автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Диалогическая природа газетных речевых жанров

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Дускаева, Лилия Рашидовна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Диалогическая природа газетных речевых жанров'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Дускаева, Лилия Рашидовна

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения диалогичмости газетных текстов.

§1. Определение понятия «диалогичность письменных текстов». Причины и условия ее формирования.

Проблемы изучения диалога и диалогичности.

Определение сущности и понятия «диалогичность газетных текстов».

Причины и условия формирования диалогичности в газетной речи.

§2. Элементарные циклы диалогичности как единицы, структурирующие способы развертывания газетных текстов.

Определение понятия «элементарный цикл».

Классификация элементарных циклов.

Глава 2. Диалогичность как основа формирования речевых жанров в газетной публицистике.

§1. Речевой жанр как модель взаимодействия смысловых позиций в га зетных текстах.

Определение понятия «речевой жанр» в газетной публицистике.

Гипотеза журналиста об адресате газетных речевых жанров.

Диалогическая композиция газетных речевых жанров.

§2. Принципы типологии газетных речевых жанров.

Деятельностный принцип как основание типологии газетных речевых жанров.

Классификация газетных речевых жанров.

Структурные разновидности диалогичности и газетные речевые жанры.

Глава 3. Информационные жанры в аспекте диалогичности.

§ 1. Информирование о динамике.

§2. Информирование о статике.

W §3. Информирование о персонажах.

Глава 4. Оценочные жанры в аспекте диалогичности.

§ 1. Оценка происходящей в обществе /динамики.

§2. Оценка наблюдаемой статики.

§3. Оценка высказываний и мнений о действительности.

Глава 5. Побудительные жанры в аспекте диалогичности.

§1. Стимулирование практической активности.

§2. Стимулирование выбора оптимального управленческого решения.

§3. Стимулирование коррекции осуществленной модели действий.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Дускаева, Лилия Рашидовна

Работа посвящена изучению одного из сущностных признаков газетной речи и журналистского творчества. Диссертация представляет собой комплексное исследование диалогичности как основы систематизации речевых жанров прессы. Объект изучения - публикации современной российской общеполитической прессы. Предмет анализа - тематическая, композиционная и стилистическая структура жанров газетных текстов с позиции их диалогической природы, обусловленной спецификой творческой деятельности журналиста.

В связи с возросшим интересом к вопросам функционирования языка в отечественной и зарубежной лингвистике активизировались исследования речевого взаимодействия коммуникантов. В результате становится все более актуальной идея М.М.Бахтина о том, что «реальность языка - это не изолированное единичное монологическое высказывание, а взаимодействие по крайней мере двух высказываний, т.е. диалог» (1930, 114-115). Проблема диалогичности исследуется в функциональной стилистике, коммуникативной лингвистике, жанроведении. В рамках функциональной стилистики были рассмотрены экстралингвистические основы диалогичности и языковые средства ее выражения в письменной речи (Кожина 1981), особенности речевого взаимодействия автора и адресата в научных (Кожина, 1981, 1982, 1986; Красавцева, 1987; Красильникова, 1995) и художественных (Амвросова, 1984; Карпенко, 1993, и др.) текстах. В целом ряде исследований был поставлен вопрос об отражении диалогичности в публицистических текстах: обосновано влияние социальных характеристик аудитории на речевой облик издания (Лысакова, 1987; 1989), выявлены участники коммуникативного взаимодействия, чьи речевые партии представлены в газетных текстах (Коньков, 1995; Факторович, 2001), выделены некоторые группы средств выражения диалогичности в журналистской речи, в частности, средства выражения адресованное™ (Светана, 1985; Чепкина, 1993; Чжао Айша, 1990 и др.), синтаксические (Рогова, 1975; 1979) и параграфемные средства выражения отношений «автор - читатель» (Попова, 1987), описана стилистическая специфика диалогических жанров (Еремина, 1987 и др.), определены подходы к лингвистическому анализу диалогических отношений между текстами (Май-данова, 1994; Сметанина, 2002; Чепкина, 2001). Однако по вопросу диалогичности остается еще много дискуссионного и неизученного; нет по данной проблеме и обобщающих исследований.

Актуальность данной работы состоит в том, что в ней представлена целостная диалогическая концепция публицистических текстов и его жанровая систематизация, предпосылки для решения этих проблем обозначены в предшествующей научной литературе. Намечая логику лингвистического анализа диалогичности, М.М.Бахтин считал «методологически обоснованным» вслед за изучением форм и типов речевого взаимодействия в связи с конкретными условиями его изучить «формы отдельных I высказываний, отдельных речевых выступлений в тесной связи с взаимодействием, элементами которого они являются, т.е. определяемые речевым взаимодействием жанры речевых выступлений в жизни и в идеологическом творчестве» (Бахтин, 1993, 105). Журналистская практика настоятельно требует, чтобы инициированные генологическими работами М.М.Бахтина поиски закон о мер н остей жаирообразования в разговорной, научной речи были распространены и на газетно-публицистические тексты, поэтому актуальна поставленная в работе центральная задача, - построение на основе диалогической модели коммуникации типологии газетных речевых жанров. Исходя из этого, в диссертации закономерно поднят вопрос о жанровой специфике выражения диалогичности. Изучение жанрового аспекта важно еще и в связи с настоятельной потребностью в теоретическом осмыслении тех изменений, которые коснулись современной журналистской практики. Одной из проблем, требующей нового подхода, является именно проблема типологии газетных речевых жанров, поскольку в журналистике «наиболее активно обновляются жанровые стандарты» (Майданова, 2000, 83).

Таким образом, теоретическая актуальность исследования определяется, во-первых, логикой развития лингвистического диалоговедения - его обращением к анализу не только собственно диалогических, но и внешне монологических текстов, а также межтекстового взаимодействия и необходимостью обобщающего исследования по проблеме, во-вторых, насущными задачами формирующегося лингвистического направления - жанроведения, значимостью раскрытия жанрообразующей природы диалогичности. На необходимость такого поворота в исследованиях указывали ученые (Дементьев, 2001; Кожина, 1999; Шмелева, 1997).

Значимость постановки проблемы в практическом плане определяется потребностями в знаниях о языковой реализации речевого взаимодействия при создании разных жанров в этой сфере. Это взаимодействие отражается в тексте через последовательность повторяющихся, стереотипных коммуникативных интеракций. Как справедливо отмечает И.М.Дзялошинский, «репродуктивные компоненты обеспечивают преемственность, связь с профессиональной культурой, использование традиций и опыта» (1996, 94). Значит, творческий процесс обеспечивается устойчивыми схемами и нормами регуляции коммуникативного поведения журналиста, которые, формируясь в определенную совокупность, образуют профессиональную культуру (там же, 95). Выяснение нормативных средств по созданию информационного продукта и их описание необходимы для формирования профессиональной культуры журналиста.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в обосновании единства законов жанропорождения в монологических, диалогических текстах и межтекстовых единствах. Использование междисциплинарного подхода позволило осознать, что диалогичность - это фундаментальное, онтологическое свойство публицистических текстов; разработать интер-претативный аппарат диалогической модели коммуникации и применить его к понятию речевых жанров. Благодаря построению на единой основе типологии газетных речевых жанров, в которой газетные жанры предстают в виде иерархически организованной целостности, разработана диалогическая жанровая концепция газетно-публицистического стиля. Анализ взаимосвязи и взаимовлияния речевых жанров разных групп и типов (макрожанров, диажанров и моножанров; первичных и вторичных) показал, что их взаимопроникновение является существенным динамическим фактором современного газетного тексто-порождения. Методологическое значение исследования заключается в том, что, исходя из определения речевых жанров как «модели реализации авторской целеустановки системой познавательно-речевых действий» (В.А.Салимовский), была разработана методика типологического анализа монологических, диалогических текстов и межтекстовых единств, предполагающей исследование речевой реализации жанровых целеустановок последовательностью субжанровых и элементарных диалогических циклов.

Выводы исследования важны не только для дальнейшего изучения проблем речевых жанров в области функциональной стилистики, лингвистического жанроведения, теории дискурса, но и для развития современной теории СМИ, в частности, для таких направлений в ней, как теория творчества и гносеология журналистики.

Новизна предпринятого исследования состоит в разработке жанровой концепции газетно-публицистического стиля, в которой речевые жанры представлены как система, отражающая осуществляемое в целях социального ориентирования взаимодействие смысловых позиций автора и адресата. Это позволило, во-первых, выявить систему типовых целеустановок, свойственных журналистскому творчеству, во-вторых, дать системное описание тематических и композиционно-стилистических особенностей каждого жанра. Продемонстрирована значимость комплексного междисциплинарного подхода для исследования диалогичности как природного свойства газетной речи и основы для ее жанровой систематизации.

Впервые охарактеризована система жанровых запросов читателей, которые принимаются во внимание газетчиком при создании текста в том или ином жанре. Тем самым прояснено понятие «жанровая гипотеза об адресате» и рассмотрена ее роль в формировании жанров, выявлены способы учета «второго» лица в содержательной и речевой структуре жанров прессы. В результате исследования установлено, что различные информационные запросы аудитории определяют композиционно-тематические особенности жанров, коммуникативные запросы задают стилистические параметры этих моделей. Трехчастная ♦ классификация газетных РЖ, построенная на основе типовой целеустановки коммуникативного взаимодействия журналиста и читателя, позволила высветить новые, неизвестные еще стороны в функционировании оценочных языковых средств. Кроме того, в исследовании предложен вариант решения дискуссионного пока в лингвистической литературе вопроса о соотношении первичных и вторичных речевых жанров, вскрыты закономерности взаимодействия разных жанров.

Практическое значение работы обусловлено тем, что, поскольку диа-логичность - это фундаментальное и значимое качество журналистского творчества, знание о закономерностях его проявления (творческих приемах, стилистическом выражении) необходимо как для овладения правилами построения газетных текстов, так и для установления стилевых норм в этом отношении. Исследование направлено на выяснение того, как в речевой структуре текста выражается предвосхищение реакции читателя. Овладение этим коммуникативным качеством важно для тех, кто готовится к профессиональной журналистской деятельности. В.Г1. Прохоров пишет: «Публицист - если он «от бога» и притом «для людей» — очень чуток к возможной читательской реакции, как бы предвосхищает её» (1984, 215). Следовательно, описанные в работе закономерности диалогического общения могут служить теоретической базой для формирования профессиональной компетенции и речевой культуры журналиста. Основные положения разработанной концепции могут быть учтены при составлении учебных программ, методических проектов, пособий и практикумов по курсам «Стилистика газетных жанров», «Основы творческой деятельности журналиста». В диссертации построена типология жанров, исходя из целеустановок, которые реализуются в процессе журналистского социального ориентирования, поэтому результаты исследования могут быть полезны редакционным коллективам при формировании ими информационной политики.

В исследовании были выдвинуты две основные гипотезы: 1) газетные тексты порождаются через различным образом выраженные в них диалогические отношения между журналистом и формирующимися в сознании автора моделями адресата, 2) журналист корректирует свои целеустановки в зависимости от жанровой гипотезы об адресате и, реализуя их, выстраивает взаимодействие с читателем через развертывание различных речевых жанров СМИ.

Цель нашего исследования - выяснить, как диалогическая природа газетных текстов влияет на механизмы формирования разных речевых жанров, выявить основы для их систематизации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить признаки диалогичности газетных текстов и описать формы выражения диалогичности в монологических и диалогических газетных текстах, а также в межтекстовых единствах;

2) используя заимствованное из психологии понятие цикла (В.Г.Кучинский), обосновать целесообразность его применения в качестве собственно текстовой, функционально обусловленной единицы, посредством которой структурируется взаимодействие смысловых позиций в разных классах газетных публикаций, выявить разновидности этих циклов в газетных текстах;

3) определить роль диалогичности в формировании газетных речевых жанров; проанализировать проявление жанровых информационных запросов гипотезы адресата в содержательно-смысловой стороне и поверхностно-речевой структуре текстов прессы; рассмотреть бинарную композицию жанров, формирующихся в публицистической сфере общения;

4) разработать классификацию газетных речевых жанров на единой основе с опорой на диалогическую природу журналистского творчества;

5) описать многообразие речевых жанров, выявив обусловленность их порождения целями и задачами журналистского творчества, определить характер взаимодействия жанров, в том числе первичных и вторичных.

Методологическая основа и методы исследования. Основными методологическими установками исследования являются центральные в учении М.М.Бахтина идеи о диалогичности как основном свойстве сознания, мышления и речи, диалоге как взаимодействии смысловых позиций, речевом жанре как ключевой категории диалогической концепции.

В основе анализа газетных текстов лежат теоретические принципы функционально-стилистических исследований публицистического стиля, разработанные в трудах А.Н.Васильевой (1982), М.Н.Кожиной (1968, 1970, 1977), В.Г.Костомарова (1971), И.П.Лысаковой (1989), К.А. Роговой (1975, 1979), Г.Я.Солганика (1970, 1981), О.Б.Сиротининой (1968) и др. : единство лингвистической и экстралингвистической сторон речи; связь публицистического стиля с политико-идеологической формой общественного сознания и соответствующей ей сферой общения; деятельностная трактовка функционального стиля речи и целеполагания в нем как детерминанты речевого своеобразия конкретного текста и группы текстов; системный подход к анализу речевого материала1. Изучение газетной речи осуществляется под влиянием традиций коммуникативных исследований текста, получивших осмысление и обоснование во многих работах отечественных и зарубежных ученых (А.Г.Баранова, А.Вежбицкой, Т.А. ван Дейка, Т.М.Дридзе, М.Н.Кожиной, Г.В.Колшанского, М.П.Котюровой, Н.А.Купиной, Л.М.Майдановой,

1 Такой подход был намечен уже в трудах отечественных и чешских ученых 20-30 гг. XX столетия - М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Л.П.Якубинского, членов Пражского лингвистического кружка.

Т.В.Матвеевой, В.В.Одинцова, Е.В.Сидорова, Ю.А.Сорокина и др.). Направление анализа газетных жанров в нашей работе предопределили перспективные результаты в современных областях лингвистического знания: лиигвоп-рагматике, когнитивной лингвистике, жанроведении, дискурсном анализе (Н.Д.Арутюнова, Ст. Гайда, Г.Грайс, В.В.Дементьев, В.З.Демьянков, Е.С.Кубрякова, Дж.Лакофф, Т.М.Николаева, Дж. Остин, Е.В.Падучева, Г.Г.Почепцов, В.А.Салимовский, К.Ф.Седов, Дж. Серль, Ю.С.Степанов, И.П.Сусов, М.Ю.Федосюк, Т.В.Шмелева, Е.Н.Ширяев, Th. Ballmer, W.Brennenstull, U.Maas, U. Weinreich, P.Seriot, T.Todorov).

В диссертации используется комплексный междисциплинарный подход как важнейший принцип анализа текста функциональной стилистики и других современных коммуникативных направлений языкознания. Он предполагает исследование лингвистической стороны газетного текста в единстве с гносеологическими, политологическими, психологическими, социологическими аспектами анализа журналистского творчества. Для выявления специфики общения в политико-идеологической сфере, определения статуса диалогичности в газетных текстах, обоснования ее экстралингвистической обусловленности и выяснения особенностей выражения в газетно-публицистическом стиле были привлечены работы по политологии (М.Вебера, А.И.Демидова, Н.Лумана, К.В.Симонова, А.И.Соловьева и др.), труды по психологии социального познания (Н.А.Рубакина, Г.М.Андреевой, Г.Келли, Р. Краусса), по психологии творческого мышления (Л.С.Выготского, Г.М.Кучинского, О.К.Тихомирова и др.); для выявления сущности жанровой гипотезы об адресате - труды по психологии речевого воздействия, журналистского творчества (Н.Н.Богомоловой, Л.Войтасика, К.Изард, В.И.Кузина,

А.А.Леонтьева, Г.С.Мельник, К.С.Рощина, А.А.Тертычного, Ю.А.Шерковина и др.).

Разработка классификации газетных речевых жанров осуществлялась с учетом данных, полученных в социологии и психологии журналистики, о взаимосвязи журналиста и аудитории в коммуникационном обмене, а также социальных функциях журналистики (А.В.Грабелышкова, С.Г.Коркоиосенко, Г.Ласуэла, А.В.Ольховникова, Е.П.Прохорова, Л.Г.Свитич, И.Д.Фомичевой и др.), в трудах по теории журналистики, в которых изучается феномен журналистского творчества, выявляются его основные черты, анализируется его жанровый аспект, харастеризуются особенности взаимодействия автора и читателя в отдельном творческом акте, описываются основные методы и приемы журналистской творческой деятельности, выявляются механизмы отражения действительности в публицистических текстах (Л.Э.Варустина, В.М.Горохова, И.М.Дзялошинского, В.И.Здоровеги, М.П.Кима, Г.В.Колосова, Л.Е.Кройчика, Г.В.Лазутиной, В.Д.Мансуровой, Б.Я.Мисонжникова, В.Ф.Олешко, В.Д.Пельта, Е.И.Пронина, Е.П.Г1рохорова, А.В.Сидорова, М.И.Скуленко, В.В.Смирнова, М.И.Стюфляевой, В.В.Ученовой, С.М.Черепахова, М.И. Шостак и др.).

Обоснование идеи о диалогическом механизме жанрообразования в газетной речи осуществляется привлечением таких филологических методов исследования, как описательный, типологический, сопоставительный, которые потребовались для разработки типологии речевых жанров; интерпретационный — для определения целей, подцелей и задач речевых жанров; функционально-семантический и стилистико-сопоставительный - для описания способов и приемов реализации жанровых моделей.

Материалом для анализа послужили тексты российских, общественно-политических газет «Известия», «Аргументы и факты», «Новая газета», «Независимая газета», «Общая газета», «Коммерсантъ» и др. за период с 1993 по 2003 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Диалогичность - это выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения с целью достижения эффективности коммуникации в той или иной сфере общения. Это фундаментальное для газетных текстов свойство, помимо аспекта адресованное™, включает аспект ответности и присуще не только диалогическим текстам (типа интервью) и межтекстовым единствам (в виде диалога текстов), но и внешне монологическим публикациям (в виде внутримонологической диалогичности). Последняя представлена не только способами и средствами, как бы заимствованными из устного диалога, но и средствами, специально для этого выработанными в письменной речи. Специфика выражения диалогичности в газетно-публицистических текстах определяется системой экстралингвистических факторов - гносеологических, социальных, идеологических.

2. Развертывание газетного текста происходит во взаимодействии смысловых позиций автора и адресата главным образом тремя способами, которые отражаются и структурируются в соответствующих диалогических единицах газетных текстов - циклах: 1) вопрос - ответ - коррекция ответа;

2) сообщение - его оценка - аргументация или объяснение оценки;

3) побуждение к действию - выполнение действия - обоснование необходимости его выполнения. В циклах отражаются особенности взаимодействия автора и читателя: ответы-сообщения корректируются для того, чтобы предупредить возможное непонимание каких-то фрагментов содержания текста, оценки аргументируются для того, чтобы предупредить возможное недоверие к ним читателя, побуждение к действиям обосновывается утверждением их значимости для социума. В живом и многообразном творческом процессе указанные элементарные циклы (оценочные, вопросительные, побудительные) осложняются, переплетаются, наполняются новым содержанием и чередуются, благодаря чему происходит развитие содержания текста.

3. Характер отношений между смысловыми позициями (проявляющийся в ответной смысловой позиции) передается с помощью регулятивов — языковых средств разных уровней. Собственно диалогические тексты (типа интервью) выражаются в полных циклах, в которых реплики адресации и реплики ответа принадлежат разным коммуникантам. Во внешне монологических текстах циклы эксплицируются в полном виде или - чаще - в свернутом виде; каждая реплика, составляющая цикл, принадлежит одному лицу — автору. Реплику в межтекстовых единствах образует отдельный текст.

4. Диалогичность обладает жанроформиругащим свойством, поскольку образование речевых жанров определяется информационными запросами и коммуникативными интересами аудитории, которые учитывает газетчик. Типовой авторский замысел, лежащий в основе создания речевого жанра, с одной стороны, входит в структуру журналистской деятельности, а с другой стороны, под влиянием представлений автора о типовых информационных запросах аудитории вырабатывается как ответ на высказанное прежде суждение о предмете речи. Фактор адресата (Н.Д.Арутюнова) в газетных текстах проявляется в удовлетворении информационных запросов и приведении композиционно-тематических и стилистических свойств текста в соответствие с вариантами гипотез об информационных ожиданиях читателя.

5. Речевое воздействие на массовую аудиторию при информировании, оценке и побуждении осуществляется с учетом не столько адекватных реакций адресата, сколько противоположных тем, которые автор предполагает вызвать, а именно учитывает возможное непонимание сообщения, несогласие с излагаемым, невыполнение тех действий, к которым побуждается адресат. Жанровую стилистику составляют способы предупреждения читательского «сопротивления» когнитивному и эмоционально-волевому воздействию; в такой ответности проявляется диалогичиость разных газетных жанров.

6. Речевой жанр представляет собой типологическую форму взаимодействия коммуникантов, поэтому композицию жанра составляет речевое воплощение последовательности коммуникативных интеракций (субжанровых и элементарных циклов), воссоздающих объективную логику взаимодействия журналиста и жанровой гипотезы адресата1. Текст выполняет свою информационно-воздействующую функцию благодаря демонстрации в циклах соотношения различных смысловых позиций. Порядок расположения этих циклов воспроизводит образ действий, порядок отношений, способ достижения жанровой целеустановки.

7. Деятельностиая трактовка газетно-публицистического функционального стиля позволяет рассмотреть его как речевое воплощение социального ориентирования читательской аудитории, которое осуществляется в трех направлениях - информировании, оценочном диагностировании и стимулировании социальной активности. Система жанров объективирует процесс социального ориентирования, осуществляемый в журналистике. Тексты, выполняющие одну и ту же установку, типологизируются, образуя классы. Газетно-публицистический стиль реализуется в жанровой системе, состоящей из информационных, оценочных, побудительных жанров. Предметный аспект жанровых целеустановок определяется гипотезами журналиста об особенностях информационных запросов адресата. Такой подход позволил построить классификацию на едином основании - целеустановке коммуникативного взаимодействия автора и адресата.

1 Точнее сказать, гипотеза журналиста о жанровых ожиданиях или запросах адресата (читателя), но в литературе распространились номинации «жанровая модель адресата» (М.М.Бахтин, Т.В.Шмелева), «концепция адресата» (JI.B. Хочунская), которыми мы пользуемся.

8. Система информационных жанров репрезентирует первый этап социального ориентирования и включает сообщение о событиях, ситуациях и фактах, действующих лицах. Оценочные жанры рассматриваются как текстовая материализация этапов публицистического исследования действительности в случаях, когда оценка является доминирующей целеустановкой данной публикации. Эти жанры включают оценку результатов и последствий общественных изменений; оценку общественной тенденции (последовательности и причин) изменений; оценку явлений; оценку ситуации; оценку чужих мнений. Система побудительных жанров отражает процесс принятия и согласования управленческих решений в журналистике и реализует следующую систему целеустановок: в них определяются цели и задачи общественной деятельности; предлагаются способы решения социальных проблем; сопоставляются варианты решения этих проблем и обсуждаются варианты программ с тем, чтобы стимулировать выбор решений, оптимальных в данных условиях; корректируются предпринятые для решения проблемы действия, а также неверные модели управленческой деятельности.

9. Сопряжение двух начал в журналистском творчестве - стереотипного и творческого - приводит к взаимодействию жанров в газетно-публицисти-ческом стиле. Для реализации индивидуального авторского замысла образуются гипержанры (представленные текстами, в которых совмещаются субжанровые циклы разных жанров) и макрожанры (представленные межтекстовыми единствами, в которых объединяются тексты разных жанров). Диалектика соотношения первичных и вторичиых речевых жанров отражает механизм преобразования дескриптивной информации в оценочную, дескриптивной и оценочной - в прескриптивную. Информирующие жанры, будучи вторичными на первом этапе социального ориентирования (информировании), изменяют свой статус и выступают в качестве первичных на втором этапе при оценочном диагностировании; оценочные жанры изменяют статус и приобретают статус субжанра (первичного жанра) на третьем этапе при выработке управленческого решения. Такие переходы сопровождаются стилистическими модификациями жанровых моделей: в них изменяется выражение модальности, происходит своеобразная функционально-смысловая переакцентуация регулятовов, репрезентирующих тот или иной жанр.

Апробация положений диссертации. Основные результаты диссертационного исследования были обсуждены на международных научных конференциях «Изменяющийся языковой мир» (Пермь, Г1ГУ, 2001), «Журналистика в 2001 году: средства массовой информации и вызовы нового века» (Москва, МГУ, 2002), «Журналистика в 2002 году» (Москва, МГУ, 2003), «Коммуникация и толерантность: теоретические и прикладные аспекты» (Екатеринбург, УрГУ, 2003), на межвузовских научно-практических конференциях «Средства массовой информации в 2001 году» (Санкт-Петербург, СпбГУ, 2002), «Коммуникация в современном мире» (Воронеж, ВГУ, 2001).

Содержание работы отражено в 55 публикациях, в том числе в двух монографиях, в главе коллективного исследования «Очерки истории научного стиля русского литературного языка XV11I-XX вв.», в учебных пособиях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диалогическая природа газетных речевых жанров"

Выводы

1. На третьем этапе социального ориентирования, предполагающем ориентацию на активные действия, определяются цели и задачи общественной деятельности; предлагаются способы решения социальных проблем; сопоставляются варианты решения этих проблем и обсуждаются варианты программ с тем, чтобы стимулировать выбор решений, оптимальных в данных условиях; корректируются предпринятые для решения проблемы действия, а также неверные модели управленческой деятельности. Эту совокупность коммуникативных целеустановок реализует система побудительных жанров газетной журналистики. Речевые жанры, призванные репрезентировать данные целеустановки, характеризуются, во-первых, типизированной содержательно-смысловой структурой; во-вторых, типизированной поверхностно-речевой организацией. Выделенные жанры представлены в открытом множестве журналистских публикаций, в которых проявляется единая диалогическая композиция.

2. Побудительные жанровые модели, как и жанровые модели предыдущих групп, порождаются во взаимодействии смысловых позиций. Причем наблюдается следующая закономерность: побуждение к практической активности осуществляется прямым обращением журналиста к читательской аудитории (передается диалогичностью формы «Я-ВЫ»), при обсуждении предложений по управленческому решению журналист выступает посредником в коммуникации между «третьими» лицами и читателями и стимулирует выбор одного из предложений (такой диалог условно молено обозначить «ОН-Я

ВЫ»), при коррекции неправильных действий журналист от лица аудитории обращается к «третьему» лицу, совершившему неверные действия (диалог строится по форме «Я=ВЫ—>ОН»). Проанализированное множество газетных публикаций, подготовленных в побудительных моно-, диа- и макрожанрах, показывает единство жанропорождения в монологических, диалогических и макродиалогических текстах.

3. В реализации жанров обнаружена следующая диалектика взаимодействия первичных - оценочных и вторичных — побудительных — речевых жанров, построенных по указанным жанровым схемам. В этой диалектике отображается механизм преобразования дескриптивной и оценочной информации, получаемой на предыдущих этапах социального ориентирования, в пре-скриптивную. Жанровую стилистику побудительных моделей определяет соответствующая модальность, принимающая характер предупреждения об опасности, предостережения от неверных ходов и ошибочных действий, рекомендации, совета, пожелания. Регулятивами, помогающими журналисту сориентировать читателя в коммуникативном пространстве текста, выступают прежде всего средства выражения побуждения. В тех случаях, когда при-зывность принимает форму жесткой императивности, она сопровождается исключительно высоким эмоциональным накалом, благодаря экспрессивно выраженной оценочности, развернутому обоснованию императива, окрашивается эмоциями полной убежденности автора в собственной правоте. Так стилистически выражается «преодоление сопротивления» адресата авторскому поведенческому воздействию.

4. «Преодолению сопротивления» адресата способствует оценочность, которая в этих жанрах, безусловно, присутствует и получает своеобразную переакцентуацию: отрицательная оценочность направлена на выражение нежелательности тех или иных действий, того или иного состояния, т.е., по существу, на обоснование предметного аспекта деятельности, к которой побуждается адресат. Положительная оценочность выражает, как правило, социальное поощрение тех или иных моделей управленческой деятельности. Таким образом, оценочность здесь направлена на своего рода «подкрепление», обоснование побудительности, содержащейся в этих текстах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из центральной в учении М.М.Бахтина идеи о диалоге как взаимодействии смысловых позиций, а также с учетом достижений смежных с языкознанием наук - социологии журналистики, психологии творчества и мышления, удалось установить, что диалогичность — сущностное качество газетных текстов, обусловленное множеством факторов: диалогичностыо социального познания, мышления и сознания журналиста, творящего текст, дискуссионностью политико-идеологического общения, структурой СМИ, позволяющей выражать разные идеологические позиции, социальным характером публицистического общения. Это фундаментальное качество журналистских текстов проявляется в чрезвычайно активном влиянии фактора адресата (он понимается нами широко: адресатом журналиста становятся не только читатели, но и «третьи» лица), который определяет как содержательные, так и стилистические особенности газетной речи. Причем диалогичность выражается в монологическом, диалогическом и макродиалог и ч е с к о м типах текста.

Диалогичность в газетных текстах является основой их смыслового развертывания: от незнания через ответ на вопрос к осведомленности, от сообщения к оценке последнего, от оценки к выработке рекомендаций и побуждению к действиям. Такое смысловое развертывание структурируется в речи посредством чередования соответствующих диалогических циклов: «вопрос - ответ - коррекция ответа», «сообщение - оценка - её объяснение и обоснование», «побуждение к действию - выполнение действия - обоснова-' ние необходимости его выполнения». Таким образом, в газетной публицистике фактор адресата проявляется в удовлетворении его информационных запросов и приведении композиционных и стилистических свойств текста в соответствие с разными представлениями о нем.

Аспект диалогичности имеет принципиальное значение в поставленной М.М.Бахтиным фундаментальной проблеме речевых жанров. Проведенное исследование газетных речевых жанров подтвердило диалогический характер их Жанропорождения и показало, что выбор жанра в конкретном акте коммуникации и его образование детерминируется информационными запросами и коммуникативными интересами читательской аудитории.

В ходе исследования было установлено, что журналистский замысел, лежащий в основе создания текста, формируется как ответ на высказанное ранее суждение о предмете речи, корректируется под влиянием представлений автора об информационных запросах аудитории и таким образом подводится под типовую целеустановку, свойственную данной сфере общения. При формировании жанра моделируется ответная активность партнера по коммуникации в соответствии с авторскими представлениями о его смысловой позиции. На основе данных психологии выяснено, что жанровая гипотеза журналиста об адресате характеризуется различными информационными и коммуникативными запросами - когнитивными, эмоциональными, поведенческими. Для каждого жанра релевантен свой набор этих запросов, причем различия когнитивных и поведенческих информационных запросов у жанровых моделей адресата определяет композиционно-тематические особенности жанров, тогда как различие ожидаемых эмоциональных свойств определяет выбор стилистической формы воплощения той или иной жанровой модели.

Использовав интерпретативный аппарат диалогической модели коммуникации, разработанный в нашем исследовании, мы рассмотрели речевой жанр как модель (образец), в которой объективируется взаимодействие смысловых позиций журналиста и читательской аудитории, направленное на достижение интенций, социально значимых в данной сфере общения. Эти интенции реализуются через последовательность коммуникативных актов взаимодействия автора и адресата, выраженных в субжанровых диалогических циклах. Предложенный подход к анализу речевых жанров предоставил возможность изучить логику развертывания разнообразных речевых жанров современной прессы, их тематические, композиционные и стилистические особенности. Анализ разных по структуре текстов показал, что во всех типах текстов информирование, т.е. взаимодействие смысловых позиций, осуществляется по единой схеме. Схема развертывания новостных жанров: вопрос - ответ - коррекция информирования в виде уточнений, дополнений, акцентуации наиболее важных моментов содержания; оценочных жанров: сообщение - оценка - ее обоснование; побудительных жанров: мотивация побуждения оценкой состояния дел - предложение по устранению негативных моментов - обоснование выдвинутого предложения. Все это предопределило единство законов жанропорождения в монологических, диалогических текстах и в межтекстовых единствах.

Использование комплексного междисциплинарного подхода как важнейшего принципа анализа текста позволило впервые в нашей работе построить классификацию газетных речевых жанров, основанную на едином принципе. Исходя из деятельностной трактовки газетно-публицистического стиля, критерием систематизации жанров стали типовые коммуникативные целеустановки, которые реализуются в газетной журналистике с целью социального ориентирования читательской аудитории. Журналистское ориентирование включает ориентирование в действительности (а значит, информирование о фактах, событиях и ситуациях и их оценку) и ориентирование на действия (а значит, регуляцию поведения). Так три традиционно выделяемые в психологии функции общения (осведомительная, оценочная, регулятивная) своеобразно преломляются в рассматриваемой сфере общения и детерминируют дифференциацию речевых жанров в «вертикальном срезе» на три группы: информационные, оценочные и побудительные. Однако при построении таксономии жанров учитывалась не только авторская установка, но и другая сторона жанра - гипотеза журналиста об адресате в аспекте релевантных для каждого жанра её свойств, которая определила классификацию жанров в «горизонтальном срезе». О ЧЕМ информирование, оценка ЧЕГО, побуждение К КАКОМУ ДЕЙСТВИЮ - определялось, исходя из информационных запросов адресата. В результате исследования были установлены те вопросы, которые составляют онтологическую основу формирования газетных речевых жанров и отражают динамику познавательной деятельности журналиста.

Изучая дискуссионный вопрос о характере соотношения между первичными и вторичными речевыми жанрами в тексте, мы предложили свой вариант решения проблемы. Как показал материал исследования, в газетно-публицистическом стиле первичные и вторичные жанры находятся в отношениях иерархии, когда вторичные жанры «нижнего» ряда, вступая во взаимодействие с жанрами более «высокого» ряда, становятся первичными жанрами по отношению ко вторичным жанрам следующего ряда. Например, вторичные информационные жанры входят в состав оценочных уже в качестве первичных и определяют в них способ представления информации для последующей её оценки. Следовательно, диалектика соотношения первичных и вторичных жанров в структуре оценочных жанров такова - модели, которые, объективируя процесс сбора и обработки информации, являются вторичными на том этапе, меняя модальность и тем самым преобразуясь, становятся первичными в структуре оценочных жанров. Аналогичный процесс происходит и в побудительных жанрах: оценочные жанры входят в их состав, изменяя модальность, переосмысляясь, «подстраиваются» под коммуникативные интенции побудительных жанров.

Исследование стилистики газетных речевых жанров показало, что ее определяют способы предупреждения читательского «сопротивления» когнитивному и эмоционально-волевому воздействию. В разных жанрах такого рода ответность представлена по-разному и выражена соответствующей жанру регулятивности. В новостных жанрах экспликация регулятивности заключается в организации общения оптимальными для понимания читателем способами и стилистическими приемами. В оценочных жанрах — в организации общения средствами, оптимальными для объяснения и согласования оценок. Наконец, в побудительных жанрах регул яти вность выражена оценочной и побудительной модальностью, призванной предупредить гражданскую пассивность аудитории, а значит, обосновать необходимую в той или иной ситуации практическую активность и стимулировать ее.

Выделение в качестве отдельной группы оценочных жанров и их анализ позволил по-новому посмотреть на реализацию основной стилевой черты га-зетно-публицистического стиля - оценочности. В результате исследования было обнаружено, что в различных группах жанров это свойство присутствует с разной степенью эксплицированности, в разном соотношении представлены эмоциональная и рациональная виды оценки и различна ее функциональная направленность. Если в информационных жанрах экспликация оценочности служит эффективности информирования: чаще всего там используются сенсорные и психологические оценки, которые выделяют сообщаемые события из ряда аналогичных, акцентируют особенности протекания события или условия ситуации, делают сообщение более занимательным, интересным. Субъективно-оценочная окрашенность информации удостоверяет ее, поскольку способствует передаче ощущений и впечатлений, возникающих при наблюдении событий фактов и ситуаций.

В собственно оценочных жанрах, направленных на оценку того, что было зафиксировано на предыдущем этапе, объективируется, по сути, диалог оценок, поэтому здесь особенно активно используются как средства оценоч-ности рациональной, так и эмоциональной, в целом оценочность интенсифицируется и акцентируется. Причем эмоциональные оценки служат в этих жанрах формированию у адресата адекватного отношения к предмету речи. В побудительных жанрах, где оценочность не менее активна, она пересекается с побудительной модальностью и именно эту модальность призвана проакцентировать.

Проведенный анализ высветил перспективы исследования речевых жанров. Укажем по крайней мере на два из них. На наш взгляд, предметом особого исследования должно стать жанрово-стилистическое своеобразие оценки лица: каково своеобразие этой оценки, в каких жанрах она осуществляется, как соотносятся и взаимодействуют эти жанры.

Актуальность второго аспекта исследования определила специфика нашего подхода к анализу материала. В монографии предполагалось освещение вопроса в аспекте, какой «должна быть» качественная газетная журналистика, ее инвариантной модели. Но, к сожалению, описанные жанровые схемы «не застрахованы» от недобросовестного их использования. Представляется, что для достижения чрезвычайно важной цели - информационной безопасности общества - важно изучение механизма трансформации описанных жанров.

 

Список научной литературыДускаева, Лилия Рашидовна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? М., 1993.

2. Адамьянц Т.З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию. -М., 1999.

3. Амвросова С.В. Языковые средства полифонии в художественном тексте (на материале английских романов XX века): Дис. канд. филол. наук. — М., 1984. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. Андреева Г.М. Социальная психология. — М,, 1998.

4. Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему»-реплики в русском языке // НДВШ. Филол. науки. - 1970. - № 3.

5. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999.

7. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1981.

8. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. -Свердловск, 1989.

9. Баженова Е.А. Научным текст в аспекте политекстуальности. Пермь, 2001. Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис. . .канд. филол. наук. - М., 1971.

10. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. — Ростов н/ Д., 1993.

11. Баранов А.Г., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диачога // Вопросы языкознания. 1992. — № 2.

12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. — СПб., 2000. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Бахтин М.М. Под маской. - М., 1993.

13. Беззубов A.M. Жанрово-стилистическая типология // Современная газетная публицистика. Л., 1987.

14. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Саратов, 1997.- Вып. I.

15. Богат Е. Хорошо роет старый крот // Журналист. 1967. - № 3.

16. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин, 1989.

17. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

18. Бойкова Н.Г., Беззубов А.Н., Коньков В.И. Публицистический стиль. СПб.,1999.

19. Болотнова И.С., Бабенко И.И., Васильева А.А., Карпенко С.М. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. -Томск, 2001.

20. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. -М., 2001.

21. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог (структура и динамика). Екатеринбург, 2001.

22. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Диалогические функции некоторых типов вопросительных предложении // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз. 1982. - №4. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как написать курсовую, дипломную работу. - М., 1973.

23. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985. Васильева J1.A. Делаем новости! - М., 2002.

24. Васильева A.M. Газетно-публицистический стиль речи: Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1982. Вебер М. Избранные произведения. - М, 1990.

25. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. — Вып. 8.

26. Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. - С. 281 - 317. Винокур Г.О. Культура языка. - М., 1930.

27. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

28. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. -М., 1980.

29. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке: Дис. канд.филол.наук. М., 1953. Витгенштейн Л. Философские работы - М., 1994. - Ч. 1.

30. Власова Л.И. Некоторые особенности структуры публицистического текста: Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1985. Власть, зеркало или служанка? - М., 1998.

31. Войтасик Л. Психология политической пропаганды // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара, 1981. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. - М., 1930. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. -М., 1985.

32. Вольф Е.М. Состояние и признаки. Оценки состояния // Семантические типы предикатов. — М., 1982.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997.

34. Гайда Ст. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. Саратов, 1999. Вып. 2.

35. Гайда Ст. Стилистика и генология // Статус стилистики в современном языкознании.-Пермь, 1992.

36. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация.— Пермь, 1986. Газетные жанры. М, 1972.

37. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М, 1981. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. — М., 1996.

38. Гаузенблас К. К уточнению понятия «стиль» и к вопросу об объеме стилистического исследования //Вопросы языкознания. 1967.- № 5.

39. Гельгардт P.P. Рассуждение о диалоге и монологах // Сб. сообщений лингвистического общества. Калинин, 1971. - Вып. 1

40. Гране Г.Г1. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985.-Вып. 16.

41. Грушин Б.А. Эффективность массовой коммуникации: понятие и проблемы измерения.-М., 1979.

42. Гуляр Т.Б. Побудительный дискурс // Коммуникативно-функциональный аспект языковых единиц. Тверь, 1993.

43. Демьянков В.З. Тайна диалога : (Введение) // Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования.—М., 1991. ДерридаЖ. Позиции.-Киев, 1996.

44. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования. М., 1991. Дзялотинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. — М, 1996.

45. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М, 1984.

46. Дускаева Л.Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь. 2003.

47. Дускаева Л.Р. Функционально-стилистическая категория диалогичности в газегно-публицистических текстах //Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

48. Дускаева Л.Р. Диалогичность речи // Стилистический энциклопедическийсловарь русского языка. М., 2003.

49. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

50. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 1999.

51. Ильченко С.Н. Этические проблемы игрового телевидения // Средства массовой информации в современном мире / Материалы науч.-практ. конф. 23-24 апр. 2003.-СПб., 2003.

52. Ильясова Б.А. Факт и ситуация в публицистике // Проблемы теории печати. — М., 1972.

53. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — Омск, 1999.

54. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. -М., 2000.

55. Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Дис.доктора филол.наук. — М.,1992.

56. Кайда Л.Г. Эффективность публицист ического текста. М., 1989.

57. Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени (трансформация семантико-стилистической сочетаемости): Дис. канд. филол. наук. М, 1992.

58. Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток, 1989.

59. Кантор Ю.З. Диалогический текст интервью в коммуникативном аспекте: На материале современных российских газет: Автореф. дис. канд.филол.наук. СПб., 2001.

60. Капанадзе J1.A. Способы выражения оценки в устной речи // Разновидности городской устной речи. М., 1988ь

61. Капанадзе Л.А. О жанрах неофициальной речи // Разновидности городской устной речи. М., 19882.

62. Карпенко Е.П. Внутренний диалог в лирической поэзии XX в.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1991.

63. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

64. Кибрик А.Е., Бергельсон М.Б. Эскиз лингвистической модели тексгообразования // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М. 1987.

65. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М.,1992. Князев Ю.П. Настоящее время: семантика и прагматика // Логический анализ языка. Язык и время. - М., 1987.

66. Кобозева И.М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М, 2000.

67. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2002.

68. Кожеурова Н.С. Публицистика и философия: коммуникативно-мировоззренческие аспекты М., 1994.

69. Кожина М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1970.

70. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Саратов, 1999.

71. Кожина М.Н. Стиль и жанр. Их вариативность, историческая изменчивость и соотношение // Stylistyka, VIII. Opole, 1999. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

72. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. -М., 1984. Кондаков Б.В. Образ автора и образ читателя // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1980.

73. Коньков В.И. Композиционно-речевые единицы // Современная газетная публицистика. СПб., 1987.

74. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1996. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. - СПб., 2004. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001.

75. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994.

76. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.

77. Котюрова МП. Об экстралннгнистических основаниях смысловой структурынаучного текста. Красноярск, 1988.

78. Красавцева Н.А. Выражение диалогичности в письменной научной речи: Дис . канд. филол. наук. Пермь, 1987.

79. Красильникова Л.В. Жанр научной рецензии: Семантика и прагматика. М., 1999.

80. Краусс Р. Познание и общение. Социально-психологический подход // Психологический журнат. 1986. - Т.7. - № 5.

81. Кристал Д., Дейви Д. Стилистический анализ. Пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика. М., 1980.

82. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

83. Крылова О.А. Толерантность, речевые жанры и функциональные стили современного русского литературного языка. // Философские и лингвокультурологи-ческие проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003.

84. Крылова О.А., Со Ын Ен. Понятие жанра: Принципы выделения и изучения жанров речи // Лингвод!тактический поиск на рубеже веков: Юбилейный сборник. -М., 2000.

85. Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

86. Купина Н.А. Замысел автора или вымысел читателя? // Речевое мышление итекст. Воронеж, 1993.

87. Купина Н.А. Агитационный дискурс: в поисках жанров влияния // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. - Екатеринбург -Пермь, 1995.

88. Купина Н.А., Битенская Г.В. Сверхтекст и его разновидности // Человек — Текст— Культура. Екатеринбург, 1994.

89. Кутейников А.Е. Журналистика в системе политики. СПб., 1999. Кучинский Г.М. Мышление и диалог. - Минск, 1983.

90. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

91. Лазутина Г.В. Журналистское познание мира//Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

92. Ленерт У. Проблемы вопросно-ответного диалога // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999. Лимантов Ф.С. Лекции по логике вопросов. - Л., 1975.

93. Лихачев Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986

94. Логический анализ языка: Модели действия. М., 1992.

95. Лозовский Б.Н. Коммуникативные качества журналиста // Проблемы современной советской печати. Свердловск, 1976.

96. Ломов В.Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения). Проблемы общения в психологии. М., 1981.

97. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. -Вып. 14.

98. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Избр. статьи: в 3-х т. Т.1. -Таллин, 1992.

99. Лысакова И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования. Л., 1989. Луман Н. Власть. - М., 2001.У

100. Любосветов Д.И. Радиожурналист в процессе общения // Мастерство журналиста.-М., 1977.

101. Майданова Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек -Текст Культура. - Екатеринбург, 1994

102. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации- Барнаул, 2002.

103. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. Киев, 1995. -№ 1-2.

104. Матвеева Т.В. К вопросу о ритме как жанрообразующем признаке в разговорной речи // Жанры речи. Саратов, 1997. — Вып. 1.

105. Матвеева Т.В. Тональность разговорного текста: три способа описания // Stylistika, V. Opole, 1996.

106. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990.

107. Мельник Г.С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. СПб., 2001.

108. Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. Ростов-на-Дону, 1983.

109. Мельник Г.С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. СПб.,1996.

110. Милевская Т.Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (вогтро-со-ответный комплекс в научно-популярном произведении): Автореф. дис. канд. филол. наук. -JL, 1985.

111. Мисонжников Б.Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994.

112. Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческойдеятельности журналиста. СПб, 2000.

113. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста. СПб., 2001.

114. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике.- М., 1996.

115. Михлина МЛ. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. Автореф. дис канд. филол.наук. Л., 1953.

116. Нистратова СЛ. Синтаксические средства выражения адресованности в устной научной речи // Научная литература. Язык, стиль, жанрьг. М., 1995. Общение. Текст. Высказывание. - М., 1989. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980.

117. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике. Екатеринбург, 2000

118. Ольховников А.В. Построение показателей аудитории средств массовой информации: Дис. канд. филос. наук. — М., 1990.

119. Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: К вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи Саратов, 1997. - Вып. 1. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. - М„ 1986.-Вып. 17.

120. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. - М., 1984.

121. Политология: Энциклопедический словарь. -М., 1993.

122. Поливанов Е.Д. Факторы фонетической эволюции языка как трудового процесса. РАНИОН, Учен, зап., т.З (Лингв, секция). - М, 1928.

123. Попова Т.Н. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб., 2002.

124. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. Пресса в обществе (1959-2000). - М., 2000. Пресса и общественное мнение. - М., 1986.

125. Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия -М., 1981.

126. Риффатер М. Критерии стилистического анализа // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвостилистика. М, 1980. - Вып. 9.

127. Речевая агрессия в средствах массовой информации. — Екатеринбург, 1987. Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л., 1975.

128. Рогова К.А. Стиль ленинской «Искры» и газета «Новая жизнь»: Лингвистический анализ жанра статьи. Л., 1979.

129. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического обще- > ния.-М., 1988.

130. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М., 1977.

131. Рузавин В. Морфология реальности. М., 1996.

132. Рузавнн Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

133. Русский языык: Энциклопедия. М., 1997.

134. Русский язык конца XX века (1985-1995). М., 1996.

135. Русская грамматика в 2 тт. М., 1981.

136. Рэндалл Д. Универсальный журналист. — Спб., 1999.

137. Салимовскнй В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). Пермь, 2002.

138. Светана С.В. О диалогизации монолога // Филологические науки. 1985. — № 5. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. — М., 2000.

139. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности. Саратов, 1999.

140. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров. Жанры речи Саратов, 2002. - Вып. 3.

141. Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов. // Зарубежная лингвистика. -М., 1999.

142. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Зарубежная лингвистика. -М., 1999. Сидоров В.А. Прогноз в журналистике. СПб, 2001. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. - М., 1987. Симонов К.В. Политический анализ. - М., 2002.

143. Сирин А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. Томск, 1979.

144. Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. Саратов, 1999.

145. Сиротинина О.Б. Современный публицистический стиль русского языка // Русистика. 1999. № 1 -2.

146. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. -М., 1987. Славгородская JT.B. Научный диалог. -JL, 1986.

147. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. -М„ 2003.

148. Сол га ник Г.Я. Введение // Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистикагазетных жанров. -М., 1978.

149. Солганик Г.Я. Поэтика публицистики. М. 1990.

150. Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. — М., 2000.

151. Солганик Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.) // Журналистика и культура русской речи.-М, 1996.- Вып. 1.

152. Солганик Г.Я. Текстовая модальность как семантическая основа текста и важнейшая стилевая категория // Stylistyka, II. Opole, 1993.

153. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. -М., 2001.

154. Соловьева А.К. О некоторых вопросах диалога // Вопросы языкознания. -1965.- №6.

155. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. -М., 1979.

156. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.

157. Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации.1. СПб., 2003.

158. Стилистика газетных жанров. М., 1981.

159. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.

160. Степанов В.Н. Прово кати вный дискурс социально-культурной коммуникации. -СПб., 2003.

161. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1981-№4.

162. Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. Екатеринбург, 2002.

163. Стюфляева М.И. Диалог с читателем в проблемной публицистике // Читатель игазета: проблемы взаимодействия. Свердловск, 1990.

164. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. -М., 1982

165. Стюфляева М.И. О системе жанров в публицистике // Журналистика в 1994году. Тезисы междунар науч.-практич. конф. Ч. 1. - М., 1995.

166. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.

167. Стюфляева М.И. Человек в публицистике. Воронеж, 1989.

168. Сусов И.П. Коммуникативно-прагматическая лингвистика и её единицы // Прагматика и семантика синтаксических единиц. Калинин, 1984. Теплицкая НИ. Некоторые проблемы диалогического текста: Дис. . канд. филол. наук. - М., 1974.

169. Тепляшина А.Н. Методологические основы жанрообразования в масс медиа // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). -СПб., 1997.

170. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход.-М., 1996.

171. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М., 2000. Тертычный А.А. Методология и методика социального познания в журналистике: Дис. в виде доклада. д-ра филол. наук.- М., 2003.

172. Типология функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

173. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1989.

174. Тищенко В.А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра: Автореф. дис. канд.филол.наук.-М., 1980.

175. Торогт П.Х. Проблема интекста. Текст в тексте: Тр. По знаковым системам. -Тарту, 1981.-Вып. 14.

176. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка ХУШ-ХХв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). Пермь, 1999.

177. Трошина I I.H. Лингвостилистические аспекты когерентности художественного текста // Лингвостилистические проблемы текста: Науч. тр. МГПИИЯ- М., 1980. -Вып. 158.

178. Устимова О.В. О ценностно-ориентирующей роли СМИ (по материалам экспертного опроса) // Журналистика в 1997 г. Тез. науч.-практич. конф. 4.2. М., 1998.

179. УченоваВ.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. Ученова В.В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. - М., 1982.

180. Факторович А.Л. Парадокс множественной личности как признак динамики современного языкового мира // Изменяющийся языковой мир. Тез. докл. между-нар. науч. конф. Пермь, 2001. - С. 223-224.

181. Факторович А.Л. Философия языка : к рефлексии над границами (в качестве введения) // Философия языка: в границах и вне границ. — Харьков, 1993. — Ч. 1. — С. 3-10.

182. Фатеева НА. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе // Stylistyka. Opole, 1998

183. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1976.

184. Формановская НИ. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. -М., 1998.

185. Федоскж М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых, жанров // Вопросы языкознания. —№ 5. 1997.

186. Философские проблемы массовых информационных процессов. М., 1991. Формановская И.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. -М., 1998.

187. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. — М., 1976.

188. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике // Зарубежная лингвистика. М., 1999. Фред С. Сиберт, Уилбор Шрамм, Теодор Питерсон. Четыре теории прессы. - М., 1998.

189. Хазагеров Т.Г., Ширина JT.C. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999. Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования, т. 1.-М., 1967.

190. Хочунская JI.B. Концепция адресата в контексте публицистики // Философские проблемы массовых информационных процессов. М., 1991. Чаковская О.А. Текст: речевое воздействие. - М., 1986.

191. Чернявская В.Е. Интертекстуальное взаимодействие как основа научной коммуникации.-СПб, 1999.

192. Чепкина Э.В. Внутритекстовые автор и адресат газетного текста: Автореф. дис. канд.филол.наук. Екатеринбург, 1993.

193. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). Екатеринбург, 2001.

194. Чейф У.Л. Память и вербализация прошлого опыта // Текст: аспекты изучениясемантики, прагматики и поэтики. М., 2001.

195. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

196. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2003.

197. Шахнарович В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка.-Воронеж, 1987.

198. Шведова I I.IO. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960. Шейгал В.И. Семиотика политического дискурса. - М., 2000. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М., 1974.

199. Fowler R. Language in the new: Discours and Ideology in the press. L.; N. Y., 1991. Searle J.R. Speech acts an essy in the phi losorhy of language. - Cambridge, 1969.

200. Seriot P. Analyse du discours politique sovietique. Paris, 1985.

201. Stiles W. Classification of Inter sujeective Ulocutionary Acts. Language in Society, v.10.-1981.

202. McLuhan M. Understanding media. The extensions of man. L., 1969. Ricoeur P. The Model of Text: Meaningful Action Considered as Text // Social Research, v. 38. - 1971. -№ 1.

203. Weinreich U. Language in Contact: Findings and Problems. -N.Y., 1953.