автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Волкова, Юлия Витальевна
Введение
Глава 1. История окна как архитектурного элемента
1.1 Возникновение и развитие оконного проема
1.2 Окно православного храма: мировоззренческий аспект
1.3 Светопроницаемые материалы оконного заполнения: исторический аспект
Глава 2. Роль оконного проема в композиции фасадов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв.
2.1 Композиция фасадов каменных храмов Алтая XVIII в.: реминисценция барокко
2.2 Композиция фасадов каменных храмов Алтая первой половины
XIX в.: в формах классицизма
2.3 Композиция фасадов каменных храмов Алтая второй половины
XIX в.: в формах русско-византийского и русского стилей
2.4 Композиция фасадов каменных храмов Алтая начала XX в.: в формах русско-византийского и русского стилей и неоклассицизма
Глава 3. Конструктивные и декоративные решения оконных проемов каменных храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв.
3.1 Строительные материалы
3.2 Композиционные решения оконных проемов на фасадах каменных храмов Алтая
3.3 Рисунки оконных расстекловок каменных храмов Алтая
3.4 Декоративные решения окон культового зодчества Алтая 133 Заключение 150 Список рисунков 154 Список иллюстраций 156 Библиографический список и источники 163 Иллюстрации
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Волкова, Юлия Витальевна
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный этап развития культовой православной архитектуры выдвигает ряд проблем, среди которых важнейшей является проблема архитектурной пластики. Окно - наиболее изменчивый и подвижный элемент в архитектурном пространстве, всегда присутствующий в образе храма и являющийся конструктивной и декоративной частью здания, а также выразителем христианского мироощущения. Окно является носителем признаков стиля и элементом, индивидуализирующим образ храма. На сегодняшний день идет активное строительство и восстановление культовых построек, что повышает актуальность темы диссертации и значение проведенных в ней исследований для современной архитектурной практики. Актуальность работы состоит и в том, что в искусствоведческой литературе практически нет специальных исследований по предлагаемой теме диссертации.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Отдельные аспекты данной темы освещены в работах, которые выполнялись специалистами из разных областей знаний - историками, философами, архитекторами, искусствоведами. В соответствии с этим просматривается несколько направлений изучения окон православных храмов.
Философско-мировоззренческие аспекты культового зодчества затрагивают философы, культурологи и искусствоведы: Е. Трубецкой [109], П. Флоренский [114], Н.Л. Павлов [65, 66], B.C. Турчин [111] и др.
История развития православной архитектуры Алтая охватывает в основном два стилистических направления классицизм и эклектику, поэтому в основу работы легли труды по русскому классицизму (Д.Е. Аркин [1, 2], И.Е. Грабарь [17], Г Г. Гримм [19], В.И. ГТилявский [67, 68]) и по истории русской эклектики (А,Л. Пунин [79], Т.А, Славина [87]). Вопросы стилеобразования в период эклектики рассмотрены авторами: В.Г. Власовым [129], В.А. Иконниковым [28], Е.И. Кириченко [38, 39], В.Г. Лисовским [54], В.В. Кирилловым [37].
История развития технологии производства строительных материалов представлена в трудах М. А. Безбородова [8], Н.Н. Качалова [36], Д.И. Менделеева [58], Ю. Л. Щаповой [119-121] - в области стеклоделия, а также В.П. Гинзбурга [16], С.В. Копыловой [46], Я.Н. Черняка [117] - в области кирпичного производства.
Отдельная группа работ представляет историческое развитие окна в его конструктивных и декоративных решениях. Первые упоминания об оконных проемах содержатся в письменных первоисточниках древних зодчих и философов: Витрувия в трактатах «Десять книг об архитектуре» [15], Локтация, ГТо ли бия, Феста, Геродота и др., чьи высказывания собраны в трудах В. Зубова [27]. Этой проблематике посвящены работы теоретиков XIX - начала XX вв.: В. Леонова [53], И.Б. Михайловского [60]. В XX в. к теме исторического развития окна обращались авторы: И.А. Киселев [40], Н.Л. Павлов [65, 66], В.И. Плужников [69-72], С.С. Попадюк [76, 77], B.C. Турчин [111], а также исследователи московского зодчества в трудах, собранных в материалах каталога «Оконные проемы и заполнения» НИПМ В/о «Союз реставрация».
К концу XX в. сложился круг литературы о культовом зодчестве Алтая, преимущественного исторического характера. Одни из первых упоминаний о культовых памятниках Алтая встречаются в работах Г.Д. Няшина [61] и А.Д. Крячкова [52]. Более углубленно тема истории храмостроения края отражена в работах А.П. Уманского [ИЗ] (1959 г.) и С.Н. Баландина [4-7] (1974 г.). В 90-е тт. XX в., когда актуальность изучения культовых построек России возросла, в сборниках научных статей появились работы искусствоведов, историков и краеведов Алтая, посвященные истории строительства храмов и деятельности православной церкви.
Фундаментальным трудом этого никла работ стала монография доктора искусствоведения Т.М. Степанской [91-105], в которой одна глава отведена культовому зодчеству Алтая XVIII - начала XX вв., где проведен стилистический и искусствоведческий анализ. К теме храмостроительства обращались историки А.Д. Сергеев [84-86], И.Ю. Исупов [31, 32], ТТ. Коваленко [42, 43], рассматривавшие историю создания отдельных памятников архитектуры, В 1999 г. вышла монография М.Р.Маняхиной [56, 57], в которой представлены общая картина храмостроения и история становления церкви на Алтае как государственного института.
История возникновения и деятельность Алтайской Духовной миссии представлены в публикациях А.П. Бородавкина [13], Н.Ю. Храповой [13], Б.Х. Кадикова [35].
Истории первого стекольного завода на Алтае (XVTTT в.) посвящен фундаментальный труд Н Я. Савельева [82], детально исследовавшего технологию этого производства и его значение для развития края. Стеклодельным заводам Сибири посвящена статья профессора И. Пономарева в журнале «Жизнь Сибири» [75]. Материалы о деятельности стекольных заводов Алтайского горного округа XIX в. содержатся в работах В.А. Скубневского [140], А.В. Старцева [140], Ф. Григорьева [18]. Исследованием кирпичных клейм конца XVIII - первой половины XIX вв. занимались В.Б. Бородаев [11, 12], Н.А. Елисеева [25] и А.В. Контев [45].
Анализ литературы убеждает в том, что специальных исследований по теме диссертации не проводилось.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - Алтайский край с примыкающими к нему территориями, входившими в XIX в. в Алтайский Горный округ.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ = вторая половина XVIII - начало XX вв.
И СТО Ч Н И КО ВО И БАЗОЙ исследования являются натурные памятники - храмы Алтая, а также архитектурная графика, фотодокументы и письменные источники, находящиеся в Центральном Хранилище Архивного Фонда Алтайского Края (ф.ф. 1, 26, 31, 50, 63, 64, 89-94, 130, 131, 135, 139, 156, 242, 243), в Российском государственном историческом архиве (ф.ф. 468, 485, 486, 799), в фототеке Музея строительства и архитектуры им. Щусева г. Москвы (Архитектурные детали церквей второй половины XIX в. РТ 6288 - РТ 6299), в Российском государственном архиве древних актов.
В работе использовались материалы Центрального Хранилища Архивного Фонда Алтайского края, опубликованные в тематических сборниках документов [29] (В.А. Скубневского, Т.М. Степанской, Д.С. Сергеева). Широко использовались материалы краеведов Алтая Я.Е. Кривоносова [50, 51], Т.В.Скворцовой [51, 148], М.А. Цел и тс вой [116], Ю.А. Крейдуна [49], основанные на архивных источниках.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - культовое зодчество Алтая середины XVlii - начала XX вв.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - динамика развития окна, как архитектурного элемента храмов Алтая середины XVIII - начала XX вв.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление роли окна как архитектурного элемента в композиционных решениях фасадов и исследование особенностей развития конструкций и декора окон в культовой архитектуре Алтая второй половины XVIII - начала XIX вв., в контексте общероссийской истории архитектуры.
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать историю видоизменения окна как архитектурного элемента и динамику развития светопроницаемых материалов, нашедших применение в оконном заполнении. Типизировать декоративные решения окон по образному признаку.
2. Выявить функциональные и символические аспекты окон православного храма.
3. Проанализировать роль окна в организации фасадов храмов Алтая второй половины XVIII - начала XX вв. в стилевой динамике развития.
4. Исследовать конструктивные и декоративные решения окон в православных храмах Алтая и осуществить их типологическую систематизацию.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ. Методологическая основа представлена общими и конкретными методами и подходами изучения архитектурных элементов. В работе использованы междисциплинарные подходы, соответствующие современным концепциям изучения и сохранения культурного наследия. Исследование выполнено на стыке наук: истории, искусствоведения, культурологии. Большое значение для автора имела концепция М.С. Кагана, рассматривавшего формообразование архитектонических произведений: «Конструкция определяет форму, а последняя - закон обратной связи ! -влияет на конструкцию, организуя и упорядочивая ее. Таким образом, рассматриваемое отношение определяется принципом единства конструкции и формы (тектоничностью). В основе синтеза материально-пространственных структур продуктов архитектуры лежат следующие необходимые и достаточные: принципы формирования конструкции ( экономичность, технологичность), принципы формообразования (образность, пластичность, организованность), принципы совмещения двух функций, специфические для художественного конструирования (содержательность и тектоничностъ)». В исследовании находят подтверждение концепции марксистско-ленинской эстетики, объясняющие основные законы развития материальной и духовной культуры.
При анализе динамики развития окон использовались следующие основополагающие методы: исторический, искусствоведческого описания, сравнительного анализа. Для более детального исследования окна был применен метод дифференциации, в результате которого анализ проводился отдельно для композиции окон на фасаде, конструкций проемов, декоративных решений окон и рисунков оконных переплетов. Метод типизации необходим для выявления линии развития конструктивно-декоративных решений окон. Метод статистического анализа дал возможность сделать выводы о наиболее устоявшихся традициях оформления окон. Метод интеграции применялся для создания целостной картины развития окон.
Полезными оказались методики В.И. Плужникова, основанные на изучении культовых форм отдельно взятого региона, а также методы изучения отдельных элементов фасадной пластики, основанные на правильном выборе принципов типологии и систематизации. Систематизация материала проводилась по методу Т. А. Славиной.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что: 1) извлечены из архивных хранилищ новые материалы по теме диссертации; 2) впервые составлена таблица существовавших и предполагавшихся к строительству каменных храмов Алтая (до настоящего времени была представлена таблица с перечнем только существующих или существовавших храмов, не отражающая материал изготовления, выполненная Я.Е. Кривоносовым); 3) осуществлена фотофиксация ранее не реставрировавшихся памятников, в результате которой были обнаружены подлинные оконные переплеты, ранее не зафиксированные в материалах публикаций; 4) была выявлена типология декоративных решений окон храмов Алтая; 5) впервые комплексно исследовано окно православного храма как архитектурный элемент в динамике изменений, проявившихся в течение конца XVIII - начала XX вв. в культовом зодчестве Алтая.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в возможности ее использования для дальнейших исследований в области каменной культовой архитектуры Алтая, для пополнения историко-философских материалов по тематике окон культовых построек, для разработки краевых строительно-архитектурных спецкурсов, для пополнения фотоматериалов и создания фототеки, а также в качестве дополнительного материала для сборников по истории архитектуры края. Материалы хорошо перекладываются в компьютерные программы, необходимые для реставраторов, искусствоведов и студентов строительных и искусствоведческих факультетов. В соавторстве со старшим преподавателем БПГУ Л .Н. Новиковой выпущено методическое пособие по курсу «История древнерусского искусства», которое используется в БПГУ им. В.М. Шукшина.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Материал исследования обсуждался на заседаниях кафедры культурологии и истории искусств АГУ.
Различные аспекты исследуемой темы освещались автором на всероссийских и региональных научных конференциях: научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Тульской епархии «Православие в современном обществе» (Тула, 1999 г., ТГПУ), 11 научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина (Барнаул, 1999 г., АГУ); научно-практическая конференция «Сохранение и изучение культурного |Ш«ледия Алтая» (Барнаул, 2000 г., АГУ), научно-практическая конференция культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2000 г., АГУ), научно-практтгчёская конференция «Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2002 г., АГУ),
СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена поставленными задачами исследования и направлена на их последовательное решение. Работа состоит из трех глав, вводной и заключительной частей, списка литературы, иллюстраций и списка иллюстраций.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв."
ВЫВОДЫ :
1. Для строительства храмов на Алтае применялись строительные материалы, аналогичные общероссийским, но имелись и некоторые особенности, например: для отделки применялся чугун, но редко использовался строительный камень, для декорирования не применялись изразцы.
2. В построении композиции фасадов храмов применялись различные способы взаимосвязи окон с горизонтальными членениями. Замечено, что из четырнадцати рассмотренных эклектических храмов в десяти храмах на фасадах применен способ взаимодействия окон с горизонтальными тягами «опирание», в пяти храмах - «подвешивание». Применявшиеся взаимодействия окон между собой можно разделить на окна-цепи, окна-группы и автономно расположенные окна.
3. На основании имеющейся информации о расстекловках одиннадцати храмов замечено, что применялись различные рисунки остекления окон: лучевые (в трех случаях), в виде розы (в четырех случаях), в виде лилии (в двух случаях), в виде стилизованного креста (в двух случаях) и единичные случаи использования иных способов расстекловок.
4. На основании анализа пяти храмов классицизма замечено, что на Алтае применялись разнообразные декоративные решения окон: ленточные, взаимосвязанные со стеной, комбинированные и без обрамлений.
5. На основании анализа двадцати храмов эклектики замечено, что на Алтае во второй половине XIX - начале XX вв. использовались различные декоративные решения, которые по конструктивному принципу можно разделить на ордерные, ступенчато углубленные, плоскофигурные, трифории, ленточные, комбинированные, а по стилевому принципу на русские, ренессанс-ные, барочные, классические и универсальные для всех стилей. окон видоизменяются, уровне архитектурной тивных решении - воз
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение развития окон культовых храмов Алтая повлекло за собой изучение развития окон, как единой целостности. В результате делаются вы воды:
1. В процессе эволюции декоративные решения повторяя черты предшествующих периодов на новом мысли и технического прогресса, что представляет собой спиралеобразное развитие, причем совершенствование строительных технологий имеет поступательный характер, а динамика конструктивно-декора вратно-поступательный.
2. При построении окон православных храмов наблюдается стремление к каноничности числа окон алтаря, где чаще всего привязка идет к числу три, символизирующему Святую Троицу. В декоративных р ется тяготение к килевидным формам, символизирующим «горение» души к Богу. !
3. При изучении культовых окон Алтая выявились не только их характерные черты развития в течение исследуемого периода, но и основные черты развития архитектуры Алтая в целом, отмечена общность черт развития культового строительства Алтая с общероссийским культовым зодчеством, в частности, иерархичность между культовым строительством столиц и провинции. Наблюдается поэтапность в строительстве культового зодчества на Алтае, которая нашла отражение в развитии форм окон.
4, Анализ конструктивных и декоративных решений окон культового зодчества Алтая в динамике их развития, проведенный на базе статистических исследований пяти храмов классицизма и двадцати пяти храмов эклектики, выявил, что: а) в период классицизма предпочтения отдавались прямым перемычкам, а в период эклектики полуциркульным; б) декоративные решения окон на Алтае отличались разнообразием (даже среди небольшого числа храмов классицизма использовались разнообразные приемы декоративных решений окон); в) при детальном рассмотрении храмов эклектики видно, что для оформления основного объема чаще применялись универсальные для всех стилей декоративные решения, реже - стилистически «характерные», среди «характерных» наиболее употребимы русские и ренессансные. Русские киле-видные завершения чаще встречаются в оформлении окон барабанов, чем основного объема; г) наблюдается разнообразие в выборе конструкций декоративных решений, среди них чаще всего встречаются ордерные, рельефные и плоские ленточные обрамления, также широкое распространение получили комбинированные и взаимосвязанные со стеной декоративные решения, реже - плоскофигурные;
5. Анализ декоративных решений оконных заполнений культового зодчества Алтая, проведенный на базе статистических исследований одиннадцати храмов, сохранивших информацию об их остеклении, показал, что в создании рисунков оконных переплетов предпочтение отдавалось лучевым рас-стекловкам и расстекловкам в виде розы, реже использовались расстекловки в виде лилии и стилизованного креста, и только в единичных случаях употреблялись иные расстекловки.
64 Конструктивные изменения формы проема и декоративного решения д . Ш окна происходят под влиянием стиля и под воздействием индивидуальности в сохраняется, а образ эн; архитектора. На Алтае при активном использовании типовых проектов декоративные приемы оконных решений проявлялись не столько в поисках новых объемно - пространственных форм, сколько в выборе уже имевшихся, корректируемых архитектором.
7. Окно, являясь основным элементом, организующим фасады, выполняет и различные эстетические функции в зависимости от той роли, которую им отводит архитектор. а) окна индивидуализируют храм, создавая характерный запоминающийся образ, что хорошо просматривается в строительстве нескольких храмов по одному типовому проекту, где форма объемог фасадов меняется за счет изменения ритма и декора ою: б) в трехчастных храмах окна подчеркивают иерархию архитектурных объемов храма размером или декором; в) в случае зальных храмов при невыраженных архитектурных объемах окна отражают внутреннее деление объема; г) единообразным решением окон создается цельный образ храма, особенно если окна связаны единой лентой тяти или пояска; д) окна подчеркивают симметрию храма или создают асимметрию; е) с помощью окон разбиваются большие размеры фасадов на ярусы, создавая ритмичную порядовую композицию; ж) окна являются носителями признаков стиля, Так как элементы декора концентрируются в наличниках окон; з) распространение в XIX в. мотива завершения килевидных наличников, именуемых «пламеневидными», сближает их с национальными русскими традициями храмостроения.
Сделанные выводы подводят к более общему заключению о том, что Алтай, представляющий отдаленный от столиц регион, имел культовую архи
153 тектуру, отличающуюся многообразием фасадной пластики, которая уступала столичной, но не была примитивной.
Список научной литературыВолкова, Юлия Витальевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Аркин Д.Е. Захаров и Воронихин. М.: Изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1953. - 78 с.
2. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. - 400 с.
3. Ашарина Н.А. Русские заводы художественного стекла ХУП-ХЕХ вв.// Из истории русской керамики и стекла XVTT-XIX вв. Сб. науч. труд. М.: 1986-С. 3-16
4. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. -112 е., 2 л. ил.
5. Баландин С.Н. Планировка и застройка г.Барнаула: Автореф. дис. на соискание учен. степ. канд. ист. наук- Новосибирск, 1960. 22 с.
6. Баландин С.Н. Крячков. Сибирский архитектор. Новосибирск: Зап.-Сиб. Кн. изд-во, 1973. - 55 с.
7. Безбородов М.А. Стеклоделие в древней Руси. Минск: Изд. АНБССР, 1956,- 306 е., ил.
8. Борисовский Г.Б. Красоа и польза в Архитектуре. М.: Стройиздат, 1975. -129 с.
9. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. М.: Изд-во стандартов, 1989. -191 с.
10. Бородаев В.Б. Клейма на кирпичах из раскопа 1 на Барнаульском сереброплавильном заводе// Ползуновские чтения Барнаул., 1991. - С. 50- 57
11. Бородаев В.Б. Клейма на кирпичах из раскопа 1 на Барнаульском сереброплавильном заводе// Ползуновские чтения Барнаул, 1991. - С. 71-77
12. Бородавки и Л.ГГ., Храпова Н.Ю. К вопросу о культурно-просветительской деятельности архимандрита Макария (М.Я. Глухарева) идеолога и основателя Алтайской Духовной миссии // Алтайский сборник. Вып. XV - Барнаул: , 1992. - С. 14-29
13. Ьусева-Давыдова И.Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля /Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре М.: Стройиздат, 1995. - 400 е.: ил.
14. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.: Изд. всесоюзной академии архитектуры., 1936. - 332 с.
15. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. М.: Стройиздат, 1983. - 200 с.
16. Грабарь Н.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. СПб.: Лен-издат, 1994. - 384 е., ил.
17. Григорьев Ф. Ему многим обязан наш город (О купце Иване Платонове)// Барнаул. 1993. - №2. - С.150-152.
18. Гримм Г.Г. Архитектура перекрытий русского классицизма. Л.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. - 214 с.
19. Гришаев В.Ф. Церковь Св. Дмитрия Ростовского// Охрана и изучение культового наследия Алтая. Барнаул. 1993. - С. 267-270.
20. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII нач. XX вв.) - Барнаул: Б.и., 1997. - 408 с.
21. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.) Барнаул: Б.и.> 1999. - 383 с.
22. Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. - 160 с.
23. Долнаков А.П Архитектор-художник К. К. Лыгин // Краеведческий вестник Бийск, 1998. - № 6 - С.
24. Елисеева Н.А. Клейма на кирпичах сереброплавильной фабрики (нач. XIX в.) // Ползуновские чтения Барнаул, 1991. С. 58-64
25. Жаврид М.Ф. Белорусское стекло. Минск: Наука и техника, 1969,- 182 с.
26. Зубов В. Архитектура античного мира. М.: Изд. Академии Архитектуры СССР, 1940. - 520 с.
27. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. М.: Стройиздат, 1997. - 559 е., ил.
28. История Алтая в документах и материалах. Конец XVII начало XX вв. / Арх. отдел Алт. Крайисполкома; Гос. архив Алт. края. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. - 352 с.
29. История русской архитектуры. Славина Т. А. ч. 2, гл. 7 СПБ. 1994. 289с.
30. Исупов С.Ю. Бийск: острог, крепость, город.- Бийск. НИЦ БиГПИ, 1999. -с 343
31. Исупов С.Ю. Здание бывшей гарнизонной гауптвахты Бийской крепости. // Бийск. Бийскнй район: Памятники истории и культуры Бийск, 1992. -С. 49-50
32. Каган М.С. Морфология искусства. ч 1, 2, 3 - Л.: Искусство, 1972. - 440 С. 24-26
33. Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование: система практики, система оценки. Л.: ЛДНТП, 1973. 32 с.
34. Кадиков Б.Х. Главы из истории: Архимандрит Макарий . Бийск. - № 2 -1993.-С. 4-18
35. Качалов Н.Н. Стекло. М. Изд. АН СССР, 1959. - 465 с.
36. Кирилов В.В. Тобольск. М.: Искусство, 19$4. - 240 с.
37. Кириченко Е.И. Архитектурные теорий XIX в. в России. М.: Искусство, 1986. -344 е., 32 л. ил.
38. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя памятник архитектуры 18301850 гг. / Храм Христа Спасителя: Сборник. - М.: Московский рабочий, 1996.-256 е., 32 е., ил.
39. Киселев И.А. Слуховые окна жилых домов Москвы первой половины XIX в. М.: Согозреставрация, 1987. - 41 с.
40. А1.Клиндт JI., Фрезе X. Конструкции окон. М.: Строй издат, 1987. - 112 е., ил.
41. Коваленко П. Александровский собор // Бийск. 2000. - №8 - С. 16-18
42. Коваленко П. Бийские святыни // Бийский Вестник. 2003. № 1. - С. 139147
43. Контев А.В. Клейма на кирпичах богадельни// Ползуновские чтения Барнаул., 1991. - С. 64- 70
44. Коптев Л.В. Материалы по истории Нагорного кладбища г.Барнаула // Сохранение и изучение культового наследия Алтайского края. науч. практ. конф. Барнаул: НПЦ «Наследие», БГПУ, 1995. - С. 178-185
45. Копы лова С.В. Каменное строительство Сибири (конец XVII-XVIII вв.) -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1979. 255 с.
46. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири М.: Стройиздат, 1978. -190 с.
47. К у бри на Г.А. Барнаульское Нагорное кладбище // Охрана и изучение культурного наследие Алтая. Ч.ГГ. Баонаул, 1993. С. 275-277
48. Крейдун Ю.А. Первый каменный храм в Горном Алтае// Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Выпуск XII Барнаул, 2001.-С. 267-270.
49. Кривоносов Я. Е. Храмы Алтая. Барнаул: Изд-во АТУ, 1997. - 55 с.51 .Кривоносое Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001. - 175с.
50. Крячков А.Д. Труды Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, Сб. № 1 Новосибирск: Новосибирское обл. Изд., 1937.-е. 20-47
51. Леонов В. Древнерусские окна // Зодчий. 1876. - № 1. - С. 6-7.
52. Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX нач. XX вв. - Л.: Знание, 1988. - 32 с.
53. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. М.: Просвещение, 1974. - 336 с.
54. Маняхина М. Р. История культовой архитектуры Алтая XVIII нач. XX вв. (Историко-архитектурное исследования). - Барнаул: Изд-во Гос. пед. ун-та, 1999.- 120 с.
55. Маняхина М. Р. Православная церковь в культуре Алтая XV1I1 нач. XX вв. - СПб.: Абвега, 1997. - 19 с.
56. Менделеев. Д.И. Стеклянное производство. СПб.: издание товарищества «Общественная польза», 1864. - 374 с.
57. Менк X., Зайферт Э. Окна для реконструируемых зданий. М.: Стройиз-дат, 1992. - 208 с. ил.
58. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
59. Павлов Н. «Изразцовое окно» в системе русского храма.// Декоративное искусство СССР- 1979. №8. - С. 24-26
60. Пилявский. В.И., Новицкий В.В. Альбом образцовых проектов В.И. Гесте// Строительство и архитектура Ленинграда 1961. - № 9
61. Пилявский В.И. Градостроительные мероприятия и образцовые проекты в России в начале XX в.// Архитектурная практика и история архитектуры. Сборник научных трудов. М., 1958. - Вып. 21
62. Плужников В.И. Объмные композиции культовых построек Орловской области. /Памятники русской архитектуры и монументального искусства./ Отв. ред. В П. Выголов -М.: Наука, 1980,- С. 182-214
63. Плужников В.И, Организация фасада в архитектуре русского барокко. -М,1982. С. 88-127711 (лужников В.И. Распространение западного декора в петровском зодчестве/Древнерусское искусство./ Отв. ред. Г.В. Попов. М.: Наука, 1975. - С. 362 - 370
64. Плужников В.И. Русское искусство первой четверти XVIII в. М.: Наука, 1974.- 108 с.
65. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев JT.A., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. - 264 с.
66. Покровский Н.В. Памятники христианской архитектуры, особенно русские. М.: Вузовская книга, 2000. - 96 е.: ил.
67. Пономарев И. Стеклоделательные заводы в Сибири. // Жизнь Сибири. -1924-№7-9-С. 145-154
68. Попадюк С.С. Теория неклассических архитектурных форм: Русский архитектурный декор XVI! в. М.: Эдиториал УРСС, 1998. -192 с.
69. Попадюк С.С. Наличники «ярославской т11колы»/Памятники русской архитектуры и монументального искусства./ Отв. ред. В. П. Вы го лов М.: Наука, 1980.- С. 64-87
70. Прибытков а А.М. Первые металлургические заводы на Алтае // Архитектурное наследство. Вып. 15. - М. 1963 - С. 122-144
71. Пунин A.JI. Архитектура Санкт-Петербурга сер. XIX в. JI.: Лениздат, 1990.-351 с.
72. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре нач. XX в. Архив архитектуры. М., 1992.
73. Русские стекольные заводы XVII первой половины XIX вв. Каталог. // Из истории русской керамики и стекла XVII-XIX вв. Сб. науч. труд.- С. 316
74. Савельев. Н.Я. Алтайские мастера хрустального дела. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1958. - 56 с.
75. Святыни древней Москвы. М.: МП «Никое» ПКП «Контакт», 1993. - 176 е., ил.
76. Сергеев А.Д. Тайны алтайских крепостей. Барнаул.: Алт. кн. изд., 1975.32 с.
77. Сергеев А.Д. Духовному правлению быть в Барнауле// Алтай. -1995. №3 -С. 108-117
78. Сергеев А.Д. Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1980. 120 с.
79. Славина Т. А. К. Тон. Л: Стройиздат, 1989. - 222 с.
80. Скубневский В.А. Камень-на-Оби в конце XIX начале XX вв. // Алтайский сборник. Вып. XVI - Барнаул, 1995. - С. 54-66
81. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX начале XX в. Часть I. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2003. -360 с.
82. Старцев А.В. Меценаты. Штрихи к социальному портрету алтайского ку-печества//Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991. - С. 56-6491 .Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII нач. XX в. - Барнаул: Из-во Алт. Ун-та, 1995. - 181с., ил.
83. Степанская Т.М. Архитектура города Змеиногорска втор. пол. XV1I1 нач. XX вв.// Серебренный венец России (Очерки истории Змеиногорска). -1999. - С 267-295
84. Степанская Т.М. Архитектурный облик исторического центра Камень-на-Оби // Очерки истории Камень-на-Оби. Камень-на-Оби, 1996.- С. 58-66, ил.
85. Степанская Т.М. Бийск. Бийский район: Памятники истории и культуры / Алт. гос. Ун-т: Редкол.: Т.М. Степанская и др. Бийск. 1992. С. 74-100
86. Степанская Т.М. Богоявленская церковь города Камня-на Оби/7 Алтайский сборник. Вып. XV. Барнаул, 1992. - 186-192 с.
87. Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая // Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991. - С. 94-104,133-137, ил.
88. Степанская Т.М. Очерки истории Камия=ка=Оби. Камень-на-Оби., 1996.
89. Степанская Т.М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края: Каталог./ Апт. краев, ассоц. Барнаул, 1990. 62 е., ил.
90. Степанская Т.М. Памятники истории и культуры Северо-Западного Алтая: Метод. Материалы к обсуждению макета Свода памятников/ Краев, отд-ние ВООПИК. Барнаул, 1990. - 131 с.
91. ОО.Степанская Т.М. Первые архитекторы Алтая/ Алт. краев, музей изобразит. и приклад, искусств., Краев, отделение ВООПИК. Барнаул: 1980. - 1 слож. л., ил.101 .Степанская Т. М. Служили отечеству на Алтае. Барнаул: Пикет, 1998. -137 с.
92. Степанская Т.М. Храм как духовная, эстетическая и художественная целостность/ Вестник Новосиирского отделения ПАНИ. Новосибирск, 1997.-С. 23-25.
93. Степанская Т.М. Храмы Барнаула: Петропавлов. собор, церковь Дмитрия Ростовского, Покровского собор и др. // Сиб. Старина. Томск, 1994. -№8-С. 41-45
94. Степанская Т.М. 90 лет со дня освящения церкви святого Николая-Чудотворца // Барнаульский хранограф. 1996. Барнаул, 1995,- С 4-6
95. Степанская Т.М. 140 лет со времени завершения строительства Знаменской церкви // Барнаульский хронограф. 1996. Барнаул, 1995. - С. 36-38.
96. Старухин Н.А. Материалы по истории Крестовоздвиженской церкви г.Барнаула// Гуляевские чтения. Барнаул, 1998. Вып 1. С. 292-298
97. Ю7.Стингл М. Государство инков. М.: Прогресй, 1986. - 272 с.
98. Тренев Д. К. в книге. Памятники древнерусского искусства. Церковь Грузинской Богоматери в Москве. Москва, 1903. - 112 с.109 .Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991,- 112 с.
99. ПО.Туманик Т.Г. Применение ордерных форм в архитектуре городов Западной Сибири конца XVII сер XX вв.( на примере Омска, Томска, Барнаула и Новосибирска) - Новосибирск: Б.и., 1999. - 27 с.
100. Ш.Турчин В. Окно: форма, пространство, образ.// Декоративное искусство 1972. 8 -С. 31-40
101. Тыдман JI.B. Изба. Дом. Дворец. М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 336 с.
102. Уманский А.П. Памятники культуры Алтая. Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1959. - 252 с.
103. Флоренский П.А, Избранные труды по искусству. М.: Изобр. искусство, 1996.-335 с.
104. Цаиенко М. Архитектура Левобережной Украины XVII- XVIII вв. М.: издательство литературы по строительству, 1967. - 236 е., ил
105. Иб.Целищева М.А. Церковь Дмитрия Ростовского г.Барнаул, ул.Пушкина, 55а (бывшая ул. Иркутская)// Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Выпуск XII Барнаул, 2001. - С. 254-259.
106. Черняк Я.Н. Очерки по истории кирпичного производства в России. М.: Стройиздат, 1957. - 48 с.
107. П8.Шмойлов Э.П. Бийск. Очерки истории города. Бийск: Изд-во БиГПИ, 1993. - 352 с.
108. Щапова Ю.Л. Византийское стекло: Очерки истории. М.: Издательство МГУ им. Ломоносова, 1998. - 286 е., ил.
109. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М.; Издательство МГУ, 1972. -215 е., ил.
110. Щапова Ю.Л. Очерки истории древиЦЧ} стеклоделия,- М.: ИздательствоГ1. МГУ, 1983.-200 е., ил.
111. Щеглова Т.К. Срубная четырехярусная мельница в с. Смоленском, Смоленский район // Промышленное зодчество Алтая, мат-лы межрегиональной научной конференции Барнаул: изд-во АГУ - С. 64-66
112. Юдалевич М.И. Барнаул. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1992. -216 е., ил.
113. Барановский Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Т.1 СПб.: Изд. ред. журнала «Строитель», 1902 - 526 с.
114. Барнаул. Энциклопедия. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000 - 408 с.
115. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. СПб.: Строй-издат СПб, 1999. - 256 е., ил.
116. Болыпая Энциклопедия под ред. С.Н. Южакова СПб типогфия товарищества «Просвящение» 1904 с 359
117. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб.: Лита, 1998. - 672 с.
118. Всеобщая история архитектуры Т 3. М.: Изд-во лит-ры по строительству, 1966. -688 с.
119. Всеобщая история архитектуры Т 6. М.: Изд-во лит-ры по строительству, 1968. - 568 с.132 .Всемирная история. Т 1 М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1955. -748 с.
120. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 669 с.
121. Керлот Хуан Эдуардо. Энциклопедия символов. М. REFL book. 1994, 608 с.
122. Краткий политехнический словарь. М: Гос. изд. Технико-теоретической лит., 1956. 1136 с.136,Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык., 1989. - 924 с.
123. ТТартина А.С. Архитектурные термины. М.: Стройиздат., 2001. - 208 е., ил.
124. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М.: Искусство, 1995. - 160 с.
125. Сибирская Советская энциклопедия Новосибирск, 1929, - Т. 1
126. Энциклопедия Алтайского края: в двух томах. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1995. - Т.2. - 488 с.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
127. Боженко. Памятникам архитектуры вторую жизнь.// Молодежь Алтая. -1984 15 марта = С. 3
128. Гришаев В.Ф. Поруганный храм// Молодежь Алтая. 1990. - 18 мая (№ 21).-С. 4, ил
129. Диво Дивное (история возникновения храма Ильи Пророка в с.Панкрушиха)// Алтайская Миссия.- J996 № 12 - С.1, 8
130. Крейдун Г. Форпост Миссионерства.// Алтайская Миссия.- 2000 № 11-12 С.6
131. Ракитин Г. Войсковая церковь Барнаула.// Алтайская Миссия. 1997 №4 -С.8
132. Скворцова Т. 140 лет Знаменского храма.// Алтайская Миссия,- 1998 № 28 С.2
133. Торопчин М.В., Шипилов В.Н. К столетию храма Успения Пресвятой богородицы г.Бийска. //Храм -спец. выпуск.- 1998 -ноябрь С. 1-8
134. О. Шевчук. Дорога в Корабейниково. // Алтайская правда. 1989 - 18 апреля - С. 31. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ151.Библия Ин. 8.12152.Библия Ии. 1.5
135. Библия Моисей кн. 1, гл.1, 3-5
136. Музей строительства и архитектуры им. Щусева. Архитектурные детали церквей второй половины XIX в. PI 6288 PI 6299
137. Коран. Сура 24. Свет 35 (35)
138. Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 468, оп. 23, д. 1447.
139. Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 468, оп. 27, д. 1036.
140. Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 485, оп. 5, д. 863.
141. Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 486, оп. 18, д. 73.
142. Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 799, оп. 33, д. 2139.161 .Храм во имя Александра Невского г. Бийска. Фото автора.
143. Храм во имя Архангела Михаила с. Корабейниково. Фото личный архивч1. Т.М. Степанской.
144. Храм во имя Богоявления Господня с. Камень. Фото личный архив Т.М. Степанской
145. Храм во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Барнаула. Фото автора.165 .Храм во имя Дмитрия Ростовского г. Барнаула. Фото автора.
146. Храм во имя Знамения Божьей Матери г. Барнаула. Фото автора
147. Храм во имя Казанской Божьей Матери (Дмитрия Ростовского) г. Бийска. Фото автора.
148. Храм во имя Казанской Божьей Матери г. Барнаула. Фото Т. личный архив Скворцовой
149. Храм во имя Покрова Божьей Матери г. Барнаула. Фото автора.
150. Храм во имя Св. Живоначальной Троицы г. Бийска. Фото. Бийский краеведческий музей. К.п. о.ф. 10405/6 171 .Храм во имя Св. Николая Чудотворца г. Барнаула. Фото автора.
151. Храм сошествия Святого Духа с. Майма. 1842-1845. Фото автора
152. Храм с. Сорокино. ЦХАФАК. ФП. 5876, он. 5, д. 333.
153. Храм во имя Успения Божьей Матери г. Бийска. Фото автора.
154. Храм во имя Успения Божьей Матери г. Бийска. Фото. Бийский краеведческий музей. К.п. о.ф. 11049/2
155. Храм во имя Успения Божьей Матери (казачий) г. Бийска. Фото. Бийский краеведческий музей. К.п. о.ф. 10865/2
156. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д 38
157. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф.50, он. 11, д. За
158. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф.50, оп.11, д. 6
159. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 50, оп. 11, д. 41 181 .Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 50, оп.11, д. 55
160. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 50, on. 11, д 63
161. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края, Ф. 50, on. 11, д. 72
162. Центр Хранения архивного фонда АМЧйского края. Ф. 31, on. 1, д. 505
163. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, on. 11, д. 516
164. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, оп. 11, д. 517
165. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, оп.11, д 524
166. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 525 193 .Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 527
167. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 534
168. Центр Хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 86, on. 1, д. 16
169. ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
170. Илл 1. Античное зодчество а-Храм Эрехтейона в Афинах (конец V в. до н.э.); б Арсенал в Пирее
171. Илл. 2. Окна готических зданий. Илл. 3. Древнерусское завершение и завершение
172. Илл. б. Окна эпохи Возрождения: а окно дворового фасада дворца Дождей в Венеции; б-полуциркульное окно с кронштейнам на арке; в - окно палацио Строцци во Флоренции; г - окно с балконам в Канчеллерии в Риме. Браманте.ft1. Ч>——
173. ИллЛ А -Я, Нермеер Дельфтсюш. Девушка, читающая письмо. ( 'ер. XIII в,; !> А. Дюррер. Св. 11 срои им a келье. /514; а - Jeonapoo оа Винчи. Маооипа с цветком. (МаОагша с млааением). I47H; Г - Робер Камжн. МаОонна с младенцем у камина. 1433-1435
174. Илл 9. Архитектура России XVIII XX вв. а - окна триода "Петровского" барокко; б - окна периода "Елизаветинского " барокко; в - окна модерна
175. Илл. 10. Архитектура Левобережной Украины XVII- XVIII: а типы оконных наличников; б - окна фронтонов1. РАННьпЕТРОескнй1. БАРОЧНО ЕВРОПЕЙСКИЙsJss АА1.Qv,тг1. ПХГ)ran37й:7>