автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Динамика информационных процессов развития культуры: теоретико-методологический анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика информационных процессов развития культуры: теоретико-методологический анализ"
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ
РГБ ОД
На праьач рукопг""и
Ось мук Людмила Алексеевна
ДИНАМИКА инаояшдаоншс ПРОЦЕССОВ РАЗБИТАЯ КУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
09.00.11 - социальная философия
Автореферат -диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Томск; - 1994
Лсгурташы выполнена яа юйдре ссшаяью-политических "сирия Нсвооибииского электротехнического -института свод.
Чаучный руководитель: корр. АЕН РФ, чл.~ корр'".:
.'ЛАИ, доктор философскж наук, профессор В.З. Коган
¿лимвльине оппоненты: доктор философских наук, профессор И. Б. С<;с!0ЯИНа.
--■алдидат философских наук, доцент Н.В. Попраько
Ведущая научная организация - иафздра философии Ковоса-.«рского института.народного хозякстза.
Зенита диссертации состоится иУ/^ 1934 г.' а [/__
часов на заседании специализированного совета Д 063.53.05 ;:о ^рксукдениа ученой -степени кандидата бийсоарслих наук по пеци&ЕЬйОСТИ 09.00.11 ( СОЦ№Ш>На& философия ) в Тоаскюк т-^-дарственном университете: 6340.10, г.Томск, яр.Ленина,33, ауд. N2.
С диссертацией ысжяо ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.
Автореферат разослан " " О&мьг^-** 199.1 г.
Ученый секретарь специализированного
совета, кандидат -философских наук,
доцент », у О.Г.Мазаеза
ОШАй ХАРАКТЕРЙС'ТТО. Р.« ВОТ1
Актуальность темы исследования, Одной кй определяющих тенденций развития современного сбиес-тва является его усиливающееся стремление к самопознанию. В рамклч этой тенденции эксплицировалось существование взаимопроникающих систем, среди которых система культуры как информационно- адаптивная среда всегда вызывала особый интерес исследователей. Развитие сложных саморазвивавдихся систем связано с увеличением в них роди информации. Поскольку любые изменения в человеческой- жизнедеятельности соотносятся с информационными процессами, исследование этих процессов в культуре позволяет объяснить многие механизмы и тенденции развития общества. Устойчивый интерес к информационным процессам в культуре усилился- с возникновением глобальных проблем, в частности, с проблемой информационного общества. С развитием культуры наблюдается все более острая потребность общества и индивидуума в регулировании информационных процессов В условиях переосмысления теоретических представлений о действительности на информационно-системной основе возникает необходимость в .моделировании информационна еястем.
Объектом исследования данной диссертационной работы является информационная, система культур«. Необходимость создания »одели культуры диктуется сложным содержанием данного феномена, как отмечал П.А.Флоренский: "Свойства действительности, при рациональном познании, куда-то должны быть помещены в модели". Построение подобной модели позволяет предметно представить информационные процессы, происходящие в культуре, и на рациональном уровне рассмотреть её динамику, . что является предметом исследования. Выявление с помощью информационной модели закономерностей развития культуры затрагивает вопрос, продолжавший оставаться актуальным для человечества на протяжении многих веков. Такой« является вопрос динамики поступательности и повторяемости социального и культурного развития.
1.Флоренский П. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. - С.6.
Именно эта проблема в своё время вызвала к жизни идею цикли ности развития общества. Представляется, что в настоящее вр мя речь долина идти о выделении рационального в этой теории создании новой концепции волновых информационных процесс развития культуры.
Исследование динамики1 инфопроцессов развития культуры этой точки зрения позволило бы : а) создать целостно^ представление ушвкисыгай сложнейшей- системы культуры в е< развитии, б) обеспечить новый подход к конкретным явления] культуры, в) взглянуть по-новому на культуру и на взаимодействие человека с культурой, г)'внести вклад в формирование нового.информационно-системного мировоззрения. ■
Обращение к волновым икфопроцэссам развития культуры не-йссредствэшю выводит нас на проблему эффективности прогнозирования и социального управления, что имеет глубоко практическое значение. Дальнейшее развитие общества уже невоз-без информационного обеспечения деятельности, а зна-•шжт. без знания информационных процессов развития'культуры.
Степень научшсй разработанности проблемы. В современно! литератур--* неоднократно предпринимались' попытки подоктк t хреблеиам развития «усьтуры через системный анализ. -Багдад •чг к/ль г/ру как систеку изменялся в процессе изучения, в за-ш.сшост/ от направления система культурк • трактовзлаа no-pasHow. Так, неокантианцы представляют ее как систему v. илейСН.Га^тмы,, 3.КАссирер); эволюционисты - каь зюс-^ояннс гва®мжониру,ад?е адаптационную систему ( Л.Уайт, ?j.'o;:or-r. .Л.Вайса, Ы.ларрис, .М.Самеис, Э.Сервис); в нал-рсвгенш: структурной ач-рэпсдогии система культуры представ-¿енасистемой ''культурных образцов" ( К.Леви-Стросс, Р.Барт, ЗД.&уко); нсихологичеркая антропологии подходит к ней как v системе, взаимодействующей с психикой индивидуумов и модифицирующей их поведение (У.Гудккзф). В рамках этого направления система культуры эксплицируется как совокупность информации и образцов деятельности и поведения.
■ Структурно-функциональное направление в социологии включает культурную подсистему в общую формализованную -модель
ютемы действия(Т.Парсонс), таким образом, в соответствии с жельностко-фушщиональным подходом культура является ин-¡рпретацией содиаяьного действия. Культура действительно зциальна, но в целях её - исследования ыы вправе развести зциальную и культурную системы. Структурная антропология, шршер, разводит социальное и культурное (К.Леви-Стросс). гак, каждое направление работает со своим определением / ль туры в соответствии, с поставленными задачами.
В современной отечественной литературе культура как ютема представлена в исследованиях: Ш.А.Гумерова, М.С.Каша, В.А.Конева, • Ю.М.Лотма'иа, З.СЛ4аркаряна, Н.С.Розова, Л.Фейнберг, В.В.Чурбанова и др.
Новый толчок к изучению культуры дало возникновение тео-ш информации. В частности, это привело к появления теории зтетической . информации: М.Бензе, Е.Вальтер, М.Касслер, Кубе, А.Моль, Г.Франк и др. Так, А.Моль конструирует анимационную систему культуры, рассматривая социодинамику ^льтуры и функционирование в ней семантической и эстети->ской информации. Интерес « проблемам информации вызвал к 1зни теории, ставящие в центр внимания коммуникацию: • «.Г.Мид; Д.Уотсон, Ю.Хабермас, К.Ясперс и др.
Информационный подход к проблемам культуры получил попу-¡рность в отечественной науке: М.В.Арапов, Н.П.Ващекин, Э.Коган,- И.С.Ладенко,: М.С.Шриманова, В.В.Налимов, В.М.Ро-1Н, А.Д.Урсул, Э.Л.Шапиро, Ю.А.Шрейдер и др. Эти авторы посматривают роль информации в контексте культуры, при :ом в центре внимания оказывается проблема передачи, перемотки и хранения информации. Подчёркивается значение ин->рмации для жизнедеятельности и дальнейшего развития куль-'ры. ■ •
-Среди подходов к развитию общества и культуры: деятель-ютного, функционального, векторного, циклического и т.д. -¡тор останавливается на циклическом, стремясь разобраться в ¡формационных процессах внутри отдельных стадий развития гльтуры!
Волновые информационные процессы культуры, насколько нам
известно, до сих пор не являлись предметом специального исследования. Хотя проблема цикличности уке давно волнует философов. Ею занимались: Аристотель "О возникновении н уничтожении", Д.Вико "Основания ногой науки об общей природе наций", О.Шлеигдер "Закат Европы",, 2>.Корнелиус "Всеиирнад история и ее рнтш",' А.Тойнби "Изучение истории", Н. Л. Дани-, лезский "Россия-и Европа", П.А.Сорокин "Социальная и культурная динамики", Л.Н.Гумилев "Этногенез и биосфера Зешж".
Развитие системы культуры с точки зрения информационного подхода . в последнее время всё больше привлекает внимание отечественной науки. Необходимо . отметить исследования:' В.Г.Афанасьева, В.Г.Белихина, Н.П.Ващекина, Н.Д.Дашшшой, В.З.Когана, Б.А.Парахонского, И.В.Пименова, В.Д.Плахсва, В.М.Розина, В.Н.Тростникова, Ю.А.Шрййддра.
В связи с усиливающейся системностью, общества и куль-гуру, увеличивающей роль информации, кйЗорьацианкни подход к проб-., леиам культуры продолжает оставаться аерспекгквщаз.
Цеди и аадачи исследовании. Делаю настоящего диссертационного исследования является теоретико-методологический анализ динамики развития икфориадконисй систеш культуры, а значит, анализ волновых процессов в культуре.
Реализация поставленной цела прэдоолагагт ревениэ следующих задач:
рассмотреть. культуру как сложную самоорганизующуюся ин-фсрнадаонно-'ададтивну» скстему; \
создать модель информационной систеш культуры, для чего выявить ее структуру;
рассмотреть информационные мехааиемы взаимодействия в кэнтекстз этой модели; исследовать кнфовзашодействия внутри системы;
рассмотреть фушаиозированне инфосистеш культуры с точка зрений дихотомии: синхрония-диахрония;
моделирование синхронного инфополн систеш и синхронно- диахронной решетки :в целях изучения инфопроцессов;
:выявить причины эволюционных скачков и" особенности циклических стадий развития культуры: подъема- (возрождение),' ста-
\
уонарнсго оостоаала, стагнации, кризиса, распада.
Теоретик-^е'/рлс-7'' пла-ллал ""ал-лсг за: ¡лР ка-
л спае тоореллаоалл1ллодсллл...1ла'й" ослоел л ;;;ас:рташа;лал л сл> лозанш (лил ;раолл"ола;и лрпнииал. ил'л< а лоюлал-я, ¡алаляакол л ржяех ¡хккч-о "алрагленлл ссш:зльйой рпласс-'п'у - теории социально/. ;ц;..7.Л':,!Д1'ки ( инаоллллогкл ). ,7г-акоу а-шрагиа ш;е плучалт круг ютчссси, ешь. иных с - «рои-шаше-я 5Н'Ьсрмаи.и0Н!!ы;< процессов в обаоотле и культуре. Растет алело заторов„ работевв-зх в этом талраллелшр, р качестве мс: отологической бавы лас особо Зудут инт^рессгать работы: -¡Л5. Арапова. Н.П.Баэекина, В.5.Когана, А. А.Шарова, КЗ. А.Шрейлеса. ¿етодологкч'зский инструментарии ашлего направления посте-:;енко уть^р.г.к&п'са в калле. Так. в йлрор>,;ацкенних процессах сеолсе г.качбим» уделяется анализу суОьёктно- объектных л^тор-лаллолпих ъоаимодгпЪтгл5, лслнлл.ллиих г рам»ж игфсрмАТг-с.'!-гшх процессов. А
В лрллонеллн к кросч':е .«V* к*/« турисго лалвиткл анализ ?п-Уллеяи'аллуйлглк;' поечоллет оаеколл алар'.лаиеянле-»еалаилл
ЛУЛЪеургЛ'Л ЛрОЛеЛСО!'. ,РЛЛЛЛ::. ГЛЛЛ^Д.ЛЛ:; ло ¡;Л- РУОЛ.Ч:, ?ллгра>а лслнчестле л л^еа-лдллр лг.еал л р^ллал
ЦЛЛНУЛЯЛ'Л: Л тК'ТЛГТОЯЛ ЛУЛ'ЛЛУЛ. мЛЛрл:ЛилЛЛ- ¿ЛллеЛЛл ал-
рормаши;. цела л ^¡а-лотла лг лагелелла. Гера^лла:1 л
культур^ 'лс ¡аллзс сураллоллтл л.' . ло слот, ;лл -ул'лл^у-л: дли того. нгобы С.ь'т'. л"р':д лллен л-тл'глл'/у!^, слгллл,л кллл туо-' ролла; Олтл суЛл-аа, гкрарлала лллерлал:'., .-лл:ал елллл л ооллк^ со лриллааал'ы. алхаллллоле.а.> ллл к а гадал; про-д^лл.йьло, онь формируется а лоре .'адлельлолтл, Гсаелаау ра-ят^алность ллдэй прохода1! а ау.алл:лн^й < сере, лледарла; лай-нот ла т'олзаяаодеистгкл. Чаоаду ллф л:лал1с:л_л:лталл и и:.-фопеле лаадсит от млегдх фактерэв. К осневнам -отноолтсе нн-фгпотресжсг.та. МЕРорлзиионкыа стимулятору л б«рьеры.
Дсвтрплькоо моего в мезсцодогалесиоп ковстоукцл/ еалал'---от системная коше алия пафопроцессов. Голорлтл оО ллропро-иаосах з системе кч'Ллт/рь1 пелозмолао бел понижала) отраа.у--:г ель мел сущности нкфооларак, В этом емьсхе. четодсдогрчле-а полезными яьляйгся пахота Д.М.Лубасллаого, Ва'.Кллперллого к
В,К. Кремянского. Описание ' слонноорганизованнои еисте? включает:
место 1) назначение исследуемой системы среди друг*: систем;
цеди функционирования системы как целостности; структуру: уровни,, подсистемы, компоненты; показатели качества функционирования системы-критерии; функциональное назначение структурных элементов; анализ связей между элементами; . схему функционирования, динамику взаимосвязи элементов. Все эти правила распространяются на • информационную систему с учетом ее специфики. Как бы содержательно широка и разноплановы не были существующие системный концепции, все они подчеркивают, что структура и организация являются базовыми характеристиками любой системы. Описание развитии информационной .систеш предполагает раскрытие динамики икфоп-роцессов, а, следовательно, анализ поведения системы в-определенные моменты развития. В свеа:е -последних исследований сложных открытых систем представляется возможным""« эффективны!.'. применение методов синергетики к изучаемому объекту.
Информационная сущность объекта исследования определяет его сложность, ' -поэтому информационный подход должен иметь интегративнйй характер, то есть использовать достижения со-' циологии, психологии, семиотики, эстетики, синергетики..Интеграция научного знания позволяет сделать исследование -более эффективным.
Научная новизна работы. Обращение к информационному, подходу позволило автору создать формализированную модель ин-фосистемы культуры, которая стала объектом исследования. При этом сам объект оказался нетрадиционным и малоизученным, так как а основном ь литературе культура рассматривается или просто как сложная система, или как информационное пространство. Для эффективного решения поставленных задач необходимо было иметь четкое представление о свойствах, структуре и динамике йнфосистемы культуры, для чего автором был проведен- необходимый теоретико-методологический анализ ин-
зрмационкон системы культуры. Автор эксплицирует инфосисте■• / культуры как совокупность информации, вращающейся в фор-юпределяющем социуме, и образцов культурной деятельности, зторые з информационном взаимодействии образуют единство.
Научная новизна данной работы определяется также тем, го з ней впервые представлены циклы развития культуры с >чки зрения информационного подхода. Информационный анализ элнозых процессов развития культуры позволил по-новому ¡глянуть на различные состояния ( стадии ) развития культу-такие как: стационарное состояние, стагнация, кризис, ¡спад, -выход из кризиса, подъем. Для анализа циклических 'адий развития культуры выделяются следующие критерии раз. ш1>5осу:г/.'е«ы культуры: 1] количество внешних и внутрен--¡х флукгуагу'м, 2) амплитуда колебаний и время никла разви-!Я, 3) та:-"-ненке параметров информационных структур, 4) из-■неж-е информационных характеристик: количества и качества формации, Бремени и скорости цитирования ее в системе, •дм и средств производства информации.
На зайсту зынооятся следующие основные полевения:
Появление систем культуры закономерно, так как развитие фопроцессов ведет к Формировании такой системы, а которой ладывв'отся сложные и инвариантные инфоструктуры: базовие и иентацконвые. Первые определяют взаимодействие между ком-нентеш культуры, вторые - отношение между культурок и ин-видуумом.
Инфоскстема культуры характеризуется высокой стохастич-зтыо ;д наличием большого количества флуктуации, следованию, амплитуды её колебаний могут быть самыми разными, этому с развитием возрастает одновременно нерззновеснссть ромеостатичность.
Стационарное состояние культуры - неравновесное состоя-з, при котором культура существует в оптимальном ритмичном■ таге, где взаимодействия между синхронными и диахронными эуктурами строятся с учетом соблюдения меры соотноше-з между информационными фильтрами, барьерами и установками ггепеныо свободы функционирования информации.
4. Стак.улг.тупы - с;;'; •/;"•] моры к'^-чоя-1>;сксс?и, г.рй ¡ютороЗ Е кнфосио-.ч-м* иигаг =.-::ггаетсл и оьткци онксу-гт минимум повой мелс-с елочный гоег ресса; прсжевоцстло пибопации .нацелен с I прошлое, ао1 . ро абоолкгпвируьтса .
5. Кркгксная кульаура- хг^рактерчьуется хйоти^сккм рекимоя постоянными Олуктугщиями, к которым культура не ус;нг.ас-лравьгкнуть из-:)а неустойчивых информационных структур, в рь зультате чего распадаются как олихронике, так ,и диахронии« структуры. Синхронное поле при этом наполнено больше количеством некачественной информации.
5. Если из точки бифуркации культура ке в состоянии вернуть-ел к стационарному режиму, она стромитсз к распаду. .Распавшиеся инфоструктуры продол&аот сохранять инферыааиэ, ко поскольку они не функциональны, информация у.ожет быть переданг модальному объекту спустя длительное греми или исчезнуть. 7. Прогрессирующая система культуры - така». система, где: 1) быстро увеличивается объеы информации,» при этом существует возможность фильтрации, селекции и систеиатизедии ияфопото-ка, 2) растет скорссп. производства качественной информации, 3) изменяется 'тезаурус субъекта к объекта, 4) происходит рост числа-взаимодействий между локальными культурами, что способствует' формировании единой информационной'системы общечеловеческой культуры.
Теоретическая и- практическая значимость работы ■ Методологическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой информационной модели культуры и теоретико-методологическим анализом волновых информационных процессов развития культуры. Полученные результаты позволяют методологически обосновать многие культорологические исследования в различных предметных областях. В социально-практическом плане принятие решений, как социальных, так и политических без знания инфопроцессов в области культуры сникает их эффективность и дальнозоркость. Результаты исследования могут-быть использованы как в курсе социальной философии,, так и в проблемных темах- по курсам социологии культуры и
"стетнки. . ' .
лпробаччя "работы.__Основные лолохеиил диссертгииюшкн-о"
г.оагздсч»аччи были апро'Зкроизны на Всесоюзной ксн<5еревш:я '"'¡хю.вемь: гФЬэктэт.яости. рационализации и оптимизации чедо-веч"СКС1! деятйгьностк" ( Ноьоспбирск, 1991 ), VII Всесс¡изной конференция НО АН СССР 'Проблемы кнтелл^стуяльксго развития срганигэд'ленныл систем" ( Новосибирск, 1931 ), ЗсееоззноД конференции института философии и права СО РАН "Человеческая ориентация социального п научно-технического процесса" ( Новосибирск, 1992 ), Меязузсвсксй XXXIII научно-методической конференции" Н?ИС ■ "Совершенствование методической работы на современном этапе развития выспей школы" ( Новосибирск, 1992),
XXXV научно-методической конференции НЗКС "Проблеш разработки и внедрения новых технологий обучении студентов" ( Новосибирск, 1934 ). -
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух 'глав и заключения ( объем --,150 страниц печатного текста ), библиографического приложения ( 275 наименований ).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается ныбор и актуальность темы, рассматривается степень её теоретической разработанности, определяется цель и задачи исследования. Формулируются научная новизна и тезисы гынссимые на защиту. Здесь же определи--ется теоретическая и арготическая.значкмость исследования.
Первая глава "Информационная система культуры" -посЕятена разработке модели информационной системы культуры, которая является объектом диссертационного исследования. Теоретико-методологический анализ модели предполагает выявление её сущности, структуры,а также общий взгляд на динамику инфопроцессов. Такая структура первой главы дает возмозэдость более полного описания модели.
В первом параграфе,- "Обоснование концепции информационной системы культурй" - отмечается, что системный подход к феномену i-vym.туры до сих пор не исчерпал себя. Автор счйта- ■ ет, для того, чтобы определить, сделать доступной для наблю-
дения и изучения проблему развития.культуры, представляется возможным создание ее информационной модели.
подчеркивая значение информации для культуры, автор считает. что проблема заключается в том, чтобы понять, каким образом выстраивается эта информация, приобретая форму культуры. Информация в'культуре отражает содержание связи между взаимодействующими объектами системы культуру, что приводит к изменениям культурного содержания этих объектен. Прежде всего это относится к субъектно-объектным анфовгаишдействи-ям. Практически все авторы, рассматриваащие культуру как систему, ставят взаимодействия ме-хду субъектами культуры в центр внимания. Однако, дафовзаимоде:'ствия' носят г^тератив-ный характер. Кнфовзакмодекствиа з социокультурной среде столь запутаны', что аптор считает- необходимым твпологизиро-вать их по признаку социальной модальности. Система культуры включает взаимодействуя: 1) ыещ\у двумя индивидуума;-,г,з (Б-О), 2) мезду индивидуумом и группой (5-0), 3) мекду двумя социумами (3п-0п), 4) между индивидуумом и социскультуркой средой обитания (Б-Опп), 5) между социума;,! и социокультурной средой (£п-0пп), 6) медду двумя социокультурными ■ пространствами (Зпп-Опп).
В ситуации существования такого количества икфовзашэ-действий невозможно рассматривать каэдое конкретное из них вне влияния других, при этом ваяно учитывать их характер, ■форму, а также отрезок времени, 'в котором они' существуют. Следует отметить, что инфовзаимодействие, не просто специфический механизм передачи сообщений, но и механизм общения, объединения людей. Оптимальным инфовзаимодействием л культуре мо;:.зт считаться такое,где- объект не только воспринимает максимум передаваемой информации,' но и испытывает потребность ,в получении информации именно от этого субъекта.
Инфоввакмодействие между индивидуумами, объединенными единой территорией;, выстраиваются в многочисленные субъект-но-объектные цепи. Эти цепи по ряду параметров входят в определенные структуры. Бее ото должно приобрести форму, каковой и является культурное поле. ' Вводя понятие культурного
синхронного инфояоля, автор констатируетчто поле предполагает ограничения во времени, поскольку поле - синхронное образование, а также в пространстве, тек кал необходимо иметь четкое представление о границах исследуемого объекта.
Поскольку синхронное инфополе культуры представляет ее поведение в конкретный.момент, рассмотрение сложной системы культуры возможно через некоторую относительную сумму полей
В конце параграфа автор обращается к ещё одной существенной черте исследуемой системы - 'её адаптивному характеру. Моделируемая инфосистема культуры - информационно-адаптивна* система..
Во втором параграфе - "Структура и свойства иифосистемы культуры" - автор предпринимает попытку структурного анализа исследуемого объекта.. Конструируя информационную модель культуры, необходимо прежде- всего определить'место системы ¡г/льтуры в окружающей среде и ее отношение с другими системами. Данная система представляет собой открытую сложную систему, что предопределяет её-основные черты.
Будучи открытой системой, биосфера (живая материя), разбиваясь, выстраивает опосредованно, через человеческий интеллект, систему совершенно нового качества - систему культуры, которая как подсистема биосферы строится на основе трёх компонентов: вещества, энергии и информации. Система культуры-материальна, поскольку она включает в себя материального носителя человека и созданную им техносферу. Как материальнат система, культура должна обладать энергией, что же касается 'третьего компонента - информации, то он приобретает совершенно особую роль, становясь определяющим..Увеличение избыточности информации способствует, формированию 'самостоятельной духовной сферы.
Поскольку инфосистема культуры' тесно взаимодействует с окружающей средой и с системами материального мира, активно реагируя на вмешательства с их стороны изменениями, посколь ку она подвержена-интроспекции со стороны модального субъекта, мы -вправе считать описываемую систему открытой и сложной.
■ Сложность данной ' системы определяется сложностью её
cvpvsrypi: kotc'púji оглхукуые? 'поу. ¿will!.' улл7а.л1, уллопл стрсени;; ее ох-ектов. Аьтоу apwicu-jvT олзличагт по фуш:.и'.о-пзльному крйанаку: -1) Ох-^ЬЫЬ íífcilOCTpyKi'yptt 2) орм-нтяк: -онняе гафоструктуры. Т:ио2п> определяют взш^одейстык- мелау K0ittn0Hva?c&'K культуры ( пре»Д1* retro падз<1с?ек<|мк ), ьторие - откохеькс мв.*ду культурэн «'"тслчгкцуумая.
С'лсл5й&1 система гг-ссчает в с .-Он мгегозбрззные разнородные элеыейты, помимо кодсястем. ока обладает разнородными уро внякк. Спецификой данной сис?ё?&! »влаетса преобладание иде • ального уровня над ¿-•лт^риадг.ге-.л. . Взаимодействие »коду втимй двумя уровнями олределлё-г елос^Онолгъ сиотегк к езуглорг^нл--гацип. ййфосмстеуг код тури ллолол! v;c Оодьшго коздчгства подсистем, б&аосых к оригптаю'онкгл. 0«редл»дйкши субстратом системы является информация, svriecttjyweaii ь двух w.1£>a: со-мактическол и кеоекллтлмеллом. ' ■
Как открыта-: слаллал система лл^ослстела ку„лл'урл имеет эдерджеьтя<ц& характер. Ке&ддьтавнооть со.чрааязгся ¡ip:t роенш, темпах, урлуле., чалестле глууулгл;. ллдллетел. Оло-л;ля отоук-у-урл л согаы&с-сш систему ку.тмл;рл енрелелл <jT оллгй.тезлшл л сл:!оьр«гм-гянс c^aiiiíuv. ypor<?Hí дог^лнадш!. ¿г.тор подчеркивает. -:то ссссис лл.лслелле ллуерлалул л ку.яъг/рл приводит к ллу^ле.хллл ,л глллсеасл&лт.л,.,: т.эсл.елгл уутлтлл, cío полнеет víj леллууует хесл'лл леусрлкллу^.
Оло-.}ода лриоостл. ип.уерлллпл ■ ллутрл елстемл, подтъерлялъ-"•а;: ¡рлерлг лесочоллмтго рлуллл.ерл^-у У.-г.Зйюл. ууыилиЕзет •
улу лрлчлпкеетт, , лссолш;лу лолмуеулшл кыаот ллл -лее. уьрексел; дасуул^ллл к;ишл;и хвяза. ие-
йккориагшл и т.д. В рееуллтауе система а -целях еллелочрекеллл ,тстх:У ерлела лроеагь- ose;.; структуру на "стрз-
олтлу" лус'сслу.цлл. лолу"еялол "пол йле^злеллсулл других слууул 'лелн^ л пелее ттллгрл сил'-ечл. Б цохя;-: ллллта;ил л сл.;сл:л;тллеллу ола £ылул»;елл п-хучлл'шс гкатраилл!глбкле ЛеУлрЛЛ'Л Л/'ЛУ УТГУНУУрг, ЛЛ'^я;"-.- П'УЛЛЛЛЛУУОНПУЛ! .-гиу^тср.
клеуплле.лл ,:улуууру! лллллтерлгл'лял платулеелкей ерна-луллулул, у, .тиллоилл сс.-лъол аул ллуутлцул. Kyjivivpa плеет ллтмлл улолель слу;аллу1луеаллл; ллл ;-лллл:н'; on..т-нрсьать лл -
ягацией, не только фуквдиониругоээй в схстемз в даяний ко-¡т, ко и накопленной предыдущими покосеияггет.
5 третьем параграфе - "Динамика и развитие гафосзетенн атуры" - автор отвечает, что перечисленные еьеэ качестна внесение икфосистеет культуры к откркжм слоспа сксте-г дает возысгазсть эксплицировать её как динамически не-■ойчивую систему, которая подвержена значительные £лук?уа-и. Даже незнзчятельЕне из шк ысгуг ксордиезеьео повеять развитие сксте:,'л.
В этих условиях важно определить нормальное, или етац'д-:ркое ссстсявле,' к которое/ кнфосистеиз культуры лаг^тз «кктэса. По кпеюзэ автора, стационарны!! для данной сксте-мстат считаться состояние, помещенное в определении© рз!!-нергвнсвесцости, в которых система культуры налет сс::ра-ъ структурную устойчивость. С развитием кнфосистеш куль-ц госргстаат акзовреиенЕо нерзвяовескссть и гомеостакгч-ть, что зсэгда оставляет вовмозшость альтернативности
Е11ТИЯ. ...
Прогрессивное развитие культуры предполагает' процесс каления информации, стабильное функционирование ипфорааци-ых структур, функциональное взаимодействие" ■ компонентов оскстемы и улучшение качества лифсрмащн. Регрессивное развитие включает аналогичные процессы со ком минус, т.е.: процессы потери и илиминироваяия инфор-ии, дисфункции информационных структур и ззазшдействяя теи и компонентов систем, утрата качества информация и собности преобразовывать её в энание. В силу подвержен-ги флуктуациям, ' развитие".культуры не макет быть однооб-иым. Амплитуда колебаний и скорость развитая инфосистемы более изменяется под действием информационных стимулято-и информационных барьеров.
Механизмы развития культуры, причины её взлетов и паде-могут быть обнаружены с помощью сиихрснно-диахрояного низа структур инфосистемы. В этих целях автор вводит попе синхронно-диахронией репетки. Горизонтальный срез та-реиетки - информационное поле, представляющееся дшггмич-
ным образованием, поскольку в его рамках идет отбор информации. Большое количество информации имеет при этом минимальное время существования и не представляет ценности. Ценность информации проверяется при диахронном движении, так как ди-ахронные структуры обеспечивают передачу информации от поколения к поколению и являются основой формирования этнической культуры. Следует подчеркнуть, что смысл существования системы культуры состоит в отборе ценностной информации, именно она обеспечивает прогресс. Система, культуры может развиваться только при условии надежно работающего механизма передачи информации как синхронно, так и диахронно.
Во второй главе - "Информационный механизм циклических стадий развития культуры" - от общей характеристики динамики информационных процессов развития .культуры автор переходит к анализу волновых инфопроцессов. Автор Быделяет следующие циклические стадии развития культуры: стационарное состояние, стагнация, кризис, распад, выход из кризисного состояния, подъем. Анализ проводится на основе предлсленной выше модели.
В первом параграфе - "Стационарное состояние культуры и информационный механизм стагнации" - дается анализ стационарного состояния инфосистемы культуры. Определяющим признаком стационарного состояния как, стадии является оптимальный ритмичный режим. Информационные структуры при этом режиме не испытывают особого давления: как внутренние, так и внешние флуктуации незначительны, относительно качественная информация распределяется в подсистемах достаточно равномерно. Хорошо структурированная, она позволяет индивидууму быстро ориентироваться в инфполе, поэтому инфопотребности - быстро -удовлетворяются. В' стационарном, состоянии в информационных подсистемах увеличивается количество инфовзаимодействий,. повышается качество информации, происходит рост каналов свяви, четко определяются- цели производства информацией.
Стабильные базовые структуры создают возможность активного взаимодействия индивидуума с инфосисо'змой. Стационарный режим требует стабильного состояния ориентационных структур,
позволяющих индивидууму свободно ориентироваться в синхронном поле и адаптироваться в социокультурной среде. Синхрон-но-диахронная решетка должна быть образована с учетом соблюдения меры соотношения между информационными фильтрами, барьерами и установками и степенью свободы функционирования информации.
Однако культура не может справиться с наплывом новой информации, если до этого ею самой не были подготовлены механизмы для эксплуатации и хранения, этой информации. В результате дисфункций наступает стагнация.- Во время стагнации связь между опробованной информацией и реакцией субъекта ослабевает, так как культура, с одной стороны, через установки сохраняет и закрепляет ценность информации,, а с другой стороны, в результате старения эта ценность зл..иминкруется для субъекта,и он оказывается в двойной ситуации. Субъект непроизвольно начинает ослаблять свою активность по поиску информации, но поскольку информационные каналы ещё не нарушены, информация беспрепятственно поступает субъекту. В то же время, ослабление активности субъекта является грозным предзнаменованием распада информационных связей.
Стагнация культуры - это такое её состояние,когда: 1) в системе вырабатывается и функционирует минимум новой информации, недостаточный - для прогресса; 2) появляющаяся нова« информация нацелена на прошлое, которое постоянно оценивается и анализируется, 3) информационные связи становятся перегруженными 'вследствие того, что новые не возникают, .а по старым бесконечно "обкатывается" старая информация, 4) функционируют' старые информационные ориентационныо структуры , а новые не появляются, традиция как ориектационная структура в такой ситуации становится консервативной; 5) подсистемные базовые структуры могут при этом получить некоторое разви-" тие.
" Во втором параграфе - "Информационный механизм кризиса и распада культуры" - автор с помощью информационного подхода анализирует кризис и распад культуры.
Затухающие инфопроцессы. провоцирующие'культуру к потере
1.7
неравновесности, делают инфоструктуры нежизнеспособными, такой ситуации малейшие флуктуации приводят к увеличен! ааплитуды колебаний я. к потере ритмичного режима.
Устанавливающийся хаотический" режим в кризисной культур .характеризуется постоянными фдуктуациями, к который культур не успевает привыкнуть вследствие ставших неустойчивыми ия формационных структур; кризисное состояние длиться до точк бифуркации, высаззй точки кризиса, в которой культура получа ет бозысжность альтернативного развития.
Стохастические процессы нарушают как синхронные, так диахронные структур. . Разрушение синхронных инфоструктур появление большого количества ■ новой информация приводит "галолнешзо" иэфопагя нвсвсгемаз'нзяроБашгай информацией, ко щгаа плохо усваяваетсл индивидом. Отсутствие структурны квфадееционных фшзтрсз создаёт- трудности хранения и перера бзтки аафзркадаз. Внедрение насцльственшшн методам; Ескусетаеннык *ш£оструктур не 1кк»ет спасти полояздие - зт< юско усугубляет кразкс. •
В сзтуадки кризиса ^ульгурпне ишмуникации -в инфоясш более хагенстны, что увеличивает амплитуду колебаний. Не прг этса шгхзаюгсг их вероятностный характер, что часто пр| веди к нереаугътазкЕЕоста инфоезап&одействйй. Отсада, обоз-вачЕзвайся коав|аакг во взаимодействии культуры с индивиде«.
В случае Ерододглгельного кризиса, который охватывает \ шшпхче&куп и ооидаЕьну» системы шш в случае насильственного Еиггателютва, уничтожения ( войны, катастрофа ) наступаем раслад системы. Распад ивфосистеиц культуры характеризуется езедувданг признаками: . а) резким спадом ашлитудь беспорядочного и енвъжзго инфонотока; б) крайне низким качеством тфоралации; в) смещением ценностных ориентации; г) уменьшением инфопатребностей, д) низким уровнем активности субъекта и объекта кнфоззаш«одействия. Процесс распада необратим, поскольку он затрагивает ядро культуры, то есть то пространство в синхронном икфополе, где сконцентрирована ка--честветая культурная информация.
В третьем параграфе - "Выход из кризиса, начало прог-
сйвного расвптип культуры" - автор анализирует йозксяныс и з'.-хода из кр^онса, рассматривает восстановлен::« иифор-иолны;; структур -л якфсрмацтонный механизм ускоренного гросса.
сосстаговление культуры начинается с сшкоонного инфопо-ч-о доашо сопропоздаться дначронным развитием. Когда в ках системы совмещаются и начинает взаимодействовать хооннкй и диахронной уровни - это означает возвращение ьтурэ стабильности и начало её подъёма. В инфополе презде го формируются ориентацконкые икфоструктуры, которые званы разить проблему восстановления адаптивной функции ьтуры. Это, з сгся очередь, ведёт к восстановлению куль-нык ии'ролотребноотей. Устраняется конфликт меяду системой ьтурц и че'оьексм. Появление устойчивого чувства удовлет-с-чия озпачгог возвращение культуре адс'штивнкх функций, им образом, восстановление стационарного режм& зависит пластической оргонизааяи система. её способности перзст-гурирсзаться.
3 кифспел? происходит ■ восстановление и базозых гистем. Их направленность задаётся оркентационными нн-груктурами. Езакюдействие орпенташюнных и базовых. :*л-груктур помогает удовлетворить ггафопотребчости и, однов-ышо, избегать а-стабилизации системы, в условиях достало сильного потока новой информации. Б кчтше п?рг>грз£з. автор рассматривает шфермационное содействие мелду локзльяыш культурами в аспекте прог-;:даюго развития и Оор:д:рсват!рл единой информационной сеш общечеловеческой куль тури.
3 заклвченин_обобщаются результаты исследования.
Основное содержание диссертанта отражено в следующих пусашях:
1. Проблемы эстетической культуры трудового коллекти-'/ Проблемы самоуправления трудового коллектива. Ижевск, ), С.53.
2. Роль эстетической информации в развитии культуры.// ¡лемы ¡эффективности, рационализации и оптимизации челове-
• ческой деятельности; 4.1. Новосибирск,1991.С.261-263.
3. Передача эстетической информации в интеллектуален системах.// Проблемы эффективного. включения человека в и теллектуалышэ системы. Новосибирск, 1SS1, С.329-330.
4. 0 роли интеллектуальных систем в эстетическом осво нии действительности..// Проблемы интеллектуального развит организационных систем. Новосибирск,1991, С.78-80.
5. information mechanism of evolutional leaps culture.// Intellectual development of society and n Information technologies. Novosibirsk, 1992, P.20-22.
6. Проблемы развития культуры (информационный аспект)., Человеческая ориентация социального и научно-техдическо: прогресса.4.2. Новосибирск, 1992, С.342-343.
7..Информационный механизм функционирования псевдокуш туры.// Гуманитаризация образования в техническом вузе. Не Еоспбнрск, 1993, С. 50.
8. Кризис культуры и высшая школа.// Проблемы выдай технического образования. Новосибирск, 1993, .0.57.
9. Информационный механизм кризиса культуры.// Возроадс кие России и русская общественная мысль. Нижний Новгород 1993,- С. 129-130.
10. Проблема'формирования тезауруса в кризисной культ} ре.// Проблема разработки и внедрения новых, технологий об} чения студентов. Новосибирск, 1994, С. 66,
_______
Типография ЙЭИС. 630102, Новосибирск, Кирова-, 86.