автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Диалектика общественно-политической активности и социалистического общественного сознания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика общественно-политической активности и социалистического общественного сознания"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ордена ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С. М. КИРОВА
На правах рукописи
АХУНДОВ АКИФ БАГАДУРОВИЧ
ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Специальность 09.00.01 —Диалектический и
исторический материализм
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
БА КУ — 1 988
Работа выполнена на кафедре исторического материализма Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. С. М. Кирова.
Научный руководитель
■доктор философских наук, профессор Иманов Г. Р.
Официальные оппоненты —доктор философских наук,
профессор Саттаров М. М.
— кандидат философских наук, доцент Мамедов И. А.
Ведущая организация
•кафедра философии и научного коммунизма Бакинской Высшей партийной школы.
Защита состоится « ¿¡3 » fjpS^uS_ 1988 г.
в « » часов на заседании Специализированного Совета
К. 054.03.02 по присуждении ученой степени кандидата философских наук при Азербайджанском государственном университете им. С. М. Кирова.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АГУ им. С. М. Кирова.
Автореферат разослан « 1 § » QjCMi%tjlJl_ 1988 г.
Заверенные отзывы в 2-х экземплярах просим присылать по адресу: 370073, г. Баку, ул. П. Лумумбы, 23, Азгосунивер-ситет им. С. М. Кирова, ученому секретарю Специализированного Совета.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат философских наук,, _
доцент ^ </ ^ д. Б. Мамедов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Развитие социальной активности детерминировано совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов, имеющих сложную внутреннюю структуру. Важное место в структуре субъективных факторов принадлежит общественному сознанию и его компонентам. В связи с этим большое значение имеет исследование диалектики общественно-политической активности и социалистического общественного сознания.
Известная мысль К. Маркса «как само общество производит человека как человека, так и он производит общество»1 справедлива для всех общественно-экономических формаций. Однако социализм принципиально отличается от иных социальных систем тем, что это сознательно созидаемое общество. Поэтому проблема активизации человеческого фактора весьма актуальна на всех этапах развития социалистического общества. И ныне, один из коренных вопросов теории и практики ускорения социально-экономического развития страны — вопрос о пробуждении активности масс, о воспитании заинтересованности, о сознательном отношении граждан, всех слоев населения к тем задачам, которые ставит перед народом партия.
Развитие общественно-политической активности во многом обусловлено объективными возможностями субъекта. Однако эти объективные условия — роль человека в общественном производстве, в социальном процессе сочетаются с определенными субъективными параметрами, эта роль эффективно реализуется лишь при определенных чертах самого человека. « .. . Сегодня мы ставим вопрос о необходимости целенаправленного воспитания инициативы, самостоятельности, острого интереса к новому, потребности в нем»2, т. е. всего того, что составляет неисчерпаемый источник общественно-политической активности субъекта. Перестройка общественного сознания п связана с тем, чтобы более полно использовать этот резерв активности.
Актуальность проблемы исходит также из потребностей развития самой марксистско-ленинской науки; исследования закономерностей, присущих социалистическому обществу,
'Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 118.
2 Горбачев М. С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки: Доклад на XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988 года. М„ 1988, с. 87.
является одной из важных задач обществознання. Их изучение позволяет проследить основные тенденции формирования и развития общественных явлений и процессов, глубоко их познать с целью практического использования для дальнейшего совершенствования социализма. Сегодня возрастание роли человеческого фактора названо в постановлении ЦК КПСС о журнале «Коммунист» одной из важнейших проблем философии.' Необходимо исправить и на практике, и в теории возникшую в силу различных причин недооценку роли человека в развитии общества. Отметим, что активизация человеческого фактора находит свое концентрированное выражение в общественно-политической активности. Вне политики нельзя понять сегодня ни одного социального процесса, осуществить перестройку, достичь ускорения.
Необходимо учитывать п идеологический аспект данного рода проблем. Происходит идейно-политическая борьба вокруг вопросов, связанных с возможностями противоположных социальных систем для проявления общественно-политической активности. Имеют место попытки исказить реальный облик социализма как результата творчества широких масс, фальсифицировать сущность социалистической демократии и природу активности трудящихся при социализме. Объективный анализ исследуемых проблем будет способствовать аргументированному разоблачению идейных противников социализма. Всем вышеизложенным и обусловливается актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Отметим наличие обширной литературы по проблемам социальной активности и общественного сознания. Вопросы социальной активности, как в общефилософском, так и в социологическом плане привлекают внимание многих исследователей.2 В этих работах раз-
1 См.: О журнале «Коммунист»: Постановление ЦК КПСС. — «Коммунист», 1986. Л? 12, с. 6.
2 См.: Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. (Личность как объект и субъект общественных отношений). М., 1981; Арефьева Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М., ¡974; Батурин Ф. А. Соци-цнальная активность трудящихся: сущность и управление- Новосибирск, 1084; Кирилюк А. С. Категория «активность»: мировоззренческие и методологические функции. Киев, 1985; Смирнов В. А. Социальная активность советских рабочих. (Некоторые методологические и социологические аспекты проблемы!. М„ 1979; Социальная активность городского населения. М., 1984; Социальная активность личности в условиях развитого социализма. Киев, 1983; Социальная активность человека: философский анализ. Краснодар, 1986; Социальная активность трудящихся масс в условиях социализма. М., 1987 и др.
— 4 _
работаны теоретико-методологические основы исследования данного общественного явления. Рассматриваются различные аспекты этой проблемы: понимание сущности, природы и субъекта активности, определение уровней и форм ее проявления, количественные и качественные показатели активности, сс структура н функции. На основании этих исследований формулируются теоретически обоснованные рекомендации о путях развития социальной активности в различных сферах общественной жизни. Вместе с тем, сравнительно мало работ, посвященных комплексному исследованию общественно-политической активности.1 Во многих работах она выступает как аспект более широкой темы, например политики. Обзор научной литературы показывает, что еще только делаются попытки зафиксировать общественно-политическую активность как социальный феномен, раскрыть ее сущность и определить место в системе научных понятий.
Важным аспектом исследования социальной активности и се общественно-политической формы является изучение взаимосвязи с общественным сознанием. Несмотря на то, что проблемам общественного сознания уделяют внимание многие обществоведы2, следует заметить, что вопросы взаимодействия социальной активности п общественного сознания не получили должного освещения в литературе. Укажем некоторые работы,
1 См.: Клюев Л. В. Политическая активность личности при социализме: сущность и факторы ее повышения. Л-, 1980; его же — Политическая активность и формирование гармонически развитой, общественно активной личности. Л., 1987; Общественно-политическая активность трудящихся. (Проблемы методологии, методики и техники социологических исследований). Свердловск, 1970.
2 См.: Бурднна А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. (Пер. с болг.). М„ 1982; Духовная сфера социалистического общества. М, 1987; Журавлев В- В. Проблемы духовной жизни развитого социализма'. М., 1980; Медведев В. Д. Развитой социализм: вопросы формирования общественного сознания. М, 1'.'80; Москвиче» Л. 11. Социалистическое общественное сознание: методологические проблемы. М., 1982; Общественное сознание в условиях совершенствования социализма. Львов, 1986; Общественное сознание и его формы. М., 1986; Ребрин В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1974; Уледов А. К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М„ 1980; его же — Общественная психология н идеология. М, 1985; Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982 и др.
где в определенной степени рассматриваются эти вопросы.1 В связи с этим данная диссертация является попыткой восполнить названный пробел.
Цель и задачи исследования. Основной целью данной диссертационной работы является изучение диалектики общественно-политической активности и социалистического общественного сознания в современных условиях. Осуществление поставленной цели предполагает решение ряда задач, которые можно сформулировать следующим образом:
— продолжить анализ понятия «общественно-политическая активность», выявить особенности данного социального явления в условиях перестройки;
— рассмотреть в методологическом плане социально-активную роль социалистического общественпого сознания;
— исследовать характер взаимодействия общественно-политической активности и наиболее связанных с ней структурных компонентов общественного сознания;
— раскрыть связь перестройки общественного сознания и повышения общественно-политической активности.
Методологическая база диссертационной работы. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды основоположников научного коммунизма, новая редакция Программы КПСС, материалы XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции, Пленумы и постановления ЦК партии последних лет, партийные и советские документы, имеющие отношение к предмету исследования, а также речи и выступления руководителей партии н Советского государства.
В работе широко используются труды советских обществоведов по исследуемой проблеме, а также статистические материалы и результаты конкретно-социологических исследований, проведенных на ряде предприятий г. Баку с участием автора.
Научная новизна работы определяется поставленными в ней задачами. Новыми являются следующие результаты исследования:
— обоснована необходимость рассмотрения понятия «социальная активность» в двух значениях: как высшего проявления всеобщего свойства материи — активности и как понятия, отражающего определенные характеристики деятельности;
1 См.: Общественное сознание и общественная практика. М., 1979; Общество и сознание. (Пер. с нем.). М., 1984; Общественное сознание и Социальная практика. М , 1982; Творческая природа социалистического общественного сознания. М., 1980.
— выявлены особенности общественно-политической активности в современных условиях и в этой связи значение демократизации общественной жизни, утверждения всеохватывающей системы подлинного социалистического самоуправления народа для роста активности;
— проанализирована социально-активная роль социалистического общественного сознания, обосновывается вывод о том, что перестройка как общественной психологии, так и идеологии является необходимым условием развития активности;
— рассмотрено политическое сознание как ведущий компонент субъективной стороны общественно-политической активности, показано деформирующее воздействие инерции и застоя на политическую мысль и политическую практику;
— исследована взаимосвязь политического и нравственного сознания в плане формирования общественно-политической активности, содержится анализ структурных элементов морали, которые в значительной степени способствуют росту самодеятельностн людей;
— показано, что нарастающие проявления духовно-прак-тнческих потенций общественного мнения па переломном этапе жизни страны связаны с развитием общественно-политической активности;
— сформулирован тезис о том, что взаимосвязь общественно-политической активности и общественного сознания еегь специфическое проявление диалектики объективной и субъективной сторон активности.
Практическая значимость исследования. Она состоит в том, что основные выводы и рекомендации работы представляют определенный интерес для партийных, советских и общественных организаций, могут служить оптимизации деятельности по повышению социальной активности трудящихся. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном курсе по историческому материализму и научному коммунизму, в научно-исследовательской работе, а также в системе политического просвещения.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры исторического материализма Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены автором в докладе на IX республиканской конференции аспирантов вузов Азербайджана (Баку, 1986). По теме исследования опубликованы 4 научные статьи.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, его методологическая база, излагаются основные положения научной новизны и практической значимости работы.
Первая гласа — «Методологические аспекты исследования общественно-политической активности и социалистического общественного сознания». Рассмотрение проблем начинается с освещения понятия «активность», которое представляет собой имманентное свойство материи, присущее всем ее объектам па различных уровнях организации. Основанием для такого утверждения является как сама природа активности, так и ее источники—движение, взаимодействие, отражение. Высшему уровню организации материи соответствует социальная активность, которая проявляется в форме деятельности и выражается в системе действий, отличающихся сознательной направленностью и целесообразностью. В этом отношении понятия «социальная активность» и «деятельность» являются тождественными. Однако наряду с таким пониманием социальной активности, правомерно употребление данного понятия и в другом значении. Деятельность люден в обществе имеет различную направленность и протекает с разной степенью интенсивности, поэтому понятие «социальная активность» используется для характеристики деятельности субъекта. Очень важно отличать деятельность приспособительную, рутинную от деятельности новаторской, инициативной. Различение этих понятий имеет не только теоретический, но и политический смысл, особенно ныне в условиях перестройки общества. С этих позиций социальная активность формируется на основе деятельности, выражает ее сущность, определенный уровень развития деятельности, которая является исходным понятием при определении активности.
В современных условиях, когда происходит радикальное обновление советского общества, особого внимания заслуживает общественно-политическая форма социальной активности.
— В —
Данная форма, обладая общими признаками активности, имеет и свою специфику, обусловленную в основном природой политики. Она органически связана с политической системой, политическими отношениями, политической и общественной деятельностью. Ее основное содержание связано с осуществлением государственной власти, реализацией общеклассовых интересов, общегосударственных целей и задач.
Субъектами активности могут выступать все субъекты общественной жизни, т. е. объективно возникающие исторические общности людей (классы, нации, социальные группы и слон), сознательно организуемые устойчивые объединения (трудовые коллективы, партии, союзы, общественные организации), а также отдельные общественные индивиды, социальная природа которых в конечном счете детерминирована принадлежностью к определенным социальным общностям.
Далее, в работе анализируется сущность общественно-политической активности, подчеркивается ее конкретно-исторический характер. При социализме общественно-политическая активность характеризуется конструктивной, позитивной направленностью, перерастает пределы классов, социальных слоев, превращаясь в общенародное явление. Разумеется, социальные действия могут носить и негативный характер, не соответствовать интересам социализма. Имеет место активность, направленная на защиту устаревших, отживающих отношений, консервативных структур. Практика социализма свидетельствует, что апеллируя к отсталым националистическим, религиозным умонастроениям и чувствам можно вызвать активизацию действий тех пли иных слоев населения. Однако, проявляющиеся деструктивные формы активности, являются аномальными феноменами, чуждыми природы социализма как строя, выражающего и защищающего интересы трудящихся. Зто именно спорадические, ограниченные, иногда умышленно спровоцированные социальные коллизии и столкновения.
Развитие общественно-политической активности не может совершаться без противоречии и их разрешений. В диссертации рассматриваются некоторые важные политические противоречия современного этапа социалистического развития. Отмечается, что негативные тенденции в политической жизни советского общества привели к ослаблению социальной активности масс, к настроениям индифферентности н безразличия.
В настоящее время партия предпринимает решительные усилия для всестороннего развития демократии, инициативы и самодеятельности масс. К числу множества практических проблем, решение которых безусловно стимулирует рост активности, следует отнести: согласование интересов различных социальных общностей при выработке общего политического курса партии и государства н претворения его в жизнь; обеспечение нормального функционирования всех демократических институтов общества, упрочение конституционных основ социалистического демократизма, обеспечение правовых, организационных и материальных гарантий его развития; гласность в решении вопросов политического и управленческого характера, повышение уровня информированности трудящихся по всей совокупности политических и социально-экономических вопросов.
Объективная обусловленность общественно-политической активности дополняется действием субъективных факторов, к которым относятся духовные мотивы деятельности субъектов. В процессе исторического развития обнаруживается тенденция возрастания роли этих факторов. В этой связи и анализируется социально-активная роль общественного сознания.
В научной литературе утвердилась «аспектная методология», вычленение аспектов (срезов) исследования общественного сознания. Это позволяет раскрывать целостность изучаемых явлений через анализ различных их сторон, качественных характеристик. Социологический подход к изучению общественного сознания включает анализ его роли в функционировании и развитии социальной системы. Он раскрывает процессы превращения идей в общественную силу, проявления активности сознания, преломления познанного через призму классовых интересов. Отмечается, что возрастающая роль общественного сознания характерна для современной эпохи в целом. Об этом свидетельствуют прогрессирующие способности человечества координировать свои действия с целью предотвращения социальных деструкции глобального масштаба, беспрецедентно возросшие возможности стран и народов сознательно выбирать модели формационного развития. Однако, лишь в условиях социализма, когда стихийные механизмы социальной регуляции уступают место осознанному ходу общественного развития, происходит значительное возрастание роли сознания, разума в жизни общества. Социально-активная роль социалистического общественного созна-
ппя выражается в превращении его идейно-духовного содержания в явления и феномены экономической, политической и культурной жизни общества. Сознательный характер общественных отношений социализма не означает утраты ими объективности. Сознательность, планомерность общественного развития есть лишь форма, а не альтернатива объективности этого развития, его подчиненности законам, которые не создаются, а отражаются общественным сознанием, обусловливая его характер и содержание.
Творческая роль социалистического общественного сознания проявляется через выполняемые функции. В работе рассматриваются эти функции. Различные структурные компоненты общественного сознания обладают спецификой в плане воздействия па социальную активность. В главе освещаются особенности общественной психологии и идеологии, их связь с социальной практикой.
.Анализ социально-психологических явлений показывает, что важнейшей особенностью общественной психологии является выражение ею состояния сознания. В реальной жизни любой субъект деятельности в связи с теми или иными событиями, фактами всегда что-то испытывает, оценивает, т. е. сознание принимает определенное состояние. Общественная психология, фиксируя отношение к действительности, как бы вплетена в практическую деятельность. Деятельность людей в любой сфере общественной жизни зависит от факторов психологического порядка.
Духовная жизнь советского общества направляется ныне процессом перестройки всех сфер действительности в соответствии с концепцией ускорения социально-экономического развития страны. Преобразования в общественном сознании в силу присущей ей специфики служат необходимым условием и важным компонентом перестройки социалистического общества. Происходящие перемены в нем означают изменение в содержании и формах проявления сознания, во взаимосвязях с общественным бытием, с деятельностью социальных субъектов, следовательно в проявлении его активности. Важное место в преобразованиях общественного сознания занимает психологическая перестройка. Сегодня нам уже очевидны некоторые принципиальные условия перестройки общественной психологии. К ним относятся гласность, более разносторонняя социально-политическая информация, что предполагает, в частности, усиление в ней дискуссионного'момента,
- и -
возможностей сопоставления различных точек зрения, альтернативных решений волнующих людей проблем, создание всем и каждому реальных, доступных условий действительно активной, социально значимо» общественной деятельности. «Партия будет использовать все возможности, чтобы общественное сознание формировалось на основе развития демократизации и гласности и было нацелено на созидательную работу».1
В активной стороне исторического процесса, в социальной деятельности субъекта большая роль принадлежит идеям, овладевшим сознанием людей и ставшим, таким образом, неотъемлемым элементом всякого исторического движения. Идеология — это не только специфическая форма отражения и освоения действительности, классово-дстермшшрованная теоретическая система понятий и идеалов, но н определенная система функционирования идей, активно включенная в общественную практику. Социалистическая идеология включает в себя две составные части: общетеоретическую и программно-директивную. Последняя в форме целей и задач политического развития непосредственно включается в общественную практику. В целом, активное воздействие идеологии на социальные процессы в обществе проявляется, во-первых, в осознании и выражении в идеологии потребностей функционирования и развития основных общественных отношений в виде конкретных социальных идей, определении направления, способов и средств их совершенствования, во-вторых, в формировании мотивации практической деятельности масс в различных областях общественной жизни, в-третьих, в определении ею основных принципов и содержания деятельности институтов социального управления и контроля.
Реализация курса на ускорение, достижение качественно нового состояния советского общества немыслима без активизации идейно-теоретической деятельности. В теоретическом осмыслении советского общества длительное время распространялись ошибочные концепции и догматические представления. Упрощенно трактовались некоторые положения о социализме, социалистической демократии, темпах и перспективах развития коммунистической цивилизации. Все это, разумеется снижало воздействие социалистической идеологии на социальную практику. Поэтому задача обновления идеологии
1 Горбачев М. С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки: Доклад на XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988г. М„ 1988,.с. 86.
стоит в одном ряду с радикальной экономической реформой и демократизацией партийной и общественной жизни.
В заключении главы делается вывод, что социалистическому общественному сознанию присущ атрибут активности, его действенная сила находит свое выражение в активности субъекта. Идейные мотивы, ценности, различного рода социально-психологические образования составляют необходимый компонент практической деятельности и характеризуют активность общественного сознания как существенную сторону социальной активности.
«Взаимосвязь общественно-политической активности и общественного сознания в условиях перестройки» — так называется вторая глава диссертации. В ней рассматриваются такие компоненты общественного сознания, как политическое, нравственное сознание, а также общественное мнение. Данный выбор обусловлен особенностями этих форм сознания и таким «синтетическим» образованием, как общественное мнение. Они наиболее связаны с общественно-политической активностью, формированием ее внутренних механизмов.
Глава открывается анализом политического сознания и охватывает круг вопросов, связанных с пониманием природы и сущности политического сознания, проблемы объекта отражения, структуры этого духовного явления, выясняется соотношение с родственными понятиями, освещается роль и место политического сознания в социалистическом обществе.
Специфика политического сознания, заключенный в нем социально-преобразующий потенциал обусловлены тем, что эта форма общественного сознания, во-первых, непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношений между классами, нациями и другими социальными общностями, во-вторых, оказывает формирующее влияние на другие формы общественного сознания. Его доминирующее положение в системе общественного сознания выражается в том, что решение практических задач развития общества начинается с их постановки в политическом сознании, откуда распространяете:! на иные формы сознания. В этом смысле можно говорить о специфической функции политического сознания, приведения в действие всего механизма общественного сознания для решения определенных задач, вставших перед обществом.
Политическое сознание является продуктом развития классового сознания, его вершиной, ибо оно связано с той областью деятельности классовой политики, от которой зависит историческая судьба данного класса. Становление социалистического
политического сознания происходит в органической связи со сложным процессом развития рабочего класса. Оно формируется в ходе классовой борьбы пролетариата, накопления им политического опыта. Одну из главных задач марксистской партии В. И. Ленин определил как содействие политическому развитию и политической организации рабочего класса, которое невозможно вне политической борьбы и политических действий'.
Будучи неотъемлемой стороной социалистических политических отношений, политическое сознание выступает одновременно предпосылкой их развития, совершенствования. Классовое содержание политических взглядов трудящихся наряду с социально-экономическими и политико-организационными предпосылками демократии определяет способность масс выступать действительным субъектом власти. Подчеркивая эту зависимость, В. И. Ленин отмечал, что «низкий культурный уровень делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слон пролетариата, но не через трудящиеся массы»2. Достижение действительного равноправного и всеобщего участия всей массы населения в государственных делах органически связано с ростом их политического сознания, позволяющим им целенаправленно использовать демократические возможности социализма. В то же время незрелость политических воззрений у части населения, среди отдельных социальных слоев и в условиях социализма может привести к ее отстраненности от институтов народной власти, породить социально пассивные формы поведения, а также в сочетании с некоторыми усугубляющими факторами поколебать устойчивость всей политической системы, вылиться в кризисные события. В этой связи на всех этапах развития социализма перед коммунистической партией стоит задача обеспечения роста политического сознания трудящихся.
В условиях социализма господствует единый тип сознания, отражающий единство коренных интересов трудящихся. Однако это не означает единообразия политических идей и взглядов. Единство лежащих в основе социалистического сознания общенародных интересов предполагает их внутреннюю противоречивость, многообразие форм проявления. Как и другим
1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., 5-е изд., т. 4, с. 312, 374.
2 Ленин В. П. Поли. собр. соч., 5-е изд., т. 38, с. 170.
общественным интересам, политическим интересам присуща многовариантность, выражающаяся в разнообразии способов удовлетворения политических потребностей. Автор рассматривает противоречия политического сознания.
Формирование и совершенствование политических качеств субъекта — процесс сложный и многогранный, включающий в себя действие многих факторов. Ведущая же роль здесь принадлежит уровню организации народовластия, определяющему конкретно-исторические возможности реализации трудящимися своих демократических прав и свобод. Наличие или отсутствие тех или иных каналов прямой или непосредственной демократии, то нлп иное соотношение функций государствен' ных и общественных органов управления, правовая регламентация демократических прав, должный или недостаточный контроль трудящихся за осуществлением власти их выборными представителями — все это создает непосредственные условия для формирования и совершенствования политического сознания масс.
Застойные явления предшествующего периода развития нашего общества не могли не затронуть политическую сферу общественной жизни. Речь идет о серьезных недостатках в функционировании институтов социалистической демократии, в устаревших, а порой и не отвечающих реальностям политических I! теоретических установках, в консервативном механизме управления. Как показывает историческая практика, сущность системы управления социалистическом обществом как самоуправления парода не нашло в полной мере воплощения в организации и функционировании этой системы. «Сложился и пока еще продолжает воздействовать на сознанле людей упрощенный, урезанный образ социалистического народовластия, когда фактическое отправление власти отождествляется не с активной политической деятельностью трудящихся, а прежде всего с исполнительскими органами»1. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата, число лин, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел. Это наряду с прочн м с пособствовало появлению негативных отклонений
1 Горбачев М. С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки: Доклад на XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня 1988 г. М„ 1988, с. 38.
в практическом функционировании различных звеньев политической системы. В свете этого реформа политической системы, приведение структуры и способа се функционирования в соответствии с реальным!! задачами и целями социального прогресса является объективной необходимостью.
В последнее время предприняты серьезные усилия по совершенствованию системы реального воздействия масс на протекающие в жизни общества социальные процессы. Реформа избирательной системы в этом плане представляется как важное средство развертывания общественно-политической активности трудящихся, реализации их интересов и потребностей в сфере управления государством и обществом. Первые шаги в этом направлении были сделаны в ходе последних выбороз, в части избирательных округов они были проведены по многомандатной схеме, во многих округах выдвигалось по два и больше кандидатов. Представляется, что свободное, альтернативное выдвижение кандидатов позволит учесть интересы всех социальных групп населения.
Рост общественно-политической активности предполагает всемерное развитие непосредственных форм демократии. Советское коституционное законодательство предусматривает целый ряд институтов непосредственной демократии: всенародные обсуждения важных вопросов государственной жизни, наказы избирателей, собрания трудовых коллективов и другие. Как известно, со второй половины 50-х годов на обсуждение выносились проекты ряда важных законов. Зачастую такие обсуждения были излишне заорганизованы, шли формально, без должного анализа предложений и замечаний граждан. В этой связи большое значение имеет принятый закон «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни, который позволит в значительной степени учесть общественное мнение, сделать его определяющим при подготовке законов и других важных государственных решений.
Развитие политического сознания связано также с деятельностью общественных организаций. По подсчетам специалистов, в стране действует около 100 видов всесоюзных, 200 республиканских и 800 местных общественных организаций. Они охватывают почти все взрослое население страны, однако высокие показатели охвата трудящихся общественными формированиями не всегда означают столь же высокую степень их реального участия в общественной жизни. В деятельности общественно-политических организаций имеется противоречие,
приобретающее зачастую острые формы. Оно выражается, с одной стороны, в усилении формальности членства, погоне за цифрами охвата в ущерб качеству, с другой—в отрыве организационных элементов от совокупности первичных, основных интересов и появлении в этой связи заорганизованное™ и бюрократизма. Угроза потери для комсомола, например, функций авангарда молодежного движения потребовала перестройки всей жизни ВЛКСМ, чему был посвящен XX съезд комсомола. Такая же ситуация стала характерной и для многих других общественных объединении. Разрешение этого противоречия должно быть ориентировано па поиски таких форм организационной деятельности общественно-политических организаций, которые бы позволяли прежде всего удовлетворять интересы социальных групп на базе их политического единства. Следует серьезно взвесить появившиеся предложения о возможности использования плюрализма в политической системе СССР, в частности путем отказа от моноцентризма в молодежном и профсоюзном движении1.
Нельзя не признать, что в рамках существовавшей концепции политической системы социализма традиционные для советского общества политические организации рассматривались как единственные каналы, по которым проводились в жизнь имеющиеся интересы. При этом абсолютизация законченности социально-политического единства общества приводила к абсолютизации существующих общественно-политических объединений, их числа и организационного оформления. Социалистическое общество характеризуется развитием многообразия интересов и постоянно воспроизводящимся на новом уровне единством и потому политическая система должна учитывать это, способствовать как укреплению единства, так и проявлению многообразия. Линия развития здесь— совершенствование традиционных форм выявления интересов, создание новых организаций и движений, повышение роли территориальных общностей в политике, развитие политических каналов проявления личных интересов и инициатив.
Важная черта перестройки — бурный рост общественных объединений, отражающих все многообразие социальных интересов. В сущности, это одна из форм конкретного воплощения альтернативных подходов людей к жизненным проблемам перестройки, реализация принципа социалистического плюрализма. В плане политической и идейной направленности самодеятельных образований, ценностей, которые объединяют их
.'См.: «Советское государство и право», 1987, Лг 10, с. 50.
участников, характера их деятельности, они чрезвычайно многообразны. Характерной тенденцией становится политизация их деятельности. Появились формирования «чисто» политического характера, которые стремятся к выработке собственных «платформ перестройки», собственных концепций обновления социализма. В большинстве случаев провозглашаемые цели политизированных самодеятельных объединений совпадают с задачами перестройки, однако в русле общественного подъема появились отдельные группы, чьи интересы далеки от целей, интересов народа. Имеются и такого рода организации, в руководстве которых оказываются политические экстремисты, которые в условиях гласности и демократизации стремятся использовать самодеятельные объединения в корыстных целях, в том числе политических. Некоторые такие «лидеры» отрицают ценности социализма, заимствуют альтернативы им из арсенала буржуазной идеологии и политики. Очевидно, что с политической и правовой точки зрения заслуживает признание любая общественная деятельность, которая ведется в рамках Конституции и не противоречит интересам развития советского общества.
Важная особенность общественно-политической активности состоит в том, что она не ограничивается только политической сферой жизни общества, а функционирует и в других ее областях, прежде всего в производственной, которая в человеческой деятельности играет решающую роль. Характерно, что именно здесь обозначился сейчас главный фронт демократизации — реальное повышение роли трудовых коллективов в управлении производством, развитие в них самоуправления. Большую роль здесь призван сыграть вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон о государственном предприятии (объединении), который определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности, расширяет возможности участия трудящихся в управлении предприятиями, в решении государственных и общественных дел.
В диссертации анализируется нравственный аспект общественно-политической активности, в связи с этим выясняются такие вопросы, как структура морали, содержание и особенности се элементов, мораль как фактор социальной практики, особый детерминант человеческой деятельности. Приводятся признаки характеризующие мораль современного социалистического общества, в их числе расширение социальной базы морали и сферы ее функционирования, снижение доли социального принуждения, переход ряда институционированных административных норм в разряд норм моральных, расширение
общечеловеческого содержания морали, зарождение новых моделей потребления и изменение в связи с этим шкалы нравственных ценностей и другие. В процессе развития социализма нравственная зрелость общества поднимается на новую ступень. Происходит дальнейшее возрастание в обществе значения таких механизмов внутренней регуляции и саморегуляции деятельности как совесть, чувство ответственности, долга, которые в дальнейшем будут преобладать над внешними регуляторами поведения.
Известно, что нравственно-политические качества советских людей формируются их образом жизни. Отсюда, влияние элементов социальной коррозии периода застоя па нравственные ценности общества. Нарушения принципов социальной справедливости вели зачастую к отрыву официально декларируемых моральных принципов от нравственной практики, к подмену во многих конфликтных ситуациях моральной регуляции впеморальной. Разумеется, что реальный социализм не идеально функционирующее общество, не вершина социального прогресса. Это лишь один из этапов социально-прогрессивного развития со своими особыми противоречиями, со специфическими формами общественного добра и зла, нравственно прогрессивного и отживающего, со специфическими механизмами морального контроля и координации. Поэтому вопросу стоит не о «кризисе социалистической морали» а о путях преодоления морального зла как наследованного, так п большей частью накопленного. Исходная предпосылка ликвидации аморализма в советском обществе — перестройка, совершенствование различных механизмов труда и воздаяния, потребления и управления, механизмов регуляции и воспитания. Наряду с усилением внеморального социального контроля большое значение имеет воспитание общественного мнения, непримиримого к отклонениям от принципов социализма. В условиях обновления общества складывается новая моральная атмосфера общества. Она создает тот общий настрой, который позволяет индивиду реально, в определенном смысле непосредственно, ощутить общественную волю, характер общественных нравственных требований и в соответствии с этим корректировать свою деятельность.
Одной из специфических особенностей морали, в отличии от иных форм сознания является то, что она выступает «всепроникающим», безгранично широким регулятором во всех областях человеческой деятельности. «Вся ткань общественных процессов пропитана моралью, но не как абстрактной
самоцелью, а как движущим, стабилизирующим средством общественной жизни»1. В этом отношении не является исключением и политическая сфера жизни общества. Поэтому в работе рассматривается взаимосвязь политики и морали в плане формирования общественно-политической активности.
Мораль представляет собой и специфический оценочно-императивный способ освоения социальной действительности, средство социальной регуляции. Вопрос о моральной регуляции является особо актуальным, поскольку в этом состоит основное предназначение морали в системе духовно-практического способа освоения мира человеком •— регуляция деятельности посредством постоянной апелляции к должному. Источник должного — принятые в данной социальной общности исторически апробированные и изменчивые системы ценностей. Моральное сознание включает особые системы ценностных ориентации: нравственные взгляды, идеалы, разного рода этические доктрины и другие. Но, наряду с такого рода факторами, действуют и другие регуляторы: правовые, политические, административные и иные. Следует отмстить, что нематериальность морали, ее внеинстнтуциональный характер нельзя принимать как абсолютное ее свойство и тем более выводить из этого ее сущность. Исторически, в зависимости от различных общественных условий, требования морали то подкреплялись, то не подкреплялись действиями социальных институтов. И мораль вовсе не переставала быть моралью от того, что прямо поддерживалась силой институциональных санкций. Границы между двумя способами регуляции (институциональным и безинституциональным) весьма подвижны, а иногда и расплывчаты. Ряд отношений социалистического общежития, ранее регулируемых писаными законами, инструкциями, постепенно попадает под регуляцию моральную. С другой стороны, возникают новые весьма своеобразные формы пнетитуцнонализации морали.
Нравственное сознание можно рассматривать как систему, состоящую из таких элементов, как нравственные мотивы, нормы и идеалы. Автор анализирует эти образования, входящие в мотивационный компонент активности. В этом плане раскрывается понятие «активная жизненная позиция». В рамках личностной структуры человека она выполняет определенные регулятивные и оценочные функции, входя (на правах одного
1 Фаркаш Э. Мораль: индивидуальная и общественная. — В кн.: Нравственные проблемы личности. М„ 1982, с. 9.
из элементов) в состав его социально-нравственной мотицион-ной системы, под которой понимается вся совокупность разнообразных побуждений субъекта к действию. Важное проявление активной жизненной позиции — борьба с отрицательными явлениями в жизни нашего общества. Особо выделяются те явления, которые парализуют волю человека, не позволяют в полкой мере проявить его творчество. К ним относится, прежде всего бюрократизм. В диссертации указывается целый ряд факторов, способствующих возникновению и воспроизводству бюрократической практики и ориентации, с ней связанных. Отмечается, что демократизация, опираясь на развитие социально-экономических отношении социализма, способствует формированию реальных структур и процессов, противостоящих бюрократизму как части функционирующей системы управления.
Курс партии па активизацию человеческого фактора закономерно обусловливает повышение внимания к общественному мнению как одному из важнейших каналов проявления самодеятельности масс. Широкое действенное общественное мнение, ориентированное на решение современных социальных проблем, играет важную роль как в процессе перестройки общественного сознания, так и в мобилизации масс на практическую реализацию выработанной партией концепции ускорения.
Автор придерживается взгляда на общественное мнение как состояния, проявления общественного сознания, активно-деятельную его сторону. Оно предстает как органический сплав рациональных, эмоциональных и волевых элементов, являясь в этом качестве действенной социальной силой, объединяющей людей, направляющей их деятельность.
При социализме в качестве субъекта — всеобщего создателя общественного мнения — выступает народ, трудящиеся как основная сила, творящая и революционно-преобразующая социальное бытие. Однако, это не означает, что в советском обществе т.сякни раз и по всем проблемам, затрагивающим интересы широких слоев населения, складывается исключительно общенародное мнение. Как показывает жизнь, по многим, в том числе достаточно крупным проблемам возникают и функционируют мнения, которые по ряду объективных н субъективных причин в большей пли меньшей степени отличаются друг от друга, противостоят друг другу в борьбе мнений. К таким причинам могут быть отнесены еще сохраняющиеся различия в социальном положении классов и общест-
венных групп, наличие у них специфических интересов. Сказываются территориальные и национальные различия. В целом, структура субъекта общественного мнения является достаточно разветвленной и включает классовые, национальные и территориальные общности, социальные и социально-демографические, профессиональные и иные группы, трудовые коллективы, отдельных людей, которые при руководящей и направляющей деятельности КПСС творят на правах сопроизводи-телей конкретный облик этого мнения.
В работе рассматриваются функции общественного мнения, среди прочих выделяются: консультативная, контрольная, директивная. оценочная. Наиболее полное раскрытие сущностных начал общественного мнения, приведение в действие всех его разноплановых функций зависит от многих факторов. Эффективность духовно-идеологического воздействия на общественное мнение определяется тем, насколько полно согласуются идеи и призывы, задачи и целевые установки с реалиями действительности, насущными потребностями людей. От этого зависит плодотворность усилий партии по мобилизации духовно-практических потенций общественного мнения на решение ключевых проблем общественного развития.
В механизме изучения общественного мнения можно выделить ряд уровней. Один из них связан с мнением в трудовых коллективах. В этой связи, кафедрой исторического материализма Азгосуниверситета им. С. М. Кирова были проведены исследования па ряде промышленных предприятий г. Баку, в частности на производственном объединении «Бакэлектро-бытприбор». Среди прочего, изучалось мнение трудовых коллективов о деятельности коммунистов и партийного актива. Анализ результатов исследований показал, что несмотря на имеющиеся позитивные результаты деятельности партийных организаций обследованных коллективов, они еще не добились ощутимых результатов в перестройке, демократизации производственной и общественно-политической жизни, медленно осваиваются новые, отвечающие требованиям времени подходы в работе. Такие демократические формы общественной жизни как гласность, критика и самокритика не стали ведущим средством ативизации человеческого фактора в трудовых коллективах. Проведенный опрос выявил нарушения демократических начал как в деятельности выборного партийного актива, так и в процессе его формирования. Действующая система политической учебы не в состоянии решать возложенные на нее задачи. В целях коренного совершенствования
деятельности всех звеньев партийной организации необходимо решить такие ключевые проблемы как всестороннее расширение внутрипартийной демократии, повышение в жизни трудового коллектива авторитета и авангардной роли коммунистов, выборных органов партии, осуществить перестройку системы политического образования. В конце главы приводятся практические рекомендации, вытекающие из теоретического анализа эмпирического материала.
В заключении диссертации излагаются наиболее обобщенные выводы работы.
По теме диссертлиии опубликованы следующие работы:
1. Развитие трудовой активности. — «Агитатор», 1983, № 19.
2. Развитие общественно-политической активности трудящихся в условиях зрелого социализма. — «Коммунист Азербайджана», 1984, № 4.
3. Общественно-политическая форма социальной активности. — В сб.: Актуальные проблемы совершенствования социалистических общественных отношений. Баку: АГУ, 1986.
4. Общественно-политическая активность как социальное явление. — Тезисы докладов IX Республиканской научной конференции аспирантов ВУЗов Азербайджана. Баку, 1987.
Бесплатно
АЗЭРБАЛЧАН ССР ХАЛГ ТЭЬСИЛИ НАЗИРЛШИ С. М. КИРОВ адына ГЫРМЫЗЫ ЭМЭК БАЛРАРЫ орденли AЗЭPБAJЧAH Д9ВЛЭТ УНИВЕРСИТЕТИ
ЭлЗазмасы Ьугугунда
АХУНДОВ АКИФ БАЬАДУР орлу
ИЧТИМАИ-СШАСИ ФЭАЛЛЫРЫН СОСИАЛИСТ ИЧТИМАИ ШУУРИЛЭ ДИАЛЕКТИКАСЫ
Ихтисас 09. 00. 01 — диалектик вэ тарихи материализм
Фэлсэфэ елмлэри намизади алимлик дэрэчэси алмаг учун тэгдим едилмиш диссертаси]'анын
АВТОРЕФЕРАТЫ БАК Ы — 1988