автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Хабибулина, Наиля Накиповна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хабибулина, Наиля Накиповна

Введение .2-

Глава 1 . Теоретико-методологические проблемы исследования проблемы диаспоры.12

1.1.Сущность и понятие «диаспора» его соотношение с другими сопредельными понятиями.12

1.2.Факторы формирования диаспоры .4 7

Глава 2 . Диаспоры в составе Республики Бурятия.68

2.1.Становление и социально - этнические особенности диаспор Бурятии.68

2.2 Перспективы развития диаспор в Республике Бурятия .103

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Хабибулина, Наиля Накиповна

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется, в конечном счете, процессами, происходящими в современном российском обществе, в том числе в сфере национальных отношений. Развитие последних выдвинуло проблему об их дальнейшем теоретическом осмыслении, с учетом такого феномена этносоциальной структуры, как диаспора.

Актуальность исследования феномена диаспоры обусловлена рядом причин. Во-первых, необходимость его научного анализа определяется новым содержанием данного феномена и его новыми критериями. Дело в том, что область явлений, обозначаемых, как «диаспора» в последнее время заметно расширилась, а частота употребления этого понятия возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в данное понятие, существенно изменился.

Дискуссии о проблемах диаспор ведутся уже давно специалистами различных наук: этнологии, социологии, политологии, философии, культурологи и др. Они показали, что очень важно исследовать феномен диаспоры с точки зрения социально-философского анализа. Во-вторых, актуальность исследования диаспор, требует их всестороннего изучения, начиная с выявления их места в этносоциальной структуре общества, во всем комплексе межэтнических отношений, а также общении между представителями разных наций в рамках многонациональных государств. В-третьих, особую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветском пространстве. В условиях, когда миллионы людей, считавшиеся до этого единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, в ряде стран ближнего зарубежья, превратились в национальное меньшинство. Вследствие этого перед ними встает проблема социокультурной адаптации в принявшем обществе.

Все названные процессы оказывают возрастающее воздействие на жизнь общества, не укладываясь в рамки сложившихся представлений. Для их адекватного осмысления требуются новые подходы и критерии. Этим также определяется актуальность исследования проблемы диаспор.

Состояние изученности проблемы

Проблема диаспоры имеет длительную историю. Само понятие «диаспора» (греч. - рассеяние) возникло еще в VI веке до н.э. и применялось по отношению к еврейским и греческим переселенцам. В XX веке данное понятие получило широкое толкование, в основном в исследованиях западных ученых. 1

В отечественной науке проблема диаспоры долгое время была на обочине исследовательского интереса. В настоящее время, когда в России проявилась тенденция к

Cm.:1 Diaspora.// The Encyclopedia Britannika.15 -Edition. Vol .4. - Chicago Encyclopedia Britannika. 1990.-P. 68; Connor Walker. The impact of homelands upon diasporas in International Politics, - London: Groom Helm, 1986. - P.- 16; Aumstuong John A.Mobilized and proletarian diasporas. // The

AmerikacanPolitical Science Review. Vol. 70 (June, 1976) №2. -P.393; Esman Milton J. Diasporas and international relatios. // Modern Diasporas International Politics.- London: Groom Helm, 1986. - P .-333. актуализации и усилению значения этнического фактора в социальной жизни, этническая мозаичность населения страны становится предметом теоретикометодологического, социально-философского и социологического анализа.

Исследования социологов, этнографов, философов, правоведов, политологов психологов в основном группируются вокруг таких проблем диаспоры, как-то методологическая база, дефиниции понятия, критерии диаспоральности, типология диаспор, перспективы развития и т.д.

Существующие разработки по проблеме диаспоры можно разделить на следующие группы:

Первая группа - это теоретико-методологические труды, заложившие основу для исследований данной л проблемы. Следует иметь в виду, что в отечественной литературе проблема диаспоры всегда шла на базе разрабатываемой теории этноса. Последняя нашла глубокую научную разработку в 60-80-х годах в трудах Ю.В. Бромлея, JI.H. Гумилева и др. В то же время проблема диаспоры в качестве отдельного вопроса не рассматривалась. Однако основополагающие труды данных

См. :2Абдулатипов Р.Г. Государственное регулирование национальной политики М., 2001. Бромлей Ю.В. К типологии этнических общностей. Проблемы типологии в этнографии. - М.-1979.; он же Очерки теории этноса. - М.-1988.; Арутюнян Ю.В., Дробижева

Л.М., Сусоколов A.A., Этносоциология. - М., 1998./ Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. - JI.-198 9.; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность // Вопросы истории. - 1976 .- № 4. Затеев В.И. Национальные отношения при социализме. - Улан-Удэ. -1975.; Полоскова Т. Современные диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. - М., 1999.; Тишков В.А. Политическая антропология // Российские исследования в гуманитарных науках. -Lewiston, 2000. - Т.14,. и др. ученых заложили теоретические основы для исследования разнообразных этносоциальных общностей. В частности, указанными учеными (особенно Ю.В. Бромлеем) была дана подробная классификация этнических общностей, указаны их признаки и особенности. Последующие поколения ученых Р.Г. Абдулатипов, И.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Т.А. Полоскова, В.А. Тишков и др., в 1980-1990-е годы, приступили непосредственно к исследованию проблемы диаспор. Занимаются вопросами их политико-правого статуса, роли и места во внешне и внутреннеполитической жизни государств. Данные работы известны в качестве классических примеров использования приемов социологического исследования в проблеме диаспор.

Вторую группу составляют исследования, посвященные разработке различных аспектов и конкретных особенностей диаспоры, как специфического этносоциального феномена. 3

Первым теоретическим исследованием об источниках формирования, критериях самоорганизации диаспоры в отечественной литературе явилась работа Т.е.

3См. : Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2.; Аствацатурова М. Северокавказские этнические сообщества Ставрополья: движение к диаспоре // Диаспора. - 2001. - №1.; Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки современности.

2000. - №3.;ИларионоваТ.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). - М., 1994.; Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.; Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). - М., 2001. - 176с.;Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // СОЦИС: социол. исслед. - 1996.-№12., и др.

Иларионовой «Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры)». Как весьма содержательную, следует также отметить монографию З.И.Левина «Менталитет диаспоры», который в основу функционирования диаспоры положил принцип системного и социокультурного анализа. Особого внимания заслуживает работа доктора социологии Ж.Т. Тощенко (в соавторстве с Т. И. Чаптыковой) «Диаспора как объект социологического анализа». Это наиболее ценная в теоретическом плане обобщающая публикация по данной проблеме. Авторы внесли значительный вклад в изучении диаспоры: определили ее типологию, функции, особенности и.д.

Третью группу исследований проблемы диаспоры составляют многочисленные статьи, опубликованные в научных журналах, а также сборниках конференций и других периодических изданиях, посвященных вопросам диаспоры, в которых освещены, главным образом, региональные аспекты проблемы.4 Важное значение имеет издание с 1999 года журнала «Диаспоры», являющегося

См.:4. Алисова М. Армяне в Бурятии // Правда Бурятии. - 2001. -20 апреля.; Анготкин А. Азербайджанцы в Бурятии // Информ Полис. - 2000. - 10 мая.; Бредникова. О, Паченков О. Азербайджанские торговцы в Петербурге: между «воображаемыми сообществами» и «первичными группами». // Диаспора. - 2001. - №1.; Буяхаев С. Этнические меньшинства в республике Бурятия // Российский этнограф. - 1993. - №12.; Гапеева A.B. Национально-культурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе: Дис. .канд. культурологии.- Улан-Удэ.-2002.; Ирильдеева Л.Г. Национально-культурные объединения этнических меньшинств Республики Бурятия // Этнографическое обозрение. - 2000. - №5.; . Остапенко JI., Субботина И. Проблемы социально-экономической адаптации выходцев из Закавказья в Москве // Диаспора. - 2001. - №1.; Попков В. Как живется кавказцам в российской провинции? (на примере Калуги) // Диаспора. - 2001. - №1.; Хабенская Е.О. Татары о татарском. -М., 2002.,и др. сосредоточением научно-исследовательской мысли и «копилкой» разрабатываемых вопросов по данной проблеме.

Таким образом, за последние годы в отечественной литературе было издано значительное число работ по проблеме диаспоры, что свидетельствует о получении значительной научной информации по названной проблеме. Однако надо признать, что в разработке данной научной проблемы продолжают оставаться не до конца раскрытые и спорные вопросы.

Следует обратить внимание также на то, что в нашей литературе до сих пор мало создано крупных, в том числе диссертационных и монографических исследований по проблеме диаспоры. Особенно недостаточен социально-, философский анализ указанной проблемы. Автор настоящей' диссертации поставил задачей восполнить указанный пробел, хорошо сознавая при этом сложности и трудности, стоящие на пути исследования.

Объектом исследования является этносоциальная' структура современного российского общества (на примере Бурятии).

Предметом исследования выступает диаспора как этно - социальное явление в ее теоретическом и конкретно-историческом освещении.

Теоретико-методологическую базу диссертации составили концепции и обобщения ведущих специалистов отечественной социально-философской и социологической мысли по этносоциальным проблемам современности. В частности, это фундаментальные исследования Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева по теории этноса, монографии В.А. Тишкова «Исторический феномен диаспоры», Ж. Т.

Тощенко «Диаспора как объект социологического исследования». А также ряд специализированных учебников для вузов последнего поколения:

Ю.В.Арутюнов, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов «Этносоциология», Г.Т. Тавадов «Этнология», З.В. Сикевич «Социология и психология национальных отношений».

В качестве методологической основы в диссертации также широко использовались важнейшие принципы научного исследования: принципы системности, историзма, целостности, социального детерминизма структурности (с некоторыми элементами синергетики). В работе вместе с тем применялись общенаучные методы: сравнительный,, формализации, прогнозирования; для сбора эмпирического материала диссертантом использовался известный метод этносоциологии - экспресс-опрос.

Целью диссертационной работы является исследование феномена диаспоры как социального явления и-; специфического этнического образования, выявление основных особенностей ее функционирования и развития в обществе.

Поставленная цель конкретизировалась через постановку и решение следующих задач:

-анализ теоретико-методологических подходов в изучении диаспоры как социального феномена;

- определение сущности диаспоры как социального явления и специфического этнического образования;

-формулирование основных категорий и понятий исследуемой проблемы;

-выявление причин миграционной подвижности, обуславливающих процесс расселения народов;

-исследование социально-этнических особенностей диаспор в Республике Бурятия;

-определение перспектив развития диаспор в республике.

Научная новизна диссертационного исследования

-выявлена сущность диаспоры, как этносоциального явления;

-показано функционирование диаспоры в иноэтническом окружении и ее влияние на общественные процессы;

-подвергнуты компаративному анализу близкие по характеру диаспоре этносоциальные структуры; в итоге обоснована необходимость отнесения к диаспоре национальных и этнических групп по мере обретения ими правового статуса;

-установлены факторы самоорганизации и функционирования диаспоры;

-определены место и роль культуры в консолидации диаспоры;

-установлены основные факторы становления диаспоры, которыми являются - миграция и адаптация;

-показаны различные формы процесса адаптации этнических групп на территории республики Бурятия и их институализация в диаспору;

-выявлены основные проблемы в существовании и развитии диаспор в республике Бурятия;

-намечены основные тенденции дальнейшего развития диаспор в республике.

Практическая значимость диссертационного исследования

Материалы диссертационного исследования, выявленные в работе над проблемами и перспективами развития диаспор в Бурятии, могут быть использованы органами государственной власти, в частности, Комитетом по делам национальностей и религиозных объединений при Президенте Республики Бурятия, для компетентной постановки и реализации программ в области этно национальных отношений.

Полученные в ходе исследования материалы могут быть также использованы в научно - исследовательской и преподавательской деятельности: при чтении спецкурсов по социальной философии, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии, культурологии.

Апробация исследования Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались заседаниях кафедры философии; Городской научно - практической конференции: «Студенчество и социально-политические науки» (декабрь 2002 г., Улан-Удэ); Научном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (сентябрь 2003.,Улан-Удэ). На международных научно-практических конференциях:

Диаспора и национальные меньшинства» (ноябрь 2002 г., Иркутск); «Сибирь в истории и культуре народов зарубежных стран» (сентябрь 2003 г., Иркутск). По теме диссертации опубликованы:

1. Некоторые проблемы социально-философского анализа диаспор// Философия, социология и современность/Сост. и ответ. ред. И. И. Осинский. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ.,2002.-С.120-129.

2. Место и роль диаспор в полиэтническом обществе.// Студенчество и социально-политические науки. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ., 2002. Вып.2.-С.50-57.

3. Этнические особенности диаспор в республике Бурятии// Диаспора и национальные меньшинства. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2002.-С.67-70.

4. Диаспора как система.// Сибирь в истории и культуре народов зарубежных стран.- Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003.-С.91-94.

5. Культурный фактор в интеграции диаспоры. // «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2003.-С.287-291.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы по два параграфа в каждой, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диаспора: сущность, социально-философские аспекты развития"

Заключение

В последние годы огромную значимость в науке приобретает исследование феномена диаспоры.

Диаспора становится распространенной категорией социально-гуманитарных наук, которая находит применение, как в теоретических исследованиях, так и в политической практике. Этим обусловлен интерес многих ученых (политологов, социологов, этнологов, философов и др.) к исследованию сущности диаспоры, ее роли в обществе, особенностям функционирования.

Однако при активной исследовательской работе, по изучению феномена диаспора, до сих пор нет необходимого общенаучного толкования сущности, роли диаспор и др. вопросов. Решению поставленной задачи подчинена структура диссертационной работы.

Используя литературу по проблеме диаспор, диссертант провел исследование по вопросам выяснения сущности, чему, в частности, посвящен первый параграф. Одновременно выяснилось соотношение данной категории с сопредельными понятиями, так как грани различий между ними очень тонкие, порой даже условные.

Следующий параграф теоретической части диссертации касается анализа факторов становления диаспоры. Особое внимание обращено на процессы миграции и адаптации. В рассмотрении данного вопроса привлекались материалы демографии, социальной психологии и др. наук, способствовавших более глубокому раскрытию проблемы.

В итоге первой главы диссертант делает вывод о том, что хотя категория диаспоры имеет весьма неоднозначное понимание, но, однако ее базовое толкование выявлено. В свою очередь автор диссертации попытался дать свое определение, которое в какой - то степени совпадает с толкованиями отечественных исследователей (В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, Т.А. Полосковой и др.) . Диаспора - это устойчивая этносоциальная, культурная общность людей единого происхождения, проживающая в иноэтническом окружении, имеющая социальные институты, обеспечивающие защиту и поддержку ее членов и развивающаяся благодаря внутренним источникам саморазвития.

Вторая глава диссертации посвящена изучению эмпирически - фактического материала. Поставленные задачи рассматривали наличие особенностей диаспор в республике Бурятия, а также перспективы их развития.

На этой основе диссертанту удалось установить следующее.

Диаспоры в современном мире приобретают огромную значимость. С одной стороны они способствуют объединению людей в общность и сохранению их этнокультурной специфики, с другой стороны, они являются активными участниками, в жизни иноэтнического общества. Транслируя и трансформируя при этом культурные традиции, ценности и др. своего народа и одновременно впитывая новое иноэтнического общества. Благодаря этим процессам осуществляется дальнейшее развитие диаспоры.

Диаспоры это форма, механизм, средство существования иноэтнического меньшинства, которое обеспечивается равновесным сочетанием адаптации к условиям проживания с сохранением этнокультурной идентичности.

• Развертывание современных миграционных процессов свидетельствует о том, что эта форма этнического бытия существования, вне исконных рамок проживания, становится все более распространенной.

Анализ развития современных диаспор показывает, что сущностная сторона их развития может оставаться неизменной (сохранение и развитие диаспоры как этнокультурной целостности), но средства реализации этой задачи различны, которые зависят от конкретно-исторической • ситуации, состояния отношений между страной проживания и исторической родины, внутридиаспоральных механизмов саморазвития и саморегуляции.

В итоге автор приходит к следующим основным выводам:

1. Диаспора заняла важное ключевое место среди понятий социально-гуманитарных наук, касающихся вопросов диаспоральных явлений.

2. Категория диаспоры имеет очевидный методологический аспект, хотя и не является чисто таковой, но по отношениям к сопредельным понятиям играет методологическую роль.

3. Констатируя определенную разработанность темы, диссертант считает, что необходима дальнейшая работа по проблеме, написание монографии, раскрывающей ее сущность, роль, значение в социальной жизни и мире этнических явлений.

 

Список научной литературыХабибулина, Наиля Накиповна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. В. Панин A.B. Философия. Учебник. М.,2001.-608 с.2 .Абашидзе А. К. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. 1995. - №2.- С.14 9-157.

2. Абдулатипов Р. Г. Государственное регулирование национальной политики М., 2001.-205 с.

3. Алисова М. Армяне в Бурятии // Правда Бурятии. -2001. 20 апреля. - С. 5.

4. Анготкин А. Азербайджанцы в Бурятии // Информ Полис.- 2000. 10 мая. - С. 7.

5. Армянский культурный центр // Содружество сердец: I Межрегиональный фестиваль национальных культур Восточной Сибири. Улан-Удэ, 2001. - С. 4-5.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A., Этносоциология. М., 1998.-230 с.

7. Арутюнов С.А. Диаспора это процесс // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2.-С.74-78.

8. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

9. Ю.Арутюнян Ю.В. Армяне в .Москве (по результатам сравнительного исследования) // СОЦИС: социол. исслед.- 2001. №11. - С.13-21.

10. Аствацатурова М. Чеченская диаспора в России // Социс: социол. исслед. 1999. - №2. - С. 60-62.

11. Аствацатурова М. Северокавказские этнические сообщества Ставрополья: движение к диаспоре // Диаспора. 2001. - №1. - С.60-77.

12. Барулин Д.С. Социальная философия: Учебник. М., 2000. - 560 с.

13. Бельков О. Этнические факторы геополитики // Этнополис. 1992. - №4.

14. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983.-412с.

15. Болдаренко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения. //' СОЦИС: социол. исслед. 1999. - №4. -С.68-72.

16. Бредникова О., Паченков О. Азербайджанские торговцы в Петербурге: между «воображаемыми сообществами» и «первичными группами». // Диаспора. 2001. - №1. -С.131-148.

17. Будаева Ц. Миграция населения в зеркале общественных перемен. // Бурятия. 2002. - 1 ноября. -С. 4.

18. Буяхаев С.С. Этнополитическая и этнокультурная ситуация в Республике Бурятия // Исследование по прикладной и неотложной этнологии №42. -М., 1993.

19. Буяхаев С. Этнические меньшинства в республике Бурятия // Российский этнограф. 1993. - №12. - С. 95107 .

20. Володина О. Россия мать или мачеха? // Правда Бурятии. - 2001. - 23 марта. - С. 6.

21. Гаджимурадова Н.М. Особенности формирования диаспор народов Закавказья в России в 90-е гг. // Власть. -2002. №6. - С. 51-54.

22. Гапеева A.B. Национально-культурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе: Дис. .канд. культурологии .-Улан-Удэ.-2002.- 149 с.

23. Гедвило Г. Культурные организации азербайджанцев в Иркутске // Диаспора. 2001. - №1. - С. 148-161.

24. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1998. -№6.- С.99-107.

25. Голосовская Т. В. Казаки выходцы из польской диаспоры? // Исследования молодых ученых: межвузовский сборник статей. - Улан-Удэ. - 2001. - Вып. 2. - С. 1417 .

26. Гончарова Е. Сладкие символы Роги Ашонэ: о еврейском общинном центре. // Информ Полис. 2002. -18 сентября. - С.6.

27. Григорьев С.И. Теоретические основы изучения жизненных сил национальных общностей // СОЦИС: социол. исслед. 2000. - №2.- С.13-20.

28. Губогло М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР // Советская этнография. 1989. - №1. - С. 26 -41.

29. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М. : Изд. ACT. 2001. 560 с.

30. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. / АН СССР, Геогр. Общество СССР. Л.Наука.1983. 412с.

31. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность // Вопросы истории. 197 6 .- № 4.

32. Дробижева JI.M. Политическая и социальная ориентация этнических групп как факторы интеграции и дезинтеграции в субъектах федерации // Многонациональный регион: экономика, политика, культура. Оренбург, 2000. - С. 46-53.

33. Ерасов B.C. Социальная культурология. М., 2000.- 591с.

34. Жалцанова Р. Праздник содружества сердец. Деятельность культурных национальных центров РБ. // Бурятия. 2001. - 15 ноября. - С.6.

35. Жамбаев Б.Ц. Национальные меньшинства в полиэтническом государстве: Дис. . канд. филос. наук. -Улан-Удэ, 1997.

36. Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности // СОЦИС: социол. исслед. 2000. - №10. - С. 52-57.

37. Затеев В.И. Национальные отношения при социализме.- Улан-Удэ. 1975. - 183 с.4 3.3атеев В. И. Диалектика национальных процессов в СССР.-У.-У.- 1989. 160 с.

38. Зиятдинов В. Этнокультурные факторы региональной стабильности и интеграции в России // Этнополис. -1995. №3.45.; Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М., 1994 .

39. Ирильдеева Л.Г. Национально-культурные объединения этнических меньшинств Республики Бурятия // Этнографическое обозрение. 2000. - №5. - С. 129-143.

40. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: Социологический очерк. Казань, 1999. - С. 132.

41. Историческая справка О немцах Бурятии. // Городская газета. 1999. - 16 декабря.

42. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.

43. Калинина Н.В. Российская диаспора в странах СНГ. Политические аспекты: Дис. . докт. полит., наук. М., 2002 .

44. Карапетян Л.М. Малочисленные народы и национальные меньшинства // Этнополис. 1993. - №7. - С.36-44. 51. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии. Социальная психология, история, политика. -Улан-Удэ, 1997. - 184с.

45. Ким Е. Удастся ли корейцам России стать носителем древнейшей культуры своего народа?: Корейская диаспора в Бурятии. // Бурятия. 2001. - 21 декабря. - С. 15.

46. Колосов В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.А. География диаспор на территории бывшего СССР //ОНС: Общественные науки современность.-1996. №5. - С.75-85.

47. Кальмина Л. В., Курас J1.B. Еврейская община в Западном Забайкалье. (60-е годы XIX века февраль 1917 г.). - Улан-Удэ, 1999. - 172с.

48. Корейский культурный центр // Содружество сердец: I Межрегиональный фестиваль национальных культур Восточной Сибири. Улан-Удэ, 2001. - С. 7-8.

49. Костик P.A. Миграция: этносоциальные и этнополитические проблемы: Дис. . канд. филос. наук. -СПб., 1997.

50. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. -М., 2002.

51. Котов О.В. Осколки этноса. (Проблема дефиниции). -М., 1992.

52. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002. - 448с.

53. Кузьмин A.B. Анализ феномена этничности и национализма в методологии теории системы // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума, 3-5 июля 2001г. -Улан-Удэ, 2001. С. 83-84.

54. Культура нас объединяет: о создании в РБ белорусского национально-культурного центра. // Правда Бурятии. 2000. - 25 апреля. - С. 2.

55. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

56. Курас Л., Кальмина Л. Верхнеудинская еврейская община // Бурятия. 2001. - 21 ноября. - С.5.

57. Лаллука С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты // СОЦИС: социол. исслед. 2000. - №7.-С.91-97 .

58. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социально-функциональные структуры // СОЦИС: социол. исслед. -2000. №7.

59. Ларченко С. Г. Социально-этнические процессы в системной организации и развитие общества: Дис. . докт. филос. наук. Новосибирск, 2001.

60. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора. М., 1998 .68.- Лебедева' Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.-178 с.

61. Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001. - 176с.

62. Ли Квангю. Корейская диаспора в мировом контексте // Советская этнография. 1996. - №б.

63. Лолаева Д. Т. Диаспоральные группы как социально-этнический феномен (социально-философский анализ) . -Владикавказ, 2001.

64. Любин В. П., Колоскова Т. В. Современные диаспоры (внутриполитические и международные аспекты). // РЖ. Социальные и гуманитарные науки: отечественная и зарубежная литература. Серия V. История. 2001. - №3. - С. 142-146.

65. Малочисленные народы. Оптимизация межнациональных отношений. // Этнополис. 1992. - №1. - С.107-113.

66. Малые и дисперсные группы в Европейской части России: география расселения и культурные традиции. -М., 1985.

67. Материалы 2 съезда народов Бурятии. Улан-Удэ. -2001. - 160с.7 6.Мелконян Э.Л. Армянская семья в условиях диаспоры // Советская этнография. 1998. - №6.

68. Мельник Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденной миграции // Этнополис. 1995. - №2.

69. Миграционная интеграция, переселение и адаптация в России: Сборник. М., 1997.

70. Миграционные связи Республики Бурятия с регионами России (аналитическая записка № 12-2). Улан-Удэ: Госкомстат РБ, 1998. - 16с.

71. Миграция населения в Республике Бурятия: Статистический сборник № 04-3. Улан-Удэ, 2000. - 4 6с.

72. Митин А. П. Детерминанты поведения этнодисперсных групп. М., 1992.

73. Митупов К.Б-М. Ребята, давайте жить дружно // Аргументы и факты. 2001. - №5. - С. 8.

74. Мнацаканян М.О. Об интегральной теории национально-этнической общности // СОЦИС: социол.исслед. 1999. -№9. - С. 60-68.

75. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность как' социальная реальность // СОЦИС: социол.исслед. -2001. №3. - С. 74-77.

76. Моденов В.Д., Носов А. Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. М., 2002. - 328с.

77. Муханова Г. Миграции казахов в Центральной Азии: взгляд в прошлое и попытка прогнозирования // Вестник Евразии. 1996. - № 2(3). - С.64-73.

78. Назаров А.Д. Проблемы миграции населения: история, предпосылки, социальные последствия (1985-1995 гг.). -М., 1995.

79. Насников В. Союз начнется с регионов: о российско-белорусской научно-практической конференции «социальная политика союзного государства и роль общественности. // Правда Бурятии. 2001. - 8 ноября. - С. 2.

80. Насников В. Татарстан и Бурятия: парламентарии учатся понимать друг друга // Бурятия. 1999. - б июля. - С.1.

81. Нации и этносы в современном мире: Словарь-справочник. М., 1999.

82. Национальные отношения: Словарь. М., 1997. -208с.

83. Немецкий этнос в Сибири: Альманах гуманитарных исследований. Новосибирск, 1999. - 14бс.

84. Немцы в Бурятии: Сборник. / Составители: Э.П. Нархинова, Е.А. Голубев. Улан-Удэ, 1995. - 142с.

85. Николаева J1. Русские Таджикистана как национально-этническая группа // Россия и мусульманский мир. -2000. № 2 (116). - С. 75-85.

86. Оплаканская Р.В. Польская диаспора в Сибири в конце XVIII I половине XIX века: Дис. . канд. ист. наук. -Новосибирск, 2001.

87. Орлова И.В., Скворцова Е.С. Демография и миграционная ситуация в России. М., 1994.

88. Основы национальных и федеративных отношений: Учебное пособие / Р.Г. Абдулатипов, А.Е. Жарников. -М., 2001. 352 с.

89. Остапенко JI., Субботина И. Проблемы социально-экономической адаптации выходцев из Закавказья в Москве // Диаспора. 2001. - №1. - С. 40-60.

90. Отчет по исследованию «Этнокультурные вопросы в этнодисперсных группах Бурятии». Улан-Удэ, 1996.

91. Очень нужен Дом дружбы народов. Беседа с зам. пред. корейского центра Р.В. Ли. // Бурятия. 2000. -2 8 декабря. - С.4.

92. Очиров В. «Федерализм, к счастью, ассиметричен» // Правда Бурятии. 1999. - 13 июля. - С. 3. 103 J Пальцев А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков) : Дис. . канд. филос. наук. - Новосибирск, 1998.

93. Пак Б.Д. Корейцы в Российской империи. М., 1993.-261с.

94. Панарин С. Таджики-беженцы в городах Сибири // Вестник Евразии. № 1 (2). - 1996. - С.154-165.

95. Петренко М.В. Интеграционные процессы как фактор социальной эволюции: Дис. . канд. филос. наук. -Волгоград, 1998.

96. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М., 2001. - 296с.

97. Пол Калсто. Укореняющиеся диаспоры: русские в бывших советских республиках // Диаспора. 2001. - №1. - С-: 6-39.

98. Полонская Е.А. Межэтническое взаимодействие как социальная проблема (на примере ' русского и еврейского этносов): Дис. . канд. филос. наук. Волгоград, 1997.

99. Полоскова Т. Диаспоры в- системе международных связей. М., 2000.

100. Полоскова Т. Принципы и формы взаимодействия дипломатических представительств и консульских служб с зарубежными диаспорами: Учебное пособие. М., 2000.

101. Полоскова • Т. Современные диаспоры. Внутриполитический и международный аспекты. М., 1999.

102. Попков В. Как живется кавказцам в российской провинции? (на примере Калуги) // Диаспора. 2001. -№1.- С. 92-107.

103. Попков В. Классические диаспоры: к вопросу о дефиниции термина // Диаспоры. 2002. - №1. - С. 6-23.

104. Пушкарева H.JI. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. - №1. - С. 53-69.11650 лет Сибирскому диалекту литовского языка. // Молодежь Бурятии. 1999. - 11 апреля. - С. 7.

105. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного управления. М., 1999.

106. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 2002. - С. 275.

107. Россия вызовы времени и пути реформирования. М., 1998.

108. Рыбаковский JI.JI. Этнический фундамент населения России // СОЦИС: социол. исслед. 2001. - №4. - С. 8 693.

109. Рязанцев C.B. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки современности. -2000. № 5. - С. 73-86.

110. Савва М.В. Методология и методика социологического изучения этнической культуры: Дис. . канд. социол. наук. М., 1993.

111. Садохин А.П. Этнология. М., 2000. - 304с.

112. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. - №2.

113. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ. -1996. - 185 с.12 6.Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

114. Содномов Б-Д. Кавказский фактор как повлияет на социально-демографическую ситуацию в Бурятии // Буряад Унээн: Бизнес-Олзо. - 2001. - 18 мая. - С. 3.

115. Тавадов Г. Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. 1994. -№2.

116. Тавадов Г. Т. Этнология: Учебник для вузов. М., 2002. - 365с.

117. Татарский культурный центр // Содружество сердец: I Межрегиональный фестиваль национальных культур Восточной Сибири. Улан-Удэ. 2001. - С. 13-14.

118. Тишков В.А. Политическая антропология // Российские исследования в гуманитарных науках. -Ье^^Б-Ьоп, 2000. -Т.14.

119. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. - №2.

120. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // СОЦИС: социол. исслед. 1996. - №12.

121. Ургалкин Ю.А. Регионализация этносоциальных отношений в России. Тенденции, противоречия, регулирование: Дис. . докт. филос. наук. М., 1996.

122. Уталиева Ж.П. Язык как фактор этнической идентичности: Дис. . канд. филос. наук. М., 1995.

123. Федоров Н Проблема этносоциальной интеграции иммигрантов из бывшего СССР в германское общество. -М.,- 1998.-106.

124. Филиппов Ю.В. Этнос-субъект этнической социализации: .Дис. . канд. филос. наук. Новгород, 1997.

125. Хабенская Е.О. Татары о татарском. М., 2002. 206с.14 2.Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытаниенационального самосознания. СПб., 1993.14 3. Халмухамедов A.M. Армянская диаспора каксоциокультурный и политический феномен ????

126. Харисов Р. Мы подписали очень важный для нашихреспублик документ Беседа с зам. пред.

127. Черновская В. Кавказцы в этноконфессиональной структуре Ярославля // Диаспора. 2001. - №1. - С. 7792.

128. Чувашское население России. Консолидациядиаспоризация, интеграция. М., 2000. - Т. 1, 2.

129. Этнические меньшинства в современной Европе. М, ,1997. 327с.

130. Этнические особенности диаспор в республике

131. Бурятия: Отчет о НИР (промежуточ.): Бурятскийгосударственный университет; Рук. Затеев В.И.- 2003.35 е.- Исполн.: Хабибуллина H.H.

132. Этнодиалоги: Московское межнациональное совещание 98. - М., 1998. - С. 171.

133. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции: Сборник статей. М., 1998 - 2000.- 198 с. 156.Этнополитология: Учебное пособие-хрестоматия. - М: Ладомир, 2001. - 400с.

134. Юнусов А. Азербайджанцы в России смена имиджа и социальных ролей // Диаспора. - 2001. - №1. - С. 108131.

135. Якоби Э.И. Нас приучали «не высовываться» Беседа с начальником электроцеха Джидакомбината Э.И.Якоби о судьбе советских немцев. // Правда Бурятии. 1990. -1июля.

136. Яманов Р.К. Идея национально-культурной автономии: Дис. . канд. ист. наук. Екатеринбург, 1993.

137. Ярневская Э. Еврейский национальный культурный центр // Репертуарный листок. 1997. - №2. - С.З.

138. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. - 528с.