен не разрушить, а сохранить и «передать» потомкам. В этом плане представляется правомочным понятие «природного наследия». Н.К.Рерихом были выделены взаимосвязи между физическим состоянием природы и духовным состоянием человека, между характером природы и историей проживающего в определенной местности народа и т.п. Им рассматривались механизмы формирования мировоззренческих установок человека в отношении природного наследия, укрепляющие в человеке нравственные основы. В этом контексте он считал необходимым развивать равноправный диалог человека с природой, направленный на преодоление внутреннего конфликта с ней, решение вопросов природопользования, урбанизма и др. Несмотря на то, что мировоззренческие идеи Н.К.Рериха нашли свою реализацию в международных усилиях по сохранению природного наследия (Список всемирного наследия ЮНЕСКО), тем не менее, кризисные противоречия между экономической деятельностью человека и желанием сохранить природные ландшафты остаются.
Анализ литературных очерков Н.К.Рериха позволил рассмотреть развитие научного познания в соотнесении с проблемами сохранения культурного наследия. Здесь выявляется несколько направлений: использование научных достижений для совершенствования практики исследований, реставрации, консервации, музеефикации объектов
культурного наследия; поддержка новых научных открытий, способствующих более глубокому пониманию человека, природы, космоса, их взаимосвязей, играющих важную роль в формировании и развитии сознания человека и выступающих основанием его ценностных мировоззренческих ориентации; утверждение нравственного аспекта в системе научного познания, предусматривающего ответственность ученого за открытия, которые могут иметь непредсказуемые последствия для мира в целом. Нравственное начало, по убеждению Н.К.Рериха, определяет меру вмешательства человека, как в окружающую природу, так и в свою собственную.
В параграфе показывается, что понять во всей полноте необходимость сохранения культурного наследия, выработать эффективную стратегию его рационального использования и принять действенные меры к его сохранению возможно только при осмыслении человеком феномена культуры и его места в системе культурных взаимосвязей.
Во втором параграфе «Культурно-исторические аспекты "Знамени Мира"» представлена концепция защиты культурного наследия, которую выражает созданный Н.К.Рерихом символ Пакта - «Знамя Мира».
На основе исследования литературных очерков Н.К.Рериха выявляются наиболее значимые принципы, на которых утверждается «Знамя Мира» как символ Пакта Рериха. Это принцип «красного креста» (или принцип гуманизма); принцип неприкосновенности достояния культуры; принцип культурной преемственности; принцип связи времен. В создании «Знамени Мира» Н.К.Рериха обращается внимание, что данная идея основывается на историко-культурном контексте идеи А.Дюнана, разработавшего особый флаг с символом «красного креста» (1863 г.), призванного напоминать о милосердии к человеку на войне. Подобное знамя, разработанное Н.К.Рерихом, - «Знамя Мира» с древним символом триединства, - должно было напоминать человечеству о смысловой ценности культурного наследия и необходимости его сохранения во времена войны и мира. Анализируется, каким образом замысел Н.К.Рериха расширяет идею А.Дюнана, устраняя причину агрессии человека к человеку: культура рассматривается фактором, формирующим комплекс культурных норм и паттернов в сознании, усиливающим созидательное начало в человеке, укрепляющим его человечность и нравственные ориентации. Подобная установка ведет к расширению понимания проблемы сохранения культурного наследия, осознанию его принципиальной неприкосновенности, что достигается признанием всемирности достижений человеческого гения.
В параграфе освещена распространенность в историческом времени и пространстве символики триединства, присутствующей на «Знамени Мира», выявлено ее духовное значение, органично воспринимаемое разными народами и связующее разные культурные эпохи западной и восточной цивилизаций.
Совокупность вышеназванных принципов, символизируемых «Знаменем Мира», обусловила методологические установки Н.К.Рериха в отношении сохранения культурного наследия. На них была сформирована целостная концепция: в сохранении культурного наследия человек обретает идентификацию, развивает свое сознание в его ценностном аспекте, развивается как человек, влияя на эволюцию мира в целом. На основании проведенного исследования делается вывод, что особую роль в данных процессах играет феномен культуры, раскрывающий специфику природы человека, способной к постоянной самоорганизации под влиянием избранных духовных идеалов. В этом Н.К.Рерих видел существенное отличие культуры от цивилизации, выступающей в его трудах как внешнее обустройство жизни, зависимое от уровня культуры в обществе. Подобное видение культуры как духовного процесса в человеке, лежащего в основе его самопознания и самосознания, формирующего его нравственные основы, организующего форму бытия человека, отличается от воззрений ряда европейских мыслителей на отношения культуры и цивилизации (О.Шпенглера, А.Тойнби и др.), и ближе стоит к идеям русских мыслителей (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др.), разрабатывавшим духовную концепцию культуры и ее связь с цивилизацией.
В параграфе рассмотрены эстетический и просветительный потенциал культуры в понимании Н.К.Рериха, особенности механизма культурной преемственности, связь культуры с религией, отношение к проблеме социокультурного прогресса и др. Показано, что памятники культуры, культурное наследие, в целом, выступает у Н.К.Рериха важным источником информации, формирующим культурное сознание человека.
В третьей главе «Особенности международного движения за Пакт Рериха» дается аналитическое изложение обстоятельств возникновения в 1930-е гг. международного движения за сохранение культурного наследия, а также методов и форм, с помощью которых Пакт Рериха продвигался в мире. Анализируются обстоятельства распространения идей Пакта Рериха в современную эпоху, рассматриваются возможности реализации программы сохранения культурного наследия.
В первом параграфе «Характеристика международного движения и этапы его развития в 1930-1940-е гг.» освещены характерные признаки международного движения в поддержку Пакта Рериха, раскрываются особенности его восприятия общественностью, анализируется влияние идей Пакта на социокультурную обстановку в мире в предвоенные годы.
Показано, что международное движение как первый исторический опыт культурного сотрудничества общественности разных стран развивалось в эпоху, ознаменовавшуюся кризисными явлениями западной культуры, поисками выхода из сложившейся социокультурной ситуации, переоценкой нравственных и духовных ценностей. Характеристикой международного движения общественности являлось наличие ведущей идеи, связанной с культурой (сохранением культурного наследия), наличие признанного
лидера, каковым был Н.К.Рерих, программы деятельности (отраженной в очерках, статьях, приветствиях и др.), массовое участие общественности из разных стран мира. Сделан вывод, что литературные очерки Н.К.Рериха этого периода, воззвания, обращения представляют, в целом, обобщенные результаты его научных исследований, проведенных в России (до 1916 г.), в Америке (1921-22 гг.), в Азии (1923-28 гг.), в ходе которых была выявлена интегративная, преобразовательная и эволюционная роль культуры во взаимодействии цивилизаций Запада и Востока, сформировавшая их культурную общность. Данный факт позволил Н.К.Рериху внести в мировое сообщество «переживание» культурного единства, инициировать инкультурационные процессы.
В параграфе прослеживается позитивная реакция представителей мировой общественности на Пакт (Р.Тагор, Р.Роллан, Т.Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс, Ф.Рузвельт и др.), основанная на возможностях новых решений для достижения мира. В целом, кризисная ситуация предвоенного времени (1930-е гг.) может быть рассмотрена: в контексте создаваемых Пактом Рериха предпосылок для формирования нового отношения к самой культуре и ее наследию, в котором видели гарант устойчивого развития социума; определенных стратегий дальнейшего развития социокультурной ситуации в преддверии Второй мировой войны, что не получило своего развития в те годы по ряду причин. Обращение к документам 1930-40-х годов дает возможность оценить историческую обстановку накануне Второй мировой войны, действия представителей общественности (К.Тюльпинк, М.А.Таубе, Г.Г.Шклявер и др.), способствовавших продвижению гуманистической идеи Н.К.Рериха. Рассмотрено противодействие культурной идее Н.К.Рериха со стороны финансовых и политических кругов Америки и Европы, а также представителей русской эмиграции.
Рассмотрен широкий спектр форм и методов пропаганды идей Пакта, которые осуществлялись комитетами Пакта Рериха и культурно-просветительными организациями в разных странах, начавшими реализацию программы сохранения культурного наследия. Изучение приветствий и посланий Н.К.Рериху, а также резолюций конференций показало понимание и готовность прогрессивной части международной общественности распространять гуманистические идеи Н.К.Рериха в мире, пропагандировать идеи Пакта в учебных заведениях (в том числе и в военных школах), провести первичную каталогизацию объектов культурного наследия и др.
Опыт международного движения, его особенности требуют своего осмысления в контексте понимания роли Н.К.Рериха как лидера движения за сохранение культурного наследия. Анализ исторических фактов позволяет не только оценить усилия представителей общественности по проведению в жизнь новых ценностных представлений, связанных с ролью культуры в социуме, но и по-новому увидеть фокус данных гуманистических идей, который олицетворял собой Н.К.Рерих. Его международная деятельность в 1930-40-е гг. может быть рассмотрена в контексте глобального процесса развития культуры, когда новое культурное созидание мирового масштаба (в
данном случае, Пакт Рериха) становится своего рода «центральной идеей», стимулирующей интеллектуальную жизнь человечества; культурным импульсом, способным в потенциале завершить цикл кризисных явлений, обозначив поворот к культурному ренессансу. Данный процесс рассмотрен в контексте переходной эпохи, «хаоса» (согласно П.А.Сорокину), в котором формируются ростки культурного «космоса», содержащего творческую энергию «жизненного порыва» (А.Бергсон) и преобразующего жизненную материю. Рассмотрены потенциальные возможности Пакта Рериха в развитии культурного диалога, формировании культурных приоритетов. В этом плане представляет интерес исследование эволюции идеи Пакта, которая дала определенные позитивные следствия в послевоенном мире (деятельность ЮНЕСКО).
Во втором параграфе «Некоторые аспекты послевоенной деятельности мировой общественности, связанной с развитием идей Пакта Рериха» рассматривается продвижение идей Пакта Рериха в послевоенное время, что отразилось на принятии международных правовых актов в сфере сохранения культурного наследия, а также создании культурных учреждений, функционирование которых связано с исследованием, сохранением и развитием культурной среды.
В параграфе отмечена определенная преемственность положений Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов», принятых ЮНЕСКО рекомендаций и деклараций, связанных с охраной и защитой культурного наследия (как материального, так и нематериального), с положениями Пакта Рериха. Изучение документов ЮНЕСКО показывает, что все они не вышли за границы того, что уже было высказано Н.К.Рерихом в его очерках 1910-1940-х гг. Возникает проблема реализации положений конвенций и рекомендаций, поскольку культурное наследие представляет собой основу устойчивого развития мирового сообщества, особенно в эпоху глобализации. В этом плане роль культурного наследия должна возрастать, поэтому в параграфе уделено внимание объективации культуры как основы смыслополагающей деятельности человека, создающего это наследие.
Знаковая связь культуры, культурного наследия и «Знамени Мира» Н.К.Рериха позволяет рассматривать культурные акции общественности, посвященные «презентации» «Знамени Мира», привлечении к нему мирового внимания (в международном космическом проекте «Космос. Человек. Культура», пребывание знамени на Южном и Северном полюсах, передача знамени Генеральному секретарю ООН и т.д.), в контексте трансляции духовного опыта человечества, а также поиска путей разнообразного культурного сотрудничества. Осмысление многих взаимосвязей (человека, планеты и космоса) дает возможность раскрыть содержащийся в них внутренний импульс к развитию новых культурных форм, проследить динамику развития культуры, выявить и освоить новые механизмы сохранения культурного наследия уже в XXI в.
В плане актуализации идеи «Знамени Мира» рассматриваются положения проекта «Декларации прав культуры» Д.СЛихачева и деятельность ВООПИК, где наряду с позитивными аспектами (направленность на развитие самосознания человека) выявляются причины их недостаточного влияния на развитие социума. Анализ материалов показал, что в современной социокультурной ситуации проблемы сохранения культурного наследия связаны, в большей степени, с приверженностью международным правовым нормам и недостаточным вниманием к познаванию духовной ценности культурного наследия, комплексному изучению природы человека, особенностям восприятия им культуры в контексте самоопределения личности. В связи с этим возрастает роль культурных институтов, комплексно развивающих гуманистические идеи Н.К.Рериха, которые связаны как с сохранением культурного наследия, так и с его представлениями о культуре, в общероссийском масштабе и на международном плане (на примере деятельности Международного Центра Рерихов в Москве).
В параграфе отмечается, что проблема сохранности мирового культурного наследия в условиях сложных глобализационных процессов разрешается внесением в эти процессы культурных основ, являющихся фактором эволюционного развития (т.е. не противоречащего эволюции человеческого в человеке), а также развитием диалога культур, повышением уровня культурной компетентности личности. В этом плане актуализируется проблема относительности/абсолютности познания, создание единой системы ценностей культуры, которая станет основой в формировании теории сохранения культурного наследия. Определяются приоритетные направления в сфере сохранения культурного наследия, связанные с утверждением первичности культуры по отношению к другим сферам социального бытия человека, восстановлением системы духовно-нравственных ценностей, привлечением внимания общественности к проблемам сохранения культурного наследия, активизацией международного движения в этом направлении для достижения мира.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.
В приложениях освещается культурно-общественная деятельность Н.К.Рериха, распространенность знака «Знамени Мира», ставшего символом Пакта Рериха.
По теме диссертации опубликовано в рецензируемых изданиях ВАК:
1. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха как путь достижения мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - М.: РУДН. - №3,2007 г. - с.88-93. - 0,5 п.л. (лично автором -0,5 п.л.);
2. Дьяченко И.Ю. Хранитель культуры // Вестник РАН. - М.: Наука. - Том 77, №10,2007 г. - с.921-926. - 0,5 п.л. (лично автором - 0,5 пл.);
3. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия // Философия и культура. - М.: Ин-т философии РАН. - №8(44) - 2011 г. - с.126-136. - 1,0 п.л. (лично автором - 1,0 пл.).
В других изданиях:
4. Дьяченко И.Ю. К вопросу о формировании культурологических идей Н.К.Рериха // Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Сб.ст. асп. - М.: АПРИКТ, 2004. - Вып.8. - с.61-79. - 1,5 п.л. (лично автором - 1,5 пл.);
5. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха - культурологические аспекты изучения // Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве. Сб.ст. асп. - М.: АПРИКТ, 2005. - Вып. 10. - с.81-87. — 0,5 п.л. (лично автором - 0,5 пл.);
6. Дьяченко И.Ю. Н.К.Рерих - исследователь культуры // Науки о культуре - шаг в XXI век. Т.5. Сб.мат. ежегод.конф.-семинара молодых ученых.-М.:РИК, 2005.- с.190-194.-0,3 п.л. (лично автором - 0,3 пл.);
7. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: историко-культурные аспекты // Культура и время. - М.:МЦР. - №3 (17), 2005. - с.22-31. - 1,0 пл. (лично автором -1,0 пл.);
8. Дьяченко И.Ю. (в соавторстве). Мыслить и действовать во имя Культуры // Культура и время. - М.: МЦР. - №3 (37), 2010. - с.22-33. - 1,0 пл. (лично автором - 0,5 пл.).
Подписано в печать: 14.03.12
Объем: 1,5 усл.п.л. Тираж: 70 экз. Заказ № 761 Отпечатано в типографии «Реглет» 105005, г. Москва, ул. Бауманская д.ЗЗ (495) 979-96-99; www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия"
61 12-24/96
АКАДЕМИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА
На правах рукописи
ДЬЯЧЕНКО ИРИНА ЮРЬЕВНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.К.РЕРИХА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ
Специальность 24.00.01 -Теория и история культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель -кандидат исторических наук, профессор Коссова И.М.
Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.
1.1.
1.2.
ГЛАВА 2.
2.1.
2.2.
ГЛАВА 3.
3.1.
3.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АРХИВЫ ИСТОЧНИКИ
СОДЕРЖАНИЕ
Н.К.РЕРИХ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Исследования памятников истории и культуры в экспедициях по русским городам и историческим местам (1894-1914 гг.). Постановка проблемы сохранения культурных ценностей Исследования памятников истории и культуры Центральной Азии (1923-1928 гг.). Систематизация и анализ полученных результатов ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Очерки Н.К.Рериха как источники исследования и реконструкции программы сохранения культурного наследия (программы Пакта Рериха) Культурно-исторические аспекты «Знамени Мира» ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА ПАКТ РЕРИХА Характеристика международного движения и этапы его развития в 1930-1940-е гг. Некоторые аспекты послевоенной деятельности мировой общественности, связанной с развитием идей Пакта Рериха
4
25
26
47
68
69
90 112
113
135
156
164
165
ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Культурные и научные учреждения в России и за 186 рубежом, созданные Н.К.Рерихом или им реорганизованные (1906-1942 гг.)
Участие Н.К.Рериха в работе культурных, 200
художественных и научных обществ, комитетов и объединений (1896-1947 гг.)
Карта Центрально-Азиатской экспедиции 202
Н.К.Рериха (1923-1928 гг.)
Договор об охране художественных и научных 203
учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)
Символ «триединства» в мировой культуре, 206
послуживший для создания знака «Знамени Мира» Образец «Знамени Мира», предложенный 209
Н.К.Рерихом для защиты всемирного культурного наследия
ВВЕДЕНИЕ
Истоки творчества и разносторонней общественной деятельности Николая Константиновича Рериха (1874-1947) начинаются в той культурно-исторической эпохе в России, для которой были характерны глобальные социальные перемены, революционные преобразования, предчувствия надвигающихся мировых катастроф и в то же время «культурный ренессанс» [183, с. 190], проявившийся в художественной, философской и научной мысли. В философии утверждались идеи всеединства, в литературе были подняты вопросы нравственного и духовного совершенствования, в искусстве складывались тенденции символизма, отразившего новые пути в познании мира и человеческого бытия. Противоречивые тенденции в общественной и духовной жизни страны создали особый климат эпохи, для которого был характерен поиск устойчивых форм жизни и творчества, обращение к прошлому России для понимания ее настоящего и будущего. Это обращение к прошлому своего отечества, обеспокоенность за судьбу национального достояния вызвали у многих представителей интеллигенции острое понимание необходимости сохранения культурного наследия, использование его нравственного потенциала в воспитании молодежи.
На рубеже веков рождалось и новое мироощущение: в сферу искусства, литературу, философию, научное знание входили понятия «высшего», «духовного», «космоса», «преображения», осмысление которых заставляло каждую творческую личность по-новому представлять мир, воплощая свои эстетические и этические идеалы в разнообразных стилях и формах. Это мироощущение каждый по-своему выразили В.С.Соловьев, В.Я.Брюсов, А.Н.Белый, А.А.Блок, Л.Н.Андреев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский и многие другие современники Н.К.Рериха, в многогранной деятельности которого претворились практически все духовные и нравственные поиски той эпохи.
Известность Н.К.Рериха в большей степени как художника порою не дает ученым увидеть и по достоинству оценить другие грани его творчества и деятельности. Она охватывала живопись, литературу, поэзию, театр, педагогику. Рерих профессионально занимался археологией, этнографией, историей. Он был ученым-исследователем, путешественником, организатором крупных культурных учреждений не только в России, но и в других странах. В географической науке нет аналогов его научно-исследовательской экспедиции в Центральную Азию ни по масштабности охвата территорий, ни по задачам исследований, ни по результатам. Н.К.Рерих - организатор науки, создавший после экспедиции и на ее основе международный научный институт, в деятельности которого прослеживаются новые пути развития научного познания. Н.К.Рерих был практиком, умевшим претворять свои культурные идеи в жизнь и объединять людей подвижнической творческой работой. Созданные им организации (общественного типа) служили искусству и науке, утверждали гуманистические идеалы мира, дав народам разных стран опыт сотрудничества в сфере культуры еще до начала Второй мировой войны.
В последние годы все больше возрастает внимание ученых к наследию Н.К.Рериха: художественному, литературному, философскому, научному. В совокупности в нем освещаются вопросы глобального значения: единство мироздания и человека, роль нравственных идеалов в познании мира, возможности человеческой природы, общечеловеческие ценности, феномен культуры как основы человеческой эволюции. В центре внимания Н.К.Рериха всегда стоял, прежде всего, человек. Он считал, что все мировые проблемы и кризисы, непонимание и вражда между народами происходят от утраты человеком его представления о месте и роли в мироздании. Н.К.Рерих стремился вернуть человеку это представление и наполнил новым смыслом понимание культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы обусловлена современной ситуацией в мировом сообществе, которая характеризуется всесторонним кризисом, имеющим тенденцию к углублению. Происходят национальные конфликты и локальные военные действия (Сербия, Ирак, Грузия, Ливия и др.), наблюдается нестабильная социально-политическая обстановка в ряде стран Ближнего Востока (Египет, Сирия, Палестина, Израиль), в Азии (Южная и Северная Корея), в Европе (студенческие волнения во Франции, Греции, погромные действия профсоюзов в Англии, движение антиглобалистов и пр.), происходят техногенные катастрофы планетарного масштаба, последствия которых непредсказуемы (нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе, землетрясение в Японии), существуют неразрешенные мировым сообществом проблемы терроризма, распространившегося в планетарном масштабе, и многие другие.
Кризисные явления, свойственные техногенной цивилизации и проявляющиеся в мировой экономике и экологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, находят свое непосредственное отражение и в сфере человеческой культуры. Повсеместно наблюдаются вражда, агрессия, невежество, нетерпимость, падение нравственности, деградация личности, отторжение ею лучших достижений прошлого, что вызывает дезориентацию человека и, прежде всего, в духовно-нравственной сфере. В результате такого мирового «беспокойства» оказываются под угрозой исчезновения национальные и мировые культурные ценности, мировое культурное наследие в целом. Все это не может не тревожить лучшие умы международного сообщества еще и потому, что человек подходит к той грани, за которой он начинает утрачивать свою самоидентификацию, человеческий облик, представление о человеке. XX век, а за ним и XXI ставят вопрос о существовании как человечества, так и планеты в целом. Обеспокоенность социокультурной ситуацией выражают многие деятели культуры, как у нас в
стране, так и за рубежом, предлагая разные пути решения мировых проблем, однако это не останавливает развитие кризисной ситуации. Тем не менее, она не может продолжаться постоянно и требует адекватных подходов к своему разрешению, выбору тех равновесных сил с опорой на фундаментальные основания человеческого бытия, которые могут противостоять разрушительным тенденциям, происходящим в человеке, обществе и государстве.
Актуальность данной работы определяется значимостью идей Н.К.Рериха для анализа принципов существования современного мирового сообщества, гармоничного взаимодействия западных и восточных ориентаций миропонимания, формирования системы нравственных ценностей для самоидентификации человека в условиях глобализации. Н.К.Рерих был тем мыслителем, который глубоко осознавал причины кризисных явлений и обосновал пути выхода из них, которые были связаны с культурой и сохранением культурного наследия. Кульминационным моментом его общественной деятельности стал Пакт за сохранение культурного наследия. Пакт вошел в историю как первый международный договор, посвященный вопросам культуры, был подписан двумя десятками стран в 1935 г. и уже в послевоенные годы основные его положения нашли отражение в правовых документах ЮНЕСКО. Необходимость исследования данного круга вопросов связана с тем, что Пакт Рериха в своем историко-культурном контексте более широк и не ограничивается только юридическими обязательствами народов друг перед другом. В 1930-е гг. он послужил основой международного движения за сохранение культурного наследия. С ним также связаны действия мировой общественности. Анализ литературных очерков Н.К.Рериха позволяет говорить об их программном характере. Своей идейной направленностью они глубже раскрывают то, что стоит за строками параграфов Пакта. Исходя из этого, содержащиеся в очерках Н.К.Рериха
положения, связанные с проблемами сохранения культурного наследия, а также проблемами инкультурации человека могут быть реконструированы в цельную программу сохранения культурного наследия.
В очерках 1930-х гг. Н.К.Рерих использовал термин «культурное наследие», определив его как «высшие достижения человечества» [92, с.221], т.е. материальные и нематериальные культурные ценности, созданные человеком на протяжении веков. Законодательное определение «культурному наследию» было дано в 1972 г. в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО. Термином «культурное наследие» в документе обозначались памятники, ансамбли и достопримечательные места, которые имеют «выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки» [223, с. 72], а также эстетики, этнологии и антропологии [там же]. Законодательное определение «культурных ценностей» было дано в «Конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой ЮНЕСКО в 1954 г. Этим термином определялись ценности движимые или недвижимые, которые «имеют большое значение для культурного наследия каждого народа» [там же, с.6], а также здания, главным назначением которых является сохранение или экспонирование культурных ценностей, и центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей. В определениях культурного наследия послевоенных лет едва прослеживается преемственность мыслей Н.К.Рериха, который не только утверждал его безусловное значение для всех народов, но видел его главное предназначение в том, чтобы «облагораживать дух человеческий» [92, с.221].
Процесс осознания заложенных в Пакте идей у исследователей творческого наследия Н.К.Рериха проходит на разных основаниях и имеет столь же разные смысловые акценты в зависимости от аксиологических приоритетов и поставленных задач. В связи с этим представляется
необходимым сосредоточить внимание на расширении сферы понимания гуманистических идей Н.К.Рериха, актуализации к ним научного интереса, что диктуется и практическими задачами в области сохранения и защиты историко-культурного наследия.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.
Исследования и анализ гуманистических идей Н.К.Рериха начались еще при его жизни. В первых монографиях отмечался изначальный глубокий интерес Н.К.Рериха к культуре и культурным традициям разных народов, этапы формирования цельного мировоззрения, выразившегося в особенностях художественной, научной и общественной деятельности. Публикации, появившиеся в 1930-е гг. (Р.Я.Рудзитис, Вс.Н.Иванов, В.А.Шибаев, F.R.Grant, R.C.Tandan, K.P.P.Tampy, S.Jagadiswarananda, A.E.Mahon, N.C.Mehta, M.M.Meru, B.M.Varma, A.Lemaries, J.Jervais, P.Tarabilda, N.Serafmiene и др.), были посвящены сущностному осмыслению и обсуждению проекта Пакта Рериха, раскрывали его содержание, воссоздавали образ Н.К.Рериха как культурного деятеля мирового масштаба, передавали реакцию мировой общественности на Пакт. Также авторы развивали мысль Н.К.Рериха о возможности достижения мира между народами через культуру.
Особого внимания заслуживает исследование эпистолярного наследия Н.К.Рериха, его переписка с активными деятелями международного движения за утверждение Пакта Рериха (М.А.Таубе, К.Тюльпинком, мадам де Во Фалипо, Г.Г.Шклявером, Ф.де Бертело, З.Г.Фосдик, К.Кэмпбелл-Стиббе, М.Лихтманом и др.). Переписка дает представление об огромных усилиях Н.К.Рериха и представителей мировой общественности по продвижению Пакта и начале той всесторонней культурной работы, которую задумывал Н.К.Рерих по сплочению культурных сил в мире, развитию сотрудничества. Исторические факты дают представление о расстановке сил мировой
общественности в Европе и Америке накануне Второй мировой войны [201, 213].
В публикациях послевоенного времени (с конца 1940-х гг.) гуманистические идеи Н.К.Рериха оценивались в контексте их глубокого мировоззренческого влияния на жизнь мирового сообщества. Это статьи Т.Хелина, З.Г.Фосдик, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха, Беликова П.Ф., О.С.Оап§о1у, БТозсНск, У.МаЬепс1гапаШ и др. Новый импульс к исследованиям творческого наследия Н.К.Рериха и его культурно-общественной деятельности был дан в конце 1950-х гг., когда в СССР из Индии Ю.Н.Рерихом была привезена часть художественного, литературного и философского наследия Н.К.Рериха. По его инициативе начались издания литературных произведений и выставки художественных произведений Н.К.Рериха на родине, что получило широкий общественный резонанс и отклики в прессе. Последующие за этим публикации статей и монографий В.П.Князевой, П.Ф.Беликова, Н.А.Тихонова, А.Д.Алехина, Е.И.Поляковой, О.РаеНап, К.Р.Б.Мепоп, 1.Р1е1сЬег и других были посвящены как биографическим исследованиям и особенностям художественного наследия Н.К.Рериха, так и его вкладу в сохранение культурного наследия в мировом масштабе. В то же время публикации свидетельствовали о еще недостаточной разработанности наследия Н.К.Рериха как ученого, мыслителя и крупного общественного деятеля, что объяснялось отсутствием у отечественных исследователей полноты объективных сведений о культурных достижениях Н.К.Рериха, прожившего более тридцати лет за рубежом.
Определенный «прорыв» в этом отношении был сделан в 1970-е гг. учеными СО АН СССР, организовавшими «Рериховские чтения» в Новосибирске. Анализ научных изысканий Н.К.Рериха, связанных с исследованием культурного и природного наследия в ходе его экспедиций в Центральную Азию (1923-1928 гг.) и Монголию (1934-1935 гг.), отразился в
и
выступлениях и публикациях А.П.Окладникова, В.Е.Ларичева, П.Ф.Беликова, Н.Н.Покровского, М.И.Качальской, В.Д.Кубарева, Л.В.Шапошниковой, А.В.Куминовой, В.С.Ревякина, Л.А.Андросовой, А.Я.Кряжева, Ю.Г.Марченко, A.B.Московского, М.А.Мокульского, А.А.Шпунта, К.А.Соболевской, В.П.Гранкина и других, оценивших огромный вклад Н.К.Рериха в изучение древних культур, его усилия в деле сохранения достижений человеческого гения. Пакту Рериха как международному правовому документу, впервые в истории человечества утверждающему защиту культурного наследия в законодательном порядке, были посвящены выступления П.Ф.Беликова, М.М.Богуславского и др., где авторы анализировали возможность Пакта обеспечить не только правовую защиту культуры, но и мира, что также представляется актуальным в современную эпоху [180, 184, 204]. «Чтения» стали существенным вкладом российских ученых в дальнейшую разработку идей, принципов и методов сохранения культурного наследия, которые предложил Н.К.Рерих мировой общественности.
Оценка Пакта Рериха как правового документа, соотнесение его основных положений с параграфами Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой на основе Пакта, была начата в публикациях М.М.Богуславского и Е.А.Александрова в 1970-х гг. и послужила базой для дальнейших исследований в этой области. В частности, у В.Б.Моргачева, М.П.Куцаровой и других прослежена правовая преемственность с Пактом современных конвенций ЮНЕСКО [175,209,220].
Особое значение приобрели исследования 1980-1990-х гг., где взгляды Н.К.Рериха на культуру стали рассматриваться в аспекте философского и культурологического знания. Это работы В.В.Мантатова, С.Н.Иконниковой, Е.А.Трофимовой, С.Ю.Ключникова, В.В.Волкова. В условиях со