автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века
Текст диссертации на тему "Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века"
/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Институт государственного управления и социальных исследований
На правах рукописи
К АРГИ НА ИРИНА ГЕОРГИЕВНА
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ В 90-х ГОДАХ XX ВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность: 22.00.04 - «Социальная структура, социальные
институты и процессы»
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор В.П. Култыгин
Москва 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................... 3
Глава I.
Теоретико-методологические принципы изучения социальной деятельности религиозных организаций. ..... 23
§ 1. Становление изучения социальных аспектов религии ........ 23
§2. Христианство в России - проблемы идентификации и система классификации действующих религиозных объединений ........................................... 52
§3. Социальная деятельность христианских объединений России: понятие и социологические методы
исследования ........................................ 79
Глава II.
Современные процессы в сфере динамики
социальной деятельности христианских
объединений России ........................................96
§ 1. Закономерности изменения числа христианских
объединений России. ..................................... 96
§2. Современные тенденции в сфере динамики
конфессиональных соотношений. ........................103
§3. Типология социальной деятельности российских
христианских объединений. _ _ _ _ _ 111
§4. Влияние вероисповедания и фактора среды на
социальную активность современных христианских
церковных объединений. .........................122
§5. Социально-демографическая структура и
закономерности изменения числа последователей
современных христианских церковных объединений
России. ..............................................129
Заключение .....................................142
Литература ..................................................149
Приложения 164-
182
1. Таблица№1.Отношение россиян к религии. Сводные данные результатов исследований. Таблица №2. Состав верующих. Сводные данные результатов исследований по
основным группам верующих. ...............................164
2. Анкета для местных христианских организаций................165
3. Фрагменты из некоторых писем, которые были получены в ходе почтового опроса руководителей христианских религиозных объединений в 1993-1994 годах ................. 167
4. Бланк-интервью для Церквей (Специальная анкета интервьюера) ............................................. 171
5. Религиозные организации Москвы. Статистические данные.......176
6. Таблица№4-2. Данные о количестве действующих христианских религиозных объединений в ряде регионов Украины. Таблица №5. Религиозные организации России
(1996, 1997 годы). ..........................................179
7. Таблица№7. Показатели динамики активности
протестантских и православных церквей. ..................180
8. Таблица №9. Показатели динами крещений в протестантских и православных церквях. Таблица№12. Распределение членов церквей по социальному составу в
ряде регионов России и Украины. .............................182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время российское общество характеризуется значительной динамикой процессов, происходящих в религиозной сфере. Эти процессы были вызваны глубокими социально-экономическими, политическими и
идеологическими переменами в государстве конца 80-х начала 90-х годов. В этих условиях религия выступила в роли своеобразного социального амортизатора в силу имеющихся у нее специфических функциональных особенностей. Так, смена ориентации общественного развития общества, развал СССР породили глубочайшую обеспокоенность миллионов людей из-за утраты твердых социальных ориентаций, усилили разочарование и недоверие не только к прежней системе духовных ценностей, но и к тем, которые пришли им на смену. Это вызвало потребность заполнить остро ощущаемый духовный вакуум непреходящими в своей основе духовными ценностями - религиозными.
К факторам, стимулирующим реставрацию религиозности в России периода 90-х годов можно отнести также возникшую потребность общества в возвращении в русло исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; обретенную в результате реформ свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; разрушение сферы социальной помощи, обусловившее потребность широких слоев населения как в бескорыстной заботе, психологическом утешении, так и в непосредственной магии, предсказаниях будущего.
Следствием перечисленных общественных процессов и особенностей функционального воздействия религии на общество явилось резкое возрастание числа россиян, связавших себя с какой-либо религией, увеличение количества и спектра различных религиозных образований -
прежде всего христианских. Исследователи, публицисты и религиозные деятели назвали это явление "религиозным бумом".
Так, если в конце 80-х годов к верующим относили себя примерно 10% взрослого населения советского государства1, то в ходе опросов, проведенных в 1994 году исследовательским центром "Религия в современном обществе", в России число людей, назвавших себя верующими составило 39%2. Число верующих людей в России продолжает расти. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем в 1996 году к верующим себя причислили уже
Л
49,6% опрошенных россиян , подавляющая часть которых называет себя христианами. В 1990 году в России было официально зарегистрировано 5501 религиозное объединение4, а по состоянию на 1 января 1996 года их официальное число в России составило 130785. Причем число официально зарегистрированных религиозных объединений выросло как за счет вновь созданных, так и за счет тех объединений, которые существовали в прежние годы, но действовали нелегально (например, часть баптистов, пятидесятников, молокан, «катакомбная» православная церковь и другие).
Одним из важнейших политических событий в жизни верующих, обусловивших изменение статуса религии в обществе, стало принятие в 1990 году Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях", а вслед за ним и Закона РФ "О свободе вероисповеданий". Тем самым были открыты новые возможности для развития религиозной сферы жизнедеятельности российского общества.
1 См.: Филатов С. Преодолеем ли предрассудки?// Свободная мысль. - 1993, №3, С.65.
2 См.: Мчедлов МП., Нуруллаев A.A., Филимонов Э.П. Элбакян Е.С. Религия в Зеркале общественного мнения.// Социологические исследования. - 1994, №5, С.46.
3 См.: Религиозные объединения в современной России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. - М., 1996, Выпуск №4(18), Серия: «Социология», С.5.
4 См.: Религиозные организации России. Справочник. - М., 1993, С.79.
5 См.: Религиозные объединения в современной России. Аналитические обозрения... -С.93.
Следует принять во внимание, что процессы, происходящие в религиозной жизни России сегодня необычайно сложны и неоднородны. Существенное влияние на характер их течения оказывает исторический опыт Российского государства, когда существование религиозных институтов, например, в советский период представляло собой жестокое противостояние церкви и государства. В процессе этого конфликта церковь (здесь мы имеем в виду прежде всего христианскую церковь как наиболее многочисленный исторически обусловленный религиозный институт России) решала не просто проблему сохранения "самости", но проблему своего бытия как такового. Большая часть социальной энергии церкви уходила на это противостояние. Но главное, она развивалась и действовала не по имманентно присущим ей законам, а в жестких рамках дозволенного, отыскивая модель служения в условиях сурового давления внешнего окружения, в условиях формировавшегося годами антирелигиозного общественного сознания. Церковь по сути дела оказалась вытесненной из принципиальных для нее сфер служения: катехизаторской, миссионерской, благотворительной, просветительской, опеки над нуждающимися в моральной и материальной поддержке и проч. В силу указанных причин естественным оказалось то, что в новых условиях христианской церкви России (как и другим религиям, обладающим историческим опытом существования в российской культурной среде) потребовалось время для выработки богословского осмысления ситуации, определения новой деятельной концепции и трансформации ее положений в ткань современной социальной практики. Так как степень адаптивности к социальным изменениям различных религиозных групп существенно отличается одна от другой (в силу имеющихся у них доктринальных различий), то и современное российское религиозное пространство характеризуется прежде всего неоднородностью
на фоне в целом высокой степени динамики социальной активности религиозных образований.
Что представляют собой в настоящее время многочисленные христианские религиозные объединения России с точки зрения их институционального устройства и социально-демографической характеристики их последователей? Какие закономерности существуют в изменении их общего количества и внутреннего роста? В каких пропорциях представлены в российском религиозном пространстве объединения, принадлежащие к трем основным ветвям христианства -православию, протестантству и католицизму? Каковы наблюдаются тенденции в изменении этих пропорций в настоящее время? Каковы преимущественные сферы деятельности христианских объединений сегодня?
К сожалению, эти вопросы в настоящее время изучены явно недостаточно. Получение ответов на них прежде всего возможны посредством социологических исследований.
Отечественные социологи утверждают, что одной из характерных черт верующих-христиан сегодня является то, что они менее пессимистичны в оценках перспектив развития страны, они более склонны руководствоваться понятием «справедливости» в своей деятельности, выступают за сохранение семейных, национальных и других общечеловеческих ценностей.6 В связи с этим некоторые эксперты высказывают предположение, что получив доступ к общественно-политической жизни, верующие-христиане способны оказать влияние на государственную политику, меняя общественно-политическую ориентацию в сторону ее гуманизации, утверждения уважение к
См., например, Мчедлов М.П. О религиозности Российской молодежи.// Социологические исследования. - 1998, №6, С. 107.; Шаповалов В.Ф. Откуда придет дух капитализма»?// Социологические исследования. - 1994, №2.
меньшинствам и к самому малому «меньшинству» - человеку7. Необходимостью привнесения христианско-нравственных ценностей в современную политику уже сегодня руководствуются эксперты Российского института стратегических оценок (ИСО) при разработке основ Концепции национальной безопасности России8. Речь идет о том, что нравственная политика, основанная на христианских ценностях, может уменьшить неизбежные трудности реформ и перемен. Нравственная христианская политика развернута к человеку, помогает ему принять и поддерживать эти перемены. И напротив, политика, игнорирующая проблемы и страдания человека, неизбежно ведет к кризисам и конфликтам.
В этих условиях исключительно актуальными и перспективными являются любые попытки изучения процессов, происходящих в христианской религиозной среде.
В рамках этого направления, настоящая диссертационная работа представляет опыт социологического исследования деятельности современных христианских религиозных объединений России и обобщения некоторых методологических принципов, соблюдение которых оказывается полезным при осуществлении подобных исследований.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению различных аспектов деятельности христианских религиозных объединений России посвящено сравнительно небольшое количество работ.
В целом все исследования в этой области можно подразделить на две группы: исследования, относящиеся к периоду существования Советского государства и исследования, проводимые после его распада.
7 См., например, Коновалов А., Ознобищев С. Христианско-нравственные ценности и политика.// Информационный вестник Общероссийской общественной организации «Христианское социальное движение». -М., 1998, №2(6), С.51-52.
8 См. там же.
Причина такого разделения оказывается очевидной, если принять во внимание объект исследования - религию.
Условия, в которых осуществлялись социологические исследования до 90-х годов, достаточно лаконично и четко описаны Амелиным В.Н.: «...социологические теории и эмпирические исследования, описывающие политическую реальность, имели право на существование лишь в пределах тех установок и выводов, которые были в свое время сделаны классиками марксизма-ленинизма. Новые же подходы и самостоятельные положения, которые пытались реализовать отдельные исследователи, рассматривались руководством как подрыв марксистско-ленинской идеологии».9 К этому можно добавить фрагмент из воспоминаний Митрохина Л.Н. о собственном опыте исследований сектантских религиозных объединений в 60-х годах: «Инстанции все настоятельнее требовали обеспечить ускорение темпов «угасания» религии»10. Безусловно, обстановка тех лет не могла не сказаться на содержании публикуемых данных социологических исследований. Однако следует признать, что и в тех условиях были достигнуты определенные результаты, наработан полезный опыт проведения эмпирических исследований институциональных характеристик религиозных объединений, полностью отрицать который было бы неправомерно. Так, можно назвать работы Клибанова А.И.11, Филимонова Э.Г.12, Дудова А.И.13, Лялиной Г.С.14, Яблокова И.Н.15, Митрохина Л.Н16 и других исследователей.
9 Амелин В.Н. Социология политики. - М., МГУ, 1996, С.4.
10 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб, РХГИ, 1997, С.58.
11 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., Наука, 1965.; религиозное сектантства и современность. - М., Наука, 1969.
12 Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. - М. 1969.
13
Дудов А.И. Социальные функции протестантской общины. - М., МГУ, 1975.
14 Лялина Г.С. Баптизм: Иллюзии и реальность. - М., 1977.
15 Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979.
16 Митрохин Л.Н. Баптизм. - М., 1996; Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., «Республика», 1993.
С признанием правомерности идеологического плюрализма в обществе (конец 80-х начало 90-х годов) от социологии религии потребовалась смена исследовательской парадигмы - признание религии как закономерного явления. Результатом этих процессов явилось то, что в большей своей части социологические исследования стали нацелены на объективный анализ происходящих в современном обществе перемен в сфере религиозного сознания и религиозной деятельности
Вопросам, связанным с различными аспектами проявления религиозности в обществе посвящены монографии и статьи отечественных исследователей Бондаренко В.Д., Гараджи В.И., Дубина Б.В., Елизаровой
М.М., Кислицина Г.Л., Мчедлова М.П., Элбакяна Е.С., Филатова С.Б.,
11
Воронцовой JI.M., Варзановой Т.И., Жеребятьева М.А. и других .
В настоящее время в России действует ряд научных коллективов, занимающихся изучением различных аспектов, связанных с изменениями в религиозной сфере последних лет: состояния религиозности в стране (Всероссийский Центр изучения общественного мнения - ВЦИОМ18), взаимовлияния религии и политики (Российская Академия государственной службы при президенте РФ)19, проблем межконфессиональных отношений, религиозности в обществе (Институт
17 Бондаренко В.Д. и др. Религиозная община в современном обществе. - Киев; Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995; Религиоведение. - М., 1995, 2-е издание; Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.// Информационный бюллетень ВЦИОМ - М., 1996, №6; Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи.// Социологические исследования. - М., 1998, №6; Филатов С.Б. Религия и политика в общественном сознании.// Религия и демократия. - М., 1993; Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Как идет религиозное возрождение России?// Наука и религия. -М., 1993, №7.; Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании. /Религия и политика в посткоммунистической России. - М., 1944, С.33-99; Варзанова Т.И. Религиозная ситуация в России.// Церковно-общественный вестник; Жеребятьев М.А. Современные общины христианских конфессий в России: сравнительно-социологический анализ. - М., МГУ, 1994 и др.
18 См.: Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения./Информационный бюллетень. ВЦИОМ, 1996. №6.
социально-политических исследований). Социологические срезы мировоззренческих проблем, напрямую связанные с религией, а также исследования по вопросам свободы совести, межрелигиозных и религиозно-конфессиональных отношений и др. проводятся Центром
9П
"Религия в современном обществе" во главе с Мчедловым М.П. (Российский незав