автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Динамика музейного продукта в современных культурных средах

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Катина, Наталья Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Динамика музейного продукта в современных культурных средах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика музейного продукта в современных культурных средах"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных на*

на правах рукописи

005008813

Катина Наталья Петровна

ДИНАМИКА МУЗЕЙНОГО ПРОДУКТА В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДАХ

Специальность 24.00.01 -теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

2 ОЕЗ 20і2

Москва - 2012

005008813

Диссертация выполнена на кафедре культурологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Пономарева Галина Михайловна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Бледный Сергей Николаевич

доктор исторических наук, доцент Кузнецов Андрей Михайлович

Ведущая организация: Международный университет в Москве,

кафедра предпринимательство в культуре

Защита диссертации состоится <«т^ 2012 г. в /•$ -на

заседании диссертационного совета Д. 501.001.92 по теории и истории культуры при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119992, г. Москва, Ленинские горы, 2-й учебный корпус гуманитарных факультетов МГУ, ауд.____________.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (2-й учебный корпус гуманитарных факультетов МГУ).

¿¡}

Автореферат разослан 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор культурологии

В.И. Бажуков

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими моментами.

Во-первых, в контексте современной модернизации огромное значение приобретает вопрос о сохранении национальных традиций и этнокультурной идентичности. В условиях постоянно нарастающего культурного многообразия решение данного вопроса берут на себя в том числе и музеи, выступая как медиаторы, обеспечивающие не только и не столько продуктивность синхронно-диахронных культурных связей, сколько возможность их адекватного переозначивания в современных транскультурных средах.

Во-вторых, состояние транзитивности, переживаемое современным обществом, обусловливает необходимость пересмотра модели культурного времени, воплощением которой еще сравнительно недавно выступали музеи. Современные музеи перестают быть репрезентантами только модуса прошлого, беря на себя новую функцию - оперирование настоящим и овладение будущим. С этим связано появление новых принципов проектирования музеев, создания и распространения культурного продукта, которые практически не исследованы в рамках современной культурологии и музееведения.

В-третьих, в условиях постмодерна происходит выраженная трансформация музейного продукта, сопряженная с появлением принципиально новой музейной среды. Резко меняются подходы к отбору артефактов (музейных предметов), принципы их экспонирования, критерии экспертных оценок, правила комплектования музейных коллекций, отношение к культурному наследию и воплощенным в нем культурным традициям, методы включения музейного продукта в актуальную социальную среду. Все больше специалистов говорят о феномене «музеефикации культуры» и о резком изменении механизмов функционирования музейного продукта в современном обществе.

Наконец, повсеместная коммерциализация культуры привела к существенному изменению роли и влияния музейного продукта на культурный продукт и на развитие музеев и музейного дела. Музейный продукт как вид культурного продукта стал неотъемлемой составляющей культурных индустрий, роль которых в обществе и экономике усиливается в связи с социокультурными изменениями и появляющимися техническими возможностями. Это значит, что прояснение закономерностей динамики музейного продукта актуально как для мира в целом, так и для России, вступившей в новую фазу своего цивилизационного развития, последствия которого требуют серьезного и всестороннего изучения.

Степень разработанности проблемы. При исследовании современных проблем музейной деятельности в контексте социокультурных процессов автор опирается на теоретико-методологические работы, позволяющие дать широкие обобщения проблем взаимодействия культуры и общества (труды О.Н. Астафьевой, Л.П. Воронковой, В.К. Егорова, Б.С. Ерасова, В .В. Иванова, Ю.В. Ирхина, Т.Ф. Кузнецовой, И.В. Кондакова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, И.Н. Лисаковского, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева, Л.З. Немировской, A.A. Оганова, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой, А.Я. Флиера, И.Г. Хангельдиевой).

Теоретико-методологические проблемы взаимодействия общества и музейной сферы на фоне взаимовлияния культур рассмотрены с использованием концептуальных подходов С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, В.М. Библера, А.Л. Доброхотова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана,

Н.Б. Маньковской, К.Б. Соколова.

Проблемы современной культурной политики, в том числе в отношении музейного дела, прослежены на базе исследований Т.Г. Богатыревой, Ю.Ю. Басева, Л.Е. Вострякова, B.C. Жидкова, А .Я Флиера, H.A. Хренова, С.А. Хохлова.

Механизмы современного функционирования музеев в разнотипных культурных средах рассматриваются с опорой на труды Ф. Бревека, JI. Бэка, А. Бруно, Дж. Макдональда, Д. Дж. Кардинера, В. Лоримера, A.A. Милентьевой, Л. Стайрода, Г. Терборна, А.И. Хвостова, А. Юваро.

Общие закономерности функционирования культурного продукта исследуются с учетом идей Т.В. Абанкиной, Т. Адорно, П. Бурдье, Ж. Бордийяра, Б. Вальтера, Т. Веблена, А. Доби, А.Б. Долгина, Т.В. Козловой, М.В. Кошкиной, A.B. Лебедева, А. Моля, Г. Маркузе, А. Маршалла, Е.А. Михайловой, А. Маттеларт, Н.В. Прянишникова, Д. Тросби, Э. Тофлера, М. Хоркхаймера.

Анализ культурно-психологических оснований отношения человека к вещи, восприятие им окружающего мира с помощью вещей опирается на работы А. Аврелия, Р. Барта, В. М. Библера, Ж. Бодрийяра, Т. Веблена, Л. Леви-Брюля, М. Мерло-Понти, Э. Фромма и др. Вопросы символического означивания вещей рассматриваются в диссертации с учетом идей М.М. Бахтина, Г .С. Кнабе, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга, М.Н. Эпштейна..

Изучение динамики собственно музейного продукта в каком-то одном из его аспектов представлено в очень небольшом количестве работ. Это публикации С.Н. Андреева, А. Бретона, Ф. Котлера, Б. и Г.Д. Лорд, А. Марье, A.C. Поповой, Ф.Ф. Рыбакова, С.Ю. Ракова, Г.Л. Тульчинского, А.Ю. Трофимовой, К. Хадсона, Е.Л. Щековой.

Следует, однако, подчеркнуть, что существующие отечественные разработки, касающиеся современных подходов к музейному делу и музейному продукту, носят разрозненный, не систематизированный, фрагментарный, узкопредметный и во многом вторичный характер. В этой связи очевидна необходимость комплексного осмысления динамики музейного продукта и пересмотра некоторых существующих подходов к деятельности современных музеев, разработки рекомендаций по практическим аспектам использования

музейного продукта в процессе развития социокультурной ситуации в современной России.

Объектом диссертационного исследования является музей и музейное дело в современных социокультурных условиях.

Предметом данного исследования является динамика музейного продукта под влиянием трансформаций современных социокультурных сред.

Цель и задачи данного диссертационного исследования:

Основная цель диссертационного исследования - выявить новые тенденции в развитии современной музейной политики и их влияние на динамику музейного продукта.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

• проследить эволюцию музейной деятельности как важного компонента социокультурного развития;

• выявить причины, ведущие к изменению позиционирования музея и музейного дела в современной культуре;

• исследовать факторы динамических трансформаций музейного продукта, для чего рассмотреть его структурно-функциональные и видовые особенности;

• проанализировать практику конструирования музейного продукта на примере создания Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки».

Основная гипотеза исследования:

Музейная среда имеет изменяющуюся конфигурацию в зависимости от динамики развития. Её последнее существенное изменение приходится на 80-е гг. XX в. Если в XIX в. - первой половине XX в. музейная среда фактически

приравнивается к экспозиционному пространству музея, то сегодня она лишь корреспондируется с ним: её реальные рамки существенно расширились, что резко раздвинуло границы музея в пространстве современной культуры.

Музеи сегодня являются составной частью культурных/творческих индустрий, вследствие чего проектирование музейной среды, создание и распространение музейного продукта подчиняются закономерностям функционирования культурного продукта. Однако взаимосвязь и взаимообусловленность с музейной экспозицией диктуют специфические особенности, отличающие музейный продукт от других видов культурного продукта. Амбивалентность современного музейного продукта привела к изменению его форм и видов, а также к расширению его функционала. В результате прослеживается влияние современного музейного продукта на развитие и музея, и общества, что выражается в создании и поддержании системы ценностных ориентаций, связанных с активным социокультурным позиционированием представителей целевой и нецелевой аудитории и возрастанием их культурных компетенций.

Методологические и теоретические основы исследования.

Для решения поставленных задач в диссертации используются системный, историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы. Текстологический анализ дополняется в данном исследовании принципами герменевтических интерпретаций, кросс-культурного и феноменологического анализов, а так же принципами проектного моделирования культурных объектов, фундаментально проработанными на примере музеологических материалов и экспертиз в работах X. Абраума, Р. Блекмана, К. Г ортмана, Дж. Локмана, К. Дж. Лири, К. Саймона, М. Пейнроба.

Научная новизна диссертационного исследования.

Критерию новизны в диссертационной работе отвечают следующие полученные результаты:

1. На основании изучения эволюции музейной деятельности как разновидности социокультурной практики (с. 18-31), связанной с институциализацией особого рода культурного продукта, выявлена ее роль в динамике современного общества, которая в первую очередь обусловлена задачей сохранения культурного семиозиса и обеспечения социокультурной идентичности в условиях повышенного культурного разнообразия и выраженных социальных рисков (с. 32-45).

2. Установлено, что на изменение позиционирования музея и музейной деятельности в современном обществе влияет трансформация взаимосопряженных внутренних и внешних факторов (с. 123-147), обусловливающая кардинальную смену приоритетов музейной политики и переход к модели открытой музейной среды и стратегии «музеефикации» культурных контекстов (с. 37-40, с. 106-111).

3. Важнейшим фактором трансформации музейного продукта признано появление культурных индустрий и «экономики переживаний» (с. 50-55, с. 68-70, с. 114-122), что повлекло за собой изменение структурнофункциональных и видовых характеристик музейного продукта, резкое возрастание его структурно-имиджевого потенциала и видового многообразия (с. 147-163), основанных на адресном сопряжении с конкретной целевой аудиторией, временем потребления и многообразии носителей.

4. Впервые выявлена и описана сложная система субординации между культурным предметом и культурным продуктом (с. 87-89), музейным предметом и музейным продуктом (с. 89-97). Данные понятия и стоящие

за ними явления эксплицированы на основе культурологических, а не искусствоведческих или музеологических подходов.

5. Впервые рассмотрена структура музейного продукта (с. 97-103), выявлены формы взаимосвязи между музейной услугой и музейным товаром и прослежены механизмы конвертации музейной услуги в музейный товар (с. 104).

6. Показано социокультурное значение музейного продукта в контексте современности, рассмотрены формы и направления его влияния на развитие общества (с. 106-122), а также его роль в структуре производства и потребления культуры (с. 118-119, с. 123-147), что позволило разработать концепцию конструирования и конституирования музейного продукта в рамках создания Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации и выводы, полученные в ходе данной работы, могут быть использованы для дальнейшего системного анализа деятельности музеев и функционирования музейного продукта в контексте современных транскультурных сред, при изучении механизмов проектирования, функционирования, трансформации и сохранения культурных объектов определенного типа, при моделировании комплекса факторов, приводящих к изменению объема культурного наследия и его позиционирования в рамках переозначенной культурной традиции.

Выводы, полученные диссертантом, имеют значение при решении проблем, связанных с анализом влияния экономических механизмов на современную культурную политику и функционирование культурного продукта в ситуации повышенных культурных рисков и социальной неопределенности, сопровождающейся сменой мировоззренческих парадигм и формированием новых смысложизненных и экзистенциальных стратегий индивида.

Материалы диссертации могут быть широко использованы при разработке и чтении курсов по теории и истории культуры, по экономике и семиологии культуры, по музееведению, культурной и социальной антропологии, управлению культурой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Произведена систематизация понятийного аппарата в соответствии с современными требованиями культурологического анализа музейных практик и музейного продукта с учетом терминологии, разработанной в рамках наук об управлении культурой, музееведения, экономических наук, наук о коммуникации. Музейный продукт рассматривается в диссертации как разновидность культурного продукта и эксплицируется как результат целенаправленной деятельности музея, направленной на конструирование, предъявление и продвижение товаров и услуг, в основе которых лежит интерпретация, прямое или косвенное цитирование музейных предметов, архитектурного облика или имени музея и выполнение его «экстравертных» функций.

2. Установлено, что специфика динамики современного музейного продукта обусловлена его дихотомической природой. С одной стороны, музейный продукт является частью интенсивно развивающихся и экономически опосредованных культурных индустрий, с другой стороны, он остаётся субпродуктом музея - института глубоко традиционного и вынесенного за рамки коммерции.

3. Выявлены разнонаправленные процессы, влияющие на динамику современного музейного продукта: «музеефикация» культурных сред и их «демократизация». В историческом контексте расширение сферы «музеефикации» всегда сопровождает системные социокультурные трансформации и сопряжено с изменением отношения к культурным традициям и означиванию модуса прошлого. «Демократизация» культурных

сред и музейных практик связана с глубоким кризисом культурного самосознания, с рассыпанием ценностных иерархий традиционного типа, с утверждением сугубо утилитарного отношения к институтам культуры и к культуре в целом.

4. Показано, что современный музей уже не Храм науки и искусства, каким он был в XIX в. - начале XX в., а, скорее, аттракцион, коммерческая организация с целым комплексом специальных задач и вытекающих из них новых функций, под реализацию которых перестраиваются как здания музеев, так и атрибуции коллекций, концепции их экспонирования, методы работы с целевой и нецелевой аудиторией. Современный музей существует как хорошо структурированное полифункциональное учреждение, оказывающее целый спектр востребованных услуг и нацеленное на всемерное продвижение музейного продукта во все доступные сферы современного общества.

5. Выявлены и исследованы наиболее важные тенденции, влияющие на изменение позиционирования музейного продукта в рамках современной культуры. Прежде всего, речь идёт о превращении музейного продукта в «коммуникационный узел» всей музейной среды и о существенной диверсификации с его помощью музейной деятельности. В результате на первый план вышли такие функции музейного продукта, как интеракционная, коммуникативная, символико-семантическая, мнемотехническая, идентификационная, креативная, игровая, социально-экономическая.

6. Установлено, что на динамику музейного продукта существенное влияние оказывают не только новые технологии производства, мера его востребованности и воспроизводимости, но и его межкультурный потенциал, системный, интерактивный и контекстуальный характер. Контекстуальность музейного продукта ставит на первое место возможность его целенаправленного проектирования и конструирования с учетом его

региональной, локальной, этнонациональной или какой-либо иной специфики.

7. Обосновано, что динамика современного музейного продукта, сложность его проектирования и продвижения сопряжены с его многофункциональностью, семантико-символической нагруженностью, жесткой связью с определенными культурными кодами и лексиконами. Все это требует сложного сочетания в музейном продукте узнаваемости и инновационности, мультикультуральности и простоты, художественности и конструктивности.

8. Показано, что динамика современного музейного продукта, изменение технологий его производства, продвижения и потребления связаны с выпадением из социокультурного контекста традиционных визуальных музейных кодов и перемещением их в сферу виртуального бытия.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования получили апробацию в ряде проектов и научных конференций:

Диссертант является соисполнителем федеральной целевой программы выполнения поисковых НИР по направлению «Филологические науки и искусствоведение» по теме «Прикладная культурология. Музей в современной культуре в условиях рынка: зарубежный и российский опыт», в рамках мероприятия 1.3.2. «Проведение научных исследований целевыми аспирантами» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 20092013 годы» Государственный контракт от 28 октября 2009 г. № П1897.

Научная конференция «Сократовские чтения - 2011», доклад «Музеи -креативные пространства мегаполиса». Международный Университет в Москве. Москва 13-14 апреля 2011 г.

Международная конференция по стратегическим коммуникациям «Дни РЯ в Москве», доклад «Музей как инструмент РЯопаганды». РАСО (Российская Ассоциация по связям с общественностью). Москва. 10-11 июня 2010 г.

Открытый семинар «Брендинг некоммерческих организаций», доклад «Музей как производитель товаров и услуг». Национальный Институт Дизайна. Москва. 25 ноября 2009 г.

Научная конференция «Ломоносовские чтения - 2009. Российская государственность в XXI веке и глобальные проблемы мирового развития», доклад «Прикладное значение музея в контексте современной культуры». МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва. Апрель 2009.

Диссертант является разработчиком концепции Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки», выполненной по заказу правительства Чукотского автономного округа. Внедрение проекта 2011-2013 гг. г. Анадырь.

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности в современной научной литературе, определяются цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются формы апробации полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Новые тенденции в развитии современной музейной политики» посвящена анализу социокультурной роли музеев в современном обществе. В ней прослеживается процесс смены парадигмы культурной политики и связанная с этим «индустриализация» институтов культуры1 и музеев в частности.

1 Под словом «индустрия» подразумевается сектор экономики. «Индустриализация» музеев - процесс, в результате которого музеи становятся полноправными участниками культурных / творческих индустрий.

Параграф 1.1 «Эволюция музейной деятельности» раскрывает, как историческое развитие музея и музейной среды влияет на динамику музейного продукта.

Сложившиеся в конце XIX в. — начале XX в. формы музейной деятельности к концу XX в. перестали соответствовать изменившейся культурной ситуации, что привело к переосмыслению основных принципов музейной работы и поиску новых концепций. Диссертант подробно анализирует основные концептуальные подходы к изучению музейной деятельности, сложившиеся в рамках культурологической мысли с конца XIX в. по настоящее время. Данный анализ и исследование динамики музейной деятельности в культурно-исторической перспективе позволили выявить и показать специфику изменения информационно-культурного потенциала и статуса музея в современной культуре, что отражается на совокупности функций музея и их иерархии.

Диссертант приходит к выводу, что в результате культурно-исторических изменений функции современного музея можно свести к трем доминирующим: функция хранения, функция изучения (так называемые «интровертные») и функция предъявления (так называемая «экстравертная»).

«Интровертными» являются традиционные для музея научная и фондовая деятельность, в рамках которой музеем выполняются следующие задачи: хранение; документирование; научное исследование; эвристическая; охранная; информационная. Изучение музейных практик показывает, что социокультурные изменения мало влияют на «интровертные» функции музея и связанные с ними задачи.

Диссертант приходит к выводу, что со второй половины XX в. музеи начинают развиваться в новой парадигме, становятся более зрелищными, популярными, массовыми. С конца 80-х гг. XX в. происходит их интенсивная интеграция в туристическую индустрию и индустрию развлечений, они

становятся полноправными участниками культурных / творческих индустрий. В результате, «экстравертные» функции музея кардинально меняются.

«Экстравертные» функции современного музея - это гуманистическая, имиджево-символическая и экономическая. У каждой «экстравертной» функции свои задачи, которые зависят как от динамики современной музейной деятельности, так и от места музейных практик в контексте современной культуры.

Так, гуманистическая функция реализует следующий комплекс задач:

• культуртрегерскую (распространение образования, духовнонравственное воспитание, умственное и профессиональное совершенствование, эстетическое развитие);

• интегрирующую (проблемы адаптации человека к новым условиям, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, что особо актуально в условиях глобализации);

• духовно-охранительную (культурная идентификация личности и развитие национального самосознания);

• развлекательную (организация культурного досуга, компенсаторность, психическая разрядка);

• коммуникативную (музей не только накапливает и хранит информацию, но и кодирует ее соответствующим образом, транслирует опыт и знания, формирует условия для общения, объединяет людей по общности интересов);

• аксиологическую (аккумуляция культурного наследия, формирование системы ценностей и ориентаций человека в совокупности идеалов, норм и канонов);

• формирование культурной среды, которая, по мнению академика Д.С. Лихачева, необходима человеку для его «духовной оседлости» -полноценной нравственной жизни, привязанности к родной культуре и родным местам, нравственной самодисциплины и социальности.

Имиджево-символическая функция связана со следующими задачами:

• формирование образа государства, региона, города;

• формирование и поддержание (культивирование) общественно значимых ценностей, образа жизни, стиля поведения;

• обеспечение механизма вхождения в мировое культурное пространство.

Экономическая функция реализует следующий комплекс задач:

• использование интеллектуального капитала, что позволяет обеспечивать полное или частичное самофинансирование;

• создание музейных фондов как сокровищниц, то есть накопление стратегических ресурсов;

• использование музейных фондов как инструмент культурного и экономического развития городов и территорий;

• содействие в развитии смежных отраслей: культурных/творческих индустрий, туризма и сопутствующих услуг (гостиничный, ресторанный бизнес и т.д.);

• создание новых рабочих мест.

Диссертант приходит к выводу, что изменение социокультурной роли музея в обществе и последующее за этим усиление и расширение «экстравертных» функций музея привели к качественному изменению музейной среды и существенному расширению музейной деятельности, направленной на создание музейного продукта.

В Параграфе 1.2 «Музей в сфере современных культурных услуг» анализируется трансформация музейной среды в современных условиях и вызванные ею культурные последствия.

Динамика современного общества имеет многофакторную обусловленность, существенно влияющую на семантику и функционал музейной среды. В силу того, что современный социум особым образом развёрнут в сторону развлечения, наблюдается устойчивая тенденция коммерциализации учреждений и организаций культуры, в том числе музеев. В определенном

смысле музей превращается в коммерческую организацию, нацеленную на оказание потребителю услуг и предложение товаров особого рода: в них в системном единстве реализуется взаимосвязь менеджмента качества, менеджмента отношений и эстетического менеджмента.

В современной музейной практике уже сложился перечень услуг и товаров, ставший классическим. В реальной деятельности каждый музей индивидуально классифицирует оказываемые им услуги, исходя из профиля музея, имеющихся ресурсов, социокультурных и экономических задач.

Атрибуция оказываемых современными музеями услуг проводится в диссертации с учетом их наибольшей распространенности, исторической укорененности и культурного потенциала. Все услуги объединены в определенные кластеры, специфика которых обусловлена характеристиками тех социальных субъектов, кому данные услуги оказываются:

• услуги по предоставлению музейного продукта для массовой аудитории;

• услуги по предоставлению музейного продукта для коммерческих компаний;

• услуги по предоставлению музейного продукта для профессионального сообщества.

Исследование показало, что наибольший интерес сегодня представляет целенаправленная работа по оказанию услуг и созданию музейного продукта для коммерческих компаний, которая сопровождается существенным расширением музейной инфраструктуры. Стандартными составляющими современной музейной среды являются музейные магазины, рекреационные зоны, детские игровые комнаты и площадки, кафе и рестораны, на базе которых развивается целый комплекс разнообразных музейных услуг.

На основании проведенного в диссертации разностороннего анализа богатого фактологического материала автор приходит к выводу, что повышение статуса тех видов деятельности, которые непосредственно связаны с

расширением сферы услуг по предоставлению музейного продукта, объективно приведёт к быстрому вхождению музеев в творческие/культурные индустрии и к повышению качества их продукции. Это, в свою очередь, усилит роль музеев в обществе, увеличит их благосостояние, повысит социальную и культурную значимость.

Во второй главе «Факторы динамических трансформаций музейного продукта в современных культурных средах» прослеживается трансформация музейного продукта под влиянием постиндустриального этапа развития современного общества и выявляются факторы, обусловившие доминирование культурного продукта над так называемым «традиционным продуктом».

В Параграфе 2.1. «Структурно-функциональные особенности музейного продукта» обосновывается типология музейного продукта и выявляются основные факторы изменения его структурно-функциональных характеристик.

На основе всестороннего анализа имеющегося материала диссертант приходит к выводу, что до сих пор в специальной литературе отсутствует общепринятое определение музейного продукта, не выявлены критерии его классификации, не описаны его структурно-функциональные особенности. Во многом данный факт объясняется тем, что современный музейный продукт находится в процессе своего становления, когда его спецификации только формируются. В связи с тем, что музейный продукт является видом культурного продукта, диссертант подробно останавливается на определении понятия «культурный продукт» и его отличиях от так называемого «традиционного продукта», а также на особенностях производства и потребления культурного продукта, которые отчасти справедливы и применительно к музейному продукту.

Анализ показал, что к специфике непосредственно музейного продукта можно отнести: замкнутость цикла его функционирования от производства до потребления; локальность, средовую обусловленность; взаимосвязь с направленностью и типом деятельности музея, характером музейной коллекции,

с научно-исследовательской работой коллектива музея и его статусом. Уникальность музейного продукта как особого вида культурного продукта заключена в его хронотопической определенности; репликативности, вторичности, контекстуальной заданности; доступности его отдельных элементов для смысловой, экзистенциальной, культурной и исторической соотнесенности; эмотивной и мнемотической нагруженности, полифункциональности.

Специфика современного музейного продукта базируется на его способности целенаправленно менять среду обыденного существования: он входит в культуру повседневности реципиента, существенно сокращая дистанцию между культурно-историческим и экзистенциальным опытом индивида.

По мнению немецкого культуролога Анны Лайк, благодаря музейному продукту диалектика самообновления является сегодня составной частью западного культурного наследия, а стратегия «музеефикации» - новой продуктивной стратегией переозначивания культурной традиции западного общества. С помощью музейного продукта человек Запада обретает утраченный смысл существования в, казалось бы, полностью обессмысленном мире: его повседневность превращается в вид домашнего алтаря, уставленного музейными сувенирами, соотнесенного с памятью культуры, а не с постмодернистской культурной пустотой.

Динамика музейного продукта связана с быстрым развитием и целенаправленной сегментацией музейной сферы, с выработанной узнаваемостью «лица» и имиджа каждого музея, с формированием конкурентного пространства, в котором вращаются соответствующие артефакты относительно высокого культурного статуса. Изменение условий, в которых проектируется, формируется и потребляется музейный продукт, привели к расширению его функционала. Динамика музейного продукта стала во многом подчиняться законам современного маркетинга, резко расширилась сфера его

применимости, изменились социокультурные характеристики его потребителей. Благодаря музейному продукту новое мировоззрение постиндустриальной эпохи уже имплицировано в новую предметность, которая по своей природе мультикультурна и связана с новыми стратегиями социокультурного позиционирования. На первый план выдвигается не установка «потреблять без остатка», но трезвое осознание, что мир культуры разнообразен и не принадлежит никому.

Диссертант приходит к выводу, что специфика современного функционирования музейного продукта обусловлена особенностями его представленности на рынке: он функционирует либо как товар, либо как основная услуга, либо как сопутствующая услуга. Разработка, производство и продвижение музейного продукта не ставят цель создания эталонов, идеалов или образцов национальной культуры, скорее, они предполагают игру с узнаваемыми образцами, стереотипами и представлениями. В российской музейной практике музейный товар и музейная услуга четко отделены друг от друга, но в современном мире эта граница довольно условна. Современные технологии позволяют большинство типичных музейных услуг представить в различных видах музейного товара. На основе проведенного исследования диссертант разработал матрицу конвертации музейной услуги в товар, акцентируя внимание на том, что одна услуга перманентно конвертируется не в один товар, а во множество товаров со сложным функционалом и на разных материальных носителях.

Музейный продукт неотделим от музея, поэтому в системе музейного дела его функции подчинены функциям музея и служат выполнению в первую очередь «экстравертных» задач. Это позволяет применить уже апробированный принцип классификации и выделить следующие функции музейного продукта: гуманистическую, имиджево-символическую и экономическую. Однако следует особо подчеркнуть, что задачи музейного продукта не повторяют автоматически задачи музея.

Гуманистическая функция музейного продукта связана с выполнением следующих задач:

• «овеществление» музейной услуги;

• формирование соответствующей среды;

• обеспечение компенсаторности;

• развитие личности;

• эстетизация повседневной жизни;

• организация досуга.

Имиджево-символическая функция музейного продукта нацелена на выполнение следующих задач:

• формирование имиджа наций, этносов и регионов;

• культивирование общественно значимых ценностей и образа жизни;

• обеспечение аттрактивности;

• репрезентация обладателя.

Экономическая функция музейного продукта реализует следующий комплекс задач:

• развитие культурных / творческих индустрий;

• обеспечение самофинансирования музея;

• расширение каналов финансирования.

Таким образом, расширение функционала современного музейного продукта является следствием изменений условий, в которых он проектируется, формируется и потребляется.

В Параграфе 2.2. «Видовая спецификация музейного продукта в контексте его динамических изменений» показано, как трансформация социокультурной среды определяет специфику музейного продукта и влияет на его виды и формы.

Диссертант согласен с концепцией британских социологов С. Лэша и Дж. Урри, обоснованной ими в книге «Экономика знаков и пространства». Они полагают, что современное общество перешло к принципиально новому

«представлению культуры» (породившему экспансию визуальных форм и жанров) и к новой «экономике знаков». Для предшествующего этапа были характерны следующие особенности: приоритет слов над образами; внимание к форме; рационалистический взгляд на культуру; приоритет смыслового значения культурных текстов; приоритет сознательного над подсознательным; дистанцированность объекта культуры от зрителя. Новая социокультурная среда, в которой циркулирует современный музейный продукт, обладает совершенно иными характеристиками: приоритет визуального над словесным; отказ от следования установленным формам; введение смысловых значений, взятых из повседневной жизни; отказ от приоритета смысла в культуре; выявление потребительских качеств в любом культурном продукте, вызывающих желание его приобрести и др. Названные особенности напрямую влияют не только на динамику современного музейного продукта, но и на его видовую спецификацию.

В современном обществе приоритетными становятся вопросы качества жизни и самореализации индивида, особое значение приобретает такое свойство, как креативность. К креативному творчеству относят разработку новых видов продукции для массового производства, продажи и потребления, в том числе, и создание новых видов музейного продукта. В данном контексте музеи остаются не просто институтами культуры, но начинают играть важную роль в развитии целых регионов, становясь базисом возрождения вымирающих городов, существенным элементом современных культурных / творческих индустрий.

В рамках «экономики знаков» музейный продукт эффективно удовлетворяет «жажду потребления», но потребления не примитивного, а культурно значимого. Говоря словами Ж. Бодрийяра, через и благодаря различным видам музейного продукта потребляется сама идея культуры. За этим стоит одна из основных причин взлета спроса на музейный продукт. Другая причина - коммуникативный потенциал музейного продукта: сегодня

идентификация и самопрезентация индивида все чаще происходит через

приобретение схожих товаров и услуг и однотипного проведения досуга. Данный феномен является результатом процесса «омассовления» и «музеефикации».

В силу того, что современное общество особым образом развернуто в сторону развлечений, резко усиливается коммерциализация музеев. Принимая на себя развлекательную и игровую функции, музеи вошли в высоко конкурентную среду, в которой от многообразия и качества музейного продукта зависит будущее самого музея.

При создании современного музейного продукта необходимо учитывать, что потребление в постиндустриальном обществе имеет три характерные особенности. Во-первых, основным потребителем культурного продукта является креативный класс. Во-вторых, культурный продукт органично вписывается в концепцию «экономики желаний», в которой ключевым императивом является потребление ради удовольствия. В-третьих, в современном обществе прослеживается постоянное стремление людей к новизне и разнообразию, что сокращает жизненный цикл товаров и услуг. Это значит, что музею недостаточно заказать разработку товарной линейки и многие годы продавать одни и те же товары. Необходимы постоянная модификация видов музейного продукта и смена «модных» образцов, применение творческого подхода к их созданию и повышенные стандарты качества.

Третья глава «Практика конструирования музейного продукта» демонстрирует практическое применение выявленных в диссертации закономерностей на примере концепции Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки», разработанной диссертантом по заказу Департамента культуры администрации Чукотского автономного округа.

Проект нацелен на выполнение следующих задач: повышение

экономической эффективности сектора, связанного с национальными ремеслами; оптимизация финансирования муниципальных учреждений округа, в первую очередь - музеев; повышение туристической привлекательности

региона. Диссертант приходит к выводу, согласно которому, соединение Музейного комплекса с традиционными для региона ремесленными центрами и народными промыслами, а также с общественными и образовательными учреждениями и организациями, связанными с национальным творчеством, возможно только при условии, что Музейный комплекс станет активным участником культурных/творческих индустрий региона.

В Параграфе 3.1. «Анализ специфики регионального культурного продукта» представлен проведенный автором диссертации аудит существующих в автономном округе культурных учреждений и организаций и характера их взаимодействия с Музейным комплексом. Исходя из поставленных задач и региональных условий, было разработано несколько моделей реализации проекта, разнящихся по целевой аудитории, иерархии задач, объему привлекаемых ресурсов и масштабу предложенных решений:

1. Культурная площадка, расширяющая деятельность музея.

2. Туристический центр.

3. Инструмент внешней рекламной поддержки автономного округа и развития культурных/творческих индустрий в регионе.

4. Центр народных промыслов народов Севера.

В результате корректировки Департаментом культуры администрации Чукотского автономного округа технического задания к реализации была отобрана модель Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки» как оптимально-результативного инструмента осуществления современной культурной политики. Деятельность данного центра нацелена на решение следующих задач: популяризация этнической культуры как среди коренных народностей Чукотки, так и во внешней среде; создание и продвижение конкурентного музейного продукта; оформление и закрепление с помощью музейного продукта соответствующего идентитета; создание и поддержка в регионе креативных форм музейных практик; повышение уровня культурных компетенций населения.

В Параграфе 3.2. «Концепция Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки» указаны предпосылки создания Этнокультурного центра, а также преимущества предложенной формы реализации проекта. Описаны цели, функционал Этнокультурного центра, проанализирован характер и особенности его взаимодействия с Музейным комплексом. При атрибуции и экспликации функций Этнокультурного центра использовался разработанный в диссертационном исследовании принцип ранжирования функций. Сложность заключалась в необходимости учета специфических именно для Чукотского автономного округа факторов динамики культурного и музейного продуктов.

Диссертант подчеркивает, что экстенсивная модель развития культурных/творческих индустрий в нормальных (стандартных) условиях предполагает естественное расширение картирования (видового многообразия) музейных товаров и услуг и постепенное включения музеев в культурные/творческие индустрии посредством наращивания музейного продукта. Особенности региона привели к возникновению уникальной для России ситуации, предполагающей обратный ход событий — доминирующей роли музея в становлении и развитии культурных/творческих индустрий региона. В этих условиях музей становится центром создания особой культурной среды, в рамках которой музейный продукт выступает в противоречивом единстве своих фольклорных, ремесленных и суперсовременных форм. В результате на первый план выходит проблема соблюдения конвенциональных норм, обусловливающих эффективность циркуляции музейного продукта данного типа в современных социокультурных условиях.

В Заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы исследования.

Публикации по теме диссертации.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и наук РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии:

1. Катина Н.П. Новые тенденции в развитии современной музейной политики. // Этносоциум и межнациональная культура. - М., 2011. №3 (35). - с. 79-87. (0,68 пл.)

2. Катина Н.П., Хангельдиева И.Г. Современный музей в предлагаемых обстоятельствах: универсалии и национальная специфика. // Вопросы Культурологии. - М.: Панорама, 2010. №4. - с. 72-80. (0,85 п.л.)

Иные публикации:

1. Катина Н.П. Музей мегаполиса - музей развлечений? // Сократовские чтения. - М.: МУМ, 2011. - с. 132-136. (0,43 п.л.)

2. Катина Н.П. Прикладное значение музея в контексте современной культуры. // Ломоносовские чтения 2009. Российская государственность в XXI в и глобальные проблемы мирового развития. Сборник докладов. - М.: Альфа-М, 2010. - с. 591-595. (0,5 п.л.)

3. Катина Н.П., Хангельдиева И.Г. Музейное дело в постиндустриальном контексте. // Прикладная культурология: Калейдоскоп идей. - М.: МУМ, 2010. - с. 216-226. (1,06 пл.)

4. Катина Н.П. Генезис музейной деятельности: от сакрального к секулярному, от воспитания индивида к развитию креативного мышления и творческих индустрий. // Университетские чтения. - М.: Макс Пресс, 2009. Вып. 17. - с. 37-53. (1,25 п.л.)

Всего по теме диссертации опубликовано 6 статей, общим объемом 4,8 п.л.

Подписано в печать: 10.01.2012 Объем. 1,5 усл.п.л.

Тираж: 150 экз. Заказ №4 Отпечатано в типографии «Реглет»

119526, г. Москва, Страстной бульвар, д.6,стр. 1 (495) 978-43-34; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Динамика музейного продукта в современных культурных средах"

61 12-24/57

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_имени М.В. ЛОМОНОСОВА_

Институт переподготовки и повышения квалификации

ДИНАМИКА МУЗЕЙНОГО ПРОДУКТА В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ СРЕДАХ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Пономарева Галина Михайловна

Москва. 2012

Содержание

Введение 3

Глава I. Новые тенденции в развитии современной музейной политики 14

§1.1. Эволюция музейной деятельности 18

§ 1.2. Музей в сфере современных культурных услуг 46

Глава II. Факторы динамических трансформаций музейного продукта ^

в современных культурных средах

§2.1. Структурно-функциональные особенности музейного продукта 87

§2.2. Видовая спецификация музейного продукта в контексте 122 его динамических изменений

Глава III. Практика конструирования музейного продукта 165

§3.1. Анализ специфики регионального культурного продукта 168

§3.2. Концепция Этнокультурного центра на базе Музейного 178 комплекса «Наследие Чукотки»

Заключение 189

Библиография 192

-3 -Введение.

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется несколькими моментами.

Во-первых, в контексте современной модернизации огромное значение приобретает вопрос о сохранении национальных традиций и этнокультурной идентичности. В условиях постоянно нарастающего культурного многообразия решение данного вопроса берут на себя в том числе и музеи, выступая как медиаторы, обеспечивающие не только и не столько продуктивность синхронно-диахронных культурных связей, сколько возможность их адекватного переозначивания в современных транскультурных средах.

Во-вторых, состояние транзитивности, переживаемое современным обществом, обусловливает необходимость пересмотра модели культурного времени, воплощением которой еще сравнительно недавно выступали музеи. Современные музеи перестают быть репрезентантами только модуса прошлого, беря на себя новую функцию - оперирование настоящим и овладение будущим. С этим связано появление новых принципов проектирования музеев, создания и распространения культурного продукта, которые практически не исследованы в рамках современной культурологии и музееведения.

В-третьих, в условиях постмодерна происходит выраженная трансформация музейного продукта, сопряженная с появлением принципиально новой музейной среды. Резко меняются подходы к отбору артефактов (музейных предметов), принципы их экспонирования, критерии экспертных оценок, правила комплектования музейных коллекций, отношение к культурному наследию и воплощенным в нем культурным традициям, методы включения музейного продукта в актуальную социальную среду. Все больше специалистов говорят о феномене «музеефикации культуры» и о резком изменении механизмов функционирования музейного продукта в современном обществе.

Наконец, повсеместная коммерциализация культуры привела к существенному изменению роли и влияния музейного продукта на культурный продукт и на развитие музеев и музейного дела. Музейный продукт как вид культурного продукта стал неотъемлемой составляющей культурных индустрий, роль которых в обществе и экономике усиливается в связи с социокультурными изменениями и появляющимися техническими возможностями. Это значит, что прояснение закономерностей динамики музейного продукта актуально как для мира в целом, так и для России, вступившей в новую фазу своего цивилизационного развития, последствия которого требуют серьезного и всестороннего изучения.

Степень разработанности проблемы.

При исследовании современных проблем музейной деятельности в контексте социокультурных процессов автор опирается на теоретико-методологические работы, позволяющие дать широкие обобщения проблем взаимодействия культуры и общества (труды О.Н. Астафьевой, Л.П. Воронковой, В.К. Егорова, Б.С. Ерасова, В.В. Иванова, Ю.В. Ирхина, Т.Ф. Кузнецовой, И.В. Кондакова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, И.Н. Лисаковского, Д.С. Лихачева, В.М. Межуева, Л.З. Немировской, A.A. Оганова, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой, А.Я. Флиера, И.Г. Хангельдиевой).

Теоретико-методологические проблемы взаимодействия общества и музейной сферы на фоне взаимовлияния культур рассмотрены с использованием концептуальных подходов С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, В.М. Библера, А.Л. Доброхотова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, A.M. Кузнецова, Ю.М. Лотмана, Н.Б. Маньковской, К.Б. Соколова.

Проблемы современной культурной политики, в том числе в отношении музейного дела, прослежены на базе исследований Т.Г. Богатыревой, Ю.Ю. Басева, Л.Е. Вострякова, B.C. Жидкова, А.Я Флиера, H.A. Хренова, С.А. Хохлова.

Механизмы современного функционирования музеев в разнотипных культурных средах рассматриваются с опорой на труды Ф. Бревека, Л. Бэка, А.Бруно, Дж. Макдональда, Д. Дж. Кардинера, В. Лоримера, A.A. Милентьевой, Л. Стайрода, Г. Терборна, А.И. Хвостова, А. Юваро.

Общие закономерности функционирования культурного продукта исследуются с учетом идей Т.В. Абанкиной, Т. Адорно, П. Бурдье, Ж. Бордийяра, Б. Вальтера, Т. Веблена, А. Доби, А.Б. Долгина, Т.В.Козловой, М.В. Кошкиной, A.B. Лебедева, А. Моля, Г. Маркузе, А. Маршалла, Е.А. Михайловой, А. Маттеларт, Н.В. Прянишникова, Д. Тросби, Э.Тофлера, М. Хоркхаймера.

Анализ культурно-психологических оснований отношения человека к вещи, восприятие им окружающего мира с помощью вещей опирается на работы А. Аврелия, Р. Барта, В. М. Библера, Ж. Бодрийяра, Т. Веблена, Л. Леви-Брюля, М. Мерло-Понти, Э. Фромма и др. Вопросы символического означивания вещей рассматриваются в диссертации с учетом идей М.М. Бахтина, Г.С. Кнабе, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга, М.Н. Эпштейна.

Изучение динамики собственно музейного продукта в каком-то одном из его аспектов представлено в очень небольшом количестве работ. Это публикации С.Н. Андреева, А. Бретона, Ф. Котлера, Б. и Т.Д. Лорд, А. Марье, A.C. Поповой, Ф.Ф. Рыбакова, С.Ю. Ракова, Г.Л. Тульчинского, А.Ю. Трофимовой, К. Хадсона, Е.Л. Щековой.

Следует, однако, подчеркнуть, что существующие отечественные разработки, касающиеся современных подходов к музейному делу и музейному продукту, носят разрозненный, не систематизированный, фрагментарный, узкопредметный и во многом вторичный характер. В этой связи очевидна необходимость комплексного осмысления динамики музейного продукта и пересмотра некоторых существующих подходов к деятельности современных музеев, разработки рекомендаций по практическим аспектам использования

музейного продукта в процессе развития социокультурной ситуации в современной России.

Объектом диссертационного исследования является музей и музейное дело в современных социокультурных условиях.

Предметом данного исследования является динамика музейного продукта под влиянием трансформаций современных социокультурных сред.

Цель и задачи данного диссертационного исследования.

Основная цель диссертационного исследования - выявить новые тенденции в развитии современной музейной политики и их влияние на динамику музейного продукта.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

• проследить эволюцию музейной деятельности как важного компонента социокультурного развития;

• выявить причины, ведущие к изменению позиционирования музея и музейного дела в современной культуре;

• исследовать факторы динамических трансформаций музейного продукта, для чего рассмотреть его структурно-функциональные и видовые особенности;

• проанализировать практику конструирования музейного продукта на примере создания Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки».

Основная гипотеза исследования.

Музейная среда имеет изменяющуюся конфигурацию в зависимости от динамики развития. Её последнее существенное изменение приходится на 80-е гг. XX в. Если в XIX в. - первой половине XX в. музейная среда фактически

приравнивается к экспозиционному пространству музея, то сегодня она лишь корреспондируется с ним: её реальные рамки существенно расширились, что резко раздвинуло границы музея в пространстве современной культуры.

Музеи сегодня являются составной частью культурных / творческих индустрий, вследствие чего проектирование музейной среды, создание и распространение музейного продукта подчиняются закономерностям функционирования культурного продукта. Однако взаимосвязь и взаимообусловленность с музейной экспозицией диктуют специфические особенности, отличающие музейный продукт от других видов культурного продукта. Амбивалентность современного музейного продукта привела к изменению его форм и видов, а также к расширению его функционала. В результате прослеживается влияние современного музейного продукта на развитие и музея, и общества, что выражается в создании и поддержании системы ценностных ориентаций, связанных с активным социокультурным позиционированием представителей целевой и нецелевой аудитории и возрастанием их культурных компетенций.

Методологические и теоретические основы исследования.

Для решения поставленных задач в диссертации используются системный, историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы. Текстологический анализ дополняется в данном исследовании принципами герменевтических интерпретаций, кросс-культурного и феноменологического анализов, а так же принципами проектного моделирования культурных объектов, фундаментально проработанными на примере музеологических материалов и экспертиз в работах X. Абраума, Р. Блекмана, К. Гортмана, Дж. Локмана, К. Дж. Лири, К. Саймона, М. Пейнроба.

Научная новизна диссертационного исследования.

Критерию новизны в диссертационной работе отвечают следующие полученные результаты:

1. На основании изучения эволюции музейной деятельности как разновидности социокультурной практики (с. 18-31), связанной с институциализацией особого рода культурного продукта, выявлена ее роль в динамике современного общества, которая в первую очередь обусловлена задачей сохранения культурного семиозиса и обеспечения социокультурной идентичности в условиях повышенного культурного разнообразия и выраженных социальных рисков (с. 32-45);

2. Установлено, что на изменение позиционирования музея и музейной деятельности в современном обществе влияет трансформация взаимосопряженных внутренних и внешних факторов (с. 123-147), обусловливающая кардинальную смену приоритетов музейной политики и переход к модели открытой музейной среды и стратегии «музеефикации» культурных контекстов (с. 37-40, с. 106-111);

3. Важнейшим фактором трансформации музейного продукта признано появление культурных индустрий и «экономики переживаний» (с. 50-55, с. 68-70, с. 114-122), что повлекло за собой изменение структурно-функциональных и видовых характеристик музейного продукта, резкое возрастание его структурно-имиджевого потенциала и видового многообразия (с. 147-163), основанных на адресном сопряжении с конкретной целевой аудиторией, временем потребления и многообразии носителей;

4. Впервые выявлена и описана сложная система субординации между культурным предметом и культурным продуктом (с. 87-89), музейным предметом и музейным продуктом (с. 89-97). Данные понятия и стоящие

за ними явления эксплицированы на основе культурологических, а не искусствоведческих или музеологических подходов;

5. Впервые рассмотрена структура музейного продукта (с. 97-103), выявлены формы взаимосвязи между музейной услугой и музейным товаром и прослежены механизмы конвертации музейной услуги в музейный товар (с. 104);

6. Показано социокультурное значение музейного продукта в контексте современности, рассмотрены формы и направления его влияния на развитие общества (с. 106-122), а также его роль в структуре производства и потребления культуры (с. 118-119, с. 123-147), что позволило разработать концепцию конструирования и конституирования музейного продукта в рамках создания Этнокультурного центра на базе Музейного комплекса «Наследие Чукотки».

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации и выводы, полученные в ходе данной работы, могут быть использованы для дальнейшего системного анализа деятельности музеев и функционирования музейного продукта в контексте современных транскультурных сред, при изучении механизмов проектирования, функционирования, трансформации и сохранения культурных объектов определенного типа, при моделировании комплекса факторов, приводящих к изменению объема культурного наследия и его позиционирования в рамках переозначенной культурной традиции.

Выводы, полученные диссертантом, имеют значение при решении проблем, связанных с анализом влияния экономических механизмов на современную культурную политику и функционирование культурного продукта в ситуации повышенных культурных рисков и социальной неопределенности, сопровождающейся сменой мировоззренческих парадигм и

формированием новых смысложизненных и экзистенциальных стратегий индивида.

Материалы диссертации могут быть широко использованы при разработке и чтении курсов по теории и истории культуры, по экономике и семиологии культуры, по музееведению, культурной и социальной антропологии, управлению культурой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Произведена систематизация понятийного аппарата в соответствии с современными требованиями культурологического анализа музейных практик и музейного продукта с учетом терминологии, разработанной в рамках наук об управлении культурой, музееведения, экономических наук, наук о коммуникации. Музейный продукт рассматривается в диссертации как разновидность культурного продукта и эксплицируется как результат целенаправленной деятельности музея, направленной на конструирование, предъявление и продвижение товаров и услуг, в основе которых лежит интерпретация, прямое или косвенное цитирование музейных предметов, архитектурного облика или имени музея и выполнение его «экстравертных» функций.

2. Установлено, что специфика динамики современного музейного продукта обусловлена его дихотомической природой. С одной стороны, музейный продукт является частью интенсивно развивающихся и экономически опосредованных культурных индустрий, с другой стороны, он остаётся субпродуктом музея - института глубоко традиционного и вынесенного за рамки коммерции.

3. Выявлены разнонаправленные процессы, влияющие на динамику современного музейного продукта: «музеефикация» культурных сред и их «демократизация». В историческом контексте расширение сферы «музеефикации» всегда сопровождает системные социокультурные

трансформации и сопряжено с изменением отношения к культурным традициям и означиванию модуса прошлого. «Демократизация» культурных сред и музейных практик связана с глубоким кризисом культурного самосознания, с рассыпанием ценностных иерархий традиционного типа, с утверждением сугубо утилитарного отношения к институтам культуры и к культуре в целом.

4. Показано, что современный музей уже не Храм науки и искусства, каким он был в XIX в. - начале XX в., а, скорее, аттракцион, коммерческая организация с целым комплексом специальных задач и вытекающих из них новых функций, под реализацию которых перестраиваются как здания музеев, так и атрибуции коллекций, концепции их экспонирования, методы работы с целевой и нецелевой аудиторией. Современный музей существует как хорошо структурированное полифункциональное учреждение, оказывающее целый спектр востребованных услуг и нацеленное на всемерное продвижение музейного продукта во все доступные сферы современного общества.

5. Выявлены и исследованы наиболее важные тенденции, влияющие на изменение позиционирования музейного продукта в рамках современной культуры. Прежде всего, речь идёт о превращении музейного продукта в «коммуникационный узел» всей музейной среды и о существенной диверсификации с его помощью музейной деятельности. В результате на первый план вышли такие функции музейного продукта, как интеракционная, коммуникативная, символико-семантическая, мнемотехническая, идентификационная, креативная, игровая, социально-экономическая.

6. Установлено, что на динамику музейного продукта существенное влияние оказывают не только новые технологии производства, мера его востребованности и воспроизводимости, но и его межкультурный потенциал, системный, интерактивный и контекстуальный характер.

Контекстуальность музейного продукта ставит на первое место возможность его целенаправленного проектирования и конструирования с учетом его региональной, локальной, этнонациональной или какой-либо иной специфики.

7. Обосновано, что динамика современного музейног�