автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Абдрашитова, Алла Рамзесовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Абдрашитова, Алла Рамзесовна

Страница

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I.

РАЗДЕЛ II.

РАЗДЕЛ III

Оренбургское Магометанское

Духовное Собрание как орган управления мусульманами в конце XVIII - начале XX веков

Основные принципы государственно-исламских отношений в Российской империи в 1789-1917 год#Хл?и* ■ практика их реализации

Проблема соотношения статуса ислама и православия в Российской империи и политика государства в сфер межрелигиозных отношений

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Абдрашитова, Алла Рамзесовна

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие XX века стало для России временем коренных изменений в сфере государственно-конфессиональных отношений. Осмысление современной религиозной ситуации в России предполагает осознание роли и тенденций развития ислама в истории нашей страны, генезиса государственно-исламских отношений.

Известно, что ислам - это традиционная для нашей страны религия, вторая после православия по численности своих приверженцев и по историческому времени своего возникновения. Особенности внешне- и внутриполитического развития страны обусловили повышение интереса государства и отечественного социума к исламу. Актуальность исследования опыта государственно-исламских отношений в России определяется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами.

Во-первых, по разным оценкам, в Российской Федерации сегодня проживает от 15 до 25 миллионов мусульман1. Причем, демографические исследования свидетельствуют, что темпы роста численности мусульман значительно выше, чем, например, православных.

Исламский ренессанс, который начался в России десятилетие назад, выражающийся в активизации политического и духовного аспектов жизни мусульман, изменениях в структуре Духовных управлений, обусловил необходимость выработки четких механизмов реализации законодательства о свободе совести. Потребность в них обостряется также вследствие нередкого использования идей ислама отдельными политиками. Непродуманная политика государства в отношении мусульманской и других религиозных общин может привести к обострению национальной и религиозной ситуации в стране.

1 Из истории цивилизации и современной религии. - М., 1997, С. 113.

Во-вторых, распад биполярной системы мира в 1991 году повлек за собой новые процессы. Исламский мир стремится консолидироваться и не допустить влияния на Ближнем Востоке Соединенных Штатов Америки, объявивших некоторые регионы бывшего Советского Союза зоной своих национальных интересов. Наряду с этим, отдельные экстремистские группировки, часть из которых располагается на территории Западной Европы, проводят антироссийскую политику в мусульманских регионах Российской Федерации. Используя ислам как пропагандистский щит, некоторые политические деятели (как в мусульманском, так и в западном мире) возбуждают настроения обособления в мусульманских регионах России, отчуждения от российского общества его мусульманского компонента. Противостоять этим опасным тенденциям государство может лишь в том случае, если будет принимать все меры для сохранения стабильности в обществе. В первую очередь, стабильность необходима в сфере межрелигиозных и государственно-исламских отношений.

Таким образом, Россия вынуждена брать во внимание не только внутренние общественные и политические процессы, но и мировые. Непрекращающаяся война в Афганистане, проблема терроризма, конфликт в Чечне - те факторы, которые определяют сегодня современную геополитическую обстановку в мире и в стране. Эти факторы нельзя сбрасывать со счетов при принятии и реализации решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам.

Сохранение целостности Российской Федерации требует от власти пересмотра своего прошлого опыта в сфере отношений с религиозными организациями, формирования новой модели отношений государства как с российскими исламскими организациями, так и с мусульманской общиной страны в целом. Опыт последних лет показал, что государство не может полностью самоустраниться от решения назревших актуальных проблем в этой сфере.

В свете сказанного, актуальность исследования проблемы истории государственно-исламских отношений в конце XVIII - начале XX веков и, в частности, деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, обусловлена необходимостью выработки четкой правоприменительной практики реализации законодательства о свободе совести, оптимизации политики государственно-исламских отношений, учитывающей как исторический опыт, так и современную ситуацию в Российской Федерации.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Работа охватывает период с момента основания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 году и до октября 1917 года, когда вследствие известных событий принципиально изменилась позиция государства в отношении всех религий.

Исходя из периодизации государственно-исламских отношений в России, эти хронологические рамки соответствуют второму периоду второго этапа,* когда ислам из гонимой превратился в терпимую религию в православном государстве. В этот период власть начинает искать пути оптимизации положения ислама в стране, с сохранением наибольшей выгоды для себя и Русской Православной Церкви.

Однако нельзя уяснить значимость этого периода для истории ислама в России без упоминания о сущностных различиях в статусе этой религии в предыдущий период, о назревании предпосылок смены государственной религиозной политики в отношении мусульман. Поэтому в работе уделяется внимание и более раннему периоду в истории государственно-исламских отношений в России.

Особенностью изучения деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и всей структуры государственных 1 этап. Х-ХУ1 века - ислам в «собственном» государстве.

2 этап. Середина XVI - начало XX веков - ислам в православном государстве (до 1789 года -ислам в статусе гонимой религии; 1789 - 1917 годы - ислам в статусе терпимой религии).

3 этап. 1917 год - по настоящее время - ислам в секуляризованном государстве. органов по управлению мусульманами является невозможность разбить время его существования на конкретные хронологические отрезки, которые характеризовались бы какими-либо принципиальными отличиями друг от друга. Вследствие этого работа делится на разделы, посвященные изучению отдельных аспектов деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и его взаимоотношений с государственными органами.

Особое внимание следует уделить территориальным рамкам исследования. Несмотря на упоминание в названии Духовного Собрания конкретной губернии (Оренбургской), его деятельность и принципы функционирования распространялись на всю территорию Российской империи, кроме Крыма, Кавказа и Средней Азии. В работе освещается деятельность приходов и мухтасибатов, расположенных на территории наиболее компактного проживания основной массы мусульман -Поволжья и Приуралья, а также приведены примеры из реальной жизни, показаны особенности существования небольших приходов, действовавших в губерниях, где численность мусульман составляла небольшой процент от общего населения.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопросы истории государственно-исламских отношений в Европейской части России применительно к указанным хронологическим рамкам активно изучались на протяжении всего XX столетия.

Большой интерес дореволюционной русской и местной национальной интеллигенции к истории ислама в стране обусловливался потребностью в накоплении эмпирического материала. Рост активности в исследовании ислама происходит в начале XX века, когда власть осознала необходимость его изучения. Работы таких авторов, как В. Бартольд, М. Худяков, Я. Коблов, И. Гаспринский, Е. Малов, заложили основы отечественного исламоведения, хотя следует отметить, что они чаще всего носят описательный характер или касаются более раннего периода в жизни российских мусульман.

В процессе исследования развития государственной системы власти в России проблему деятельности центральных и высших органов власти по управлению мусульманами до 1917 года освещали такие ученые, как, например, Н. Варадинов и С. Рыбаков. Объективный историко-теоретический анализ вопроса в дореволюционный период был, однако, затруднен. Во-первых, потому, что в царской России существовал запрет на исследования и, тем более, критику деятельности государственных органов. И, во-вторых, потому, что к началу XX века трудно было исторически осмыслить период, который еще не закончился.

В советский период принципы атеизма и отрицание дореволюционного наследия не ставили перед учеными задачи изучения опыта взаимоотношений государства и ислама. В двадцатые и тридцатые годы был опубликован ряд научных трудов об исламе, панисламизме и пантюркизме в России. Это работы А. Аршаруни, X. Габидуллина, Б. Ишемгулова, Г. Касимова, Л. Климовича, Н. Маторина и др. Хотя для них характерен классовый подход к религии и роли царского правительства в развитии ислама, они имеют богатый эмпирический материал, что дает информацию для переосмысления государственно-исламских отношений в России.

Эти же особенности относятся к исследованиям ученых в 50 - 70-е годы, которые определялись, прежде всего, принципами атеистической пропаганды среди населения и зачастую не несли в себе объективной аналитики проблемы дореволюционного опыта отношений государства с мусульманскими организациями. В это время появились исследования, освещающие просветительскую, благотворительную, общественную деятельность религиозных исламских организаций. Среди работ этого периода определенный интерес для нас представляют научные исследования Д. Азаматова, 3. Ишмухаметова, Ю. Комарова.

Отдельные аспекты проблемы, такие как создание системы государственных органов по управлению мусульманами, деятельность православного государства по противодействию исламскому прозелитизму, функционирование отдельных мусульманских приходов и т. д., освещаются в работах современных авторов: Г. Фаизова, А. Юнусовой, Л. Марнея, Е. Вишленковой, Д. Хайретдинова, А. Малашенко, л

А. Ионовой, Р. Ланды, А. Нуруллаева и других. Но отсутствие систематического исследования по данному вопросу, соединяющего в единое историю религиозных мусульманских организаций и государственных органов, приводит к многочисленным противоречиям, встречающимся в трудах этих авторов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является объективный анализ деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789-1917 годах, а также комплексное исследование развития всей структуры государственных органов по управлению мусульманами в этот период, в которую полноправно входило и ОМДС.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• выявить общественно-политические, исторические и экономические предпосылки создания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания;

• классифицировать функции и полномочия Духовного Собрания, проследить практику реализации государственных, религиозных и нерелигиозных функций ОМДС;

• систематизировать данные архивных источников, законодательных актов и работ отечественных ученых-исламоведов;

2 Работы этих и других авторов приводятся в прилагаемом к диссертации списке использованной литературы.

• исследовать эволюцию законодательства, регулирующего деятельность ОМДС и жизнь мусульман с конца XVIII до начала XX века;

• раскрыть содержание и формы взаимоотношений Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с центральными и местными органами власти;

• охарактеризовать соотношение статусов православия и ислама в Российской империи, их изменения и позицию государства по этой проблеме;

• определить значение существования и деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания для современной концепции государственно-исламских отношений.

Методологическиеосновы диссертации. Исходными методологическими посылками исследования являются принципы историзма, системности и комплексности в изучении истории государственно-исламских отношений. Процесс развития ислама, системы и принципов отношений государства с мусульманскими организациями в России рассматривался в общем контексте отечественной истории. При написании работы использовались принципы объективности, анализа и синтеза, что позволило раскрыть особенности содержания и эволюцию государственно-исламских отношений в России в конце XVIII - начале XX веков.

Источниковедческая база. Соискателем были изучены материалы архивов Москвы, Уфы и Оренбурга.

Комплекс источников, отражающий деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, содержится в фондах Центрального Государственного Исторического Архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) и составляет 72 тысячи дел.

Деятельность местных органов власти, их переписка с Духовным Собранием по решению тех или иных вопросов и выполнению высочайших распоряжений, освещена в делах канцелярии Оренбургского губернского правления, которые хранятся в' Государственном Архиве Оренбургской области (ГАОО).

Вопросы религиозной политики, решаемые высшими органами власти - Министерством внутренних дел, Комитетом министров, Сенатом и другими учреждениями, в исследуемый соискателем период, широко представлены в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ). Здесь находятся отчеты министра внутренних дел Сенату об итогах каждого прошедшего года, результаты проверок различных жалоб, постановления заседаний Комитета министров, переписка между отдельными ветвями власти.

В исследовании использовались и опубликованные материалы. Среди них сборники документов и законодательных актов по истории России, республик Башкортостан и Татарстан, раскрывающие положение ислама в дореволюционный период, и мероприятия, проводимые правительством в отношении мусульман.

Основные результаты, полученные соискателем, и научная новизна исследования заключаются в следующем:

• систематизированы разнообразные архивные источники, вследствие чего удалось выявить множество противоречий, существующих между мнениями ученых и данными источниковедческой базы;

• представлена целостная характеристика деятельности Оренбургского Магометанского Духовного Собрания по государственному управлению мусульманами;

• доказывается, что ОМДС, выполняя ряд религиозных функций, являлся все же государственным органом;

• раскрыто и проанализировано место Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в общей государственной структуре;

• проанализировано развитие законодательной базы по делам мусульман;

• рассмотрены меры, предпринимавшиеся государственной властью, по соблюдению баланса сил между православием и исламом.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они дают систематизированное представление об эволюции и опыте взаимоотношений мусульманских общин и государственных структур власти в Европейской части России на определенном этапе.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке государственных служащих - специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, при чтении курсов «Религиоведение» и «История религий в России» в высших учебных заведениях. Собранные и систематизированные в работе источники могут быть использованы для дальнейшего их анализа учеными - исламоведами.

Материалы и выводы исследования могут найти применение при разработке модели государственно-исламских отношений как на федеральном, так и на региональном уровне.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и на Всероссийской научно-практической конференции «Христианство и ислам на рубеже веков» (апрель 1998 г., г. Оренбург). Структура работы соответствует поставленным в ней задачам, в ее основу положен проблемно-исторический принцип. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, трех приложений и списка источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 - 1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1789 — 1917 годах и рассмотрев различные аспекты его взаимоотношений с государственными органами власти в этот период, можно сделать следующие выводы.

Ряд исторических предпосылок, социально-экономических и политических причин вынудили правительство пойти на смену религиозной политики в отношении мусульман.

Образование в 1789 году Духовного Собрания ознаменовало начало сущностно нового этапа в развитии государственно-исламских отношений в Российской империи. Его создание свидетельствует об изменении отношения царской власти к одной из самых распространенных религий на территории Российской империи - исламу и повышении статуса ислама - от «гонимой» до «терпимой религии».

На протяжении 128 лет Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, в чье ведомство входили все мухтасибаты Российской империи, за исключением Крыма, Кавказа и присоединенной чуть позже территории Средней Азии, превратилось в полноценный государственный орган по управлению мусульманами. О государственной принадлежности Духовного Собрания свидетельствуют его функции, практика принятия и реализации решений по вопросам религиозной политики в отношении мусульман.

Присвоением муллам статуса государственных чиновников государство добилось практически полного подчинения мусульман своей власти, способствовало включению мусульманской общины в общероссийский этнос, а их территории - в общероссийские экономические и хозяйственные отношения.

Как и в любой другой государственный орган, в Духовное Собрание чиновники на различные должности утверждались высшей властью, получали жалование из государственной казны и имели все атрибуты государственного служащего.

Духовное Собрание, как мы пытались это доказать, не обладало самостоятельностью даже в решении вопросов, напрямую относящихся к религии. Полная подотчетность Собрания Департаменту духовных дел иностранных исповеданий при Министерстве внутренних дел давала возможность власти «держать руку на пульсе» жизни мусульман.

Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания стимулировала рост интереса к исламу, эволюцию законодательства, регулирующего различные стороны жизни мусульман. С оформлением структуры и принципов работы Собрания начался систематический сбор и анализ информации об исламе и мусульманах России, который способствовал выработке принципиально новых принципов государственно-исламских отношений.

С точки зрения государственности, политику, проводимую властью, можно назвать оправданной и логичной. Приведенные в работе причины создания Духовного Собрания свидетельствуют о стоявших перед царским правительством задачах по окончательному, невоенному подчинению своей власти новых земель, укреплению целостности государства.

Несмотря на изменение статуса ислама, первоочередной задачей государства было сохранение неизменными позиций православного духовенства и Русской Православной Церкви. Охраняя господствующее положение Русской Православной Церкви, государство всячески стремилось нейтрализовать такое последствие образования и деятельности Духовного Собрания, как активизация прозелитизма со стороны исламского духовенства. Однако меры эти, например, к концу XIX века, коренным образом отличались от тактики царского правительства в конце XVIII века. На смену жесткому подавлению пришло законодательное регулирование, строгий контроль и регулярный мониторинг религиозной ситуации.

Приведенные в работе факты свидетельствуют о том, что правительство не решалось уже без особой нужды открыто вмешиваться в дела мусульман, но в то же время старалось не выпускать ситуацию из-под контроля. На страже интересов российских мусульман стояли высшие и рядовые чиновники всех трех ступеней Духовного Собрания, которые в пределах своих полномочий стремились сохранить установившиеся более-менее стабильные отношения между государством и мусульманами.

В современных условиях, когда у нас за плечами - опыт последнего десятилетия, т.е. опыт полного отказа государства от вмешательства в дела религии и попыток контролировать деятельность мусульманских организаций, в целях предупреждения возможных конфликтов необходимо знать и учитывать уроки прошлого, и прежде всего, их ошибки.

Исследовав деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и государства в области религиозной политики в 1789-1917 годах, мы считаем оправданным выделение нескольких принципиальных основ их взаимоотношений в этот период, отвечающих, с некоторыми оговорками, современным условиям и пригодных для осмысления и применения в светском государстве, каковым является сегодня Российская Федерация.

Во-первых - это наличие единого органа, являющегося своего рода посредником между государством и его подданными - мусульманами.

Во-вторых - тщательный мониторинг, фиксирующий изменения в настроениях мусульман, их анализ;

В-третьих - возможность с помощью аппарата Оренбургского Магометанского Духовного Собрания осуществления обратной связи -рядовых мусульман с высшими государственными органами власти;

В-четвертых - государственная поддержка развития просвещения и культурного развития мусульман;

В-пятых - постоянная эволюция законодательства, регулирующего деятельность религиозных мусульманских организаций.

При соблюдении принципов свободы совести, веры и убеждений всех граждан, учитывая уроки прошлого и особенности развития этносов и религиозных общин в России, можно надеяться, что и в перспективе будет возможно сохранить стабильную национально-религиозную ситуацию в стране.

 

Список научной литературыАбдрашитова, Алла Рамзесовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. ГАОО, ф.6, оп.4, д. №7850.

2. ГАОО, ф.6, оп.4, д. №9382.

3. ГАОО, ф.6, оп.5, д.№ 11615/11.4. ГАОО, ф.6, оп.18,д.№ 736.

4. ГАОО, ф.11,оп.1, дело №943.

5. ГАОО, ф. 11, оп. 2, д. № 179.

6. ГАОО, ф. 11, оп. 2, д.№ 3439.

7. ГАОО, ф.11,оп. 2, дело №3179.

8. ГАОО, ф. 11, оп.,2, д.№3577. Ю.ГАОО, ф.11, оп.2, д.№3366.

9. ГАОО, ф. 11, оп.12, д.№35.

10. ГАРФ, ф.109, оп. 6, д. №263.

11. ГАРФ, ф.109, оп. 6, д. №361.

12. ГАРФ, ф.109, оп.58, д.№19.15.ГАРФ, ф.19, оп.8, д.№14.

13. ЦГИА РБ, ф.И-1, оп. 2 д.№ 365.

14. ЦГИАРБ, ф.2, оп. 1, д.№ 3581.

15. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. № 1.

16. ЦГИА РБ, ф. И- 295, оп.З, д.№114.

17. ЦГИА РБ, ф. И- 295, оп.З, д.№2051.

18. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 10, д. № 205.

19. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 10, д. № 340.

20. ЦГИА РБ, ф.И-295, оп.11, д. №41.

21. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 11, д. №130.

22. ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 11, д. № 703.

23. ЦИАМ., ф.203 Московская Духовная Консистория, оп.377, д. 92.

24. Азаматов Д.Д. К проблеме учреждения и оценки деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания. // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: тенденции, современность, перспективы. Уфа, 1992. - С. 219-221.

25. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII XVIII вв. - Уфа, 1993. -224 с.

26. Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. -Казань, 1994, С. 20-40.

27. Асфандияров А.З. Религиозная политика царизма в Башкирии в период феодализма // Башкирский край, вып. 1, Уфа, 1991. - С. 4-17.

28. Атеистический словарь / Под общ. ред. М.П. Новикова, М., 1985. -285 с.

29. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992.-143 с.

30. Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1887.

31. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия его времени. СПб., 1869. - Т.5.

32. Бромлей Ю.В. Очерки истории этносов. М.: Наука, 1983. - 267 с.

33. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел, СПб., ч.2, кн.1, 1859.

34. Варадинов Н. История Министерства внутренних дел, СПб., ч.2, кн.2, 1861.

35. Васильев Д.В. Организация и функционирование главного управления в Туркестанском генерал-губернаторстве (1865-1884 г.г.) // Вестник МГУ., Сер. 8, История., 1999 г., №3. С. 48-62.

36. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с.

37. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России Александровской эпохи. Казань, 1997. - 367 с.

38. Гайнутдин Р. Духовно-нравственный потенциал ислама / Ислам в России: традиции и перспективы (материалы Всероссийской научно-практической конференции), М., 1998. - С. 13-18.

39. Гарипов Н.К. Работа Я.Д. Коблова о татарском мусульманском духовенстве в начале XX века / Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 1998. - С. 270-273.

40. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство // Этнографическое обозрение. М., 1992, №6. - С. 110-116.

41. Господарик Ю. Александр Николаевич Голицин (Очерк жизни и деятельности) // Высшее образование в России, №6, 1999. - С. 132-144.

42. Государственность России: государственные и церковные учреждения (конец XV в. февраль 1917 г.). -М., 1996. - 768 с.

43. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Под ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, H.A. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 252 с.

44. Государственно-церковные отношения в России. М., 1993. - 136 с.

45. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258 гг.). пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 215 с.

46. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экопресс, 1992. - 336 с.

47. Гурьев Д.А. Об устройстве верховных правительств в России. 1815 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1868., Т.90.

48. Давлетшин К.Д. Нации и ислам (критика философско-теологических концепций о единстве нации и ислама). Казань: Татарское книжное издательство, 1986. - 199 с.

49. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России, М., 1968. - 278 с.

50. Журавский A.B. Христианство и ислам: Социально-культурные проблемы диалога. М.: Наука, 1990. - 128 с.

51. Законодательные акты переходного времени (1904-1908 гг.), СПб., 1909.

52. Записки, мнения и переписка адмирала A.C. Шишкова. /Изд. Ю. Самарин и Н. Киселев., т.1. Берлин, 1870.

53. Записки, мнения и переписка адмирала A.C. Шишкова. /Изд. Ю. Самарин и Н. Киселев., т.2. Берлин, 1870.

54. Из истории цивилизации и современной религии. М., 1997. - 342 с.

55. Ионова А.И. Ислам в СССР. М., Мысль, 1983.

56. Ионова А.И. Современный ислам и панисламизм / Вопросы научного атеизма. -М., Мысль, 1989, С. 120-140.

57. Ионова А.И. Исмаил Гаспринский о судьбах мусульман России // Вестн. Ран. М., 1992, №6. - С. 88-98.

58. Ипатов А.Н. Этноконфессиональные отношения и государство // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч РАУ, 1993.

59. Ислам в России. М., 1996. - С. 41-45.

60. Ислам на территории бывшей Российской империи., Вып. 1. М., 1998.

61. Ислам. Краткий справочник. -М.: Наука, 1983. 159 с.

62. Ислам: Энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1991. 315 с.

63. История Татарии в документах и материалах. М., 1937.

64. Исхаков С.М. Общероссийская партия мусульман / История национальных политических партий России. Материалы международной конференции. М., 1997. - С. 215-229.

65. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (Исторические очерки). Казань: Татарское книжное издательство 1979.-224 с.

66. Калашников В.Л. О религиозных и национальных отношениях: вопросы и ответы. М., 1989. - 169 с.

67. Каменский П.В. Вероисповедные и церковные вопросы в Государственной Думе Ш-го созыва. М., 1909. - 245 с.

68. Карнович Е.П. Князь А.Н. Голицин и его время // Исторический вестник. СПб., 1882. - №4.

69. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М.: Знание, 1986. -63 с.

70. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. -223 с.

71. Климович JI. Ислам в царской России. М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1936.-408 с.

72. Климович Л.И. Ислам., изд. 2-е, М., 1965.

73. Коваленко В.И. М.М. Сперанский. // Вестник МГУ., Сер. 12, Политические науки., 1999 г., №6. С. 77-102.

74. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. - 727 с.

75. Кулбахтин Н.М., Сергеев Ю.Н. Религиозная политика царизма в Башкирии в XVIIIb. // Социально-экономическое развитие и классовая борьба на Южном Урале и в Среднем Поволжье (дореволюционный период), Уфа, 1988. - С. 34-43.

76. Кульшарипов М.М. Открытие духовного управления мусульман в Уфе / Социально-экономическое развитие и классовая борьба на Южном Урале и в Среднем Поволжье (дореволюционный период), Уфа, 1988. -С. 43-47.

77. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. - 312 С.

78. Левандовский A.A. Под железной пятой // Свободная мысль XXI, 2000, № 2, С. 89-99.

79. Лившиц Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем. Минск, 1961.

80. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

81. Малашенко A.B. Религиозно-политическая активность мусульман России: прошлое, настоящее и перспективы // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 1995. - С. 24-41.

82. Малов Е. О магометанских мечетях в России. Казань, 1868, Ежегодник России. 1905 г. - СПб., 1906.

83. Материалы по истории Башкирии., т. V М., 1960.

84. Материалы по истории Башкирской АССР, ч.1, М.-.Л.- 1936.

85. Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. Н. Новгород, 1995.

86. Михеева И.В. Российские министерства в XIX веке. // Журнал российского права., 2000 г., №4. с. 155-152.

87. Можарский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских иноверцев с 1552 по 1867 годы- М., 1980.

88. Мурадян А.А Американские миссионеры в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании в XIX в., М., 1971.

89. Мчедлов М.П. Религиозные основания Российской цивилизации / Ислам в России: традиции и перспективы (Материалы Всероссийской научно-практической конференции), М., 1998. - С. 7-12.

90. Национальные проблемы Оренбуржья: история, современность. -Оренбург: Южный Урал, 1993. 70 с.

91. Пайпс. Р. Россия при старом режиме. М., 1993. 264 с.

92. Полное Собрание Законов Российской империи т. XI, 4.1, - СПб., 1896.

93. Полное Собрание Законов Российской империи -вып.7. т.9-16. -СПб., 1898.

94. Полное Собрание Законов Российской империи,, т. XIII. СПб., 1793.

95. Полное Собрание Законов Российской империи, собр2-е,- т. XXXIX, -СПб., 1867.

96. Полное Собрание Законов Российской империи. Собр. 3-е.,Т. VIII. -СПб., 1890.

97. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР.-М., 1996.

98. Православие. Словарь атеиста / под общ. ред. Н.С. Гордиенко, М., 1988.

99. Религиозные организации. Справочник. Департамент по делам печати и информации правительства Москвы. М., 1994.

100. Российское Законодательство Х-ХХ вв. Акты земских соборов., т.З-М., 1979.

101. Российское Законодательство Х-ХХ вв. Акты земских соборов., т.9-М., 1984.

102. Рыбаков С.Т. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917.

103. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1984. - 302 с.

104. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики, М., 1999. - 178 с.

105. Свод узаконений и распоряжений правительства, издаваемый при Правительствующем Сенате. Т. 1, СПб. 1897.

106. Сперанский М.М. О государственных установлениях, СПб., 1827.

107. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли Востока (XIX XX вв.). - М.: Наука, 1974. - 190 с.

108. Столетие Магометанского Оренбургского Духовного Собрания. -Уфа, 1889.

109. Титминов Б.В. Православие на службе самодержавия в русском государстве. Л., 1924.

110. Трофимчук H.A. Миссионерская деятельность в системе политических отношений / Христианство и ислам на рубеже веков, Оренбург, 1998. С. 36-45.

111. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г., изд.9, -СПб., 1898.

112. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: историко-философский и социологический анализ (на материалах Башкирии и Татарии): дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. М., 1993. -148 с.

113. Фаизов Г.Б. распространение мусульманства в Поволжье и Приуралье // Государственно-церковные отношения в России. М.: ЛучРАУ, 1993.-С. 75-80.

114. Фокин A.B. К истории христианизации поволжских мусульман. / Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 1998. - С. 154-156.

115. Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы в XVIII I половине XX в.в. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, - 1999, № 5. - С. 33-51.

116. Худяков М.Г. Очерки по истории казанского ханства. Изд. 3-е, доп. воспроизв. по тексту 1-го изд. (Казань, 1923). М.: ИНСАН, 1991. -320 с.

117. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане (история, состояние и перспективы развития) М., 1997. - 352 с.

118. Соображения об изменении существующего штата содержания чинов Оренбургского Магометанского Духовного Собрания

119. Личный состав Чис ло лиц По существующему штату, Высочайше утвержденному 15 января 1836 года Сколько предполагается назначить

120. Жалования Столовых Итого Жалования Столовых Итого

121. Руб. Коп. Руб. Коп. Руб. Коп. Руб. Коп. Руб. Коп. Руб. Коп.

122. Председательствующему муфтию 1 714 10 285 90 1000 750 - 750 - 1500

123. Муфтию 1 572 12 - 572 12 1000 - - - 1000

124. Членам правления 3 214 28 - 642 84 600 - - - 1800

125. Секретарю 1 280 - - 280 - 600 - - - 600

126. Переводчику 1 168 - - 168 - 400 - - - 400

127. Столоначальникам 2 168 - - 336 - 400 - - - 800

128. Журналисту (он же архивариус) 1 141 - - 141 - 300 - - - 300

129. На наем писцов - - - - 622 89 1200 - - - 12001. Итого: - - - - 3762 85

130. По Высочайше утвержденному дополнительному штату от 25.05.1843

131. Столоначальнику 1 171 60 - 171 60 400 - - - 400

132. На наем писцов - — - - 155 70 - - - - -

133. На хозяйственные и канцелярские расходы - - - - 342 85 1200 - - - 1200

134. Итого: 11 - - - 4433 - - - - - 92001789 г. Декабря 5.

135. Проект положения о компетенции Духовного магометанского собрания, предложенный Симбирским и Уфимским наместником С. А.

136. Игельстромом на решение императрицы Екатерины II1.оё

137. В каждом уезде чтоб было ахунов не более 2-х и в ведомстве и под их наблюдением, чтоб стояли все по уезду мечети, школы и служители оных.8.ое

138. Материалы по истории Башкирии. -Т. V.- М., 1960.'-С.563-566.1912 г. Из Уставов иностранных исповеданий1. КНИГА ШЕСТАЯ.

139. Примечание. Духовные дела инородцев областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской управляются на основании Положения об управлении сих областей.1. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

140. О УПРАВЛЕНИИ ДУХОВЕНСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ОКРУГУ ОРЕНБУРГСКОГО МАГОМЕТАНСКОГО ДУХОВНОГО1. СОБРАНИЯ

141. Свод законов Российской империи. Изд. неофиц. Кн.З. т. VIII. Ч.1.. -XI 4 1.- Спб1912. С. 129-137.