автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Христианско-демократические движения в постсоветской России

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Щипков, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Христианско-демократические движения в постсоветской России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Щипков, Александр Владимирович

Введение.стр.

Первая

глава. Идейные истоки русской христианской демократии.стр.

§ 1. Политизация религии как характерная черта 90-х годов.стр.

§ 2. Исходные религиозные социально-философские доктрины. стр.

§ 3. Неформальное религиозное движение в СССР.стр.

Вторая

глава. Формирование христианско-демократической идеологии.стр.

§ 1. Поиск ценностных приоритетов в политике ("Западники"). стр.

§ 2. Трансформация почвеннических идей ("Патриоты").стр.

§ 3. Роль международных организаций в становлении российских ХДС.стр.

Третья

глава. Тенденции развития христианско-демократических идей.стр.

§ 1. Специфика политизации религиозного сознания сектантов.стр.

§ 2. Перспективы христианской демократии в контексте церковно-государственных отношений.стр.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Щипков, Александр Владимирович

Актуальность темы исследования. Изменение общественных отношений, вызванное сменой государственного устройства России в начале девяностых годов, включало в себя и изменение отношений между государством и религией. Мы стали свидетелями двух встречных процессов - десекуляризации политики и политизации религии. Власть обратила своё внимание на позитивную, объединительную роль церквей, как носителей общемировых ценностей, а церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных задач, которые стоят перед ними.

Либерализация законодательства способствовала включению верующих в активную социальную жизнь. Количественный рост религиозных общин сопровождался ростом благотворительных, учебных и политических организаций, ставящих в основание своей деятельности религиозные нравственные принципы. Эти организации зачастую выбирали автономный способ существования, независимый от сложившихся церковных структур. Вследствие этого формировалась общественная сила, которая занимала пространство между церковью и государством, в какой-то степени выполняя функцию связующего звена.

Наиболее заметным явлением в этом ряду стало политическое объединение христиан, назвавшее себя христианско-демократическим движением. Это движение пыталось вобрать в себя положительный потенциал христианских сил и направить его на служение обществу. Приход в активную политику христиан повышал социальную значимость религии в стране.

Однако, перед христианскими демократами встали трудноразрешимые проблемы идеологического развития и политической практики, которые формировались на фоне общего строительства религиозных и религиозно-государственных отношений. Используя опыт, накопленный европейскими христианскими демократами, достигших значительных успехов в своих странах, русская христианская демократия попыталась адаптировать их применительно к российским условиям. Их опыт представляет собой необходимый объект для исследования, поскольку отдельные его положения в дальнейшем могут сыграть важную роль в формировании и развитии религиозных политических движений в Российской Федерации.

Религиозность населения не только не падает, как предсказывали ещё совсем недавно, но, напротив, растёт, и сегодня ни одно крупное культурное или политическое событие, невозможно понять вне религиозного контекста.

Русская христианская демократия и её взаимодействие с религиозными и государственными структурами, представляют собой целый комплекс неизученных вопросов, которые составляют большую актуальную проблему, разработка которой является потребностью практической политики. Смысл настоящей работы в анализе и объяснении сложившейся уникальной духовно-политической ситуации, выявлении её характерных особенностей.

Состояние научной разработки проблемы. Изучение феномена российской христианской демократии началось практически с момента её возникновения в 1989 году. Первыми исследователями стали сотрудники Информационно-экспертной группы "Панорама" Марина Разорёнова и Владимир Прибыловский. "Панорама" занималась анализом партийного строительства в СССР и уделяла значительное внимание христианскому политическому движению. Материалы публиковались в регулярном бюллетене "Панорама", который выходил с 1989 года до середины 90-х годов, а также в различных справочниках.1 Позже часть сотрудников "Панорамы" основала независимый Институт гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) во главе с В. Игруновым. ИГПИ учредил Архив, в котором специальный фонд аккумулировал документы по истории современной христианской демократии и формированием которого занимались М.А. Разорёнова и A.B. Щипков. Фонд был открыт для всех желающих, и его материалами пользовались как отечественные, так и зарубежные исследователи. Параллельно партийные документы ХДС собирали петербургские социологи из Института социологии РАН и сотрудники Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1990 году последними были опубликованы уставные и иные документы патриотических, националистических, монархических и христианско-демократических организаций.3

1 Словарь оппозиции. - М.:Панорама, 1990. - 52 е.; Владимир Прибыловский. Сто политиков России. - М.гПанорама, 1992. - 37 е.; Владимир Прибыловский. Словарь новых политических партий и организаций России. - М.:Панорама, 1992. - 194 е.; В. Прибыловский, М. Рейтблат. Парламентские партии России. -М.гПанорама, 1995. - 132 е.; М.Разорёнова. РХДД: поиски идентичности // Кентавр. - 1993. - №11

2 Например, сотрудник Академии общественных наук при ЦК КПСС С. Иваненко и сотрудник Оксфордского университета Ричард Саква.

3 Христианские партии и самодеятельные объединения: сборник материалов и документов. - М.:АОН при ЦК КПСС, 1990. - 216 с.

Первым среди академических институтов проблематикой христианской демократии в России занялся Институт философии РАН. В 1992 году Исследовательский центр Л.Н.Митрохина "Философия культуры и религии" организовал в редакции журнала "Вопросы философии" круглый стол, на котором обсуждалась религиозно-политическая деятельность, возникшая в стране. Материалы круглого стола были опубликованы4 и привлекли к данной проблеме широкое внимание, как в академической среде, так и в церковной. Ознакомившись с докладами Л. Митрохина, Д. Фурмана, В. Гараджи, А. Щипкова, С. Филатова и др., председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев) организовал в январе 1993 года конференцию "Христианско-демократические организации в современной России", на которую пригласил руководителей различных христианско-демократических партий для обсуждения возможного сотрудничества. Спустя два года исследовательский центр "Философия культуры и религии" подготовил и издал коллективное исследование "Религия и политика в посткоммунистической России",5 ставшее первым академическим исследованием данной проблемы. В 1993 году Социологический центр Российского научного фонда (директор С.Б. Филатов) приступил к комплексному изучению христианской политической активности в контексте общей религиозной ситуации. Некоторые

4 Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 6-33

5 Религия и политика в посткоммунистической России. - М.:Ин-т философии, 1994. -250 с. результаты этой работы были опубликованы в российских и зарубежных изданиях.6

Работ, посвященных христианской демократии, было написано немного, и они носили либо справочный, либо публицистический характер. Справочные издания "Панорамы" и Академии общественных наук ограничивались сухой информацией, а популярные издания увлекались полемикой.

На сегодняшний день о российской христианской демократии написаны три специальные теоретические работы. Первая (1992) принадлежит автору7 и мы не будем на ней останавливаться, так как данное исследование является её развитием.

Вторая работа (1993) выполнена английским исследователем Ричардом Саквой. Р. Саква описывает возникновение христианско-демократического движения в странах бывшего социалистического лагеря и более подробно останавливается на России. Он считает, что идеологические различия христианско-демократических групп столь незначительны, что их можно рассматривать как единое движение. И далее в своём исследовании описывает это движение, основываясь преимущественно, на программных документах Российского христианского демократического движения, хотя, работая в архиве ИГПИ, имел доступ и к документам

6 См. Религия и права человека. - М., 1996; Religion, State and Sosiety. - Oxford. - 1994, vol. 22, 3.

7 Щипков А. Христианская демократия в России // Религия и политика в посткоммунистической России / под. ред. Л.Н.Митрохина. - М.: Ин-т философии РАН, 1994.-С. 119-186

8 Саква Р. Христианская демократия в России. Пер. с англ. // Социологические исследования. - 1993. - № 4.

Христианско-демократического союза России. На наш взгляд это принципиально неверно. С самого начала российское христианско-демократическое движение двигалось по двум направлениям - в сторону западных традиций христианской демократии и в сторону поиска "русского варианта". Они принципиально расходились взглядами на государственное строительство, роль православной церкви, значение экуменизма и др. Отличались названные организации и качественным составом. В ХДС преобладали протестанты, в РХДД - православные.

Предложенная автором в 1992 году9 классификация христианско-демократического движения на "правое" и "левое" крылья подверглась критике в диссертации Ю. Григорьевой (1996) "Христианская демократия в России: проблемы становления".10 Ю. Григорьева пишет: "Вместе с тем ряд положений выдвигаемых А. Щипковым, вызывает возражения. Прежде всего - деление российской христианской демократии на два основных направления, в русле которых, по убеждению автора, она должна развиваться".11

Нам кажется спорным утверждение, что представители христианско-демократического движения "избираются в

12 парламент" и это служит основанием для вывода о существовании некоторой социальной базы христианской демократии. В данной работе мы документально доказываем, что

9 См. Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 6-33

10 Григорьева Ю.Г. Христианская демократия в России: проблемы становления: Автореф. дис. канд. философ, наук. - 1У1., 1996. - 22 с.

11 Григорьева Ю.Г. Христианская демократия в России: проблемы становления: Автореф. дис. канд. философ, наук. - М., 1996. - С. 7. п Григорьева Ю.Г. Христианская демократия в России: проблемы становления: Автореф. дис. канд. философ, наук. - М., 1996. - С. 18. ни в Верховный совет РФ, ни в Госдуму, в течение всех выборов 90-х годов, ни один член христианско-демократического движения не был избран в качестве христианского демократа. Все они баллотировались от иных демократических партий ("Демократическая Россия" и "Яблоко"), не афишируя свою принадлежность к религиозно-демократическому лагерю.

Ю. Григорьева считает, что в современной России имеются все условия для развития демохристианских объединений, которые "становятся субъектом социального управления, фактором развития политической активности российских граждан".13

Цели и задачи исследования можно сформулировать следующим образом: описав историю современных христианско-демократических партий, собрав, изучив и проанализировав их программные и уставные документы, теоретические труды идеологов и практические шаги лидеров, проанализировать специфику поведения христианской демократии в России, классифицировать её типы, выявить причины её появления, а также возможное развитие сформулированных ею идей.

Перед обществом встаёт проблема формирования нового массового сознания в условиях демократизации общества. Религиозная составляющая этого сознания начинает непосредственно влиять на мировоззрение, культурные и политические установки, отношение к власти и государственному устройству. Данная проблема нуждается в дальнейшем

13 Григорьева Ю.Г. Христианская демократия в России: проблемы становления: Автореф. дис. канд. философ, наук. - М., 1996. - С. 21 осмыслении. Необходимо проанализировать политизированное христианское движение в контексте современных религиозных исканий и определить возможные пути его дальнейшей трансформации.

Научная новизна исследования.

Поскольку все эти процессы исследованы явно недостаточно, то научная новизна диссертационной работы проявляется как в постановке, так и в решении поднятых вопросов. Отличительной особенностью данной работы является то, что в ней осуществлён последовательный анализ возникновения, развития и кризиса христианско-демократических партий на фоне религиозных, идеологических, социальных и политических процессов последнего десятилетия XX века. В диссертации показано, что идеи христианской демократии не обрели сторонников в российском обществе и не завоевали широкой социальной базы. В ходе проведённого исследования было выяснено соотношение власти, церкви и социальной базы христианской демократии. В частности доказывается, что попытка христианских демократов обеспечить себе в обществе нравственную и политическую доминанту, сравнимую с нравственным авторитетом церкви и политическим авторитетом власти, не увенчались успехом вследствие отсутствия социальной базы.

В диссертации впервые изучена степень влияния международных христианско-демократических партий на российскую христианскую политику в контексте соотношения христианско-демократических процессов на Западе и в России.

С учётом современных исторических реалий дан анализ процесса политизации новых, нетрадиционных религиозных образований, которые переняли опыт политической борьбы ХДС для отстаивания своих конфессиональных интересов.

Определены основные векторы развития христианской политики: отказ от межцерковного, "экуменического" партнёрства в деле партийного строительства и размежевание по конфессиональному признаку. В первую очередь этот процесс коснётся, по мнению автора, православия и протестантизма.

Введены в научный оборот новые архивные документы, ранее неизвестные исследователям.

При работе над диссертацией использовались следующие методы исследования:

- интервью с членами христианско-демократических партий и движений; элементы метода включённого наблюдения (регулярное присутствие в качестве наблюдателя на открытых и закрытых партийных мероприятиях)

- экспертные опросы лиц, не являющихся членами христианско-демократических организаций, но включённых в орбиту их деятельности: ближайшее окружение, чиновники, представители средств массовой информации, политические деятели, спонсоры и так далее

- поиск, сбор и анализ документов: партийные газеты и иные издания, публичные выступления, опубликованные интервью, программы и уставы, черновые варианты документов, листовки, публицистические тексты идеологов х/д, аудио и видеозаписи и проч.14

Данные методы позволили накопить источниковую базу, необходимую для анализа христианско-демократического движения и идейно-религиозной ситуации, на фоне которой и неразрывно с которой развивалось христианское демократическое движение.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что его результаты позволяют систематизировать идеологические типы российской христианской демократии, классифицировать их в качестве оригинального направления религиозно-политической мысли, выявить взаимоотношение духовных и политических факторов. Итоги исследования могут быть востребованы для дальнейшей научной разработки данной проблемы, а также служить для ориентации практических работников, сталкивающихся с новыми религиозно-политическими реалиями. Анализ современного состояния идеологических и духовных поисков позволит прогнозировать ближайшее развитие общественно-политической ситуации в сфере религиозно-государственных отношений. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в системе народного образования для преподавания спецкурсов в высшей школе.

14 Собранные документы составили массивный архив по истории христианско-демократического движения в постперестроечной России. Части архива в виде фотокопий хранятся в библиотеке общества Мемориал (дар Института гуманитарно-политических исследований) в Москве и в архиве Института социологии РАН в С-Петербурге. Автор благодарит историка М.А. Разорёнову, принимавшую активное участие в сборе, анализе и классификации уникальных документов.

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертации были изложены в публикациях общим объёмом 20,3 печатных листа:

1. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - 0,3 п.л.

2. Христианская демократия в России // Религия и политика в посткоммунистической России / под. ред. JI.H. Митрохина. - М.: Ин-т философии РАН, 1994. - 3,6 п.л.

3. Политические инверсии религиозного сознания // Христианский вестник. - 1994. - № 1. - 0,4 п.л.

4. Православие и русская христианская демократия // Идеология в России. - СПб.: ОХ, 1995. - 0,3 п.л.

5. Этапы большого пути - от Совета по делам религий до Министерства культов //Логос. - 1995. - № 50. - 0,4 п.л.

6. Рыночное бытие и религиозное сознание // Философия в мире знания, техники и веры. - СПб,: СПбГУ, 1997. - Т. V. - 0,3 п.л.

7. Духовный монетаризм // Санкт-Петербургский университет. -1997.-№8.-0,3 п.л.

8. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России // Истина и жизнь. - 1997. - №№ 5,6,7. - 1,5 п.л. (в соавторстве)

9. Во что верит Россия. Курс лекций. - СПб.: РХГИ. - 1998. - 12 п.л.

10.Red? Brownshirts? Or Whites after all // Bulletin of Christian Demokrat International (Brusselles). - 1992. - № 18. - 0,2 п.л.

11 .Attemps to revive the council for Religious Affairs in Russia // Religion, State and Sosiety (Oxford). - 1993. - vol. 21, 3-4. - 0,8 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Христианско-демократические движения в постсоветской России"

Заключение

В девяностые годы XX века Россия отказалась от идеи массового атеизма и декларировала свободу совести. Религия обрела свободу, но обнаружилась её зависимость от протекающих политических процессов. Приходящие во власть политики искали массовой поддержки и стремились придать своей деятельности вид общественной, защищающей интересы большинства. Групповые идеологические интересы должны были быть представлены всеобщими. Религиозные системы, как правило, имеют общечеловеческий характер, они защищают некие общемировые духовные ценности. Религия, наряду с идеями всеобщего равенства и социальной справедливости, способна придать политической деятельности характер общественного звучания. Начался медленный процесс десекуляризации политики, носящий не глубинный характер, а внешний, прагматичный.

Одновременно, но гораздо интенсивнее, политизировались религиозные организации, ставящие перед собой две задачи: а) выживание за счёт внедрения в общественную жизнь, б) изменение общественного сознания в соответствие с теми или иными религиозными концепциями.

Эти встречные процессы, на стыке которых зародилась христианско-демократическая политика, несмотря на их важность, не были определяющими в формировании общественных отношений в постсоветский период. Поэтому претензии русской христианской демократии сыграть связующую роль между властью, народом и религией были необоснованными. Христианская демократия была одним из ключевых признаков вхождения религии в политику и ей принадлежит заслуга в формулировании определённых принципов участия верующих в общественной и государственной жизни. Христианская демократия растворилась в бурной политике 90-х годов, но её идеи частично были использованы в продолжающемся процессе политизации религии.

Возникновение русской христианской демократии было спровоцировано следующими историческими переменами в жизни российского общества:

- общественным противостоянием государственному атеизму

- общим процессом политизации религии, характерным для 90-х годов

- законодательным утверждением свободы совести.

В качестве идеологической базы русская христианская демократия опиралась на:

- социальное учение католической церкви

- протестантские утопические идеи социальной евангелизации

- либеральную православную богословскую мысль начала XX века

- антикоммунистическую идеологию подпольных христианских организаций

- программные документы западных христианско-демократических партий

В чем же причина исчезновения христианско-демократического движения с политической карты России?

1. Отсутствие в России христианско-демократической политической традиции. Европейские и латиноамериканские христианско-демократические партии прошли несколько важных этапов развития. Сначала возникали клерикальные партии, которые пытались, прежде всего, защитить интересы церкви и верующих. Затем появились партии, которые ставили своей целью справедливое социальное переустройство. Они переживали периоды утопических надежд, связанных с идеей социальной евангелизации, пытались превратить идеал Царства Божьего в некую технологию по "улучшению" капитализма. Позже христианская политика превратилась в явление автономное от церкви и структурировалась как союз различных частей христианского мира, к которому могут примыкать представители иных религий и неверующие. Русская христианская демократия, в силу исторических обстоятельств, вынужденно скопировала последнюю конструкцию, не пережив внутри себя её становление.

2. Отсутствие собственной идеологической доктрины. Политическая идеология может завоевать сторонников только в том случае, если она учитывает специфические национально-государственные особенности и предлагает применительно к этим особенностям некие технологии, способные улучшить жизнь граждан. Христианская демократия не справилась с задачей по созданию оригинальной идеологии -российской и христианско-демократической одновременно. В интервью газете "Невское время"180 один из лидеров ХДС Виталий Савицкий признавался: "Перспектива развития христианской демократии в России нам кажется хоть и реальной, но все же весьма отдаленной. К сожалению, сегодняшнее сознание людей лучше усваивает принципы клерикального подхода".

180 См.: Невское время. СПб., 1992. 4 марта.

3. Отсутствие социальной базы. Массовой опорой христианской демократии в России, учитывая европейский опыт, мог бы стать средний класс. Но его формированию препятствовала экономическая модель, принятая властью. ХДС был вынужден обращаться к неимущим слоям, но те видели в качестве защитника своих интересов КПРФ. Крупная буржуазия ("новые русские") не нуждалась в х/д. Она была заинтересована в прямых контактах с официальными церковными структурами, которые имели влияние на власть. Кроме того, контакты с официальной церковью позволяли зарождающейся буржуазии находить короткий путь в российский истеблишмент, к которому ещё со времён Сталина принадлежал епископат РПЦ МП.

Попытки ХДС опереться на общехристианскую межконфессиональную массу не увенчались успехом, поскольку внутри христианского сообщества обнаружились серьёзные противоречия.

Стремление РХДД объединить под знамёнами христианской демократии государственников не могло воплотиться в жизнь, поскольку для сторонников державной идеи христианство (православие) являлось вспомогательной составляющей. Они охотнее примыкали к коммунистическим или националистическим партиям.

4. Отсутствие поддержки со стороны главенствующей церкви - РПЦ МП. Христианская политика, апеллирующая к религиозным идеалам, могла иметь успех только в том случае, если бы лидеры партий смогли подобрать веские богословские обоснования для занятия политикой. Поскольку эти обоснования были заимствованы в западной идеологии, то они остались чуждыми православным верующим, ориентирующимся на установления собственной церкви, избегавшей официальных суждений по поводу места христианина в обществе. В практических политических действиях церковь контактировала непосредственно либо с властью, либо с партийными структурами, способными влиять на власть. Так как в православии отсутствует социальное учение, увязать православие с понятиями правовой демократии становится почти невозможным. Как следствие - потеря православных в качестве социальной базы христианской демократии.

Этому есть эквивалент в массовом сознании, где приверженность демократическим принципам отрицательно сочетается с православной церковностью. В такой ситуации христианские демократы оказываются перед дилеммой - если они по своим настроениям, прежде всего, демократы, они, как организации первой из рассмотренных нами групп быстро утрачивают свою христианско-православную специфику. Наоборот, если они, прежде всего, православные, то, как РХДД, постепенно утрачивают демократические ориентации, становясь одной из национально-государственных партий, для которых христианская церковь - инструмент для сохранения национального государства.

На обоих путях специфически христианский характер этих партий теряет свою содержательность, а размытость позиций не позволяет очертить определенную базу, что приводит к фактическому отсутствию собственного потенциального избирателя, ориентированного непосредственно на русскую христианскую демократию.

В результате, идеи христианской демократии, по пути их распространения от центра к регионам, распадались на составные части, искажались и становились уделом маргинальных политических образований, инспирированных нетрадиционными религиями. В центре же возникли новые тенденции, и политизация религии продолжилась по конфессиональному признаку. К концу 90-х годов начался процесс структурирования политических протестантских и православных организаций.

Возникновение в будущем русского варианта христианской демократии теоретически возможно в одном единственном случае - если Русская православная церковь адаптирует и переработает опыт католической социальной доктрины и опыт протестантской социальной евангелизации и сформулирует собственное социальное учение, обращённое к мирянам. Только православное социальное учение способно придать легитимный статус идеям христианской демократии в глазах российского общества. Если священноначалие РПЦ будет поддерживать идеи монархии или симфонии с меняющейся властью, то у христианской демократии в России будущего нет, поскольку в основе религиозной политики любого направления лежит комплекс идей, "освящённых" церковью.

 

Список научной литературыЩипков, Александр Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аксючиц В.В. Мироправители тьмы века сего. М.: Выбор, 1994. Аксючиц В.В. Интервью // Век XX и мир. - 1990. - № 6 Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс-Москва: Весть, 1992.

2. Амплеева A.A. Российская христианская демократия // Политические партии и движения. Христианско-демократическое движение в Европе: Реферативный сборник. М., 1994. - С. 164184.

3. Амплеева A.A. ХД. Перед Богом, собой и обществом // Деловой мир. -1991.-6 сентября.

4. Анищенко Г.А. Путь к истине. // Правда. 1992. - 7 янв. Баркашов А.П. Азбука русского националиста. - М.: Слово-1, 1994.

5. Берри Г. Дж. Во что они верят. М.: Духовное возрождение, 1994. Бобров М. Христианская демократия в России: останется ли она политической экзотикой или станет серьёзной силой? // Истина и жизнь. - 1994. -№ 11.

6. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991.

7. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. -Киев: Лыбидь, 1991.

8. Буркин А.И. Россия православная. Начало. М.: Купина, 1997. Быструшкин К. Аркаим. // Урал. - Екатеринбург, - 1996. -№ 1

9. Быть русским. / Сост. В. Михайлов, СПб.: Партия православного возрождения, 1998.

10. Величко О.И. Политический католицизм и рабочее движение в Австрии. М.: Наука, 1985

11. Верховский А., Прибыловский В. Русское национальное единство: история, политика, идеология. М.: Панорама, 1997. Видеманн В.В. Знаки империи. - Берлин: Институционалистское общество, 1995.

12. Видеманн В.В. Единая Европа: проблемы и перспективы. -Берлин: Институционалистское общество, 1997. Возрождение России. Христианская демократия и просвещённый патриотизм. / Сост. В. Аксючиц. М.: Выбор, 1993.

13. Гайдук В.П. Христианская демократия в Италии. М.: Наука, 1985.

14. Головатенко А. Христианство и социализм. // Независимая газета. 1992, - 3 дек.

15. Григорьева Ю.Г. Христианская демократия в России: проблемы становления: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1996. - 22 с. Григулевич И.Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. М., 1972.

16. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". М., 1983. Гоббс Томас. Богово и кесарево. Подчинение религии государственной власти. // Религия и общество. - М.: Аспект пресс, 1996. С. 25-28

17. Государственно-церковные отношения в России. / Отв. ред. Ф.Г.

18. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук, М.: Российскаяакадемия госслужбы при президенте РФ, 1996.

19. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Ленинград: ЛГУ,1991.

20. Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационная теория вселенной. Научная религия. СПб.: изд-во "ИНТАН", 1997. Дианин А.К. Россия и католичество: исторические и духовные соображения. Хельсинки: Самиздат (Opus Dei), 1994. Собрание автора.

21. Дианин А.К. Социальное учение католической церкви. -Хельсинки: Самиздат (Opus Dei), 1994. Собрание автора. Домнич М.Я. Очерки истории христианского синдикализма. М., 1976.

22. Егоров А. ХДС вместо КПСС? // Литератор. -1991. № 26. Иваненко С.И. Трофимчук Н.А. Религиозные самодеятельные объединения в наши дни. - М.: Знание, 1990. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX -начало XX вв. - М.: Наука, 1991.

23. Кальдера Рафаэль. Специфика христианской демократии. -Bruxelles, 1992

24. Каннингем Джемс. С надеждой на собор. London: Overseas Publications Interchage Ltd, 1990.

25. Кисовская H.K. Социальная политикахристианско-демократической партии Италии: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1969.

26. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965.

27. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М.: Наука, 1969.

28. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.

29. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М.: Политическая литература, 1974.

30. Ковалевский H.A. Эволюция социальной доктрины церкви. М., 1974.

31. Козлов С.Д. Общественные объединения, политические партии и КПСС: достижимо ли согласие? М.: Академия общественных наук ЦК КПСС, 1991.

32. Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре. М.: Богородичный центр, 1993.

33. Крахмальникова З.А. Двойники (о ХДС). // Столица. 1993. - № 50.

34. Лошакова И.Л. Динамика изменений духовной ориентации общества в период 1961-1985 гг. Пермь, 1992. Мазер Вернер. Биография: Гельмут Коль. - М.: Новости, 1993. Маркевич С. Современная христианская демократия: пер. с пол. М„ 1982.

35. Митрохин Л.Н. Религиозные "культы" в США. М., 1984. Митрохин Л.Н. Религии "нового века". - М., 1985. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., 1993. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: РХГИ, 1997.

36. Михайлова Л.В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. М.: Наука, - 1980.

37. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

38. На пути к свободе совести. / Общ. ред. Фурман Д.Е. М.: Прогресс,1989.

39. Обер Роже. Социальное христианство. М.: Наука, 1970. Огородников А.И. Любовь, свобода, солидарность. // Наука и религия. - 1993. - № 3.

40. Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов. -Одесса, 1992.

41. Очерки российской политики. / Сост. В.Гельман, М.: ИГПИ, 1994.

42. Папини Роберто. Интернационал христианской демократии. -СПБ.: Невское время, 1992.

43. Подмаско В.Б. О перспективах Христианской демократии в России. 1996. Самиздат. Собрание автора.

44. Подмаско В.Б. Коммунистический тоталитаризм и христианство. 1996. Самиздат. Собрание автора.

45. Подберезский И.В. Быть протестантом в России. М.:Институт религии и права, 1996.

46. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.

47. Полосин В. Доклад на Учредительном съезде РХДД. / РХДД: Сборник материалов и документов. М.: Выбор, 1990. - С. 12 - 15 Поташинская H.H. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. - М.: Наука, 1979.

48. Прибыловский В. Словарь оппозиции. М.: Панорама, 1990. Прибыловский В. Сто политиков России. - М.: Панорама, 1993. Прибыловский В., Рейтблат М. Парламентские партии России. -М.: Панорама, 1995.

49. Прибыловский В. Русские национал-патриотические организации.- М.: Панорама, 1995

50. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975 Разорёнова М.А. РХДД: поиски идентичности // Кентавр. - 1993. -№11

51. Религиозные объединения РФ. / Сост. С.И. Иваненко и др., М.: Республика, 1996.

52. Религия и политика в посткоммунистической России: Сб. науч. тр. /Институт философии РАН/Отв. ред. JI.H. Митрохин. -М.: Институт философии РАН, 1994.

53. Религия и демократия. / Общ. ред. Филатов С.Б., Фурман Д.Е. -М.-.Прогресс, 1993.

54. Религия и права человека. / Общ. ред. Филатов С.Б. М.: Прогресс, 1996.

55. Ротт В.А. ХДС: жить не по злу. // Диалог. 1990. № 10. Савицкий В.В. Интервью с председателем РХДС. // Невское время. - 1992. - 4 марта.

56. Савицкий В.В. Духовное согласие граждан ради блага России. // Российская Федерация. - 1994. - № 14. Савицкий В.В. Рука помощи, которая не дрогнет. // Смена.- 1994.-Зсент.

57. Суриков И. Аксючиц и Астафьев теряют сторонников // Независимая газета. 1992. - 3 июня

58. Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии. -М, 1969

59. Шейман М.М. Христианский социализм. М., 1969. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943 1964 годах. - СПб.: ДЕАН+АДИА-М, 1995. Штраус Ф-И. Политическая философия ХСС. // Вопросы философии. - 1988. - № 10.

60. Щипков A.B. "Рыночное бытие и религиозное сознание". // Философия в мире знания, техники и веры СПб.: СПбГУ, - 1997. - Т. V. - С. 474-476

61. Щипков А. В. Религия и политика в посткоммунистической России (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. -№7. - С. 16-22

62. Щипков А. Интервью с Генеральным секретарём ИХД А. Луи. // Нива. (СПб). 1991. -№ 11

63. Щипков А. В. Политические инверсии религиозного сознания // Христианский вестник. 1994. - № 1. - С.ЗЗ - 37 Щипков A.B. Огородников и другие: как это было. // Истина и жизнь. - 1998. - № 8. - С. 6-14

64. Щипков A.B. ХДС и РПЦ. // Независимая газета. 1993. - 1 июля. Щипков A.B. Митрополит Иоанн испытует христианских демократов. // Смена. - 1994. - 2 ноября.

65. Щипков A.B. РХДС: Самосвяты в Думе. // Смена. 1994. - 13 мая.

66. Щипков A.B. Христианская демократия напрокат. // Смоленские новости. 1994. - 8 июня.

67. Щипков A.B. Можно ли оправдать "христианскую" политику. // Смена. 1995. - 19 мая.

68. Щипков A.B. Памяти христианской демократии. // Церковно-общественный вестник. 1997. - № 25. (приложение к "Русской мысли" №4193, 16.10.97)

69. Щипков A.B. Религия и политика в современной России (круглый стол) // Независима газета. 1998. - 23 января. Экман Ульф. Доктрины. Основы христианского вероучения. - М.: Слово жизни, 1996.

70. Эллис Джейн. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. London: Overseas Publications Interchage Ltd, 1990. Якунин Г., Савицкий В. Христианские демократы на политическом ландшафте России. - М.: Самиздат, 1993. Собрание автора.

71. Bigo P. La doctrine social de l'ñglise a travers les catholique. -Montmal-Paris, 1970.

72. Chipkov Alexandr. " Red? Brownshirts? Or Whites after all // Bulletin of Christian Demokrat International Belgique - Brusselles - 1992, 18. Chipkov Alexandr. "Russie: la liberte religieuse menacee" // La Reforme - Parie - 14.09.1993

73. Grundsatzprogramm der Christlich Demokratischen Union

74. Deutchlands. Bonn: CDU. - 1978

75. Gotto Klaus. Konrad Adenauer. Bonn: Aktuell, 1992.

76. Jung Winfried. L'ñconomique pour les pays en voie de dñveloppement.- Sankt Augustin, 1990.

77. Porteiii H., Jansen T. La dñmocratie chmtienne. Force internationale. -Nanterre, 1986

78. Shchipkov Aleksandr. "Some Observations on Orthoxy and Christian Democracy" // Religion, State and Sosiety England - Oxford - 1994, vol. 22, 3.

79. Периодические издания Антирелигиозник, 1926-1929.

80. Бюллетень христианской общественности, 1987-1988 (самиздат).

81. Вопросы философии, 1992 1999.

82. Вестник христианской демократии, 1990.

83. Вестник христианского информационного центра, 1990.1. Выбор, 1990- 1992.1. Диспут, 1992.

84. Императив, 1996-1999. Московские новости. 1990-1996. Наука и религия, 1988-1999. Нива. 1991.

85. Официальная хроника, 1992-1993. Путь, 1990- 1995. Протестант, 1993 1994. Рыцарь веры, 1992-1996. Религия и право, 1997-1999.

86. Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень, 1994 1995

87. Религия в СССР и современном мире. Информационный бюллетень, 1990- 1991.

88. Слово. Информационный листок Смоленской группы РХДД. 1991 -1992 (самиздат). Утренняя звезда, 1917. Христианская газета, 1995.

89. Христианская демократия (Брюссель), 1989 1992. Христианский вестник, 1993.

90. Христианское информационное агентство (бюллетень), 1991 -1992.

91. Юсмалос, 1992-1994. Bulletin РРЕ, 1991 1992.

92. Bulletin of Christian Demokrat International, 1990 1992. Cahiers pour demain, 1990. DC Info, 1990.1. Документы и публикации

93. Анищенко Г. Интервью с членом Думы РХДД. Москва. 18.08.91. аудиозапись. Машинопись. Собрание автора Антони де Меус. Речь на конференции "ХД сегодня" // Сборник документов конференции "ХД сегодня". СПб., 16 мая 1992 г. Архив РХДС.

94. Антони де Меус. Состояние христианской демократии в Восточной Европе. Аналитическая записка для Интернационала ХД. 1990. Не опубликована. Архив РХДС.

95. Будущее принадлежит Движению за духовную культуру. Письмо-листовка клуба "Теург". Елец. 15 июня 1992 года. Собрание автора Декларация Союза православных граждан. //Императив. 1998. -№ VI. - С. 17

96. Заявление Рязанского РХДД. 12 февраля 1992 г. Архив Рязанского РХДС

97. Заявление ряда коллективных членов движения Демроссия // Путь. 1991. -№ 4.

98. К соборному единству. Программное заявление Союза православных граждан. Москва, 1998. Машинопись. Собрание автора.

99. Корень Р.В. Какая партия нужна казакам? Письмо-манифест А. Щипкову. Краснодар. 1999. Собрание автора. Лозинский В. Интервью с председателем Рязанского ХДС. 9 октября 1992 г. Аудиозапись. Машинопись. Не опубликовано. Собрание автора

100. Манифест Российской христианской демократии. Самиздат. 1994. Собрание автора.

101. Обращение ХДС в Думу РХДД // Путь. 1991. - № 4 Организация работы секретариата партии парламентского типа. Стенограмма семинара. Петербург. 19-20 сентября 1992 г. Не опубликовано. Собрание автора

102. Открытое письмо ХДС СПб участникам семинара "Демократия и Церковь в конце XX века". СПб., 1994. Собрание автора. Отчётная конференция ХДС СПб. СПб.: Самиздат, 1993. Собрание автора.

103. Партия Перуна. Программа. Челябинск. 1999. Машинопись. Собрание автора.

104. Программа Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа. 1963. Машинопись. Архив Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ). Москва. Программа Партии православного возрождения // Императив. -1997.-№ III.-С. 18-25

105. Программа партии "Северная звезда" секты контактёров. Машинопись. 1995. Собрание автора.

106. Потапов И. Христианство и политика. 1994. Машинопись. Не опубликовано. Собрание автора.

107. Принципиальная программа РХДС // СПб.: ксероксное издание РХДС. 1992.

108. Постановление Думы РХДД от 19.03.92 // Путь. 1992. - № 3.

109. Письмо В. Аксючица Генеральному секретарю ИХД Андре Луи.

110. Ю4/19 от 12 февраля 1991 г. Архив РХДД

111. Постановление Думы РХДД № 610-513/41 о принятии ХДСР вдвижение РХДД. М., 23.07.91. Собрание автора.

112. Резолюция митинга христианской общественности Ленинграда от27 мая 1990 года. СПб.: Самиздат, 1990. Собрание автора.

113. Религия и закон: сборник правовых актов с комментариями. / сост. А.О. Протопопов, М.: Паллада, 1996.

114. РХДД. Декларация по текущему моменту. Август 1991. Собрание автора.

115. Стенограмма И-го съезда Демроссии. 1991. Архив ИГПИ. Устав РХДД. - 1990. Архив ИГПИ

116. Устав Интернационала христианской демократии. 1991. Архив РХДС

117. Устав Российской ассоциации евангельских христиан церквей веры. 1998. Собрание автора.

118. Устав. Программные принципы ХДС Христиане России. - СПб, 1996.

119. Устав христианско-демократического союза Ленинграда. Ленинград, 1990. Собрание автора.

120. Факсимильное письмо 09.03.1990 от Андре Луи, Генерального секретаря ИХД для Александра Огородникова, Президента ХДС России. Архив ХДСР

121. Христианские партии и самодеятельные объединения: Сборник материалов и документов./Сост. С.И.Иваненко, Ю.Б.Пищик, Н.А.Трофимчук. М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, - 1990.

122. Христианско-демократический союз России. (Сборник документов). London.: Overseas Publication Interchange Ltd. -1990.

123. ХДСР. Обращение к христианам России (проект). 1990. Не опубликован. Собрание автора.

124. Христианский Социальный Союз. Программа. 1990. Не опубликована. Собрание автора.

125. Христианство. Демократия. Россия. Аудиозапись и стенограмма конференции. Москва. Ноябрь 1991 г. Не опубликовано. Собрание автора.

126. Христианская демократия сегодня. Аудиозапись и стенограмма конференции. СПб., 16 мая 1993 года. Собрание автора. Чуев А. Интервью с председателем РХДП. 1991. Аудиозапись. Машинопись. Не опубликовано. Собрание автора.