автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика производственной и культурно-исторической деятельности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Киселев, Сергей Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика производственной и культурно-исторической деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика производственной и культурно-исторической деятельности"

ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ЯРУ1БЦ НАРОДОВ

лшйш ш; украинн институт змософни

На правах рукописи

КИСЕЛЁВ Сергей Олегович

ДИАЛЕКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 09.00»01,-диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание учэной степени кандадата философских наук

Киев - 1992

Диссертация выполнена на кафедре философии Института повышений квалификации преподавателей общественных наук при Киевском государственном университете им» Т.Г.Шевченко

Научней руководитель! академик АН Украйны, профессор ШИНКЛРУК В.И. Официальные оппоненты! доктор филвсЬфских наук, профессор МОШК Н.Н.

кандидат философских наук,

доцент

КНЯЗЕВ В.Н.

Ведущая организация: кафедра философии АН Украины.

Защита состоится " 24 " апреля_ 1992 г. в II часов

на заседании специализированного совета Д 016, 26. 02. при Институте философии АН Украины по адресу* 252001 Киев I, ул. Трехсвятительскай» 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослав " /£ " сч 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совата кандидат философских наук

ЛУКЬЯНЕЦ В.С.

ОШЛЛ ХАРАКТЕРИСТИК. РАБОТУ

Диссертация посвящена анализу взаимодействия производства и культуры как двух аспектов человеческой деятельности. Данный срез рассмотрения позволяет вычленить закономерности развития самой деятельности, намечает возможные пути развития общества. ,

Актуапыюсть темы исследование« Актуальность данной проблемы определяется прежде всего изменением социально-экономической структуры, происходящим в нашем обществе. Этап коренных изменений в системе общественных отнопений предполагает осознание его субъектами научно обоснованных целей деятельности. Движение по этому пути невозможно без крутого поворота в социально-политической мысли. Такой поворот возможен при условии обращения к теоретическому мышлению* В силу этого сама социальная практика поставила перед обществом двоякую задачу: во-первых, политическую, т.е» реализацию таких принципов, которые приведут к изменению самих общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, и, во-вторых, теоретическую, заключающуюся в самом отысканий этих принципов» Поэтому поиски определённых закономерностей развития человеческой деятельности представляются весьма своевременными» Одной из сторон этой закономерности и является взаимосвязь таких срезов деятельности как культура и производство.

Для того, чтобы Еывести принципы организации как изменяющегося современного производства, так и культуры, необходимо проследить ход их развития В истории, вычленить характерные черты их взаимосвязи на различных этапах развития общества, Анализ взаимодействия двух указанных аспектов деятельности в контексте исторического развития позволит наметить и перспективы развития современной культуры.

Тема диссертационного исследования актуачлзпруется такзе внутреннлга потребностями развития т:!лосог:ского знания, по-' стоянно увеличивающимся интересом отечественной 'Ъялосог.скоЯ июли к культурологической проблематике» Исследование взаимодействия производства культуры, его исторического развития, будет способствовать разработке проблем эколог;: чес кой 17 ль туры, определению соотношения прагматически-утилитарного аспек-■та общественного производства я ценностного. Еччлененло обгих

- й -

закономерностей указанного отношения потеет явиться отправным пунктом при решении частнонаучных проблем, касамдихся как про^ изводстЕенной, так и культурно!! сбор жизнедеятельности человека*

Переотройка преподавания гуманитарных и общественных дисциплин в БУЗах, в частности введение такого масштабного курса как ''История й теория мирово!! и отечественной культура", предполагает углублённую всестороннюю теоретическую разработку проблем культури»

Степень .разработанности ппоблеш. Проблем! человеческой деятельности и кульТурй били поставлены и разработанч в трудах К,Канта, û»Ф|Гегеля» К.Маркса. Последний разработал основные принципы анализа общественного производства. Большой вклад в решение этих проблем внесли советские мыслители. Общефилософские проблемы деятельности! аналйз проблем человека« исходя из принципа практики разрабатывались в трудах Г.С.Батищева, В.П.Иванова, Э.В./.льенкоЬа, М.С.Кагана, А^ШЛеонтьева, Е.В.Оси-чнюка, В.Г.ТабачковскоГо» Н.Ф.Тарасенко) В.И.Шинкарука, А.И. Яценко. Рассмотрение котории как результата деятельности людей было проведено В.К.Келле, М.Я.Ковальзоном. Всё это позво-I лило вычленить категорию деятельности в качестве основополагающей для философского анализа антропологических и социальных проблем, ДеятельиостннЗ подход к проблемам общественного производства был успешно применён в работах Н.С.ЗЛобина, В.М.Ме-жуова» И.Н.СлземскоД, З.И.Толстых, В.Е.Хмелько, В.И.Шинкарука и др. Подобное рассмотрение Производства позволяет выделить человока как основной результат производственного процесса.

Функционачыю-технологический подход к проблемам культуры, разработанный в_княгах М.С.Кагана, Э.С.Меркаряна и др. рассматривает культуру как специфически чеЛовечес1ше способы деятельности, средство йункциониробания общества. Но, поскольку Не всякие способы деятельности направлены на саморазвитие человека, то большой интерес представляют работы О.И.Дашоева, З.М.Какабадзе, Н.с.Чавчавадзе и др., в которых культура выступает как мир воплоцонных ценностей. Рассмотрение культуры с пбзнций цеятельностного подхода в работах Е.К.Бистрицкого, В.?...Давидовича, К.А.ддакова, В.Н.Нванова, В.М.Можуева, В.Г.Та-банковского, Н.ФЛарасенко, А.И.Яценко и др. позеоляло опреде-

лить культуру как аспект деятельности, имеощий гуманистическую направленность. Развитие этого направления отечественной культуролог:;!: привело 1С по.чжапич культурн как мира человеческого битая, что было показано Е.К.Бчстрищшм, В,П,Ивановом, В.П.Козловским, В,А.Малаховым, С.В.Пролеевчм. Семиотический аначиз проблем культур», разработанпи'Л А.К.Байбуриншл, Ю.К, Дотманом, Б.А.Успенским и др., позволяет нитерпретшито памятников локальных культур, вычленения их символического содержания и связи с клровнм культурным процессом.

Мировоззренческий принцип рассмотрения Филосо-яских проблем, на которкй опирался диссертант, был разработан в трупах М.М.Абдильдшт, Е.И.Андроса, Г.!.Л.Булатова, Е.К.Бшзтрацкого, И.В.Бычко, Г.Л.Давндовой, В.А.Звигляиача, М.Л.Злотиной, В.П.Иванова, С.Б.Крымского, В.А.Лекторского, В,Г»Табачковско-го, Н.Ф.Тарасенко, В.И.Шинкарука, АЛ.Яценко и др.

Рассмотрение диалектика производственной и культурной деятельности в контексте мировой истории определяет обращение к специальной литературе, рассматривающей деятельность в рамках отдельных этапов исторического процесса. Становление деятельности отражено в работах В,П.Алексеева, Ю.З.Бромлел, А.И.Першипа, Б.Ф.Поршнева, Ю./ЦСемёнова, С4А.Токарева и др. Рассмотрение античной культуры как разложения микологического мировоззрения дают труди ФД.Кессиди* А.Ф.Лосева, А.А.Та-хо-Годи и др. Кроме того, диссертантом били Использованы исследования моделей мира архаичных народов М.В.Поповича, д.С. Раевского, Б.А.Рыбакова и др.

Теоретические разработки по истории к.ультурн Средневековья и эпохи Возрождения проведены ѻѻАЕер;:нцевш.:( Л.М.Бат-киннм» М.М,Бахтиным, А.Я.Гуреьпчем, Н»И.Конрадом, А.Ф.Лосе-вгал и др.

Большое количество литература посвящено проблема.! анализа капиталистического способа производства, современной западной культуры, и, особенно, культурология. Однако< известное переосмысление социатьшис процессов, происходящих а мире, заставляет с большей долей критичности относиться к ся в советской литературе разработкам в этой области.

Подобная ситуация складывается а при анализе перспектив • развитая производственной ¡1 культурно.'! деятельности. Л, хотя