автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Интерпретация развития культуры в теориях информационного общества
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нургалеева, Лариса Владимировна
Введение.
1. Теории информационного общества как отражение глобальных процессов трансформации современной культуры
1.1. Генезис теорий информационного общества.
1.2. Реформация системы традиционных ценностей.
2. Либертарианские тенденции культуры в теориях информационного общества
2.1. Преодоление конфликта между коллективным и индивидуальным началами в культуре.
2.2. Дихотомия статусной и внестусной культуры.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Нургалеева, Лариса Владимировна
Актуальность исследования. Человечество подошло к порогу глубочайших социальных перемен и творческого переустройства мира. На смену индустриальной цивилизации идёт информационная эра, заполняя "трещины" и "разломы" традиционного уклада жизни. В процессе становления информационной цивилизации находят своё отражение объективные мировые тенденции, обостряя ситуацию конфликта материальных и идеальных ценностей культуры.
Стремительные перемены приближают к полному изменению образа жизни, стиля работы, форм образования, способов коммуникации, организации досуга. Как отмечено в работах А.Тоффлера, Х.Тоффлер, новая цивилизационная волна развивает специфическое мировоззрение, изменяет способы контакта со временем, пространством, подчиняя культуру особой логике развития. Освобождающий потенциал информационных технологий становится не только средством развития новых практик мировой культуры, но и формой преодоления "разорванности миров", вызванной кризисом традиционной системы ценностей.
Информационное общество представляет собой еще нереализованную на практике модель социокультурного развития. Оно определяется как особый тип общественного устройства, приоритеты которого направлены на информационное производство, а не на производство материальных ценностей. Ведется напряженный поиск соответствующих средств описания феноменов, сопровождающих становление новой цивилизации. Одной из концептуальных форм этого ряда являются теории информационного общества. Они являются полем исследовательских инициатив, направленных на распознавание смыслов будущего, его скрытых кодов и внутренних тенденций. Их правомерно рассматривать как результат предварительной оценки нового опыта культуры, опосредованной внедрением новых электронных технологий.
Наметившаяся тенденция к рефлексии внутренних и внешних оснований антропогенной эволюции обуславливает актуальность изучения ключевых понятий и категорий теорий информационного общества. Они составляют интерпретативную основу для исследования основных тенденций развития современной культуры. Необходимо отметить, что представления теорий информационного общества тяготеют к реализации практик социальных утопий. Предпринятое диссертационное исследование основывается на предположении, что всякая утопическая теория, в том числе и теории информационного общества, имманентно содержат указания на фундаментальные тенденции, определяющие перспективу и характер развития культуры. Их наивный догматический оптимизм обладает способностью к возвышению смысла и субъективных представлений до понимания законов действительности, отражающих современный уровень развития человеческой культуры и обнажающих проблемы внутреннего совершенствования творческого начала индивидуальности.
С середины 90-х годов обозначилась тенденция к репрезентации феноменов современной культуры в ряду явлений, сопутствующих становлению сетевого общества. Проблематика исследований этого процесса связана с изменением способов и форм ресурсификации информации в пределах глобальной сети коммуникационного обмена. В исследованиях Р.Барбрука, Э.Камерона, К.Келли, Дж.Барлоу,
A.Тоффлера, Дж.Гэлбрейта, Т.Лири, Н.Носова, Д.Иванова,
B.Емелина, В.Аршинова, В.Тарасенко, А.Данилова, С.Дацюка, Е.Белинской, А.Жичкиной и других авторов отмечается, что процесс формирования сетевой культуры подчинен определенным законам, интенции, ритму, фиксирующим переход от преобладающей спонтанности в формировании информационного общества к способам суверенного преобразования действительности, её нового художественного оформления.
В период глубокой реформации опыта культуры под влиянием глобальной системы сетевого обмена изучение отдельных закономерностей перемещения свободы в пространство "неполной действительности" (Г.Зиммель), которое представляет собой в- данном случае информационное общество, имеет особый интерес. Новые репрезентативные и идентификационные формы культуры ярко демонстрируют, как из исторической потребности в свободе рождается пространство смыслового и деятельностного разнообразия человеческого опыта.
Новые тенденции в развитии мировой культуры служат экспликацией либертарианских проекций сознания, обеспечивая предпосылки для формирования объективных представлений об истинном характере происходящих перемен. Все острее ощущается необходимость взвешенной оценки основных тенденций, порождающих волну реформации жизненного пространства современной культуры.
В период сложных преобразования мира культуры возникает иллюзия, что всё, что не укладывается в рамки классического стиля, лишено смысла и формы. Однако, подобное восприятие проблем современного мира игнорирует закономерность перемещения свободы в пространство "неполной действительности". Она определяет сложный процессе трансформации культуры как результат столкновения реальностей прошлого и будущего. Прошлое остается действенной силой, а настоящее подчиняется требованию будущего к актуализации того, что уже содержится в нём.
Новая информационная парадигма служит примирению двух систем мировосприятия, формирующих образ современной культуры. Одна связана с пессимистическим ощущением, что у сегодняшнего общества нет будущего, оно исчерпало свой внутренний потенциал и стоит на пороге глобального кризиса. Другая позиция основана на том, что переживаемые перемены не являются хаотическими и беспорядочно случайными, что сегодняшний мир при всей противоречивости форм его репрезентации соответствует точной и ясной перспективе мироустройства.
В теориях информационного общества заложены предпосылки для примирения разноплановых тенденций в восприятии современной культуры. Они связаны с исследованием сущности и ценности вступающей в свои права жизни, поскольку отличительной чертой всякой жизнедеятельности является создание новых форм. В этом аспекте проявляет себя противоречие между вечным движением и неисчерпаемостью бытия. В примирении различных образов будущего заключена основная методологическая функция теорий информационного общества.
Смысл происходящих перемен и самой сущности информационного переустройства мира нередко сужается до уровня определений, заданных социальной информатикой в 60-70-е годы двадцатого столетия. Как показывает практика современной культуры, глубокое понимание природы информационных взаимодействий требует раскрытия сущностных оснований этого процесса. Вся парадоксальность современной культуры определяется стремлением воссоздать необычность связи в мире. Исследование генетических оснований современного состояния культуры в совокупности с футуристическими проекциями теорий информационного общества позволяет сформировать более объективную оценку явлений изменчивого мира и преодолеть сомнительную тенденцию к противопоставлению связей человека с миром культуры и миром природы.
Опыт фундаментальной реформации деятельностного континуума культуры в период формирования информационного общества не получил достаточного теоретического осмысления в философском плане. Необходимо признать, что разработка проблематики развития культуры в период становления информационной цивилизации находится на начальной стадии. Одной из наименее исследованных областей является опыт интерпретации тенденций развития культуры, представленный в теориях информационного общества. Они содержат предпосылки для предварительной оценки тех противоречивых тенденций исторического развития современной культуры, которые сегодня ещё невозможно понять со всей глубиной и основательностью.
Адекватный анализ инновационных процессов требует перехода от социологического уровня исследования к философскому. Перспективность концептуализации представлений об основных тенденциях развития культуры информационного века не вызывает сомнений.
Реконструирующее теоретизирование такого рода актуально не только с научной, но и с практической точки зрения.
Степень разработанности проблемы. Рефлексия проблем, связанных с формированием новой информационной реальности, по динамике становления и многообразию подходов заметно превосходит многие направления человеческой мысли. В тоже время необходимо признать, что сегодняшние исследования лишь предваряют период концептуализации результатов внедрения сетевых практик в мировую культуру. Адекватная стратегия исследований нового опыта антропогенной эволюции только формируется в недрах философского познания.
В работах А.Тоффлера, Х.Тоффлер, Е.Масуда, Р.Дарендорфа, Э.Камерона, Р.Барбрука, Дж.Барлоу,
К.Келли, Т.Лири, В.Аршинова, Ю.Данилова и др. отмечается, что новая волна реформаций опыта культуры обладает собственными смыслообразующими тенденциями. Они формируются на фоне акселерации социального времени и усиления динамики коммуникационных форм в процессе культурного воспроизводства.
Необходимо отметить, что концептуальные построения теории культуры несут на себе печать общих тенденций в исследовании проблематики информационного общества.
Мировоззренческий сдвиг обозначился в тот момент, когда сама культура стала оцениваться в динамических категориях процесса. Это явствует из работ Ф.Боаса, Б.Малиновского, Р.Л.Билза, Д.Бинди, А.Крёбера, Л.Уайта и др. Концептуальную основу процессуальности в культуре составляют феномены формообразования, что имеет непосредственное отношение к исследованию информационных взаимодействий.
Как показано в работах Л.Уайта, А.Крёбера транспонирование природы в мир культуры осуществляется через обращение энергии в процессе труда, технологий, общественных отношений, языка, искусства, науки. Этот аспект важен для понимания природы информационного порождения. "Флуктуации культурной энергии" (Л.Уайт) несут в себе признаки сопоставимости с энергийной онтологией. Этот аспект как культуралистская тенденция разрабатывался в начале двадцатого века В.Оствальдом, Д.Успенским и др. Среди современных исследований разработкой этой проблематики занимаются С.Хорунжий, Ю.Волков, В.Поликарпов,
В.Подорога, И.Акимов, В.Клименко и др.
Проблематика развития культуры информационного общества занимает видное место в творчестве М.Мид. Опыт "префигуративного схватывания неизвестного будущего" (М.Мид) изучается как проблема межпоколенной трансмиссии культуры. Беспрецедентный характер перемен в период перехода к информационному обществу создаёт непреодолимый разрыв между возникшей общностью опыта молодых и культурой, освоенной старшим поколением. Это явление относится к разряду глобальных, всеобщих тенденций развития современной культуры.
Концепция универсальной культурной модели Д.Мёрдока в основных своих положениях служит фундаментом для понимания значимости интегративных тенденций в культуре информационного общества. Теоретические ориентиры кросскультурного исследования совпадают с генеральными направлениями формирования мировой культуры информационного века, проистекающими из универсальных законов управления символическими процессами. Высокая значимость подобных исследований обусловлена тем, что новая информационная реальность является концентрированной символической средой.
Этический аспект развития культуры будущего в её индивидуалистском порыве глубоко и полно исследован в трудах А.Швейцера, А.Тоффлера, Х.Тоффлер, Дж.Фейблмана, Ф.Майор и других авторов. Культуротворческое мировоззрение формируется на основе полного обновления системы взглядов, при абсолютном признании того, что этическое начало на новом этапе антропогенного развития "способно зародиться лишь в индивиде" (А.Швейцер).
Проблематика формирования культуры информационного общества обсуждается в русле исследований определенной адаптационной фазы антропогенеза. Многочисленные социологические .исследования рассматривают генезис информационного общества как одну из стадий постиндустриализма (Д.Белл, М.Маклюэн, Д.Рисман,
А.Тоффлер, X.Тоффлер, Е.Масуда, А.Турен, Дж.Гэлбрейт, Р.Дарендорф, А.Этциони, Г.Кан, Дж.Грант, Р.Коэн,
П.Гуревич, М.Кузнецов, Т.Ершова, И.Алексеева, Д.Иванов,
В.Иноземцев, И.Ионов и др.) Культурологический аспект данной проблемы исследуется, исходя из следующей посылки: индустриальный рост детерминирует процесс культурной эмансипации, обеспечивая качественные изменения в программах антропогенного развития.
В работах В.Емелина, Х.Шрадера, В.Аршинова, Н.Абрамовой, В.Иванова, К.Щербицкого и других исследователей наблюдается тенденция к оценке опыта развития культуры информационного общества с точки зрения предпосылок расшатывания устоев фундаменталистского идеала. Это направление сформировано в опытах исследования проблем культуры информационного общества М.Маклюэна. Работы этого автора занимают видное место в эстетике мозаичной аргументации. Метафорично-понятийный поп-стиль дискурса роднит творчество М.Маклюэна с практикой постмодернизма.
В самих теориях информационного общества сложилась тенденция исследования опыта развития культуры как процесса преодоления постмодернистких исканий, зафиксировавших состояние кризиса и утраты социальной стабильности 70-80-х годов двадцатого столетия. Наиболее отчётливо этот аспект проявлен в работах Р.Барбрука, Э.Камерона. Авторы указывают, что дальнейшее развитие культуры, врастание в динамизм информационного общества связано с возрождением программ модерна.
Новая волна исследований опыта развития современной культуры порождена эволюцией процесса виртуализации. Он рассматривается как определённый этап формирования человечеством идеального манипуляционного пространства со специфическим ритмом символических действий, направленностью обменных процессов и форм социализации (Р.Барбрук, Э.Камерон, Дж.Барлоу, А.Тоффлер, Х.Тоффлер, Т.Ершова, И.Алексеева, Н.Носов, А.Орлов, М.Крюгер, А.Митрофанова и др.)
Коммуникационные аспекты развития культуры в условиях формирования информационного общества обсуждаются в работах Н.Петровой, И.В.Васильевой, М.Бергельсон, Е.Нестерова и др. Идентификационная база сетевой культуры создает предпосылки для развития нетрадиционных форм интерсубъектного взаимодействия, реконструкции персональной идентичности и освоения новых способов репрезентации. Публикации А.Левина, А.Жичкиной,
Е.Белинской, П.Линдсей, Д.Норман, В.Ромека, С.Жукова, А.Минакова, С.Кизима и других авторов показывают, что плодотворность изучения механизмов развития культуры информационного общества во многом определяется уровнем исследований психологии сетевого общества. За разработкой психологических контекстов видится попытка поиска единых социокультурных оснований анализа явлений, сопутствующих перемещению человека в новую инструментальную и символическую среду. Эта проблема активно обсуждается в работах Е.Белинской.
Проблемы формирования информационного мировоззрения в работах В.Петрова, Г.Голицина, М.Афасижева,
Н.Кузнецова, А.Дриккера и других исследователей решаются на основе универсальности принципов информационного подхода. Работы этих авторов продолжают линию исследований эстетических аспектов процесса глобальной информатизации.
В работах А.Моля, Н.Моисеева, Р.Абдеева, И.Сидорской, Н.Кузнецова, Б.Бирюкова, Л.Эджубова и др. анализируются проблемы эволюции динамических систем и перспективы развития культуры информационного общества. В них наблюдается преемственность опыта структуралистских исследований. Социокультурные аспекты телеологической теорий информации (В.Корогодин) разрабатываются
Э.Сосниным, Б.Пойзнером.
Анализ тенденций в изучении проблематики развития культуры информационного общества демонстрирует парадоксальную исследовательскую ситуацию. Налицо неуклонный рост литературы по проблемам, охватывающим широкий круг вопросов, прямо или -косвенно связанных с формированием культуры в границах информационной цивилизации. Однако, разрозненность усилий, плюрализм интерпретаций создают аморфность теоретической базы. Разноплановость суждений предзадаёт поверхностность, хаотичность, неструктурированность дискурса.
Содержательная неоднородность знания в исследованиях опыта развития культуры информационного общества свидетельствует о предпарадигмальном характере его состояния. Большой разрыв между опытом внедрения новых практических форм и теорией культуры требует расширения исследовательского поиска в этой области. Особо ощущается недостаток критических обобщений и объективных оценок опыта трансформирующейся культуры под влиянием внедрения новых информационных средств.
Названные недостатки свидетельствуют о назревшей необходимости реинтерпретации проблем развития культуры в рамках информационного общества. Требуется переход от эмпирической к более высокой ступени концептуального анализа. Некоторые шаги в этом направлении предприняты в ходе проведенного исследования проблем развития современной культуры на базе теорий информационного общества.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ тенденций развития современной культуры, обозначенных в теориях информационного общества. Реализация этой цели позволит наметить пути перехода от социологического метода исследования к философскому анализу проблем, отражающих основные тенденции в опыте становления культуры информационной цивилизации.
Цель исследования реализуется посредством решения следующих задач:
1.Исследование генезиса теорий информационного общества,
2. Выявление основных направлений реформации системы традиционных ценностей культуры на этапе перехода к информационному обществу;
3.Анализ либертарианских тенденций формирования современной культуры в теориях информационного общества на основе возникших предпосылок для усиления значимости индивидуальных и внестатусных форм в человеческой практике.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологической базой исследования является культурно-генетический подход, использованный для реконструкции и анализа концептуальных положений теорий информационного общества, своеобразно интерпретирующих опыт развития современной культуры. Генетический аспект позволяет рассмотреть развитие системы воззрений теоретиков информационного общества на фоне концептуальных построений Г.Зиммеля. Это даёт возможность выявить необходимую историческую параллель в анализе опыта обновления культуры, возникающего на изломе эпох. Сопоставительный анализ некоторых положений теорий информационного общества и теории конфликта жизни и культуры Г.Зиммеля послужил основанием для изучения сущности процессов, сопровождающих трансформацию современной культуры в новых условиях.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что традиционные формы анализа феноменов информатизации, сложившиеся в естественно-научных, социотехнических, социально-экономических, технологических программах научного поиска, не являются достаточным основанием для исследования характера трансформаций опыта современной культуры в период перехода к информационному обществу. Наиболее адекватный ракурс дает обращение к опыту концептуального анализа, сформировавшемуся в практике социологического теоретизирования. Особое место в анализе тенденций развития современной культуры занимают наряду с теориями информационного общества теории постиндустриализма.
Важное теоретическое значение для анализа тенденций развития современной культуры имеют работы отечественных исследователей И.Алексеевой, Т.Ершовой, Д.Иванова, В.Емелина, С.Дацюка, Е.Белинской, Г.Голицына, В.Петрова, М.Мамардашвили, П.Гуревича, И.Сидорской, М.Мелик-Гайказян, А.Чучина-Русова и др.
В качестве теоретической базы исследования выступают положения об информации как фундаментальном феномене структурогенеза, включая культуру как один из его динамических процессов.
Научная новизна и основные положения, выносимые на защиту. На основе предпринятой концептуализации теорий информационного общества впервые определены предпосылки смены парадигмальных оснований культуры в условиях перехода от индустриального общества к информационному.
Обладают новизной и выносятся на защиту следующие конкретные положения:
1. Проведенный анализ теорий информационного общества показал, что проблемы развития современной культуры определяются как акт фундаментальной реформации исторического опыта, накопленного в период оформления государственности. Основные смыслообразующие линии развития культуры связаны со сдвигом приоритетов от материально-преобразующей деятельности в область информационно-преобразующей. 2.Обоснована значимость теорий информационного общества для современной аксиологии, которая заключается в исследовании общей направленности современной культуры на развитие ценностей внематериального характера. Признание универсальных и причинных закономерностей развития культуры, возникающих в ходе становления информационной цивилизации, фиксирует в качестве основной посылки следующую идею: человек, познавая и творя, берёт из жизни лишь то, что сам в неё вкладывает как превалирующую ценность. Иерархия ценностей в культуре информационного общества складывается из смещения интереса в области исследования природы вещей в область исследования природы отношений. Сущность процесса определяет характер трансформации традиционной системы ценностей, где господствовали приоритеты конкурирующих капиталов, властвования, специфические способы овеществления, свойственные эпохе индустриализма. В культуре информационного общества доминирует интенция развития коммуникационных отношений. Интенсификация обмена идеями и образами становится формой развеществления объектной среды. Ядро конфликта в развитии культуры информационного общества составляет дихотомия отношений по поводу использования символических благ.
3. Выявлено методологическое значение теорий информационного общества для разрешения противоречия между коллективным и индивидуальным началами в культуре. Эта проблема отражает единство многообразного в антропогенетическом развитии. Эвристическая ценность интепретации опыта развития культуры в теориях информационного общества заключается в раскрытии механизма становления индивидуализированной культуры, детерминированной персонифицированным характером информации. Основу этого процесса составляют формы зрелого коллективизма. Коллективное единство, возникающее на разных уровнях исторического развития культуры, рассматривается как феномен, обеспечивающий движение от сущности первого порядка к сущности второго порядка. Особо отмечается тот факт, что развитие культуры информационного общества протекает? в рамках методологического индивидуализма. 4 . Опыт развития современной культуры рассмотрен как способ реализации внестатусного смысла свободы, обеспеченной процессом трансформации антропогенной среды под влиянием электронных коммуникационных средств. Выявлены либертарианские проекции культуры, состоящие в утверждении внестатусных форм и отношений, независимых от институциональной структуры общества, возникшей под влиянием примата государственности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в концептуализации представлений об опыте развития культуры информационного общества. Оно представляет интерес для философии и теории культуры в связи с актуальностью проблематики трансформации культуры на этапе перехода к информационному обществу. Исследование хаоса множащихся инноваций открывает возможность наращивания рефлексивного опыта изучения современной культуры как особой онтологической целостности.
Исследование либертарианских оснований развития культуры, проблем формирования новой системы общечеловеческих ценностей в теориях информационного общества имеют самостоятельную теоретическую ценность, поскольку формируют условия для анализа общих тенденций формирования будущего человечества. Согласно мнению К.Гирца, теория культуры в своей основе является интерпретативным описанием. Данное исследование подтверждает эту мысль. Исследование концептуальной основы теорий информационного общества позволяет превратить культурный анализ в средство проработки определяющихся смыслов современности. Диссертационный материал может быть использован в образовательных целях.
Место проведения исследования. Местом проведения исследования является кафедра теории и истории культуры Томского государственного университета.
Апробация основных результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на Всероссийском семинаре "Дефиниции культуры" (Томск, 1997), международном научном семинаре "Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем" (Томск, 1998), конференции "Культура как способ бытия человека в мире" (Томск, 1998), Всероссийской тьютерской конференции "Школа и открытое образование" (Томск, 1998), межрегиональной научно-практической конференции
Информационная культура в структуре новой парадигмы образования" (Кемерово, 1999), Всероссийском семинаре "Дефиниции культуры" (Томск, 2000), "Междисциплинарный подход к изучению и сохранению культурного наследия" (Томск, 2000), "Формирование дисциплинарного пространства культуры" (Санкт-Петербург, 2000) .
Подготовлены учебные программы курса "Информационная культура", прочитан курс лекций для студентов Томского государственного университета, Томского областного колледжа культуры и искусств по данному предмету.
Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры теории и истории культуры Томского государственного университета.
20
Структура и объем работы. Основной текст содержит 13В страниц. и имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий двести одиннадцать названий. Каждая из глав содержит по два раздела.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Интерпретация развития культуры в теориях информационного общества"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа теорий информационного общества проведено исследование глобальных процессов трансформации современной культуры. Выявлены концептуальные предпосылки для изучения опыта развития культуры в период становления информационного общества. Показано, что фундаментальная антропогенная трансформация обусловлена глубоким противоречием в отношениях цивилизации и культуры. Отмечено, что в теориях информационного общества эта проблема исследуется как конфликт традиционной и посттрадиционной культур.
Исследование генезиса теорий информационного общества проведено на общих основаниях с другими аспектами анализа тенденций развития современной культуры. Отмечено, что исследование их дискурса невозможно в качестве автономного явления. Проведенный анализ позволяет рассматривать дискурс теорий информационного общества как особое явление в практике теоретизирования, сформировавшееся под влиянием определенных тенденций в опыте культуры.
Сопоставительный анализ теорий информационного общества с тенденциями развития теоретико-информационных представлений в двадцатом столетии позволил исследовать концептуальные основания, обеспечившие возникновение теорий информационного общества. Определенная тенденция в развитии общенаучных представлений, вылившаяся в формирование культуры информационного общества, определила собой качественный сдвиг в фундаментальном исследовании природы вещей и отношений.
Непропорциональное количественное и качественное развитие форм культурного производства вызывает необходимость исследования феномена разнообразия как самобытного явления в опыте формирования культуры информационной цивилизации. Показано, что культура разнообразия, возникшая из-за отсутствия единства формы в отношении её содержаний, вызвала новую волну антропогенной эволюции.
Мировое информационное пространство исследовано как сложное семиотическое образование, позволяющее совмещать языки, коды различных институциональных и внеинституциональных сфер межкультурного взаимодействия. Оно представляет собой опыт последовательного сращения разнообразных языков описания реальности. Отмечено, что трансформация систем связи, цифровых технологий в единую мировую систему коммуникаций изменяет "способы увязывания жизни в единое целое" (К.Келли). Проведенное исследование показало, что в центре проблематики формирования культуры "цифрового общества", (Р.Барбрук, Э.Камерон) оказываются вопросы, связанные с феноменом математического изоморфизма.
Исследование теорий информационного общества позволило сделать вывод о том, что проблема смены способов доминирования в культуре является центральной. В исследовании особое внимание уделено предпосылкам перехода культуры из сферы распределения материальных благ перемещается в сферу распределения благ символических. Показано, что за этим явлением различаются признаки конфликта культуры между стремлением развивать мир символических действий и необходимостью совершенствования его технического оснащения.
На основе анализа работ М.Маклюэна, К.Келли, Р.Барбрука, Э.Камерона, П.Треанора, В.Иванова,
И.Алексеевой и других исследователей сделан вывод о том, что с понятием информационное общество в полной мере может отождествляться форма сетевого социума. Его характерным признаком выступает усиление зависимости способов культурной адаптации от интенсивности процессов информационного обмена в мировом масштабе.
Исследование аксиологических аспектов трансформации современной культуры под влиянием новых практик коммуникационного обмена в информационном обществе показало, что они являются следствием кризиса индустриальной эпохи. Одним из побочных признаков этого процесса явился кризис перепроизводства информации.
Анализ теорий информационного общества показал, что снижению статуса программ индустриальной эпохи способствовала практика устойчивого изобилия, позволившая освоить практику широкого распространения информационно-ёмких форм в системе социального воспроизводства. Разнообразие, изобилие искусственных форм, образов, идей в культуре может служить качественным показателем проявления тотальных сил, провоцирующих особое состояние человека, неадекватное реальному содержанию культурных ценностей. Создаются предпосылки для утверждения господства объекта над субъектом. Сделан вывод о том, что в этих условиях повышается значимость концептуального анализа проблемы, поскольку способность различения её форм создает условия для формирования новой системы ценностей, соответствующей современному уровню исторического развития культуры.
Основным результатом этого этапа исследования явился вывод о том, что под влиянием новых коммуникационных практик перестраивается вся система отношений человека с миром материальных форм. Отмечено, что основные мирообразующие линии в перспективе будут ориентированы не на материальный мир объектов и уподобленных им отношений между людьми, а на отношения между образами и идеями. Безграничное доверие человеческой идее зиждется на определённом идеальном принципе: людям доступно совершенное и чистое развитие задатков, вложенных в них природой, природа же сама по себе есть местонахождение идеи.
Миссия "глобального диалога битов"(Р.Барбрук), мгновенно распространяющего идеи по миру, реализуется в беспрепятственном преодолении пространства, языковых барьеров, государственности, изменяя при этом устоявшиеся формы индивидуальной самотождественности (М.Маклюэн, А.Тоффлер, Дж.Барлоу).
Как показало проведенное исследование, сущность реформации традиционной системы ценностей культуры заключается во внематериальной природе электронной информации. В исследованиях Дж.Барлоу показано, что благодаря цифровой технологии, информация отрывается от её материального плана, где всегда находили свое определение законы собственности всех видов.
Для целей данного исследования важно подчеркнуть, что информация как субстанция, определяющая взаимную согласованность вещей, обнаруживает единство природы в трансформации её форм, включая мир культуры.
Информация включена в процессы качественно определяющихся структур бытия. Поскольку проблемы информации согласуются с концепцией выбора, то исследование её роли сводится к пониманию организующих начал всякой целеустремленной деятельности, включая культуру как особый деятельностный континуум.
Отмечено, что одним из основных показателей процесса трансформации культуры в период перехода к информационному обществу является слом традиций восприятия мира культурных абстракций под влиянием новых трансляционных форм обмена. Центральный мотив исследования природы фундаментальных сдвигов в системе традиционных ценностей культуры связан с одним из основных положений теорий информационного общества -проблемой свободобытия.
Исследование показало, . что изучение опыта трансформации современной культуры правомерно рассматривать как процесс развития превращенных форм внешней свободы. Анализ теорий информационного общества показал, что можно выделить два основных направления в разработке этой проблемы: примирение конфликта между индивидуалистскими и коллективными формами опыта культуры; преодоление дихотомии отношений статусной и внестатусной культуры в информационную эпоху.
Как показал анализ, индивидуализированное общество, признавая информацию в качестве основного ресурса социального развития, принимает за основной предикат бытия её персонифицированный характер.
Усиление индивидуализма происходит за счет форм зрелого коллективизма.
Отмечено, что соотношение индивидуальной и коллективной свободы в той или иной мере связано с проблемами виртуализации жизненной среды, трансформации механизма культурной идентификации, совместимости человечества и т.д. Проблема преодоления дуализма между индивидуальным и коллективным началами в культуре информационного общества является одной из ведущих. Показано, что культура информационной , цивилизации отвергает отделение коллективной деятельности от креативных начал личностного миробытия. Объективация суждений об этом феномене складывается в результате изучения противоречий, возникающих в процессе исторического развития между индивидуальным и коллективным началами в культуре. Вывод по данной проблеме позволил заключить: исправляя существующую дисгармонию бесконечным приспособлением субъективного и объективного начал, культура следует законам, заданным универсальностью смыслов бытия.
Высказано предположение о том, что природа этого дуализма носит практический характер. Вместе с капитализацией общества эволюционируют формы коллективного взаимодействия. Результат проведенного исследования показал, что необходимо учитывать и иную, не менее значимую, линию этого процесса: эволюция антропогенного развития связана с повышением уровня различения признаков индивидуальных и коллективных форм детерминации человеческого существования.
Основная идея информационного общества заключается в расширении пространства степеней индивидуальной свободы как предпосылки для утверждения новых культурных форм, восполняющих недостаток гармонии человеческого существования.
Исследование природы фундаментальных преобразований статусной культуры, зафиксированных в теориях информационного общества, показало, что в их основе лежит конфликт отношений собственности и коммуникационных отношений. Генеральная идея развития информационного общества формируется в условиях объективной корреляции смыслов, лежащих вне навязываемых государством традиций коммуникационного обмена.
Культура информационной цивилизации развивается за счет эволюции внеинституциональных связей. Это происходит в том числе и за счет активной симуляции институциональных форм и отношений. В опыте новых сетевых практик обнаруживается отсутствие фиксированной иерархии, реальных материальных привилегий, доминирование временного и частичного лидерства, непосредственная демократия коллективных решений.
Отмечено, что расширение практики неинституционализированных взаимодействий развивает новый тип отношений в сверхсимволическом пространстве. Приоритет обмена идеями ставится выше государственности как исторически сложившегося социального института и даже во многом противопоставляется ему.
В представленном исследовании показано, что сущность трансформации культуры обусловлена несоответствием коммуникативных технологий самим себе. Формируясь как интерактивное средство, они функционируют как средство преобразования пирамиды социальных отношений и развития опыта мировой культуры.
Отмечается важная тенденция развития культуры информационной эпохи - переход к культуре интергрессий. "Интергрессия, необъектная, непредметная, неопределенная, нефактичная, безотносительная" представляет собой состояние пассивной, структурной соотнесённости культурных сред в виртуальном мире. Процесс взаимодействия реализуется через понимание одной культуры в процессе её пассивного соотнесения с другой.
Отмечено, что проблема внестатусной культуры рассматривается не только как проблема самоопределения субкультур, но и как проблема индивидуума. Методологический индивидуализм теорий информационного общества заключается в утверждении равенства индивида по отношению к людям, а не к статусам.
Интенция индивидуальной свободы предполагает беспрепятственное создание новых интегративных полей в культуре. Универсализм этого явления заключается в духовной преемственности различных культурных типов. В противовес идее автономности субкультур развивается парадигма единой мировой культуры.
В заключении сделан вывод о том, что в пределах парадигматики теорий информационного общества реализуется идея нравственно-свободного согласия вне подчинения социальным статусам, на основе совершенствования форм трансляции индивидуальных ценностей. Вместе с утверждением информационного общества идет поиск выхода за пределы традиционных форм и оснований к освоению новых способов культурного бытия.
Список научной литературыНургалеева, Лариса Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия 21-го века. - М.: Владос, 1994. - 336 с.
2. Абрамова Р.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания. // Вопр. философии. 1998. - № 6. - С. 58-65.
3. Августин Аврелий. Исповедь. M.: Республика, 1992.- 54 4 с,
4. Александров H.H. Концепция системогенезиса общества: Цивилизация и культура сквозь призму искусства: Автореф. дис. . канд. философ, наук. / Нижегородская архитектурно-строительная академия. Нижний Новгород, 1995. - 26 с.
5. Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества. http://www.iis.ru/events/19 981130/alexeeva.ru.html
6. Алексеева И.Ю. Роль и значение информационных революций. -http ://synopsis.kubsu.ru/informatiс/operator/lecture/themel2.h tm
7. Андреев И. А. Осторожно с "часами" истории! Методологические проблемы цивилизационно г о процесса.// Вопр. философии. 1998. -- №6. - С. 38-53.
8. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Социально-гуманитарные знания. 1998. - № 2. - С. 79-94.
9. Андреев С.С. Информационность критерий содержательности духовных ценностей.// Социально-гуманитарные знания. - 1998. -№ 3. - С. 58-72.
10. Апокин И.А., Майстров JI.E. история вычислительной техники. -М.: Мысль, 1990.- 264 с.
11. Аргуэльс X. Майянский фактор: внетехнологический путь. Киев: София, 1996.- 272 с.
12. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. // Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997. - С. 101-119.
13. Афасижев М.Н. Информационное мировоззрение (философско-эстетический аспект). // Информационное мировоззрение и эстетика. Таганрог, 1998. - С. 42-57.
14. Ашмарин И.И. Зачем человеку музыкальность?// Человек. 1998. - №2. - С.57-78.
15. Валим Г.М. Информационно-механические аналогии в задачах' моделирования явлений культуры. // Информационное мировоззрение и эстетика. Таганрог, 1998. - С. 88-98.
16. Барбрук Р., Камерон Э. Калифорнийская идеология, http : //www. zhurnal. ru/4 /calif 8 . htm
17. Барлоу Дж.П. Декларация Независимости Киберпространства. -http ://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/decíare.rus.html http ://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/deklare.html
18. Барлоу Дж.П. Экономика сознания в глобальной Сети. -http://www.russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm
19. Башляр Г. О логике и культуре. // Вопр. философии. 199 6. -№11. - С.103-111.
20. Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности.http : //www . isn . .ru/info/seminar-doc/soc ( 1) . doc
21. Белл Д. Социальные рамки информационного общества.// Новая технократическая волна на Западе. М., 1988.- С. 330-343.22